» »

Какие свойства или состав воздуха важны

17.06.2018

Урок окружающего мира. 4 класс. 26.11.2014

Учитель: Макарова Е.В. МОАУ СОШ №16.

Тема: Как человек использует свойства воздуха.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цели и задачи :

Образовательные:

Сформировать понятие о воздухе: его составе и свойствах;

Рассмотреть примеры использования человеко воздуха.

. Метапредметные:

Развивать умение наблюдать, проводить опыты, наблюдать за ходом и результатами опыта; выводы и умозаключения;

- развивать интерес к предмету;

Создавать условия для высказывания аргументированного мнения;

Развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

обобщать полученную информацию в виде кластера;

Воспитывать коммуникативные умения, культуру повеления.

Личностные:

Формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, в группах;

Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы.

- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь

Ведущий вид деятельности: продуктивный

Методы работы: деятельностный метод, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические (опыты)

Формы работы: фронтальная, групповая (дети рассажены по группам), самостоятельная.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий опытно-поисковой работой.

Педагогические технологии:

Деятельностный метд обучения;

Объяснительно – иллюстративного обучения;

Педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

ИКТ - технология (презентация).

Материал к занятию: Учебник «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс.» А.А.Вахрушев

Оьорудование:

1. Презентация к уроку

2. Веер, банка и стакан с водой, шприц, пустой пакет, шарики.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 минуты)

Проверка домашнего задания.

Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира.

Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем!

Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется человеком и до сих пор не закончилось? (вода)

Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально):

Как называется водная оболочка земли?

Какую роль играет вода в жизни живых организмов?

Назовите основные свойства воды.

Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?

Почему гайка, опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?

Где человек использует выталкивающее свойство воды?

Какое свойство воды используется при стирке?

Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?

Какое свойство воды используется в паровом двигателе?

Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.

Индивидуально на карточках:

Соедините с помощью стрелок свойства воды и способы их использования.

Текучесть Паровой двигатель

Обладает выталкивающей силой Подслащивание пищи

Свойство сообщающихся сосудов Водяное колесо, турбина электростанции

Расширяется при нагревании Изобретение кораблей

Растворитель Водопровод

2. Актуализация знаний, фиксация затруднения, постановка целей урока.

Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты)

Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не закончилось? (воздух)

Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: Как человек использует воздух и свойства воздуха.

Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить. Можете ли сразу дать полный развернутый ответ?

Каковы будут цели урока?

Цели урока: 1) Узнать (повторить), что такое воздух, его использование.

2) Узнать (повторить) свойства воздуха и их применение человеком.

Какой предложите план работы над темой?

1) Вспоминаем то, что знаем

2) Опыты, наблюдения – сводная таблица

3) Выводы

3. Реализация проекта выхода из затруднения (7 минут)

- Вспоминаем то, что знаем:

Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)

Что такое воздух? (смесь газов)

Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему?

Как используют воздух животные и растения? (все живые организмы дышат, используя кислород воздуха)

Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород)

Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок)

Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения; благодаря озоновому слою, защищает от губительных ультрафиолетовых лучей).

Какие свойства воздуха вы уже знаете? (без вкуса, без цвета, без запаха)

Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место? Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы, представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет). Предположите, как их можно использовать при доказательстве.

Опыт 1.

Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение)

Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые есть на парте у каждого? (помахать тетрадью) - почувствовали

- При движении, воздух – осязаем.

Опыт 2.

Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой.

Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол)

Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана, поднялся над поверхностью воды)

Опыт 3.

Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух.

Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постоянной формы и стремиться заполнить весь доступный ему объем.

Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер? (ветер – это перемещение воздуха)

Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе?

(ветер надувает паруса - уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах, ветряные мельницы, ветряные двигатели электростанций – самый чистый способ получения электроэнергии)

- таблица

Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра человеком.

Кто помнит: как возникает ветер? (ветер перемещается из менее теплых областей в более теплые.

Вспомните свои наблюдения как вы когда-нибудь сидели у костра. Что делает теплый воздух от костра с легкими частицами пепла? (поднимает их вверх)

Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из менее нагретого участка к более нагретому.

Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки, почему? (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения)

Мы поговорили о поведении теплого и холодного воздуха. А с каким свойством воздуха это связано, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?

(при нагревании - расширяется, при охлаждении - сжимается)

Опыт 2.

Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и зафиксировала его дома по причине ограниченности времени на уроке.

На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик. Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время, причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик. Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик начал сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх. При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица

Кто догадается, как еще люди научились использовать свойство теплого воздуха подниматься вверх? (воздушные шары) - таблица

Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные шарики, наполненные водородом улетают в небо. какая сила заставляет более легкие, чем воздух предметы, подниматься вверх?

(выталкивающая сила) – таблица

Началом эры воздухоплавания можно считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце Х IX века изобретатели сконструировали летательные аппараты, которые могли передвигаться с помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли, заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль, построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов

Опыт 3.

Бросить листик бумаги в воду.

Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды?

(воздух – менее плотное вещество, малая плотность) – таблица

Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли опереться на воздух, при каких условиях?

(увеличить площадь опоры, уменьшить вес, развить большую скорость)

Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость передвижения в воздухе становится менее ограничена.

Как, по-вашему, человек научился использовать низкую плотность воздуха? (самолеты, вертолеты, ракеты – перемещение на значительные расстояния с большой скоростью)

Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня. Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году. Люди научились использовать само воздушное пространство.

Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты?

Используйте свой жизненный опыт , предположите. Как моя кофточка может быть связана с темой урока?

( воздух плохо проводит тепло- низкая теплопроводность) – таблица

Какое утверждение, по-вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда нагревается от тела?

Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную кофточку. Шерстяные вещи, пуховики, шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную прослойку. которая не дает телу терять тепло. Таблица – шерстяные вещи.

Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна)

(двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить тепло в домах) - таблица

Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и

провести для этого такой опыт:

Опыт 4. (проводит ребенок у доски)

Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух. Сделайте вывод.

(Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объем.)

Такое свойство называется – упругость – таблица.

Где можно использовать упругость накачанного воздуха?

(надувные матрацы, автомобильные шины, мячи) - таблица

Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха у нас получилась.

К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства воздуха, но и газы, входящие в его состав.

- Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и углекислого газа входят в состав воздуха.

Работа в группах.

Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха. Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь, объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о готовности.

Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха?

Азот – азотные удобрения

Кислород – используют для сварки

Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку

Водородом наполняют воздушные шарики

Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха?

(силу ветра, свойства и состав воздуха)

5. Первичное закрепление во внешней речи . Включение в систему знаний.

(2 минуты)

Чтобы проверить как вы усвоили материал, предлагаю ответить на мои вопросы, сыграв в игру «Что бы было на Земле, если бы воздух … не был упругим?

Если бы воздух не перемещался, не было бы ветра?

Если бы воздухе не было углекислого газа?

Если бы воздух был более плотным, чем есть?

Если бы в воздухе не было кислород?

Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета? Парашюта?

Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие температуру тела и печи)

Работа в тетради (при наличии времени)

Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения:

Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) –

парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары

Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону . (3 минуты)

Работа в тетради. Стр. 34. № 2

Напишите какие свойства воздуха используют

Вертолет

плотность

Двойное остекление

низкая теплопроводность

Растение

наличие в воздухе углекислого газа

Ракета

плотность

Надувной матрац

упругость

Костёр

наличие в воздухе кислорода

Проверьте свою работу по эталону.

У кого получилось без ошибок?

У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия? (внимательно прочитать, разобраться с материалом учебника дома)

7. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты)

Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать, как человек использует воздух)

Достигли ли цели? Докажите:

Что кроме свойств воздуха научились использовать люди? (воздушное пространство, силу ветра, составные части воздуха)

Какие свойства воздуха запомнили?

Кто доволен уроком и собой на уроке?

У кого мои вопросы еще вызывали затруднения? - внимательно поработать дома

Кто очень доволен и уроком и собой?

Спасибо за урок. Спасибо за внимание.

Или блиц-опрос:

Что такое воздух?

Какие газы входят в состав воздуха

Имеет ли воздух определенную форму и объем

Как называется воздушная оболочка земли

Что использовали люди в древности для путешествий на парусниках по морям

Что делает воздух при нагревании

Почему не падают самолеты. Вертолеты

Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, мячах

Какой газ используют при производстве газировки

Сколько человек может прожить без воздуха

Воздуха на земле много, всем хватит, о нем не стоит заботиться

Опыт 6. Воздух имеет вес, массу.

Возьму 2 одинаковых шарика. Один из шариков – надут воздухом, другой – нет. Оба шарика привязаны к концам палочек. Положу палочку с не надутым шариком на край стола так, чтобы он находился в равновесии. Помечу место пересечения со столом. Точно так же положу палочку с надутым шариком. Что произошло? (надутый шарик с воздухом перевесил)

- Следовательно?...(воздух имеет вес, массу)

- Если воздух имеет вес, значит он давит на Землю.

- Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления (если на тебя давят, хочется убежать, уйти в область менее сильного давления). Область высокого давления обычно наблюдается в области с холодными воздушными массами, а низкое – с теплыми.

Личностные:

осознанное

отношение

к учению

Познавательные:

Сравнение

Синтез

Структуриро

Вание знаний

Выдвижение

гипотез

Познават-е:

Постановка

проблемы

Выдвижение

гипотез

Регулятивные:

Целеполагание

Планирование

Знаково-

символическое

моделирование

Познавательные:

Структуриро-

вание знаний

Выдвижение

гипотез

Познавательные:

Структуриро-

вание знаний

Регулятивные:

Контроль

Оценка

Коррекция

Волевая

саморегуляция

Коммуника-

тивные:

Выражать

свои мысли

в партнерстве

Регулятивные:

Волевая

саморегуляция

Самооценка

Познавательные:

Рефлексия

познавательного

процесса

Регулятивные:

Волевая

Саморегуляция

Контроль,

Самооценка

Познавательные:

Рефлексия

познавательного

процесса

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 минуты)

Проверка домашнего задания.

Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира.

Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем!

Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется человеком и до сих пор не закончилось? (вода)

Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально):

Как называется водная оболочка земли?

Какую роль играет вода в жизни живых организмов?

Назовите основные свойства воды.

Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?

Почему гайка, опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?

Где человек использует выталкивающее свойство воды?

Какое свойство воды используется при стирке?

Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?

Какое свойство воды используется в паровом двигателе?

Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.

Индивидуально на карточках:

Соедините с помощью стрелок свойства воды и способы их использования.

Текучесть Паровой двигатель

Обладает выталкивающей силой Подслащивание пищи

Свойство сообщающихся сосудов Водяное колесо, турбина электростанции

Расширяется при нагревании Изобретение кораблей

Растворитель Водопровод

2. Актуализация знаний, фиксация затруднения, постановка целей урока.

Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты)

Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не закончилось? (воздух)

Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: Как человек использует воздух и свойства воздуха.

Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить. Можете ли сразу дать полный развернутый ответ?

Каковы будут цели урока?

Цели урока: 1) Узнать (повторить), что такое воздух, его использование.

2) Узнать (повторить) свойства воздуха и их применение человеком.

Какой предложите план работы над темой?

1) Вспоминаем то, что знаем

2) Опыты, наблюдения – сводная таблица

3. Реализация проекта выхода из затруднения (7 минут)

- Вспоминаем то, что знаем:

Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)

Что такое воздух? (смесь газов)

Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему?

Как используют воздух животные и растения? (все живые организмы дышат, используя кислород воздуха)

Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород)

Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок)

Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения; благодаря озоновому слою, защищает от губительных ультрафиолетовых лучей).

Какие свойства воздуха вы уже знаете? (без вкуса, без цвета, без запаха)

Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место? Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы, представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет). Предположите, как их можно использовать при доказательстве.

Опыт 1.

Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение)

Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые есть на парте у каждого? (помахать тетрадью) - почувствовали

- При движении, воздух – осязаем.

Опыт 2.

Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой.

Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол)

Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана, поднялся над поверхностью воды)

Опыт 3.

Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух.

Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постоянной формы и стремиться заполнить весь доступный ему объем.

Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер? (ветер – это перемещение воздуха)

Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе?

(ветер надувает паруса - уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах, ветряные мельницы, ветряные двигатели электростанций – самый чистый способ получения электроэнергии)

- таблица

Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра человеком.

Кто помнит: как возникает ветер? (ветер перемещается из менее теплых областей в более теплые.

Вспомните свои наблюдения как вы когда-нибудь сидели у костра. Что делает теплый воздух от костра с легкими частицами пепла? (поднимает их вверх)

Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из менее нагретого участка к более нагретому.

Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки, почему? (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения)

Мы поговорили о поведении теплого и холодного воздуха. А с каким свойством воздуха это связано, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?

(при нагревании - расширяется, при охлаждении - сжимается)

Опыт 2.

Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и зафиксировала его дома по причине ограниченности времени на уроке.

На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик. Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время, причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик. Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик начал сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх. При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица

Кто догадается, как еще люди научились использовать свойство теплого воздуха подниматься вверх? (воздушные шары) - таблица

Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные шарики, наполненные водородом улетают в небо. какая сила заставляет более легкие, чем воздух предметы, подниматься вверх?

(выталкивающая сила) – таблица

Началом эры воздухоплавания можно считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце ХIX века изобретатели сконструировали летательные аппараты, которые могли передвигаться с помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли, заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль, построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов

Опыт 3.

Бросить листик бумаги в воду.

Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды?

(воздух – менее плотное вещество, малая плотность) – таблица

Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли опереться на воздух, при каких условиях?

(увеличить площадь опоры, уменьшить вес, развить большую скорость)

Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость передвижения в воздухе становится менее ограничена.

Как, по-вашему, человек научился использовать низкую плотность воздуха? (самолеты, вертолеты, ракеты – перемещение на значительные расстояния с большой скоростью)

Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня. Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году. Люди научились использовать само воздушное пространство.

Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты?

Используйте свой жизненный опыт , предположите. Как моя кофточка может быть связана с темой урока?

(воздух плохо проводит тепло- низкая теплопроводность) – таблица

Какое утверждение, по-вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда нагревается от тела?

Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную кофточку. Шерстяные вещи, пуховики, шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную прослойку. которая не дает телу терять тепло. Таблица – шерстяные вещи.

Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна)

(двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить тепло в домах) - таблица

Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и

провести для этого такой опыт:

Опыт 4. (проводит ребенок у доски)

Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух. Сделайте вывод.

(Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объем.)

Такое свойство называется – упругость – таблица.

Где можно использовать упругость накачанного воздуха?

(надувные матрацы, автомобильные шины, мячи) - таблица

Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха у нас получилась.

К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства воздуха, но и газы, входящие в его состав.

- Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и углекислого газа входят в состав воздуха.

Работа в группах.

Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха. Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь, объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о готовности.

Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха?

Азот – азотные удобрения

Кислород – используют для сварки

Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку

Водородом наполняют воздушные шарики

Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха?

(силу ветра, свойства и состав воздуха)

5. Первичное закрепление во внешней речи . Включение в систему знаний.

(2 минуты)

Чтобы проверить как вы усвоили материал, предлагаю ответить на мои вопросы, сыграв в игру «Что бы было на Земле, если бы воздух … не был упругим?

Если бы воздух не перемещался, не было бы ветра?

Если бы воздухе не было углекислого газа?

Если бы воздух был более плотным, чем есть?

Если бы в воздухе не было кислород?

Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета? Парашюта?

Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие температуру тела и печи)

Работа в тетради (при наличии времени)

Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения:

Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) –

парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары

Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону . (3 минуты)

Работа в тетради. Стр. 34. № 2

Напишите какие свойства воздуха используют

Вертолет

плотность

Двойное остекление

низкая теплопроводность

Растение

наличие в воздухе углекислого газа

плотность

Надувной матрац

упругость

наличие в воздухе кислорода

Проверьте свою работу по эталону.

У кого получилось без ошибок?

У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия? (внимательно прочитать, разобраться с материалом учебника дома)

7. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты)

Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать, как человек использует воздух)

Достигли ли цели? Докажите:

Что кроме свойств воздуха научились использовать люди? (воздушное пространство, силу ветра, составные части воздуха)

Какие свойства воздуха запомнили?

Кто доволен уроком и собой на уроке?

У кого мои вопросы еще вызывали затруднения? - внимательно поработать дома

Кто очень доволен и уроком и собой?

Спасибо за урок. Спасибо за внимание.

Или блиц-опрос:

Что такое воздух?

Какие газы входят в состав воздуха

Имеет ли воздух определенную форму и объем

Как называется воздушная оболочка земли

Что использовали люди в древности для путешествий на парусниках по морям

Что делает воздух при нагревании

Почему не падают самолеты. Вертолеты

Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, мячах

Какой газ используют при производстве газировки

Сколько человек может прожить без воздуха

Воздуха на земле много, всем хватит, о нем не стоит заботиться

Опыт 6. Воздух имеет вес, массу.

Возьму 2 одинаковых шарика. Один из шариков – надут воздухом, другой – нет. Оба шарика привязаны к концам палочек. Положу палочку с не надутым шариком на край стола так, чтобы он находился в равновесии. Помечу место пересечения со столом. Точно так же положу палочку с надутым шариком. Что произошло? (надутый шарик с воздухом перевесил)

- Следовательно?...(воздух имеет вес, массу)

- Если воздух имеет вес, значит он давит на Землю.

- Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления (если на тебя давят, хочется убежать, уйти в область менее сильного давления). Область высокого давления обычно наблюдается в области с холодными воздушными массами, а низкое – с теплыми.

Тема: Неживая природа

Урок: Свойства воздуха

Повторим те свойства воздуха, о которых мы узнали на предыдущих уроках: воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.

В жаркий день оконное стекло прохладное наощупь, а подоконник и предметы стоящие на нем - теплые. Так происходит потому, что стекло - прозрачное тело, которое пропускает тепло, но само не нагревается. Воздух тоже прозрачен, поэтому хорошо пропускает солнечные лучи.

Рис. 1. Оконное стекло проводит солнечные лучи ()

Проведем несложный опыт: перевернутый вверх дном стакан опустим в широкий сосуд, наполненный водой. Мы почувствуем легкое сопротивление и увидим, что вода не может заполнить стакан, потому что воздух, находящийся в стакане, не “уступает” своего места воде. Если слегка наклонить стакан, не вынимая его из воды, из стакана выйдет воздушный пузырь, и часть воды войдет в стакан, но даже в таком положении стакана вода не сможет заполнить его полностью.

Рис. 2. Пузырьки воздуха выходят из наклоненного стакана, уступая место воде ()

Так происходит потому, что воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире.

Используя это свойство воздуха, человек научился работать под водой без специального костюма. Для этого был создан водолазный колокол: под колокол-колпак, изготовленный из прозрачного материала, становятся люди и необходимое оборудование и колокол опускается при помощи подъемного крана под воду.

Воздух, находящийся под куполом, позволяет людям дышать некоторое время, достаточное для того, чтобы осмотреть повреждения корабля, опоры моста или дно водохранилища.

Для доказательства следующего свойства воздуха, необходимо плотно прикрыть пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а правой рукой нажать на поршень.

Потом, не убирая пальца от отверстия, отпустить поршень. Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвинется. Это означает, что воздух можно сжать. Воздух обладает упругостью, потому что когда мы отпускаем поршень, он сам возвращается в первоначальное положение.

Упругими называют тела, которые после прекращения сжатия принимают первоначальную форму. Например, если сжать пружину, а потом отпустить, она примет свою первоначальную форму.

Сжатый воздух тоже упруг, он стремится расшириться и занять прежнее место.

Для того, чтобы доказать, что воздух имеет массу, нужно сделать самодельные весы. Прикрепим сдутые воздушные шарики к концам палочки с помощью скотча. Положим длинную палочку на середину короткой, так чтобы концы уравновешивали друг друга. Соединим их ниткой. Прикрепим скотчем короткую палочку к двум банкам. Надуем один шарик и снова прикрепим его к палочке тем же кусочком скотча. Установим на прежнее место.

Мы увидим, как палочка наклоняется в сторону надутого шарика, потому что воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Из этого опыта можно сделать вывод, что воздух имеет массу и его можно взвесить.

Если воздух имеет массу, значит, он должен оказывать давление на Землю и все, что на ней находится. Так и есть, ученые подсчитали, что воздух атмосферы Земли оказывает на человека давление в 15 тонн (как три грузовика), но человек не чувствует этого, потому что в человеческом организме содержится достаточное количество воздуха, который оказывает давление такой же силы. Давление внутри и снаружи уравновешивается, поэтому человек ничего не ощущает.

Выясним, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. Для этого проведем опыт: нагреем колбу со вставленной в нее стеклянной трубкой теплом своих рук и увидим, что из трубки в воду выходят пузырьки воздуха. Это происходит потому, что воздух в колбе при нагревании расширяется. Если накрыть колбу смоченной в холодной воде салфеткой, мы увидим, что вода из стакана по трубке поднимается вверх, потому что при охлаждении воздух сжимается.

Рис. 7. Свойства воздуха при нагревании и охлаждении ()

Чтобы узнать больше о свойствах воздуха, проведем еще один опыт: две колбы закрепим на трубке штатива. Они уравновешены.

Рис. 8. Опыт по определению движения воздуха

Но, если одну колбу нагреть, она поднимется выше другой, потому что горячий воздух легче холодного и поднимается вверх. Если над колбой с горячим воздухом закрепить полоски тонкой легкой бумаги, будет видно, как они трепещут и поднимаются вверх, показывая движение нагретого воздуха.

Рис. 9. Теплый воздух поднимается вверх

Знания этого свойства воздуха человек использовал при создании летательного аппарата - воздушного шара. Большая сфера, наполненная подогретым воздухом, поднимается высоко в небо и способна выдерживать вес нескольких человек.

Мы редко над этим задумываемся, но используем свойства воздуха каждый день: пальто, шапка или варежки не греют сами по себе - воздух в волокнах ткани плохо проводит тепло, поэтому, чем пушистее волокна, тем больше в них воздуха, а значит и теплее вещь, изготовленная из такой ткани.

Сжимаемость и упругость воздуха используют в надувных изделиях (надувные матрацы, мячи) и шинах различных механизмов (автомобили, велосипеды).

Рис. 14. Велосипедное колесо ()

Сжатый воздух может остановить на полном ходу даже железнодорожный состав. Воздушные тормоза установлены в автобусах, троллейбусах, составах метро. Воздух обеспечивает звучание духовых, ударных, клавишно-духовых инструментов. Когда барабанщик ударяет палочками по туго натянутой коже барабана, она колеблется, а воздух внутри барабана производит звук. В больницах установлены аппараты вентиляции легких: если человек не может самостоятельно дышать, его подключают к такому аппарату, который через специальную трубку подает в легкие обогащенный кислородом сжатый воздух. Сжатый воздух используют везде: в книгопечатании, строительстве, ремонте и др.

1
«Как человек использует свойства воздуха?» 4 класс
Цель:
 Создать условия для формирования понятия о воздухе и его свойствах.
Задачи:
1. Актуализировать знания учащихся по данной теме.
2. Выяснить какими свойствами обладает воздух.
3. Как свойства воздуха использует человек.
4. Каким образом деятельность человека влияет на окружающую среду.
Оборудование: веер, стеклянная ёмкость, стакан, шприц, иллюстрации о способах использования свойств воздуха человеком, шерстяное изделие.
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
1. Организация начала урока.
Что существует на земле миллионы лет, постоянно используется всеми и до
сих пор не закончилось?
2. Проверка домашнего задания.
Какое свойство воды использовал человек при:
изобретении корабля, парового двигателя, гидравлического пресса и домкрата,
водопровода, подслащивании пищи, стирки изделий, термометра?
Найдите ошибки.Установите взаимосвязи между предметами и
свойствами воды:
Корабль
Выталкивающая сила
Водопровод
Закон сообщающихся сосудов
Цель: Проверить
знание основных
свойств воды и
способы применения.

2
Домкрат
Несжимаемость
Турбина гидроэлектростанции
Текучесть
Стирка
Термометр
Растворитель
Изменение объёма под влиянием
температуры
(Глобус.) 4 огромных океана омывают нашу сушу. Кроме Атлантического,
Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, есть на свете, еще один
– самый большой из всех. Он не солёный и не пресный, у него нет берегов. Кто
догадался, о чём речь? (Воздушный океан)
3. Постановка учебной проблемы.
Может ли человечество переселиться на другую планету, если жить
на земле будет невозможно? Почему?
Давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе.
­ Посмотрите на эти предметы. С помощью какого из них можно доказать, что
воздух это не пустое место?
Вывод: мы чувствуем прикосновение, хотя веер нас не касался. Значит между
веером и лицом есть какое­то тело.
Опыт № 1 (с веером)
Наблюдают и
обсуждают
увиденное.
мы чувствуем прикосновение,
хотя веер до нас не
прикасался. Значит между
веером и лицом есть какое­то
тело. Это воздух.
Опыт № 2.
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку с водой.
Попадает ли вода в стакан? Почему? (внутри воздух)
Вывод: Вода в стакан не попадает, ей мешает воздух, находящийся в стакане.
Вода в стакан не попадает, ей
мешает воздух, находящийся
в стакане
Опыт № 3.
Опустить стакан в банку с водой, но теперь уже держать его, немного
наклонив. Попадает ли вода в стакан? Почему?
Пакет становится объемным,
и мы можем, почувствовать
каким упругим становится
воздух при сжатии.

Вывод: открытое пространство позволило воздушному пузырю покинуть
стакан.
Наполнить воздухом пакет.
Какое ключевое понятие нашего урока?
Опыт № 4.
воздух
«Мозговой штурм»
3
«Веришь ли ты?»
1. Что воздух – это смесь газов? (+)
2. Что воздушная оболочка Земли – защищает планету? (+)
3. Что воздух имеет форму? (­)
4. Что на воздух можно опереться как на стол? (?)
5. Что ветер может иметь силу, обеспечивающую человека
электричеством? (?)
6. Что воздушная оболочка может помочь в сохранении тепла
человеческого тела? (?)
7. Что воздух может помочь автомобилю преодолеть
расстояние? (?)
­ На какие вопросы мы ответы уже знаем?
 Воздух – это газообразное вещество. Он есть повсюду.
Воздух – это не просто газ, это смесь газов: кислорода, углекислого газа и
азота. Больше всего в воздухе содержится азота – 78%, кислорода – 21% и
совсем мало – 1% углекислого газа.
 Воздух не имеет форму
 Воздушная оболочка земли защищает планету. Называется

4
атмосфера.
­ Населена ли она живыми организмами? Какими?
– Как используют воздух животные и растения? (Животные – дышат,
растения – используют для питания: фотосинтез.)
– Как питаются растения? (Растения создают органические вещества из
углекислого газа и воды.)
Определите ключевые слова:
воздух
смесь
газов
атмосфер
а
не имеет
формы
заполняю
т весь
объём
защищае
т
– Что о воздухе мы не знаем?
Какова цель урока? Тема?
«Как человек использует свойства воздуха?»
План.
1. Повторить что такое воздух, из чего он состоит?
2. Определить, какими свойствами обладает воздуха?
3. Как человек использует свойства воздуха?
«Кластер»

Совместное
ΙΙ
открытие знаний.

5. Практическая часть.
Перед началом опытов надеть на детей варежки.
№ 1 (ветряное колесо)
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер)
­ Что такое ветер?
№ 2 (фонарь)
Бумажная салфетка держится над лампой.
– Что мы наблюдаем?
– Почему салфетка поднимается?
– Какова температура воздуха над лампой?
Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы
постоянно движутся, сталкиваются между собой. Когда воздух нагревается,
они двигаются быстрее, сталкиваются сильнее. Из­за этого частицы
отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними
увеличиваются, и воздух расширяется.
№ 3 (самолетик)
– А на воздух опереться можно?
– При каких условиях?
­ Где применяется это свойство воздуха?
Именно благодаря малой плотности по воздуху можно перемещаться с
большой скоростью.
№ 4 (варежки)
– Зачем птицам перья, зверям – шерсть, а нам свитер (шерстяная одежда)?
(Для поддержания тепла: между перьями, шерстью, нитками свитера
5
Познавательные
УУД
1. Развиваем умения
извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять
информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать
выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в
иллюстрации.

Личностные
результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки
в соответствии с

находится воздух, а он плохо проводит тепло.)
– Почему рамы двойные? Что находится между стеклами? (Воздух – он
препятствует потерям тепла.)
№ 5 (шприц)
– Как человек использует упругость воздуха?
6. Практическая работа в группах.
Сегодня на уроке мы совершаем открытия, которые вы должны
зафиксировать в дневниках.
Инструкция:
1. Подготовить ответы по вопросам карточек.
2. Выслушать выступления ребят и сделать записи в Дневнике открытий.
1 группа: сила ветра
Пользуясь текстом учебника с. 90, объясните,
1. Что такое ветер.
2. Как человек использует силу ветра?

Рассказ 1 ученика:
6
определённой
ситуацией.
3. Формируем
мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план.)
4. Осуществлять
познавательную и

В 1648 году, отправившись в промысловое путешествие на небольших кочах,
Семен Дежнев и Федот Попов первыми в мире доказали существование
пролива между Азией и Америкой, подробно описали Чукотку.
7
личностную
рефлексию.
2 группа: расширение при нагревании


1. Опишите свойство тёплого воздуха
2. Как человек использует способность воздуха расширяться при
нагревании?
3. Приведите примеры применения этого свойства.
4. Подберите иллюстрации к ответу.
Рассказ 2 ученика:
После продолжительных экспериментов в 1783 году во Франции братья
Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу.
Через это отверстие они наполнили шар горячим воздухом. К шару привязали
корзину, в которую посадили утку, петуха и барана. Шар поднялся и
благополучно приземлился. Убедившись, что опасность при подъёме в воздух
не грозит, на них стали летать и люди. Полётом такого шара управлять было
нельзя, он летел в ту сторону, куда дует ветер. Вскоре учёные изобрели
управляемый летательный аппарат. Он был оснащён рулём и гребным винтом.
Назвали его аэростат. Прошло некоторое время, и люди стали использовать
его для наблюдений за окрестностью, военными действиями, для путешествий
и составления плана местности.

3 группа: малая плотность
Пользуясь текстом учебника с. 90, объясните:
1. Какова плотность воздуха в отличие от воды?
2. Как человек использует малую плотность воздуха?
3.
4. Подберите иллюстрации к ответу.
Приведите примеры применения этого свойства.
Рассказ 3 ученика:
Первый самолёт с двигателем братьев Райт поднялся в воздух в 1903 году.
Для своего первого самолёта братья Райт изготовили деревянные пропеллеры,
бензиновый двигатель и каркас из ели. На этом самолёте был совершён первый
в мире полёт, при котором летательный аппарат с человеком поднялся в
воздух, пролетел вперёд, и совершил посадку.
4 группа: низкая теплопроводность

9
Пользуясь текстом учебника с. 90, объясните:
1. Благодаря чему воздух имеет низкую теплопроводность?
2. Как человек использует низкую теплопроводность воздуха?
3. Приведите примеры применения.
4. Подберите иллюстрации к ответу.
Рассказ 4 ученика:
Уникальный материал под названием Аэрогель ­ это легкий материал,
обладающий рядом исключительных и даже уникальных физических свойств. В
2002 году учёные сообщили о разработке нового прочного материала, который
сейчас используется в качестве изоляционного материала для скафандров
экспедиции на Марс, запланированной на 2018 год. По их мнению 18 мм слой
аэрогеля способен полностью защитить астронавтов от низких температур до
­130°C;
5 группа: упругость

Пользуясь текстом учебника с. 91, объясните:
1. Как человек использует упругость воздуха?
2. Приведите примеры применения этого свойства.
3. Подберите иллюстрации к ответу.
Рассказ 5 ученика:
На протяжении 100 лет люди использовали для своих
автомобилей подушки из заключённого в прочную резину
воздуха. Такая технология доказала свою эффективность, но
одна компания - производитель недавно выдвинула новый

проект - безвоздушные шины. Посмотрим, найдёт ли эта идея
применение.
10

Группы выступают с ответами
Все заполняют дневник открытий:
Дневник открытий
№ открытия
Открытие № 1.
Свойство воздуха
сила ветра
Открытие № 2.
Открытие № 3.
Открытие № 4.
расширение при
нагревании
малая плотность
низкая
теплопроводность
Открытие № 5.
упругость
Применение
Ветряная электростанция, парусные
лодки
Воздушные шары, китайские
фонарики
Самолеты, вертолёты
Свитер, оперение птиц, шерсть зверей
Автомобильные шины, футбольный
мяч
– Как мы ответим на вопрос урока? (Человек изучил свойства воздуха и
научился использовать их в своей жизни.)
Завершим заполнение таблицы.

12
3. Оформлять свои
мысли в устной
форме.
4. Умение работать в
паре и в группах.
VΙ . Домашнее
задание.
Чтение учебника (тема 20). Задания из рабочей тетради № 3 (одно на выбор).
Напиши рекомендации для своих одноклассников как сохранить чистым
воздух.
По желанию:
Викторина.
1 Какое явление природы наблюдал русский учёный Д.И.Менделеев с
воздушного шара?
2 В каком русском городе изобретён воздушный змей?
3 Что использовал Крякутной для создания своего воздушного шара?
4 Какой и чей подвиг хотел повторить Крякутной?
5 Напишите все летательные аппараты, которые вам известны.
V. Итог урока и
самооценка.
Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Как человек использует свойства воздуха?
Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения (на слайд):
Мне удалось…
Меня удивило…
Мне понравилось…
Я порадовался за…
Я хочу поблагодарить… за…
Я могу похвалить себя за…

Тема: « Воздух. Как человек использует свойства воздуха»

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах; узнать, как человек

использует свойства воздуха в своей деятельности, совершенствовать

навык работы с книгой, прививать интерес к предмету.

Оборудование: иллюстрации о способах использования свойств воздуха человеком, шприц, веер, колба с трубкой, учебник.

ХОД УРОКА.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Кто или что дует в свисток вскипевшего чайника?

Почему закрытую банку со сгущённым молоком нельзя долго нагревать на огне?

Расскажите о свойствах воды?

3. Сообщение темы и цели урока.

А сегодня мы поговорим о воздухе, об его свойствах, о том из чего состоит воздух и как человек использует в своей деятельности состав и свойства воздуха.

Давайте послушаем барона Мюнхгаузена и ответим на его вопрос: « А может ли такое быть?»

« Как - раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах был ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой рот и нос плотной тканью, через которую совсем не проходил воздух. Целых четыре часа я ехал по болоту и не чувствовал никаких запахов. Зато уж пот ом в лесу отдышался.»

/ версии учащихся/

Отгадайте загадку:

« Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится.»

Как назвали воздух в загадке? Почему?

Как можно доказать, что воздух не пустое место? Давайте попробуем доказать это вместе с вами. Перед вами следующие предметы: веер, полиэтиленовый пакет, шприц.

-Помашите перед собой веером. Что вы чувствуете?

Наполните полиэтиленовый мешок воздухом, завяжите и попробуйте смять. Что из этого вышло, почему?

Наполните шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень. Что из этого вышло, почему?

Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите пальцами. Что вы заметили?

Да и человек без воздуха может прожить самое большое 5 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств.

Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.

Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.

- работа с учебником /чтение текста/

А теперь ещё раз послушаем барона Мюнхгаузена и ответим на его вопрос: «А может ли такое быть?»

«Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далёким таинственным берегам»

/ версии ответов детей /

Прочитайте загадки:

« Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица»

«Пыль поднимает, людей с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.»

« Фырчит, рычит, ветки ломает.»

О чём идёт речь?

- работа с учебником./ чтение текста/

Причина образования ветра - различное давление воздушного столба над участками Земли. Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления. В атмосфере зарождаются ветры, которые переносят и распределяют тепло и влагу по поверхности Земли. Без ветра не было бы круговорота воды, реки перестали бы течь, а вся суша превратилась бы в пустыню. С давних пор люди использовали силу ветра для путешествий по морю и для работы по хозяйству. Ветряные электростанции- самый « чистый» способ получения электричества: окружающая природа при этом не загрязняется. Метеорологи используют приборы для измерения силы и направления ветра.

ФИЗМИНУТКА.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.

Послушайте стихотворение « Воздух»

Он прозрачный невидимка, лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой он окутывает нас. Он в лесу - густой, душистый, как целительный настой. Пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной. Летом он бывает тёплым, веет холодом зимой, Когда иней красит стёкла и лежит на них каймой. Мы его не замечаем, мы о нём не говорим. Просто так его вдыхаем-ведь он нам необходим.

В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье.

Всего лишь два века назад учёные узнали, что воздух-смесь многих газов, а в основном азота - 78%, кислорода - 21% и углекислого газа -1 %.

Где же применяет человек составные части воздуха? Об этом вам расскажут ребята.

АЗОТ.

Жидкий азот образуется при температуре 196 градусов Цельсия, его используют в медицине. На химических заводах из азота воздуха делают удобрения для растений.

КИСЛОРОД.

Чистый кислород используют для дыхания больных. Им же наполняют акваланги - аппараты для подводного дыхания. Жидкий кислород применяют также для окисления топлива космических кораблей, ведь без кислорода невозможно не только дыхание, но и горение.

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ.

Углекислый газ, охлаждённый до твёрдого состояния, используют для замораживания продуктов и называют искусственным, или сухим, льдом: он тает при температуре - 78 градусов.

Работа с учебником / чтение текста/ Какими свойствами обладает воздух?

Возьмите в руки листок бумаги и попытайтесь через него разглядеть окружающие вас предметы. Что заметили? А теперь посмотрите в окно и расскажите, что вы видите за окном. Почему это возможно?

Вывод: газы, составляющие воздух прозрачны. Поэтому воздух тоже прозрачен.

Назовите ваш любимый цвет. Можно ли сказать, что воздух красный, синий, фиолетовый? Какого цвета воздух?

Вывод: газы, составляющие воздух, бесцветны. Поэтому воздух бесцветен.

Воздух не имеет запаха.

Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

В столовой, в аптеке, в парикмахерской частицы веществ смешиваются с частицами

воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух запаха не имеет.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Чтобы убедиться в этом, надо проделать опыт.

Опыт 1.

Возьмём колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку - её « не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. Вскоре мы увидим, что из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

Опыт 2.

Положим на колбу холодную влажную тряпку. Мы увидим, что вода будет подниматься по трубочке. Воздух как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что при охлаждении воздух сжимается.

Узнав об этом свойстве воздуха, люди стали использовать его в воздухоплавании.

Первые воздухоплаватели летали на воздушных шарах, заполненных горячим воздухом. Чтобы он не остыл, во время полёта его приходилось подогревать газовой горелкой. Для снижения горелку выключали.

Работа с учебником / чтение текста/

Воздух обладает низкой плотностью, поэтому плохо проводит тепло. Обратите внимание на цифры:

ПЛОТНОСТЬ ВОЗДУХА 1,29 КГ/КУБ. М.

ПЛОТНОСТЬ ВОДЫ 1000 КГ/КУБ.М.

Что плотнее: воздух или вода? /воздух менее плотный, чем вода/

Можно ли опереться на воду?

- Но водному лыжнику это удаётся сделать, если развить достаточную
скорость.

Можно ли опереться на воздух?

Но если развить большую скорость - оказывается, и на него можно опереться .

Это открытие позволило создать более совершенные летательные аппараты, чем воздушные шары. Именно благодаря малой плотности воздуха по нему можно перемещаться во много раз быстрее.

Работа с учебником /чтение текста/

Зачем птицам перья, зверям шерсть, а нам свитер? Прочитайте следующие утверждения:

- Одежда нагревается от тела.
Одежда нагревает тело.

Какое из этих утверждений неверное?

Благодаря низкой плотности воздух обладает ещё одним замечательным свойством: он плохо проводит тепло. Звери поднимают шерсть, птицы нахохливаются, когда им холодно, а человек надевает мохнатый свитер - всё это для того, чтобы окружить себя воздушной оболочкой, которая плохо проводит тепло. С той же целью в окна вставляют вторые рамы. Стёкла сами по себе не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха.

- работа с учебником / чтение текста/
Воздух обладает упругостью.

Возьмём шприц и поставим его поршень в среднее положение. Крепкозажав пальцем отверстие для иглы, попробуем задвинуть или вытянуть поршень.

Вывод: приложив усилие, воздух можно сжать или растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объём. Это свойство называется упругостью .

Автомобильные шины, надувной матрац и футбольный мяч сохраняют упругость накачанного в них воздуха.

- работа с текстом / чтение текста/

4. Итог урока.

О каких свойствах воздуха вы узнали на уроке?

Какие свойства воздуха важны для мяча, одеяла, парашюта?

/ упругость, низкая плотность, умение Давайте попробуем подвести итоги урока.

воздуха расширяться и охлаждаться/

5. Оценки уч-ся.

6. Дом. /задание: с.94- 97.