» »

Назначение и общее устройство бензинового двигателя

21.06.2018

К атегория:

Автомобили и трактора

Общее устройство и работа системы смазки


Совокупность устройств, обеспечивающих непрерывное поступление масла к узлам трения и его очистку, составляет систему смазки.

В зависимости от способа подвода масла к трущимся поверхностям различают три системы смазки - разбрызгиванием, под давлением и комбинированную. В настоящее время на большинстве автотракторных двигателей применяется комбинированная система смазки, при которой часть деталей смазывается маслом под давлением, а часть - разбрызгиваемым маслом и самотеком.

Двигатель автомобиля ГАЗ -53А имеет комбинированную систему смазки, типичную для двигателей с верхним расположением клапанов.

При работе двигателя приводится в действие от распределительного вала шестеренный масляный насос, который через маслоприемник забирает масло из поддона картера. Нижняя секция масляного насоса нагнетает масло по каналу в центрифугу, после которой масло сливается в поддон картера. Верхняя секция масляного на-coca нагнетает масло в главную масляную магистраль. блока цилиндров. Из главной магистрали масло по каналам в блоке подводится к коренным подшипникам коленчатого и распределительного валов. От коренных шеек коленчатого вала по каналам, просверленным в валу, масло поступает к шатунным подшипникам.

Из второй и четвертой втулок распределительного вала масло пульсирующим потоком подается по каналу в полые оси коромысел. Смазка распределительных шестерен 19 осуществляется маслом, сливаемым из центрифуги.

Из полости, расположенной между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой блока цилиндров, масло подается к приводу прерывателя-распределителя зажигания.

Для охлаждения масла при работе двигателя с большой нагрузкой или при температуре выше 20 °С краном включается радиатор, подключенный параллельно главной масляной магистрали. Масло в радиатор поступает через предохранительный клапан, который открывается при давлении 0,1 МПа и отводится по трубопроводу. Клапан даже при открытом кране автоматически закрывается и не пропускает масло в радиатор.

В системе смазки имеются два автоматически работающих редукционных клапана. Редукционный клапан расположен в корпусе нижней секции насоса и предназначен для поддержания давления масла, подаваемого к центрифуге не выше 0,45 МПа. Лишнее масло при избыточном давлении поступает во всасывающую полость насоса. Клапан главной масляной магистрали отрегулирован на давление 0,4 МПа. При более высоком давлении клапан открывается и часть масла сливается в поддон картера.

Для контроля минимального давления масла в системе смазки служит сигнальная лампа на щитке приборов, включающаяся, когда давление падает до 0,04 МПа.

Двигатель СМД -14 гусеничного трактора ДТ-75М имеет комбинированную систему смазки. В нее входят: масляный насос:
— маслоприемник;
— масляный фильтр грубой очистки и центрифуга, расположенные в одном корпусе;
масляный радиатор с переключателем редукционный клапан;
— перепускные клапаны;
— сливной клапан;
— масляная магистраль с каналами;
— датчик указателя давления масла;
— поддон, сальники и другие элементы.

При работе двигателя масло из поддона картера через маслоприемник подается на сосом по каналу в корпус масляного фильтра, где поток масла разветвляется. Часть масла (около 30%) под давлением 0-6- 0,65 МПа поступает в ротор центрифуги, откуда после очистки сливается обратно в поддон картера; большая часть масла по каналу в корпу се фильтра через калиброванное отверстие II.


Рис. 1. Система смазки двигателя FA3-53A


Рис. 2. Система смазки двигателя СМД -14

Масло, прошедшее через фильтр грубой очистки, поступает либо к переключателю и далее по трубке в масляный радиатор, либо, минуя его (зимой), в главную магистраль, идущую вдоль блок-картера. По поперечным каналам в блок-картере масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала и через сверления в шейках вала к шатунным подшипникам. Масло, поступающее к Шатунным подшипникам, проходит дополнительную центробежную очистку в полостях шатунных шеек. От коренных подшипников часть масла по сверлениям в блоке отводится Тюд давлением к подшипникам распределительного вала

Клапанный механизм смазывается маслом, поступающим от заднего подшипника распределительного вала по вертикальным каналам в блок-картере и головке цилиндров.

В рассмотренной системе под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел клапанов, а гакже втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса. Остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием.

В двигателе ЯМЗ -740 автомобилей КамАЗ под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, подшипники осей коромысел, сферы верхних наконечников штанг, топливный насос и компрессор. Все остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызги; ванием.

Для автомобильных карбюраторных двигателей выпускаются следующие марки масел, предусмотренные ГОСТ 10541-78; М-8АЬ М-8БЬ М-8ГЬ М-бз/ЮГь М-12Г! и др.

Для смазки дизельных двигателей используются дизельные масла по ГОСТ 8581-78: М-8В2, М-10В2, М-8Г2, М-10Г2, М-8Г2К, М-10Г2К.

Вместимость системы смазки определяется типом двигателя и колеблется в пределах 4-30 л.

В современных автомобильных двигателях применяют комбинированную систему смазки, когда наиболее нагруженные детали (коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала и др.) смазываются под давлением, создаваемым масляным насосом, а остальные детали - разбрызгиванием масла. Разбрызгивается масло коленчатым валом и другими быстро вращающимися деталями. Пространство картера двигателя при этом заполняется мельчайшими частицами масла, которые, осаждаясь на деталях, проникают в зазоры между трущимися поверхностями.

В V-образном двигателе ЗИЛ -130 масло из поддона через маслоприемник засасывается насосом и подается в фильтр центробежной очистки. Масло, очищенное в фильтре, подается в распределительную камеру, а затем в два продольных магистральных канала. Из левого магистрального канала масло подается к пяти коренным подшипникам коленчатого вала и далее по каналам в щеках вала - к шатунным подшипникам. От коренных подшипников по каналам в блоке цилиндров масло поступает к четырем подшипникам распределительного вала. К заднему подшипнику распределительного вала масло подается из распределительной камеры.

В средней шейке распределительного вала имеются отверстия, при совпадении которых с отверстиями в блоке цилиндров (один раз при каждом обороте распределительного вала) масло поступает в каналы, выполненные в каждой головке цилиндров. Из них через каналы в стойках осей коромысел масло попадает внутрь полых осей коромысел и далее - к втулкам коромысел. По каналам, выполненным в коротких плечах коромысел, масло направляется к сферическим опорам штанг. К клапанам масло поступает самотеком. Толкатели смазываются маслом из продольных магистральных каналов.

Из переднего конца правого магистрального канала масло подается для смазки компрессора.

Для смазки стенок гильз цилиндров в нижних головках шатунов имеются отверстия. В момент совпадения отверстий с каналами в шейках коленчатого вала масло впрыскивается на стенки гильз.

Таким образом, под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, опоры промежуточного валика привода прерывателя-распределителя и масляного насоса, толкатели. Втулки осей коромысел имеют пульсирующую смазку, остальные детали смазываются разбрызгиванием или самотеком.

Рис. 3. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ -130: а - общая схема, б - ход масла к осям коромысел, в-ход масла по коромыслу, г - смазка стенок цилиндра; 1 - трубка подачи масла в масляный радиатор, 2 - кран включения масляного радиатора, 3 - масляный насос, 4 - канал, подводящий масло от насоса к фильтру, 5 - распределительная камера, б - фильтр центробежной очистки масла, 7 - воздушный фильтр, 8 - компрессор, 9 - левый магистральный канал, 10 - трубка подачи мосла для смазки компрессора, 11 - трубка слива масла из компрессора, 12 - масляный радиатор, 13 - правый магистральный канал, 14 - маслоприемник, 15-канал в стойке оси коромысел, 16 - полая ось коромысел, 17 - отверстие в шатуне для подачи масла на стенки гильзы

Масляный насос создает циркуляцию масла в системе смазки. На автомобилях применяют шестеренчатые масляные насосы. Односекционный насос (рис. 4, а) состоит из двух шестерен, а двухсекционный (рис. 4, б)- из двух пар шестерен. Ведущие шестерни получают вращение от вала. Основная (верхняя) секция двухсекционного насоса подает масло в систему смазки, а дополнительная (нижняя) секция - в масляный радиатор (ЗИЛ -130), в фильтр центробежной очистки масла (3M3-53), в фильтр центробежной очистки, а затем в масляный радиатор (ЯМЗ -740). Секции масляного насоса разделены перегородкой.

Определенное давление в системе смазки поддерживается редукционным клапаном. У двигателя 3M3-53 плунжерный редукционный клдпан установлен в конце масляной магистрали. При его открытии масло сливается в полость крышки распределительных шестерен. В корпусе нижней секции масляного насоса помещен плунжер (рис. 4, в) редукционного клапана магистрали фильтра центробежной очистки масла.


Рис. 4. Масляные насосы: а - односекционный, б - двухсекционный, в - редукционный клапан магистрали фильтра центробежной очистки масла (3M3-53); 1 - корпус нижней секции, 2 - ведомая шестерня нижней секции, 3 - перегородка, 4 - ведомая шестерня верхней секции, 5 - корпус верхней секции, 6 - вал привода насоса, 7, 8 - ведущие шестерни верхней и нижней секции, 9 - плунжер редукционного клапана

У двигателей ЗИЛ плунжерный редукционный клапан системы смазки установлен в верхней секции масляного насоса. Когда давление превышает 3,2 кгс/см2, масло перетекает из нагнетающей полости насоса во всасывающую. В нижней секции масляного насоса имеется перепускной шариковый клапан, отрегулированный на давление 1,2 кгс/см2.

Масляные фильтры. Помимо сетчатых фильтров, устанавливаемых в масло-приемниках насосов, применяются фильтры грубой и тонкой очистки масла (ГАЗ -52) и фильтры центробежной очистки масла (центрифуги).

Фильтры грубой очистки масла обычно пластинчато-щелевые. Их фильтрующий элемент состоит из набора металлических фильтрующих пластин, разделенных промежуточными пластинами толщиной 0,09-0,1 мм, собранных на одном валике. Масло, проходя через щели, очищается от грязи и смолистых образований. Через фильтр грубой очистки проходит все масло.

Фильтр тонкой очистки имеет сменный фильтрующий элемент, состоящий из набора картонных дисков и фигурных прокладок. Такой фильтрующий элемент оказывает большое сопротивление проходящему через него маслу, поэтому фильтр тонкой очистки включается параллельно масляной магистрали. Масло из фильтра стекает в поддон картера двигателя.

В фильтр центробежной очистки масла двигателя 3M3-53 (рис. 5) масло поступает от насоса через пустотелую ось ротора.

Рис. 5. Фильтр центробежной очистки масла двигателя 3M3-53: 1 - ось ротора, 2 - жиклер, 3- поддон, 4- ротор, 5 - колпак ротора, 6- кожух фильтра, 7- фильтрующая сетка, 8 - гайка крепления колпака, 9 - гайка крепления ротора, 10- гайка-барашек крепления кожуха

Из пространства под колпаком масло проходит через фильтрующую сетку и жиклеры в попорть корпуса фильтра, откуда стекает в поддон картера. Действием реакции струй масла, выбрасываемых из двух жиклеров, пластмассовый ротор приводится в быстрое вращательное движение. При этом тяжелые частицы грязи и осадков отбрасываются к внутренней поверхности стенок колпака и оседают на них.

Преимущество фильтра центробежной очистки состоит в том, что он в первую очередь задерживает тяжелые примеси. Кроме того, работу фильтра можно легко и надежно проверить прослушиванием вращения ротора после остановки двигателя.

На двигателе ЗИЛ -130 устанавливают полнопоточный фильтр центробежной очистки масла (рис. 6), включаемый в систему смазки последовательно. Масло от насоса подается по каналу под вставку фильтра. Часть масла, пройдя сетчатый фильтр, поступает к двум жиклерам. Другая часть масла, попадая под колпак, подвергается центробежной очистке при вращении ротора. Очищенное масло, обогнув сверху вставку, подается в радиальные отверстия оси, а затем через трубку и отверстие поступает в распределительную камеру блока цилиндров.

Перепускной клапан при значительном износе подшипников коленчатого вала или густом масле (при пуске двигателя) перепускает часть масла в распределительную камеру, минуя фильтр.

В систему смазки двигателя ЯМЗ -740 включены два полнопоточных фильтра тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами из древесной муки и фильтр центробежной очистки масла.

На двигателях легковых автомобилей применяют полнопоточные фильтры со сменными бумажными фильтрующими элементами.

Масло, поступающее в корпус фильтра, проходит через бумажный фильтрующий элемент, сложенный в виде гармошки и склеенный по боковому шву. Уплотнение фильтрующего элемента с торцов достигается двумя резиновыми кольцами и двумя стальными шайбами, которые прижаты пружиной.

При засорении фильтрующего элемента открывается перепускной шариковый клапан, пропускающий масло в магистраль, минуя фильтрующий элемент.


Рис. 6. Полнопоточный фильтр центробежной очистки масла двигателя ЗИЛ -130: 1 - жиклеры, 2,12 - прокладки, 3 - ротор, 4 - уплотнительное кольцо, 5 - колпак, б- сетчатый фильтр, 7 - вставка, 8 - кожух, 9 - ось ротора, 10 - кольцо вставки, 11-стопорное кольцо, 13 - шайба, 14, 15, 16 - гайки, 17 - упорная шайба, 18 - трубка оси, 19 - упорный подшипник, 20 - канал, 21 - пробка, 22 - отверстие, 23 - перепускной клапан

Рис. 7. Полнопоточный фильтр очистки масла со сменным бумажным фильтрующим элементом двигателя «Москвич-412»: 1 - крышка корпуса, 2 - выпускная трубка, 3 - перепускной клапан, 4, 5, 7 - уплотнительные кольца, 6 - стяжной болт, 8, 14-стальные шайбы, 9 - пружина, 10 - медная шайба, 11 - пробка, 12 - фильтрующий элемент, 13 - корпус фильтра

Масляный радиатор. Охлаждение масла в картере двигателя достигается обдувом поддона картера воздухом, вентиляцией картера и подачей масла в масляный радиатор, расположенный перед радиатором системы охлаждения.

Масляный радиатор трубчатый, воздушного охлаждения. На двигателях ЗИЛ -130 он постоянно включен в систему смазки. Отключают масляный радиатор при низких температурах краном 2.

На двигателях 3M3-53 масляный радиатор включают краном, находящимся в передней части двигателя с правой стороны, при температуре воздуха выше 20 °С, а также при движении в тяжелых условиях. Масло поступает в радиатор из главной масляной магистрали через предохранительный клапан, который открывается при давлении 1 кгс/см2. Из радиатора масло по шлангу сливается в поддон картера.

К атегория: - Автомобили и трактора

1 Назначение и общее устройство системы смазки .

Система смазки предназначена для:

подачи масла к трущимся поверхностям;

создания давления в системе;

уноса продуктов трения;

частичного охлаждения трущихся поверхностей.

Система смазки комбинированная. Часть деталей смазывается под давлением, часть разбрызгиванием и самотеком.

Основные детали смазки:

поддон картера

маслоприемник

масляный насос

фильтр центробежной очистки

масляный радиатор

масляный теплообменник

редукционные клапаны

предохранительный клапан

кран отключения радиатора

датчики и укзатели температуры

датчик и указатель давления

маслопроводы и каналы.

2 Назначение и устройство деталей и приборов.

Поддон картера : является резервуаром для масла. В днище имеет отверстие для слива масла.

Маслоприемник: расположен в поддоне картера. Принимает масло из поддона в следствии работы масляного насоса, состоит: корпус, сетка и трубка.

Масляный насос : служит для подачи масла к трущимся поверхностям деталей двигателя под давлением. Насос двухсекционный шестеренчатого типа. В работу приводится от шестерни распредвала. Верхняя секция насоса масло подает для смазки деталей двигателя. Нижняя - в фильтр центробежной очистки. С целью ограничения давления масла в системе смазки (не выше 5,5 кг/см2). Каждая из секций снабжена редукционным клапаном.

Детали насоса:

приводной вал с шестерней привода;

две пары шестерен - по одной паре каждой секции. По одной шестерне ведущей, посаженных на ведущий вал, по одной ведомой, свободно вращающихся на осях.

редукционный клапан верхней секции помещен на блоке цилиндров (левой стороны двигателя), клапан нижней секции в корпусе самого насоса.

Фильтр центробежной очистки служит для очистки масла от механических примесей.

колпак: ротор со стаканом ротора, жиклеры, упорный подшипник, центральный стержень ротора внутри полая с отверстиями, куда подается масло из нижней секции насоса.

Масляный радиатор - служит для охлаждения масла. Его следует включать при температуре воздуха +20° и выше, а также при работе машины в тяжелых условиях, состоит из двух бачков, сердцевины Бачки скреплены двумя планками каркаса. Сердцевина выполнена из цилиндрических медных трубок и латунных охлаждающих пластин. Масляные радиаторы установлены и закреплены на радиаторах системы охлаждения.

Кран управления масляным радиатором ввернут в корпус предохранительного клапана.

Масляный теплообменник выполнен вместе с водяным теплообменником. Предназначен для охлаждения масла двигателей, работающих при нахождении машины на плаву с закрытыми люками воздухопритоков и воздухоотводов.

корпус цилиндрической формы;

боковые крышки с патрубками входа и выхода забортной воды;

патрубки входа и выхода масла;

латунные трубки.

Охлаждение осуществляется забортной водой, из теплообменника масло сливается в поддон картера.

Редукционный клапан главной масляной магистрали служит для поддержания давления не более 5,5 кг/см2. Клапан плунжерного типа, расположен в конце главной масляной магистрали под бензиновым насосом. При срабатывании клапана, открывается сливное от­верстии и лишнее масло сливается в полость крышки распределительных шестерен.

Редукционный клапан магистрали фильтра центробежной очистки (нижняя секция) расположен в корпусе нижней секции насоса. Устройство и принцип работы тот же.

Предохранительный клапан предохраняет падение давления масла в главной масляной магистрали при включении радиатора ниже 1 кг/см2, т.е. если давление масла в главной магистрали будет ниже 1 кг/см2, то масло в радиатор поступать не будет.

Для контроля за температурой масла предусмотрены:

датчики температуры масла (расположены в поддоне картера);

указатель температуры масла (на щитке приборов водителя);

Эксплуатационная температура масла 80-90°

Для контроля давления масла имеются:

датчик давления масла;

указатель давления масла (на щитке приборов водителя)

Работа системы смазки.

Масло забирается из поддона картера через маслоприемник и каналы и поступает в верхнюю и нижнюю секции масляного насоса. Из верхней секции, через каналы в блоке цилиндров поступает в главную масляную магистраль, а от нее через сверления поступает к ко­ренным подшипникам коленвала и втулкам распредвала. От коренных шеек через сверления в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам.

В головку блока для смазки осей коромысел и наконечников штанг масло подается о 2-го и 4-го подшипников распредвала. Остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием и самотеком.

Распределительные шестерни обычно смазываются маслом, сливаемым из фильтра центробежной очистки.

Кроме того, под давлением масло подается для смазки деталей, компрессоров.

Из нижней секции насоса масло подается в трубку фильтра центробежной очистки. Очищенное от примесей масло сливается в поддон картера.

Емкость системы смазки: 12,5x2=25 литров.

Уход за системой смазки .

При КО: - проверить заправку системы и при необходимости дозаправить;

Убедиться в отсутствии тяги;

При ЕТО: - дозаправить систему;

При ТО-1: - убедиться в отсутствии течи;

При работе машины в пыльных условиях промыть воздухоочистители.

При ТО-2: - выполнить работы ТО-1;

Заменить масло в двигателях;

Очистить фильтр центробежной очистки масла.

Назначение, общее устройство и работа систем питания и охлаждения .

Общее устройство и работа системы питания. Уход за системой.

Назначение : системы питания предназначены для подачи бензина к карбюраторам, подготовки горючей смеси, подачи ее в цилиндры и выпуска отработанных газов.

Составные части:

бензобаки;

фильтр-отстойник;

карбюраторы;

воздухоочистители;

привод управления заслонками карбюраторов;

бензопроводы;

глушители;

датчики и указатели уровня топлива в баках.

Работа системы питания :

При вращении распредвала, бензонасос подает бензин, через фильтр-отстойник и фильтр тонкой очистки в поплавковую камеру карбюратора. Карбюратор готовит горючую смесь необходимого состава. При открытии впускных клапанов рабочая смесь поступает в ци­линдры, сгорает, производя при этом механическую работу. Отработанные газы через открытые выпускные отверстия клапанов и глушители выбрасываются в атмосферу.

Устройство и работа деталей системы питания

Бензобаки. Емкость = 2 * 145 = 290 литров. Расположены в кормовой части в отдельных отсеках. В баках установлены бензодатчики. Переключение бензобаков - кранами на трубопроводах около фильтра-отстойника. Заливные горловины закрываются пробками с клапанами: впускными (45-350 мм вод. столба).

Фильтр отстойник - служит для очистки бензина от механических примесей. Состоит из корпуса, крышки и фильтрующего элемента, состоящего из набора кольцевых алюминиевых пластин, расположенных с зазорами 0,05 мм. Работа фильтра: бензин через впускные отверстия в крышке поступает в корпус, проходит через зазоры фильтрующего элемента (0,05 мм) и очищенный через выпускные отверстия в крышке, подается к фильтру тонкой очистки.

Фильтр тонкой очистки : служит для более полной очистки топлива по устройству и принципу работы аналогичен фильтру-отстойнику.

Бензиновый насос служит для подачи бензина из бензобаков в поплавковые камеры карбюраторов. Насос диафрагменного типа с рычажным приводом эксцентрика распредвала. Основные детали: корпус, головка с крышкой, диафрагма, нагнетательный клапан, два всасывающих клапана, рычаг, рычаг ручной подкачки, пружина диафрагмы.

Работа бензонасоса : при набегании эксцентрика на рычаг, второе его плечо тянет диафрагму вниз. Она пригибается и над ней создается разряжение. Открываются впускные клапаны и бензин заполняет наддиафрагменное пространство. При сбегании эксцентрика с рычага, пружина прогибает диафрагму вверх и выталкивает бензин через нагнетательный клапан в поплавковую камеру карбюратора.

Карбюратор: служит для приготовления горючей смеси различных составов поступающей в цилиндры в зависимости от режимов работы двигателя.

На каждом из двигателей установлен двухкамерный с падающим потоком смеси карбюратор К-126 Б.

Прежде, чем перейти к объяснению устройства карбюратора К-126 Б, рассмотрим принцип работы простейшего карбюратора, (см. сх.)

Процесс приготовления горючей смеси называется карбюрацией, а прибор, в котором осуществляется этот процесс - карбюратором.

Действие карбюратора основано на принципе пульверизации. Воздух, проходящий с большой скоростью у вершины трубки, погруженной в жидкость, создает разрежение, в результате которого жидкость по трубке поднимается, под действием струи воздуха распыляется и испаряется.

Карбюратор К-126 Б установленный на двигателях БТР-70 состоит из трех основных частей

  1. корпус воздушной горловины, в которой размещены:

воздушная заслонка;

сетчатый фильтр с пробкой; в игольчатый клапан подачи топлива;

форсунка ускорительного насоса;

2. корпус поплавковой камеры, в которой находятся:

поплавок;

ускорительный насос;

экспомейзеры;

главные жиклеры;

жиклеры полной мощности;

воздушные жиклеры главной дозирующей системы;

жиклеры холостого хода.

  1. корпус смесительных камер, в котором размещены:

дроссельные заслонки

выходные отверстия;

отверстия холостого хода.

Карбюратор К-126 Б обеспечивает пять основных режимов работы двигателя:

режим холостого хода;

режим частичных нагрузок;

режим полных нагрузок;

режим ускорения;

режим запуска холодного двигателя.

Воздухоочиститель каждого из двигателей служит для очистки воздуха, поступающего в карбюратор.

Тип: инерционно-масляный с двухступенчатой очисткой.

крышка с фильтрующим элементом;

отражатель.

В воздухоочиститель заливается масло, применяемое для двигателя в количестве 550г.

Впускной и выпускной коллекторы служат для подвода рабочей смеси от карбюратора к цилиндрам двигателя и отвода отработанных газов.

Привод управления карбюраторами служит для изменения количества и качества горючей смеси, подаваемой в цилиндры двигателей.

ручки тяги ручного привода дроссельными заслонками;

Система смазки (другое наименование - смазочная система ) предназначена для снижения трения между сопряженными деталями двигателя. Кроме выполнения основной функции система смазки обеспечивает охлаждение деталей двигателя, удаление продуктов нагара и износа, защиту деталей двигателя от коррозии.

Система смазки двигателя включает поддон картера двигателя с маслозаборником, масляный насос, масляный фильтр, масляный радиатор, которые соединены между собой магистралями и каналами.

Поддон картера двигателя предназначен для хранения масла. Уровень масла в поддоне контролируется с помощью щупа, а также с помощью датчика уровня и температуры масла.

Давление масла в системе контролируется специальным датчиком, установленным в масляной магистрали. Электрический сигнал от датчика поступает к сигнальной лампе на приборной панели . На автомобилях также может устанавливаться указатель давления масла.

Датчик давления масла может быть включен в систему управления двигателем , которая при опасном снижении давления масла отключает двигатель.

На современных двигателях устанавливается датчик уровня масла и соответствующая ему сигнальная лампа на панели приборов. Наряду с этим, может устанавливаться датчик температуры масла.

Для поддержания постоянного рабочего давления в системе устанавливается один или несколько редукционных (перепускных) клапанов. Клапаны устанавливаются непосредственно в элементах системы: масляном насосе, масляном фильтре.

Принцип действия системы смазки

В современных двигателях применяется комбинированная система смазки, в которой часть деталей смазывается под давлением, а другая часть – разбрызгиванием или самотеком.

Смазка двигателя осуществляется циклически. При работе двигателя масляный насос закачивает масло в систему. Под давлением масло подается в масляный фильтр, где очищается от механических примесей. Затем по каналам масло поступает к коренным и шатунным шейкам (подшипникам) коленчатого вала, опорам распределительного вала, верхней опоре шатуна для смазки поршневого пальца.

На рабочую поверхность цилиндра масло подается через отверстия в нижней опоре шатуна или с помощью специальных форсунок.

Остальные части двигателя смазываются разбрызгиванием. Масло, которое вытекает через зазоры в соединениях, разбрызгивается движущимися частями кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. При этом образуется масляный туман, который оседает на другие детали двигателя и смазывает их.

Под действием сил тяжести масло стекает в поддон и цикл смазки повторяется.

На некоторых спортивных автомобилях применяется система смазки с сухим картером . В данной конструкции масло храниться в специальном масляном баке, куда закачивается из картера двигателя насосом. Картер двигателя всегда остается без масла – «сухой картер». Применение данной конструкции обеспечивает стабильную работу системы смазки во всех режимах, независимо от положения маслозаборника и уровня масла в картере.