» »

Консультация (8 класс) на тему: План индивидуальной работы с неуспевающими учащимися. Работа с неуспевающими учащимися в начальной школе

25.09.2019

Цели и задачи работы с неуспевающими учащимися и их родителями

Основными целями проводимой работы с неуспевающими и их родителями являются обеспечение выполнения Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», повышение уровня обученности и качества обучения отдельных учеников и школы в целом.

Основные задачи: сформировать ответственное отношение учащихся к учебному труду; повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.

Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса

по предупреждению неуспеваемости школьников

1. Профилактика неуспеваемости на уроке должна осуществляться следующим образом:

  • Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.
  • Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал
  • Подбирать задания для самостоятельной работы по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта, включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.
  • Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

2. Помощь неуспевающему на уроке может выражаться в следующих действиях:

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски Предложения учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
  • Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
  • Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Программа деятельности учителя с неуспевающими учащимся и его родителями

1. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

2. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 4-6 учащихся).

3. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)

4. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.

5. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

6. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (три и более неудовлетворительных оценок).

7. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

Программа деятельности классного руководителя

1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование),

  • учитывая, что к возможным причинам можно отнести:
  • пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
  • недостаточная домашняя подготовка
  • низкие способности
  • нежелание учиться
  • недостаточная работа на уроке
  • необъективность выставления оценки на уроке
  • большой объем домашнего задания
  • высокий уровень сложности материала
  • другие причины

2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)

Уважительными причинами считаются:

  • болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней;
  • мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие;
  • освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;
  • по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ).

Неуважительными причинами считаются:

  • Пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.

Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через беседу с заместителем директора по УВР, через малый педсовет (если прогулы систематические).

3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.

4. В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.

5. Организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.

6. В случае выполнения п. 5.1-5.5 и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о вызове родителей данного учащегося на Совет профилактики либо для беседы на совещание при директоре, а также о рассмотрении дела данного учащегося на заседании малого педагогического совета.


Неуспеваемость — это неспособность ученика усвоить всю информацию в отведенное для этого время. Также к этому понятию можно отнести целый комплекс проблем с учебой, который складывается у ребенка при систематическом обучении.

Для того, чтобы выяснить причины по которым ребенок отстает в учебе, классному руководителю нужно составить специальную программу. Программа работы с неуспевающими детьми помогает более точно разобраться в ситуации, помочь ребенку в преодолении проблемы с учебой.

К основным признакам неуспеваемости относятся:

Полное незнание базовых теорий, законов и понятий определенного предмета. Невозможность совершать практические действия на уроках.

Очень медленное усвоение базовой программы. При этом у ученика снижается темп работы, и ребенок не способен за определенный отрезок времени усвоить нужный материал.

Низкое развитие и личностные качества, которые не позволяют ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, настойчивость. Эти качества очень важны для успешной учебы и усвоения материала.

На практических занятиях ребенок не отходит от текста и не может самостоятельно доказать торию или определенное понятие. Этот признак неуспеваемости выявляется учителем при постановке ученику соответствующих вопросов.

Показатели низкого психического здоровья в ряде случаев являются основной причиной учебной неуспеваемости.

Отсутствие логической обработки ребенком полученного материала: механическое заучивание и запоминание материала, без возможности самостоятельного оперирования формулами, теориями и т. д.

Индивидуальные особенности мышления: низкие абстрактно-логические показатели. Невозможность запомнить материал.

Отсутствие мотивации.

Чтобы выявить неуспевающих учеников, классный руководитель составляет годовую программу. Работа с неуспевающими учащимися должна начаться с первых учебных дней.

В сентябре учитель проводит контрольные срезы, которые помогают выявить знания учебного материала, полученные за предыдущие годы. С помощью этих срезов оцениваются фактические знания детей, выявляются пробелы в образовании, которые нужно ликвидировать за год.

После выявления пробелов в знаниях начинается работа с неуспевающими. Классного руководителя должна интересовать обстановка в семье отстающего учащегося. Для этого проводятся встречи с родителями, разрабатываются совместные действия для улучшения усвоения базовых знаний ребенком.

Также школьными специалистами: психологами, методистами должна проводится индивидуальная работа с неуспевающими учениками. При индивидуальных беседах специалисты пытаются выяснить причины, по которым ребенок не усваивает учебный материал.

С сентября месяца, после контрольных срезов, выявивших отстающих учеников, классный руководитель составляет план на первую четверть, который поможет ликвидировать пробелы в знаниях детей. План работы может корректироваться.

В течение года при работе со слабыми учащимися учитель должен использовать дифференцированный подход, при котором ученик на уроке работает самостоятельно. При этом в программу включаются посильные индивидуальные занятия. Также учитель должен создавать ситуации успеха на уроках, которые будут мотивировать отстающих учеников.

В течение всего учебного года классный руководитель должен вести тематический учет знаний у тех, кто отстает и не усваивает материал.

Также важно организовать дополнительные занятия слабых учеников с учителями- предметниками.

Также в течение всего учебного года классный руководитель в обязательном порядке должен проводить работу с родителями: организовывать классные собрания, на которые приглашаются учителя-предметники, проводить индивидуальные беседы с родителями отстающих учащихся. Эти способы помогают более успешно корректировать работу и повысить успешность обучения детей.

Классный руководитель обязательно должен контролировать посещаемость отстающими учениками консультативных, индивидуальных, групповых занятий с учителями-предметниками.

При плохом поведении ребенка на уроке учитель не должен понижать ему оценку. Нужно найти другие методы воздействия на поведение учащегося.

Если ребенок пропустил много занятий, классный руководитель должен выяснить, что стало причиной пропусков. Если ученик не приносит никаких официальных документов, значит учитель должен в обязательном порядке поставить в известность родителей, сделав соответствующую запись в дневнике или позвонив по телефону.

Если ребенок систематически не выполняет домашнее задание, классный руководитель должен известить об этом родителей.

Для выявления мотивации, классный руководитель должен провести анкетный опрос по предметам, который позволит узнать причины отставания в учебе.

Если в течение года ученик несмотря на все мероприятия и дополнительные занятия не усваивает материал, классный руководитель должен известить администрацию школы и собрать педсовет, на который в обязательном порядке должны быть приглашены родители.

Индивидуальная работа с неуспевающими детьми классным руководителем — это 50% успеха. Родители также должны быть заинтересованы в успешной учебе ребенка и всячески содействовать учителям.

План

индивидуальной работы

с неуспевающими учащимися.

Причины неуспеваемости учащихся.

А. Первого порядка.

Недостатки учебно – воспитательной работы и взаимодействия школы и семьи.

Недостатки внешкольных влияний.

Отклонения в анатомо – физиологическом развитии школьника.

Б. Второго порядка.

Большие проблемы в фактических знаниях ученика и его умения.

Слабое развитие познавательных процессов.

Слабое развитие навыков учебного труда.

Недостатки воспитанности, недисциплинированность.

Отрицательное отношение к учению.

Методы изучения причин неуспеваемости.

Беседы с учащимися, родителями, активом класса по определенной программе.

Анализ устных ответов и письменных работ учащихся.

Проведение специальных « диагностирующих» работ и сочинений.

Виды помощи в учении:

* Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

* Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

* Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

* Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Профилактика неуспеваемости

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.

Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.

Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.

Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала.

Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта.

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.

Инструктировать о порядке выполнения работы.

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.

Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.

Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения.

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, с самим ребенком

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика и корректирование по мере необходимости

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий в течение учебного года

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

неблагоприятная наследственность;

нарушения нервной деятельности;

общая неспособность к интеллектуальному труду;

физическая ослабленность;

школьная незрелость;

педагогическая запущенность;

недостаточное развитие речи;

боязнь школы, учителей;

инфантилизм (т. е. детскость)

астеническое состояние;

снижение зрения;

гиподинамия;

миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);

социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе

Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

Обстоятельства жизни ребёнка в семье; - взаимоотношения с окружающими взрослыми

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные).

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения.

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе.

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: - пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); - неправильная организация учебной деятельности ОУ.

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей.

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися

Мероприятия

Срок

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

определение фактического уровня знаний детей;

выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом и обязательно с самим ребенком.

Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его корректировка.

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

В течение учебного года

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.

В течение учебного года

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником.

В течение учебного года

Индивидуальный план работы

по ликвидации пробелов в знаниях за 1 четверть 2016-2017 учебного года

Проблема

Коррекционная работа. Виды деятельности

Предполагаемый результат

Слабо развита мелкая моторика рук.

Физминутки на каждом уроке (специальные упражнения);

Игры с мячом на уроках;

Ручной труд (лепка, конструирование, рисование, штриховка и т.д.)

Графические диктанты

В течение четверти

Правильное положение тетради при письме;

Наклон букв;

Высота букв;

Улучшить написание и соединение некоторых букв

Отсутствие наглядно-образного мышления.

Работа по наглядному образцу;

Спец. задания:

1) назвать геометрические фигуры, из которых составлен домик;

2) на какие части разбит прямоугольник?

3) соедини стрелкой изображение и название соответствующих фигур и т. д.

В течение четверти

Составлять краткую запись к задаче

Низкий уровень фразовой речи.

Жужжащее чтение;

Работа по учебно-методическому комплекту «Работа с текстом» (на уроках чтения и окр. миру);

Восстановление деформированных предложений

В течение четверти

Полные ответы на вопросы;

Восстанавливать деформированные предложения

Недостаток внимания и усидчивости

Запоминание картинки, группы слов (на «Мире логики»);

Найти отличия;

Найти и вычеркнуть из текста определённые буквы (менять буквы, по-разному зачеркивать) – не более 5 минут.

В течение четверти

Своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой

План работы

учителя Пашниной Ю.Н.

1. Цели:

1. Выполнение Закона об образовании

2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

2. Задачи:

    Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.

    Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников

    Реализация разноуровнего обучения

    Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации

    Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

3. Основные разделы планирования:

I. Организация работы со слабоуспевающими учащимися учителя – предметника

II. Планирование работы классного руководителя со слабоуспевающими учащимися

4. Основополагающие направления и виды деятельности:

1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.

2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.

3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.

4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

5. Программа деятельности учителя

со слабоуспевающими учащимися

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем

5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)

7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений

8. Как учителю-предметнику оформить следующую документацию:

График индивидуальной работы со слабоуспевающими

Программу работы со слабоуспевающими учащимися на уч. год;

Задания по ликвидации пробелов в знаниях;

Результаты тематического контроля знаний учащихся

Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.

учителя начальнх классов Пашниной Ю.Н .

Мероприятия

1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам. Информацию сдать завучу

2. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

3. Провести собеседование с классными руководителями по поводу выяснения причины их отставания. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом,

Сентябрь

4. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися

В течение учебного года.

5. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, ШМО)

В течение учебного года.

6. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

7.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

Ключевые моменты в организации учебного процесса

со слабоуспевающими детьми

    Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

    Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

    На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.

    При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

    Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

    Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

    В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

    В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

    В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

    При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

6. Программа деятельности классного руководителя

со слабоуспевающими учащимися

    С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников 4-А класса усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.

    Взять под систематический контроль посещаемость учениками уроков, дополнительных занятий ШК.

    Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся – родители – преподаватели.

    В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить беседы, давать советы и рекомендации по улучшению успеваемости.

    Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2015-2016 уч. год

классного руководителя 4-А класса Пашниной Ю.Н .

Мероприятия

1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся 4-А класса по итогам предыдущего года обучения

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся. Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса

Сентябрь

3. Провести собеседование с учителями-предметниками 4-А класса по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими учащимися. предложить учителям представленный план работы.

Сентябрь

4. Собеседования с учителями по итогам триместра и результатам индивидуальной работы с ребенком.

По итогам четверти.

5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ.

Согласно графику контрольных работ.

6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.

Выборочно, по ситуации.

7. Работа с родителями слабоуспевающих учащихся

В течение всего учебного года.

Отчет учителя русского языка Гончар Т.А.

О работе с неуспевающими учащимися

За 3 четверть 2014 – 2015 учебный год

Для выявления слабоуспевающих учащихся в начале года мною была проведена входная контрольная работа, которая показала уровень обученности учащихся. Для объективности результата на уроках русского языка использовались различные виды опроса: устный, письменный, индивидуальный, фронтальный. Регулярно и систематически учащиеся опрашивались, своевременно выставлялись оценки в журнал, дневники, тетради.

После того, как были определены пробелы в знаниях, я составила

1. список учащихся с низкой мотивацией,

2. индивидуальные планы работы с Земсковой О., Корсаковой А., Цулейскири М.,

3. график дополнительных занятий,

4. тематический план работы с неуспевающими по русскому языку.

Далее через беседы с учащимися, их родителями, психологом школы, учителями начальных классов, классным руководителем, изучением документации по состоянию здоровья детей были выявлены причины низкой мотивации учащихся 5 – х классов Цулейскири М.(5-А), Земсковой О., Корсаковой А.(5-Г):

1. низкое качество мыслительной деятельности учащихся (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.);

2. неправильно сформировавшееся отношение (отрицательное) к учебному труду;

3. отсутствие контроля за обучением своих детей со стороны родителей.

Работа с неуспевающими учащимися Земсковой О., Корсаковой А., Цулейскири М. на уроках русского языка

Этапы урока

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при объяснении новой темы.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления.

Организация работы сильных учеников- консультантов по предмету.

Использование индивидуальных заданий пониженной сложности.

Организация групповой работы с целью создания на уроке для неуспевающих учащихся ситуации успеха.

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

  1. По каждой изучаемой теме производился учет умений и навыков, которыми должен овладевать учащийся.
  2. После проведения самостоятельных, контрольных, зачетных работ проводился анализ с классификаций ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ, проводилась работа над ошибками.
  3. Перед проведением диагностических работ с целью предупреждения ошибок тщательно планировалось повторение ранее изученного материала.
  4. Систематически велась дифференцированная работа, учащимся предлагались индивидуальные задания, которые своевременно оценивались.
  5. Была организована взаимная помощь среди учащихся.
  6. Результаты текущей, предварительной успеваемости систематически фиксировался в тетрадях и дневниках учащихся.

Работа с неуспевающими учащимися

Земсковой О., Корсаковой А., Цулейскири М.

Во внеурочное время

1. В течение 3-й четверти было проведено 12 дополнительных групповых занятий по предмету во внеурочное время (15.01, 22.01, 29.01, 5.02, 12.02, 19.02, 26.02, 5.03, 12.03, 13.03, 14.03, 16.03) на которых

  1. предоставляется возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;
  2. школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах;
  3. отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
  4. выполняются задания по образцу;
  5. предлагаются разноуровневые задания, в т.ч. творческого характера (на дополнительную оценку).

Корсакова присутствовала на 1-м (12.03), Цулейскири на 1-м (12.03), Земскова не посещала занятия.

2.В течение 3-й четверти было проведено 19 индивидуальных консультаций (19.01, 30.01, 26.01, 30.01, 3.02, 6.02, 9.02, 12.02, 16.02, 2.03, 5.03, 12.03, 13.03,14.03, 16.03, 17.03,18.03,19.03,20.03), на которых

  1. для школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок;
  2. проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях,
  3. предлагаются карточки-консультации,
  4. даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы.
  5. указываются алгоритм, правила, на основании которых выполняется задание;
  6. выполняются аналогичные задания;
  7. называются ответы заданий.

Данные учащиеся не посещали индивидуальные занятия.

Учет посещаемости учащимися дополнительных групповых и индивидуальных занятий велся систематически и доводился до сведения родителей через дневники и докладные классному руководителю.

3. Учащимся предлагались для выполнения дополнительные индивидуальные задания, которые

1.обеспечивают повторение пройденного;

2. концентрируют внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения;

3.помогают исправить и предупредить типичные ошибки.

Дополнительные ндивидуальные задания по русскому языку

Ф.И. обучающегося

Тема задания

Дата

Отметка о выполнении

Земскова Ольга

1.Правописание корней с чередованием

2. Правописание приставок

3.Орфографический разбор

4.Синтаксический и пунктуационный разборы

5.Текст-повествование с творческим заданием.

6.Работа над ошибками самостоятельной работы

21.01

18.02

4.03

10.03

11.03

Корсакова Ангелина

1.Правописание корней кас-кос, лаг-лож

2.Правописание приставок пре-при

3.Правописание приставок, заканчивающихся на з, с

4.Пунктуационный разбор простого и сложного предложений

5.Текст-описание с творческим заданием

6.Текст-повествование с грамматическим заданием

26.01

3.02

6.02

19.02

24.02

2.03

10.03

Цулейскири Михаил

1.Правописание безударных проверяемых гласных в корне

2.Правописание неизменяющихся приставок

3.Правописание о, е после шипящих

4.Правописание и, ы после ц

5.Синтаксический и пунктуационный разборы

6.Текст-повествование с творческим заданием

7.Работа над ошибками самостоятельной работы

15.01

22.01

29.01

5.02

18.02

4.03

11.03

4. В 3 четверти с обучающимися, которые не успевают по русскому языку, были проведены индивидуальные беседы

Беседы с неуспевающими

Ф.И. обучающегося

Цель

Дата

Решение

Земскова Ольга

2.Определение сроков сдачи задолженности по предмету

3.Выяснение причин неготовности к урокам русского языка

4. Определение сроков сдачи задолженности по предмету

(беседа в присутствии родителей и классного руководителя)

26.01

28.01

17.02

2.03

Сдать задолженность по д.з, индивид. заданиям.

Сдать задолженность по темам «Морфемика», «Словообразование», «Работа над ошибками с.р.»

Корсакова Ангелина

1.Выяснение причин невыполнения учащейся требований учителя русского языка

3. Выяснение причин неготовности к урокам русского языка

4.Определение сроков сдачи задолженности по предмету (беседа в присутствии родителей учащейся)

29.01

31.01

4.02

25.02

Выполнять требования учителя по подготовке к урокам рус.яз.

Посещать учащ. дополн. занятия по рус.яз.

Сдать задолженность по темам «Правописание приставок», «Правописание корней с чередованием», «Работа над ошибками с.р.», «Орфографический разбор»

Цулейскири Михаил

1.Выяснение причин невыполнения учащейся требований учителя русского языка

2. Определение сроков сдачи задолженности по предмету

3. Выяснение причин неготовности к урокам русского языка (беседа при курир. завуче)

4. Определение сроков сдачи задолженности по предмету (беседа при курир. завуче)

23.01

27.01

18.02

2.03

Выполнять требования учителя по подготовке к урокам рус.яз.

Сдать задолженность по д.з, индив. задания

Посещать учащ. дополн. занятия по рус.яз. , индив. занятия

Сдать задолженность по темам «И, ы после ц», «Правописание чередующихся корней», «Правописание приставок пре, при», «Работа над ошибками с.д.», «Синтаксический разбор простого предложения», «Пунктуационный разбор сложного предложения2

  1. Для осуществления индивидуального подхода в обучении учащимся Земсковой О., Косарковой А., Цулейскири М. и их родителям были предложены цифровые порталы.

Дистанционная работа с обучающимися

№ п.п