» »

Три склонения имени существительного. Склонение имён существительных Существительные на -ие, -ия

10.04.2024

169. Произнесите слова. Запишите данные слова буквами.

[й"эл"], [пыл"], [ноч"], [мыш], [дв"эр"].

  • Что общего в написании данных имён существительных? Укажите их род, выделите окончание.

Обратите внимание! Вы записали имена существительные 3-го склонения .

170. Прочитайте.

Хитрость, шалость, жестокость, искренность, скромность, скупость, жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть, достоинство, благородство.

  • Можете ли вы объяснить, какое качество или чувство обозначает каждое из этих слов? Какие из этих слов вы могли бы поставить рядом со словом совесть ? Почему?
  • Выпишите имена существительные 3-го склонения. По каким признакам вы их определили?
  • Составьте текст-рассуждение на тему «Что такое совесть?».

171. Прочитайте. Докажите, что данные слова - имена существительные 3-го склонения.

Сельдь, метель, пыль, ночь, цепь, кость, ель.

  • Образуйте от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1-го склонения. Запишите слова парами по образцу. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Образец. Сельдь (3-е скл.) - селёдка (1-е скл.), метель (3-е скл.) - метелица (1-е скл.).

172. Прочитайте.

Тень, день, бровь, червь, рысь, гусь, пристань, конь, болезнь, июнь, камень, медаль, журавль, площадь, тетрадь, писатель, прорубь, голубь, жёлудь, ячмень.

  • Что общего в написании данных имён существительных? Как определить, какие из них относятся к 3-му склонению?
  • Выпишите сначала имена существительные 3-го склонения, а затем - 2-го склонения.

173. Прочитайте. Спишите.

      Золотой метелью
      Мчится жёлтый лист.
      Жалобной свирелью
      Слышен ветра свист.
      (Ф. Глинка)

  • Обсудите, являются ли выделенные слова именами существительными 3-го склонения. Как это определить?
  • Продолжите формулировку определения: «Чтобы узнать, относится ли имя существительное к 3-му склонению, надо...»

Падежные окончания
имён существительных 3-го склонения

Падежи

Вопросы

Женский род

Окончания

кто?
что?

рожь, мышь,
площадь

(нулевое)

кого?
чего?

ржи , мыши ,
площади

кому?
чему?

ржи , мыши ,
площади

кого?
что?

рожь, мышь,
площадь

(нулевое)

кем?
чем?

рожью , мышью ,
площадью

о ком?
о чём?

о ржи , о мыши ,
о площади

174. Прочитайте таблицу на этой странице. Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже?

  • В каких падежах имена существительные 3-го склонения имеют одинаковые окончания? Назовите эти окончания.

Обратите внимание! Ударные и безударные окончания имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково . По ударным падежным окончаниям имён существительных 3-го склонения можно проверять написание безударных падежных окончаний имён существительных этого же склонения: в глуш[ и́ ] - в про́руб[ и ] .

175. Просклоняйте, пользуясь таблицей, данные имена существительные: радость, речь, мысль .

  • Запишите все падежные формы этих имён существительных, выделите их окончания.

И. п. что? - речь, радость, мысль

Р. п. чего? - реч[ и |, радост[ и ], мысл[ и ]

  • Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имён существительных.

176. Расскажите по данной таблице, какие признаки имеют имена существительные каждого склонения.

  • Выберите из словаря омонимов учебника по одному имени существительному каждого склонения. Запишите эти слова и в скобках укажите их склонение.

177. Прочитайте. Пользуясь таблицей упр. 176 и памяткой «Как определить склонение имени существительного», определите склонение имён существительных в данных сочетаниях слов.

      Капля дождя.
      Букет сирени.
      Иней на ветке ели.
      Письмо от дедушки.
      Варенье из вишни.
      Русский пейзаж.

пе йза́ж

178. Прочитайте.

      Любили тебя без особых причин
      За то, что ты - внук,
      За то, что ты - сын,
      За то, что малыш,
      За то, что растёшь,
      За то, что на маму и папу похож.
      И эта любовь до конца твоих дней
      Останется тайной опорой твоей.
      (В. Берестов)

  • Как вы поняли главную мысль стихотворения?
  • Найдите имена существительные в единственном числе. Объясните, как определить их склонение.

179. Прочитайте. Спишите.

1. На землю опустилась ночь. 2. Над рекой появился туман. 3. Луна осветила окрестность.

  • Объясните, как определить склонение и падеж имён существительных в данных предложениях.

180. Прочитайте.

В ущелье гор тревога. Кричит птичка - скалистый поползень. Что случилось?

На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе вопросительным знаком. Ещё немного - и гюрза заползёт в гнездо.

И тут случилось чудо: маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.

(Н. Сладков)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Закончен ли текст? О чём можно сказать в заключительной части? Озаглавьте текст.
  • Составьте план текста. Подготовьтесь написать по плану изложение. Выпишите трудные для написания слова.
  • Напишите изложение. Проверьте себя.

Склонение имён существительных - это изменение окончаний существительных по падежам. Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонения, на склонения они делятся по родам и окончаниям.

Падеж Вопросы Окончания
Единственное число Множ. число
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Именительный Кто? Что? -а, -я -, -о, -е - -ы, -и, -а, -я
Родительный Кого? Чего? -ы, -и -а, -я -, -ов, -ев, -ей
Дательный Кому? Чему? -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный Кого? Что? -у, -ю -о, -е - -, -ы, -и, -а, -я, -ей
Творительный Кем? Чем? -ой (-ою), -ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предложный О ком? О чем? -е, -и -е, -и -ах, -ях

Первое склонение

К первому склонению относятся имена существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я :

мама, кухня - женский род

папа, дядя - мужской род

задира, ябеда - общий род

Второе склонение

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями -о, -е :

брат, грач - мужской род

лото, море - средний род

Третье склонение

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с ь на конце:

лошадь, степь, рожь - женский род

Как определить склонение существительного

Чтобы определить склонение имени существительного надо поставить его в начальную форму - в форму единственного числа именительного падежа. По окончанию существительного в единственном числе именительном падеже и его роду можно будет определить его принадлежность к одному из склонений.

Радуга (она) - существительное женского рода с окончанием радуга 1-го склонения.

Солнце (оно) - существительное среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное солнце 2-го склонения.

Мышь (она) - существительное женского рода с на конце в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное мышь 3-го склонения.

У существительных, имеющих только форму множественного числа, склонение не определяется:

ножницы, дрова, щипцы

Цели:

  1. Дать понятие о трех склонениях имен существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.
  2. Развивать зрительную и слуховую память, концентрацию и объем внимания, обогащать словарный запас детей.
  3. Воспитывать прилежность, умение работать в команде.

Оборудование: толковые словари, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

– Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на доску. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.

(ответы детей)

– У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.

II. Актуализация знаний.

1. Игра «Видел и слышал».

На доске заранее записаны слова в столбик под названием «видел». Запись закрыта.

– Сейчас вы прочтете с доски шесть слов и столько же, но других слов услышите от меня. Надо постараться запомнить и те и другие слова.

Запись открывается. Учитель ведет указкой под первым словом, ребята про себя читают его. В конце слова указка останавливается. В этот момент учитель произносит другое слово (то, что предназначено для слухового запоминания) и т.д. Затем запись закрывается. Ребята записывают слова по памяти в любом порядке в два столбика.

2. Самопроверка.

Дети дописывают слова, которых не хватает.

– Что вы можете сказать об этих словах? (Существительные единственного числа в именительном падеже).

– На какие группы можете разделить эти слова? (1. Одушевленные и неодушевленные)

– Назовите одушевленные имена существительные. (2. По роду: мужской, женский и средний род)

– Назовите имена существительные женского рода; мужского рода; среднего рода. (3. По окончанию: -а –я, -о –е, О)

– Выделите окончания.

– Почему все существительные стоят в единственном числе, именительном падеже, а окончания у них разные? (зависит от рода)

III. Постановка учебной задачи.

1. Игра «Запомни слова».

На доске или плакате написаны слова разным шрифтом, разным цветом, в разном направлении. В течение 10 секунд дети читают эти слова, затем слова закрываются. Дети воспроизводят слова по памяти устно.

(падеж, род, существительное, склонение, число, предмет, вопрос)

– Что мы на данный момент можем определить у этих слов? (падеж, род, число, задать вопрос)

– А что, не можем определить у этих существительных? (склонение)

– Почему? (Мы не знаем, что такое склонение; мы не знаем, сколько склонений у существительных; мы не знаем, какие существительные к какому склонению относятся)

– Так какова тема нашего урока? (склонение имен существительных)

– Чему мы должны научиться? (Узнать, сколько склонений у имен существительных; научиться определять склонение имен существительных)

IV. «Открытие детьми нового знания».

1. – Где мы можем узнать значение слова «склонение»? (в толковом словаре)

Дети работают в группах с толковым словарем, находят значение слова и зачитывают его.

Склонение – в грамматике класс имен существительных с одинаковыми формами словоизменения .

2. – Как вы думаете, сколько склонений у имен существительных?

Высказывания детей.

– Чтобы нам не гадать, а быстрее все узнать я предлагаю выполнить вам задание.

– Просклоняйте имена существительные.

Работа в группах.

  1. вода, земля.
  2. папа, дядя.
  3. стол, конь.
  4. окно, море.
  5. степь, мышь

3. Проверка.

Дети называют слова и окончания. Учитель фиксирует окончания на доске.

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
-а -я
-ы -и

-у -ю
-ой -ей
-а -я
-ы -и

-у -ю
-ой -ей
--
-а -я
-у -ю
--, -я
-ом -ём

-о -е
-а -я
-у -ю
- о -е
-ом -ём
--


--


– Посмотрите на окончания в словах. Какой вывод вы можете сделать? (у существительных 1 и 2 групп, 3 и 4 групп одинаковые окончания)

– Сколько групп образовалось? (3)

– Какие существительные будут относиться к 1-ому склонению? Ко 2-ому склонению? К 3-ему склонению?

– Как определить склонение имен существительных? (надо поставить имя существительное в именительный падеж, единственное число, определить род, выделить окончание)

– Попробуем составить кластер. (работа в группах)

Дети (по одному представителю от группы) защищают составленный кластер. Выбирается лучший детский или учитель предлагает свой.

V. Первичное закрепление.

Фронтальная работа.

Откройте учебники, найдите упражнение 166 на странице 88

– Прочитайте задание.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают)

Зима, весна, лето, осень, час, минута, год, день, ночь, тетрадь, карандаш, перо, птица, снегирь, дрозд, река, озеро, дерево, яблоня, сирень, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, железо, поле, сеялка.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.

– Определите склонение каждого существительного. Напишите существительные в три столбика – по склонениям.

Ручка, слово, мебель, буква, солнце, лук, конь, мышь, рисунок, помощь, гостья, дедушка, деревня, ель, смелость.

Самопроверка по эталону .

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

– Кто ошибся? Почему?

Физкультминутка.

Игра «Раз, два, три – склонение назови».

Учитель или дети называют имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.

Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

А сейчас посмотрите на доску. Выберите себе то задание, которое вам подходит.

– Прочитайте задание.

Работа проходит на три уровня.

Спишите предложения, у существительных определите склонение. Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.
Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом. Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц. 1.

2.

Проверка.

1 группа – самопроверкапо эталону

Лесом – 2 скл., местности – 3 скл., от жары – 1 скл., тропинка – 1 скл., к роще – 1 скл., под деревом – 2 скл.

2 группа – взаимопроверка.

3 группа – фронтальная проверка.

Дети зачитывают предложение, называют существительные и склонение.

– Кто выполнил своё задание без ошибок?

– Кто ошибся? Почему?

– Кто сделал все верно, поставьте на полях тетради «+»

VIII. Рефлексия деятельности.

– Какую задачу ставили?

– Удалось ли решить поставленную задачу? Каким образом?

– Какие получили результаты?

– Что на уроке у вас хорошо получалось?

– Что вызвало затруднения?

Для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род.

Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.



Первое склонение

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.

Пример: дядя, кошка, юноша, рыба, плакса.

Второе склонение

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е в именительном падеже.

Пример: ученик, герой, звено, сердце, небо.

Третье склонение

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

Пример: площадь, ель, мышь, дочь, лень.

Как определить склонение имени существительного?

  1. Итак, для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род.
  2. Затем выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Например:

Суббота – она, моя – существительное женского рода с окончанием –а в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное суббота 1-го склонения.

Яблоко – оно, мое – существительное среднего рода с окончанием –о в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное яблоко 2-го склонения.

Радость – она, моя – существительное женского рода с мягким знаком на конце, в именительном падеже единственного числа, окончание нулевое. Следовательно, существительное радость 3-го склонения.

Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

Например:

Проверочные упражнения разного уровня сложности

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!

Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.

Первое склонение

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а , –я в именительном падеже.
Пример: весточка , яблоня , юноша .

Второе склонение

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е в именительном падеже.

Пример: ученик , герой , звено , сердце .

Третье склонение

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площадь , ель.

Существительные женского рода, единственного числа в именительном падеже, которые оканчиваются на шипящий звук, пишутся с мягким знаком на конце слова.

Пример: ночь, брош ь, рож ь .

Итак, для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определяем склонение.

Например:

Суббота – она, моя – существительное женского рода с окончанием –а в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное суббота 1-го склонения .

Яблоко – оно, мое – существительное среднего рода с окончанием –о в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное яблоко 2-го склонения .

Радость – она, моя – существительное женского рода с мягким знаком на конце, в именительном падеже единственного числа, окончание нулевое. Следовательно, существительное радость 3-го склонения .

Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

Например:

1-е склонение

ИП рекá – рéчка

РП реки – рéчки

ДП рекé – рéчке

ВП реку – речку

ТП рекой – речкой

ПП о реке – о речке