» »

Синтаксическая роль неопределенных местоимений в предложении. Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

21.09.2019

Местоимение может быть любым членом предложения:

Я хочу спать (подлежащее).

Это она (сказуемое).

Миша - мой брат (определение).

Учитель вызвал его (дополнение).

До каких пор это будет продолжаться (каких входит в состав обстоятельства)?

Разряды местоимений

А. Разряды местоимений по грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются).

1. Местоимения-существительные(я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

· указывают на предметы;

· отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);

· изменяются по падежам (некто, нечто употребляются только в форме И.п.;некого, нечего, себя не имеют формы И.п.);

· связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.

2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.). Их особенности:

· указывают на признаки предметов;

· отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);

· связываются с именами существительными, как имена прилагательные;

· изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каков не изменяется по падежам; притяжательные его, ее, их не изменяются вообще, в отличие от омонимичных форм личных местоименийего, ее, их );

· местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но иногда, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (- Который час? - Пятый ).

3. Местоимения-числительные (сколько, столько, несколько ). Их особенности:

· указывают на количество предметов;

· отвечают на вопрос сколько? ;

· связываются с существительными, как количественные числительные;

· обычно изменяются по падежам.

Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

2. Возвратное: себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.



5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

7. Относительные: те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые союзные слова (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед) .

8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставокни- , не- (Никто не ответил. Некого обвинять) .

9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое - или постфиксов -то , -либо , -нибудь : кое-кто, кто-то, что-нибудь и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

Примечания:

1) Местоимения тот, сам, местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо).

2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи (это, что): Это книга (местоимение). -Москва - это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение, союзное слово). - Я знаю, что он здесь (союз).

ГЛАГОЛ

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .



2. Каждый глагол имеет следующие формы:

· начальную форму, которая называется неопределенной формой (илиинфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;

· спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

· причастие;

· деепричастие.

3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

· существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога:читать газету, видеть его ;

· существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;

· существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .

Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.

5. Глаголы бываютсовершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? - запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? -читали ), настоящее (что делают? - цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов - «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? - будет чертить, будет петь ).

Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

· Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .

· Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.

· Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести - несут - неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

Глагол может выполнять все 5 функций:

1) подлежащее:

· Жить (подлежащее) - Родине служить.

2) сказуемое:

· Моя обязанность - хорошо учиться (сказуемое) . Я люблю (сказуемое) мороженое.

3) дополнение:

· Тренер сказал нам (что?) прийти (дополнение) на тренировку в 9-00.

4) Определение:

· Мечта (какая?) поскорее уехать (определение) из города не покидала меня.

5) обстоятельство:

· Я поеду в Москву (зачем?) поступать (обстоятельство цели) в МГИМО.

Причастие характеризуется в лингвистике по-разному. Одни языковеды считают причастия особой формой глагола, другие - самостоятельной частью речи.

ПРИЧАСТИЕ

Причастие - особая форма глагола (или самостоятельная часть речи), которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? (какая?какое? какие? )

Причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.

Начальная форма причастия такая же, что и у прилагательного, - единственное число, мужской род, именительный падеж: бежавший, строивший, раскрытый.

Основные признаки причастия

А) Общее грамматическое значение - это значение признака предмета по действию: думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый .

Б) Морфологические признаки:

1. Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов :

· переходность,

· возвратность,

2. В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) - думающий, думавший; подумать (совершенный вид) - подумавший .

3. Причастия имеют следующие признаки прилагательных :

· причастия, как и прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной форме): бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие ;

· причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже: потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени ;

· страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы: допитый - допит; потерянный - потерян .

В) Синтаксические признаки:

1. В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого: Увлечённые , мы позабыли обо всём (определение); Всё вокруг казалось погружённым в задумчивость (часть составного именного сказуемого).

2. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого: Книга раскрыта на восьмой странице

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,обозначающая в предложении добавочное (второстепенное по характеру) действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав?

Уехав, дожидаясь, увидев.

Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .

Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.

Образование деепричастий – деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов – -а, -я, -в, -вши, -ши:

· деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я:

· молчать: молч-ат → молча;
решать: реша-ют → решая;

· деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши:

замолчать: замолча-ть замолчав ;
решить: реши-ть решив ;
заняться: заня-ть -ся → занявшись ;
принести: принес-ти принесши .

Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза.

Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).

Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие –слушала ).

Деепричастия обладают признаками двух частей речи – глагола и наречия.

Как и глаголы, деепричастия бывают:

несовершённого и совершённого вида: набирая (что делая?) – набрав (что сделав?);

переходными и непереходными: переходные убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку; непереходные блестя на солнце, шагнув в бездну;

возвратными и невозвратными: раскачиваясь – раскачивая, нагнувшись – нагнув;

Деепричастия могут присоединять к себе косвенные падежи имён
существительных и поясняться наречиями: согласившись (на что?) на подсказку, держа (как?) крепко.

Так же, как и наречия, деепричастия не изменяются и в предложении
выступают в роли обстоятельств, поясняющих глагол – сказуемое.

НАРЕЧИЕ

Наречие - это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или другого признака. Вопрос к наречию зависит от его значения, которое оно выражает.

В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы как? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? :Осень. (где?) Над головой (как?) исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях (В. Бианки).

Чаще всего наречие относится к глаголу (грамотно писать ), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию, существительному (по-зимнему холодный день; недолго цветущий кустарник; идти, радостно подпрыгивая; объяснять удивительно просто ,трагик поневоле ).

Наречие - неизменяемая часть речи: она не склоняется, не спрягается,не согласуется с другими словами. У наречия нет и не может быть окончания .

Разряды наречий

По общей семантике выделяются два разряда:

1. определительный

2. обстоятельственный .

Определительный разряд включает наречия, обозначающие качества, способ действия, интенсивность проявления признака .

В границах определительного разряда выделяются:

1. наречия образа действия со значением качества: быстро, весело, четко ;

2. сравнения: по-медвежьи, ежиком ;

3. интенсивности признака: слишком, очень, чуть-чуть ;

4. кратности: дважды, трижды .

Обстоятельственный разряд включает:

1. наречия места: внизу, вверху ;

2. наречия времени: давно, завтра ;

3. наречия причины: сгоряча, с радости ;

4. наречия цели: нарочно, назло ;

5. наречия совместимости: втроем, вместе и др

ПРЕДЛОГ

Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях: хочу к маме, пойду за хлебом , идти по трое, вернуться за ней.

§1. Общая характеристика местоимения как части речи

Местоимение - это самостоятельная часть речи. Местоимение не является знаменательной частью речи.
Местоимения - разнородный по значению и грамматическим особенностям класс слов.

Для местоимения важно, какие слова оно может замещать: существительные, прилагательные или числительные. Морфологические признаки и синтаксическая роль у местоимений, указывающих на предметы, признаки или количество, схожи с существительными, прилагательными и числительными. Поэтому их иногда так и называют «местоимения-существительные», «местоимения-прилагательные» и «местоимения-числительные».

1. Грамматическое значение - «указание».

К местоимениям относятся слова, отвечающие на разные вопросы. Дело в том, что местоимение может замещать любое имя: и существительное, и прилагательное, и числительное. Местоимения не выражают сами значение разных имён, а лишь указывают на них.

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- разряд по значению, другие признаки различны, они зависят от того, с какой частью речи соотносится местоимение: с существительным, прилагательным или числительным,
  • изменяемые - падеж (у большинства местоимений), далее по-разному у местоимений, соотносимых с существительными, прилагательными и числительными.

3. Синтаксическая роль в предложении , как у существительных, прилагательных и числительных.

§2. Разряды по значению

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
  2. Возвратное: себя
  3. Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой
  4. Указательные: , а также устар.: эдакий (этакий), сей, оный
  5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам , а также устар.: всяческий, всяк
  6. Вопросительные:
  7. Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей

В школьной практике разряды местоимений учат наизусть . Поверьте опыту, хуже всего ребятам даются определительные местоимения: не запоминаются и всё! Разные они какие-то.

Пользователь нашего сайта О.В. Лобанкова прислала стишок, включающий определительные местоимения.

ВЕСЬ день уроки САМ учу,
ЛЮБОЙ вопрос мне по плечу.
Но ВСЯКИЙ раз, когда к доске
Меня зовут, я весь в тоске.
Я САМЫЙ умный, но стесняюсь;
ДРУГОЙ смелей меня, на зависть.
ИНОЙ учитель и не знает,
Что КАЖДЫЙ раз меня «пытает»!

(Ольга Лобанкова)

1) вопросительного слова в вопросительных предложениях;
2) союзного слова, соединяющего части сложноподчинённых предложений в сложном предложении.

Другие считают их разными словами с разными функциями, но совпадающими по форме, т.е. омонимами. Сторонники такой трактовки выделяют не один разряд, а два:

Вопросительные
- относительные

§3. Морфологические особенности местоимений, соотносимых с разными именами

Язык позволяет нам избежать множества ненужных повторений одних и тех же слов. Это возможно, в частности, потому, что роль других слов могут брать на себя местоимения. Они способны замещать в предложениях имена: существительные, прилагательные, числительные. Рассмотрим пример:

Ярославль - красивый город. Ярославль стоит на берегу Волги.

Если во втором предложении заменить слово Ярославль на местоимение он , мы избежим повтора: Он стоит на берегу Волги.

Если местоимение может заместить существительное, то оно соотносится с существительным, если прилагательное, то - с прилагательным, а если числительное, то - с числительным.

1. Местоимения, соотносимые с существительными

В эту группу входят:

  • все личные местоимения,
  • возвратное: себя,
  • вопросительно-относительные: кто, что,
  • неопределённые: некто, нечто, кто-то, что-то и др.,
  • отрицательные: никто, ничто.

Морфологические признаки этих местоимений сходны с морфологическими признаками существительных. У них тоже есть род, число и падеж. А у личных местоимений есть еще неизменяемый признак лица.

Местоимения, как и существительные, не изменяются по роду. У одних слов принадлежность к роду выражена окончаниями: он - она - оно , у других показателей рода нет. Но часто род можно определить из контекста. Помогают формы прилагательного в ед.ч. или глаголов прошедшего времени, например: кто-то пришёл, кто-то незнакомый, что-то большое . Благодаря синтаксическим связям мы знаем, что слово кто - м.р., а что - среднего. Местоимения я и ты - общего рода, сравни: Я уже взрослая. Я уже взрослый.

Число

У местоимений признак числа постоянный. Я и мы , ты и вы , он и они - это разные слова. Особенностью местоимений, соотносящихся с существительными, является то, что они не изменяются по числам.

Падеж

Местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются.
Но:

  • у возвратного местоимения себя , отрицательных некого, нечего нет формы И.п.,
  • некто есть только формы И.п.,
  • у неопределённого местоимения нечто есть формы И. и В.п.

Лицо

У личных местоимений есть лицо. Местоимения не изменяются по лицам.

Синтаксическая роль в предложении, как у существительного. Например:

Никто ничего не узнает.

Никто - подлежащее, ничего - дополнение.

Себя не может быть подлежащим. Вторая особенность в том, что себя может входить в сказуемое вместе с глаголом. Местоимение в этом случае не добавляет никакого другого значения, кроме возвратности.

2. Местоимения, соотносимые с прилагательными

В эту группу входят:

  • все притяжательные местоимения,
  • указательные: почти все местоимения этого разряда,
  • все определительные местоимения,
  • четыре вопросительных и относительных: какой, каков, который, чей,
  • неопределённые, образованные от какой, который, чей : какой-либо, некоторый и др.
  • отрицательные: никакой, ничей

Как и прилагательные, местоимения, соотносимые с ними, изменяются по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным, к которому они относятся.
Исключение составляют притяжательные местоимения её, его, употребляемые в ед.ч., и местоимение их , употребляемое во мн.ч. Это неизменяемые слова. Примеры:

И.п. её, его, их сестра, брат, общество
Р.п. её, его, их сестры, брата, общества
Д.п. её, его, их сестре, брату, обществу
В.п. её, его, их сестру, брата, общества
Т.п. её, его, их сестрой, братом, обществом
П.п. (о) её, его, их сестре, брате, обществе

И.п. её, его, их сестры, братья, окна и т. д.

Примеры показывают, что притяжательные местоимения её, его и их сами не изменяются. Их грамматическую форму помогают определить существительные.

Местоимения каков, таков, совпадающие формально с краткими прилагательными, как и они, изменяются по родам и числам.

Каков отец, какова мать, каково государство, каковы законы, таков сын, такова дочь, таково общество, таковы обычаи.

Синтаксическая роль в предложении по преимуществу - определение, реже часть сказуемого. Например:

Моя, твоя - определения.

Без трудолюбия способности ничто .

Ничто - часть сказуемого. (Нулевая связка быть)

3. Местоимения, соотносимые с числительными

Это небольшая группа местоимений, к которым относятся слова сколько, столько и их производные: несколько,сколько-нибудь и др.

Как и числительные, эти местоимения изменяются по падежам. Признаков рода и числа они не имеют. Как и числительные, они, находясь в форме И. и В.п. управляют формой существительного: требуют после себя сущ. в форме Р.п. мн.ч., например: несколько яблок, столько-то килограммов. В остальных падежах они согласуются с существительными в падеже, например: несколькими яблоками, стольким-то килограммам, (о) стольких-то килограммах.

Как и числительные, в предложении такие местоимения выполняют ту же роль, что и существительное, к которому относится местоимение. Например:

Несколько яблок лежало на столе.

Несколько яблок - подлежащее.

Он съел несколько яблок.

Несколько яблок - дополнение.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Может ли местоимение замещать глаголы?

  2. Верно ли полагать, что синтаксическая роль у местоимения в предложении может быть такой же, как у существительных, прилагательных или числительных, которые оно замещает?

  3. Какого из признаков, свойственных личным местоимениям, нет у других местоимений?

    • Падежа
    • Числа
  4. Является ли лицо у личных местоимений постоянным (неизменяемым признаком)?

  5. Формы какого падежа нет у возвратного местоимения себя ?

  6. С какой частью речи соотносятся местоимения сколько, столько ?

    • С существительными
    • С прилагательными
    • С числительными
  7. Форм какого падежа нет у местоимений некого, нечего ?

  8. некто ?

    • Все, кроме И.п.
  9. Какие формы есть у местоимения нечто ?

    • И.п. и В.п.
    • Только И.п.
    • Только В.п.
  10. К какому разряду относятся местоимения: этот, тот, такой, таков, столько ?

    • Определительные
    • Неопределённые
    • Указательные
  11. Сколько местоимений в примере: Относись к каждому человеку так, как ты бы хотел, чтобы все относились к тебе.?

Правильные ответы:

  1. С числительными
  2. И.п. и В.п.
  3. Указательные

Вконтакте

Местоимение - это самостоятельная часть речи , которая указывает на предметы (вещи, лица, их количество), но не называет их: ты, они, столько . Местоимения отвечают на вопросы существительных кто? что?, прилагательных какой? чей? и числительных сколько? : я смеюсь, моя сестра, несколько лошадей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимения зависят от того, какую именно часть речи в данном случае оно заменяет.

Разряды местоимений.

Разряды местоимений различаются по лексическим признакам и грамматическим признакам.

По лексическим признакам местоимения бывают:

  • личные местоимения : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога или беседы, а так же предметы.
  • притяжательные местоимения : мой, твой, наш, их, свой, его, её . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо: мой дом, твоя кровать .
  • указательные местоимения : тот, этот, такой, таков, столько, и устаревшие сей и оный . Как можно догадаться из названия, эти местоимения указывают на количество или признак предмета: этот шкаф, столько рук .
  • возвратное местоимение : себя . Данное местоимение означает, что лицо или предмет, который выступает подлежащим, тождественен другому лицу или предмету (который и назван местоимением себя): Он себя очень любит.
  • вопросительные местоимения : что, кто, который, какой, чей, сколько . Эти местоимения служат для образования вопросов и указывают на предметы, лица, признаки или количество: Кто пришёл? Какие ученики? Сколько их?
  • относительные местоимения - те же вопросительные, но служат они не для образования вопросов, а для связи в сложноподчиненных предложениях, выступая в роли союзных слов: Я поняла, кто был моим тайным поклонником. Это был парень, который учился со мной на одном факультете.
  • определительные местоимения : самый, сам, всякий, весь, каждый, другой, любой, устаревшие - всяк и всяческий . Определительные местоимения указывают на признак предмета: самый лучший муж, всякий проходимец, каждый вторник.
  • отрицательные местоимения : ничто, никто, никого, некого, нечего, ничей, никакой, нисколько . Эти местоимения не указывают, а, наоборот, отрицают наличие предмета или признака: Я нисколько не обиделся. Никто не был виноват в моей рассеянности.
  • неопределенные местоимения : нечто, некто, некоторый, некий, несколько . Остальные неопределенные местоимения образуются при помощи суффиксов -то, -либо, -нибудь и основы вопросительного местоимения: сколько-нибудь конфет, кто-то постучался, дай хоть что-нибудь.

По грамматическим признакам местоимения можно поделить на:

  • Местоимения-существительные : я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они, кто-то, что-то, никто, себя и другие. Эти местоимения имеют свои особенности .
  1. Они указывают на предметы или лица.
  2. Они отвечают на те же вопросы, на какие отвечают существительные: кто?
  3. Склоняются по падежам: кто, кого, кому, кем и т.д.
  4. Имеют такие синтаксические связи в предложении, как существительное.
  • Местоимения-прилагательные : твой, мой, свой, наш, какой, такой, тот и др. Они также имеют свои особенности .
  1. Как и прилагательное, указывают на признак предмета.
  2. Отвечают на вопрос какой? чей?
  3. Изменяются по числам, родам и падежам по тому же типу, что и прилагательные.
  4. Связываются с существительными по типу прилагательных.
  • Местоимения-числительные : сколько, столько, несколько.
  1. Отвечают на вопрос числительных сколько?
  2. Указывают на количество предметов, но не называют его.
  3. Обычно склоняются по падежам.
  4. Взаимодействуют с существительными, как имена числительные.

Синтаксическая роль местоимения.

Местоимение может выступать в предложении в роли

  • Подлежащего : Ты придёшь на встречу?
  • Сказуемого : Это он .
  • Определения : Я хочу вернуть свою тетрадь.
  • Дополнения : Мама позвала меня .
  • Обстоятельства : Как это могло случиться?

Морфология русского языка включает множество интересных разделов. Данная статья посвящена рассмотрению местоимения как части речи. местоимения, их особенности, роль в предложении - все это освещается в материале.

Местоимение

В морфологическом списке русского языка важное место принадлежит местоимению. Так называется часть речи, способная заменить любую именную часть речи, не называя конкретных признаков слова. Местоимение, значение и грамматические признаки которого будут указаны ниже, лишь указывает на предметы или явления, не давая им прямого наименования. К примеру, существительное дом можно заменить местоимением он , числительное двадцать - словом сколько-то , прилагательное синий - местоимением какой-то и так далее.

Классификация местоимений по значению

Существует несколько классификаций. Так, на основании значения, которое несет слово, выделяют местоимения личные (он, ты, мы ), притяжательные (его, твой, наш ), указательные (та, этот, такой ), определительные (всякий, самый, каждый ), вопросительно-относительные (что, чей, кто ), неопределенные (некто, некий, некоторый ), отрицательные (ничто, нечего, никакой ) и возвратное местоимение себя . Грамматические признаки местоимения указываются на основании его значения.

Личное, притяжательное, возвратное, указательное

Наиболее употребительными являются личные, притяжательные и указательные местоимения. Грамматические признаки личных местоимений - это наличие категории лица, способность изменения по падежам, присутствие категории рода у 3 лица. Например: На рыбалке у него было приподнятое настроение. В предложении есть личное местоимение (у) него , которому присущи такие признаки, как 3 лицо (по начальной форме - он), родительный падеж, мужской род.

Грамматические признаки указательных местоимений (и притяжательных также) схожи с признаками имени прилагательного: они также изменяются по падежам, числам и родам. Например, Этот дом - его мечта. В предложении есть указательное местоимение этот (единственное число, мужской род, им. падеж) и притяжательное местоимение его (ед. число, мужской род, им. падеж). не изменяется, имеет постоянную, традиционную форму - себя .

Определительное, неопределенное, отрицательное, вопросительно-относительное

Грамматические признаки местоимений определительных следующие: число, род и падеж, зависимые от имени существительного. Эти части речи похожи на но указывают на обобщенный признак. В предложении согласовываются с именем существительным. К примеру, Каждый день становилось теплее. Местоимение каждый согласуется с существительным в числе, роде, падеже.

Вопросительно-относительные местоимения используются в вопросах и сложноподчиненных предложениях как скрепа. При этом одно и то же слово может быть вопросительным местоимением в одном контексте и относительным - в другом: Что говорят про новые гаджеты? (вопросительное) - Ему передали, что говорят про новые гаджеты (относительное). Такие местоимения не изменяются, только кто и что обладают категорией падежа.

Указывают на неопределенность чего-либо и образуются от вопросительных путем прибавления префиксов не - и кое - или суффиксов -нибудь , -то , -либо . Таким образом, грамматические признаки местоимения зависят от его значения. Отрицательные виды рассматриваемых нами частей речи также образуются от вопросительных, но употребляются для отрицания. Например: Послышался какой-то никому неизвестный звук. В предложении два местоимения: какой-то - неопределенное и никому - отрицательное.

Классификация местоимений по грамматическим признакам

Заменяя ту или иную часть речи, местоимение соотносится с какой-либо из них. Поэтому выделяют местоимения-существительные, прилагательные и числительные, которые косвенно называют предмет, признак или количество.

Местоимениями-существительными являются те, которые могут заменить имя существительное, а именно: личные местоимения, вопросительные кто и что и образованные от них отрицательные, возвратное. Они отвечают на вопросы имен существительных. В предложениях чаще всего являются дополнениями либо подлежащими. Грамматические признаки местоимения-существительного указываются исходя из его отнесенности к тому или иному разряду по значению. К примеру, личные имеют категории лица, числа, падежа, а у отрицательных, возвратных и неопределенных местоимений-существительных не принято определять лицо.

Местоимениями-прилагательными называются те, что отвечают на вопросы имен прилагательных и выполняют синтаксическую роль определения. Это большая группа таких частей речи, куда относятся все притяжательные, некоторые указательные (такой, этот, тот и другие), некоторые вопросительные (какой, чей ) и образованные от них неопределенные и отрицательные. Грамматические признаки слов из этого разряда схожи с признаками имен прилагательных, то есть у них есть непостоянные категории падежа, рода, числа.

К местоимениям-числительным относятся вопросительное слово сколько и неопределенное слово столько , а также образованные от них неопределенные местоимения. Из грамматических признаков им присуще только изменение по падежам.

Синтаксическая роль местоимений

По критерию отнесения к тому или иному разряду по значению легче определять грамматические признаки местоимения. Части речи, с которыми ассоциируется местоимение, дает возможность с легкостью обозначить его синтаксическую роль. Так, в предложении "Она написала им другое письмо" есть три местоимения, выполняющие разные функции: она (личное) - подлежащее, им (личное) - дополнение, другое (определительное) - определение.

Правильно назвать член предложения, выраженный местоимением, помогают вопросы. Например, Никто не жил в вашем доме раньше?. Задается вопрос кто? - никто - это подлежащее, в доме каком? вашем - определение. Встречаются предложения, в состав которых входят только местоимения: Это они. Э то - подлежащее, они - сказуемое. Их несколько : их - дополнение, несколько - подлежащее.

Морфологические нормы употребления местоимений

Говоря о грамматических нормах употребления местоимений в словосочетаниях или предложениях, необходимо прежде всего отметить наиболее распространенную ошибку. Это три притяжательных местоимения ее, их, его, которые часто употребляются неверно. Например, егошний, ейный, ихний - это грубое нарушение нормы русского языка.

Употребление местоимений он, они и она нередко требует прибавления буквы "н" в начале слова: он - без него, она - около нее, они - у них . Это необходимо после предлога. Если предлог отсутствует, то буква "н" в слове не нужна: узнали его, спросил ее, увидел их .

Местоимение и контекст

Местоимения выполняют в предложениях и текстах функции замещения. С этим связаны некоторые грамматические неточности. К примеру, Отец уехал в город. Он был далеко. Отец или город был далеко? В офис приехал директор, который находится на пятом этаже. Офис или директор на пятом этаже? Особенно часто двусмысленность наблюдается при употреблении возвратного местоимения и притяжательного местоимения свой: Руководитель попросил менеджера зайти в свой кабинет (чей кабинет: руководителя или менеджера).

Местоимения в экзаменационной работе

В экзаменационной работе по русскому языку встречаются задания, где требуется знать грамматические признаки существительного, глагола и прилагательного. Местоимения часто включаются в задания с нарушением грамматических норм. В таблице ниже представлены примеры подобных заданий.

Нарушение грамматических норм при употреблении местоимений
Задание Ответ
  • взять у его;
  • двумястами домами;
  • красивый Сочи;
  • наиболее красивый.
взять у его (правильное употребление: у него)

Укажите вариант с нарушением морфологической нормы:

  • около двухсот жителей;
  • ихняя дача;
  • самый хороший;
  • полутора километров.
ихняя дача (правильное употребление: их)

Укажите вариант с нарушением морфологической нормы:

  • вкусный кофе;
  • двумстам студентам;
  • егошний сосед;
  • менее высокий.
егошний сосед (правильное употребление: его)

Нередко местоимение выполняет в тексте роль лексического средства связи между предложениями. В аттестационной работе встречаются задания на определение в тексте. Например, необходимо определить, чем связаны предложения: Василий еженедельно ездил в город за покупками. Из него он привозил фрукты, крупы и сладости. Ответ: двумя личными местоимениями. Или другой пример: Сегодня пошел дождь. Это неожиданно. Данные предложения сязаны с помощью указательного местоимения.

Таким образом, грамматические признаки местоимения, морфологические нормы их употребления необходимо знать для успешного прохождения экзамена по русскому языку.

История формирования местоимений как части речи интересна и особенна. К примеру, я - личное местоимение первого лица единственного числа. Оно произошло от старославянского язъ , которое, вероятно, отражало первую букву алфавита - азъ. в языке образовались позже всех. Это связано с тем, что ранее существовали указательные местоимения и, я, е, которые отсылали к третьему лицу. А современные местоимения третьего лица возникли путем перехода слов из одного разряда в другой: из указательных в личные. История русского языка знает период, когда было три вида указательных местоимений. Они употреблялись в зависимости от удаленности предмета от говорящего: съ - близко к говорящему, тъ - близко к собеседнику, онъ - отсутствовавший при разговоре. Разряд притяжательных местоимений до сих пор формируется: в нем есть и простые притяжательные формы (мой, свой ), и вопросительные (чей? ), и неопределенные (чей-нибудь ), и отрицательные (ничей ).

МОРФОЛОГИЯ

МЕСТОИМЕНИЕ

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их: я, он, его, себя, тот, никто, свой, столько.

Разряды местоимений по значению

Разбор местоимения

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (Им. п. ед. числа);

2. Постоянные признаки: а) разряд; б) лицо (уличных);

3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число; род (если есть).

III. Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение или определение.

Знакомимся с основными понятиями раздела

1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании материалы, посвященные теме “Местоимение”. Какие темы, связанные с местоимением, вы будете изучать?

Найдите в учебнике параграфы, посвященные местоимению. Какой материал вам частично известен? Какие темы связаны с правописанием местоимения?

2. Аукцион знаний. Просмотрите материалы схемы. Какие термины и понятия вам известны? Переведите их на украинский язык.

3. Многие ученые-филологи соотносят местоимения с существительными. прилагательными и числительными. Местоимения – существительные указывают на лицо или предмет. Местоимения-прилагательные – на признак предмета. Местоимения-числительные – на количество или порядок при счете. Используя материалы схемы, продолжите перечень местоимений.

Местоимения-существительные: себя, … .

Местоимения-прилагательные: мой, твой, свой, наш, ваш, … .

Местоимения-числительные: столько, … .

4. Один ученик приводит пример местоимения определенного разряда; второй, используя материалы схемы, определяет разряд этого местоимения.

5. Прочитайте план разбора местоимения. Укажите морфологические признаки в словах я, к вам, ты, своего, моему.

Спишите предложения. Укажите разряд выделенных местоимений. Подчеркните местоимения как члены предложения. Сделайте вывод в роли каких членов предложения могут выступать местоимения?

1. Некто неслышно вошел в зрительный зал. 2. Мы услышали какой-то странный шорох. 3. Сергей нечаянно положил мою тетрадь в свой рюкзак.

§38-39 Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Разряды местоимений. Личные и притяжательные местоимения. Возвратное местоимение

351 Эксперимент

1. Прочитайте предложения и сравните их. Задайте вопросы к выделенным словам. Определите, на месте каких частей речи стоят местоимения.

1. Сергей принесет мою книгу завтра. – Ты принеси завтра мою книгу, пожалуйста. 2. Друзья отправились б поход. – Они отправились в поход. 3. Неизвестный человек стоял у входа. – Какой-то человек стоял у входа. 4. В сумке лежало пять яблок. – В сумке лежало несколько яблок.

2. Прочитайте перевод термина “местоимение”. Почему изучаемая в этом параграфе часть речи называется местоимением.

Местоимение – от латинского слова прономен – “вместо имени”.

352 Анализ теоретического материала

1. Прочитайте теоретический материал о местоимении. Отметьте информацию, которая вам уже известна. Какая информация является для вас новой?

2. Сопоставьте материал параграфа с материалом схемы на с. 154. Какая информация есть на с. 154, но отсутствует в параграфе? Какой информации нет в обобщающих материалах о местоимении на с. 154?

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет (кто? что?): я, ты, никто: признак (какой? чей?): такой, этот или количество (который? сколько?): столько, но не называет их.

По значению местоимения делятся на разряды: личные (я, ты, он и т. д.), притяжательные (мой, твой, наш и т. д.). возвратное (себя), указательные (тот, этот и т. д.), определительные (сам, всякий, любой и т. д.). относительные (кто, что, какой и т. д.), вопросительные (кто?, что?, какой? и т. д.). неопределенные (некто, кое-кто, какой-либо и т. д.). отрицательные (ничто, никого, никакой и т. д.).

Все местоимения изменяются по падежам: я – меня, тот – тому, наш – нашим, кто – кого, какой – о каком, весь – всяким, какой-либо – какого-либо.

Притяжательные (мой, твой, наш и др.), определительные (всякий, любой, другой и др.) и указательные (этот, столько и др.), как имена прилагательные, изменяются по числам, родам и падежам и согласуются с именем существительным, к которому они относятся.

В предложении местоимение может быть подлежащим сегодня всех удивил!), дополнением (Ребята увидели светящееся вдалеке.): определением (Я испытывал сомнения.)

1. Спишите текст.

2. Выделенные слова являются местоимениями. Используя материалы схемы на с. 154. укажите в скобках их разряд. Отметьте, на что указывает местоимение: на предмет (предм.) – кто? что?, на признак (призн.) – какой? чей?, на количество (кол.) – сколько?

Решалась моя судьба на весь завтрашний день. Папин товарищ пригласил родителей провести воскресенье у него на даче, но меня туда брать было нельзя, потому что сынишка Харитонова болел корью. Мама никогда не оставляла меня надолго одного – ей все казалось, что я еще маленький ребенок. В новом доме мы поселились несколько дней назад, ни с кем из соседей еще не успели познакомиться, поэтому мама хотела “подбросить” меня на воскресенье к своей приятельнице.

Папа возражал, говоря, что неудобно беспокоить приятельницу и что пора приучать меня к самостоятельности.

Я стоял и слушал этот спор, от волнения выкручивая себе пальцы за спиной. Провести хотя бы один день без присмотра взрослых было моей давнишней мечтой, а теперь, когда мы переехали в новый дом, мне этого хотелось с удвоенной силой.

По Ю. Сотнику

Личные местоимения

1. Что вы знаете о личных местоимениях из изученного ранее?

2. Найдите в схеме на с. 154 информацию о том, как изменяются личные местоимения.

Личные местоимения указывают на конкретное лицо или лица (я, ты, мы, вы) либо на лица (не участвующие в разговоре) и предметы (он, она, оно, они).

Личные местоимения имеют следующие морфологические признаки: лицо (я, мы – 1-е лицо: ты, вы – 2-е лицо; он, она, оно, они – 3-є лицо): число (единственное: я, ты, он, она, оно и множественное: мы, вы, они).

Личные местоимения изменяются по падежам. При склонении местоимений иногда меняется все слово: я – меня; мы – нас, он – ему. В косвенных падежах местоимений 3-го лица посте предлога появляется буква н: он –

1. Сопоставьте местоимение в начальной форме и его формы в косвенных падежах. В чем особенность форм местоимений в косвенных падежах? В каком случае в местоимениях 3-го лица появляется в начале слова буква н?

2. После каждой группы укажите в скобках лицо и число. Над каждым местоимением напишите его падеж.

1. Я – меня, мне, обо мне, со мной (1л., ед. ч.).

2. Ты – тебя, тебе, о тебе, с тобой.

3. Он, оно – его, ему, с ним, о нем, она – ее, ей, о ней. с ней.

4. Мы – нас, нам, с нами, о нас.

5. Вы – вас, вам. с вами, о вас.

6. Они – их, им, о них, с ними, о них.

1. Восстановите словосочетания, ставя личные местоимения в нужную форму.

2. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите лицо, число и падеж местоимения.

3. Отметьте в словосочетании главное слово (х).

Пришел к (он), ра..говаривал с (она), пр..готовит для (они), пр..к..снулся к (они), предл..гаеш.. (они); соб..раешься ко (я), заб..решь у (я), одного с (я) возр..ста.

4. Составьте со словосочетаниями три предложения. Подчеркните местоимения как члены предложения.

Поставьте личные местоимения я, он, она, мы, они в форму косвенных падежей, используя предлоги для, от, у, к (ко), по, с (со), о (обо). Запишите по образцу. Обозначьте орфограмму-пробел – раздельное написание местоимений с предлогами.

Образец. Оно – для_него, от_него, у_него, к_нему, по_нему, с_ним, о_нем.

1. Прочитайте текст, употребляя местоимения в нужной форме.

Озаглавьте текст. Какими средствами связи соединены предложения в тексте?

2. Выпишите из текста все местоимения, ставя их в нужную форму. Укажите их падеж. Используя схему на с. 154. укажите разряд местоимений.

Я был поражен солнечной голубизной моря. Глаза у (я) слезились от морского ветра. Ветер был очень силен. Он поддерживал (мы), когда мы спускались с обрыва к морю.

Кыш первым подбежал к воде, лизнул (она), фыркнул. В этот момент как раз набежала волна, но он ухитрился подпрыгнуть и отбежать. Отбежал, улегся между двух камней и стал следить за волной. Он думал, что она с (он) играет, но подойти поближе боялся.

Мы устроили навес и пять минут загорали. У (я) сил больше не было терпеть, и мы пошли в море.

Я вошел по пояс в воду, поскользнулся, упал, начал барахтаться и кричать:

– Море! Море! Ура!

По Ю. Алешковскому

3. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

359 Изложение

359 Изложения

1. Составьте пунктуационные схемы предложений упражнения 358. Выпишите десять слов, написание которых может вызвать у вас затруднения.

2. Запишите текст по памяти, используя выписанные материалы в качестве опорных.

Внимание!

Местоимение Вы пишется с прописной буквы при обращении к одному лицу в официальных документах и личных письмах как форма выражения вежливости: сообщаем Вам…; Поздравляем Вас….

Спишите предложения, ставя местоимение вы в нужную форму. Расставьте знаки препинания.

1. Уважаемый Николай Петрович от имени всего класса поздравляем (вы) с юбилеем. 2. Довожу до (вы) сведения что в нашем доме уже два дня отсутствует электроэнергия.

3. Приглашаем (вы) Ирина Анатольевна на торжественный вечер в честь Дня учителя.

Учись учиться, учись общаться, учись жить о культуре общения

Личные местоимения он, она, они указывают на лиц, не участвующих в диалоге, поэтому использование этих местоимений по отношению к собеседникам недопустимо.

361 Редактирование

1. Найдите в тексте ошибки, учитывая, что в разговоре участвуют трое.

2. Разыграйте полилог, используя в речи одного из участников разговора предложенное высказывание в исправленном виде. Другие участники должны ответить репликой на порученное им задание.

1. – Нам поручили подготовить совместный проект по истории нашего города. Я буду отбирать материал. Никита займется художественным оформлением, а она возьмет на себя презентацию нашей работы.

2. – Хочу вас обрадовать. Мы будем участвовать в школьном конкурсе на лучшую постановку сказки.

Сергей напишет сценарий, он найдет костюмы, я подготовлю реквизит и подумаю над постановкой.

Реквизит

362 Притяжательные местоимения

Используя материалы схемы на с. 154, заполните пропуски в таблице, подбирая соответствующие личным местоимениям притяжательные местоимения и, наоборот, соответствующие притяжательным местоимениям личные.

Притяжательные местоимения выражают принадлежность к 1-му (.мой, наш), 2-му (твой, ваш), 3-му лицу (его, ее, их). Местоимение свой может относиться к любому лицу.

Притяжательные местоимения соотносятся с притяжательными прилагательными. Однако прилагательные называют конкретное лицо, которому что-то принадлежит, а местоимения только указывают на это лицо: Петина тетрадь – его тетрадь.

Притяжательные местоимения изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательные. В предложении обычно бывают определениями.

Местоимения его, ее, их совпадают с формами родительного падежа местоимений он, она, они. Но при наличии предлога к ним не присоединяется буква н: от ее голоса, к его бабушке, с их родителями.

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по падежам (моего – моему, твоему – твоим, наш – нашим, вашему – о вашем), а местоимения его, ее, их не изменяются (к его дому, их правами, о ее голосе).

Внимание!

Окончания местоимений н(аи, ваш в формах косвенных падежей можно проверить с помощью вопроса:

1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните местоимения как члены предложения.

2. Укажите разряд местоимений (см. схему на с. 154).

1. Накануне вечером мама и папа сидели на лавочке у подъезда нашего большого нового дома и спорили. 2. Его биография конечно примечательна и трагична (В. Брагин). 3. Над моим домом к сожалению сегодня совсем не плывут облака (С. Козлов).

3. Сделайте морфологический разбор одного местоимения.

Замените сочетание существительное + существительное сначала сочетанием существительное + притяжательное прилагательное: затем существительное – притяжательное местоимение.

Нора лисы – лисья нора – ее нора, хвост лисицы: логово волка; лай собаки; берлога медведя; следы зайца; яд змеи; гнезда птиц; верность лебедя: вещь сестрицы: плащ папы; девочка соседей.

1. Выпишите сначала предложения с личными местоимениями (кто? что?), затем предложения с притяжательными местоимениями (чей?).

1. Я встретил его. – Это была его куртка. 2. Я сразу узнал ее. – Ее голос я узнал сразу. 3. У них есть замечательная игра. – Их игра мне очень понравилась. 4. У меня не было времени ждать его. – К его дому подъехал красный автомобиль. 5. Ее всегда интересовала классическая музыка. – Я всегда восхищался ее голосом.

2. Выразите смысл выделенного предложения двумя собственными вариантами выражения мысли.

Возвратное местоимение

Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа:

Р. п. – себя.

Д. п. – себе;

В. п. – себя.

Тв. п. – собой;

П. п. – (о) себе.

В предложении возвратное местоимение является дополнением:

1. Спишите фразеологизмы, вставляя местоимение себя в нужной форме.

2. Объясните, как вы понимаете значение каждого фразеологизма.

1. … на уме. 2. Не в…. 3. Вышел из… . 4. Скупой… добра хочет. 5. Бранить – … тешить! 6. Не делай другому то, чего сам… не желаешь. 7. Когда… хочешь добра, то никому не делай зла. 8. Чего… не хочешь, то и другому не твори. 9. Шутку любишь над Фомой, так люби и над….

Проверьте свои знания

Найдите неточность в утверждении.

1. Все перечисленные местоимения относятся к личным: мне, тобой, он, ваш, вас.

2. Все перечисленные местоимения относятся к притяжательным: нашего, собой, твоего, моему, твоем.

3. Местоимения его, ее, их изменяются по падежам.

368 Редактирование

1. Спишите текст, заменяя выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями.

2. Укажите в тексте все местоимения, их разряд и падеж

Полон стол игрушек и сластей – и все это принадлежит только Павлику. Однако Павлику этого показалось мало. Павлик потихоньку перетащил из детской в гостиную все свои старые игрушки. Теперь игрушек было много, но и этого ему показалось недостаточно…

Павлика уже давно тревожил один очень большой пряник, повешенный совсем невысоко на желтой нитке. Красота этого пряника в виде звезды с дыркой посредине вызывала непреодолимое желание съесть пряник как можно скорее.

Павлик отцепил пряник от ветки и сунул в рот. К своему удивлению. Павлик заметил, что пряник вовсе не такой вкусный, как он думал.

Павлик с отвращением повесил обратно на ветку надкушенный пряник.

По В. Катаеву