» »

Синтаксические признаки местоимения. Значение и грамматические признаки местоимения: особенности и правила

21.09.2019

1. Личные местоимения указывают на участника разговора или предмет: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они . Они изменяются по падежам и числам, местоимение он изменяется по родам.

В предложении могут быть:

Подлежащим: Я замираю в восторге.

Сказуемое: А кто этот господин?

Дополнение: Старик говорил с ним раздражённым, желчным тоном.

Обстоятельство: Под ним струя светлей лазури, под ним луч солнца золотой.

2. Возвратное местоимение себя указывает на лицо, о котором говорят. Оно не имеет формы Им.п., рода и числа. В предложении является дополнением: Рощин глядел на себя в зеркало.

Внимание! Ступай себе мимо – здесь слово «себе» является частицей при глаголе.

3. Вопросительные местоимения заменяют прилагательные: кто?, что?, который?, чей?, какой?, каков?, сколько? и другие. Местоимение каков? изменяется только по родам и числам. Местоимения кто?, что?, сколько? изменяются только по падежам. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В предложении могут быть:

Подлежащим: Кто не заключал таких условий со своей совестью?

Дополнением: О чем бы вы хотели узнать?

Определением: Какой цветок упал к моим ногам?

4. Относительные местоимения : кто, что, который, чей, какой, каков, сколько? и другие . Они употребляются в сложноподчинённых предложениях, где являются союзными словами. В предложении могут быть:

Подлежащим: Тогда удил всякий , кто мог держать в руке удилище.

Сказуемым: Какова яблоня, таковы и яблочки.

Дополнением: Они узнали о существовании поэта , чьи стихи были народные.

Определением: Я видел кошку, у которой были жёлтые глаза.

5. Неопределённые местоимения указывают на неизвестные предметы. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь: некто, нечто, некий, некоторый, несколько, сколько-то, что-либо, кое – какой некто, нечто . Некий, некоторый изменяются по родам и числам.

В предложении могут быть:

Подлежащим: Кое-кто из дачников вышел за калитку.

Определением: Маше чудился какой-то шорох за дверью.

Дополнением: Листья шептались о чём-то своём.

Обстоятельством: Несколько дней лил дождь.

6. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета чему-либо или кому-либо: мой, твой, его, её, их, наш, ваш, свой . Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме местоимений его, её, их . В предложении могут быть:

Определением: Лиза подняла на него свои ясные глаза.

Именной частью сказуемого: Вишнёвый сад стал моим .



7. Указательные местоимения указывают на предмет среди других предметов: тот, этот, такой, таков, сей, столько . Они изменяются по падежам, кроме таков . Они изменяются по родам и числам, кроме сей, столько, сколько . В предложении могут быть:

Подлежащим: Да, жалок тот , в ком совесть не чиста.

Сказуемым: Каков вопрос – таков ответ.

Определением: Этот разговор не принёс облегчения.

Дополнением: В деревне только об этом и говорили.

Внимание! При склонении местоимений столько и сколько ударение всегда падает на первый слог: сто΄лько, о ско΄льких .

8. Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. Они изменяются по родам, числами падежам, кроме всяк .

В предложении может быть:

Подлежащее: Не всякий способен прыгать с высоты.

Сказуемое: Лара бывала разной, любой .

Определение: Солнце убрало все тени.

Дополнение: Обо всём , что было, я не жалею.

9. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета: никто, никакой, ничей, некого, нечего. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью с помощью приставок не-, ни-. Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме никто, ничто .

В предложении могут быть:

Подлежащее: Ночь была темная, но ничто не радовало.

Дополнение: Дома никого не было.

Определение: Никакие уговоры не помогли.

Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ахтямова Фирая Каюмовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, МОУ Ново- Арышская СОШ Рыбно- Слободского муниципального района РТ

Использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.

Среди бесспорных достоинств работы с компьютером можно назвать и наличие обратной связи, большие возможности предъявления наглядного материала, объективная оценка действий учащихся. Компьютерная технология способствует повышению интереса к предмету.

Тема. Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Правописание.

Цели урока. 1) Обучающая. Повторение и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте, о синтаксической функции местоимений. Умение находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения, познакомить учащихся со структурой теста Единого Экзамена; настроить учеников на серьезную работу по подготовке к экзамену, повторить сложные вопросы по теме местоимения.

2) Развивающая. Пробуждение в учащихся интереса, положительной мотивации к изучению русского языка, развитие устной и письменной речи учащихся.

3) Воспитывающая. Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь. Воспитание доброты, нравственности.

4) Коммуникативная. Организация речевого общения, формирование у учащихся умения общаться, чувства собственного достоинства, готовность к взаимодействию, взаимопомощи.

Метод обучения. Комбинированный (сочетание словесных, наглядных, практических методов).

Форма урока . Урок в компьютерном классе. Сочетание общеклассных и индивидуальных форм.

Оборудование. Электронное издание (ЭИ) «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» (автор заданий А.Ю. Кузнецов). Раздел «Морфология» (Теория), аудиозапись «Жизнь и творчество Марины Цветаевой», дидактический материал, тесты, таблица.

Мотивация. Использование наглядных справочных материалов компьютерного комплекса «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» дает возможность оперативно и в интерактивном режиме проверить степень освоения учащимися соответствующих разделов.

Местоимение в языках…-слова вторичные, слова- заместители. Это как

Бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря

Наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений

Являются знаменательные слова.

А.А.Реформатский .

Ход урока.

I . Организационный момент.

II. Объявление целей и задач урока

Учитель: Цель нашего урока - повторение и обобщение знаний о местоимении. Уметь устранять неоправданное повторение местоимений в тексте, разграничивать неопределенные и отрицательные местоимения, правильно писать их, произносить.

Другая наша задача - это подготовка к ЕГЭ.

Несмотря на внешнюю легкость заданий по морфологии (местоимению), они требуют внимания и сосредоточенности.

  1. Вступительная беседа.

Ребята, что вы знаете о местоимении?

Местоимение-знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые не называют лиц, предметов, признаков, количеств, а только указывают на них или спрашивают о них.

Примеры: После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Она пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.

Ни у кого (отрицат.,при наличии предлога ни является частицей - пишется раздельно) ничего(при отсутствии предлога ни (не) являются приставками - пишется слитно) заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой»-такою была Цветаева и такою осталась навсегда.

Местоимение может обозначать любой предмет, любой признак, любое количество. Конкретное значение местоимения в каждом случае употребления меняется: оно зависит от того, с каким словом в контексте соотносится местоимение.

Что вы можете сказать о морфологических и синтаксических функциях местоимений.

Морфологические и синтаксические функции местоимений чаще всего зависят от того, на какую часть речи они указывают. Поэтому местоимения не имеют своих особых морфологических признаков.

В предложении они бывают подлежащими, дополнениями, как имена существительные, или определениями, как имена прилагательные.

Например:

1.Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

М.Цветаева.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон…Они встретились 5 мая 1991 года на пустынном коктебельском берегу.

Эфрон подарил ей кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Учитель: -Ребята, вот мы с вами и пришли к выводу, что наша речь должна быть стройной, правильной, гармоничной. Мы узнали о том, что местоимение самая важная часть речи, так как оно позволяет избежать от лишних повторений.

III. Тренинг. Ученики по очереди читают тренировочные упражнения в списке вопросов и аргументируют свой выбор ответа.

IV. Комментарии учителя.

V. Практикум по морфологии. Работаем с электронным учебником. Путь поиска. Оглавление. Морфология. Местоимение.

Классификация местоимений по значению.

Личные: 1л.я,мы; 2л.ты,вы; 3л.он, она, оно, они.

Возвратное: себя.

Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, его, её, их.

Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.

Вопросительные (употребляются для вопроса): кто?, что?, какой?, который?, чей?, сколько?

Относительные (употребляются для связи частей сложноподчиненных предложений): кто, что, какой, который, чей, сколько.

Определенные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой.

Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-нибудь, что-либо, что-то.

Внимание! Следует разграничивать личные и притяжательные местоимения поскольку в некоторых формах они омонимичны. Ср., например: Это его книга - Его не было дома.

Комментарии учителя. Помните, что некоторые притяжательные местоимения (его, её, их) совпадают только с формами родительного падежа личных местоимений (его, её, их).

Ученики выполняют тренировочные упражнения из электронного учебника.

Учитель. А теперь, ребята, открываем следующую страницу электронного учебника. Изучаем теорию о правописании местоимений.

1.Неопределенные местоимения пишутся с частицами -то, -либо, -нибудь, кое - через дефис: кто-то, кому-нибудь, кое-что.

2. Отрицательные местоимения имеют частицу не только под ударением, а ни - без ударения: некого, нечем, никого, ничего. При отсутствии предлогов эти частицы пишутся слитно, а с предлогом - в три слова: не с кем, ни у кого.

3. Следует различать сочетания не кто иной, как; не что иное, как и никто иной, ничто иное. Советуем использовать для разграничения этих сочетаний следующих их признаки (Таблица№3 из электронного учебника).

Выполнение заданий.

VI. Следующий этап нашего урока - это работа с текстом. 1. Небольшая информация о жизни и творчестве Марины Цветаевой (используется магнитофонная запись). 2. На интерактивной доске высвечивается текст о Марине Цветаевой. Выразительное чтение текста.

Я долго недооценивал Цветаеву. В неё надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом не существовало…

Весной 1922 года, когда она уже за границей, я в Москве купил маленькую книжечку. Меня сразу покорило лирическое могущество цветаевской формы… Я написал Цветаевой в Прагу письмо, полное восторгов и удивления по поводу того, что поздно её узнал. Она ответила мне. Между нами завязалась переписка… Летом 1935 года я, сам не свой от почти годовой бессонницы, попал в Париж, на антифашистский конгресс. Там я познакомился с сыном, дочерью и мужем Цветаевой…

Члены семьи Цветаевой настаивали на её возвращении в Россию. В них говорила тоска по родине…

Цветаева спрашивала, что я думаю по этому поводу. У меня на этот счет не было определенного мнения. Я не знал, что ей посоветовать, и слишком боялся, что ей и её замечательному семейству будет у нас трудно и неспокойно. Общая трагедия семьи неизмеримо превзошла мои опасения.

Борис Пастернак «Воздушные пути».

Словарная работа.

Бездна- 1) упкын 2) иксез-чиксез 3) бик күп .

Могущество-куәт. Көдрәт, зур көч.

Превзойти- 1) өстен чыгу, уздыру 2) арттыру.

Задания:

1.Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Озаглавьте текст. Разделите на смысловые части. Найдите местоимения и докажите, что они позволяют избежать стилистических ошибок. Какую синтаксическую функцию выполняет местоимение?.

2.Скажите, на какие разряды по значению и грамматическим особенностям делятся местоимения? Какие из них преобладают в этом тексте?

3.Проанализируйте орфографию и пунктуацию последнего абзаца текста. Составьте схемы сложных предложений текста.

VII. Особенности употребления местоимений.

  1. К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется н, например: зашел к нему, разговаривал с ним, близ него и. др.

Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).

  1. Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т. е. песня) всем понравилась. При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или искажение смысла, например: Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он (монтер или начальник цеха?) не явился.
  2. Не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, листва, большинство и т.п.). Например, неправильно построены такие предложения: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вместо местоимения они следует использовать существительное школьники или ребята).
  3. Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые воспроизводят действие, например: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказчика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить так: Я попросил товарища, чтобы он внес свой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести его чемодан в вагон.
  4. Часто местоимения выступают как средство связи предложений в тексте.

Сообщения учащихся о трудных случаях правописания местоимений (из своих небольших исследовательских работ).

- Выполняем упражнение 266. (В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах).Задание. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употеблении местоимений. Спишите, исправляя предложения.

VIII. Закрепление материала. На магнитной доске слепая схема (незаполненная).

Разряды Примеры

  1. Личные
  2. себя
  3. Вопросительно-относительные
  4. этот, тот, такой.
  5. Притяжательные
  6. некто, нечто, кое-кто.
  7. Отрицательные
  8. каждый, самый, сам.

IX. Работа с тестами (для средних и слабых учащихся).

  1. Местоимение это: 2.Они

А) член предложения; а) личное

Б) часть речи; б) возвратное

В) словосочетание в) притяжательное

3.Местоимение себя указывает на: 4. Найти лишнее

А) предмет; а) Я, ты, он

Б) количества; б) мой, твой, наш

В) лицо. в) каждый, самый, свой

5.Изменяется по родам 6. Никто-это

А) себя а) отрицательное

Б) я б) указательное

В) этот в) неопределенное

7.Не имеет именительного падежа: 8 Местоимение не бывает

а) себя а) подлежащими

б) моего б) сказуемыми

в) твоего. в) определениями

X. 2 вариант(для сильных учащихся). Выполнение зачетных тестов по теме, используя тренировочные упражнения ЭИ. (А1-А5).

А1. В каком предложении не(ни) со словом пишется раздельно?

  1. Ветерок (ни)сколько не мешал нам.
  2. (ник)кто в доме не знал о предполагаемом побеге.
  3. Больше (не) от кого ждать помощи.
  4. Детям (не)когда погулять.

А2. В каком предложении есть указательное местоимение?

А) Сюда входит внеязыковое содержание текста и совокупность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.

Б) Условно их можно разделить, как это делают психологи, на две группы: объективные и субъективные.

В) Современная психология и психолингвистика определяют ряд факторов, влияющих на восприятие текста.

Г) К объективным относятся свойства и качества самого текста.

1) А 2) Б 3) В 4) Г.

А3. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.

Нужно обогащаться знаниями и то(же) время приучаться пользоваться в жизни этими знаниями

  1. тоже - всегда пишется слитно;
  2. то же - всегда пишется раздельно;
  3. тоже - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
  4. то же - здесь это местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

А4. Какой частью речи является слово Что в предложениях А и В.

А. Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.

Б. Спортивный репортаж…

В. Кажется, что же тут сложного - говори и говори себе!

1) в обоих случаях - местоимением

2) в обоих случаях союзом

3) в предложении А-союзом, в предложении В-местоимением

4) в предложении А - местоимением, в предложении В-союзом.

А5. В этом порыве моем была благодарность ей за(то), что она живая осталась.

  1. зато - всегда пишется слитно
  2. за то всегда пишется раздельно
  3. зато - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется раздельно
  4. за то - здесь местоимение то с предлогом за, поэтому пишется раздельно.

Вариант 3 - аналогичные задания. При выполнении этого вида заданий учащиеся называют правильный ответ, аргументируя свой выбор. Учитель комментирует ответы.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их: я, себя, ваш, столько и др.

Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, несколько карандашей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.

Синтаксическая роль местоимений

Местоимение может быть любым членом предложения:

Я хочу спать (подлежащее).

Это она (сказуемое).

Миша — мой брат (определение).

Учитель вызвал его (дополнение).

До каких пор это будет продолжаться (каких входит в состав обстоятельства)?

Разряды местоимений

А. Разряды местоимений п о грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются).

1. Местоимения-существительные (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
  • изменяются по падежам (некто, нечто употребляются только в форме И.п.; некого, нечего, себя не имеют формы И.п.);
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.

2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.). Их особенности:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каков не изменяется по падежам; притяжательные его, ее, их не изменяются вообще, в отличие от омонимичных форм личных местоимений его, ее, их );
  • местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но иногда, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (— Который час? — Пятый ).

3. Местоимения-числительные (сколько, столько, несколько ). Их особенности:

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос сколько? ;
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам.

Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

2. Возвратное: себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

7. Относительные: те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед) .

8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок ни- , не- (Никто не ответил. Некого обвинять) .

9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое - или постфиксов -то , -либо , -нибудь : кое-кто, кто-то, что-нибудь и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

Примечания:

1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо ).

План морфологического разбора местоимения

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма.

3. Постоянные морфологические признаки:

  • разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное);
  • разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
  • лицо (для личных местоимений);
  • число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).

4. Непостоянные морфологические признаки:

  • падеж;
  • число (если есть);
  • род (если есть).

5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

Образцы разбора местоимений

Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

  • (представьте) себе

кому?

2. Н. ф. — себя .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, возвратное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.

5. В предложении дополнение.

  • какого-нибудь (ботаника)

какого?

2. Н. ф. — какой-нибудь .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, неопределённое.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

  • который

1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

2. Н. ф. — который .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, относительное.

5. В предложении подлежащее.

  • (до) этих (пор)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос каких?

2. Н. ф. — этот .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, указательное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.

5. В предложении часть обстоятельства времени.

  • ничья (нога)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чья?

2. Н. ф. — ничей .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, отрицательное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.

5. В предложении согласованное определение.

1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

2. Н. ф. — он .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, личное, 3-е лицо.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

5. В предложении подлежащее.

  • свою (коллекцию)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чью?

2. Н. ф. — свой .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, притяжательное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.

5. В предложении согласованное определение.

  • всякими (представителями)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос какими?

2. Н. ф. — всякий .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, определительное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.

5. В предложении согласованное определение.

Источники:

  • Раздел «Местоимение как часть речи» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»
  • Раздел «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

Дополнительно на Геноне:

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая показывает на предметы, признаки, количество, однако не именует их: я, себя, ваш, столько и др.

Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, немного карандашей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они подменяют в тексте.

Синтаксическая роль местоимений

Местоимение может быть хоть каким членом предложения:

Я желаю спать (подлежащее).

Это она (сказуемое).

Миша - мой брат (определение).

Учитель вызвал его (дополнение).

До каких пор это будет длиться (каких заходит в состав происшествия)?

Разряды местоимений

А. Разряды местоимений п о грамматическим признакам (зависимо от того, заместо какой части речи они употребляются).

1. Местоимения-существительные (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
  • меняются по падежам (некто, нечто употребляются исключительно в форме И.п.; некоторого, нечего, себя не имеют формы И.п.);
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.
  • 2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, некий, этот, тот и др.). Их особенности:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • меняются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каковой не меняется по падежам; притяжательные его, ее, их не меняются вообщем, в отличие от омонимичных форм личных местоимений его, ее, их );
  • местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно меняется по родам, числам и падежам), однако время от времени, как порядковое числительное, показывает на порядок предметов при счёте (- Который час? - 5-ый ).

    3. Местоимения-числительные (сколько, столько, немного ). Их особенности:

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос сколько? ;
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно меняются по падежам.
  • Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

    1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

    2. Возвратимое: себя . Это местоимение показывает на тождественность лица либо предмета, нареченного подлежащим, лицу либо предмету, нареченному словом себя (Он себя не оскорбит. Надежды себя не оправдали ).

    3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, собственный, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу либо другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень комфортен ).

    4. Указательные: этот, тот, таковой, такой, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак либо количество предметов.

    5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, хоть какой, иной, другой, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

    6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат особыми вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

    7. Относительные: те же, что и вопросительные, однако служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так именуемые союзные слова (Я вызнал, кто пришёл. Это дом, который выстроил мой дед) .

    8. Отрицательные: никто, ничто, некоторого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета либо признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений при помощи приставок ни- , не- (Никто не ответил. Некоторого инкриминировать) .

    9. Неопределенные: некто, нечто, некий, некоторый, немного , также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений при помощи приставки кое - либо постфиксов -то , -или , -нибудь : кое-кто, кто-то, чего-нибудть и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

    Примечания:

    1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некие другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не небезопасен; Сам придёт; Это книжка; Всё завершилось отлично ).

    2) Некие местоимения имеют омонимы посреди служебных частей речи (это, что ): Это книжка (местоимение). - Москва - это столица Рф (указательная частичка); Я знаю, что ему сказать (местоимение, союзное слово). - Я знаю, что он тут (альянс). См. тщательно Как различать союзы и союзные слова?

    План морфологического разбора местоимения

    1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    2. Исходная форма.

    3. Неизменные морфологические признаки:

  • разряд по соотношению с иной частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное);
  • разряд по значению (личное, возвратимое, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
  • лицо (для личных местоимений);
  • число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).
  • 4. Непостоянные морфологические признаки:

  • падеж;
  • число (в том случае есть);
  • род (в том случае есть).
  • 5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

    Эталоны разбора местоимений

    Представьте для себя удовлетворенность какого-либо ботаника, который внезапно попадает на необитаемый полуостров, где до этих пор не ступала ничья людская нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

  • (представьте) для себя
  • кому?

    2. Н. ф. - себя .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-существительное, возвратимое.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.

    5. В предложении дополнение.

  • какого-либо (ботаника)
  • какого?

    2. Н. ф. - какой-либо .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, неопределённое.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

  • который
  • 1. Местоимение, показывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

    2. Н. ф. - который .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, относительное.

    5. В предложении подлежащее.

  • (до) этих (пор)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос каких?

    2. Н. ф. - этот .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, указательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.

    5. В предложении часть происшествия времени.

  • ничья (нога)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос чья?

    2. Н. ф. - ничей .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, отрицательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, дамского рода, именительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    1. Местоимение, показывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

    2. Н. ф. - он .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-существительное, личное, 3-е лицо.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

    5. В предложении подлежащее.

  • свою (коллекцию)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос чью?

    2. Н. ф. - собственный .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, притяжательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, дамского рода, винительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

  • всякими (представителями)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос какими?

    2. Н. ф. - всякий .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, определительное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    Источники:

  • Раздел «Местоимение как часть речи» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: лаконичный теоретический курс для школьников»
  • Раздел «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Дополнительно на сайт:

  • Каковы правила правописания личных местоимений в российском языке?
  • Каковы правила правописания отрицательных местоимений в российском языке?
  • Каковы правила правописания неопределенных местоимений в российском языке?
  • Где отыскать упражнения к теме «Правописание местоимений»?
  • Каковы нормы потребления местоимения собственный?
  • Каковы нормы потребления местоимения себя?
  • Каковы нормы потребления местоимения сама?
  • Каковы нормы потребления местоимений его, её, их?
  • Каковы нормы потребления местоимения он (она, оно, они) в купе с предлогом?
  • Где отыскать упражнение к теме «Употребление местоимений»?
  • МОРФОЛОГИЯ

    МЕСТОИМЕНИЕ

    Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их: я, он, его, себя, тот, никто, свой, столько.

    Разряды местоимений по значению

    Разбор местоимения

    I. Часть речи.

    II. Морфологические признаки:

    1. Начальная форма (Им. п. ед. числа);

    2. Постоянные признаки: а) разряд; б) лицо (уличных);

    3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число; род (если есть).

    III. Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение или определение.

    Знакомимся с основными понятиями раздела

    1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании материалы, посвященные теме “Местоимение”. Какие темы, связанные с местоимением, вы будете изучать?

    Найдите в учебнике параграфы, посвященные местоимению. Какой материал вам частично известен? Какие темы связаны с правописанием местоимения?

    2. Аукцион знаний. Просмотрите материалы схемы. Какие термины и понятия вам известны? Переведите их на украинский язык.

    3. Многие ученые-филологи соотносят местоимения с существительными. прилагательными и числительными. Местоимения – существительные указывают на лицо или предмет. Местоимения-прилагательные – на признак предмета. Местоимения-числительные – на количество или порядок при счете. Используя материалы схемы, продолжите перечень местоимений.

    Местоимения-существительные: себя, … .

    Местоимения-прилагательные: мой, твой, свой, наш, ваш, … .

    Местоимения-числительные: столько, … .

    4. Один ученик приводит пример местоимения определенного разряда; второй, используя материалы схемы, определяет разряд этого местоимения.

    5. Прочитайте план разбора местоимения. Укажите морфологические признаки в словах я, к вам, ты, своего, моему.

    Спишите предложения. Укажите разряд выделенных местоимений. Подчеркните местоимения как члены предложения. Сделайте вывод в роли каких членов предложения могут выступать местоимения?

    1. Некто неслышно вошел в зрительный зал. 2. Мы услышали какой-то странный шорох. 3. Сергей нечаянно положил мою тетрадь в свой рюкзак.

    §38-39 Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

    Разряды местоимений. Личные и притяжательные местоимения. Возвратное местоимение

    351 Эксперимент

    1. Прочитайте предложения и сравните их. Задайте вопросы к выделенным словам. Определите, на месте каких частей речи стоят местоимения.

    1. Сергей принесет мою книгу завтра. – Ты принеси завтра мою книгу, пожалуйста. 2. Друзья отправились б поход. – Они отправились в поход. 3. Неизвестный человек стоял у входа. – Какой-то человек стоял у входа. 4. В сумке лежало пять яблок. – В сумке лежало несколько яблок.

    2. Прочитайте перевод термина “местоимение”. Почему изучаемая в этом параграфе часть речи называется местоимением.

    Местоимение – от латинского слова прономен – “вместо имени”.

    352 Анализ теоретического материала

    1. Прочитайте теоретический материал о местоимении. Отметьте информацию, которая вам уже известна. Какая информация является для вас новой?

    2. Сопоставьте материал параграфа с материалом схемы на с. 154. Какая информация есть на с. 154, но отсутствует в параграфе? Какой информации нет в обобщающих материалах о местоимении на с. 154?

    Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет (кто? что?): я, ты, никто: признак (какой? чей?): такой, этот или количество (который? сколько?): столько, но не называет их.

    По значению местоимения делятся на разряды: личные (я, ты, он и т. д.), притяжательные (мой, твой, наш и т. д.). возвратное (себя), указательные (тот, этот и т. д.), определительные (сам, всякий, любой и т. д.). относительные (кто, что, какой и т. д.), вопросительные (кто?, что?, какой? и т. д.). неопределенные (некто, кое-кто, какой-либо и т. д.). отрицательные (ничто, никого, никакой и т. д.).

    Все местоимения изменяются по падежам: я – меня, тот – тому, наш – нашим, кто – кого, какой – о каком, весь – всяким, какой-либо – какого-либо.

    Притяжательные (мой, твой, наш и др.), определительные (всякий, любой, другой и др.) и указательные (этот, столько и др.), как имена прилагательные, изменяются по числам, родам и падежам и согласуются с именем существительным, к которому они относятся.

    В предложении местоимение может быть подлежащим сегодня всех удивил!), дополнением (Ребята увидели светящееся вдалеке.): определением (Я испытывал сомнения.)

    1. Спишите текст.

    2. Выделенные слова являются местоимениями. Используя материалы схемы на с. 154. укажите в скобках их разряд. Отметьте, на что указывает местоимение: на предмет (предм.) – кто? что?, на признак (призн.) – какой? чей?, на количество (кол.) – сколько?

    Решалась моя судьба на весь завтрашний день. Папин товарищ пригласил родителей провести воскресенье у него на даче, но меня туда брать было нельзя, потому что сынишка Харитонова болел корью. Мама никогда не оставляла меня надолго одного – ей все казалось, что я еще маленький ребенок. В новом доме мы поселились несколько дней назад, ни с кем из соседей еще не успели познакомиться, поэтому мама хотела “подбросить” меня на воскресенье к своей приятельнице.

    Папа возражал, говоря, что неудобно беспокоить приятельницу и что пора приучать меня к самостоятельности.

    Я стоял и слушал этот спор, от волнения выкручивая себе пальцы за спиной. Провести хотя бы один день без присмотра взрослых было моей давнишней мечтой, а теперь, когда мы переехали в новый дом, мне этого хотелось с удвоенной силой.

    По Ю. Сотнику

    Личные местоимения

    1. Что вы знаете о личных местоимениях из изученного ранее?

    2. Найдите в схеме на с. 154 информацию о том, как изменяются личные местоимения.

    Личные местоимения указывают на конкретное лицо или лица (я, ты, мы, вы) либо на лица (не участвующие в разговоре) и предметы (он, она, оно, они).

    Личные местоимения имеют следующие морфологические признаки: лицо (я, мы – 1-е лицо: ты, вы – 2-е лицо; он, она, оно, они – 3-є лицо): число (единственное: я, ты, он, она, оно и множественное: мы, вы, они).

    Личные местоимения изменяются по падежам. При склонении местоимений иногда меняется все слово: я – меня; мы – нас, он – ему. В косвенных падежах местоимений 3-го лица посте предлога появляется буква н: он –

    1. Сопоставьте местоимение в начальной форме и его формы в косвенных падежах. В чем особенность форм местоимений в косвенных падежах? В каком случае в местоимениях 3-го лица появляется в начале слова буква н?

    2. После каждой группы укажите в скобках лицо и число. Над каждым местоимением напишите его падеж.

    1. Я – меня, мне, обо мне, со мной (1л., ед. ч.).

    2. Ты – тебя, тебе, о тебе, с тобой.

    3. Он, оно – его, ему, с ним, о нем, она – ее, ей, о ней. с ней.

    4. Мы – нас, нам, с нами, о нас.

    5. Вы – вас, вам. с вами, о вас.

    6. Они – их, им, о них, с ними, о них.

    1. Восстановите словосочетания, ставя личные местоимения в нужную форму.

    2. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите лицо, число и падеж местоимения.

    3. Отметьте в словосочетании главное слово (х).

    Пришел к (он), ра..говаривал с (она), пр..готовит для (они), пр..к..снулся к (они), предл..гаеш.. (они); соб..раешься ко (я), заб..решь у (я), одного с (я) возр..ста.

    4. Составьте со словосочетаниями три предложения. Подчеркните местоимения как члены предложения.

    Поставьте личные местоимения я, он, она, мы, они в форму косвенных падежей, используя предлоги для, от, у, к (ко), по, с (со), о (обо). Запишите по образцу. Обозначьте орфограмму-пробел – раздельное написание местоимений с предлогами.

    Образец. Оно – для_него, от_него, у_него, к_нему, по_нему, с_ним, о_нем.

    1. Прочитайте текст, употребляя местоимения в нужной форме.

    Озаглавьте текст. Какими средствами связи соединены предложения в тексте?

    2. Выпишите из текста все местоимения, ставя их в нужную форму. Укажите их падеж. Используя схему на с. 154. укажите разряд местоимений.

    Я был поражен солнечной голубизной моря. Глаза у (я) слезились от морского ветра. Ветер был очень силен. Он поддерживал (мы), когда мы спускались с обрыва к морю.

    Кыш первым подбежал к воде, лизнул (она), фыркнул. В этот момент как раз набежала волна, но он ухитрился подпрыгнуть и отбежать. Отбежал, улегся между двух камней и стал следить за волной. Он думал, что она с (он) играет, но подойти поближе боялся.

    Мы устроили навес и пять минут загорали. У (я) сил больше не было терпеть, и мы пошли в море.

    Я вошел по пояс в воду, поскользнулся, упал, начал барахтаться и кричать:

    – Море! Море! Ура!

    По Ю. Алешковскому

    3. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

    359 Изложение

    359 Изложения

    1. Составьте пунктуационные схемы предложений упражнения 358. Выпишите десять слов, написание которых может вызвать у вас затруднения.

    2. Запишите текст по памяти, используя выписанные материалы в качестве опорных.

    Внимание!

    Местоимение Вы пишется с прописной буквы при обращении к одному лицу в официальных документах и личных письмах как форма выражения вежливости: сообщаем Вам…; Поздравляем Вас….

    Спишите предложения, ставя местоимение вы в нужную форму. Расставьте знаки препинания.

    1. Уважаемый Николай Петрович от имени всего класса поздравляем (вы) с юбилеем. 2. Довожу до (вы) сведения что в нашем доме уже два дня отсутствует электроэнергия.

    3. Приглашаем (вы) Ирина Анатольевна на торжественный вечер в честь Дня учителя.

    Учись учиться, учись общаться, учись жить о культуре общения

    Личные местоимения он, она, они указывают на лиц, не участвующих в диалоге, поэтому использование этих местоимений по отношению к собеседникам недопустимо.

    361 Редактирование

    1. Найдите в тексте ошибки, учитывая, что в разговоре участвуют трое.

    2. Разыграйте полилог, используя в речи одного из участников разговора предложенное высказывание в исправленном виде. Другие участники должны ответить репликой на порученное им задание.

    1. – Нам поручили подготовить совместный проект по истории нашего города. Я буду отбирать материал. Никита займется художественным оформлением, а она возьмет на себя презентацию нашей работы.

    2. – Хочу вас обрадовать. Мы будем участвовать в школьном конкурсе на лучшую постановку сказки.

    Сергей напишет сценарий, он найдет костюмы, я подготовлю реквизит и подумаю над постановкой.

    Реквизит

    362 Притяжательные местоимения

    Используя материалы схемы на с. 154, заполните пропуски в таблице, подбирая соответствующие личным местоимениям притяжательные местоимения и, наоборот, соответствующие притяжательным местоимениям личные.

    Притяжательные местоимения выражают принадлежность к 1-му (.мой, наш), 2-му (твой, ваш), 3-му лицу (его, ее, их). Местоимение свой может относиться к любому лицу.

    Притяжательные местоимения соотносятся с притяжательными прилагательными. Однако прилагательные называют конкретное лицо, которому что-то принадлежит, а местоимения только указывают на это лицо: Петина тетрадь – его тетрадь.

    Притяжательные местоимения изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательные. В предложении обычно бывают определениями.

    Местоимения его, ее, их совпадают с формами родительного падежа местоимений он, она, они. Но при наличии предлога к ним не присоединяется буква н: от ее голоса, к его бабушке, с их родителями.

    Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по падежам (моего – моему, твоему – твоим, наш – нашим, вашему – о вашем), а местоимения его, ее, их не изменяются (к его дому, их правами, о ее голосе).

    Внимание!

    Окончания местоимений н(аи, ваш в формах косвенных падежей можно проверить с помощью вопроса:

    1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните местоимения как члены предложения.

    2. Укажите разряд местоимений (см. схему на с. 154).

    1. Накануне вечером мама и папа сидели на лавочке у подъезда нашего большого нового дома и спорили. 2. Его биография конечно примечательна и трагична (В. Брагин). 3. Над моим домом к сожалению сегодня совсем не плывут облака (С. Козлов).

    3. Сделайте морфологический разбор одного местоимения.

    Замените сочетание существительное + существительное сначала сочетанием существительное + притяжательное прилагательное: затем существительное – притяжательное местоимение.

    Нора лисы – лисья нора – ее нора, хвост лисицы: логово волка; лай собаки; берлога медведя; следы зайца; яд змеи; гнезда птиц; верность лебедя: вещь сестрицы: плащ папы; девочка соседей.

    1. Выпишите сначала предложения с личными местоимениями (кто? что?), затем предложения с притяжательными местоимениями (чей?).

    1. Я встретил его. – Это была его куртка. 2. Я сразу узнал ее. – Ее голос я узнал сразу. 3. У них есть замечательная игра. – Их игра мне очень понравилась. 4. У меня не было времени ждать его. – К его дому подъехал красный автомобиль. 5. Ее всегда интересовала классическая музыка. – Я всегда восхищался ее голосом.

    2. Выразите смысл выделенного предложения двумя собственными вариантами выражения мысли.

    Возвратное местоимение

    Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа:

    Р. п. – себя.

    Д. п. – себе;

    В. п. – себя.

    Тв. п. – собой;

    П. п. – (о) себе.

    В предложении возвратное местоимение является дополнением:

    1. Спишите фразеологизмы, вставляя местоимение себя в нужной форме.

    2. Объясните, как вы понимаете значение каждого фразеологизма.

    1. … на уме. 2. Не в…. 3. Вышел из… . 4. Скупой… добра хочет. 5. Бранить – … тешить! 6. Не делай другому то, чего сам… не желаешь. 7. Когда… хочешь добра, то никому не делай зла. 8. Чего… не хочешь, то и другому не твори. 9. Шутку любишь над Фомой, так люби и над….

    Проверьте свои знания

    Найдите неточность в утверждении.

    1. Все перечисленные местоимения относятся к личным: мне, тобой, он, ваш, вас.

    2. Все перечисленные местоимения относятся к притяжательным: нашего, собой, твоего, моему, твоем.

    3. Местоимения его, ее, их изменяются по падежам.

    368 Редактирование

    1. Спишите текст, заменяя выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями.

    2. Укажите в тексте все местоимения, их разряд и падеж

    Полон стол игрушек и сластей – и все это принадлежит только Павлику. Однако Павлику этого показалось мало. Павлик потихоньку перетащил из детской в гостиную все свои старые игрушки. Теперь игрушек было много, но и этого ему показалось недостаточно…

    Павлика уже давно тревожил один очень большой пряник, повешенный совсем невысоко на желтой нитке. Красота этого пряника в виде звезды с дыркой посредине вызывала непреодолимое желание съесть пряник как можно скорее.

    Павлик отцепил пряник от ветки и сунул в рот. К своему удивлению. Павлик заметил, что пряник вовсе не такой вкусный, как он думал.

    Павлик с отвращением повесил обратно на ветку надкушенный пряник.

    По В. Катаеву