» »

Правильное употребление имен числительных в речи. Орфоэпические нормы. Грамматические и лексические нормы употребление имен числительных. Имя числительное в предложении

30.09.2019

Форма проведения мероприятия: урок обобщения изученного материала.

Пояснительная записка

1. Цель урока:

Образовательная – систематизировать изученное о значении, правописании и синтаксической роли числительного.

Развивающая – развивать языковое чутье и орфографическую зоркость; совершенствовать внимание, мышление, память.

Воспитывающая – воспитывать интерес к истории края и малой родины.

Задачи урока:

  • расширить знания об имени числительном на примере сведений краеведческого характера
  • научить находить изученную часть речи в тексте;
  • обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного;
  • развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

2. Метод: ТРКМЧП, частично – поисковый, индивидуальный, исследовательский.

3. Целевая аудитория: учащиеся 6 класса.

4. Условия для проведения:

Оборудование: компьютер, проектор, рабочие листы, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М. М. Разумовской.

Ход урока

1. Организационный этап.

Ребята, прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся друг другу.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Сегодня как обычно в ходе нашей работы на уроке мы с вами заполняем “рабочие листы”

Инструкция по заполнению “рабочего листа”

“Рабочий лист” в конце урока должен быть заполнен полностью: каждое задание оценивается по пятибальной системе, баллы выставляются в “окно оценки”. В итоге баллы суммируются. Сумма баллов делится на количество заданий, итог соответствует оценке за урок.

2. Этап мотивации и актуализации знаний

Вы уже заметили, что наш сегодняшний урок несколько необычен.

Сюда пришли те, кто хочет изменить судьбу и потому решил принять участие в кастинге “Стань телеведущим канала Россия1”

Каково лексическое значение слова КАСТИНГ?

Где мы можем узнать эту информацию?

(Один из учащихся работает с Толковым словарем Д.Ожегова)

Как вы думаете, какое главное качество телеведущего?

– Умение правильно говорить.

Мы с вами изучали имя числительное, поэтому определите цель нашего урока.

Научиться правильно произносить числительные

научиться использовать знания о числительных в повседневной жизни

А заодно мы убедимся, что имя числительное – очень важная часть речи.

2.1. Повторение изученного материала. Повторим, что мы уже знаем о числительных.

У вас на партах лежат листы с “головой” нашего кластера. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?

Имя числительное.

Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и подберете глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными.

Работа в парах.

Учащиеся предлагают глаголы: обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает и другие. Все глаголы фиксируются на доске.

Обозначает – число, количество, порядок предметов присчёте.

Отвечает – на вопросы “сколько?, который?”

Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является – любым членом предложения.

Тот, кто работает на телевидении должен уметь концентрироваться, чтобы не допустить какой-либо оплошности и неточности в эфире.

Обладаете ли вы такой способностью

2.2. Задание. Прочитайте текст выразительно.

Конкурс дикторов

Красноярск – один из старейших городов Сибири. Он основан в 1628 году отрядом казаков во главе с Андреем Дубенским как военный острог. Первоначально поселение называлось Красный Яр, что означает “Красивый берег”. Статус города Красноярск получил в 1690 году, когда Сибирь была окончательно присоединена к России. В 1822 году царским указом была создана Енисейская губерния, и Красноярск стал ее центром. В XVIII веке Красноярск из военной крепости перерос в средний сибирский город.

Сегодня это один из крупнейших городов Сибири.

В городе много достопримечательностей. Среди них Часовня Параскевы Пятницы - православная часовня, один из символов города Красноярска. Располагается на вершине Караульной горы. Местные племена называли гору Кум-тэгей - Черная сопка. Часовня Параскевы Пятницы - символ Красноярска, памятник архитектуры и истории (изображена на 10-рублёвой купюре.

Коммунальный мост - автомобильно-пешеходный мост в Красноярске через реку Енисей. Сдан в эксплуатацию 15 ноября 1961 года. Длина 2300 метров, ширина 23,4, высота 26 метров. Авторы проекта Егоров П.А., Ивашова К.К. Проходит через остров Отдыха по специальной дамбе (длина моста с дамбой 2500 метров). Изготовлен из сборного железобетона.

В маршрутном листе вам дана таблица, состоящая из двух столбцов.

Как вы думаете, почему?

2.3. Выпишите из текста все числительные, распределив их в соответствующие колонки таблицы

2.3.1. САМОПРОВЕРКА Исправьте ошибки, если есть, каждый в своей работе.

Рефлексия. Выставите баллы в окно оценки:

Устно определить вид числительных по строению (простые / сложные / составные)

Ребята, а почему числительные в русском языке относятся к именам ? (Ученики должны вспомнить, что числительное, как и имена существительные и прилагательные, склоняются.)

Как склоняются составные порядковые числительные?

– склоняется только последнее слово.

2.4. Задание.

1 вариант: Просклоняйте порядковое числительное в 1822 году (поставьте в форму Р., Т., П.п)

2 вариант: просклоняйте количественное числительное 26.

2.4.1. ВЗАИМОПРОВЕРКА.

2.4.2. Рефлексия. Выставите баллы в окно самооценки.

Критерии оценки.

1 вариант. Все формы числительного записаны верно - 5 баллов

Допущена 1 ошибка - 4 балла

Допущены 2 ошибки - 3 балла

2 вариант. Все формы числительного записаны верно - 5 баллов

Допущены 1 - 2 ошибки - 4 балла

Допущены 3 ошибки - 3 балла

Наша жизнь не обходится без числительных.

Какие профессии тесно связаны с именами числительными?(Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец)

2.5. Ролевая игра.

1 ряд. Представьте себя на уроке математики. Вам необходимо решить примеры, озвучив условия.

К 235 + 87 получится ________________
К 894 + 73 получится ___________________
От 956 - 58 получится ___________________
От 56-18 получится _______________________

2 ряд. Представьте себя в сбербанке, где вам необходимо заполнить квитанцию, прописав сумму прописью.

Я, _____________________________________________, получил 2.569.45 (_________________________________) рублей

3 ряд. В городе есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные (ул. 60 лет Октября, 9 Мая, 40 лет Победы, 26 бакинских комиссаров,). Вам необходимо заполнить маршрутный лист, прописав цифры прописью.

Минуя улицу 9 Мая, следуйте по маршруту до улицы 26 бакинских комиссаров. Конечная точка маршрута находится на улице 60 лет Октября.

2.6.1. Рефлексия.

Самопроверка по “ключу”, выставление баллов в окно оценки.

А как вы думаете, профессия телеведущего связана с именами числительными?

Телеведущий должен быть не только коммуникабельным, эрудированным, собранным. Одним из его необходимых профессиональных качеств является умение читать. Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с “поэтической” интонацией.

714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.

Какими бы достоинствами не обладал телеведущий, если он не соблюдает в своей речи нормы языка, то с карьерой телезвезды не стоит связывать никаких надежд.

2.6. Вспомните с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные?Что вы можете рассказать о собирательных числительных оба обе?

Индивидуальное задание 1 ученику у доски.

Вставьте числительные оба, обе (в предложения).

  1. По ……. сторонам дороги тянулся густой лес.
  2. ……… братьев приняли в спортивную школу.
  3. Малышка крепко держала матрешку …….. руками.
  4. Склоны …….. оврагов размытых дождями.

Задание классу.

Исправьте ошибки в употреблении числительных:

  1. Летом в лагере “Колос” работает трое студенток.
  2. В городе открыто семеро детских садов.
  3. Трое подруг ехали на Керженец купаться.

2.7. Рефлексия.

Итак, мы завершаем наш кастинг. Каждый из вас сумел оценить себя.

– Что удалось?

– Что не получилось?

– Каковы возможные причины?

– Каковы ваши следующие цели?

Определите свой уровень достижения поставленной цели.

Непонятно

Могу применить

Могу объяснить другим

Ребята, определившие свой уровень как “Могу объяснить другим”, образуют группу экспертов.

Остальные выбирают задание для подтверждения уровня.

После полного выполнения задания, группа экспертов проверит ваше соответствие заданному уровню.

Задание 1. Запишите цифры словами.

Перед 750 школьниками выступил директор. На место происшествия инспектор приехал с 4 помощниками. Напишите расписку в получении 4732 рублей 29 коек. Издать книгу с 94 иллюстрациями.

Ключ для экспертов.

Перед семьюстами пятьюдесятью школьниками выступил директор. На место происшествия инспектор приехал с четырьмя помощниками. Напишите расписку в получении четырех тысяч семисот тридцати двух рублей двадцати девяти копеек. Издать книгу с девяноста четырьмя иллюстрациями.

Вариант 2. Найдите ошибки и исправьте их.

1. При доигрывании партии выяснилось, что было более три вариантов ее продолжения. 2. На личном счету летчика больше миллиона триста пятидесяти километров и более двух тысяч четыреста семьдесят часов, проведенных в воздухе. 3. Четверо аспиранток направлены в распоряжение института. 4. Пройти на лыжах более сто пятьдесят километров. 5. Расстояние от Москвы до Петербурга равно примерно шестьсот пятидесяти километрам.

Ключ для экспертов.

1.При доигрывании партии выяснилось, что было более трех вариантов ее продолжения. 2. На личном счету летчика больше миллиона трехсот пятидесяти километров и более двух тысяч четырехсот семидесяти часов, проведенных в воздухе. 3. Четыре аспирантки направлены в распоряжение института. 4. Пройти на лыжах более ста пятидесяти километров. 5. Расстояние от Москвы до Петербурга равно примерно шестиста пятидесяти километрам.

Вариант 3. Вместо точек вставьте числительные полтора.

К... километрам пути прибавилось еще два. Речка находилась в... километрах от деревни. До цели осталось около... километров. Вся дорога заняла около... суток.

Ключ для экспертов.

К полутораста километрам пути прибавилось еще два. Речка находилась в полутора километрах от деревни. До цели осталось около полутора километров. Вся дорога заняла около полутора суток.

Вариант 4. Подберите к данным выражениям синонимичные фразеологизмы, включающие имена числительные.

Часто менять решения; угнетать кого-либо; знать очень хорошо; быть очень умным.

Ключ для экспертов.

Часто менять решения – семь пятниц на неделе; угнетать кого-либо – спустить семь шкур; знать очень хорошо – как свои пять пальцев; быть очень умным – семи пядей во лбу;

5.1. Суммируйте баллы, разделите их на количество выполненных заданий и выставьте оценку.

6. Домашнее задание

.

Определи свой уровень и выполни задание одно на выбор или все предложенные

1. Составить текст с именами числительными.

  1. Найти текст с именами числительными.
  2. Составить кроссворд по теме “Имя числительное”

Соответственно семантическим особенностям, грамматическим свойствам и характеру употребления различаются следующие разряды числительных: 1) количественные: три, десять, тринадцать, тысяча, миллион и т.д., 2) собирательные: двое, трое, четверо и т.д., 3) дробные: три четвертых, одна целая пять седьмых, одна восьмая и т.д.,4) неопределенно-количественные: много, мало, немало, несколько и т.д., 5) порядковые: пятый, сто двадцать третий и т.д.

Категорию рода имеют числительные: один – м.р., одна – ж.р., одно – ср.р.; два – м.р. и ср.р., две – ж.р.; оба – м.р. и ср.р., обе – ж.р.; полтора – м.р. и ср.р. полторы – ж.р.; тысяча – ж.р.; миллион, миллиард, триллион –м.р.

Все имена числительные имеют категорию падежа .

Склонение простых числительных

Один

М.р. Ср.р. Ж.р. Мн.ч.

И. один одно одна одни

Р. одного одной одну одних

Д. одному одному одной одним

В. один ,одного один, одного одну одни одних

Т. одним одним одной одними

П. (об) одном (об) одном (об) одной (об) одних

Два, три, четыре

И . два две три четыре

Р. двух трех четырех

Д. двум трем четырем

В. как И. или Р. как И. или Р. как И. или Р.

Т. двумя тремя четырьмя

П. (о) двух (о) трех (о) четырех

Числительные 5...29, 30 изменяются как существительные 3 склонения. В числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.

И. пять пятьдесят двести девятьсот

Р. пяти пятидесяти двухсот девятисот

Д. пяти пятидесяти двумстам девятистам

В. пять пятьдесят двести девятьсот

Т. пятью пятьюдесятью двумястами девятьюстами



П. пяти пятидесяти (о) двухстах (о) девятистах

Числительные 40 , 90 , 100 в косвенных падежах имеют окончание .

Сорок Девяносто Сто

И. сорока девяноста ста

Р. сорока девяноста ста

Д. сорока девяноста ста

В. сорок девяносто сто

Т. сорока девяноста ста

П. сорока девяноста ста

У составных числительных склоняются все составляющие их слова.

И. четыреста шестьдесят восемь

Р. четырехсот шестидесяти восьми

Д. четыремстам шестидесяти восьми

В. четыреста шестьдесят восемь

Т. четырьмястами шестьюдесятью восьмью/восемью

П. о четырехстах (о) шестидесяти восьми

У порядковых числительных при склонении изменяется только последняя часть, последнее слово; окончания – как у прилагательных. Например:

Т. двадцатипятитысячным, тысяча девятьсот сорок третьим

П. о двадцатипятитысячном, о тысяча девятьсот сорок третьем

У дробных числительных 1-я часть склоняется как простое числительное, 2-я – как прилагательное во множественном числе.

И. четыре седьмых (поля - Р.п. ед.ч.)

Р. четырёх седьмых

Д. четырём седьмым

В. четыре седьмых

Т. четырьмя седьмыми

П. о четырех седьмых

Собирательные числительные склоняются как прилагательные во множественном числе. Оба – м., ср. род (и м. и. ж.: оба они, муж и жена ...); обе – ж. род.

И. четверо; оба, обе

Р. четверых; обоих, обеих

Д. четверым; обоим, обеим

В. =И.п. (неодуш ); = Р.п. (одуш)

Т. четверыми; обоими, обеими

П. о четверых; об обоих, обеих

Числительные тысяча , миллион , миллиард и т.д. склоняются как существительные.

Ед.ч. Мн.ч.

И. тысяча тысячи

Р. тысячи тысяч

Д. тысяче тысячам

В. тысячу тысячи

Т. тысячей/тысячью тысячами

П. (о) тысяче (о) тысячах

Примечание: В Тв.п. данное числительное имеет два варианта. Оба являются нормативными, однако в тех случаях, когда это числительное употребляется в значении существительного, первый вариант (тысячей) оказывается предпочтительнее, например: ушел с одной тысячей в кармане, открылся магазин, названный тысячей мелочей .

Нормы употребления разных видов числительных

В сравнении с другими частями речи имена числительные представлены в современном русском языке довольно ограниченной группой слов. Однако, несмотря на малочисленность, употребление имен числительных вызывает определенные трудности.

1. Имеются вариантные формы творительного падежа простых и сложных числительных и сочетаний с ними:

Нормативное разговорное

восемью восьмью

восемьюдесятью восьмьюдесятью

пятьюдесятью пятидесятью

шестьюдесятью шестидесятью

Числительное восемьсот в Т.п имеет варианты: восьмьюстами и восемьюстами. Оба этих варианта являются нормативными.

2. Числительные полтора, полторы и полтораста имеют только две формы: в именительном и винительном падежах – полтора (м. и ср. р.), полторы (ж. р.), полтораста ; в косвенных падежах – полу тора, полу тораста .

3. При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (22, 23, 24 ...102, 193 и т.д.), с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы ), возникает синтаксическая несочетаемость.

4. В нормативной речи строго разграничивается употребление слов оба и обе во всех падежах: обоих братьев обеих сестер. Нарушение этого правила нежелательно даже в устной речи.

5. В сочетаниях два (три, четыре ) и более управляемое существительное ставится в родительном падеже ед. числа: два и более варианта, три и более трудных формы.

6. Слова два, три, четыре , употребленные с одушевленными существительными, имеют форму винительного падежа, сходную с родительным: встретил двух друзей и трех подруг, проконсультировал четырех студентов.

7. Правильными являются конструкции 35,5 процента (не: процентов ), 12,6 километра (не: километров ), то есть при смешанном числе существительным управляет дробь, а не целое число. Также: 45,0 (сорок пять и ноль десятых) секунды, 6 7/8 метра.

8. Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко) сочетаются:

а) с существительными муж. и общ. рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот;

б) с существительными, обозначающими парные предметы и употребляющимися только в форме мн. числа: двое саней, трое щипцов;

в) с существительными дети, ребята, люди , с существительным лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо незнакомых лиц;

г) с субстантивированными числительными: вошли двое, семеро одного не ждут;

д) с личными местоимениями мы, вы, они : нас двое, вас трое, их было пятеро;

е) с существительными, обозначающими детенышей животных: семеро козлят, четверо котят .

9 . При синонимичности конструкций с количественными и собирательными числительными типа два друга – двое друзей возможен выбор одного из вариантов. Предпочтительно употребление собирательных числительных:

а) с субстантивированными прилагательными мужского рода: двое прохожих, трое больных, семеро играющих;

б) с существительными мужского рода, имеющими окончание -а : двое мужчин, трое старост.

С другой стороны, предпочтительнее употреблять количественное числительное:

а) с некоторыми существительными м.р., называющими лиц по профессии, роду занятий, должности и т.д.: три профессора, шесть майоров ;

б) с неодушевленными существительными в косвенных падежах: к двум саням, около трёх суток.

Однако в сочетаниях со словом часы выбор собирательного или количественного числительного носит смыслоразличительный характер: не хватает шестерых часов – не хватает шести часов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1. Каковы особенности склонения количественных, порядковых, дробных и собирательных существительных?

2. Какие выделяются особенности сочетаний числительных с существительными?

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Задание 1. Просклоняйте числительные:

4652; 1941; 688; 795; одна тысяча девятьсот семьдесят девятый год; двое мужчин; трое суток; полтора килограмма апельсинов; одна целая двадцать четыре сотых; 105 метров 53 сантиметра.

Задание 2. Обратите внимание на употребление собирательных и количественных числительных, счетных существительных. Отредактируйте предложения, мотивируя изменения в тексте.

1. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде. 2. В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 3. Среди студентов нашей группы четыре были отличниками. 4. Метель не утихала в течение троих суток. 5. На скотном дворе застрелили двое волков. 6. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги. 7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 8. Охотники поймали четверо зайцев и двух лис. 9. В спектакле задействованы двое новых героинь. 10. Грамоту вручили И.А. Ивановой: ей исполняется восемь десяткой лет. 11. Деревня находится в полтора километра от станции. 12. До отпуска остается около полтора месяцев. 12. Обои студентки получили стипендии. 13. Так мы и живем: семь в одной комнате.

Задание 3 . Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. Какие словосочетания связаны с нарушением норм употребления числительных?

Трое солдат – три солдата, четверо девушек – четыре девушки, двое профессоров – два профессора, к обоим друзьям – к двум друзьям, о тысяче мелочей – о тысячах мелочах, с тысячей солдат – с тысячью солдат, в полтораста метрах – в полутораста метрах.

Задание 4 . Прочитайте предложения, поставив числительные в нужном падеже. П о м н и т е: числительные – визитная карточка общей речевой культуры говорящего.

1. Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях. 2. В городе жило около 120 тысяч человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 – сенокосной, 735 – леса, 528 – воды. 3. В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении 1850 истребителями. 4. Наиболее развитая трамвайная сеть в мире – петербургская, с 20402 вагонами и 64 маршрутами. 5. Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные. 6. Более чем в 350 залах Эрмитажа хранится почти 3 миллиона произведений искусства. 7. Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.

Задание 5. Используя приведенные данные, составьте тексты (или предложения) по темам опросов. Употребите предлоги : с, по, более, сверх, около ; существительные : количество, число, доля ; глаголы : достигать (чего?), исчисляться (чем?), равняться (чему?), превышать (что?), составлять (сколько?) .

Образец : Число граждан, считающих борьбу с преступностью первоочередной проблемой, составляет более восьмидесяти одного процента.

Опрос граждан России

Вопрос :

Что, по-вашему, конкретно необходимо предпринять, чтобы улучшить условия жизни в нашем городе? Какие проблемы требуют первоочередного решения?

Ответ :

– охрана порядка, борьба с преступностью – 81%

– организация торговли – 38%

– работа общественного транспорта –31%

– помощь престарелым, детям, инвалидам, малообеспеченным – 31%

– экология – 30%

– благоустройство города – 29%

– состояние медицинского обслуживания – 29%

– жилищные проблемы – 21%

школьное образование – 12%

– работа детских дошкольных учреждений – 8%

– деятельность учреждений культуры – 7%

1. Введенская Л.А. Русский язык. Практикум: учеб. пособие / Л.А. Введенская, М.Ю. Семенова. – М.: КНОРУС, Ростов н/ Дону: Наука-Пресс, 2006.

2. Граудина Л.К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН; Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. – 3-е изд., стер. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 6-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2001.

5. Русский язык и культура речи: учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

В речи часто нарушаются нормы употребления имен числительных. Чтобы избежать ошибок, необходимо помнить следующие правила.

· В сложных количественных числительных от 50 до 80 , от 200 до 900 склоняются обе части: им.п. пятьдесят – дат.п. пятидесяти ,тв.п. пятьюдесятью ;им.п. триста – дат.п. тремстам , тв.п. тремястами.

· В составном количественном числительном склоняются все образующие его части: им.п. две тысячи шестьсот тридцать – дат.п. двум тысячам шестистам тридцати, тв.п. двумя тысячами шестьюстами тридцатью.

· В порядковых числительных склоняется только последнее слово: им.п. две тысячи шестьсот тридцатый – дат.п. две тысячи шестьсот тридцатому, тв.п. две тысячи шестьсот тридцатым.

· При указании даты порядковое числительное склоняется, название месяца ставится в родительный падеж: к пятому сентября , с Восьмым марта .

· Составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре (32, 33, 34 и т.д.), не сочетаются с существительными, имеющими только формы множественного числа. Например, ошибочной будет конструкция: тридцать двое суток или тридцать две сутки . В этих случаях используется лексическая замена (замена слова) или грамматическая перестройка (замена конструкции): тридцать два дня, в течение тридцати двух суток .

· При смешанном числительном существительным управляет дробь, оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 2 2/5(две и две пятых)метра ; 5,2 (пять и две десятых) секунды и т.д.

· Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. употребляются: а) с существительными мужского и общего рода: трое юношей (но: три девушки ), двое сирот ; б) с существительными дети, ребята, люди, лица : двое детей, четверо незнакомых лиц ; в) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое брюк, четверо суток (но: пять, шесть и т.д. суток ); г) с названиями детенышей животных: двое щенят, трое медвежат (но: две собаки, три медведя ); д) с субстантивированными прилагательными и причастиями: четверо русских, трое убитых ; е) с личными местоимениями: нас двое, их пятеро ; ж) в значении субстантивированных числительных: знаю двоих .

· В книжной речи при наличии синонимичных конструкций предпочтительно использование сочетаний с количественными числительными: не двое профессоров , а два профессора ; не трое бойцов, а три бойца и т.д.

· Формы полтора, оба используются с существительными мужского рода и среднего рода: полтора месяца, полтора яблока, оба студента, оба окна; формы полторы , обе – с существительными женского рода: полторы недели , обе девушки.

· Числительное оба-обе не употребляется с существительными, не имеющими формы единственного числа, так как у него отсутствует категория рода. Неправильно: обоими/обеими ножницами ; правильно: теми и другими ножницами .

· В косвенных падежах числительные полтора, полтораста имеют формы полутора, полутораста .

Общеизвестно, что русский язык - один из самых сложных языков в мире. Простое тому подтверждение - огромное количество ошибок в устной и письменной речи даже у самых образованных людей. Как ни странно, но, по некоторым данным, около 90% носителей русского языка не замечают этих ошибок или таковыми их не считают.

Мой верный друг! мой враг коварный!

Мой царь! мой раб! Родной язык!

Валерий Брюсов

У многих носителей русского языка часто возникают сомнения (и это несмотря на пройденный курс русского языка не только в школе, но и в вузе) относительно «приДТи» или «приЙТи», в аэропорте или в аэропорту , одеть или надеть платье, скучаю по вас или по вам. А с употреблением числительных, спряжением глаголов вообще беда. Или возьмем, к примеру, такой раздел, как пунктуация. С постановкой запятых в сложных союзных предложениях не возникает столько проблем, сколько в ситуации с бессоюзными предложениями. С двоеточием и тире постоянно происходит путаница.

Мы не ставим перед собой задачу - осветить весь курс русского языка и научить всех грамоте, однако рассказать о частых ошибках, которые допускаются в устной речи и на письме, постараемся. В хитростях русского языка заблудиться немудрено. Начнем с употребления числительных.

Склонение числительных

Согласитесь, что числа и количества постоянно окружают нас в повседневной жизни. Они встречаются на каждом шагу, облегчая, а в некоторых случаях и затрудняя, нашу жизнь. Мы одинаково считаем минуты перед долгожданной встречей, с горечью провожаем убегающие годы, живо реагируем на увеличение размера одежды, запоминаем нужную страницу книги или номер телефона. Числа и количества... Понятно, что без них нам уже не обойтись, а значит, не обойтись и без специальных слов - имен числительных, при помощи которых мы можем назвать ту или иную дату, сообщить номер или размер, индекс или код, определить сумму, разность, остаток, доход имногое другое.

Тем не менее, несмотря на частотность употребления и использование практически во всех сферах жизни, имена числительные, представленные в современном русском языке, вызывают определенные трудности.

Наибольшее количество затруднений, возникающих при употреблении числительных, связано с необходимостью использовать их в формах косвенных падежей. Правильный выбор таких форм обусловлен, во-первых, типом склонения, к которому относится то или иное числительное, а во-вторых, общими правилами, регулирующими изменение этих слов в зависимости от состава (простое или составное) числительного и того, с каким словом оно сочетается. И хотя самостоятельных слов, входящих в состав такой части речи, как имя числительное, в современном русском языке относительно мало (около ста), все они оказываются распределенными по достаточно большому (особенно, если сравнивать с существительными или прилагательными) количеству самостоятельных типов склонения.

Итак, давайте для начала вспомним, какие бывают числительные и как правильно их следует употреблять.

  • количественные числительные - обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т.д.
  • собирательные числительные - обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др.
  • порядковые числительные (счетные прилагательные) - числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая .

Количественные числительные могут быть определенными и неопределенными (пять и несколько ); по своему строению - простыми (с одним корнем: пять, девять ), сложными (с основой, состоящей из двух частей: пятьдесят, пятьсот, девяносто, девятьсот ) и составными (состоящими из нескольких слов: двадцать пять, девяносто шесть ).

Собирательные числительные используются:

  • в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц : пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей ; семь зевак;
  • в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении «люди»: у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц;
  • в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в серых шинелях, нас пятеро;
  • в сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (то есть употребляющимися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками .

Как склонять числительные?

Количественные и собирательные числительные склоняются по образцу существительных или прилагательных.

По образцу существительных третьего склонения (ночь, тень ) склоняются:

  • числительные :

И. п. пять

В. п. пять

Р. п. пяти

Т. п. пятью

Д. п. пяти

П. п. о пяти

Но: т. п. – восьмью и восемью .

  • числительные на -дцать : одиннадцать, двенадцать, тридцать и др.:

И. п. одиннадцать

В. п. одиннадцать

Р. п. одиннадцати

Т. п. одиннадцатью

Д. п. одиннадцати

П. п об одиннадцати

  • числительные на -десят : пятьдесят, шестьдесят и др.:

И. п. пятьдесят, шестьдесят

В. п. пятьдесят, шестьдесят

Р. п. пятидесяти, шестидесяти

Т. п. пятьюдесятью, шестьюдесятью
(НЕ пятидесятью, шестидесятью)

Д. п. пятидесяти, шестидесяти

П. п. о пятидесяти, о шестидесяти

Но: Т. п. - восьмьюдесятью и восемьюдесятью .

Особое склонение имеют числительные двести, триста, четыреста и все числительные на -сот (пятьсот, шестьсот ):

И. п. триста, пятьсот

В. п. триста, пятьсот

Р. п. трехсот, пятисот
(НЕ трехста, пятиста)

Т. п. тремястами, пятьюстами
(НЕ трехстами, пятистами)

Д. п. тремстам, пятистам
(НЕ трехстам)

П. п. о трехстах, о пятистах

Необходимо запомнить, что:

  • числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (И. п., В. п.) и сорока, девяноста, ста (во всех остальных падежах). Поэтому правильно: с девяноста рублями , о сорока учениках , со ста проблемами, а НЕ *с девяностами рублями, о сороках учениках, со стами проблемами ;
  • числительное полтора имеет две формы именительного падежа - полтора (м. р. и с. р.) и полторы (ж. р.): полтора литра, полтора бревна, полторы жизни . Форма всех косвенных падежей (кроме винительного) - пол у тора . Правильно: о пол у тора днях , а НЕ *о полуторах днях, *полторах днях .

Числительные два, три, четыре , а также собирательные числительные, слова оба, обе, сколько, столько, сколько-нибудь, столько-то склоняются по образцу прилагательных:


Правильно:
До скольких работает библиотека? (ударение на о ) Она работает до стольких-то , а НЕ *до скольки, до стольки-то .

Помните, что у составных количественных числительных склоняется каждое входящее в них слово. Правильно: не хватает тысячи двухсот пятидесяти двух учебников; говорить о тысяче двухстах пятидесяти двух недостающих учебниках .

У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: к две тысячи четырнадцатому году, двадцать третьего мая .

В последнее время (по всей видимости, под влиянием широкоупотребительного порядкового числительного двухтысячный) в средствах массовой информации стала встречаться форма: двух тысяча первый (второй, третий...) год. Подобное употребление считается недопустимым. Нормативная форма: две тысячи первый (второй, третий...) и т.п.

Интересно знать!

В словах «пятьдесят» и «шестьдесят» можно увидеть корни «пять» и «шесть».Так почему же говорят «сорок», а не «четыредесят»?

По своему происхождению слово сорок связано с древнерусской мерой отсчета беличьих и собольих шкурок сороками (мешками определенного объема, отсюда сорочка – первоначально «мешок»): шесть сороков соболей . Значение единицы счета слово сорок получило в речи охотников, вытеснив более древнее обозначение этого числа - четыредесяте .)

Наверняка многие сомневаются в том, как правильно: «полтора суток» или «полторы сутки»?

Грамматически сочетание полтора суток небезупречно: в именительном падеже количественное числительное полтора управляет существительным в единственном числе (полтора метра, полтора часа ). Но в литературном языке выражение полтора суток (но не полторы суток ) существует. Так как слово сутки не имеет формы единственного числа, то заданный смысл рекомендуется выражать описательно, например: в течение полутора суток, полтора дня (если точное значение слова сутки не принципиально). С существительными, не имеющими формы единственного числа, следует употреблять слово полутора : Не прошло и полутора суток. Время ожидания приближается уже к полутора суткам. Все ограничилось полутора сутками. Стоит ли так много говорить об этих полутора сутках?

Кстати, полтора - это сращение слов полъ и вътора - «полвтора», «половина второго». После выпадения редуцированных лвт упростилось в лт .

Кто-то может задаться вопросом: если правильно говорить «два стола», то почему нельзя сказать «пять стола»?

Числительные два, три, четыре (а также составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре , например двадцать два ) в именительном падеже сочетаются с существительным в форме родительного падежа и единственного числа, например: двадцать два стола, тридцать три несчастья, пятьдесят четыре человека . Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять и т.д. и составные числительные, оканчивающиеся на пять, шесть, семь, восемь и т.д., согласуются с существительным, стоящим в форме родительного падежа множественного числа, например: сорок восемь преступников . Однако в косвенных падежах согласование выравнивается: Р. п. - двух столов, пяти столов , Д. п. - двум столам, пяти столам.

Такая разница в согласовании числительных связана с историей русского языка. Названия чисел 5–9 были существительными женского рода и склонялись как, например, слово кость . Будучи существительными, эти названия управляли родительным падежом существительных, употреблявшихся, разумеется, в форме множественного числа. Отсюда такие сочетания, как пять коров, шесть столов (ср. сочетания с существительными: ножки столов, копыта коров ) и т.п.

Сложнее обстояло дело с названиями чисел 2–4, которые были счетными прилагательными и согласовывались в роде, числе и падеже с существительными: три столы, четыре стены, три камене (ср.: красивые столы, высокие стены) . При этом название числа 2 согласовывалось с существительными в особой форме двойственного числа (не единственного и не множественного; такая форма применялась для обозначения двух предметов): две стене, два стола, два ножа (не два столы, два ножи ). К XVI веку в русском языке происходит разрушение категории двойственного числа, и формы типа два стола начинают восприниматься как родительный падеж единственного числа. Особая соотнесенность чисел 2, 3 и 4 (возможно, и грамматическая принадлежность к одному классу слов) повлияла на выравнивание форм словоизменения всех трех числовых наименований.

Интересно, что такое словоизменение является исключительно великорусской чертой, противопоставляющей русский язык другим восточнославянским. Ученые выдвигают гипотезу, что первоначально такие сочетания формировались как особенность северо-восточного диалекта.

А вот еще распространенная проблема: можно ли об одних брюках сказать «пара брюк»?

Словосочетание пара брюк - разговорно-просторечное. Следует говорить: одни брюки (об одном предмете) или двое брюк, две штуки брюк (о двух предметах) В просторечии выражение пара брюк часто заменяет собой именно общеупотребительное одни брюки . Это вызвано аналогией с общеупотребительными словосочетаниями, такими как пара сапог, пара носков, пара перчаток - о двух предметах, используемых в качестве пары. Употребления словосочетания пара брюк также нежелательно в связи с тем, что это словосочетание может быть по-разному понято собеседниками (один будет считать, что речь идет об одном предмете, другой - что говорится о двух однородных предметах). Употребление слова пара в роли счетного слова нормативно, только когда речь идет о парных предметах (пара ботинок, пара перчаток, пара весел и т.п.). Употребление слова пара в значении «несколько» (пару лет работать над проектом, отсюда до станции пара километров, выполнить пару заданий, выйти на пару минут, пара пустяков ) или «две штуки чего-либо непарного» (пара яблок, пара мешков ) характеризуется словарями русского языка как просторечное.

«Тысяче работникам» или «тысяче работников»?

Попробуем разобраться. Вопрос в том, чем является слово тысяча - существительным или числительным?

Если тысяча - имя существительное, то оно должно управлять родительным падежом существительного работник (должно быть: тысяча работников, тысячу работников, тысяче работников; ср.: парадоксы истории, парадоксов истории, парадоксам истории и т.д. - форма управляемого существительного во всех сочетаниях сохраняется). Если тысяча - числительное, то оно должно согласовываться с «работниками» в косвенных падежах. Иначе говоря, в формах косвенных падежей все количественные числительные должны употребляться с существительными в аналогичных падежных формах: пятидесяти работникам, о шести домах, пятью братьями .

Так что такое тысяча - числительное или существительное?

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой считает слово тысяча во всех значениях (в том числе в значении «число и количество 1 000») именем существительным. «Словарь русского языка» в 4 т. под ред. А.П. Евгеньевой («Малый академический словарь») и «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С.А. Кузнецова не столь категоричны. Согласно этим словарям слово тысяча - имя существительное только в значениях «огромное количество, множество» и «большие деньги, состояние». А в значениях «число 1 000» и «количество 1 000» тысяча - количественное числительное.

Академическая «Русская грамматика» 1980 года поясняет: Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек, тысячей (и тысячью) человек (и человеками), тысячей (и тысячью) рублей (и рублями); о тысяче человек; миллион книг, миллионом книг.

Вопрос кажется решенным: слово тысяча управляет последующим существительным. Но откуда же в «Русской грамматике» формы тысячью человеками и тысячью рублями? Читаем дальше: В том случае, если в форме творительного падежа слово тысяча не имеет при себе определения, оно может, подобно числительному, согласовываться в падеже с зависящим от него существительным: с тысячью рублей и рублями (но только: с каждой тысячей рублей). Следовательно, согласование допускается только для формы творительного падежа тысячью (не тысячей! ).

Таким образом, слово тысяча является существительным и во всех падежах управляет зависимым от него словом. При этом форма творительного падежа этого существительного - тысячей (с тысячей рублей) .

Однако одновременно с формой творительного падежа существительного тысячей существует форма числительного - тысячью, в сочетании с которой согласование и управление конкурируют. Согласование возможно только в том случае, если слово тысяча обозначает точное число и не имеет при себе определения: с тысячью студентами, с тысячью знакомыми, с тысячью рублями в кармане . Форма тысячью также может обозначать неопределенно большое количество чего-либо, в этом случае вместо согласования требуется управление: человек с тысячью лиц, в кабинете все заполнено тысячью бумаг; Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов (Гоголь); тысячью буйных и огненных голов (Л. Андреев), тысячью мелких уколов (Короленко).

ПРАВИЛЬНО: тысяче работников , миллиону работников , трем тысячам работников (Д. п.), тысячей работников , миллионом работников , тремя тысячами работников , тысячью работниками и одной тысячей работников (Т. п.).

ПРАВИЛЬНО: обратиться к двадцати пяти тысячам студентов , НО: обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам .