» »

Православное поселение. Первый эшелон. исход православных общин (от эйфории до…реальности). в.м.киприянов

23.09.2019

Д ля православных христиан жизнь общиной является самым естественным и правильным образом жизни, хотя многие современные христиане об этом подзабыли. Вводит в заблуждение дух индивидуализма окружающего мира, слабое знание истории Церкви, восприятие христианства на уровне обрядов, которые лишь "дополняют" материалистический строй жизни. Но если поинтересоваться, как жили первохристианские общины, а затем и общины монастырей; как выживали в борьбе с суровым российским климатом деревенские общины наших предков; если почитать о мельничной общине прп. Серафима Саровского - то образ жизни современного "раздробленного" общества уже не будет восприниматься как единственно правильный.

П рихожане городского храма, среди которых зарождается духовное единство, ощущают желание больше общаться и в бытовых вопросах, проводить вместе больше времени. Но в городских условиях это трудно сделать, ведь у всех разный режим работы, свои маршруты, семейные обязанности. Совсем другое дело - совместный труд и близкое соседство при жизни в деревне, когда двое, трое или более собраны вместе во имя Господа Иисуса Христа не только в праздник, но ежедневно.

К онечно, нельзя идеализировать жизнь православной общины в деревне. Такая жизнь нелегка, требует постоянного труда и молитвы, обуздания самости, терпеливого ношения немощей друг друга. Но ведь лёгкий путь не приводит к спасению души. А в нынешнее тревожное время жизнь общиной в деревне может оказаться одним из немногих путей ко спасению.

Н екоторые христиане стали возвращаться из городов в деревни ещё в 90-х годах прошлого века. Одни обустраивались индивидуально. Для примера можно познакомиться с историей жизни в деревне Владимира Киприянова, около 20 лет назад вместе с семьёй переехавшего из Москвы в село Кажирово Костромской области. РАДУГА НАД КАЖИРОВО

Ещё одна статья В.Киприянова: ПЕРВЫЙ ЭШЕЛОН. ИСХОД ПРАВОСЛАВНЫХ ОБЩИН (от эйфории до…реальности).

Н еоднозначная личность Германа Стерлигова и его семейный хутор, а затем и целая "слобода" привлекают постоянное внимание СМИ. Этот опыт (как позитивный, так и негативный) можно также принять во внимание. Фильм "Слобода свободы".

С уществуют сейчас и общины, стемящиеся жить максимально автономно и удалённо. Одни из них никак не дают о себе знать в СМИ, о жизни других кое-что известно, как, например, об общине иеромонаха Евстратия Филиппова, которая жила сначала в Костромской области, а затем вынуждена была переселиться в Пермский край. Смотрите на YouTube ролики: "Опыт исхода в православные поселения" и "Давление силовых структур на православное поселение".

Н екоторые общины обвиняются в сектантстве. Об опасности попасть в секту никогда не следует забывать, а поэтому необходимо твёрдо помнить Православный Катехизис и заповеди Св. Евангелия. Если есть сомнения в чистоте учения, приносимого каким-либо пастырем, необходима особая осторожность. Для примера приведём обсуждение жизни общины о. Михаила Агеева (Псковская обл.), а также последователей схимонаха Симона Ширяева, живущих в Шуйском районе Ивановской области (противоположные точки зрения: ruskline.ru и ortho-rus.ru ).

В заключение этого раздела упомянем и совершенно неправославные общины в деревне, которые существуют сейчас в России. Это, например, общины староверов-безпоповцев или так называемые "экопоселения" последователей известного неоязыческого писателя. Конечно, не о таких общинах идёт речь на нашем сайте.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращаюсь к Вам прежде всего как к православному христианину. Хотя и должность Ваша в нашем разговоре немаловажна - рычаги власти в Ваших руках сосредоточены колоссальные, одним росчерком пера Вы вправе разрешить самый "неподъемный" вопрос, в том числе тот, который далее собираюсь Вашему вниманию представить (на его разрешение, откровенно говоря, надеюсь очень, в противном случае - чего ради письма писать, воздух сотрясать?). И все же первостепенно для меня, что Вы - православный.

Правда, Ваши неприятели по обе стороны границы уверяют, что православие Президента - не более чем жест, "пиар"-ход, рассчитанный на невзыскательную публику, коей, в их трактовке, русский народ является. Однако тех, кто разбирается, какие храмы и когда Вы посещаете, к каким святыням прикладываетесь, не обманешь. Кроме того, Вы делаете заявления, под которыми православному человеку нельзя не подписаться.

Так, 1 февраля этого года на ежегодной расширенной пресс-конференции к Вам обратилась журналистка из Сарова. Она напомнила, что "атомный" Саров известен, с одной стороны, как центр науки и обороны, с другой - как одно из святых православных мест, и поинтересовалась: какое место Вы отводите Православию в будущем России? Вы указали на две составляющие, которые крепят российскую государственность, гарантируют ее безопасность - это ядерный щит и традиционные конфессии. "Традиционные конфессии" - Вами был употреблен этот термин, но в контексте вопроса и ответа было понятно...

И кстати - все-таки традиционные ! Кое-кто из Вашего окружения, скажем, министр образования и науки РФ А.Фурсенко, упорно навязывают и Вам, и всей России другой термин - "укоренившиеся религии". Термин этот не нов, им оперирует Госдеп США, анализируя свободы вероисповедания в "интересующих" их странах... Владимир Владимирович, если только допустим подмену основополагающих понятий, то - далеко зайти можем! Мало ли кто в минувшие 15 бесовских лет у нас "укоренился"!

А потому... Не можете Вы не разделять ту боль, скорбь, что вселилась в сердца православных верующих в связи с убийствами служителей Русской Православной Церкви, случившимися в последнее время.

Особенно потрясает, разумению не поддается чудовищный поджог дома священника в с. Прямухино Тверской области в декабре прошлого года: в огне погиб иерей Андрей Николаев , настоятель местного храма Святой Троицы, его супруга Ксения и трое их маленьких детей. Была еще одна душа, тем поджогом загубленная, не родившаяся - матушка ждала четвертого ребенка... В канун нынешнего Рождества Христова ночью в храме святых Апостолов Петра и Павла в поселке Нейво-Шайтанский Свердловской области убили его настоятеля иерея Олега Ступичкина. У погибшего осталась вдова и четверо детей... 4 марта в Воронеже на территории Никольского храма совершено покушение на его настоятеля протоиерея Петра Петрова: священник шел на богослужение, когда к нему с ножом в руках бросился неизвестный - 60-летний батюшка тяжело ранен, чудом избежал смерть... 7 марта убит Владимир Кудрявцев, сторож храма Казанской иконы Божьей Матери в подмосковных Котельниках...

Вообще говоря, мы, православные, привычны к нападкам всякого рода.

Вот, например, сказал недавно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (дословно следующее): "Если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны - пусть так считают, но не навязывают этих взглядов другим". Сказал, заметим, на религиозном мероприятии - ежегодных Международных Рождественских образовательных чтениях. И сказал, признаем, взвешенно: действительно, если кто-то считает, ну, так и пусть, никто ж ему в этом не препятствует... Что, однако, началось! "Просвещенные" круги буквально взвыли!

О накале страстей можно судить хотя бы по реплике, брошенной в интервью, то есть ПУБЛИЧНО, известным физиком, академиком, лауреатом Нобелевской премии: "...эти, мягко говоря, сволочи церковные, хотят заманить души детей" . По мнению академика: "Современная наука с полной определенностью, как дважды два четыре, показывает, что человек произошел не от Бога".

Лукавит академик! Проблема-то как раз в том и состоит, что ничегошеньки "современная наука с полной определенностью", "как дважды два ", не показывает! А если и "показывает ", так то, что мироздание наше устроено самым чудесным образом, удивительно продуманно, цельно и гармонично. На это прямо указывали не менее, думается, известные, чем упомянутый лауреат, великие русские ученые Дмитрий Менделеев и Иван Павлов: один открыл Периодическую систему элементов, другой изучал физиологию животных и человека, и оба были людьми глубоко верующими (та еще, по выражению академика, "сволочь церковная "). Только если христианин полагает, что не обошлось здесь без Творца, то есть промысла Божьего, то атеист верит в обратное - в отсутствие какого-либо смысла!

Кроме того, у верующего человека есть четкие внутренние моральные, нравственные правила, заповеди, преступить которые права не имеет. А что есть у атеиста, кроме убежденности в собственной исключительности? Отсюда, вероятно, и своеобразная, подпадающая под действие сразу нескольких статей УК РФ фразеология.

Или возьмем ситуацию вокруг Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в московских Сокольниках . В 1998 г. Распоряжением Правительства РФ и Указом Патриарха Московского и вся Руси Алексия II здесь было создано Патриаршее подворье. С самой благой целью - возрождение традиций благотворительности и милосердия, социального служения обществу (на основе переданных Церкви земель и строений дореволюционного Московского работного дома). Так вот: путем махинаций и подлогов, опираясь на коррумпированное чиновничество, группа мошенников украла у Церкви большую часть ее собственности в Сокольниках, и все эти годы и храм, и Подворье влачат полунищенское существование.

А еще, Владимир Владимирович, православные храмы у нас взрывают (подрыв часовни в Смоленской области на "Поле Памяти" воинам, павшим в боях с фашизмом, ноябрь позапрошлого года), сжигают (храм Святой Троицы на хуторе Вертячий под Волгоградом, январь этого года)...

Но убийства, покушения на жизнь православных служителей, членов их семей... Это не то чтобы крайность, или аномалия какая-то. Это, господин Президент, - предел! Предел в том числе и православному нашему долготерпению!

То, что массово не протестуют православные, не устраивают грозных шествий под стенами Московского кремля, ни о чем не говорит. Как сами понимаете, достаточно одного пламенного слова кого-то из православных пастырей, призыва любой из известных православно-патриотических организаций, и на улицы городов выйдут десятки, сотни тысяч людей! Однако не выходят, не протестуют. Почему? Да потому, что велико и чувство нашей ответственности за судьбу родного Отечества!

Мы живем в непростое время. И всякое обострение, дестабилизация положения в стране тут же будут использованы внешними и внутренними врагами России против нас же самих.

В то же время ситуация, как никогда, требует: Русскую Православную Церковь, ее служителей защитить! Как, каким образом? Над этим сегодня ломают головы многие мои коллеги - журналисты, политики, правозащитники, общественные деятели.

Предлагаются меры законодательного характера:

- принятие Федерального закона о святынях и символах России; в соответствии с этим законом осквернение не только Государственного флага РФ, но, например, православного креста или мусульманского полумесяца (как символов), церкви или мечети (как святынь) станет деянием уголовно наказуемым;

Кража этих святынь (например, икон, церковной утвари), любое корыстное на них поползновение по строгости наказания должно приравниваться к хищениям госсобственности в особо крупных размерах;

Покушение на жизнь, убийство священнослужителя любой из традиционных российских конфессий следует считать преступлениями столь же тяжкими, что и аналогичные, совершенные в отношении государственного деятеля;

Ужесточить административно-правовое и уголовное законодательство за разжигание межрелигиозной розни.

Предлагается также создание на местах православных народных дружин по образцу ДНД или казачьих формирований по охране общественного порядка, существующих на Юге России.

Скажу сразу: лично я эти предложения поддерживаю. Более того, считаю, что необходимость данных мер назрела давно. Приведу лишь один пример.

В эти дни, когда пишу Вам письмо, в так называемом центре им. А.Сахарова в Москве открылась и работает выставка "Запретное искусство-2006" . Среди ее экспонатов - матерщина на фоне распятия Господа нашего Иисуса Христа, других христианских символов, сцены порнографии, в том числе содомии, и т.д., и т.п.. "Выставка" широко освещается в печатных и электронных СМИ. На недоуменные вопросы некоторых журналистов, мол, что это за искусство такое, искусство ли вообще, устроители, искусствоведы-галеристы, мило улыбаются: "Но ведь запретное!"... Ясно, что устроителей нужно привлекать к ответственности, по суду. Но парадокс: кое-кто из них совсем недавно перед судом уже представал - за предыдущую кощунственную выставку "Осторожно - религия!", проводимую здесь же, в Сахаровском центре. Суд тогда признал их деятельность провокационной, направленной на разжигание межрелигиозной розни. Отделались сатанисты крупным штрафом. И вот очередная антихристианская выходка...

Они всё цинично просчитали. Даже если и получит кто-то на сей раз лагерный срок, то небольшой (таково законодательство и судебная практика). Зато шуму-то, шуму будет - про "права", про "свободы"! Особенно в западных СМИ. Освободится сиделец в ореоле "мученика", на Запад мигрирует в статусе политбеженца, "мемуары" настрочит тут же... Мировая слава и безбедная старость обеспечены!

Но давайте рассуждать здраво: примем мы вышеназванные меры, утвердим законы, ужесточим наказания - остановит ли это разграбление православных храмов, убийства их служителей?

На протоиерея Петра Петрова в Воронеже напал явный сатанист, при задержании так и сказал сотрудникам милиции: "Черт попутал!". За трагедиями же в Тверской и Свердловской областях четко прослеживается чей-то алчно-корыстный след.

Иерей Андрей Николаев неоднократно предупреждал, через средства массовой информации тоже, что его жизни угрожает опасность - однажды дом семьи о.Андрея уже спалили. И хотя убийцы пока не найдены, есть все основания полагать, что охотились они за ценными иконами, которые были переданы храму дарителями. Убийцы иерея Олега Ступичкина в Нейво-Шайтанском по горячим следам задержаны: двое местных жителя, ранее неоднократно судимые, русские, убив священника, похитили два десятка икон... Не буду ахать и охать, мол, как деградировал, во что превратился русский народ! Мы живем не только в непростое, но и страшное время, когда, действительно, в душах многих не осталось ничего святого. Но - что же делать?!

Как защитить, уберечь сельского священника, сельский храм? Именно они, сельские, в отличие от более в материальном плане благополучных городских, столь уязвимы и так порой бедны, что не в состоянии нанять сторожа для охраны. Ясно и то, что к каждому храму, к каждому батюшке по милиционеру или дружиннику не приставишь.

Да и не верится, по правде говоря, в какие-то добровольные, пусть и православные, дружины. Кто, позвольте спросить, в них вступать будет? В иных селениях трезвых мужиков уже и не осталась (дачники не в счет), а кто трезв, тот в поте лица с утра до ночи добывает своей семье хлеб насущный.

И вот, упершись в своих рассуждениях в непробиваемую, казалось бы, стену, я, Владимир Владимирович, вдруг вспомнил... Вспомнил рассказы деревенской моей бабушки о деревенской, сельской общине!

Даже и не знаю, зачем она мне, городскому внуку, рассказывала - был я совсем малец. Видимо, посчитала, что пригодится. И ведь пригодилось!

А рассказывала вещи удивительные.

Что была община сплоченной и дружной, не в пример советским колхозам, - люди вместе, сообща и по доброй воле трудились, вместе праздники справляли, а праздники были православные. Что жили скромно, но в достатке. Что стоило только позвать, и шла со всей округи "помочь": дом, например, ставили всем миром всего за день ("Наш-то пятистенок, - рассказывала бабушка, - так-то собрали"). Что в беде никого, ни увечных, ни больных, ни вдов-сирот не оставляли. Что пьяница считался распоследним человеком - грех это был большой, пьянство. Да и не было их почти, пьяниц. И стояли во главе общины два человека - батюшка, то есть местный священник, и церковный староста. Первый духовно общину окормлял, осуществляя, так сказать, идеологическое руководство, а второй отвечал за административно-хозяйственную деятельность.

Оказывается, издавна мужчины в нашем роду были церковными старостами. И неплохо со своими обязанностями справлялись. Последний из них, мой двоюродный дед Александр Петрович, в 30-е годы в самый пик репрессий, как "служитель культа", погиб в энкавэдэшных застенках. И старостой сельский сход избрал... мою бабушку. В отсутствие административно-хозяйственных части (всех загнали в колхоз), священника и Божьего храма (судьба священника неизвестна, но предсказуема, а в храме был размещен склад) бабушка стала отправлять православные обряды, а наш пятистенок превратился в молельный дом. Она меня в двухмесячном возрасте и крестила...

К чему я все это?

Убежден: православная община - это ключ к пониманию того, что происходит сегодня с русским селом, русской деревней ! Имею в виду Нечерноземье, Русский Север, Урал, Сибирь, Дальний Восток, то есть зоны так называемого "рискованного земледелия", где общинный уклад жизни испокон веков был продиктован не чьей-то прихотью, но условиями выживания - суровым климатом, скудным плодородием почв и проч., проч.. А происходит в деревне, Владимир Владимирович, - катастрофа!

Годы "демократических реформ" половину сельхозугодий вывели из оборота, зарастают поля сорняком. Поголовье крупного рогатого скота сократилось втрое. Дошло до того, что картошку, на наших суглинках исконно доходный продукт, из Израиля завозим (сам в магазине видел)! Но это - в целом по России. А где-нибудь в Поветлужье, откуда мои корни, положение и того хуже! Но самое ужасное, то, от чего попросту опускаются руки, - сколько тракторов, комбайнов, какое высокотехнологичное оборудование теперь сюда не завози, какие деньги не вваливай, реанимировать, вернуть к жизни русскую деревню по большей части уже некому! В связи с чем иные горячие головы предлагают: что ж, если у нас - некому, китайцев давайте завозить, корейцев, уж они справятся...

Есть какая-то надежда на переселенцев-соотечественников из Ближнего зарубежья (принята недавно соответствующая программа). Надежда призрачная: вполне возможно, что российскую глубинку, где они, получив подъемные, поселятся, будет ими рассматриваться как плацдарм, чтобы рано или поздно перебраться в город. И потом: что их, соотечественников, ожидает в этой глубинке? Все то же - безработица, праздность, воровство, пьянство, умопомрачительное падение нравов, с которыми столкнулся погибший в Тверской области о.Андрей Николаев, с которыми не на жизнь, а на смерть он боролся, но так и не преодолел...

В то же время мне известны горожане - рабочие, инженеры, врачи, учителя, которым опостылела жизнь в городе, с его загаженностью, скученностью, всеобщей "конкурентной" озлобленностью. Это русские люди, многие из них не просто верующие, но воцерковленные. Они лелеют мечту - перебраться в деревню. Но куда? Агонизирующая деревня их поодиночке раздавит! А православных общин, которые бы хозяйствовали на селе, сегодня в стране наперечет. К тому же, материальное положение этих общин не блестяще, поскольку чаще всего зачинались они "с нуля", а попробуй нынче "с нуля", при отсутствии самого элементарного - доступных кредитов...

Словом, предлагаю государству проект! Суть его в следующем.

При сельских храмах, там, где у священников и прихожан есть желание, а также имеются к тому объективные предпосылки-возможности (например, наличие в данной местности неиспользуемых посевных площадей), создаются сельхозобщины. В этих целях государство:

а) совместно с Русской Православной Церковью разрабатывает и утверждает типовой устав (базирующийся, само собой, на действующем российском законодательстве);

б) обеспечивает эти общины селхозугодиями (на первых порах - в долгосрочную аренду);

б) перераспределяет в их пользу часть госбюджетных средств (это две уже действующие программы: Национальный проект, касающийся развития отечественного сельхозпроизводства, и уже упомянутая программа по переселению соотечественников из стран Ближнего зарубежья);

в) наделяет общины, хотя бы на первые годы, дополнительным льготным кредитованием.

Спешить, впрочем, не стоит. На первоначальном этапе, в порядке эксперимента, создадим лишь несколько очагов сельской общинности в разных регионах России. Через год-два посмотрим: учтем и отрицательный опыт (куда ж без него!), и положительный, всё сопоставим, взвесим, а уж потом...

Кто и что от проекта выигрывает?

Государство обеспечивает село трезвыми, добросовестными работниками, гарантирующими прирост производства сельхозпродукции. Причем все это - как бы и без затрат, поскольку встраиваются они в имеющееся бюджетное финансирование.

Как минимум, десятина от возможных доходов общин пойдет на нужды Церкви - на восстановление порушенных храмов, строительство новых. В любом случае члены таких общин будут самоотверженно и бескорыстно на благо Церкви трудиться.

Люди, оставив города, заживут в гармонии сами с собой и окружающим миром - не только в единении с природой, но и в коллективе единомышленников, духовных сестер и братьев.

Оздоровится духовно-нравственная обстановка в глубинке. Уверен, что многие из "местных" к общинам в конечном итоге "прибьются".

Община дружно, всем миром сможет противостоять вору, грабителю, любому злодею, в том числе инородцу, который изо дня в день травит деревню дешевой "паленой" водкой или же хищнически вырубает оставшиеся в округе леса.

Наконец, борьба за спасение той или иной русской деревни перестанет быть личным и героическим делом отдельно взятого православного священнослужителя.

С уважением,

Сергей СКАТОВ ,
православный журналист,
координатор Движения "Народный Собор"


Интервью с многодетной семьей, переехавшей из города.

Несколько лет назад мои молодые верующие знакомые отважились на переезд всей семьей в сельскую местность. Чем и как они живут, не жалеют ли о своем решении, много ли трудностей испытывают?.. С такими вопросами я подошла к небольшому бревенчатому домику в обыкновенной захолустной деревушке центральной России... Во дворе бегали смеющиеся дети, лохматый сторожевой пес в конуре встретил нежданную гостью суровым лаем, на лавочке блаженствовала кошка с тремя пестрыми котятами, в колясочке под окном мирно спал грудной малыш…

После шумной и суетливой Москвы я словно попала в иной мiр, в совсем другую страну, - ту самую, по которой так тоскует любящее Россию сердце…
- Татьяна, пять лет назад Ваша семья переехала на постоянное жительство из Москвы в деревню. Скажите, Вы не жалеете? Почему Вы приняли такое решение? И трудно ли оно Вам далось?
- Нет, мы не жалеем, хотя трудностей нам пришлось преодолеть много и, конечно, не меньше проблем еще впереди. На переезд нас благословил наш духовный отец; мы поняли, что это - воля Божия. Спустя пять лет, к нам переехали из города и наши друзья - еще четыре семьи с детьми. Переезжать нам было легко, весело и интересно - мы же молодые, так хочется романтики, приключений, чего-то нового. Главное, что нас удерживало, - это наши близкие и родственники, которые не хотели расставаться с детьми и внуками. Но, видя, что детям лучше здесь, в деревне, они нас отпустили.
Самое сложное в деревенской жизни для нас, городских, - это сельскохозяйственный календарь. Вот, например, мы привыкли, что каждый год, начиная с мая и по сентябрь, можно позволить себе выехать к морю, в горы; в общем, в городе этот весенне-летне-осенний период предназначен для отдыха, путешествий и прочих развлечений. В деревне, как вы понимаете, начиная с посева (апрель-май) и до сбора урожая (октябрь-ноябрь) - самые горячие месяцы; всем известна поговорка «летний день год кормит». Тут не то что уехать, а присесть, как говорится, некогда. Хочешь отдохнуть - жди зимы; земля спит под снегом, и человек может позволить себе тоже отдохнуть. По-другому в деревне нельзя.
Еще определенную сложность испытываешь в быту. Конечно, сейчас у некоторых есть возможность построить дом «под ключ», и тогда жизнь в деревне не будет сопровождаться неудобствами, а переезд в бытовом плане станет не столь ощутим. Но в большинстве случаев, решившись на переезд, семья должна некоторое время потерпеть. Мы с мужем, например, переехав из большой трехкомнатной квартиры в дом к нашей маме и бабушке, оказались вчетвером, с двумя малыми, детьми в одной комнате. В доме не было водопровода и канализации. И только когда родилась и подросла наша третья дочка, мы переехали в свой новый дом. Водопровод появился еще через полгода, а канализация - еще через год.
Положительный момент от всего этого - в стяжании терпения и смирения.
- Как изменилась жизнь Вашей семьи после переезда? Изменились ли Вы сами? Как при такой смене обстановки меняются дети?
- Жизнь изменилась сразу и кардинально. Муж стал вести занятия с детьми в военно-патриотическом клубе. Бабушка, мама, я и дети работаем на огороде. Надо сказать, что возможность заработать есть и в деревне. Например, одни наши друзья организовали лесопилку; кто-то занимается оказанием юридических услуг, еще одни знакомые держат корову, коз и кур и продают молочную и мясную продукцию.

Не надо думать, что в деревне - все сплошь темнота, нищета и беднота. Там немало достойных, работящих, умных и талантливых людей. Сейчас в России стали понимать, что наша страна - аграрная, испокон веков русские люди жили именно сельским трудом; и многие образованные, культурные и трудолюбивые горожане теперь переезжают в деревню.
Городские люди живут в суете, постоянной спешке. Толпа, все куда-то бегут, машины, шум... В деревне не так. За окном - тишина, только птицы поют и петухи кричат. Пройдет стадо - слышно, как мычат коровы. Когда попадаешь в такую тишину - сначала теряешься, потом даже и скука появляется. Но за всем этим мирным течением жизни начинаешь видеть мудрость, красоту нашего мiра. В городе только и смотришь, какой марки машина проехала и во что одет тот-то или тот-то. А тут - природа вся перед тобой раскрывается.
Первые, кто перестраивается на деревенский лад, - это, конечно, дети. Им все равно, что в доме нет удобств, а в деревне - выставок и кафе. Тут можно целый день бегать на воздухе, лазать по деревьям, наблюдать за домашними животными, копать, сажать, строить и делать еще кучу других важных и интересных дел. Конечно, такой немаловажный вопрос, как школа, волнует всех. Но и школа в деревне, оказывается, тоже есть. Да, пусть не так оборудована, как столичные, да и по полу зимой дует (проблема отсутствия финансирования - самая главная на селе). Зато в классе - 10-12 человек, учителя работают замечательные, на совесть, отдельно с каждым ребенком занимаются. Дочка наших друзей первый класс закончила в одной из Московских школ. Во второй класс пошла уже здесь. И что вы думаете? Оказалось, что знания у нее хуже, чем у ее новых одноклассников. Почему? Может, из-за того, что когда в классе 30 человек, нет возможности всех проконтролировать? А тетради по математике у них в Москве были такие, что все уже в них написано, только вставляй там, где пропущено, и в результате дети не знают даже, как оформить задачу.
Различные кружки-секции тоже есть в сельской местности. Культурная жизнь деревни идет, тут можно познакомиться с настоящими народными мастерами, освоить многие народные промыслы, мастеров и умельцев, владеющих ими, не сыщешь в городе.
- Давайте поговорим подробнее о материальной стороне. Многие люди боятся переезжать в деревню из-за того, что там трудно найти работу с приличным заработком, чтобы прокормить себя и детей…
- Что касается материальной стороны, то, помимо вышесказанного, надо отметить, что в целом жизнь в деревне дешевле. Во-первых, кормит свой огород и хозяйство (коровы, козы, куры и прочая живность), а также лес (грибы-ягоды в изобилии). Во-вторых, при отсутствии хозяйства, есть возможность покупать настоящее мясо, молоко, яйца, творог, сыр, овощи, фрукты, ягоды непосредственно «у производителей», т.е. соседей-односельчан. В-третьих, расходы на транспорт значительно ниже. Проезд на местном автобусе - 14 рублей (в Москве - 25, кажется); здесь нет пробок, а топливо, как известно, «горит» в пробках в несколько раз быстрее, вот вам и экономия.
Но идеализировать тоже не надо. У нас в районе закрыли роддом по причине аварийного состояния здания, в районном центре нет ни одной детской площадки (а это город с населением почти 20 000 человек), не хватает освещения, нет автостоянок, пять лет назад закрыли баню, недавно в местной больнице перестали брать общий анализ крови по причине отсутствия финансирования на реактивы (через 2 недели, правда, возобновили). Та молодежь, что растет в невоцерковленных семьях, грешит также, как и городская, может, и похуже, из-за отсутствия, по их мнению, всякой перспективы в жизни.
- Все же сегодня значительная часть русской молодежи осознает то губительное - и физически, и духовно - влияние, которое оказывает современная цивилизация на семью. В результате все большую популярность получают так называемые экопоселения, мода на которые пришла к нам с Запада.
Молодые люди объединяются (чаще всего семьями) и переезжают куда-то подальше от цивилизации, чтобы «жить в гармонии с природой». Такие общины стараются существовать за счет натурального хозяйства, минимально влиять на природу, чаще всего ведут здоровый образ жизни, практикуют вегетарианство… Но о Православии речь, как правило, не идет - на первом плане стоят экологические идеи.
Что Вы можете сказать об этой практике? Как ее оцениваете? Есть ли у нее будущее? И чем она отличается от образа жизни православных семей в сельской местности?
- У нас есть несколько знакомых семей, которые как раз живут в таких поселениях. Это, по нашему мнению, обыкновенные секты, спонсируемые кем попало. А кто платит, тот и заказывает музыку. Может, в материальном плане там все очень хорошо, но для души - погибель. Вот и все.
- Что Вы думаете о роли Православия в возрождении русской деревни? Насколько важно наличие православного храма, регулярной церковной жизни, сплоченной верующей общины в этом деле?
- Вот тут мы подошли к самому главному в вопросе деревенской жизни.

Во-первых, нам надо твердо уяснить, что Россию разрушают. Разрушают сознательно, планомерно. И именно в деревне разруху устроили в первую очередь. Зачем? Чтобы люди бросали все: хозяйство, скотину, и уезжали в города. А кто будет обрабатывать землю? Растить хлеб? Получается, что, живя в городах, мы потребляем только то, что нам привозят. Неизвестно откуда. А на наших землях поселяются другие народы. Недавно проезжали мимо одной из заброшенных деревень, в которой никто давно уже не живет. И вдруг видим: большое стадо, голов, наверное, около 80-ти. Что это такое? Подъехали поближе. Муж кричит пастуху: «Эй, это твое стадо?» А он повернулся и отвечает гордо: «Мое!» А мы смотрим, парень-то - то ли азербайджанец, то ли дагестанец.
Нужно понимать, что мы в ответе за нашу землю. И с нас Господь спросит за нее, как мы распорядились ею, возделывали и получали плоды или просто отдали чужим.
Во-вторых, деревенская жизнь, как, впрочем, и городская, должна строиться вокруг храма. Храм - наше спасение не только для души, но и для тела. Вот как мы, например, решаем вопрос с отсутствием в районе врачей-специалистов? Обращаемся к своим. Среди тех, кто переезжает сюда, среди прихожан - местных жителей - есть врачи. Они не только хорошие специалисты, но, что немаловажно, они православные. Конечно, когда нужна бывает специальная медицинская аппаратура, приходится ехать в город. Но, слава Богу, это нечасто случается.
Рядом с нами - один из духовных центров России - знаменитый монастырь. Мощи угодников Божиих почивают там нетленными. И не мы ездим лечиться куда-то, а к нам приезжают за тридевять земель, чтобы поклониться святым и получить врачевство от них. Племянница наших друзей исцелилась от рака, погостив здесь выходные, причастившись, исповедовавшись и приложившись к мощам. Теперь вся семья думает о переезде в наши края.
Тем не менее, отток жителей из деревни продолжается. Я думаю, уезжают в основном неверующие люди, т.к. они не справляются духовно. А среди верующих образовываются общины. Когда все помогают друг другу, сложностей значительно меньше, чем когда живешь в одиночку.
У нас в округе много храмов. И все - практически пустые. А какие пастыри у нас служат! Днем с огнем таких не сыщешь. В храмах - тишина и порядок; верующие приходят на службу как на праздник, во всем самом красивом. Служба неторопливая. Исповедь идет долго, выслушивают внимательно. Скажите, где в городе можно подвести на исповедь четверых детей, чтобы с каждым батюшка поговорил столько, сколько нужно, чтоб никто не торопил, не толкал, не раздражался?
Когда живешь среди природы, весь мусор сразу бросается в глаза. Так и в душе. Когда вокруг тишина, больше начинаешь прислушиваться к своему внутреннему миру, видеть свою греховность.
Деревенская жизнь приучает к трудолюбию, молитве. Просто болтаться без дела нет времени. А праздность - основа любого порока. И без молитвы - никуда, особенно - в деревенской жизни.

Беседовала Серафима Смолина , газета «Православный Крест»

По инициативе нашего Фонда и с благословления попечителя Фонда, протоиерея Владимира Головина уже с августа 2015 года началось создание православного поселения «Община Спасская», в которую вошли первые многодетные семьи. В 2016 году разработан и зарегистрирован в соответствующих государственных органах Устав Общины, как общественной некоммерческой организации (МООСРЕТИ, или просто – «Община Спасская»). Осуществлен проект поселения, в процессе оформления земельный фонд (ок. 10 га). Наш Фонд, в свою очередь, оказывает финансовую, информационную и организационно – хозяйственную поддержку созидающейся общине. Строительство православного поселения ведется с благословления правящего архиерея Чистопольской и Нижнекамской Епархии Пармена. Владыка, лично побывав в сентябре 2016 г. на месте строительства, порадовался за будущих поселян и пожелал им Божией помощи во всех их начинаниях.

По молитве Божией Матери, на земле мученика Божия - Араамия Болгарского, Господь сподобил начало созидания Общины Спасской, целью которой является возрождение и созидание православного общинного образа жизни, в центре которой Христос.

Сознательная духовная жизнь, Церковь и Таинства, Слово Божие и молитва, полнота семейного очага, над которым, в меру, Богом данных талантов, трудятся супруги и они же родители, многодетность, возделывание земли и ведение своего хозяйства, соработники и друзья по духу, поддержка и взаимовыручка, взращивание большой духовной семьи, где все друг другу не просто добрые соседи, а истинно братья и сестры - вот тот фундамент, закладываемый не только для семей общинников, но и для тех, кто решит последовать их примеру. И, Слава Богу, в этом направлении мы уже далеко не одиноки – наш пример вдохновил и иных! Движение пошло по России: в Саратовской области в селе Оркино, в Алькеевском районе село Старая Хурада созидаются Общины.

В 2016 году, с Божьей помощью, в канун Рождества Пресвятой Богородицы, была зарегистрирована Община. На сегодняшний день, в собственности Общины около полутора гектаров земли, 5 домов, в которых начало проживать 5 семей, а это – 10 взрослых и 17 детей, итого 27 человек! Подведены инженерные коммуникации - газ, свет, вода. Закончено возведение надворных построек. Идёт процесс оформления земельных участков, в непосредственной близости от Общины, общей площадью 9 гектаров. Главнейшая задача на данный момент - начать строительство Дома Божия - Храма.

К нам уже обращаются семьи, желающие присоединиться к Общине. Возводится дом на 4 семьи – для кандидатов в члены общины. А также закладываются новые дома. В дальнейших планах развития - обустройство имеющихся домов, дворов, участков. Помимо этого, для детей из сел Балымеры, Кирпичный, Полянки и детей Общины хотелось бы устроить большую, развивающую игровую площадку.

Имея опыт в соборной молитве по соглашению, испытав на себе милость Божью, мы поделились этим фактом с нашими тружениками, принимающими участие в строительных работах. Многие из них искренне включились в молитву по соглашению, как следствие – начали исправлять свой образ жизни, отходить от пороков. В меру данных нам талантов, мы стараемся жизнью свидетельствовать - Жив Господь наш и дело Его живет! И, с Божьей Помощью, Россия оживает.

В современном обществе огромное количество проблем, которые никто либо не видит, либо не хочет видеть. Бум потребительства, идеологизация СМИ, социально-демографические проблемы, морально-нравственные аспекты деградации личности, вседозволенность, причинно-следственная связь потери экономического и политического суверинитета и падение уровня производства России, нарушение общинности (о чем констатирует даже Патриарх Кирилл), политический и идеологический кризис - все это причины деградации Народа и всего общества. Людей постоянно отвлекают, постоянно навязываются ложные ценности, постоянно идет борьба светлого с темным, чтобы не дать Человеку развиваться и вополнить свое предназначение перед Страной, перед Богом, перед обществом и перед самим собой. Отсюда - невозможность реализации духовного и творческого потенциала Человека, невозможность достижения экономической и политической независимости Человека, его беспомощность перед пороками, такими как разврат, алкоголизм и наркотики, страстям. Рано или поздно, это ведет к ответной реакции, отторгающей чуждые ценности. И этой ответной реакцией является деурбанизация, возвращение Человека к земле, возврат к исконно русским, православным истокам, поскольку в городе, куда люди вынуждены стремится ввиду большего заработка, свободы морали и мысли (чаще же это оказывается ловушкой, поскольку нет в городе никакой свободы), "удобств" и пр. На самом деле, этот процесс способствует разложению личности, разобщенности общества, преобладанием низменных потребностей над высшими ценностями.
В чем преимущества жизни на селе? Во-первых, - это свобода выбора между методами хозяйствования, реализация творческого потенциала, возможность разграничения времени и сил. Во-вторых, увеличение трудоспособного населения, посредством рождения детей, поскольку в деревне дети не только радость, но и помощники и, как следствие, приучение детей к труду, духовно-нравственное воспитание. В-третьих, жизнь на земле показывает ценность земли, ведь это не только объект купли-продажи, но и кормилица, часть природы. В-четвертых, равенство и единство людей пред Богом воссоздает потребность во взаимодействии людей, объединение в общины, братства и сестричества, что в целом укрепляет ответственность перед Отечеством, перед Богом и перед семьей.
В чем же кроется понятие общины, какой должны быть идеальные общины и братства. Я, как экономист, по большей части, человек мирской, буду рассматривать не духовные, а социально-экономические и этические аспекты, поскольку этого требует моя профессия. Также будем рассматривать и общины на макроуровне.
Для этого, в первую очередь, необходимо разобраться - что такое община и что такое братство? Общи́на - многозначное слово, которое может соответствовать таким терминам как en:Commune и en:Community; совокупность представителей определенного вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и т. п. (религиозная, национальная община), т.е. одного или схожих мировоззрений. Понятие достаточно размыто, да и не отражает всей сути понятия, поскольку община - понятие больше духовно-нравственное, нежели политико-экономическое. Поэтому, более широко раскрывает сущность этого понятие слово "Братство". Братство - содружество разных людей, объединенных общими интересами, целями, убеждениями и т. д. Хотя во времена доминирования в политике мужчин, "братство" было политической целью, большинство из современных сторонников идеи "братства" отнюдь не противопоставляют его "сестринскому содружеству" (sisterhood). Их цель, скорее, состоит в том, чтобы привнести в более широкое сообщество чувства и поведение, характерные для братьев и сестер. Общепризнанно, что такое сообщество не может существовать, пока не будет достигнуто большее равенство между людьми (equality). Кстати, одним из аргументов в пользу равенства является то, что именно оно способствует возникновению "братства". Исследуя эти чувства и поведение, не следует романтизировать семью. В данном случае, как нам кажется, речь идет о том, что человек сознательно или бессознательно жертвует собственными интересами ради более мощного побудительного мотива – готовности признать, что у других тоже есть свои интересы. В этом смысле "братство" в значительной степени подразумевает альтруизм (altruism). Но оно также подразумевает и наличие неких общих целей, которые надлежит преследовать совместно, так что антитезой "братства" является эгоцентризм. В первую очередь "братство" подразумевает общую заботу о создании таких условий, при которых каждый человек может развиваться наиболее полно и наиболее удовлетворительно. И наконец, оно подразумевает наличие чувства принадлежности к определенной общности, с которой человек может охотно, а то и вполне естественно отождествлять себя, – к общности, представляющей собой некое подобие большой семьи, а не "анонимного" общества вне ее. Именно в братстве достигается консенсус по достижежению социально-экономических и политических целей. Очень хороший пример братства - казачество. Ведь изначально казачество возникло из беглых крестьян и целью их объединения было желание выжить в условиях давления со стороны Верховной власти. Позже казакам пожаловала вольную Екатерина II и они стали защитниками рубежей Российской Империи.
Ввиду незаселенности территории России, ввиду демографической пропасти, братства могли бы успешно реализовать проект духовно-нравственного возрождения Руси, освоению территорий, развитию предпринимательства, производства и сельского хозяйства, реализации социальных и транспортных проектов, развитию инфраструктуры страны. А центром объединения было бы Православие, духовность и патриотизм.
Сейчас многие говорят о национальной идее, которой, в принципе, нет. А ведь чем это не национальная идея? Чем это не стержень объединения России, Народа?
С юридической точки зрения, все говорят о таких видах собственности, как частная и государственная. Но существует и коллективная (общая) собственность, понятие которой закреплено в ГК РФ, глава 16 (ст.244-259).
Поэтому, Православие, братсво и патриотизм - вот национальные идеи Руси. В следующей статье мы поговорим о Державности.