» »

Презентация по окружающему миру на тему "Как человек двигается" (4 класс). Тема урока: «Как человек двигается» план-конспект урока по окружающему миру на тему Окружающий мир как человек двигается

11.07.2020

1. Напиши, какие органы защищены разными частями скелета.

Череп защищает головной мозг
Грудная клетка защищает сердце, лёгкие
Тазовый пояс защищает органы выделения, кишечник
Позвоночник защищает спинной мозг

2. Расположи названия разных частей скелета (череп, голень, позвоночник, стопа, бедро) в таком порядке, в каком верхняя часть опирается на нижнюю.

3. Раскрась рисунки школьников, поступающих разумно. Сделай подписи в виде советов.

За столом сиди прямо, не горбись! По утрам не забывай делать зарядку! Двигайся!

4. Объясни работу мышц в локтевом суставе. Напиши, где работают мышцы-сгибатели, а где - разгибатели

5. Зачеркни рисунки, на которых ребята поступают неправильно. Напиши разумные советы.

Разумные советы: На бегу не забывай смотреть под ноги . Не прыгай с большой высоты. Если почувствуешь резкую боль, не пытайся перетерпеть а срочно обращайся к врачу .

6. Поработайте в паре. Один пусть подпишет, где изображена ходьба, а где бег. Второй пусть допишет фразы и определит, чем они различаются.

При ходьбе в любой момент времени человек хотя бы одной ногой стоит на земле , а при беге есть моменты, когда человек не соприкасается с землёй .

7. Почему люди предпочитают носить тяжести на спине? (Вставь нужные слова.)

Мышцы спины и ног развиты лучше , чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном (прямом) положении. Поэтому люди предпочитают носить тяжести на спине .

Конспект урока по Окружающему миру в 4 классе.

Учитель: МОУ «Новокошкульская средняя общеобразовательная школа» Шпакова Тамара Ивановна.

Тема урока : Как человек двигается?

Цели и задачи : 1) сформировать у младших школьников общее представление о скелете; познакомить с особенностями строения; показать значение правильной осанки, дать правила её формирования.

2) развивать коммуникативные качества учащихся: умение отыскивать и передавать информацию, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, выполнять социальную роль в группе и в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач, использовать современные информационные технологии.

3) воспитание доброжелательного отношения к своим товарищам, развитие мотивации к здоровому образу жизни, способствовать формированию познавательных интересов учащихся, их социальной активности.

Ресурсы урока (оборудование ): мультимедиа, макет скелета, учебник, раздаточный материал «разборная модель скелета», памятки (на рецензирование ответов товарища), «Гора Знаний» и рожицы – на этапе рефлексии.

Ключевые понятия : «сустав», «мышцы».

Тип урока : Овладение новыми знаниями и образовательными компетенциями.

Ход урока.

I .Организационный момент .

Учитель:

Дан звонок

Дети:

Начинается урок!

(беседа учителя с детьми о готовности их к работе)

II . Мотивация урока.

Ребята, я очень рада встрече с вами, в вашей прекрасной школе. А когда она была построена? Историю школы – то знаете? А с чего начиналась стройка школы или другого здания? (с фундамента).

- Фундамент – это опора любого здания, вашего дома . (слайд)

А как вы думаете, опорой организма человека – что является? (кости и мышцы, которые составляют опорно – двигательную систему человека).

III . Актуализация темы .

А) Мозговой штурм .

Ребята, какие ассоциации (представления, воображения) возникают у вас при слове «опорно – двигательная система»? (Дети отвечают – какая – то опора, движущая механизм).

У вас на столе лежат листочки. Напишите ваши представления, а кто желает – нарисуйте. Обсудите в группе (из 4 – 5 чел.), что у вас получилось. Потом каждая группа, (1 человек из неё), защищает получившиеся мини – проекты.

(вывесить на доску. Вывод: во всех проектах говорится об одном и том же: об опоре. А мы будем говорить о том, что является опорой для тела человека.

IV . Совместное целеполагание .

Наверное, вы уже догадались о чем пойдет речь на уроке. У нас с вами есть возможность придумать тему урока. Помогите мне, пожалуйста. У кого – то уже есть предложения? Я внимательно выслушаю вас и назовем тему урока. (Дети высказываются, тема урока: «Как человек двигается?» появляется на мультимедиа) (слайд).

А) Синквейн . (это значит «стройный», «лаконичный», краткость – сестра таланта)

1) –Ребята, как одним словом (существительным) можно назвать нашу тему урока? (Движение) (слайд)

2) Придумаем 2 прилагательных к слову «Движение» . Какие? (движение- быстрое, движение (какое?) – красивое……) (слайд)

3) Какие действия можно движением совершать? (плавать, танцевать, прыгать …..) (слайд)

4) А теперь придумаем фразу из 4 слов, из которых можно будет понять отношение к нашей теме?(Например, движение – это здоровый образ жизни ). (слайд )

5) Подберем синоним к слову «Движение» .(Действие, перемещение …)(слайд).

V . Изучение нового материала.

- А теперь, ребята, я попрошу вас всех встать. Какое действие мы совершили? А вы когда вставали, почувствовали, что в вашем организме что – то происходило? (садятся)

Ребята, прощупайте у себя голову, руки, ноги, грудь. Потрогайте правой рукой ладонь своей левой руки. Вы почувствовали под кожей кости и мышцы?

Если бы у тебя не было костей и мышц, ты был(а) бы мягкой(им), как медуза. Мог(ла) бы ты стоять? Забудь об этом! Ходить? Никогда!

Сейчас мы посмотрим слайд, а вы подумайте над вопросом:какое назначение у костей скелета?

(слайд )(Появляется на мультимедиа скелет человека. Диск:«Большая детская энциклопедия». Диктор называет части скелета.)

- Какого назначение костей скелета? (защищать внутренние органы, а позвоночник и кости ног совместно со скелетными мышцами и суставами дают тебе возможность стоять и ходить.)

В) Работа со словариком.

Нам встретились новые понятия: мышца и сустав. (слайд)

Что означает понятие «мышца»? Существует такое объяснение, что мышца – это мышка, которая бегает под кожей.

Скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль её поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости. А что же такое «сустав»? Найдите в словарике определение этого понятия. (стр. 159) .

Есть мышца – сгибатель и мышца – разгибатель. Они работают согласованно. Если мышца – сгибатель сокращается, то мышца – разгибатель расслабляется, и наоборот. Это и позволяет нам совершать с помощью рук самые различные движения: писать, рисовать, строить и др.

Мышцы спины и ног массивнее, чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать всё тело в вертикальном положении. Конечно, вы будете правы, если скажете, что большую роль в этом играет позвоночник.

Б) Прослушивание мини – сообщений. Работа с памятками .

Сейчас прослушаете мини – сообщения товарищей, я раздам вам памятки – рецензии на их ответ. Ваша задача: прослушать сообщения и по памяткам проанализировать ответ.

(Сообщения о позвоночнике, об осанке, плоскостопии).

(После каждого выступления ребята дают рецензию на ответ товарища).

Физминутка.

Прошу всех ровно встать, ……..

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо,

Влево, вправо,получается на славу!

Г) Составление групповых мини- проектов на тему: «Как избежать искривления позвоночника?». ( слайды).

А теперь, ребята, давайте с вами поработаем. Ваша задача сейчас по группам разработать и защитить свои мини – проекты на тему: Как избежать искривления позвоночника ?

Ребята, мини - проект – например, придумать правило на такую тему. Может рисунок нарисуете, или придумаете физическое упражнение и т.д. Но не забывайте, мне бы очень хотелось, чтобы вы проявили как можно больше активности и творчества. (7 мин.)

Защита.

А теперь защита будет у нас состоять из того, что кто – то из группы выскажет ваше общее мнение по своему мини – проекту. (3 группы по рядам).

- (Рассаживаемся тихонечко по своим местам).

VI . Закрепление . Давайте поиграем. И тем самым мы закрепим с вами наше общее представление о скелете, и особенностях его строения.

а) Работа в парах . (собирают разборную модель скелета, а 2 ученика у доски собирают части макета скелета).

Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.(Скелет)

VII . Рефлексия .

А) Ребята, перед вами лежат рожицы. Теперь я хотела бы увидеть как вы оцениваете свою работу на уроке. Покажите рожицу, которая соответствует вашему настроению, впечатлению.

- Что нового на уроке узнали? (костная и мышечная системы дают опору телу человека и помогают ему двигаться и что кости защитную функцию выполняют для внутренних органов).

Ребята, на доске перед вами- Гора Знаний. Как вы считаете, вы все поняли на уроке? Значит, вы уже на вершине знаний- ставите флажок на вершину горы.

Если вы немного затрудняетесь, но вы все – таки поняли тот материал, который был на уроке – значит флажок ставите на середину горы.

Если ничего не поняли – флажок у подножия горы.

Я вижу, что вы действительно поняли тему нашего урока.

Я довольна вашей работой; те, кто поднялся на вершину горы – может смело ставить «5».

VIII . Задание на дом. (слайд)

    сделать подушечку с камушками (по желанию) для массажа стоп и принести в школу для упражнений по профилактике плоскостопия.

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Как человек двигается».

Цели урока: выяснить и запомнить значение костно–мышечной системы и значимость правильной осанки человека при сидении и ходьбе.

Планируемые результаты

  • предметные : знать термины: «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник окружающего мира (С.А.Федотова, 4 класс, 2 часть), презентация, видеоролик о движении человека, карточки для групповой работы, памятки с правилами для поддержания правильной осанки.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈3

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: физич.движения.

Словесн.: ответы на вопросы.

Словесн.: формулировка темы и цели урока.

≈5

Встаньте, пожалуйста, те…

У кого сегодня хорошее настроение!

Кто является старшим ребенком в семье!

Кто любит животных!

Кто любит двигаться и играть!

Кто готов начать работать!

Что мы сейчас с вами делали? (двигались)

А какая система или какие системы органов позволяют нам это делать?

Поднимите руки те, кто предполагает, что человек двигается только с помощью скелета; с помощью мышц; с помощью скелета и мышц?

Исходя из этого определите тему урока.

Давайте поставим цель урока.

Отвечать на вопросы с помощью физических движений.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Словесн.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: работа с учебником.

Практич.: чтение по цепочке.

Практич.: работа с рисунками в учебнике.

Практич .: изучать правила для поддержания правильной осанки.

Практич.: работа в группах.

≈30

Когда строители сооружают высотное здание, они первоначально строят каркас – клетку из стальных прутов.

Позднее к этому каркасу прикрепляют бетонные плиты – стены, потолок, пол.

На этом крепком стальном каркасе и держится весь дом.

А как вы думаете, какая часть тела в нашем организме выполняет роль стального каркаса? (скелет)

Названия каких костей вы знаете?

Предположите, а что было бы с нашим телом, если бы у нас не было костей? (наше тело было бы мягким, как медуза; мы не могли бы не стоять, не ходить)

Прощупайте правой рукой ладонь своей левой руки.

Кто почувствовал под кожей кости? Мышцы?

А теперь откройте учебники на странице 17 и рассмотрите рисунок скелета.

Прочитаете хором по вариантам название его частей (сверху вниз).

Как вы думаете, а для чего нужен череп?

Позвоночник?

Грудная клетка?

Выскажите предположение о их назначении.

А теперь давайте узнаем, подтвердятся ли ваши предположения?

Откройте страницу 18 и по цепочке прочитаем текст до рисунков.

Теперь рассмотрите рисунок №1 и найдите места прикрепления мышц.

Теперь рассмотрите рисунок №2 и найдите места прикрепления мышц.

Чем отличаются эти 2 рисунка? (согнутая и разогнутая в локте рука)

До чтения текста вы высказывали предположения о назначении черепа, позвоночника, грудной клетки.

Верны ли были ваши предположения?

А что даёт нам возможность стоять и ходить?

Как работают мышца-сгибатель и мышца-разгибатель?

Какие самые массивные мышцы? (спины и ног)

Почему? (им приходится удерживать всё тело)

К здоровью нашего позвоночника, как и к другим органам, нужно относиться бережно.

Почему? (если не следить за своей осанкой, то может произойти искривление позвоночника)

Сейчас я раздам вам памятки с правилами для поддержания правильной осанки.

Прочитайте эти правила.

Сохраните эти памятки у себя и обязательно следуйте правилам.

А сейчас поработаем в группах.

Задание №1 – я раздам вам карточки, в которых пропущены слова, ваша задача будет вставить эти слова и восстановить текст.

Задание №2 – я раздам вам рисунок скелета человека, ваша задача будет подписать части скелета.

Задание №3 – я раздам вам карточки с названиями частей скелета. Покажите стрелками, для чего служат эти части скелета.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Рассматривать рисунки и анализировать их.

Отвечать на вопросы.

Работать в группах.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Практич.: подведение итогов.

≈5

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

На маленьких листочках нарисуйте лесенку с тремя ступеньками.

Нарисуйте человечка на верхней ступеньке, если вы поняли тему урока и урок вам понравился, на средней ступеньке – если вы не до конца поняли тему урока, и на нижней ступеньке – если вы не поняли тему урока, и вообще у вас ничего не получалось.

Сдайте листочки.

Спасибо за урок!

Если мышца-сгибатель_______, то мышца-разгибатель________, и наоборот.

Осанка человека голова приподнята грудная клетка развернута, плечи- на одном уровне;

Как правильно сидеть за школьной партой: 1.Обе ноги должны твердо стоять на полу. 2.Спину необходимо держать ровно, руки – на столе, не опираться грудью о край стола. Между грудью и партой необходимо сохранять расстояние в ладонь. 3.Важен правильный наклон тетради. Здоровье человека зависит и от освещения рабочего места. Свет должен падать с левой стороны.

1. Что позволяет человеку выполнять различные движения? 2. Как мышцы прикрепляются к кости? 3. Почему мышцы спины и ног массивнее, чем мышцы рук?

Череп Создаёт опору всему скелету Плечевой пояс Защищает головной мозг Грудная клетка Обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем Позвоночник Даёт опору внутренним органам Тазовый пояс Обеспечивает прочность и подвижность ноги Скелет ноги Защищает сердце и лёгкие


КАК ЧЕЛОВЕК ДВИГАЕТСЯ Цели: 1. Формировать новые анатомо­физиологические понятия: значение опорно­ двигательной системы, строение и особенности скелета человека, суставы, свойства костей, основные группы мышц, работа мышц; гигиенические понятия: первая помощь при травмах, значение спорта для правильного формирования скелета и мышц, правила предупреждения искривления позвоночника. 2. Развивать познавательный интерес к предмету. О б о р у д о в а н и е: схемы, иллюстрирующие строение опорно­двигательной системы; учебное пособие «Скелет» из кабинета биологии; деревянные бруски с отверстиями, винтами и гайками и пружины для моделирования суставов. Х о д у р о к а I. Организационный момент. II. Постановка проблемы и актуализация знаний. Проблемная ситуация. Чтение высказывания на с. 6. Вопрос: Как же мы ходим? Актуализация. Прежде чем ответить на проблемный вопрос, учащиеся вспоминают, что им уже известно об этом. Учитель. Как животные двигаются? Какие органы при этом участвуют? Дети. Животные обладают способностью двигать одни члены своего тела относительно других. У многоклеточных животных главными органами, приводящими тело в движение, являются мышцы. Учитель. Какой скелет бывает у животных? Дети. Если животное имеет жесткий скелет, в нем для движения должны быть подвижные суставы. Учитель. Из чего состоит опорно­двигательная система человека? Дети. Из скелета и мышц. Учащиеся определяют тему урока. Дети. Сегодня на уроке мы узнаем, как человек двигается. III. Совместное открытие знаний. Учитель. Давайте познакомимся со строением скелета более подробно. (Задание на с. 17.) Учитель. Какие части можно выделить в скелете человека? Дети. Череп, плечевой пояс, грудная клетка, позвоночник, тазовый пояс, скелет, ноги. Учитель. Из чего состоят эти части? Дети. Из костей черепа, позвонков, ключицы, плеча, ребер, костей предплечья, костей кисти, бедра, костей голени, костей стоп. Учитель. Какое значение имеют эти части? Дети. Череп защищает головной мозг, позвоночник создает опору всему скелету, плечевой пояс обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем, грудная клетка защищает сердце и легкие, тазовый пояс дает опору внутренним органам, скелет ноги обеспечивает прочность и подвижность ноги. Учитель. Какую основную роль выполняет весь скелет? Дети. Служит опорой нашему телу. Учитель. Какими свойствами должны обладать кости, образующие скелет? Дети. Кости должны быть прочными. Работа с рисунком на с. 18. «Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг, хотя ее масса всего 0,2 кг». Учитель. Почему случаются переломы? Дети. Переломы случаются при неправильных нагрузках. Работа по заданию на с. 18–19. Дети рассматривают рисунки и придумывают подписи к ним в виде советов. Учитель. Почему возникает искривление позвоночника? Дети. Неправильное положение позвоночника. Учитель. Как кости соединяются друг с другом? Дети. Суставом, мышцами, сухожилиями. Учитель. Если бы опорно­двигательная система состояла только из одного скелета, смогли бы мы двигаться? Дети. Нет. Учитель. Какова роль мышц в организме? Дети. Мышцы – органы тела, способные сокращаться и приводить наше тело в движение. Учитель. Как вы думаете, достаточно ли одной мышцы, чтобы заставить нормально двигаться кости, соединенные в суставе? Дети. Нет. Недостаточно. Практическая работа. Конструирование модели сустава. Учащиеся должны связать функции костей с деревянными брусками на модели, а функции мышц – с пружиной. Учитель. Почему люди предпочитают носить тяжести на спине? Дети. Мышцы спины и ног развиты сильнее, чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном положении. Поэтому люди предпочитают носить тяжести на спине. IV. Самостоятельное применение знаний. Учащиеся решают кроссворд. 6С У 3Ч 4П 5Б С 1С 2К Е Л Е Т Е Д А Т О Р О С Е Ч Р В П Т П О О А И 1. Часть скелета, опора для ноги. 2. Составная часть скелета. 3. Отдел скелета, защищающий мозг. 4. Часть скелета руки. 5. Часть скелета ноги. 6. Подвижное соединение костей. Учитель. Какие органы защищены разными отделами скелета? Дети. Череп защищает мозг. Грудная клетка защищает легкие и сердце. Тазовые кости защищают почки и мочевой пузырь. Позвоночник защищает спинной мозг. V. Подведение итогов. Учитель. Как человек двигается? Дети. Сочетание твердых костей и эластичных мышц может обеспечить движение такого крупного существа, как человек. Домашнее задание. Вопрос со звездочкой к теме 3.

4класс. ПНШ

Тема. Как человек двигается?

Задачи урока: повторить материал об опорно-двигательном аппарате; выяснить и запомнить назначение костно-мышечной системы, значимость правильной осанки при сидении и ходьбе; продолжить формирование умений планирования способов решения, составлять план и последовательность действий; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, работать в группе

Оборудование и наглядные пособия: учебники, макет позвонка, детские кубики, гирька.

Ход урока.

I. Орг внимания.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

Проверьте готовность к уроку.

Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения.

Подумайте, что еще пригодиться для успешной работы на уроке?

Предлагаю взять для урока такой девиз:

«С малой удачи начинается большой успех». Как вы это понимаете?

II. Проверка д. з.

Какую большую тему мы с вами изучаем на протяжении уже нескольких уроков?

Тест по теме: «Как устроен организм человека»

1. Нервную систему составляют...

Мозг, нервы.

Головной и спинной мозг, нервы.

2. Какую систему организма составляют кости и мышцы?

Опорно-двигательную

Двигательную.

3. Для чего служит пищеварительная система?

Для жевания.

Для измельчения и переваривания пищи.

Снабжают организм питательными веществами

4. В чем заключается функция кровообращения?

Разносит кислород.

Забирает ненужные вещества.

Кровь, двигаясь по сосудам, снабжает все органы кислородом, питательными веществами, забирает углекислый газ и ненужные для организма вещества.

5 Какая система организма отвечает за вывод ненужных веществ из него?

Дыхательная.

Кровеносная.

6 Для чего служит дыхательная система?

Для газообмена

Удаляет вместе с потом ненужные вещества.

Разносит кислород.

III. Актуализация опорных знаний.

Личностные: имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться.

Познавательные: логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, фильмов).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий

Мысленное воспроизведение и самопроверка заданий теста по слайдам презентации.

Презентация. Слайды 1-11

IV. Изучение нового.

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации;

логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о том как человек двигается.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.

Какую систему органов мы будем сегодня изучать? На этот вопрос вы ответите без труда, если отгадаете загадку.

Стоят два кола,

На кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес.

Сегодня на Земле живет более 6 млрд. человек. Каждый из них уникален по складу личности, поведению, внешности, пропорциям тела, манере двигаться. Даже между идентичными близнецами с их одинаковым генетическим материалом обычно есть некоторые различия. Однако при множестве индивидуальных особенностей тела у всех людей устроены и функционируют примерно одинаково.

Проблема

Что вы знаете об опорно-двигательном аппарате человека? Какие системы органов в него входят?

Какую задачу «решает» эта система органов?

Поиск решения.

Опыт стр17.

Прочитайте условие опыта.

Прощупать правой рукой ладонь своей левой руки. Почувствовали ли вы под кожей кости и мышцы своей ладони?

Поиск решения.

Проведение опыта (Слепить из пластилина длинную тонкую фигурку человечка и попробовать поставить в вертикальное положение. Он не будет стоять на пластилиновой дощечке, согнется под тяжестью своих «мышц».

Но если «мышцы» налепить на «скелет» из кусочков проволоки, человечек будет стоять.)

Слайд 12-13

В теле человека более 200 костей. Они образуют скелет человека, который как бы одет мышцами. Мышцы составляют почти половину веса тела. Костная система является составляющей опорно-двигательного аппарата человека.

Рассмотрите скелет человека. Прочитайте название его частей, предположите каково их назначение

Защитная функция человеческого скелета: прочно соединенные кости черепа защищают головной мозг; позвоночник оберегает спинной мозг, а грудная клетка — сердце и лёгкие.

Работа со словарем

Загляните в словарик и выясните значение такого понятия, как «сустав».

Знакомство с двумя противоположно действующими «механизмами» при сгибании и разгибании человеческой руки.

В каком положении находится ваше тело? На что опирается ваше тело?

(Только на нижние конечности).

Слайд 19-20

Роль мышц спины и ног, позвоночника в связи с вертикальным положением тела человека.

Предположите: почему неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника.

При неправильной осанке у ребенка, изо дня в день сидящего или работающего в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, искривляется, не выдерживая веса тела.

Опыт. Как мы уже знаем, позвоночник состоит из отдельных позвонков. Возьмем вместо позвонков шесть детских кубиков и очень аккуратно поставим их один на другой. На самый верх конструкции поставим гирьку. Конструкция не пострадала, так как ни один из кубиков не сдвинулся. Еще раз воздвигнем конструкцию из шести кубиков, каждый раз сдвигая немного вправо каждый следующий кубик. Когда мы поставим наверх конструкции гирьку, конструкция разрушится, не выдержав тяжести этого груза.

Как избежать искривления позвоночника? Прежде всего, необходимо постоянно следить за своей осанкой, не горбиться.

Практическая работа.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование цели; логические – осуществление поиска необходимой информации
(из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Проверьте дома правильность своей осанки. Как это можно сделать.

Одному из мальчиков (целесообразно выбрать ученика с хорошей осанкой) предлагается стать спиной к закрытой двери так, чтобы его затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев опущенных и прижатых к телу рук коснулись плоскости двери. Какой стройной при этом стала его фигура. Так стоять гораздо труднее, чем «просто» стоять. Однако это одно из интересных и несложных физических упражнений, которое следует выполнять каждое утро в течение 5 минут не только детям, но и взрослым. Хорошая осанка не дается человеку с рождения, она вырабатывается в процессе жизни.

Роль костей

Кости состоят из живых клеток. Как и все живые клетки, клетки костной ткани могут делиться.

Роль костей (красного костного мозга) в образовании клеток крови. А слышали ли вы, что клетки, которые придают нашей крови красный цвет (красные кровяные тельца) живут всего два-три месяца?

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала

VII. Рефлексия.

Продолжите фразы:

    Сегодня на уроке я познакомился с... Мне было непросто... Я добился... У меня получилось... Хотелось бы... Мне запомнилось...

VIII. Домашнее задание. Стр 17-20. Повести опыт