» »

Место глагола в разных стилях речи. Стилистика частей речи

21.09.2019

Зримой особенностью поэтического стиля Лохвицкой была простота и яс-

ность синтаксических конструкций. Эта черта была видна уже в ранних ее стихах, и

с течением времени не исчезала, но напротив становилась все заметнее – на фоне

общей тенденции к усложнению синтаксиса, к преобладанию анаколуфов и безгла-

гольных периодов. У Лохвицкой, напротив, глагол несет едва ли не основную

смысловую нагрузку. В противоположность Фету, у которого на целое стихотво-

рение может не быть ни одного глагола, норма Лохвицкой в среднем – глагол в ка-

ждой строке, в отдельных строфах количество глаголов превышает количество

Приведем несколько примеров:

1. Как жарко дышат лилии в саду!

Дыханьем их весь воздух напоен…

И дремлет сад: к зеркальному пруду

Склонился весь, в мечтанье погружен. («Ночи» I, 29)

В четырех строках пять глагольных форм (три активных личных формы и два

кратких пассивных причастия, одно – именная часть сказуемого, другое – именная

часть деепричастного оборота, обе со значением результата действия.

2. Тускнеет солнца яркий щит,

Не шелохнется воздух сонный…

Один фонтан поет, журчит –

И бьет струей неугомонной. («К чему?», I, 89)

В четырех строках пять активных личных глагольных форм.

3. Проснувшись рано, встал Жако, шагнул через забор.

Заря окрасила едва вершины дальних гор.

В траве кузнечик стрекотал, жужжал пчелиный рой,

Над миром благовест гудел – и плыл туман сырой.

Идет Жако и песнь поет; звенит его коса;

За ним подкошенных цветов ложится полоса. («Мюргит», IV, 99)

В шести строках одиннадцать личных форм глагола и одна форма дееприча-

стия, а кроме того форма страдательного причастия в функции определения («под-

кошенных цветов»), также называющая результат действия.

Во двух первых случаях изображаемые картины абсолютно статичны, в

третьем тоже нет особой динамики. Тем не менее, во всех трех случаях глагол – ос-

новное изобразительное средство. Очевидно, именно этим создается то ощущение

«напора», о котором писал В.Ф. Марков, характеризуя стиль Лохвицкой. Возмож-

но, это же свойство имел в виду Бальмонт, упоминая Лохвицкую в сонете «Гла-

гольные рифмы», в котором собственно глагольных рифм нет, за исключением

деепричастных.

Сопоставляя стиль Лохвицкой и Бальмонта, нельзя не заметить, что у них

были совершенно противоположные тенденции в передаче динамических призна-

ков. У Бальмонта – стремление передать процесс в его застывании, отсюда – лю-

бовь к действительным причастиям настоящего времени – «догорающий», «таю-

щий», «умирающий» и т. д. Следующая стадия – «окостенение» признака в сущест-

вительных типа «безглагольность», «подневольность», «предельность». У Лохвиц-

кой таких существительных нет (пожалуй, единственный пример – «лазурная не-

объятность», но здесь очевидно стремление избежать штампа), а действительные

причастия крайне редко несут на себе логическое ударение – разве только в стихах,

где сознательно имитируется стиль Бальмонта. Сама же она предпочитает пассив-

ные причастия и деепричастия прошедшего времени, передающие результат дейст-

вия. В сочетании с глаголами они дают возможность добиться предельной напол-

ненности действием:

…Ветер, веющий пустынями,

Льет миндальный аромат.

Грозный там, в стране загубленной,

Он притих на склоне дня…

В статическую картину вечернего успокоения вносится воспоминание и о

неистовстве ветра в далекой стране, и о стремительности его движения, – таким

образом, покой наполняется напряженным ожиданием, разрешающимся в эмоцио-

нальном призыве лирической героини:

…Мой желанный, мой возлюбленный!

Где ты? Слышишь ли меня? («Гимн возлюбленному», II, 3)

Как и у Фета, у Бальмонта целые стихотворения могут состоять из назывных

предложений. У Лохвицкой таких стихов нет. Создается даже впечатление, что на-

зывные предложения раздражают ее, вызывают в ней чувство тоски и тревоги.294

Для примера приведем стихотворение «Две красоты»:

Лазурный день. На фоне бирюзовом

Как изумруд, блестит наряд ветвей,

И шепот их – о счастье вечно-новом,

О счастье жить – твердит душе моей.

Немая ночь. Рассыпанных над бездной –

Мерцанье звезд в далекой вышине…

В груди тоска! – И рвусь я в мир надзвездный,

Хочу уснуть… и умереть во сне. (I, 134)

В обеих строфах в достаточной степени выдержан синтаксический паралле-

лизм, чтобы заметить разницу. В первом, «дневном» четверостишии – признак вы-

ражен глаголом: «наряд ветвей блестит». Соответственно, шепот ветвей «твердит о

счастье», и это внешнее воздействие успокаивает лирическую героиню, внушая ей

желание жить. Во второй строфе действия нет. Признак выражен существитель-

ным: второе назывное предложение – «Мерцанье звезд». Синтаксически и метриче-

ски ничто не препятствует тому, чтобы сделать фразу глагольной – например: «Рас-

сыпаны над бездной, / Мерцают звезды в дальней вышине». Но, видимо, именно

назывное предложение понадобилось для того, чтобы передать угрожающую напряженность покоя. Ответная реакция лирической героини – желание

одсивтоьбсяо,д виытьрсвяа,т вьысяр виазт зьассят ыизв шзаесгтоы мвширеаг.о мира.

В том же смысле интересно стихотворение «Вальс», – одно из единичных

практически безглагольных стихотворений, принцип которого – совершенно об-

ратный описанному выше: динамичное действие – танец – описывается одними на-

зывным предложениями, движение передается только ритмически:295

Огонь созвучий,

О, вальс певучий,

Мое забвенье,

Ты льнешь украдкой

Мечтою ложной,

Ты отдых сладкий

Душе тревожной,

Кольцом неверным

Сомкнуты звенья,

В движенье мерном

Покой забвенья.

В огне созвучий,

В живом стремленье –

И трепет жгучий,

И утоленье. (ПЗ, 31)

На все стихотворение всего один полноценный глагол – «льнешь». Почему

так? – Возможно, ответ дает биография поэтессы. Приблизительное время написа-

ния – 1902 г. (автограф – РО ИРЛИ, ф.486, л. 132 об.). В этот период у нее уже чет-

веро маленьких детей, к которым она прикована, особенно если они болеют, сама

она тоже болеет часто и подолгу, в редкие часы освобождения выбирается к лите-

ратурным знакомым и по издательским делам. О балах и танцах в реальности не

может быть и речи. И вот – сознательно или подсознательно – в своем стихотворе-

нии она передает томящее чувство ностальгии, невозможности откликнуться, как

когда-то, на призывную, любимую мелодию вальса. Отсюда характерный для нее

образ «сомкнутых звеньев» (ср. выше стих. «Кольчатый змей») – лирической ге-

роине кажется, что ее что-то душит.

Таким образом, назывные предложения для Лохвицкой – явление не-

естественное, ненормальное, болезненное.

В связи с описанными особенностями понятно частое использование ею

признаковых глаголов («алеть», «белеть» и т.д.) и нередко омонимичных им гла-

голов со значением процесса («светлеть», «темнеть» и т.д.):

«Сквозь утренний туман алели выси гор, / Темнели берегов далеких очертанья, / Пестрел лугов

нескошенный ковер…»

«Где желтеет некошенный дрок…»

«Рдеет солнце – гневный царь…»

«Там, меж липой и березой, / Чуть белеется скамья…»

«Вижу лик мой в зеркале белеет…»

«Морская даль под солнцем заалела…» и т.д.

Наречные определения при подобных глаголах (характерная особенность стиля

Бунина) у Лохвицкой редки:

«Они вздымались двойной стеною, / Алели ярко над облаками…»

Более обычно для нее употребление сравнений:

«Почернел, как уголь, лес…»

«Уста молодые алели у ней, как розы полуденных стран…»

«Как дым мое белело одеянье…»

«Как живые – алели и рдели уста…» и т.д.

Из всех частей речи глагол выделяется лингвистами как самая сложная и самая емкая; к тому же он аккумулирует огромную потенциальную силу экспрессии, так как обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. А.Н. Толстой писал: «Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе». В художественных произведениях всё, о чем рассказывает автор, лишь тогда «оживает», когда события, люди, мотивы их поступков, свойства характеров представлены в динамике, в действии. Это закон художественного отображения жизни, о котором знали еще античные поэты. Аристотель утверждал: «Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии».

В разных стилях глаголу отводится неодинаковая роль. Так, употребление глагольных форм сводится до минимума в официально-деловом стиле, который отличается наиболее ярко выраженным именным характером речи. Здесь средняя частота употребления глаголов на каждую тысячу слов равна 60, в то время как в научном стиле она составляет 90, а в художественной речи - 151. Предписующий характер официально-делового стиля, преобладание в нем констатирующего, описательного типов речи над повествованием, рассуждением определяют его статичность, вытеснение глагольных форм отглагольными существительными.

Среди семантических групп глаголов, представленных в этом стиле, главная роль отводится словам со значением долженствования: следует, надлежит, вменяется, обязуется и отвлеченным глаголам, указывающим на бытие, наличие: является, имеется, например:

Лица, находившиеся на постоянном воспитании и содержании, обязаны доставлять содержание лицам, фактически их воспитавшим, если последние являются нетрудоспособными и нуждающимися в помощи и не могут получить содержания от своих детей или супругов.

Научный стиль, которому в целом также присущ именной тип речи, все же предстает более глагольным в сравнении с официально-деловым. И хотя в научных текстах «собственно повествование, событийный план по объему незначительны по сравнению с художественной речью, но характеристика действий, процессов, закономерностей занимает немалое место». Не случайно глагольность научного стиля в полтора раза выше, чем официально-делового. Стремление к абстрактизации в научных текстах получает отражение в подборе глаголов отвлеченной семантики: быть, являться, иметь и др.: Основной причиной сирингомиелии является дефект эмбрионального развития нервной системы. Существует несколько способов введения лекарственных веществ в тело человека с помощью постоянного тока; В распоряжении физиотерапевта имеется несколько методов...

В публицистическом стиле глагольность может стать определяющей чертой того или иного текста, если функционально-смысловой тип речи ориентирует на повествовательный, событийный характер изложения. Однако при иных условиях в газетно-публицистических текстах (особенно если они испытывают сильное влияние официально-делового стиля) глагольность порой сводится до минимума, что в одних случаях вполне закономерно, а в других оценивается как проявление негативного влияния стандарта, снижающего эстетическую сторону речи. Например, стилистически оправдано употребление отглагольных существительных при низкой частотности глаголов в таком случае:

Ключевые направления перестройки высшего образования - это упрочение связей вузов с производством, с жизнью. Нынешнему поколению вузовских работников предстоит реализовать принципиально новый тип отношений высшей школы и отраслей народного хозяйства. Правительство придает особое значение отработке экономического и правового механизма такого сотрудничества.

(Из газет)

В двух последних предложениях, содержащих по одному глагольному сказуемому, используется множество отглагольных существительных, выступающих как термины, в которых отражены важнейшие понятия нашей общественной жизни. Такое распределение имен и глаголов в газетной статье отвечает задачам публицистического стиля.

Иная картина соотношения этих частей речи характеризует стиль репортажа со Всероссийского съезда учителей: повествовательному характеру речи здесь соответствует глагольная форма изложения информации:

Воспитание человека новой формации начинается в школе... Школьная реформа стала неотъемлемой частью перестройки. Однако проходит она непросто, пока буксует... Многое предстоит изменить в деятельности средней школы. Следует значительно поправить положение дел с преподаванием курса литературы... Выступавшие самокритично отмечали недостатки в деятельности учреждений просвещения...

Публицистический стиль в сравнении с другими книжными стилями обладает значительно большими возможностями использования различных семантических групп глаголов, хотя ограничения жанрового и тематического характера все же сдерживают свободу авторского выбора.

Глагольность как функционально-стилевой параметральный признак выделяет художественную речь. Значительное количество глаголов (в два с половиной раза больше, чем в официально-деловом стиле) - преимущество образной речи; оно свидетельствует о том, что повествование занимает в художественных текстах большое место.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка - М., 1997 г.

Контрольная работа по теме: «Функциональные разновидности языка »

8 класс /по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова/

Задание 1.Перечислите основные функции языка- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Закончите предложения, указывая стиль(стили) речи

Неофициальная, непринуждённая обстановка характерна для __________________________________

Художественная образность, эмоциональность, экспрессивность- основные особенности ______________________________________________________________________________________

Речевые штампы и клише используются в ______________________________________________________________________________________

Широкое применение тропов, фигур речи характерно для ____________________________________

Преобладание именных частей речи над глагольными(использование отглагольных существительных)- признак______________________________________________________________

Использование восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений, обратного порядка слов(инверсии),предложений с рядами однородных членов характерно ______________________________________________________________________________________

Общественно-политическая,книжная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Обобщённо-отвлечённый характер изложения, логичность, точность конкретность, отсутствие образности- основные особенности _______________________________________________________

Сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции – задача ______________________________________________________________________________________

Эмоционально-оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Употребление единственного числа в значении множественного является одним из признаков ______________________________________________________________________________________

Воздействие на читателя, формирование определённого отношения к тем или иным проблемам жизни, побуждение к действию – задача ___________________________________________________

Задание 2.

Распределите данные ниже слова в соответствии с их принадлежностью к той или иной разновидности языка: постановление, заметка, учебник, повесть, законы, расписка, справочное пособие, интервью, драма, роман, репортаж, научная монография, заявление, автобиография, энциклопедическая статья, отзыв, басня, пословица, характеристика, объявление загадка, публичное выступление, научный доклад.

Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.(1 вариант)

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. …Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба… Н.В. Гоголь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.(2 вариант)

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки…

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, - будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь - это не одномоментность существования.

Будем знать историю - историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

…Дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать всё то, что делает нашу жизнь осмысленной и одухотворённой. / Д.С.Лихачёв/

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Напишите мини-сочинение по одному из высказываний,приведённых ниже. Объясните, как вы понимаете смысл данного высказывания. Свою точку зрения аргументируйте.

Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. - С. Довлатов

Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн

По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай что говоришь. Клавдий

Говорить не думая - все равно что стрелять не целясь. Сервантес.

План стилистического анализа текста

Экстралингвистический анализ текста.

Вид речи (монолог, диалог, полилог).

Форма речи (устная или письменная).

Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Сфера применения функциональной разновидности языка.

Лингвистический анализ текста.

Стилистические функции и особенности лексико-фразеологических средств текста.

Особенности и стилистические функции словообразовательных средств текста.

Особенности синтаксических средств и их стилистическая роль.

Средства создания образности и экспрессивности текста.

Индивидуальность слога (приемы, отступления от норм и т.п.)

III. Вывод: функциональный стиль текста, подстиль, жанр.


17
Тема: Преобладание именных частей речи в тексте
Цели:
- продолжить знакомство учащихся с морфологическими средствами выразительности (изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи);
- формирование у учащихся умений видеть морфологические средства выразительности (экспрессивную функцию частей речи) в контексте и использовать их в собственной речи;
- знакомство учащихся с экспрессивной ролью категории падежа иментсуществительных;
- воспитание потребности в совершенствовании собственной речи.
Оборудование: текст для анализа (распечатан)

1.Оргмомент.Целеполагание.
- Сегодня мы продолжаем знакомство с морфологическими средствами выразительности,
вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке?
(Об экспрессивной роли глагола в поэтических текстах, о приеме безглагольности)
2.Проверка домашнего задания.
Исследовательское задание: сравнить прозаический текст (описание бурана в степи и провинциальной жизни в Белогорской крепости из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина) и выявить количество глаголов и глагольных форм в названных отрывках.
(В тексте, где описывается буран в степи, содержится большое количество глаголов. Частое употребление глаголов передает быструю смену действий, состояний. Придает повествованию динамичность. Глагольных форм мало в тексте, где описывается провинциальная жизнь в крепости, здесь изображена «статичная» картина.)

3.Объяснение нового материала.
(О насыщение текста именами существительными – средство языковой выразительности.)
На прошлом уроке мы анализировали знаменитые стихотворения А.Фета и сделали вывод, что безглагольность текстов не мешает автору передать динамику жизни, ее пульсирующий ритм.
Итак, насыщение текста именами существительными может стать средством языковой изобразительности.
1) Анализ поэтического текста, где изображена динамика жизни
- Выразительно вслух прочитайте отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин».

вот уж по Тверской
Возок несется через ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки,фонари,
Дворцы,сады,монастыри,
Бухарцы, сани,огороды,
Купцы,лачужки, мужики,
Бульвары, башни,казаки,
Аптеки,магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

Чем необычен этот текст?
(Насыщение именами существительными)
- Какова роль этого средства языковой изобразительности в данном тексте?
(Насыщение текста именами существительными помогает описанию деталей, которые зримо и образно рисуют путешествие героя по улицам Москвы)
- Какая картина возникает в вашем воображении?
(Создается ощущение динамизма, движения, быстрой смены картин, все мелькает перед глазами.)
2) Анализ поэтического текста, где изображается статическая картина.
На каждом столе стихотворение К.Д.Бальмонта «Родное»:
Аллеи рек. Зеркальности озер.Хрустальный ключ. Безгласные затоны.Живая сказка – страшный темный бор.Его вершин не молкнущие звоны
Воздушность ив. Цветы родных полейАпрельский сон с его улыбкой маю.Я целый мир прошел в мельканье дней,Но лучше вас я ничего не знаю.
Прочитайте стихотворение (читает стихотворение ученик, который умеет хорошо читать).
-Какое значение придают существительные стихотворению? (В стихотворении практически нет действия. Существительные передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. Его «безглагольность» противопоставлена в стихотворении «целому миру».)
3) Экспрессивное использование категории падежа имени существительного.
Языковой анализ басни И.А. Крылова
Так конструкция с творительным сравнения создает особую живописность, непринужденность описанию. Сравните, к примеру, стилистические и смысловые различия выражений петь щегленком и петь как щегленок. Не случайно именно конструкцию с творительным сравнения мы находим в басне И.А. Крылова «Скворец»: она лаконична и образна.
Какой-то смолоду Скворец
Так петь щегленком научился, как будто бы щегленком сам родился.
Игривым голоском весь лес он веселил.
И всякий Скворушку хвалил.
Иной бы был такой доволен частью;
Но Скворушка завистлив был, к несчастью,-
И думает: «Постойте же, друзья,
Спою не хуже я
И соловьиным ладом».
И подлинно запел,
Да только лишь совсем особым складом:
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козленком,
То не путем
Мяукал он котенком;
И, словом, разогнал всех птиц своим он пеньем.
Мой милый Скворушка, ну, что за прибыль в том?
Пой лучше хорошо щегленком,
Чем дурно соловьем.
- Прочитайте текст, установите его основную мысль.
- Найдите в тексте фонетические, словообразовательные и лексические средства выразительности.
- Попробуйте проанализировать некоторые морфологические средства выразительности. Для этого выпишите из текста словосочетания, соответствующие схеме: глагол и сущ.. ТВ. П. Докажите, что выписанные вами словосочетания предают разные значения: 1) творительный сравнения (петь соловьем);2) творительный орудия или средства (взмахнуть крылом, рубить топором);3)творительный образ действия без сравнительного оттенка (ехать поездом).
- Покажите, что творительный сравнения можно заменить сравнительным оборотом. В каком из этих вариантов усиливается экспрессия и образность текста? Докажите. Сделайте вывод об изобразительных возможностях формы творительного падежа со значением сравнения.
4) Закрепление. Самостоятельная работа.
- Найдите примеры использования творительного сравнения в изобразительных целях.
1) У богатого мужика борода помелом, у бедного клином (поговорка) 2) Нос крючком, борода клочком (посл.); 3) И точно: конь передо мною; Скребет копытом, весь огонь, Дугою шея, хвост трубою (А. Пушкин); 4) В ожиданье конь убогий, Точно вкопанный стоит, Уши врозь, дугою ноги И как будто стоя спит (А. Майков); 5) Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом (К. Ушинский); 6) Вот повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой, бородатый, она махонькая и носишко пуговкой (П. Бажов); 7) А пригожая эта девчонка – и сказать нельзя. Глаза звездой, брови дугой, губы – малина. И руса коса трубчатая через плечо перекинута. А в косе лента синяя (П. Бажов); 8) Пошла бы, баба! – закричали ей тут же бороды заступом, лопатой и клином (Н. Гоголь); 9) В сапогах бутылками, квасом припомажен, С новою гармоникой Стоит под крылечком (А. Блок).
5) Исследование на основе предложенных художественных текстов.
(Об экспрессивной роли имен прилагательных их функции в создании поэтических тропов (прежде всего эпитетов)

а) - Обратимся к стихотворению З. Гиппиус «Все кругом». Учитель читает текст.
Все кругом
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жеско-тупое, всегда безобразное,
Медленно-рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское

Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Неприятные чувства. Наверное, здесь говорится о не самых хороших отношениях между людьми, но есть надежда все будет иначе.)
-В чем необычность языка стихотворения?
(Оно не только состоит из одних прилагательных (существующих в языке и придуманных автором), но они и расположены особым образом: каждое новое, прибавляя штрих к предыдущему, становится характерной деталью изображаемого)
- Чему все-таки посвящено стихотворение?
(Поскольку «определяемое слово» не названо, а скрыто в подтексте, то создается впечатление некой тайны, многомерности содержания. Поэтесса здесь высказала (естественно, на материале русской жизни) мысль о несовершенстве человеческого «я» и его земного общества Замысел стихотворения проявляется в конце повествования, глее однотонное движение темы сменяется эмоционально-напряженным мотивом, раскрывающим неугасимую надежду человека на изменение сложившегося миросостояния.
- Какова же роль прилагательных в тексте этого стихотворения?
(Имена прилагательные выполняют ведущую сюжетную роль)
б) Стихотворение К. Бальмонта является блестящей иллюстрацией использования эпитетов из тройного сочетания слов:
Волны морей, беспредельно-пустынно-шумящие,
Бог-океан, многогласно-печально-взывающий,
Пенные ткани, бесцельно-воздушно-летящие,
Брызги с воздушностью, призрачно-сказочно-тающей.
Горькие воды, туманно-холодно-безбрежные,
Долгий напев, бесконечно-томительно-длительный,
Волны морей, без конца- без конца-безнадежные,
Бог-океан, неоглядно-темно-упоительный.
(В стихотворение велика роль сложных прилагательных в передаче сложных ощущений, настроений автора, тончайших оттенков изображаемого)
6. Подведение итого урока
7. Рефлексия

Закончите предложения, указывая стиль(стили) речи

Неофициальная, непринуждённая обстановка характерна для __________________________________

Художественная образность, эмоциональность, экспрессивность- основные особенности ______________________________________________________________________________________

Речевые штампы и клише используются в ______________________________________________________________________________________

Широкое применение тропов, фигур речи характерно для ____________________________________

Преобладание именных частей речи над глагольными(использование отглагольных существительных)- признак______________________________________________________________

Использование восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений, обратного порядка слов(инверсии),предложений с рядами однородных членов характерно ______________________________________________________________________________________

Общественно-политическая,книжная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Обобщённо-отвлечённый характер изложения, логичность, точность конкретность, отсутствие образности- основные особенности _______________________________________________________

Сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции – задача ______________________________________________________________________________________

Эмоционально-оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Употребление единственного числа в значении множественного является одним из признаков ______________________________________________________________________________________

Воздействие на читателя, формирование определённого отношения к тем или иным проблемам жизни, побуждение к действию – задача ___________________________________________________

Задание 2.

Распределите данные ниже слова в соответствии с их принадлежностью к той или иной разновидности языка: постановление, заметка, учебник, повесть, законы, расписка, справочное пособие, интервью, драма, роман, репортаж, научная монография, заявление, автобиография, энциклопедическая статья, отзыв, басня, пословица, характеристика, объявление загадка, публичное выступление, научный доклад.

Официально-деловой
Научный
Публицистический
Язык художественной литературы
Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.(1 вариант)
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. …Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба… Н.В. Гоголь.
Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.(2 вариант)
Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки…

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, - будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь - это не одномоментность существования.
Будем знать историю - историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.
Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.
…Дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать всё то, что делает нашу жизнь осмысленной и одухотворённой. / Д.С.Лихачёв/
напишите пожалуйста всееееееееееее