» »

Дерево держится корнями а человек словами. Сценарий развлечения: «Дерево держится корнями, а человек друзьями» для детей старшего дошкольного возраста

17.08.2018

Беседа на тему « Дерево сильно корнями, а человек друзьями».

Цель : дать учащимся понятие дружбы, научить отличать дружбу, товарищество и приятельские отношения. Научить ценить дружбу, помочь учащимся выяснить качество, помогающие дружеским отношениям, воспитание этих качеств. Развивать речь учащихся, слуховое восприятие, учить анализировать, сопоставлять, обобщать.

Оборудование : толковые словари, таблицы с высказываниями и пословицами.

Ход беседы

    Организационный момент.

    Фонетическая зарядка.

- Назвать контрольные звуки.

- Итог.

- Настрой на правильное произношение контрольных звуков во время беседы.

3. Беседа: прослушайте песню и скажите, о чем она.

Да, она о дружбе и друзьях. Тема нашей беседы «Дерево сильно корнями, а человек друзьями».

« Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге» , писал Сенека, а Аристотель говорил: « Дружба самое необходимое для жизни». Так, что же такое дружба? Давайте прочитаем определение дружбы из толкового словаря: « Дружба – это взаимная привязанность двух и более людей, основанная на любви и уважении, общих интересах и симпатии». А в 17- ти томном словаре В. Даля даётся такое определение дружбе: « Дружба – это бескорыстная стойкая приязнь».

Люди всё время общаются друг с другом. Они не могут иначе. Каждый хорошо знает, как страшно одиночество. Хорошо, когда есть товарищи, друзья, приятели. Как вы думаете, одно это и тоже или это слова с разными лексическими значениями? Да, это слова синонимы, а значит они близки по значению, но не равны. Попробуйте выяснить эту разницу в значениях слов, так часто нами употребляемых: друг, товарищ, приятель… Прочитайте определения этих слов и подумайте, какое слово характеризует более тесные, близкие отношения? (дружба, друг)

У нас в классе вы все друзья или товарищи? Приятели?(учащиеся отвечают).

Послушайте рассказ « Экскурсия». О ком здесь говорится: о друзьях или товарищах? В этом случае ребята поступили больше чем товарищи, они поступили, как настоящие друзья. А у вас есть друзья? (ребята рассказывают о своих друзьях). Почему вы дружите именно с ними? А в классе у вас есть друг или подруга? Как, по вашему, что такое настоящая дружба? (ответы учащихся). Послушайте рассказ « Одинаковые» . Почему мама так сказала? Какими же качествами должен обладать настоящий друг? Если вам трудно, посмотрите на таблицу.

Какие качества дружбе:

ПОМОГАЮТ

МЕШАЮТ

Преданность

Бескорыстие

Честность

Искренность

Верность

Прямота

Взаимовыручка

Доверие

Уважение

Требовательность

Сопереживание.

Критика ошибок друга.

Ненадёжность

Нетребовательность

Эгоизм

Угодничество

Подхалимство

Слепое послушание

Рабство

Ябедничество

Зазнайство

Лживость

Ожидание выгоды от дружбы

Проанализировав эту таблицу, сделайте, пожалуйста, вывод: легко ли быть другом? (нет, трудно, т.к надо самому быть хорошим человеком, а ведь это всегда трудно).

Итак, хочешь иметь друга - будь им. Это мудрое старое правило. Иначе, потрудись душой для рядом находящегося человека, восприми его радости и горести как свои собственные, подумай о том, как сделать его жизнь счастливее.

Скажите, а может ли быть другом эгоист? Посмотрите ещё раз на значение этого слова. (нет, т.к. он любит только себя). Послушайте отрывок из стихотворения Ю.Воронова:

Жизнь без друзей теряет смысл и свет,

Болотной тропкой по земле петляет.

Найти друзей – важней заботы нет,-

Пророки и поэты повторяют.

Но их не просто ищут, их творят

И ими, сотворёнными, гордятся.

А сейчас давайте вспомним отрывки из всех известных песен о дружбе:

С голубого ручейка начинается река,

Ну а, дружба начинается с улыбки.

Без друзей меня чуть – чуть,

А с друзьями много.

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Итак, человеку нужен друг. И не только в беде, хотя ещё древние подчёркивали: « Друзья познаются в беде». И в радости тоже. « Разделённое горе в половину меньше, разделённая радость вдвое больше», - гласит народная мудрость. А теперь давайте вспомним пословицы о дружбе. Если забудете,посмотрите на плакат:

Не имей сто рублей. а имей сто друзей.

Дружба и братство, дороже богатства.

Друга ищи, а найдёшь – береги.

Друг познаётся в беде.

Верный друг – редкая птица.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Старый друг, лучше новых двух.

Сам погибай, а друга выручай.

Трусливый друг опаснее врага.

Дерево сильно корнями, а человек друзьями.

Попробуйте объяснить смысл некоторых пословиц. Молодцы, ребята. А как вы думаете, сколько друзей должно быть у человека? Посмотрите на пословицы, в каком числе чаще всего употребляется слово друг? Аристотель говорил: « У кого есть друзья, у того нет друга».

Как жизнь хороша, если много друзей!

Без друга приходится туго.

Надо уметь среди многих друзей

Найти настоящего друга.

Хорошая дружба помогает человеку быть лучше, избавиться от недостатков. Плохо человеку, когда он один, горе одному. Да, одному плохо. Плохо и неудобно заниматься любимым делом. Помнит, как вы начинали делать кулоны, кашне и другие изделия в технике макраме? Их трудно было начинать одному, нужна была помощь, и вам всегда кто – нибудь помогал, тот, кто ближе вам, кто всегда придёт на помощь. Значит, и в творческих делах, дружба – великое дело.

Высокая человеческая дружба, как дар таланта, редка. Тем бережнее надо к ней относится. У.А. Дементьева говорится:

Когда себя от дружбы отлучаем,

Мы угасаем сердцем и умом

И света из нутрии не излучаем,

Как брошенный хозяевами дом .

Берегите друзей, если они есть, и ищите, если их нет у вас. И пусть у вас всегда будет верный друг, который поддержит вас и в горе и в радости. И будьте сами хорошими друзьями, т.к. дерево сильно корнями, а человек друзьями.

Итак, чему была посвящена наша беседа? Какой вывод вы сделали? Что нового узнали? Спасибо, ребята, всем, кто принял активное участие в беседе. Все вы старались, молодцы! Ещё раз спасибо всем.

Людмила Стукова
Сценарий развлечения: «Дерево держится корнями, а человек друзьями» для детей старшего дошкольного возраста

Программные задачи :

Воспитательные :

Воспитывать дружеские взаимоотношения на примере героев разных сказок.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству через пословицы.

Обучающие :

Дать детям представление о дружбе, взаимовыручке.

Учить характеризовать главного героя сказки, оценивать поступки героев и своих товарищей.

Учить пословицы, учить понимать их значение.

Развивающие :

Развивать память и сообразительность.

Развивать изобразительность мышления, используя :

«салат» из сказок;

изменения характера героя на противоположный;

введение нового героя.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкальная

Материал :

Атрибуты (домик, деревья , мешок, корзинка, пирожки, конфета, яблоки, цветы);

Костюмы для героев сказок.

Предварительная работа :

Чтение сказок : Ш. Перро «Красная Шапочка» ,

Братья Гримм «Бременские музыканты» ,

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» .

Беседа о дружбе, взаимовыручке, обобщая их общей темой : «Дерево держится корнями , а человек друзьями ».

Разучивание пословиц о дружбе, друзьях , волке.

Заучивание текстов по ролям из инсценировок по данным сказкам .

Показ инсценировок , кукольного и настольного театра.

Ход занятия:

Мама- Красная Шапочка, сходи к бабушке, снеси ей сладкие пирожки да узнай здорова ли она.

Красная Шапочка - Хорошо, мамочка.

М. - Да смотри, в лес далеко не заходи.

(Красная Шапочка выходит из дома)

К. Ш. - Ладно, ладно.

Пирожки в моей корзине

Горячи, румяны.

Это бабушке гостинец-

От меня и мамы.

К бабушке пойду лесочком,

Там нарву я ей цветочков.

И еще я бабушке песенку спою.

Звучит песенка “Про бабушку”

Красная Шапочка идет по тропинке собирает цветы. Появляется Волк.

Волк - Куда идешь, Красная Шапочка?

К. Ш. - Здравствуйте, господин Волк.

Волк- Здравствуй, здравствуй! Ой, ой, ой, какие мы вежливые, какие мы красивенькие да пухленькие! Куда пошла, спрашиваю? Что несешь?

К. Ш. - Мои мама и бабушка учили меня быть вежливой. А иду я к бабушке, несу сладкие пирожки. Угощайтесь, господин Волк.

Волк- Так ты не только вежливая, но и добрая. Ладно, давай свой пирожок. Слушай, я тоже хочу навестить твою бабушку. Ты иди по этой дорожке, по короткой, а я пойду по самой длинной, посмотрим кто из нас раньше придет.

К. Ш. - Спасибо Вам, уважаемый Волк. До свидания.

(Красная Шапочка уходит. Из-за дерева выглядывает Маленький Гном)

Волк- Ха,ха,ха! Пусть себе идет по самой длинной дорожке. Ловко я обманул девчонку, по короткой дорожке быстрее доберусь до бабки и съем ее. А потом и Красную Шапку слопаю. Ой, как есть хочется, живот свело. Из-за своей доброты страдаю, не съел девчонку. Да у меня пирожок есть, съем его. (Волк ест пирожок, звучит «волшебная» музыка) Ой, что это со мной? Пирожок какой-то испорченный. Забыл, что хотел сделать, куда идти. Ладно, пойду прямо.

(Волк уходит. Гномик убегает. Под музыку выбегают Гномы, танцуют)

Гном 1- Ну, что, Гномики-друзья , пойдем в лес за цветами для Белоснежки.

(Поют песню)

Бим-бом, бим-бом

Мы песенку поем.

Ты –гном, я-гном

Мы дружно все живем.

Бим-бом, бим-бом

Цветы искать идем.

Бим-бом, бим-бом

Белоснежке их найдем!

(Вбегает Белоснежка)

Бел. -Вот, проказники, вы где!

Я-то вас ищу везде.

Тихо убежали,

Даже не сказали.

Гном 2 - Белоснежка, не сердись.

Мы готовили сюрприз.

Гном 3 - Мы не просто убежали,

Мы цветы тебе искали.

Бел. - А зачем же мне цветы?

Гном 4 - Как же позабыла ты?

Гном 5 - Ведь сегодня у тебя

День рождение!

Бел. - Правда, день рождение!

А я забыла.

Гном 6- И тебе к такому дню

Дарим песенку свою.

(Звучит песенка гномов)

Бел. - Спасибо милые друзья

За такое чудесное поздравление.

(Вбегает Маленький Гном)

М. Гном - Белоснежка, братья! Беда, беда!

Все гномы- Что случилось?

М. Гном- Я видел в лесу Волка, он хочет съесть Красную Шапочку и ее бабушку.

Бел. - Надо спасать Красную Шапочку.

Гном 1- Надо помешать Волку. Найдем Красную Шапочку и все ей расскажем.

(Входит Волк)

М. Гном – Ой, Волк!

Волк - Куда это я попал?

Бел. - Здравствуйте, уважаемый Волк. Мы из сказки о Белоснежке и гномах.

Волк - Понял, еще одна воспитанная девчонка. О, я вспомнил! Я же хотел Красную Шапку съесть. Пока я дорогу правильно выберу, да эту девчонку найду… Съем я лучше Белоснежку, она тоже упитанная.

(Гномы окружают Белоснежку)

Гномы- Нет, не съешь!

Волк - Это почему не съем?

Бел. - Господин Волк, мы очень дружны и как в пословице говорится : «Дружный табун волков не боится» .

Волк - Что это за пословицы такие?

Бел. - Пословицы – это народная мудрость.

(Волк обращается к Гномам) - Вы тоже знаете эти, как их там – пословицы?

Гномы - Да!

Гном 2 - Мы много пословиц знаем. Послушай, Волк, пословицы о дружбе.

Гном 3 - Дружба да братство дороже всякого богатства.

Гном 4 - Дружба – святое дело.

Гном 5 - Все за одного, а один за всех, тогда и будет в деле успех.

Волк - Хватит, хватит о дружбе! Может, вы и обо мне знаете эти самые пословицы.

М. Гном- Конечно знаем, слушай.

Гном 6- Волков бояться – в лес не ходить.

Гном 1 - Волка как не корми, он в лес убежит.

Гном 2- Волки и злые люди ходят и озираются.

Волк - Довольно! Все ваши пословицы обо мне неправильные, нехорошие! Лучше продолжайте о своей дружбе.

Гном 3- Друга ищи, а найдешь – береги.

Гном 4- Рожь да пшеница годом родиться, а верный друг всегда пригодиться.

Бел. - Дерево держится корнями , а человек друзьями .

Волк - Вот и неправда, что деревья держатся корнями . Вот смотрите, как их буду выдергивать.

(Дергает деревья , не получается) . Ладно, ваша взяла, держатся деревья корнями , держатся . А на счет дружбы, не верно. Нет такой дружбы. Да ну вас, вы меня совсем заморочили, мне еще больше есть хочется.

Бел. - Господин Волк, возьмите конфетку, она вкусная.

(Волк хватает конфетку, съедает ее. Звучит «волшебная» музыка. Гномы, Белоснежка окружают Волка и поют песню «Бим-бом» . Волк убегает, грозя кулаками. Входит Красная Шапочка)

К. Ш. -Здравствуйте, дорогие

Белоснежка и Гномы.

По тропинке я бежала,

Ваши песни услыхала.

И хоть мне не по пути,

Все ж решила к вам зайти!

Гном 5 - Мы здесь пели и плясали,

Белоснежку поздравляли.

Все гномы - С днем рождения!

К. Ш. - И тебя я поздравляю,

Счастья, радости желаю!

Бел. -Спасибо! А куда ты идешь?

К. Ш. - Бабушке несу я угощения.

Встретила я Волка по пути.

Решил он тоже к бабушке идти.

Бел. - Волку лучше ты не верь,

Это очень хитрый зверь.

И по сказке знаю я,

Должен скушать он тебя.

М. Гном - Волк тебя уже искал! Заблудился он в лесу.

Гном 6 - Потерял дорогу к бабушкиному дому.

Гном 1 - Странный Волк какой-то был.

Бел. - Красная Шапочка, он хочет тебя съесть. Он и меня хотел съесть, да мои друзья – Гномы ему не дали .

К. Ш. - Что же делать? Как мне быть?

Гномы - Мы хотим вас проводить.

И от Волка защитить.

К. Ш. - Вы- настоящие друзья ! Спасибо!

(Все уходят под музыку. Выбегают дети в костюмах Трубадура, Осла, Собаки, Кота, Петуха)

Труб. - Эй, народ, выходи!

Да на нас погляди!

Осел- Мы бременские музыканты,

Циркачи, комедианты.

Собака - Мы еще вас удивим,

Кот - От души повеселим.

Петух- Смотрите, не зевайте,

Да рты не раскрывайте.

Труб. - А сейчас мы поиграем,

Да гостей всех позабавим.

(Ритмичный танец – игра)

Труб. - Вот это народ, умеет веселиться.

Но нам пора в дорогу.

Осел - Жизнь музыканта не легка,

Дорога наша далека!

Собака - Нас ждут в далеких городах,

Кот - На ярмарках и площадях.

Петух- А теперь, друзья , прощайте,

И нас не забывайте!

(На встречу выбегает Волк, загораживает дорогу)

Волк - Это, что за балаган?

Кто вы такие? Нет ли среди вас Красной Шапки?

Осел - Мы – бременские музыканты,

Циркачи, комедианты.

Собака - Красной Шапочки у нас нет, она из другой сказки.

Волк - Знаю, знаю. Совсем мне плохо стало после пирожка и конфеты. Может мне петушатенки отведать, полегчает.

Труб. - Никого мы тебе не отдадим.

Кот - И как в пословице говориться : «Друзья познаются в беде » .

Волк- Слышал, слышал я ваши пословицы.

Опять эта самая дружба.

Петух -Волк, у нас есть яблочки, угощайся, утоли свой голод.

Труб. - Волк, пойдем с нами кататься на лесной веселой карусели.

(Игра «Карусель» И. Лопухина)

Волк- (жалобно) – Вы все такие дружные, друг за друга горой стоите. Теперь я поверил и понял, правильно в пословице говорится : «Дерево держится корнями , а человек друзьями ». А я один- одинешенек. Некому меня пожалеть… Пойду я лучше к бабульке…

(Волк уходит. Под музыку выходят все герои, кроме Волка, встречаются)

Труб. - Что за чудо? Что за лес?

В нем полным полно чудес!

Осел - Мы боялись злых зверей,

А вот встретили друзей !

Собака - Далеко ли вы идете ?

Отдыхать иль по заботе?

К. Ш. - Я иду к бабушке, несу ей сладкие пирожки.

А Белоснежка и Гномы провожают меня, чтобы защитить от злого Волка.

Кот- Мы встречались с Волком. Он хотел съесть нашего Петушка.

Петух - Но мои друзья не дали меня в обиду, защитили.

Труб. - Мы угостили Волка яблочком.

Осел - Но он был какой-то странный.

К. Ш. - По сказке Волк должен съесть меня и бабушку.

Собака- Гав! Гав! С вами мы пойти хотим.

Кот - Вас от Волка защитим!

Гномы- Пошли вместе!

(Под музыку обходят зал и попадают к домику бабушки. Красная Шапочка стучит в дверь)

К. Ш. - Здравствуй, дорогая бабушка!

Баб. -Здравствуй, внученька!

Все - Здраствуйте!

Баб. - Здравствуйте! Как гостей сегодня много!

К. Ш. - Это нам с тобой подмога.

В сказке есть момент такой

Волк съедает нас с тобой.

Баб. - Что же делать? Как нам быть?

Все - Мы хотим вас защитить.

Баб. - Так скорей все заходите,

Лучше Волка дома ждите.

(Заходят все в дом. Из-за дерева выходит Волк , стучит в дверь)

Волк- Эй, хозяйка, отвори!

Баб. - За веревку потяни, дверь и откроется.

(Все герои выходят. Волку одевают мешок на голову)

М. Гном- Вот попался ты злодей,

Будешь знать, как есть детей .

(Под «волшебную» музыку входит Лесная Фея)

Лес. Фея- По заклинанию старой , злой Феи Крококу ты должен оставаться злым, одиноким волком до тех пор, пока не встретишься трижды с добрыми, дружными, отзывчивыми сказочными героями, из рук которых примешь и съешь угощения. Время пришло, чары рассеялись.

Раз, два, три – повернись,

От мешка освободись!

(волк кружится, скидывает мешок)

Вот и стал ты, как и все жители этой необычной сказочной страны добрым, отзывчивым Волком.

Волк - Я не ем детей ,

Ем творог, повидло, джем.

Я цветочки собираю,

Милым девочкам вручаю.

Труб. - Хорошо нам всем дружить,

Вместе интересней жить.

Узнавать, играть и петь,

И без дела не сидеть!

(Все поют песню «Настоящий друг» )

Текст песни – «Настоящий друг»

Слова : Пляцковский М. Муз. Савельев Б.

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

"Не разлить водой" - шутят все вокруг.

Вот что значит настоящий верный друг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Вот что значит настоящий верный друг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту -

Вот что значит настоящий верный друг.

Текст песни "Бабушка"

Вместе с солнышком мы встаем,

И с бабулечкой чай попьем.

С вареньем и медком,

С ватрушкой, с пирогом,

С вареньем и медком,

С ватрушкой, с пирогом,

И не бывает скучно нам вдвоем.

Припев :

Люблю я очень бабушку родную,

Такую добрую и озорную.

Всегда будь рядышком,

Со мною, бабушка!

Ты мой надёжный,

Самый верный друг!

Ритмическое упражнение

«Веселая карусель» И. Лопухина

Мы на карусели сели.

Дети встают в пары.

Взявшись за руки, кружатся.

Завертелись карусели.

Пересели на качели,

Вверх летели,

Вниз летели.

Взявшись за руки, один стоит, другой приседает, потом - наоборот.

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает.

Взявшись за руки, качаются вправо-влево, вперед-назад.

Весла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем.

Изображают, сидя на полу, как «гребут веслами» .

К берегу пристала лодка.

Мы на берег прыгнем ловко.

Встают прыжком.

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайки.

Скачут на двух ногах.

Постная кухня терских казаков. Будучи непритязательными в еде и соблюдавшие все посты, казаки все же любили вкусно поесть и угостить гостей. Краевед А.П. Грибанов писал: «По заведенному порядку каждый взрослый житель станицы и хуторов на какой-либо неделе великого поста «говел». В течение этой недели он должен был питаться впроголодь, ходить утром и вечером в церковь, в конце недели исповедоваться духовнику (священнику) в содеянных грехах и в заключение принять причастие. Школьники говели по сокращенной программе. В первые недели поста говела молодежь. В середине поста - казаки и казачки среднего возраста. В последние недели поста, когда богослужение длилось по всей ночи, говели до измора старики и старухи». В это время готовилась постная пища. Черемша Черемша занимает очень важное место как в традиционной, так и в современной кухне терских казаков. Сезона черемши казаки ждут весь год, чтобы наесться досыта, накормить друзей и подзаработать. Сезон сбора обычно длится с середины января до середины марта. В это время все казачьи хаты были наполнены густым терпким ароматом черемши. Когда вода с черемшой закипит - бросаем черемшу и варим ее 2-3 минуты. Не забываем шумовкой утапливать верхний слой, чтобы и он варился. Почему именно 2-3 минуты? Потому, что если ее не доварить, то останется привкус и горечь чеснока, а если переварить, то черемша превратиться в вату. Заправляем черемшу подсолнечным маслом и томатом. Подсолнечное масло используйте только не рафинированное, как сейчас говорят - с запахом, а вот с томатами можно по экспериментировать. Можно использовать густую томатную пасту, или томатный сок, который используется для консервирования помидоров в собственном соку. Теперь тщательно перемешиваем черемшу. Перемешивать удобнее двумя вилками. Но я рекомендую немного утолить жажду, а остальное накрыть и убрать в холодильник на 2 – 3 часа. За это время черемша напитается маслом и томатом, а заодно, даст сок. И вот спустя это время Вы узнаете настоящий вкус черемши.. Суп фасолевый постный Фасоль я замочила на ночь. Утром слила воду, промыла, залила водой и поставила варить. После того как фасоль закипела, убавила огонь до минимума и варила до готовности под крышкой, чтобы фасоль при сильном кипячении не полопалась. Параллельно с фасолью в другой кастрюле поставила варить бульон для супа. Вода для супа закипела. положила картофель порезанный кубиками. Приготовила зажарку, на растительном масле поджарила лук и морковь натёртую на тёрке. когда картофель сварился добавила зажарку, готовую фасоль промыла под проточной водой и добавила в суп. дала покипеть. Стручок горького перца порезала, чеснок мелко покрошила добавила в суп+ зелень петрушки и укропа. Суп готов. Автор ТАТЬЯНА ЛЯШОВА Продолжение статьи по ссылке.

Эссе студента Нижегородского государственного университет им. Н.И. Лобачевского Н.В.Зотова

Есть такая пословица: «дерево держится корнями, а человек семьей». И ведь верно – наши семьи, их история, традиции, жизненный опыт – все это наши корни, которыми мы цепляемся за жизнь, и которые не дают нам быть сметенными и унесенными в небытие жестокими бурями проблем и невзгод. Как дерево получает полезные соки из земли через свои корни, так и мы получаем неоценимый опыт через историю жизни наших предков, которые, прожив жизнь, впитали из нее ту мудрость, которая теперь питает нас, их потомков. Что станет даже с самым мощным и могучим деревом, если оно лишится своих корней? Оно быстро высохнет, зачахнет, если раньше его не свалит какой-нибудь даже самый жалкий ветерок. То же самое случиться и с человеком, если он вдруг забудет о своей семье, о своих предках и об их жизни.

Я всегда помню о своих корнях, о своих дедушке и бабушке, и очень сожалею, что они покинули нас очень рано, и я, будучи в сознательном возрасте, мало о чем успел с ними поговорить и больше узнать об их жизни.

Мой дед – Зотов Николай Федорович с детства мечтал стать учителем математики, в его время это была почетная и уважаемая профессия. Но война помешала осуществиться его мечте. Дед был призван в армию в 1943 году; когда он принимал военную присягу, ему еще не исполнилось восемнадцати лет. Он служил в 861 зенитно-артиллерийском полку, который защищал подступы к Минску. Закончил войну в звании ефрейтора – командиром радио-технического отделения зенитной установки. На фронте дед был дважды ранен осколками – в голову, руку, плечо и ногу.

Вообще дед очень мало рассказывал мне о войне, почти – ничего. Видимо, для него это были очень тяжелые воспоминания, и ему хотелось забыть все и начать жизнь с чистого листа. Я помню, дед рассказывал мне, что на войне они – молодые ребята, мечтали, как бы согреться, поесть и выспаться – порой им приходилось спать на голых бревнах и не есть по несколько дней. Но он не считал военный труд - добросовестный, самоотверженный, бескорыстный и честный - подвигом. За этот труд он был награжден Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» и многими другими медалями и орденами. Особенно гордился дед орденом «Отечественной войны», который получил за храбрость, стойкость и мужество в ознаменование 40-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне. Все медали и ордена мы с мамой бережно храним – для потомков. Помню, когда мы собирались на парад ветеранов каждую весну, он надевал свой пиджак с орденами и медалями. Это производило огромное впечатление на меня – его внука, да и на всех окружающих.

Дед очень любил рассказывать о том, как его за верную службу наградили недельным отпуском, с какими приключениями он, еще совсем мальчишка, добирался домой – к маме. Он любил военные песни, слушал их и даже сам пел их мне, когда укладывал спать - как колыбельные. Помню, он часто водил меня на прогулку – в парк, к зенитной пушке, рассказывал, как он стрелял по фашистским самолетам. Дед с детства много читал, до старости интересовался историей и политикой государства. Любимым его героем был маршал Жуков.

Дед часто вспоминал, как все радовались известию об окончании войны. Он был участником торжественного парада Победы в Минске, а вечером девятого мая 1945 года его зенитная установка стреляла уже в мирное небо – был салют Победы. Всем им, прошедшим войну солдатам, хотелось скорее вернуться домой – к мирной спокойной жизни. Но служба его еще не закончилась - для обеспечения военной безопасности страны их полк не был расформирован до 1950 года, дед служил в армии еще 5 лет.

В послевоенное время дед также честно и самоотверженно трудился. Чтобы помочь семье – устроился на Горьковский автомобильный завод – распредмастером. Одновременно с работой ему приходилось учиться в Горьковском политехническом институте им. Жданова на технолога машиностроения. Ему приходилось очень тяжело – болела раненная голова, но он успешно учился и работал, и успевал еще ходить в кино и читать художественную литературу. Однажды он показал мне внушительный список прочитанных им книг, просмотренных фильмов и сборник выписанных из любимых произведений цитат. Все это мы бережно храним в семейном архиве.

Дед проработал на заводе 37 лет - работал инженером по бризу, старшим инженером-технологом и начальником технологического отдела Завода Мостов Грузовых автомобилей. Дед очень гордился званием лучшего технолога и рационализатора объединения. За одно из своих многочисленных (более 100) рацпредложений он получил авторское свидетельство за изобретение.

Многие директора, их заместители, главные инженеры и технологи, начальники технических бюро ЗМГА – Киселев А. А., Крюков А. А., Цветков Ю.А. Травин В. С. , Яшина Л.К., Артемьева Л. К., Саврасов. А.В., Калачева Н. И. начинали работать в его бюро. Они с благодарностью и уважением вспоминают о нем как о своем наставнике и учителе. Мама вспоминает, что к нам домой часто приходили студенты Автомеханического техникума, дед руководил их производственной практикой на заводе, помогал составлять чертежи и отчеты.

Для меня дед был самым главным учителем в жизни. С самого раннего детства я старался подражать ему во всем – рано вставать, делать зарядку, когда он что-то писал, я садился рядом, брал листочек бумаги и начинал выводить на нем непонятные каракули. Позже я научился от деда добросовестно выполнять свои обязанности, не обманывать, делать все в срок, всегда выполнять свои обещания и не бросать слов на ветер. Дедушка умел делать буквально все – будучи уже в преклонном возрасте он, чтобы помочь семье, ходил за покупками, носил тяжелые сумки, мыл и подметал полы, стирал белье, готовил, чинил все сломанные вещи. Перед самой его смертью мы вместе с ним (мне было тогда 10 лет) починили кастрюлю, у которой отломилось ручка. Конечно же, это была не самая важная вещь, и ее можно было просто выбросить, но дедушка старался до самого конца быть полезным нам, своей семье, помочь хоть этим. И это было очень важно для меня, я понял, что настоящий мужчина должен уметь делать все сам, и теперь, как и дед в свое время, стараюсь выполнять всю мужскую работу по дому, не прибегая к помощи мастеров.

История жизни моей бабушки – Лидии Дмитриевны Зотовой (в девичестве Хиженковой) не менее интересна. Она росла в многодетной семье – у нее было пятеро братьев и одна сестра. Их семья была очень дружной, старшие дети помогали младшим в учебе, а родителям – по хозяйству. Кроме того, старшие братья с четырнадцати лет работали вместе с отцом на заводе. По воспоминаниям бабушки, все пятеро братьев были мастерами на все руки – в свободное время они выпиливали сестрам игрушечную мебель для кукол, причем некоторые вещи были точными миниатюрными копиями настоящих. Об их семье даже писали в газете, (о том, что ее мать признали матерью-героиней) но, к сожалению, время не пощадило тонкий газетный лист, который она бережно хранила до самой смерти.

В начале войны бабушка окончила Горьковское Фармацевтическое училище. Во время учебы она вместе с сокурсницами ездила рыть окопы в область, для защиты города Горького на случай наступления фашистских захватчиков. С 1941 по 1943 город Горький подвергался массированным авиаударам. Молодежь дежурила на крышах домов, с риском для жизни забрасывали песком зажигательные бомбы. Во время одной из таких бомбардировок - 22 июня 1943 года был смертельно ранен в подъезде своего дома глава семейства – бабушкин отец Дмитрий Степанович Хиженков. Осколок попал ему в живот, и врачи не смогли его спасти – он умер на операционном столе.

Самый старший из бабушкиных братьев Александр с самого начала войны служил артиллеристом. Будучи тяжело раненым в 1941 году находился на излечении в Горьком, не долечившись, добровольцем опять ушел на фронт и погиб в 1943 году под Курском. Другой брат – Василий – служил летчиком на тяжелом бомбардировщике, не вернулся с задания - пропал без вести. После войны бабушка пыталась узнать хоть что-то о том, где и как он погиб, но все ее розыски оказались безуспешными. Средний брат – Константин, дослужился до звания подполковника НКВД, боролся со шпионажем в Москве. Четвертый сын – Иван, тоже был участником войны, и остался жив. Пятый сын - Вячеслав всю свою жизнь связал с автозаводом, работал мастером в литейном цехе, на самом трудном производстве. Старшая сестра Антонина строила военный аэродром в городе Горьком.

Четверо сыновей были на фронте, дочери работали далеко от дома в тылу, муж погиб – и бабушкина мать Прасковья Васильевна Хиженкова осталась в Горьком с младшим сыном Вячеславом, который, чтоб поддержать мать и прокормится, в 15 лет устроился работать на хлебозавод.

В 1943 году, когда бабушке еще не исполнилось 19 лет, ее откомандировали на Дальний Восток, в город-порт Ванино, и назначили заведующей аптекой. Бабушка вспоминала – кругом были ужасы войны, гибли люди, жили впроголодь, но все равно как-то находили силы жить, бороться, трудиться, помогать друг другу, даже не смотря на смерть родных и близких. Верили, что скоро настанет победа, что все эти ужасы окончатся, мечтали о мирной спокойной жизни.

Победу бабушка встретила на Дальнем Востоке в звании лейтенанта запаса медицинской службы. В Горький она вернулась только в 1949 году, и всю свою жизнь работала в аптеке.

Конечно же, все эти сведения очень разрозненные и неполные – бабушка, как и дед, почти никогда не рассказывала нам о войне. Видимо, они оба не хотели пугать нас всеми теми ужасами, которые пережили. Несмотря на это, мы стараемся как можно больше узнать об их жизни, бережно храним фотографии, документы и письма с фронта. До самой смерти бабушка с дедушкой были нашими советчиками и помощниками, нашей поддержкой и опорой, сейчас их нет с нами, но мы помним о них, об их мужестве, честности и стойкости. В трудную минуту я всегда вспоминаю деда и бабушку, и думаю, что мои проблемы не идут ни в какое сравнение с теми, что пришлось пережить им – ему на фронте, а ей в тылу. В будущем я собираюсь систематизировать все документы, и написать историю нашей семьи, для того, чтобы передать ее своим детям, чтобы и они не забывали о своих корнях.