» »

Что такое обыватель. Значение слова обыватель в толковом словаре русского языка ушакова

24.09.2019

Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее головы канарейкам сверните -
чтоб коммунизм канарейками не был побит!
В. Маяковский «О дряни»

Проблема и пагубное свойство, о которой пойдёт речь в данной статье — это то,что имеют в виду, когда говорят о качествах, присущих обывателю. Кто такой обыватель? В устаревшем значении под обывателем понимался постоянный житель какой-либо местности. Но другое, более распространённое значение понятия обыватель сегодня иное. Одно из определений, например, в современном словаре русского языка описывает обывателя как того, кто лишен общественного кругозора, отличается косными мещанскими взглядами, живет мелкими, личными интересами . Есть и другие похожие определения, которые имеют в виду это же значение. Вот это, второе, значение я и буду подразумевать, используя понятие обыватель.

В вышеупомянутой статье «о неразумности и внутренних ценностях», в общем-то, шла речь как раз о двух основных проблемах, существующих в современном обществе и одолевающих современных людей. Первая из этих проблем, собственно неразумность, вторая — отсутствие каких-либо ценностей, целей, активной позиции, склонность к пассивным приспособительным реакциям, отсуствие того, что обозначают словом «пассионарность». Всё это, безусловно, присуще и обывателю, однако помимо этого, у него есть ещё ряд специфических качеств, которые надо прибавить к неразумности и пассивности, чтобы получился именно обыватель.
Если говорить о просто неразумности, она может быть обусловлена рядом разных вещей. Современные люди неразумны потому, что их окружает множество неправильных стереотипов, которые они усваивают с рождения, потому что имеют неправильный стиль мышления, изобилующий логическими ошибками на каждом шауг, опять же, широко распространённый вокруг них и поэтому кажущийся «нормальным», потому что мышление их постоянно искажено эмоциями и оценочными ярлыками и т. п. Проблема отсутствия пасионарности также может быть объяснена рядом разных причин — господством материалистического менталитета и соответствующих ему установок в представлениях о мире и человеке, глубоко укоренённой и кажущейся, опять же, «нормальной», практикой приспособления и ориентации на внешние условия в своих жизненных планах и т. п. Так или иначе, имея в виду эти причины, можно пытаться нейтрализовать их действие, можно пытаться объяснить людям основные факторы, лежащие в их основе, исправить усвоенные ими ложные установки и стиль мышления. Нормальный, условно говоря, человек, даже будучи неразумным, пассивным и подверженным ложным установкам, будет, в общем-то, считать свою позицию и данные установки оправданными, он может привести в их защиту некую, хоть и ложную аргументацию, он будет представлять себе как обоснованную ту стратегию и те представления, которые ему присущи. Однако даже таких людей не так много. Значительная часть общества, которую как раз и можно обозначить, как обывателей, не привержена стереотипам ни ложным, ни истинным, не воспринимает идей ни правильных, ни неправильных, и какой-либо внятной позиции и оснований своих поступков не имеет вообще.

Каковы особенности обывателей? Основная черта обываталей, которая объединяет их всех, это принципиально избранный для себя в жизни подход, выражающийся в нежелании заморачиваться чем-либо, брать для себя какую-либо позицию, решать правильность или неправильность каких-то вещей, выпадающих из круга его крайне узких и непосредственных личных интересов. Однако при всём при этом судить и высказываться обыватели себе отводят право про всё. Более того, своё право на это они видят даже как более приоритетное, по отношению к тем, кто в данных вещах действительно пытается разбираться.

Такая позиция для нормального человека совершенно абсурдна, однако для обывателей она кажется естественной и эта позиция — единственная, которой они могут последовательно придерживаться. С точки зрения психология, позиция обывателя — это свобода от ответственности, причём, прежде всего, от внутренней, которая появилась бы, если бы он брался действительно разрешать те или иные значимые вопросы. Вместо этого обыватель находит удовлетворение в том, что произвольно и сиюминутно выбирает то, что для него наиболее выгодно и просто. Зачастую обыватель делает наиболее примитивный выбор и при этом никогда не пытается взвесить для себя его обоснованность, целесообразность и т. п. Ради отказа от ответственности, и, следовательно, от каких-то сомнений и заморочек, обыватель ограничивает зону своего восприятия вещей и окружающих реалий, в результате хоть сколько-нибудь сложные и значимые вопросы, вопросы, не связанные непосредственно с его личными интересами, выпадают из этой зоны. Обыватель отбрасывает, в частности, вопросы общественно значимые, вообще вопросы, связанные с общественными делами, т. к. не видит в них лично для себя пользы. Однако параллельно с превращением людей в обывателей идёт не просто отстранение обывателя от дел общества, увлечения его своими мелкими частными интересами, но и трансформация общества, трансформация общественных представлений, трансформация повседневной жизненной практики таким образом, что не выпадая совершенно из общества, не отрицая вообще своей общественной роли, обыватели подменяют ответственную позицию относительно разных вещей, ответственную общественную роль суррогатной, которая произвольна и пуста, но занимает в их глазах место весомой и значимой. Всё это приводит к формированию такого обывателя, о котором выше шла речь — субъекта, которому на всё наплевать, но который который уверен, что голос его будет решающим в суждении о чём-либо.

Находясь в обществе, обыватель считает, что его интересы должны быть учтены первоочередным образом, но по большей части, совсем без его участия. Его дело, полагает обыватель, в крайнем случае высказать абстрактные пожелания либо проконтролировать исполнение. Обыватель полагает, что решение его мелких личных проблем есть основная задача общества, что удовлетворение его мелких потребностей есть главный движитель всех процессов. Обыватель, однако, совсем чужд мыслей о согласовании задач личных и задач общества. Основная цель обывателя — просто существование, и он совершенно уверен, что его личные мелкие интересы есть мера всех вещей, поэтому он ищет выгодный и удобный для себя вариант вне зависимости от общественных интересов. Цель и смысл обывателя — личный комфорт, при этом конкретный способ совмещения интересов личных и интересов общественных его не волнует и возлагается им на других. Обыватель уверен, что существует такой идеальный вариант, когда и удобно и правильно, но заботиться об этом должен не он, а государство, учёные и ещё кто угодно, он же, обыватель, должен лишь контролировать, чтобы они там, понимаешь, не отлынивали от реализации такого идеального варианта. В итоге обыватель выбросит мусор на улице, будучи уверен, что улица должна быть чистой, он будет ругать учителей в школе за то, что те плохо учат, но защищать право своего ребёнка быть двоечником и хулиганом, он будет давать взятки и воровать деньги из госбюджета, рассуждая о том, что коррупции засилье и разворовывают и растаскивают, гады, у нас страну.

Обывателю удобно считать, что он всё решает и всё от него зависит. Власть и политики в большинстве стран, включая и западные, т. н. «развитые» страны, и нашу страну, причём ещё со времён СССР, приспособились всячески поддерживать этот миф и ориентироваться на обывателей. Избирательные кампании давно ведутся с прицелом на обывателей, для того, чтобы получить заранее нужный результат. Ориентируются на обывателей СМИ, корпорации и бизнес. Для них это самый верный способ получить наилучший (по прибыли, по рейтингу) результат с наименьшими затратами. Обывателей удобно контролировать и манипулировать ими, раздувая ещё больше приятный для обывателей миф о том, что мир вертится вокруг них и что всё делается ради их блага, для удовлетворения их обывательских потребностей, для защиты их «прав» и интересов. Этот миф уже укоренился в сознании многих, и лично я встречаю его нередко в качестве аргумента в дискуссиях. Но определяет ли что-нибудь обыватель на самом деле, весомо ли действительно его мнение? Конечно же, ни в коей мере. Те же люди, в чьих руках сосредоточена власть и которые раздувают миф о всесилии обывателей, это прекрасно знают. Обыватели ничего не решают, они вообще не могут ничего решить, как в силу своей некомпетентности, непонимания чего-либо, так и в силу неспособности к целенаправленным действиям. Всё определяют только люди решительные и активные, которых в современном обществе меньшинство, обыватели же лишь принимают свершившееся как должное и пытаются вновь приспосабливаться, обустраиваться в новых условиях. Своё пустое и бессодержательное «мнение» обыватель куда скорее изменит, чем станет его защищать.

Нет сомнений, что обыватели — пустые и никчёмные люди, которых в обществе быть не должно. Распространение обывателей и уменьшение числа пассионарных личностей есть предвестник краха любой цивилизации. С укоренением слоя обывателей как основной массы общества останавливается его развитие, ибо обыватели неспособны воспринимать никакие идеи, и начинается деградация всех общественных институтов. Обывателей нельзя ничему научить, на них нельзя ни в чём опереться. Остановить деградацию, обратить вспять вирус обывательства — есть наиболее актуальная задача на данный момент. Слом обывательских установок — условие, без выполнения которого не может быть решена никакая задача по улучшению общества. Убить в себе обывателя сегодня должен каждый!

Значение слова ОБЫВАТЕЛЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова

ОБЫВАТЕЛЬ

обывателя, м.

1. Постоянный житель какой-н. местности (устар.). Обыватели ведут сонную, пьяную жизнь и вообще живут впроголодь. Чехов. Сельские обыватели (крестьяне; дореволюц.). Быстро пошел вниз по улице, чувствуя насмешливые улыбки встречных обывателей. Максим Горький.

2. перен. человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами; человек, уклонившийся от классовых позиций пролетариата (презрит.). Избиратели, народ должны требовать от своих депутатов, чтобы они оставались на высоте своих задач, чтобы они в своей работе не спускались до уровня политических обывателей, чтобы они оставались на посту

Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОБЫВАТЕЛЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОБЫВАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. 1. В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям. …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    обыва"тель, обыва"тели, обыва"теля, обыва"телей, обыва"телю, обыва"телям, обыва"теля, обыва"телей, обыва"телем, обыва"телями, обыва"теле, …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: мещанин, филистер …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: мещанин, филистер (кн. …
  • ОБЫВАТЕЛЬ
    см. житель || городской …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в словаре Синонимов русского языка:
    буржуа, бэббит, бюргер, жилец, житель, мещанин, обитатель, …
  • ОБЫВАТЕЛЬ
    1. м. устар. Постоянный житель какой-л. местности. 2. м. Тот, кто лишен общественного кругозора, отличается косными мещанскими взглядами, живет мелкими, …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    обыв`атель, …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    обыватель, …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Орфографическом словаре:
    обыв`атель, …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, мещанин N2 Превратиться в обывателя. обыватель а также вообще В царской …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    обыватель 1. м. устар. Постоянный житель какой-л. местности. 2. м. Тот, кто лишен общественного кругозора, отличается косными мещанскими взглядами, живет …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. устар. Постоянный житель какой-либо местности. II м. Тот, кто лишен общественного кругозора, отличается косными мещанскими взглядами, живет мелкими, …
  • ГОРОДСКОЙ ЖИТЕЛЬ, ОБЫВАТЕЛЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ВЕРДИКТ ЗА ДЕНЬГИ (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 02:32:20 * Вы, как консультант по присяжным, должны знать: присяжные не доверяют адвокатам, которые слишком нарядно одеты. …
  • ФРЕЙДИЗМ И ИСКУССТВО в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Фрейдизм (учение 3. Фрейд а и его ближайших последователей) оказал сильнейшее влияние как на сферу художественного творчества XX в., так …
  • ГОРОДСКОЕ СОСТОЯНИЕ ИЛИ СОСТОЯНИЕ ГОРОДСКИХ ОБЫВАТЕЛЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (известных также под общим именем граждан) — образуется в России из пяти сословных групп в среде городского населения: 1) почетных …
  • ГОРОДСКОЕ СОСТОЯНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    или состояние городских обывателей (известных также под общим именем граждан) ? образуется в России из пяти сословных групп в среде …
  • ОБЫВАТЕЛЬСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. прил. устар. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: обыватель (1*), связанный с ним. 2) Свойственный обывателю (1*), характерный для …
  • ОБЫВАТЕЛЬНИЦА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. устар. Женск. к сущ.: обыватель (1*). 2. ж. Женск. к сущ.: обыватель …
  • ПОСАЖАТЬ (02) в Словаре Даля:
    | Засаженное деревьями, кустами, растеньями место; разводка, школа, плантация. Посад клена. Под виноградным посадом два десятины, в архан. говорят посад …
  • ЖИТЬ (03) в Словаре Даля:
    | церк. и стар. имение, имущество, живот, нажитое. У него житья-бытья всего один кафтан на плечах. Доброе, плохое житье. Живут, …

). «Обыватели ведут сонную, пьяную жизнь и вообще живут впроголодь.» Чехов . Сельские обыватели (крестьяне; дорев.). «Быстро пошел вниз по улице, чувствуя насмешливые улыбки встречных обывателей.» Максим Горький .

2. перен. человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами; человек, уклонившийся от классовых позиций пролетариата (презр.). «Избиратели, народ должны требовать от своих депутатов, чтобы они оставались на высоте своих задач, чтобы они в своей работе не спускались до уровня политических обывателей, чтобы они оставались на посту политических деятелей ленинского типа…» Сталин .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ОБЫВАТЕЛЬ" в других словарях:

    См. житель городской обыватель... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. обыватель бэббит, филистер, мещанин, обитатель, житель, жилец, шмуд, бюргер, мажор, буржуа Словарь… … Словарь синонимов

    обыватель - ОБЫВАТЕЛЬ, мещанин, книжн. бюргер, книжн. филистер ОБЫВАТЕЛЬЩИНА, мещанство, книжн. филистерство ОБЫВАТЕЛЬСКИЙ, мещанский, книжн. бюргерский, книжн. филистерский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    ОБЫВАТЕЛЬ, я, муж. 1. В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям. Городской о. Сельский о. 2. Человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными … Толковый словарь Ожегова

    Голодалкиной волости, села Обнищухина. Народн. Ирон. О неимущем, нищем человеке. ДП, 90 … Большой словарь русских поговорок

    Термин «обыватель» имеет несколько значений: в современном языке ограниченный человек с мещанскими взглядами. Отрицательную окраску слово приобрело после революции 1917 года; житель какой нибудь местности. Первоначальное, ныне устаревшее … Википедия

    обыватель - Древнерусское – обитати (обитать, жить). В древнерусском языке слово «обыватель» встречается с середины XI в. Это слово, в своем первоначальном значении, использовалось как название жителя какой либо местности. Гораздо позже слово «обыватель»… … Этимологический словарь русского языка Семенова

    обыватель - гениальный обыватель необычный обыватель … Словарь оксюморонов русского языка

    обыватель - ОБЫВАТЕЛЬ, я, м Неодобр. Человек, лишенный общественного кругозора, с косными мещанскими взглядами, живущий мелкими личными интересами. // ж обывательница, ы. Обыватель живет у себя где нибудь в Белеве или Жиздре и ему не скучно, а приедет сюда… … Толковый словарь русских существительных

    обыватель - я, м.; ОБЫВА/ТЕЛЬНИЦА, ы, ж. 1. Житель какой нибудь местности, относящийся к податным сословиям; постоянный житель какой либо местности. Останови же лошадок! Видишь: из каждых ворот Спешно идет обыватель. Все то знакомый народ. Что ни… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    I м. устар. Постоянный житель какой либо местности. II м. Тот, кто лишён общественного кругозора, отличается косными мещанскими взглядами, живёт мелкими, личными интересами. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Инструментарий проекта. От Альберти до Скамоцци , Ю. Е. Ревзина. Главный авторитет для всех почитателей классической архитектуры Витрувий так определил разницу между архитектором и несведущим в строительных делах человеком. Всякий, - писал он, - человек, а…

Словарь Ушакова

Обыватель

обыва тель , обывателя, муж.

1. Постоянный житель какой-нибудь местности (устар. ). «Обыватели ведут сонную, пьяную жизнь и вообще живут впроголодь.» Чехов . Сельские обыватели (крестьяне; дорев. ). «Быстро пошел вниз по улице, чувствуя насмешливые улыбки встречных обывателей.» М.Горький .

2. перен. человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами; человек, уклонившийся от классовых позиций пролетариата (презр. ). «Избиратели, народ должны требовать от своих депутатов, чтобы они оставались на высоте своих задач, чтобы они в своей работе не спускались до уровня политических обывателей, чтобы они оставались на посту политических деятелей ленинского типа...» Сталин .

Этимологический Словарь Русского Языка

Обыватель

Древнерусское – обитати (обитать, жить).

В древнерусском языке слово «обыватель» встречается с середины XI в.

Это слово, в своем первоначальном значении, использовалось как название жителя какой-либо местности. Гораздо позже слово «обыватель» приобрело негативное значение, оно стало синонимом мещанства.

Производное: обывательский.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Обыватель

, я , м. ; ОБЫВАТЕЛЬНИЦА, ы , ж.

1. Житель какой-нибудь местности, относящийся к податным сословиям; постоянный житель какой-либо местности.

* Останови же лошадок! Видишь: из каждых ворот Спешно идет обыватель. Все-то знакомый народ. Что ни мужик, то приятель . // Некрасов. Стихотворения // / *

2. Человек с узким кругозором, живущий мелкими личными интересами; мещанин.

* При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними . // Чехов. Ионыч // *

ОБЫВАТЕЛЬСКИЙ, ОБЫВАТЕЛЬНИЦА, ОБЫВАТЕЛЬЩИНА.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Обыватель

Я, м.

Тот, кто лишён общественных интересов, живет только мелкими личными интересами.

* Стать обывателем. *

|| прил. обывательский , -ая, -ое.

* Обывательское мнение. Обывательские взгляды. *

Тезаурус русской деловой лексики

Обыватель

Syn: мещанин, филистер (кн.)

Словарь Ожегова

ОБЫВА ТЕЛЬ, я, м.

1. В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям. Городской о. Сельский о.

2. Человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, (во 2 знач.). Превратиться в обывателя.

Обывательщина как качество личности – склонность отличаться косными мещанскими взглядами, жить мелкими личными интересами, проявлять отсутствие общественного кругозора.

Человек, вставший на путь духовного развития, по определению не может быть обывателем. В любом святом храме есть истинные подвижники веры, а есть обыватели, просто торгующие свечами. Обыватель – не целостная, не зрелая и не гармоничная личность. Целостный, зрелый, гармоничный человек всю жизнь стоит на платформе Ученика Жизни, всю жизнь он продолжает своё внутреннее развитие, личностный рост. Его девиз: — Век живи, век учись. Он постоянно прогрессирует.

Человек становится обывателем с момента, когда перестаёт расти, совершенствоваться. То есть он постоянно остаётся в одном и том же сознании. Его до самодовольства устраивает сегодняшний собственный уровень развития, он не желает палец о палец ударить, чтобы, совершенствуясь, немного приблизиться по своим качествам к Богу. Тот, кто стремится к Богу, к Абсолютной Истине, любви, добру и красоте, обывателем не является. Обыватель эгоистичен и корыстен, он живет под влиянием энергии страсти или невежества. Поэтому не способен на безусловную любовь и бескорыстное служение людям.

Обывательщина — приоритетное внимание к удовлетворению физиологических и эмоциональных потребностей и пренебрежение интеллектуальными и духовными потребностями. У обывателя есть интересы, но все они мелочные и корыстные. Человек, бескорыстно служащий людям, обывателем не является.

Александр Круглов утверждает: «Обыватель есть тот, для кого благополучие, достигаемое приспособленностью к наличной социальной среде, есть высшая ценность, и, постольку, составляет предмет его самоуважения… Состоявшийся обыватель – горд и презрителен. Если он окажется и «сзади» других, то, по крайней мере, «в том же (нужном) стаде». Всегда должны находиться такие, кто будет хуже его: хотя бы те, кто в другом «стаде» или вовсе не «в стаде». – Без чванства обыватель неполный. «Элита» – любимое словечко современного обывателя; сноб (гордящийся своей принадлежностью к «элите») – обыватель со «знаком качества». Обыватель самоуверен предельно: он уверен, что знает, ни больше ни меньше, как «жизнь». То есть все, что кто-то в жизни может ценить кроме благополучия – для него блажь, «иллюзии».

Наступление на обывательщину и мещанство развернулось в начале двадцатых годов прошлого столетия. Слово обыватель и мещанин стало ругательным в основном из-за того, что его носители были представителями мелкобуржуазной психологии. Вместе с тем, Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Моя родословная» с гордостью заявлял: «Я просто русский мещанин!». Антон Павлович Чехов подписывался «Аутский мещанин».

В.В. Набоков пишет: «В обывателе удручает не столько его повсеместность, сколько сама вульгарность некоторых его представлений. Его можно назвать «благовоспитанным» и «буржуазным». Благовоспитанность предполагает галантерейную, изысканную вульгарность, которая бывает хуже простодушной грубости. Рыгнуть в обществе - грубо, но рыгнуть и сказать: «Прошу прощения» - не просто вульгарно, но еще и жеманно. Понятие «буржуазность» я заимствую у Флобера, а не у Маркса. Буржуазность во флоберовском понимании свидетельствует скорее о складе ума, чем о содержимом кошелька. Буржуа - это самодовольный мещанин, величественный обыватель. Маловероятно, чтобы этот тип существовал в первобытном обществе, хотя элементы мещанства можно обнаружить и там. Представьте себе на мгновение людоеда, требующего к обеду изысканно разделанную человеческую голову. Точно так же американский обыватель желает, чтобы отечественные апельсины всегда были ярко-оранжевыми, лососина - нежно-розовой, а виски - золотисто-желтым. Но, как правило, мещанство возникает на определенной ступени развития цивилизации, когда вековые традиции превратились в зловонную кучу мусора, которая начала разлагаться».

Во времена перемен обыватель предпочитает затаиться, как премудрый пескарь, и ждать, чья власть возьмёт верх, а затем вылезает из всех нор и щелей, чтобы вырвать тёплое местечко.

В 1921 году в стихотворении “О дряни” В. В. Маяковский писал о современной ему действительности:

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
Из-за спины РСФСР
Мурло
Мещанина.
Из российского обывателя он превратился в обывателя советского.
Со всех необъятных российских нив,
С первого дня советского рождения
Стеклись они,
Наскоро оперенья переменив,
И засев во все учреждения.

Там, где воцаряется обывательщина, правит бал бездарность. Обыватель по своей природе агрессивен. Это только в момент опасности, он с ужасом из-за плотных штор опасливо наблюдает за развёртыванием событий. Как только наступает определенность, обывательщина рвется к кормушкам и окружает себя бездарными людьми. Когда в круговой поруке сгрудились бездарности – «сдайся враг, замри и ляг». Э. Казакевич заметил: «Бездарность - великая цепь, великий тайный орден, франкмасонский знак, который они узнают друг на друге момен­тально и который их сближает как старообрядческое двуперстие - раскольников». Поэтому можно полностью согласиться со словами поэта Льва Озерова: «Пренебрегая словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».

Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Кто в нём представляет обывателей? Это литераторы (Берлиоз, Бездомный, Рюхин), театральная администрация (Лиходеев, Римский, Варенуха). Все они живут «только мелкими личными интересами» при этом у каждого спрятан свой скелет в шкафу, то есть каждый грешен. Булгаков практически делает синонимами слова обыватель и грешник. Семплеяров - прелюбодей. Лиходеев - пьяница, ведущий распутный образ жизни, Латунский - лжец.

В.В. Набоков пишет: «Обыватель с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть разрывается между стремлением поступать как все и приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, - и страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. Он жаждет останавливаться в лучших отелях, путешествовать в 1-м классе океанского лайнера с капитаном в белоснежном кителе и великолепным сервисом. Соседство с главой компании и европейским аристократом может вскружить ему голову. Нередко он - сноб. Богатство и титул приводят его в восторг: «Дорогая, сегодня я болтал с герцогиней!»

Петр Ковалев