» »

Что характеризует общество как динамическую систему. Общество как сложная динамичная система

17.10.2019

Современный юрист призван быть глубоким знатоком законов, иметь разносторонние навыки в их применении, уметь пропагандировать право, повышать уровень правовой культуры граждан. Наряду с этим он должен обладать знаниями об обществе в целом. Это естественно, поскольку способ существования людей, их материальное благосостояние, духовность, счастье в большой степени зависят от того, в каком обществе они появились на свет, сформировались как личности, обрели социальный статус. Вот почему обществознание входит в систему обучения и воспитания будущих юристов.

Понятие «общество» - одно из самых спорных и многозначительных в науке. Что же такое общество?

Понятие «общество » многозначно. Оно может быть отнесено к сравнительно небольшим группам людей, объединенных по какому- либо значимому для них основанию, например, обществам спортсменов, писателей, любителей животных и т.п.

В общественных науках предлагается много определений понятия «общество». Их непохожесть определяется разными подходами в изучении предмета исследования.

Общество широком смысле) - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество (в узком смысле) может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В Российской социологической энциклопедии дается следующее определение.

Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой.

Общество - это, прежде всего, совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного и его поведения, так и стадо последних не может с научной точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.

Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются их отношением к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.

Во-вторых, не может общество быть представленным одиноко живущим человеком (Робинзон Крузо) или незначительным числом людей, изолированных друг от друга и от других людей.

Общество - это не любая механическая совокупность индивидов, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие друг с другом.

В философии, социологии и других науках общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема».

Подсистемы - «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

В любом случае общество представляет собой группу людей, составляющую некую целостность. С какими другими целостностями соседствует общество в этом мире?

Окружающий нас мир составляет единое целое. Но при этом состоит из множества различных вещей и явлений. Потребности познания заставляют нас объединять отдельные вещи в большие или маленькие группы, сходные в чертах существования. Такие группы получили название «формы бытия».

Бытие- все существующее, что мы способны ощутить или смогли бы ощутить, если бы эти объекты были для нас досягаемы, т.е. речь идет о бытии мира, Вселенной.

В современном обществознании выделяют следующие формы бытия:

  • Бытие вещей и явлений.
  • Бытие человека.
  • Бытие духовности.
  • Бытие социальности.

Бытие вещей и явлений. Эта форма разделяется на два вида.

Бытие вещей и явлений естественной природы. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени, она всегда и везде была, есть и будет в отличие от отдельных вещей и состояний природы. Природа - объективная первичная реальность. К XXI веку наука подошла, имея в своем арсенале достаточно стройную концепцию устройства материального мира. В ее основе лежит принцип системности, требующий рассматривать мир как иерархическую композицию сложноподчиненных объектов, каждый их которых представляет определенную систему. Применение системного подхода к миру в целом позволяет составить достаточно стройную и упорядоченную картину его функционирования.

Весь известный нам мир (Вселенная) представляет собой целостную систему (границы которой, если они вообще есть, пока точно не определены), состоящую из множества взаимосвязанных элементов (подсистем), каждый из которых сам рассматривается как целостная система, имеющая свой набор элементов. Они представляют собой наиболее крупные звенья, «этажи» в организационной иерархии нашего мира. Выделяются три больших типа систем: 1) системы неживой природы, 2) биосистемы и 3) системы социальные. Внутри каждого из этих типов систем имеются структурные уровни, т.е. большие классы менее крупных систем. Таким образом, материальный мир представляет собой многоярусную конструкцию, образуемую структурными уровнями материи.

Бытие вещей и явлений, произведенных человеком. Человек наполнил мир вещами, которые естественным образом в природе не появляются. Этот мир новых вещей был назван «второй природой» или искусственной природой. Другое название - техника.

Бытие человека. Эту форму бытия необходимо рассматривать с двух точек зрения.

Бытие человека как вещи природы. Человек, как любая другая вещь природы, имеет конечное бытие. Он тесно связан с природой своим телом, вынужден подчиняться всем ее законам. Можно, конечно, свести до минимума свои биологические потребности, но совсем отказаться от них (например, от еды и сна) невозможно, это несовместимо с жизнью.

Специфически человеческое бытие. Человек является частью природы, он - один из физических объектов. Но он при этом еще и биологический объект - животное. Однако в отличие от всех других животных человек - животное мыслящее. Поэтому свою зависимость от природы он способен в некоторых пределах регулировать. Люди способны развивать свои тело и разум собственными усилиями. Таким образом, человек, обладающий естественными способностями, выступает как объект первой природы, а, приобретая искусственно выработанные, натренированные физические и духовные свойства, становится одновременно объектом и «второй природы».

Бытие духовности. Существование духовности имеет два пространственно-временных измерения:

  • 1) бытие индивидуальной духовности. Здесь речь идет о сознании человека. Конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельного человека. Внутренний духовный мир человека проявляется в высказанных идеях и реальных поступках.
  • 2) бытие вне индивидуальной духовности. Личные мысли человека могут стать общим достоянием, если он их передаст кому-то в личном общении или зафиксирует с помощью каких-то материальных средств (дискета, бумага, холст, металл, камень и т.п.). С помощью таких средств достижения человеческой культуры передаются от поколения к поколению. Таким образом, смертные люди порождают бессмертные идеи и образы, которые приобретают собственное бытие. Самые ценные идеи и образы накапливаются, образуя духовное богатство человеческой цивилизации.

Бытие социальности. Социальность как совокупность определенных свойств находит воплощение в двух формах.

  • 1) Бытие личности. Здесь речь идет о человеке как о социальном субъекте, как о носителе социальных качеств, как представителе того или иного общества.
  • 2) Бытие общества. Это как раз та форма бытия, которая и является предметом нашего рассмотрения. Эту целостность мы и будем рассматривать во взаимодействии с природой, отдельными личностями, материальными и духовными достижениями человечества.

Главная черта общества - его органичная целостность, системность. Общество существует и развивается благодаря наличию устойчивых связей между его субъектами. Что же означает эта связь?

Любой предмет (явление) природы, существующий в данный момент, не просто имеет бытие сам по себе, а существует совместно с другими предметами. Это совместное бытие (событие), например людей, можно рассматривать с нескольких точек зрения: времени (современники); пространства (соотечественники); структуры (сотрудники) и т.д.

Такое положение вещей обозначается понятием «отношение».

Отношение- это некоторый вид совместного существования каких-либо форм бытия.

Отношения «самого по себе» не существует, оно возникает только при наличии, по крайней мере, двух объектов. Виды совместимости, в зависимости от силы влияния предметов друг на друга, могут быть самыми разными. Крайние случаи: от полного отсутствия влияния (бабочка и Антарктида) до самой тесной зависимости (человек и кислород). Тесные отношения - это особый вид совместимости объектов. Поэтому он обозначается понятием «связь».

Связь (зависимость) - отношение, при котором появление и изменение одного объекта влияет (воздействует) на изменение другого объекта.

Обособленность (независимость) - отношение, при котором наличие и изменение одного объекта не влияет (не воздействует) на изменение другого объекта.

Изменение состояния объекта внешне воспринимается как активность. То есть, связь следует понимать как отношение активности, а обособленность - как пассивность. Или, можно сказать по-другому, активность есть проявление связи (зависимости), а пассивность - это проявление отсутствия зависимости (или подавления ее другой, большей зависимостью) в отношениях конкретных объектов. И необходимость активности диктуется наличием зависимости. Эти отношения имеют место и в живой, и в неживой природе.

Как понимать и применять понятия «отношение» и «связь»?

Если кто-то повлиял на ход события, на результат процесса, следовательно, он с этой ситуацией (вещью) связан. Если кто-то был только очевидцем события, следовательно, он к этому событию имеет отношение (существовал с этим событием совместно). Если же не видел, не слышал, существовал с этим событием несовместно, то данный человек к данному событию не имеет никакого отношения.

В соответствие с приведенными определениями можно определить понятие «общественные отношения».

Общественные отношения - это различные виды совместное существование людей и их объединений.

Теперь можно дать и определение понятия «общество». Главное, что необходимо понять - не любая группа людей образует общество. Группа людей, загорающих на пляже, или люди, ожидающие на остановке автобус, еще не составляют общество, хотя и имеют похожие интересы. Общество образуется тогда, когда люди начинают совместно действовать, т.е. обнаруживают взаимную зависимость.

Общество - это совокупность людей, объединенных определенными связями.

Наличие устойчивых связей между компонентами общества, их единство не вызывают сомнений. Поэтому наиболее распространенной сегодня является теория общества как системы.

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих некоторую целостность.

Под элементом понимают максимально простое образование, которое в рамках какого-то исследования на части далее не делится.

Системы бывают простыми или сложными. Под сложной системой понимают такую систему, в которой взаимосвязанные элементы образуют несколько уровней или ступеней. Совокупность связей в системе называется структурой. В сложной системе структура имеет иерархическое строение , это означает, что одни уровни элементов подчиняются элементам других уровней.

Элементами социальной системы могут выступать отдельные индивиды, группы и организации. Общим названием для элементов социальной системы является термин «социальный субъект». Главной характеристикой социального субъекта выступает способность быть инициатором социальных изменений. Так вот примером простой социальной системой может быть дружеская компания без постоянного лидера. А любые организации с начальниками и подчиненными - это уже сложные социальные системы.

Социальную систему в масштабе общества страны часто делят на крупные подсистемы - сферы жизни общества.

Сфера общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Важно понять, что люди между собой одновременно находятся в различных отношениях, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества- это не геометрические пространства, где обитают разные люди. Это могут быть различные отношения одних и тех же людей, но по различным сторонам их жизни.

Выделяют следующие сферы жизни общества: материальнопроизводственная (экономическая), социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера - сфера отношений людей при создании материальных условий поддержания их жизни.

Социальная сфера - сфера отношений, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Видами социальных отношений являются межличностные, в том числе брачно-семейные, личностно-групповые и межгрупповые (межвозрастные, межрелигиозные, межнациональные и другие).

Духовная сфера - сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения и т.п.).

Политическая сфера - сфера отношений людей, обеспечивающих им совместную безопасность.

Конкретное содержание сфер жизни общества можно представить с помощью отношений в соответствующих социальных институтах.

Социальный институт - это организованный процесс отношений индивидов и групп, представленный в системе формальных прав и обязанностей. Более конкретно под социальным институтом понимают исторически сложившуюся устойчивую форму организации и регулирования совместной жизни людей

Понятие «социальный институт» употребляется в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных норм, правил, принципов, регулирующих, различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему социальных статусов и ролей.

Структура социальных институтов представляет собой сложную систему, поскольку каждый институт охватывает целый ряд социокультурных элементов. Эти элементы можно объединить в четыре основные группы, каждая из которых выполняет свои определенные функции:

  • 1)Экономические институты (собственность, рынок, деньги, заработная плата и т.д.) призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях ее эффективного развития;
  • 2) Политические институты (государство, суд, армия, политические партии и т.д.) связаны с установлением определенной власти и управлением обществом;
  • 3)Духовные институты (образование, воспитание, религия, СМИ, нормы морали и т.д.) - связаны с развитием науки, культуры, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей;
  • 4) Институты в сфере семьи (семья, брак, материнство, отцовство, дети и т.д.) являются первичными и ключевыми звеньями всей социальной системы. Семья задает повседневный тон всей общественной жизни. Общества процветают, когда в семьях его граждан царят благополучие и мир.

Приведенная группировка социальных институтов весьма условна и не означает, что они существуют изолированно друг от друга. Все институты общества тесно взаимосвязаны.

Управление социальными процессами требует установление дополнительных связей в социальных системах, что и отличает их от природных систем. В природных системах все изменения являются следствием соответствующих причин. Эти зависимости следствий от причин и называют причинными связями. По своему существу это - естественные отношения между объектами, при которых свойства одних объектов определяют характер изменения свойств (состояний) других объектов. Причинные связи имеют место и в отношениях между социальными субъектами. Так ребенок естественным образом зависит от родителей и других взрослых в силу недостаточного физического, прежде всего, и духовного развития. Но помимо этих связей в обществе формируются и функциональные связи.

Функция - необходимое, предписанное действие, которое требуется совершить человеку или техническому устройству по замыслу управляющего субъекта.

Поэтому о функциональных связях говорят только применительно к социальным и техническим системам. По своему существу - это искусственные отношения между объектами, при которых форма активности одних определяет форму активности других. Эта связь, например, имеет место в структуре должностного подчинения. Начальник потому так и называется, что он определяет начало и направление активности починенных.

Все сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны друг с другом. В истории наук об обществе были попытки выделить какую- либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозной сферы жизни. В Новое время и эпоху Просвещения выделялась роль нравственности и сферы научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений. Но в рамках общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традициях в области религии и морали. Таким образом, на определенных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться, но при этом роль остальных сфер не умаляется.

В данной теме раскрыт сложный характер социальных систем. В следующей теме будет представлен их динамический , т.е. подвижный, изменчивый характер.

Вопросы для повторения:

  • 1. Какие формы бытия существуют?
  • 2. Что такое общество?
  • 3. Что такое общественные отношения?
  • 4. Что собой представляют сферы общества?
  • 5. Как определить понятие «социальный институт»?
  • 6. Какова разница между причинными и функциональными связями?

В философии общество определяют как «динамическую систему». Слово «система» переводится с греческого языка как «целое, состоящее из частей». Общество как динамическая система включает в себя части, элементы, подсистемы, взаимодействующие между собой, а также связи и отношения между ними. Оно изменяется, развивается, возникают новые и исчезают старые части или подсистемы, они видоизменяются, приобретают новые формы и качества.

Общество как динамическая система имеет сложную многоуровневую структуру и включает большое число уровней, подуровней, элементов. Например, человеческое общество в мировом масштабе включает множество обществ в виде разных государств, которые в свою очередь состоят из различных общественных групп, в них и включен человек.

Состоит из четырех подсистем, которые являются основными человека - политической, экономической, социальной и духовной. Каждая сфера имеет свою структуру и сама также является сложной системой. Так, например, является системой, включающей огромное количество составляющих - партии, правительство, парламент, общественные организации и другое. Но правительство также можно рассматривать как систему с множеством компонентов.

Каждая является по отношению ко всему обществу подсистемой, но в то же время и сама - довольно сложная система. Таким образом, мы имеем уже иерархию самих систем и подсистем, то есть, иными словами говоря, общество - это сложная система систем, некая суперсистема или, как иногда говорят, метасистема.

Общество как сложная динамическая система характеризуется наличием в ее составе различных элементов, как материальных (зданий, технических систем, учреждений, организаций), так и идеальных (идей, ценностей, обычаев, традиций, менталитета). Например, экономическая подсистема включает организации, банки, транспорт, произведённые товары и услуги и, вместе с тем, экономические знания, законы, ценности, и другое.

Общество как динамическая система содержит в себе особый элемент, который является её основным, системообразующим элементом. Это - человек, обладающий свободой воли, способностью ставить цель и выбирать средства достижения этой цели, что делает социальные системы более подвижными, динамичными, чем, допустим, природные.

Жизнь общества как постоянно находится в состоянии движения. Темпы, масштабы и качество этих изменений могут быть разными; в истории развития человечества было время, когда сложившийся порядок вещей не менялся в своей основе веками, однако, с течением времени темпы изменений стали расти. По сравнению с природными системами в человеческом обществе качественные и количественные изменения происходят значительно быстрее, что говорит о том, что общество постоянно меняется и находится в развитии.

Общество, как, впрочем, и любая система, являет собой упорядоченную целостность. Это значит, что элементы системы находятся внутри нее в определенном положении и в той или иной степени связаны с другими элементами. Следовательно, общество как целостная динамическая система обладает неким качеством, которое характеризует её как единое целое, имеющее свойство, которое не имеет ни один из её элементов. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы.

Обществокакдинамическаясистема характеризуется ещё одной чертой, которая заключается в том, что оно относится к числу самоуправляемых и самоорганизующихся систем. Данная функция принадлежит политической подсистеме, которая придаёт согласованность и гармоничное соотношение всем элементам, образующим социальную целостную систему.

В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.

1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).

2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).

Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.

Существуют различные пути развития общества:

Эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);

Революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля , К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.

Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы , проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.

    С давних пор люди, живя а коллективе, задумывались об особенностях и закономерностях совместной жизни, стремились ее организовать, обеспечить ей стабильность.

    Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом.

    Человек – существо общественное, не может жить изолированно.

Общество - это совокупность отношений между людьми, разумно организованная жизнь и деятельность их больших групп.

Система (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.

КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕСТВА:

    Народ- это историческая форма общности людей, связанных с условиями производства материальных и духовных благ, языком, культурой и происхождением.

    Нация - историческая форма организации жизни какого-либо одного народа (или нескольких близких). Это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экон. связей, языка, культуры.

    Государство- это основанная на праве и законе форма организации жизни народа или нации. Осуществляет управление населением определенной территории.

    Природа- это совокупность естественных условий существования человеческого общества(находятся в тесной взаимосвязи).

    Человек- это живое существо, которое оказывает максимальное воздействие на природу.

Общество – совокупность отношений между людьми, складывающиеся в процессе их жизнедеятельности.

Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;

В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни .

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод)

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

    Экономическая сфера- это совокупность общественных отношений, которые возникают в процессе производства материальных ценностей и существуют по поводу этого производства.

    Политико-правовая сфера- это совокупность общественных отношений, которые характеризуют отношения власти(государства) к гражданам, а также отношения граждан к власти(государству).

    Социальная сфера- это совокупность общественных отношений, организующих взаимодействие между различными социальными группами.

    Духовно-нравственная, культурная сфера- это совокупность общественных отношений, которые возникают в духовной жизни человечества и функционируют как ее основа.

Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни.

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод).

Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Институт семьи – первичный социальный институт, связанный с воспроизводством человека как биолог. Вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. Родители-дети, любовь и взаимопомощь.

Общество – сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем (сфер общественной жизни).

Характерные черты (признаки) общества как динамической системы:

    динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов).

    комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты).

    самодостаточность (способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей).

    интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы).

    самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе).