» »

Самостоятельное строительство катамарана. Как сделать катамаран из пластиковых труб своими руками? Надувной парусный катамаран своими руками

25.06.2020

Своими руками? Для такого судна нужно два основных элемента: это рама и емкости с воздухом.

Рама. В походных условиях рама катамарана может быть изготовлена из деревянных жердей, так экономится вес и объем снаряжения. В остальных случаях она изготавливается из дюралевого сплава. В промышленном производстве используют авиационный алюминий марки Д16Т - это довольно дорогой материал, его трудно достать, тем более в малом объеме. Мало того трубы должны быть диаметром 35-40 мм с толщиной стенки 1.5 мм.

В качестве альтернативы подойдет более дешевый сплав АД31Т1, однако раму такую лучше использовать для катамаранов, которые будут использоваться на простых реках.

Баллоны. Изготовление баллонов сложный процесс, поскольку требует определенного опыта. Потребуется выкройка, сама ткань ПВХ, клей, присадка для клея и инструменты (фен, валик, специальный шпатель). Могу сразу Вас заверить, что первые баллоны, они как и блины - комом:) Поэтому лучше заказать изготовление, либо купить заводские. Если Вы все таки решились на самостоятельное изготовление, то наши рекомендации такие:

1. Ткань ПВХ любая, но только лодочная. Плотность от 750 гр/кв.м. Очень хорошая ткань производства Mirasol, из нее готовят баллоны байдарок Хатанга .
2. Клей. Лучше по параметрам цена-качество, это клей 900 И. На банке есть подробная инструкция по применению. Понадобится 1 литровая банка с запасом
3. Присадка. Десмодур (китайский аналог дешевле). Нужна для добавления в клей, придает термопластичность, Ваши баллоны не развалятся при температуре 70 градусов, но на солнце надутыми не оставляйте.
4. Выкройки. Ниже можете взять выкройку и распечатать на широкоформатном принтере. По этому макету был изготовлен катамаран на примере выше, длиной 4 метра, диаметром баллонов 45 см.


5. Клапана выского давления - покупать можно на рынке, где продают ПВХ лодки.
6. Нужны также инструменты, такие как фен, кисточка, ролик для приглаживания ткани и шпатель (такжде может быть куплен на рынке, где продают лодки или ремонтируют их).
7. Стропа, люверсы и фурнитура

В нашем интернет-магазине можно приобрести баллоны иил катамаран целиком.

Катамаран в переводе из тамильского языка обозначает связанные бревна. Очень часто в народе это плавательное средство называют водный велосипед. Такому названию поспособствовал способ ножного привода, которым катамаран приводится в движение по поверхности воды. То есть конструкция привода катамарана напоминает велосипедный привод.

Приобрести типовое плавательное средство можно в специализированных магазинах. Но такая покупка выльется будущему владельцу в не малую сумму денег. Поэтому купить водный велосипед могут лишь единицы населения. Выход из такой ситуации есть и он довольно прост. Он заключается в изготовлении катамарана своими руками, что совсем не сложно.

Если вы умеете пользоваться строительными инструментами и немного разбираетесь в конструировании, то самостоятельное изготовление катамарана будет быстрым и в удовольствие. Следующий предлагаемый не будет ориентирован на соревнования и профессиональное использование, но зато на нем с легкостью можно передвигаться по воде, ловить рыбу, купаться и просто отдыхать на водоемах.

Если-кто то владеет технологиями и знаниями конструирования, то с легкостью сможет изготовить профессиональный катамаран. Но в нашем случае предлагаемый способ ориентирован на людей, которые не имеют определенных знаний и навыков в конструировании плавательных судов, но зато с легкостью самостоятельно воплотят свою мечту в жизнь.

Основными составными частями катамарана являются 2 поплавка, с помощью которых водный велосипед удерживается на воде, мостик, движитель (привод), рулевая рейка и кресло, что устанавливается сверху мостика над педалями. Это основные составные компоненты любого катамарана.

Итак, рассмотрим, как сделать самодельный катамаран. Для начала нам необходимо изготовить 2 поплавка длиной 300 мм, шириной 200 мм, и высотой 250 мм. Для этого нам понадобится 6 трехметровых досок толщиной 20 мм, 2 трехметровых листа фанеры шириной 250 мм, 2 доски по 2 метра шириной 250 мм и пенопласт для заполнения пустоты поплавков. Затем ножовкой по дереву делаем симметричные спилы под углом 45 градусов с концов этих досок. Любые две парные доски зашиваем снизу размеренными и заранее приготовленными листами фанеры (предварительно промазав стыки эпоксидной смолой). Стороны срезов у нас будут носовой частью. Задние торцы зашиваем размеренными и отрезанными досками или фанерой с соблюдением промазки эпоксидной смолой.

Следует отметить, что механические крепления осуществляются строго саморезами или шурупами. В итоге у нас получается 2 поплавка с открытым верхом с герметично зашитыми сторонами и дном. Затем вырезаем пенопласт относительно размеров пустот поплавков и крепим его на клей или эпоксидную смолу внутрь поплавков. Такая конструкция позволит предотвратить форс-мажорные ситуации с протеканием поплавков.

После этого оставшиеся 2 трехметровые доски используем для закрытия верхних частей поплавков (не забываем про шурупы и эпоксидную смолу). По окончании работ производим наружную промазку (пропитку) поплавков мастикой или краской. Это позволит избежать гниения дерева в воде. Итак, поплавки у нас готовы.

Далее следует этап соединения двух поплавков между собой. Для этого нам понадобится лист ДСП размерами 300 мм на 150 мм и таких же размеров алюминиевый лист металла. Плюс ко всему необходимо подготовить 3 дюймовых трубы длиной 150 мм с заранее приваренными к торцам пятаками с отверстиями под саморезы. Именно эти трубы и будут соединять наши поплавки между собой. Для этого выставляем их на ровную поверхность и скручиваем между собой. Здесь необходимо избегать различных перекосов и симметрично производить проделываемые работы.

Итак, поплавки соединены. Затем на имеющийся лист ДСП прикрепляем лист металла из алюминия посредством тех же саморезов. Это придаст дополнительную прочность нашему мостику. Остается лишь уложить лист ДСП на поперечные трубы, которые будут служить фундаментом для мостика. Для этого желательно использовать обычные мебельные уголки для крепления. Одну их часть крепим к ДСП, а вторую прикручиваем к поплавкам. Это позволит как усилить весь каркас, так и предотвратить всевозможные сдвиги ДСП по трубам. Основная плавательная часть катамарана у нас готова.

Остается дело за малым, а именно установкой движителя. Для оборудования следующего имеется много технологий и способов. Но наиболее надежным и дешевым является способ с использованием велосипедных педалей со всей движительной конструкцией велосипеда (включая втулку и звезду заднего колеса без спиц и обода).

Но, к сожалению, придется пожертвовать велосипедом. Зато это наиболее дешевый вариант. Для этого нам нужно отрезать болгаркой переднюю втулку педалей (вместе с ними) от рамы и убрать с заднего колеса спицы и обод. Путем вырезания отверстия на готовом мостике выбираем наиболее удобный для вас вариант расположения движителя самодельного катамаран.

После этого изготавливаем лопасти, которые и будут приводить в действие катамаран. Проще всего вырезать их из металла и приварить к задней втулке (она достаточно толстая, что и позволить произвести сварку без прогорания металла ее корпуса). Далее крепим всю конструкцию в заранее проделанный продольный вырез на мостике. Крепление каждый выбирает самостоятельно, так как способов масса.

Остается лишь прикрепить и разместить на мостике над педалями заранее приготовленное сидение. Его выбор основывается на личных предпочтениях удобства от владельца будущего катамарана. В результате получаем самодельный готовый водный велосипед, который сделан своими руками.

Девушки сняли колготки и в воздухе ощутимо запахло весной, скоро водоемы освободятся от льда и начнется водный сезон для самодельной плавательной техники.
В сегодняшней статье я предлагаю заняться изготовлением самодельного катамарана.
Такой катамаран легко перевозить на багажнике автомобиля, его не надо регистрировать так как он не является гребной лодкой потому что имеет педальный привод.

С самодельного катамарана удобно рыбачить - его очень сложно перевернуть, высокий стул позволяет вытянуть ноги или поджать их под себя, на катамаране можно рыбачить стоя не боясь упать в воду от дуновения ветерка.

Вобщем - одни сплошные плюсы, так что смотрим чертежи катамарана и, взяв материалы, начинаем делать плавсредство своими руками.

Катамаран собран из двух пустотелых поплавков, имеющих длину 3000 мм при ширине 200 и высоте 250 мм каждый. Поплавки соединены между собою мостиком из дюралюминиевых уголков 30X30 мм (поперечины) и 20X20 (продольные связи), склепанных в одно целое. На мостике установлено кресло водителя 7, педали ножного привода 4, цепная передача с промежуточной звездочкой (узел 3) и движитель - гребное колесо (узел 4) с шестью плицами (лопастями), закрытое сверху металлическим кожухом. Для управления рулями 13 под левой рукой водителя установлена ручка 6. Движением ручки катамаран поворачивается вправо, движением - влево. Большая площадь взаимосвязанных рулей делает катамаран очень маневренным.

Поплавки имеют каркас из девяти прямоугольных шпангоутных рамок (они могут быть изготовлены либо из дерева, либо из алюминиевого уголка) и четырех продольных элементов (стрингеров), расположенных по углам шпангоутных рамок. Спереди и сзади поплавки оканчиваются прямыми штевнями. Каркас настолько прост по конструкции, что его можно собрать даже без стапеля, на ровном полу или большом столе. Обшивка (в том случае, если каркас металлический) должна быть сделана из легкосплавного листового материала. Она устанавливается на заклепках, с прокладкой по шву герметизирующей ленты (при отсутствии специальной ленты можно применить хозяйственную хлопчатобумажную ленту с подмазкой густотертой масляной краской). Сначала приклепывается дно, затем - борта. После этого поплавок изнутри надо прошпаклевать по швам и окрасить. В последнюю очередь ставится палуба на винтах М5 с потайными головками (около смотровых люков, где можно просунуть внутрь руку, следует палубу приклепать).

После зачистки готовые поплавки тщательно шпаклюются по швам и окрашиваются в желаемый цвет. Перед окраской поверхность металла необходимо обезжирить и обработать мелкой наждачной бумагой.

В случае изготовления поплавков из дерева шпангоутные рамки собираются из сосновых брусков 35X15 мм на косынках. Продольные стрингеры из сосны сечением 20X20 мм можно крепить к шпангоутам шурупами или крепкими капроновыми нитками с эпоксидным клеем. Последний способ очень прост и совершенно не ослабляет конструкцию, давая помимо того некоторую экономию веса.

Обшивку деревянного каркаса выполняют из трехслойной фанеры-переклейки толщиной 2 - 3 мм, на эпоксидном или казеиновом клею. Направление слоев - по дну и бортам - продольное, по палубе - поперечное. Фанеру запрессовывают тонкими гвоздями и шурупами 15X2,5 мм.

Готовый поплавок тщательно зачищается и оклеивается одним слоем стеклоткани на эпоксидной смоле. Если этих материалов нет, можно применить обычную хлопчатобумажную бязь, приклеив ее нитроклеем. Перед оклейкой все углы и грани корпуса поплавков надо слегка округлить драчевым напильником, чтобы ткань дольше не протиралась во время эксплуатации.

Как показала практика, велокатамаран особенно удобен для рыбаков и охотников: он очень остойчив, легко проходит через густые заросли водяных растений, совершенно бесшумен и малозаметен на воде. С него можно делать дальние забросы спиннингом, ловить поплавочными удочками, на мормышку и на кружки. Транспортируется на стандартном, выпускаемом промышленностью, крышевом автомобильном багажнике. Для этого на нем устанавливается деревянная рама с подкладками из поролона или пористой резины, на которые днищами поплавков ложится велосипед. Крепление к багажнику осуществляется крючками с застежками патефонного типа. Такая конструкция позволяет без особых усилий ставить и снимать его с багажника вдвоем. Чтобы при транспортировке не создавалось лишнее сопротивление воздуха, сиденье водителя сделано съемным, а ручка управления - складывающейся.

При постройке велокатамарана большинство металлических деталей можно изготовить своими руками или использовать некоторые стандартные велосипедные части, которые продаются в магазинах.

Г. ОВЧИННИКОВ, инженер

Велокатамаран: 1 - палуба, 2 - бортовой стрингер, 3 - бимс шпангоутной рамки, 4 - ведущая звездочка с педалями, 5 - ведущая цепь, 6 - ручка управления рулями, 7 - сиденье водителя, 8 - подкос спинки сиденья, 9 - кожух гребного колеса, 10 - продольная рулевая тяга, 11 - головка руля, 12 - поперечная рулевая тяга, 13 - руль.

Детали цепного привода: узел 1 - крепление пилона педалей к мостику, узел 2 - разрез по оси педалей, узел 3 - разрез по осп промежуточной каретки, узел 4 - разрез по оси гребного колеса.

Сечение корпуса А - А: 1 - шпангоутная рамка поплавка, 2 - поперечная связь (утолок 30X30), 3 - продольная связь (уголок 20X20), 4 - Т-образные лонжероны.

Сечение корпуса Б - Б: 1 - поплавок, 2 - кожух гребного колеса, 3 - плица (лопасть) гребного колеса, 4 - ось барабана, 5 - ведомая звездочка.

Источник: "Моделист-Конструктор" 1975, №9

Засранец комментирует:

Черт, отстойная заметка

Ло комментирует:

Уважаемый респект

Конструктор комментирует:

Моделист-Конструктор -отличный журнал!

Антон комментирует:

Этот катамаран подойдёт только для детей
от 10до 15 лет.
А для взрослых нужен по больше раза 3.

комментирует:

Сраные комментаторы, сами ничего не сделали, а тут ну все обсирать

Артем комментирует:

Согласен! Если критикуешь - покажи как можешь сделать лучше!

Андр комментирует:

Сейчас можно не заморачиваться с фанерой, достаточно вырезать из пенопластовых панелей утеплителя, типа пеноплекс. Можно взять 5 см ширины и вырезав заготовки бортов склеить их между собой.

Для прочности оклеить сверху стеклотканью на эпоксидке или яхтовом лаке.

В местах креплений - можно использовать накладки из водостойкой фанеры или пластика.

На первый взгляд, конструкция катамарана не сложна: два надувных поплавка и рама между ними. Однако, немногочисленные основные элементы имеют массу специфических нюансов, знание которых необходимо всем, кто увлекся сплавами на катамаранах. Обладая нужной информацией, проще выбрать плавсредство под задачу, усовершенствовать имеющуюся модель и отремонтировать его в походе.

Перед судами, объединёнными общим названием «катамаран», изначально ставятся разные по сложности задачи, начиная с «матрасных» сплавов и заканчивая покорением рек 6-й категории опасности (). Каждый производитель по-разному подходит к решению вопросов удобства и безопасности, что нашло отражение в конструкциях рам, баллонов и сидушек.

Разобраться во всех существующих тонкостях и характеристиках, прочитав лишь прилагающуюся к судну инструкцию, однозначно не получится. Попробую раскрыть тему конструкции туристического катамарана в этом материале.

Конструкция баллонов

Поплавки — важнейшая часть судна. От них зависит устойчивость, грузоподъёмность, ходовые качества. Существует 2 основных вида баллонов — однослойные и двухслойные.

Как следует из наименований, речь идёт о количестве слоёв материала, образующего каждый поплавок — герметичная ёмкость без внутреннего баллона либо двухслойная конструкция, где верхняя силовая оболочка защищает надувную камеру.

Оба вида имеют плюсы и минусы, и к сожалению, окружены рядом мифов, навеянных производителями.

Однослойные баллоны

Легче, компактнее, быстро собираются. Изготовленные из качественного лодочного ПВХ-материала, не менее надежны, чем двухслойный поплавок. Склейка при производстве усиливает места соединений, а в случае вынужденного ремонта, спецзаплатка справляется со своей задачей «на ура». Ремонтировать моно конструкцию в полевых условиях проще.

Моно баллоны так же разделены на внутренние секции, и повреждение одной из них не утопит судно. Хорошими характеристиками для однослойных гондол считаются немецкие ткани VALMEX Boat Mainstream 1000 г/м2 и Powerstream 1200 г/м2, HEYTex Boat H5559 1200 г/м2.


Valmex 1200 грамм

Недостаток однослойной модели один — правильный материал для его изготовления выходит дороже, чем для двухслойных поплавков, это не рентабельно для производства «на поток».

Двухслойные

Герметичный надувной слой расположен внутри силовой оболочки. Такие поплавки тяжелее в сухом весе, а после сплава прибавляется вес воды во внутреннем межслойном пространстве. Их гораздо сложнее высушить и правильно собрать — сборка может занять несколько часов. Они занимают больше места при хранении. Пробоин боятся не меньше моно.

Внутренняя ёмкость сшита из лёгкого материала средней прочности. Она отчасти повторяет форму основного баллона, чтобы избежать лишних складок, но длиннее него. Благодаря этому камера не накачивается воздухом до упора, а отсутствие давления снижает нагрузку на швы. Лучшие ткани: финская Viniplan 6331 boat 550 г/м2, VALMEX Boat Life raft 7326 500 г/м2.


Ремкомплект MEHLER PLASTEL® boat TE 70

Для ремонта хорошо себя зарекомендовала ПВХ PLASTEL boat TE 90 и TE 70: отлично клеятся, прочность на разрыв полоски 5 см 2800/2800N. С клеем сложнее, на производстве пользуются двухкомпонентными. Один из компромиссных вариантов французский BOSTIK.

Форма гондол

Гондолы первых катамаранов имели простую сигарообразную форму. Шить их нетрудно, а при желании увеличить объём можно сделать изменения в выкройке без сложных расчётов.

На судно с такими баллонами удобно крепить палубу и приспособления для мотора или паруса, поэтому «сосисочные» катамараны – лучший выбор с точки зрения туристов, не ищущих экстрима.


Спортивные двухместные модели шьются в стиле «верблюд». Такое название они получили из-за наплывов-«горбов» на корме и носу. При этом средняя часть, где находятся гребцы и багаж, получается пониженной. Центр тяжести судна тоже смещается вниз, что делает его более устойчивым и управляемым. Кроме того, горбы частично защищают спортсменов от ударов встречных валов.

Количество секций

Внутреннюю ёмкость нередко снабжают перегородками, разделяющими её на несколько независимых секций. Это увеличивает вес катамарана и при сборке придётся каждую секцию накачивать отдельно. Но, даже если судно получит пробоину, в баллоне всё равно останется изрядный запас воздуха, и гребцы успеют самостоятельно зачалить судно к берегу.

Объём

Важная характеристика, от которой зависит грузоподъёмность судна и его способность преодолевать препятствия. Огромный поплавок запросто проходит умеренно сложные бочки, а при грамотной работе экипажа – опасные пенные котлы. Его не опрокидывают жёсткие валы, словом, в любых подобных ситуациях такой катамаран отличается высокой устойчивостью.


Максимальный груз для Урекса Турист-1: 350 кг, для Берег К6: 1700 кг.

Чем больше объём баллонов, тем ниже способность судна к маневрированию, поэтому на слаломных участках тоннажный кат будет чувствовать себя неуверенно.

Дополнительные особенности

  • Отверстия для надувных емкостей могут иметь разные варианты исполнения. Например, самозакрывающийся клапан (модели от «Рафтмастера»), молния («Басег»), рояльные петли («Сварог»).
  • Крепления продолин. У некоторых судов рама на шнуровке , для чего по бокам баллонов есть специальные гребни с люверсами, через которые пропускается верёвка. У такого крепления имеется недостаток – верёвку можно запросто перебить, к примеру, ударившись о камень. Из-за этого многие производители предлагают другой способ: коридор вдоль баллона . Однако вариант нередко подходит только для «родной» рамы, поэтому заменить повреждённую трубу, к примеру, деревянной штакетиной будет проблематично. С этой целью производители иногда совмещают оба крепления: коридор и гребни .
  • Карманы, ручки . Для удобства катамаранщиков на баллонах могут быть отдельные карманы для спасконца, насоса или ремнабора, а также специальные ручки, за которые можно поднимать судно или хвататься, оказавшись в воде.
  • Индивидуальный пошив . Производители предлагают готовые серийные модели, но многие по просьбе заказчика готовы внести изменения в имеющиеся конструкции. Так, при отсутствии внутренних перегородок в надувной ёмкости можно попросить их вклеить, или выбрать более плотный материал для днища. Кому-то хочется увеличить наплывы, проклеить швы, добавить ручки. Подобные улучшения позволят получить плавсредство «под себя».

Рама

Не менее важная деталь, от которой зависит прочность готовой конструкции. Рама катамарана должна быть лёгкой, надёжной и крепкой, чтобы не сломаться при ударах, а это качество достигается разными способами. Начну с правильного материала для рамы.

Материал

Дюралюминий применяют чаще других сплавов. Особенно часто рекомендуют трубы Д16Т, обеспечивающие лучшее соотношение прочности и веса. Изредка встречаются титановые рамы, но они достаточно хрупкие и являются исключением из правил.

Дерево . При экстремально сложной заброске с длительной пешкой многие туристы предпочитают делать каркас на месте стапеля. Разумеется, это возможно лишь в тех районах, где удастся найти подходящие молодые деревья.

Манипуляции с деревом потребуют больше времени, чем сборка «родной» рамы, но позволят существенно сэкономить вес транспортируемого снаряжения. Готовая деревянная конструкция получается прочной и не очень тяжёлой, поэтому на катамаране можно спокойно проходить любые препятствия, которые по силам экипажу.
Дерево часто выручает и тех, у кого случилась поломка, ведь на реке других вариантов починить раму попросту нет.

Форма и длина

  • Обычная рама – это скреплённые между собой прямые отрезки трубы. Продолины крепятся по бокам гондол и соединяются поперечинами. У некоторых «верблюдов» имеется ещё и специальная выжимная труба, проходящая под сидушкой и выравнивающая площадку под коленями гребца. Её концы зажимаются под поперечинами.
  • Изогнутые трубы . Существуют модели катамаранов с изогнутыми трубами, например, тритоновский «Аргут». Подобное исполнение каркаса позволяет сформировать баллон и повысить жёсткость конструкции, но имеет ряд недостатков. Один из них – невозможность починить раму в условиях похода.
  • Длинные продолины имеют два варианта исполнения: прямые трубы и гнутые. Они увеличивают жёсткость баллона, благодаря чему катамаран лучше держит курс и режет валы. Однако при нырянии в бочку с крутого слива жёсткие носы глубоко зарываются, и вода может вытолкнуть катамаран на носовую свечку. В свою очередь, жёсткая корма, попав под слив, передаёт усилие на всю раму, что опять же может закончится кормовой свечой.
  • Короткие продолины бывают только прямыми. Оконечности носа и кормы у таких катамаранов мягкие, поэтому в бочке носы «всплывают», спасая судно от свечи и переворота, а корму под сливом притапливает и выталкивает. Вот только расплатой за устойчивость в бочках будет меньшая управляемость.

Способы сборки каркаса

Жесткое болтовое соединение. Поперечины и продолины скреплены болтами, поэтому рама получается жёсткой. Катамаран становится максимально послушным и реагирует на все действия участников экипажа, однако такой каркас неустойчив к деформирующим нагрузкам.

Другие недостатки подобного соединения: болты могут погнуться, усложняя тем самым сборку и разборку, а иногда теряются, поэтому в ремнабор для катамарана с жёстким каркасом лучше на всякий случай положить несколько скруток.


Болт и скрутка

Гибкое соединение на скрутках. Раму на скрутках легче собрать: в качестве соединительных элементов здесь используются жгуты с дюралевым воротком, фиксирующимся манжетой. Другой вариант – обычные полоски резины, нарезанные из старых автомобильных камер. Видел даже бамбуковую раму, скрученную одним лишь скотчем.

Каркас на скрутках получается мягким, прощает значительные деформации, нейтрализует энергию удара, но судно на действия гребцов отзывается с небольшим запозданием.

Цельные и разборные поперечины

Продолины длинные, поэтому разделены на две половины. Это не влияет на прочность рамы, так как значительного напряжения в местах соединения не возникает. Зато с поперечинами, испытывающими разные виды нагрузок, не всё так просто.

Цельная труба надёжней разборной, но мощная вода может сломать что угодно, поэтому нет смысла лишать себя удобства.

Разборные поперечины . Причина их появления связана с удобством и правилами перевозки багажа, которые делаются всё строже. Многие туристы решились на разборную конструкцию – свёрток с вёслами и каркасом становится короче и легко помещается на третью полку.
Такая мера усложняет сборку и есть риск срезать болты на торчащих из воды обливняках.

В целом, конструкция приживается, и на водных маршрутах всё чаще можно встретить плавсредства с разборными поперечинами. Некоторые туристы додумались сдвинуть место соединения от центра ближе к баллону, где нагрузка на каркас меньше.

Сидушки

Количество сидушек в идеале равно числу гребцов и кратно двум, так как экипаж распределяется поровну по обоим баллонам. Но возможны и варианты: на «латвийской» двойке сиденья находятся между гондолами.

При матрасном сплаве допустимо размещение пассажиров на рюкзаках. На сложных маршрутах посадка гребца должна обеспечивать безопасность и удобство, поэтому сидушки заранее пришиты к внешней обшивке, либо жёстко закрепляются на месте.

Затекание ног в коленной посадке — нерешенная проблема сплавов на катамаранах. На плёсовых участках удастся передохнуть, распрямив ноги, но даже сойти с ката на берег порой бывает сложно.

Понятие удобства для каждого катамаранщика индивидуально, но не подлежит сомнению лишь одно – сиденье должно быть достаточно высоким, чтобы снизить нагрузку на колени.

На спортивных катамаранах встречается две разновидности сидений : «пулемёты» и более привычные надувные:

  • «Пулемёты» получили столь неожиданное название из-за опоры, напоминающей пулемётную сошку. Конструкция довольно удобная, не сдуется в неподходящий момент, но широкого распространения не получила и воспринимается как экзотика.
  • Надувные сидушки, или банки , более популярны. Они проще в сборке, удобны и имеют всего один недостаток – если случайно вылетит заглушка, сиденье сдуется. Однако такое бывает редко, а во всём остальном приспособление показало себя с лучшей стороны.

Коленные упоры – обязательная часть сидушек, они удерживают гребца на месте, не давая выпасть и позволяя без затруднений работать веслом. Свободным концом они крепятся за продолины и регулируются в зависимости от нужд и габаритов конкретного человека.

У катамаранов «Белрафт» предусмотрено даже по две лямки с каждой стороны, однако по-настоящему оценить подобное удобство сумеют разве что люди с ростом выше среднего.

Фиксирующие ремни способны удерживать ногу в разных местах: кому-то удобней, чтобы они располагались максимально близко к корпусу, но есть и те, кому больше нравится опора на середину бедра. Такие моменты индивидуальны и каждый спортсмен регулирует лямки под себя, благо производители катамаранов дают такую возможность.

Дополнительная деталь на упорах – пряжка-самосброс, как у моделей «Рафтмастера». Она нужна, чтобы освободиться при перевороте, если за ремни зацепилась защита или другие элементы снаряжения.

Дополнительные детали

Палуба или тент встречаются на большинстве плёсовых и тяжеловесных моделей, видел даже палатки на палубах. Необходимы так же водоотталкивающиесумки для багажа.

Не помешает возможность установки паруса и съемного транца для мотора. Словом, совершенству нет предела, и до тех пор, пока существуют катамараны, их конструкции будут модернизироваться.

Создать универсальное судно, подходящее для всех видов сплава, вряд ли получится, но существующие модели имеют все шансы стать лучше.

И на полноводной реке, и небольшом озере, и на пруду самодельный катамаран станет не только забавой, но и полезным приспособлением. На нем можно загорать, прыгать с него в воду, ведь его почти невозможно перевернуть. Вы можете использовать свой самодельный катамаран для транспортировки небольших грузов, а также плавать для осмотра садков, в которые ловится рыба. Если создать флотилию таких судов, то вполне можно устраивать небольшие соревнования на скорость, либо по фигурному вождению, они же станут отличным средством для совершения небольшого туристического похода.

С чем имеем дело?

Для того чтобы собрать катамаран своими руками, вам не потребуется каких-то особых материалов - все они доступны и очень легко поддаются обработке. Если не учитывать металлические элементы, то вам потребуются ЗММ-фанера и рейки сечением 15-25 и 25*25 миллиметров и длиной 3 метра. Это и есть основное достоинство получаемого плота, а также его особенность. Лучше всего использовать Если не окажется таковой, то лучше приобрести березовую, однако и при ее отсутствии допускается применением еловой или осиновой.

Если вы всерьез решили сделать катамаран своими руками, то выбор фанеры является очень важным этапом, ведь от нее будет зависеть долговечность вашего плавсредства. Естественно, важно еще проявить и старательность в плане тщательности отделки отдельных деталей, а также их соединений. Фанеру следует пропитать разогретой Ее лучше наносить в жаркий солнечный день, используя широкую кисть. Нагрев олифы должен производиться исключительно на водяной бане с использованием широкой посуды с кипящей водой. Конечно, важно помнить об осторожности, ведь ожог горячим веществом достаточно болезненный. Можно завершить операцию пропитки после того как олифа перестанет впитываться в древесину. Обычно нанесение осуществляется два-три раза с перерывами в несколько часов.

Конструктивные элементы

Итак, разбираясь в вопросе, как сделать катамаран, стоит рассматривать все по порядку. Понтоны плота изготавливаются из реек и фанеры. Стоит начать со шпангоутов. Для этого необходимо вырезать из фанеры 12 заготовок, размеры которых составляют 320*320 миллиметров, сбить их тремя-четырьмя гвоздями, а потом обработать все вместе по контуру. Далее требуется сделать прорези под рейки. Рейки квадратные, но прорези должны быть 20-25 миллиметров по размерам. Оставшиеся 5 миллиметров в рейках оснащаются пазами. Лучше всего уложить все шесть реек рядом, закрепить их, а потом сделать пилой прорези во всех одновременно. Так как с краев они получатся немного глубже, стоит уровнять среднюю глубину, перекладывая досочки несколько раз в процессе работы.

Перед формированием пазов стоит проверить размеры листов фанеры. Если речь идет о числе меньше 1500 миллиметров, то необходимо скорректировать место установки поперечины 7 и шпангоута 5 соответственно. Шесть шпангоутов требуют, чтобы к ним с боков и сверху были прикреплены отрезки реек, а снизу стоит закрепить кусочек доски. Все необходимо делать максимально прочно, лучше использовать для этого винты или шурупы, ведь в рейки будут забиваться гвозди, задачей которых будет удержание фанеры.

Сборка судна

Если вы решили сделать катамаран своими руками, то потребуется заготовить несколько реек. Длина четырех из них должна составлять по три метра, двух - по 1,9 метра, также потребуется четыре отрезка по 570-600 миллиметров, после чего вы можете приступать к дальнейшим работам. Понятно, что стоит разместить пару верхних реек снизу, что позволит шпангоутам прочно сесть на их место. Сразу же можно закрепить при помощи шурупов пару поперечин, а далее уложить килевую рейку, привинтив ее после этого к шпангоутам 1, 5 и 6. Далее вы можете перевернуть каркас для катамарана набок, чтобы закрепить верхние рейки к тем же шпангоутам.

Доска толщиной 50 миллиметров понадобится вам для того, чтобы вырезать кормовую и носовую бобышки, и тут важно учесть, что их форма должна быть конусообразной. А потом их нужно вставить на место, предварительно стянув проволокой верхние рейки. На носовом и кормовом свесах килевая рейка делается из нескольких обрезков.

Обшивка

Теперь пришло время такого важного элемента, как обшивка. Чтобы сделать катамаран своими руками, необходимо раскроить несколько элементов. Ширина центральной части составляет 823 миллиметра, вырезать ее не сложно. Ее легко согнуть по форме каркаса, так как она уже прошла процедуру пропитки олифой. Но тут важно не торопиться. Для облегчения работы требуется стянуть заготовки проволокой, веревками или чем-то еще, а потом оставить в этом положении на несколько дней. Стоит отметить, что фанера должна крепиться при помощи гвоздей, однако предварительно необходимо промазать места скрепления густой на рейках, шпангоутах, а также в соответствующих местах фанеры. Старательнее всего следует промазывать места стыков на шпангоутах.

Продолжение сборки

Если вы делаете катамаран своими руками, чертежи уже тщательно продумали, то далее по картонному шаблону вам стоит определить форму заготовок для свесов. Тут должно получиться что-то похожее на конус. Устанавливаются они аналогично предыдущим элементам. Заглушки должны крепиться только на краску. Их контуры должны уточняться по готовой обшивке. Следует прибить рейки 9-11 на краску, как и все остальные детали. Далее можно делать раскрой палубы, обведя по контуру почти готовый понтон. Когда палуба будет прибита, можно завершить изготовление понтонов. В процессе монтажа не следует жалеть краски.

Палуба

Проще всего сделать ее из той же фанеры, что и прочие части. Для прочности снизу и сверху стоит прибить рейки с шагом в 300-350 миллиметров. Если вы не доверяете прочности фанеры, то можете постелить ее в два слоя, уложив один на другой. Там, где будут установлены педали, требуется скорректировать шаг рейки соответственно с ними. Естественно, говоря о том, как сделать катамаран, стоит отметить, что для палубы уместно использовать и иные материалы, к примеру, тонкие доски, которые будут прибиваться так, чтобы между понтонами оставалось место шириною в метр.

Рабочая часть

Если вы решили делать катамаран своими руками, то гребной привод стоит изготавливать из деталей от велосипеда. Вам понадобится использовать пару рам с узлами каретки и педалями. Обрезные концы рам следует сплющить, а потом прикрепить к рейке палубы посредством шурупов. Между педалями должны быть установлены дистанционные втулки, длина которых составляет 120-130 миллиметров, а сами педали должны быть соединены длинными общими шпильками.

Оснащается гребными колесами, которые изготавливаются из велосипедных. Лопасти следует вырезать из резины, толщина которой составляет 4-6 миллиметров, а потом примотать проволокой к спицам. Одно колесо должно быть оснащено пятью-шестью лопастями.

Функциональная зона

Сиденье делается из фанеры и реек, сечение которых составляет 25*25 миллиметров. Закрепление сидения к палубе осуществляется после того как будет установлен гребной привод - так, чтобы рейки снизу не были доступны для натянутой цепи. Крепить элементы лучше всего при помощи шурупов, так как, вполне возможно, понадобится производить регулирование положения.

Итак, вы делаете катамаран, фото которого вам понравилось. Далее следует изготовить рулевое управление, для этого тоже потребуются рейки и фанера. Размеры рулей - 200*320 миллиметров. К правому следует прибить при помощи реек фанерный кронштейн со сторонами 200*200 миллиметров, а потом пустить от него тягу к рычагу, который должен быть установлен сбоку, в непосредственной близости от сидения. Осями продольных и поперечных тяг могут послужить толстые гвозди, для которых дрелью должны быть просверлены отверстия, иначе тяги могут лопнуть.

Завершающий этап

Со сборкой катамарана не должно возникнуть каких-то особых трудностей. Понтоны должны быть установлены на ровном месте, после чего на них можно положить палубу, наметить места монтажа велосипедных рам с педалями, гребного привода и сидения. Но не стоит спешить с закреплением всех этих узлов. Все деревянные части плота должны быть окрашены тремя слоями масляной краски. Так как на высыхание каждого слоя требуется день-два, вам на эту операцию потребуется неделя.

Когда окраска будет завершена, следует установить все узлы на места. Сидение монтируется в конце. Чтобы привязывать катамаран к пристани и для обеспечения удобства его переноски стоит привинтить по его бокам 4-6 дверных ручек.