» »

Влияет ли самооценка на поведение человека 6. Как низкая самооценка влияет на отношения с людьми. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте

21.09.2019

? » — неверный по своей сути, так как любая оценка истребляет нашу духовную сущность.

С точки зрения психологии, самооценка – это личное отношение человека к самому себе. И от того, как индивидуум относится к себе, формируется его поведение в социуме, что вполне логично. Психологи различают нормальную, завышенную и заниженную самооценку.

Однако, самооценка – это продукт нашего разума или мозга, вполне материального объекта.

А человек изначально – это воплощение духа, который является на свет, чтобы усвоить уроки материального уровня. Другими словами, духовное начало выбирает себе материальное тело в качестве друга на срок пребывания в материальном мире.

Поскольку человек – духовное существо, тогда, как может он разумом оценивать свой Дух?!

Самооценка, как осязаемый органами чувств материальный уровень, созвучна со словами «будь хорошим!».

Но человеку просто надо быть , таким, каким его создал Всевышний (Бог, Вселенная).

Просто быть самим собой и быть хорошим (угодным для общения в социуме) – это взаимоисключающие понятия

Учиться быть самим собой

Человек с «нормальной самооценкой» (трактовка психологов), по моему мнению, – это тот из немногих на Земле, который уравновешен и способен быть самим собой либо от рождения, либо в результате
воспитания уравновешенными родителями.

Очень немного людей унаследовали генетически от своих предков чувство собственного достоинства или росли в семье, где родители сами жили с чувством собственного достоинства, и любя без условий, свое дитя, уважительно к нему относились с младенческого возраста.

Но большая часть людей приходит в этот мир учиться быть самими собой , быть личностью. Приходит исправлять ошибки своих предков и родителей, у которых «завышенная» или «заниженная» самооценка, говоря языком психологов.

Самооценка возникает от внутренних стрессов: , что я не такой, как все, злобы , что все не
так ко мне относятся, как мне хотелось бы и т. п.

Не согласны? Считаете, что у вас нет страхов и злобы? Тогда подумайте, сколько у вас желаний! А всякое желание есть страх не получить того, чего желаете. Если часто не получаете желаемого, начинаете злиться на себя, на всех окружающих людей, вините обстоятельства и пр.

У одних формируется заниженная самооценка: они становятся робкими, неуверенными в себе, считая всех людей более умными, успешными, счастливыми. Часто винят себя, и болезненно реагируют на критику.

Другие страдают от завышенной самооценки. Не удовлетворенные в душе собой, они хотят казаться лучше перед окружающими. Поэтому ведут себя вызывающе, высокомерно, надменно. Хотят, чтобы все считали их лучшими, признавали их превосходство. На критику реагируют агрессивно.

Не оценивайте себя, не задавайтесь вопросом, влияет ли самооценка на поведение человека .

Что же делать, чтобы не оценивать себя, и жить в согласии со своей душой и духом, чувствовать себя счастливым?


Учиться быть самим собой:

1. Перестаньте сравнивать себя с другими и с собой в прошлом. Вы – высшее творение Бога. Вы уникальны, в вас с рождения заложены определенные таланты, которые нужно раскрыть в себе путем проб и ошибок.

2. Перестаньте критиковать и винить себя за жизненные ошибки. Ведь, если человек не будет ошибаться, он не усвоит свои жизненные уроки и не исправит ошибки предков.

3. Любите себя таким, каким вас создал Бог! Любите без условий, прощайте себя за ошибки. Делайте выводы из своих ошибок, чтобы больше их не допускать.

4. Принимайте каждого из окружающих вас людей таким, какой он есть. Не критикуйте, не осуждайте. Таким его создал Бог. У каждого свои жизненные уроки.

5. Не пытайтесь нравиться всем. Старайтесь быть самим собой , слушайте свое сердце, а не воспаленный разум. Желание нравиться окружающим есть в каждом человеке. Но пусть это желание не перехлестывает, не будет чрезмерным и губительным для вас.

6. Помните, что вы духовная сущность. Что это значит?

Свою духовную сущность вы не можете увидеть в реальности. Но, если будете смотреть сердцем, то можете ее представить себе.

Представьте себе точку, из которой исходят в разных направлениях энергетические волны. Они бесконечны. Это и есть вы, человек, то есть духовное существо.

Есть ли у вас начало или конец? Нет. Есть только средоточие.

Есть ли начало и конец у жизни? У неба? У Бога? Нет. Ведь это одна и та же энергия.

Вдумайтесь: «Я безграничен, жизнь безгранична, Бог безграничен. Средоточие моей жизни заключено во мне, а я со своим средоточием – в них». Другими словами: «Во мне есть все, и я есть во всем».

Каждый из нас мог бы видеть и ощущать это сердцем, если бы мы не ограничивали себя страхами .

Наша ограниченность приводит к стрессам и болезням, к заниженной или завышенной самооценке.

Дорогие читатели, помните, что вы – средоточие всего сущего! Учитесь познавать себя и людей, окружающих вас, тогда жизнь не будет для вас проблемой. Ваше поведение будет естественным, продиктованным самоуважением к себе. И не будет звучать вопрос, как влияет самооценка на поведение человека .

? » — неверный по своей сути, так как любая оценка истребляет нашу духовную сущность.

С точки зрения психологии, самооценка – это личное отношение человека к самому себе. И от того, как индивидуум относится к себе, формируется его поведение в социуме, что вполне логично. Психологи различают нормальную, завышенную и заниженную самооценку.

Однако, самооценка – это продукт нашего разума или мозга, вполне материального объекта.

А человек изначально – это воплощение духа, который является на свет, чтобы усвоить уроки материального уровня. Другими словами, духовное начало выбирает себе материальное тело в качестве друга на срок пребывания в материальном мире.

Поскольку человек – духовное существо, тогда, как может он разумом оценивать свой Дух?!

Самооценка, как осязаемый органами чувств материальный уровень, созвучна со словами «будь хорошим!».

Но человеку просто надо быть , таким, каким его создал Всевышний (Бог, Вселенная).

Просто быть самим собой и быть хорошим (угодным для общения в социуме) – это взаимоисключающие понятия

Учиться быть самим собой

Человек с «нормальной самооценкой» (трактовка психологов), по моему мнению, – это тот из немногих на Земле, который уравновешен и способен быть самим собой либо от рождения, либо в результате
воспитания уравновешенными родителями.

Очень немного людей унаследовали генетически от своих предков чувство собственного достоинства или росли в семье, где родители сами жили с чувством собственного достоинства, и любя без условий, свое дитя, уважительно к нему относились с младенческого возраста.

Но большая часть людей приходит в этот мир учиться быть самими собой , быть личностью. Приходит исправлять ошибки своих предков и родителей, у которых «завышенная» или «заниженная» самооценка, говоря языком психологов.

Самооценка возникает от внутренних стрессов: , что я не такой, как все, злобы , что все не
так ко мне относятся, как мне хотелось бы и т. п.

Не согласны? Считаете, что у вас нет страхов и злобы? Тогда подумайте, сколько у вас желаний! А всякое желание есть страх не получить того, чего желаете. Если часто не получаете желаемого, начинаете злиться на себя, на всех окружающих людей, вините обстоятельства и пр.

У одних формируется заниженная самооценка: они становятся робкими, неуверенными в себе, считая всех людей более умными, успешными, счастливыми. Часто винят себя, и болезненно реагируют на критику.

Другие страдают от завышенной самооценки. Не удовлетворенные в душе собой, они хотят казаться лучше перед окружающими. Поэтому ведут себя вызывающе, высокомерно, надменно. Хотят, чтобы все считали их лучшими, признавали их превосходство. На критику реагируют агрессивно.

Не оценивайте себя, не задавайтесь вопросом, влияет ли самооценка на поведение человека .

Что же делать, чтобы не оценивать себя, и жить в согласии со своей душой и духом, чувствовать себя счастливым?


Учиться быть самим собой:

1. Перестаньте сравнивать себя с другими и с собой в прошлом. Вы – высшее творение Бога. Вы уникальны, в вас с рождения заложены определенные таланты, которые нужно раскрыть в себе путем проб и ошибок.

2. Перестаньте критиковать и винить себя за жизненные ошибки. Ведь, если человек не будет ошибаться, он не усвоит свои жизненные уроки и не исправит ошибки предков.

3. Любите себя таким, каким вас создал Бог! Любите без условий, прощайте себя за ошибки. Делайте выводы из своих ошибок, чтобы больше их не допускать.

4. Принимайте каждого из окружающих вас людей таким, какой он есть. Не критикуйте, не осуждайте. Таким его создал Бог. У каждого свои жизненные уроки.

5. Не пытайтесь нравиться всем. Старайтесь быть самим собой , слушайте свое сердце, а не воспаленный разум. Желание нравиться окружающим есть в каждом человеке. Но пусть это желание не перехлестывает, не будет чрезмерным и губительным для вас.

6. Помните, что вы духовная сущность. Что это значит?

Свою духовную сущность вы не можете увидеть в реальности. Но, если будете смотреть сердцем, то можете ее представить себе.

Представьте себе точку, из которой исходят в разных направлениях энергетические волны. Они бесконечны. Это и есть вы, человек, то есть духовное существо.

Есть ли у вас начало или конец? Нет. Есть только средоточие.

Есть ли начало и конец у жизни? У неба? У Бога? Нет. Ведь это одна и та же энергия.

Вдумайтесь: «Я безграничен, жизнь безгранична, Бог безграничен. Средоточие моей жизни заключено во мне, а я со своим средоточием – в них». Другими словами: «Во мне есть все, и я есть во всем».

Каждый из нас мог бы видеть и ощущать это сердцем, если бы мы не ограничивали себя страхами .

Наша ограниченность приводит к стрессам и болезням, к заниженной или завышенной самооценке.

Дорогие читатели, помните, что вы – средоточие всего сущего! Учитесь познавать себя и людей, окружающих вас, тогда жизнь не будет для вас проблемой. Ваше поведение будет естественным, продиктованным самоуважением к себе. И не будет звучать вопрос, как влияет самооценка на поведение человека .

Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие — перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм.

Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искажённого представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведёт к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надёжность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, — чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведёт к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, "комплекс неполноценности". Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т.д.

Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат.

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком, как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности — уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твёрдость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.

Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить её, т е. вплотную заняться самоуправлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, её способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности — это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно — коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.

Зачем человек познает себя

Вопрос: «Влияет ли самооценка на поведение человека? » — неверный по своей сути, так как любая оценка истребляет нашу духовную сущность.

С точки зрения психологии, самооценка – это личное отношение человека к самому себе. И от того, как индивидуум относится к себе, формируется его поведение в социуме, что вполне логично. Психологи различают нормальную, завышенную и заниженную самооценку.

Однако, самооценка – это продукт нашего разума или мозга, вполне материального объекта.

А человек изначально – это воплощение духа, который является на свет, чтобы усвоить уроки материального уровня. Другими словами, духовное начало выбирает себе материальное тело в качестве друга на срок пребывания в материальном мире.

Поскольку человек – духовное существо, тогда, как может он разумом оценивать свой Дух?!

Самооценка, как осязаемый органами чувств материальный уровень, созвучна со словами «будь хорошим!».

Но человеку просто надо быть , таким, каким его создал Всевышний (Бог, Вселенная).

Просто быть самим собой и быть хорошим (угодным для общения в социуме) – это взаимоисключающие понятия

Учиться быть самим собой

Человек с «нормальной самооценкой» (трактовка психологов), по моему мнению, – это тот из немногих на Земле, который уравновешен и способен быть самим собой либо от рождения, либо в результате воспитания уравновешенными родителями.

Очень немного людей унаследовали генетически от своих предков чувство собственного достоинства или росли в семье, где родители сами жили с чувством собственного достоинства, и любя без условий, свое дитя, уважительно к нему относились с младенческого возраста.

Но большая часть людей приходит в этот мир учиться быть самими собой , быть личностью. Приходит исправлять ошибки своих предков и родителей, у которых «завышенная» или «заниженная» самооценка, говоря языком психологов.

Самооценка возникает от внутренних стрессов: страха , что я не такой, как все, злобы , что все не так ко мне относятся, как мне хотелось бы и т. п.

Не согласны? Считаете, что у вас нет страхов и злобы? Тогда подумайте, сколько у вас желаний! А всякое желание есть страх не получить того, чего желаете. Если часто не получаете желаемого, начинаете злиться на себя, на всех окружающих людей, вините обстоятельства и пр.

У одних формируется заниженная самооценка: они становятся робкими, неуверенными в себе, считая всех людей более умными, успешными, счастливыми. Часто винят себя, и болезненно реагируют на критику.

Другие страдают от завышенной самооценки. Не удовлетворенные в душе собой, они хотят казаться лучше перед окружающими. Поэтому ведут себя вызывающе, высокомерно, надменно. Хотят, чтобы все считали их лучшими, признавали их превосходство. На критику реагируют агрессивно.

Не оценивайте себя, не задавайтесь вопросом, влияет ли самооценка на поведение человека .

Что же делать, чтобы не оценивать себя, и жить в согласии со своей душой и духом, чувствовать себя счастливым?

1. Перестаньте сравнивать себя с другими и с собой в прошлом. Вы – высшее творение Бога. Вы уникальны, в вас с рождения заложены определенные таланты, которые нужно раскрыть в себе путем проб и ошибок.

2. Перестаньте критиковать и винить себя за жизненные ошибки. Ведь, если человек не будет ошибаться, он не усвоит свои жизненные уроки и не исправит ошибки предков.

3. Любите себя таким, каким вас создал Бог! Любите без условий, прощайте себя за ошибки. Делайте выводы из своих ошибок, чтобы больше их не допускать.

4. Принимайте каждого из окружающих вас людей таким, какой он есть. Не критикуйте, не осуждайте. Таким его создал Бог. У каждого свои жизненные уроки.

5. Не пытайтесь нравиться всем. Старайтесь быть самим собой , слушайте свое сердце, а не воспаленный разум. Желание нравиться окружающим есть в каждом человеке. Но пусть это желание не перехлестывает, не будет чрезмерным и губительным для вас.

6. Помните, что вы духовная сущность. Что это значит?

Свою духовную сущность вы не можете увидеть в реальности. Но, если будете смотреть сердцем, то можете ее представить себе.

Представьте себе точку, из которой исходят в разных направлениях энергетические волны. Они бесконечны. Это и есть вы, человек, то есть духовное существо.

Есть ли у вас начало или конец? Нет. Есть только средоточие.

Есть ли начало и конец у жизни? У неба? У Бога? Нет. Ведь это одна и та же энергия.

Вдумайтесь: «Я безграничен, жизнь безгранична, Бог безграничен. Средоточие моей жизни заключено во мне, а я со своим средоточием – в них». Другими словами: «Во мне есть все, и я есть во всем».

Каждый из нас мог бы видеть и ощущать это сердцем, если бы мы не ограничивали себя страхами .

Наша ограниченность приводит к стрессам и болезням, к заниженной или завышенной самооценке.

Дорогие читатели, помните, что вы – средоточие всего сущего! Учитесь познавать себя и людей, окружающих вас, тогда жизнь не будет для вас проблемой. Ваше поведение будет естественным, продиктованным самоуважением к себе. И не будет звучать вопрос, как влияет самооценка на поведение человека .

Дорогие родители, ваши дети пришли наставлять вас духовно, а в последствие помогать физически. Не относитесь к ним, как к собственности. Если они вам дороги, любите их без условий. Не вам решать, какой личностью они вырастут, это их выбор. Но ваш жизненный пример, а не психологический террор и нравоучения , поможет детям быть самим собой и с уважением относиться к себе и окружающим.

Дорогие дети, вы пришли в этот мир, чтобы развивать свое особенное умение, дар, талант, который заложен в вас. Родители – ваши опытные наставники. Прощайте их за навязчивое воспитание словами, присматривайтесь к их делам, ищите свое предназначение в жизни. Каждый из вас талантлив по-своему. Чувствуйте себя всегда достойными.

Счастья всем и успехов в познании своей духовной сущности!

Влияет ли самооценка на поведение человека?

На поведение человека влияет его самооценка?

Да, конечно же, влияет. Для людей с заниженной самооценкой характерна робость, неуверенность в себе, замкнутость. А те, у кого она завышена, нередко ведут себя с апломбом, какой-то высокомерностью и снисходительностью по отношению к другим. А вот люди с адекватной самооценкой как раз придерживаются золотой середины, в них нет ни той наглости, напора и излишней самоуверенности, которая присуща незаслуженно высоко себя оцениваемым индивидуумам, ни той робости, боязни провала и ожидания неудач, к которым склонны личности с заниженной самооценкой.

И кроме того, наша собственная самооценка влияет и на отношение к нам окружающих. Наверное многие замечали, что уверенных в себе людей принимают в обществе гораздо лучше, чем застенчивых и неуверенных. То есть наша самооценка влияет и на поведение других людей из нашего окружения.

Самооценка оказывает большое влияние на поведение человека:

Заниженная самооценка делает человека неуверенным;

  • не даёт ему продвигаться вперёд по карьерной лестнице;
  • не даёт ему находить новых друзей и помощников в работе;
  • мешает общению даже с родными и близкими друзьями.
  • Завышенная самооценка делает из человека "зазнайку", с которым общаться не хочется никому. Считать себя лучше и выше того, кто ты есть на самом деле — это завышенная самооценка и замечают её быстро все окружающие тебя люди. Поэтому такой человек становится причиной насмешек и шуток в коллективе и он из-за этого вскоре начинает злится на всех людей.

    Я бы даже сказала, что самооценка не то чтобы влияет на поведение, она определяет поведение человека. Существует минимум три варианта самооценки. Заниженная, при которой человек становится робким и безответным, приводит к появлению вечного неудачника, который тяготится обществом и ищет уединения. Завышенная самооценка заставляет человека совершать безумства и глупости, которые вредят его имиджу, и приводит к появлению беззастенчивых эгоистов и нахалов. Наконец объективная самооценка позволяет человеку быть самим собой, не зазнаваться и не робеть, жить полноценной жизнью и при этом не мешать жить другим. Такой человек уверен в себе, но допускает возможности личной ошибки, не делая из такого случая трагедии. Он знает, что не является совершенством и непререкаемым авторитетом, но стремиться стать лучше и не переживает по поводу, что идеал недостижим в принципе. Такой человек принимает себя таким как он есть.

    Влияет ли самооценка на поведение

    лучших руководителей Международного студенческого форума 2017

    Полная версия научной работы доступна в формате PDF

    Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостаткови места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения.

    Все определения и теоретические представление о самооценке можно разделить на три группы, в зависимости от того, компонентам какой системы (самосознание, личности или категория «Я») выступает самооценка, какой ее компонент сыграет важную роль.

    Исследования в области социальной психологии (Г.М. Андреевой, Э. Аронсон, А. А. Бодалев, Р.Бэрон, М. И. Лисина, Дж. Тернер и др.) позволили выявить основные каналы, по которым происходит трансляция норм, ценностей, представлений о себе в реальном контексте, лучше понять закономерности в подростков возрасте. С точки зрения развития этот возрастной период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности.

    Известно, что эта развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития ее психический структур в последние годы. Исследование связи между формой общения подростка в семье и степенью адекватности и устойчивости его самооценки показало, что у подростков, имеющих доверительные отношения с родителями, преобладают адекватная и устойчивая самооценка, а для подростков из семей с регламентированным типом общения характерна более неадекватная самооценка.

    В проведенном нами исследовании мы попытались не только выявить зависимость между эмоционально — ценностным отношением родителей к ребенку и его самооценкой, но и проследить, как происходит расслоения отношения и самоотношения, увидеть тот диалог, который ведет подросток с оценками и мнения родителей о себе. В исследовании приняло участие 101 подросток из двух 9-х и одного 8-го классов (из них 79 девочек и 22 мальчика).

    Анализ результатов экспериментального исследования указывает на повышение уровня сложности задач стоящих перед школой сегодня. Социальной адаптации детей, которых необходимо подготовить к новой реальности - к вступлению в жизнь в резко изменившихся социальных условиях. Формированию в ребенке устойчивых качеств личности, способствующих не только полноценной социализации, но и к социальной активности, и в идеале творчеству.

    В этой связи изучение психологических особенностей самооценки и направленности личности в их взаимосвязи ориентируют на выделение действенных средств побуждения активности личности. Активность личности выражается в ее стремлении к достижению поставленной цели, в ее намерениях и различных мотивационных установках. Осуществляя различные акты, личность нуждается в некоторой обратной связи, чтобы в каждый определенный момент оценить точки зрения других, определить образ самого себя.

    Исследование показало, что изучение самооценки как предпосылки саморегуляции поведения в подростковом возрасте имеет важное практическое значение, поскольку только с учетом психологических знаний о ее природе и содержании можно на научной основе организовать воспитание школьников.

    При изучении полового предпочтения в общении у подростков, нами было замечено, что однополые объединения встречались чаще, чем разнополые. Многие девочки не хотели принимать в свое объединение мальчиков, мотивируя это тем, что они все испортят, а некоторые просто стеснялись.

    При выявление зависимости поведения подростка от самооценки нами было зафиксировано, что подавляющее большинство родителей относится к своим детям без уважения. В то же время мы наблюдали, что аналогичное отношение родителей может сопровождаться противоположными типами самоотношения. Случаи самого распространенного родительского отношения, а именно сочетания симпатии и не уважения, мы наблюдали наибольшее разнообразие типов самооценки у ребенка. Этот разброс данных нельзя объяснить не достаточным развитием социальной перцепцией ребенка: корреляция между ожидаемой оценкой и реальной родительской оценкой достигает значимого уровня, т.е. в целом подростки адекватно воспринимают родительское отношение. Причем по параметру «уважение» у мальчиков наблюдается более точное совпадение самооценки с ожидаемой, а не реальной родительской оценкой.

    В ходе работы были выявлены типы подростков с различными уровнями сформированности самооценки. Теоретические положения работы и их апробация в практической работе позволили нам разработать рекомендации по повышению эффективности психологической коррекции. Ее результативность зависит от многих факторов и прежде всего от того, сумеют ли психологи и педагоги охватить своим воздействием значимые зоны развития подростка, где возможны функциональные нарушения: целеполагания, выбора средств, принятия решения, исполнения, оценки, закрепление результата.

    При изучении самооценки подростка мы пришли к выводу, что необходимо, прежде всего, учитывать его личностные позиции и морально - этические взгляды, специфику его отношения к общественным нормам, отношения к нему родителей. Для формирования устойчивой, адекватной самооценки подростка нужно включит его в «систему многостороннего оценивания», который способствует выработке адекватного эталона оценки с учетом взглядов на самого себя и на других, объективной оценки со стороны родителей.

    Таким образом, коррекционная и профилактическая работа по формированию у подростка объективной самооценки своего поведения должна включать в себя задачи, позволяющие осуществить такого рода педагогические воздействия, в основе некоторых положен механизм «психического заражения» конструктивным примером, образцом. Психолого-педагогической основой использование примера является склонность и способность учащихся к подражанию, идентификации со значимыми для него эталонами. Результирующим выводом нашего исследования о сущности взаимосвязи самооценки и направленности личности являются требование учитывать психологические особенности подростка на широком фоне социальной и этнокультурной среды.

    Абдрахманова В.Г. Зависимость самооценки от интерличного и интраличного сравнения детей // Вопросы психологии, 1975. № 2.С.138-142.

    Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1988.

    Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М., 1969.

    Боришевский М.И. Влияние позиции подростка на саморегуляцию поведения. //Вопросы психологии, 1972. № 5.С. 121-128.

    Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психол.журнал, 1992. №4. С. 12-17.

    Влияние самооценки на поведение человека в социуме

    Цель данной работы — проследить взаимосвязь самооценки и социального поведения личности в работах отечественных и зарубежных авторов.

    Предметом данного исследования является взаимосвязь самооценки и социального поведения личности.

    Объект исследования – самооценка.

    1)Проведение теоретико-методологического обзора литературы

    2)Обсуждение результатов теоретико-эмпирического исследования

    3)Обобщение полученных результатов

    4)Формулировка основных выводов

    I .Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки

    Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения (№ 16, с.343). Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

    В исследованиях А.З.Зака (№ 8, с.106 – 108) самооценка представляется в качестве средства анализа и осознания субъектом собственных способов решения задач, на которых строится внутренний план действий, обобщённая схема деятельности личности.

    Т.Шибутани (№ 22, с.220) говорит о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».

    Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально — ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя (http:psi.lib/detsad/sbor/saodshv.htm).

    Б.Г.Ананьев (№ 1) высказал мнение, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я(№ 26)) , являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности.

    Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними (azps/articles/tezis/40so.html).

    Самопознание – сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развёрнутый во времени. Условно можно выделить две стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на стадии подключается психоанализ (azps/articles/tezis/40so.html).

    Итоговый продукт самопознания Я – образ или Я – концепция, т.е. совокупность представлений индивида о себе самом, сопряжённая с их оценкой (Р.Бернс) (azps/articles/tezis/40so.html).

    Самооценка – один из аспектов Я – концепции (собственного представления о себе или образа самого себя, то есть совокупности мнений о своём здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках; поскольку она основана на собственном мнении, она не всегда соответствует действительности). Человек с высокой самооценкой воспринимает себя в позитивном свете, в то время как при низкой самооценке Я – концепция носит негативный характер (№ 10, с.284).

    Структура Я — концепции

    И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий (№ 12, с.294) говорят, что формирование «Я»-концепции – важнейший этап в развитии самосознания.

    Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п..(№ 17, с.124). Так И.С.Кон говорит (№ 11 , с.109) о самоуважении, определяя его как итоговое измерение "Я", выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.

    А.Н.Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию "чувство" как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее "выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций"(№ 13, с.304).

    (№ 33) Ковель М.И. (Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации). Cамооценка является основой внутренней мотивации и тесно связана с процессом познания. Учащиеся включаются в общественно значимую деятельность (учение, самообразование) при наличии внутренней мотивации и саморегуляции в ходе этой деятельности.

    Гиппенрейтер Ю. Б. (№ 6) даёт отличие самопознания, самооценки, самосознания от интроспекции, говоря словами всемирно известного сказочника- Г.Х. Андерсена из сказки "Гадкий утенок": «Помните тот волнующий момент, когда утенок, став молодым лебедем, подплыл к царственным птицам и сказал: "Убейте меня!", все еще чувствуя себя уродливым и жалким существом. Смог бы он за счет одной "интроспекции" изменить эту самооценку, если бы восхищенные сородичи не склонили бы перед ним головы".

    Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворённости собой (http:psi.lib/detsad/sbor/saodshv.htm).

    В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое /И.И.Чеснокова/. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания (№23).

    Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин /Л.И.Корнеева/. Суверова Э.И.(МОСУ) (№ 23) .

    Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

    уровню – высокая, средняя, низкая

    соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная

    особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная

    По характеру временной отнесённости выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

    В психологическом словаре говорится: «Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности » (№ 16, с. 343).

    Анализ самооценки как самооцениваний деятельности позволил выявить несколько её функций: прогностическую (заключающуюся в регуляции активности личности на самом начальном этапе деятельности) , корректирующую (направленную на контроль и осуществление необходимых подстроек) и ретроспективную (используется субъектом на заключительном этапе деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средств выполнения деятельности с её результатами (№ 21 , С.22-23).

    Проанализируем самооценку с помощью понятий категорий деятельности — результат, средство, операции:

    В качестве результата самооценки исследователями выделяются следующие характеристики: в результате осуществления самооценки индивид узнаёт превосходит ли исполнение стандарт, равняется ему или не достигает его (№ 20, с.191) ; личность сверяет себя с эталоном и, в зависимости от результатов проверки, оказывается довольна или недовольна собой (№ 14, с.410) ; констатация личностью качественных, содержательных особенностей своего Я, своих физических сил, умственных способностей, поступков, своего отношения к окружающим и себе (№ 21 , с.9) ; самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой (№ 7, с.88) ; самооценка отвечает на вопрос:"не что я имею, а чего это стоит, что это значит " (№ 4, с.99).

    Таким образом, результатом самооценки является либо констатация некоторых качеств, либо результат сопоставления этих качеств с некоторым эталоном, либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения.

    Для изучения вопросов самооценки большое значение также имеют исследования средств самооценки.

    В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие параметры как: ценностные ориентации, и идеалы личности (Петровский А.В.) , мировоззрение (Рубинштейн С.Л.) , уровень притязаний (Божович Л.И.,Хекхаузен Х. И др.) , "Я"-концепция (Соколова Е.Т.,Столин В.В.), требования, предъявляемые коллективом (Савонько Е.И.).

    Итак, в функции средств самооценки могут вступать 2 типа: когнитивные (Я-концепция или её отдельные стороны) и аффективные (ценности, идеалы, уровень притязаний, требования). Подводя итоги по этому пункту, можно заключить, что практически любой феномен бытия человека (в т.ч. и сама самооценка) может быть им самооценен, т.е. содержательное поле самооценки бесконечно.

    3) В самооценке выделяют следующие операции: самопознания как построения образа "Я – реальное" (№ 4, с.141), сопоставление оцениваемого качества со стандартом (№ 21,с.24), каузальная атрибуция результата сопоставления (№ 21 , т.1, с.408) ; реакция (отношение, самоприятие) на достигнутый результат (№ 7, с.368).Каузальная атрибуция результата рассматривается как дополнительная процедура, которая может быть применима как к результату сопоставления, так и к результату самоотношения, если они чем-то не удовлетворяют оценивающего себя. Тогда оказывается, что в самооценке присутствуют лишь 2 типа фундаментальных операций: сопоставление и самоотношение, которые, помещаемые в разные контексты, приобретают разное звучание (например на сопоставлении базируется проектирование "Я — реального" на "Я — идеальное", Петровский А.В.) , самокритика. В качестве своей основы самоотношение имеет самоприятие (Бороздина Л,В, там же) , самодовольство и недовольство собой (№ 2, с.368).

    Самооценка является доминирующей, а её выражением считается уровень притязаний, заключает Бороздина Л.В. (№ 4,с.141).То есть уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности. Подобная проблема возникает и в различении понятий самооценки и мотивации достижения. Например, Хекхаузен Х. Утверждает, что "мотив достижения выступает как система самооценки" (№ 19 ,с.194).

    По данным Е.А.Серебряковой (№ 18 , с.42-44) , представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи.

    Уровень притязаний - характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций - тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке (№ 34).

    Постулат, выдвинутый У.Джемсом, (№3, с.162) звучит так:

    «Самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь» , в виде формулы это может быть представлено таким образом:

    Самооценка = притязания / возможности.

    Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира (http:psi.lib/detsad/sbor/saodshv.htm).

    Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека (№ 23).

    Как считают многие психологи, структура личности и основы самооценки формируются в первые пять лет жизни человека (№3, с.103)

    Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других людей (№ 10, с.284). Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности: оценка других людей; круг значимых других или референтная группа; актуальное сравнение с другими; — сравнение реального и идеального Я (№ 27).

    Самооценка формируется и на базе оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе (№ 16, с. 343).

    Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами: её можно перенять в детстве у своих родителей, не разобравшихся со своими личными проблемами; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в школе; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны взрослых; личностные проблемы, неумение вести себя в определённых ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе (№ 19 , с.484).

    Санфорд и Донован подтверждая сказанное Ч.Т.Фолкэном, говорят, что оценка пришла со стороны — от родителей, "которые делали вам замечания, говорили, что вы плохая, сверстников, которые потешались над вашими рыжими волосами, вашим носом или тем, что вы не могли быстро справляться с математикой… Никто не может приобрести низкую самооценку в изоляции, — указывает Санфорд, — и никто из нас не в состоянии изменить ее в одиночестве. » (№ 27).

    Р.Бернс аналогично высказывается по этому поводу: «Если родители, выступающие для ребёнка как социальное зеркало, проявляют в обращении с ним любовь, уважение и доверие, ребёнок привыкает сам относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств» (№3, с. 157).

    И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий (№ 12 ,с.272) подчёркивают, что у детей с завышенной или заниженной самооценкой изменить её уровень крайне сложно.

    Куперсмит отмечает, что для формирования положительной самооценки необходимы три условия: полное внутреннее принятие родителями своего ребёнка; ясные и последовательные требования; уважение индивидуальности ребёнка в рамках установленных ограничений (№ 3, с.159)

    Чак Т. Фолкэн (№ 19 , с.485) говорит, что если человек занимается любимым делом, со временем он приобретает опыт и мастерство, которыми имеет право гордиться. Это одно из условий составляющих нормальную самооценку.Каждый человек создаёт для себя образ идеального "Я". Оно обладает качествами, имеющими ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей, пользующихся авторитетом (№ 10 , с.286) . Оно может изменяться в зависимости от окружения. Если реальные качества соответствуют идеалу или приближаются к нему, у человека будет высокая самооценка.

    Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки (№ 19 ,с.485).

    Подводя итоги, можно сделать заключение: самооценка – компонент самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ "Я-реального" , "Я-идеального", результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию. Самооценка есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального "Я".

    II .Исследование влияния самооценки на социальное поведение личности

    Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни (№ 27) .

    От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке) (№ 34) .

    Первым, кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребёнка положительную Я-концепцию, был Скотт (№ 3, с.144-145). Исследовав 1800 подростков, он установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки из семей, где царит разлад, менее приспособлены.

    Вирджиния Н.Квинн высказывается по данному вопросу так: «Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативными «Я» — концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это ещё больше «подрывает» самооценку таких детей. Бывали случаи, когда проблемы с «Я»-концепцией, возникавшие в первом классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребёнка» (№ 10, с.285).

    Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплочённостью и солидарностью. (№ 3, с.149-150) . Более позитивно здесь отношение матери к мужу. В глазах ребёнка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Он менее подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого.

    У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний выше (№ 3, с.150). Таким образом, дети с высокой самооценкой ставят перед собой более высокие цели и чаще добиваются успеха. И наоборот, для детей с заниженной самооценкой характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

    Куперсмит (там же, с.150) так описывает мальчиков с высокой самооценкой: они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных ситуациях отстаивать свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям. Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию. По собственному признанию, они не испытывают особых затруднений, сближаясь с новыми людьми, готовы выразить своё мнение, зная, что оно будет встречено враждебно. Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами.

    «Высокая самооценка,- говорит Р.Бернс,- (№ 3, с. 151) обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребёнок приобрёл в семье способность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружён любовью, заботой и вниманием. Всё это создаёт прочную основу для его социального развития» .

    Поведение людей с высокой самооценкой (№ 3, с.151) противоположно хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих депрессивное состояние. Для последних характерна пассивность, неуверенность в себе, в правильности своих наблюдений и суждений, они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей, противостоять им, не могут с лёгкостью и без внутренних колебаний выразить своё мнение.

    Неверная самооценка, считают Санфорд и Донован, лежит в основе многих проблем, которые могут быть у женщин: от переедания до алкоголизма. "Если мы не любим себя, мы выходим замуж за мужчин, недостойных нас, выбираем работу, слишком простую для наших возможностей, и совершаем другие ошибки, начиная от отравления себя наркотическими средствами до слишком большой терпимости, в основе которой, — замечает Санфорд, — лежит наше мнение, что мы этого заслуживаем" (med-site.narod/wo67.htm). Исследования показывают, что самоуничижающее поведение ("если бы только…") , например фокусирование внимания на собственных недостатках или преувеличение роли неудачи, имеет связь с депрессией. По материалам Американской психологической ассоциации, невысокое мнение о себе совершенно очевидно является важным фактором в развитии депрессии. На заниженную самооценку указывают как на фактор, оказывающий влияние на большую распространённость депрессии среди женщин, которые страдают депрессией в два раза чаще, чем мужчины.

    «Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна – высокая самооценка (job-today/issue/s09_99_1.htm) , уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к "выученной беспомощности" – человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, так как всё равно ни на что не способен. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями» .

    На сайте интернета (testonlaine.webservis/test/test3/index.php) говорится, что человека с низкой самооценкой не ценит никто, кроме самых близких друзей: «Неуверенность – своеобразный сигнал для окружающих, так как никто не знает человека лучше, чем он сам, а он заранее расписывается в своей несостоятельности, показывая тем самым свою неуверенность» .

    Многое из того, что делает человек или отказывается делать, зависит от уровня собственного достоинства человека. Т.Шибутани говорит об этом так: «Те, кто сам не считает себя особенно талантливым, не стремятся к очень высоким целям и не проявляют огорчения, когда им не удаётся что-то хорошо сделать…Человек, который думает о себе как о никчёмном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо (№ 22, с.220).

    Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали (№ 15, с.274) высказывают мнение о том, что низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Ими говорится (там же, с.276) , что низкая самооценка – это некая совокупность мнений и поведения, мешающая установлению или поддержанию удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимодействия самоуничижительно. Они склонны относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нём… Индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к партнёрам-друзьям и особенно враждебно настроены по отношению к отвергнувшим их партнёрам… Люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначный социальный обмен в большей мере как негативный, нежели люди с высокой самооценкой.

    «Низкая самооценка,- продолжают Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали (с.276), — влияет на социальное поведение людей. Люди с низкой самооценкой в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих».

    Вышеуказанные авторы (там же, с.277) заключают, что низкая самооценка воплощается во взаимосвязанной совокупности самоуничижительного сознания и поведения, которая искажает социальную компетентность, подвергая людей риску одиночества.

    Кутрон, Рассел и Пепло установили, что самооценка играет важную роль в том, испытывают ли студенты – новички лишь временное одиночество или же остаются одинокими на протяжении семи месяцев. Студенты с высокой самооценкой уже в начале нового учебного года значительно более предрасположены к преодолению своего одиночества и успешному социальному приспособлению в колледже, нежели студенты с низкой самооценкой (там же, с.277).

    Ф. Зимбардо (№ 9, с.282) пишет о том,что то, что мы думаем о себе оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. «Люди, осознающие собственную значимость, как правило распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и соответственно им достаётся львиная доля предоставляемых обществом благ.

    Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за «конструктивный совет». Получив отказ, они не воспринимают его как унижение совей персоны. Причины его они рассматривают иначе: следовало приложить больше усилий, не идти на пролом; просьба была чрезмерна или, наоборот, несущественна; время и место были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в понимании. В любом случае причины отказа – не

    Как низкая самооценка влияет на отношения с людьми

    Февраль 23, 2015

    У большинства из нас есть дружеские связи, не так ли? В идеальной дружбе вы и приятель отлично понимаете ценность друг друга, и в отношениях преобладает взаимоуважение. Однако, если у вас низкая самооценка, дружба не будет сбалансированной. Низкая самооценка может негативно сказаться на Вашем выборе друзей, помешать эффективно уходить из конфликтных ситуаций. Кроме того, низкая самооценка может быть причиной навязчивости в отношениях с новыми знакомыми.

    То же самое справедливо и для других отношений – профессиональных, романтических, семейных и т.д. Если вы не уважаете себя, не цените себя как есть, то своими же собственными представлениями и намерением будете или привлекать в свою жизнь людей, которые вам не подходят или которые относятся к вам неуважительно, или позволять людям, которые уже есть в вашей жизни (например, родственникам) не считаться с вашими желаниями, ценностями, с вами самими. Зачем, ведь вы же самими не считаетесь со своими желаниями, ценностями и самим собой…

    Чтобы лучше понимать, как недостаток самооценки может повлиять на отношения с людьми, нужно определить, что означает понятие «самооценка». Обсуждение самооценки в социуме могут сильно запутать. Некоторые смотрят на тех, кто говорит о самооценке сверху вниз, и приравнивают такие темы к нытью из-за неудовлетворенности жизнью. Другие полагают, что низкая самооценка идет от дисциплины и запретов в детстве.

    Недостаток самооценки и взаимоотношения

    Самооценка и ее недостаток формируются несколько сложнее, чем описано выше. Для наших целей, рассмотрим лучшее определение, предложенное Dictionary.com: «реалистический образ положительного ощущения от самого себя; уважение к себе».

    Слово «реалистический» в данном случае имеет ключевое значение. Слишком мало, и у вас низкая самооценка, слишком много – и проблемы с раздутым эго.

    Проблемы с самооценкой могут формироваться за счет множества факторов (начиная от насилия родителей и дрессировки социумом, прививающим с детства ненависть к себе, до несчастной любви и несправедливого начальника) и воздействуют на вас время от времени, заставляя думать, что вы не заслуживаете добрых людей, хороших событий в своей жизни и в принципе получить всё , что хотите.

    Признаки низкой самооценки в дружбе

    Полагаете, что вашей самооценке нужно дать толчок? Далее следуют признаки низкой самооценки в дружеских взаимоотношениях.

  • Вы выбираете друзей, которые издеваются, пользуются дружбой или обесценивают ваши достижения.
  • Часто прибегаете к извинениям как к способу объясниться. (“Прошу прощения, я всегда заказываю воду к обеду”. “Простите, я бы хотел поехать на концерт за рулем своей машины».)
  • Думаете, что не заслуживаете хороших друзей или, что у вас их никогда не будет,
  • Не способны воспринимать похвалу, полагая что или над вами прикалываются, или пытаются утешить, или “скромничаете”, говоря, что “вам повезло”,
  • Вам сложно смотреть людям в глаза в момент разговора,
  • Воспринимаете все сказанное в ваш адрес с ожиданием проявления агрессии в том или ином в виде,
  • Прекращаете дружить с кем-либо и теряете интерес к новым знакомствам,
  • Негативно относитесь к жизни и произносите недобрые слова («В мире нет хороших людей». «Если завести друзей, то только чтобы стало тяжелее жить».),
  • Навязчивое поведение при знакомстве с новыми людьми и неспособность быть одному.
  • Это все про вас? Есть хорошая новость – вы можете изменить уровень своей самооценки и улучшить взаимоотношения. Этот процесс потребует серьезных усилий, усердных проработок и способности объективно оценивать самого себя. Это будет непросто и потребует большого терпения.

    Навязчивое поведение

    Низкая самооценка может оказывать воздействие на формат вашей коммуникации с людьми. В каждой дружбе есть свой естественный ритм развития. Кто-то способен переключиться мгновенно с существующих дружеских связей на новые знакомства, а кому-то нужно время для создания дружеских отношений.

    Если самооценка занижена, вы можете ускорить процесс развития отношений и спугнуть нового друга или партнера. Навязчивость также может принимать форму паники перед одиночеством, даже кратковременным, или в форме отказа от установления новых связей.

    Сложность в создании дружеских отношений

    Уровень самооценки может оказать серьезное влияние на способность формирования новых отношений. Если не верите, что достойны хороших друзей, Вы можете начать отказываться от предложений сходить на вечеринку или встретиться на чашечку кофе. Вы можете полагать, что как только раскроетесь кому-то, о Вас в любом случае сразу сложится негативное впечатление, а в результате Вы перестанете пробовать.

    Это порочный круг и единственный способ выйти из ситуации – перестать прислушиваться к внутреннему голосу, говорящему, что никто не хочет быть Вашим другом.

    Низкая самооценка и токсичная дружба

    Будьте внимательны к типу дружеских взаимоотношений, которые заводите. По старой привычке и устоявшимся представлениям о «зоне комфорта» вы могли окружить себя неподходящими людьми. Если в глубине души считать себя недостойным хорошей дружбы, в жизни могут появиться люди, которые недооценивают и не уважают вас.

    Первым делом нужно остановиться и дать объективную оценку дружеским отношениям. Ваши друзья заставляют вас чувствовать себя плохо? Выясним, как ведут себя токсичные друзья:

    • Говорят вам оскорбительные и унизительные вещи,
    • Постоянно критикуют вас,
    • Их не интересует ваше мнение, право голоса есть только у них. Если пытаетесь донести до них свою мысль, они не обращают на вас никакого внимания,
    • Выходят на связь только если им что-то нужно. Если что-то нужно вам, они не будут рядом.

    Чтобы противостоять такому порядку вещей, отдаляйтесь от подобных людей и заводите новые знакомства, но не изолируйте себя от общества. Это займет определенное время, но после избавления от негативных знакомств и пребывания в кругу положительных людей, будет заметный эффект – чем выше качество людей, с которыми вы поддерживаете связь, тем больше у вас удовлетворение от жизни.

    Формирование самооценки требует времени и порой может показаться, что вы оступаетесь и снова вступаете в негативные взаимоотношения. Не позволяйте таким фактам сбить вас с пути к формированию высокой самооценки. Вы заслуживаете качественных людей в своей жизни – научитесь их находить, сами будьте порядочным человеком, обязательно прорабатывайтесь , и со временем высокая самооценка станет безусловной, вне зависимости от того, кто вы, что вы, какие у вас связи с людьми, с какими людьми и так далее. А там и настоящая самодостаточность не за горами.

    Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте

    Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

    Ребенок сопоставляет уровень своих притязаний с результатами своей деятельности и путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-либо деятельности существенно влияют на оценку своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность.

    Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит . Так, в проведенном мною опросе, ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками, приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочитали считать себя (и считаться) ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.

    Самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

    Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

    Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности . Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи.

    Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

    Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

    Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний . При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

    Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

    Определение влияния самооценки младшего школьника на успешность обучения.

    Гипотезой исследования послужило предположение о том, что самооценка влияет на успешность обучения : на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения.

    Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

    Для изучения самооценки я использовала методику А.И. Липкиной «Три оценки».

    Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Учитель дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную . Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны».

    Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

    1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

    2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

    3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

    Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

    – совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

    – характер аргументации самооценки:

    а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

    б) любая другая аргументация.

    – устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

    Самооценка влияет на успешность обучения, на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, проведены следующие исследования:

    1. По итогам второго класса, из 41 ученика 36 имели по математике оценки «4» и «5», и 5 человек по математике имели удовлетворительные отметки.