» »

Как справиться с сильным волнением перед выступлением. Как справиться со страхом сцены, если вы актер

30.09.2019

Вадим Курилов ведет тренинг «Голос», где учит говорить свободно, выразительно и бесстрашно. Сам он сильно боялся выступать лишь однажды - когда выступал на заседании кафедры сценической речи ГИТИСа. «В тот момент я убедился: то, чему я учу, - работает», - рассказал он ЧТД.

Когда я начинаю разговаривать с человеком, я сразу по голосу чувствую степень его напряжения. Тем, у кого много напряженности в теле, сложно произносить речи. Страх выступления перед аудиторией индивидуален, это как страх высоты - генетическая предрасположенность, обстоятельства жизни. От социального статуса этот страх не зависит: недавно я слушал выступления топов одной большой компании, и только один из всех умел свободно выступать перед публикой и не был зажат.

Расслабить тазовый пояс

Я работаю по методу великой Кристин Линклейтер, он называется «Freeing the natural voice». Это не постановка, а именно «освобождение естественного голоса», раскрытие ваших возможностей.

Очень важно, что ты говоришь сам себе. Научно доказано, что мозг одинаково верит и в реальность, и в образы. И формулировать нужно точно: не надо говорить себе «relax», нужно говорить «let go, release» - «отпусти себя», убери лишнее напряжение.


Конкретные приемы очень просты! Про меня шутят: «Ну вот, Курилов опять сейчас начнет советовать расслабить попу». Да, так и есть! А культурно мы говорим так:

1. Отпустите лишнее напряжение тазового пояса. «Расслабить попу» - это не метафора, а действительно самое важное. Обратите внимание на слово «лишнее» - не полностью расслабиться, а отпустить лишнее, но остаться в тонусе.

2. Отпустите лишнее напряжение нижней челюсти. У вас чуть-чуть раскрывается при этом рот, не надо этого бояться.

3. Расслабьте живот. Вот здесь именно расслабьте, прямо вывалите! Это для нас, конечно, совершенно непривычно. Если вам некомфортно от того, как это может выглядеть, оденьтесь свободно.

Когда вы убираете зажим этих 3 точек, воздух начинает заходить в нижнюю часть легких через рот, и вы начинаете автоматически дышать животом. Когда вы все это сделаете, вы глубоко вздохнете - Кристин Линклейтер называет это «вздох облегчения».

Не путайте «вздох облегчения» с понятием «вдохнуть полной грудью» - нет, отпускаем таз-живот-челюсть и впускаем в себя воздух.

Это не только помогает телу, но и эмоционально расслабляет. Конечно, сильный стресс такой прием сразу не снимет, но поможет успокоиться. Выполнять упражнение можно как перед выступлением, так и в процессе.

Поза и голос - это ваш выбор

Еще один секрет, чтобы не нервничать - устойчивая поза: ноги должны стоять на расстоянии 20-25 см друг от друга. Так, чтобы стопа находилась под тазобедренным суставом. Это меньше, чем на ширине плеч: когда ноги на ширине плеч, неудобно делать шаг вперед.

Колени должны быть мягкими - не согнутыми, как во фламенко, но слегка подвижными, как в аргентинском танго!

Дышать во время выступления нужно ртом. Физика тела, когда мы говорим о выступлении, - это, собственно, голос. Она реализуется звучанием. Нужно понимать свой диапазон, уметь включать и нижний, и верхний регистр и научиться понимать, когда какой оптимален. Сначала можно даже в плане речи указывать: вот здесь у меня доверительная информация, значит - нижний регистр. Потом это происходит автоматически.

Мужчины часто говорят - зачем мне верхи, для чего мне пищать?

Но проработанный верхний регистр дает богатство, звонкость, полетность вашему голосу. Интересно, что иногда ко мне приходят вокалисты, просят заняться с ними речевым голосом - а потом говорят, что даже петь стали по-другому.

Немцы и русские не умеют расслабляться

Начинал я именно с занятий голосом. Я учился в пединституте им. Ленина на факультете английского языка, и на последних курсах института начал заниматься с Лорой Ереминой, которая вела на всесоюзном радио программу «Поэтическая тетрадь».

Много лет я владею PR-агентством, и для меня сцена привычна: я организую презентации, провожу их и помогаю клиентам делать то же самое. У меня самого проблемы с выступлениями никогда не было - я занялся этим, потому что почувствовал «соцзаказ» от клиентов моего агентства.

У нас перенапряженная нижняя челюсть. А знаете почему? Потому что мы 70 лет жили «стиснув зубы».

Жизнь - боль: взять себя в руки и фигачить. У нас это генетически заложено, даже у тех, кто не застал этой идеологии. У американцев и англичан с этим получше. А вот у немцев, кстати, тоже непросто. Мой немецкий преподаватель так и говорит: «У нас большие проблемы с расслаблением челюсти».

Надо ли представлять, что все в зале голые?

Публика - это и 2 человека, и 10 человек совета директоров, и 500 человек на конференции. Один собеседник - тоже публика. Рекомендации «представьте, что в зале все без одежды» или «с большими ушами» - вот честно, не работают. После такого трудно вернуться к своей теме, это слишком.

Представить их маленькими беззащитными детьми? Может быть, еще куда ни шло. Но я бы не стал представлять кем-либо людей в зале. Я бы работал с собой. Это моя проблема, мои эмоции, и я хочу их поменять. Страх - это эмоция, и мне нужно поменять свое эмоциональное состояние.

Чем заняться мозгу, пока ты говоришь

Конечно, у техники выступления, как и у любого действия, есть две составляющие - мозг и тело. Тело, с моей точки зрения, тут первично. Но аналитику, конечно, никто не отменял.

Итак, мозг. Как мы обычно анализируем? Я же умный, я прошел тренинги, почитал книжки. Я составлю план, составлю конспект, сделаю презентацию, напишу текст к каждому слайду. И вроде бы в этот момент надо бы порепетировать. А выступление у меня когда? Завтра в 9 утра! А сейчас сколько времени? Два часа ночи. Репетиция будет? Нет. И вообще я не высплюсь и буду не в том состоянии. Получается, что вроде бы я понимаю, что надо делать, но информации и тревоги слишком много.

Найти несчастную жертву

Заучивать текст нельзя категорически! Никому. Подготовку нужно начинать с того, что я называю «поиском несчастной жертвы». Ею может быть и прекрасный тренер, конечно! Когда ко мне приходят топы, им референты обычно уже всю презентацию написали, и потом эти самые референты меня ненавидят. Потому что им приходится все переделывать.

В роли «жертвы» может выступить и друг. Главное, чтобы он был не в теме и задавал дурацкие вопросы. Садитесь за чашкой кофе и просто рассказываете, так выкристаллизовываются идеи и формулировки, так приходит понимание, что действительно важно, а что можно опустить. Самому это сделать сложнее, но тоже можно: перед зеркалом и с душем вместо микрофона.

Включить сценариста и режиссера

Потренировавшись на «жертве», ответьте себе на два вопроса. Первый обычно формулируют так: почему мое выступление интересно этим людям? Тут самое важное вот что: почему мое выступление интересно этим людям прямо сейчас? Что сейчас такого происходит, что делает мою речь важной? Может быть, какая-то экономическая ситуация или новый закон - то есть повестка в широком смысле. Об этом необязательно прямо говорить, но обязательно подумать. И скорее всего, если вы подумаете, вы захотите об этом сказать.

Второй вопрос - цель выступления. Я очень много работал с разными спикерами. И вот, например, я говорю бренд-менеджеру - какая у вас цель? 99% отвечает: «Рассказать про новый продукт». При том, что у них базовая цель, конечно же, продать, но они даже про это не говорят. А дело в том, что если ты продаешь, это одна цель; если ты пришел, например, к директору магазина и тебе нужно, чтоб он научился мотивировать продавцов, - другая; если к прессе - задача в том, чтоб они хорошо написали.

Знаменитый режиссер, тренер и педагог объясняет , как снять зажимы, правильно дышать и выступать публично с максимальным эффектом.

«О действенном анализе пьесы и роли» Марии Кнеббель

Народная артистка СССР и педагог излагает основы актерского анализа текста и работы с ним, которые пригодятся любому оратору.

«Убеждай и побеждай» Никиты Непряхина

Бизнес-тренер и радиоведущий предлагает техники аргументации и приемы, помогающие убедить в своей правоте любую аудиторию.

Цель зависит от аудитории. Чтобы ее сформулировать, надо поставить вопрос так: «Что я хочу, чтобы аудитория сделала после моего выступления?» А для того, чтобы они что-то сделали, они должны о чем-то узнать и что-то запомнить. Конечно, я расскажу про свойства продукта, но эта информация будет лишь средством достижения цели. Например, я рассказываю про свой канал в Instagram: цель - получить больше подписчиков. Аудитория должна узнать от меня, о чем мой канал и чем он интересен, а запомнить - как он называется.

Что делает режиссер, когда анализирует пьесу? Он смотрит, какие у него три основные события - исходное, основное и завершающее.

Исходное событие лежит вне территории «пьесы» - что привело героев туда, где они оказались. Что произошло до моего выступления такого, что я пришел выступать? Эта завязка может быть любой - от событий мирового значения до того, что мне сегодня ночью приснилось. Например, я посмотрел Instagram своего товарища, позавидовал, что у него уже 100 тысяч подписчиков, и решил расширять аудиторию. Можно в этом признаться, почему нет!

Основное событие (кульминация) может быть разной - основная идея или, например, какая-то цифра. Или драма - если вы не подпишетесь на мой канал, все, жизнь моя закончилась.

Завершающее событие аналогично цели. Что же сделают слушатели, если им понравилось мое выступление? Это должно быть совершенно ясно в финальной части.

Театр абсурда строится так же, как классический, просто события там другие, абсурдные. Поэтому любое выступление перед любой аудиторией должно строиться по этим принципам. Если вы мыслите в этих категориях, в категориях «событий» и «действия», если вы точно знаете, что «происходит» во время вашей речи, вы чувствуете уверенность и меньше боитесь выйти к публике.

Куда девать руки и как плакать на сцене

Если вы тот человек, который постоянно напряжен, - ничего, с опытом это изменится. Просто нужно постоянно практиковаться, использовать для этого каждую возможность: например, произносить тосты во время застолий или рассказывать при случае истории друзьям.

Все говорят, что нужно выйти из зоны комфорта? - не нужно! При выступлении и так стресса полно, куда уж тут выходить. Я предпочитаю формулировать так: «расширить зону комфорта». Если вам комфортно говорить с «жертвой» за чашкой чая, не надо сразу выбегать на миллионный стадион - надо двигаться по чуть-чуть. Сначала попробуйте выступить перед дружественной аудиторией, на следующем этапе добавьте еще что-то. Постепенно человек начинает привыкать, что сцена - это не то место, где ты постоянно думаешь, что делать с руками. Все спрашивают: а куда девать руки? Ни-ку-да! Если ты сфокусирован на теме своего выступления, ты об этом забываешь.

Никогда в жизни не говорите аудитории «я волнуюсь». У тех, кто полагает, что это подкупающая искренность, были плохие преподаватели.

После подобной фразы тебя перестают воспринимать всерьез, бессознательно квалифицируют как непрофессионала. Подобные приемы устроены тоньше. У меня была знакомая, которая так сильно переживала, что начинала плакать, выходя на сцену! Я ей сказал - когда это случится, надо сделать паузу и сказать: «Наша встреча для меня очень много значит, и я испытываю сильные эмоции просто от того, что я здесь». Она так и сделала. Потом к ней подошли зрители и сказали: «Мы рыдали вместе с вами!»

Исполнители, особенно начинающие, часто не умеют побороть волнение перед выступлением. Все артисты различаются между собой характером, темпераментом, уровнем мотивации и волевыми качествами.

Эти личностные черты, безусловно, только отчасти влияют на способность адаптации к публичному выступлению. Ведь удачный выход на сцену каждого всё равно зависит, прежде всего, от готовности и от желания играть, а кроме того от прочности сценических навыков (проще говоря – опыта).

Каждому артисту нужно научиться готовить себя к выступлению, научиться легко входить в – такое состояние, при котором страх и волнение не портят выступления . В этом ему помогут как долгосрочные, постоянные меры (например, спортивные тренировки), так и конкретные локальные меры , к которым прибегают непосредственно перед выходом на сцену (например, особый режим концертного дня).

Физическая активность для общего тонуса артиста

В процессе профессионального развития музыканта важно поддерживать тонус мышц в хорошей форме. Для этого надо : подойдут такие виды, как бег и плавание. А вот с гимнастикой и тяжёлой атлетикой музыканту нужно быть осторожным и заниматься такими видами спорта только с опытным тренером, чтобы случайно не получить какие-нибудь травмы или мышечные зажимы.

Хорошее самочувствие и работоспособность, иначе говоря, тонус позволяет быстро воссоздать особое ощущение родства с клавиатурой, смычком, грифом или мундштуком и избежать любых проявлений вялости в процессе игры.

Как побороть волнение перед выступлением?

Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене. Есть специальные психологические упражнения – они не славятся ни популярностью, ни эффективностью, в среде музыкантов их считают слишком формальными, тем не менее, некоторым они могут помочь, поскольку разработаны профессиональными психологами-тренерами. Попробуйте!

Упражнение 1. Аутогенная тренировка в расслабленном состоянии

Это почти что самогипноз, при выполнении этого упражнения можно хорошо отдохнуть. Нужно расположиться в удобном кресле и полностью расслабиться (на вас не должно быть верней одежды, вы ничего не должны держать в руках, рекомендуется снять с себя и тяжёлые украшения). Далее нужно постараться освободиться от любых мыслей и от ощущения времени. Это самое трудное, но если у вас это получилось – вы молодец! Вы будете награждены кайфом и прекрасным отдыхом для духа и тела.

Если вам удалось освободиться от мысли и ощущения времени, то посидите так, сколько сможете – за это время вы отдохнёте и даже представить себе не можете, насколько!

Упражнение 2. Ролевая подготовка

При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер (или непосредственно пойти на сцену). Чем-то такой подход напоминает сумасшедший дом, но опять-таки: кому-то помогает! Так что пробуйте!

Всё-таки, какими бы ни были внушения, они искусственны. А артист не должен обманывать своего зрителя и слушателя. Он должен, прежде всего, наполнить смыслом своё выступление – в этом могут помочь и посвящение, и предварительное поздравление, и объяснение публике концепции произведения. Можно обойтись и без прямого выражения всего этого: главное, чтобы смысл существовал для исполнителя.

Часто мысли произведения, правильно поставленные художественные задачи , внимание к деталям некоторым артистам вообще попросту не оставляют места для страха (некогда думать о риске, некогда думать о возможных неуспехах – есть время думать только о том, как сыграть лучше и как точнее передать свои и композиторские идеи).

Поведение музыканта в последние часы перед концертом важно: оно не предопределяет успех выступления, но влияет на его комфорт ! Все знают, что, прежде всего, необходимо полноценно выспаться . Важно спланировать режим питания таким образом, чтобы пообедать заранее, потому что ощущение сытости притупляет ощущения. С другой стороны, музыкант не должен быть обессиленным, усталым и голодным – музыкант должен быть трезв, активен и восприимчив !

Надо ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера». Почему? Потому результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоёмкие. Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам).

Что делать непосредственно перед выходом на сцену?

Нужно избавиться от любого дискомфорта (согреться, сходить в туалет, вытереть пот и т.д.). Обязательно нужно освободиться : расслабиться (расслабить тело и лицо), опустить плечи, затем выпрямить осанку . До этого нужно было проверить, всё ли в порядке с концертным костюмом и причёской (мало ли – отстегнулось что-нибудь).

Когда вас объявляют – нужно зажечь улыбку и взгляд ! Теперь осмотритесь – нет ли каких-нибудь препятствий (ступенька, потолок и т.д.), и легко и просто выходите к своей публике! Она вас уже заждалась! Подойдите к краю сцены, один раз смело посмотрите в зал, только один раз улыбнитесь публике, постарайтесь рассмотреть кого-нибудь . Теперь усаживайтесь (или вставайте) поудобнее, представьте себе ключевые такты (чтобы взять нужный темп), приготовьте руки и начинайте… удачи вам!

У страха перед сценой тоже есть положительная сторона, тревога указывает на то, что музыканту важный результат своей игры. Уже осознание этого факта помогает многим юным дарованиям держаться достойно.

Приветствую вас, дорогие любознательные друзья!Сегодня я хочу поговорить о страхе. Но не о неком абстрактном понятии, а о конкретной боязни выступлений перед широкой аудиторией. Сразу скажу, если вы публичный человек или просто любите покрасоваться перед народом, не страшась выделиться из серой заурядной массы, можете дальше не читать. Скорее всего, вам будет неинтересно. Всех остальных я постараюсь научить, как не волноваться перед выступлением на публике, и вы сможете в полной мере проявить свое ораторское искусство и прочие актерские таланты.

Мои страхи начались еще в раннем детстве. Обладая прекрасной памятью, я быстро запоминал детские стихотворения и отлично их декламировал перед родителями. Но в дошкольном учреждении меня считали чуть ли не умственно отсталым. А все из-за того, что вся моя память куда-то улетучивалась, стоило мне только встать перед сверстниками. Я до дрожи в коленках боялся выступать.

В школе мои злоключения продолжились. Выученный назубок параграф домашнего задания моментально забывался под взглядами одноклассников. Спасали только письменные упражнения, где я мог без страха проявить свои способности.

В институте я с неприкрытой завистью поглядывал на сокурсников, без запинки произносящих длиннющие монологи со сцены самодеятельного театра и срывающих аплодисменты многочисленных зрителей.

«Вот бы и мне так!» — эта мысль не покидала меня и стала некой идеей-фикс.

Причины страха

Чтобы наилучшим образом избавиться от рассматриваемой фобии, я рекомендую сначала хорошенько поразмыслить, чем именно она вызвана. Установив реальные причины возникновения этой иррациональной боязни публики, вам будет намного проще определить, как справиться с беспокоящей проблемой:

  • Если вы боитесь опростоволоситься перед аудиторией, забыв необходимые слова и путаясь в замысловатых фразах, окончательно потерять ход мысли – выход очень прост. Подготовьте для себя небольшую шпаргалку, изложите в ней основные тезисы своей речи, запишите самые сложные и труднопроизносимые предложения, и держите в доступном месте. Надеюсь. Она вам не пригодится, однако, такая страховка позволит избавиться от первоначального волнения.
  • Не помешает, разумеется, и тщательная подготовка к предстоящему выступлению. Испробуйте свои силы на людях из ближайшего окружения, друзьях или родственниках, пусть они станут вашими первыми слушателями.
  • Если вас пугают сложные вопросы зрителей и возможность своевременно не найти правильных ответов, поможет детальное изучение темы. Согласитесь, когда досконально владеете материалом, трудно застать вас врасплох.
  • Если вас страшит возможность утратить внимание аудитории, стоит заранее позаботиться о том, чем лучше заинтересовать зрителей. Причем, это может не только интересная тема, но и оригинальный ход, способный разбудить скучающую публику.

По этому поводу вспомнился анекдот. На довольно нудной лекции в медицинском институте профессор регулярно будил засыпающих студентов фразой: «Чтобы не забеременеть, нужно…», после которой, как ни в чем не бывало, продолжал скучное занятие. По окончании урока один из будущих врачей поинтересовался, что же следует делать, чтобы избежать нежелательного зачатия. «Пейте обычный чай!», — ответил лектор-юморист. Студент решил уточнить: «До или после полового акта?» Представьте разочарование аудитории, когда изобретательный профессор сказал:«Вместо!»

Итак, вы решили овладеть ситуацией и навсегда обуздать свои страхи перед публикой! Хотите узнать, какие приемы для достижения поставленной цели использовал я? Тогда читайте дальше и пользуйтесь моими рекомендациями:

Убедите себя в иррациональности страха перед аудиторией

Какой бы многочисленной она не была, никакая неизлечимая болезнь, ни тем более смерть вас не постигнет из-за пары оговорок или досадных ошибок при выступлении. Худшее, что может ожидать неудачливого оратора – это снисходительные улыбки нескольких слушателей. Но даже если вас освищут и с позором препроводят со сцены, никто не умрет.

Не зацикливайтесь на своих опасениях, тем самым многократно усиливая их

Советую вам визуализировать страх, представив его в виде некоего автоматического прибора с рубильником. Подойдите к нему и резко поверните выключатель в нейтральное положение. Чувствуете, как непередаваемый ужас перед публичным выступлением постепенно улетучивается, придавая уверенности и непреодолимого желания блеснуть ораторскими способностями?

Также поможет освободиться от фобии представление пугающей вас многоликой массы народа в нечто трогательное и вполне безобидное. Идеально подойдут знакомые мультипликационные герои или симпатичные крошечные котята.

Срабатывает и прием, проверенный подавляющим большинством начинающих артистов, который заключается в мысленном раздевании зрителей в зале. Обнаженный человек сам нуждается в защите, а, следовательно, не причинит вам существенного вреда;

В процессе выступления очень важно не утратить внимание публики

Выдерживайте уместные паузы, чередуйте различные интонации, и вас станут слушать. Для подчинения аудитории предложите выполнить какое-либо элементарное действие, наподобие одновременного поднятия рук. Чувствуйте настроение каждого отдельного зрителя. А лучше выберите одного, вызывающего наибольшую симпатию, и при выступлении обращайтесь именно к нему, представляя близким другом.

Общение с приятелями не таит в себе никакой реальной угрозы. Советую мысленно превратить пугающее вас публичное выступление в задушевную товарищескую беседу, и результаты порадуют;

Если, несмотря на прилагаемые усилия, вы все же страшитесь выходить на сцену, отвергая даже мысль остаться один на один с многоликой аудиторией, следует ожидать панической атаки. Бороться с таким своеобразным протестом организма против стрессовой ситуации можно чередованием коротких вдохов с продолжительными выдохами совместно с самовнушением.

Постарайтесь убедить себя в отсутствии реальной опасности, используя предыдущие советы. С улыбкой и веселой песней взгляните в лицо своему страху, преуменьшите его до размера горошины, которую легко спрятать в коробочку, и тогда осознаете, как справиться с ситуацией без помощи профессионального психоаналитика.

Надеюсь, я смог вас убедить, что выступать на публике вовсе не страшно. Проверьте практикой приведенные рекомендации, и все получится!

  • Отдельное внимание хочу уделить правильной постановке самого выступления. От его организации многое зависит, начиная вашим состоянием и заканчивая вниманием аудитории.
  • Начните с разработки детального плана с подробным указанием всех ключевых моментов выступления. Для удобства и облегчения задачи запишите видео, которое необходимо внимательно просмотреть перед выходом на публику.
  • Не насыщайте свою речь чересчур заумными фразами и сложно произносимыми словами. Запомните, что даже сухой научный доклад, изобилующий массой специфических терминов, воспринимается гораздо лучше, если он изложен доступным языком. Даже при проблемах с памятью не стоит читать текст на публике. Забытую часть можно передать своими словами, знакомыми основной массе слушателей.
  • Удерживая внимание зрителей, старайтесь вовлечь их в живой диалог, тем самым принуждая принять участие в выступлении.
  • Рискуя наскучить слушателям, не затягивайте свою речь. Помните, что краткость изложения всегда считалась родной сестрой ораторского мастерства.
  • При работе «на публику» ориентируйтесь на наиболее слабое звено, не блистающее особым интеллектом. Если сможете его заинтересовать, то остальные зрители воспримут ваше выступление «на ура».
  • Совершенствуйте свою дикцию. Пользуйтесь специальными упражнениями для начинающих актеров. Согласитесь, что негромко произносимую невнятную речь вряд ли станут внимательно слушать.
  • Играйте различными интонациями, не забывая про уместные паузы, позволяющие зрителям осмыслить услышанное.

Рекомендуемые книги и курсы по теме выступления на публике

  • TED Talks. Слова меняют мир. Первое официальное руководство по публичным выступления.
  • Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично

Видео от Радислава Гандапаса: как не волноваться перед выступлением на публике


Использование перечисленных советов, разумеется, после длительной практики, позволит вам стать настоящим оратором и навсегда побороть неоправданный страх перед выступлениями на публике.

Обновления моего блога ждут вас после подписки, а я с нетерпением жду новых встреч со своими преданными друзьями!


  • 9 способов саморазвития и самосовершенствования…


«Как не волноваться перед выступлением на публике?» - это довольно актуальный вопрос для людей многих профессий и возрастов. Впервые мы сталкиваемся с подобной проблемой ещё в школе, вузе или на работе. И если в процессе учёбы страх выступлений перед одноклассниками доставлял всего лишь дискомфорт, то задания от начальства, где необходимо донесение определённой информации до профессионалов, вообще могли ввести человека в ступор.

Но на самом деле боязнь презентаций перед публикой - то, от чего можно избавиться. Ниже мы подробно расскажем вам о том, как перестать волноваться перед выступлением. Итак, приступим.

Причины боязни публичных выступлений. Детские фобии

На сцене волнение бывает разным. Но многие люди впадают примерно в одинаковое состояние, которое довольно трудно побороть: зрители превращаются в пугающую толпу, голос звучит как не свой, пересыхает во рту, трясутся коленки и руки. Чтобы понять, как не волноваться перед выступлением и преодолеть страх, нужно выяснить причины его возникновения.

Первая из них зарождается ещё в детстве и является самой недооценённой. Когда маленький ребёнок впервые громко заговаривает в публичном месте, то один из родителей заставляет его замолчать. В последующем это преобразуется в фобию и человек на подсознательном уровне начинает бояться громкого изложения своих мыслей перед аудиторией.

Когда голос у спикера зажимается, то это вызывает волнение и в итоге приводит к страху. Масла в огонь вполне могут добавить школьные учителя, которые принижают умения, и одноклассники, способные легко задеть чувства выступающего, не задумываясь о последствиях. Всё это провоцирует появление социальных фобий и страха перед выступлениями на сцене.

Боязнь социума

Вторая причина, по которой мы не можем сделать свою публичную речь бесстрашной, кроется в психологической составляющей страха. Раньше он был синонимом такого слова, как опасность. Подошёл к краю пропасти - испугался и отошёл, почувствовал холод - сразу занялся поисками источника тепла. Под действием ежедневных стрессов - учёбы, работы, политических и экономических потрясений в социуме - инстинкт самосохранения существенно изменился. Вследствие этого люди начинают волноваться в неоправданных ситуациях, в том числе во время публичных выступлений. Есть несколько причин, пробуждающих в них данный страх:

  • Плохое владение информацией, которая необходима для выступления.
  • Боязнь оговориться или сказать глупость.
  • Уверенность в том, что слушатели будут пристально следить за выступлением и оценивать его в негативном ключе.
  • Боязнь людей из-за низкого уровня социальной активности.

Агорафобия

Это последняя причина появления страха выступления перед аудиторией. Также она известна как В отличие от упомянутой выше боязни людей, этот страх намного глубже. Некоторые даже не осознают, что страдают подобным видом фобии.

Проявить себя

Разобравшись с тем, по какой причине появилась фобия к публичным выступлениям, необходимо убедить себя в том, что данного страха не существует и переживать не стоит.

Люди, которые знают, как не волноваться перед выступлением, осознали одну важную вещь. Для них публичная речь - это возможность проявить лучшие стороны и оценить собственные навыки работы со слушателями. Это очень важно! Особенно для специалистов, чья деятельность связана с коммуникациями. В этом случае при плохо развитых навыках общения у них ухудшается настроение, появляется дискомфорт, падает производительность и т. д.

Польза выступлений

Бесстрашная речь на сцене является ключом к уверенности в себе. Если тренировать навыки с помощью изложения мыслей перед аудиторией, то вскоре они станут автоматическими. Со временем исчезнет и дискомфорт при общении с людьми. Какие же полезные аспекты можно получить, выступая публично? Ниже мы их перечислим:

  • При правильной методике подготовки к докладам через какое-то время грамотность речи будет повышаться.
  • На студенческих саммитах или рабочих конференциях бывают деловые и влиятельные люди. Они услышат вашу речь и, вполне вероятно, сделают в будущем выгодные предложения.
  • В процессе подготовки можно существенно расширить свои знания, которые связаны с темой выступления.
  • Опыт общения даже с небольшой аудиторией помогает развивать коммуникативные навыки.

Как не волноваться перед выступлением на сцене и побороть страх

Конечно, можно убедить себя в том, что произнесение речи перед людьми полезно. Фобия немного отступит, но сам страх никуда не пропадёт. Не стоит с ним бороться. Он должен присутствовать, чтобы аудитория получила от спикера отдачу. Только вот страх необходимо контролировать и знать надёжные способы его преодоления. Ведь если сильно нервничать, то доклад будет испорчен. Ниже мы приведем несколько советов, которые помогут справиться с боязнью выступлений.

1. Репетиция

Уделите достаточное количество времени подготовке к речи. Нужно чётко понимать, что говоришь, и никогда не доводить знание текста до полного автоматизма. В этом случае можно легко его забыть, как только возникнет стресс. Необходимо досконально изучить тему выступления и проникнуться сутью для лучшего понимания. Кроме того, надо иметь представление о том, как преподнести текст публике. Спикеры, которые знают, как не волноваться перед выступлением, обязательно прорабатывают данный аспект. Они понимают, насколько важна репетиция каждого шага публичной речи. Именно так к оратору и приходит уверенность на сцене. Существует условное правило: на одну минуту выступления затрачивается час репетиции.

2. Чёткость речи

3. Актуальность темы

Нужно заранее узнать состав аудитории и выяснить, какая информация их заинтересует. Также стоит подумать о том, как вовлечь зрителей в процесс выступления. Ведь любая тема легко освещается с разных ракурсов и можно выбрать именно тот, что будет актуален для аудитории. Поэтому лучше предварительно попросить у организаторов выступления списки гостей и изучить сферы их деятельности. А дальше всё просто - нужно связать свою тему с их работой, сформулировав главные тезисы доклада.

4. Разговор с аудиторией

Чтобы создать для себя и зрителей комфортную атмосферу, можно завести диалог перед началом публичной речи, поговорить с присутствующими на отвлечённые темы. После с аудиторией стоит плавно перейти к своему докладу. Это поможет избавиться от волнения. Да и зрители станут намного раскованнее.

5. Смещение фокуса внимания

Находясь на сцене, надо спросить себя: «Для чего я здесь стою?» Волнение появляется как раз тогда, когда спикер обращает внимание на себя, то есть думает, как он выглядит, как звучит его голос и т. д. От подобных мыслей стоит избавляться. Ведь оратор выходит на сцену не для того, чтобы а для того, чтобы донести до аудитории полезную информацию. Подобная установка поможет преодолеть беспочвенную фобию.

Как не волноваться перед выступлением и держаться уверенно

Бывает так, что применить перечисленные выше советы не получается из-за слишком близкой даты мероприятия. При этом фобия может не давать человеку покоя. Если нельзя от неё избавиться, то стоит воспользоваться следующими приёмами:

  • Просто расслабьтесь. Это один из первых советов от опытных спикеров тем новичкам, которые задаются вопросом: «Что делать, если я очень волнуюсь перед выступлением?» Когда тело напряжено, хочется сжаться и не быть центром внимания. Поэтому необходимо расслабиться, чтобы не подкреплять физическим напряжением психологический дискомфорт.
  • Во время выступления поза должна внушать уверенность : прямая спина, открытая позиция, обе ноги стоят на полу. Опорную ногу лучше выдвинуть немного вперёд для максимальной устойчивости. Такая поза обеспечит оптимальную циркуляцию крови, которая доставить в мозг больше кислорода, снизив тем самым волнение.
  • Чтобы вывести организм из состояния стресса, нужно нормализовать дыхание. Для этого надо сделать вдох, досчитать до четырёх и резко выдохнуть. И так десять раз подряд.
  • Если голос во время выступления часто срывается от волнения, то стоит заблаговременно сделать речевую гимнастику: произносить речь, не открывая рта, проговаривая буквы как можно чётче и выразительнее. Данное упражнение поможет расслабить мышцы гортани и лица, а также справиться с волнением. Обязательно возьмите с собой воду. Возможно, в самый неподходящий момент пропадёт голос и придётся прервать выступление.
  • Если во время публичной речи в коленях появилась дрожь, то мысленно направьте на них внимание. Можно и обмануть мозг, осознанно заставив коленки трястись. После этого обычно дрожь прекращается.
  • Чтобы поддерживать со слушателями контакт, обязательно смотрите им в глаза. Так вы покажете, что публичная речь направлена на их отдачу и интерес.
  • При допущении ошибки во время доклада оптимальным решением будет продолжение выступления. Не надо акцентировать на ней внимание. Продолжайте речь, будто ничего не случилось. Ведь, помимо донесения информации, важно уметь сосредоточиться на главном. Поэтому, если лаконично опустить допущенную погрешность, то никто из аудитории её и не заметит.

Лекарства от страха

Многие начинающие спикеры задумываются о том, что выпить перед выступлением, чтобы не волноваться. Пожалуй, самым распространённым успокоительным является валериана. Но здесь больше работает психологический эффект. Поэтому мы не советуем пить какие-либо лекарства перед презентацией. Улучшайте свои коммуникативные навыки - и со временем страх исчезнет.

Заключение

Теперь вы знаете, перед выступлением на сцене. Обязательно воспользуйтесь полезными советами из этой статьи. Они помогут преодолеть страх, и бесстрашная речь перед слушателями станет вашей привычкой. После этого вы уже никогда не будете задаваться вопросом о том, что делать, если волнуешься перед выступлением. Впервые почувствовав уверенность перед аудиторией, вы поймёте, что имеющаяся фобия отступила, а жизнь стала намного раскрепощеннее и прекраснее.

Выступления перед аудиторией - источник серьезного стресса. Волноваться перед ним и во время произнесения речи нормально, это заложено в человеческой природе. Но любой страх - рычаг, активизирующий инстинкт «нападай или беги». Гормональный всплеск заставляет сердце биться быстрее, а дыхание - учащаться, мы дрожим, мысли путаются. По результатам исследований, страх публичного выступления - второй по распространенности после ужаса, который вызывает смерть. Существуют способы побороть его и стать уверенным, спокойным и убедительным оратором.

Причины и основные пути борьбы с волнением

Корень проблем кроется во все тех же инстинктах. Направленное на себя внимание мы неосознанно воспринимаем как угрозу, буквально оружие, которое смотрит нам в лицо. Это порождает физически неприятный стресс и закрепляет боязнь. На когнитивном уровне мы страшимся неизвестности, направленного на человека внимания всех присутствующих, негативного принятия аудиторией, опасаемся не достичь цели. Все это - абсолютно нормальные психоэмоциональные проявления, свойственные людям всех возрастов и профессий. Осваивайте упражнения, которые помогут справиться со стрессом. Их условно делят на группы:
  • практики по принятию и осознанию страха;
  • психологическая и аналитическая подготовка к выступлению, уменьшающая волнение;
  • физические упражнения, направленные на снижение стресса и внешних проявлений страха - тренировка дыхания, голоса, жестов;
  • приемы подготовки непосредственно перед выступлением (за полчаса до него и меньше);
  • способы снять волнение во время произнесения речи на публике.
Отдельный вопрос - препараты-стимуляторы, которые якобы помогают не волноваться, и прочие средства «с недоказанной эффективностью». Если вы придаете значение психологии цвета, нет ничего плохого в использовании красных аксессуаров и белья - они, по утверждению хромотерапевтов, борются со страхами. Поклонники античности и символизма могут активизировать энергии Гермеса, греческого бога красноречия, с помощью кольца на мизинце - пальце, посвященном «проводнику душ». Чего стоит избегать, так это алкоголя, седативных препаратов (даже валерианы) - их действие не контролировано и приводит к печальным последствиям. Не стоит плотно наедаться перед произнесением речи, иначе вас потянет в сон. Кофе тоже не стоит злоупотреблять, оно вызывает беспокойство и делает вас нервным. Если хотите успокоиться, съешьте 20-50 гр. шоколада или банан. Содержащиеся в них нутриенты уменьшают волнение и стресс.

Подготовка к выступлениям

Первый этап - принятие страха. Нужно осознать, что чувствовать его не стыдно, он преодолеваем и кроется только в нас самих. Учась справляться с волнением при выступлениях, оратор приобретает незаменимый навык и преодолевает важную ступень развития мастерства. Стать менее скованным, перестать нервничать не так трудно, как кажется - это лишь наши мысли, и их можно обуздать:
  • напомните себе, что небольшое волнение перед произнесением речи полезно - оно тренирует сосудистую систему (многие даже находят его приятным);
  • откажитесь от стремления быть совершенным и признайте за собой право на ошибку;
  • примите факт о том, что аудитория не обязательно будет критиковать вас, как вы сами это делаете - зачастую ошибки, которые мы считаем вопиющими, слушатели просто не замечают.
При подготовке уделите внимание проработке текста, это уменьшит тревогу перед неизвестностью. Сделайте план, выстройте структуру доклада, отрепетируйте речь перед зеркалом, запишите себя на видео или диктофон. Подумайте, какие вопросы вам могут задать зрители, узнайте, в каком месте вам предстоит выступать. Поработайте над тремя каналами восприятия выступления: что говорит оратор, как он это делает, и что показывает невербально. Продумайте свой имидж, подготовьте одежду заранее. Она, а также обувь, прическа и лицо (макияж или груминг) должны быть безупречны. Образ должен быть гармоничным, даже модным, но не чрезмерно. Важно и удобство: при произнесении речи нельзя беспокоиться о натирающей обуви, неудобных каблуках или тесном пиджаке. На этот важный день не стоит планировать иных стрессовых мероприятий (визит к стоматологу или налоговому инспектору), а перед ним лучше выйти на прогулку и пораньше лечь спать. Психологические упражнения на преодоление страха:
  • формулирование: четко дайте определение источнику страха и месту его «расположения» в теле, причине беспокойства;
  • экстраверсия: настройка на открытость, контакт с аудиторией;
  • «самое страшное»: ответьте себе, что произойдет, если вы провалитесь, вас публично осмеют - утрируйте, чтобы вам самому стало весело (смех - лучшее средство от боязни).

Физиологические упражнения - управление дыханием и телом

Если выступление вас страшит, проявляются физиологические признаки волнения - взгляд бегает, голос и руки дрожат, появляются ненужные, хаотичные жесты, вы начинаете говорить слишком тихо или кричать. Повысившийся адреналин и учащение сердцебиения приводят к покраснению лица, расширению зрачков. Признаки волнения заметны аудитории, она неосознанно их ощущает и теряет расположение к оратору. Чтобы справиться с физиологическими проявлениями стресса, нужно убрать мускульные зажимы и научиться контролировать свои мышцы и связки. Прежде всего, займитесь дыханием. Оно напрямую связано с нашим эмоциональным состоянием, «выдает» волнение из-за выступления - становится прерывистым, учащенным, поверхностным. Глубокое дыхание помогает выровнять голос, убрать из него дрожание и скрипы из-за нехватки кислорода в легких. Бороться со стрессом помогает выполнение специальных упражнений в течение 5-10 минут. Классический прием - чередование глубокого плавного вдоха и резкого выдоха или двойной вдох/двойной выдох. Полезно дыхание «квадратом»: по две секунды удерживайте вдох-паузу-выдох-паузу. Упражнение «шарик», разработанное профессором Х. Херминсоном для подготовки спортсменов-экстремалов, снимает страх и концентрирует внимание. Нужно закрыть глаза, представить себе мячик для пинг-понга - он поднимается на медленном вдохе от живота к гортани и также плавно опускается на выдохе. Расслабиться и успокоиться вам помогут и физические упражнения:
  • «сжигание» адреналина: приседания, взмахи руками, отжимания;
  • гормональная стабилизация: мелкие движения-удары (не сильные) по грудине в области вилочковой железы;
  • снятие нервного напряжения - пройдитесь быстрым шагом (хватит 10 минут).

Как успокоиться непосредственно перед выступлением

Если вам предстоит публичное произнесение речи, доклад, презентация перед коллегами, постарайтесь быть на месте заранее. Вы оцените ситуацию, познакомитесь с новой для вас локацией, увидите, как помещение заполняют слушатели. Это поможет успокоиться и переключить внимание. За полчаса до выхода к слушателям стоит выпить натурального цитрусового сока - он немного понижает кровяное давление и расслабляет. Медитация помогает сконцентрироваться и унять сильное волнение. За час до публичного выступления или раньше найдите тихое место, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Руки должны лежать на коленях, ноги - быть согнутыми. Постарайтесь на 15-20 минут убрать из сознания мысль о том, что вам необходимо выступать. Можно прибегнуть к даосским практикам - например, несложному и полезному мимическому упражнению «Смеющийся цигун». Посмотрите в зеркало и в течение минуты поулыбайтесь себе, а затем засмейтесь, даже если совсем не хочется. Смейтесь около 3-5 минут и закончите упражнение легкой улыбкой. Среди физических способов снятия напряжения непосредственно перед публичным произнесением речи полезны:
  • разминка плеч и шеи - медленно наклоняйте их, вращайте из стороны в сторону;
  • «встряхивание» рук и ног - поднимайте каждую конечность по очереди и резким движением опускайте вниз (как будто хотите избавиться от капель воды на коже);
  • разминка пальцев ног - интенсивно сжимайте и разжимайте их;
  • махи ногами в воздухе (без опоры под ступнями): если поблизости есть турник, повисите на нем, если нет - сядьте на стол или подоконник, свесьте ноги, переплетите их и немного помашите вперед и назад.
Объединить физиологическую и психологическую тренировку можно, используя «заводящие» жесты. Это движения, напоминающие о позитивных, приятных моментах, они служат триггерами и «крючками» для снятия эмоционального напряжения. Перед выступлением потрите ладони одна о другую, вытяните вверх руки. Можно согнуть их в локтях и резко опустить вниз (жест yes). Попробуйте кулаком одной руки несколько раз ударить о раскрытую ладонь другой, приложите кисти к груди. Полезен так называемый «корсет уверенности» - выпрямите спину, расправьте плечи, поднимите вверх подбородок и улыбнитесь.

Как снять стресс во время публичного выступления

Учитесь во время выступления думать не о своем волнении, а о сути доклада и цели, которой хотите добиться. Чтобы снять стресс, можно прибегнуть к шутке (это полезно и для установления контакта с аудиторией). Рекомендацию публично признать свой страх и сказать о нем слушателям, как правило, берут на вооружение начинающие ораторы. Опытные выступающие неохотно пользуются ею, предпочитая осваивать техники «масок» уверенности Воспроизводите позами, мимикой и жестами признаки, присущие спокойным, умелым, хорошо держащимся на людях ораторам. Даже если вы сильно волнуетесь, держите это в секрете и сыграйте уверенность. Демонстрируйте ее признаки:
  • зрительные - ровную осанку, расправленные плечи, улыбающееся лицо, прямой, фиксирующийся взгляд;
  • слуховые - громкий, ровный голос, произношение без запинок, нелогичных пауз;
  • жесты - они должны быть плавными, четкими, не слишком медленными и не суетливыми (успокойте нервозность, держа в руке карандаш), синхронизированными с речью;
  • движения - их необходимо упорядочить, следить, чтобы вы не «играли» рукой с волосами или микрофоном, не метались по сцене.
Справиться с волнением помогают незаметные упражнения. Быстро подвигайте пальцами ног, это снимет мышечные зажимы. Несколько раз надавите на мочку уха, чтобы сконцентрироваться. Если вы нервозно двигаетесь, прибегните к хитрости - уроните что-нибудь на пол. Пока вы поднимаете карандаш или буклет, вы сможете успокоиться. Уверенность оратора зависит, прежде всего, от опыта работы перед аудиторией. Нужно говорить много, перед разной аудиторией, и к вам придет внутреннее спокойствие. Приглашаем вас на индивидуальные и групповые курсы в школу Антона Духовского. С Oratoris вы научитесь справляться с волнением и станете убедительным и красноречивым оратором.