» »

Заполни таблицу растения форма вегетативного размножения. Вегетативное размножение растений. Значение в сельском хозяйстве

16.06.2019

Заполните таблицу:

Задание 8. «Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Вегетативное размножение. 2. Корневые отпрыски. 3. Листовые детки. 4. Окулировка. 5. Привой. 6. Подвой. 7. Размножение культурой клеток. 8. Преимущества вегетативного размножения.

Задание 1.

1. Ода особь. 2. Не происходит слияния генетического материала. 3. Деление, споруляция, вегетативное размножение. 4. Деление и споруляция. 5. Гаплоидный. 6. Мейоза. 7. Митоза. 8. Диплоидный. 9. Апланоспоры, зооспоры. 10. Спорофит. 11. Гаметофит. 12. Растения, образующие споры, морфологически неразличимые. 13. Растения, морфологически отличающиеся – микроспоры и мегаспоры. 14. Водоросли, мхи, хвощи, некоторые плауны и папоротники. 15. Некоторые плауны, водные папоротники, голосеменные и цветковые растения.

Задание 2.

1. 1 – корневыми отпрысками; 2 – корневыми черенками; 3 – корнеклубнями. 2. Малина, слива легко образуют на корнях придаточные почки из которых развиваются корневые отпрыски, достаточно их отделить и осадить на постоянное место. Корень хрена можно разрезать на части и посадить, каждый корневой черенок дает новое растение. Георгины размножают корневыми клубнями. Осенью их выкапывают и разделяют, высаживают весной. 3. 4 – придаточными почками на листьях; 5 – целыми листьями; 6 – листовыми черенками. 4. У бриофиллюма по краю листа образуются придаточные почки и образуются миниатюрные растения – детки, которые легко приживаются на новом месте. Целыми листьями размножается бегония, сенполия. В воде отрезанные листья образуют придаточные корни и почки, которые хорошо приживаются. Сансевьеру и бегонию можно разрезать на листовые черенки и из которых образуются новые растения.


Задание 3.

1. 1 – размножение надземными столонами (усами); 2 – размножение ползучими побегами; 3 – размножение отводками; 4 – размножение черенками. 2. 1 – после образования дочернего растения столон отрезают, растение пересаживают на постоянное место; 2 – достаточно разделить растение на несколько самостоятельных; 3. Весной пригибают и прикапывают среднюю часть ветки, верхушку лучше привязать к колышку. Летом образуются придаточные корни и осенью растение можно отделить от материнского. 4. Многие растения размножаются черенками, например, отрезанный побег традесканции в воде или влажной почве дает придаточные корни и становится самостоятельным растением.

Задание 4.

1. 1 – корневищем; 2 – клубнем; 3 – луковицей. 2. Разрезая корневище комнатных растений на черенки можно увеличить число растений. Так размножают ирисы, астры многолетние. Целыми клубнями или частями клубней с почками размножают картофель. На луковицах часто образуются детки, которые используют для выращивания новых растений.

Задание 5.

1. 1 – копулировка (диаметр привоя и подвоя совпадают); 2 – окулировка, прививка глазком; 3 – прививка сближением; 4 – прививка в расщеп (диаметр привоя меньше диаметра подвоя); 5 – прививка в приклад (диаметр привоя меньше диаметра подвоя). 2. Привой – растение, которое прививают, подвой – растение, к которому прививают.

Задание 6.

1. Выращивание клеток на питательной среде называют культурой клеток. 2. Из растения берут клетки конуса нарастания, стерилизуют для уничтожения микроорганизмов и помещают их в питательную среду, где клетки размножаются. Затем их можно разделить и в пробирках, создавая определенные условия, можно добиться превращения их в миниатюрные растения. 3. Клетки конуса нарастания сохраняют способность к делению, являются образовательной тканью.

Задание 7.

Орган растения Способ размножения Примеры растений Описание способа размножения
Корень 1. Корневыми отпрысками 2. Корневыми черенками 3. Корнеклубнями Малина Хрен Георгины На корнях образуются придаточные почки, из которых развиваются корневые отпрыски. Корень разрезают на части, каждый корневой черенок дает новое растение. Осенью выкапывают корнеклубни и разделяют, высаживают весной.
Лист 1. Листьями 2. Листовыми черенками 3. Листовыми детками Сенполия Бегония Бриофиллюм В воде отрезанные листья образуют придаточные корни и почки, которые хорошо приживаются. Нарезают листовые черенки и ставят в воду. Из них образуются новые растения. Детки, образующиеся по краю листа легко приживаются на новом месте.
Надземные побеги 1. Усами (столонами) 2. Ползучими побегами 3. Отводками 4. Черенками Земляника Клевер ползучий Смородина Традесканция После образования корней у дочернего растения столон отрезают, растение пересаживают на постоянное место. После образования корней достаточно разделить растение на несколько самостоятельных. Весной пригибают и прикапывают среднюю часть ветки. Осенью растение можно отделить от материнского. Отрезанный побег традесканции в воде или влажной почве дает придаточные корни и становится самостоятельным растением.
Подземные побеги 1. Корневищем 2. Клубнем 3. Луковицами Ирисы Картофель Лук Разрезая корневище комнатных растений на черенки можно увеличить число растений. Целыми клубнями или частями клубней с почками размножают картофель. На луковицах часто образуются детки, которые используют для выращивания новых растений.
Прививки 1. Сближением 2. Прививка черенком (копулировка, в расщеп, под кору) 5. Окулировка Яблоня Вишня Яблоня Срезают часть коры с древесиной с привоя и подвоя, совмещают их и забинтовывают. Если диаметр привоя и подвоя совпадает, косо срезают, совмещают кору и древесину и забинтовывают. Или прививают в расщеп или под кору, если диаметр привоя больше. Срезают с привоя почку с корой и древесиной и вставляют ее в Т-образный надрез подвоя. Забинтовывают.
Культура тканей Клетками образовательной ткани Жень-шень Из растения берут клетки конуса нарастания, стерилизуют и помещают их в питательную среду, где клетки размножаются. Затем в пробирках, создавая определенные условия, можно добиться превращения их в миниатюрные растения

Задание 8.

1. Размножение с помощью вегетативных органов. 2. Растения, образовавшиеся из придаточных почек на корнях. 3. Растения, образовавшиеся из придаточных почек, образовавшихся на листьях. 4. Способ вегетативного размножения с помощью прививки почек. 5. Растение, которое прививают. 6. Растение, к которому прививают. 7. Группа клеток образовательной ткани, из которой выращивают большое количество новых растений. 8. Вегетативное размножение полностью сохраняет свойства материнского растения.

При вегетативном размножении происходит увеличение числа особей в результате того или иного деления тела одного родительского организма. Таким образом, вегетативное размножение является одним из видов бесполого размножения, когда дочерний организм является точной генетической копией материнского.

В случае покрытосеменных растений вегетативное размножение осуществляется побегами, корнями и листьями, т. е. вегетативными органами. Чаще всего при этом размножение происходит именно побегами.

У покрытосеменных травянистых растений вегетативное размножение часто осуществляется подземными побегами (корневищами, луковицами, клубнями) . Эти органы служат не только для накопления запаса питательных веществ для развития зеленых частей растений в следующий вегетационный период. Их также можно рассматривать как органы вегетативного размножения.

Почки подземных побегов дают начало надземным зеленым побегам. Такие новые побеги могут оказаться отделенными от родительского растения, т. е. дать начало новому растению.

Так растения, имеющие подземные корневища, очень живучи. Если вырвать родительское растение, то в почве из почек остатков корневища разовьются новые зеленые побеги.

В луковицах из почек часто образуются луковички-детки. Отделившись друг от друга, каждая из них дает начало новому растению.

На клубнях также имеются почки (глазки), которые в благоприятных условиях прорастают и развиваются в отдельное растение. Если клубень картофеля разрезать на несколько частей, каждая из которых будет содержать глазки, то можно получить несколько отдельных растений.

Также многие покрытосеменные растения способны вегетативно размножаться надземными побегами . Например, у земляники образуются усы, представляющие собой ползучие зеленые стебли. В их узлах развиваются побеги с листьями и придаточными корнями. Каждый такой дочерний побег может быть отделен от родительского растения.

У древесных растений может наблюдаться вегетативное размножение с помощью укоренения надземных побегов, обычно веток. Прижатые к почве ветки могут пустить корни и развиться в отдельный куст или дерево.

Ряд покрытосеменных растений могут размножаться корневыми черенками или корневыми отпрысками. Корневой черенок представляет собой отделенную часть корня с придаточными почками. Из этих почек развиваются побеги, которые в дальнейшем укореняются. Размножение корневыми черенками характерно для одуванчика, малины, шиповника и др.

Однако у той же малины чаще встречается размножение корневыми отпрысками. Отпрыски от черенков отличаются тем, что не отделены от родительского растения. Корневой отпрыск стелится в поверхностных слоя почвы. На нем вырастают придаточные почки, которые дают начало надземным побегам, каждый из которых можно отделить от родительского растения. Именно корневые отпрыски дают густую молодую поросль около деревьев или пней.

Некоторые покрытосеменные растения могут вегетативно размножаться листовыми черенками. Попав в благоприятные условия, отделенный лист может пустить придаточные корни, на нем также развиваются придаточные почки, из которых вырастают побеги.

Вегетативное размножение растений широко распространено не только в природе. Человек активно использует эту способность растений в сельском хозяйстве. Вегетативное размножение позволяет быстрее получить урожай, сохранить ценные признаки сорта. В сельском хозяйстве используются следующие виды вегетативного размножения: стеблевыми черенками, отводками, корневищами, луковицами, клубнями, прививками и др.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить со способами вегетативного размножения цветковых растений; показать роль вегетативного размножения растений в природе.

Оборудование и материалы: таблицы: «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений»; рисунки и фо-тографии растений, комнатные растения, гербарии; клубень кар-тофеля, луковица лука.

Ключевые слова и понятия: вегетативное размножение, размно-жение ползучими побегами, размножение корневищами, размноже-ние клубнями, размножение луковицами, размножение листьями, размножение корневыми отпрысками, размножение выводко-выми почками; значение вегетативного размножения в природе.

Ход урока

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

В каком направлении происходит перемещение органиче-ских веществ в растении?

По каким структурам происходит перемещение органиче-ских веществ в растении?

В каких слоях стебля растения расположены ситовидные трубки?

Какими клетками они образованы?

Опишите опыт, доказывающий перемещение органических веществ от листьев к корням растения.

В каком направлении происходит перемещение воды и рас-творенных в ней минеральных веществ в растении?

По каким структурам перемещается вода с растворенными в ней минеральными веществами?

По каким структурам происходит перемещение воды в стебле?

Где расположены сосуды?

Укажите особенности строения растительных сосудов.

Опишите опыт, доказывающий перемещение воды и ми-неральных веществ по сосудам древесины с восходящим током?

Откуда поступают вода и минеральные вещества в растение?

В результате каких процессов образуются органические ве-щества в растении?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вспомните, на какие две группы можно разделить органы растений в зависимости от основных выполняемых ими функций. (На вегетативные и генеративные.)

Какие органы являются генеративными? (Цветы, плоды и семена.)

Какова их основная функция? (Размножение.)

А какие органы являются вегетативными? (Корень, стебель, лист.)

Какова их основная функция? (Обеспечениерастения водой, органическими и минеральными веществами.)

Но мы знаем, что, кроме основных, вегетативные органы вы-полняют иногда и другие, несвойственные им функции.

Приведите примеры растений, вегетативные органы кото-рых осуществляют какие-либо дополнительные функции. (Например, видоизмененный корень моркови, а также корне-вые клубни георгина, видоизмененный стебель картофеля за-пасают питательные вещества. Особые клубеньки на корнях бобовых растений способны усваивать газообразный азот.)

Кроме этого, с помощью вегетативных органов некоторые растения могут размножаться.

Как может называться такой способ размножения? (Ответы учащихся.)

Размножение растений с помощью вегетативных органов (без участия генеративных) называется вегетативное размножение .

В нем могут участвовать любые вегетативные органы растения. Вегетативное размножение широко представлено в природе.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Способ размноже-ния

Описание

растений

Размно-жение ползучи-ми побе-гами

На растении образуются удлиненные по-беги, стелющиеся по земле. В местах со-прикосновения с землей образуются при-даточные корни. Через некоторое время старые побеги отмирают у основания и растение становится самостоятельным

Земляника, кле-вер, луговой чай, будра плюще-видная, верони-ка лекарствен-ная, клюква

Размно-жение корневи-щами

На корневищах (видоизмененных побе-гах) из почек образуются молодые по-беги. Через некоторое время корневища между растениями могут разрушаться

Пырей ползу-чий, ландыш, ветреница, чер-ника, брусника, ирис, нивяник, майник, сныть

Размно-жение клубнями

Клубни отделяются от столонов. Из вер-хушечной и боковых почек развиваются надземные побеги, на которых образу-ются придаточные корни

Картофель,

топинамбур,

Размно-жение лу-ковицами

Из боковых почек на материнской луко-вице (видоизмененном побеге) образу-ются «детки» — дочерние луковицы

Дикий лук, тюльпан, гиа-цинт

Размно-жение ли-стьями

Части листовой пластинки некоторых растений могут отделяться от материн-ского растения и опадать на землю.

На отделившейся части образуются при-даточные корни

Сердечник лу-говой

Размно-жение корне-выми от-прысками

На корнях некоторых растений могут образовываться почки, из которых вы-растают побеги — корневые отпрыски

Сирень, осина, вишня, бодяк, осот, кипрей

Размно-жение вывод-ковыми почками

На листьях растения образуются особые выводковые почки , которые впоследствии опадают на землю и укореняются

Бриофиллюм, папоротник аспелениум жи-вородящий

(Учитель проверяет заполнение таблицы и делает вывод, де-монстрируя при этом комнатные растения, гербарии, таблицы с изображениями различных способов вегетативного размно- жения растений. Затем к доске вызывают учащихся, которые, пользуясь наглядным материалом, представленным в кабинете (таблицы, рисунки, комнатные растения, гербарии), рассказы-вают о каждом из способов вегетативного размножения и приво-дят примеры. Если кто-либо из учеников, отвечающих у доски, затрудняется ответить, ему помогает класс.)

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

В чем заключается смысл вегетативного размножения?

Каково значение этого способа размножения в природе?

Какими органами могут размножаться растения при веге-тативном способе?

Для каких растений характерно размножение видоизменен-ными побегами?

Для каких растений характерно размножение частями не- видоизмененных побегов?

Для каких растений характерно размножение корневыми отпрысками?

Самостоятельная работа

Закончить заполнение таблицы.

Творческое задание. Зарисовать различные способы вегета-тивного размножения растений. Каждый из способов изобразить на отдельном листе, подписать название. На обратной стороне перечислить растения, для которых характерен этот способ веге-тативного размножения.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Подумать, в каких случаях возможно размножение растений исключительно вегетативными методами. Описать эти случаи.

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Размножение цветковых растений является воспроизведением разновидностями себе равных. Оно дает возможность поддерживать преемственность между различными поколениями и поддерживать количество популяций на каком-то определенном уровне.

Способы размножения растений

Самый простой способ получить красивую лужайку перед домом

Вы, конечно же, видели идеальный газон в кино, на аллее, а возможно, и на соседской лужайке. Те, кто хоть раз пытался вырастить зеленую площадку у себя на участке, без сомнений скажут, что это огромный труд. Газон требует тщательной посадки, ухода, удобрения, полива. Однако так думают только неопытные садоводы, профессионалы давно знают про инновационное средство - жидкий газон AquaGrazz .

Рассмотрим основные способы размножения растений.

Вегетативное размножение растений

Вегетативное размножение растений, сравнивая с таким способом размножения, как бесполое, возможно с помощью стеблей, листочков, почек и так далее. Вегетативное размножение растений должно осуществляться в благоприятных условиях: как и бесполое размножение.

Рассмотрим в таблице ниже, какой вегетативный орган использовать для размножения некоторых культур:

Бесполое

Бесполое размножение производится посредством спор. Спора является специализированной клеткой, которая прорастает без объединения с иными клетками. Они могут являться диплоидными и гаплоидными. Бесполое размножение возможно посредством жгутиков для передвижения. Бесполое может распространяться посредством ветров. Бесполое распространение – это самый распространенный способ размножения комнатных растений.


Размножение комнатных растений

Половое

Половое размножение растений имеет отношение к объединению особых половых клеток, которые называют гаметами. Гаметы бывают одинаковые и различные в морфологическом состоянии. Изогамия является слиянием одних и тех же гамет; гетерогамия является слиянием различных по габариту гамет. Для определенных групп растительности свойственно чередование поколений.

Виды размножения растений

Существуют следующие виды размножения растений:

Размножение делением

Этот способ очень известный и в то же время довольно надежный. Размножаются посредством деления кустистых корней посадки, которые могут вырастать от корневых побегов из спящих почек.

Деление куста

Для деления кустов потребуется нож, с помощью которого можно аккуратным образом разделить кустик на нужное число, однако, на каждой части должно быть не меньше 3 побегов либо почек. Затем все части нужно рассадить по емкостям и обеспечить необходимые для новых посадок условия роста. К тому же в некоторых случаях, чтобы получились новые корневые побеги, перед вегетационным периодом куст нужно подрезать, при этом нужно оставлять побеги лишь в центральной части растения. К концу летнего периода вырастают новые побеги, которые можно использовать для размножения.

Черенкование растений

Образование дочерней луковицы

Размножение комнатных растений также можно проводить с помощью еще одного способа деления кустов, только его отличие его в том, что он не является естественным вариантом размножения посадок.

Черенкование

Размножение с помощью черенков состоит в том, чтобы срезать со взрослых растений его черенков для укоренения и дальнейшего выращивания новых экземпляров растений - точной копии материнского. Исходя из того, какая часть растения применяется для черенкования, черенки бывают корневыми, стеблевыми и листовыми. Луковичные растения тоже можно так размножать.

Рассмотрим основные разновидности черенкования:

  1. Корневые черенки

Это хороший способ размножения для комнатных растений, в основном образующих новые побеги по бокам, которые произрастают у корней. Смысл метода заключается в том, что корневище растения делится на части, длина которых по 10 сантиметров. Области срезов обмакиваем древесным углем. Потом черенки нужно посадить в грунт в заранее изготовленные бороздки с маленьким уклоном вниз, при этом на основание необходимо нанести немного речного песка. Потом бороздки нужно засыпать песком, смешанным с грунтом.

Таким образом, выходит, что около корней располагается маленькая прослойка песка, которая облегчает адаптацию посадок. К тому же расстояние от корней до грунта не должно быть более трех сантиметров.

  1. Черенки со стеблей

Их можно получить посредством срезания маленьких стеблей растений, которые могут быть зелеными, полуодревесневшими и одревесневшими.

  1. Зеленые черенки

Зеленые черенки представляют собой новые побеги растения с зелеными стебельками, в основном у них точка роста и около 4 выросших листочков. Исходя из числа последних, рост побега может быть разным. Применять данный метод лучше весной или в начале лета, когда растение активно развивается. Для этого нужно срезать верхнюю часть побегов, которые имеют вышеупомянутые особенности. У различных растений период укоренения различный.


Зеленые чернки

Размножение с помощью отводок

Метод отводок состоит в том, что новые посадки вырастают посредством укоренения побегов при их развитии.

Воздушные отводки являются довольно эффективным методом увеличения числа посадок. Размножение таким способом подходит не для всех видов посадок. В основном его используют тогда, когда длина посадки оказывается достаточно большой.

Вначале нужно определить длину будущей посадки и подобрать соответствующий участок на стебле, освободить его от листочков и сделать пару надрезов около стебля в освобожденной территории. Затем на участке надреза нужно наложить мох либо почву для укоренения.

Интересным вариантом является пленка, которой покрывают пластиковый горшок. В центральной части его основания необходимо сделать дырки, равные диаметру стеблей, а потом распилить его на две части, таким образом, чтобы область распила имела место между дырками. Потом две части емкости нужно объединить на растении, таким образом, чтобы стебель был в этой дырке, и закрепить его. Обернуть с помощью мха область стебля, поместить в емкость, куда засыпаем легкий грунт. После всех вышеперечисленных моментов грунт постоянно нужно увлажнять, а когда побег начнет давать корни, стебель материнской посадки нужно обрезать под основанием горшка, а новую посадку пересадить в другую емкость для дальнейшего выращивания. Таким образом, можно размножать следующие растения: фикус, жасмин и драцену.