» »

Применение игровых фонопедических и оздоровительных упражнений для профилактики заболеваний горла на музыкальных занятиях в детском саду. Фонопедические упражнения как профилактика простудных заболеваний

25.09.2019

→ Педагогам

Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса»

Емельянов Виктор Вадимович (г. Москва, Россия) доцент, консультант по управлению голосом и развитию голосового аппарата, педагог, кандидат педагогических наук, исследователь, автор обучающей программы «Фонопедический метод развития голоса»

Автором фонопедической методики развития голоса является Емельянов Виктор Вадимович (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета).

В прошлом профессиональному вокалисту и актеру, ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант, горловое пение и др.

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.

ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.

«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игро­вых ситуаций, в которых дети непри­нужденно восстанавливают естествен­ные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голо­са и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Из­вестно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», спер­ва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сна­чала крикнуть, а после - запищать и при этом осознает, что это разная меха­ника, - это путь к интонированию.

Эти особенности положены в основу ФМРГ.

Интонационно-фонетические упражнения, которые не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.

1-й цикл: Артикуляционная гимнастика

  1. Слегка покусать зубами кончик языка.
  2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
  4. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
  5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
  6. Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).
  7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
  8. Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
  9. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
  10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
  11. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
  12. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
  13. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать).
  14. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мыщц.
  15. Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.
  16. Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.
  17. Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз.
  18. Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно не «загорится».
  19. Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот
  20. Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («Положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперед и убирать на место.
  21. И.П. : то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуться в И.П.
  22. И.П. то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и открыть рот движением носа вверх, не отрывая подбородок от кулочка, а левую руку от туловища.
  23. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу и открыть рот движением вперед- вверх, не открывая подбородок от кулачка, как в предыдущем задании.
  24. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю и открыть рот движением вверх, как в предыдущем задании.
  25. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу и подняв мышцы под глазами, открыть рот круговыми движением вверх, как в предыдущем задании.
  26. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу, поднять мышцы под глазами, широко открыв глаза и подняв брови, открыть рот круговым движением вверх, как в предыдущем задании.
  27. Выполнив предыдущее задание 1 раз, и не меняя положения артикуляционных органов, убрать кулачок и поставить голову прямо, глядя перед собой. В этом положении сделать четыре движения языком вперед-назад, скользя по верхним боковым зубам. Челюсти и губы неподвижны. Дышать спокойно и бесшумно, не задерживая дыхание.

2-й цикл: интонационно-фонетические упражнения

№ 1.«Котик» (штро-бас)

Котик запрыгнул ко мне на колени,

Громко урчит, развалился в лени.

Я осторожно чешу за ушком,

Ласково глажу урчащее брюшко.

№ 2. «Страшная сказка»

Абстрактный вариант:

Конкретный вариант:

СЛУШАЙ ШОРОХ…

СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…

СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…

СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.

ВЫШЕ ВЕТЕР…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО.

№ 3. «Канючим»

Абстрактный вариант:

хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ

хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ

№ 4. «Попрошайка»

Конкретный вариант:

ходит, ходит попро ШАЙКА,

х х х х х х

просит, просит попро ШАЙКА.

х х х х х х

дайте, дайте попро ШАЙКЕ,

х х х х х х

всё, что просит попро ШАЙКА!

№4. «Вопросы – ответы»

Абстрактный вариант:

у? у о? у а? о э? а ы? э ы? ы

У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы

«Жираф»

Конкретный вариант:

У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО- ос?

ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО- ост?

ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ ы

ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ ы!

№ 5. «Бронтозаврик»

Абстрактный вариант:

У! У! У! У! У!

У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ ХХХ

Ы! Ы! Ы! Ы! Ы!

Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ ХХХ

Конкретный вариант:

О ТАМ ХОДИТ ПО БОЛОТУ ХХХ

ОГИ КАК У БЕГЕМОТА ХХХ

ОЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ХХХ

ОСТ ЗА НИМ ЕЩЁ ДЛИННЕЕ ХХХ

№ 6. «Бегемот»

Сладко спит в своей постели бегемот – [ХР], [ХР]

Видит он во сне морковку и компот - [ХР], [ХР]

Спит он широко разинув рот - [ХР], [ХР]

№ 7. «Винни Пух и Пятачок»

Винни Пух - звук на вдохе фальцетным режимом в низкой тесситуре, на выдохе в грудном: а- А

Пятачок - звук на вдохе и выдохе в фальцетном режиме в высокой тесситуре: а-а

№ 8. «Губной вибрант»

(Р) - ЗАРАБОТАЛИ МОТОРЫ - (Р)Ы

(Р) - НА МАШИНАХ ЕДЕМ В ГОРЫ - (Р)Ы

(Р) - ВОЗВРАЩАЕМСЯ С ГОРЫ - (Р)Ы

(Р) - ПРОЕЗЖАЕМ ВО ДВОРЫ - (Р)Ы

№ 9. «Выдувание»

(У) - ЗАВЫВАЕТ ВЕТЕР - (У)

(У) - ПЕСНЬ ПОЁТ СВОЮ - (У)

(У) - ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ ДЕТИ - (У)

(У) - ПЕСЕНКУ МОЮ - (У)

№ 10. «Слоник»

Слоник по двору ходил - [n],[n], [n],[n]

Слоник хоботом водил - [n],[n], [n],[n]

Мы за слоником пойдем - [n],[n], [n],[n]

№ 1. «Буквоежка»

1) Греть руки дыханием.

2) Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – h.

3) [A]h [A]h [A]h [A]h

4) [A]h [A]A [A]h [A]A [A]h [A]A

5) «Волна»: х х х А х х х А х х х А х х х

6) «От шёпота до крика»: 1-10 (P mf f ff)

7) «Крик»

Раз, два, …. ДЕСЯТЬ!!!

Шёпот… крикнуть

8) «Крик - вой»

9) «Волна» с воем»:

Х х х А х х х А х х х А П П х х х

10) «Крик - вой - визг»:

11) «Волна» с «Криком чайки»:

А![A]a![A]a![A]a!

х х х А х х х А х х х А П П

№ 3. «Песенка про смех»

Это песенка про смех - (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Мы поем ее для всех - (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Так смеются медвежата - (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

И тигрята и слонята - (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Они басом все хохочут - (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А

Все вокруг гремит, грохочет - (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Это песенка про смех - (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Мы поем ее для всех - (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Так смеются лягушата - (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

И цыплята и мышата - (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Они тоненько хохочут - (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Все вокруг свистит, стрекочет - (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Данная методика является подготовительной, вспомогательной и фонопедической по отношению к вокальной педагогике как целостному процессу воспитания певца-музыканта и адресована, прежде всего, тем, чьи голосовые данные не позволяют успешно обучаться традиционными методами.

Критерии технологии академического оперно-концертного пения .

Основным общим критерием являетсяпреобладание стационарности в положении голосового аппарата и стационарных процессов в его функционировании, сокращение времени, затрачиваемого на переходные процессы до минимума . Все нижеследующие частные критерии расшифровывают общий, организовывают самонаблюдение и самоанализ певца, концентрируют внимание на конкретных частях голосового аппарата и конкретных голосообразующих процессах.

Гортань

1. Сохранение колебательного процесса голосовых складок (непрерывность фонации) при интонировании интервала на гласном, или на последовательности гласных,или со звонкими и сонорными согласными. Отсутствие «придыхания» между соединяемыми тонами и гласными, принцип «сирены», глиссандо, портаменто, реализуемого незаметно для слушателя.

2. Независимость режима работы гортани (регистра) от высоты тона (произвольное управление регистровой механикой).

3. Независимость режима работы гортани (регистра) от силы тона. Произвольное управление динамикой тона в допустимых физиологических и акустических пределах с сохранением избранного режима работы гортани (регистра).

4. Независимость силы тона от его высоты.

5. Независимость силы тона от его продолжительности.

6. Независимость силы тона от объема и формы гласного.

7. Независимость режима работы гортани (регистра) от объема и формы гласного.

8. Прекращение фонации вдохом.

Рупор

9. Взаимонезависимость движений артикуляционной мускулатуры.

10. Сохранение формы рупора при изменении высоты тона, т.е. при интонировании интервала на гласном . Сохраняются неизменными только наблюдаемые и управляемые компоненты рупора (челюсть, губы, передняя часть языка, лицевая мускулатура). Изменения рупора при изменении высоты тона обязательно происходят на уровне саморегуляции. Эти изменения либо не осознаются, либо осознаются через сопутствующие внбро-, баро- и проприоощущения.

11. Установка объема и формы гласного до начала фонации и до произнесения предшествующего согласного.

12. Сохранение объема гласного в момент прекращения фонации. В момент прекращения звука ротне должен закрываться.

13. Независимость формы и объема гласного от продолжительности тона: в течение всей длительности тона гласный должен выдерживаться в одних объеме иформе .

14. Независимость формы и объема гласного от высоты тонана нижнем и среднем участках диапазона (имеются в виду наблюдаемые и управляемые компоненты - см. п. 2).

15. Независимость формы и объема гласного от силы тона: гласный не должен изменяться в процессе крещендо и диминуэндо (также имеются в виду наблюдаемые и управляемые компоненты).

16. Сохранение специально найденного оптимального объема гласногопри крещендо и диминуэндо на неизменной высоте тона - «филирование».

17. Сведение кминимуму различий укладов гласных. Минимализация артикуляторных движений с повышением тона. Переход в верхнем участке диапазона к артикуляции набазе нейтрального гласного. Певческий тон существует вне гласных, но ему может быть придана форма того или иного гласного минимальным артикуляционным действием. Певческий гласный, возникающий на базе певческого тона врезультате такого минимального действия, фонетически и акустически очень сильно отличается от своего речевого аналога. Это отличие увеличивается с повышением тона. Восприятие семантики вокальной речи происходит по другим законам в сравнении с речью разговорной. Артикуляция гласных разных языков существенно различается в разговорном речевом потоке. В академическом пении гласные практически одинаковы на всех языках.

Вибрато

18. Произвольная управляемость частоты и амплитуды вибрато. Использование этой управляемости для реализации стилистических особенностей вокальной музыки как фактора эмоциональной выразительности певческого тона.

19. Неучастие видимых частей артикуляционной мускулатуры в пульсации вибрато. (Отсутствие тряски челюсти и/или языка синхронно с пульсацией вибрато).

20. Сохранение неподвижности видимой части гортани, ее неучастие в пульсации вибрато. (0тсутствие вертикальных колебаний гортани синхронно с пульсацией вибрато).

21. Интенсивность пульсации внутренней дыхательной мускулатуры как генератора вибрато, достаточная для отражения этой пульсации на нижнем участке брюшной стенки, и/или на боках, и/или в нижней части спины, и/или в промежности (в зависимости от индивидуальных особенностей и интенсивности тона). Этот критерий действует на координационно-тренировочном этапе - обязательно, а далее - индивидуально в зависимости от высоты и интенсивности тона.

22. Независимость частоты и амплитуды вибрато от высоты тона. В верхнем участке диапазона допускается небольшое уменьшение частоты и изменение амплитуды (уменьшение и увеличение), малозаметное для слушателя,но контролируемое исполнителем.

23. Независимость частоты и амплитуды вибрато от продолжительности тона. Равномерные и одинаковые пульсации вибрато от момента атаки тона или произнесения слога до снятия тона или до следующей согласной, т.е. в течение всей длительности тона.

24. Независимость частоты и амплитуды вибрато от объёма и формы гласного.

25. Сохранение характеристик вибрато при переходе с гласного на гласный.

26. Сохранение характеристик вибрато при переходе с тона на тон на одном гласном и со сменой гласных.

27. Независимость характеристик вибрато от предыдущих и последующих согласных.

28. Сохранение характеристик вибрато в процессе изменений метроритмической структуры мелодии. Если абсолютная продолжительность тона позволяет возникнуть пульсации вибрато, т.е. вибрато «успевает сработать», его параметры должны сохраняться независимо от нотного обозначения относительной длительности: четверть, восьмая, шестнадцатая...

Дыхание

29. Короткий бесшумный вдох ртом или одновременно носом и ртом (второе - предпочтительнее).

30. Независимость положения грудной клетки от движений мышц живота. Поднятая и расширенная неподвижная грудная клетка при подвижной стенке живота.

31. Сохранение поднятого и расширенного положения грудной клетки при изменении высоты и силы тока.

32. Реакция низа брюшной стенки на произнесение согласных и на атаку гласных.

33. Пульсирующая реакция низа брюшной стенки на пульсации вибрато, (см. п.3.4.).

34. Независимость уровня активности фонационного выдоха от изменений высоты тона (движение мелодии).

Согласные

35. Сохранение силы тона перед произнесением согласного и после его произнесения.

36. Сохранение формы и объема гласного перед... и после...

37. Сохранение характеристик вибрато перед... и после...

38. Сохранение активности фонационного выдоха перед.. и после. при минимальномвременипрерывания выдоха произносительными движениями.

39. Произнесение звонких и сонорных согласныхна высоте тона последующего гласного.

40. Сравнимость звонких и сонорных согласных по интенсивности звучания с гласными.

41. Сравнимость глухих согласных по затрате дыхательных и артикуляторных усилий со звонкими и сонорными согласными и с гласными.

Интервалы и гласные

Спецификой связного "кантиленного" пения в академическом вокальном искусстве является глиссированное, скользящее соединение ступеней в интервалах, отсутствие "придыхания" между ступенями интервалов или гаммы. Этот способ соединения ступеней может быть заметен для слухового внимания аудитории и тогда воспринимается как "подъезд" или "портаменто", а может быть незаметен и тогда воспринимается как кантилена. Для освоения этой технологии необходимо длительное время осваивать глиссирующий способ соединения ступеней, постепенно сокращая время глиссирования.

Соединение гласных или переход от одного гласного к другому производится противоположным способом: быстрым, резким. Но для понимания сути этой технологии необходимо принять следующую непривычную идею: ПЕВЧЕСКИЙ ТОН СУЩЕСТВУЕТ ВНЕ ГЛАСНОГО, примерно так же, как вне гласного существует тон любого музыкального инструмента. Но тон, например, трубы, может быть видоизменён с помощью сурдины и так называемой "квакушки" вплоть до имитации гласного. Примерно в этом суть специфики фонетики академического пения: певческий тон не должен меняться от изменения гласных. Такой способ певческого произношения назовём условно "МАСКИРОВОЧНОЙ АРТИКУЛЯЦИЕЙ". Этот термин обозначает, что певческий тон, который существует вне гласного, определёнными точными наблюдаемыми и управляемыми движениями артикуляционной мускулатуры "маскируется" под требуемый гласный. Но при этом сохраняются все тембральные качества тона.

Разборчивость в академическом пении: произнесение согласных

Согласные в академическом пении отличаются от гласных, в основном, энергетическими затратами и точной фиксацией момента произнесения во времени развития музыкальной ткани.

Критерий энергетики формулируется как сравнимость дыхательных усилий с усилиями, необходимыми для фонации гласных. Глухие согласные произносятся по этому критерию, а звонкие и сонорные по критерию произнесения на высоте тона последующего гласного. КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ - ИНСТРУМЕНТ САМОКОНТРОЛЯ И САМОАНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ.

Упомянутые критерии являются словесной моделью, описывающей соотношение стационарных и переходных процессов в пении, различия этих соотношений по сравнению с речью. Критерии описывают динамику, фонетику, дыхание, регистры. Критерии являются рабочим языком общения в процессе обучения пению при оценке эстетических качеств певческого процесса, в отличие от процесса голосообразования.

Роль вокализов в ежедневном тренажном и творческом алгоритме

Вокализы - способ торможения речевого двигательного стереотипа, создания инерции постоянного акустического объёма и инерции фонационного выдоха. Вокализы являются абстрактной моделью реального певческого исполнительского процесса без конкретного, поэтического или прозаического текста. На вокализах происходит тренаж исполнительских навыков связи творческой актёрской фантазии, разных сценических самочувствий, действий и отношений с музыкальным текстом вокализов, разными приёмами технологии голосообразования, разным темпо-ритмом существования и исполнения и разной динамикой и тембральными красками голоса.

Принципы фонопедического подхода и фонопедического метода :

1. Первый принцип состоит в рассмотрении трех уровней голосовой активности:

¾ доречевого (кашель, чихание, выдувание, плачь, шип, рычание, гудение, крик, смех, вой, писк и т.п.);

¾ речевого (обычная речь, напевание, речь громкая, пение фольклорное, эстрадное, исполнение рок-музыки);

¾ певческого (профессиональная сценическая или ораторская речь).

Уровни голосовой активности выступают в виде диалектической триады. Речевой уровень, представляющий собой вторую сигнальную систему, есть отрицание доречевого, а певческий - отрицание речевого, т.е. отрицание отрицания. Последний можно рассматривать также как возврат к доречевому на более высоком витке диалектической спирали, ибо, с точки зрения физиологии и акустики, певческий уровень есть не что иное, как голосовые сигналы доречевой коммуникации.

2. Второй принцип - формирование сложного певческого двигательного навыка на операционном уровне - в полном виде выглядит так: навык складывается из элементарных двигательных операций, каждая из которых абсолютно доступна любому человеку. Если навыка от природы нет, т.е. нет певческого голоса, то певческий навык в его "черновом", технологическом, виде может быть постепенно сформирован путем синтеза элементарных операций.

3. Голосовой аппарат - саморегулирующаяся система. Поэтому третьим принципом будем считать соотношение управления и регуляции. Во время пения непрерывно происходит сопоставление воспринимаемого акустического результата с регулировочным образом своего голоса как представлением об оптимальном субъективном звучании.

Чем же можно реально управлять, т.е., проще говоря, двигать, непрерывно ощущая и контролируя процесс движения? Мышцами лица: губами, принимающими участие в артикуляции, мышцами щек, жевательной мускулатурой: нижней челюсти, языком, с помощью которого можно поднимать и опускать гортань (но нужно ли - другой вопрос!).

Ну, а как же дыхание? Иногда вокальные педагоги говорят: дыханием нельзя управлять, но его можно ощущать. Вот, пожалуй, самая разумная позиция. Добавим: дыхание можно и нужно тренировать только вместе с голосом.

Таким образом, жизнеобеспечивающее дыхание подчиняется и управлению и регуляции. Мы можем задержать его произвольно, ускорить темп, увеличить или уменьшить глубину вдоха, скорость и интенсивность выдоха, словом, делать то, что необходимо при пении. Мы даем волевой импульс - задание: задержать дыхание, а дальше начинает действовать регуляция. Правда, природа поставила ограничения: мы можем задерживать дыхание лишь до определенного момента, пока не включится автоматическая защита организма от кислородного голодания. Таков принцип подхода к голосовому аппарату как к саморегулирующейся системе.

4. Четвертый принцип - принцип однородных действий при обучении пению - заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответствующие мышечные системы. Один из первых примеров научного осознания этого принципа в вокальной педагогике разработал А. В. Яковлев. Начальный этап работы с вокалистом, в том числе и по исправлению дефектов певческого голосообразования, автор строит на многократном повторении стаккато в нижнем участке диапазона.

5. Принцип наблюдаемости - визуальной и осязательной.

6. Принцип самоимитации: повторение не чужого звука, воспринимаемого только слухом, а своего, со всем комплексом вокально-телесных ощущений (вибро-, баро- и проприорецепция ).

7. Принцип эстетического негативизма: пение нарочито некрасивым голосом с целью переноса внимания с контроля тембра на контроль вибро-, баро-, проприорецепции и фонетики.

Координационно-тренировочный этап

Координационно-тренировочный этап содержит в себе:

Создание материальной базы, инструмента для решения музыкальных задач;

Осознание действий мышц, участвующих в голосообразовании (прямое осознание скелетной и лицевой мускулатуры, косвенное - внутренней дыхательной, гортанной, глоточной - через вибро-, баро- и проприорецепцию, через близлежащие взаимодействующие группы мышц, представленные в сознании);

Осознание ощущений вибрации, давления, действия мышц отдельно от восприятия звука своего голоса;

Осознание связи этих разных режимов с разными тембрами и разной силой голоса;

Осознание связи действия разных режимов работы голосового аппарата с разными участками диапазона;

Осознание связи действия разных режимов работы голосового аппарата, разных тембров и разной силы голоса с разными энергетическими затратами;

Формирование связи представлений о разных режимах работы голосового аппарата с разными объемно-пространственными и эмоционально-образными представлениями;

Формирование связи всего предыдущего со слуховыми представлениями о высоте отдельных тонов и об интервалах;

Формирование навыков выбора режима работы гортани, оптимального для реализации слухового представления о высоте тона;

Формирование навыков выбора энергетических затрат, оптимальных для реализации слухового представления о высоте тона;

Формирование навыков выбора режимов гортани илиих последовательности, оптимальных для реализации слухового представления об интервале;

Формирование навыков выбора оптимальных энергетических затрат для реализации слухового представления об интервале, его ширине, преодолении этой ширины;

Дозированную тренировочную нагрузку на разные группы мышц, участвующих в голосообразовании, имеющую целью устранение неравномерности развития и подготовку к решению звуковысотных, динамических и тембровых задач, которые могут возникнуть в музыкальных произведениях.

Этой условной категорией будем называть некоторый комплекс признаков, отличающих академическое певческое голосообразование от обычного, применяемого в бытовой разговорной речи. Необходимым и достаточным условием первого приближения к академическому певческому тону является наличие четырех показателей:

Целесообразное использование режимов работы гортани или регистров;

Певческое вибрато и произвольное управление его параметрами: частотой и амплитудой;

Специфическая певческая акустика ротоглоточных полостей, специфическая артикуляция, существенно отличающаяся от речевой.

Подцелесообразным использованием режимов работы гортани (регистров) будем понимать соотношение звуковысотности или диапазона и использование того или иного регистра, в зависимости от возраста и пола поющих. Применительно к академическому пению предлагается такая схема.

От фа-соль малой октавы до ре-ми первой, но не выше - «грудной» режим;

От ми-фа первой до ля-си второй - «фальцетный» режим;

От ля-си второй до ми-фа третьей и выше - может быть «свистковый» режим, но это сольный вариант.

Независимо от типа (бас, баритон, тенор) весь диапазон, употребляемый в современном хоровом и сольном пении (приблизительно, от ДО большой до ДО второй октавы в реальном звучании), исполняется «грудным» режимом в его разных модификациях, по-разному именуемых в разных школах, традициях и системах;

Независимо от природного типа голоса мужчиной-вокалистом может быть использован «фальцетный» режим как основной рабочий для пения по женской модели сопрано и меццо-сопрано. Такой голос так и называется «мужское сопрано», «мужское меццо-сопрано» или «контртенор». Диапазон и включение «грудного» и «фальцетного» режимов полностью совпадает с женской моделью академического пения.

Второй показатель, формулируемый какактивный фонационный выдох , в первом приближении имеет отношение к силе тона или, научно говоря, - «интенсивности звукового давления», что субъективно воспринимается как громкость.

Сила тона находится в прямой связи с силой подскладочного давления, а проще - с силой выдоха. Установлено, но менее известно, правда, и более точное явление: у одного и того же вокалиста качество певческого тона тем выше, чем больше воздуха проходит через его гортань за единицу времени и чем, следовательно, выше скорость протекания воздуха. Как этот выдох развивать, чему и как в этом процессе можно учиться - будет рассмотрено подробно.

Певческое вибрато и тем более управление им является в педагогике пения наиболее запретной «зоной» и считается чем-то непознаваемым. В то же время в инструментальной педагогике на целом ряде инструментов выработка вибрато, хотя иногда и под другими названиями, например, «вибрация» у смычковых струнных, обязательно входит в программу определенных этапов обучения.

Для профессионального вокалиста вопрос его колористических возможностей и тембрального соответствия разным стилям во многом определяется умением регулировать частоту и амплитуду вибрато, делая голос более или менее совпадающим по тембру с разными инструментами или, наоборот, ярко выделяющимся.

Решающим показателем, выделяющим академических вокалистов из певцов других, неакадемических жанров, являетсяособая специфическая форма ротоглоточного рупора, выражающаяся в особом специфическом способе формирования гласных и особом способе произнесения согласных.

Распознавание вокальной речи в академическом пении происходит по законам, существенно отличающимся от законов распознавания обыденной разговорной речи и неакадемических жанров пения.

Наиболее сложной задачей обучения пению и является нахождение тончайшего баланса между «неестественной», в принципе, формой гласных в академическом пении и необходимостью сделать эту неестественность незаметной для слушателя, сделать ее воспринимаемой как естественную. «Искусство - быть искусным в искусственности». Этот афоризм как нельзя более точно определяет задачу академического вокала.

Всегда есть вероятность, что этот текст будет читаться:
— теми, кому незнакома фамилия и деятельность автора,
— теми, кто не является специалистом в данной сфере,
— теми, чьи взгляды на обсуждаемый предмет противоположны,
— теми, кому эта страница попалась на глаза случайно.
К таким читателям обращаюсь прежде всего. Несмотря на свободное изложение, данный текст ни в коей мере не является беллетристикой или научно-популярной литературой. Все, что написано ниже, может представлять интерес для специалистов, чья деятельность так или иначе связана с голосом, речью, пением, в том числе и в аспекте восприятия голоса, речи и пения. Заинтересованные дисциплины: хоровое дирижирование, вокальная педагогика, сценическая речь, ораторское искусство, фонопедия, логопедия, сурдопедагогика, фонетика, лингвистика, биоакустика. Но! «Может представлять интерес» — не значит «Адресовано»!
Адрес текста: хормейстеры, учителя музыки, музыкальные воспитатели дошкольных учреждений, вокальные педагоги, певцы.
Но это — не все. В вышеперечисленных профессиях есть специалисты разных школ, направлений и традиций. Поэтому адрес еще более точен. Автор предлагаемой работы провел сотни семинаров более чем в восьмидесяти городах. Глубоко уважая труд тех, кто обучался на этих семинарах и в результате этого обучения принял решение применять в работе «Фонопедический метод развития голоса» (далее — ФМРГ), автор разработал предлагаемый текст для своих слушателей и прежде всего — для них.

Этот узкий адрес и это ограничение предполагаемой аудитории продиктовано практической направленностью и жанром нижеследующего. Это учебное пособие, методическая разработка для педагогов-практиков, занимающихся развитием голоса (в любом аспекте, с любой целью). В большинстве своем это педагоги, работающие с детьми и на массовом уровне, т.е. с хорами.
Точное адресование текста связано с особенностями изложения с точки зрения науки. Это не монография и не диссертация, где каждый тезис должен быть подкреплен ссылкой на научную литературу, обоснован теоретически, подтвержден экспериментально и оформлен документально. В жанре методической разработки автор не считает нужным подробно аргументировать каждый шаг, поэтому для читателей с критической направленностью и научным складом ума либо нет поля деятельности, либо оно безгранично, ибо оспорить можно каждое предложение.
Педагогов-практиков интересуют не теоретические построения и взаимная критика, а результат использования ФМРГ и способы его достижения. В период знакомства специалистов с методом автору приходилось и в публикациях и на семинарах большую часть времени и места уделять обоснованию новой точки зрения и права на существование метода. Теперь лучшим обоснованием метода является его широкое распространение и результаты, о которых знают специалисты. А научным дискуссиям, взаимной критике литераторов-методистов — место на научных конференциях и в научных журналах.
Далее перехожу к изложению от первого лица: проще писать и читать, да и ответственнее, в отличие от безликого «автор полагает», когда непонятно, кто пишет; или от принятого в науке безликого «мы», за которым нет никого, кроме автора, прикидывающегося могучим коллективом ученых.
Обратившись выше к тем, кому не надо читать, теперь обращаюсь к тем, для кого пишу. Пишу с одной целью: чтобы вам было легче работать, понятнее все то, что вы делаете.
Отчетливо представляю, как трудно пользоваться тем, что я предлагаю, что я не облегчаю жизнь хормейстера и вокального педагога а особенно учителя музыки, а усложняю ее. Что делать! Безусловно, традиционный подход, ежедневная вдохновенная импровизация легче и приятнее, но, к сожалению, это малоэффективно даже у самых талантливых и опытных из вас. Наверное поэтому именно самые талантливые и опытные первыми взялись за «ФМРГ», первыми добились результатов и они же явились первыми пропагандистами. Всем им моя благодарность и любовь, мой низкий поклон. Поименно не перечисляю, ибо пишу не мемуары.

Теперь уже можно сказать, что за период с 1984 года возникло неформальное объединение дирижеров-хормейстеров, учителей музыки, воспитателей дошколят и вокальных педагогов, использующих в работе ФМРГ и обменивающихся опытом на соответствующих семинарах.
Метод постепенно становится «официальным», ибо преподается в ряде средних и высших учебных заведений, по нему пишут курсовые и дипломные работы, выступают н: научных конференциях. Хорошо ли это или плохо — покажет будущее.
Коллективы и солисты, воспитанные на ФМРГ, выступают на конкурсах, получают призовые места, поступают в училища и консерватории, переходят к профессиональной работе. Это требует осмысления и выработки точки зрения, например, на конкурсы и смотры вообще.
У специалистов, применяющих фонопедический метод, накопилось много вопросов, и потребовалось бы слишком много времени, чтобы ответить всем очно на семинарах.
Главные вопросы:
— освоив 1 комплекс упражнений ФМРГ, дети (взрослые) зазвучали; что дальше? — как перенести звучание, возникшее на упражнениях, на произведения?
— как петь 2 комплекс упражнений ФМРГ?
— как соотнести развитие певцов в коллективе с индивидуальным?
— как не входить в противоречия с возрастной и половой психологией певцов и разносторонне развивать свои музыкальные потребности?
— как коллег, имеющих другую точку зрения, убедить?
— что администраторам на недоуменные вопросы отвечать?
— был хор детский, мальчики подросли, мутировали, а петь хотят, хор превращается в смешанный, что делать?
— студия авторитет приобрела, желающих учиться больше, чем возможностей обучать, как отбор детей производить?
— как петь на латыни и на итальянском, не зная их, но без фонетических ляпсусов? И т.д. и т.п. Вот отсюда потребность в новой редакции методической разработки ФМРГ.
Напомню, в каком качестве я работаю на семинарах и пишу этот текст. В качестве методиста. В моем понимании методист — научный работник, берущий на себя функцию связи между теорией и практикой. Методист должен хорошо знать проблемы практиков и языки науки. Науки добывают новые знания и описывают их разными языками, как правило, недоступными практикам. Или же практики не имеют доступа к информации науки по причинам организационным. Методист собирает научную информацию по проблематике практиков, переводит ее на общедоступный язык, оформляет в виде действующего алгоритма и обучает практиков им пользоваться. Затем обобщает опыт использования алгоритма и выводит новые вопросы и потребности практиков. Вот цикл работы методиста.

Поэтому критически настроенный читатель, на всякий случай, будь осторожен! Я не привожу обоснований, а, значит, подвергая критике какой-либо из моих приемов и рекомендаций (подумаешь, мол, Емельянов!), можно попасть в глупое положение, раскритиковав не меня, а выводы международной фониатрической конференции или результаты исследований крупного ученого с мировым именем.
Я очень надеюсь на то, что напишу что-нибудь вроде «Лекций по введению в ФМРГ», где приведу все обоснования, всю использованную литературу, весь научный арсенал и буду рад услышать и прочесть любую критику на любом уровне. Для того и будут писаться лекции. Пока же — в конце данного текста производится список публикаций. Они — мишень для всех критических орудий.
Не бывает семинара, чтобы не задавал я сам себе вопрос: по какому праву вышел я учить вас? Задаю его и сейчас. Ответить могу одно: «Вы сами дали мне это право. Вы призвали меня из новосибирского фониатрического кабинета, где тринадцать лет я выдумывал, как помочь и теряющим и потерявшим голос. Вы призвали меня с подмостков новосибирской оперетты, где я тринадцать лет мучился сам и мучил зрителей, пытаясь прямо на сцене выучиться актерскому и певческому ремеслам.»
Вы призвали меня взяться за написание так называемой «деловой прозы». Вот и пишу! И я счастливый автор — ибо знаю тех, для кого пишу, знаю, что будут читать и будут работать. И я счастливый человек, ибо счастье измеряется качеством и количеством человеческих отношений, а у меня столько друзей по стране! Вы призвали меня на это служение.
Призвали — так терпите!

Вокальная методика В.В.Емельянова имеет более точное название - Фонопедический метод развития голоса .

Уникальный метод, основанный на глобальных исследованиях и конкретных показателях.

Кому будет полезен ФМРГ В.В.Емельянова?

1. людям, чья деятельность связана с повышенной голосовой нагрузкой: ведущие, журналисты, шоумены, учителя, лекторы.

2. людям, у которых с детства сомировалась привычка неправильного использования голоса (разговор с завышенной высотой звука, сиплый, хриплых или сдавленный голос, произношение гласных и согласных с гипертрофированной работой гортани, неправильное использование дыхания во время разговора)

3. певцам любителям. Людям, которые только решили заняться вокалом довольно непросто найти грамотного педагога. Данная информация позволит лучше ориентироваться в вопросах вокала.

4. певцам профессионалам. Постоянное совершенствование позволит всегда держаться на плаву в мире вокала. Проверьте себя, изучив данные В.В,Емельянова и сопоставив их с личным жизненным опытом.

Полную версию лекций читайте на официальном сайте В.В.Емельянова.

Лекции по введению в теорию певческого голосообразования

Эти лекции читались студентам специальности «Музыкальное образование», т. е. будущим учителям музыки в Институте Психологии и Педагогики Тюменского Государственного Университета в 2003 - 2012 годах. В лекциях приходилось учитывать, что большинство студентов не имели не только вокальной подготовки, но не были включены в культурную традицию академического вокального искусства. По Государственному Образовательному Стандарту их надо было научить преподавать детям вокально-хоровые дисциплины и качественно петь в академической манере. В некоторых лекциях взрослый вокалист или хормейстер прочтёт, вероятно, само собою разумеющиеся положения. Но для наших студентов всё было новым. С другой стороны, бывает, что ещё раз прочтённое «очевидное» высвечивается автором с непривычной и неожиданной стороны.

Лекция 01. О цели курса и терминологии

Взаимосвязь и взаимоотношение истории вокального искусства, истории и теории вокальной педагогики, науки о строении голосового аппарата человека и науки о функционировании этого аппарата в разговорной речи и у вокалистов сложились так, что перечисленные дисциплины оказались либо изолированы друг от друга, либо, по меньшей мере, недостаточно взаимосвязаны. Причиной тому явилось присвоение определёнными специалистами монополии на каждую из дисциплин...

Поставим вопрос так: «А стоит ли вообще овчинка выделки?» В смысле: нужно ли вообще заниматься столь зыбким и необязательным предметом как пение? Нужно ли серьёзно исследовать процесс становления голосовой функции применительно к пению – всё равно, какому? Согласитесь, подавляющее большинство людей, никогда и ни при каких обстоятельствах не поёт и прекрасно себя чувствует и уж ни как оттого, что не поет, не страдает...

Лекция 03. О саморегуляции

Основная идея этой лекции – голосовой аппарат является самонастраивающейся, саморегулирующейся и самообучающейся системой. Под голосовым аппаратом будем подразумевать на только голосовые складки, но весь комплекс органов, прямо или косвенно участвующих в голосообразовании и, что особенно важно, функциональные системы ЦНС, участвующие в регуляции голосовой функции и управлении ею. Изложение физиологической части идеи – просто и кратко. Его дадим в конце. Сложнее, но не менее важно связать идею с практикой вокальной педагогики. Начнём с этого...

Лекция 04. Об отличии певческого тона от речевого

Один из моментов мистификации в вокальном обучении состоит, в бытовании в общественном сознании представления о непреодолимой пропасти между теми, кому «бог дал голос», и теми, кого он обделил. Тем не менее, говорить и кричать могут более или менее громко все. Для того, чтобы определить наличие или отсутствие «пропасти» попытаемся последовательно проследить отличие разговорной речи от певческой. Легче сделать это на примере мужского голоса...

Лекция 05. О вокальной работе с хором

В любой профессии, в любой вузовской программе есть такой предмет «введение в специальность», есть такое понятие – «история вопроса». Многолетние контакты с начинающими певцами привели меня к удручающему выводу: каждый считает, что вокальное искусство, которым он или она решили заниматься, началось вчера, в лучшем случае – позавчера. Молодые певцы знают только тех, кого показывают по телевидению. Если знают чуть больше – только своего типа голоса. Сопрано искренне не понимают, зачем им слушать Шаляпина…

Строго говоря, голосовым аппаратом является не отдельный орган или совокупность органов, а весь человек, как психофизическая целостность. Особенно ярко это проявляется в академическом пении. Мы уже приводили доводы в пользу целостности, как ключевого понятия голосообразования. Не случайно многие певцы и педагоги говорят, что человек поёт не голосом, а позвоночником, что не может хорошо звучать больной человек, что голос чувствуется «в ногах» или «в спине»…

Лекция 07. О режимах работы гортани

Традиционное понятие «регистр» в нашем курсе заменяется выражением «режим работы гортани». Наш термин отличается от традиционного отсутствием привязки к высоте тона. Один и тот же тон или некоторый диапазон могут быть реализованы в разных режимах работы гортани и наоборот – разные участки диапазона (низкий, средний, высокий) могут быть реализованы в одном режиме. В литературе и практике бытуют наименования регистров: низкий, средний, высокий, грудной, головной, смешанный, микст, медиум, фальцет, фистула...

Лекция 08. Об эмиссии звука

В традиции вокальной педагогики самое большое внимание уделяется дыханию. Как заклинание повторяется фраза Ламперти «школа пения есть школа дыхания». Обучение начинается с обязательного глубокого вдоха носом, с ощущениями заполнения воздухом как бы всего туловища, в том числе тех его отделов, которые не связаны с органами дыхания: нижняя часть живота, область спины ниже рёбер. Далее рекомендуется производить певческий выдох за счёт мышц брюшного пресса, нижних рёбер вплоть до образной рекомендации «петь как бы на вдохе», то есть, сохраняя вдыхательную установку...

Лекция 09. О вибрато

Большинство студентов музыкально-педагогической специальности начинают обучение пению не имея в голосах певческого вибрато, не представляя его механизм и не имея мотива к его приобретению. В то же время студенты отчётливо различают в других голосах наличие и отсутствие вибрато и определяют его как важнейший показатель певческого тона независимо от жанровой принадлежности пения. Вибрато является не только эстетическим компонентом певческого тона, но и важнейшим средством тонкой регуляции работы гортани и дыхания...

Лекция 10. О соотношении объективного и субъективного в певческой акустике и восприятии голоса

Рассмотрим понятие «эталон певческого тона» как пусковой момент обучения и самообучения. Суть можно образно выразить следующим тезисом: обучение и самообучение начинается с восхищения и подражания. Постепенное формирование эталона певческого звука или возникновение в одночасье (бывает и так) является решающим мотивационным фактором в приобщении человека к вокальному искусству. Вполне возможно, что в других формах и жанрах голосового музицирования приобщение происходит как-нибудь по-другому. Может быть, приобщение к фольклорному или рок-музицированию является предметом другой науки, чего-нибудь вроде социопсихологии. Но в академическом пении вряд ли кто-либо миновал этап, который в бытовом варианте можно сформулировать примерно так: «Вот это да!!! И я так хочу!»

Лекция 11. О диапазонах

Оговорим сразу, что речь пойдёт о звуковысотном диапазоне. Обычная трактовка этого вопроса: сопрано – такой-то диапазон, тенор – такой-то и т.д. представляет собою только часть ответа. При более подробном рассмотрении необходимо выделить как минимум три подхода: употребительный диапазон, эстетический диапазон, физиологический диапазон. В каждом из подходов можно рассматривать минимальный диапазон и предельный диапазон...

Лекция 12. О певческой акустике

Далее – для краткости – разбираемый в этой теме показатель певческого голосообразования будем называть термином «рупор», так как в акустическом понимании воздушное пространство, ограниченное снизу поверхностью голосовых складок, включающее в себя гортаноглоточную, ротоглоточную и носоглоточную полости и ограниченное спереди губами и зубами является рупором весьма сложной формы. Эта сложность и большие возможности изменения объёма и формы полостей дают то бесконечное количество вариантов эстетики и красочности, которыми располагает человеческий голос...

Лекция 13. Общая информация о прикрытии

Понятие «прикрытия» взято из вокально-педагогической традиции. Напомним, что технология голосообразования европейской вокальной культуры имеет следующее сложное наименование. «Европейская академическая оперно-концертная смешанно-прикрытая манера пения». Термин «смешанно-» в этом тексте уже разобран выше. Разберём термин «прикрытая». Выражение в французском варианте выглядит «voix mixte sombree» («голос смешанный, затемнённый»). Это неточный перевод на русский язык французского слова «sombree» звучащего как «сомбре», что означает буквально «затемнённая» («ombra» на итальянском языке – «тень»). Не касаясь истории происхождения самого термина, и его адекватности, примем его как данность, чтобы не создавать нового, добавляя путаницу...

Читатель, знакомый с вокально-методической литературой, вспомнит достаточное количество примеров критики разными авторами понятия «природная постановка» или «поставленный от природы» и даже отрицание самого понятия. Критика обычно состоит в вопросе «постановка куда?» или «поставленный на что?» Вопрос не в том, каким сочетанием звуков или букв именовать тот или иной элемент технологии, звук, движение или ощущение. Хоть «глокой куздрой» назовите. А в том, к кому, когда, на каком уровне развития или этапе обучения и в каком контексте это наименование применять...

Лекция 15. Неравномерность развития

Биоакустическая суть академического пения – это возможность издавать звуки, многократно превосходящие по длительности, высоте и силе обыденную речевую фонацию, делать это несколько часов ежедневно в течение многих лет. Эта возможность обеспечивается действием ряда защитных механизмов. Механизмы эти работают на нескольких уровнях от механического и акустического до эндокринологического и эмоционального...

Лекция 16. Индивидуальные особенности

Забегая вперёд, замечу, что многолетние наблюдения за обладательницами описываемой особенности и практическая работа по нормализации функции, позволяет сделать вывод, что проявление этой особенности свидетельствует о больших потенциальных возможностях таких голосов в динамическом и звуковысотном аспектах. Если проще – за дефектом скрывается голос большого диапазона и силы. Могу привести конкретный пример...

Аналитические критерии технологической основы эстетической традиции европейской академической оперно-концертной вокальной культуры

Основой анализа технологической основы эстетической традиции является соотношение стационарных и переходных процессов «вокальной речи» (В.П. Морозов) в сравнении с бытовой разговорной речью. Стационарный процесс – способ работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов при котором их слышимые и видимые параметры не изменяются в течение длительности тона, интонирования интервала, попевки, гаммы, распева гласного и других элементов музыкальной ткани вокального произведения...

Рахматуллина Наталия Узбековна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №8 «Ручеек» Кукморского муниципального района Республики Татарстан» 2015г.

В качестве специальной технологии обучения детей пению мною используется «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова – известного учителя – исследователя, имеющего многолетнюю практику врача – фониатра.

Данный метод является наиболее эффективным, когда прогрессирующее ухудшение экологической ситуации влияет на гортань человека и та все в большей степени выполняет функцию фильтра – отстойника, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха, когда становится все больше видов деятельности, в которых голос и речь используются как постоянно действующие орудия труда, причем в неблагоприятной акустической обстановке (шумовой фон, стрессы, пыль, химия), когда голосовой аппарат, голос и речь ребенка формируется исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и со множеством случайных и вредных воздействий, что приводит к неравномерному развитию механизмов голосообразования, отсутствию координации между слухом и голосом, неадекватности эмоциональной детонации в речи, хриплому голосу при здоровой гортани и другим негативным последствиям.

Применение фонопедического метода развития голоса В. В. Емельянова в работе с дошкольниками заключается в использовании доступных упражнений комплекса упражнений, адаптированных к особенностям детского восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата дошкольников, освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом, основанных на общих закономерностях голосообразования.

Вариативность использования интонационно – фонетических упражнений первого комплекса позволяет значительно разнообразить занятия с детьми, повысить их интерес к процессу пения и желание учиться управлять своим голосом.

Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнений В. В. Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов. Адаптированные упражнения первого комплекса можно использовать как один из способов подготовки детей к пению (распевание) или в процессе непосредственно вокально-хоровой работы.

Голосовые игры на основе фонопедического метода В. В. Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения.

Система упражнений для показаний певческого голосообразования (по методике В. В. Емельянова)

Артикуляционная гимнастика

1.Покусать кончик языка.

2.Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.

3.Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

4.Провести языком между губами и зубами как – бы очищая зубы.

5.Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

6.Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по – разному цокают копытами. Большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие – пони цокают быстро и высоко.)

7.Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.

8.Закусить изнутри щеки боковыми зубами.

9.Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

10.Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.

11.Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевыми мышцами пальцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.

12.Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить её и ощутить пальцами движения мышц.

13.Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.

14.Поставить пальцы на челюстно – височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот.

15.Максимально открыв рот, обнажив зубы, наморщив переносицу, включив мышцы под глазами, широко открыв глаза сделать 4 движения языком вперёд – назад, при неподвижной челюсти и губах.

«У Жирафа есть вопрос, для чего высокий рост,

Видно с этой высоты, всех, кто прячется в кусты»

17.Вибрант гортани. Стихи читаются рокочущим звуком шумового характера без возникновения фиксированной звуковысотности.

Рокот, шорох, скрип и скрежет, пасть разинет – уши режет»

18.«Бронтозаврик». В этом упражнении выполняется звуковысотная последовательность «Фальцетный режим, грудной режим, с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Устанавливается связь объёмно – пространственных представлений с высотой и силой тона.

«Кто там бродит по болоту, ноги как у бегемота,

Голова на длинной шее, хвост за ним ещё длиннее».

19.Греть руки дыханием.

20.«От шёпота до крика». Произносить на одном дыхании: раз, два (шёпотом), три, четыре (тихий голос), пять, шесть(средний голос), семь, восемь(громкий голос), девять(очень громко), десять(крикнуть)!!!

«Эта песенка про смех, мы поём её для всех,

Так смеются медвежата, и тигрята и слонята.

Они басом все хохочут, всё вокруг гремит, грохочет»

«Эта песенка про смех, мы поем её для всех,

Так смеются лягушата, и цыплята и мышата,

Они тоненько хохочут, всё вокруг свистит стрекочет!»

Литература:

В. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса», «Развивающие голосовые игры», 2002 г.