» »

Конспект НОД для детей подготовительной группы. Зимующие птицы. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "зимующие птицы"

11.10.2019

Цель: Закрепление знания о зимующих птицах в наших краях.

Обучающие и развивающие задачи:

Область «Познание»
1. Закрепить и расширить знания о зимующих птицах;
Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.

Область «Коммуникация»
1. Совершенствование речи детей как средства общения.
2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
3. Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

Область «Здоровье»
1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
2.Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительного восприятия.

Область «Социализация»
Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.

Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Оборудование и материалы:
Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Изображение зимующих птиц в формате «Презентации».
Мультимедийный экран и проектор.
Кормушка.
Текст рассказа, загадки.
Мисочки с различными видами корма для птиц /семечки, крупа, хлебные крошки, кусочки сала/.
Картинки- пазлы разных птиц.

Предварительная работа:
1. Рассматривание с детьми на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), о бережном отношении к птицам зимой.
2. Беседы
3. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
4. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.

Формы организации совместной деятельности
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5. Рисование.

Планируемый результат: активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе коллективной деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.
Встали. Друг к другу
лицом повернулись.
Руку пожали и улыбнулись.
Давайте друзей своих обнимать!
Ну что – же готовы ли вы поиграть?
Дети: Да, готовы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра.
(слайд №2)
В.: К нам сегодня пришла интересная посылка. Угадайте, кто нам её прислал?
Живет она в мультфильме…
сиреневого цвета,
готовить очень любит,
хозяйки лучше нет.
На лыжах любит бегать,
Друзьям дает советы
И, как они, вся круглая…
узнали? Жду ответы!
Дети отгадывают /Совунья/(слайд №3)

В.: Молодцы, вы правильно угадали. Давайте посмотрим, что же нам приготовила Совунья. Тут, оказывается, и письмо есть.
Письмо Совуньи.
Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень любите птиц и очень много знаете о них. Я для вас приготовила интересные загадки, скороговорки, рассказ и игры. Вы хотите с ними познакомиться? Если вам все понравится, то я тоже за вас порадуюсь. С уважением. Совунья.
В: Ребята, а в посылке ещё что-то есть!
(Достать из посылки конверт с загадками)
В: Здесь находятся интересные загадки про птиц. Давайте их отгадаем.
В: Слушайте внимательно:
1. Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимою покормите. Дети, кто мы? Назовите. /Птицы/(слайд№4)
2. Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков,
В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! и не робей! Я бывалый…. /воробей/ (слайд№5)
3. Трещала с самого утра: «По-р-ра! По-р-ра!» А что пора?
Такая с ней морока. Когда трещит….. /Сорока/ (слайд №6)
4. Вокруг ствола большой сосны шишки на снегу видны.
Здесь на кузнице затратил много сил проворный …. /Дятел/ (слайд№7)
5. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома, а зовут её…. /Ворона/ (слайд№8)
В: Молодцы! Хорошо справились с ними.
В: А кто мне скажет, на какие две группы делятся живущие у нас птицы? /зимующие и перелетные/. Сейчас я вам покажу их, а вы скажите как они называются.
Показ слайдов снегирь (слайд №9)
Клест (слайд №10)
Свиристель (слайд №11)
Синица (слайд №12)
В.: Вы отлично справились.
В: Ребята давайте вспомним стихи о птицах. Кто хочет и может их рассказать.
/Дети читают стихи/
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
С. Есенин

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе -
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто

Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
А. Прокофьев

В.: Вы хорошо читали стихи. Пора немного и поиграть.
/физкультминутка/
Вот на ветках, посмотри /4 хлопка по бокам и коленям/
В красных майках снегири /4 наклона головы в стороны/
Распушили перышки, /махи кистями рук/
Греются на солнышке, /хлопки по бокам/
Головой вертят, /повороты головы/
Улететь хотят. Кыш! Кыш! /дети разбегаются по группе/

В: Ой ребята, а в посылке есть еще один конверт. Давайте посмотрим, что в нем. Здесь интересная история, которая произошла с Машей и Витей. Вы хотите послушать? (да)

Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам пережить лютую зиму.
– Вам понравился рассказ? (да)
– Как звали девочку и мальчика? (Маша и Витя)
-Кого они нашли? (воробья)
– как они помогли воробью? (положили в рукавичку и отнесли домой)
– Что сделал Витя?(кормушку)
-А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птичкам)
– А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)
-Конечно, ребята, страшен голод, ведь птиц согревают перышки, а под снегом птицам трудно отыскать корм.
– А как вы думаете, ребята совершили хороший поступок? (да)

В.: Ребята, Совунья спрашивает, знаете ли вы, что такое скороговорки. А умеете ли вы их проговаривать?

Проворонила ворона воронёнка.

Галка села на палку, палка ударила галку.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

В.: Ребята, оказывается мы с вами очень много знаем о птицах: читали книжки, рисовали их, наблюдали за ними на прогулках, заучивали стихи.
А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Четвертый лишний». Я буду называть группу птиц, а вы угадайте, какая лишняя.
Слушайте внимательно:
Воробей, синица, ласточка, голубь; (слайд № 16, 17)
Снегирь, гусь, сорока, ворона; (слайд № 18, 19)
Клест, жаворонок, снегирь, воробей; (слайд №20,21)

В: Дети сегодня мы много говорили о птицах. А кто мне может сказать чем они отличаются от животных.(слайд № 22)

В: Кто еще хочет заглянуть в посылку. Здесь игра «Собери целое из отдельных частей». Совунья предлагает собрать птицу из частей.
На столе разрезные картины птиц. Ребята должны их собрать.

В: Вы отлично справились. Посмотрите как рада за вас наша гостья – Совунья.
(слайд № 23)

В: Ребята, а в посылке есть ещё что-то.
/достает мисочки с кормом для птиц/

В: Что это? Для чего может пригодиться? Каким птицам может понравиться этот корм? Как мы можем использовать этот подарок Совуньи? (Слайд №24)
/ дети отвечают, рассматривают, сравнивают/

В: Вы правильно сказали, что мы можем угостить птиц.
Ребята, посмотрите, что это такое? А кто ее сделал? Вот в нее мы и насыпим корм и угостим птиц на нашем участке.

В: А вам понравилась посылка Совуньи?
Давайте вспомним названия зимующих птиц.
И чем люди могут им помочь в холода.

В: А теперь дети
Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали
И сказали на конец
Вы друг другу «Молодец».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"

Программное содержание:

  • Научить детей пересказывать текст с опорой на наглядный материал;
  • Продолжать знакомить детей с зимующими птицами: их название, строение, питание, где живут;
  • Учить отгадывать загадки;
  • Закрепить умение составлять описательные рассказы о птицах;
  • Побуждать детей к словообразованию;
  • Закрепить умение согласовывать числительное с существительным
  • Воспитывать в детях заботливое отношение к птицам, желание помочь в трудные зимние дни.

Ход занятия.

Дети, идя ранним, заснеженным, морозным утром в детский сад, я

увидела, как крупная, белобокая, с длинным хвостом птица бросила на крыльцо нашей группы вот этот большой конверт. Вы догадались

какая птица прислала нам этот конверт? (Ответы детей.)

Интересно, что в нём? Загадки! Любите загадки? Тогда слушайте

внимательно, думайте и отгадывайте.

* Всё время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

Кто это? (Дятел.)

* Эта птица так болтлива
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока,
А зовут её.... (Сорока.)

* Чик-чирик
К зёрнышкам прыг.
Клюй, не робей.
Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

Кто это? (Снегирь.)

Ты с модницей этой, конечно, знаком.
Вертушке на месте никак не сидится,
Всё хвастает жёлтой жилеткой своей
И шапочкой синей гордится! (Синица.)

О ком загадки? Как вы думаете, почему они называются зимующими? Как вы догадались?

Игра "Подбери красивое слово к птице"

(Красногрудый снегирь. Длиннохвостая сорока. Шустрый воробей.

Важная ворона. Черноголовая галка. Вертлявая синица.)

Дети, у вас на столах лежат разрезные картинки "Зимующие птицы".

Соберите её, назовите птицу и расскажите о ней.

(Ответы детей.)

Каждый ребёнок рассказывает по своей разрезной картинке.

(У меня снегирь. У него чёрная шапочка, красная грудка. Он любит лакомиться рябиной, прилетает к нам с первым снегом.) ...

Дети, в какое время года птица выводит своих птенцов?

Верно, весной. Но есть такая зимующая птица -клёст. Чудо, загадка природы. Это единственная птица, которая выводит своих птенцов зимой. Большеголовая птица с перекрещивающимися концами толстого клюва. Вот она. (Показ картинки.)

Клёст прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Клё - клё- клё

Поёт со свистом.

Дети, послушайте рассказ про птицу и птенцов.. Ваши пальчики помогут мне рассказать.

Пальчиковая игра" Птица и птенцы"

На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице (Большой палец по -одному разу прикасается поочерёдно к остальным четырём.) и по три мошки. (Трёхкратное прикасание.) Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (Большой палец с силой "чистит" верхние боковые края остальных пальцев поочерёдно.)

Дети, как вы думаете -это могли быть птенцы клеста? Как вы догадались? (Ответы детей.)

Дети, где можно встретить зимой всех птиц? (Ответы детей.)

Верно, у кормушек. Зимой птицам голодно и холодно. Но птицам страшнее голод!

Как можно назвать кормушку для птиц? (Ответы детей.)

Правильно, птичья столовая.

Игра "Числовые карточки"

Дети, возьмите в руки числовые карточку и карточку с зимующей птицей. Расскажите, сколько и каких птиц прилетели к вам в кормушку и что они едят. (Ответы детей.)

(У меня 5 синиц. Они клюют сало. У меня 2 воробья. Они клюют зёрнышки...)

Молодцы! А сейчас настало время физкультминутки.

Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг- скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень,

Тири - тири,

Тень-тень-тень.

Дети, сейчас я расскажу вам одну историю, которую я наблюдала в парке. Расскажу и покажу. (На столе ваза с ветками, фигурки зимующих птиц, шишки, зёрна, орехи, сало, кормушка.)

Дети сделали кормушку и повесили её на дерево. Насыпали в кормушку зёрен, положили еловые шишки и подвесили на ветках кусочки сало, а сами спрятались за большим деревом. Первой прилетела синичка и села на веточку. За ней прилетел воробей и сразу сел в кормушку. Осторожный клёст приближался очень медленно. С начала он сел на землю, перелетал с ветки на ветку и, наконец, очутился в кормушке. Красногрудый снегирь сидел на рябине и наблюдал за птицами. Вдруг прилетела шумная, взъерошенная ворона, закричала, захлопала крыльями. Птицы разлетелись в разные стороны, а ворона стала искать по снегу рассыпавшиеся крошки. Ребята остались довольны кормушкой. "

(Вопросы к детям.)

Дети, какой корм дети положили в кормушку?

Какие птицы прилетели к кормушке?

Как вела себя ворона?

Мы будем рассказывать эту историю по частям. Начнёт рассказ и продолжать будет тот, кому дам, птичку, в руки.

(Рассказы детей.)

Молодцы, хорошо рассказали!

Дети, положите ладони на стол перед собой. Расскажите и покажите пальчиками про птичку.

Пальчиковая игра

Птичка крылышки сложила,
Птичка пёрышки помыла,
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла,

Птичка зёрнышки поела,
Птичка песенку запела,
Птичка крылышки раскрыла,
Полетела, полетела.!

Дети, сорока прислала вам в конверте загадочные рисунки. Внимательно рассмотрите рисунок, догадайтесь какая это птица и правильно раскрасьте её.

(Вопросы к детям во время выполнения задания.)

Как ты думаешь, какая птица на твоей картинке?

Почему ты так думаешь?

Как ты догадался?

Какие краски тебе понадобятся?

Молодцы, все справились с заданием сороки!

Стихотворение " Покормите птиц! "

(Читает ребёнок)

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка – детский сад №11

Конспект

открытого занятия по развитию речи

по теме:

« Зимующие птицы »

в подготовительной группе

Воспитатель: Островская Е. А.

г. Одинцово 2011

О бразовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., связной речи.

Р азвивающие цели. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

В оспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: предметные картинки зимующих птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (зимующие птицы), карточки для игры “Считай и называй”,

Ход занятия

1.Организационный момент. Игровое упражнение с мячом “Назови признаки зимы”.

Ребята, когда я к вам шла на занятие ко мне подлетела сорока и передала

конверт и сказала, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит в

лесу, животных совсем не видно, нет ласточек, скворцов. Неужели пришла в

лес беда?

Поможем ребята сороке понять в чем же дело.

Послушайте стихотворение.

Стихотворение:

Все снег да снег,

Все снег да сугробы

Весь лес и все поле в снегу….

Сквозь снег проступает лесная дорога,

Вот и лисьи следы на снегу.

О чем это стихотворение? Посмотрите в окно и скажите какое сейчас время года? (зима)

Что вы представляете, услышав это слово? (снег, лед, лес, горка, санки, холод, вьюга)

Чтение стихотворения, еще раз.

Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с) Произнесите его протяжно: С-с-с-с-с

-Придумайте слова связанные с зимой, где слышался бы звук « С» (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат , сосулька, снежок….)

Какая зима?(холодная, морозная, снежная, ветреная, вьюжная,)

Сейчас вы по очереди будите называть признаки зимы и передавать мяч

*3има какая, если снег – снежная

*если мороз – морозная

*если ветер – ветреная

*если вьюга- вьюжная

(Вьюга -несильный ветер со снегом, метель- сильный снег с ветром, пурга-

очень сильный ветер и снег, снегопа д- идет много снега.)

2. Введение в тему. [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]

Ой, ребята посмотрите, в лесу столько жителей, давайте посмотрим

внимательно и скажем, кто это в нашем лесу гостит?

Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).

Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…).

Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).

Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).

Как определили, что это ворона? (Черная, большая).

Как определили, что это синица? (Желтая грудка).

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Молодцы, а теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка»

3. «Угадай-ка» 1) Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Всё равно ты будешь мой . (д ятел)

2) Красногрудый, чернокрылый Л юбит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине Он появится опять.

(снегирь)

3) Она маленькая птичка, И зовут ее……..

(синичка)

4) Эта птица- непоседа О дного с березой цвета Кто это?

(сорока)

5) Носит серенький жилет, Но у крылье в- черный цвет. Видишь- кружат двадцать пар И кричат: кар-кар

(ворона)

Рассмотреть с детьми на картинках зимующих птиц (ворона, воробей, синица, сова, голубь, сорока, снегирь, клёст и т.д.); вспомнить их характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка, величина); где они живут, чем питаются.

4. Игра с мячом “Оди н- много”. (Совершенствование грамматического строя речи приглашают детей на ковер).

Давайте поиграем в игру с мячом “Один- много”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.

- снегирь-снегирей

- голубь – голубей

- синица-синиц орока-сорок -ворона- ворон

5. Дидактическая игра “Чего не хватает?”

6. Упражнение “Считай и называй”. (Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с сущ.), навыка счета в пределах 5-ти.)

Я внимательно следила за птицами и сфотографировала их. Помогите мне посчитать сфотографированных птиц.

Каждый ребенок получает свою фотографию и подсчитывает количество птиц. Далее заслушиваются ответы каждого.

Сколько синиц на твоей фотографии?

Сколько снегирей? (один снегирь, два снегиря,…..пять снегирей)

Молодцы. Вы очень хорошо справились с подсчетом птиц.

7. Дидактическая игра «Назовите ласково»

Куда прилетают птицы зимой пообедать?(к кормушке)

Назовите ласково:

*Кормушк а- кормушечка

*Синица- синичка

*снегир ь- снегеречек

*воробей- воробушек

*клюв- клювик

*хвост-хвостик

*перо-перышко

*крыло-крылышко

- гнездо-гнезд ышко

8. Игра “Собери картинку”.

Раздаются детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены зимующие птицы.

Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

Расскажите, что получилось после того как вы сложили картинку.

Это………

Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.

Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.

Сорока: -Ой, ребята, большое спасибо, я теперь поняла почему так тихо в

лесу ведь лес зимой спит, и птицы улетают.

Итог :

Молодцы, вам понравилось, наше занятие?

О каких птицам мы с вами разговаривали? (о зимующих)

А каких зимующих птиц вы запомнили и может быть и видели, назовите.

Елена Алексеева
Конспект НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему : «Зимующие птицы »

ЦЕЛИ :

Развивать и расширять словарный запас у детей по теме – «Коммуник» ;

Закрепить название зимующих птиц в речи – «Коммуник»

Развивать связную речь – «Коммуник» ;

Развивать память, внимание, логическое мышление – «Поз-исслед.»

Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам . – «Познав. исслед.»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ :

Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова : морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая.

Сюрпризный момент – волшебная палочка.

Наглядные – иллюстрации птиц , дерево с птицами .

Практические – отгадывание загадок.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление ласковых слов. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : прогулки, наблюдения за птицами , рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме, птицах ; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ : дерево с зимующими птицами , конверт с загадками, картинки зимующих птиц .

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ : картинки с изображением птиц , птицы из оранжевого картона на каждого ребенка.

Виды деятельности : коммуникативная, чтение худ. литературы, познавательно исследовательская, продуктивная, двигательная.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент (Мы в окошко поглядели, повернулись и друг другу улыбнулись.)

Воспитатель :

Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

Назовите зимние месяцы.

Какие признаки зимы вы знаете? (люди носят теплую одежду; выпадает снег; покрываются льдом реки, озера; солнце светит, но не греет; дни стали короче, а ночи длиннее)

Вам нравиться зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)

Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)

Физкультминутка : «Прогулка»

Мы опять идем гулять.

Мы на солнце посмотрели,

Друг на друга поглядели.

Лево ножка, право ножка,

Носом вдох и выдох ртом

Воздух - вот помощник мой.

Основная часть :

Воспитатель : Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в зимний лес.

Дети : Да.

Воспитатель, а давайте вспомним правила поведения в лесу. (ответы детей) . У меня есть волшебная палочка, но чтоб произошло чудо нужно закрыть глаза и взмахнуть ей, и посчитать до трех.

Мы очутились на полянке, где чудесно поют птицы . Ребята, нам пришло письмо. Давайте откроем его.

(Воспитатель открывает конверт, а в нем загадки.)

Вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим.

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос ка топор. (Дятел)

Белые щечки,

Синяя птичка,

Остренький клювик.

Собой невеличка,

Желтая грудка,

Это (Синичка)

Ходит важно, вперевалку,

И воркует, и клюет. (Голубь)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

Молодцы! Как можно назвать одним словом этих птиц ? (Зимующие )

Почему их называют зимующими ? (потому, что они остаются зимовать, не бояться холода)

Воспитатель : Ребята, а чем птицы похожи ?

Дети : У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.

Воспитатель : Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?

Дети : Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос.

Воспитатель : В какое время года мы наблюдаем за этими птицами ?

Дети : Мы за ними наблюдаем зимой.

Воспитатель : Нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? Почему?

Дети : Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм.

Воспитатель : Чем мы можем подкормить птиц зимой ?

Дети : Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.

Физкультминутка «Снегири» Н. Нищева

Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)

В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)

Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)

Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Улететь хотят. (боковые взмахи руками)

Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по группе , взмахивая

руками, как крыльями).

За метелью! За метелью!

Воспитатель : Ребята, в названии какой птицы слышится :

звук «с» - сорока, клест, снегирь, сова, свиристель;

звук «р» - сорока, ворона, воробей;

звук «л» - дятел, глухарь, голубь;

звук «в» - воробей, ворона, сова.

Воспитатель : Назовите птиц , в названии которых :

1 слог – клест;

2 слога – сова, дятел, глухарь, снегирь, голубь;

3 слога – сорока, ворона, воробей, синица, свиристель.

Воспитатель : Молодцы! Теперь вам необходимо слушать меня очень внимательно, чтобы справиться с заданием. Я буду произносить словосочетания и предложения, а вам нужно исправить меня и сказать правильно.

Черный ворона – черная ворона.

Белый сова – белая сова.

Серое голубь – серый голубь.

Снегирь клевала хлеб – снегирь клевал хлеб.

Сорока сидел на заборе – сорока сидела на заборе.

Ворона чирикала на солнышке – ворона каркала на солнышке.

Воспитатель : Скажите, что могут делать птицы ?

Дети : птицы могут летать , прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать яйца, высиживать, уничтожать вредных насекомых.

«Игра с мячом»

(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало высказывания, а ребенок, возвращая мяч, должен продолжить его.)

Ворона большая, а воробей маленький.

У человека дети, а у птицы птенцы .

У кошки лапы, а птицы лапки .

У человека нос, а у птицы клюв .

У человека руки, а птицы крылья .

У животных шерсть, а у птицы перья .

Один снегирь, а много снегирей.

Один глухарь, а много глухарей.

Один дятел, а много дятлов.

Три совы, а пять сов.

Две синицы, а пять синиц.

Ворона вышагивает, а воробей прыгает.

Синица, а ласково синичка.

Сова, а ласково совушка.

Воробей, а ласково воробушек.

Голубь, а ласково голубок.

Воспитатель : Ребята, я буду называть несколько слов, а вы должны найти лишнее слово.

Голубь, голубок, голубка, голубика.

Ствол, сова, совята, совушка.

Снегирь, кормушка, синица, воробей.

Свиристель, дятел, сорока, сова.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию»

Это красивая птица . У нее на голове черная шапочка, щеки белые. На горле черная полоска – галстук, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое. (Синица)

У этой птицы верх головы , крылья, хвост – черные. Спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета. (Снегирь)

У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги, ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. (Ворона)

Пальчиковая гимнастика : «Дятел»

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Ребята на нашей полянке выросло, волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы . Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами . Ласковое слово – это солнышко.

Игра «Назови ласково»

Птица – птичка , синица – синичка, снегирь – снегирек, голубь – голубка, воробей – воробышек. (звучит голос птиц )

Надеюсь, что птички услышали наши ласковые, добрые слова. И обязательно прилетят к нашим домам, порадуют нас своим пением. Ну а нам пора в группу . Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.

Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили ?

Дети : Мы сегодня говорили о зимующих птицах .

Воспитатель : Рассмотрите внимательно еще раз картинки и запомните этих птиц , а я прочитаю вам стихотворение :

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы ,

И чтоб они жили по – прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Воспитатель : Помните, ребята! Птицы наши друзья ! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело. (звучит фонограмма «Песни птиц » )

Игра «Дорисуй»

А сейчас я вам предлагаю разукрасить птиц , которых мы видели в сказочном зимнем лесу.

Рефлексия : Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам . У меня такое прекрасное настроение. А у вас?

Когда у людей хорошее настроение его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилось на целый день, я хочу вам подарить оранжевых птичек. Спасибо, занятие окончено.

Конспект интегрированного занятия
по экологическому воспитанию и развитию речи в подготовительной группе
на тему «Зимующие птицы нашего края».

Цели : образовательные:

закрепить знания детей о зимующих и пролетных птицах, их особенностях и разнообразии;

упражнять в ориентировки в пространстве, употреблении предлогов в речи;

показать необходимость защиты птиц зимой;

воспитательные: уметь слушать внимательно речь педагога. Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия :

Воспитатель: Сегодня занятие наше не простое, волшебное. К нам в гости сама Волшебница-зима.

Волшебница-зима: Здравствуйте, дети! Я прилетела к вам в гости. А со мной мои друзья-птицы!

Ребята, а кто такие птицы?

Отгадайте мои загадки!.

1. Маленький мальчишка 2. Окраской – сероватая,

В сером армячишке Повадкой – вороватая,

По двору шныряет, Крикунья хрипловатая -

Крохи собирает. (воробей ) Известная персона.

Кто она? (ворона )

3. У нее глаза большие 4.Чернокрылый, красногрудый,

Хищный клюв - всегда крючком. И зимой найдет приют:

По ночам она летает, Не боится он простуды -

Спит на дереве лишь днем. (сова ) С первым снегом тут как тут! (снегирь )

5. Кто в берете ярко – красной, 6. Что за стол среди берез

В черной курточке атласной? Под открытым небом?

На меня он не глядит, Угощает он в мороз

Все стучит, стучит, стучит. (дятел) Птиц зерном и хлебом. (кормушка )

Воспитатель: Этих птиц можно увидеть в нашем городе зимой?

Как называются эти птицы?

Дети: Это зимующие птицы.

Воспитатель : Кто хочет загадать из вас загадки об этих птицах.

Дети:

1. Зимой на ветках яблоки! 4. Все время стучит,

Скорей их собери! Деревья долбит.

И вдруг вспорхнули яблоки, Но он их не калечит,

Ведь это…… (снегири ) А только лечит. (дятел )

Воспитатель: В какое время года мы наблюдаем за этими птицами?

Дети: Мы за ними наблюдаем зимой.

Воспитатель: Как мы можем им помочь?

Дети: Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.

Физкультминутка «Снегири»

Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)

В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)

Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)

Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Улететь хотят. (боковые взмахи руками)

Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по группе, взмахивая руками ,

За метелью! За метелью! как крыльями).

Воспитатель: Ребята, в названии какой птицы слышится:

звук «с» - сорока, клест, снегирь, сова, свиристель;

звук «р» - сорока, ворона, воробей;

звук «л» - дятел, глухарь, голубь;

звук «в» - воробей, ворона, сова.

Воспитатель: Скажите, что могут делать птицы?

Дети: Птицы могут летать, прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать, высиживать, уничтожать вредных насекомых.

«Игра с мячом»

(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало высказывания, а ребенок возвращая мяч, должен продолжить его.)

Ворона большая, а воробей маленький.

У человека дети, а у птицы птенцы.

У человека нос, а у птицы клюв.

У человека руки, а птицы крылья.

У животных шерсть, а у птицы перья.

Один снегирь, а много снегирей.

Один глухарь, а много глухарей.

Три совы, а пять сов.

Две синицы, а пять синиц.

Синица, а ласково синичка.

Воробей, а ласково воробушек.

Голубь, а ласково голубок .

Игра «Лесная полянка»

(Дети подходят к столам, у каждого карта – схема. Кружочками обозначены места приземления птиц. Перед началом игры все птицы – фишки сидят по середине «полянки». Дети слушают инструкцию и точно указывают на место приземления птицы.)

Дятел сидит на березе и долбит кору.

Сова спряталась в дупло.

Ворона важно похаживает под старой березой.

Сорока сидит между двумя молодыми сосенками.

Голубь перелетел через куст калины.

Тетерев спит под снегом.

Синица подлетела к рябине.

Снегирь спрятался за ствол.

Тетерев выпорхнул из – под снега.

Клест, закончив шелушить шишку, слетел с ветки

Сова вылетела из дупла.

Синица, поклевав ягоды, улетела прочь от дерева.

Воспитатель: Спасибо за занятие, все отлично справились с заданием. Что вы узнали сегодня нового?

Обмен впечатлениями.

Воспитатель:

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы,

И чтоб они жили по – прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Итог : Выставка детских работ. Похвала.