» »

Семейство бобовые применение. Бобовые. Что такое «боб»

16.06.2019

Бобовые культуры очень полезны для человека, так как богаты клетчаткой, содержат витамин А и витамины группы В, железо, кальций, углеводы, белки, жиры и крахмал. В бобовых содержится даже больше белка, чем в мясных продуктах, поэтому они способны заменить мясо вегетарианцам.

Корневая система бобовых культур представляет собой корни с клубеньками на них, образующиеся при попадании азотфиксирующих бактерий. Они фиксируют азот, с помощью которого растение и почва получают питание.

А сейчас немного интересных фактов о бобовых:

  • Так как бобы содержат в себе фолиевую кислоту и калий, то они способны оказывать чистящий эффект для крови и для организма в целом
  • Содержание витамина В понижает вероятность заболеваний сердца, способствует улучшению пищеварения. Что немало важно для девушек, присутствие в рационе питания этого витамина улучшает состояние волос: они приобретают более пышную и крепкую структуру
  • По версии диетологов, при употреблении каждый день 150 г бобовых понизится уровень холестерина в крови
  • Родиной бобовых считаются Средиземноморские страны, откуда впоследствии они получили распространение по всему миру.

К самым распространенным бобовым культурам относятся:

  • Люпин

Довольно популярный продукт бобового происхождения с высоким содержанием жира и белка, который имеет растительное происхождение. Именно поэтому соя входит в состав многих кормов для животных. Также применяется как заменитель продуктов животного происхождения.

Как уже было сказано, в сое содержатся белки, которые слабо чем уступают тем же белкам животного происхождения, поэтому ее часто употребляют в пищу вегетарианцы, которым необходимо восполнять отсутствие белков, не сумевших поступить в организм из-за отказа от мясной пищи.

Распространенное однолетнее растение, которое встречается, без малого, везде. Часто представляет собой сорняк, который растет вдоль дорог и там, где много мусора. Так как способна расти в самых неожиданных местах, непривередлива к почве, устойчива к морозам.

Цветы, как правило, одиночные, фиолетового или розового оттенка, реже – белые. Бобы светло-желтого цвета, широкие.

Всем известен данный вид бобовой культуры. Это настоящая кладезь различных витаминов, таких как В1, В2, В3, В6, С, Е, К и РР. О полезных свойствах этих витаминов можно прочесть на соответствующих интернет ресурсах.

Бобы, которые могут быть разными по величине и цвету, располагаются в стручках по 6-20 см в длину.

Чечевица считается одним из древнейших культурных растений.

Наиболее распространена красная и коричневая чечевица. После тепловой обработки, коричневая чечевица приобретает ненавязчивый ореховый запах. А красная чечевица нашла применение на азиатской кухне.

Так как данная культура не содержит жиров, ее могут употреблять в пищу люди, страдающие лишним весом. Плюсом является то, что благодаря содержащимся в чечевице углеводам, она дает чувство сытости на продолжительный промежуток времени.

Это многолетнее травянистое растение, высота которого варьируется от 30 до 70 см. имеет цепляющие взгляд яркие розово-пурпурные цветы, собранные в кисти. Плодом является боб.

С этого растения собирают светло-янтарного цвета мед, отличающийся своим ароматом и вкусом.

Для нашей страны выращивание данного вида бобовых не характерно. Преимущественно нут выращивают в Турции, Северной Америке, Мексике.

Для него характерен ореховый привкус. Его можно варить или жарить, подавать в качестве гарнира, добавлять в плов.

Плоды нута представляют собой мелкие бобы, имеющие коричнево-зеленый окрас и напоминающие по своей форме совиную или баранью голову. В сравнении с тем же горохом имеет более крупные размеры.

Так как относится к бобовой культуре, плод гороха – боб, который может иметь разную форму и цвет, в зависимости от сорта.

Имеет полый стебель от светло-зеленого до темно-зеленого цвета, с цепляющимися усиками. Содержит всего 55 ккал в 100 г продукта, поэтому считается диетическим продуктом. Однако в сушеном виде число калорий резко возрастает, так что в таком виде горох не рекомендуется в больших количествах людям, страдающим ожирением.

Люпин

Также носит название – «волчьи бобы». Отличается выносливостью и способностью впитывать вещества, которые впоследствии будут обогащать почву.

Листья растения собраны по 5-6 штук в розетке; белые, красные или фиолетовые цветы образуют длинные кисти (до 1 м). В высоту люпин способен достигать 1,5 м. соцветия похоже на бобы.

Всем хорошо знакомое растение, относящееся к семейству бобовых. Цветет с конца весны до начала осени. Растет преимущественно на лугах, в лесу на полянах. Встречается повсеместно.

Имеет тройчатые ярко-зеленые листья. При цветении образует ярко-розовые, реже – темно-красные, шаровидные головки.

Это однолетнее растение, способное достигать в высоту 180 см. имеет круглые белые цветки с темными пятнами на крыльях, собранные в соцветия.

Плод представляет собой боб. На одном растении может развиться 10-20 плодов, а в отдельных случаях даже больше.

Плюсом кормовых бобов является мощное прикрепление нижних плодов, так как это позволяет собирать урожай при помощи комбайнов и других сельскохозяйственных машин.

Носит название – земляной орех, отличительной особенностью которого является развитие плодов в земле.

Надземные цветки желто-оранжевого цвета, располагаются единожды или по 2-3 в пазухах листьев. Подземные цветки мелкие и бесцветные.

Бобы коконообразной формы с хрупкой красной или темно-/светло-коричневой оболочкой. Семена темно-красные или светло-розовые, удлиненно-овальные либо округлые.

Семейство Бобовые

Денисова Диана 7 «В» класс.


  • Бобо́вые , или Мотыльковые - семейство двудольных растений порядка Бобовоцветные .

  • обычно сложные (пальчатые, перистые, тройчатые) с прилистниками , реже простые.

  • У типичных бобовых верхний крупный лепесток принято называть парусом (флагом), боковые лепестки - вёслами (крыльями), а два сросшихся или слипшихся нижних - лодочкой .


  • В семейство Бобовые включают 24 505 видов, объединённых в 946 родов. Обширное семейство принято делить на три подсемейства

  • Ряд бобовых издавна культивируются как пищевые растения и получили широкое распространение в сельском хозяйстве , другие известны как декоративные или кормовые растения, некоторые являются источником древесины ценных пород .

  • Семена бобовых: горох , нут , фасоль (белая, красная и чёрная), чечевица (красная и коричневая)

  • Донник лекарственный – медонос, кормовое и лекарственное растение. Люпин даёт зелёное удобрение: запахивается в почву как азотное удобрение. Семя богато белком (до 60%) и жиром (до 20%). Разводится и как декоративное растение: у него красивое соцветие – кисть и пальчатые листья.




  • 1. Декоративный кустарник с желтыми цветками семейства бобовые.
  • 2. Второе название семейства бобовые.
  • 3. Органическое вещество, за высокое содержание которого в семенах ценятся сельскохозяйственные растения семейства.
  • 4. Бактерии, живущие в симбиозе с бобовыми растениями.
  • 5. Название верхнего, обычно самого крупного лепестка у цветка семейства.
  • 6. Плод растений семейства.
  • 7. Важное сельскохозяйственное растение семейства.
  • 8. Растение, плоды которого,после цветения, созревают под землей, предварительно в нее «зарывшись».
  • 9. Число тычинок у цветка семейства.
  • 10. Важнейшее кормовое и медоносное растение семейства.

2. мотыльковые

4. клубеньковые


  • Фасоль уже в древности разводили в Южной Америке. В России – с XVII века. Съедобны и питательны не только семена, но и бобы. Соя , модная нынче благодаря тому, что ею можно заменить чуть ли не всё – от мяса и молока до резины и мыла, родом с Востока. Её семя содержит до 45% белка и до 27% жирного масла.

  • Действительно, бобы оправдывают статус “волшебной пищи”: обладают чистящим эффектом для крови и всего организма, а так же богаты витамином В, который понижает вероятность заболеваний сердца, помогают организму вывести избыточную воду, способствуют нормализации пищеварения, так как, богаты марганцем. Благодаря ему, волосы имеют пышную и крепкую структуру.

  • Бобы играют важную роль в рационе вегетарианцев, так как, в отличие от мяса, содержащего помимо белков ещё и избыточное количество жира.

  • Средиземноморские страны считаются родиной всех бобовых. Именно оттуда они распространились по всей планете. Стоит обратить внимание, что о бобах древним египтянам было известно свыше 2400 лет до нашей эры. А виды крупносеменных бобов гораздо моложе своих “родоначальников”. Люди знали о их существовании приблизительно со второй половины первого тысячелетия нашей эры.

Бобовые культуры известны по всему миру. Возделываются они чаще всего для получения продуктов питания. В них содержится больше количество растительного белка и необходимых человеку микроэлементов.

Общая характеристика

Бобовые растения – это огромное семейство, относящееся к двудольным растениям. Семейство бобовых насчитывает более 18 000 тысяч разновидностей, которые представляют собой множество различных родов. Бобовые растения могут быть представлены деревьями, кустарникам, лианами, многолетниками и однолетниками.

Семейство бобовые разделяются на три основных подгруппы, это такие подгруппы как: Цезальпиниевая, Мимозовая, Бобовая или как ее еще называют – Мотыльковая. Различия между этими подгруппами только в строении соцветия, в остальном их описание очень схоже.

Все виды бобовых имеют довольно схожее внешнее строение, но, тем не менее, некоторые отличия у всех растений все же имеются. Именно по ним каждое бобовое растения можно отнести к тому или иному виду.

Основное отличие растений – это своеобразная структура плода, который называется боб или стручок. Стручок представляется собой одногнездный плод с двумя симметричными створками. В нем располагаются семена, которые плотно прикреплены к створкам.

Бобовое растение чаще всего бывает многосемянным, но встречаются и односемянные разновидности. Бобы могут быть различного размера и формы.

Бобовое растение отличается цветками неправильной, асимметричной формы. Они собраны в конусообразные или же верхушечные соцветия. Цветочков в одном соцветии может быть разное количество. Если цветок один, то, как правило, он отличается большим размером. Если больше одного, то соцветие собрано множеством мелких цветочков. Листья располагаются поочередно, обычно они сложные. Довольно редко встречаются представители с простыми листочками.

Растение семейства бобовых отличается специфическим построением корневища. На корневой системе располагаются колонии азотофиксирующих бактерий, которые образуют небольшие клубеньки, проникая в клетки корневища.

В процессе своей жизнедеятельности азотофиксирующие бактерии синтезируют азот из атмосферы и трансформируют его в доступную форму. Благодаря этому свойству бобовые относятся к сидератам, насыщая почву полезными микроэлементами и препятствуя активному размножению сорняков. Некоторые бобовые культуры могут выделять до 100-150 кг азота в год, например, это кормовые бобы.

Описание видов

Как уже было сказано ранее, семейство Мотыльковых насчитывает огромное количество разновидностей, но самыми распространенными являются следующие виды:

  • Плодовые;
  • Кормовые;
  • Декоративные.

Подробнее стоит рассказать о каждом из них. Представители, которые относят к плодовым:

  • Нут;
  • Чечевица;
  • Арахис;
  • Фасоль;
  • Соя.

Рассмотрим более детально:


Бобы кормовые

Кормовые бобы – это однолетняя или двулетняя трава, которая используется в экологическом земледелии в качестве сидератов.


Кормовые бобы представлены таким представителями:

  • Клевер луговой;
  • Люцерна посевная.

Клевер – это травянистое растение семейства бобовых. Стебли клевера в высоту могут достигать от 5 до 50 см. Соцветия могут быть разных оттенков, но чаще всего встречаются фиолетовые цветки. Его очень часто используют в народной медицине как противовоспалительное и отхаркивающее средство.

Также клевер используется как зеленый корм, из него изготавливают силос. Кроме этого, из листьев клевера изготавливают эфирное масло и витаминные концентраты.

Люцерна – это еще одно растение семейства бобовых. Люцерна посевная в дикой природе может расти на полях, лугах и травянистых склонах. Ее, как и клевер, используют в качестве зеленого корма для домашнего скота. Стебли опушенные или голые, сильно ветвятся в верхушечной части. В длину стебли могут достигать 80 см. Соцветия фиолетового или насыщенного желтого оттенка.

Декоративные

К таким растениям относятся:

  • Акация.


Люпин – это декоративный травянистый однолетник или многолетник. Люпин может быть также представлен как кустарник или полукустарник. Люпин популярен не только как цветок для оформления цветочных клумб, но и в качестве сырья для производства масел. Растительное масло, полученное из люпина по своим свойствам схоже с оливковым.

Помимо этого, люпин используется в качестве зеленого корма. Корневище у люпина мощное, в длину может достигать 1-2 метра. Соцветия представлены длинными кисточками, которые состоят из множества цветком. Оттенок цветков может быть различным – розовым, сиреневым, лиловым или красным.

Акация серебристая – это дерево, родиной которого является юго-восточное побережье Австралии и Тасмания.

В народе акацию серебристую еще называют мимозой. Крона у акации раскидистая, ствол дерева в высоту может достигать от 10 — 12 метров.


Молодые стебли дерева оливково-зеленого оттенка. Цветки у акации медно-желтого оттенка, круглые, пушистые, обладают приятным ароматом. Соцветия образовано большим количеством цветков.

Список бобовых культур можно продолжать очень долго. Это одно из самых распространенных семейств в мире. Бобовые культуры могут произрастать в различных климатических и природных условиях и по числу распространения могут уступать только злаковым.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о много-образии цветковых растений; познакомить с отличительными признаками растений семейства бобовые; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематиче-скую характеристику; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, умения распознавать растения с опре-делителем или определительными карточками.

Оборудование и материалы: таблица «Семейство бобовые», гер-барии растений семейства бобовые, модель цветка гороха, коллек-ции и муляжи плодов, бобы арахиса (целые), влажный препарат «Симбиоз на корнях бобовых».

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс дву-дольные, семейство бобовые (гороховые); цветок мотылькового типа, неправильный цветок; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и способы распространения семян; подсемей-ства мимозовые, цезальпиниевые, бобовые; азотфиксирующие бактерии, симбиоз.

Ход урока

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Какие растения относятся к семейству розоцветные?

Каково основное направление использования этих растений в жизни и хозяйственной деятельности человека?

Какие признаки являются ключевыми при объединении этих растений в одно семейство?

Какие плоды встречаются у растений этого семейства?

Какие соцветия встречаются у растений этого семейства?

Какова формула цветка растений семейства розоцветные?

Какие лекарственные растения этого семейства вы знаете?

При каких заболеваниях используются эти растения?

Какие жизненные формы характерны для растений этого семейства?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вспомните, какие семейства растений класса двудольные мы уже изучили. (Семейства крестоцветные и розоцветные.)

Сегодня мы познакомимся еще с одним семейством растений класса двудольные, с семейством бобовые , которое имеет также и второе название — мотыльковые. (Учитель демонстрирует табли-цу «Семейство бобовые», а также разборную модель цветка гороха.)

Как вы думаете, за что оно получило такое название? (От-веты учащихся.)

Это название семейства возникло благодаря сходству цветка бобовых с мотыльком. Бобовые — одно из самых многочисленных семейств цветковых растений. К нему относится около 17 000 ви-дов растений (по некоторым данным, 13 000) из почти 700 родов (по некоторым данным, из 500). На территории России произ-растает около 65 родов и более 1800 видов растений семейства бобовых. При этом 23 вида из них занесены в Красную книгу.

Вспомните, сколько видов относится к семействам розо-цветные и крестоцветные. (Число видов растений этих се-мейств — около 3000.)

Скажите, во сколько раз количество видов крестоцветных и розоцветных меньше бобовых. (Примерно в 5,5 раза.)

Растения этого семейства распространены на всех континен-тах земного шара, от тропиков с сухим климатом до территорий с умеренным и даже холодным климатом.

Среди растений этого семейства встречаются самые разнооб-разные жизненные формы, такие, как деревья, кустарники, полуку-старники, лианы, однолетние и многолетние травы. Характерно, что большинство травянистых растений этого семейства сосредо-точено в умеренном и холодном климате, а значительная часть де-ревьев и кустарников — в тропических и субтропических областях.

Вспомните, какой признак строения растений являлся важ-нейшим при объединении розоцветных и крестоцветных в одно семейство. (Строение цветка.)

При объединении растений семейства бобовые строение цвет-ка также играет наиболее важную роль. Цветок у растений данно-го семейства мотылькового типа, неправильный.

Каковы особенности неправильных цветков? (Неправильны-ми называют цветки, имеющие только одну ось симметрии.)

Если провести ось симметрии и вращать цветок вокруг своей оси, его контуры совпадут с первоначальными только при про-хождении полного круга (360°). Околоцветник двойной. Чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков. Венчик состоит из 5 неод-нородных лепестков. Цветок бобовых часто сравнивают с корабли-ком. Верхний лепесток обычно самый большой. Его называют па-русом, или флагом. По бокам от него расположены два свободных лепестка поменьше. Их называют веслами (иногда — крыльями). Два нижних лепестка срослись верхушками и имеют вид лодочки.

Для некоторых родов характерно срастание между собой не только лепестков лодочки, но и весел, а иногда и паруса (на-пример, клевер). Тычинок обычно 10, 9 из которых срастаются ты-чиночными нитями, образуя тычиночную трубку, а одна остается свободной. У некоторых видов растений семейства происходит срастание всех тычинок (например, люпин) или же тычинки могут оставаться свободными. Пестик у растений семейства бобовые всегда один.

Рассмотрите изображение цветка бобовых на таблицах, а также в учебнике и попробуйте написать формулу этого цветка. (Один из учеников пишет формулу цветка бобовых на доске, класс проверяет и исправляет ошибки. Учитель помогает и дополняет.)

Формула цветка большинства видов растений семейства бобо-вые (цветка мотылькового типа) выглядит так: ЛЧ(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1.

Цветки могут быть как одиночными , так и собранными в соцве-тия . Среди соцветий наиболее часто встречаются кисть (донник, люпин), головка (клевер), простой колос.

Как вы думаете, каковы причины такого непростого уст-ройства цветка? (Ответы учащихся.)

Назначение такого сложноустроенного цветка состоит в том, чтобы принудить насекомое по пути к нектару испачкаться в пыльце и, соответственно, перенести ее на пестик. Поскольку цветки собраны в соцветия или расположены недалеко друг от друга, вероятность перекрестного опыления резко возрастает.

Для бобовых характерно разнообразие опылителей и, соответ-ственно, множество приемов опыления. Они опыляются в ос-новном пчелами и бабочками, реже — птицами, иногда — руко-крылыми (летучими мышами). Но встречаются ветроопыляемые растения или самоопыляемые. В общем, опыление достигается всеми возможными способами.

Для многих растений семейства характерно появление особых приспособлений цветков для опыления конкретным способом или определенными видами опылителей. Например, цветки клевера имеют такое строение, что достать нектар могут насекомые только с длинным хоботком, например шмели.

Как вы считаете, каким должен быть плод растений семей-ства бобовые? (Ответы учащихся.)

Плод растений этого семейства называется бобом. Он чаще всего бывает одногнездный, многосеменной, раскрывающийся двумя створками или распадающийся на отдельные членики. Но у не-которых растений образуется нераскрывающийся односеменной плод (клевер).

Вспомните, каково строение плода боб.

Нарисуйте строение плода боб. (Один из учеников рисует на доске, другие при необходимости исправляют ошибки и неточности.)

Нарисуйте строение плода стручок. (Один из учеников ри-сует на доске, другие при необходимости исправляют ошиб-ки и неточности.)

В чем состоит отличие в строении плода боб от плода стру-чок? (Ответы учащихся.)

Плод боб одногнездный, семена у него прикрепляются к стен-кам плода. А плод стручок двугнездный, семена у него прикреп-лены к перегородке посередине плода.

Для растений какого семейства характерен плод стручок? (Для растений семейства крестоцветные .)

Семена бобовых растений почти всегда без эндосперма , с мяси-стыми семядолями. Зародыш в семенах очень крупный.

Какое количество семядолей у этих семян? (У семян бобо-вых две семядоли, так как эти растения относятся к классу двудольных.)

Какова функция мясистых семядолей? (В них запасаются питательные вещества, необходимые зародышу в первое время после его прорастания, пока у него не сформируется собствен-ная корневая система.)

Способы распространения семян у бобовых разнообразны. Некоторые виды не нуждаются в дополнительных посредниках, и семена разбрасываются или просто опадают сами. У других ви-дов бобовых семена разносятся птицами, грызунами, муравьями или ветром. Листья у подавляющего большинства видов сложные с крупными прилистниками. Чаще всего встречаются тройчатые листья (клевер), перистые (горох, акация, вика), пальчатые (лю-пин). У многих видов листья видоизменены в усики.

У каких видов растений семейства бобовые листья превра-тились в усики? (Например, у гороха.)

Листорасположение чаще всего очередное. Корневая система у большинства видов стержневая. Для всех представителей бо-бовых характерно наличие на корнях особых клубеньков, в кото-рых селятся азотфиксирующие бактерии. Эти бактерии способ-ны усваивать газообразный азот из атмосферы и превращать его в соединения, доступные для растений.

Как образуются клубеньки на корнях бобовых? (Бакте-рии из почвы проникают в клетки корней бобовых растений через корневые волоски. Они вызывают деление и увеличение размеров клеток, в результате чего и образуются подобные видоизменения корней в виде клубеньков.)

Правильно. Бактерии получают постоянное место жительства, защиту и дополнительное питание в виде углеводов и других про-дуктов метаболизма, а растение обеспечивается минеральными веществами.

Вспомните, как называется такое взаимовыгодное сущест-вование. (Симбиоз, от греч. «сим» — совместный и «биос» — жизнь.)

Все органы бобовых богаты веществами, содержащими азот. В частности, в семенах содержится большое количество белка. По количеству этого вещества бобовые превосходят зерновые культуры более чем вдвое. В зернах пшеницы содержится до 12%, а в фасоли — до 25% легкоусвояемого, как в говядине, белка, а в семенах сои — до 45%. Именно поэтому растения этого се-мейства так ценны для людей, придерживающихся диетического питания.

После уборки урожая бобовых в земле остаются корни этих растений, благодаря чему почвы обогащаются азотом. Семейство бобовых принято подразделять на три подсемейства: мимозовые, цезальпиниевые и собственно бобовые, или мотыльковые. Самым многочисленным является подсемейство бобовых. Из 700 родов семейства бобовых к нему относится около 500, а из 17 000 ви-дов - 12 000.

Семейство Бобовые

Биология 6 .Семейство Мотыльковые Бобовые

Семейство Мотыльковые Бобовые

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций