» »

Апостол андрей житие. Святой апостол Андрей Первозванный (†ок.62)

23.09.2019

13 декабря Церковь празднует день памяти святого апостола Андрея Первозванного. "Православная жизнь" подготовила несколько интересных фактов о жизни апостола.

Апостол Андрей Первозванный. Византия. Греция. Македония. XIV в. Местонахождение: США, Балтимор, Walters Art Museum

1. Когда апостол Андрей впервые увидел Иисуса Христа?

Андрей родился в Вивсаиде, был сыном Ионы и родным братом апостола Петра. Вместе с братом они были рыбаками. Узнав, что на Иордане проповедует Иоанн Предтеча и говорит о приходе Мессии, Андрей отправился на Иордан и стал учеником Иоанна Крестителя. Есть различия в описании евангелистами Матфеем и Иоанном встречи апостола Андрея со Спасителем. Иоанн повествует, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа «Вот Агнец Божий», Матвей – что Спаситель встретил братьев на берегу Генисаретского озера, когда они ловили рыбу и обратился к ним со словами: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». В обоих случаях, апостол Андрей безоговорочно верит Христу и без промедления и сомнений принимает решение. Бросает родной дом, хозяйство, сети и, не раздумывая, следует за Христом…

Призвание Симона и Андрея на апостольское служение (Мк. 1, 14-18). XI в. Одна из 72 пластин бронзовых дверей Кафедрального Собора (Duomo di Benevento) . 1170-1220г. Италия, Беневенто

2. Какие существуют эпизоды в Евангелии, связанные с именем апостола Андрея?

Именно апостол Андрей указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу (Ин. 6:8-9). Вместе с Филиппом он привел ко Спасителю некоторых эллинов, желавших поклониться истинному Богу (Ин. 12:20-22). Также Андрей был одним из четырех учеников Иисуса, которым Он рассказал на Елеонской горе о судьбах мира (Мк. 13:3).

3. Был ли апостол Андрей на Руси?

На пятидесятый день после воскресения Христа на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков, и они заговорили на разных языках. Затем апостолы бросили жребий: кому в какую страну идти проповедовать. Андрею достались земли Вифании и Пропонтиды, земли Фракии и Македонии, а также земли Фессалии и Скифии. Он прошел все эти страны, проповедуя язычникам Евангелие.

Как далеко в своих странствиях апостол зашел на север – точно не известно. Сохранилось позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и освятил место, на котором потом был построен город Киев. А также добрался до Новгородской земли и удивился обычаю славян париться в бане. О посещении апостолом Андреем русской земли рассказано в «Слове о законе и благодати» (1051 г.) киевского митрополита Илариона, а также в «Повести временных лет».

Апостол Андрей Первозванный, мозаика "Христос и 12 апостолов", фрагмент. VI в. Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале. Алтарь

4. Кто возвиг крест на Киевских горах?

По преданию апостол Андрей, решив отправиться из Корсуни в Рим, поднялся вверх по Днепру и остановился на ночлег на киевских горах. Встав утром, он сказал: - Верьте мне, на этих горах возсияет благодать Божия, великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю эту землю. Затем святой благословил горы и водрузил крест.

5. К каком последнем городе был апостол Андрей?

Много претерпевал апостол Андрей от язычников на своем пути. Его изгоняли из городов, побивали камнями. Но он все равно неотступно продолжал проповедовать о Спасителе, совершал чудеса. Последним городом, куда пришел святой Андрей и где ему было суждено принять мученическую кончину, был город Патры. Там он также совершил множество чудес, неустанно и пламенно проповедовал. В христианство обратились почти все граждане города. Но оставался язычником правитель Эгеат. Он то и приказал казнить апостола.

6. Как апостола хотели спасти от мученической смерти?

Когда святой апостол был помещен в темницу, к нему обратился народ. Они желали убить Егеата, а Андрея освободить из темницы. Но апостол удержал их, говоря: - Не превращайте мира Господа нашего Иисуса Христа в дьявольский мятеж. Господь наш, будучи предан на смерть, показал всякое терпение, не прекословил, не вопиял. Поэтому и вы молчите и будьте спокойны.

Собор двенадцати апостолов; Византия, Константинополь; XIV в.; Местонахождение: Россия. Москва. Государственный музей истории искусства им. А.С.Пушкина

7. Как умер апостол Андрей?

Разгневанный Егеат повелел распять святого Андрея на кресте, привязав ему руки и ноги, чтобы апостол не сразу умер, а долго мучился. Для казни был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским). На площади собралось около 20 тысяч, люди восклицали: - Несправедливо страдает святой муж! Святой Андрей продолжал проповедовать с креста. Учил, что временные мучения надо терпеть. "Ведь никакое мучение ничего не стоит в сравнении с имеющим быть за него воздаянием!"

На второй день народ окружил дом Егеата и требовал, чтобы апостола сняли с креста. - Не должно так страдать человеку святому, честному, кроткому и премудрому! Егеат испугался народного волнения. И тотчас пошел за ними, чтобы освободить Андрея. - Господи, не попусти мне быть снятым со креста! – воскликнул Андрей, - прими мой дух с миром! Многие люди пытались отвязать его от креста, и не могли. Их руки приходили в омертвение. Затем воссиял яркий свет. Так, что невозможно было смотреть. Этот небесный свет сиял с полчаса, а затем, когда рассеялся, апостол испустил дух.

На месте распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции. В нем хранится крест, на котором был распят святой апостол.

Молитва святому апостолу Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее, славим и величаем апостольским труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на Небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во Свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают; верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных; да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва моя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.


Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже стали рыбарями, продолжив сложившуюся династию семьи, которая жила в приморском городе. Однако чуть позже они переселились и стали жить в городе Капернауме, очень хорошо известном всем нам из Евангелия. Этот город располагался на берегу Геннисаретского моря, и соответственно, основным промыслом в нем была тоже рыбная ловля. Этим и здесь занимался Андрей со своим отцом и родным братом Симоном.

Кстати о Галилее. Это северная часть Святой Земли, очень плодородная, живописная, богатая красивыми оазисами. И эта часть страны была населена очень большой в те времена греческой общиной, которые, впрочем, были добры, бесконфликтны и хорошо ладили с иудеями. А тамошние иудеи, в свою очередь, уважали греков за их такой уживчивый нрав и даже учили их язык, чтобы общение с греками было приятно последним. Кроме того, греческие имена проникли в иудейскую среду. Яркий пример – имя Андрей, данное сыну в иудейской семье. Имя Андрей в переводе с греческого означает «мужественный».

В отличие от женившегося брата, Андрей решил не вступать в брак и сохранить себя девственным, ища Бога. Поэтому он стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвещающего о скором приходе Спасителя.

А когда Иоанн Креститель указал на Иордане на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, Андрей понял сразу: он пойдет за Мессией и станет Его учеником. Что он и сделал. И он стал не просто учеником, а самым первым учеником Христа. И вслед за ним ко Христу пришел и Симон, достигший необычайно сильной и пламенной веры и ставший первоверховным апостолом Петром. Но из уст Иисуса еще не прозвучал призыв к тому, чтобы оставить всё и пойти за Ним. Хотя уже тогда, в первую же встречу с Симоном, Иисус сказал, что его начнут называть Петром. Так нам повествует Евангелие от Иоанна.

А вот Евангелия от Матфея и Марка описывают их встречу иначе. В них говорится о том, что Спаситель встретил Андрея и Симона на берегу Геннисаретского моря, когда они, сидя в лодке с отцом, чинили рыболовецкие сети. Иисус, проходя, обратился к ним, сказав: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И Андрей с Симоном, оставив и сети, и отца, встали и пошли за Христом.

Есть толкователи, которые утверждают, что Иисус позвал за Собой всех троих, но Иона, отец Петра и Андрея, отказался. Документальных подтверждений этого мы не имеем, а потому оставим это предположение без обсуждения и комментариев.

Призыв к братьям прозвучал только после нескольких публичных проповедей и исцелений, которые совершил Иисус, после исцеления тещи Петра и чуда, совершенного для рыбаков. Благодаря всему этому Петр начал понимать, Кем именно был Иисус, и смог откликнуться на Его призыв так, что оставил другим и самый богатый улов, который когда-либо был в его жизни, и сети, и лодку… Об этом читаем у евангелиста Луки. И вот при каких обстоятельствах прозвучал тот самых призыв Иисуса:

«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков». И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним».

Судя по тому, как складывались события, Иисус дал Андрею и Симону достаточно времени и удостоверений о Себе Самом, прежде чем призвал их не просто веровать в то, что Он – Спаситель мира, но и следовать за Ним, оставив всё.

Итак, Андрей стал верным и преданным учеником Иисуса Христа. И он неоднократно упоминается в Библии. Например, во время чуда умножения хлебов именно апостол Андрей указал на мальчика, у которого было пять хлебов и две рыбки. А также именно апостол Андрей указал язычникам Иисуса, когда те пришли в Иерусалим и искали поклониться истинному Богу. Андрей был и среди тех, кому Спаситель открыл судьбу мира, рассказал о признаках Второго Пришествия и предрек будущее Иерусалиму.

Апостол Андрей вместе с другими апостолами стал свидетелем Воскресения и Вознесения Господа Иисуса Христа. И как мы знаем из Святого Писания, в Иерусалиме в день Пятидесятницы на него, равно как и на других апостолов и Пресвятую Богородицу, сошел Святой Дух. Исполнилось именно так, как и предрекал Господь.

Святые апостолы разошлись по разным городам и даже странам учить людей и обращать их в христианскую веру, крестя во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Апостолу Андрею досталась Скифия.

Побережье Черного моря, Дунай, Эллада слышали проповедь этого преданного ученика Христова. Слышали, внимали и крестились во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Но не всё было гладко на пути апостола Андрея. Его выгоняли из городов, били, насмехались. Но в противовес этому становилось все больше и больше последователей христианства и возникали церкви, на священство и епископство в которых рукополагал Андрей Первозванный.

Далее путь апостола лежал в Херсонес. Там он оставался долгое время и много и горячо проповедовал. Существует даже предание, что на одном из прибрежных камней осталась выемка от ступни апостола. И когда морская вода попадала в нее, то становилась целебной.

До наших времен сохранились там развалины храмов, которые апостол Андрей основал. В некоторых даже было высечено его имя на престолах.

После Херсонеса путь апостола Андрея лежал к побережью Днепра. И следующей его проповедью было избрано место, которое сейчас является территорией Киева. Промолившись всю ночь, наутро апостол Андрей водрузил крест и сказал своим ученикам, что вскоре здесь будет большой город, и Господь поставит здесь много церквей. Так вскоре и случилось.

«Андрей Первозванный соединил крепко и навеки Константинопольскую и Русскую Православные Церкви»

После этого его проповедь слышал Новгород, а затем Византия и Фракия. Здесь, на территории будущего Константинополя, он основал церковь и рукоположил в епископа одного из апостолов Христа, а именно – Стахия. Таким образом, Андрей Первозванный соединил крепко и навеки Константинопольскую и Русскую Православные Церкви.

Ежегодно все 12 апостолов собирались в Иерусалим на праздник Пасхи, чтобы встретить ее с Пресвятой Богородицей.

После одной из пасхальных встреч апостол Андрей направился в Грузию, точнее в Абхазию, и совершил проповедь там, где сейчас находится город Сухуми. Проповедь была настолько горячей и искренней, что огромное количество людей не только крестилось, но и просило апостола Андрея оставить там кого-то для дальнейшей проповеди. Там оставлен был Симон Кананит, благодаря которому стало еще больше уверовавших в Абхазии. А путь Андрея Первозванного лежал к Босфору.

За Босфором следовала Ираклия и Македония. Там были сооружены церкви, обращены в веру люди и исцелены многие недужные. А после этого апостол Андрей пришел в Патры. Это территория Греции. Там он остановился у человека по имени Сосий и исцелил его. Весть об этом быстро распространилась по городу. Дошло это и до властителей города, которые были идолопоклонниками. Они стали учить народ, что апостол Андрей – колдун. И на собрании было решено убить апостола. Но ночью к старейшине города явился Ангел и сказал ему, что за то, что он плохое замыслил против апостола и не уверовал во Христа, он будет расслаблен и не излечится до тех пор, пока не научится истине.

Так и случилось. Старейшина Анфипат был лишен речи… Это был крах! Как можно управлять городом, вести дела, будучи немым?! Жестами он позвал своих друзей и воинов и умолял их найти и привести к нему апостола Андрея. Его привели.

Как только Андрей Первозванный коснулся старейшины, речь к нему вернулась, и он, упав на колени, стал умолять апостола помиловать его, заблудшего и чуждого истине, исцелить и вразумить! Апостол, прочтя над ним молитву, полностью исцелил его.

Тогда сам старейшина и весь род его крестились у апостола и уверовали во Христа. Этот человек не просто уверовал, а стал сопровождать в долгих странствиях святого проповедника.

Где бы ни проповедовал апостол Андрей, разрушались капища, сокрушались идолы, сжигались языческие книги. Люди духовно воскресали, выходили из тьмы псевдобогов и ложных учений.

Последним городом, куда пришел апостол Андрей, были греческие Патры. Незадолго до этого он видел сон: к нему явился Иисус и сказал: «Андрей! Избранный мой! Возьми крест и иди в Патры. Ибо скоро оставишь ты мир сей для получения уготованного тебе венца!»

Проснувшись, апостол Андрей, по велению Господа, отправился в Патры. Правителем в нем в то время был проконсул Эгеат, который был закоренелым и упрямым язычником. Апостол Андрей Первозванный не раз пробовал обратить его в веру, обращался к нему с проповедями и словами благовестия. Всё было тщетно. Обозлившись, Эгеат повелел распять апостола. Да не просто так… А повесить его на кресте каким-то таким образом, чтобы он подольше испытывал муки и страдания.

Верные Эгеату воины так и поступили. Они не стали пригвождать апостола ко кресту, а привязали его веревками. Да и крест был не обычный, а в форме нашей буквы Х. Но апостол, даже находясь на кресте, продолжал свою проповедь.

Прошла ночь, прошел день, а апостол Андрей не умолкал. Так продолжалось четверо суток. Верный ученик Христа учил людей любви к своему Учителю, заповедям Божиим, вечному блаженству со Спасителем.

Люди буквально озарялись от слов его проповедей. Они собрались к судилищу, на котором сидел Эгеат, и начали громко проклинать его за то, что он осудил такого доброго и безвинного человека на такую страшную мученическую смерть. Лукавый правитель решил не возбуждать против себя гнев народа и сказал, что сейчас сам пойдет ко кресту и лично освободит апостола Андрея. Но приблизившись, он был остановлен речью к нему Первозванного: «Зачем ты пришел ко мне? Для чего лицемерить, будто ты намерен снять меня с креста и раскаяться? Я делек от тебя. Ибо твое сердце – лукавое. И если ты думаешь, что я не свободен, это не так. Я давно свободен. Потому что меня любит Спаситель. И я иду к нему!»

В последний раз благословив с креста своих братьев и учеников, апостол Андрей предал свой дух Господу. Плакали все, кто видел его и слышал слова его проповедей. А епископ города Патры, самолично сняв тело апостола Андрея со креста, помазал его ароматами. Погребали тело Андрея Первозванного с великой честью и скорбью.

А Эгеат, все же мучимый остатками своей совести за несправедливую казнь апостола, впал в уныние и в припадке сумасшествия бросился ниц с обрыва в пропасть.

Мощи апостола оставались в Патрах с момента погребения до 357 года, когда при императоре Константине Великом мощи (за исключением головы) были перенесены великомучеником Артемием в Константинополь и помещены в основание церкви святых апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.

В VIвеке при императоре Юстиниане мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм святых апостолов и погребены под престолом.

А когда в XIIIвеке на Константинополь напали крестоносцы, кардинал Петр Капуанский самолично перевез все мощи в Италию, где они были помещены в кафедральном соборе святого Андрея Первозванного в городе Амальфи. Там они находятся и сейчас. Причем мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть головы святого апостола Андрея.

13 декабря Русская Православная Церковь чтит память святого апостола Андрея Первозванного. Имя Андрей стало издавна популярно в русском народе. Еще в 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого получил при крещении имя Андрей, а спустя 56 лет основал в Киеве Андреевский монастырь. В это же время имя Андрея Первозванного было внесено во все русские календари, и память и прославление апостола начались по всей Русской земле.

Император Петр Первый учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, Орден Андрея Первозванного, который давался сановникам государства как выдающаяся награда.

И с этих же самых петровских времен русский флот выбрал и учредил своим стягом Андреевский флаг – флаг белого цвета с голубым крестом апостола Андрея в форме буквы Х.

С ранних икон утвердился образ Андрея Первозванного: взъерошенные волосы седого цвета, недлинная густая борода, хитон с клавами и гиматий.

Клав – это нашивное украшение в виде вертикальной полосы, идущей от плеча до нижнего края одежды. Служил знаком отличия благородного происхождения у римских граждан.

Гиматий или плащ - длинный и широкий отрезок ткани, который надевался поверх хитона. Этот плащ беднякам служил и покрывалом во время сна. О том, что он имел значительную величину, можно судить по тому, что воины, распявшие Христа и разделившие между собой Его одежду, плащ разделили на четыре части: каждому воину по одной части. Вспомните Святое Евангелие.

Чтоб ярче представить вам личность Святого апостола, приведу слова – описание Епифания Монаха. Он говорил, что апостол Андрей был не мал по телесному сложению, высок, носат, броваст и немного сгорблен.

Часто на иконах апостол Андрей изображается со свитком в руке и с крестом на длинном древке.

Наряду с образами первоверховных апостолов, образ Андрея Первозванного часто можно увидеть в церковном иконостасе. Он помещается, как правило, напротив апостола Иоанна Богослова.

Вот таким он был, святой апостол Андрей Первозванный. Огромная часть его жизни – беззаветное и преданное служение Христу, распространение Его учения и выполнения Его завета.

Если будете в храме, поищите глазами икону с его ликом, подойдите к ней. Преклоните голову и попросите его, Святого Апостола, который сейчас находится в Горних, очень близко к Спасителю, помолиться о нас, грешных, заблудших и недостойных… Нам очень нужна молитва и заступничество!

Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас!

Вконтакте

Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее - добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе значит "мужественный".
Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города - Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь.
В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: "Равви, где Ты живешь?" - "Пойдите и увидите", - ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: "Мы нашли Мессию". Так Петр присоединился к ученикам Христовым.
Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия известно, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой - рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: "Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков". Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.
Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течение всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.
После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. земля, на которой позднее образовалась Россия.
Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. "Верьте мне, - сказал апостол своим ученикам, - что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей". Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.
После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры.
Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня.
Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни.
Чтобы продлить мучения апостола Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста.
Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой". Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу († 62 г.). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.

Рыбный промысел требует усердия, терпения и… смирения. Если сегодня результата нет, то кто же виноват? Надо прийти завтра, спокойно и уверенно двигаться к своей цели. Закидывающие сети рыболовы составили большинство из тех, кого позвал за Собой Христос, чтобы они разносили по миру Благую Весть. Галилейского рыбака Андрея Учитель позвал первым.

Воды Писания

Библейская история полна воды. Уже второй стих Бытия гласит: «Дух Божий носился над водою». Позже были воды потопа, покрывшие всю землю. Воды моря, расступившиеся перед Моисеем и поглотившие египтян. Долгожданный дождь по молитвам пророка Илии. География и символика Нового Завета во многом строится вокруг воды. В водах Иордана на Христа сошел Святой Дух в виде голубя. Большинство из 12 апостолов были рыбаками. По водам бушующего озера Господь шел к Своим ученикам. А слова Христа о воде, способной утолить жажду навек, изменившие жизнь простой самарянки, призваны изменить и жизнь каждого из нас.

Море Киннереф (Чис. 34: 11; Втор. 3: 17) или Хиннароф (Нав. 11: 2), Хиннерефское (Нав. 12: 3; 13: 27) или Тивериадское (Ин. 21: 1) море, Геннисаретское озеро (Лк. 5: 1) - это сегодня озеро Кинерет. Но для нас самое знакомое его название - Галилейское море. Оно служит проточным бассейном для реки Иордан на ее пути к Мертвому морю. Древние полагали, что Иордан рассекает озеро пополам и проходит насквозь, не смешиваясь с его водами. С лодки на Галилейском море Христос проповедовал собравшемуся на берегу народу, на нем он укротил внезапно разразившуюся бурю, ходил по его водам (см.: Мф. 4: 13-17; 8: 24-26; Мк. 4: 37-41; Лк. 8: 23-25 и др.). Размеры озера невелики: всего около 20 км в длину и 13 в ширину. Поэтому морем оно называлось исключительно по своему историческому значению.

Господь выбрал Себе весьма «неожиданных», по нашему - человеческому - разумению, учеников - рыбаков

Во время земной жизни Христа здесь был промышленный центр Палестины; берега озера были застроены городами, а воды заполнены многочисленными судами: военными кораблями римлян, золочеными галерами из дворца Иродова, лодками вифсаидских рыбаков… Озеро славилось обилием рыбы, поэтому многие местные жители занимались рыболовством. Их и без того нелегкий труд осложнялся еще и климатическими особенностями местности: летом в низине, где находилось озеро (а его побережье является одним из самых низких участков суши на Земле), стояла невыносимая, удушливая жара, а зимой налетали свирепые штормы, грозящие гибелью рыбакам.

«Ловцы человеков»

На берегах Галилейского моря и в прибрежных городах Иисус Христос провел большую часть Своего земного служения. Галилейское море упоминается во всех четырех Евангелиях.

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4: 18-20).

Святитель Николай Сербский (Велимирович) размышляет, почему Господь призвал именно рыбаков: «Если бы Христос поступал по-человечески, Он избрал бы апостолами не двенадцать рыбаков, но двенадцать царей земных. Если бы Он только захотел сразу увидеть успех Своего дела и пожать плоды Своих трудов, Он мог бы Своею неодолимою силой крестить двенадцать наиболее могущественных царей на земле и сделать их Своими последователями и апостолами. Только представьте, как имя Христово мгновенно было бы разглашено по всему миру!» Но Господь выбрал Себе весьма «неожиданных», по нашему - человеческому - разумению, учеников. Рыбаки были одними из самых бедных и необразованных людей. Ежедневный тяжелый труд не приносил избытка, а давал лишь самое необходимое. Все, что у них было, - это только сети и лодки, которые постоянно нуждались в починке.

«Они привыкли не руководить и приказывать, но работать и слушаться. Они ничем не гордятся, сердца их полны смирения перед волей Божией. Но, хотя они и простые рыбаки, души их жаждут как можно большей истины и правды», - писал святитель Николай Сербский.

И кому, как не им, были более всего понятны слова Христа о неводе, заброшенном в море: «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» (Мф. 13: 47-48).

«Как премудро, что Он начал построение Своего Царства не с царей, а с рыбаков! Благо и спасительно для нас, живущих спустя две тысячи лет после Его дела на земле, что во время Своей земной жизни Он не пожал плодов Своего труда! Он не хотел, как великан, сразу пересадить в землю огромное дерево, но хотел, как простой земледелец, закопать семя дерева в подземную тьму и пойти домой. Так Он и поступил. Не только во тьму простых галилейских рыбаков, но во тьму до самого Адама закопал Господь семя Древа Жизни и ушел» (святитель Николай Сербский).

Древо росло медленно. Часто Христос сталкивался с непониманием не только «внешних» людей, но и своих ближайших учеников. Вспомните их спор о том, кто будет первым в Царствии Небесном (см.: Мк. 10: 35-45). Или слова Христа, обращенные к апостолам: «Как же не разумеете?» (Мк. 8: 21) и «Неужели и вы так непонятливы?» (Мк. 7: 18). Но услышав призыв Христа, Андрей и Петр тот же час, не раздумывая, оставили сети и пошли за Ним. Сердца двух братьев уже настолько определились в выборе добра, что они, словно дети, простодушно и доверчиво последовали за Учителем, словно всю жизнь только и ждали этого призыва: «Я сделаю вас ловцами человеков».

«Господь знает сердца их: как дети, эти рыболовы веруют в Бога и покоряются законам Божиим» (святитель Николай Сербский).

«Гонимы, но не оставлены»

О земной жизни Первозванного апостола известно на удивление немного. Апостол Андрей носил греческое имя, значащее «мужественный». Он родился на берегу Генисаретского озера, в Вифсаиде. Был братом Симона, нареченного позже Петром и ставшего Первоверховным апостолом. Андрей однажды уже оставил свои сети и последовал за пророком, проповедовавшим на Иордане. Но как только Иоанн Предтеча указал на Христа как на сильнейшего себя, Андрей оставил Иоанна и последовал за Христом. Так Господь призвал на служение первого своего апостола. Встреча у Галилейского моря была несколько позже.

Святитель Иоанн Златоуст в «Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному» говорил: «Воспоминаемый ныне Андрей, когда нашел Господа всех как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату Петру: “Мы нашли Мессию”. О, превосходство братней любви! О, противообращение порядка! Андрей после Петра родился в жизнь и первый привел Петра к Евангелию - и как уловил его: “Мы нашли, - сказал, - Мессию”. От радости это было сказано, это было соединенное с веселием благовестие о найденном предмете».

Крайне мало сведений об апостоле Андрее можно почерпнуть из Евангелия: известно, что именно он указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить слушателей нового учения. А еще он с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов, а вместе с тремя избранными учениками Христа - Петром, Иаковом и Иоанном - был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (см.: Мк. 13: 3). Андрей Первозванный в числе 12 апостолов присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа ученикам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя (см.: Деян. 1: 13). Он вместе со всеми участвовал в выборе двенадцатого апостола вместо Иуды Искариота и присутствовал при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы (см.: Деян. 2: 1).

По древнехристианскому преданию, после Пятидесятницы апостолы бросили жребий, в соответствии с которым и отправились проповедовать Евангелие в разные страны. Апостолу Андрею достались обширные земли Вифинии и Пропонтиды, Фракии и Македонии, простирающиеся до Черного моря и Дуная, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи.

Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, неся язычникам евангельскую весть?

Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Понта Эвксинского («Гостеприимного моря»), то есть Черного моря. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, неся язычникам евангельскую весть, точно сказать практически невозможно. Ориген, живший в первой половине III века, ясно утверждал, что Скифия входила в апостольский удел святого Андрея. Вся последующая византийская традиция (от «Церковной истории» Евсевия Кесарийского вплоть до Месяцеслова Василия II) также разделяла это мнение. «Скифией» назывались земли к северу от северного побережья Черного, Азовского и Каспийского морей, то есть это территория современных Крыма, Украины, черноморского побережья России - Кубани, Ростовской области, Калмыкии, частично земель Кавказа и Казахстана.

Существует и другая, древнехристианская, традиция, которая иначе очерчивает территорию апостольского служения Андрея Первозванного. Согласно тексту апокрифических «Андрея деяний», восходящему ко II веку и восстановленному на основании «Книги о чудесах» Григория Турского, апостол начал проповедь Евангелия на южном берегу Черного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Согласно этой традиции, Андрей Первозванный посетил Амасию, Синопу, Никею и Никомидию, переправился в Византий (будущий Константинополь) и попал во Фракию, а оттуда - в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару.

Практически всюду апостол Андрей подвергался гонениям от язычников, претерпевал скорби и страдания. Такая участь выпала каждому из двенадцати. Апостол Павел в Послании к Коринфянам писал: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Кор. 4: 8-10).

Все бедствия Первозванный апостол переносил «с услаждением», трудясь во славу Христа: «Племена человеков, яже не ведяху Бога Истиннаго, привел еси, апостоле, к тихому пристанищу Христову и тех сердца, аки утлую ладию, неверием обуреваемая, на якори веры православныя утвердил еси» и «богодухновенным словом, яко мрежею, человеки уловил еси Христу».

Апостольское служение Андрея Первозванного сопровождалось многочисленными чудесами, исцелениями и воскрешениями из мертвых.

Ни один из 12 апостолов так ощутимо не присутствует в истории России на всем ее протяжении, как апостол Андрей

В городе Патры на полуострове Пелопоннес апостол Андрей обратил в христианство жену проконсула Эгеата Максимиллу и его брата, собрав вокруг себя большую христианскую общину. Здесь же, в городе Патры, апостол принял мученическую кончину. Увидев орудие своей казни, Первозванный апостол, согласно житию, воскликнул: «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса! Ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» Для казни был выбран крест в виде буквы Х, который называется теперь Андреевским.

Согласно преданию, правитель Эгеат, чтобы продлить мучения апостола, распорядился не прибивать его к кресту, а привязать за руки и ноги. Когда апостол в мучениях пробыл на кресте уже два дня, неустанно проповедуя, в народе, слушавшем его, начались волнения. Люди потребовали помиловать апостола и снять его с креста. Правитель, опасаясь смуты, решил выполнить требования. Но решимость Андрея Первозванного принять мученическую кончину была непоколебима. Житие сообщает, что, когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием.

Сегодня на месте распятия Первозванного апостола, рядом с источником, забившим после его кончины, возвышается величественный собор Андрея Первозванного - самый большой православный храм Греции.

«Апостол Русский»

Земной путь апостола Андрея закончился примерно в 70-х годах I века. Но семя Древа Жизни продолжало расти. Спустя девять веков оно проросло и на берегах Днепра. «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», вошедшее в «Повесть временных лет», повествует о том, что апостол Андрей поднялся вверх по Днепру и осветил место, на котором позднее был построен город Киев, и даже (что, впрочем, ставится под еще большее сомнение) добрался до Новгородской земли.

«А Днепр втечет в Понетьское море жерелом; еже море словет Руское, по немуже учил святый Оньдрей, брат Петров».

Указывая на место, где впоследствии будет основан Киев, апостол Андрей, по преданию, сказал: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог въздвигнути имать».

Петр Великий в основание Петропавловской крепости заложил ковчег с частицей мощей апостола Андрея

Согласно летописной легенде, апостол поднялся на эти горы, благословил их и водрузил крест. По преданию, в XIII веке на этом месте была сооружена церковь во имя Воздвижения Честного Креста. А в 1749-1754 годах по приказу императрицы Елизаветы Петровны на этом легендарном месте был построен храм во имя самого Первозванного апостола. Удивительная по красоте Андреевская церковь неизменно привлекает к себе всех гостей Киева. Она расположена на правом берегу Днепра, над исторической частью города - Подолом, на Андреевском спуске, соединяя верхний город с нижним.

Ни доказать, ни опровергнуть легенды о «хождении» апостола Андрея по русским землям невозможно. Многие историки, как светские, так и церковные, достаточно скептически к ним относятся. Так, А.В. Карташев в «Очерках по истории Русской Церкви» писал: «Не имея прямых данных к тому, чтобы без остатка отклонять предание об ап. Андрее, идущее от такой глубокой древности, и толкуя его в географическом отношении пока согласно с господствующим в науке мнением, мы без насилия ученой совести можем допускать, что Первозванный апостол если и не был в странах на север от Черного моря, то мог быть в Грузии и Абхазии, а может быть, и в Крыму…» Но с точностью мы можем сказать одно: образ Первозванного апостола, ступали или нет его ноги по землям нашего Отечества, стал тем фундаментом, на котором и поныне стоит Русь Православная.

Дерзнем сказать, что ни один из 12 апостолов так ощутимо не присутствует в истории России на всем ее протяжении, как апостол Андрей.

Уже в XI веке на Руси глубоко почитали Первозванного апостола. Это подтверждает и тот факт, что в 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич был крещен с именем Андрей, а в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь, который является первым упомянутым в летописных источниках женским монастырем Руси.

Особо почитали апостола в Новгородской земле. В конце XI века в Новгороде был построен первый храм во имя святого Андрея Первозванного. В предисловии к житию новгородского святого преподобного Михаила Клопского, составленному по благословению архиепископа Макария в 1537 году, говорится о жезле святого Андрея Первозванного: после Крещения Руси «на том месте, идеже святый апостол жезл свой водрузил, храм во имя святаго апостола Андрея поставляется и в нем безценное и честное оно сокровище - многоцелебный жезл - полагается, о немже многа и неисповедимая сказуются чудеса иже и до ныне всеми видим есть».

Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валааме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом Андреем Валаама.

Киевский Собор 1621 года даже засвидетельствовал: «Святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх Вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благоволили».

Апостол Андрей, брат Первоверховного апостола Петра, небесного покровителя Санкт-Петербурга, также является заступником этого города: в день основания северной столицы - праздник Пресвятой Троицы 16/27 мая 1703 года - Петр Великий заложил в основание крепости ковчег с частицей мощей апостола Андрея.

Орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства. Это первый и самый знаменитый русский орден. До 1917 года - высшая награда Российской империи, а с 1998 года - и Российской Федерации. Орден был учрежден Петром I в 1698 или 1699 году. Согласно проекту статута ордена, составленному в 1720 году Петром I, он должен вручаться «в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям, ибо ничто столько не поощряет и не воспламеняет человеческого любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние».

Большинство из 12 апостолов были рыбаками. Но покровителем военного флота России стал именно Первозванный апостол. Учреждая русский военно-морской флот, Петр I для его знамени выбрал изображение голубого косого Андреевского креста. Он лично разрабатывал проект флага, и, согласно преданию, «Петр Первый, заснувший ночью за рабочим столом, был разбужен утренним солнцем, лучи которого, переломившиеся через промерзшую слюду окна, упали на белый лист бумаги синеватым диагональным крестом. Свет солнца и цвет моря - вот что символизирует Андреевский флаг».

В 1718 году в храме святого апостола Андрея в Кронштадте впервые был совершен чин освящения Андреевского флага, который стал развеваться над кораблем «Святитель Николай» и фрегатом «Орел».

Флаг с Андреевским крестом сегодня снова, после десятилетий атеистических притеснений, реет над военными кораблями России.

«Лодка Иисуса»

Зимой 1986 года, после продолжительной летней засухи, уровень воды в Галилейском озере резко опустился. Обнажился юго-восточный берег. Двое молодых людей - местные рыбаки - заметили в иле вещи явно древнего происхождения - куски дощатой обшивки судна. В этот момент на небе засияла двойная радуга. Юноши сообщили о находке в археологические службы. Начались работы по извлечению лодки из ила.

Этот артефакт стали называть «лодкой Иисуса»

Судно оказалось достаточно большим: его длина составляет 8 метров, а ширина - 2,3 метра. Такая лодка могла вместить 13 человек. Исследования показали, что при строительстве было использовано 12 пород дерева: кедр, сосна, кипарис и др. Изготовили ее простые люди, которые пустили в ход каждую доску, что была в их распоряжении.

Сегодня ученые единодушны в определении времени постройки и крушения лодки - начало I века н.э. Именно на таких лодках плавали рыбаки, промышлявшие добычей рыбы на Галилейском озере.

Найденная лодка - уникальное и единственное судно той эпохи и культуры - хранится в специальном музее на берегу Галилейского моря. Артефакт стали называть «лодкой Иисуса». Одни - имея в виду ее возраст. Другие - предполагая ее прямое отношение к Новозаветной истории.

Первое чудо Спасителя - претворение воды в вино. Последнее чудо, ознаменовавшее конец земного служения Христа, тоже связано с водой - из Его пронзенного ребра излилась кровь и вода. Иоанн Златоуст отмечал: «Не без значения и не случайно истекли эти источники, но - потому, что из того и другого составлена Церковь. Это знают посвященные в таинства: водою они возрождаются, а кровию и плотию питаются». А блаженный Феофилакт Болгарский продолжал: «Кровь показывает, что Распятый - человек, а вода, что Он выше человека, именно - Бог».

Апостол Иоанн возвещал: «И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1 Ин. 5: 8).

Будем же молитвенно надеяться, что Господь, предстательством Своего Первозванного апостола, не лишит и нас места в Своей лодке и «источника воды, текущей в жизнь вечную».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Апостола Андрея Первозванного

Апостол Андрей Первозванный – один из апостолов Иисуса Христа. Свое прозвище Первозванный Андрей получил из-за того, что стал самым первым призванным учеником Христа.

Происхождение, юные годы

Родился в начале I века нашей эры в Вифсаиде, небольшом городке, стоящем на севере Галилейского озера. Андрей – родной брат апостола Петра (изначально его звали Симоном). Их отца звали Ионой. До того, как стать учеником Иисуса, Андрей был рыбаком, также, как и его брат.

Детство Андрей и Петр провели в родной Вифсаиде. Став взрослыми, они перебрались в Капернаум, оборудовали себе собственный дом и всерьез занялись рыбалкой, обеспечивая себя.

О том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу, Андрей стал подумывать еще в юности. Будучи совсем молодым, он наотрез отказался искать себе жену, решив сохранить целомудрие во имя высокой цели. Как только до Андрея дошли слухи о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель) призывает народ к искреннему покаянию и уверяет, что скоро их посетит Мессия, Андрей бросил дом, бросил рыбалку и немедленно отправила к реке. Вскоре он стал самым преданным и самым близким учеником Иоанна.

Евангелия

Андрей Первозванный упоминается в Евангелии от Марка, в Евангелии от Луки, в Евангелии от Матфея, в Евангелии от Иоанна, а также в «Деяниях святых апостолов».

В Евангелии от Матфея и от Марка сказано, что призвание Андрея и его брата Петра произошло одновременно недалеко от Галилейского озера. В Евангелии от Иоанна же утверждается, что призвание Андрея случилось возле Иордана сразу же после крещения Иисуса Христа. В этом же жизнеописании сказано, что изначально Андрей был учеником Иоанна Крестителя. В Евангелии от Иоанна Андрей фигурирует дважды: в время разговора с Иисусом о рыбе и хлебе перед тем, как пять тысяч людей были волшебным образом накормлены, и во время проведения к Христу Еллинов в компании с апостолом Филиппом.

Историкам известны еще два текста об Андрее: апокрифический текст «Деяния Андрея», созданный приблизительно в III веке, а также Евангелие от Андрея, которое было отклонено Геласием I и впоследствии безвозвратно утеряно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Встреча Андрея Первозванного и Иисуса Христа

Евангелисты Иоанн и Матфей по-разному описывали момент встречи Андрея и Иисуса. В Евангелии от Матфея сказано, что Христос обнаружил Андрея и Петра, когда те ловили рыбу в Генисаретском озере. Иисус велел братьям следовать за ним. Мужчины послушались его и побросали свои сети. Иоанн же утверждает, что Петр увидел Иисуса Христа, когда Иоанн Креститель, указав на него рукой, крикнул, что, мол, вот идет наш спаситель. Услышав эти слова, Андрей оставил Иоанна Крестителя и последовал за Иисусом. Чуть позже Андрей отыскал своего брата и привел его к Христу.

Андрей Первозванный был очень близок с Иисусом. Андрею и еще трем апостолам Иисус открыл судьбы мира. Удостоившись такой небывалой чести, Андрей Первозванный стал еще более преданно служить Христу. Он шел за ним по пятам и всегда был рядом с ним до самого последнего его дня на земле. Как утверждают евангелисты, именно апостол Андрей был очевидцем Воскресения и Вознесения Христова. Спустя пятьдесят дней после Воскресения Иисуса Христа (в религии этот день именуется Пятидесятницей) на территории Иерусалима произошло настоящее чудо – Святой Дух в образе языков пламени сошел с небес и охватил апостолов, после чего те не только остались живы, но и стали обладать даром исцеления, даром пророчества и умением свободно изъясняться на всех языках.

Учение Христа из уст Андрея Первозванного

После того, как апостолы были наделены нечеловеческой силой для привлечения языческого народа к учению Христа, они решили поделить между собой страны с помощью жребия. Апостолу Андрею Первозданному достались земли Вифинии, Пропонтиды, Фракии, Македонии, Скифии, Фессалии, Эллады, Ахайи и еще несколько городов. Храбрый Андрей Первозванный обошел все эти места, неся свою проповедь и призывая людей обратиться к Богу. Практически везде люди встречали его недовольством, его гнали из городов, Андрею пришлось стерпеть немало унижений, оскорблений и даже жестоких пыток, однако искренняя вера помогала ему стойко переносить все лишения.

Чудеса

Андрей Первозванный, обладая даром воскрешения умерших, не раз демонстрировал свою способность прилюдно, доказывая людям свое право на слово Божье. Так, историки выделяют несколько ярких случаев чудесного воскрешения апостолом Андреем мертвых:

1. Город Амасеев. Некий Деметрий попросил Андрея помочь вернуть ему сына Египития, скончавшегося от лихорадки. Апостол выполнил просьбу и мальчик ожил.

2. Город Никомидия. Местные жители хоронили мальчика, разорванного собаками буквально на лоскуты. Апостол Андрей Первозванный смог воскресить несчастного и подарить ему жизнь.

3. Город Фессалоники. На виду жителей города Андрей вернул к жизни ребенка, умершего от удушения. Там же он воскресил еще одного маленького мальчика, который умер от укуса ядовитой змеи.

4. Город Патры. Андрей воскресил выброшенного на берег утопленника, который впоследствии оказался сыном Сострата, жителя Македонии, затонувшего на корабле. Сострат, увидев, какое чудо сотворил апостол, попросил его воскресить его друзей и слуг, которые тоже были на корабле. Андрей Первозванный принялся читать молитву и вскоре из моря выбросило еще почти сорок человек. Апостол указал сложить тела в одно место и воскресил их всех одним разом.

5. Город Синоп. Местная жительница нашла в яме тело своего мужа. Убитая горем, она обратилась за помощью к Андрею. Тот вернул мужчину к жизни.

Кончина

Конечно, несмотря на чудеса и уверенность Андрея с своей правоте, на его пути встречались и те, кто считал его обманщиком и глупцом. Так и случилось в городе Патры примерно в 70-м году I века. Местный правитель по имени Эгеат приказал своим слугам поймать Андрея Первозванного и распять его на кресте. Апостол Андрей не испугался ожидавшей его участи, а, напротив, был рад тому, что ему предстоит принять смерть во имя Иисуса Христа, своего спасителя. Он даже сам выбрал для себя крест – немного скошенный, так как апостол не считал себя достойным умирать на таком же кресте, что и Иисус. Тогда разгневанный Эгеат придумал, как можно наказать Андрея. Он приказал не прибивать его руки и ноги к кресту, а просто привязать их веревками. Так, подумал Эгеат, апостол будет погибать очень долго, испытывая страшные муки. Но даже это не отвернуло Андрея Первозванного от своего долга. Два дня он проповедовал прямо с креста. Люди слушали его, внимали его словам и в итоге дружно потребовали прекратить казнь и освободить апостола. Эгеат, испугавшись, что народ может свергнуть его, поспешил удовлетворить их просьбу, однако у него ничего не вышло. Андрей Первозванный так сильно хотел погибнуть ради Христа, что веревки ни в какую не хотели развязываться. В итоге Эгеат оставил попытки совладать с Андреем.

В момент смерти Андрея Первозванного крест озарился ярчайшим сиянием. Через много лет на месте гибели самого верного апостола Христа забил источник с чистейшей водой.

Видео Апостола Андрея Первозванного

сайт (далее - Сайт) осуществляет поиск видео (далее - Поиск), размещенных на видеохостинге YouTube.com (далее - Видеохостинг). Изображение, статистика, название, описание и прочая информация, относящиеся к видео, представлены ниже (далее - Видео-информация) в рамках осуществления Поиска. Источники Видео-информации указаны ниже (далее - Источники)...

Фотографии Апостола Андрея Первозванного

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Интересная статья! Икона Святого Апостола Андрея Первозванного должна быть в каждом доме. Святой Андрей будет вашим защитником и оберегом жилища.

2017-05-18 13:33:54