» »

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции. Что такое сдвг: симптомы, лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного и школьного возраста

11.10.2019

Каждой маме необходимо знать признаки гиперактивности у детей до 3 лет. Вопреки расхожему мнению, гиперактивность — это не просто неумение усидеть на месте, невнимательность, излишняя шумность и подвижность малыша. Это диагноз, который должен поставить вам лечащий невропатолог, знающий вашего ребенка и наблюдающий его какое-то время.

Головной мозг образует нервные импульсы слишком быстро. Эти процессы мешают маленькому человеку сосредоточиться на каком-то деле, переключаться с активных игр на спокойный отдых, засыпать. Гиперактивность может начаться у ребенка не в «трудные» три года, а намного раньше. Некоторые симптомы можно распознать уже в младенчестве. И чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет вам и ребенку.

Вот некоторые отличительные особенности детей, страдающих гиперактивностью:

  • Ребенок физически развивается быстрее своих сверстников. Такие малыши рано садятся, встают, начинают ходить и ползать. Они часто падают с диванов и сводят этим родителей с ума, в то время как их ровесники еще мирно лежат в колыбелях. Сам по себе этот признак ничего не означает, если есть реальная гиперактивность, она проявит себя как-то еще.
  • Эти дети не могут просто заснуть или отдохнуть, если сильно устали. Вместо того чтобы присесть, гиперактивный малыш начнет «нарезать» круги по квартире с криками на бешеной скорости, а потом . Уложить спать ребенка с таким диагнозом сложно даже в младенчестве, зачастую маме приходится долго качать и носить на руках свое чадо, прежде чем наконец-то придет сон.
  • С самого начала жизни гиперактивные дети спят меньше, чем остальные. Новорожденные проводят во сне большую часть дня, но не те, у которых гиперактивность. Эти малыши могут бодрствовать по 5 часов, подолгу плакать, но не засыпать.
  • Еще одно проявление сдвг — чуткий сон. Ребенок просыпается от каждого шороха, вздрагивает от любого незначительного шума. Уложить его спать обратно очень сложно, приходится подолгу укачивать и носить на руках
  • Смена обстановки, гости, новые лица — все это для гиперактивного ребенка настоящее испытание. Он тяжело выдерживает такой активный образ жизни мамы, может впадать в истерики от большого количества впечатлений, долго восстанавливается и приходит в себя после полного эмоций дня. От бурного восторга он переходит в долгому плачу, затем засыпает в изнеможении от слез. Чем больше людей в помещении, тем больше устает ребенок.
  • Симптомом СДВГ, то есть синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является сильная привязанность к маме. Малыш боится других взрослых, не идет на контакт, прячется за мать. Такие дети ревнуют маму к чужим и каждый конфликт превращают в истерику.
  • Девочка или мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не может долго заниматься чем-то одним. Любая игрушка быстро надоедает, малыш то берет одно и бросает, то принимается за другое и тоже бросает.
  • Частая смена настроения — важный симптом СДВГ. Только что ребенок смеялся, а теперь уже кричит и крушит все от злости. Если это происходит часто, стоит сводить его на осмотр к невропатологу.
  • Не только импульсивность и раздражительность сигнализируют о проблемах нервной системы. Если ребенок часто уплывает куда-то в мечтах, задумывается и не слышит, что к нему обращаются и не обращает внимания на то, что происходит вокруг, — это тоже повод задать вопрос неврологу.
  • СДВГ часто сопровождается депрессивным настроением ребенка, страхами. Вы можете заметить, что малыш стал замкнут, выглядит грустным и усталым. Он как будто потерял интерес к играм и увлечениям. Страхи могут сделать ребенка излишне обидчивым и тревожным.
  • Гиперактивные дети часто дергают руками и ногами, ерзают на стуле, когда нужно сидеть тихо. Стоя в очереди для игры они могут подпрыгивать от нетерпения. Если поиграть с таким малышом в викторину, есть вероятность, что он выкрикнет ответ еще до того, как вы произнесете полностью вопрос.
  • Потеря вещей, ошибки из-за невнимательности, переключение на вещи, не относящиеся к делу, — вечные спутники пациентов с диагнозом сдвг.

Все эти признаки не говорят о том, что у вашего ребенка обязательно диагноз гиперактивность. Его должен ставить невролог. Похожее поведение встречается у здоровых детей и является следствием их здорового темперамента. Для того чтобы не поднимать раньше времени панику и не залечить здорового ребенка, нужно очень ответственно подойти к вопросу диагностики и не судить по нескольким симптомам «на глаз».

Здоровый ребенок тоже может бегать, прыгать и стоять на голове, но он не впадет в истерику, а придет тихо посидеть, посмотреть мультики. Еще одно отличие — здорового ребенка легко отвлечь от истерики игрушкой, песенкой, птичкой за окном. Хороший долгий сон и быстрое засыпание также являются признаком здоровой нервной системы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — не совсем болезнь. При правильном подходе и поведении взрослых это состояние ребенок «перерастет», и в будущем особенность головного мозга не доставит ему проблем.

Причины гиперактивности ребенка могут скрываться в течении беременности мамы. Если она всю беременность мучалась от токсикоза и повышенного давления, а ребенок — от внутриутробной гипоксии, то риск с вероятностью в 3 раза выше обычной, что ребенок родится с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Стрессы, тяжелая работа или курение во время беременности также могут сказаться на здоровье нервной системы будущего малыша. Помимо перинатальных факторов на мозг может оказать влияние течение родов. В группе риска роды путем кесарева сечения, затяжные роды с гипоксией плода, длительным безводным периодом и наложением щипцов, а также, наоборот, очень стремительные роды.

Врач расспрашивает маму о семейном анамнезе, были ли в семье люди с таким диагнозом, просит дать характеристику малышу. Важно рассказать неврологу обо всем, что вызывает подозрения, будь то плохой сон или сильная возбудимость. Существуют определенные критерии диагностики, одобренные Американской психиатрической организацией, именно с ними невропатолог соотнесет рассказы родителей.

Помимо беседы существуют аппаратные методы диагностики, такие как электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Это совершенно безболезненные методы, которые могут дать полную картину состояния нервной системы ребенка.

Как растить ребенка с гиперактивностью

Если вы мама гиперактивного ребенка, постарайтесь не перегружать его психику излишними яркими впечатлениями и шумом. Тщательно продумывайте походы в гости и семейные праздники, посещения парков и культурных мероприятий. Не стоит включать фоном телевизор, долго смотреть мультики. После просмотра мультфильмов дети зачастую сильно устают, сами того не понимая.

Несколько советов по общению с гиперактивными детьми:

  • Четко формулируйте свои просьбы и требования. Не говорите длинными предложениями и витиеватым языком, не нагружайте просьбу убрать игрушки дополнительной моралью и смыслом. У малыша с гиперактивностью слабо развито логическое и абстрактное мышление, ему будет сложно вас понять.
  • Формулируйте запреты правильно. Постарайтесь ограничить употребление отрицаний и слова «нет», вместо «не бегай по клубме» скажите «бегай по тротуару» . У любого запрета должна быть причина, четко и коротко поясните ее ребенку. Предложите альтернативу. Например, бить кошку нельзя, а гладить можно. Лить воду из кружки на пол нельзя, а в ванну можно.
  • Не забывайте про последовательность. Не нужно ставить ребенку сразу несколько задач. «Убирай игрушки, мой руки и иди есть», он, скорее всего, не поймет. На каком-то этапе отвлечется, забудет что от него требовалось, заиграется. Каждую просьбу озвучьте отдельно, сначала про игрушки, когда игрушки убраны, — время мыть руки, и только потом приглашайте к столу.
  • Помогайте ориентироваться во времени. Вместо того чтобы тащить ребенка с прогулки домой сразу, предупредите его заранее, что скоро пора домой — за 20 минут до нужного времени, например. Через 10 минут напомните еще раз, через пять — еще раз. К моменту сборов ребенок уже морально будет готов к тому, что нужно переключаться с игры. То же самое относится к «пора идти спать» и «пора выключать мультфильмы».
  • Предоставьте выбор. Предложите ребенку выбрать из двух игрушек, предметов одежды, из двух-трех блюд. Такая постановка привычного «одевайся» и «иди ешь» дает ребенку ощущение, что он сам может принимать какие-то решения, а значит, мама ему доверяет.

Если явно видите, что ребенок перевозбудился и не справляется с эмоциями, уведите его в тихое место, например в другую комнату, предложите ему воды. Помогут объятия, поглаживания по голове. Ребенок должен чувствовать, что мама спокойна и что она любит его. Перед сном хорошо помогает соблюдение ритуалов, ванна с экстрактом шишек хмеля или хвои, чтение книги. Можно сделать легкий массаж, спеть тихую песню. Не рекомендуется перед сном просмотр мультиков, максимум один короткий мультфильм длительностью 10-15 минут.

Правила для родителей

Соблюдайте четкий распорядок дня. Для ребенка с СДВГ это необходимо. , сон и купание — все должно происходить в одно и то же время. Это поможет любимому чаду настроиться заранее и даст ему чувство спокойствия и твердой почвы под ногами. В питании стоит ограничить потребление пищевых добавок и красителей, употребление шоколада и большого количества сахара и соли.

В комнате малыша не должно быть много ярких отвлекающих картинок, большого количества разбросанных игрушек, валяющихся по полу и рассеивающих его внимание. Совсем маленькому ребенку выдавайте игрушки по одной-две, убирайте их, как только он потеряет интерес. 2-летний уже и сам может принять участие в уборке.

Каждый раз, когда ребенок справился с собой, поборол истерику и смог вовремя успокоиться, хвалите и подбадривайте его. Позитивное подкрепление поможет ему регулировать свое поведение. Ваши отношения должны быть доверительными. Поверьте, ему и так тяжело, не стоит усугублять дело руганью и ссорами.

Вседозволенность создает у детей интуитивный страх и приводит к неврозам. Для себя четко определите, что именно нельзя и почему, не отступайте от принятых рамок. Здесь важно не переборщить с запретами. Можно отмечать успехи ребенка звездочками, а когда их накопится 5 или 10, награждать малыша милым презентом.

Помните, малыш так ведет себя не назло вам, ему самому тяжело справиться с собой. Он привлекает к себе внимание, прося вашей помощи. Будьте союзником своего ребенка в конфликтах на детской площадке, не слушайте родственников, говорящих, что не нужно брать ребенка на руки и успокаивать, и советчиков с извечным «пусть проорется». В тяжелый момент маленькому человеку нужна любящая и спокойная мама рядом, ее поддержка и понимание.

Медикаментозная терапия для лечения сдвг

Ребенку с сдвг полезно принимать мультивитамины и минеральные добавки, стоит обогатить рацион жирными кислотами омега-3. Особенно важны эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК), их часто не хватает в крови страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Очень полезно для работы нервной системы сочетание магния и витамина B6. У пациентов наблюдаются снижение агрессивности и улучшение внимания, после . В некоторых случаях врач может назначить мягкие седативные средства, например валериану и пустырник.

Российские врачи часто прописывают ноотропные препараты (пирацетам, глицин, фенибут, пантогам) для улучшения обменных процессов в мозге и повышения тонуса коры пациентам с СДВГ. Клинически их эффективность не доказана, но невропатологи часто отмечают на практике улучшение состояния детей с гиперактивностью и снижение выраженности симптомов синдрома дефицита внимания.

Диета при лечении гиперактивности

Многие родители отмечают улучшение состояния детей при соблюдении безглютеновой диеты. Другим помогает диета с исключением сахарозы и крахмала. Для пациентов с гиперактивностью полезно все, что полезно для мозговых тканей: большое количество белка из мяса, орехов и бобовых, углеводы из овощей и фруктов, жирные сорта рыбы, оливковое масло. Исключите из рациона ребенка сладости и снеки с консервантами и усилителями вкуса, красителями.

Эксперты советуют мамам и папам найти те продукты, к которым у малыша может быть индивидуальная непереносимость. Для этого проводите ротацию продуктов, ведите пищевой дневник. Поочередно исключайте по одному продукту из рациона ребенка и следите за его состоянием.

Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем, расскажите о проблеме. Гиперактивным детям нужен особый подход и внимание. Педагоги, работающие с ребенком, должны знать его диагноз и особенности. То же касается родственников и друзей семьи, часто бывающих у вас дома. Гиперактивность — диагноз, который ваш малыш обязательно перерастет, если вы вовремя узнаете о нем и обеспечите ребенку правильный уход и помощь. В нем нет ничего страшного, в основном взрослые люди, страдавшие от сдвг в детстве, забывают о своем состоянии и живут так же, как все здоровые мужчины и женщины. Есть вероятность, что уже через год-два правильного лечения вы избавитесь от любых проявлений гиперактивности.

Гиперактивность детей ярко проявляется в их поведении и в бурном эмоциональном выражении. Все поступки и переживания детей с СДВГ проходят с приставкой «сверх» - они импульсивны, упрямы, рассеяны, капризны, возбуждены значительно сильней, чем это свойственно обычным детям. Постоянство подобного поведения настораживает родителей и педиатров. Выявить, что это - синдром дефицита внимания и гиперактивности или ошибки воспитания, задача сложная, для нее нет однозначного решения. Что же остается родителям? Разберем подробнее понятие синдрома дефицита внимания с учетом всех предположений.

Излишняя импульсивность, эмоциональность, непредсказуемость реакций - так можно описать характер ребенка с синдромом дефицита внимания

Чем может быть вызван СДВГ?

  • Неблагоприятные факторы, повлиявшие на протекание беременности. Курение матери, стрессовые ситуации, различные заболевания, прием лекарств – все это негативно отражается на организме плода.
  • Нарушения по линии невралгии, произошедшие при рождении или во внутриутробном развитии. Часто синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется после того, как во время родов или развития плода в утробе матери наблюдается гипоксия (нехватка кислорода) или асфиксия (удушье).
  • Причиной могут стать и преждевременные или очень быстрые роды. Влияет на диагноз СДВГ и стимуляция родового процесса.
  • Социальные факторы, когда малыш растет в неблагоприятной обстановке. Частые конфликты взрослых, неправильное питание, слишком мягкие или жесткие методы воспитания, образ жизни и темперамент самого ребенка.

Сочетание сразу нескольких опасных факторов повышает риск проявления у детей СДВГ. Ребенок перенес асфиксию во время родов, его воспитание ведется в строгих рамках, он сталкивается с частыми конфликтами в семье – результатом станет ярко проявляющаяся гиперактивность малыша.

Как обнаружить признаки СДВГ?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Самостоятельно определить у ребенка СДВГ не всегда просто. Возможно, что дефицит внимания – это результат других неврологических проблем. Проявления симптомов, характерных для СДВГ:

  • Первые симптомы гиперактивности заметны еще в грудном возрасте. Для гиперактивных детей характерны бурные реакции на громкие звуки и шум, они плохо спят, отстают в развитие моторики, возбуждаются в играх и при купании.
  • Ребенку 3 года - возраст, когда наступает момент, именуемый кризисом трехлеток. Многие дети в этом возрасте склонны к капризам, упрямству, смене настроения. Малыши с гиперактивностью делают все в несколько раз ярче. Для их поведения свойственно запоздалое развитие речевых навыков, неловкие движения, перемежающиеся с суетливостью и хаотичностью. Наблюдаются частые жалобы на головные боли, усталость, наличие энуреза, .
  • Выраженная неусидчивость. Выявляется в детском саду на занятиях, требующих сосредоточенности. Кроме того, в обстановке садика малыш с трудом засыпает, не желает садиться на горшок, не хочет кушать, его невозможно успокоить.
  • Проблемы дошкольного возраста. Ребенок с гиперактивностью плохо усваивает материалы, готовящие его к школе, однако это не говорит о задержке развития ребенка, скорей о снижении концентрации внимания. Малыш не может усидеть на одном месте и не слушает воспитателя.
  • Плохая успеваемость в школе. Дети с гиперактивностью получают плохие отметки не из-за низких умственных задатков. Виной всему дисциплинарные требования. Дети не способны спокойно просидеть 45 минут урока, внимательно слушать, писать и делать задания, предложенные учителем.
  • Психические проблемы. С раннего возраста у гиперактивных деток развиваются различные фобии. Ярко проявляются такие симптомы, как плаксивость, вспыльчивость, обидчивость, раздражительность, недоверчивость, чувство тревоги, подозрительность.

Обычно такие детишки плохо учатся в школе, не могут спокойно досидеть до конца урока или выполнить домашнее задание в полном объеме

Особенно волнует родителей тот факт, что у симптомов СДВГ может быть комплексный характер - они проявляются у детей регулярно и ярко.

Как диагностируют проблему?

Врачи не ставят семилетнему ребенку неврологический диагноз даже при выраженной гиперактивности и не используют препараты. Решение связано с психологией растущего организма. Дошколята переживают два серьезных психологических кризиса, приходящихся на 3 года и 7 лет (рекомендуем прочитать: ). Так по каким же критериям врач выносит вердикт об СДВГ? Рассмотрим два списка критериев, по которым ведется диагностика заболевания.

Восемь признаков гиперактивности

  1. Движения у деток суетливы и хаотичны.
  2. Спят беспокойно: много крутятся, часто разговаривают, смеются или плачут во сне, сбрасывают одеяло, ходят по ночам.
  3. Сложно усидеть на стуле, постоянно вертятся из стороны в сторону.
  4. Состояние покоя почти отсутствует, все время бегают, прыгают, кружатся, скачут.
  5. Плохо выдерживают сидение в очереди, могут подняться и уйти.
  6. Слишком много разговаривают.
  7. Разговаривая с кем-то, не слушают собеседника, стараются перебить, отвлекаются от разговора, не отвечают на задаваемые вопросы.
  8. При просьбе подождать отвечают выраженным нетерпением.

Восемь признаков дефицита внимания

  1. Стремление хорошо выполнить данное им задание отсутствует. Любая работа (уборка, уроки) делается быстро и небрежно, часто не доводится до конца.
  2. Трудно сконцентрироваться на деталях, ребенок плохо их запоминает и не может воспроизвести.
  3. Частое погружение в свой мир, отсутствующий взгляд, сложности с коммуникацией.
  4. Плохо усваиваются условия игр, постоянно их нарушают.
  5. Сильная рассеяность, выражающаяся в потере личных вещей, которые не кладут на место, а затем не могут их найти.
  6. Личной самодисциплины нет. Приходится постоянно контролировать и организовывать.
  7. Быстрое переключение внимания с одного предмета или объекта на другой.
  8. Управляющий механизм – «дух разрушения». Ломают игрушки и другие вещи, но не признаются в содеянном.

Если вы нашли в поведении ребенка 5-6 совпадений по диагнозу СДВГ, покажите его специалистам (психотерапевту, неврологу, психологу). Врач всесторонне изучит проблему и найдет грамотное решение.

Методы лечения

Способы коррекции СДВГ у детей подбираются индивидуально. Врач, выбирая метод лечения, исходит из степени развития проблемы. Побеседовав с родителями и понаблюдав за ребенком, специалист решает, что необходимо в конкретном случае. Лечение гиперактивных детей может вестись по двум направлениям: медикаментозно, с помощью сдвг препаратов, или через психотерапевтическую коррекцию.

Медикаментозный метод

Медики в США и на Западе проводят лечение гиперактивности у детей психостимуляторами. Такие препараты улучшают концентрацию внимания и быстро дают видимые положительные изменения, однако они характеризуются и побочным действием: у детей возникают головные боли, нарушается сон, аппетит, проявляется нервозность и излишняя раздражительность, они неохотно общаются.

Российские специалисты не прибегают в лечении СДВГ к психостимуляторам, основываясь на протоколе лечения СДВГ, по которому применение таких лекарств запрещено. Заменой им служат ноотропные средства - группа психотропных препаратов, предназначенных для специфического воздействия на высшие функции мозга, которые повышают его устойчивость к влиянию негативных факторов, тем самым улучшая память и познавательную деятельность в целом. Дефицита сдвг-препаратов в продаже нет. Эффективным представителем сдвг-препаратов признаны таблетки-капсулы «Страттера». Депрессанты ребенку даются под строгим контролем врача.


Таблетки Страттера нельзя назначать самостоятельно, поскольку они напрямую воздействуют на нервную деятельность и должны приниматься только под строгим врачебным контролем

Психологические и психотерапевтические методы

Методики психологов и психотерапевтов направлены на коррекцию поведения. Разработаны , помогающие улучшить память, развить речевые навыки, мышление. Специалисты стремятся повысить у ребенка самооценку, дают ему творческие задания. Для снижения синдрома вводится моделирование коммуникативных ситуаций , способных облегчить общение гиперактивных детей с ровесниками и взрослыми. Для коррекции СДВГ используется метод релаксации, способствующий расслаблению ребенка и нормализации мозговой и нервной деятельности. Логопед занимается дефектами речи. Сложные случаи требуют сочетания медикаментозных и психологических методов исправления ситуации.

Что надо знать родителям?

Если проблема выявлена и в ней нет сомнений, родителям следует знать, как правильно воспитывать гиперактивного ребенка. Действуйте так:

  • Повышайте у малыша самооценку. Непонятая гиперактивность ребенка толкает взрослых на постоянные замечания и одергивания. Они не просят его, а приказывают «замолчать», «сесть», «успокоиться». Маленький человечек слышит такие слова и в саду, и дома, и в школе - у него формируется ощущение собственной ущербности, в то время как он остро нуждается в поощрениях и похвале. Делайте это почаще.
  • Выстраивая взаимоотношения с сыном или дочерью, уважайте личностные качества. Отставьте в сторону ваше эмоциональное восприятие их поведения, действуйте строго, но справедливо. Наказывая малыша, согласовывайте свое решение с другими членами семьи. Понимая, что ребенку трудно сдерживать себя и он пускается во все тяжкие, не делайте этого сами. Ваши слеты с «тормозов» могут восприниматься им как норма.
  • Занимая ребенка в домашних делах, давайте ему несложные и краткосрочные задания, на которые у него хватит терпения. Обязательно поощряйте, если он их выполнил.
  • Получение информативных знаний должно быть дозированным. Отводите на чтение и подготовку уроков не больше 15 минут за одно занятие. Дайте ребенку отдохнуть, предложив ему поиграть, затем вернитесь к урокам.
  • Если малыш привык, что дома ему прощают все шалости, то он непременно столкнется с негативным отношением к его выкрутасам в школе и ли детском саду. Ваша помощь состоит в доходчивом объяснении малышу его неправильного поведения. Обсуждайте с ним конфликт, находите решение ситуации.
  • Хорошее решение – предложить ребенку вести дневник, в котором будут отражаться все его маленькие победы. Такая наглядная иллюстрация достижений станет конструктивной помощью.

Родителям очень важно говорить с ребенком на равных, объяснять свою позицию, повышать его самооценку. Таким образом можно направить лишнюю энергию в положительно русло и мягко скорректировать поведение малыша

Сложности социальной адаптации

Приходя в сад или школу, дети с СДВГ сразу попадают в список «трудных» воспитанников. Гиперактивное поведение воспринимается окружающими как неадекватное. Порой ситуация складывается так, что родители вынуждены менять школу или детский сад. Вам предстоит научить ваше чадо быть терпимым, гибким, вежливым, дружелюбным - только такие качества помогут ему в социальной адаптации.

Гиперактивность – это такая форма расстройства, которая достаточно часто проявляется у детей группы дошкольного возраста, а также у детей раннего школьного возраста, хотя не исключается и «переход» к дальнейшим возрастным группам при отсутствии соответствующих мер в ее адрес. Гиперактивность, симптомы которой заключаются в чрезмерной энергичности и подвижности ребенка, патологическим состоянием не является и зачастую обуславливается нарушением внимания.

Общее описание

Гиперактивность заключается, помимо перечисленных симптомов в виде чрезмерной энергичности и повышенной активности, в неспособности к сосредоточению на каком-либо конкретном предмете, импульсивности и неусидчивости ребенка, в отсутствии контроля над собственными же действиями.

Поведенческие особенности детей с гиперактивностью сводятся в среднем в 70% случаев к появлению беспокойства, аналогичные показатели приходятся на актуальность неврологических привычек, примерно в 50% случаев возникают проблемы с аппетитом и в 46% - проблемы со сном. В дополнение к этому можно обозначить неловкость, появление назойливых движений у ребенка, подергивания.

В общем плане рассмотрения гиперактивность принято обозначать с дефицитом внимания, что определяет такую аббревиатуру для этого состояния, как СДВГ, то есть соответствует обозначению «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Следует сразу отметить, что дефицит внимания в данном случае указывает не на то, что ребенку уделяют мало времени и внимания, а в том, что он не может сосредоточить свое внимание на чем-либо.

Гиперактивность определяет необходимость в приложении большего объема усилий, направленных на обучение навыкам письма, чтения и пр. Общению с ровесниками практически в обязательном порядке при гиперактивности детей сопутствуют проблемы коммуникативного масштаба, конфликты. Воспитатели и учителя относятся к таким детям как к личностям не слишком «удобным», что обуславливается теми проблемами, которые возникают с ними в ходе учебно-воспитательного процесса ввиду присущих на фоне гиперактивности особенностей их поведения.

На основании данных исследований известно, что гиперактивность актуальна в среднем для 2-20% детей, при этом синдром гиперактивности у мальчиков диагностируется до пяти раз чаще, чем, соответственно, у девочек.

Ввиду того, что мозг детей с гиперактивностью обрабатывает поступающую информацию плохо, аналогичная реакция с его стороны также приходится на воздействие внешних и внутренних стимулов. Невнимательный ребенок в результате этого «неуправляем», потому как с ним не действуют ни уговоры, ни наказания, ни просьбы. Вне зависимости от условий, ребенок будет действовать импульсивно, без соответствующего той или иной ситуации внимания. Для понимания собственной линии поведения в отношении гиперактивного ребенка, следует выяснить, в чем конкретно заключаются причины гиперактивности.

В довершение добавим, что гиперактивность и СДВГ в частности в 30-80% случаев сопутствуют и взрослой жизни пациентов. Более того, именно на фоне данного расстройства, не выявленного в детском возрасте, существуют впоследствии проблемы, связанные с неспособностью сохранения внимания, с организацией межличностных отношений и общего окружающего пространства, а также проблемы, связанные с освоением новой информации и материалов.

Гиперактивность: причины

Синдром гиперреактивности может быть спровоцирован осложнениями, сопутствующими развитию ребенка, в частности теми из них, которые были актуальны в период беременности матери, в процессе родовой деятельности или в рамках периода младенчества. Выделим основные причины гиперреактивности ниже:

  • наличие у матери хронических заболеваний;
  • токсическое воздействие, обусловленное отравлением при беременности, спровоцированным определенными продуктами, курением, алкоголем, принимаемыми медпрепаратами;
  • перенесение травм в период беременности, ушибов;
  • перенесение при беременности инфекционных заболеваний;
  • наличие фактора угрозы выкидыша, актуальной, как понятно, в период беременности матери;
  • осложнения родовой деятельности, спровоцировавшие кровоизлияния, асфиксию;
  • особенности родов, исключающие естественное их течение (кесарево сечение, стимуляция родовой деятельности, быстротечность родов или, наоборот, затяжное течение родовой деятельности);
  • особенности экологической ситуации в регионе проживания;
  • перенесение определенных заболеваний.

Гиперактивность: симптомы

Как правило, первые симптомы гиперактивности дают о себе знать в возрасте 2-3 лет, при этом на прием к врачу с сопутствующими этому расстройству проблемами родители не спешат. Из-за этого какие-либо меры по данному направлению приниматься начинают лишь к достижению критической точки, которая приходится во многих случаях к моменту поступления в школу.

Основными базовыми признаками, соответствующими гиперактивности, можно обозначить триаду проявлений, а это повышенная двигательная расторможенность, импульсивность и дефицит активной формы внимания.

Дефицит активной формы внимания заключается, например, в невозможности удержания внимания на конкретном процессе или явлении в течении определенно заданного временного промежутка. Сосредоточение достигается путем определения конкретной мотивации к этому. Мотивационный механизм формируется при достаточной для этого личностной зрелости.

Что касается следующего варианта, а это повышенная двигательная расторможенность, то она выступает в качестве проявления такого состояния, как утомление. У детей утомление зачастую сопоставимо с перевозбуждением и с отсутствием способности к контролю поведения, что, как понятно, отличает его от утомления в привычном его понимании.

Что касается такого проявления, как импульсивность, то она заключается в неготовности к торможению возникающих побуждений и желаний. Из-за этого гиперактивные пациенты зачастую совершают те или иные поступки необдуманно, лишь под воздействием сиюминутного фактора, при конкретном моменте, обусловившем возникновение конкретного побуждения или желания. Подчиняться правилам при импульсивности дети не способны.

Достаточно характерной особенностью детей с гиперактивностью является такой момент, как цикличность, заключается она в том, что продуктивность работы их мозга составляет порядка 15 минут времени, после чего следует 5-минутный «перерыв», позволяющий подготовиться к очередному циклу активности. В результате такого переключения можно заметить, что в рамках примерно одинакового и соответствующего указанным цифрам времени ребенок как-бы «выпадает» из того процесса, в котором он на момент «перезагрузки» был задействован (общение, конкретные действия). Обеспечить возможность пребывания в условиях конкретной реальности ребенок может за счет выполнения каких-либо сторонних действий, то есть он может начать крутить головой, вертеться – за счет такой двигательной активности поддерживается постоянство работы мозга.

Находясь в одиночестве, гиперактивный ребенок не может сосредоточиться, он также становится вялым, действия, на которые он способен, по большей части монотонны и просты в выполнении. Здесь ребенку требуется внешняя активация. Пребывание в семье или в условиях небольших коллективов обуславливает вполне адекватное поведение гиперактивного ребенка, однако стоит ему оказаться в группе побольше, в общественном месте и т.д. – происходит чрезмерное возбуждение, полноценная деятельность становится невозможной.

В числе дополнительных проявлений симптоматики также можно обозначить актуальность неловких движений, которые обуславливаются слабостью моторной координации. В целом дети могут иметь неплохой общий интеллект, хотя его развитие обуславливается определенными затруднениями на почве существующей гиперактивности.

Диагностирование и лечение

Диагностика гиперреактивности производится на основании общего сбора информации субъективного масштаба, а также на основании психологического и аппаратного обследования. Прием врача будет включать в себя вопросы, касающиеся особенностей течения беременности и родоразрешения, а также перенесенных и актуальных заболеваний ребенка. Диагностика также включает в себя проведение ряда тестов, на основании которых оцениваются параметры, определяющие степень его внимательности. Что касается аппаратного обследования, то оно включает в себя процедуру электроэнцефалограммы, МРТ (магнитно-резонансная томография). На основании комплексной картины полученных результатов определяются конкретные индивидуальные принципы лечения.

Лечение гиперактивных детей является комплексным по характеру реализации мер, основывается оно на методах медикаментозной терапии, на психолого-педагогическом воздействии и методах воздействия за счет определенных элементов психотерапии. Препараты, которые могут быть назначены в лечении, не способствуют лечению гиперактивности как таковой, но за счет их приема можно добиться снижения симптомов (импульсивность и пр.), а также улучшить способности к обучению и работе. Также с помощью медикаментов можно достичь улучшения в координации движений, что требуется в частности для письма, спортивной деятельности и пр.

Родителям в общении с ребенком следует исключить отрицание в предложениях. Конфликтные ситуации требуют максимально возможного спокойствия с их стороны. Любые поставленные задачи важно обозначать через четкие формулировки действий, длинные формулировки, наоборот, исключаются, предложения должны быть короткими. Поручения, даваемые ребенку, следует строить в соответствующей логической их последовательности, нельзя давать сразу несколько поручений. Дополнительно важно дать понять ребенку, что вне зависимости от ситуации и то того, где он находится, родители всегда будут его поддержкой, помогая справляться с возникающими трудностями.

При появлении симптомов указывающих на гиперактивность, необходимо обратиться к неврологу.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Заболевания со схожими симптомами:

Психические расстройства, характеризующиеся преимущественно снижением настроения, двигательной заторможенностью и сбоями мышления, являются серьёзным и опасным заболеванием, которое носит название депрессия. Многие люди считают, что депрессия не является заболеванием и к тому же не несёт особой опасности, в чём они глубоко заблуждаются. Депрессия - это довольно опасный вид заболевания, обуславливающийся пассивностью и подавленностью человека.

Или просто активный. Только специалист по определённым симптомам сможет определить состояние вашего малыша. Одни говорят, что гиперактивность - это болезнь, другие считают, что такой уж характер у ребёнка. Где же всё-таки правда? Что такое гиперактивность? Какой ваш малыш? Что с активностью крохи делать в этом случае? Об этом и о многом другом вы сейчас и узнаете.

Что такое детская гиперактивность?

Дети не могут быть похожими друг на друга: один активный, другой спокойный - все они индивидуальны. Многие мамы рассуждают: мол, если у них малыш слишком подвижный, значит, он гиперактивный. Однако это не совсем так. Гиперактивность - это перевозбуждённое которое сопровождается слишком большой активностью.

Такое состояние характерно для него всегда, даже ночью. Сидеть на одном месте он не может, ходить медленно - тоже. Всё делается очень быстро и не всегда обдуманно. При этом никогда не знаешь, чего ждать от гиперактивного человека в следующую минуту. Все решения он принимает спонтанно. Считается, что такому ребёнку уделяют недостаточно внимания. Поэтому он и придумывает новые шалости. Гиперактивность - это Она ярко начинает выражаться в возрасте двух лет, а к школьному возрасту обороты набираются, и тогда малыш становится неуправляемым: перестаёт полностью соблюдать дисциплину, проявляет свою агрессию, грубит взрослым. Для таких детей нет авторитета. Ещё около 150 лет назад медики пытались понять и решить проблему гиперактивности. На сегодняшний день некоторые вопросы раскрыты, но далеко не все. Появилось много книг и советов по этому поводу.

Чем отличаются детская активность и гиперактивность?

Активные дети - очень шустрые, это непоседы, которые постоянно хотят знать всё. Они познают мир благодаря своей неусидчивости. Но при этом они прислушиваются ко взрослым, их можно увлечь на некоторое время интересным занятием. Например, лепкой, аппликацией или складыванием пазлов. Всё зависит от интересов ребёнка. Чрезмерные эмоции у них проявляются редко. Если активных деток ничего не беспокоит, они не голодные и не больные, тогда слышен только их смех. Подвижность зачастую проявляется только дома - в гостях или на прогулке малыш ведёт себя по-другому, скромнее и тише. Активный ребёнок не конфликтует с детками, но если его обидят, сдачи даст, не задумываясь. Сам он не провоцирует скандалов. Физическая активность сопровождается жизнерадостностью, энтузиазмом, энергичностью, послушанием. За день ребёнок устаёт сильно, поэтому спит ночью очень хорошо.

Гиперактивных детей возможно тоже увлечь, но не более чем на 10 минут. Спокойного состояния у них не бывает. Малыш демонстрирует своё поведение абсолютно везде, не знает, что такое застенчивость. Говорит быстро, перескакивая с темы на тему. Задаёт очень много вопросов. Не дожидаясь ответа, спрашивает дальше. В речи заметно, что не договаривает окончаний, настолько быстро хочет что-то сказать. Спит в постоянном беспокойстве, крутится, падает с кровати, возможны Эмоции и поведение неуправляемы и неконтролируемы. Физическая активность перерастает быстро в агрессивность. В компании гиперактивные дети довольно часто конфликтуют со всеми.

Гиперактивность у детей: симптомы

Ваш ребёнок не может сидеть спокойно на одном месте? Не надо сразу бегать по врачам и думать, что у него детская гиперактивность. Сначала обратите внимание на особенности активности вашего малыша:

  • беспокойность и импульсивность;
  • невнимательность;
  • агрессия, нервозность и бесконечные истерики;
  • проблемы в общении со сверстниками и взрослыми людьми;
  • невосприимчивость к обучению;
  • неуклюжесть, неумение дело доводить до конца;
  • недисциплинированность.

Все вышеперечисленные признаки и характеризуют гиперактивность. Симптомы, которые вы обнаружили, должны вас насторожить. Возможно, стоит применить какие-то меры для улучшения поведения вашего чада. Ведь агрессию проявляют слишком часто и выраженно.

Любые родители устанут воевать с таким поведением. Эти малыши быстро теряют контакт с друзьями, в итоге с ними дружить никто не хочет, и даже взрослые стараются избегать общения с такими личностями. Если они получили задание, никогда не смогут его выполнить полностью, так как чересчур перевозбуждены, невнимательны и могут забыть о порученной им серьёзной работе. Обратите внимание на гиперактивность у детей. Симптомы у них могут отличаться. Ведь, как уже говорилось, каждый ребёнок индивидуален.

Питание гиперактивных детей

Всем известно, что питание каждого ребёнка должно быть полноценным и сбалансированным, а главное - полезным. Если обычным деткам родители позволяют съесть шоколадку или конфетку, то из рациона гиперактивных такой продукт нужно исключить. В конце зимы - начале весны необходимо давать комплекс витаминов для улучшения памяти и мозговой деятельности. Как только начнут появляться на огородах и на деревьях первые овощи и фрукты, обязательно включите их в ежедневное меню. И вообще, они постоянно должны присутствовать на вашем столе.

Рыба раз в неделю, а лучше два должна присутствовать в рационе вашего малыша. То же касается всех продуктов, где есть магний, железо, кальций и др. А вот пирожные, торты, колбасы, покупные пельмени ребёнок не должен даже видеть. Они вредны не только для здоровья в целом, но и для поведения ребёнка. Это доказано медиками уже давно. Кроме того, необходимо помнить, что детям с гиперактивностью необходимо давать пищу исключительно по времени. Многие не верят, что от режима питания зависит поведение малыша, но наукой доказано, что это так.

Почему появилась гиперактивность

Откуда взялось такое поведение? Может, по наследству досталось? Так считают многие родители. Однако причины гиперактивности искать надо в другом. Вспомните, как протекала ваша беременность. Возможно, мама много нервничала, болела или принимала препараты, которые впоследствии сказались на малыше. Бывает даже такое, что женщина вела чересчур активный образ жизни, благодаря чему кроха ещё в утробе начал привыкать к этому. Тяжёлые роды также могут спровоцировать гиперактивность малыша. Помимо этого довольно часто причиной может быть нехватка внимания со стороны окружающих. Возможно, родственники ребёнка недостаточно с ним общаются или играют. Тогда детки пытаются привлечь внимание взрослых своим ужасным поведением.

Факторы, провоцирующие гиперактивность

Родители счастливы, если их ребёнок жизнерадостный, весёлый и активный. Однако когда у малыша просыпается агрессия и непонятное поведение, взрослые не понимают, что спровоцировало эту ситуацию. В первую очередь обратите внимание на собственное отношение к своему малышу. Возможно, вы недостаточно с ним добры и ласковы. Подобное поведение возможно, если ребёнок употребляет часто пищу, в которой находятся пестициды. Она очень вредно влияет на малыша. Газированная вода тоже входит в список запрещенных продуктов.

Поэтому старайтесь избегать употребления вредной пищи. Отношения в семье, в невнимательность к ребёнку - все это сказывается на состоянии нервной системы малыша, помните об этом.

Что говорят врачи

Мнения специалистов разделились. Одни уверены, что гиперактивность у детей дошкольного возраста - нормальное явление, другие говорят - это серьёзное заболевание. Педиатр направляет пациента к невропатологу и психиатру. Европейские учёные считают, что такого заболевания, как гиперактивность, не бывает. Просто ребёнок очень шустрый и беспокойный, а со временем он обязательно перерастёт. Гиперактивность - это миф, а не болезнь. Его придумали в начале 80-х годов, чтобы оправдать повышенную активность карапузов. Кроме того, окзывается, возраст детей тоже имеет значение. Исследование показало, что у школьников ко второму или третьему классу поведение меняется. Они становятся более спокойными и уравновешенными. Если ребёнок слишком нервный и невнимательный, возможно, у него нарушена психика. Однако, по мнению европейских медиков, не стоит пичкать детей психотропными и другими лекарствами. Последствия могут оказаться нежелательными. В дальнейшем ребёнок уже не сможет себя чувствовать нормально без медикаментов. Это ещё больше сказывается на его психике. Лучше добиваться нормального поведения непоседы ласковыми словами и разговорами. Всегда нужно помнить: все достижения или проблемы ребёнка - вина самих взрослых и окружения.

Игры с гиперактивными детьми

Любого ребёнка нужно уметь завлекать. Игры для детей дошкольного возраста предлагаются в большей мере активные. Так малыши будут тратить свою энергию с пользой. Чтобы развивать внимание и послушание, можно поиграть в игру: «Сделай всё наоборот». Взрослый опустил правую руку - малыш поднял левую. Взрослый закрыл один глаз, а малыш - другой и т. д. Поиграйте с ребёнком в игру «Съедобное - несъедобное». Только тематику нужно менять очень часто, чтобы малышу не надоело. Например, озвучиваете названия мебели - ребёнок ловит мячик, произносите другое слово, не касающееся тематики, - отбивает. Работа с детьми при повышенной активности проводится регулярно. Так они будут чувствовать, что им уделяется достаточное внимание, и будут вести себя энергично, но без лишних, никому не нужных эмоций. Время от времени играйте с малышами в шумные и эмоциональные игры.

Благодаря им у малышей развивается ловкость, мышление, Подвижные дети любят игру «Молчанка - кричалка». Взрослый заранее подготавливает 3 круга, цвета которых соответствуют светофору. Покажите малышу красный, в это время пусть он бегает, кричит, стучит и др. (2 минуты). Покажите жёлтый круг - ребёнок должен разговаривать и делать всё очень тихо. Зелёный цвет означает, что надо замолчать и совсем ничего не делать в течение 2 минут. С каждым "сеансом" время увеличивается. Следующая подвижная, но нешумная игра увлечёт на некоторое время детей. Это «Море волнуется раз» - забава, известная с давних времён. Она формирует у непосед послушание и фантазию. Для любого возраста можно найти интересные игры. Родители и воспитатели, заинтересованные в понижении гиперактивности ребёнка, должны научиться вместе с ним шуметь, кричать, бегать и прыгать. Вот увидите, как изменится малыш.

При гиперактивности работа с детьми проводится регулярно. Они должны чувствовать к себе постоянное внимание со стороны окружающих. Организуйте малышу чёткий распорядок дня. Постарайтесь, чтобы он кушал и ложился спать в одно и то же время. Обязательно выслушивайте мнение ребёнка, не игнорируйте его, даже если вам кажется, что он говорит абсурдные вещи. Если вы считаете, что малыш не прав, доказывайте свою точку зрения, только не жёстко. Ребёнок поверит достоверным фактам, найдите и приведите примеры. Постарайтесь сформулировать свою просьбу чётко, без крика, в доброжелательном тоне. Когда ребёнок начал капризничать или истерить, попробуйте не наказывать или бить его, а отвлечь игрой.

Даже банальный поцелуй успокоит разбушевавшегося малыша. Если никакие просьбы и уговоры не действуют, оставьте его одного - вот увидите, когда он поймёт, что некому закатывать истерики, он сам успокоится. Ребёнку часто говорить слово «нельзя» нежелательно. Нужно сформулировать запрет таким образом, чтобы это выглядело как просьба. Если вы ему запрещаете засовывать предмет в розетку, постарайтесь объяснить, почему это опасно. Непонятное для ребёнка наказание спровоцирует страшную истерику и скандал. Приказывать также не нужно, лучше просто спокойно попросить. Если ребёнок не хочет извиняться, заставлять его не обязательно, так как в очередной раз будут испорчены нервы у каждого члена семьи.

Как говорилось выше, игры для детей дошкольного возраста должны быть обязательным занятием, причем играть они должны как вместе с другими ребятами, так и со взрослыми. Гиперактивным деткам не стоит давать одновременно несколько заданий: после выполнения первого такой ребенок всё равно забудет, что нужно делать дальше. Лучше просить выполнить ту или иную задачу поэтапно. Не давайте успокоительного малышу - оно негативно влияет на его общее состояние. Лучше вместо лекарств обеспечить регулярное полноценное питание, и не забывайте о витаминах - их должно быть много. Твёрдость в воспитании должна присутствовать, но только без негативных эмоций. Добивайтесь от малыша умения доводить дела до конца, не останавливаясь на половине пути. У каждого ребёнка признаки гиперактивности индивидуальны. Ласковое и доброе отношение изменит его поведение.

Заключение

В случае с гиперактивными детьми помните, что нужно применять специфические методики воспитания и игры, если хотите добиться желаемого результата. Родители и педагоги должны сообща работать с такими малышами. Воспитатель детского сада или психолог должен объяснять родителям, что в семье может быть только тихая и спокойная обстановка, чтобы не провоцировать истерики крохи. С самого рождения от ребёнка нужно мягко требовать аккуратности и послушания. Он должен уметь уважать окружающих, общаться с ними в положенном тоне: не грубить и не хамить. Гиперактивные детки не очень отличаются от активных сорванцов. Немножко усидчивости - и с ними можно вполне нормально общаться. Просто каждый маленький человечек хочет постоянного внимания. Чем быстрее педагоги и родители начнут работать над гиперактивностью ребёнка, тем эффективнее будет результат.

Нарезвившись полдня в детском саду и нагулявшись в парке до вашего посинения, малыш продолжает веселье и дома. Его батарейка никогда не садится, и только ночью, когда он, наконец, утихает, домашние могут опуститься с ушей на ноги. Бурлящая энергия ребенка, его неуемная подвижность часто ставят родителей в тупик. А что, если виной тому гиперактивность, о которой сегодня так часто говорят врачи?

Минусы прогресса

Сегодня диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (сокращенно СДВГ или просто – гиперактивность) имеют от 5 до 15% детей в возрасте 7−10 лет. Для сравнения: «школьный невроз», то есть нарушения адаптации к детскому саду или школе − с плачем, головными болями и частыми простудами, − встречается у 5% детей. Сомнений нет: последний десяток лет гиперактивность лидирует среди неврологических детских болезней. Однако об этой проблеме человечеству было известно и раньше. В 30-е годы ХХ века советский психолог П.П. Блонский заметил, что в каждой школе и в каждом классе есть дети, выбивающиеся из общего ряда. Он назвал их «дезорганизаторами». Термин «гиперактивность» появился позже, на съезде неврологов в Оксфорде в недалеком 1962 г.

В детском коллективе гиперактивные малыши ведут себя как дезорганизаторы: отнимают у других детей игрушки, толкаются, нарушают режим. Если вы заметили тревожные симптомы, обязательно поговорите с воспитателем. Если он подтвердит ваши опасения, есть смысл обратиться к доктору – детскому неврологу или психиатру.

К началу текущего тысячелетия число гиперактивных детей заметно увеличилось. И хотя точные причины врачи до сих пор не раскрыли, главным обвиняемым по делу проходит… сама медицина. Благодаря ее бурному развитию на свет стали появляться дети, у которых раньше не было шансов. Сегодня примерно треть родов в России проходит путем кесарева сечения. Примерно половина «счастливцев» (а это 15% всех новорожденных) получают на выходе диагноз «перинатальная энцефалопатия». Это поражение мозга развивается из-за того, что малыш слишком резко попадает на этот свет и его мозг не успевает адаптироваться к разнице давления в материнской утробе и в воздушном пространстве. К таким же последствиям могут привести и другие методы родовспоможения, например применение акушерских щипцов.

Есть и иные предпосылки. Гиперактивность способны спровоцировать инфекции с высокой температурой на первом году жизни, травмы головы до 3 лет. Дети, часто страдающие респираторными или желудочно-кишечными заболеваниями, тоже входят в группу риска. Токсины, которые вырабатывают вредные бактерии и вирусы, высокая температура, нехватка питательных веществ из-за снижения аппетита во время болезни – все это негативно сказывается на мозге. Самыми опасными считаются периоды, когда он созревает семимильными темпами. Мозг очень уязвим на первом году жизни (когда растет кора головного мозга, отвечающая за высшие психические функции), в районе 3 лет, между 5 и 6 годами и в 8, 9−10, 12 и 16−18 лет. Добавляет масла в огонь и плохая экология. В городах, где бурно развивается промышленность, дети с СДВГ рождаются чаще. Йододефицитные регионы (которых в России большинство) тоже неблагополучны, ведь этот элемент играет важную роль в становлении нервной системы.

Гиперактивные малыши обожают компьютерные игры и прогулки: эти виды активности дают им эмоциональную и двигательную разрядку. избежать перевозбуждения помогут чтение, лепка, рисование.

Иногда условия для развития гипер­активности возникают еще на стадии беременности. О зле курения и алкоголя знает каждый, а вот о том, что недостаток умеренных физических нагрузок и неправильно сбалансированная диета вредны не меньше, будущие мамы забывают.

И, наконец, у мальчиков этот синдром встречается в три раза чаще, чем у девочек. Женский плод от природы более устойчив к негативным воздействиям любого рода − так уж распорядилась эволюция.

Шестое чувство

Ученые пришли к выводу, что гиперактивным детям не хватает энергии, которую они получают из внешнего мира и которой здоровому человеку бывает достаточно.

Мозг условно делится на три части: блок регуляции тонуса и бодрствования, блок приема и переработки информации и блок, контролирующий поведение. Вся информация, которую мы получаем извне от органов чувств, преобразуется в энергию благодаря электрическим импульсам между нейронами. Эта энергия в норме накапливается в блоке тонуса, который можно сравнить с батарейкой. Но у гиперактивных детей связи между нейронами нарушены, и часть энергии теряется. Для подзарядки им не хватает той стимуляции, которую способны обеспечить 5 органов чувств. Чтобы утолить энергетический голод, гиперактивный ребенок начинает эксплуатировать свое шестое чувство. И интуиция здесь ни при чем. Речь идет о так называемом мышечном чувстве − способности человека и животных ощущать перемещение частей своего тела в пространстве. Первым его описал русский ученый И.М. Сеченов в 20-х годах прошлого века. К слову, это самый мощный и самый главный из всех органов чувств, и именно благодаря ему наши двигательные реакции так хорошо скоординированы. Избыточная подвижность гиперактивных детей объясняется потребностью получить как можно больше энергии за счет работы мыщц. Они бегают, прыгают, ерзают, чтобы подпитать ослабевший блок тонуса, иначе они в буквальном смысле будут засыпать на ходу.

Тонкая грань

Гиперактивность прежде всего проявляется в неспособности к самоконтролю, однако действовать в полной мере осознанно ребенок учится не раньше 5−7 лет. Это значит, что поставить диагноз СДВГ малышу можно только после 4,5−5 лет. До этого времени все дети много двигаются, неохотно слушаются родителей, нередко нарушают правила. Важно также не путать гиперактивность с невоспитанностью или переменами в поведении на фоне стрессовой ситуации (переезда, развода родителей). В последних двух случаях нетипичными выходками малыш пытается сообщить взрослым о своей проблеме. Гиперактивный ребенок будет вести себя неадекватно практически всегда и всюду.

У СДВГ три главных симптома: трудности с концентрацией внимания, импульсивное поведение, повышенная двигательная активность. У маленьких детей граница между нормой и отклонением размыта, и оценивать эти параметры должен врач. Хотя некоторые ориентиры для родителей все же существуют. Повышенная двигательная активность проявляется в том, что после 4 лет малыш не может и минуты посидеть спокойно: он то и дело вскакивает со стула, постоянно куда-то срывается и убегает. Его движения кажутся избыточными и неорганичными. Особенно ярко контраст заметен на детской площадке. Но в более раннем возрасте эти симптомы не должны настораживать.

Импульсивность означает неспособность придерживаться принятых в семье или в другом коллективе правил. С обычным малышом всегда можно договориться: старшим говори «вы», не отбирай игрушки у других детей. Гиперактивный ребенок, напротив, всегда себе на уме. Он делает только то, что ему хочется. При этом он прекрасно понимает, о чем его просят, но не может совладать со своими эмоциями. Если после 4,5 года малыш не чувствует рамок, это повод задуматься.

Трудности с концентрацией внимания у детей до 5 лет проявляются в том, что они не могут довести начатое дело до конца. Уже после 4 лет за 3−5 минут здоровый малыш успеет нарисовать человечка или построить из кубиков башню (если превысить это время, он быстро устанет). Гиперактивный ребенок с миссией не справится: будет постоянно отвлекаться.

Подробное досье

Поставить диагноз СДВГ может либо невролог, либо психиатр. Если врач делает вывод «с лету» на основе 15-минутной устной беседы, лучше сразу идти к другому специалисту. Гиперактивность можно заподозрить только в том случае, если вышеперечисленные симптомы проявились не позднее 7-летнего возраста и как минимум в двух ситуациях: например, дома и в детском саду или дома и в торговом центре. Но этих доказательств все равно недостаточно. Сначала врач подробно расспросит родителей и, если нужно, отправит их собрать информацию о поведении малыша в детский сад. Затем он пообщается с ребенком и даст ему несколько тестовых заданий, чтобы оценить уровень развития психических и двигательных функций. Ему потребуются также результаты энцефалограммы и заключение окулиста и отоларинголога о том, что со зрением и слухом малыша все в порядке. При необходимости врач может назначить дополнительные обследования, но без этих четырех пунктов диагноз не может считаться верным.

Помощь идет

В большинстве случаев СДВГ поддается лечению. Психические функции (мышление, речь, память) можно представить в виде цепочек, которые состоят из нескольких звеньев. При болезнях мозга, в том числе и при гиперактивности, некоторые звенья ослабевают, поэтому какие-то психические функции начинают работать хуже или отключаются вовсе. Однако никакой катастрофы не происходит. Восполнить пробелы помогают запасные звенья, которые в обычной ситуации не используются. Например, глухие люди могут понимать речь, считывая фразы по губам. Так и у гиперактивных детей: способность к самоконтролю у них отсутствует не полностью, а лишь частично. Да, они не могут выстраивать сложные программы поведения, зато с задачами в 1−2 звена они справляются. Исходя из этой особенности, нейропсихологи разработали для таких ребят особые занятия, в основе которых лежит принцип дробления сложных задач на цепь простых действий с контрольными вопросами посередине. Эти упражнения малыш должен выполнять под руководством врача и дома вместе с родителями.

Специализированных школ для детей с СДВГ в России нет. Если ребенку трудно учиться вместе с обычными детьми, выходом из положения может стать школа надомного обучения или «школа здоровья» с усеченным до 15 числом учеников.

Однако без лекарств лечение, как правило, все же не обходится. Врачи обычно назначают витамины группы В в больших дозах и ноотропы. Первые способствуют развитию мозга, вторые улучшают обмен веществ и укрепляют связи между нейронами. В России ноотропы назначают детям от 5 до 7−8 лет. В более старшем возрасте используются другие лекарства.

Только такой комплексный подход дает результат. Нейроны – это клетки, которые активизируются в процессе мышления, поэтому наряду с медикаментами ребенку необходима регулярная психологическая стимуляция. Зато если альянс получился, гиперактивность поддается коррекции за 3−5 месяцев. Это не значит, что ребенок полностью выздоровеет, но такие симптомы, как импульсивность и избыточная подвижность, сгладятся.

Когда курс лечения закончится, ребенка можно будет отдать в обычную школу. Однако на пути его развития еще будет несколько критических точек. Трудности возникнут при подготовке к школе (с обу­чением чтению, письму и счету), поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю и в подростковом возрасте. В периоды «обострений» родителям нужно будет снова обратиться к врачу, возобновить занятия, а возможно, и пропить курс лекарств. Однако с каждым разом всплески гиперактивности будут стихать: с возрастом болезнь, как правило, отступает. Без вмешательства врачей ближе к подростковому возрасту от 25 до 50% гиперактивных детей «перерастают» этот синдром сами. Но при этом улучшения наступают не раньше 12 лет, а нарушения внимания остаются на всю жизнь.

Советы родителям

    1. Относитесь к гипер­активному малышу как к обычному ребенку и принимайте его таким, каков он есть. Между прочим, как ни парадоксально, гиперактивные дети вырастают чуткими, деятельными, внимательными к деталям людьми с позитивным кредо по жизни.
    2. Для гиперактивного ребенка четкие правила становятся неотъемлемым условием реабилитации. Главное, чтобы их соблюдали и дети, и родители. Несдержанные обещания, нарушения режима будут только подогревать и без того возбужденного малыша. Режим дня должен быть расписан до мелочей, для каждого рутинного занятия необходимо прописать четкий алгоритм.

Гиперактивному ребенку любого возраста идеально подходит плавание. С 7-8 лет можно попробовать айкидо, ушу, тхеквондо: так он будет учиться управлять своим телом и мыслями.

  1. Перед каждым походом в публичное место снова и снова растолковывайте малышу правила поведения.
  2. Вне дома через каждые полчаса делайте паузы, давая ребенку возможность «подзарядить батарейку»: побегать, порезвиться, поскакать. Можно играть в ладушки, подпрыгивать и приседать на месте по хлопкам.
  3. Повышенная опека навредит ребенку. Оставляйте ему свободу действий, делегируйте обязанности, − и он научится самостоятельности.
  4. Уточните у врача, в каких широтах ребенку лучше отдыхать. Под запретом часто оказываются страны вроде Египта и Турции: мозг таких детей плохо переносит жару.
  5. Дети с СДГВ часто не умеют контролировать чувство голода. Им сложно понять, сыты они или нет, поэтому контролируйте количество еды, особенно сладостей. Шоколад чаще заменяйте фруктами.