» »

Пособия по степ аэробике в доу. Проект«Развитие степ-аэробики как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка. Краткая аннотация проекта

02.07.2020

Татьяна Былкова
Степ-аэробика в ДОУ

В настоящее время дошкольное образование претерпевает ряд изменений. В связи с этим установлены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Стандарт предусматривает решение образовательных задач через реализацию пяти образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. В образовательной области «физическое развитие» главной задачей является гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья, а так же приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация движения и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, крупной и мелкой моторики рук, а так же правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений.

На этапе завершения дошкольного детства указаны целевые ориентиры: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Исходя из выше перечисленного можно сделать вывод, проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном мире. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям.

Объем используемых оздоровительных упражнений в практике нашего детского сада весьма большой. Упражнения разнообразны по форме, содержанию и степени воздействия на организм ребенка, но по результатам мониторинга за последние два года наблюдается снижение уровня развития физических качеств, особенно координации движений, и катастрофически уменьшается число здоровых детей. При проведении диагностики физического развития специалистом оздоровительного центра Бахмут А. И. в нашем саду были выявлены дети с нарушением осанки, плоскостопием, слабой мышечной системой. Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путем применения нетрадиционных средств физического воспитания. В результате поиска таких средств я наткнулась на степ- аэробику и изучила методику проведения занятий по степ-аэробике. На основе этого мною была разработана программа для проведения занятий по степ-аэробике «Попрыгунчики»

Степ-аэробика- один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. «Step» в переводе с английского буквально означает «шаг». Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений.

Степ- аэробика –это танцевальные занятия при помощи специальной платформы. Она привлекла меня своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание занятия в зависимости от возраста, физического состояния, подготовленности занимающихся. Кроме этого степ- аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику,помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные точные движения, способствует гармоничному развитию.

Для проведения занятия были изготовлены степ-платформы высота – 8см, ширина- 25 см, длина- 40 см.

На основе результатов диагностик и мониторинга физического развития, о котором было сказано ранее, из общего количества детей была выделена группа детей с такими проблемами: нарушение осанки, плоскостопие, дети с гипподинамией и гиперактивные дети. Именно с этой группой детей я решила проводить занятия степ- аэробики.

Форма проведения занятий- индивидуально- групповая. Занятия проходят во вторую половину дня. Для проведения занятий были созданы материально-технические условия :

Физкультурный зал

Мячи малого размера

Маски для игр

Гантели

Степ-платформы

Музыкальное сопровождение

Наглядный материал:

Игровые атрибуты

Стихи, загадки

Цель и задачи проведения занятий в ДОУ: Цель: укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма; создание условий для формирования у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; создание положительного психологического настроя; повышению эмоционального уровня;, способствует развитию мышления, воображения, развитию творческих способностей и укреплению здоровья.

Задачи:

1. Укрепление здоровья:

Развивать и укреплять костно-мышечную систему дошкольника;

Формировать правильную осанку, стопу;

Стимулировать работу сердечно- сосудистой, дыхательной системы организма;

Приобщать к здоровому образу жизни.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

Развивать точность и координацию движений;

Развивать гибкость и пластичность;

Воспитывать выносливость;

Развивать умение ориентироваться в пространстве;

Обогащать двигательный опыт ребенка.

3. Развитие музыкальности:

Развитие способности слушать и чувствовать музыку;

Развивать чувство ритма;

Развивать музыкальную память.

4. Развитие психических процессов:

Развивать восприятие, волю, память, мышление;

Тренировать подвижность и гибкость нервных процессов.

5. Воспитание нравственно- коммуникативных качеств личности:

Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, настойчивость.

Основные составляющие стандартного занятия степ-аэробики в ДОУ В занятии выделяют три основные части: вводная, основная (аэробная), заключительная.

Вводная: цель вводной части подготовить опорно-двигательный аппарат и все системы организма к работе. Для достижения этой цели необходимо повысить температуру тела и скорость метаболических процессов в организме. Соответственно, продолжительность разминки будет зависеть от температуры окружающей среды и составлять 3-5 минут. В водную часть входят: строевые упражнения, игроритмика, упражнения на осанку, и различные типы ходьбы.

Основная часть: состоит из базовых и простейших основных «шагов» степ-аэробики. Во времяя аэробной части происходит разучивание «шагов», связок, блоков и комбинаций, а так же многократное повторение разученных движений- прогон. «Шаги»выполняются с нарастающей амплитудой и акцентом на правильную технику. При этом они могут соединяться в простейшие связки или следовать один за другим по принципу линейной прогрессии. Если аэробная часть достаточно интенсивна, то в организме происходят следующие процессы:

Перераспределяется кровоток, кровь отливает от внутренних органов и приливает к мышцам;

Усиливается деятельность дыхательных ферментов в мышцах, т. е. повышается способность мышц потреблять кислород;

Развиваются координационные способности;

Улучшается эмоциональное состояние занимающихся;

Повышаются функциональные возможности организма;

Увеличивается систолический и минутный объем крови;

Продолжительность основной части 15-20 минут.

3. Заключительная часть.

Следующая часть занятия является stretch (стретч, которая призвана решать следующие задачи:

Восстановление длины мышц до исходного состояния;

Умеренное развитие гибкости для возможности выполнять движения с наибольшей амплитудой;

Создание эмоциональной разрядки после физической нагрузки.

Заключительный стретч включает в себя растягивающие упражнения для групп мышц, которые у большинства занимающихся растянуты слабо. В отличии от всего занятия, заключительный «stretch» структурно-хореографическим методом и выполняется под музыкальное сопровождение лирического характера. «Stretch» начинается из положения лежа на спине, в котором выполняются статические упражнения для растяжки мышц ног.

В заключительной части проводится подвижная игра, выполняются дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию. Это необходимо для создания у занимающихся ощущения законченности занятия. После этого стоит поблагодарить детей за занятие.

Требования к технике выполнения упражнений в степ- аэробике

1. Во время подъема сохраняйте естественный наклон вперед.

2. Не сгибайте спину в поясничном отделе.

3. Основная стойка: стопы параллельно или находятся в свободной позиции не касаясь длуг друга.

4. Ставьте ногу на платформу таким образом, чтобы вся ступня была на ней.

5. Спускайтесь с платформы своеобразным перекатом с носка на пятку, это снижает нагрузку на позвоночник.

6. Руки включаются в работу лишь после того как освоена техника работы ногами.

7. При выполнении выпадов и поворотов пятка не опускается на пол.

Классификация упражнений степ-аэробики

В зависимости от направления вертикального перемещения (вверх или вниз) выделяются несколько групп движений:

Шаги вверх (up step) - движения, которые начинаются на полу и выполняются на платформу;

Шаги вниз (down step) - движения, которые начинаются с платформы на пол

В зависимости от «ведущей» ноги:

С одной и той же ноги (single lead) - движения на 4 счета, в которых происходит смена ноги.

Наличие или отсутствие вращательного момента вокруг продольной оси позволяет разделять элементы на следующие виды:

Без поворота - переместительные;

С поворотом - вращательные.

Наличие или отсутствие опорной базы позволяет классифицировать движения на:

Подскоки и скачки.

Положение платформы:

Продольное положение платформы

Поперечное положение платформы

В степ-аэробике нет шагов на два счета - минимум на четыре. Ведь нам нужно не просто двигаться по полу, а еще и подниматься на платформу. Движения степ аэробики выполняются с постановкой на степ-платформу всей стопы полностью. Будьте внимательны, не допускайте свисания пятки или постановки стопы только на носок.

В степ-аэробике есть определенные термины, обозначающие шаги при выполнении упражнений на степе. Шаги в степ аэробике очень разнообразны.

В степ-аэробике существует два вида шагов:

Шаги без смены лидирующей ноги. Лидирующая нога, это нога с которой вы начинаете выполнять шаг на новый музыкальный такт. Вы можете сколь угодно долго выполнять любые шаги этого вида, и все равно каждый такт будете начинать с одной и той же ноги.

Шаги со сменой лидирующей ноги. При следующем шаге вы будете начинать движение уже с другой ноги.

Шаги:

Степ-тач (step touch) - начинают обычно с приставных шагов на полу, слева направо и наоборот.

Basic step (бэйсик степ) (шаг выполняется на 4 счета) - нашагивание на степ - это самый простой базовый шаг, по сути мы просто поднимаемся на платформу и сходим с нее. Шаг одной ногой прямо на степ-платформу, шаг другой ногой прямо на степ-платформу, шаг первой ногой со степ-платформы, шаг второй ногой со степ-платформы.

Степ-ап (step-up) - нужно наступить сперва правой ногой на угол степ-платформы, а левой лишь коснуться носком. Затем левой ступить полностью, а правый носок поставить позади левой. После возвращаться на пол и чередовать ноги. При этом шаге нужно держать равновесие, так как одна упор идет на одну ногу. Нельзя перекашиваться на одну из сторон.

Шаг-колено - Правую ногу нужно поставить на степ, левую же согнуть в колене и приподнять к животу. Движения должны быть как можно более естественными и не стоит перекидываться на одну сторону и выворачивать колено. Нога направлена прямо, корпус при подъеме колено стремиться чуть вперед.

Шаг-кик (Step kick) - шаг на платформу правой ногой, левую резко выбросить вперед, имитируя удар (ногу высоко не поднимаем)

Шаг-бэк (step-back) - шаг одной ногой на степ платформу, вторую ногу за счет напряжения ягодичных мышц поднимите назад (захлест голени). Это упражнение отлично укрепляет ягодицы в движении.

Ви-степ (V-step) - шаг, который напоминает собой букву V, для этого нужно шагнуть поочередно на степ двумя ногами на противоположные уголки степа. Поочередный шаг ногами на противоположные углы платформы, ноги движутся как бы по верхним углам английской буквы V.

Бейсик-овер (basic-over) - для этого нужно шагнуть правой ногой на степ платформу, левую приставить, спуститься со степа с другой стороны, повернуться к левому краю степа и повторить с другой ногой.

Мамбо - танцевальное движение - пока левая нога находится на полу, правая зашагивает на степ, делая упор и ставя точку и сразу же делая шаг с точкой назад.

Straddle (Стредл ап) (шаг выполняется на 8 счета) - шаги – ноги вместе, ноги врозь. Шаг на выполняется следующим образом: поднимаемся на степ-платформу, ставим поочередно ноги на пол с одной и с другой стороны платформы, снова поднимаемся на платформу, возвращаемся на исходную позицию.

Turn step (Тёрн степ) шаг с поворотом - стойка боком к платформе. Это тот же самый basic-step, только спускаемся со степ платформы мы не назад, а вбок. Шаг правой на платформу, шаг левой на платформу, с поворотом спиной к основному направлению (продольно платформе) стойка ноги врозь. Шагом правой назад в диагональном направлении (разворачиваясь по диагонали, шаг правой назад с платформы, приставить левую к правой (исходное положение).

Ове зе топ (over the top) - Шаг через платформу. Исходное положение - в продольной стойке, боком к платформе. Шаг левой в сторону стать на платформу, приставить правую. Шаг левой ногой сойти с платформы (по другую сторону, приставить правую на полупальцы к левой ноге.

Cha-cha-cha (ча-ча-ча) - шаги с переступанием с ноги на ногу, для смены ноги.

Танцевальные этюды или танцевальная игра – это возможность посредствам физической тренировки разогреть тело и открыть его для движения, а так же снять психическое напряжение, которое препятствует выражению детских чувств. Она оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряжение, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях, снимая опасность социально значимых последствий.

Вот несколько танцевальных этюдов которые я использую во время проведения степ- аэробики.

Цыганский этюд

Цыганский этюд – построен в цыганском характере. Используется цыганская музыка в умеренном темпе. Применяются основные шаги при работе на степ – платформе:

Поочередное вхождение на степ правой и левой ногами;

Полное вхождение на степ обеими ногами;

Повороты на месте вокруг себя на степе влево и право;

Приставной шаг со степа по сторонам, одна нога выносится на каблук или с небольшим ударом остается на степе. Исполняется в обе стороны;

Поворот на степе вокруг себя в обе стороны с быстрым выбросом ног вперед;

Схождение со степа одной ногой назад, в сторону, вперед. Исполняется с обеих ног;

Хождение вокруг степа, поднятие на степ с боку в медленном темпе, схождение со степа в бок в медленном темпе, прыжок с разворотом корпуса;

Подбивочка из стороны в сторону на степе, схождение со степа одной ногой, другая остается на степе.

В движение ног добавляются руки, цыганская манера исполнения. Работа рук, тряска кистей по сторонам, с медленным подъемом вверх. Движение плечами отрабатывается отдельно от всех и более тщательно – включается в этюд по желанию педагога.

Упражнение “Цветок”.

Дети становятся на колени на степ и закрываются, спина смотрит вверх, растягивая мышцы спины, голова касается степа, руки обхватывают голову.

Педагог рассказывает, что они цветы, которые на ночь закрываются, а когда наступает утро, цветы раскрываются и тянут к солнышку свои лепестки.

При словах: “наступает утро”, дети должны лечь на спину на пол, раскрыть в стороны руки и ноги. На словах “тянут к солнышку лепестки”, поднимают поочередно ноги и руки вверх – при этом должны ими немного потрясти.

Идет снятие напряжение с конечностей ребенка после “Цыганского этюда”.

Этюд “Ритм”.

Педагог отбивает ритм бубном. При проучивании педагог должен устный счет и ритм бубна совмещать, при дальнейшем исполнении дети сами считают.

Дети исполняют различные упражнения на координацию, четкость исполнения, технику, быстроту реагирования, умение считать, слушать ритм бубна.

Переложить мяч или кубик небольшого размера из руки в руку через верх;

Разворот корпуса, ноги остаются на месте, руки раскрыты по сторонам, переложить предмет впереди себя;

Сделать поворот на месте на степе, переложить предмет и раскрыть руки в сторону:

Сделать шаг со степа в сторону, руки раскрыть в стороны, шаг на степ, предмет переложить в другую руку перед собой;

Сделать шаг со степа назад, руки раскрыты в стороны, шаг на степ, предмет переложить перед собой;

Сделать поворот на степе вокруг себя, предмет переложить над головой;

Переложить предмет под коленом поднятой и согнутой ноги в колене, руки раскрыть в стороны;

Подкинуть на небольшую высоту предмет и поймать.

Этюд выполняется на степе, что дает усложненность для выполнения: сохранение равновесия, координации, устойчивости.

Подвижные игры с использованием степ платформы

Традиционные и всем знакомые подвижные игры так же можно разнообразить используя степы. Вот например некоторые игры которые я использую в заключительной части занятия степ- аэробикой.

«Пингвины на льдине»

Дети – «пингвины» бегают свободно по залу. Степы – «льдины» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на льдину, то есть встанет на степ, ловить его не разрешается.

«Уголки»

Дети – мышки находятся в своих домиках – уголках (стоят на стенах). Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к одному из них и говорит:

«Мышка, мышка,

продай мне свой уголок»

Ребенок отказывается, водящий идет к другому. В это время мышки меняются местами, а водящий старается занять освободившееся место. Если это удается, оставшийся без уголка, занимает его место в кругу. Если водящему не удается долго занять уголок, по сигналу «кошка!», все одновременно меняются местами. Мышкам нельзя долго сидеть в своем уголке до перебежки можно договориться с тем, с кем хочешь поменяться местами.

«Бездомный заяц»

Степы расположены произвольно по залу на один меньше, чем количество участников в зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу. По команде «Все в дом!» - дети встают на любой степ. «Бездомным зайцем» является тот ребенок, который не занял степ. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество степов сокращается на один.

«Лиса и тушканчик»

Выбирается один ребенок – «лиса», задача которого – переловить всех других детей – «тушканчиков». По команде: «День!» «тушканчики» спрыгивают со степов (выбегают из норок) прыгают, бегают по залу, кто куда хочет. По команде «Ночь!» - запрыгивают, встают на степ и замирают. «Лиса может съесть любого кто пошевелился».

«Паук и мухи»

В одном из углов зала обозначается обручем место, где живет «паук» (водящий). Остальные дети изображают мух, степы – домики мух. По сигналу играющие разбегаются по всему залу – мухи летают, жужжат. Паук в это время находится в своем домике. По сигналу «Паук!» мухи разбегаются по своим домикам и замирают. Паук выходит, смотрит. Того, кто пошевелится, паук отводит к себе в дом. Подсчитывают количество проигравших, выбирается другой водящий, и игра возобновляется.

«Не оставайся на земле»

Выбирается ловишка. Дети бегают по залу. По сигналу «лови» все должны быстро подняться на степы. Ловишка ловит те, кто остался на полу. При повторении выбирается новый ловишка. Все дети участвуют в игре.

«Перемени предмет»

За линией 5-6 детей, в руках у каждого предмет (мяч). На другом конце зала на степах лежат по одному кубику. По сигналу «Бегом!» дети быстро бегут к степам кладут мяч, берут кубик и быстро возвращаются на свое место.

«Липкие пеньки»

По залу расставлены степы («пеньки»). Дети стоят на них. Выбирается водящий, у него в руке мяч. После слов «Раз, два, три – лови!» игроки перебегают с пенька на пенек, а водящий бросает мячом в них. Если он попадает мячом в игрока находившегося на полу, то тот становится водящим. Долго стоять на пеньке нельзя – прилипнешь.

Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод что, целенаправленная работа с использованием степ-платформ позволяет достичь следующих результатов:

1. Укрепление здоровья:

Способствует оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;

Формирует правильную осанку;

Содействует развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем;

Развивает потребность в систематических занятий спортом.

2. Совершенствование психомоторных способностей:

Развивает двигательные качества: мышление, силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности;

Развивает чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать свои движения с музыкой;

Формирует навыки выразительности, пластичности и грациозности движений;

Развивает чувство уверенности в себе.

3. Повышение эмоционального уровня, психорегуляции:

Воспитывает умение эмоционального выражения, закрепощенности и творчества в движении;

Развивает чувство товарищества и взаимопомощи;

Воспитывает коллективные движения (синхронность).

Введение

По степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.

В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные и подвижные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести утреннюю гимнастику и ритмическую гимнастику.

Утренняя гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Особенность ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на детский организм. Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему; наклоны и приседания - на двигательный аппарат, методы релаксации и внушения - на центральную нервную систему. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии - выносливость, танцевальные - пластичность и т.д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия ритмической гимнастикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений. Серия упражнений партерного характера (в положении лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения. ЧСС не превышает 130 уд./мин., т.е. не выходит за пределы аэробной зоны. Таким образом, работа в партере носит преимущественно
аэробный характер. В серии упражнений, выполняемых в положении стоя, упражнения для верхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130 уд./мин., танцевальные - до 150, а глобальные (наклоны, глубокие приседания) - до 160 уд./мин. Наиболее эффективное воздействие на организм оказывают серии беговых и прыжковых упражнений.

На занятиях оздоровительной направленности выбор темпа движений и серий упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка носила в основном аэробный характер (с увеличением ЧСС в пределах 130-150 уд./мин.). Тогда наряду с улучшением функций опорно-двигательного аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах, гибкости) возможно и повышение уровня общей выносливости, но в значительно меньшей степени, чем при выполнении циклических упражнений.

Описанные выше формы оздоровительной физической культуры в детском саду (с использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ.

Ведущая роль в этом принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости у детей.

Аэробика - это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20-30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Различия отдельных видов циклических упражнений, связанные с особенностями структуры двигательного акта и техникой его выполнения, не имеют принципиального значения для достижения профилактического и оздоровительного эффекта. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что все перечисленные выше формы оздоровительной физической культуры положительно влияют на организм ребенка. Но наиболее эффективно - аэробика.

Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, изготовили для детей индивидуальные снаряды - степы.

Степ - это ступенька высотой не более 8 см, шириной - 25 см, длиной - 40 см, легкий и обтянутый мягким дерматином.

Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:

В форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 мин.;
- как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
- в показательных выступлениях детей на праздниках;
- как степ-развлечение.

Один комплекс степ-аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться.

При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т.е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150-160 уд./мин.

Комплексы степ-аэробики оздоровительно-тренирующей
направленности для старших дошкольников

Комплекс № 1

В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы. Под бодрую, ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. (Дети в облегченной одежде, босиком.)

Подготовительная часть

1. Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, настроиться.)
2. Ходьба на степе.
3. Приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками.
4. Приставной шаг назад со степа, вперед со степа.
5. Ходьба на степе; руки поочередно вперед, вверх, вперед, вниз.

Основная часть

1. Ходьба на степе, руками рисуя поочередно большие круги вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки.
2. Шаг на степ - со степа, кистями рук рисуя маленькие круги поочередно вдоль туловища.
(1 и 2 повторить три раза.)
3. Приставной шаг на степе вправо-влево, прямые руки, поднимая одновременно вперед-вниз.
4. Приставной шаг на степе вправо-влево с полуприседанием (шаг - присесть); кисти рук, согнутые в локтях, - к плечам, вниз.
5. Ходьба на степе, высоко поднимая колено, одновременно выполняя хлопки прямыми руками перед собой и за спиной.
6. Шаг на степ - со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной.
(3, 4, 5 и 6 повторить 3 раза.)
7. Бег на месте на полу.
8. Легкий бег на степе.
9. Бег вокруг степа.
10. Бег врассыпную.
(7, 8, 9 и 10 повторить 3 раза.)
11. Обычная ходьба на степе.
12. Ходьба на носках вокруг степа, поочередно поднимая плечи.
13. Шаг в сторону со степа на степ.
14. Ходьба на пятках вокруг степа, одновременно поднимая и опуская плечи.
15. Шаг в сторону со степа на степ.
16. «Крест». Шаг со степа - вперед; со степа - назад; со степа - вправо; со степа - влево; руки на поясе.
17. То же, выполняя танцевальные движения руками.
18. Упражнение на дыхание.
19. Обычная ходьба на степе.
20. Шаг со степа на степ, руки вверх, к плечам.
21. Ходьба вокруг степа на полусогнутых ногах, руки на поясе.
22. Ходьба врассыпную с хлопками над головой.
23. Шаг на степ со степа.
24. Перестроение по кругу. Ходьба на степе в кругу.

25. Мах прямой ногой вверх-вперед (по 8 раз).
26. Ходьба змейкой вокруг степов (2-3 круга).
27. Мах прямой ногой вверх-вперед, руки на поясе (по 8 раз).
28. Бег змейкой вокруг степов.
29. Подвижная игра «Цирковые лошадки».
Круг из степов - это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошадки на учении»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, затем на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло», степов должно быть на 2-3 меньше количества детей). Игра повторяется 3 раза.
Дети убирают степы в определенное место и берут по коврику, которые раскладывают по кругу и садятся на них.
30. Упражнения на расслабление и дыхание.

Комплекс № 2

Степы расположены в хаотичном порядке.

Подготовительная часть

1. Одновременно с ходьбой на степе выпрямить руки вверх, разжимая кулаки, посмотреть на них; руки к плечам, кисти сжать в кулаки.
2. Шаг на степ - со степа, бодро работая руками.
3. Одновременно с ходьбой на степе раскачивать руки вперед-назад с хлопками спереди и сзади.
4. Ходьба на степе, поворачиваясь вокруг себя со свободными движениями рук. (В одну и другую сторону.)
5. «Крест». (Повторить 2 раза.)

Основная часть

1. Одновременно с ходьбой на степе скрестить согнутые руки перед собой, хлопнуть одновременно левой кистью по правому плечу, а правой - по левому плечу.
2. Шаг со степа в сторону, чередуется с приседанием, поднимая руки вперед.
3. Одновременно с ходьбой на степе поднять руки через стороны вверх и хлопнуть над головой.
4. Шаг со степа на степ, поднимая и опуская плечи.
5. Ходьба врассыпную переменным шагом, выполняя руками танцевальные движения.
(Повторить 2 раза.)
6. Сидя на степе, скрестив ноги, руки на поясе. Наклониться вправо, влево.
7. И.п. - то же. Взмахнув руками вперед, быстро встать, вернуться в исходное положение.
8. Стоя на коленях на степе, руки на поясе; опуститься на пятки, руки в стороны, вернуться в исходное положение.
9. Ходьба на степе, бодро работая руками.
10. Ритмические приседания и выпрямления на степе, руки в свободном движении.
11. Кружение на степе, руки в стороны, в одну и другую стороны.
12. Повторить № 10.
13. Кружение с закрытыми глазами.
14. Шаг на степ - со степа.
15. Бег врассыпную с выполнением заданий для рук.
16. Повторить № 1.
17. Легкий бег на степе чередуется с ходьбой 2 раза.
18. Прыжки, стоя боком на степе, руки на поясе; ноги врозь на пол, ноги вместе, вернуться в исходное положение.
19. Шаг на степ - со степа.
20. Повторить № 18 в другую сторону.
21. Ходьба на степе.
22. Подвижная игра «Физкульт-ура!».
Дети переносят степы для игры в разные места, расположив их в две шеренги по разные стороны площадки. На одной стороне на один степ меньше. Сами становятся туда, где степов больше, по два человека на степ. Это линия старта. На противоположной стороне - финиш. Ребята говорят:

«Спорт, ребята, очень нужен.
Мы со спортом крепко дружим,
Спорт - помощник!
Спорт - здоровье!
Спорт - игра!
Физкульт-ура!»

С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу. Проигрывают те, кто не успел занять степ. Побеждают те, кто в числе первых занял степ. (Игру повторить 3 раза.)
23. Игры и упражнения на релаксацию.

Комплексы для утренней гимнастики на степах можно составлять, используя вышеуказанные упражнения. Например, комплекс утренней гимнастики на степах (для старших дошкольников ).
Степы раскладываются в три ряда

1-я часть.

Ходьба и бег в колонне по одному вокруг степов.
Ходьба и бег змейкой вокруг степов. Ходьба с перешагиванием через степы. Перестроение тройками к степам.

2-я часть.

1. И.п.: стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой на месте раскачивать руки вперед-назад с хлопками спереди и сзади (10 раз).
2. И.п.: о.с., шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в исходное положение; то же влево. (По 5 раз.)
3. И.п.: стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты вправо и влево со свободными движениями рук (10-12 раз).
4. И.п.: стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками (10-12 раз).
5. Сидя на степе, скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену, касаясь его лбом (помогать себе руками).
6. И.п.: о.с. на степе, взмахивать прямой ногой вперед, делать под ногой хлопок (10-12 раз).
7. Прыжки обычные на степе чередуются с ходьбой 2 раза.

Комплекс № 3

В хорошо проветренном зале на полу в три ряда разложены степ-доски. (Дети занимаются босиком, в облегченной одежде.)

Подготовительная часть (1-й музыкальный отрезок)

1. Наклон головы вправо-влево.
2. Поднимание плеч вверх-вниз.
3. Ходьба обычная на месте на степе.
4. Приставной шаг вперед со степа на пол и обратно на степ.
5. Приставной шаг назад.
6. Приставной шаг вправо (влево) со степа, вернуться в и.п.
7. Приставной шаг вперед-назад; вправо-влево.
8. Ногу назад, за степ-доску - руки вверх, вернуться в и.п.
9. Выпад ногой вперед, руки в стороны.

Основная часть (2-й музыкальный отрезок)

1. Правую ногу в сторону, за степ; правую руку в сторону. Левую ногу в сторону, левую руку в сторону. Вернуться в и.п.
2. Правую (левую) ногу вперед перед степом поставить на носок, правую (левую) руку резко вытянуть вперед. Вернуться в и.п.
3. То же вправо-влево от степ-доски. Назад от степ-доски.
4. Правую (левую) ногу поставить резко вперед; вправо (влево); назад и вернуться в и.п.
5. Полукруг. Нарисовать правой (левой) ногой полукруг вокруг степ-доски; вернуться в и.п.
6. Приставной шаг на степ-доске с полуприседанием (упражнения повторить два раза).

(3-й музыкальный отрезок)

7. Поворот вправо (влево), ногу назад за степ-доску, руки в стороны; вернуться в и.п.
8. Стоя на полу перед степ-доской, поставить правую (левую) ногу на степ, руки резко вверх; вернуться в и.п.
9. И.п. то же. Выпад правой (левой) ногой на степ, ладони на колено; вернуться в и.п. (упражнения повторить два раза).
10. Выпады ногой вправо; влево; назад, стоя на степ-доске.

(4-й музыкальный отрезок)

11. «Покачивания».
12. Беговые упражнения.
13. Полуприседания с круговыми движениями руками.
14. Беговые упражнения.

(5-й музыкальный отрезок)

15. Прыжковые упражнения.
16. Кружение на степ-доске в правую и левую стороны вокруг себя, руки в стороны.
17. Прыжковые упражнения.
18. Ходьба вокруг степ-доски на полусогнутых ногах, руки на поясе.
19. Ногу вперед, за степ-доску, руки резко в стороны; вернуться в и.п.

(6-й музыкальный отрезок)

20. Ходьба обычная на месте.
21. Шаг вперед; шаг назад; ноги ставить широко.
22. Перестроение со степами в круг. Ходьба на степах на месте.
23. Взявшись за руки, приставной шаг вправо по кругу.
24. И.п. то же; четыре шага вперед-назад.
25. Упражнения на восстановление дыхания. (Длительность занятия 30-35 мин.)

Комплекс с мячами малого диаметра для детей подготовительной к школе группы

1-й музыкальный отрезок. Вводная часть.

Упражнения у стены для формирования правильной осанки (3-4 упр.). Ходьба в колонне в чередовании с бегом; ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы; бег змейкой между степ-досками и перепрыгиванием (перешагиванием) через них; ходьба по коррекционным дорожкам (во время ходьбы дети берут правой рукой мяч малого диаметра); перестроение в три звена к степ-доскам (заранее разложенным); ходьба на месте: поворот к степ-доскам.

Основная часть делится на четыре музыкальных отрезка. Упражнения на степ-досках с малым мячом:

2-й музыкальный отрезок.

1. И.п.: стоя на степе, мяч в правой руке. Шаг со степа вперед, мяч переложить над головой в другую руку; вернуться в и.п.
2. И.п.: то же. Шаг со степа назад, мяч переложить над головой в другую руку; вернуться в и.п.
3. И.п.: то же. Шаг вперед, шаг назад, мяч перекладывать над головой из руки в руку.
4. И.п.: о.с. на степе, мяч в правой руке. Правую (левую) ногу вынести вперед на носок перед степом, одновременно вынести вперед правую (левую) руку с мячом; вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.
5. И.п.: о.с. Выполняется то же движение вправо (влево) от степа.
6. И.п.: о.с. То же - назад от степа.
7. И.п.: о.с. на степе, руки в стороны, мяч в правой руке. Выпад вправо (влево) от степа, три покачивания, вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.

3-й музыкальный отрезок.

1. И.п.: о.с. на степе, руки вперед, мяч в правой руке. Поворот направо (налево), поднимаясь на носки и отводя правую (левую) руку с мячом назад. Вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.
2. И.п.: то же. Тот же поворот вправо (влево), но ногу ставить за степ-доску поочередно. Поворот направо - правую ногу: поворот налево - левую ногу.
3. И.п.: о.с. на степе. Выпад правой (левой) ногой вперед за степ-доску; руки вперед; мяч переложить; вернуться в и.п.
4. И.п.: о.с. на степе, мяч в правой руке. Правую (левую) ногу вынести назад за степ и поставить на носок; руки поднять вверх, мяч переложить; вернуться в и.п.
5. И.п.: о.с. перед степом, мяч в правой руке. Шаг на степ, мяч переложить над головой; вернуться в и.п.

4-й музыкальный отрезок.

1. Бег на месте, на степ-доске.
2. И.п.: о.с. на степе, руки вверху над головой, мяч зажат между ладонями. Кружиться на носках вокруг себя, одновременно ладонями «растирать» мяч.
3. Бег вокруг степ-доски в правую и левую стороны.
4. Повторить упр. № 2.
5. И.п.: о.с. на степе. Бросание мяча вверх и ловля его после хлопка.
6. То же, сидя на степ-доске, ноги в стороны.
7. И.п.: о.с. на степ-доске, мяч в правой руке. Бросание мяча о пол и ловля одной рукой, поочередно правой и левой рукой.
8. То же, сидя на степ-доске, ноги в стороны.
9. И.п.: о.с. на степ-доске, мяч в правой руке. Перебрасывать мяч из руки в руку, переминаясь с ноги на ногу.

5-й музыкальный отрезок.

1. И.п.: о.с. на степ-доске, мяч в правой руке. Прыжком - ноги врозь, за степ в разные стороны; мяч переложить в другую руку; прыжком вернуться в и.п.
2. Ходьба на степе, «растирая» мяч в ладонях.
3. И.п.: правая нога - на степе, левая - на полу слева от степа, руки в стороны, мяч в левой руке. Прыжком сменить положение ног, мяч переложить в другую руку.
4. Повторить № 2.
5. Ходьба на месте, на степ-доске.
6. Перестроение в колонну по одному, мяч положить на место.
7. Перестроение в три звена к степ-доскам. Взять степы.
8. Перестроение в круг. Положить степ-доски по кругу.
9. Ходьба на месте на степ-доске.
10. Шаг назад-вперед.
11. Приставной шаг вправо по кругу, до возвращения на место.

Заключительная часть.

6-й музыкальный отрезок (музыка для релаксации ).

Игра-медитация «У озера». Круг из степов - озеро. Дети в нем «плещутся», «охлаждаются», «брызгаются», опускают ноги и отдыхают.

В чём преимущества степ-аэробики перед обычной аэробикой? «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг». Шаговая аэробика не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что нужно, - это уметь красиво двигаться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Степ-аэробика в ДОУ»

В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям.

Объём ныне используемых оздоровительных упражнений в практике нашего детского сада весьма большой. Упражнения разнообразны по форме, содержанию и степени воздействия на организм ребёнка, но по результатам диагностики за последние два года наблюдается снижение уровня развития физических качеств, особенно координации движений, и катастрофически уменьшается число здоровых детей.

В тоже время старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности и благоприятным для развития многих физических способностей, в том числе координационных, а так же способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.

В условиях возрастания объёма учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребёнка-дошкольника. Он всё больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач.

Цель моего мастера-класса : Распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в проведение степ-аэробики.

Задачи: - Передать способы методических приёмов в овладение детьми основных шагов в степ-аэробике;

- создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой). Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус.

В чём преимущества степ-аэробики перед обычной аэробикой? «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг». Шаговая аэробика не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что нужно, - это уметь красиво двигаться. Степ-аэробика интересна и разнообразна, в движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.

Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:

В форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 минут;

Как часть занятия (продолжительностью от 10 до 15 минут;

В форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

В показательных выступлениях детей на праздниках;

Как степ-развлечение.

На занятиях по степ-аэробике решаются следующие задачи:

  1. Укрепление здоровья:
  • Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;
  • Повышать работоспособность и двигательную активность;
  • Формировать правильную осанку;
  • Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем;
  • Развивать потребность в систематических занятиях спортом.
  1. Совершенствование психомоторных способностей:
  • Развивать двигательные качества: мышечную силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности;
  • Развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умения согласовывать движения с музыкой;
  • Способствовать улучшению психического состояния, снятию стрессов;
  • Формировать навыки выразительности, пластичности и грациозности движений;
  • Развивать чувство уверенности в себе.
  1. Повышение эмоционального уровня, психорегуляция:

Ход совместной двигательной деятельности

«Весёлая степ-аэробика»

1 часть. Дети входят в зал. Построение в шеренгу.

Ведущий: Здравствуйте. Я очень рада встрече с вами!

По порядку становитесь, подтянитесь, не ленитесь!

Внимание! Внимание! Спешу вам сообщить.

На степ - аэробику хочу вас пригласить.

Ведущий: Ребята, на электронную почту детского сада пришло письмо. Давайте прочитаем его.

Слайд 1 (текст письма):

«Я, ребята, заболел. Целый день не пил, не ел. Не играл, не веселился… Прошу вашей помощи». Клоун Клепа

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему заболел клоун Клепа?

Вы правы, ребята, Клепа заболел, потому что мало двигался, не занимался физкультурой.

И без всякого сомненья есть хорошее решенье.

Чтоб здоровым быть сполна физкультура всем нужна.

От занятий физкультурой будет стройная фигура.

Вы ребятки помогите, всему Клепу научите. Поможем?

Нас на камеру гости снимут, мы видео отправим Клепе.

Пусть не сразу всё даётся, постараться всем придётся!

Все собрались? Все здоровы? Заниматься вы готовы?

У меня спина прямая.

Я наклонов не боюсь.

Выпрямляюсь, прогибаюсь.

Поворачиваюсь.

Ходьба «змейкой» между рядами степов.

Ходьба на пятках, руки на поясе.

Ходьба на носках, руки на поясе.

Ходьба, обходя «змейкой» каждый степ.

Бег с захлёстыванием голени назад (покажи пятки).

Бег с выбрасыванием прямых ног вперёд (покажи носочки).

Ходьба по кругу, вокруг степов.

2 часть (на степах).

Степ - платформы есть у нас, мы покажем мастер класс!

Под песню Барбарики «Доброта»

Поскоки. Наклон и повороты головы.

Поочерёдно ставить носок ноги на угол стэпа, руки на поясе по 4р.

Шаг на степ с движениями рук вперёд, вверх, в стороны, вниз. 2р.

Ходьба на степ, взмах руками, наклон головы. По 2 р.

Шаг со степа вперёд, руки на поясе. 2р. правой ногой, 2р. левой.

Шаг со степа назад, руки на поясе. 2р. правой ногой, 2р. левой.

Шаг со степа в сторону, руки в сторону, и.п. руки к плечам.

2р. вправо, 2р. влево.

Шаг на степ, руки вверх, шаг со степа, руки вниз. По 2 раза с каждой ноги

Шаг со стэпа, пятку на стэп.2р

Шаг на степ колено, руки на поясе. По 3 раза с каждой ноги

Шаг на степ, выпад в сторону, руки в стороны. По 2 раза с каждой ноги

Шаг на степ выбрасывание колен вверх, руки согнуты в локтях. По 3 раза с каждой ноги

Стоя коленями на степе, руками опереться на пол перед степом,

прямую ногу вытянуть назад. 4 маха вверх правой ногой, 4 левой.

Сидя на степе, опираясь сзади руками, поочерёдно

поднимать и опускать вытянутые ноги, с хлопком под коленом8р.+ «велосипед» ногами.

Поскоки, чередовать с ходьбой.

Степы поставить по кругу и встать на них.

Ведущий: Чтобы ловкость испытать, надо срочно поиграть.

Игра малой подвижности. Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка “Итальянская полька” С. Рахманинов (дети располагаются по кругу на степах).

Ведущий: Чтоб проворным стать атлетом проведём мы эстафету.

Вы в колонны становитесь и немножко подтянитесь.

Все готовы? В добрый час, посоревнуемся сейчас!

Степы поставлены в 2 ряда по 4 степа.

Девочки встают в одну колонну, мальчики в другую. (Музыка).

Прыжки через степы с мячом в руках, обратно катить мяч по полу и передать следующему, встать в конец колонны.

Бег змейкой вокруг степов с мячом в руках, обратно прямо, мяч передать следующему и встать в конец колонны.

3 часть. Релаксация “Спинка отдыхает”.

Занимались мы, играли и немножечко устали.

Сядем дружно мы в кружок, отдохнём с тобой дружок. (Музыка)

Хватит спинку качать,

Надо лечь и отдыхать.

Я на коврике лежу, прямо в потолок гляжу

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки,

Спинка ровная, прямая и всегда будет такая!

Рефлексия:

Ведущий: Ребята, вам интересно было заниматься на степах?

Молодцы, все старались! А всё ли у нас сразу получалось? Значит надо ещё тренироваться! Чему новому научились?

Заключение:

Наблюдая за вами в процессе нашей работы, я с уверенностью могу сказать, что вы справились с техникой овладения степ - аэробики.

Вы все гибкие, стройные, подтянутые. Видео можно отправить и самим посмотреть.

А теперь, я бы хотела узнать ваше мнение. Кто считает проведённый мною мастер класс плодотворный, встаньте на степы.

Ну - ка дружно выходите и меня вы удивите!

Литература

Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников// Дошкольное образование, 2008 №5

Кузина И. Степ-аэробика не просто мода// Обруч 2005 №1.

Долгорукова О. Фитнес-аэробика// Обруч 2005 №6

Белова Т.А. Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2009 №7

Барабаш Т.Л. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2011 №12









Для укрепления здоровья детей Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата Повышать работоспособность и двигательную активность Формировать правильную осанку Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем Развивать потребность в систематических занятиях спортом


Для совершенствования психомоторных способностей Развивать двигательные качества: мышечную силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности Развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умения согласовывать движения с музыкой Развивать чувство уверенности в себе






Значение степ- аэробики Стойкий интерес к занятиям физической культуры Развитие уверенности, ориентировки в пространстве Развитие общей выносливости Совершенствование точности движений Воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы, гибкости, пластичности Эффективность физической нагрузки


Программа построена на общепринятых принципах Принцип систематичности и последовательности-непрерывность материала и его повторение Принцип постепенности Принцип индивидуальности Принцип доступности Принцип чередования нагрузки Принцип наглядности Принцип сознательности и активности


Держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными, колени расслабленными Избегать перенапряжения в коленных составах; Избегать лишнего прогиба спины Не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом При подъёме или опускании всегда использовать безопасный метод подъема Стоя лицом, подниматься, работая ногами, но не спиной


Правила техники выполнения степ - тренировки Выполнять шаги в центр степ - платформы Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг Опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степ - платформы Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног Не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами











Классификация упражнений направления вертикального перемещения (вверх или вниз) шаги вверх (Up Step) шаги вниз (Down Step) ведущей ноги с одной и той же ноги со сменой ног наличия или отсутствия вращательного момента вокруг продольной оси, что позволяет разделять элементы на следующие два вида без поворота с поворотом наличия или отсутствия опорной фазы, что позволяет классифицировать движения на шаги подскоки и скачки





Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Светлячок»

Описание проекта

«Волшебные ступеньки здоровья»

(степ – аэробика в детском саду)

г. Лангепас, 2016 год

Постановка проблемы.

Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

Однако в последнее время отмечается ухудшение здоровья детей, мы живём в Ханты - Мансийском автономном округе, остро чувствуется недостаток в движении из-за климатических условий, как у взрослых, так и у детей. Проблема снижения показателей здоровья воспитанников ставит перед специалистами учреждения задачу поиска современных подходов к решению задач по изменению сложившейся ситуации. С нашей точки зрения наиболее эффективный путь – это использование современных оздоровительных программ и новейших технологий, применение нетрадиционного оборудования.

Среди множества форм физического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день особое место занимает определённый вид фитнеса - степ-аэробика – эффективная физкультурно-оздоровительная методика.

Особенность степ – аэробики состоит в том, в ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на детский организм. У детей формируется устойчивое равновесие, развивается ориентировка в пространстве, общая выносливость, совершенствуется точность движений. Воспитывается ловкость, быстрота, сила, выносливость, а значит, и сопротивляемость организма. Но самое главное достижение степ - аэробики – её оздоровительный эффект и положительные эмоции детей.

Использование степ - платформ позволяет сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физической культурой, своим достижениям, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.

Степ – аэробика будет использоваться в различных вариантах: в форме полных занятий оздоровительно - тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста в рамках работы спортивной секции; как часть непосредственно образовательной деятельности в старших и подготовительных группах; в показательных выступлениях детей на праздниках и развлечениях.

В учреждении планируется создание семейного клуба «Шагаем вместе!», где родители вместе со своими детьми будут заниматься степ – аэробикой в спортивном зале на базе детского сада.

Для педагогов учреждения будут организованы занятия серии «Снимаем стресс», где педагоги с помощью степ – платформ не только повысят свои физические качества, но и стрессоустойчивость, ведь физическая нагрузка, сопровождаемая музыкой, позволяет освободиться от напряжённости и беспокойства, способствует эмоциональной стабильности и устойчивости, а также сплочению педагогического коллектива.

Таким образом, внедрение степ – аэробики в детском саду будет способствовать созданию единого образовательно-оздоровительного пространства для педагогов, детей и родителей.

Цель проекта : укрепление здоровья и развитие физических качеств детей, родителей и педагогов средствами степ – аэробики.

Достижение поставленной цели способствует решение задач проекта:

  • Создать условия для укрепления здоровья и развития физических качеств детей, родителей и педагогов средствами степ – аэробики.
  • Развивать двигательные способности и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата).
  • Укреплять дыхательную, сердечно - сосудистую систему организма, формировать навык правильной осанки через упражнения на степ – платформах;
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности, чувство уверенности в себе.
  • Повышать компетентность родителей и педагогов в вопросах, связанных со здоровьем, чувством собственной ответственности и получением удовольствия от физических упражнений;
  • Повышать стрессоустойчивость педагогов и родителей;
  • Способствовать распространению педагогического опыта работы с использованием степ – аэробики.

Реализация проекта «Волшебные ступеньки здоровья» осуществляется поблочно через различные направления и формы работы.

Рабочий план реализации проекта

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Ф.И.О. исполнителей мероприятий

Источник финансирования

Первый блок - работа с воспитанниками.

Спортивная секция «Волшебные ступеньки здоровья»

Функционирование секции с использованием степ – аэробики «Волшебные ступеньки здоровья»

сентябрь 2016-

май 2017

И.В. Кваша

  • Использование музыкально-игровых комплексов степ – аэробики в непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию с воспитанниками старших и подготовительных групп.

сентябрь 2016-

май 2017

И.В. Кваша

Внебюджетные средства учреждения, 150 тыс. руб.

(приобретение степ – платформ, комплекта интерактивного оборудования )

  • Спортивное развлечение «Волшебный степ»

март

2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

Выступление воспитанников секции в ЛГ МАДОУ ДСОВ №5 «Дюймовочка», ЛГ МАДОУ ДСОВ №9 «Солнышко»

апрель, май

2016

И.В. Кваша,

О.В. Буркова

Без источника финансирования

Физкультурный праздник «Ступенька к здоровью»

май

2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

Второй блок – работа с родителями воспитанников.

Семейный клуб «Шагаем вместе!»

Заседание семейного клуба на тему «Как укрепить здоровье или что такое степ?»

сентябрь

2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

Совместные занятия родителей и детей со степ – платформами в семейном клубе «Шагаем вместе»

сентябрь

И.В. Кваша

Внебюджетные средства учреждения, 150 тыс. руб.

(приобретение степ – платформ, комплекта интерактивного оборудования )

Мастер-класс «Готовим степ-платформы дома»

октябрь

2015

И.В. Кваша

Без источника финансирования

Презентация для родителей «Вдохновение степ – аэробикой»

ноябрь 2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

День открытых дверей «Степ-класс»

январь 2016

И.В. Кваша,

О.В. Буркова

Без источника финансирования

Стенгазета «В мире здоровья»

февраль 2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

Презентация семейных видеороликов «Чему мы научились»

Май 2017

И.В. Кваша

Внебюджетные средства учреждения, 100 тыс. руб.

(приобретение комплекта интерактивного оборудования )

Третий блок работа с педагогическим коллективом.

  • Консультация для педагогов «Производственная степ - аэробика»

сентябрь 2016

И.В. Кваша

Без источника финансирования

  • Серия занятий с использование степ – платформ «Снимаем стресс»

И.В. Кваша

Внебюджетные средства учреждения, 150 тыс. руб.

(приобретение степ – платформ, комплекта интерактивного оборудования )

  • Мастер – класс для инструкторов по физической культуре «Степ – аэробика в детском саду» в рамках городского педагогического сообщества.

Апрель 2017

И.В. Кваша

Без источника финансирования

  • Изготовление буклетов «Занимайтесь степ – аэробикой и будете всегда здоровы!»

Май 2016

И.В. Кваша

Собственные средства

Структура управления проектом

Ожидаемые результаты.

На уровне ребёнка:

  • Произойдёт развитие двигательных способностей и физических качеств детей (быстроты, силы, гибкости, подвижности в суставах, ловкости, координации движений и функции равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);
  • Улучшится здоровье детей – укрепится дыхательная, сердечно - сосудистая системы организма, сформируются навыки правильной осанки;
  • У детей сформируется умение ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку.
  • Сформируется устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности, чувство уверенности в себе.

На уровне родителей воспитанников:

  • Повысится компетентность родителей в вопросах, связанных со здоровьем, чувством собственной ответственности и получением удовольствия от физических упражнений;
  • Повысится ответственность детей и родителей за своё здоровье и физическое состояние;
  • Повысится стрессоустойчивость (физическая нагрузка позволит освободиться от напряжения и беспокойства, будет способствовать эмоциональной стабильности и устойчивости).

На уровне педагогов.

  • Повысится профессиональная компетентность в области оздоровительных программ и новейших технологий физического развития;
  • Повысятся физические качества и стрессоустойчивость.

На уровне учреждения:

  • Повысится открытость учреждения , улучшатся условия для организации эффективной образовательной деятельности по укреплению здоровья детей, появится единое образовательно-оздоровительное пространство для педагогов, детей и родителей.