» »

Правила установки приборов учёта ХВС и ГВС (счётчиков) в квартире: нормативы, рекомендации, ограничения по установке. Счетчики горячей и холодной воды — как часто по закону их надо менять? Своевременная поверка одпу как профилактика одн

27.07.2019

Пользование жилищно-коммунальными услугами в РФ - это специфическая категория правоотношений, в рамках которой права и обязанности имеют как поставщики соответствующих услуг, так и их потребители. Так, начисление платежей по воде сейчас чаще всего осуществляется на основе показаний индивидуальных счетчиков. Основное обязательство, которое возлагается на потребителей воды - обеспечивать своевременную поверку данных приборов. В какие сроки она должна быть проведена? Каков наиболее корректный механизм ее осуществления?

Что такое поверка?

Поверка - это процедура, в рамках которой измеряется точность счетчика. Если она соответствует технологическим критериям, то устройство признается прошедшим поверку и допускается к эксплуатации. Показания счетчиков, которые не поверены, признаются недействительными.

Процедура, о которой идет речь, должна осуществляться с определенной периодичностью. Соответствующие сроки могут быть прописаны в законах, действующих на разных уровнях.

Законодательные сроки поверки: федеральный и муниципальный аспект

Сроки поверки счетчиков воды определены, с одной стороны, на уровне федерального законодательства РФ. При этом критерии для устройств, фиксирующих расход по горячей и холодной воде, разные. Это объясняется технологической спецификой функционирования приборов. Что касается такой процедуры, как поверка счетчиков горячей воды, сроки ее проведения - раз в 4 года. Касательно устройств, измеряющих расход холодной воды, - раз в 6 лет.

С другой стороны, муниципальные органы власти вправе в ряде случаев устанавливать иные критерии. Дело в том, что основной правовой акт, регулирующий то, какой срок поверки счетчиков воды должен быть установлен - Постановление Правительства РФ № 354, которое содержит диспозитивные положения. В законе сказано, что потребитель коммунальных услуг обязан осуществлять поверку - но в сроки, установленные производителем. Как правило, для устройств, измеряющих расход холодной воды, это 4 года, а срок поверки счетчика холодной воды - 6 лет. Но не исключено, что производитель прибора учета укажет иные критерии. Например, некоторые западные бренды, выпускающие счетчики, устанавливают срок поверки в 15 лет и более.

Сроки поверки - в документах

Сроки поверки счетчиков воды, установленные производителем, следует искать в документах, прилагающихся к устройству. Чаще всего это технический паспорт. Как мы определили выше, в соответствии с указанным выше Постановлением Правительства № 354, а также по ГОСТ Р 50193, сроки поверки счетчиков воды должны осуществляться с определенным интервалом - типичные его значения мы также рассмотрели. Теперь мы также знаем, что данные критерии могут корректироваться на уровне муниципальных правовых актов. Но на практике производители счетчиков обычно указывают в технических паспортах устройств именно те сроки, что мы отметили выше.

Отметим, что специфика актуальных технических регламентов - в том, что период между поверками отсчитывается не с момента установки счетчика, а с даты его производства, поскольку соответствующая процедура осуществляется на заводе. Поэтому, если купить устройство, которое залежалось на стенде в магазине, то, возможно, придется заниматься его поверкой ощутимо раньше, чем по срокам, установленным ГОСТ, нормативно-правовыми актами или прописанным в документах.

Обязательна ли поверка?

Да, обязательна. Если закончился срок поверки счетчика воды, то показания устройства признаются недействительными. В результате начисление коммунальных платежей осуществляется не по расходу воды, а по средним показателям в течение полугода, далее - по нормативу, размер которого зависит от количества прописанных жильцов. В ряде регионов РФ - и в этом вновь прослеживается локализация законодательства - установлены иные критерии, в соответствии с которыми ТСЖ и управляющие компании могут, например, исчислять платежи по среднему темпу потребления не за 6 месяцев, а за 3. Могут разниться также, но обычно не слишком значительно, нормативы потребления в различных регионах и муниципалитетах.

ТСЖ предупредит?

Во многих ТСЖ и управляющих компаниях существуют внутренние реестры, в которых отражаются сроки действия поверки счетчиков по квартирам. Некоторые фирмы рассылают потребителям услуг информационные уведомления о том, что необходимо в такие-то сроки осуществить поверку приборов учета. Но есть организации, которые автоматически начинают исчислять платежи за поставку воды, если владелец квартиры не успеет обновить данные о поверке счетчиков.

Как осуществить поверку?

Как осуществляется поверка счетчиков воды? Сроки действия результатов прежней проверки должны быть в силе - это желательно, чтобы избежать возможных расхождений по данным о потреблении с поставщиком коммунальных услуг.

Потребитель должен, прежде всего, осуществить корректный демонтаж функционирующих устройств. Это можно сделать, обратившись к специалистам в ТСЖ или управляющую компанию. Иногда требуется согласовать данную процедуру с фактическим поставщиком коммунальных услуг за 2 рабочих дня до ее проведения. Перед тем как счетчик будет снят, следует зафиксировать его показания и передать поставщику воды.

Фактор аккредитации

Поверку обычно осуществляют лаборатории, аккредитованные управляющей компанией или получившие иной тип разрешения на осуществление деятельности (например, одобренные производителями счетчиков). Устройства необходимо относить туда. Услуги данных структур обычно платные - порядка 200-300 руб. за одно устройство. Срок поверки счетчиков воды в лаборатории обычно не превышает одного рабочего дня, но есть организации, выполняющие соответствующую услугу в течение нескольких часов. Рекомендуется обращаться в лаборатории, которые имеют разрешение, выданное Росаккредитацией.

После того как устройства прошли поверку в лаборатории, необходимо вновь установить их на водопроводную систему. Для этого следует обратиться в ТСЖ или управляющую компанию и вызвать специалиста, который осуществит монтаж счетчиков, опломбирует их и составит акт о том, что устройство допущено в эксплуатацию.

Возможен также вызов представителей лаборатории, занимающейся поверкой счетчиков, на дом. Но эта услуга дороже, чем расценки для потребителей, которые сами привозят устройства на поверку. Современные лаборатории обычно оснащены мобильными приборами, которые позволяют осуществлять поверку без снятия счетчика - посредством измерения потока воды через кран.

Взаимодействие с поставщиком после поверки

Как только все необходимые процедуры, связанные с поверкой, завершены, то в ТСЖ или управляющую компанию необходимо направить документ, в соответствии с которым организация должна будет исчислять платежи за воду на основании индивидуальных показаний потребления. Обычно это заявка с указанием Ф. И. О. владельца квартиры, его паспортных данных, контактного телефона, даты ввода счетчика в эксплуатацию, сведений об устройстве (заводской номер, а также тип). Указываются также данные об организации, которая установила устройство, текущие показания измерений, дата проведения следующей поверки. В некоторых случаях требуется также предоставление в ТСЖ или управляющую компанию копии техпаспорта счетчика. Обновить сведения о поверке счетчика, установленного в квартире заявителя, поставщик должен в течение 15 дней. Если этого сделано не будет, то счетчик будет, так или иначе, считаться введенным в законную эксплуатацию.

Возможна ли поверка сразу двух счетчиков?

Возможна, и это часто практикуется. Необходимо отметить следующее относительно такой процедуры, как поверка счетчиков горячей воды: сроки ее могут наступать быстрее, чем в отношении приборов учета холодной воды. Но в этом случае владелец квартиры может инициировать поверку обоих устройств одновременно. При этом сроки следующей процедуры соответствующего типа в большинстве случаев будут исчисляться в соответствии с нормами федерального или муниципального законодательства - например, через 4 года для счетчиков горячей воды, через 6 лет - для устройств, фиксирующих расход холодной воды.

Поверка или покупка нового счетчика?

Если сроки проведения поверки счетчиков воды близятся, то владелец квартиры может выбрать альтернативный рассматриваемой процедуре вариант - покупку новых устройств. С точки зрения закона не важно, установлен ли счетчик новый или же поверенный. Главное, чтобы он функционировал, и это было отражено в документах аккредитованных организаций. Цена устройства - в среднем 400-500 руб. Расценки на услуги специалистов по его установке и оформлению в эксплуатацию - еще порядка 1000 руб. Это дороже, чем осуществление поверки, но обычно намного быстрее.

Если владелец квартиры решил установить новый счетчик, то документы, касающиеся его ввода в эксплуатацию, он должен принести в ТСЖ или управляющую компанию. Только после того как соответствующие сведения о приборах учета будут зарегистрированы в организации, платежи за коммунальные услуги начнут исчисляться на основании индивидуальных показаний потребления.

Возможна ли самостоятельная установка счетчика?

Да. Однако из ТСЖ или управляющей компании должен быть вызван человек для осмотра и опломбировки устройства. Согласно действующим законам, плата за соответствующую услугу не должна взиматься. Таковы положения Постановления Правительства РФ № 824, регулирующего правила предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Приобретение нового счетчика: нюансы

Рассмотрим сценарий, при котором срок поверки счетчиков воды уже подошел, но владелец квартиры решил не тратить время на взаимодействие с лабораториями, а приобрести новое устройство. На что следует обращать внимание при покупке счетчиков?

Прежде всего, рекомендуется приобретать устройства в специализированных торговых точках. Обязательно нужно проверить, есть ли в комплектации технический паспорт. Без этого документа счетчик не будет опломбирован представителем ТСЖ или управляющей компании. Можно также отметить - техпаспорт нежелательно терять. Как только подходит срок поверки счетчиков воды, закон предписывает проверяющим лабораториям вносить данные о работе с устройством именно в технический паспорт. Если его не окажется на руках у владельца квартиры, то придется в любом случае покупать другой прибор. Новые сроки поверки счетчиков воды отсчитываются с даты, прописанной в техпаспорте специалистами лаборатории.

Следует по возможности покупать счетчик, который выпущен недавно - выше мы определили, по какой причине. Поэтому обращаем внимание на дату его производства. Указывается она обычно в техпаспорте.

Комплектация - под контролем

Другой важный нюанс - комплектация счетчиков должна быть полной. С устройством должны отпускаться присоединительные элементы - штуцеры, гайки, прокладки и т. д. Специфика комплектации счетчиков также обычно отражается в техпаспорте.

Счетчики могут быть универсальными (рассчитанными на работу при температуре от 5 до 90 градусов) или же предполагающими эксплуатацию только в горячей либо холодной воде. Приобретая устройства, необходимо удостовериться о том, что они подходят для тех или иных целей использования.

Санкции за не прошедший поверку счетчик: теория и практика

Выше мы отметили, каким образом исчисляются платежи за коммунальные услуги, если истек срок поверки счетчика воды. Но на практике работа ТСЖ и управляющих компаний может выражаться в действиях, идущих вразрез с предписаниями законодательства. Изучим специфику подобных прецедентов.

Известны случаи, когда владельцы квартир получали некую штрафную квитанцию, основанием для выставления которой было отсутствие поверенных приборов учета. ТСЖ и управляющие компании, оправдывая свои действия, ссылались на источники права различного уровня.

Однако законодательством РФ не установлено такого понятия, как штраф, в отношении жилищно-коммунальных услуг. ТСЖ и управляющие компании часто используют этот термин для того, чтобы обозначить тот факт, что кубометры начислены альтернативным способом, так как возможности точно подсчитать их в силу отсутствия поверенного счетчика не было.

Юристы рекомендуют обращаться в ТСЖ и управляющие компании за разъяснениями по поводу того, какими законодательными актами руководствовались специалисты организаций при исчислении потребления воды. Критерии, содержащиеся в законах на уровне регионов и муниципалитетов, достаточно редко различаются между собой. Достаточно стандартна формула, при которой норматив по холодной воде определяется как 7 кубометров на одного прописанного человека, по горячей - 5 кубометров. Если ТСЖ или управляющая компания начислили по 10 и более единиц измерения воды, то это повод обратиться к специалистам соответствующих организаций за разъяснениями.

По Москве гуляет миф о том, что Прокуратура Москвы заставила Правительство Москвы отменить обязательную поверку приборов учета воды (индивидуальный прибор учета, ИПУ ХВС и ГВС). Причиной этого мифа стала проверка, проведенная Хорошёвской межрайонной прокуратурой города Москвы, которая выявила, что постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 №77-ПП в части установления сроков поверочных интервалов для приборов учета холодной и горячей воды (ИПУ ХВС и ГВС) не соответствует действующему законодательству. В адрес Правительства Москвы было выдано предписание о необходимости привести в соответствие действующее законодательство, что и было сделано – принято постановление от 26.12.2012 №831-ПП, согласно которому, помимо прочего, вносилось изменение в постановление №77-ПП об отмене ранее установленных сроков межповерочных интервалов ИПУ ХВС и ГВС.

Теперь ещё раз обратите внимание: прокуратура признала не соответствующим действующему законодательству установление сроков поверочных интервалов для ИПУ ХВС и ГВС региональными властями. И это верно. Но здесь нет ни слова о том, что незаконна сама периодическая поверка ИПУ. А поверка ИПУ регулируется уже не региональным законодательством, а федеральным. Основные документы следующие:

Федеральный закон от 26.06.2008г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (с изменениями на 21 июля 2014 года) – документ общего характера по средствам измерения;

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354).

В пункте 34 Правил предоставления коммунальных услуг указано следующее (жирным я выделил основное).

34. Потребитель обязан :
г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета , распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку ;
д) обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета , предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

(При этом решением Верховного Суда РФ от 5 декабря 2014 г. N АКПИ14-1211, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 февраля 2015 г. N АПЛ15-17, подпункт "д" пункта 34 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству в части, возлагающей на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и членов их семей обязанность по обеспечению проведения обслуживания, поверок, замены индивидуальных и коллективных приборов учета)

И ещё обращаю внимание: в случае истечения срока поверки ИПУ, расчёты на основе его показаний ПРИОСТАНАВЛИВАЮТСЯ до момента проведения поверки (подпункт а, пункт 59 Правил предоставления коммунальных услуг).

Таким образом, выводы из указанных документов следующие :

1. Хорошёвская прокуратура города Москвы абсолютно законно потребовала от Правительства Москвы НЕ РЕГУЛИРОВАТЬ межповерочные интервалы для индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС. И Правительство Москвы устранило незаконный пункт регионального законодательства.

2. Потребитель коммунальных услуг ОБЯЗАН поверять используемые ИПУ ХВС и ГВС в сроки, указанные в технической документации к прибору. Как правило, они составляют 6 лет для ИПУ ХВС и 4 года для ИПУ ГВС, но этот вопрос обязательно нужно уточнить, ознакомившись с техническим паспортом прибора.

А поэтому НЕ ВЕРЬТЕ журналистам, которые пишут всякую белиберду, не разбираясь в предмете, и, брызжа слюной, орут, что отменена поверка приборов учёта воды. Это – не так. Кто хочет в этом убедиться – напишите запрос в прокуратуру.

PS. В дополнение. Очень прошу не путать термины «поверка » и «проверка » прибора учета. «Поверка » – это выяснение вопроса насколько верно прибор измеряет, а «проверка » – это выяснение состояния прибора учета, сохранности пломб и тому подобное. «Проверка» упоминается в тех же самих Правилах предоставления коммунальных услуг и сроки там совершенно другие:

34. Потребитель обязан :
ж) допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия , а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев .

Удачи вам и не слушайте всех подряд, а всегда знакомьтесь с нормативными документами.

Потребность в экономии энергетических и природных ресурсов стала причиной появления различных законодательных норм, в том числе и тех, которые обязывают собственников жилья, нежилой недвижимости, производственных, торговых и иных площадей, устанавливать , осуществлять оплату использованной воды, исходя из их показаний.

Законодательное регулирование и ГОСТы

Любой измерительный прибор, используемый в человеческой деятельности, имеет собственный срок, на протяжении которого производитель гарантирует его беспрепятственную работу.

Завершение данного периода может стать причиной мелких технических сбоев, становящихся поводом для искажения тех показателей, которые фиксируются им.

У каждого индивидуального прибора учета коммунальных услуг (счетчика), установленного в квартире, имеется свой срок эксплуатации и .

Срок эксплуатации счетчика и своевременность его поверки могут влиять на размер платы за пользование холодной и горячей водой. Период эксплуатации счетчика указывается в его техническом паспорте .

Периодичность проведения поверки счетчика регламентируют следующие документы:

Что касается сроков поверки водомеров, то приборы, установленные для подачи горячей воды, поверяются раз в 4 года. Аналогичные устройства, измеряющие расход холодной воды, подлежат поверке каждые 6 лет.

Положениями ГОСТа определен период действия приборов учета горячей и холодной воды. Продолжительность срока эксплуатации для счетчиков марки Р50601 – 93 составляет 12 лет.

Но данный показатель для каждого счетчика индивидуален и зависит от конкретной модели прибора. Гарантийный срок на новый счетчик, установленный производителем, составляет 18 месяцев. Так же на продолжительность срока эксплуатации прибора напрямую влияет качество воды. Счетчик будет находиться в рабочем состоянии дольше, если вода соответствует требованиям ГОСТ 2874.

Определение понятий

Наряду с иными приборами, призванными осуществлять измерение каких-либо величин (использования, отпуска, подачи), ПУ водоснабжения имеет индивидуальный временной отрезок использования.

Срок его службы определяется производителем , который делает об этом соответствующее указание в техническом паспорте, передаваемом совместно с прибором. В качестве такого срока необходимо понимать период, в течение которого механизм будет беспрепятственно действовать.

Завершение этого времени свидетельствует о необходимости проведения замены ПУ на новый .

Интервалом поверки именуется период, по истечении которого прибор учета необходимо проверить в части наличия отклонений в работе. Если неисправности не будут выявлены в процессе поверки, специалист ее проводящий сделает заключение о возможности использования счетчика в будущем периоде.

Наличие неисправностей и отклонений влечет за собой потребность в осуществлении замены ПУ.

От чего зависит период использования ПУ, основные причины поломки

Законодателем определена обязательность проведения поверочных процедур.

В ходе их проведения могут быть выявлены определенные отклонения, свидетельствующие о порче учитывающего воду аппарата и невозможности принятия его показаний в качестве действительных.

Стоит отметить, что период действия поверки для ИПУ, учитывающих потребление холодной воды более длительный, чем у аналогичных механизмов, призванных учитывать горячее водоснабжение. Причиной тому служит тот фактор, что первые менее подвержены износу и повреждениям.

Своевременность проведения поверки позволяет вовремя обнаружить неисправность в работе прибора, которая может привести к неправильному расчёту объёмов использованной воды и начислению платы с использованием , установленных на законодательном уровне, по количеству лиц, имеющих регистрацию в жилой недвижимости.

Практика показывает, что существует ряд основных причин , наличие которых влечет за собой выход ИПУ из строя:

  • низкие качественные показатели потребляемой воды, несоответствующее установленным нормам (присутствие в ней твердых частиц и примесей, которые подвергают деформации внутренние элементы механизма);
  • изношенность систем водоснабжения, подвергающая загрязнениям фильтрующие устройства, что чаще всего отмечается в домах старой постройки;
  • сезонные перерывы, характерные для подачи горячего водоснабжения, в результате чего происходит ссыхание частей счетчика и возникает необходимость его замены;
  • так же негативно влияют на состояние ИПУ действия потребителей, направленные на искажение реальных сведений о потреблении, путем установки магнитов.

Что делать пользователю после окончания срока службы ИПУ

При истечении срока эксплуатации ПУ, установленного в квартире, требуется проведение его замены.

Для произведения этой процедуры необходимо снятие устаревшего механизма.

Это можно сделать самостоятельно при наличии специальных знаний и опыта. Обратиться за получением данной услуги можно в или Управляющую компанию.

При самостоятельном снятии у собственника возникает обязанность уведомления управляющего его домом органа о своих намерениях. Это необходимо для того, чтобы контрольные показания, отраженные на старом ПУ, были зафиксированы и по ним были выполнены соответствующие начисления.

Новый расходомер потребует проведения опломбировки , для чего необходимо вызвать специалиста из ТСЖ или организации, осуществляющей управление домом.

Вместе с заявлением об опломбировке в адрес УК или ТСЖ должны быть предъявлены документы, на основании которых можно сделать вывод о собственнике жилья, а также технический паспорт на водомер. Выполнение работы по такому заявлению осуществляется бесплатно.

Досрочная замена

В процессе использования расходомеров может возникнуть ситуация, при которой требуется досрочная замена ИПУ . Причиной тому может послужить:

О преимуществах установки приборов учета потребленной воды смотрите в следующем видеосюжете:

Каждый, кто установил счетчики на трубопроводы, подающие холодную и горячую воду от центральных сетей, смог убедиться, что это выгодно . Есть такая категория населения, которая считает, что , и это самый правильный подход.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Законы об установке счетчиков воды

Правительством принято ряд законодательных актов, касающихся средств и методов измерений.

ФЗ №102 от 26.06.2008г.

Федеральный закон «Об обеспечении единства средств измерений», в нем определена необходимость поверок средств измерений требованиям метрологии .

Целью ФЗ является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Поверка (проверка) — это совокупность мероприятий, выполняемых в целях подтверждения соответствия приборов учета метрологическим требованиям .

Поверка прибора – это проверка его исправности и точности при помощи специального оборудования.

В законе регламентирован срок, на протяжении которого прибор учета может работать беспрепятственно и какие интервалы допустимы между поверками средств учета расхода горячей и холодной воды .

Приборы учета разрешается устанавливать только те, что внесены в Государственный реестр средств измерений Государственного стандарта РФ.

ФЗ №261 от 23.11.2009г.

В этом законе утверждается необходимость составления договоров между поставщиком услуг и их потребителем, на исполнение требований выделяется данным актом 180 дней.

В законе об энергосбережении определена обязательность измерения потребления коммунальных ресурсов .

Обязательная установка приборов учета даст возможность:

  1. Повысить возможность экономии ресурсов;
  2. Позволит определить потери.

Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011г.

Этот акт разъясняет нюансы размера платы за пользование водой и другими услугами жильцов многоквартирных и жилых домов, а также правила предоставления коммунальных услуг .

Здесь четко разделено понятие о размере платы при наличии прибора учета и в случае его отсутствия.

Почему счетчики на воду подлежат обязательной поверке?

Счетчик воды – достаточно точный и чувствительный прибор, который по истечению времени может давать сбой, то есть показывать не совсем верный расход воды.

Такие показатели не интересны ни потребителю, ни поставщику. Почему показатели на счетчике перестали быть точными, и насколько данные прибора отличаются от действительных, и в какую сторону?

Горячая и холодная вода по-разному влияют на приборы учета . Понятно, что горячая вода содержит химические добавки, поэтому ее состав и высокая температура агрессивнее по отношению к деталям счетчика, и поэтому поверки приборов учета на трубопроводах горячего водоснабжения требуется делать чаще .

Проверка может показать, что прибор исправен, а испорченное учетное оборудование подлежит ремонту или замене.

Когда нужно менять приборы учета воды?

Межповерочный интервал для счетчика, установленного в системе горячего водоснабжения, составляет 4 года, для установленного на трубе с холодной водой — 6 лет.

Счетчики холодной воды следует проверять не позднее, чем через 6 лет, а горячей воды – через 4 года.

Не нужно думать, что срок, установленный для поверки, обозначает замену оборудования по учету расхода. Водомер нужно менять только в том случае, если он не работает или показывает неправильные цифры расходы воды.

Срок службы водомера в среднем составляет 12 лет, а это значит, что один прибор может прослужить до поломки лет 6, а другой – 18 лет .

Следует помнить, что лучше озаботиться вопросом поверки прибора учета расхода воды заранее, за 1-1,5 месяца до окончания срока межповерочного интервала.

Предприятие-поставщик услуг ведет у себя учет по каждой квартире, каждому дому или другому объекту. Если сам пользователь забыл, что уже срок между поверками подходит к завершению, ему напомнят – пришлют уведомление.

Порядок проверки водосчетчиков

Как проверяют водосчетчики? Так как проводить поверку нужно только при помощи специального оборудования, не все знают, что осуществить проверку можно не только в условиях стационарных, но и на месте.

Для проведения работ граждане самостоятельно выбирают организацию, обладающую необходимыми разрешительными документами.

Порядок замены счетчика воды?

  1. До начала работ необходимо позаботиться об отключении воды , согласовав это в ЖЭКе;
  2. Обеспечить доступ к трубам водоснабжения ;
  3. Трубы должны быть в удовлетворительном состоянии ;
  4. Краны (вентили, шаровые краны) должны полностью перекрывать воду в квартире .

Проверку можно провести несколькими способами:

  • Со снятием приборов учета
  • Без снятия приборов учета

Если поверку будет проводить специализированная фирма, то следует вызвать сантехника, обслуживающего дом, для снятия счетчика. Демонтированный прибор примут в работу, составив акт об изъятии, с указанием марки и серийных номеров. С собой нужно иметь документ на водомер – паспорт и свой паспорт гражданина РФ.

Для процедуры поверки пользуются специальными калибровочными установками, позволяющими максимально точно выверить правильность показаний .

Получив через некоторое время, от нескольких часов до нескольких суток, обратно свое учетное оборудование, потребитель получит следующие документы:

  1. Договор об установке приборов учета воды;
  2. Акт выполненных работ;
  3. Акт ввода в эксплуатацию водяного счетчика;
  4. Паспорт на счетчик холодной воды
  5. Паспорт на счетчик горячей воды
  6. Сертификат на счетчики
  7. Договор на техническое обслуживание.

Признанный непригодным водомер придется менять, исправный нужно установить на прежнее место и пользоваться, пока не придет черед следующей проверки .

Есть методы, при которых снятие счетчиков не требуется – поверку произведут прямо на месте.

Необходимо убедиться, что фирма аккредитована, а ее сотрудники имеют аттестацию.

Как проводится поверка водосчетчиков? Предлагаем вам посмотреть видеоролик.

Безусловно, этот метод поверки чрезвычайно удобен. Представители фирмы сами свяжутся с поставщиком и снимут вопрос о поверке. Потребитель услуги получит бумагу о дате и итогах проведенной процедуры .

У этого метода есть и недостатки. Для того, чтобы произвести точную поверку, через прибор, подключаемый к крану, должно пройти около 250 л. воды, за которую собственнику квартиры придется заплатить.

Если на водомере обнаружится погрешность, у вас не будет возможности починить или подкорректировать прибор на месте. Прибор придется все равно снимать.

Что грозит собственнику жилого помещения, если он не произвел проверку вовремя?

Имея на руках акт поверки ИПУ, владелец должен следить, чтобы не пропустить срок очередной проверки.

Невыверенный счетчик воды как горячей, так и холодной, считается непригодным, что значит невозможность оплаты по показаниям такого прибора.

В дальнейшем счета на оплату за пользование водой будут выставляться по усредненным нормам , как для пользователей, не имеющих счетчиков, с учетом количества прописанных в квартире жильцов.

Эти нормы заставят потребителя потратить ежемесячно значительно большую сумму чем тогда, когда учитывались показания прибора учета .

Поверка ИПУ платная услуга или нет?

Граждане обязаны проводить поверку ИПУ (индивидуальные приборы учета) за свой счет в сроки указанные изготовителем и указанные в паспорте прибора учета .

За поверку нужно платить. В разных регионах стоимость отличается, но средние цифры составляют от 370 руб. до 1000 руб.

При этом нелишним будет заметить, что цена работы при использовании переносного эталона, то есть на месте, без демонтажа водомера, и в случае снятия практически равны .

Отследить срок поверки и организовать ее проведение не так уж и сложно. Уважающий себя владелец жилища всегда будет заинтересован, чтобы оборудование на его жилой площади работало правильно, было исправным . Выбрать можно любой из способов проверки водосчетчиков.

VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием
приборов учета, основания и порядок проведения проверок
состояния приборов учета и правильности снятия их показаний


80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
– сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
– предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
– тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
– сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
– показания прибора учета на момент его установки;
– дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

81(1). Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

81(2). В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

81(3). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

81(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.

81(5). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.

81(7). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

81(10). Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

81(14). Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

82. Исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

84. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

85. Проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте "б" настоящего пункта;
г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом "б" или "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;
д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю;
е) исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.