» »

Определение стоимости работ по монтажу и демонтажу машин и оборудования. Демонтажу станков – профессиональный подход Смета на демонтаж станков и оборудования

27.07.2019

Любое производство требует периодического переоснащения. Поэтому при расширении, перемещении производства необходимо осуществлять демонтаж станков. Компания "МосПромТакелаж" осуществляет профессиональный демонтаж станочного оборудования. Чтобы сделать заказ, достаточно позвонить по телефону, написать электронное письмо или приехать в офис.

Основные этапы демонтажа станков:

  • обследование места проведения работ;
  • отсоединение оборудования от креплений и коммуникаций;
  • перемещение в нужное заказчику место;
  • погрузка на автомобиль;
  • перевозка;
  • разгрузка с автомобиля;
  • монтаж станка на новом месте.

Стоимость работ

Вес Цена за 1 кг
до 2 тонн 1 - 2 руб
от 2 до 50 тонн 2 - 4 руб
свыше 50 тонн договорная

* Минимальная стоимость выезда бригады 12000 руб

Наша компания предлагает адекватные цены. Стоимость услуг в каждом случае определяется отдельно. Она складывается из ряда факторов:

Особенности демонтажных работ

Демонтаж станков имеет ряд особенностей. Тяжелое оборудование может годами стоять на одном месте. При этом станки устанавливают на специальные подставки, вкапывают или каким-либо другим образом скрепляют с основой. Часто приходится разбирать фундамент и сами устройства. Демонтаж станка может осложниться местом, где он находятся или другими нестандартными условиями. Наши специалисты с помощью специальных приспособлений проведут демонтажные работы быстро и качественно.

При разработке плана мероприятий по демонтажу станков и оборудования важно:

  • учитывать эргономику рабочего пространства;
  • принимать во внимание площадь цеха и помехи препятствующие демонтажу станков;
  • продумать, какие автомобили могут понадобиться. Например, демонтаж габаритных станков может потребовать использование спецтехники;
  • продумать маршрут перевозки механизмов;

Большое внимание при демонтаже станков уделяется процессу их погрузки и строповки. При необходимости может быть разработана индивидуальная схема закрепления оборудования, что будет гарантией сохранения целостности груза.

Изложенные в п. 3.1 материалы убедительно показывают, что при оценке машин и оборудования
важную роль играет стои­мость сопутствующих (монтажных, демонтажных, транспорт­ных,
пусконаладочных и др.) работ, которые тем или иным обра­зом участвуют в формировании итоговой
величины стоимости объекта.

Так, чтобы определить стоимость при существующем исполь­зовании, нужно к полученной
«стоимости в обмене» прибавить стоимость транспортировки объекта к месту использования и
стоимость монтажных работ. Таким образом, в процессе оценки возникает необходимость надежного
определения стоимости транспортных, монтажных, а для некоторых видов оборудования еще и
пусконаладочных работ. Рассмотрим порядок расчета сто­имости этих работ.

Стоимость работ по монтажу машин и оборудования. Прибли­женный расчет этой
стоимости выполняется простым способом: берется некий процент от предварительно оцененной
полной ры­ночной «стоимости в обмене». Проблема заключается в том, какой процент выбрать и
насколько корректен такой выбор с точки зре­ния сложности монтажа для данного вида машин и
оборудования.

Разрозненные рекомендации по определению стоимости монтажных работ можно найти в выпущенных
еще в дорефор­менное время справочных изданиях по экономическому обосно­ванию инвестиций.
Например, в справочном пособии1 стоимость

Монтажа металлорежущих станков рекомендуется рассчитывать процентом от их отпускной цены в
зависимости от массы: при массе станка до 1 т - 2%; от 1 до 3 т - 8%; от 3 до 10 т - 6%; от
10 до 50 т - 5%; свыше 50 т - 4%. В другом справочнике1 рекомен­дуется затраты на монтаж и
отладку оборудования выбирать в ин­тервале 4 - 6% от цены.

В ряде публикаций стоимость услуг по транспортировке и монтажу оборудования рекомендуется
считать вместе. Например, в руководящих материалах института ЭНИМС2 затраты по дос­тавке и
установке предлагалось брать в размере 10% для металло­режущих станков и 18% для
автоматических линий. В методичес­кой инструкции института ЭНИКМАШ3 затраты на
транспорти­ровку, монтаж и наладку кузнечно-прессовых машин рекоменду­ется принимать при
массе единицы оборудования до 30 т в разме­ре 15%, при массе свыше 30 т - 18% от оптовой
цены.

Интересно отметить, что действовавшие в нашей стране в 1970-80-х гг. ценники и строительные
нормы на монтаж обору­дования устанавливали стоимость этой услуги по нормативам, зависящим
только от группы оборудования и его массы, т. е. не привязывая стоимость монтажа к стоимости
(цене) самого обору­дования.

Среди более поздних сведений по этому вопросу можно отме­тить усредненную статистическую
информацию фирмы «Ко-ин-вест» о затратах на монтажные работы в процентах от отпускной цены
предприятия-изготовителя для отдельных групп оборудова­ния, поступившего на стройки
предприятий разных отраслей (табл. 3.1).

Расчет стоимости работ по монтажу оборудования в процен­тах от их продажной стоимости
довольно прост и поэтому полу­чил широкое распространение среди оценщиков. Однако такие
расчеты весьма приближенны и могут внести в результаты оцен­ки значительные ошибки, особенно
в отношении оборудования, которое требует сложного и дорогостоящего монтажа. В этой свя­зи
рассмотрим методы калькулирования стоимости монтажных

Таблица 3.1 Затраты на монтаж оборудования в процентах от отпускной цены
предприятия-изготовителя

Группа оборудования

1 1. Станки металлорежущие и деревообрабатывающие для

| разных отраслей

1 2. Кузнечно-прессовое оборудование для разных отраслей

1 3. Подъемно-транспортное оборудование для разных отрас -

" 4. Подъемно-транспортное оборудование для угольной про -

Мышленности

" 5. Строительно-дорожное оборудование для разных отрас -

6. Энергетическое оборудование для разных отраслей

7. Химическое и нефтехимическое оборудование (включая

Буровое) для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей

Промышленности

8. Технологическое оборудование для газовой промышлен -

9. Технологическое оборудование для металлургической

Промышленности

10. Технологическое оборудование для легкой промышлен -

11. Технологическое оборудование для пищевой промыш -

Ленности

12. Технологическое оборудование для мукомольной и ком -

Бикормовой промышленности

13. Технологическое оборудование для медицинской про -

Мышленности

14. Технологическое оборудование для полиграфической

Промышленности

15. Технологическое оборудование для предприятий торгов -

Ли и общественного питания

Источник: Индексы цен в строительстве: Информационно-аналитичес­кий бюллетень компании. - М.:
«Ко-инвест», 2004. - Вып. 48. - С. 135 - 145.

Работ, применяемые в системе сметных расчетов при составле­нии документации для капитального
строительства, и выясним, насколько полезны могут быть эти методы для задач оценки.

В основе таких методов лежит затратный, точнее норматив­но-затратный, подход, когда итоговая
сметная стоимость получа -

Ется суммированием нормативно оцененных издержек и добав­лением к ним так называемой сметной
прибыли.

Общая формула для расчета полной сметной стоимости работ по монтажу оборудования выглядит
следующим образом:

Смои = ПЗ + HP + СП + НДС,

Где ПЗ - сумма прямых затрат по монтажу оборудования, включающих за­траты на расходуемые при
монтаже материалы, заработную плату рабочих-монтажников и расходы на эксплуатацию машин,
ис­пользуемых при монтаже; HP - накладные расходы, включающие затраты на управление,
органи­зацию и хозяйственное обслуживание строительного производ­ства; СП - сметная прибыль
строительно-монтажной организации; НДС - налог на добавленную стоимость.

Затратный подход реализуется в двух наиболее распростра­ненных практических методах:
ресурсном и базисно-индексном. Ресурсный метод определения стоимости - это калькулирование
ресурсов (элементов затрат), необходимых для выполнения стро­ительно-монтажных работ путем
составления локальной сметы на их конкретный комплекс. Все затраты рассчитываются с
при­менением установленных норм расхода ресурсов и действующих на момент составления сметы
цен, тарифов и тарифных ставок.

Базисно-индексный метод предполагает сочетание ресурс­ного метода с системой устанавливаемых
ценовых индексов на потребляемые материальные, трудовые, энергетические, аппа­ратные и другие
ресурсы. Индексы представляют собой отноше­ния цен, тарифов и ставок для расходуемых ресурсов
на момент оценки к ценам, тарифам и ставкам тех же ресурсов на базисный момент времени
(например, по состоянию на 01.01.2000 г. или на 01.01.2001 г.). В этом случае
государственными (федеральными и территориальными) строительными органами устанавливаются
сметные базисные цены (расценки) на базисный момент време­ни и далее периодически публикуются
индексы на текущие мо­менты.

Организационные и регламентирующие аспекты разработки и применения упомянутых методов сметных
расчетов изложены в документах:

Методические указания о порядке разработки государствен­ных элементных сметных норм (ГЭСН)
на строительные, мон -

Тажные, специальные строительные и пусконаладочные работы (МДС 81-19.2000);

Сборники государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм-2001) и
пусконаладочные работы (ГЭСНп-2001);

Общие положения по применению ресурсных сметных норм на монтаж оборудования (письмо
Минстроя России от 23.05.1995 г. №ВБ-12-178);

Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации
(МДС 81-35.2004);

Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования (ФЕРм 2001), утвержденные
постановлением Госстроя России 08.08.2001 №94!.

Комплекс работ по монтажу оборудования, для которых раз­рабатываются сметные нормы и
расценки, включает следующие операции: приемку оборудования в монтаж; перемещение
обору­дования по горизонтали и вертикали с погрузкой и выгрузкой; его распаковку; очистку
оборудования от консервирующей смаз­ки и покрытий; технический осмотр оборудования; его
укруп­ненную сборку, если оно поставлено отдельными блоками; при­емку и проверку фундаментов
и других оснований под оборудо­вание, разметку места установки; установку оборудования с
выверкой и закреплением на фундаменте или другом основании; установку пускорегулирующей
аппаратуры, металлических конструкций, трубопроводов, арматуры и других вспомогатель­ных
систем; сварочные работы, если таковые необходимы; запол­нение смазочными и другими
материалами устройств оборудова­ния; проверку качества монтажа, включая индивидуальные
испытания оборудования.

В оценочной практике бессмысленно пытаться воспроизво­дить всю процедуру сметных расчетов
согласно установленным в капитальном строительстве правилам. Оценщик едва ли сможет себе
представить технологию монтажных работ в отношении каждого объекта оценки и не располагает
подробной информа­цией о сложившихся в строительно-монтажных организациях нормах затрат по
отдельным ресурсам.

В то же время разработанная в сфере строительства норматив­ная база после некоторой адаптации
может быть использована для оценки. В первую очередь представляют интерес государ­ственные
элементные строительные нормы (ГЭСН), выражен­ные в натуральных (неденежных) единицах,
которые, естествен­но, не подвержены серьезному изменению во времени.

Сердцевиной расчетной модели полной сметной стоимости являются прямые затраты. Что же
касается косвенных (наклад­ных) расходов и сметной прибыли, то они добавляются с по­мощью
соответствующих коэффициентов, рекомендуемые зна­чения которых можно найти в методических
документах.

Государственные элементные сметные нормы на монтаж обо­рудования (ГЭСНм-2001) представлены в
виде сборников по от­дельным видам оборудования. К настоящему времени разработано 12
сборников этих норм применительно к металлообрабатываю­щему, деревообрабатывающему,
подъемно-транспортному, весово­му, теплосиловому, компрессорному, электротехническому
обору­дованию, а также к оборудованию связи, приборам и средствам ав­томатизации,
вычислительной технике, оборудованию для очист­ки газов, предприятий коммунального хозяйства
и оборудованию общего назначения. Всего будет выпущено 38 сборников.

В сборниках ГЭСН оборудование подразделено на однород­ные группы и для каждой приведены
нормы: затраты труда рабо­чих-монтажников, чел.-ч; затраты труда машинистов, чел.-ч; время
работы машин и механизмов, машино-ч; расход металли­ческих подкладок, кг. Указанные нормы
приведены в табличной форме в функции от массы единицы монтируемой единицы обо­рудования.
Причем масса оборудования берется «нетто». Таким образом, из сборников ГЭСН можно почерпнуть
полную инфор­мацию о трудоемкости и машиноемкости работ по монтажу обо­рудования разного
назначения.

С целью упрощения и укрупнения расчетов предлагается в структуру прямых затрат внести
следующие изменения:

1) основную заработную плату рабочих целесообразно рас­считывать на весь участвующий в
монтаже рабочий персонал, т. е. исходя из общей трудоемкости работ, включающей трудозатраты
как монтажников, так и машинистов;

2) из расходов на эксплуатацию строительных машин и авто­транспортных средств имеет смысл
выделить наиболее весомую их часть: либо затраты на дизельное топливо и бензин, если мон -

Таж ведется преимущественно с помощью автокрана, либо затра­ты на электроэнергию, если монтаж
выполняют с помощью мос­тового электрического крана;

3) материалы, расходуемые при монтаже многих видов обору­дования, - это металлические
подкладки, затраты на которые не­велики, поэтому, не теряя особенно в точности, их можно не
учи­тывать.

При этих допущениях получаем формулу для укрупненного расчета полной сметной стоимости работ
(без НДС) по монтажу оборудования:

Смо„ - Зтоп х Кэкс + Ззп х (1 + Ннр/100 + Нсп/100), (3.2) или Смон = Зэл х Кэкс + Ззп х (1 +
Н|ф/100 + Нсп/100), (3.2а)

Где Зтоп - затраты на дизельное топливо и бензин, расходуемые машинами при монтаже; Зэл -
затраты на электроэнергию, расходуемую мостовым электрокра­ном при монтаже;

Кэкс - коэффициент, учитывающий эксплуатационные расходы машин (амортизация, ремонт,
техническое обслуживание, доставка к месту выполнения работ и др.), равный примерно 1,4;

Ззп - заработная плата рабочих, занятых на монтаже оборудования (монтажников и машинистов);

Ннр - норма накладных расходов для работ по монтажу оборудования по отношению к заработной
плате рабочих, в процентах;

Нсп - норма сметной прибыли по отношению к заработной плате рабо­чих, в процентах.

Затраты на топливо, Расходуемые машинами (автокраном и др.) при монтаже
оборудования, определяются по формуле

Зтоп - (М х Щ + 0,01 х Нпр х 1пр) х Цтоп, (3.3)

Нчас - средний часовой расход топлива при выполнении монтажных ра­бот, л/ч, для автокранов
грузоподъемностью от 10 до 16 т равен 6 - 12 л/ч, грузоподъемностью 25 - 40 т равен 18 - 23
л/ч;

Нпр - средний расход топлива при перегоне автокрана к месту работ и обратно на пробег 100 км,
л, для автокранов грузоподъемностью от 10 до 16 т равен 40 - 93 л, грузоподъемностью 25 - 40
т ра­вен 120- 140 л; Lnp - средний пробег автокрана до места работ и обратно, км;

Цтоп - средняя цена топлива за 1 л на момент оценки, руб.

Затраты на электроэнергию, Расходуемую при монтаже обо­рудования с помощью мостового
электрокрана, рассчитываются

В том случае, когда монтаж ведется в производственном помеще­нии, где есть мостовой
электрокран нужной грузоподъемности и определяются по формуле

Где М - машиноемкость монтажных работ, машино-ч;

W - Мощность электродвигателя мостового электрического крана, кВт, на
кранах грузоподъемностью 10 т электродвигатели могут иметь мощность 17,2; 32,2; 54,2 кВт; Цэл
- тариф за электроэнергию на момент оценки, руб./кВт-ч.

Машиноемкость монтажных работ можно найти в сборниках ГЭСН, однако при оценке это займет
много времени. Данную задачу можно решить быстро и вполне корректно, если информа­цию из
сборников предварительно обработать и получить удобные для расчетов
корреляционно-регрессионные модели, устанавливающие зависимость машиноемкости работ от массы
единицы оборудования. В качестве примера в табл. 3.2 представ­лены
корреляционно-регрессионные модели, полученные нами в результате обработки данных,
приведенных в сборнике ГЭСНм-2001*№1 «Металлообрабатывающее оборудование».

Табл и ца 3.2 Корреляционно-регрессионные модели для расчета трудоемкости в
человеко-часах и машиноемкости в машино-часах работ по монтажу металлообрабатывающего
оборудования

Продолжение

Единица оборудования массой

Группа оборудования

От 20 до 100 т 1

2. То же с числовым программным

Управлением (ЧПУ)

М = 0,384(7 + 1,92

М= 0,423(7 + 3,81

1 3. Молоты ковочные пневматичес -

Прессы механические: однокриво -

Шипные ненаклоняемые, однокри -

Вошипные с рогом, винтовые, спе -

Циализированные, одно - и двухкри -

Вошипные простого действия, отк -

Рытые и закрытые, чеканочные, об -

Прессы гидравлические: одностоеч -

Ные, правильные, монтажно-запрес -

Совочные, насадочные, для холодно -

Го выдавливания рельефных полос -

Тей деталей, для прессования изде -

" лий из порошков, пластмасс, твер -

Дых сплавов и металлоотходов, прес -

Сы-автоматы для прессования и

" литья изделий из пластмасс; прессы

" листогибочные, кривошипные

" Машины однопозиционные для

Литья под давлением термопласти -

Ческих и термореактивных материа -

Лов, листогибочные с поворотной

" балкой, трехвалковые, сортогибоч -

Ные, роликовые, трубогибочные

Ножницы: листовые, сортовые, вы -

Сечные, двухдисковые, арматурные,

Скрапные, аллигаторные, сортовые

Для точной резки, пресс-ножницы

Комбинированные, агрегаты формо -

Вочные____________________________

4. Прессы механические: однокри -

Т = 5,993(7+ 3,38

Вошипные, закрытые, винтовые, об -

М = 0,60767+ 3,76

Резные, для холодного выдавлива -

Продолжение

Группа оборудования

Единица оборудования массой

От 20 до 100 т

Прессы механические двух - и четы-рехкривошипные

Ковочные машины: горизонталь­ные, радиально-обжимные, вальцы ковочные

Машины листогибочные и листо-правильные

5. Молоты ковочные паровоздушные арочные и мостовые

Т = 4,745(7 + + 393,38

М - 0,555(7 + + 26,24

393,38 М = 0,607G + 28,2

6. Прессы механические чеканочные и обрезные

Т = 7,36(7 + 3,3 М = 0,61(7 +9,95

7. Прессы механические горяче -

Штамповочные

Прессы гидравлические: насадоч -

Ные, пакетировочные, трубопрутко -

Вые, брикстировочные

Т - 7,36(7 +353,3 М =0,55(7+ 19,15

8. Прессы гидравлические для горя­чей объемной и безобъемной штам­повки двойного
действия, колонные

Т = 7,36(7 +531 М = 0,42(7+35,8

Обоз наче ни я: Т-общая трудоемкость монтажных работ, чел.-ч; М - ма-шиноемкость монтажных
работ, машино-ч; G - масса единицы монтируе­мого оборудования, т.

Средний часовой расход топлива (бензина и дизельного топ­лива) берется по отчетным или
плановым сведениям от строи­тельно-монтажных организаций, выполняющих работы по мон­тажу
оборудования.

Данные о ценах на бензин и дизельное топливо за 1 л могут быть взяты из ежемесячно
публикуемой статистической инфор­мации или непосредственно из рынка. Средняя цена топлива
рассчитывается как среднее арифметическое значение между це­нами бензина и дизельного
топлива.

Заработная плата рабочих, Занятых на монтаже оборудова­ния, определяется по формуле

Где Т - общая трудоемкость монтажных работ, чел.-ч; Зчас - средняя часовая ставка рабочего в
строительно-монтажных органи­зациях, выполняющих работы по монтажу , по состо­янию на момент оценки; Куд - коэффициент
удорожания, учитывающий затрудненные условия выполнения монтажных работ.

Объясним порядок определения показателей, входящих в формулу (3.5). Общую трудоемкость
монтажных работ можно взять из сборников ГЭСНм-2001, но удобнее ее определять с по­мощью
корреляционно-регрессионных моделей подобно тому, как это было сделано выше для
машиноемкости. В табл. 3.2 при­ведены разработанные нами модели общей трудоемкости для
ме­таллообрабатывающего оборудования.

Средняя часовая ставка рабочего, занятого монтажом обору­дования, рассчитывается следующим
образом:

Где Змсс - среднемесячная заработная плата рабочего в строительно-мон­тажных организациях,
выполняющих работы по монтажу обору­дования, по состоянию на момент оценки; /мсс -
среднемесячное количество рабочих часов, которое может отра­ботать рабочий при 40-часовой
рабочей неделе.

Сведения о среднемесячной заработной плате лучше всего получать непосредственно от
строительно-монтажных организа­ций, выполняющих работы по монтажу оборудования в
соответ­ствующем регионе.

Заработная плата рабочих должна включать все доплаты и выплаты, оговоренные Инструкцией
Госкомстата России от 24.11.2000 г. № 116.

Среднемесячное количество рабочих часов, которое может отработать рабочий при 40-часовой
рабочей неделе, в разные го­ды несколько различается. Расчет выполняется в соответствии с
разъяснениями, изложенными бывшим Минтруда РФ (поста­новление от 30.12.1999 г. № 56).

Вначале по календарю определяют общее количество выход­ных дней, включающее количество суббот
и воскресений, коли­чество праздничных нерабочих дней, не совпадающих с суббота­ми и
воскресеньями, и количество дополнительных выходных

Дней при совпадении праздничных нерабочих дней с субботами или воскресеньями. Из общего
количества дней в году вычитают общее количество выходных дней и получают количество рабо­чих
дней. Количество рабочих часов за год получают умножени­ем количества рабочих дней на 8 за
вычетом часов, сокращаемых в предпраздничные дни.

Например, в 2004 г. выходных дней всего 114, количество ра­бочих дней равно 366 -114 = 252
(високосный год), предпразд­ничных дней 4, количество рабочих часов за год 252 х 8-4 = =
2012, среднемесячное количество рабочих часов 2012: 12 = = 167,6.

Коэффициент удорожания, учитывающий затрудненные ус­ловия выполнения монтажных работ,
выбирается следующим об­разом:

На действующих предприятиях в зоне действующего произ­водства в рабочих цехах и корпусах от
1,1 до 1,2;

То же на предприятиях металлургической, химической и нефтехимической промышленности от 1,1
до 1,25;

То же на предприятиях с вредными условиями труда 1,15.

Норма накладных расходов Ннр согласно «Методическим ука­заниям по определению
величины накладных расходов в строи­тельстве» МДС 81-4.99, утвержденным постановлением
Госстроя России от 17.12.1999 г. № 76, для работ по монтажу оборудования принимается равной
90% от заработной платы рабочих.

Норма сметной прибыли Нсп согласно п. 2.2 МДС 81-25.2001 для строительно-монтажных
работ берется равной 65% от зара­ботной платы рабочих.

Рассмотрим пример. Необходимо определить стоимость мон­тажа токарно-винторезного станка
модели 16К40 массой-нетто 7,1 т на площади действующего производства.

Машиноемкость и трудоемкость монтажных работ рассчиты­ваем по формулам, приведенным в табл.
3.2: М = 0,384 х 7,1 + + 1,92 = 4,65 машино-ч.; Т = 2,658 х 7,1 Л 9,19 = 28,06
чел.-ч.

Затраты на топливо, расходуемое автокраном грузоподъем­ностью 16 т при монтаже станка,
рассчитаны исходя из среднеча­сового расхода 12 л/ч, пробеге до места работ и обратно 30 км,
среднем расходе 93 л на 100 км пробега при цене 15 руб./л: Зтоп = = (4,65 х 12 + 0,01 х 30 х
93) х 15 = 1255,5 руб.

Средняя часовая ставка рабочего, занятого монтажом обору­дования, рассчитана исходя из
среднемесячного размера заработ -

Ной платы рабочего 14 000 руб. (по данным одной из строитель­но-монтажных организаций в
Москве) и среднемесячного коли­чества рабочих часов 167,6 ч: Зчас = 14000/167,6 = 83,5
руб./ч.

Заработная плата рабочих, занятых на монтаже оборудова­ния, определена с учетом коэффициента
удорожания 1,2: Ззп Т 28,06 х 83,5 х 1,2 = 2811,6 руб.

Стоимость работ (без НДС) по монтажу токарно-винторезно-го станка в действующем производстве:
Смон = 1255,5 х 1,4 + + 2811,6 х (1 4- 90/100 + 65/100) = 8927,3 руб. Стоимость этих ра­бот
(с НДС): 8927,3 х 1,18= 10 534 руб.

Цена (с НДС) нового токарно-винторезного станка на дату оценки равна 1 030 000 руб.
Следовательно, стоимость монтажа по отношению к цене составит (10 534/1 030 000) х 100 =
1,02%.

Стоимость работ по демонтажу машин и оборудования. Выше в п. 3.1 было
показано, что для определения рыночной стоимости объекта в состоянии готовности к продаже
(«стоимости в обме­не») или к утилизации, если отталкиваться от ранее рассчитан­ной стоимости
того же объекта в состоянии готовности к функ­ционированию, необходимо определить стоимость
работ по де­монтажу.

Стоимость демонтажных работ проще всего можно рассчи­тать на основе стоимости монтажных
работ, используя рекомен­дацию, приведенную в строительных нормах и правилах СНИП 4.06-91:

Где Сдсм - стоимость работ по демонтажу объекта оценки;

Кдсм - коэффициент, учитывающий снижение затрат при демонтаже по сравнению с затратами на
монтаж.

Коэффициент Кдем выбирается следующим образом:

А) если демонтируемое оборудование предназначено для
дальнейшего использования, с укладкой его узлов и некоторых
деталей в ящики, со смазкой антикоррозионным слоем и состав­
лением упаковочных спецификаций, то Кдем = 0,5;

Б) если демонтируемое оборудование предназначено для
дальнейшего использования без его консервации и упаковки, то
Кдем = 0,4;

В) если демонтируемое оборудование направляется в лом, т. е.
подготавливается к утилизации, то Кдем = 0,3.

Обратимся к нашему примеру. Необходимо определить стои­мость демонтажа и подготовки к
последующей продаже токарно-винторезного станка модели 16К40. Выше была рассчитана стои­мость
монтажа (с НДС) этого станка - 10 534 руб. С учетом осо­бенности выполнения демонтажных работ
для последующей под­готовки объекта к продаже выбираем Кдем = 0,5. Стоимость де­монтажных
работ (с НДС) составит Сдем = 10 534 х 0,5 = 5267 руб.

М етодическая организационно-технологическая
документация в строительстве

ЗАО «ЦНИИОМТП»

ТИПОВОЙ ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ
НА ДЕМОНТАЖ (СНОС) ЗДАНИЯ (СООРУЖЕНИЯ)

МДС 12-64.2013

Москва 2013

Настоящий типовой проект организации работ содержит положения, указания и мероприятия, необходимые для получения разрешения на выполнение работ по демонтажу (сносу) зданий и сооружений.

Проект организации работ является типовым и может быть применен как напрямую, так и откорректирован с учетом объекта, местных условий, с внесением в него изменений и дополнений.

Проект разработан во исполнение Постановления Правительства Российской федерации от 16.02.2008 г. № 87, с учетом рекомендаций МДС 12-46.2008 .

Проект предназначен для проектных и строительно-монтажных организаций, разрабатывающих проекты организации работ, а также для организаций, выполняющих работы по демонтажу (сносу) здания и сооружения.

Проект утверждают в порядке, установленном в данной организации.

Проект составлен сотрудниками ЦНИИОМТП (отв. исполнитель, к.т.н. Корытов Ю.А. ) .

1. ВВЕДЕНИЕ

Здание или сооружение (далее - объект) с истекшим сроком службы, из-за износа и ветхости, подлежит ликвидации. Ликвидируют объект также для подготовки занимаемого им земельного участка под новое строительство или иных целей.

Ликвидация осуществляется путем демонтажа (сноса) объекта. По сложности объекты демонтажа (сноса) могут быть простыми, например, типа комплекса одноэтажных гаражей или объектами капитального строительства (жилые, гражданские, промышленные). Работы по сносу производят разрушением, а по демонтажу, в основном, с применением разборки объекта, с последующим удалением отходов (строительных конструкций, деталей, мусора).

Проект организации работ (ПОР) является основным организационным документом при демонтаже (сносе) зданий и сооружений. ПОР содержит требования и меры по обеспечению безопасности работающих, населения и окружающей среды, устанавливает метод демонтажа (сноса), общую последовательность и порядок работ.

ПОР содержит также мероприятия по наиболее эффективной организации работ, с использованием современных средств техники и информации. В ПОР включены наиболее прогрессивные методы и способы работ, с применением высокопроизводительных машин, способствующие сокращению сроков и стоимости работ.

ПОР подтверждает готовность организации к производству работ и служит основанием для получения разрешения на производство работ. Состав, содержание и оформление ПОР для объекта капитального строительства соответствуют требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Для объекта капитального строительства на основе и в развитие ПОР разрабатывают проект производства работ (ППР), определяющий технологические процессы и операции, ресурсы и мероприятия по безопасности. Для сложного объекта капитального строительства на основе ППР могут быть разработаны технологические карты на выполнение отдельного технологического процесса (операции).

Исходными материалами (данными) для составления ПОР служат:

Задание заказчика; краткое описание сносимого (демонтируемого) объекта, проект здания (сооружения) (если сохранился), конструктивная схема;

Перечень демонтируемого технологического оборудования производственного здания, габаритные размеры и массы, условия демонтажа и транспортирования;

План площадки, выделяемой для выполнения работ;

План района, где расположена площадка работ, с указанием расположения пункта утилизации отходов и полигона для их захоронения;

План транспортной инфраструктуры района;

План городской застройки с расположением подземных коммуникаций, линий электропередачи и связи;

Современные решения по организации, применению технологий и средств механизации работ по сносу (демонтажу);

Сведения о возможности обеспечения работ жилыми и бытовыми помещениями; данные о наличии средств механизации и технологического оборудования для выполнения работ;

Требования к безопасности труда и к охране окружающей среды;

Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования

Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство

ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования

ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ССБТ. Цвета сигнальные и знаки опасности

ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок

ССБТ. Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации

ССБТ. Строительство. Ограждения защитные инвентарные. Общие технические условия

ССБТ. Строительство. Пояса предохранительные. Общие технические условия

Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте

Межотраслевые правила по охране труда при электро- и газосварочных работах

Проект организации строительства, проект организации работ по сносу (демонтажу), проект производства работ. Разработка и оформление

Монтажная оснастка для временного закрепления сборных элементов возводимых и разбираемых зданий

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3.1. Описание здания (сооружения), подлежащего демонтажу (сносу)

Рисунок 1 - Опасные зоны при демонтаже объекта

3.5. Оценка вероятности повреждения при сносе (демонтаже) инженерной инфраструктуры

Для оценки вероятности повреждения инфраструктуры составляется и используется план размещения на площадке объектов инфраструктуры, в том числе действующих сетей инженерно-технического обеспечения. Приводятся описание сетей, их технические характеристики, глубина заложения. Вероятность повреждения оценивается в зависимости от принятого метода демонтажа (сноса) объекта. Определяются расстояния от объектов инфраструктуры до зоны обвала и опасной зоны. При взрывном методе сноса оценивается вероятность повреждения от осколков, от ударной волны, от сейсмического воздействия. При механических методах сноса с применением экскаватора (грузоподъемного крана) оценивается также вероятность повреждения от удара рабочим органом или стрелой машины.

Действующая инженерная инфраструктура находится вне зоны работ по демонтажу (сносу) объекта, поэтому вероятность ее повреждения исключается.

3.6. Обоснование методов защиты и защитных устройств сетей инженерно - технического обеспечения

Обоснование методов защиты производится с учетом расчетных нагрузок на объекты инфраструктуры, в том числе, на действующие подземные сети, от взрыва, от механического давления грунта, например, от работы экскаватора (грузоподъемного крана).

Защита подземных сетей может быть обеспечена временным переносом или отключением, обозначением и ограждением их на площадке с установкой соответствующих знаков предупреждения и опасности, сооружением защитных настилов и перекрытий.

Разлет осколков при взрывном методе предотвращают укрытием конструкции (разрушаемого слоя) двойными деревянными щитами. В разделе приводят сведения о наличии согласования принятых методов защиты с владельцами сетей. Копии согласительных писем помещают в приложении к проекту организации работ.

Ниже приведено содержание этого раздела по данному ПОР.

Повреждение инфраструктуры - подземных инженерных коммуникаций водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и т.п. может состояться при пересечении этих коммуникаций с транспортными путями строительных машин. С целью исключения такой вероятности, в местах пересечения коммуникаций с транспортными путями строительных машин необходимо уложить настилы, уменьшающие удельную нагрузку от строительных машин.

3.7. Решения по безопасным методам ведения работ демонтажу (по сносу)

В ПОР приводят общие решения по безопасным методам работ. Частные, более детальные решения (требования и мероприятия) по ведению отдельных видов работ предусматривают в проектах производства работ (технологических картах). Указывают способы, порядок сигнализации и предупредительные меры: звуковые и световые сигналы, громкое оповещение, временные ограждения и знаки опасности, заградительные посты и т.п.

Перед началом особо опасных работ по сносу рабочим должен быть выдан допуск, определяющий безопасные условия работ, с указанием опасных зон и мер по технике безопасности. Установление степени опасности возлагается, как правило, на главного инженера организации. К особо опасным работам относят, например, работы строительных машин в стесненных условиях, при сносе объектов в аварийном состоянии, вблизи действующих производств или жилых домов, с загрязненными и закрытыми помещениями, с взрывоопасными и пожароопасными емкостями, требующими приточно-вытяжной вентиляции и дополнительного освещения, при сносе объектов ниже уровня земли и т.д.

При сносе взрывным методом следует:

Указывать основные источники опасности (действие ударной и сейсмических волн, разлет осколков, невзорвавшиеся заряды и т.п.), расположение дежурных постов предупреждения и охраны на границах опасной зоны;

Предусматривать выполнение работ по специальным проектам производства работ и технологическим картам с обязательными разделами по безопасности работ.

При сносе механическим методом следует:

Указывать основные источники опасности (самопроизвольное обрушение нависших балок и блоков, разлет осколков, работа строительных машин), расположение постов предупреждения и охраны на границах опасной зоны;

Предусматривать выполнение работ по проектам производства работ и технологическим картам с разделами по безопасности при работе разрушающих машин, в том числе, с помощью, например, «экскаватора-разрушителя» и сменных рабочих органов, навешиваемых на экскаватор.

При демонтаже объекта обеспечивают выполнение правил безопасного применения стрелового (на автомобильном, пневмоколесном или гусеничном ходу) или башенного грузоподъемного крана. При использовании универсальных и специальных ручных электрических и пневматических машин (перфораторов, с отрезным диском, сверлильных и т.д.) и термических средств (газорезчиков, установок плазменной резки и т.д.) соблюдают требования безопасности, изложенные в заводских инструкциях.

При отрыве и перемещении блоков, панелей и других строительных конструкций с применением механических, гидравлических (клиновых) домкратов и других устройств указывают соответствующие меры безопасности. Для обеспечения безопасности демонтажных работ подбирают, например, по МДС 12-41.2008 и применяют специальную технологическую оснастку: подкосы с регулируемой длиной в комплекте со струбцинами и анкерами, связи (штанги), стойки, угловые связи, средства подмащивания. Для предотвращения падения рабочих с высоты применяют индивидуальные и коллективные средства. Могут быть обоснованы и применены универсальные (применяемые при монтажных работах в строительстве) и специальные средства техники безопасности - инвентарные ограждения, которые укрепляют различными способами к несущим конструкциям или устанавливают на стандартных инвентарных железобетонных (фундаментных) блоках.

Ниже приведено содержание этого раздела по данному ПОР.

Для безопасного демонтажа объекта приняты организационные и технологические решения, решения по безопасному ведению работ.

Организационные решения приняты следующие:

- руководство организации, осуществляющей демонтаж, назначает приказом состав бригады во главе с бригадиром, ответственным за безопасное ведение газо-электрорезных, демонтажных и погрузо-разгрузочных работ с применением грузоподъемных кранов;

- члены бригады должны пройти инструктаж и проверку знаний по технике безопасности при выполнении этих работ;

- члены бригады должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты. Бригада должна быть оснащена противопожарными средствами и средствами оказания первой медицинской помощи.

В составе организационных решений должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

Производится обустройство площадки демонтажных работ согласно прилагаемому плану (рисунок ). В общем случае площадка обустраивается так же, как и при монтажно-строительных работах.

Рисунок 2 - Обустройство площадки демонтажных работ

Площадка имеет временное (из инвентарных секций) ограждение с въездными воротами и знаками, ограничивающими скорость автотранспорта и указывающими направление движения. У въезда на площадку размещен стенд с транспортной схемой движения.

На площадке работ предусмотрены первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь. На плане показан крановый путь с крайними местами стоянок башенного крана - Ст. 1 и Ст. 2; определены места установки контейнеров с продуктами демонтажа и бункеров для сбора мелких отходов, осветительных прожекторных вышек; предусмотрены места для подготовительных работ (для подготовки средств механизации и оборудования), для контейнеров хранения инструмента, демонтажного оборудования; могут быть предусмотрены прорабская, помещения для отдыха работающих и другие помещения, если они не размещены в других местах.

Площадка работ обеспечивается временным электроснабжением, источником сжатого воздуха для работы ручных машин, средствами пылеподавления. Площадка работ должна быть освобождена от посторонних конструкций, материалов и мусора.

Технологические решения следующие:

- демонтажные работы следует выполнять с учетом оценки технического состояния несущих железобетонных конструкций, содержащейся в акте технического обследования объекта;

- демонтаж объекта выполнять в последовательности, обратной его возведению, то есть, сверху вниз, по этажам, по секциям, способом «на себя»;

- демонтаж инженерных коммуникаций выполнить до демонтажа ограждающих и несущих конструкций.

В следующей последовательности выполнить:

- демонтаж внутренних инженерных сетей (тепло-, водо,- и газо-, электроснабжение, канализация);

- снятие оконных рам и дверей с коробками, встроенных шкафов и других деревянных элементов;

- снятие покрытия полов (досок, линолеума, паркета и т.д.).

Работы производить по стоякам (секциям), начиная с верхнего этажа. До демонтажа крыши и стен здания выполнить следующие работы:

- временное закрепление разбираемых элементов объекта с помощью специальной технологической оснастки;

- вскрытие замоноличенных стыков и швов отбойными молотками с комплектом ударных насадок;

- резка закладных деталей - газовая или отрезными кругами;

- сверление (пробивка) в панелях и плитах строповочных отверстий диаметром 40 - 50 мм ручными сверлильными машинами, 40 - 60 мм - перфораторами, 85 - 160 мм - сверлильным станком. Демонтаж крыши состоит из разборки кровельного покрытия, плит (настилов), фризовых панелей и плит перекрытия.

Кровельное покрытие (мягкое рулонное, металлические листы) следует разрезать на полосы 1000 ´ 500 (плиты 1000 ´ 1000 мм), удобные для переноски и складирования. Замоноличенные стыки, швы, металлические связи кровельных плит (настилов) необходимо освободить от раствора. Строповку кровельных плит производить с помощью четырехветвевого стропа (4СК) и четырех анкеров, устанавливаемых в специально просверленные (пробитые) отверстия. Затем осуществить краном слабый натяг строп и разрезать металлические связи. Кровельную плиту отрывать гидроклином (металлическими клиньями), приподнять на несколько сантиметров краном при наименьшей скорости, чтобы убедиться, что она не защемлена. Перед подъемом кровельную плиту переместить на высоту 200 - 300 мм, чтобы убедиться в надежности строповки.

Таким же способом демонтировать фризовые панели, карнизные блоки и плиты перекрытия.

Демонтаж ограждающих и несущих конструкций здания состоит из демонтажа внутренних и наружных стеновых панелей, плит и блоков. До демонтажа наружные и внутренние стеновые панели должны быть закреплены. Для этого в панелях на высоте 1,8 - 2,0 м от уровня пола сверлят отверстия; в отверстия вставляют анкеры.

Напротив этих отверстий в плитах перекрытия (в полу) сверлят отверстия, вставляют анкеры и соединяют их между собой, закрепляя каждую панель.

Затем производится разборка гипсобетонных перегородок и стен санитарно-технических кабин. Балконы перед разборкой наружных стеновых панелей подпирают телескопическими стойками с нижнего этажа. Демонтаж наружных и внутренних стеновых панелей и блоков осуществляется описанным выше способом. Строповка лестничного марша осуществляется с помощью вилочного подхвата.

До снятия плит перекрытия (настилов) над техническим подпольем необходимо выкопать грунт, например, экскаватором (со смещенной осью копания) по наружному периметру здания на глубину заложения фундамента. После снятия плит перекрытия (настилов) разрушить отбойными молотками бетонную подготовку, освободить изнутри фундамент от грунта. Затем демонтировать, используя описанные выше приемы, цокольные панели (блоки стен) подполья и блоки фундамента.

Решения безопасности по ведению работ следующие.

В процессе демонтажных работ необходимо предусмотреть выполнение требований следующих нормативных документов: .

При демонтаже объекта следует учитывать возможное воздействие следующих опасных факторов (по СНиП 12.04-2002):

- самопроизвольное обрушение конструкт;

- расположение рабочих мест вблизи перепада высот;

- падение предметов (отходов, инструмента) с высоты.

Кроме этих, следует учитывать также следующие потенциально опасные факторы:

- движущиеся части ручных машин;

- острые кромки и углы бетона, торчащие штыри, обрывы стальной жести и арматуры;

- повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и шум при разрушении сооружений.

При разрушении железобетонных конструкций и при уборке отходов следует применить меры водяного подавления пыли. Рабочие должны работать в защитных касках и в защитных очках (щитках), с респираторами для защиты органов дыхания от пыли.

Работы должны производиться, как правило, в светлое время суток. Рабочие места и подходы к ним должны быть освещены согласно требованиям ГОСТ 12.1.046-85 . Освещенность рабочего места, измеряемая люксметром типа Ю-16, должна быть не менее 50 лк. Запыленность воздуха внерабочей зоны, измеряемая прибором типа ИЗВ-5, должна соответствовать санитарным нормам и быть не больше 0,3 мг/м 3 .

При применении башенного (стрелового крана) должны быть выполнены требования и правила, принятые для безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Работы, выполняемые кранами, производятся под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Взаимодействие крановщика, стропальщика, сигнальщиков и прораба должно быть обеспечено радиосвязью. Перемещение демонтируемых частей производить с использованием страховочных приспособлений (оттяжек) длиной 6 м и диаметром 12 мм, предотвращающих вращение груза.

3.8. Мероприятия по обеспечению безопасности населения

В этот раздел в общем случае включают:

Наименования, краткое описание и характеристику жилых домов и дворов, детских площадок, школ, яслей, скверов, пешеходных дорог, тротуаров и т.п., месторасположение которых попадает в опасную зону или находится в непосредственной близости к опасной зоне работ;

Указание источников опасности (обвал строительных конструкций, действие ударной волны, разлет осколков, выделения газов и пыли и т.п.) и оценку вероятности их воздействия на население;

Выполнение мероприятий по разделам настоящего ПОР, касающихся обеспечения безопасности населения;

Описание способов оповещения населения (местное радио и телевидение, обход квартир и дворов, расклейка объявлений, громкоговорящие средства информации и т.п.);

Описание и расположение дежурных постов предупреждения и охраны на границах опасной зоны.

В случае необходимости в этом разделе обосновывают в качестве крайней меры безопасности эвакуацию населения. В этом случае составляется план эвакуации, в котором указывают объекты эвакуации, пункты временного переселения, сроки и порядок, ответственных лиц - организаторов и т.д. Ниже приведено содержание этого раздела по данному ПОР.

Жилые дома находятся на расстоянии не менее 30 м от демонтируемого объекта. Демонтаж выполняется с приведенными выше организационными, технологическими и мерами безопасности. В связи с этим проектировать и проводить какие-либо дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности населения не требуется.

3.9. Решения по вывозу и утилизации отходов

При сносе объекта указывают; описания отходов (крупногабаритные, негабаритные - высотой более 4 м и шириной более 2,25 м, мелкоблочные, пылевидные, строительный мусор и т.п.), направления (маршрутов) на полигоны захоронения отходов и способы их перевозки (вид транспорта, в открытом виде или в контейнерах и т.п.).

При демонтаже объекта принимают решения по номенклатуре и способах переработки демонтируемых строительных конструкций: железобетонных блоков, панелей, плит и т.п. и вывозе их на предприятия переработки, а также об утилизации материалов разборки (дерево, металл, фаянс, стекло, битум и т.д.). Железобетонные строительные конструкции (панели, плиты), удовлетворяющие техническим условиям, используют в строительстве (подъездные дороги, площадки, склады и т.п.).

Металлические конструкции и детали перерабатывают (режут, прессуют и т.п.) для сдачи в металлолом на переплавку. Отходы утеплителя, стекла и керамики перерабатывают в сырье (наполнитель) для производства строительных материалов и изделий (стеновые плиты, блоки и т.п.).

Ниже приведено содержание этого раздела по данному ПОР.

Настоящим ПОР предусматривается утилизация отходов (конструкций и материалов). Решения об утилизации принимаются при условии соответствия конструкций и материалов приведенным в таблице техническим условиям.

Таблица

Демонтируемые конструкции, материалы, отходы

Технические условия

Решения об утилизации

Панели, плиты, блоки

Размеры наружных трещин - не более половины их размеров. Размеры сколов граней и углов - не более 12 % их размеров

Использование по назначению или переработка на щебень и песок

Объем обнаженной арматуры - не более 7% объема панелей, плит, блоков

Нарезки мягкой кровли

Объем посторонних включений не более 5 %по массе

Переработка на битум

Отходы утеплителя, стекла, керамики

Объемпосторонних включенийне более 5 %по массе

Переработка на заполнители для вторичных строительных материалов и изделий

Отходы, не подлежащие утилизации, предусматривается вывозить согласно договору с местным органом охраны окружающей среды и природопользования на полигон для захоронения.

3.10. Мероприятия по рекультивации и благоустройству земельного участка

В раздел мероприятий по рекультивации земельного участка включают перечень строительных работ и операций, негативно воздействующих на земельный участок (плодородный слой почвы, деревья и кустарники, воду) и описание мер по рекультивации участка. В составе этих мер предусматривают:

Предотвращение загрязнения почвенного слоя маслами и горючим при эксплуатации строительных машин;

Определение согласно действующим нормам толщины и объема срезаемого плодородного слоя почвы, способы и места его временного хранения (вне или на площадке работ) с целью дальнейшего использования при рекультивации земельного участка;

Способы защиты деревьев и кустарников, не подлежащих вырубке или пересадке, от повреждения при работе строительных машин.

При наличии водных объектов (пруды, озера и т.п.) и источников (ручьи, ключи и т.п.), находящиеся на земельном участке, указывают способы их защиты и восстановления (при необходимости).

Содержание этого раздела по данному ПОР следующее.

Растительный грунт из зоны работ удаляется, складывается в отведенном месте и хранится до окончания демонтажных работ (см. рисунок ). После работ по демонтажу и сооружению на месте демонтированного здания детской спортивной площадки (см. раздел ) будут выполнены необходимые работы по рекультивации и благоустройству земельного участка: вывезен отработанный и загрязненный грунт, завезен новый грунт, использован по назначению годный растительный грунт, удаленный и собранный в период подготовительных работ по демонтажу данного объекта, восстановлены существующие и посажены новые кустарники и деревья.

3.11. Сведения о коммуникациях, конструкциях и сооружениях, остающихся после сноса (демонтажа) в земле и в водных объектах, разрешение на их сохранение

Раздел должен содержать перечень коммуникаций, конструкций и сооружений, остающихся в земле и в водных объектах после сноса (демонтажа), схему (план) и данные о глубине расположения этих объектов, описание и основные характеристики объектов.

В разделе приводят мотивацию (обоснование) решений о сохранении этих объектов, указывают, на какие объекты из этого перечня требуется, согласно законодательству Российской Федерации, разрешение органов государственного надзора на сохранение в земле и в водных объектах, приводят сведения о наличии таких разрешений. Копии разрешений помещают в приложении к ПОР.

После демонтажа объекта по данному ПОР на территории бывшего здания, в земле и в водных объектах не остаются коммуникации, конструкции и сооружения и их детали, поэтому «разрешения на их сохранение» не требуется.

3.12. Сведения о согласовании технических решений по сносу (демонтажу) путем взрыва, сжигания или иным потенциально опасным способом

В разделе должно быть приведено описание потенциально опасного метода (взрыва, сжигания или иного) в части, касающейся согласования с соответствующими органами, в том числе, с органами государственного надзора. В разделе приводят сведения о наличии согласования этого метода с соответствующими органами. Копии согласительных писем помещают в приложении к ПОР.

В разделе приводят перечень дополнительных, специфических для данного метода сноса мер безопасности. В этом перечне при сносе взрывом указывают, например, применение зарядов меньшей мощности, способов выявления и ликвидации неразорвавшихся зарядов, особых укрытий и защитных устройств, средств подавления пыли и газов и других. В перечне при сносе сжиганием приводят дополнительные противопожарные средства, способы управления пламенем, термостойкие экраны и т.п.

Снос (демонтаж) объекта путем взрыва, сжигания или иным потенциально опасным способом настоящим ПОР не предусмотрен, поэтому согласования упомянутых технических решений не требуется.

Демонтаж проводится не только при замене каких-либо металлоконструкций. Он также является важной составной частью практически каждого их капитального ремонта. До начала работ производится проектирование демонтажа и выпускается соответствующая проектно-сметная документация.

Смета на демонтаж металлоконструкции

Диапазон смет на демонтажные работы включает в себя калькуляцию по разборке оборудования, металлоконструкций, трубопроводов и пр. Составление смет требует от сметчика повышенного внимания и большого опыта. Дело в том, что специального сборника на демонтажные работы в сформированном виде не имеется, и в ход идут расценки из ремонтных, общестроительных и монтажных справочников. Однако, применять их буквально не следует: для работы с ними разработаны специальные коэффициенты, учитывающие конкретный состав трудовых и материальных издержек и затрат при демонтаже.

При составлении сметы следует применять коэффициент на демонтаж металлоконструкций. Таким образом, наиболее важным моментом при составлении сметы на демонтаж становится выбор и корректное применение нужных коэффициентов к монтажным и прочим расценкам. В принципе, практически все работы по демонтажу оборудования можно осметить расценками на установку аналога с применением определенных корректировочных коэффициентов.

Составление сметы на демонтаж

При составлении проектно-сметной документации на демонтаж металлоконструкций за основу следует брать расценки «ФЕР 81-02-09-2001. Федеральные единичные расценки на строительные работы. Сборник 9. Строительные металлические конструкции (издание 2008 г. с учетом изменений и дополнений)» (далее – ФЕР) и «ГЭСН 81-02 ОП 2001. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы. Общие положения. Исчисление объемов работ (редакция 2009 г.)» (далее – ГЭСН).

Таким образом, при отсутствии в сборниках ГЭСН необходимых сметных норм на демонтаж (разборку) конструкций зданий и сооружений, внутренних санитарно-технических устройств и наружных сетей затраты на демонтаж они должны определяться по соответствующим нормам сборников ФЭР. С применением к этим нормам затрат следующих коэффициентов:

  • при демонтаже сборных железобетонных конструкций - 0,8;
  • то же, сборных деревянных конструкций и строительства новых для проведения вспомогательных работ (например, изготовление мостков для такелажников) - 0,8;
  • то же, внутренних санитарно-технических устройств (водопровода, канализации, водостоков, отопления, вентиляции) -0,4;
  • то же, наружных сетей водопровода, канализации, теплоснабжения и газоснабжения - 0,6;
  • то же, металлических конструкций (несущих, ограждения и т.д.):
    • 0,6 - к затратам труда рабочих-строителей;
    • 0,7 - ко времени эксплуатации машин, в т. ч. к затратам труда машинистов;
    • 0,5 - к нормам расхода вспомогательных материалов.

Следует иметь в виду, что здесь нормы расходов материальных ресурсов не учитываются, они рассчитываются отдельно.

Прогресс подарил человечеству возможность обработки металлов, сплавов или продукции искусственного происхождения. На протяжении нескольких веков промышленность видоизменялась в сторону усложнения технологического процесса, что требовало большего разнообразия применяемого при этом оборудования. Производственные линии стали представлять из себя многоступенчатые комплексы, сочетающие в себе автоматическую точность чередования операций со скрупулезно выдержанными заданными параметрами готового изделия.

Но рано или поздно перед любым предприятием (в лице его руководителя или лица, ответственного за оптимизацию производства) встает вопрос об изменении материальной базы.

Причин может быть несколько, главными из них являются расширение производства и замена морально устаревших узлов и агрегатов. Расширение в первую очередь предполагает смену дислокации. Старые объемы производства не выдерживают конкуренции, и в силу этих обстоятельств компания-производитель меняет прежние помещения на более просторные.

Замена устаревшего оборудования также являет собой осознанную необходимость . Многие технологические процессы с течением времени перестают отвечать требуемым нормам и стандартам, что делает вопрос приобретения новейших образцов производственных механизмов делом ближайшего будущего.

Если с приобретением новых образцов техники на современном рынке дело обстоит очень хорошо, то на вопросе демонтажа станков предыдущего поколения следует задержаться и взглянуть на эту проблему пристальней. Средний современный станок представляет из себя комплекс узлов и агрегатов общим весом от 1 до 6 тонн. В зависимости от вида и функционального предназначения он изготовлен из разных и сплавов, содержит электронные блоки и компоненты управления.

Особенности демонтажа станков разного профиля

На любом производственном предприятии существует должность ответственного за техническое состояние техники. В зависимости от штатного расписания, это может быть главный инженер, главный технолог и т. п. В зоне ответственности этих людей находятся все вопросы, связанные с бесперебойной эксплуатацией станков.

Начало обеспечения долговечности и надежности оборудования лежит в соблюдении норм эксплуатации согласно технической документации изделия. Перед любым демонтажом необходимо ознакомиться с ней. Даже в случае дальнейшей станка эти правила обязательны к выполнению, поскольку разный металл утилизируется разными способами, он имеет различную стоимость и неодинаковые технические характеристики.

В случае необходимости перемещения станка в другое место не обойтись без такелажного оборудования. Для одних типов станков (токарные, сверлильные) требуются несложные механизмы, так как эти станки имеют небольшую массу (в сравнении с другими) и узлы возможно снимать с применением лишь физической силы.

Когда переезду подлежит гильотинный или фрезеровочный станок, то в силу большой массы его деталей его демонтаж допустим лишь с применением подъемного оборудования. Это оборудование требует места, поэтому перед началом работ производятся расчеты габаритов задействованных вспомогательных средств.

Демонтаж станочного оборудования должен проходить по строго утвержденной схеме, не допускающей даже малейшей импровизации.

В идеале любой цех с находящимися в нем линиями производства должен быть оборудован движущейся кран-балкой.

На деле это условие не всегда выполняется (технические или экономические причины тому – другой вопрос). Поэтому необходимо осуществить свободный доступ к каждому станку и возможность маневра специальной техники. Станочное оборудование мало сдвинуть с места – его нужно еще и погрузить на транспортное средство с соблюдением необходимых мер обеспечения безопасности.

Может случиться так, что предприятие пожелает сэкономить на работах по разборке станков, предпочтя им простой демонтаж и перевозку целого агрегата. Делать это допускается лишь в случае небольшого количества узлов, входящих в состав станка.

Более сложное по форме оборудование необходимо разобрать, иначе создаются предпосылки к его поломке в процессе транспортировки. Любая перевозка (в т. ч. и железнодорожная) предполагает тряску и/или резкие изменения скорости движения и связанную с этим силу инерции.

Высокоточное оборудование (например, станки с ЧПУ) от такого обхождения с ними могут неприятно «отблагодарить» своих хозяев поломкой в самый неподходящий момент.

Так или иначе, предварительные расчеты произведены, мероприятия по демонтажу расписаны пошагово, назначены ответственные за каждый этап работы, определена компания-исполнитель.

Демонтаж и вывоз

Общий план работ по демонтажу станка состоит из следующих операций:

  • Демонтаж доступных узлов. Узлы и агрегаты, которые можно беспрепятственно снять со станка с применением лишь физической силы, снимаются в первую очередь. Затем наступает очередь узлов, к которым имеется свободный доступ, но они имеют больший вес.
  • Демонтаж тяжелых узлов и элементов. После того, как легкие узлы сняты и обеспечен доступ к основным элементам конструкции, демонтаж проходит с применением технических приспособлений (лебедок, лееров, подъемных платформ, домкратов и т. д.).
  • Разборка снятых узлов. Некоторые части станка сами по себе тоже представляют собой сложные технические приспособления, подлежащие разборке на запчасти.
  • Обработка деталей смазочными материалами (в случае предполагаемой дальнейшей эксплуатации станка). Любая снятая со станка деталь некоторое время (иногда – довольно длительное) будет подвержена контакту с окружающей средой. Перепады температур и климатические коллизии могут привести к потере ТТХ изделия, поэтому максимальная защита его узлов – предмет заботы ответственных лиц.

Главной задачей подготовки станка к перевозке вне зависимости от конечной цели является сохранение физических и технических свойств его элементов, которые надлежит максимально отделить друг от друга.

Погрузка на транспорт

Операция может производиться как внутри помещения, так и вне его стен. Второй случай предусматривает предварительное перемещение станка внутри помещения. Это происходит в случае невозможности размещения подъемной техники (кранов и пр.) в здании.

Особые требования необходимо предъявить и транспорту. В подавляющем большинстве случаев, станок является негабаритным грузом, в т. ч. и тяжеловесным. К перевозке таких грузов имеются специальные задокументированные предписания. При выборе транспорта следует учитывать эти особенности.

Любой вид такелажных работ является мероприятием повышенной опасности. В силу этого перед их началом весь задействованный персонал проходит специальный инструктаж.

Инструктаж по технике безопасности при демонтаже станков

Меры безопасности при проведении монтажных и такелажных работ давно расписаны, и подробно перечислять их не стоит. Заинтересовавшихся этим вопросом отсылаем к различным тематическим сводам законов. Но имеется ряд конкретных особенностей, которые нельзя проигнорировать и на которых следует заострить внимание:

  • Оборудование рабочего пространства специальными настилами, каркасами из прочных сплавов или пород дерева, а также специальных стеллажей для запчастей.
  • Элементы станков, выступающих за допустимые габариты, экранируются деревянными ограждениями с добавлением сигнальных элементов – флажков, ярких наклеек и пр.
  • Все движущиеся элементы станка, не подлежащие демонтированию, следует закрепить в статичном состоянии и обеспечить эту неподвижность на протяжении всей транспортировки.
  • Вспомогательные и крепежные элементы станочного оборудования помещаются в отдельную емкость (для каждого станка) для облегчения дальнейшей идентификации.

Для качественной и надежной работы городских коммунальных сетей необходимо приобретать .

При работе с биологическими отходами требуются специальные знания. Подробнее об этом в познавательной .

Перед началом любых работ по демонтажу станочного оборудования следует:

  • обесточить станки;
  • удалить любые масляные, тормозные и прочие технические жидкости;
  • очистить станок от смазочных материалов;
  • удалить крепления, фиксирующие неподвижное положение станка относительно фундамента производственного помещения.

Работа демонтажа станков – удел профессионалов

Примеров, характеризующих подобный тезис, история промышленности и производства накопила немало. Можно приводит много доводов в защиту этого утверждения, но как нельзя более емко суть его раскрывают два факта из прошлого нашей страны.

В 1941 году несколько тысяч больших и малых предприятий вынужденно эвакуировались из западных областей страны на Урал и в Сибирь. Наличие грамотных специалистов, готовящих станки к отправке, гарантировало возобновление производства в кратчайший срок. В 1945 году в СССР вывозилось германское промышленное оборудование. Некомпетентный демонтаж на месте и нарушение технологий разборки в подавляющем большинстве случаев привел к невозможности использования станков по прямому назначению в дальнейшем.

Исходя из этого вопрос исполнителя демонтажных работ не является дилеммой для грамотного руководителя предприятия. Компании-исполнители, помимо уже наработанных навыков и использования богатого опыта предыдущих аналогичных операций, обладают богатой материальной базой, переводящей процесс демонтажа и перемещения станков из проблемы в область текущих производственных вопросов.