» »

Зачем фотографу цветовой круг? Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

25.09.2019

Цветовой круг

Большинство из нас до определённого момента не задумываются о цветовой гамме фотоснимка. А между тем, цвет имеет сильнейшее воздействие на зрителя и очень сильно влияет на восприятие фотографии в целом. Давайте разберёмся, какие правила мы должны знать и применять, чтобы наши картинки воспринимались гармонично.

Со школы всем нам известна поговорка, помогающая запомнить 7 цветов из цветового спектра:: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Т.е. все мы помним, что световой луч через призму преломляется на 7 спектральных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. В художественной среде эти цвета представлены в виде хроматического (то есть цветного) цветового круга. Итак, давайте разберём этот самый цветовой круг и с чем его едят.

Все цвета образуются на основе всего 3х основных цветов - красного, синего и желтого.

Если эти цвета смешать в равной степени между собой, то получатся оранжевый, зеленый и фиолетовый. Эти цвета называются составными . Так мы получаем уже шестичастный цветовой круг.

А если основные и составные цвета смешать в равной степени, то мы получим третичные цвета.

При собрании всех этих цвето вместе мы получаем 12-частный цветовой круг , который на сегодня и есть основой всей теории цвета.


Такой цветовой круг уже можно использовать для подбора гармоничных цветовых сочетаний. Но всё же в данном кругу все цвета чистые - яркие и насыщенные. Для фотографий нежелательно их использовать в чистом виде, а лучше разбавлять, т.е. добавлять в них ахроматические цвета - чёрный и белый. Таким образом можно получить огромное множество оттенков и тонов в пределах одного цвета. Если в цвет бы добавим белый цвет, то его насыщенность снижается до пастельных тонов. И наоборот, при добавлении черного цвета, насыщенность основного цвета повысится.

Другими словами, такое разбавление хроматических цветов ахроматическими называется "цветовая растяжка", которая и даёт нам вот такой цветовой круг на основе всё тех же 12 цветов, но с множеством тонов и оттенков.

Гармоничные сочетания цветов

Что же из этого всего следует и зачем мы все это должны знать? А вот как раз для того, чтобы умело использовать гармоничные сочетания цветов на наших фотографиях, делая их интересными и более привлекательными для зрителя. Итак, основные схемы гармоничного сочетания цветов следующие.

Приблизительные примеры приведены рядышком со схемами (необязательно именно в том же цвете, но в той же цветовой схеме).

Монохромное (одноцветное) сочетание

Сочетание тонов и оттенков одного цвета в пределах одного сектора на цветовом круге. То есть один цвет различается только яркостью и насыщенностью. Довольно тяжело добиться такого сочетания на фотографиях (особенно на улице), т.к. редко мы имеем гамму в пределах одного цвета в природе. Но при желании, можно прийти к такой схеме путём цветокоррекции, несложно это сделать в студийной фотографии.


Аналогичное сочетание цветов - сочетание трёх соседних цветов в цветовом круге (на фотопримере - желтого, оранжево-желтого и оранжевого).


Комплементарная (дополняющая) схема - два противоположных на цветовом круге цвета (на фото красный и зелёный).


Разбитое дополнение (или расщеплённая комплиментарная схема) - сочетание цветов, когда в противоположных двух цветах вместо одного цвета берутся два соседних (на фотопримере жёлтый, оранжевый, синий).

Триада - цветовое сочетание трёх равноудалённых на цветовом круге цветов (т.е. вписанный в круг равносторонний треугольник). Наиболее интересная и полюбившаяся очень многим схема. В идеале один цвет выступает основным в композиции, задаёт настроение, второй обыгрывает и поддерживает первый цвет, ну а третий расставляет акценты.


Есть и другие сочетания, включающие четыре и более цветов (прямоугольник, квадрат - тетрада, пятиугольник). Однако, для фотографии такое многообразие цветов лучше не использовать. Это позволено ну очень опытным художникам (фотографам, дизайнерам) и не очень опытному в цвете человеку очень легко запутаться и натворить чепухи.

Теория цвета и применение фотографом на практике

Что же следует из всей этой цветовой теории и как всё это применять на практике фотографу?

Для начала не ленитесь продумывать цветовую гамму фотографий ещё до начала съёмок. Если это творческая фотография, то на этапе продумывания образа сразу представляйте себе локацию и старайтесь подобрать одежду, гармонирующую по цветовой гамме. Коммерческая съёмка - не исключение. Зная интерьеры студии или место съёмок на пленере, оговаривайте с клиентом цветовую гамму одежды, чтобы в итоге ваши фотографии смотрелись красиво и со вкусом.

При обработке - анализируйте полученные цвета на фото. Какой цвет доминирующий, какие цвета расставляют акценты, какие цвета лишние и их нужно совсем убрать из кадра (обесцветить, т.е. убрать насыщенность, сменить оттенок или вовсе перекрасить в другой цвет). Не стесняйтесь акивно использовать инструменты для цветокоррекции и тонирования в Фотошопе - цветовой баланс, выборочная коррекция цвета, кривые, карта градиента.

Для анализа цветов и подбора гармоничных сочетаний в Фотошопе есть очень удобный инструмент - Кулер. Он был доступен онлайн на сайте Adobe, а в версии Photoshop CS6 он встроен в сам редактор (Окно-Расширение-Кулер). Кулер являет собой цветовой круг, который вы можете крутить, как вам заблагорассудится, выбирая цветовые схемы и получая палитру гармоничных цветов. Очень удобно анализировать фотографию и тут же рядышком крутить параметры цветового круга, изменяя оттенки, яркость и насыщенность цветов. Из полученной палитры можно копировать номер цвета прямо в палитру фотошопа, используя это при цветокоррекции, например, инструментов "Карта градиента" или "рисованием" кисточкой в режиме "Мягкий свет".

Также есть еще одна чудесная ссылка - тот же кулер онлайн для всех, кто работает с цветом.

Кому интересно больше узнать о том, как работать с цветокоррекцией и тонированием фотографий на практике, добро пожаловать в нашу фотошколу на наш курс или .

В статье использованы фотографии для примера фотографа нашей команды .

Большинство из нас бездумно используют цвет в фотографии. Но как только вы предпримите выборочный подход к оттенкам в кадре и обратите внимание на цвета в композиции, то увидите качественное изменение ваших работ.

Мы обратимся к основам теории цвета и расскажем, как использовать цветовой круг , чтобы смешивать и идеально сочетать цвета. Затем сосредоточимся на использовании цвета и на различных способах создания ярких, захватывающих снимков.

Если вы решили попрактиковаться, то вам пригодятся яркие элементы одежды. Они могут быть недорогими. Сначала мы покажем, как создать особенный образ в портрете, добавив один яркий цвет на фоне преобладающего нейтрального оттенка.

Затем можно будет перейти к экспериментам с использованием дополнительных цветов.
Третий этап заключается в создании поразительных эффектов через смешивание оттенков одного цвета. Напоследок затронем использование великого множества различных цветов для веселых радужных фотографий.

И, что немаловажно, вы узнаете, как различные варианты освещения могут кардинально влиять на восприятие цвета в фотографии.

Вы наверняка знаете, что цвет может иметь огромное влияние на наше настроение. А его грамотное применение - это отличный способ добавить жизненности к вашим снимкам.

Самый простой эксперимент с цветом состоит в том, чтобы добавить акцент одного яркого оттенка в противовес к преобладающему нейтральному составу.

В этом случае безотказно работает красный цвет. Также в качестве координационного центра хорошо будет смотреться любой теплый оттенок, например, оранжевый или светло-розовый.

У модели на фото выше красные губы и такой же шарф, который четко выделяется на фоне черного пальто и серых стен. Контур глаз оживляет кадр.

После освоения нехитрого применения одного яркого цвета попробуйте контраст из двух оттенков в портрете.

Проще всего подобрать два оттенка в фотографии – это использовать цветовой круг. Цвета, которые расположены прямо противоположно, например, оранжевый и синий или красный и зеленый, как правило, хорошо друг друга дополняют.

Визуальное восприятие различных цветов может вызывать очень сильную эмоциональную реакцию.

К примеру, красный символизирует страсть и опасность, а синий способствует релаксации и имеет мгновенно успокаивающий эффект.

Вы можете сознательно вызывать у зрителя те или иные чувства, используя в снимке несколько оттенков одного цвета. В нашем примере сочетаются оттенки зеленого . Это создает успокаивающий эффект.

Выберите правильный баланс белого

Для двух портретов выше применялись различные настройки баланса белого, что кардинально влияет на изменения в цветовой палитре снимка. В первом случае настройка ББ «вольфрамовая лампа» позволила смягчить тон фиолетового платья модели и придать портрету прохладного настроения. Во втором сохранили естественное освещение, чтобы не влиять на различные оттенки в фотографии.

Бывает, что нарушение правил и принципов в фотографии дает исключительно приятный эффект. Это касается и теории цвета.

Попробуйте смешивать и сопоставлять цвета, чтобы посмотреть, что из этого получится. Чем больше вы будете экспериментировать, тем лучше начнете понимать, что выглядит хорошо, а что просто ярко.

В этом портрете встретились голубые стены, зеленое платье, фиолетовый платок и желтые цветы, что по всем правилом не должно происходить в фотографии. Но в сочетании с мягким светом удалось создать вполне привлекательный эффект радуги.

Дизайнеры обычно используют заготовку с палитрой из различных цветов и автоматически получают сочетаемые оттенки.

Для эффективного использования цвета решающее значение имеют не только правильно подобранные оттенки, но и освещение.

Цвета, сфотографированные при резком солнечном свете, будут выглядеть совсем иначе по сравнению с теми, что сняты в приглушенном освещении внутри помещения. Ключ к тому, как воспринимаются цвета, это позиционирование источника света. Можете наглядно в этом убедиться на трех снимках ниже.

В каждом случае шарф на модели выглядит совсем иначе.

Использование подсветки дало новые варианты восприятия оттенков. Можно приглушать цвета до пастельных тонов, а с боковым освещением создавать различные контрасты. Причем одни и те же принципы применимы и к искусственному освещению, и к естественному.

Фронтальное освещение

Расположение солнца либо другого основного источника света непосредственно позади фотографа покажет цвета такими, какими мы их воспринимаем в реальной жизни. То есть со всеми ярко и равномерно освещенными тонами. Именно это мы наблюдаем на снимке выше с радужным шарфом модели.

Контровое (заднее) освещение

Задача фотографа – сделать фотографию гармоничной. Использование теории цвета – один из способов этого достичь. Цвет выполняет ряд полезных функций:

  1. влияет на восприятие фотографии в целом;
  2. придает фотографии особый шарм;
  3. создает настроение снимка;
  4. позволяет создать баланс, гармонию или контраст на изображении;
  5. выделяет необходимый объект.

Виды и сочетания цветов

Цветовой круг – основной инструмент любого профессионального фотографа, художника, дизайнера.

На схеме находится 12 основных и смешанных цветов – это основа. Добавляя к представленным цветовым моделям черный или белый, можно получить множество различных оттенков.

Также цветовой круг традиционно делят на две половины: теплую и холодную.

Контрастные цвета

Контрастные, или комплементарные, цвета расположены на спектральном колесе друг напротив друга. Каждому цвету можно противопоставлять не только один контрастный цвет, но и пару. Это так называемый разбитый контраст.

Противоположные оттенки дополняют друг друга: при сочетании каждый из них становится более ярким и насыщенным.

Контрастность делает изображение более динамичным, позволяет вызвать интересные эмоциональную реакцию: например, красный вызовет страсть, а синий мгновенно успокоит.

Есть несколько способов использовать контраст в фотографии:

  1. ищите противоположные цвета вокруг, старайтесь запечатлеть удачные ракурсы с ними;
  2. используйте контрасты при создании композиций для постановочной съемки;
  3. применяйте контрастность в портретной съемке: выбирайте контрастирующий цвет одежды и фон.

Возможен и контраст теплых и холодных тонов. Так, «теплые» предметы выгодно смотрятся на «холодном» фоне. А вот с обратным сочетанием следует быть очень осторожными.

Аналогичные сочетания

Аналогичные сочетания создаются с использованием 2-3 тонов, расположенных на спектральном колесе рядом. Соседние тона привносят в фотографию гармонию и спокойствие.

При этом способе не стоит выбирать насыщенный, яркие цвета. Стоит отдать предпочтение пастельным, светлым оттенкам.
Плюс метода – в возможности сочетать огромное количество различных тонов.

Монохромное сочетание

Такой вид фотографии создается при помощи комбинирования со всеми возможными его оттенками. Метод позволяет передать переливы и тонкие цветовые отношения. Подобные снимки всегда смотрятся благородно.

Другие сочетания

Одним из самых популярных сочетаний считается классическая триада – цвета, формирующие в спектральном колесе равносторонний треугольник. Такое сочетание всегда выглядит живым, даже при использовании бледных тонов.

Популярен и выбор равноудаленных цветов, или аналоговая триада. Первый цвет становится основой композиции и передает настроение, второй подчеркивает и обыгрывает выбранные тона, а третий тонко расставляет акценты. Метод используется в комфортных композициях, поскольку придает изображению мягкости.

Один из излюбленных вариантов комбинирования цветов – контрастная триада. При этом выбираются не противоположный цвет, а два его «соседа». Такие оттенки образуют равнобедренный треугольник в круге. Плюс метода – в создании мягкой напряженности и в возможности использовать различные пропорции.

Есть и усложненные варианты – сочетания тонов в виде прямоугольника, квадрата, пятиугольника. Такое многообразие могут использовать только опытные и профессиональные фотографы. Некорректное сочетание тонов приведет к обратному эффекту: неправильно расставит акценты, сделает фотографию неброской или раздражающей.

Основные правила работы с цветом

При работе с цветом важно придерживаться следующих правил:

  1. Грамотно подбирайте фон: белый фон делает цвет более густым, а черный – более ярким.
  2. Расставляйте акценты: один яркий штрих может изменить фотографию до неузнаваемости. Слабый тон можно усилить контрастным оттенком.
  3. Выбирайте правильно направления света: цвет меняет в зависимости от характера освещения;
  4. Меняйте угол съемки: цвет может варьироваться в зависимости от положения фотоаппарата при съемке.
  5. Определитесь с доминирующим цветом: чаще всего преобладающий оттенок связан с главным объектом съемки.

Все профессиональные фотографы предпочитают пользоваться цветовым кругом. Однако бездумное следование правилам не обязательно принесет ожидаемый результат. В техники фотографии важен не только правильный выбор цвета, но и развитый художественный вкус, цветовое чутье и опыт. Смело фотографируйте, набирайтесь опыта! Зная психологию цвета, вы легко создадите шедевры, притягивающие взгляд зрителя.

Вспомните фотографии, которые благодаря своей палитре цветов действительно вас впечатлили, приковали к себе ваш взгляд. При чем, присутствие ярких оттенков совсем не обязательно, эти фотографии выделяются среди прочих благодаря отношению цветов, которое выстраивает непосредственно фотограф.

Чтобы пользоваться всеми бесчисленными оттенками цветов и извлекать из этого пользу, мы должны иметь хорошее представление о теории цвета. В этой статье мы кратко изложили для вас основные постулаты теории цвета.

Начнем с основ. Цветовой круг

Вероятнее всего вы не раз слышали о существовании цветового круга, возможно, изучали его структуру в детстве на уроках рисования. Предлагаем вам освежить свои знания.

Цветовой круг нужен нам, чтобы понять, как цвета взаимодействуют между собой, как они сочетаются. Именно для этого он и был создан.

В рамках цветового круга существуют первичные, вторичные и третичные цвета, которые вместе образуют цветовой спектр. Благодаря такому разделению гораздо проще рассматривать отношению между цветами. Все исходные цвета являются самыми яркими в спектре, добавляя к ним белый цвет, мы получаем более светлые, пастельные оттенки, добавляя черный, получаем цвета в темных тонах соответственно.

Сейчас мы рассмотрим первичные, вторичные и третичные цвета.

Первичные цвета

Самыми основными, базовыми цветами являются красный, желтый и синий. Смешивая их в разных пропорциях, мы получаем все остальные цвета спектра, а добавляя черный и белый цвет, получаем их дополнительные оттенки.

Комплементарные цвета

Комплементарные цвета (проще говоря, дополняющие) являются вторичными, т.е. создаются путем соединения двух первичных. На цветовом круге они располагаются напротив первичного цвета, который в себе не содержат.

  • Красный + Желтый = Оранжевый (комплементарный цвет - Синий)
  • Желтый + Синий = Зеленый (комплементарный цвет - Красный)
  • Синий + Красный = Фиолетовый (комплементарный цвет - Желтый)

Мы получаем эстетическое удовольствие, когда видим на картине, фотографии цвета, дополняющие друг друга. Правильно подобранная палитра цветов способна значительно увеличить визуальный эффект. В фотографии, совмещая комплементарные цвета, мы получаем контрастность, которая придает изображению большую динамичность.

Фотографируя, старайтесь искать эти самые комплементарные цвета вокруг себя. Вскоре вы будете замечать их повсюду.

Пользуйтесь теорией цветового круга во время постановочных съемок, при составлении композиции.

И при портретной съемке эта теория будет не менее полезна. На любой фотографии цвета должны сочетаться, смотреться гармонично. Подбирая наряд для модели, подумайте, на каком фоне вы будете ее снимать, и, исходя из этого, выбирайте цвет одежды. Например, модель в желтом платье будет весьма эффектно смотреться на синем или фиолетовом фоне.

Аналогичные цвета

Это цвета, расположенные рядом на цветовом круге.

Для примера возьмем зеленый и сине-зеленый, эти цвета аналогичны, так же, как и желто-зеленый. Их сочетание придает ощущение спокойствия, гармонии.

Теплые и холодные цвета

Цветовой круг принято делить на теплые и холодные цвета. Теплыми цветами являются: красный, желтый, оранжевый. Холодными, соответственно: зеленый, синий и фиолетовый. Дизайнеры интерьера очень часто пользуются свойствами холодных и теплых цветов. Холодные цвета способны зрительно увеличить пространство, а теплые придают ощущение домашнего уюта.

Эти факты также могут быть применимы и к фотографии. Создавая композицию, для объекта, цвет которого, можно отнести к теплым, подыщите фон противоположного, т.е. холодного цвета. Это придаст фотографии драматичности. Однако, не всегда гармонично смотрятся объекты холодного цвета на теплом фоне.

Зная и понимания физику цвета, его психологию, способность сочетаться, вы сможете создавать выразительные, эффектные фотографии, приковывающие взгляд зрителя. Именно цвет создает все настроение фотографии и выделает один объект на фоне остальных.

Я всегда любила фотографии с цветом. Еще три года назад, когда я только изучала инструкцию к моей первой «зеркалке», только начала интересоваться работами известных фотографов, в первую очередь, на фото меня цеплял именно цвет.
Подбор цвета на моих фотографиях играет для меня важнейшую роль. Я могу очень долго подбирать гармоничное сочетание цветов при обработке фото.

В данной статье я бы хотела поговорить про подбор цвета на этапе подготовки к фотосессии.
Как правило, перед съемкой я уже представляю результат, который я хотела бы получить. Картинки моих фотосъемок всегда сидят у меня в подсознании. Понимание того, какой результат хочешь получить - залог успешной съемки.
Желательно изучить теорию цветового круга, особенно если вы только начинаете работать с цветом. Я с самого начала фотографического пути делала подбор цветов на фото интуитивно, но, возможно, если бы я хорошо знала теорию, мои первые фотосессии были бы не такими ужасными.
В своих фотографиях я стараюсь сыграть на контрасте цветов.

Основные типы контрастов:



В зависимости от того, что именно послужило вдохновением для меня, я подбираю цвета и их сочетания на фотографии:
1. Модель и ее цветотип
2. Животные или аксессуары и их цвет
3. Одежда
4. Локация
Очень часто на ту или иную идею фотосессии меня вдохновляют девушки с необычной внешностью. В этом случае съемка строиться таким образом, чтобы эту внешность подчеркнуть, и при подборе одежды и локации я отталкиваюсь от цветотипа модели.

Всем фотографам желательно немного быть стилистами.
Необходимо знать, что у девушек есть четыре основных цветотипа: лето, зима, весна и осень.
Модель на этом фото - яркий пример цветотипа «осень».
Глаза у этих девушек зеленые, янтарные или карие, кожа светлая с веснушками, а волосы медные, рыжие. Очень теплый тип внешности.


Мне хотелось подобрать для одежды какой-нибудь необычный цвет, который бы красиво сыграл на контрасте с ее медными волосами, поэтому я попросила модель найти свитер лазурного цвета (цвет, который является антагонистом для оранжевых оттенков по цветовому кругу). Такой контраст называется дополнительным.

Животные или аксессуары



Источником вдохновения на этом снимке послужила курица, ее яркое оперение. Основные цвета у этого животного - красный и желтый. Кроме того, съемка проводилась зимой, а это, как правило, холодный синий фон, поэтому я сознательно старалась в одежде подбирать красные и желтые цвета (украшения, платок) и потом просто усилила контраст трех цветов: синего, красного и желтого. По цветовому кругу такой контраст называется основным.



Аналогично на фотографии с цветами идеей съемки послужили большие бумажные цветы оттенка фуксии. Снимали летом в поле, поэтому фон делился на две части: голубое небо и зеленая трава.
Одежду модели я хотела оставить нейтральной (простое белое платье), чтобы не перегружать картинку дополнительными цветами. Я также сыграла на контрасте противоположных цветов (правда, контраст сделала достаточно мягким). Такой контраст называется вторичным.

Одежда модели


Иногда на съемках меня вдохновляет одежда: ее цвет, фасон.
Часто дизайнеры просят поснимать коллекцию или модель скидывает фотографию необычного платья. Лучше всего, когда одежда однотонного цвета или с мелким принтом.
В данном случае мне понравился синий цвет платья, и сразу возникла ассоциация с Белоснежкой. Модель как раз подходила под этот стиль, ее цветотип - «зима» (темные волосы, белая кожа). Для разнообразия цвета на фото я добавила красный: губы, яблоки и красная ткань. Получился сильный контраст всего двух цветов: синего и красного. На снимке была еще зеленая трава, но данный цвет в общую гамму не вписывался, и при обработке фото я прибрала его в нейтрально-серый. Такой контраст условно можно назвать основным с учетом желтого оттенка кожи модели.

Иногда меня вдохновляет само место съемки. Я нахожу красивый пейзаж или необычный интерьер, и вся съемка продумывается под это место.


На этой фотографии я играла с фиолетово‑зеленой гаммой, вдохновившись на этапе подготовки к фотосессии цветом сирени в ближайшем парке. Платье было подобрано в тон цветкам. Это игра с аналогичным контрастом, эти цвета располагаются в одном сегменте цветового круга.


Здесь на фото симпатичный интерьер в украинском стиле, поэтому в качестве модели выступает девушка с яркой внешностью типа «зима». Также была подобрана этническая одежда ярких цветов. Я сознательно оперировала контрастом желтого и красного.
Необходимо продумывать свои съемки перед их воплощением и думать (именно думать!) над цветами, которые будут присутствовать в вашей фотографии.
Еще раз повторюсь: грамотный подбор четырех составляющих - модели, одежды, аксессуаров и локации - залог хорошей съемки.