» »

Роль синквейна на уроках литературы. Как придумать синквейн на заданную тему Синквейн на тему библиотека

07.02.2024

Роль синквейна на уроках литературы

Главной задачей литературного образования является развитие личности ребенка, способной чувствовать красоту, переживать, видеть мир в его единстве. Литература должна развивать и совершенствовать способность к фантазии, творчеству, к богатому и сложному ассоциативному мышлению.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение, оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает "пять". Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Синквейн можно использовать на уроках литературы, русского языка.

Правила построения синквейна:

Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии.

Первая строка - тема сиквейна , заключает в себе одно слово - существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два прилагательных или причастия, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово-резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Например, дружба

крепкая верная

объединяет поддерживает лечит

дружба -великая сила

согласие

На мой взгляд синквейн - это не только способ проверки знаний. Синквейн - это способ на любом этапе урока, изучения темы, повторить, что находится у обучающегося на уровне ассоциаций. Когда я приступаю к изучению новой темы, в начале урока даю синквейн: "А что вы уже знаете об этом? Что думаете?" Анализируя полученные результаты, корректирую представления ребят о данном понятии в ходе изучения темы. Ведь на любом уроке обучающиеся получают информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.

В середине урока, когда ребята подустали или тема трудна для восприятия, предлагаю им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы и узнаю, как идет восприятие обучающими нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы закончено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации учащихся. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, можно увидеть, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учителя при этом не только экономят время, но и проверяют одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда я знакомлю обучающихся с синквейнами, сначала объясняю им, как пишутся такие стихотворения. Затем даю несколько примеров.

На житейскую тему:

Каникулы.

Светлые, весёлые.

Гуляем, расслабляемся, спим.

Отдыхать – не работать!

Счастье!

После этого предлагаю группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала это будет трудно. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Называю тему для синквейна. Каждому участнику даю 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает им возможность поговорить о том, почему они так написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудноуловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

Синквейн – это не только способ проверки знаний ученика, у него есть и другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у обучающихся на уровне ассоциаций. Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Форма синквейна вариативна, что способствует разноплановому составлению заданий.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в литературном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. У обучающихся составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации полезно для выработки способности к анализу текста при подготовке к написанию творческой работы. В отличие от сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет сочетать элементы работы с текстом – словом – сочинением, дает возможность сконцентрировать внимание на самом важном. Эффективно использование синквейнов на уроках литературы и для подведения промежуточных итогов по пройденному произведению.

Если же вдруг возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим: либо тема синквейна не близка (не понята или просто не интересна), либо же необходимо поработать над расширением словарного запаса.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если обучающиеся легко составили стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто каждый ученик вспомнинает свой синквейн. Вот примеры некоторых из них:

Петербург (по роману «Преступление и наказание»)

пьяный знойный

душит давит угнетает

здесь невозможно жить

безнадежность.

или

Обломовка

безжизненная вялая

спит ест бездельничает

всё словно умерло

смерть

Что же касается литературы, то для неё синквейны – это даже больше, чем метод контроля или запоминания. Обучающиеся пробуют написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда подбирают для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то чувствуют, насколько ближе, понятнее и роднее стал тот или иной персонаж, словно пропускают искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.

Дорогие друзья!

Ваша задача - до 4 октября написать свой собственный синквейн, посвятив его любимому учителю, и отправить его в соцсети библиотекарям (https://vk.com/id229998310 или https://vk.com/id146229856) или принести в письменном виде в библиотеку! Ваши синквейны будут опубликованы в День учителя в группе ВКонтакте .

А что же такое синквейн?

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

Мы очень ждем Вашего участия! Порадуйте любимых учителей творчеством от всей души!

НАПИСАНИЕ СИНКВЕЙНА

Одной из форм работы на уроках литературного чтения может быть работа с синквейном.

Синквейн-прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

Слово синквейн происходит от франзузского слова «пять».

Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Есть еще несколько определений синквейна.

Синквейн-малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Синквейн-короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Например, синквейн на тему русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Лиса.

Хитрая, умная.

Плачет, жалуется, хитрит.

Есть такие и среди животных.

Обманщица.

Синквейн на тему А.С. Пушкин.

Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Поэзия его пережила.

Гений.

Синквейн с точки зрения педагогики.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находитьв информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературного чтения практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения.

Прстота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получать результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейнапозволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

С синквейном можно работать по-разному.

Вариативность.

Различные варианты для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы-без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейн:

Обогащает словарный запас;

Подготавливает к краткому перессказу;

Учит формировать идею (ключевую фразу);

Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

Получается у всех.