» »

Мембранный элемент. Мембранный элемент Российские реформы в цифрах и фактах

23.02.2024

· 30.12.2011

Предлагаю ознакомиться с обстоятельным и богатым различными эмпирическими данными трудом И.Г.Калабекова «Российские реформы в цифрах и фактах «.

Автором исключительно на одних фактах рассмотрены губительные для России последствия 20-летних т.н. «либеральных» реформ по всех сферах жизни общества: экономику страны, демографические показатели, здоровье нации, уровень жизни населения, обороноспособность, уровень преступности, науке, государственном управлении, безопасности и т.д.

Проведены любопытные международные сравнения с США , Китаем , ЕС и др.

Ход и результаты реформ представлены в виде графиков, диаграмм, таблиц, полученных обработкой данных Росстата , ООН , ВОЗ , МВФ , Всемирного банка , ВТО , FAO , статистических органов и министерств России , Китая , Германии , США , Японии , Сингапура , ЕС и др.

Издание второе, переработанное и дополненное). – М.: РУСАКИ , 2010. – 498 с. ISBN 978-5-93347-302-2

ВВЕДЕНИЕ

В книге рассмотрены некоторые основные результаты реформ, проведенных в стране в 90-х годах прошлого века и в начале нынешнего. Показано влияние реформ на экономику страны, демографические показатели, здоровье нации, образование и науку, уровень жизни населения, обороноспособность страны, уровень преступности.

Большинство показателей приведено в динамике за годы реформ, многие сравниваются с аналогичными показателями в других странах и с советским периодом. Для большей наглядности ход и результаты реформ в большинстве случаев представлены в виде графиков и диаграмм (более 1300), таблиц (более 120), которые построены обработкой различных источников информации.

Прежде всего, использовались официальные издания Росстата (Госкомстата РФ ) разных лет, причем многие графики получены обработкой нескольких изданий. Поэтому, если график или таблица имеют ссылку «Росстат », то в данном случае использованы официальные издания – различные статистические ежегодники и сборники Росстата , в большинстве случаев – Российские статистические ежегодники разных лет, издания .

Многие графики получены обработкой данных ООН , международных организаций (WHO, IMF, World Bank, WTO, Eurostat, FAO, OECD и др.), статистических органов и министерств различных государств (Российской Федерации, Германии, Великобритании, США, Китая, Японии, Республики Корея, Индии, Сингапура и др.).

Использованы также публикации в периодической печати, монографии специалистов и др. источники. Очевидно, практически нет абсолютно точных статистических данных в тех областях жизни государства, которым посвящена книга. Уровень приближения приведенных данных к действительности зависит от точности, достоверности и правдивости информации в первоисточниках, но часто важны не сами цифры, а тенденции их изменения во времени.Конечно, использованы только источники с открытым для всех граждан доступом.

Факты приводятся по публикациям в средствах массовой информации, высказываниям известных политиков и руководителей, экономистов, деятелей науки и искусства, по результатам исследований, опросов, конференций. Они дают определенное представление о ситуации в стране и мире, фиксируют конкретные достижения, недостатки и проблемы общества в период реформ.

Несмотря на небольшой формат книги, в ней собран значительный объем информации. Представление ее в виде графиков, диаграмм и таблиц позволит читателю самостоятельно сделать выводы, и они не всегда будут совпадать с выводами автора.

Книга не предназначена для «сквозного» прочтения, она имеет обзорный, справочный характер. С момента издания данные в ней устаревают. Поэтому на сайте http://refru.ru/ размещена периодически обновляемая электронная версия книги.

В книге рассмотрены результаты российских реформ , проведенных в 90-х годах прошлого века и в начале нынешнего. В цифрах , в динамике за многие годы рассмотрена экономика России : промышленность и энергетика, сельское хозяйство, строительство, транспорт и др. Представлены в динамике ВВП, инфляция, золотовалютные резервы, внешний долг, экспорт и импорт, иностранные инвестиции .

Показано влияние российских реформ не только на экономику и эффективность управления государством, но и на демографические показатели и проблемы . Рассматриваются причины высокой смертности и низкой продолжительности жизни россиян.

Экономические реформы изменили уровень жизни населения. Менее прочными стали российские семьи - увеличилась разводимость и доля детей, рожденных вне семьи.

Анализируются влияние российских реформ на здоровье населения и причины высокой заболеваемости и инвалидности россиян, в том числе детей . Особое внимание уделено социально значимым проблемам, таким как алкоголизм, наркомания, табакокурение , ВИЧ, туберкулез .

Высокий уровень преступности в 90-х, прежде всего убийств, самоубийств, коррупции , напрямую связан с реформами в экономике, падением жизненного уровня россиян, приватизацией .

Российские показатели сравниваются с аналогичными в Китае, США, Японии, Германии , других странах ЕС . Поэтому в книге большой объем данных по экономике Китая и высокоразвитых стран.

Ход и результаты реформ представлены в виде графиков , диаграмм, таблиц, полученных обработкой данных Росстата , UN, WHO, IMF, WB, WTO, FAO, OECD , статистических органов и министерств СССР, России, Китая, Германии, США, Японии, Сингапура, ЕС и др.

В книге собран значительный объем информации. Представление ее в виде графиков , диаграмм и таблиц позволит читателю самостоятельно сделать выводы. Уровень приближения цифровых данных к действительности зависит от точности первоисточников, но часто важны не сами цифры, а тенденции их изменения во времени.

Возможно камрадов заинтересует данная книга.

Итоги реформ

Сжато итоги реформ подвели в своей статье Ю.Лужков и Г.Попов: «Реформы Гайдара, основанные на этой дурной идеологии, привели к игнорированию задач развития реальной экономики страны, развития инфраструктуры. Катастрофическому сбросу государством с себя своих социальных функции и задач. Разбазариванию крупной общенародной собственности и ее передаче в нечистые руки “абы кого”. Необоснованному снижению роли государства в определении задач социально-экономического развития страны. Реформы Гайдара, их зациклинность на монетаристских играх в деньги, в цифры, только усугубили сырьевую модель развития российской экономики, разрушили отечественное производство, привели к жизни по принципу продажи нефти в обмен на импорт всего остального»

Предлагаем Вашему вниманию обстоятельный богатый различными эмпирическими данными труд И.Г.Калабекова "Российские реформы в цифрах и фактах"

Автором исключительно на одних фактах рассмотрены губительные для России последствия 20-летних т.н. "либеральных" реформ по всех сферах жизни общества: экономике, демографии, науке, государственном управлении, безопасности и т.д. Проведены любопытные международные сравнения с США, Китаем, ЕС и др.

Ход и результаты реформ представлены в виде графиков, диаграмм, таблиц, полученных обработкой данных Росстата, ООН, ВОЗ, МВФ, Всемирного банка, ВТО, FAO, статистических органов и министерств России, Китая, Германии, США, Японии, Сингапура, ЕС и др.

Графиков, диаграмм - 1230

Крах СССР

Все последние десятилетия существования Советского Союза шла видимая и невидимая его травля. Страну объявили «империей зла», обложили, как красными флажками, военными базами, постоянно втягивали в гонку вооружений.

Началом конца Советского Союза считается вторая половина 80-х. Именно в это время «раскачали» страну (М.Горбачев: «Я ни о чем не жалею. Раскачал такую страну!» ), именно в это время, вместо того, чтобы учиться и учиться у китайских, южнокорейских, сингапурских и многих других грамотных реформаторов, были потеряны на разговоры о перестройке, гласности и т.п. шесть драгоценных лет.

И именно в этот период в худшую сторону стали резко изменяться демографические, экономические и социальные показатели в стране. Вместо рывка вперед и вверх - застой и даже спад производства. Именно в 1985 - 1990 гг. страну вели к дезинтеграции как быка на убой, и не видел этого разве что слепой. И в результате «…уже во многих окраинных республиках центробежные силы так разогнаны, что не остановить их без насилия и крови…» . Кем и при чьем бездействии были так разогнаны эти силы?

О провалах в международной политике того времени лучше и не вспоминать.

Но главная роль в ликвидации СССР изнутри принадлежит, конечно, Б.Ельцину и его окружению. 12 июня 1991 года Б.Ельцин избран Президентом России, а уже 8 декабря 1991 года он, Л.Кравчук и С.Шушкевич подписали Беловежские соглашения. Очень спешили, и судьба почти 300-миллионного народа решалась не на общегосударственном референдуме, а незначительной группой товарищей, имена которых названы.

У разных руководителей государств - разные цели. У подавляющего большинства из них эта цель очевидна - сделать страну процветающей и экономически сильной, а народ - счастливым. Наиболее яркие примеры таких талантливых руководителей во второй половине 20 века - Дэн Сяопин, Пак Чжон Хи, Ли Куан Ю, Махатхир Мохаммад и др. Они - творцы экономического чуда в своих странах. А что можно сказать о руководителях другого типа, цель которых - «раскачивание» вверенных им государств? Л.Валенса: «Нам повезло, что Горбачев был слабым президентом» . Им - повезло.

Б.Скоукрофт, советник по национальной безопасности президента Дж. Буша:

«Было больно смотреть на то, как Ельцин кирпичик по кирпичику разбирал Советский Союз, отбирая власть у Горбачева и передавая затем большую ее часть России… Эти усилия были направлены скорее против Горбачева, чем против Советского Союза как такового. Остается только догадываться, было ли это давней целью или он просто воспользовался подвернувшейся из-за путча возможностью» .

Врагам страны было больно смотреть на ее разрушение, нашим же реформаторам главное было получить всю полноту власти в стране.

Власть для слабых личностей - всесильна, для ее достижения многое можно разрушить, через многое и многих переступить, на многое наплевать.

«В течение 14 дней россияне … неожиданно для себя обнаружили, что они более не являются хозяевами трансконтинентальной империи, а границы других республик с Россией стали теми, какими они были с Кавказом в начале 1800-х годов, со Средней Азией — в середине 1800-х и, что намного более драматично и болезненно, с Западом — приблизительно в 1600 году, сразу же после царствования Ивана Грозного» .

Эпоха Б.Ельцина

Эпоха руководства Россией Б.Ельциным начиналась замечательно: борьба с КПСС и партократами, борьба с привилегиями номенклатуры, свобода слова, печати, совести. Шахтеры вышли из шахт на площади и в обкомы партии, за ними потянулись недовольные властью и жизнью. Дальше же все пошло не совсем гладко, и, прежде всего, в Чеченской Республике. С чьего благословения из окон Верховного Совета республики были выкинуты законно избранные депутаты?

Кто поддерживал Д.Дудаева, «поскольку его политика серьезно досаждала Горбачеву»? И никто даже не подумал о судьбе сотен тысяч русских в Чеченской Республике, о том, что это приведет к гибели тысяч и тысяч россиян, в большинстве своем - очень молодых.

Позже начались разногласия между высшими эшелонами исполнительной и законодательной власти страны. Чтобы показать всем, кто в стране хозяин, пришлось даже пострелять из танковых орудий в центре Москвы по законодателям, а из крупнокалиберных пулеметов БТР - по россиянам у здания телецентра.

Все произошедшее в дальнейшем отдаленно напоминало работу слона в посудной лавке. Но в нашем случае слона контролировали лисы, которые, сохранив и прибрав к рукам немалую часть добра, остались в лавке, когда слон ее покинул по совокупности появившихся там проблем.

Для более подробного описания сути проведенных в стране в 90-е годы реформ достаточно четырех слов: развалили - поделили; обобрали - вывезли. Россия в мечтах западных деятелей. Развал СССР дался его недругам довольно легко и просто. Следующая задача - разобщить и поссорить бывшие республики Союза - также решается успешно. Параллельно нашими «друзьями» прорабатывается и третья задача - разобщение национальных образований и целых регионов уже на территории России. И если удалось поссорить россиян с украинцами, грузинами, молдаванами (о прибалтийских странах и не говорим), то эта задача уже не кажется наивной. В ее решение будут вкладываться большие деньги, а опыт по разделению многонациональных стран у них уже накоплен и немалый.

Всего за 8 лет из мощной державы Россию сделали сырьевым придатком развитых стран.

Авторитет «…России на международной арене в значительной степени подорван; прежде одна из двух ведущих мировых сверхдержав в настоящее время в политических кругах многими оценивается просто как региональная держава "третьего мира", хотя по-прежнему и обладающая значительным, но все более и более устаревающим ядерным арсеналом» .

Первые попытки разрушения России были предприняты еще в самом начале 90-х. Г.Попов, один из лидеров демократов того времени, в брошюре «Что делать» выдвинул «демократический вариант дефедерализации»: на территории СССР создать "…три, четыре, а то и пять десятков независимых государств" , в том числе несколько русских. И слово какое придумали: «дефедерализация».

Интересно, почему наш демократ не выдвинул аналогичный проект «дефедерализации» США. На территории этого государства тоже можно создать «три, четыре, а то и пять десятков» государств, а подобные умные проекты там приветствуются и поощряются («И наконец, «Гарвардский проект»... В соответствии с эти планом население России должно быть «сокращено» в 10 (!) раз, а территория разделена на 40- 45 самостоятельных политико-экономических зон…» ) Один раз, и навсегда. Чуть позже уже президент Б.Ельцин предложил субъектам федерации взять столько самостоятельности, сколько «они сумеют переварить».

Националисты в республиках зашевелились. И не только в республиках. Одна из крупных российских областей, Свердловская, местными властями была преобразована в республику.

Подготовили даже свои деньги. Был создан прецедент, и чудом удалось избежать цепной реакции, которая, несомненно, разрушила бы государство.

В договоре о создании союзного государства с Республикой Беларусь устанавливалось, что «…Внешней границей Союзного государства являются границы государств - участников с другими государствами или пространственный предел действия государственных суверенитетов государств - участников» . Не могли уже точно указать и собственную границу. На огромной территории уже «не было единой страны». Как быстро и близко мы подошли к последней черте.

Первые попытки провалились, не успели наши «доброжелатели» «дожать». Однако кропотливая работа по разрушению федерации продолжается. Одним из результатов этой невидимой работы можно считать постепенное уменьшение доли русских во многих субъектах РФ (например, доля русских в численности населения Чечни: 1989 г. - 23,1%, 2002 - 3,7%).

Ниже приведены несколько высказываний зарубежных деятелей, далеко не самых ярких и впечатляющих, но дающих некоторое представление об их видении будущего нашей страны, а также несколько фактов, касающихся объективности западных СМИ.

Высказывания западных деятелей

З.Бзежинский. «Самый умный враг России», известный американский государственный деятель, в свое время предсказавший разрушение СССР. Отмечал, что СССР занимал лидирующие позиции в 32 базовых технологий из 50, за счет которых развивается современный мир. Россия же участвует в той или иной мере 8 из них, но без реальной поддержки государства и эти позиции будут утрачены. Считает, что сейчас Россия - «бедная, примитивная страна». В политическом отношении

«Россия, являвшаяся до недавнего времени созидателем великой территориальной державы и лидером идеологического блока государств-сателлитов, территория которых простиралась до самого центра Европы и даже одно время до Южно-Китайского моря, превратилась в обеспокоенное национальное государство, не имеющее свободного географического доступа к внешнему миру и потенциально уязвимое перед лицом ослабляющих его конфликтов с соседями на западном, южном и восточном флангах».

В перспективе, как и многие другие «доброжелатели», пророчествует разделение страны на несколько частей. При этом считает, что россияне должны быть озабочены отношениями с Китаем в большей степени, чем отношениями с США (из выступления на Евразийском форуме в апреле 2008 г.). Наш дружественный сосед.

Еще один предсказатель, заместитель министра иностранных дел Украины (2005 г.):

«Исторически Российская Федерация обречена на дальнейший развал, на который обречены все полиэтнические государства, полиэтнические империи. Это показала Австро-Венгерская империя, а еще раньше - Римская».

Может быть, случайно сорвалось с языка? Нет, это образ мыслей и надежды: «Все империи распадаются, как это было с Римской империей. Поэтому Российская империя тоже распадется, но не скоро» (2006 г.). Радует только, что не скоро, нужно хорошо потрудиться. И, между прочим, разве сама Украина - не полиэтническое государство?

Министр обороны США. Министр был очень откровенен в своих выступлениях в Конгрессе США (февраль 2007 года): «Нам нужен полный спектр военных возможностей для борьбы с большими армиями. Мы не знаем, что может случиться в таких местах, как Россия, Китай, Северная Корея» .

М.Олбрайт, бывший госсекретарь США, считает, что ресурсы Сибири должны, в основном, принадлежать всем. Мол, для одной страны этих ресурсов слишком много. Конечно, следует учесть возраст пенсионерки. Но вот он яркий образец звериной сущности западного воспитания, западной нравственности - купаясь в роскоши, забирать последнее, что еще осталось у бедного и слабого, чтобы окончательно погубить его. А ведь ни один наш нищий ветеран открыто не высказал мысли о том, что ресурсы Техаса, или Аляски, или Калифорнии, или, к примеру, Канады должны принадлежать всем.

Дж. Тейлор, американский публицист: «Россия закончилась. Русских ждут долгий, медленный, относительно спокойный спад и уход в небытиё» . В этих двух строчках - все их мечты, надежды и чаяния. Их действия, явные и скрытые, часто циничные и наглые, были и еще долго будут направлены на достижение этого результата. И в экономике (развал промышленности и сельского хозяйства, препятствия их развитию, особенно высокотехнологичных отраслей, создание клана олигархов, несправедливое и сильное расслоение общества, беспросветное сидение на нефтегазовой игле, на экспорте другого сырья и импорте продовольствия, вывоз сотен миллиардов долларов за рубеж, втягивание в гонку вооружений). И в науке (резкое сокращение финансирования научных исследований, «вымывание» интеллектуального потенциала). И в демографии (уменьшение численности населения, увеличение доли мигрантов, очень низкая продолжительность жизни россиян). И в нравственной деградации людей, и в безразмерной коррупции, и в ухудшении здоровья нации (рост числа больных россиян, алкоголизм, распространение туберкулеза, гепатита, ВИЧ, наркомании). И в разжигании межнациональных конфликтов. И в осложнении отношений с соседними государствами, в свое время входившими в СССР и СНГ, и в т.п.

Конечно, нет прямого документального подтверждения этим словам, а если и есть - то они надолго засекречены. Начальник Управления «С» КГБ СССР в 1979 - 1991 гг. о периоде развала СССР:

«Несколько лет назад бывший американский разведчик, которого я хорошо знал, приехав в Москву, за ужином в ресторане на Остоженке бросил такую фразу: «…пройдет время, и вы ахнете, если будет рассекречено, какую агентуру имели ЦРУ и Госдепартамент у вас наверху».

Исчезла ли эта мощная агентура сразу после развала Советского Союза, неужели все их агенты мгновенно собрали вещи, покинули страну и не оказывали влияния на ход реформ в 90-х?

Остается только надеяться, что этим мечтам и пророчествам наших «доброжелателей» все же не суждено сбыться, и у страны достаточно сил, чтобы противостоять всем попыткам их осуществления.

Ответственность руководителя перед народом

Ход истории России всегда во многом зависел от ее руководителя. И не важно, как его называли - великий князь, царь, император, председатель, секретарь или президент. Не будем вспоминать грехи и достижения бывших руководителей, подумаем о будущем. И здесь очевидны три постулата.

1. Россия и россияне заслужили, чтобы ими руководили честнейшие, образованнейшие, талантливые, высоко порядочные и бескорыстные люди, беспредельно любящие свой народ, безмерно ему преданные.

2. Руководители должны отвечать за свои действия, за последствия своего руководства. Насколько была велика роль личности в истории России, настольо была мала ответственность этой личности перед страной и ее народом.

К примеру, втянул ли Николай II в войну совершенно неподготовленную к ней страну, если бы знал, что ждет его семью? Что ждет именно семью, его самого, а не русский народ - судьба России, гибель миллионов простых россиян, судя по всему, императору и императрице были безразличны. С определенной уверенностью можно сказать, что он сделал бы все возможное и невозможное, чтобы Россия сохранила нейтралитет. В этом случае, как признавал и В.Ульянов, была бы невозможна революция, и, очевидно, гражданская война с ее многомиллионными жертвами, голодом и разрухой. Пока же ни один руководитель страны при жизни не собирался отвечать и не отвечал за свои дела - ни за хорошие, ни за плохие.

3. Народ должен знать всю правду о результатах и последствиях руководства - и в экономике, и в демографии, и в изменении здоровья нации, и в изменении уровня жизни людей, уровня преступности и др. Какую информацию о результатах проводимых реформ получали простые россияне? Очень дозированную, хорошо «причесанную». В.Черномырдин, 1997 г.: «Если бы я все назвал, чем я располагаю, - да вы бы рыдали здесь!».

Достижимы ли эти условия? Очевидно, достижимы. И вначале представляются важными два выхода. Первый - уменьшить личную роль первого лица в государстве (например, предоставив возможность формирования правительства парламенту). Второй - ввести персональную ответственность руководителей за результаты работы. Прежде всего, ответственность министров, депутатов и руководителей государства. Перед законом должны быть равны все.

Все страшное, что произошло в истории России, было совершенно именно из-за безответственности тех, кто это страшное совершал.

Еще раз нужно повторить, что всего одна беда у России - безответственность , и валить все на дороги и дураков - безнравственно. Они не причина, а следствие.

Отработали срок, отслужили народу - сравните с тем, что было раньше и ответьте за результаты этой службы. При нынешнем уровне развития общества, системы статистического учета, применении средств вычислительной техники - это дело нескольких минут. Если ситуация улучшилась - почет, льготы, награды, хорошая пенсия, хорошая дача, охрана. Если значительно ухудшились - наказание определяет суд, причем не условное, а безусловное. В качестве присяжных может выступить весь народ на референдуме, совмещенном с очередными выборами. В Уголовный кодекс уже давно пора ввести соответствующие статьи. И, поскольку речь идет о безопасности государства, о благополучной жизни народов на его территории, 142 миллионов человек, - статьи должны быть достаточно суровыми.

Конечно, отвечать за результаты работы руководитель должен еще при жизни, сразу после ухода с государственного поста. При этом, очевидно, следует сравнивать показатели года, предшествующего началу руководства страной (назовем этот год А) и последнего полного года руководства (назовем этот год В). Несложно разработать систему показателей.

Например, оценить качество работы руководителя можно по комплексному показателю (коэффициенту):

Р = К1*К2*К3*К4*К5*К6*К7*К8*К9*К10*К11/(N1*N2*N3).

В формуле К1 - коэффициент прироста ВВП за период руководства в сопоставимых ценах,

К1 = ВВП(В)/ВВП(А). Для года В следует исключить из ВВП ту часть, которая получена за счет роста мировых цен на экспортируемое сырье;

К2 - коэффициент прироста населения (отношение числа жителей в стране в год (В) к их числу в год (А), но за вычетом миграционного прироста за период руководства);

К3 - коэффициент изменения средней ожидаемой продолжительности жизни россиянина, К3 = СОПЖ(В)/СОПЖ(А);

К4 - коэффициент изменения среднего реального дохода гражданина (в разах);

К5 - суммарный индекс промышленного производства за время правления (в разах);

К6 - средний за период правления суммарный коэффициент рождаемости;

К7 - изменение коэффициента рождаемости КР, К7 = КР(В)/КР(А);

К8 - изменение коэффициента смертности КС, К8 = КС(А)/КС(В);

К9 - коэффициент прироста (уменьшения) числа совершаемых в стране преступлений ЧП, К9 = ЧП(А)/ЧП(В);

К10 - коэффициент изменения государственного внешнего долга страны, зависит от величины увеличения или уменьшения долга;

К11 - коэффициент, учитывающий изменение построенной за рассматриваемый период жилой площади;

N1 - изменение потребительских цен за все время руководства (в разах);

N2 - коэффициент фондов;

N3 - доля сырьевых отраслей в ВВП.

От величины полученного в результате расчетов Р и будет зависеть дальнейшая судьба бывшего руководителя. При этом необходимо полностью исключить для него индульгенцию безнаказанности за результаты правления - эту норму нужно ввести в Конституцию страны. И если человек работал честно и отдал все силы стране и ее народу - ему нечего бояться ответственности.

В 1990 - 1991 годах большинство россиян поддержало Б.Ельцина в надежде на улучшение жизни. Что сейчас? «Подавляющее большинство населения не любит Ельцина. Лишь 1% наших граждан хотели бы сегодня жить в его время… В результате народ относится к нему гораздо хуже, чем к таким властителям, как Ленин и Сталин. Отношение отрицательности соизмеримо чуть ли не с отношением к Гитлеру…». Причина такого негативного отношения к первому российскому президенту - в сущности того режима, которое он с приближенными создал к середине 90-х.

Б.Н.Ельцин, 31.12.1999 г.: «Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись… Многие люди в это сложное время испытали потрясение… Я ухожу. Я сделал все, что мог. И не по здоровью, а по совокупности всех проблем» . Удастся ли российскому народу справиться с этой «совокупностью всех проблем», с тяжелейшими последствиями реформ 90-х?

Вожди приходят и уходят; все, что они сделали, остается. Остается и на совести тех, кто привел к власти вождей. Но каждый народ заслуживает то, что позволял вождям делать.