» »

Псалтирь. Псалтырь Окончились песни Давида, сына Иессева

20.12.2023

Перевод профессора Павла Александровича Юнгерова

70. Псалом Давида. Сынов Ионадавовых и первых пленников. Не надписан у Евреев.

На Тебя, Господи, я уповаю, да не постыжусь во век. По правде Твоей избавь меня и освободи меня, приклони ко мне ухо Твое и спаси меня. Будь мне Богом защитником и крепким местом для спасения моего, ибо Ты твердыня моя и прибежище мое. Боже мой! Избавь меня из руки грешника, из руки законопреступника и обидчика. Ибо Ты – упование мое, Господи, Господи, надежда моя от юности моей. На Тебе утвердился я от утробы, от чрева матери моей Ты мой покровитель. О Тебе песнь моя всегда. Для многих я стал как бы чудом, но Ты – крепкий помощник мой. Да исполнятся уста мои хвалою (Тебе), да воспою славу Твою, во весь день великолепие Твое. Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать крепость моя, не оставь меня! Ибо враги мои говорили мне, и подстерегающие душу мою совещались вместе, Говоря: “Бог оставил его, преследуйте и возьмите его, ибо нет (у него) Избавителя”. Боже мой! Не удаляйся от меня. Боже мой! На помощь ко мне поспеши. Да постыдятся и исчезнут клевещущие на меня, да покроются стыдом и срамом ищущие мне зла. А я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе. Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день – спасение Твое, ибо я не познал книжного искусства. Войду (во храм) в силе Господней. Господи! Буду вспоминать правду Тебя Единого. Боже мой! Чему Ты научил меня от юности моей, и до ныне (сие) буду возвещать – чудеса Твои. И даже до старости, и до глубокой старости, Боже мой, не оставь меня, пока не возвещу о силе Твоей всему роду грядущему, О силе Твоей и правде Твоей, Боже, (простирающейся) до вышних: велики дела, которые Ты сотворил для меня, Боже! Кто подобен Тебе? Сколь многие и лютые скорби посылал Ты мне! И снова оживлял меня и от бездн земли возвел меня! Многократно являл на мне величие Твое и снова утешал меня, и от бездн земли снова возвел меня! Посему я буду прославлять Тебя среди народов, Господи, на орудиях псаломских истину Твою, Боже, воспою Тебе на гуслях, Святый Израилев. Возрадуются уста мои, когда буду воспевать Тебя, и душа моя, которую Ты избавил. А также и язык мой весь день будет возвещать о правде Твоей, когда постыдятся и посрамятся ищущие мне зла.

71. О Соломоне. Псалом Давида.

Боже, даруй суд Твой царю и правду Твою сыну царя, Чтобы судить народ Твой по правде и бедных Твоих по закону. Да восприимут горы мир народу и холмы – правду. Он будет судить бедных из народа и спасет сынов убогих и смирит клеветника. И пребудет с солнцем и прежде луны в роды родов. Сойдет, как дождь на руно и как капля, падающая на землю. Воссияет во дни Его правда и обильный мир, пока не отнимется луна. И будет Он обладать от моря до моря и от рек до краев вселенной. Пред Ним припадут Эфиопляне и враги Его будут лизать прах. Цари Фарсийские и острова дары принесут, цари Аравийские и Сава дары приведут. И поклонятся Ему все цари земли, все народы послужат Ему. Ибо Он избавил бедного от сильного, и убогого, у которого не было помощника. Пощадит бедного и убогого и души убогих спасет. От любостяжания и неправды спасет души их и честно имя Его (будет) у них. И будет жить, и будут давать Ему золото из Аравии и помолятся о Нем непрестанно, всякий день будут благословлять Его. И будет Он утверждением на земле, на верху гор, поднимется выше Ливана плод Его и процветут (жители) из города, как трава на земле. Будет имя Его благословенно во веки, прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем все племена земные, все народы ублажат Его. Благословен Господь, Бог Израилев, единый творящий чудеса! И благословенно славное имя Его во век и в век века. И наполнится славою Его вся земля. Да будет. Да будет.

Слава

Оскудеша песни Давида, сына Иессеева.

72. Псалом Асафа.

Сколь благ Бог Израилев к правым сердцем! А у меня едва не пошатнулись ноги, едва не поскользнулись стопы мои. Ибо я возревновал на беззаконников, видя мир грешников. Ибо нет позора в смерти их и продолжительности в страдании их. В трудах людей не участвуют и (наравне) с людьми не терпят наказаний. Посему овладела ими гордость их совершенно, оделись они в неправду и нечестия свои. Происходит, как из тука, неправда их: ходят они по любви сердца. Помышляли и говорили о лукавстве, неправду говорили о (Сущем на) высоте. Поднимали к небу уста свои, а язык их проходил по земле. Посему (пожалуй) обратится (и) народ мой туда, и полные дни (жизни) будут у них. И говорили они: “как узнает Бог? И есть ли разум у Вышнего? Вот эти грешники вечно благоденствуют и удержали богатство”. И сказал я: “ужели напрасно сохранял я в праведности сердце мое, и умывал среди невинных руки мои, И подвергался я истязаниям во весь день, и самообличение мое (начиналось) с утра?” (Но) если бы я сказал: “буду так рассуждать”, то был бы виновен пред родом сим. Посему я предпринял уразуметь это, – это было трудно мне, Пока я не вошел во святилище Божие и не узнал последней судьбы их. Так за коварство Ты назначил им бедствие, низложил их, когда они разгордились. Как они пришли в разорение! Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое! Как сновидение для пробудившегося, Господи, уничтожь образ их в городе Твоем. Ибо когда волновалось сердце мое и внутренности мои изменялись, То я был ничтожен и не понимал, был для Тебя подобен скоту. Но я всегда с Тобою, Ты держал меня за правую руку, И советом Твоим наставлял меня и со славою принял меня. Что для меня (существует) на небе? И без Тебя чего желать мне на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя. Боже сердца моего и часть моя, Боже, во век! Ибо вот, удаляющие себя от Тебя погибнут, Ты истребил всякого прелюбодействующего от Тебя. А мне благо соединяться с Богом, полагать на Господа упование мое, возвещать мне все хвалы Тебе во вратах дщери Сиона.

73. В научение. Асафа.

Почто отринул, Боже, до конца? Возъярился гнев Твой на овец пажити Твоей? Вспомни сонм Твой, который Ты издревле приобрел, – искупил (в) жезл достояния Твоего, – сию гору Сион, на которой Ты вселился. Подними руки Твои на гордыню их до конца. Сколько зла наделал враг во святилище Твоем! И (как) похвалялись ненавидящие Тебя среди праздника Твоего: они поставили знамения свои, – (а) знамений (наших) не признали, При выходе, наверху; как в лесной чаще, посекли секирами Все двери его: топором и ломом разрушили его. Сожгли огнем святилище Твое, осквернили жилище имени Твоего на земле. Сказали вместе сродники их в сердце своем: “приидите, прекратим все праздники Божии на (этой) земле”. Знамений наших мы не видели, нет более пророка, и нас уже не знает Он. Доколе, Боже, будет поносить враг? Будет раздражать противник имя Твое до конца? Почему Ты отвращаешь руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего до конца? Бог же – Царь наш, прежде века соделал спасение среди земли. Ты утвердил силою Своею море, Ты сокрушил головы змиев в воде. Ты сокрушил главу дракона, дал его в пищу народам Эфиопским. Ты исторг источники и потоки. Ты иссушил реки сильные. Твой – день и Твоя – ночь, Ты устроил зарю и солнце. Ты установил все пределы земли, лето и весну Ты устроил. Вспомни это: враг поносил Господа и народ безумный раздражал имя Твое. Не предавай зверям душу, исповедующую Тебя, душ убогих Твоих не забудь до конца! Воззри на завет Твой, ибо мрачные (места) земли наполнились домами беззаконий. Да не возвратится смиренный посрамленным: нищий и убогий восхвалят имя Твое. Восстань, Боже, реши дело Твое, вспомни о поношении Твоем, бывающем от безумного всякий день. Не забудь гласа молящихся Тебе! Гордость ненавидящих Тебя непрестанно поднимается.

Слава

74. В конец. Не погуби. Псалом песни Асафа.

Прославим Тебя, Боже, прославим Тебя и призовем имя Твое. Я поведаю все чудеса Твои. “Когда изберу время, Я рассужу по правоте. Растаяла земля и все живущие на ней: Я утвердил столпы ее”. Я сказал беззаконникам: не беззаконнуйте, и грешникам: не поднимайте рога. Не поднимайте вверх рога вашего и не говорите на Бога неправды, Ибо не с востока, не с запада, не с пустынных гор (суд), Так как Бог – Судия: одного Он смиряет, а другого возносит. Ибо в руке Господней чаша с вином нерастворенным, (но) наполненная раствором, и наклоняет (ее) то к тому, то к другому, но дрожжи его не истощатся: выпьют все грешники земли. А я буду радоваться во веки, воспевать Богу Иакова. И все рога грешных Я сломлю, и поднимется рог праведного.

75. В конец. Песнь. Псалом Асафа. Песнь об Ассириянине.

Ведом в Иудее Бог, в Израиле велико имя Его. И было в мире место Его и жилище Его в Сионе. Там Он сокрушил крепость луков, оружие, и меч, и брань. Ты светишь дивно с гор вечных. Смутились все неразумные сердцем, заснули сном своим, и все богатые мужи ничего не нашли в руках своих. От запрещения Твоего, Боже Иакова, воздремали севшие на коней. Ты страшен, и кто противостанет Тебе? С того времени гнев Твой (открылся): С неба возвестил Ты суд Свой: земля убоялась и умолкла, Когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех кротких земли. Посему помысл человека прославит Тебя, и даже остаток помысла торжественно будет прославлять Тебя. Помолитесь и воздайте (хвалу) Господу Богу нашему! Все, которые вокруг Его, принесут дары: Страшному и отнимающему дух у князей, страшному для царей земных.

76. В конец. Чрез Идифума. Псалом Асафа.

Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим к Богу, – и Он внял мне. В день скорби моей Бога искал я, руками моими (молился) ночью пред Ним, – и не был обманут. Душа моя отказывалась от утешения. Вспоминал я Бога и веселился, размышлял, и малодушествовал дух мой. Предваряли (ночные) стражи очи мои, смущен я был и не говорил. Помышлял я о днях древних, и вспоминал лета вечные, и поучался. Ночью в сердце моем я размышлял, и дух мой испытывал: Ужели на веки отвергнет Господь и более не будет благоволить? Или навсегда милость Свою пресечет? (Ужели) окончил слово из рода в род? Ужели Бог забудет оказывать милость? Или удержит Свои щедроты во гневе Своем? И сказал я: ныне я начал (понимать): это – изменение десницы Вышнего. Вспомнил я о делах Господа, ибо буду вспоминать об изначальных чудесах Твоих, И буду поучаться во всех делах Твоих и размышлять о деяниях Твоих. Боже! Во святыне путь Твой. Кто Бог (столь) велик, как Бог наш? Ты – Бог, творящий чудеса, возвестил народам силу Твою. Ты избавил мышцею Твоею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа. Увидели Тебя воды, Боже, увидели Тебя воды и убоялись, вострепетали бездны, Сильный звук вод: голос издали облака, ибо полетели стрелы Твои. Голос грома Твоего в своде (небесном): молнии Твои осветили вселенную, подвинулась и задрожала земля. В море пути Твои и стези Твои в водах глубоких, и следы Твои не будут узнаны. Ты вел, как овец, народ Твой рукою Моисея и Аарона.

Слава

Молитвы после 10 кафизмы:

По 10-й кафисме, Трисвятое. Таже тропари, глас 6:

Страшнаго дне пришествия Твоего ужасаюся, Христе, и, неумытнаго судилища бояйся, Господи, ужасаюся и трепещу, яко имый множество согрешений, но прежде конца яко Милостив Бог, обрати и спаси мя, Спасе мой Многомилостиве.

Слава

Егда престоли на суд поставятся, Господи, и судилищу Твоему предстанут человецы: не предпочтется царь воина, не преимуществит владыка раба: кийждо бо от своих дел или прославится, или постыдится.
И ныне: Великих дарований, Чистая Дево Богомати, Ты сподобилася еси, яко родила еси плотию Единаго от Троицы, Христа Жизнодавца, во спасение душ наших.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи Боже наш, в милости Богатый и в щедротах Непостижимый, Едине по естеству Безгрешен, и нас ради кроме греха быв Человек, услыши в час сей болезненное мое сие моление, яко нищ и убог есмь от дел благих, и сердце мое смятеся внутрь мене. Ты бо веси, Вышний Царю, Господи небесе и земли, яко всю мою юность во гресех иждих и в след похотей плоти моея ходив, весь смех демонов бых, весь диаволу последовах, выну в тимении сластей валяяйся, омрачився бо помышлением от младенства, даже и до ныне, никогдаже восхотех сотворити волю Твою святую, но весь от наветующих мя страстей пленився, смех и поругание демонов бых, никакоже во уме помышляяй, яко нестерпимый гнев еже на грешники прещения Твоего, и лежащую геенну огненную. Якоже отсюду во отчаяние впадый, и никакоже в чувстве обращения быв, пуст и наг еже от Твоея дружбы бых. Кий бо вид греха не соделах? Кое дело демонское не содеях? Кое деяние студное и блудное не с преимуществом и тщанием соверших? Ум воспоминаньми плотскими оскверних, тело смешеньми окалях, дух сосложением оскверних, всяк уд окаянныя моея плоти служити и работати грехом возлюбих. И кто прочее не возрыдает мя, окаяннаго? Кто не восплачет мя, осужденнаго? Аз бо един, Владыко, ярость Твою прогневах, аз един гнев Твой на мя разжегох, аз един лукавое пред Тобою сотворих, превозшед и препобедив вся от века грешники, несравненно погрешивый и непрощенно. Но понеже Многомилостивый, Благоутробный еси, Человеколюбче, и ожидаеши человеческаго обращения, се и аз ввергаю себе пред страшное и нестерпимое Твое судище, и якоже пречистым Твоим ногам касаяйся, из глубины души взываю Ти: очисти, Господи, прости, Благопременителю, помилуй немощь мою, приклонися недоумению моему, вонми молению моему и слез моих не премолчи, приими мя, кающагося, и заблуждшаго обрати, обращающагося объими и молящагося прости. Не бо положил еси покаяние праведным, не положил еси прощения не согрешающым, но положил еси покаяние мне, грешному, в нихже в негодование Твое содеях, наг и обнажен пред Тобою предстою, Сердцеведче Господи, исповедаяй моя грехи: не бо могу воззрети и видети высоту Небесную, от тяжести грехов моих сляцаемь. Просвети убо очи сердца моего и даждь ми умиление к покаянию, и сокрушение сердца ко исправлению, да со благою надеждею и истинным уверением, к тамошнему миру пойду, хваля и благословя выну всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Псалом 70.

На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. Правдою Твоею избави мя и изми мя, приклони ко мне ухо Твое и спаси мя. Буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя, яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты. Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго, яко Ты еси терпение мое, Господи, упование мое от юности моея. В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну. Яко чудо бых многим, и Ты помощник мой крепок. Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещашa вкупе, глаголюще Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй. Боже мой, не удалися от мене, Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне. Аз же всегда возуповаю на Тя и приложу на всяку похвалу Твою. Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная. Вниду в силе Господни, Господи, помяну правду Тебе Единаго. Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и до ныне возвещу чудеса Твоя, и даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе? Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси. Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси. Ибо аз исповемся Тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже, воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев. Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил. Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне.

Псалом 71.

Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву: судити людем Твоим в правде, и нищым Твоим в суде. Да восприимут горы мир людем, и холми правду. Судит нищым людским и спасет сыны убогих и смирит клеветника. И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов. Снидет яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю. Возсияет во днех его правда и множество мира, дондеже отъимется луна. И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Пред ним припадут Ефиопляне, и врази его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут: и поклонятся ему вси царие земстии, вси языцы поработают ему. Яко избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помощника. Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет: от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними. И жив будет, и дастся ему от злата Аравийска, и помолятся о нем выну, весь день благословят его. Будет утверждение на земли на версех гор, превознесется паче Ливана плод его: и процветут от града яко трава земная. Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его, и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его. Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един. И благословено имя славы Его во век и в век века, и исполнится славы Его вся земля: буди, буди.

Слава:

Псалом 72.

Коль благ Бог Израилев правым сердцем. Moи же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря. Яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их, в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран. Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим. Изыдет яко из тука неправда их, преидоша в любовь сердца. Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша. Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли. Сего ради обратятся людие мои семо, и дние исполнени обрящутся в них. И реша: како уведе Бог? И аще есть разум в Вышнем? Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство. И рех: еда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои, и бых язвен весь день, и обличение мое на утренних. Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих, емуже обещахся, и непщевах разумети: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их. Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое. Яко соние востающаго, Господи, во граде Твоем образ их уничижиши. Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася. И аз уничижен и не разумех, скотен бых у Тебе. И аз выну с Тобою, удержал еси руку десную мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси. Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век. Яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут; потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех дшере Сиони.

Псалом 73.

Вскую, Боже, отринул еси до конца? Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея? Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси. Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова зраг во святем Твоем. И восхвалишася ненавидящий Тя посреде праздника Твоего, положиша знамения своя, знамения, и не познаша, яко во исходе превыше, яко в дубраве древяне секирами разсекоша. Двери его вкупе: сечивом и оскордом разрушиша и. Возжгоша огнем святило Твое, на земли оскверниша жилище имене Твоего. Реша в сердце своем южики их вкупе: приидите и оставим вся праздники Божия от земли. Знамения их не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому. Доколе, Боже, поносит враг? Раздражит противный имя Твое до конца? Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды_недра Твоего в конец? Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли. Ты утвердил еси силою Твоею море, Ты стерл еси главы змиев в воде, Ты сокрушил ecu главу змиеву, дал еси того брашно людем Эфиопским. Ты расторгл еси источники и потоки. Ты изсушил еси реки Ифамския. Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце. Ты сотворил еси вся пределы земли, жатву и весну Ты создал еси я. Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя Твое. Не предаждь зверем душу, исповедающуся Тебе, душ убогих Твоих не забуди до конца. Призри на завет Твой, яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий. Да не возвратится смиренный посрамлен, нищ и убог восхвалита имя Твое. Востани, Боже, суди прю Твою, помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день. Не забуди гласа молитвенник Твоих, гордыня ненавидящих Тя взыде выну.

Слава:

Псалом 74.

Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе, и призовем имя Твое; повем вся чудеса Твоя. Егда прииму время, Аз правоты возсужду. Растаяся земля и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея. Рех беззаконнующым: не беззаконнуйте; и согрешающим: не возносите рога, не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду. Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор. Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит. Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли. Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю: и вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго.

Псалом 75.

Ведом во Иудеи Бог; во Израиля велие имя Его. И бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе. Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч и брань. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных. Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих. От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони. Ты страшен еси, и кто противостанет Тебе? Оттоле гнев Твой. С Небесе слышан сотворил еси суд: земля убояся. и умолча, внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли. Яко помышление человеческое исповестся Тебе, и останок помышления празднует Ти. Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему. Вси иже окрест Его принесут дары, страшному и отъемлющему духи князей, страшному паче царей земных.

Псалом 76.

Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. В день скорби моея Бога взысках руками моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых. Отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся и малодушствоваше дух мой. Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах. Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся: нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой: еда во веки отринет Господь, и не приложит благоволити паки? Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род? Еда забудет ущедрити Бог? Или удержит во гневе Своем щедроты Своя? И рех, ныне начах: сия измена десницы Вышняго. Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя, и поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся. Боже, во святем путь Твой: кто бог велий яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою, избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы. Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны, множество шума вод, глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят. Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля. В мори путие Твои, и стези Твои в водах многих, и следы твоя не познаются. Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею.

Слава:

По 10-й кафисме, Трисвятое.

Таже тропари, глас 6: Страшнаго дне пришествия Твоего ужасаюся, Христе, и, неумытнаго судилища бояйся, Господи, ужасаюся и трепещу, яко имый множество согрешений, но прежде конца, яко Милостив Бог, обрати и спаси мя, Спасе мой Многомилостиве.

Слава: Егда престоли на суд поставятся, Господи, и судилищу Твоему предстанут человецы: не предпочтется царь воина, не преимуществит владыка раба: кийждо бо от своих дел или прославится, или постыдится.

И ныне: Великих дарований, Чистая Дево Богомати, Ты сподобилася еси, яко родила еси плотию Единаго от Троицы, Христа Жизнодавца; во спасение душ наших.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи Боже наш, в милости Богатый и в щедротах Непостижимый, Едине по естеству Безгрешен, и нас ради кроме греха быв Человек, услыши в час сей болезненное мое сие моление, яко нищ и убог есмь от дел благих, и сердце мое смятеся внутрь мене. Ты бо веси, Вышний Царю, Господи небесе и земли, яко всю мою юность во гресех иждих и вслед похотей плоти моея ходив, весь смех демонов бых, весь диаволу последовах, выну в тимении сластей валяяйся, омрачився бо помышлением от младенства, даже и до ныне, никогдаже восхотех сотворити волю Твою святую, но весь от наветующих мя страстей пленився, смех и поругание демонов бых, никакоже во уме помышляяй, яко нестерпимый гнев еже на грешники прещения Твоего, и лежащую геенну огненную. Якоже отсюду во отчаяние впадый, и никакоже в чувстве обращения быв, пуст и наг еже от Твоея дружбы бых. Кий бо вид греха не соделах? Кое дело демонское не содеях? Кое деяние студное и блудное не с преимуществом и тщанием соверших? Ум воспоминаньми плотскими оскверних, тело смешеньми окалях, дух сосложением оскверних, всяк уд окаянныя моея плоти служите и работати грехом возлюбих. И кто прочее не возрыдает мя, окаянаго? Кто не восплачет мя, осужденнаго? Аз бо един, Владыко, ярость Твою прогневах, аз един гнев Твой на мя разжегох, аз един лукавое пред Тобою сотворих, превозшед и препобедив вся от века грешники, несравненно погрешивый и непрощенно. Но понеже Многомилостивый, Благоутробный еси, Человеколюбче, и ожидаеши человеческаго обращения, се и аз ввергаю себе пред страшное и нестерпимое Твое судилище, и якоже пречистым Твоим ногам касаяйся, из глубины души взываю Ти: очисти, Господи, прости, Благопременителю, помилуй немощь мою, приклонися недоумению моему, вонми молению моему и слез моих не премолчи, приими мя, кающагося, и заблуждшаго обрати, обращающагося объими и молящагося прости. Не бо положил еси покаяние праведным, не положил еси прощения не согрешающым, но положил ecu покаяние мне, грешному, в нихже в негодование Твое содеях, наг и обнажен пред Тобою предстою, Сердцеведче Господи, исповедаяй моя грехи: не бо могу воззрети и видети высоту Небесную, от тяжести грехов моих сляцаемь. Просвети убо очи сердца моего и даждь ми умиление к покаянию, и сокрушение сердца ко исправлению, да со благою надеждею и истинным уверением, к тамошнему миру пойду, хваля и благословя выну Всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Царь и пророк Давид, автор либо всех, либо подавляющего большинства псалмов, часто бывал преследуем врагами. И если ранее мы рассматривали псалмы, которые появились на свет в результате бунта сына Давида, Авессалома, то теперь перед нами десятый псалом, написанный немного раньше. Он относит нас в те годы, когда молодого Давида преследовал его предшественник – царь Саул. Саул был первым царем Израильским, и если бы исполнял повеления Господни, то царство его было бы крепко, и потомки Саула правили бы после его смерти. Но Саул нарушал повеления Господа, и за это ему было возвещено, что царство будет отнято из его руки, и отдано другому человеку, лучше него (1 Цар. Глава 15). Этим человеком оказался Давид. Пророк Самуил помазал на царство юного пастуха. Давид не стал добиваться престола сразу же после помазания. Именно Саул оставался царем Израильским до самой смерти. Но, опасаясь за свою власть, он невзлюбил Давида, и неоднократно пытался убить его.

По мнению Феодорита Кирского, псалом десятый – ответ Давида тем, кто советовал ему искать спасения от Саула в бегстве. У этого псалма есть надписание: «в конец». Оно здесь вполне уместно, так как в псалме есть указание на то, что будет в конце времен – Суд Господа, и воздаяние праведным и грешным по делам их.

«На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица? Яко се грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, стреляти во мраце правыя сердцем (Пс. 10: 1-2)».

Или в русском переводе: «На Господа уповаю, как скажете душе моей: «улетай на горы, как птица?» Ибо вот, грешники натянули лук, заготовили в колчан стрелы, чтобы во мраке стрелять в правых сердцем».

Итак, Давид говорит, что основная его надежда – не на быстроту своих ног, не на неприступность гор, а на Господа. Тем не менее – Давид именно бежал от Саула! Причем тот, кому доводилось читать «Первую книгу Царств» знает – Давид спасался от Саула бегством неоднократно. О чем же говорят первые слова десятого псалма? Нет ли здесь противоречия?

Нет – слова псалма с фактами из жизни Давида не расходятся. И сейчас мы рассмотрим, почему.

Я не помню точно, кому принадлежит красивая формула: «Нужно работать так, как будто всё зависит от нас, и молиться так, как будто всё зависит от Господа».

Слова эти справедливы. Господь не потворствует лентяям, и каждое наше начинание требует нашего труда! И всё же главное – молиться и надеяться на то, что Господь благословит нас, поддержит наше начинание.

Вот этого-то как раз мы и не умеем! Давид умел. Делал всё, что от него зависит, но при этом надежду на успех полагал именно на Господа! А мы вот – не умеем, нет!

Так, в общем-то, всегда было. Помните исход древних евреев из египетского рабства и странствование их по пустыне? Через всю эту историю красной нитью проходит недоверие людей к Богу. Множество бунтов и недовольства было вызвано тем, что народ Израильский так и не смог поверить в то, что Господь поддержит их в любых обстоятельствах, лишь бы они оставались Ему верными. Казалось бы – ну каких только чудес Он не сотворил перед их глазами! И казни египетские они видели, и по дну расступившегося моря шли, и манну с небес ели… И всё равно – доверять Господу до конца, по настоящему, многие из них так и не научились!

Или другой пример – жизнь Воплощенного Бога Иисуса Христа. Уж сколько Он показывал чудес! Но не все ведь сумели довериться Ему. Апостолы вот сумели. А фарисеи, книжники, первосвященники – нет.

Эти люди попали в психологическую ловушку – они придумали себе, как именно должен вести себя Мессия, Спаситель. С их точки зрения, Он должен был прогнать римлян, восстановить Царство Израиля… А Он ничего этого делать не стал. Наоборот, говорил об очищении душ, о том, что Царство Его не от мира сего (Ин. 18:36)… И фарисеи с книжниками не смогли перебороть себя, не смогли отвергнуть собственное представление о Мессии, ради того, чтобы принять настоящего Мессию! Они не смогли довериться Богу, Который ведь лучше знает, что служит для людского блага!

И потому для этих людей были бесполезны чудеса Христовы. «Сколько чудес сотворил Он перед ними, а они не веровали в Него» - сказал горестно евангелист Иоанн (Ин. 12:37). Вот так – если нет доверия к Богу, то всё бесполезно. Даже великие чудеса.

Ну – а мы, нынешние? Разве мы лучше тех людей древности?

Простой пример. Почему в наше время в семьях так мало детей? Даже порой и в воцерковленных семьях? Потому, что жизнь сложна. Потому, что любой понимает – он слаб и может банально «не потянуть» большую семью!

Но вот ведь в чем дело – никто из людей и не тянет семью самостоятельно! Господь благословляет, Господь помогает, Господь несет с нами нашу ношу!

Если Господь будет с нами, то всё получится – эта мысль подтверждается Писанием неоднократно. Надежда на Господа – огромная сила. «Ею безоружные побеждали вооруженных, жены – мужей, дети весьма легко оказывались сильнее опытных в военном искусстве» - говорил святитель Иоанн Златоуст.

Кстати, а кто эти дети, которые побеждали опытных воинов? Думается мне, что святитель имел в виду победу юного Давида над многоопытным, сильным и грозным филистимлянином Голиафом (1 Цар. Глава 17). По всем человеческим меркам у Давида не было ни малейшего шанса одолеть этого великана. Но Давид шел на этот бой во имя Господа, Господь не оставил смелого юношу, и наводящий на всех ужас Голиаф был убит собственным мечом.

Обратим внимание – в этом бою Давид сделал всё, что мог сделать. Вышел на бой, бросил из пращи камень, взмахнул упавшим мечом… Но победил он потому, что надеялся на Господа и Господь в ответ на веру юного Давида даровал ему победу.

Так и в случае с Саулом – Давид бежал от него, но надеялся именно на помощь Господа! И в итоге Давид смог победить Саула, победить потому, что именно с ним был Господь!

Этой надежде на помощь Божью Давид посвятил много псалмов. Не только этот, который мы рассматриваем сейчас. Много раз царь и пророк будет возвращаться к этой теме и в других псалмах. И если бы Давиду вздумалось составлять свой собственный Символ Веры, то слова «Надеюсь на Господа» там непременно бы были. Быть может, стояли бы первыми.

Так жил Давид. Так же должны поступать и мы! Делать всё, от нас зависящее, но надеяться не на свое мужество, не на свое умение, не на свою силу или ловкость. Надеяться на Господа.

И тогда нам будут не страшны даже те, кто «натянул лук, заготовил в колчан стрелы, чтобы стрелять в правых сердцем». Потому, что «если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).

«Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша, праведник же что сотвори? (Пс. 10:3)».

Феодорит Кирский усматривал в этих словах указание на то, что Давид не искал царства. Это царство нашло его. Точнее говоря, сердцеведец Господь нашел человека, который будет более предан ему, чем Саул.

Саул сам разрушил то, что было дано ему Богом, и а потом пытался убить Давида совершенно безосновательно. Давид ничего во вред Саулу не делал, действительно ничего! А то, что Господь решил именно Давиду передать царство, так Саул должен был пенять только на себя.

«Господь во храме святем Своем. Господь на Небеси Престол Его, очи Его на нищаго презираете, вежди Его испытаете сыны человеческия. Господь испытывает праведного и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу (Пс. 10: 3-5)».

Что есть наша жизнь, как не испытание? Не экзамен?

Каков ты, человек? Любишь ли ты Бога, любишь ли ты правду, можешь ли ты быть милостивым с ближним своим?

Давид вот был милостив к Саулу. Ведь он не убил Саула, а ведь мог! Саул гнался за ним, и, совершив убийство, Давид облегчил бы свое положение. Но Давид не поднял руку на царя, хотя Саул ему и угрожал. Давид выбрал оставаться в опасности, но не совершать греха (1 Цар. Гл. 24)

Сделаем ли мы такой же выбор? Сможем ли мы - так?!

Господь наблюдает за нами, Господь испытывает нас. Здесь нужно понимать – для Господа мы и так прозрачны, Он и так знает, каковы мы. А вот мы зачастую не представляем себе, в сколь плохом состоянии наша душа.

Как мало людей приходит в наши Храмы! Как много живут десятилетиями вне Церкви Христовой! Почему?!

Задумаемся – Христос наш Спаситель. А кому не нужен Спаситель? Тому, кто уверен, что ему ничего не угрожает. Тому, кто уверен в том, что ему не от чего спасаться!

Это, быть может, самое тяжелое последствие грехопадения – мы не представляем, какие мы на самом деле, не видим собственных грехов. Вот в других мы отлично видим грехи, и занимаемся рассматриванием чужих грехов постоянно. А то, что мы и сами плохие, скверные, грешные – этого не видим.

Именно поэтому Господь дает нам многие испытания. И в этих испытаниях мы можем познать себя. Увидеть - ой, а ведь мы-то не святы! Мы трусливы, а не смелы. Мы жадны, а не щедры. Мы жестоки, а не милосердны! Мы деспотичны, а не кротки! Ой, вот какие мы, оказывается!

И вот тогда, увидев себя во время испытаний, мы поймем, что не заслуживаем рая . И вот тогда нам понадобиться Спаситель, Который спасет нас от вполне заслуженного нами ада!

Ну, а если кто-то не захочет меняться, даже и узнав, что он плох? Что ж, значит, такой любитель неправды ненавидит собственную душу (Пс. 10:5) и ничего хорошего его не ждет.

В дальнейших строках псалма Давид развивает именно эту мысль.

«Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их (Пс. 10:6)».

Тот, кто знаком с Писанием, конечно же припомнит уничтожение погрязших в грехах Содома и Гоморры. Потому, что с ними случилось именно так – огонь, и сера, и дух бурный погубили жителей тех городов. Но это – именно «часть чаши их». То есть именно их удел, который они сами выбрали, избрав беззаконную жизнь.

«Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его (Пс. 10:7)».

Господь хочет, чтобы мы жили праведно. И тогда с нами всё будет нормально – и в этой жизни и в будущей. Не счесть, сколько раз в Писании повторяется эта простая мысль.

Я не хочу для вас плохого – как бы говорит нам Господь, - но для того, чтобы ваша судьба была хорошей, и вы должны кое-что сделать!

«Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших!» (Иез. 33:11).

Вот чего ждет от нас Господь. И мы поступим хорошо, если не обманем Его ожиданий и обратимся от наших злых путей.

Использованная литература:

Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 10.

Феодорит Кирский. Изъяснение десятого псалма.

Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 10

Хотя прямых указаний на то, в каких исторических обстоятельствах был создан этот псалом нет, многое в содержании и тоне его говорит за то, что Давид написал его, видя, как готовится дворцовый переворот в пользу его сына Авессалома. Люди из окружения царя советовали ему бежать из столицы и укрыться в горах (стих 1). Давид же, хоть и сознавал всю опасность своего положения, уповал на Господа, полагая, что если поддастся искушению бежать, то тем засвидетельствует о слабости своего упования. Он верил, что, в конечном счете, разрушит замыслы нечестивых, ибо Господь "любит правду" (стих 7).

А. Об искушении бежать (10:1-3)

Пс. 10:1 . Преданным ему, но ослабевшим духом людям Давид прямо заявляет, что надеется на Господа. Как же вы говорите, чтобы я спешно бежал ("улетал", как… птица, ища прибежища в горах)?

Пс. 10:2 . О "созревшем заговоре" псалмопевец говорит на языке метафор.

Пс. 10:3 . Преступив закон Господень, "нечестивые" (стих 2) готовятся к свержению Его помазанника, сеют смуту в обществе; ими, таким образом, разрушены основания его. Давиду, очевидно, указывали на то, что симпатии значительной части народа на стороне заговорщиков, и он, несмотря на то, что на его стороне правда, не сумеет одолеть их.

Б. О доверии Господу (10:4-7)

Пс. 10:4-5 . Здесь та мысль, что всевидящий Господь, Чей престол… на небесах, знает все. Он лишь испытывает праведного, проводя его через тяжелые обстоятельства, как теперь Давида, но нечестивых и насильников Он ненавидит и, значит, защитит уповающего на Него. (Глядя на что-либо пристально, человек обычно прищуривается, т. е. в процессе "всматривания" участвуют и веки ("вежды") его. Всевидящий Бог уподобляется Давидом (стих 4) человеку, пристально всматривающемуся во что-то.)

Пс. 10:6-7 . Образы наказания, которые обрушит Господь на головы нечестивых. Стих 6 может быть переведен (и понят) и как молитва об этих карах. Речь, возможно, идет о поражении молниями ("горящими угольями") и палящим ветром пустыни; "огонь и сера" напоминают о разрушении посредством страшных природных явлений Содома и Гоморры. Так или иначе, но горькой будет доля из чаши (судьба) нечестивых ибо Господь праведен и всегда на стороне праведника.

Псалом можно считать писанным во время подготовлявшегося восстания Авессалома, которое замечал как Давид, так и близкие ему люди, советовавшие бежать из Иерусалима. Но Давид иначе оценивал серьезность своего положения и продолжал жить в Иерусалиме.

Друзья Давида советовали ему спасаться в горах, так как заговор Авессалома они считали уже совершенно организованным, и положение Давида опасным (1–3). Давид же, сознавая себя чистым пред Авессаломом и народом, продолжает оставаться в Иерусалиме, веря в то, что Господь покарает нечестивцев (4–7).

. На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица"?

«На Господа уповаю» . Давид привык располагать и согласовать свою жизнь с указанием Господа, от чего не хочет отступиться и сейчас, вверял себя Его водительству, а не советам друзей, хотя и искренним, но может быть несогласным с решением о Давиде Бога. – «Улетай на гору» , т. е. Иудейские горы, в многочисленных пещерах можно бы легко укрыться от врагов. – «Говорите душе моей» – гебраизм, – говорите мне.

. Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

Свой совет бежать друзья оправдывали взглядом на заговор, как совершенно организованный и готовый к действию.

. Когда разрушены основания, что сделает праведник?

«Разрушены основания» – потрясены основы политической и общественной жизни, так как заговорщики не признавали Давида царем, желали его низложения и стремились к установлению нового направления жизни. Что иное, как не бежать, может сделать праведник, т. е. Давид, у которого для борьбы с готовым обнаружиться вооруженным восстанием есть только сознание своей чистоты пред врагами, но никаких внешних средств обороны.

. Господь во святом храме Своем, Господь, – престол Его на небесах, очи Его зрят [на нищего]; вежды Его испытывают сынов человеческих.

. Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

Этому совету Давид противополагает свою веру в Бога, как защитника праведных. Господь с неба надзирает за людьми, посылает, как сейчас, праведнику испытания во временном успехе нечестивых, но последних Он ненавидит, как попирающих Его Закон.

. Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши;

. ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.

Господь прольет на нечестивых «горящие угли, огонь и серу» . Под горящими углями можно разуметь молнию, под огнем и серой – гибель через посредство особенных потрясений природы, вроде гибели Содома и других городов Пентаполя (см. ). Палящий ветер, вероятно – самум, хорошо известный евреям по своим гибельным действиям. – «Их доля из чаши» – таков их удел, назначенный Богом, не допускающим торжества нечестия, так как Господь «любит правду; лице Его видит праведника» , т. е. всегда промышляет над ним и оберегает его.