» »

Храм влахернской иконы божьей матери в кузьминках. Влахерна — церковь под Покровом Пресвятой Богородицы Церковь в кузьминском парке расписание

03.02.2024

03.10.2015

Император Константин Великий, перенесший столицу Римской империи в заново отстроенный город на Босфоре, посвятил Константинополь Пресвятой Богородице. Возможно, именно поэтому в византийской столице возводилось немало богородичных церквей. Одной из них - церкви Влахернской иконы Божией Матери - суждено было войти в число самых известных в христианском мире храмов, слава которого на многие столетия пережила Византийскую империю.

Храм неподалёку от знаменитого константинопольского залива Золотой Рог был заложен благочестивой императрицей Пульхерией в середине V века. Как оказалось впоследствии, это строительство было глубоко промыслительным. Всего несколько лет спустя после создания храма в Константинополь из Палестины была принесена великая святыня - нетленная Риза Пресвятой Богородицы, которой потребовалось достойное место хранения. Церковь во Влахерне и стала тем ковчегом, в который византийцы поместили драгоценную святыню. Впоследствии вместе с Ризой положили часть Омофора и часть Пояса Пресвятой Богородицы. В храме также хранилась икона Божией Матери, по преданию, написанная апостолом Лукой. От Влахернской иконы совершались многие чудеса, а покрывало, которым она была завешена, поднималось и опускалось само собой.

Византийские императоры часто приезжали во Влахернскую церковь поклониться святыням и окунуться в бьющий здесь святой источник. Изначально храм располагался за городскими стенами, поэтому возле него возвели дворец для отдыха царственных особ. Со временем крепостные стены Константинополя были расширены, и Влахерна оказалась внутри города. В XII веке византийские императоры переехали жить во Влахернский дворец, который и стал их последней резиденцией.

Влахернский храм сыграл особую роль в истории Константинополя. В 626 году во время отсутствия в столице императора Ираклия, который отправился на войну с персами, город осадили авары. Патриарх Сергий и старший сын императора Константин взяли из Влахернского храма чудотворную икону Богоматери и обошли с ней крепостные стены. Авары, напуганные грозным явлением Женщины в нарядном одеянии, сняли осаду Константинополя.

К заступничеству Пресвятой Девы жители Константинополя ещё не раз обращались в критические моменты. Так было и в 860 году, когда византийскую столицу осадили суда древнерусских князей Аскольда и Дира. Патриарх Фотий взял из Влахернского храма Ризу Пресвятой Богородицы и с молитвой опустил её край в воды Босфора. Внезапно поднявшаяся буря разметала вражеский флот, а поражённые небесным знамением Аскольд и Дир приняли Православие и получили в крещении имена Николай и Илия.

Именно здесь, во Влахернском храме, произошло в начале X века чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Во время нападения на Константинополь неприятелей великий византийский святой блаженный Андрей - славянин по происхождению - увидел во время службы Пресвятую Богородицу, стоящую на воздухе и простирающую Свой Покров над городом.

В 1434 году в Константинополе случилось трагическое событие. Мальчишки, которые охотились на голубей в районе Влахерны, по неосторожности стали причиной страшного пожара, полностью уничтожившего Влахернский храм. Многие византийцы увидели в этом происшествии грозное предзнаменование, предвещавшее городу бедствия, и приготовились к худшему. Девятнадцать лет спустя Константинополь осадили турки, и падение города стало одновременно концом Византийской империи.

Почти весь период существования Османской империи святое место пребывало в запустении. Лишь в середине XIX века местные греки купили участок земли, на котором стояла когда-то Влахернская церковь, и получили от султана разрешение отстроить её заново на том же месте. Современное здание храма было возведено в 1867 году, и с тех пор во Влахерне вновь возносится православная молитва.

В наши дни внешний облик Влахернской церк­ви весьма скромен и ничем не напоминает величественной архитектуры византийской эпохи. Окружённая высоким забором церковь с небольшим зелёным садиком затерялась среди стамбульских домов возле Старого Галатского моста на южном берегу Золотого Рога. Но благодать и сила Божия, с давних времён осеняющая это таинственное место, по-прежнему влекут к себе паломников из различных стран, которые приезжают сюда целыми автобусами. В византийские времена существовал обычай каждую пятницу совершать особую службу перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. И в настоящее время в продолжение этой благочестивой традиции каждую пятницу во Влахернском храме совершается Божественная литургия.

Полагают, что Влахернский храм получил своё название от источника святой воды, который находился рядом с ним, а при более поздней перестройке церкви оказался внутри неё. И сегодня в храме каждый желающий может взять себе маленькую бутылочку, которую служители церкви заботливо наполняют святой водой из источника.

Влахернская икона Пресвятой Богородицы здесь не похожа на распространённый в России образ. Точнее говоря, во Влахернском храме есть две иконы с одинаковым названием. Одна из них выполнена в виде «Одигитрии», подобно Влахернским иконам, известным на Руси. А вторая напоминает собой икону «Нерушимая стена», только за спиной у Божией Матери возвышаются крепостные стены Константинополя, которые Она защищает, молитвенно воздев к небу руки.

Во Влахернском храме по-прежнему происходят чудеса. Известны случаи явления здесь Самой Божией Матери.

И. А. Свистунова,
«Русский Дом», № 10, 2015.
Печатается в сокращении

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 192-197

Церковь во имя Влахернской иконы Богоматери в усадьбе Кузьминки на реке Голеди

Кузьминская ул., 26

"Владельцы имения: Симонов монастырь в XVII в.; Строгановы с 1702 г.; Голицыны - 1820-1917 гг." ( - точней с 1755 г. - П. П.)

"В начале XVIII в. усадьба принадлежала А. Г. Строганову, который построил здесь деревянную церковь во имя Влахернской Богоматери, барские покои и дом для Петра I, любившего бывать в усадьбе. Во второй половине XVIII в. новые владельцы сооружают каменную церковь (1759-1774 гг., перестроена в 1784-1787 гг.), главный дом (1780-е гг., сгорел в 1913 г.), ряд хозяйственных строений - кухню, оранжерею, Конный двор и т.п. В строительстве участвовали архитекторы: И. П. Жеребцов (с 1760 по 1770 гг.), И. В. Еготов и Р. Р. Казаков (конец 1770-х-1790-е гг.). После Отечественной войны 1812 г. в усадьбе развертываются новые работы, связанные с именем Д. Жилярди, который руководил строительством с 1811 по 1852 г. Главный дом не был затронут переделками, и все внимание архитектора было обращено на устройство парка с его павильонами, мостами, пристанями, гротами. Особой выразительностью отличается Музыкальный павильон Конного двора (1819), коренным образом перестроенного Д. Жилярди, с конными группами - копиями скульптур П. К. Клодта. К достопримечательностям Кузьминок принадлежит и чугунная ограда со скульптурами львов, выполненная по рисункам А. Н. Воронихина и Д. Жилярди на уральских Пашийских заводах".

"Основной куб церкви выстроен в 1762 г.; портики, купол и колокольня - в 1784 г.".

"Архитекторы, строившие храм, последовательно: И. Жеребцов, В. Баженов, Р. Казаков, Д. Жилярди".

"Приделы: преп. Сергия; Александра Невского".

"Первая деревянная церковь выстроена в имении в 1716-1720 гг. Г. Д. Строгановым и вдовой его Марьей Яковлевной с детьми. Вскоре она сгорела.

В 1732 г. барон А. Г. Строганов выстроил второй деревянный храм, сгоревший около того времени, когда имение в 1755 г. перешло к Голицыным.

Придел Александра Невского существовал уже при первом деревянном храме 1716 г.

Каменный храм строился с 1759 г. Первым в 1762 г. был освящен придел Александра Невского, а в 1774 г. освятили и главный престол. В 1784 г. покрытие храма было переделано из восьмерика в купольное.

В 1812 г. церковь была разорена французами; вновь освящена в 1813 г.

В 1829 г. в дополнение к южному Александро-Невскому приделу устроен также северный во имя преп. Сергия Радонежского.

Колокольня была выстроена к 1784 г. деревянная; в тот же год ее разобрали и построили каменную. В 1841 г. на колокольне поставлены часы; в 1833 г. отлит для нее большой колокол в 260 пудов.

В 1825 г. иконостас в приделе Александра Невского заменен новым. В 1866-1867 гг. он был заменен еще одним, сделанным по рисунку архитектора М. Д. Быковского. Иконостас придела преп. Сергия выполнен в 1829 г. также по рисунку М. Д. Быковского.

В 1899-1900 гг. был произведен капитальный ремонт храма, причем вместо деревянного главного иконостаса поставлен новый - из итальянского мрамора с бронзовыми украшениями. Ремонт проводили под наблюдением и руководством К. М. Быковского.

Древняя икона Влахернской Богоматери - копия второй половины XVII в. с оригинала, находившегося в Успенском соборе Кремля. В храме было множество драгоценностей, святынь, в том числе образ с родословным древом Строгановых, а также часть Ризы Христовой в особом ковчежце.

Обращала на себя внимание и необычная дарохранительница в виде гроба с явными масонскими символами, подаренная Мих. Мих. Голицыным по завещанию секунд-майора Вас. Ив. Павлова, погребенного при Влахернском храме в 1776 г.".

"Село Влахернское в народе называют Кузьминским; третье наименование - Мельница - почти забыто: оно звалось так по мельнице, стоявшей на месте села. По преданию, мельника звали Кузьмою - откуда и пошло второе имя селения. Влахернским же его назвали, когда здесь была поставлена церковь во имя Влахернской иконы Богоматери. Село существует не более 180 лет.

В церкви замечателен Влахернский образ Богоматери. Одни говорят, что это подлинная древняя икона, присланная вместе с главою св. Григория из Иерусалима царю Алексею Михайловичу и встреченная самим Патриархом Никоном на Лобном месте. Другие утверждают, что это копия, а подлинник находится в Успенском соборе Кремля в приделе Петра и Павла в алтаре за жертвенником. Из документов известно, что присланы были две одинаковые иконы, писанные на досках, сделанных из особой мастики. По повелению царя одна икона поставлена в Успенском соборе, а другой впоследствии был благословлен барон Димитрий Григорьевич Строганов. На оборотной стороне иконы есть две надписи: 1. Это та самая икона, которая была покровительницей Константинополя и греческих царей, ее царь Ираклий имел с собою в походах против персов и о чудесах ее повествует история. 2. Икона украшена ко 2 июля, празднику Влахернской Богоматери, богатой ризой с дорогими камнями, усердием княгини Анны Александровны Голицыной, кавалер-дамы ордена св. вмч. Екатерины, в 1806 г.

В 1926 г. о храме еще повествовалось так: "Церковь в Кузьминках. В разное время последовательно возникали основные закругленные стены храма, четырехколонные портики, купол, цилиндрическая колокольня, увенчанные главками, напоминающими белокаменные беседки, ротонды. В 1784 г. производились здесь значительные перестройки. Возникла каменная прекрасно нарисованная колокольня, были прибавлены к центральному массиву портики и переделан барабан купола. Нововведения носят ясно выраженный "казаковский" характер. Рука умелого зодчего изменила внешний скромный вид церкви, одев ее в классический убор типично московского зодчества. В 1825 г. по рисункам Доменико Жилярди был устроен на месте старого, пришедшего в ветхость, новый ампирный иконостас с двумя колоннами, украшенный вызолоченной резьбою и имеющий вверху скульптурные фигуры. Он дошел до нас в новой копии из мрамора. Из убранства церкви отметим старую Влахернскую икону XVII в., сделанную особой рельефной техникой; ряд крестов и фамильных икон, среди которых весьма любопытна одна с родословием Строгановых; особо замечателен ковчег - целое архитектурное сооружение тонкой ювелирной работы XVII в.".

Церковь, по сведениям старожилов, закрыта в 1929 г.

В настоящее время она страшно изуродована и почти ничем не напоминает храм. Колокольня уничтожена полностью. Обширный купол церкви также сломан - вместо него нахлобучен третий этаж с балконами на месте фронтонов. Прорублены новые окна со всех сторон. Внешний вид храма - облупленный, обкорнанный, изгаженный - ужасен. Внутри в 1960-х гг. были жилые помещения. В 1978 г. здесь находился конторский корпус Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии (ВИЭВ), который занимал и остальные строения усадьбы. О восстановлении ходили только смутные слухи. С 1989 г. здание обезлюжено и начата реставрация.

"Неподалеку от алтарной абсиды храма, в пределах ограды, находится небольшое совершенно круглое здание, суживающееся кверху, с 4 полуциркульными окнами под широким, далеко выступающим карнизом, поддерживающим плоский невысокий купол. Постройка типа надмогильного склепа является ризницей". "Построена она в 1828 г. Д. И. Жилярди". Здание это напоминает павильон-ризницу на дворе Павловской больницы. В 1960-х гг. внутри него располагался аквариум (!), затем - подсобное помещение ВИЭВ.

В 1978 г. на Конном дворе шла неспешная реставрация. Пруд в 1977 г. попытались спустить для очистки, но неудачно, пришлось вновь заваливать берег и готовить "химероприятие" более толково. Здания усадьбы, занимаемые ВИЭВ, пребывали в различной степени заброшенности. Чугунные львы знаменитой ограды частично разломаны.

Весь комплекс стоит на государственной охране под № 393. В него, согласно охранному списку, вместе с храмом и ризницей также входят:

"Усадьба Кузьминки, 1702-1850: конный двор с музыкальным павильоном и 2 флигелями, 1793, 1819 гг., архитекторы Р. Р. Казаков, Д. И. Жилярди, скульптор П. К. Клодт; оранжерея, XVIII в. - начало XIX в., архитекторы Н. П. Жеребцов, Д. И. Жилярди, Р. Р. Казаков, И. В. Еготов; классический павильон, 1793, 1805, 1820-е гг., архитекторы Р. Р. Казаков, И. В. Еготов, Д. И. Жилярди; классический павильон, 1950 г. (воссоздание), по проекту Д. И. Жилярди; египетский павильон, 1811, 1820-е гг., архитекторы А. Н. Воронихин, Д. И. Жилярди; ворота Красного двора с 4 торшерами и 2 скульптурами грифонов, 1810-1820-е гг., архитекторы А. Н. Воронихин, Д. И. Жилярди; ограда Красного двора с 2 скульптурами львов, 1810-1820-е гг., архитекторы А. Н. Воронихин, Д. И. Жилярди.

Сооружения Красного двора: флигель № 2 "Соединение", 1809 г.; восточный флигель, 1809 г.; западный флигель, 1950 г. (воссоздание), по проекту Д. И. Жилярди; южный флигель, 1809 г.

Ванный домик, 1788-1811, 1820-е гг., архитекторы Р. Р. Казаков, А. Н. Воронихин, Д. И. Жилярди.

Домик на плотине, 1838 г. (подвалы XVIII в.).

Три двухэтажных флигеля, 1788, 1827, 1832, архитекторы Д. И. Жилярди, А. О. Жилярди - по Тополевой аллее: флигель № 3 (дом причта), флигель № 4 (служительский), флигель № 5 (прачечный); ограда у дома причта, первая треть XIX в., середина XIX в., архитекторы Д. И. Жилярди, А. О. Жилярди; одноэтажный деревянный флигель № 6 по Тополевой аллее, конца XVIII в. - начала XIX в., архитекторы Р. Р. Казаков, И. В. Еготов; колодезь, XIX в.; кузница, 1783, 1818, архитекторы И. В. Еготов, Д. И. Жилярди; дом Полуденского с флигелем, 1838, конца XIX в.

Строения на садоводстве: дом двухэтажный каменный, 1832 г. - № 21, архитекторы Д. И. и А. О. Жилярди; дом двухэтажный деревянный, 1832 г. - № 23, архитекторы Д. И. и А. О. Жилярди; дача деревянная "Серая" на садоводстве, 1793 г. - д. № 17.

Строения скотного двора: 2-этажный центральный флигель, 1805, 1832-1838, архитекторы И. В. Еготов, А. О. Жилярди; 1-этажный П-образный корпус, начало XIX в.

Ограда, начало XIX в.; грот в парке № 1, начало XIX в.; трехарочный грот в парке № 2, начало XIX в.; однопролетный каменный мост на плотине, начало XVIII, XIX вв., архитекторы И. В. Еготов, М. Д. Быковский; мост со скульптурами грифонов на 4 белокаменных пилонах, конец XVIII - начало XIX в., архитекторы Р. Р. Казаков, А. О. Жилярди; руины Львиной пристани на Большом пруду, начало XIX в. (подлежат воссозданию); руины "Пропилей", начало XIX в. (подлежат воссозданию); руины пристани у "Пропилей", начало XIX в. (подлежат воссозданию); белокаменный обелиск, начало XIX в.; парк в 270,2 га с прудами, каналами, плотинами, мостами".

В парке Кузьминок доныне любят гулять в выходные дни окрестные жители.

"С 1 января 1977 г. решением исполкома Моссовета территория усадьбы Кузьминки стала новым парком города, а для института ветеринарии, помещающегося здесь с первых лет Советской власти, решено выстроить новый комплекс в промышленной зоне. В Оранжевой даче в глубине парка по решению Моссовета разместится районная библиотека, а в домике на плотине расположится музей. В одном из домиков на Тополевой аллее, откуда выселены жильцы, поместилась реставрационная мастерская Общества охраны памятников. Ей предстоит вернуть Кузьминкам прежний вид. В первую очередь реставрируются Конный двор, Музыкальный павильон, ограда Красного двора, грифоны, львы, ворота; а всего построек в решении Моссовета значится 33".

"Главный усадебный дом, как и боковой Западный флигель, восстановили внешне, чтобы не разрушать ансамбль".

"В 1991 г. зам. председателя Волгоградского райсовета Е. Шурыгин в ответе на вопрос об аварийном состоянии храма сообщил вдруг, что он передается Патриархии. Между тем крыша грозит скорым обвалом".

В апреле 1992 г. "вице-премьер Ю. Лужков подписал распоряжение о передаче в безвозмездное пользование православному приходу ц. Влахернской Богоматери в Кузьминках с ризницей (Ст. Кузьминки, 16) и дома причта (Тополевая аллея, 3). Находящемуся в них НИИ экспериментальной ветеринарии предложено освободить их в месячный срок".

Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 479.

Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 43.

Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 336-337.

(Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 57. № 148.

Захаров М. П. Путеводитель по окрестностям Москвы. М., 1867.

Лазаревский Ив., Згура В. Подмосковные музеи. М., 1926.

(Бондаренко И. Е.) Архитектурные памятники Москвы. М., 1904. Вып. 1. Лист 33: фото храма.

Искры. 1902. № 32. С. 500 (фото храма от ворот усадьбы).

Кормчий. 1903. № 26 (фото храма).

Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып. 8. Пехрянская десятина. С. 207.

Первый начали возводить в 1716 году, а закончили четырьмя годами позже. Строили его специально для хранения , которую тогдашние владельцы усадьбы Строгановы получили в дар от царя. Село также стало именоваться Влахернским.

Ныне существующий храм Влахернской Божией Матери в Кузьминках по проекту петербургского архитектора С. И. Чевакинского начал строить новый владелец усадьбы — князь М. М. Голицын (кстати, потомок ) в 1759 году.


Саша Митрахович 01.03.2018 10:11


Современный Влахернский храм в Кузьминках строили достаточно долго. Сначала в течение трех лет появилось само церковное здание, отделанное в барочном стиле, а также стоявшая обособленно восьмигранная колокольня. Завершение храма было выполнено также в виде традиционного восьмигранного барабана.

Однако время шло, работы вроде бы продолжались, но очень вяло... и к концу 1770-х годов буквально только что законченной постройке храма в Кузьминках уже требовался ремонт. Тогда-то и было принято решение о перестройке Влахернского храма в Кузьминках в стиле зрелого классицизма.

Реконструкция началась в 1784 году, когда в Кузьминках как раз работали и .

Именно Еготов и Казаков придали церкви классический вид. Влахернский храм в Кузьминках получил новое завершение в виде круглого барабана с люкарнами и главкой. Появились портики и крыльца. А перед церковью поставили новую круглую колокольню.

Строительство нынешней, «классической» версии храма в честь Влахернской иконы Божией Матери завершилось в 1787 году.

Отечественная война 1812 года нанесла Влахернской церкви огромный ущерб, французские солдаты изрядно поглумились. Храм пришлось восстанавливать и заново переосвящать, что и сделали в 1813 году.

К середине XIX века в главном храме в Кузьминках и его приделах установили новые мраморные иконостасы, а на колокольне по тогдашней моде — башенные часы.


Саша Митрахович 01.03.2018 10:18


В 1930-е годы из Влахернской церкви экспроприировали все ценности, а само здание передали центральному комитету автотракторной промышленности. Началась долгая череда грубых переделок. Место фронтонов заняли аттики, окна изменились до неузнаваемости — вместо круглых сделали прямоугольные. Церковное здание надстроили еще одним этажом с балконами.

Внутри теперь уже бывший храм тоже изуродовали: в алтаре устроили туалет, настенные росписи замазали краской. Иконы и хранившиеся в церковных архивах рукописи бросили в костер. Удалось спасти только уникальный живописный образ Влахернской Богородицы. Долгое время икона находилась в церкви в Вешняках, а потом попала в один из столичных музеев.

Бывший храм стал сначала общежитием, потом конторой НИИ, а незадолго до начала Великой Отечественной войны его снова стали переделывать, под дом отдыха.

Во второй половине 1970-х на территории бывшей старинной усадьбы в Кузьминках началась постепенная реставрация.

В 1992 году Храм Влахернской Божией Матери в Кузьминках, а также ризницу и дом причта безвозмездно передали православной Церкви. Всего за пару лет церковь отреставрировали.

Чтобы привести разоренный и полуразрушенный храм в порядок, пришлось разобрать надстроенный третий этаж, а потом воссоздать все прежние арки и своды, провести археологические изыскания по местонахождению колокольни и заново возвести ее. Также немало усилий потребовалось для того, чтобы заменить часть старой кирпичной кладки и восстановить белокаменный и лепной декор фасадов. В 1995 году церковь освятили.


Саша Митрахович 01.03.2018 10:32


Архитектурно нынешнее здание Храма Влахернской Божией Матери в Кузьминках построено в формах зрелого классицизма. Церковь была закончена на исходе века под руководством Родиона Казакова и была совсем другого архитектурного направления.

Фонарик-«беседка», угловые скругления, лаконично оформленные и оттого еще более выразительные, это своего рода аллюзия — чисто внешняя — на эффектные и популярные в архитектуре русского классицизма церкви-ротонды. В конце XVIII — начале XIX века их строили и в Москве, и в Петербурге (например, «Кулич и Пасха»), и за Уралом (церковь Всех Святых в Тюмени).

Но посмотрим внимательно: является ли ротондой церковь в Кузьминках? Да, из-за круглой в плане колокольни, обилия цилиндров и скругленных углов основного объема создается такая иллюзия. Но именно иллюзия! Низ храма — это все-таки «доставшийся в наследство» от барокко четверик, пусть эффектно и стильно «ошлифованный».

Еще одна особенность Влахернской церкви: очень оригинальная конструкция большого светового барабана, сменившего прежний барочный восьмерик. В его основании находились четыре низких полукруглых окна, которые одновременно являлись люкарнами внутреннего свода церкви. Люкарны выходили прямо в световой барабан! По его окружности чередовались высокие арочные окна с нишами в простенках между ними; мощный, гладкий нижний пояс ротонды смотрится как бы цоколем для высокого изящного барабана.


Саша Митрахович 01.03.2018 11:08


Неоднократно подвергался разного рода переделкам.

В течение второй половины XIX века внутренняя отделка Влахернской церкви становится все более роскошной. Деревянные иконостасы сменяются мраморными по рисункам гроссмейстера «исторического стиля» в архитектуре М.Д. Быковского. Набрасывая эскизы иконостасов, установленных затем в Кузьминской церкви, зодчий находился еще «в тренде» классицизма. Особенно поражает иконостас центрального храма — с колоннадой и аттиком! Придельные иконостасы оформлены гораздо скромнее.

Также в течение второй половины XIX века в церкви несколько раз менялись полы: изначально каменные, они в какой-то момент стали чугунными, а затем мраморными.

Полностью обновилась, согласно веяниям времени, церковная стенопись. С закрытием и перестройкой церкви в XX веке она была утрачена; ныне храм расписан вновь. В цветовой гамме интерьера доминируют белый (внизу) и голубой (в верхней части) цвета.

Из-за нестандартного решения ротонды-барабана и освещение ее организовано очень необычно и эффектно.


Саша Митрахович 01.03.2018 11:21


Храм в Кузьминках Расписание богослужений

По будням служат утрени — в 8:00, по воскресным дням — ранняя и поздняя литургии в 7:00 и 9:30. Более точное расписание с указанием праздничных служб необходимо уточнять на сайте в соответствующем разделе.

Усадьба Кузьминки: Церковь

В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви . Первая из них была сооружена в 1716 году Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок – Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название – село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 году, тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери , тоже деревянную. Она в сою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 года.

Ныне существующая церковь и есть третья по счету . Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 годах были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 году здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 годах.
В церкви находилась семейная реликвия – Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия) , датируется VII веком нашей эры. Одна из особо чтимых в Москве греческих икон. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 году. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в успенском соборе московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю великого поста – субботу акафиста. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись – «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец уже упоминавшегося Григория Строганова. По построенному храму местность получила третье название – село Влахернское.
Влахерна – это название местности в Константинополе. Давным-давно там стояла церковь с чудотворной иконой. Икона эта покровительствовала Константинополю и Византийским императорам. По легенде, она обратила в бегство врагов, напавших на город в 626 году. Свою чудотворность икона проявила не один раз уже находясь в России. В 1830 году разразилась эпидемия холеры. Было трудно указать хоть одно место в Москве или под Москвой, свободное от свирепствовавшей болезни. Каждый день гибли тысячи людей.. И однако во Влахернском ни один человек не только не умер, но даже и не заболел. Божья Матерь проявила свое заступничество и в 1871 году, когда еще одна эпидемия холеры открылась в Москве. Неудивительно, что москвичи и окрестные жители благоговели перед иконой и считали ее чудотворной. Кстати, все три названия – Кузьминки, Мельница и Влахернское – употреблялись вплоть до 1917 года, все три названия мы встречаем и в газетах, и в путеводителях, в письмах и дневниках современников. День 2 июля стал местным христианским праздником Влахернской иконы Божьей Матери. В 1920 Влахернская церковь закрывается, и икона Божьей Матери передается в Успенский храм в Вешняках. Когда же в 1941 и он закрывается, икона поступает в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках и по сей день.

Разрушение храма


Реконструкция церкви в КУзьминках. Фото 1938 г

В 1923 году в Москве открылся Поместный Совет Русской правосланой церкви , на котором принято было решение о закрытии храмов. Монастыри и церкви передали Всероссийской Чрезвычайной комиссии под лагеря и тюрьмы для преступников и детские калонии. В кратчайшие сроки были закрыты тысячи церквей. В разоренных церквях строили склады, клубы, вытрезвители, общежития и музеи. В Кузьминках в решении "высоких" идей строительства нового государства были уничтожены все надмогильные памятники и кресты небольшого погоста за церквью, освободив территорию для строительства общежития для сотрудников института. Недалеко от плотины когдато был колодец со святой водой, который засыпали.

В 1929 году поселковый совет изъял у настоятеля церкви Влахерской иконы Божьей Матери ключи, запретив проводить богослужения. Но это еще не все. В один из дней 1929 года по Липовой аллее прокатилась телега для экспроприации церковных ценностей в пользу государства и пердачи храма ЦК автотракторной промышленности . Узнав об этом, священник Порецкий попытался защитить святое место, призвав на помощь жителей. Народ горячо откликнулся на призыв. Результаты противоборства оказались печальными. Осенью 1929 г. уничтожили барабан храма и колокольню, на которой находились старинные башенные часы.

При переделке храма остался только основной остов здания и портики. Фронтоны заменили крупными и непропорциональными аттиками. До неузноваемости переделали окна: вместо круглых окон появились прямоугольные, причем были повреждены литые металлические ленты, стягивавшие сооружение. Внутри также все переделали. На месте алтаря (!) устроили туалет, закрасили настенную живопись. Многие рукописи и иконы сожгли. Единственная известная нам живописная икона Влахерской Божьей Матери висела долгое время в левом приделе вешняковского храма.Чудом уцелевшая эта икона представляла несомненную ценность и по решению комиссии была передана в фонды дного из музеев Москвы.

Сегодня

В 1992 году по распоряжению 717 мэра Москвы Лужкова здание церкви Влахерской иконы Божьей Матери с приделами святого Сергия Радонежского и св. Александра Невского были переданы патриархии. Несбыточные, казалось бы мечты восстановления усадьбы начали осуществляться. Настоятель церкви отец Александр и вновь созданная община внесли жизнь в мертвый храм и надежду в серца москвичей. Важным этапом в реставрации стал демонтаж водонапорной башни, уродливой советской архитектуры (ее уничтожили взрывом, так аккуратно, что не пострадало не одно из окружающих зданий). В реставрации храма принимали участие многие организации и реставрационные бригады. Здесь трудились династии: братья Гвоздевы и их сыновья. А многопудовый колокол помог отлить коллектив завода им. Лихачева.

Сайт http://vlahernskoe.prihod.ru/

Настоятель - иерей Александр Кашкин

Расписание работы храма: В воскресенье - утреня и Литургия в 9 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч

Телефон: 377-87-88

Адрес: ул. Скрябина, 1 (ул. Старые Кузьминки, 26),

Проезд: от метро Рязанский проспект, авт. 29 до конечной остановки

Для семьи купцов Строгановых, бывших когда-то простыми поморскими крестьянами, 1716 год выдался необыкновенно хлопотливым. Шутка ли, завершалась постройка церкви, специально возводимой для иконы, когда-то пожалованной им за заслуги перед отечеством самим государем Алексеем Михайловичем! Именно эта икона, Влахернской Божьей Матери, дала название и церкви, где хранилась с тех пор, и селу, которое стало называться Влахернское.

Имя иконы происходит от названия той части Константинополя, где когда-то располагался храм с этой святыней. Под её покровительством находился не только Константинополь, но и вся Византия. Хроники тех лет повествуют о том, как в 626 году по молитвам, вознесённым перед иконой, Пресвятая Богородица спасла город от нашествия захватчиков. Через много столетий, уже в России, её чудодейственная сила будет явлена в период холерной эпидемии в 1830 году. Она уберегла всех обитателей Кузьминок, где находилась, и всех жителей окрестных сёл от страшной болезни.

Икона эта была не обыкновенная. Её создание приписывают евангелисту Луке, современнику и одному из апостолов Иисуса Христа. Икона была рельефной и выполненной в уникальной технике воскомастики. Особенность её заключалась в том, что в воск добавлялись размельчённые частицы мощей святых. Образ, выполненный подобным образом, называется мощевиком.

Появление иконы в России

Известно, что в V веке она попала в Константинополь, бывший в то время столицей христианского мира, а оттуда — на Святой Афон. В 1654 году афонские иноки привезли её в Москву и подарили благочестивому государю Алексею Михайловичу, а он, в свою очередь, пожаловал святыню Строгановым. Для этой иконы и была построена деревянная церковь Влахернской Богоматери.

Но редкому деревянному храму выпадает долгая жизнь. Простояла эта церковь только шестнадцать лет и сгорела в огне пожара, но Волей Божьей драгоценную икону удалось спасти. В том же году, испросив благословения у правящего архиерея, приступили к возведению новой церкви, тоже деревянной, но и её ждала та же судьба, что и прежнюю. В 1758 году в результате «огненного запаления» она погибла. Но и на этот раз святыню вынесли из огня.

Сооружение каменного здания храма

К моменту пожара родовое имение Строгановых Кузьминки перешло во владение семьи графа Голицына. Потомки литовского князя Гедимина, они на протяжении веков были опорой государственной власти. В этом году исполняется шестьсот лет с того дня, как они начали своё служение.

Через год началось возведение каменного храма на том месте, где стояла сгоревшая церковь. Создание проекта и ведение работ граф поручил архитектору И. П. Жеребцову, который занимался также перепланировкой и перестройкой всей усадьбы. Он вошёл в историю архитектуры, как представитель стиля барокко. Кроме того, его имя связано с направлением, получившим название раннего московского классицизма. В течение долгих лет он руководил всеми строительными работами в имении.

Архитектурные особенности нового храма

В основу проекта каменного храма Жеребцов положил традиционную для русских церквей четырёхгранную нижнюю часть здания и надстроенный сверху восьмигранный барабан. Так строились многие православные храмы России. Рядом была построена деревянная восьмигранная колокольня. Всё декоративное оформление храма было выполнено в стиле барокко. В 1762 году строительные работы были в целом завершены, но отделка продолжалась ещё в течение двенадцати лет.

Усадьба Кузьминки была предметом гордости графов Голицыных, и на её обустройство они не жалели средств. В 1784 году ими был приглашён известный московский архитектор Р. Р. Казаков, ученик знаменитого В. И. Баженова, работавший вместе с ним над проектом Большого Кремлёвского дворца. Он приступил к реконструкции храма, в соответствии с архитектурными требованиями того времени.

Реконструкция храма

Р. Р. Казаков изменил четырёхгранную планировку основного здания на круглую, выполненную в виде барабана, и сверху надстроил главку. С четырёх сторон здания находились входы с декоративными ступенями и портиками. Общую композицию дополняла двухъярусная каменная колокольня. Таким образом храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках приобрёл знакомые нам очертания.

В период войны 1812 года храм подвергся значительному разрушению. Были расхищены предметы церковной утвари и иконы. Остались свидетельства очевидцев, рассказывающие о многочисленных фактах святотатства, совершённого французскими солдатами. По приглашению Голицыных над его восстановлением трудились лучшие архитекторы. В 1819 году был освящён полностью воссозданный придел Святого Сергия Радонежского. Однако работы в храме продолжались ещё несколько лет. Современники писали о необыкновенном мраморном иконостасе в этом пределе. Над ним трудились лучшие камнерезы страны. Были приглашены и знаменитые уральские мастера.

Есть много свидетельств того, что храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках постоянно находился в поле зрения особ царствующей семьи. Так, например, в 1828 году императрица Мария Фёдоровна пожертвовала на украшение иконы драгоценную брошь из жемчуга и бриллиантов. В 1858 году храм посетил император Александр II. Кроме того, усадьба Кузьминки видела много иных представителей Дома Романовых. С 1859 года храм стал фамильной усыпальницей Голицыных. В первые годы XX века он был вновь отреставрирован и освящён.

Судьба церкви после революции

После революции храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках разделил судьбу многих культовых сооружений России. Буквально в первые годы представители богоборческой власти изъяли все ценности и предметы церковной утвари. Когда храм окончательно закрыли, чудотворная икона была перенесена в Успенский храм в Вишняках, а когда и он перестал действовать, икону передали в Третьяковскую галерею, в фондах которой она хранится и по сей день. В 1929 году снесли купола, а само здание до неузнаваемости перестроили, сделав в нём дом отдыха. За весь период советской власти здесь размещались и производственные помещения, и трансформаторная подстанция, и учебные классы. Полностью были уничтожены роспись стен и лепные украшения. Болью переполняется сердце, когда видишь фотографии храма тех лет.

Возрождение

В годы, последовавшие за перестройкой, многие русские православные храмы были возвращены верующим. Наступил период исторического прозрения. Предстояло возродить то, что десятилетиями безжалостно разрушалось. Большую помощь в этом оказали и правительственные органы, и различные общественные организации страны. Пришли реставраторы и в храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. Он числился в списке объектов, подлежащих восстановлению в первую очередь. Руководила работами архитектор Е. А. Воронцова. За три года строители и реставраторы вернули храму его первоначальный облик. В 1995 году он был торжественно освящён, как и многие православные храмы России.

Жизнь храма в наши дни

Сегодня храм является крупным религиозным и культурным центром. При нем работает воскресная школа и школа по катехизации взрослых и детей. Кроме того, имеется библиотека, двери которой открыты для всех желающих. В отдельном здании оборудована крестильня с купелью для взрослых. Как и многие храмы православной церкви, он стал местом, где каждый может получить знания об основах православия, на протяжении многих десятилетий практически закрытые для широких масс.