» »

Техника чтения 2 кл. Библиотека психологии. Вопросы и задания

16.12.2023

Проверка техники чтения в начальной школе

Автор: Рак Анна Васильевна, учитель начальных классов
Место работы: МОУ гимназия № 1 г. Миллерово Ростовской области

Тексты для проверки техники чтения в начальной школе

Цель: проверка скорости, выразительности и осознанности чтения учащихся начальной школы.
Описание материала: предлагаю вам подборку рассказов известных детских писателей и народных сказок;а также вопросов к ним. Данный материал предназначен для учителей начальных классов и родителей учащихся начальных классов.
Рекомендации для родителей: предложите ребёнку для чтения вслух текст в соответствии с возрастом, сосчитайте количество слов, прочитанных им за 1 минуту и задайте вопросы по содержанию прочитанного.

Нормативы по проверке техники чтения 1-4 класс

Количество слов может немного меняться в зависимости от учебной программы.

1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения может не проводиться.
2 класс
Кто наказал его?
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
- Кто наказал его? - спросила соседка.
- Он сам наказал себя, - ответила мама.
(36 сл.) (В.А.Осеева)

1.Почему мальчик остался один?
2.Кого он ударил?
3.Что он сделал сестре?
4.Почему мальчик заплакал?

Галка и кувшин.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.
(41 сл.) (Л. Толстой)

1.Чего хотела галка?
2.Где она нашла воду?
3.Много ли воды было в кувшине?
4.Что сделала галка?3 класс.
Просто так.
Костя сделал скворечник и позвал Вову:
- Посмотри, какой птичий домик я сделал.
Вова присел на корточки.
- Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, - робко сказал он, - сделай и мне такой! А я тебе за это планер сделаю.
- Ладно, - согласился Костя. - Только давай не за то и не за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник.
(64 сл.) (В.Осеева)

1.Что сделал Костя?
2.Понравился ли домик Вове?
3.Что он предложил Косте?
4.Что ответил Костя?

Лекарство.
У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:
- Принеси мне кубики!
Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.
- А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.
Посмотрел на это доктор и сказал:
- Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!
(66 сл.) (В.А.Осеева)

1.К кому вызвали доктора?
2.Что увидел доктор, приехав по вызову?
3.Как вела себя девочка?
4.Что сказал доктор?4 класс.
Осень.





1.Как люди готовятся к зиме?

3.Что запасла белка?
4.Как ёж готовится к зиме?

Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем.
(102 сл.) (Л.Н.Толстой)

1.Что делала белка?
2.На кого она упала?
3.Что ответил белке волк на просьбу отпустить её?
4.Как белка объяснила резвость и веселье белок?

I полугодие.

2 класс.
Купание медвежат.
Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его.
Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.
Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.
(50 слов.) (По. В. Бианки.)

1. Кто вышел на берег реки из леса?
2. Как медведица купала первого медвежонка?
3. Почему побежал в лес другой медвежонок?
4. Что сделала с ним его мать?

Собака и ее тень
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, - она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.
И осталась собака ни при чём.
(53 сл.) (Л.Н.Толстой)

1.Где шла собака?
2.Что она несла в зубах?
3.Кого она увидела в воде?
4.Что было дальше?

3 класс.
Утята и стрекоза.
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.
(68 слов.) (По Е. Житкову)

1. Чем кормила утят хозяйка?
2. Кто пугал утят?
3.Что делала стрекоза?
3. Действительно ли стрекоза была злой?

Горькая вода.
Толя с Васей возвращались из леса в лагерь. По дороге шла старушка с ведром воды. Тяжело ей было его нести. Мальчики это заметили. Но Толя быстро зашагал в лагерь. Витя побежал помогать старушке.
Однажды Толя шел с прогулки. Он захотел пить, постучал в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю приветливо, дала воды. Мальчик покраснел. Он выпил воды и выбежал на улицу. Вода ему показалась горькой.
(68 сл.) (В. Осеева)

1.Куда шли мальчики?
2.Как их звали?
3.Кого они встретили на пути?
4. Как поступили мальчики?
Лиса и козёл.
(Русская народная сказка)
Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет.
Идёт козёл – умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
– Что ты там, лисонька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.
А козлу давно пить хочется.
– Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл.
– Отличная! – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил, она ему:
– Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не сумел – всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, сама вон из колодца.
Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
(118 слов)

1. Почему лиса попала в колодец?
2.Кто первым обнаружил её?
3.Как объяснила лиса своё пребывание в колодце?
4. С какой целью она заманила козла к себе?

Зайчик.
Был у Светланы зайчик. Не живой, не настоящий, но очень красивый. Серый, ушки в серединке розовые, а хвостик белый, пушистый, очень похож на снежинку.
Своего зайчика Светлана любила. Кормила его супом, спать с собой клала и другим детям давала поиграть.
Вот износился зайчик. Сначала хвостик у него оторвался, потом ушко. А шёрстка сбилась и вытерлась.
Увидал зайчика Юра и говорит:
– Какой некрасивый заяц!
Подошла Галя и спрашивает:
– Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый?
Витя советует:
– Выкинь его!
А Наташа, Светланина старшая сестра, взяла иголку с ниткой, пришила заячий хвостик, потом ухо. Почистила его и сказала:
– Кто старых друзей в беде бросает, тот и новых не заведёт.
(107 сл.) (В.Карасева)

1. Расскажи, какая любимая игрушка была у Светланы?
2. Что происходит с игрушками, которые долго живут в доме детей?
3. Какие советы давали дети Светлане?
4. Чей совет показался тебе самым правильным? 1 класс.
Два козлика.
Через ручей проложена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.
(28 сл.) (К.Д.Ушинский)

1.Где лежала доска?
2.Кто встретился на доске?
3.Что они стали делать?
4.Что было потом?

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.
(31 сл.) (Л.Н. Толстой)

1.Какое время года упоминается в рассказе?
2.Что делали дети?
3.Куда бежали дети?
4.Чем закончилась история?

II полугодие.

1 класс.
Правда всего дороже.
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку.
Никто не видал.
Отец пришел и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
- Я.
Отец сказал:
- Спасибо, что правду сказал.
(32 сл.) (Л.Н.Толстой)

1.Что делал мальчик?
2.Что он нечаянно разбил при этом?
3.Признался ли он отцу в своём проступке?
4.Что ответил ему отец?

Мурзик.
Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона.
Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер.
Ворона испугалась. Она полетела над деревней.
Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег.
(40 сл.) (По А. Мусатову.)

1.Какой был кот Мурзик?
2.Куда прыгнул котенок?
3.Над чем пролетела ворона?
4.Куда провалился Мурзик?

2 класс.
Лисята.
В лесу живёт лиса. Там под деревом у неё глубокая нора. В теплой норе – лисята. Лисица не покидает их. Мать лижет им мордочки, хвостики, животики. Шерсть лисят всегда чистая и пушистая.
Подросли лисятки. Настало время их к охоте приучать. Лиса тащит детям то мышку, то птицу, то зайца... Сядет лиса в сторонку и следит, как лисята добычу ловить учатся.
(60 сл.) (По В. Чаплиной)

1.Где живёт лиса?
2.Кто ещё живёт в тёплой норе?
3.Как ухаживает за ними лиса?
4.Как она приучает лист к охоте?

Лгун
Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:
- Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:
- Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
(57 сл.) (Л.Н.Толстой)

1.Что делал мальчик?
2.Зачем он стал звать народ на помощь без необходимости?
3.Что случилось потом?
4.Пришли ли люди ему на помощь?

3 класс
Три товарища.
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
(81 сл.) (В.А.Осеева)

1.Почему Витя не завтракал?
2.Что сказал ему Коля?
3Что спросил у Вити Миша?
4.Как поступил Володя?

Осень.
Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.
Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.
Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.
Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.
Скоро, скоро начнутся первые морозы.
(89 сл.) (И. Соколов-Микитов)

1.Как люди готовятся к зиме?
2.Что люди выкопали из земли?
3.Что запасла белка?
4.Как ёж готовится к зиме?

4 класс.
Как Маша стала большой.
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.
Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
- Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто - начисто вымыла посуду да сухо - насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
- Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.
Не они, видно, маленьких большими делают.
(148 сл.) (Е.А.Пермяк)

1.Чего очень хотела Маша?
2.Что она для этого делала?
3.Как относились к этому окружающие?
4.После чего папа сказал, что Маша выросла?

Кто хозяин?
Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
- Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!
- Нет, моя! - сердился Ваня. - Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел уступить.
- Моя! Моя! - кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
- Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
- Чья собака? - сердито закричал он.
- Моя, - сказал Коля. Ваня молчал.
(145 сл.) (В. Осеева)

1.Как звали собаку?
2.Где взяли её Коля и Ваня?
3.О чём спорили мальчики?
4.Что случилось потом?

Так как многие родители упорно не желают понимать, в чем смысл проверки , я сдаюсь и публикую нормы чтения. Вместе с тем прошу внимательно прочитать не только количественную норму слов в минуту, но и мои пояснения как в таблице, так и под ней.

Нормы скорости чтения 1-4 класс*)

Класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту на 2 -> менее 15 (25) слов в минуту
на 3 -> 15-19 (25-34) слов
на 4 -> 20-24 (35-40) слова
на 5 -> от 25 (41) слов
на 2 -> менее 25 (40) слов в минуту
на 3 -> 25-29 (40-48) слов
на 4 -> 30-34 (49-54) слова
на 5 -> от 35 (55) слов
на 2 -> менее 40 (50) слов в минуту
на 3 -> 40-44 (50-58) слова
на 4 -> 45-49 (59-64) слов
на 5 -> от 50 (65) слов
на 2 -> менее 40 (55) слов в минуту
на 3 -> 40-49 (55-64) слов
на 4 -> 50-59 (65-69) слов
на 5 -> от 60 (70) слов
на 2 -> менее 65 (70) слов в минуту
на 3 -> 65-69 (70-79) слов
на 4 -> 70-74 (80-84) слова
на 5 -> от 75 (85) слов
на 2 -> менее 65 (85) слов в минуту
на 3 -> 65-74 (85-99) слова
на 4 -> 75-84 (100-114) слова
на 5 -> от 85 (115) слов
на 2 -> менее 70 (100) слов в минуту
на 3 -> 70-88 (100-115) слов
на 4 -> 89-94 (116-124) слова
на 5 -> от 95 (125) слов

*) Количество слов может немного меняться в зависимости от учебной программы. В скобках даны повышенные нормы.

1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения может не проводиться.

Иные параметры чтения 1-4 класс

Класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать по слогам.
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам. Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

Критерии при выставлении оценки за технику чтения:

Чтнение по слогам или слово полностью,

Наличие ошибок при чтении,

Количество слов в минуту,

Выразительность,

Осознанность.

можно кликнуть для увеличения

Как видите, количество прочитанных слов не является определяющим.

То есть родителям нужно понимать, что такое понятие, как скорость чтения , является лишь одним из критериев определения уровня техники чтения . Проверяется способ чтения : читает ребенок по слогам или слово читается им гладко, целиком. Обязательно проверяется осознанность чтения , иными словами, понимает ли ученик то, что прочитал или нет. Для этого после прочтения может быть задан вопрос по тексту, чаще всего «О чем ты сейчас прочитал?» и требует простого ответа (подробный пересказ не нужен )

Так же учитывается выразительность чтения, наличие ошибок и/или запинаний. Иногда встречается возвращение к повторному прочтению предыдущего слова, это говорит о недостаточной осознанности и считается ошибкой.

Так же надо учитывать, что нормативы скорости (темпа) чтения могут отличаться в зависимости от общеобразовательного учреждения, требования к ученику гимназии будут выше, к ученику коррекционного класса — ниже.

Частота проверки техники чтения в начальной школе, как правило, 2 раза в год: конец первого полугодия и конец второго полугодия. Однако, в некоторых школах уровень чтения проверяют в конце каждой четверти или триместра.

Лето. 2 класс

1 2 3 4 5 6 7 8 9

На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно

10 11 12 13 14

цветет над водой водяная кашка.

15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой

25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой

36 37 38 39 40 41 42 43 44

осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду

45 46 47 48 48

на длинных лапках водяные паучки.

49 50 51 52 53 54 55 56 57 58

Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.

1. Какие растения цвели над водой?

2. О каких обитателях рек говорится в тексте?

3. Почему щуренок притаился в осоке?

4. Какое слово подтверждает, что щуренок - хищная рыба?

5. Как передвигаются водяные паучки?

6. Что обозначают слова «притаился», «снуют», «ходко»?

7. Почему кувшинки названы «золотыми»?

8. Перескажите текст.

Может ли дерево взлететь?

(Сказка).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву

11 12

захотелось летать.

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни

23 24 25 26 27

крепко держат его в земле.

28 29 30 31 32 33 34

Но гордое дерево все мечтало о полете.

35 36 37 38 39 40 41 42 43

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр

44 45 46 47 48 49

Наделал из него планочки и дощечки.

50 51 52 53 54 55 56 57 58

1 Кто помог дереву взлететь?

2. Что сделал лесоруб?

3. Что сделал столяр?

4. Как сказано про работу ребят?

5. Что значит слово «смастерили»?

6. Зачем ребята мастерят авиамодели?

Лесной лакомка. 3 класс

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники

12 13 14 15

осторожно пошли на шум.

16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мед. Но липа росла

29 30 31 32 33 34 35 36 37

Вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни.

38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

Пчелы жалили воришку. Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском.

49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61

Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на

62 63

ее вершину.

64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74

Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево

75 76 77 78 79

Лапами. Липа затрещала и рухнула.

80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Теперь добыть мед было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка

90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мед и для Медведя.

1. Кто назван лакомкой?

2. Почему медведь назван лакомкой?

3. Про кого, кроме медведя, рассказал нам писатель?

4. Что вы узнали о медведе?

5. Из чего видно, что медведь был сообразительный?

6. Как вы думаете, что сделал медведь, когда охотники ушли?

Теплинка.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яички и хлеб. На

18 19 20

опушке набрали рыжиков.

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали

землей.

33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

На этом месте развели теплинку. Так у нас зовется маленький костер.

44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55

Рыжики мы надевали на прутики и посыпали солью. Грибки шипели на огне

56 57 58

и быстро пеклись.

59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72

Погасили мы теплинку. А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же

73 74 75

был наш обед!

1. Что называют «тепплинкой»?

2. Какие припасы были у мальчиков?

З. Как ребята развели теплинку?

4. Как они испекли яички?

5. Как они жарили грибы?

6. Что сделали мальчики, когда теплинка стала им не нужна?

7. Каков получился обед в лесу?

Опасные игры. 4 класс

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раздался

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся.

31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать

41 42 43 44 45 46

и сел. Лиса подкрадывалась к нему.

47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57

Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо.

58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69

Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала

70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82

погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась

83 84 85 86 87 88 89 90 91 92

и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасен.

1. От кого убегал журавль?

2. Как птица обманывала лисицу?

3. Почему лиса преследовала такую большую птицу? (Журавль не мог долго летать. Очевидно, птица была больна.)

4. Что обозначает выражение «кинулась со всех ног» (Побежала, помчалась очень быстро.)

5. Объясните значение слова «взмыл» (Взлетел)

Яблонька.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

12 13 14 15 16 17 18 19 20

21 22 23 24

в землю и осталось.

25 26 27 28 29 30 31 32 33

34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

Пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-под

44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54

Листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки вышли зелёные листики.

55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67

68 69 70 71 72 73 74 75 76

хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зернышко.

77 78 79 80 81 82 83 84 85

Пришёл в лес садовник, выкопал яблоньку осторожно, корешков не

86 87 88 89 90 91 92 93 94 95

повредил, перенес ее в сад и посадил в хорошую землю.

1. Почему от яблока осталось только одно зернышко?

2. Как стало прорастать весной зернышко?

З. Как оказалась дикая яблонька в саду?

Лето.

На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.

Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зелёной осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.

Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под берёзами.

Может ли дерево взлететь?

(Сказка).

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.

Но гордое дерево все мечтало о полёте.

И вот что случилось. Пришёл лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.

Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

Лесной лакомка.

Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники осторожно пошли на шум.

Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мёд. Но липа росла вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни.

Пчёлы жалили воришку. Он тёр морду лапами и кричал тоненьким голоском. Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на её вершину.

Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула.

Теперь добыть мёд было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка убежал. Охотники набрали ведро мёду. Остался мёд и для Медведя.

Теплинка.

Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яички и хлеб. На опушке набрали рыжиков.

На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали землёй.

На этом месте развели теплинку. Так у нас зовётся маленький костер.

Рыжики мы надевали на прутики и посыпали солью. Грибки шипели на огне и быстро пеклись.

Погасили мы теплинку. А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же был наш обед!

Опасные игры.

Как-то я шёл по опушке берёзовой рощицы. Вдруг близко раздался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зелёной озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.

Птица близко подпустила её и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо. Потом началось всё сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в её сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасён.

Яблонька.

Росла в лесу дикая яблонька. Осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы

склевали яблоко, поклевали и зёрнышки. Одно только зёрнышко спряталось

в землю и осталось.

Весной, когда солнышко отогрело мокрую землю, зерно стало прорастать.

Пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-под листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки вышли зелёные листики.

Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой - и лет через пять

хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.

Пришёл в лес садовник, выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.

Проверка техники чтения

Класс Учитель ___________________________________________________________________

Дата _________четверть___ учебный год 20___ - 20___ Текст____________________________________________________________________

Ф.И. учащегося

Количество

слов

Способ

чтения

Ошибки

при чтении

Выразительность

Понимание прочитанного

Особенности чтения

общее количество

менее 10

11 - 20

21 - 40

41 - 50

51 - 60

61 - 70

71 - 80

81 - 90

более 90

буквенный

слоговой

слог +слово

слово + слог

целые слова

йотированные гласные

замена букв

Пропуск букв

в окончании

в ударении

Тексты для диагностики скорости чтения

Требования к уровню сформированности навыка чтения II класс.

Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста - не меньше 60 слов в минуту.

2 класс - первое полугодие

Лев, медведь и лисица

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

35 слов (Л. Толстой)

1.Из-за чего подрались лев и медведь?

2.Почему они ослабели?

3.Кому досталось мясо?

Барсуки

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.

47 слов (И. Аксенов)

1.Где была барсучья нора?

2.Кто выполз из норы?

Пришла чёрная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло.

64 слова (А. Митяев.)

1.Как можно озаглавить рассказ?

2. Что увидели люди после грозы?

Белка.

В лесу на высокой сосне устроила белка гнездо. Всё круглое, закрытое, а с одной стороны лазейка оставлена, чтобы внутрь можно было забраться. Белка - зверёк ловкий. Весь день с сучка на сучок, с дерева на дерево прыгает, - где ягоду сорвёт, где еловую шишку. А наступит осень - тут белка на зиму запасы примется готовить. То грибы повесит сушиться, то орехи в дупло запрячет. Холодно, голодно зимой, вот и пригодятся белке припасы.

70 слов (В. Чаплина).

1.Где белка устроила гнездо?

2.Какие запасы готовит белка на зиму?

Русская берёза.

Мы привыкли к берёзе и не замечаем порой, как она хороша. А те, кто видит её впервые, глаз не могут отвести. У неё белоснежный ствол в чёрных рябинках - будто серебро с чернью, гибкие ветки, ажурная крона с некрупными треугольными листьями. Берёза распускается раньше других деревьев. Она любит свет и очень быстро растёт. Недаром берёзки первыми появляются на вырубках и полянах.

62 слова (В.Барков.)

1.Почему мы не замечаем красоты березы?

2.Опишите березку.

3.Где любят расти березы?

Сентябрь.

Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и ручьёв. Однако к полудню солнышко всё ещё прогревает воздух, и тогда становится по-летнему тепло. Сентябрь - самый красивый месяц осени. В лесу неповторимая тихая торжественная прелесть. Особенно заметно отсутствие птичьих голосов. Разве только синица негромко свистнет. Если же подует ветер, лес обрушит на нас водопад золотисто-багряных листьев. Они пёстрым мягким ковром устилают землю.

65 слов (Л.Гарибова.)

На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет, а ветви сплошь в цветах - в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется одним жёлтым шариком. Жёлтый шар гудит - так много пчёл берут в нём первый мёд. К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли - нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветах. Настоящее тепло ещё не пришло.

63 слова (А.Митяев.)

1.Где расцвела ива?

2.На что похожа цветущая ива?

3.Кто прилетел на цветки?

4.почему разлетелись пчелы?

Весенняя ночь.

Тихо. Ни звука, ни шороха. Лишь иногда вздрогнет берёзка, рассыпая росу. Но вот послышался робкий свист. Будто лёгкое прикосновение осторожного смычка к струнам скрипки. Птица смелеет, песня крепнет. Её подхватывает другая птица. Третья. Лес проснулся. Чем ближе к рассвету, тем звонче песни. Кажется, птицы увлеклись и перебивают друг друга. Но нет. Вы только прислушайтесь. Каждая птица поёт своим голосом и знает время своей песни.

66 слов (В.Максимов.)

1.Кого можно услышать весенней ночью?

2. На что похоже их пение?

Чудесная елка

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.

1. Для кого ребята устроили праздник?

2.Как они украсили ёлку?

3. Кто прилетел к ёлке утром?

4.Кто хлопотал под ёлкой вечером?

Курочка

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!

52 слова (Е. Чарушин)

1.Где ходила курочка?

2.Что произошло?

3.Что сделала курочка?

4.Почему дождь не страшен цыплятам?

Летучая мышь

О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна Не то зверь, не то птица. Этот зверек очень полезен. Летучая мышь поедает вредных на­секомых. Днем она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь. Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их заменяют.

55 слов (По Ю. Дмитриеву.)

    Чем необычна летучая мышь?

    В начале рассказа сказано, что летучая мышь «не то зверь, не то птица». Так кто же она?

    Чем полезна летучая мышь?

    Когда она охотится?

    Как летучая мышь проводит день?

    Объясните значение слова «небылицы».

Клесты

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и вы­кармливают птенцов. Только клесты без забот прыгают по деревьям. Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птен­чики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов. Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов -это еловые шишки. Они созревают только к концу года.

56 слов (По Ю. Дмитриеву.)

    Когда клесты выводят птенчиков?

    Почему мать не слетает с гнезда?

3. Почему только поздней осенью и зимой клесты выводят птенчиков?

    Почему другие пернатые выводят птенцов летом?

    Объясните значение слова «пернатые». Почему птиц так зовут?

Маленький Петя шел по тропинке. Навстречу выбежала черная лохматая собака. Петя испугался и хотел убежать. Но вдруг к его ногам прижал­ся маленький котенок и жалобно замяукал. Он просил защиты от страшного зверя. Пете стыдно стало перед котенком. Мальчик поднял его и сме­ло пошел навстречу собаке. Собака остановилась, испуганно посмотрела на Петю и скры­лась в кустах.

55 слов (По В. Сухомлинскому.)

    Что хотел сделать Петя при виде собаки?

    Что помогло ему преодолеть страх?

    Как изменилось поведение мальчика?

    Озаглавьте рассказ.

Ежик говорит Маше:

Куда я покачусь, туда и ты иди! Свернулся он клубочком и покатился между елками, между березами. Катился, катился и при­катился к избушке на курьих ножках. И сидит в той избушке Баба Яга, пряжу прядет, А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочка­ми играет. Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и по­бежала домой.

54 слова (Из русской народной сказки)

    Из какой сказки этот отрывок?

    Куда привел ежик Машу?

    Что делала Баба Яга в своей избушке на курьих ножках?

    Чем занимался Ванюшка?

    Как Маша спасла своего братца?

    Что обозначает слово «пряла»?

    Как вы понимаете смысл слова «подкралась»?

Итоговые контрольные работы за 1 полугодие 2 класса

Лето

На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка. Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щуренок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки. Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.

59 слов (По И. Соколову-Микитову.)

    Какие растения цвели над водой?

    О каких обитателях рек говорится в тексте?

    Почему щуренок притаился в осоке?

    Какое слово подтверждает, что щуренок - хищная рыба?

    Как передвигаются водяные паучки?

    Что обозначают слова «притаился», «снуют», «ходко»?

    Почему кувшинки названы «золотыми»?

    Перескажите текст.

Воробьиный термометр

У меня птицы не бездельничают. Воробьи у меня температуру показывают. Как термометры. Утром только взгляну в окно на кормушку - и уже знаю, тепло на улице или холодно. Если воробьи гладенькие и поджарые, значит, тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит, мо­роз трескучий, береги уши и нос! И хоть бы когда подвели меня воробьишки.

58 слов (Н. Сладкое.)

    Почему рассказ назван «Воробьиный термометр»?

    Как можно озаглавить вторую часть текста?

    Как вы понимаете слова «поджарый», «взъерошенный»?

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки.

Не разоряй гнезда, - сказал мальчику отец. - Весной ласточка опять прилетит. Прошла зима. В конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнездышка. Ра­бота закипела - и скоро гнездышко было отделано заново. А недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные го­ловки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка!

62 слова (По К. Ушинскому.)

    1. Озаглавьте рассказ.

    Что хотел сделать мальчик осенью?

    Как отнесся к этому отец?

    Как вели себя ласточки, вернувшись к старому гнезду?

    Чему радовался мальчик?

    Как понять выражение «работа закипела»?

Сила не право

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Та­ни куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось ве­село возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь. Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все ви­дел.

57 слов (К. Ушинский.)

    Почему плакала Таня?

    Что сделал старший брат Сережа? Как он должен был поступить? А как бы вы поступили на месте Сережи?

    Как вы думаете, что сказал Мише отец?

    Почему неправы оба мальчика?

    Почему у рассказа такое название?

2 класс

второе полугодие

Может ли дерево взлететь?

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать. Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Кор­ни крепко держат его в земле. Но гордое дерево все мечтало о полете. И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки. Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлете­ло.

63 слова (По Дж. Родари.)

    Кто помог дереву взлететь?

    Что сделал лесоруб?

    Что сделал столяр?

    Как сказано про работу ребят?

    Что значит слово «смастерили»?

    Зачем ребята мастерят авиамодели?

Синичье гнездо

Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель поч­тового ящика. Понравилось. Синички расширили носиками щель. Натаскали мха, шерсти, травинок. Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо. Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать. Хозяйка оплела ящик ветками шиповника. Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладет письма в ящик.

60 слов (По И. Недоле.)

    Почему осенью почтальон стал снова класть почту в ящик?

    В чем проявилась забота хозяина и хозяйки о крылатых квар­тирантах?

    Почему кошка не смогла забраться в гнездышко?

    Как крылатые квартиранты отблагодарят хозяев? Какую пользу они принесут?

    Как по-иному можно озаглавить рассказ?

Живая шляпа

Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу. Вовка и Вадик раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обер­нулись и увидели на полу шляпу. Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину ком­наты и остановилась. Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали кар­тошки и стали швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котенок.

63 слова (По Н. Носову.)

    Почему рассказ назван «Живая шляпа»?

    Почему мальчики испугались?

    Как удалось обнаружить котенка?

    Почему о шляпе сказано, что она «плюхнулась», а не «упала»?

* * *

Летит дятел, несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и усел­ся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие. Су­нул свежую шишку в расщелину осины, а старую вытащил клювом и выбросил. Расправился с этой, полетел за другой.

62 слова (По Г. Скребицкому.)

    Озаглавьте рассказ.

    Как дятлу удается укрепиться на стволе?

    Опишите дятла.

    Как дятел расправляется с личинками?

    Как вы понимаете значение слова «расправился»?

Русская смекалка

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать? Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень. Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму. Подровнял мужик землю - и дорога готова. Вот так просто рус­ский человек трудное дело сделал.

67 слов (По В. Далю.)

    Из чего видно, что дело было трудное?

    Как справился крестьянин с этим делом?

    Объясните смысл названия рассказа.

Утята и стрекоза

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубле­ных яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стре­коза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза са­дилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.

68 слов (По Б. Житкову.)

    Чем кормила утят хозяйка?

    Кто пугал утят?

    Действительно ли стрекоза была злой?

    Почему утята ее боялись?

    Как вы понимаете значение слова «перекусает»?

Стояла осень. Листья в лесу облетели. Охотники разожгли кос­тер. На сковородке жарилась картошка. От нее шел вкусный запах. Вдруг в траве сердито засопел какой-то зверь. Он высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадно­сти. Из зарослей вылез маленький барсук. Он осмотрелся. Потом сделал шаг к костру, прыгнул и сунул нос в картошку. Запахло пале­ной кожей. Барсук бросился обратно в траву лечить нос.

68 слов (По К. Паустовскому.)

    Когда произошел случай с барсуком?

    Что привело зверька к костру?

    Чем закончилась попытка барсука отведать картошки?

    Куда побежал барсук?

    Что обозначает слово «сопеть»?

Каникулы

«У нас каникулы!» - радуются школьники. Это слово означает перерыв в учебной работе. Такое привычное земное слово родилось... на небе. Есть на не­бе яркая звезда Сириус. В древности ее называли Каникулой. Появляется Каникула в ночном небе 26 июля. Это самое жар­кое время года. Тогда-то школьникам давали передышку, отпуск. В честь звезды эти дни прозвали каникулами. Сначала так на­зывали только летний отдых. Теперь всякий перерыв в учебных занятиях зовут каникулами.

70 слов (По Г. Ганейзер.)

    Почему можно пошутить, что слово «каникулы» родилось на небе?

    Когда появляется на небе Каникула - Сириус?

    Почему именно в это время давали отпуск школьникам?

    Что теперь мы зовем каникулами?

Цыпленок

Птичница тетя Нюся вернулась с работы и плачет.

Что с вами, тетя Нюся?

Коршун утром цыпленка утащил. Только я отвернулась - хвать! - и понес. Бегу, кричу, а он так и не выпустил. До чего жалко!

Уже стемнело, ребятишки спать легли, а тетя Нюся сидит на крыльце и нет-нет да и всхлипнет.

    Все жалеете?

  • Да на ферме-то тысяч десять этих цыплят!

Ну, так что? Если много, так одного и жалеть не стоит?

71 слово (Э. Шим.)

    Почему плакала тетя Нюся?

    Как ее хотели успокоить?

    Как вы думаете, каким человеком была тетя Нюся?

    Назовите профессии женщин, ухаживающих за животными.
    (Птичница, телятница, доярка, свинарка.)

Итоговые контрольные работы за 2 полугодие 2 класса

Дождинки

Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку. Они долго висят, украшая сосны. Дождь перестал. Все стихло, как бы замерло. Солнечный луч блеснул, на миг озарил капли. Они засветились всеми цветами радуги. Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные сережки. Еще порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Избавились от тяжести зеленые сосновые иглы. Ни одной сережки. Сосны об­мылись, посвежели, встрепенулись и радостно зашумели.

72 слова (По В. Павлову.)

    Что подвешивает дождь на сосновые иглы?

    Как изменились капли в свете солнечного луча?

    Что случилось с каплями, когда подул ветер?

    С чем сравниваются дождевые капли и почему?

    Как вы понимаете смысл слова «обильно»? (Щедро, густо.)

Муравьиная тропа

Был у муравьев мостик через ручей - дерево упало, они по не­му и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Что придумать? Кто-то сделал очень просто: взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну. Муравьи, конечно, не узнали, кто о них позаботился. Но точно можно сказать: сделал это хороший че­ловек.

72 слова (Из журнала «Юный натуралист».)

    Какой мостик был у муравьев?

    Кто, кроме муравьев, пользовался им?

    Как позаботились о муравьях?

    Что можно сказать о человеке, который это сделал?

    Объясните смысл заголовка.

Лебеди

Однажды я увидел на озере двух белых птиц. Это были лебеди-кликуны. Моя бабушка сказала, что они плавают здесь уже больше двух недель. Значит, им понравилось это место. Они хотят здесь поселиться. Я сделал для птиц плавающую кормушку. Насыпал в нее зерно, моченый хлеб. Лебеди долго не решались приблизиться к кормуш­ке. Но однажды один из них подплыл и взял хлеб. Постепенно лебеди привыкли ко мне. Они брали угощение прямо из рук.

70 слов (Из журнала «Юный натуралист».)

1. Как лебеди выбирают себе место для жилья?

2.В чем проявилась забота о птицах?

3. Как лебеди выразили доверие к человеку?

Птица-секретарь

Почему птицу зовут «секретарь»? Ее оперение напоминает одежду секретаря в старое время. Секретарем звали писца, пере­писчика. В старину писец носил за ухом гусиные перья. У птицы косицы, словно перья за ушами. У нее серая куртка и короткие штанишки. Секретарь - отличный охотник на змей. Змея шипит, раздувает шею. Но птица закрывает ноги широким крылом. Другим крылом секретарь бьет змею по голове. Змея оглушена. Птица рвет ее на части и съедает по кускам.

71 слово (По Н. Коростелеву.)

    Что значит слово «секретарь»?

    Чем птица-секретарь напоминает писца старых времен?

    На кого охотятся птицы-секретари?

    Как они защищаются от змей?

    Чем птица оглушает змею?

Муниципальное общеобразовательное учреждение


Автор публикации:

учитель начальных классов

Для УМК «Перспективная начальная школа»

Название публикации:

«Методическая разработка для проверки техники чтения учащихся

2-4 классов».

    «Тексты для проверки техники чтения вслух во 2-4 классах».

    «Нормативы по технике чтения».

    «Оценка понимания прочитанного текста».

    «Таблица показателей уровня чтения учащихся».

Проверка техники чтения учащихся 2-х классов.

Дата проверки: 1 четверть. Проверку проводила:

СТАРЫЙ ПЁС


Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил: Значит, ты уже не узнаёшь меня? Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать: Прости меня, что я не узнал тебя. Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку: – Живи здесь. Старый Пёс спросил у человека: Зачем тебе ещё один пёс? Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.

(94 слова) (В. Сухомлинский)

Вопросы и задания
1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого? 2. Как к этому отнёсся человек? 3. Что тебе понравилось в этом произведении?

Проверка техники чтения учащихся 3-х классов.

Дата проверки: 1 четверть. Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста. Проверку проводила:

КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ


Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольные купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
(122 слова) (В. Бианки)

Вопросы и задания
1. Почему охотник влез на дерево? 2. Какую картинку из жизни животных удалось увидеть охотнику в лесу? 3. Почему медвежата остались очень довольные купанием?

Проверка техники чтения учащихся 4-х классов.

Дата проверки: 1 четверть. Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста. Проверку проводила:

КРАПИВНОЕ СЧАСТЬЕ


Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха у неё нет! И вдруг слышит Крапива: Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвёт... – Это белые ромашки прошептали. Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник. Хуже всего быть вкусной! – покачала головкой Земляника. – Всяк съесть норовит. Вот так-так! – удивилась Крапива. – Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает. Мы завидуем твоей спокойной жизни! – хором пропели цветы и ягоды. Как я рада, как я счастлива! – крикнула обрадованная Крапива. – Как мне хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят... И вдруг Крапива всхлипнула: Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье! Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.
(158 слов) (Н. Сладков)

Вопросы и задания
1. Отчего смутилась Крапива? 2. Почему цветы и ягоды сначала завидовали её спокойной жизни? 3. Объясни причину грусти Крапивы.

Нормы по технике чтения в начальной школе

класс


ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ


Оценка понимания прочитанного:

высокий уровень - самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста, средний уровень - выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных, низкий уровень - правильно отвечает на вопросы, 0 уровень – прочитанное не понимает или улавливает отдельные детали.

Таблица показателей уровня чтения учащихся _______ класса


Дата проверки: Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста. Проверку проводила:

Техника чтения: Количество уч-ся в классе
Уровень понимания прочитанного: Количество уч-ся в классе

Список использованной литературы

    Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. - М.: Дрофа, 1999. Тексты взяты из специальной методической литературы для обучения чтению в начальных классах.