» »

Не имеют права быть крестными у ребенка. Кто может быть крестными родителями у ребенка

15.10.2019

Для православных родителей крещение является очень важной процедурой. После данной процедуры у малыша появляется ангел-хранитель, который оберегает и спасает кроху. В этом случае очень важно тщательно подготовиться к крещению ребенка.

Такая подготовка включает подбор подходящей даты и настрой, беседу со священником, выбор крестильного набора и других нужных предметов. А, самое главное, нужно подобрать крестного отца или/и мать для малыша. В этой статье мы рассмотрим, как правильно выбрать крестных для ребенка.

Особенности крещения новорожденного

Конкретного возраста и конкретной даты, когда нужно крестить ребенка, нет. Креститься может любой человек, в любом возрасте, в любое время. Однако и церковь, и педиатры рекомендуют делать это через 40 дней после рождения крохи и в первые 6-12 месяцев жизни. В сорок дней читается очистительная молитва над матерью и женщине разрешается входить в церковь. Кроме того, организм ребёнка к этому возрасту адаптируется к новым условиям, а мама восстановится после родов.

Крещение до полугода малыш лучше переживет, и процесс не станет стрессом для ребенка. Ведь в этом возрасте младенец большую часть времени спит. После шести месяцев ребенок становится более активным и подвижным, более беспокойным. Он может испугаться священника или брызг святой воды, которую используют в таинстве.

Главное в данном обряде – выбрать крестных родителей. Это должны быть верующие и ответственные верующие люди, близкие по духу к ребенку и родным родителям крохи. Выбранные крестные станут для малыша наставниками в духовной жизни и будут поддерживать кроху, а также в случае чего смогут заменить настоящих родителей.

Для людей старше 18 лет процедура крещения может проходить и без крестных мамы и папы. Для несовершеннолетних их присутствие обязательно. Несмотря на распространенное мнение, крёстный может быть только один. Главное, что для девочки выбирают женщину, а для мальчика – мужчину.

Кто может быть крестным

  • Для ребенка выбирают одного или двух крестных. Для мальчика – это крестный отец, для девочки – крестная мать;
  • Ответственные, крещеные и православные люди, близкие родителям. Это могут быть родственники или друзья;
  • Стать крестной матерью можно девушке старше 13 лет, а крестным отцом – юноше старше 15 лет;
  • Крестных можно выбрать в независимости от статуса и семейного положения. Единственное, что крёстные одного и того же малыша не могут состоять в браке;
  • Правила не запрещают становиться крестным женатому мужчине или замужней женщине, холостым или разведенным людям, беременным женщинам. Хотя по народным приметам не рекомендуется брать в крёстные беременных;
  • Православие не запрещает одному и тому же человеку становиться крестной мамой или папой несколько раз. Т.е. у одного человека может быть несколько крестников;
  • Выбирая крестных, обязательно спросите, хотят ли они этого. Ведь это важная и ответственная задача сопровождать и помогать ребенку на протяжении всего жизненного пути, к которой готов далеко не каждый.

Кто не может стать крестным

  • Родные мать и отец этого ребенка. Крестные родители призваны при необходимости заменить первых;
  • Монашествующие люди;
  • Муж и жена или люди, которые планируют вступить в брак, не могут стать крестными для одного и того же ребенка. Крестными становятся люди, объединенные духовным родством, которые не подразумевают интимных отношений;
  • Девушки до 13 лет и молодые люди до 15 лет;
  • Неверующие и некрещеные люди, люди другой религии и веры;
  • Люди, которые ведут неправедный образ жизни, в том числе алкоголики, наркоманы и пр.;
  • По народным приметам, не рекомендуется, чтобы крестный и крестник носили одинаковые имена, однако православие это не запрещает;
  • Народное поверье не советует брать в крестные и беременных женщин, так как, по поверью, они могут сократить жизнь ребенку. Но это только суеверия, и церковью такое не возбраняется.

Обязанности крестных родителей

Став крестными родителями, на них накладываются серьезные обязанности. Они должны помогать крестнику, учить добру и нравственности, ходить на причастие, рассказывать о Боге и православной вере. Если крёстные не могут регулярно встречаться с малышом, они могут молиться за малыша, соблюдать пост и стараться жить церковной жизнью, но это не обязательные условия.

Выбранные крестные принимают участие в подготовке к крещению. Они должны подготовить необходимые вещи для процедуры. В первую очередь это нательный крестик. Он должен быть небольшим и без острых краев, чтобы не поранить нежную кожу малыша. Лучше выбрать алюминий или серебро. Медь часто вызывает раздражения и аллергическую реакцию, а золото считается символом пристрастия к богатству и роскоши.

Можно использовать и нательный крестик, который передается в семье из поколения в поколение. Кроме того, понадобится полотенце для крещения или крыжма, рубашка белого или светлого цвета и носочки. Можно выбрать рубашку с каймой, с синей – для мальчика, с розовой – для девочки. Для девочки берут чепчик или платочек на голову. Выбирайте одежду из натуральных мягких тканей. Синтетика вызовет неприятные ощущения и способна спровоцировать аллергию.

Желательно, но не обязательно взять икону святого, чьим именем будет крещен малыш. Как правило, икону и одежду нужно выбирать крестной маме, крестик – отцу. Однако это может сделать любой родитель. Названные предметы покупают в церковной лавке либо в другом месте и заранее освящают в церкви.

Процедура крещения

Оба крестных в церкви должны находиться с нательными крестиками, при этом мужчина – с непокрытой головой, женщина – в платке и юбке или платье длиной ниже колен, в одежде с закрытыми локтями и плечами. Перед процедурой они забирают малыша и вместе заходят в церковь. Родные родители при этом стоят позади и только наблюдают.

Крестить малыша можно в любой день недели и в любую дату, даже в пост, в Пасху и церковные праздники. Но в последних случаях учитывайте, что батюшка может быть занят, а в церкви будет много народа. Лучше выбрать спокойный день, прийти с чистыми и добрыми мыслями. Подберите подходящую дату и церковь, обсудите детали с батюшкой.

Кстати, не обязательно называть ребёнка по святцам. Но при крещении, если имя не присутствует в святцах, подберите близкое по звучанию имя, которым и покрестят малыша. В дальнейшем при совершении различных церковных обрядов будет использоваться имя, взятое при крещении. Это определяет небесного покровителя малыша и день, когда у крохи День Ангела.

В завершении на ребенка одевают крестик, а родным и крестным родителям выдают свидетельство о крещении, где указана дата процедуры и День Ангела. Памятка для крестных родителей содержит обязанности, которые они должны выполнять.

После крещения

После процесса крестильное полотенце и рубашку хранят вместе с другими памятными вещами новорожденного. С древних времен полотенце используют, когда малыш болеет. Считается, если ребенка обернуть в крыжму, болезнь сразу отступит. Крестик желательно носить малышу постоянно и не снимать. Изделие лучше одеть на короткую ниточку, которая не запутается.

Если ребенок воспитывается в православных традициях и православной семье, важно приучать малыша к вере с рождения. После крещения нужно обязательно еще раз прийти в храм для причащения. В последующем крещеных детей нужно причащать регулярно.

По рекомендациям церквей, причащать ребенка нужно раз в одну-две недели. В возрасте одного-двух лет малышу уже рассказывают о Боге и православной вере. Приучать к посту тоже можно с ранних лет, но делать это нужно постепенно и не слишком жестко.

Крещение становится одним из самых знаменательных моментов в земной жизни любого верующего, и потому подойти к нему необходимо со всей ответственностью. Да и выбор крестных родителей для ребенка - нелегкая задача. Ведь крестный отец и крестная мать будут играть важную роль в жизни малыша.

Кто не может быть крестным

Прежде всего необходимо сразу отказаться от кандидатур, которые, согласно церковным канонам, просто не могут выступать в роли крестных родителей ребенка. Так кто же это? Во-первых, крестными не могут являться биологические отец и мать, а также любые другие родственники малыша. Во-вторых, не следует предлагать стать крестными родителями супружеским парам или тем, кто собирается вступить в брак. Дело в том, что крестные должны иметь исключительно духовную связь, а интимные отношения между ними вообще неприемлемы. К тому же крестным родителем православного христианина не может стать приверженец другой религии, будь то даже католицизм или протестантство. Крестные родители не должны также являться людьми, принявшими монашеский постриг. Крестными не способны быть и дети. Девочки могут взять на себя эту ответственную миссию только после 13-ти лет, а мальчики - после 15-ти. Не стоит останавливать свой выбор и на людях, страдающих психическими заболеваниями, наркотической или алкогольной зависимостью. Причина проста: они не способны нести полную ответственность за свои действия, не говоря уже об ответственности за другого человека.

Выбор крёстных родителей

Сделать правильный выбор в отношении крестных родителей очень тяжело, потому как крестные должны будут взять на себя поручительство за ребенка и стать для него такими же наставниками, как родные отец и мать. Поэтому прежде, чем выбрать кого бы то ни было, подумайте о том, кому бы вы доверили своего ребенка без тени сомнения. Крестные должны любить малыша, стать для него авторитетом, помогать ему во всем, учить его добру и пониманию, молиться за него. И все это они обязаны будут делать всю свою жизнь. Поэтому выбирайте людей высоких моральных устоев, ведущих праведный образ жизни. Крестные должны являться верующими людьми и, конечно, крещеными. Идеально, если у ребенка будут двое крестных. Но если такой возможности нет, то можно обойтись и одним: матерью для девочки и отцом - для мальчика. Крестная мать обязательно должна прийти в церковь на крещение, а вот присутствие отца не является необходимостью.

Подготовка крёстных родителей

Если вы сделали выбор, то о вашем решении необходимо перво-наперво сообщить крестным родителям. По традиции незадолго до крещения будущие крестным матери и отцу желательно сходить на исповедь и исполнить обряд причащения. В день же самого таинства они не должны есть и исполнять супружеские обязанности. Хорошо также если крестные выучат текст «Символа веры», который при крещении они должны будут зачитать. Необходимо также поинтересоваться у служителей церкви, в какие моменты следует произносить этот текст. Крещение накладывает особые обязательства на крестную мать. Именно она приобретает для малыша рубашку для крещения и нательный крестик.

Еще с древней Руси в нашей стране появилась традиция крестить детей, при этом не предоставляя им возможность выбора другой веры.

Таким образом, в России большинство граждан придерживаются православной веры.

Для того чтобы крестить ребенка, необходимо выбрать крестных родителей. А православная церковь строго устанавливает требования, кто может быть крестными родителями, поэтому эти правила важно знать и соблюдать.

Само таинство выполняется непосредственно в церкви . Возрастных ограничений для вступления в православие нет, поэтому данный обряд может быть совершен человеком в любом возрасте.

Но по русским обычаям родители новорожденных стараются крестить своих детей в первый год жизни. Таким образом, они предоставляют своего малыша под защиту Всевышнего.

В процессе обряда крещения должны присутствовать крестные родители. Ими считаются люди, находящиеся в духовной близости с крестником. Они должны быть наставниками ребенка в будущем.

При этом считается, что совсем не обязательно, чтобы родителя было два. Достаточно одного, но при этом для мальчиков должен быть крестным папа, а для девочек крестная мама.

Присутствие родных родителей в церкви не обязательно, но если ребенок маленький, то ему намного будет спокойнее в незнакомом месте находиться вблизи со своими родными.

В процессе крещения крестный родитель должен держать ребенка и находиться постоянно с ним рядом. Если малыш маленький, то его полностью окунают в святую воду.

Если человек уже взрослый, то он просто должен окунуться головой три раза в святую воду. После купания ребенка крестный родитель должен взять на руки, вытереть и надеть новую одежду.

Перед тем как выбирать крестных родителей для своего ребенка, а также соглашаться стать для кого-то крестным, важно понимать саму суть этого обряда и дальнейшие свои обязанности по отношению к крестнику.

Нельзя просто присутствовать на обряде, а потом забыть о той ответственности перед ребенком, которая возложена верой.

Само крещение называют вторым рождением человека. В этот момент рождается его духовный мир. Так как вера подразумевает, что после смерти жизнь души не заканчивается, то находясь в человеческом теле, она не должна накапливать в себе грехи.

Именно поэтому церковь накладывает на крестных родителей следующие обязанности:

Проблема многих семей в современном мире заключается в том, что их дети проходят обряд крещения, но фактически они не видят в семье воплощения христианских идей.

Если семья не приобщена к вере, а тем более, если нарушаются основные заповеди, ребенку будет намного сложнее воспринять жизнь, соответствуя этим заповедям.

Большинство церквей сейчас не совершает обряд крещения, пока крестные родители не пройдут специальные курсы.

Данная мера создана для того, чтобы люди осознавали всю ответственность данного шага и смогли отказаться до того, как вступят в свои обязанности перед Всевышним.

После окончания курсов люди становятся действительно готовы к таинству, и они понимают, что должны делать после крещения на протяжении всей своей жизни.

Зная все обязанности, возлагаемые на крестных, нужно выбрать тех людей, которые больше всего подходят для их исполнения.

Но также важно учитывать и определенные моменты:

  1. Вероисповедание самих крестных.
  2. Родственная связь с будущим крестником.
  3. Родственная связь между самими крестными.
  4. Особые периоды у женщин.
  5. Возраст крестных.

Чтобы учитывать эти особенности, нужно знать, кто не может быть крестными по церковным законам :

Также часто встает вопрос и о том, можно ли быть беременной на таинстве крещения? Церковь не запрещает вход женщинам, носящим ребенка под сердцем, а также не ставит запрет становиться крестной мамой.

Зная все эти особенности, а также свой близкий круг друзей и родных бывает достаточно сложно остановить свой выбор на ком-то.

Очень часто получается так, что среди возможных вариантов крестных родителей оказываются одни и те же люди для многих родственников и друзей.

Поэтому получается так, что одному и тому же человеку часто предлагают стать крестным несколько раз у различных детей.

И возникают два главных вопроса:

Именно поэтому важны курсы для крестных родителей, организуемые сейчас многими церквями. Потому что, несмотря на то, что в 2019 году все больше становится модным крестить ребенка, а также назначать ему влиятельных крестных родителей, забывается самое важное, это суть самого крещения.

Не так важен финансовый статус назначенного крестного родителя, сколько его образ жизни, который должен соответствовать библейским заветам.

Крестный родитель должен являться духовным наставником и всем своим примером показывать своему крестнику, как надо жить и какие духовные принципы необходимо соблюдать в любых ситуациях.

Также важно знать, что нельзя поменять крестных после совершения обряда крещения . Выбранные родители становятся ими на всю жизнь. Иногда бывает и так, что после крещения крестный родитель сильно изменил свой образ жизни в худшем направлении.

Но в этом случае сам крестник и его родители должны молиться за избавление крестного родителя от грехов и пытаться поставить его на правильный путь.

Отказаться от такого крестного родителя не вправе никто . Осуществить повторно крещение невозможно. Поэтому очень важно выбирать надежных крестных наставников своим детям.

Однако в случаях, когда крестный родитель отказался от православия, принял другую веру либо стал атеистом, то такой священный союз будет считаться расторгнутым.

Аналогично можно расценить и те случаи, когда крестный родитель опустился до самых запретных грехов, которые запрещены Заветами.

В этом случае подразумевается, что этот человек не желает сам жить по заветам Библии, а также не хочет быть примером для своего крестника.

В этом случае родные родители могут попросить других благочестивых людей взять на попечение духовный образ жизни их ребенка. Об этой ситуации обязательно нужно сообщить святому отцу до совершения самого обряда.

Многие крестные родители любят баловать своих крестников дорогими подарками, чтобы завоевать их расположение к себе и приблизить духовно.

Но нужно понимать, что не в этом назначение крестных родителей. Не по размеру кошелька родные родители должны выбирать крестных.

Самыми лучшими подарками, о которых упоминает церковь, являются:

Именно так должны выглядеть подарки крестных родителей своим крестникам. Но помимо этого церковь не запрещает дарить и иные подарки, которые будут радовать ребенка. Но все же главный акцент должен быть сделан на духовное воспитание крестника.

Также считается, что самой важной датой для дарования являются именины ангела хранителя крестника. Во время таинства крещения человек, принимающий православие, получает второе имя.

Оно может совпадать с его настоящим именем, если это имя есть в православной книге имен. А если имя отсутствует, то ребенку будет назначено иное имя из данной книги.

Каждое такое имя имеет дату именин . Если у выбранного имени имеется несколько дат в течение года, когда отмечаются именины, выбирается дата, наиболее близкая ко дню рождения православного человека. Именно в эту дату крестные родители должны одарить своего крестника.

Зная все нюансы таинства, а также требования церкви к крестным родителям, важно очень ответственно подойти к выбору крестного родителя.

Лучше сделать им ответственного родственника, чем влиятельного друга семьи . Потому что финансовые ценности в этом случае не важны так, как духовные.

Видео: Крестные родители. Обязанности крестного. Крещение в церкви

Крестные родители: кто может стать крестным? Что нужно знать крестной матери и крестному отцу? Сколько крестников можно иметь? Ответы в статье!

Кратко:

  • Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного – помогать ребенку вырасти в православной вере.
  • Крестный должен быть церковным человеком , готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
  • После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять , но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
  • Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек – не слушайте суеверные опасения!
  • Крестными не могут быть отец и мать ребенка , а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее - у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.

Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта “Татьянин День “.

– Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?

– Быть крестным – и почетно, и ответственно.

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Подробнее о порядке совершения Крещения читайте .

Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, – это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

– А что подарить крестнику?

– Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.

В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины – это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.

– А как мне выбрать крестных для своего ребенка?

– Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.

Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

– Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?

– Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.

– Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

– До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.

– А кто не может быть крестным?

– Разумеется, не могут быть крестными нехристиане – атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.

Исключительная ситуация – если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены – тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.

По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.

– А кто из родственников может быть крестным?

– Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.

– Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?

– Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.

Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии – католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни – по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестного. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.

– Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?

– Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.

– Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?

– С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.

С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.

– Может ли крестной матерью быть беременная женщина?

– Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

О крестных родителях

Наталия Сухинина

«Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»

(Из письма читательницы)

Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.

А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?

Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.

Кому не знакома такая картинка?

Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.

Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
– Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:

– Крест носите?

– Молитвы читаете?

– Евангелие читаете?

– Праздники церковные чтите?

И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.

Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.

Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».

Серьезными словами – «хранители веры и благочестия» – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.

Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.

– Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.

– Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.

На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.

На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.

… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.

Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.

Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.

Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.

Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.

Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.

Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.

Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.

Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит.

Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:

– Я хочу сказать, как крестный отец невесты…

Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
– Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.

Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.

Христовой.

После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название – восприемник . Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

При Крещении младенцев восприемники произносят (исповедуют) вместо них Символ веры, произносят обеты и имеют попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими ( ; , ).

Обычай иметь восприемника при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию.

Наличие двух восприемников является русской традицией. По правилам Церкви достаточно одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. На практике допускается несоответствие пола.

В Таинстве Крещения крестные обещают Богу привести к Нему малыша. Важно помнить об этом.

Кто может быть крестным

– Крестным (восприемником) должен быть православный христианин. Крестным не может быть от Церкви (регулярно не причащающийся), представитель иной религии или атеист. От восприемника требуется не только, чтобы он знал и читал его при Крещении, но и духовное воспитание крестника в будущем, ежедневная молитва за него.

– Крестный должен быть воцерковлённым человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и воспитывать его в христианской вере.

– После того, как совершено Таинство Крещения, крестного нельзя поменять, даже если он пропал без вести или отпал от веры.

– Беременная и незамужняя женщины могут быть крестными и мальчиков и девочек.

– Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка, остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

– У человека должен быть только один крестный родитель. По , необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Наличие второго крестного есть неписаный, хотя и древний, обычай Церкви.

– Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини.

– Чином Таинства Крещения предполагается очное присутствие восприемников при его совершении. В крайнем случае допускается Крещение младенцев и без восприемников, тогда сам священник считается крестным.

– Запрещены браки между крещаемым и восприемником: восприемник не может взять в жены свою духовную дочь, и кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери ().

Безрассудно приглашать крёстным человека нецерковного: чему может научить тот, кто сам не знает предмета? Это как выбрать проводником в опасном путешествии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), проходимца, не знающего маршрута.
Так же нерассудительно церковному человеку брать на себя перед Богом обеты воспитывать в христианской вере младенца, родители которого не только вне Церкви, но и не собираются воцерковляться, прививать своё чадо ко Христу-Спасителю.
Если же вас приглашают быть восприемником родители, которые не только не против того, чтобы крестить ребёнка, но и сами готовы стать членами церковной общины, то разумно, перед принятием собственных обетов, взять и с родителей обет исполнять Заповеди, ежедневно молиться за своих детей, приходить с ними в храм, стараться еженедельно их причащать. В идеале хорошо бы посоветовать родителям походить в воскресную школу или на занятия по катехизации: через пару занятий будет понятно, серьёзно ли они относятся к духовной жизни, либо рассматривают Крещение как магический обряд.

По древнему церковному правилу, при Крещении младенцев необходимым считался только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола (Большой Требник, 5 гл., «зри»). Правило о «бытии при Крещении одному восприемнику» принадлежало первым векам христианства и строго соблюдалось в Церкви Восточной и Западной до IX века. В наше время широкое распространение получил обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.

Только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение. Их имена воспоминаются в молитвах и вносятся в свидетельства о Крещении. Восприемник «представляет собою лицо крещаемого и за него обеты Богу, творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный » (Книга о должностях пресвитеров приходских, 80).
Согласно с практикой древней Церкви, как иноверцы никогда не допускаются к восприемничеству, так и православному неприлично быть восприемником детей у иноверных родителей, исключая те случаи, когда дети крестятся в православную веру. Каноны Церкви такого случая, как участие при крещении в качестве восприемника лица, также не предусматривают.

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и пришедшие в храм в нетрезвом виде. Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия длительное время не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние (до 14 лет), так как еще неспособны к делу учительства и нетверды в разумении веры и силы Таинства (кроме тех случаев, когда совершенно невозможно иметь совершеннолетнего восприемника).

Древняя Русская не знала такого правила, которое бы устраняло монахов от восприемничества. Известно, что крестными отцами наших русских великокняжеских и царских детей были большей частью монахи. Только впоследствии монахам было воспрещено восприемничество потому, что оно вовлекает монаха в общение с миром (Номоканон при Большом Требнике). Родители не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей. Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.

Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. В настоящее время священники не допускают мужа и жену к совместному восприемничеству одного и того же младенца. Чтобы не допустить нарушений существующих правил относительно восприемников, священник обычно заранее узнает от родителей, кого они желают иметь восприемниками для своих детей.

Молитвы за крестников

Молитва за детей и за крестников, отца

Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе. И мою и их души искупил Ты Своею неоцененною Кровию. Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их яко же Ты Сам хочеши и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

О воспитании детей добрыми христианами: Молитва родителей ко Господу Богу

Боже, наш милостивый и небесный Отче!
Помилуй наших детей (имена) и крестников (имена), за которых мы смиренно молим Тебя и которых предаем на Твое попечение и защиту.
Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобою и удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя.
Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Твоего имени.
Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми христианами и полезными людьми.
Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах.
Избавь их от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей.
Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи их к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы они со всеми праведными всегда благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом.
Аминь.

Молитва ко Господу Богу, составленная преподобным

Господи, Ты Един вся веси, вся можеши и всем хощеши спастись и в разум Истины прийти. Вразуми чад моих (имена) познанием истины Твоей и воли Твоея Святыя, укрепи их ходити по заповедям Твоим и мене грешного помилуй.
Аминь.
Милосердный Господи, Иисусе Христе, Тебе вручаю чад моих, которых Ты даровал мне, исполни моление мое.
Прошу Тебя, Господи, спаси их путями, которые Ты Сам знаешь. Сохрани их от пороков, зла, гордости, и да не коснется душ их ничто, противное Тебе. Но веру, любовь и надежду на спасение даруй им, и да будет свят и непорочен пред Богом их жизненный путь.
Благослови их, Господи, да стремятся они каждую минуту жизни своей исполнить Твою Святую волю, дабы Ты, Господи, мог всегда пребывать с ними Духом Твоим Святым.
Господи, научи их молиться Тебе, дабы молитва была им опорою, отрадою в скорбех и утешением жизни их, и дабы молитвою их спасались и мы, их родители.
Ангелы Твои да хранят их всегда.
Да будут чада мои чутки к горю ближних своих, и да исполнят они Твою заповедь любви. И если согрешат они, то сподоби их, Господи, принести покаяние Тебе, и Ты по Своей неизреченной милости прости их.
Когда же кончится жизнь их земная, то возьми их в Свои Небесные Обители, куда пусть ведут они с собой и других рабов Твоих избранных.
Молитвами Пречистыя Матери Твоея Богородицы и Приснодевы Марии и святых Твоих (перечисляются все святые семьи), Господи, помилуй нас, яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Сыном и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.

Действительно ли учит о недопустимости брака между крестными согласно 211-й статьи Номоканона?

Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении. Григоровский С. П. Издательский совет РПЦ. 2007. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II. С. 49-51. Цитата оттуда:

«В настоящее время 211-я статья Номоканона [где указывается на недопустимость брака между восприемниками] не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененною… Так как при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою ».

Проф. Павлов в своем курсе Церковного права так комментирует проблему духовного родства восприемника и восприемницы одного ребенка и брака между ними:

«…несколько правил апокрифического происхождения и странного содержания (например, 211 правило, запрещающее мужу и жене быть восприемниками одного и того же младенца, под страхом быть разлученными от супружеского сожития). Святейший Синод уже в первые годы своего существования стал относиться к таким правилам с большим сомнением и нередко делал постановления, прямо им противоположные, особенно по делам брачным».

В декабре 2017 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был принят документ , в котором указано: «Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указа Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года)» .

Могут ли беременные и незамужние женщины становиться крёстными?

Беременные и незамужние женщины могут быть крестными, канонических запретов этого не существует. Все запреты относятся исключительно к дремучим народным суевериям и не имеют никакой силы для христиан.

С какого возраста не нужен крёстный?

Лицам старше 14-ти лет.

Как крестить ребёнка, если один или более членов семьи против?

– Таких людей следует постараться привести на встречу со священником. Здесь главное понять, что внутри у человека, почему он отказывается от крещения своего ребенка. Если люди – атеисты, переубедить их и заставить отказаться от своих взглядов бывает трудно. Но убедить в необходимости спокойного и лояльного отношения к факту крещения ребенка все же можно.