» »

Вера православная - зависть - алфавит. О разрушительной силе зависти глазами психологов. Что такое грех

23.09.2019

Слово Предстоятеля Русской Церкви после великого повечерия с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в понедельник первой седмицы Великого поста.

Грех, с которым человек борется во имя своего спасения, обнаруживается во всей своей сущности через порок, именуемый гордостью. Гордый человек лишь себя поставляет в центр жизни, оставляя всех остальных на периферии. Эта жизненная позиция гордого человека влечет за собой множество опасных последствий, одно из которых - порок зависти.

Размышляя о том, что есть зависть, святой Василий Великий сказал очень меткие слова: «Зависть есть скорбь по благополучию ближнего». Гордый человек не может мириться с тем, что кто-то умнее, красивее, богаче, успешнее. Ведь если для гордеца он сам в центре бытия, то кто же может мешать ему занимать это место? И появление любого, кто кажется более успешным и значительным, вызывает у человека, обуреваемого гордостью, глубочайшую внутреннюю боль.

Именно зависть обнаруживает всю абсурдность гордости. Размышляя о зависти, святой Тихон Задонский сказал замечательные слова: «Прочие пороки и страсти хотя бы имеют мнимое услаждение, а завистливый грешит и страдает». Действительно, если иные пороки сопровождаются хотя бы и мнимым, но все-таки услаждением, то зависть - это боль и всегда только боль, и никакого, даже мнимого, услаждения. Если не бороться с чувством зависти, то она может настолько поработить человека, что он становится агрессивным и опасным для других. Ведь неслучайно причиной первого убийства, которое совершил на заре человеческой истории Каин в отношении брата своего Авеля, была зависть. Завистливый человек становится агрессивным и опасным для других. И чем тщательнее он скрывает этот внутренний огонь зависти в сердце своем, тем опаснее он становится.

Как же бороться с этим испытанием? Как бороться с этим пороком? Тот же Тихон Задонский сказал: «Гордость есть мать зависти. Умертви мать, и погибнет дочь». Чтобы преодолеть чувство зависти, нужно бороться с гордостью. Но поскольку гордость в полной мере обнаруживает саму природу греха, то бороться с этим пороком очень трудно, и не может человек победить гордость, как только силой Божией. Поэтому молитва, участие в таинствах Церкви, постоянное размышление над своей жизнью, над движениями своей души, над своими помыслами, строгий суд над самим собой могут помочь человеку преодолеть гордость.

Но есть и еще два замечательных средства.

Первое - это осознание того факта, что Господь каждого человека наградил уникальными качествами и нет двух абсолютно похожих друг на друга людей. Каждый человек уникален и имеет свою ценность пред Богом. Каким бы слабым, больным, неудачливым ни казался человек, он имеет ценность в очах Божиих. И осознание этого факта помогает человеку воздержаться от зависти. Мир велик, и каждому в этом мире есть свое место. Понимание уникальности человека и премудрости Божественного замысла о человеке помогают нам преодолевать чувство зависти.

И еще одно очень важное средство - это добрые дела. Когда мы делаем доброе дело человеку, он перестает быть для нас дальним, он становится ближним. Мы не завидуем тем, кому мы делаем доброе дело. Если кто-то сомневается в этом, пусть постарается сделать доброе дело человеку, которому завидует, и зависть постепенно будет уходить, потому что этот человек станет для него близким.

Нужно помнить, что очень часто мы сами провоцируем чувство зависти в тех, кто нас окружает. Иногда раздосадовать завистника, пробудить чувство зависти доставляет наслаждение. Например, приобретая красивую новую одежду, некоторые думают в первую очередь о том, что эта одежда вызовет зависть у знакомых или даже родных и близких. Зависть - опасный и агрессивный порок. И если мы сами не хотим быть уязвленными завистью, то не нужно зависть и разжигать. Множество бед совершалось и совершается в этом мире из-за зависти.

Время Великого поста - это время борьбы с пороком: и с гордостью, и с завистью. Приходя в храм Божий, слушая дивные слова молитв и песнопений, обращаясь с горячей молитвой ко Господу о помощи в нашей духовной жизни, будем просить, чтобы Он помог нам искоренить из сердец наших и гордость, и зависть. И стряхнув с себя эти пороки, мы почувствуем необычайную легкость жизни, радость бытия. Пусть Господь помогает нам в дни святой и спасительной Четыредесятницы постепенно, но уверенно восходить от силы к силе в нашем движении навстречу Господу и Спасителю. Аминь.

Свт. Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает завистника с навозным жуком, свиньей и даже демоном.

По его утверждению, зависть - прямая вражда против Бога, благоволящего к тому или другому человеку. В этом смысле завистник даже хуже демонов: те вредят людям, завистник же желает зла себе подобным.

«Завидовать хуже, чем враждовать, - говорит святитель. - Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний - скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения».

Пример из жизни. Два человека претендует на место с хорошей зарплатой и перспективой карьерного роста. Если духовные запросы у этих людей низкие, а материальные потребности высокие, то, скорее всего, между ними возникнет конкуренция, а на ее фоне - явно или неявно выраженный конфликт.

Со стороны того, кто получит вожделенную должность, конфликт будет исчерпан, как только он займет кресло. А вот «неудачник», если он вообще склонен к зависти, конфликт усугубит еще сильнее и непременно впадет в этот грех - даже когда он найдет другую работу, он будет помнить, что вот этот негодный человек занял ЕГО место.

Зависть действительно напоминает безумие в самом что ни на есть медицинском смысле: навязчивое состояние. Один из способов избавиться от навязчивого состояния - попытаться его рационализировать.

Человек успешен - значит, через него прославляется Бог. Если этот человек твой ближний - значит, через него успешен и ты, и через тебя тоже прославляется Бог. Если этот человек твой недруг - значит, нужно стремиться сделать своим другом его - уже ради того, что через него прославляется Бог.

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин

Общее для всего Священного Предания мнение - именно из зависти ополчился змей на Еву. Именно зависть к уникальному статусу человека как образа и подобия Божьего заставила его приложить усилия к его низвержению. Более того, и праматерь Еву диавол провоцирует на зависть: «Будете как боги, знающие добро и зло». Вот зависть к этим несуществующим богам и толкает первую женщину на нарушение заповеди Божией. Так что, действительно, сатанинский порок.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин категорически утверждает, что своими силами зависть не побеждается. В ответ на добродетель завистник только озлобляется. Так, доброжелательность и услужливость Иосифа еще больше ожесточила его одиннадцать братьев. Когда он шел, чтобы накормить их в поле, они приняли решение убить брата - идея продать его в рабство стала уже смягчением их первоначального намерения…

Ветхозаветная история повторяется во все времена, пусть и без уголовщины. Во многих подростковых коллективах найдутся ребята, которые отличника, разъясняющего недалеким одноклассникам сложные задачи, обзовут «ботаном» - и хорошо если не подложат жвачку, а то и кнопку, на стул…

Отчаиваться не стоит. Преподобный Иоанн Кассиан дает универсальный совет: молиться.

«Чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением только этого зла (зависти) не истребил всего того, что в нас есть живого, что как бы воодушевляется жизненным действием Святого Духа, постоянно будем испрашивать помощи Божией, для которой нет ничего невозможного».

Свт. Василий Великий

Молитва - труд никак не менее тяжелый, чем, например, упражнения в посте. Далеко не всем он дается без должной тренировки, а битва с завистью необходима здесь и сейчас. Что делать?

Святитель Василий Великий дает два очень простых совета. Первый: осознать, что завидовать вообще нечему. Богатство, слава, почет и уважение - абсолютно земные вещи, которыми к тому же надо научиться правильно пользоваться.

«Недостойны еще нашего соревнования - богатый ради его богатства, властитель ради величия его сана, мудрый ради обилия в слове. Это - орудия добродетели для тех, которые пользуются ими хорошо, но в самом себе не заключают блаженства… А кто таков, кто не поражается мирским как чем-то великим, к тому никогда не может приблизиться зависть».

Второй совет - «сублимировать» свою зависть в творческое преображение самого себя, достижение многих добродетелей. Правда, эта рекомендация подходит для борьбы с особым видом зависти, связанном с честолюбием:

«Если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрение чем-либо мирским. Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие».

Если даже не касаться высоких добродетелей, то совет более чем практичен. Предположим, два молодых человека увлекаются игрой на гитаре. Один становится в своем городе рок-звездой, а другой так и играет на трех аккордах в переходе. Для второго проще всего начать завидовать успешному приятелю - сложнее, во-первых, прикинуть риски (Курт Кобейн, Джим Моррисон и Джимми Хендрикс были колоссально талантливы и бешено популярны, что не защитило их от уродливой и страшной смерти, а только стимулировали трагический конец), а во-вторых, выучить дополнительные аккорды и выйти за пределы полюбившегося перехода.

Постепенное, завязанное на тренировке и самодисциплине возрастание в профессионализме, может, и не вознесет на Олимп, но позволит развиваться, играть и сочинять музыку в свое удовольствие.

Свт. Феофан Затворник

Если противостоять завистнику добрым отношением довольно затруднительно, о чем прямо свидетельствует Священное Писание (приведенный выше пример Иосифа и его братьев, царь Саул, который продолжает завидовать Давиду и гнать его невзирая на его смирение…), то сам завистник может и должен преодолевать свою страсть через «не хочу» - именно изменением поведения по отношению к своей «жертве». Как бы тяжело ни было.

«Доброхоты, у которых чувства симпатии и сострадания преобладает над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти, и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, - тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и с Божией помощью, она совсем уляжется», - утверждает святитель Феофан Затворник.

Иными словами, когда сострадание и сочувствие ближнему войдет в привычку, места зависти не останется.

Почти хрестоматийный пример: одинокая молодая леди, съедаемая завистью к успешным «кумушкам», вдруг узнает, что у ее благополучной, замужней и богатой подруги муж - наркоман, и все благополучие показное. Если процесс зависти еще запущен не слишком сильно, завистница (возможно, вначале и не без злорадства) устремляется на помощь подруге… и в процессе совместного обзвона наркологических клиник, дружеских бесед и взаимных слез на кухне так проникается горем ближней, что о зависти больше и не вспоминает. Сострадание горю оказывается выше зависти к успеху.

Прп. Максим Исповедник

Между прочим, у этого совета есть и другая сторона: по возможности, не надо давать повода к зависти. Если не хочешь, чтобы тебе завидовали, не кичись своим успехом, богатством, умом и счастьем.

«Не иначе можно успокоить его, разве скрывая то от него. Если же то для многих полезно, а ему печаль причиняет: то которую пренебречь сторону? Надобно стать на стороне полезного для многих; но по возможности не понебречь и о нем и не давать себе увлекаться коварством страсти, подавая помощь не страсти, а страждующему от оной», - рекомендует подход с рассуждением преподобный Максим Исповедник.

Он также отмечает, что самому избавляться от этой страсти следует по заповеди Апостола: «радоваться с радующимися и плакати с плачущими» (Рим.12:15).

Первое сложнее. Пожалеть несчастного - естественное движение души. Порадоваться чужому счастью - действие сознательное и продиктованное искренней любовью, когда к ближнему относишься по-настоящему как к самому себе. Только автор знаменитых «Сотниц о любви» мог дать такой совет.

Правда, иногда примеры его исполнения встречаются и в жизни. Одинокая женщина в стесненных жилищных условиях долго переживает, что у нее нет детей, работает с усыновителями, начинает радоваться за счастливых детишек и их новых родителей… А потом вдруг неожиданно обстоятельства складываются в ее пользу, и ей удается усыновить своего ребенка.

Свт. Григорий Богослов

Как мы видим, Отцы Церкви дают однообразные советы по борьбе с завистью: молись, радуйся за ближнего, возрастай в добродетели. Мастер-классов по преодолению зависти никто из учителей Церкви не проводит. Именно потому, что рождение этой страсти можно проследить из Библии, именно потому что она очевидно неизвинительная как прямое порождение диавола, основное оружие против нее - обличение.

Святитель Григорий Богослов считал, что зависть, как ни странно, не лишена справедливости - уже в этой жизни она наказывает грешника.

Отцы говорят, что у завистника становится иссохшим лицо, он дурно выглядит… В нашей жизни завистника легко узнать по поджатым губам и морщинам. Он недоволен жизнью, он всегда ворчит (в особенности на объект своей страсти). Скажу больше: многие заболевания, имеющие психосоматический характер, от панкреатита до астмы, обостряются именно у завистника. «Несправедливо, что другой успешнее меня!» - эта мысль поедает несчастного, не только его душу, но и тело.

Это дурная справедливость, адская. Одно только это должно отвращать человека от столь пагубной страсти.

«О, когда бы истребилась между людьми зависть, эта язва для одержимых ею, этот яд для страждущих от нее, эта одна из самых несправедливых и вместе справедливых страстей, - страсть несправедливая, потому что возмущает покой всех добрых, и справедливая, потому что сушит питающих ее!» - восклицает святитель Григорий.

Прп. Ефрем Сирин

В основе зависти лежит так называемый «агональный дух» - способность личности находиться в постоянной борьбе, соревновательности, соперничестве, агрессии. Агональность была характерной чертой античной культуры (оттуда большое количество игр и соревнований) и в совсем примитивной форме присутствует в современной жизни: соревноваться можно и в том, у кого круче айфон или моднее одежда.

Слово «агональность» - однокоренное к αγωνία (борьба). Этим словом мы называем предсмертное состояние, попытку организма бороться за выживание, последние судорожные вздохи. Это не совпадение - борьба за жизнь есть прямое следствие наличия в мире смерти. А смерть внесена в мир грехом и диаволом. Парадоксальным образом борьба, в природе являющаяся проявлением жизни, в мире человеческом сама по себе являет собой смерть.

Особенно это очевидно, когда некто «соревнуется» не в реальных жизненных ценностях, а во внешнем, выражающемся в примитивном «хочу быть круче». Так человек становится родней диаволу - одного с ним «агонального» духа.

«А кто уязвляется завистью и соперничеством, тот жалок, потому что он соучастник диавола, которым вошла в мир смерть (Прем. 2:24), - напоминает преподобный Ефрем Сирин. - В ком зависть и соперничество, тот всем противник, ибо не хочет, чтобы предпочтен был ему другой».

Тот же святой подчеркивает: завистник уже побежден, его мучает любая чужая радость, тогда как счастливец, избежавший этой страсти, рад успеху другого.

Пусть не покажется никому сравнение со смертью притянутым. Достаточно посмотреть даже не по сторонам, а внутрь себя.

«Почему у соседа новая квартира и машина, а я вкалываю с утра до ночи - и у меня ничего?» - негодует действительно работящий человек - и за этими мыслями не успевает жить. Вместо того чтобы потратить выходной на встречу с мамой, друзьями, любимой девушкой (не говоря уж о том, чтобы в церковь сходить) - он берет работу на дом, вкалывает еще больше, но ни квартиры, ни машины у него не появляется, а зависть ест все сильнее…

Прп. Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец еще официально не прославлен Церковью, но его труды и советы уже прочно вошли в сокровищницу Священного Предания. Для современного человека его рекомендации могут оказаться наиболее полезными.

Старец считал, что зависть просто смешна и преодолевается элементарным здравым смыслом.

«Человеку нужно чуть-чуть поработать головой, чтобы преодолеть зависть. Не требуется великих подвигов, потому что зависть - это душевная страсть».

Действительно, не нужно быть Эйнштейном, чтобы понимать: от того, что тебя съедает тоска по чужому «мерседесу», в твоем гараже не появится даже «тойота». Особенно если гаража у тебя тоже нет. Угонять чужой «мерседес» не только грешно, но и уголовно наказуемо, поэтому надо не завидовать, а работать. А если зарплата маленькая - довольствоваться велосипедом. Зато будут ноги здоровые.

Но самое главное, на что обращает внимание старец Паисий - зависть есть грех против одной из десяти заповедей. Даже самый нецерковный человек к Декалогу испытывает уважение если не на природном, то на культурном уровне. Убивать - преступно, молиться идолам - глупо, уводить супруга из семьи — аморально, воровать — отвратительно… Так вот, завидовать - тоже дурно.

«Если Бог сказал: «Не пожелай… всего, елика суть ближняго твоего», то как мы можем желать чего-то, что принадлежит другому? Что же, даже основных заповедей не будем соблюдать? Тогда наша жизнь превратится в ад».

Итак, как же бороться с этой напастью (я имею в виду, бороться со своими недостатками, а не других)? Если обобщить рекомендации Святых Отцов, можно выделить следующее (возможно, конечно, что я что-то и упустила):

1. Вспомнить, что зависть - один из тягчайших пороков. Все Святые Отцы пишут о том, что это - чуть ли не худшая страсть (ну, еще гордыня, возможно).

Прп. Иоанн Кассиан:

«А зависть, как яд, излитый василиском, убивает самую жизнь религии и веры, прежде нежели почувствуется рана в теле. Ибо не против человека, а явно против Бога возносится злохулитель, который ничего другого в брате не похищая, кроме доброй заслуги, порицает не вину человека, а только суды Божии.»

Свт. Иоанн Златоуст:

«Бес завидует людям, а отнюдь не другому бесу; а ты, человек, завидуешь человеку, восстаешь против единоплеменного и однородного тебе, чего не делает и бес! Какое же тебе будет прощение, какое оправдание!» . «Сначала помыслим, что входить в Церковь не позволено как блуднику, так и завистнику, и притом гораздо более последнему, нежели первому.»

2. Необходимо признаться себе в том, что страдаешь завистью, как бы это ни было трудно. Рассказать об этом на исповеди, конечно. Молиться об избавлении от порока.

Свт. Василий Великий:

«И тяжко в этой болезни то, что завистливый не может сказать об ней. Хотя потупляет он глаза, ходит унылый, смущенный, печальный и погибает от недуга; однако же, когда спросят о страдании, стыдится сделать гласным свое несчастие и сказать: "Я человек завистливый и злой; меня сокрушают совершенства друга; сетую о благодушии брата; не могу видеть чужих совершенств; напротив того, благоденствие ближнего считаю для себя несчастием".

Так надлежало бы сказать ему, если бы захотел говорить правду. Но поелику не решается высказать сего, то в глубине удерживает болезнь, которая гложет и снедает его внутренности.»

Свт. Иоанн Златоуст:

«Много зависти есть ведь и в церкви, и более в нас, нежели в управляемых нами, -почему и мы сами имеем нужду в увещании.» (мое прим. - о священстве).

Прп. Макарий Египетский:

«... горе той душе, которая не сознает язв своих, и по причине великой и безмерной порочности, не думает, что имеет какой-либо порок; ее не посещает и не врачует добрый Врач; потому что и не заботится она о язвах своих, почитая себя невредимой и здравой.» «Если не услаждается она теми язвами и струпами страстей, какие имеет на себе, не извиняет своих погрешностей, то Господь не вменит ей безобразия, но, пришедши, исцелит и уврачует ее и возвратит ей бесстрастие и нетленную красоту; только бы она, как сказано, произволением своим не входила в общение с тем, чего требуют страсти и не соизволяла на то, что производят они, но всеми силами взывала ко Господу, чтобы от благого Духа Его сподобиться освобождения от всех страстей.»

Прп. Иоанн Кассиан:

«Итак, чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением только этого зла (зависти) не истребил всего того, что в нас есть живого, что как бы воодушевляется жизненным действием Св. Духа, постоянно будем испрашивать помощи Божией, для которой нет ничего невозможного.»

Свт. Тихон Задонский:

«Заразил нас змий древний лютым ядом своим: от Христа Сына Божия поищем исцеления. Он един может от того исцелить нас; и исцеляет верою к Нему воздыхающих и молящихся.» «Познанная беда убеждает человека искать способа и помощи избавиться от нее. Познавай и рассматривай, человече, лютую немощь души твоей, и будешь стараться о исцелении ее. Без познания немощи не бывает исцеления.»

Св. Ефрем Сирин:

«Смотри, не допускай в себя страсть зависти, чтобы диавол не поглотил тебя живого, но скорее исповедуйся и моли Бога, чтобы избавил тебя от таковой опасности.» «Есть дела, совершаемые и помыслом, ибо соизволение есть рука нашего ума. Зависть не рукой, но душой совершается. Посему умей приносить покаяние и в подобных грехах.»

3. Если завидуешь кому-то, необходимо заставлять себя радоваться вместе с этим человеком, и испытывать грусть, если ему грустно. То есть на современном языке - сочувствовать. Если сразу не получается искренне это сделать, то хотя бы внешне это проявлять, и очень внимательно следить за своими словами, чтобы они не содержали «двойное дно», не пресекали радость, не усугубляли грусть, не унижали человека и вообще не содержали бы в себе что-то дополнительное с нехорошим оттенком (даже если разговор об этом человеке состоялся с посторонними людьми). Молиться за этого человека обязательно - если у него радость, то благодарить Бога за оказанную ему милость, если несчастье - то просить Бога о помощи этому человеку.

Прп. Максим Исповедник:

«А свою зависть остановить можешь, если станешь сорадоваться радости того, кому завидуешь, и вместе с ним печалиться о том, о чем он печалится, исполняя заповедь Апостола: "радоватися с радующимися и плакати с плачущими""" (Рим. 12, 15).»

А вот что пишет о человеке независтливом Св. Ефрем Сирин, и, тем самым, дает нам пример для подражания:

«Независтливый не домогается чести, с радующимися радуется, не приписывает себе славных дел, успевающим помогает, с удовольствием смотрит на тех, которые идут добрым путем, хвалит тех, которые живут, как должно. (...) независтливый и не имеющий в себе соперничества ни в каком деле не издевается над ближним; напротив того, всякому успеху и всякому доблестному делу друга радуется независтливый.»

4. Помнить, что православный человек должен стремиться в первую очередь не к мирским благам, а к Царствию Небесному, и что не стоит завидовать личному счастью, способностям, работе, имуществу и т.п. других людей.

Свт. Василий Великий:

«можем (избежать зависти), если из человеческого не будем ничего почитать великим и чрезвычайным, ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья, потому что не в преходящих вещах поставляем для себя благо, но призваны мы к причастию благ вечных и истинных.»

«Но если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрение чем-либо мирским. Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие. Таким образом и себя спасешь, и при больших благах приобретешь большую знаменитость, потому что добродетель от нас зависит и может быть приобретаема трудолюбивым, а большое имение, телесная красота и высота сана не от нас зависят.»

5. Также помнить о том, что источниками любых страстей являются прежде всего гордость житейская (славолюбие), сребролюбие (корысть), сластолюбие (желание жить только в свое удовольствие). А источником этих трех первоначальных страстей является себялюбие (эгоизм). Собственно зависть, по свидетельству Святых Отцов, рождается из себялюбия и его главных порождений - тщеславия и гордыни, но может возникать и из сребролюбия, и из сластолюбия.

Также вследствие зависти человек может совершать многие другие грехи, такие как, например, лицемерие, ложь, ненависть, клевета, гнев, памятозлобие, злорадство и даже убийство. Поэтому, рано или поздно, человек, обнаруживший в себе зависть (а вообще и любой другой христианин) должен начать бороться и с другими своими пагубными привычками и страстями, - конечно, не со всеми сразу, а сначала с тем, что больше всего борет и мешает жить окружающим.

Итак, вот советы для тех, кто хочет сам в себе искоренить такое явление, как зависть. А также - совет для тех, кто встретил завистника: прервать все контакты. Лучше уволиться с работы, чем позволять такому коллеге плести вокруг себя интриги и вытягивать душевные силы. Лучше прервать сомнительную дружбу с таким человеком.

Однако мое исследование будет неполным, если не рассмотреть такую ситуацию, когда прервать контакты невозможно по каким-либо причинам. Например, венчаный брак, при этом один из супругов - деструктивный человек. И верующий человек понимает, что канонических оснований для развода нет.

Кстати, во многих случаях деструктивных брачных отношений все-таки возможен церковный развод, т.к. он дозволяется в случаях измены супруга (супруги), посягательства на жизнь и здоровье супруга (супруги) или детей, тяжелое психиатрическое заболевание, сводничество, и т.д. А это, как мы знаем из Вашей книги и блога, часто сопутствует деструктивным отношениям.

Но что же делать человеку, который состоит в таком браке, но законных оснований к разводу нет? Или завистниками являются, например, близкие родственники, перестать общаться с которыми в силу каких-то причин просто невозможно?

Честно говоря, конкретных советов у Святых Отцов я не нашла, что делать, если близкий человек - завистник. Вообще, наверное, невозможно исправить человека, если он сам искренне не признается себе в своем пороке и не захочет избавиться от него.

Вот единственное, что я нашла - скрывать от завистника то, что вызовет в нем зависть:

При. Максим Исповедник:

«Печаль завидующего трудно остановить. Ибо он почитает для себя несчастьем то, чему завидует в тебе. И не иначе можно успокоить его, разве скрывая то от него. Если же то для многих полезно, а ему печаль причиняет, то которую пренебречь сторону? Надобно стать на стороне полезного для многих; но по возможности, не пренебречь и о нем...»

Правда, для того, чтобы воспользоваться этим советом, сначала нужно узнать, чему человек завидует, а потом уже скрывать, чтобы завистник это в тебе не обнаружил. Однако в случае с нарциссами, насколько я поняла, это вообще довольно трудно сделать, т.к. нарцисс часто даже себе не может признаться в том, что он кому-то завидует и потому его гнобит.

Тогда я решила поискать, что говорят Святые Отцы о скорбях, т.к. жизнь и общение с таким человеком, конечно, приносит массу скорбей. В блоге очень часто звучит мысль: за что мне это? Почему я заслужил (заслужила) такие издевательства над собой? Но православный христианин должен помнить, что любые скорби, в т.ч. и брак с таким человеком, даются нам не потому, что мы это заслужили.

Насколько я поняла, скорби даются человеку:

Если человек не видит своих грехов - чтобы показать ему настоящее устроение его души, т.к. Бог всегда делает все, чтобы направить нас на путь спасения; ведь без понимания своих изъянов человек не сможет с ними и бороться.

Чтобы научить преодолевать какую-то страсть, раскаяться в грехах.

Чтобы предотвратить совершение человеком более тяжких грехов; могу привести в пример описанный в православной литературе случай, правда, не связанный с темой блога: по молитвам жены об избавлении от пагубной зависимости муж-алкоголик заболел так, что у него отнялись ноги. Очевидно, что после этого он пить перестал - просто не смог ходить за выпивкой, а жена отказывалась ее приносить. Но, тем не менее, от пагубной страсти он избавился благодаря болезни.

Для получения человеком венцов (награды на небесах). Скорби возникают, хотя человек может быть праведником и ничего плохого не сделал для того, чтобы «заслужить» это (можно вспомнить пример святого праведного Иова).

Как кара за совершенные злодеяния, когда человек уже в принципе не способен раскаяться, исправиться. Проявляется в виде смерти или безумия и бывает для вразумления окружающих людей. Но если человек раскаивается в своих деяниях, пытается работать над собой - то это вряд ли его случай.

Однако мы зачастую не знаем, по какой именно причине постигают нас скорби. В любом случае, правильно переносить скорби - это означает благодарить Бога за все, что с нами происходит, особенно в моменты несчастья, славить Бога, если что-то плохое с нами случается (оскорбляют, клевещут, и т.д.), терпеть скорби ради Бога (напоминать себе все время - «во имя Господа терплю»). Даже если в сердце благодарность за скорби не чувствуется, необходимо все-таки хотя бы словами благодарить и славить Бога, сосредотачиваясь на каждом слове молитвы. Один батюшка говорил, что очень хорошо заказывать благодарственные молебны ко Господу в случае несчастий и скорбей (а не только в случае радости).

И по свидетельству Святых Отцов, если человек правильно преодолевает скорби, во имя Господа терпит все несчастья, уповая на Его милость и благодаря, то он получает за это духовную награду. Если же нет - то скорби и несчастья могут человека сломать, и ничем хорошим это не закончится.

Прп. Ефрем Сирин:

«Скорби и искушения полезны человеку: делают душу благоискусною и твердою, если она мужественно, охотно, с доверенностью к Богу и с упованием переносит все случающееся, с несомненною верою ожидая избавления от Господа и милости Его».

Свт. Иоанн Златоуст:

«Если у тебя есть грехи, они легко истребятся и попалятся скорбию. Если же у тебя есть добродетель, от скорби она сделается светлее и блистательнее».

Свт. Иоанн Златоуст:

«Если поймешь, что хочешь или не хочешь, но ты должен перенести то, что терпишь, и если станешь переносить с благодарением, то получишь весьма большую пользу, а если будешь сетовать, негодовать и роптать, то и несчастия своего этим не убавишь, и воздвигнешь еще большую бурю».

Прп. Исаак Сирин:

«Паче всякой молитвы и жертвы драгоценны перед Господом скорби за Него и ради Его...».

Свт. Феофан Затворник:

«У вас горе за горем... Знаете, что это значит? Что Бог помянул вас. Необычно так думать, но так есть. И помянул не в гневе, а в милости. Вам видны только лишения и потери, а милость, сокрытая под этим и в этом, не видна...».

Прп. Антоний Великий:

«Венец нетления, добродетель и спасение человека есть и благодарно переносить несчастье».

Свт. Иоанн Златоуст:

«<Господь> не потому попускает нам испытывать скорби, что оставляет нас, но потому, что желает за подвиги увенчать нас светлым венцом».

Прп. Варсонофий Великий:

«...как золото, которое разжигают в горниле, держат щипцами и ударяют молотом, делается чистым и годным для царского венца, так и человек, поддерживаемый могущественною и многосовершающею молитвою святых, разжигается скорбями, приемлет удары искушений и, если терпит все с благодарностию, - делается сыном Царствия. Итак, все, что ни случается с тобою, служит к твоей пользе, чтобы и ты получил дерзновение пред Богом и чрез ходатайство святых, и чрез собственные труды свои.»

Конечно, мне легко говорить и выписывать эти советы из книг. Я не живу с деструктивным человеком (кстати, вполне возможно, что я и сама им являюсь, хотя и пытаюсь бороться со своими такими проявлениями). Какие-то деструктивные черты присущи одному из моих родителей. Мне было непросто жить в той обстановке, которая сложилась дома. Но многого из того, что описано в этом блоге, со мной никогда не происходило, и, конечно, я понятия не имею, каково на душе у тех людей, которые перенесли все эти издевательства.

Я думаю, человек должен принять ответственное решение (например, по совету духовника или просто батюшки, к которому человек ходит на исповедь), сможет он потянуть такие скорби с должной благодарностью и терпением или нет, и, соответственно, оставаться ему в такой семье или нет. Тем более что Святые Отцы также советовали быть осторожными и не взваливать на себя больше, чем можно вынести, т.к. это путь к таким тяжким грехам, как уныние, отчаяние и даже самоубийство.

Прп. Иоанн Лествичник:

«Видел я немощных душою и телом, которые ради множества согрешений своих покусились на подвиги, превосходившие их силу, но не могли их вынести. Я сказал им, что Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения».

«Есть мужественные души, которые от сильной любви к Богу и смирения сердца покушаются на делания, превосходящие силу их; но есть и гордые сердца, которые отваживаются на такие же предприятия. А враги наши часто нарочно для того подущают нас на такие дела, которые выше нашей силы, чтобы мы, не получивши успеха в них, впали в уныние и оставили даже те дела, которые соразмерны нашим силам, и таким образом сделались бы посмешищем для врагов.»

Возможно даже, самоукорение из-за того, что нет больше сил терпеть, осознание своей немощности в случае развода - это лучше, чем всю жизнь жить в ненависти, обидах, отчаянии. С другой стороны, просто бегство от посылаемых скорбей без всякой попытки правильно их преодолеть - тоже не выход, т.к. далее посылаются более суровые испытания.

Скитские старцы поучали:

«Если случится тебе скорбь на том месте, где ты живешь, то не оставляй места во время скорби. Если же поступишь иначе, то, куда ни пойдешь, везде найдешь то, от чего бежишь. Претерпи, доколе не пройдет скорбь: тогда пойди, куда хочешь, чтобы отшествие твое не причинило соблазна другим и не произвело смущения в живущих в том месте, откуда ты выходишь».

В любом случае, не мне об этом судить, а прежде всего человеку, оказавшемуся в тяжелой ситуации, и его духовнику. Если кто-то из читателей заинтересуется, я могу рассказать, какую именно литературу я читала, изучая материалы о зависти. Возможно, кто-то захочет ознакомиться с ней самостоятельно, тем более что я где-то могла неправильно понять, где-то опустить что-то важное. И еще хочется пожелать всем читателям блога не унывать и не отчаиваться, что бы ни случилось.

Идет суд Осириса. На него попала душа древнего египтянина. На весах, которые держит бог Анубис, взвешивают сердце умершего. Смотрят, тяжело ли сердце? Полно ли оно гнева, печали, жадности и зависти. Если сердце окажется тяжелее перышка, которое лежит на другой чаше весов, то быть ему съеденным богом Аматом с головой крокодила. На просветление (читай: Царство Небесное, вечное абсолютное счастье, Мокша в разных религиях) ему можно не надеяться…

Мы описали вам изображение из египетской «Книги мертвых». Еще четыре тысячи лет назад зависть считалась одним из состояний, которые были губительны для души и закрывали ей путь в иной светлый мир.

Зависть… Она разрушает человека изнутри, хотя связана с ситуациями, происходящими вне его. Она способна поселиться в душе человека независимо от темперамента, возраста, опыта, статуса. Неважно, кто вы: миллионер или безработный, звезда шоу-бизнеса или домохозяйка, студент или известный спортсмен. В ваше сердце может прокрасться это губительное и греховное чувство.

В этой статье мы постараемся раскрыть то, как это разрушительное состояние воспринимали тысячи лет назад и воспринимают сейчас, как его трактовали в разных религиях и каковы результаты современных исследований этого чувства.

Что такое грех?

Если обратиться к религии, то и в христианстве, и в исламе грехами считаются те эмоции и действия, которые предполагают получение удовольствия и личную выгоду. Но есть и другая сторона: греховные чувства и деяния направлены на самоуничтожение или уничтожение себе подобного. Высшим творением Бога – несомненно, является человек. Считается греховным все то, что направлено на причинение вреда Человеку (им самыми или другими таким же Человеком). Грехи отдаляют от Бога, лишают человека благодати, меняют состояние его сердца и изменяют его деятельность.

Рассмотрим оказываемый вред на примере некоторых грехов, которые признаны смертельными. На заметку! Эпитет «смертельный» в этой ситуации иносказателен, он указывает не на смерть физическую, а на смерть души. Ведь именно она умирает, когда, совершая грехи, человек отпадает от Бога.

Одним из грехов является гнев. Еще в древности люди знали, что гнев – это яд. Он так отравляет человека, что тот начинает быть похожим на бесноватого: негодует, клянет и терзает сам себя, забывает о спокойствии души. Такое состояние деструктивно и действует очень отрицательно.

Позже с развитием психологических наук, гнев был изучен более детально и также был доказан его деструктивный характер. Эта сильная эмоция может вылиться в преступление, ведь человек зачастую направляет ее на окружающих людей и предметы. Не контролируя себя, он может даже убить человека. А если отрицательной эмоцией не управлять и не учиться ее подавлять, то она может привести к нервному истощению.

Возьмите любой грех: чревоугодие, блуд, уныние (лень), корыстолюбие и др., все они направлены на самоуничтожение.

Что такое зависть?

В Википедии мы читаем, что «зависть –это социально-психологический конструкт, который охватывает различные формы социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо, чем хочет обладать завидующий, но не обладает.

Психологи определяют зависть, как негативное состояние психики, которое приводит к разрушительным для человека чувствам и действиям. Личность кажется незащищенной от успехов других: они воспринимаются как несправедливость, снижают самооценку.

Зависть в христианстве и библейских сказаниях

  • Зависть – это дьявольское душевное состояние.
  • Это печаль о том, что у ближнего все хорошо.
  • Источник зависти – гордость: ведь гордый человек не может терпеть и принять, что у другого есть то, чего нет у него.
  • Зависть – это противоположность любви.
  • «Обретый зависть обреете с нею диавола» (Св. Исаак Сирин).

Такие определения зависти давали святые отцы в разные века. Все их объединяет одно: полная убежденность в том, что это чувство имеет разрушительное начало для самого человека, в чьем сердце засел «червь» и грызет его день и ночь, делая его глубоко несчастным.

В чем суть зависти, по мнению церковных служителей? Они считают, каждому дано ровно столько, сколько предопределено замыслом Божьим. Зависть рождает желание обладать тем, что есть у другого, но нет у тебя. Оно вступает в противоречие с замыслом Божьим и ставит человека в некую «конфронтацию» с Господом, то есть на сторону Дьявола.

В Википедии выделены несколько этапов развития этого пагубного чувства:

  1. неуместное соперничество;
  2. рвение с досадой;
  3. порицание (злословие) в отношении того, к кому испытывается зависть.

Эти этапы указаны в работе «О зависти» преподобного Амвросия Оптинского. В ней приводится и притча, в которой сравнивались разные пагубные страсти. Ее главная мысль в том, что завистнику угодить нельзя:

«Однажды один греческий царь захотел узнать, кто же хуже сребролюбец и завистливый. Позвал он к себе обоих. Царь сказал им, что они попросили у него что-нибудь, только пусть знают, что он даст второму больше того, что попросит первый.

И начались «состязания» завистника и сребролюбца в том, кто попросит больше, и никто не знал, кому попросить первым. Тогда царь приказал завистнику просить первым. Тогда завистливый, движимый ненавистью к сребролюбцу, сказал: «Выколи мне глаз».

Царь был удивлено этой просьбой и захотел узнать причину такого желания. Завистник ответил: «Тогда ты прикажешь моему сопернику выколоть оба глаза». В этом суть зависти: человек, которым она овладела, так сильно желает зла другому, что готов нанести вред даже себе.

История Каина и Авеля

По Библии и Корану первым проявлением зависти было чувство, вспыхнувшее в сердце Каина. Оно лишило одного из кровных братьев божьего разума и толкнуло его на убийство. Суть истории в том, что Каин и Авель принесли дары Господу: первый – плоды земли, а второй – ягнят. Но Бог не призрел дары Каина, за что он восстал на Авеля и убил его. Существует до десятка толкований этой истории, но ясно одно, что чувство зависти привело к убийству, к уничтожению ближнего своего.

История Иосифа и его братьев

Сыновья Иакова завидовали своему брату Иосифу, потому что отец выделял его среди остальных и любил больше их всех. Зависть в их сердцах закипала еще больше, когда Он рассказывал о своих снах. Толкование сновидений Иосифа было однозначным: оно указывало, что в будущем он будет главенствовать над братьями.

Обуреваемые завистью, братья решили погубить брата: сначала бросили его в ров, чтобы он там встретил свою смерть, затем, дабы не брать на себя грех убийства, они продали его в рабство проходящим мимо купцам.

История о Давиде и зависти царя Саула

Давил служил царю Саулу и, как воин, отличался храбростью. Когда они возвращались после победы над филистимлянами, народ встречал их со словами: «Царь Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч». Засел тогда в сердце Саула червь зависти и решил он избавиться от Давида, но не знал, он что Господь с ним. Он пытался его умертвить несколько раз, но не получилось у царя.

Пожалуй, самым известным примером губительной зависти является трагическая ситуация с Иисусом Христом. Фарисеи и книжники, движимые завистью и жаждой первенства, власти, сделали все, чтобы Христос был распят и погиб на кресте.

Зависть может прокрасться в душу любого: и монарха, и простолюдина, человека любого статуса и возраста. Психологи отмечают, что люди старше 50 лет меньше завидуют. Думается, это связано с тем, что с возрастом начинаешь больше ценить то, что есть, и не тратить душевные силы на сравнение себя с другими.

Зависть в буддизме

В священной книге буддизма – «Тибетской «Книге Мертвых» — зависть не включена в 5 главных грехов (они названы «безграничными»: возбуждение распрей религиозных общин, отце – и матереубийство, убийство святого и пролитие крови будды. Зависть имеет высшее и низшее проявление. В первом случае она олицетворяет упорство, стремление достичь цель и бесстрашие (есть сходства с характеристиками «белой зависти» в нашем понимании, не так ли?). Во втором, низшем проявлении, зависть схожа со смертельным ядом и стоит в том же ряду, что ненависть, похоть, гордыня и глупость. Но отличие от христианской и современной трактовки этого греха в том, что это чувство считается пагубным не из-за той боли, которую оно причиняет самому завидующему и окружающим. Разрушительная сила зависти в том, что она зависть не дает ушедшему из жизни возродиться, так как сковывает его сознание воспоминаниями о земной жизни.

О разрушительной силе зависти глазами психологов

Несомненно, в психологии зависть считается деструктивным чувством. Созданы целые программы и алгоритмы по ее преодолению. Ясно, как белый день, что с этим чувством необходимо бороться, так как оно отравляет человеку жизнь. Вернее, человек перестает жить в удовольствие, превращая каждый день в мучение.

Специалисты выделяют два вида зависти…

  • Неосознаваемая . Человек не осознает, что его испытывает негативные эмоции из-за того, что окружающие работают лучше, покупают и имеют больше. Будучи неосознанным, чувство маскируется под постоянное плохое настроение, раздражительность, депрессивные проявления, недовольство жизнью. Если не работать над устранением этих психологических проблем, то он чреваты неврозами, семейными и личными драмами – всем тем, что может безвозвратно испортить жизнь человеку.
  • Осознаваемая . Она может быть не менее мучительной. Человек, испытывающий зависть, понимает, что это чувство социально осуждаемо, что оно греховно (если он является верующим). Это сознание сопровождается мучительными переживаниями и стремлением избавиться от негативных эмоций (если, конечно, речь не идет о глубоко безнравственной личности).

Можно ли преодолеть негативное чувство?

Если у человека достаточно душевных сил, мотивации, возможностей и самое главное, если у него есть желание избавиться от греховного чувства, то он преодолеет ее конструктивным путем. Признав чужие успехи, он направит все силы на то, чтобы стать лучше, успешнее. В этой ситуации «счастье ближнего» станет для него толчком для достижения собственного счастья. Такой вид зависти называют еще «белой».

Совсем иная ситуация при «черной зависти». Она опасна для самого человека или для окружающих, по отношению к которым она возникла. Завидующий старается избавиться не от самой эмоции, а от источника, вызвавшего в нем такую «бурю». Душевные терзания приводят к агрессии, направленной на себя, на предметы, на других и желанию уничтожить источник зависти. Психологи выделяют несколько видов уничтожения:

  • Символическое (разрывание фотографии, обращение к колдунам, повторение мысли и искренняя вера в то, то удачи другого человека на этом закончатся и его постигнет несчастье).
  • Психологическое. Оно выражается в издевательствах, унижениях, принижениях, распространения слухов. Все эти действия направлены на то, чтобы испортить хорошие отношения человека, которому завидуют, и заставить его страдать.
  • Физическое (разорение, поджог, устранение с дороги и др.)
  • Фатально-биологическое (убийство).

Все эти способы разрушительны и относятся к преступлениям. Они наглядно доказывают, то что мы имеем дело с греховным чувством (хоть в данной ситуации оно рассматривается с научной точки зрения, а не через призму религии).

Психологи уверены, что завистники отравляют свою жизнь, они глубоко несчастны, они воспринимают события негативно, превращают радость и счастье других в собственную раздражительность, успехи других – в свою ущербность.

Зависть смертельная опасна. Вольфганг Грубер – австрийский психолог и специалист по психосоматике – уже много лет проводит исследования. Его интересует, как чувства и эмоции приводят к болезням. Им было названо 5 самых разрушающих чувств: зависть, ревность, жадность, жалость к себе и самобичевание. Он доказал, что зависть – это медленный яд и в 2,5 раза повышает риск инфаркта.

Зависть в истории

Некоторые историки и исследователи отмечают, что зависть может изменить и ход истории, как, например, это была в начале XX века. По их мнению, массы, движимые чувством зависти к тому, что выше и имеет уже установившиеся качества, устроили переворот – русскую революцию 2017 года. Они пытались добиться равенства во что бы то ни стало.

Все ли подвержены зависти в равной степени?

Считается, что не все одинаково подвержены к этому смертельному греху. Психологи отмечают, что дети вырастают завистливыми по вине родителей. Это случается, когда ребенку прививали деструктивные установки:

  • Не учили принимать себя такими, какой он есть.
  • Не давали чувствовать проявлений безусловной любви. Похвала только за достижение определенных целей – не то, что нужно детям.
  • Ругали за любое невыполнение правил. Применяли физические наказания и говорили в его адрес обидные слова.
  • Внушали установки, что жить – это тяжело, зарабатывать деньги – трудно, богатство – это плохо, ограничения и жертвенность – это нормально.
  • Не разрешали пользоваться собственными вещами по своему усмотрению.
  • Развивали чувство вины за радость, успех, счастье.

Результат такого отношения и воспитания – человек, не умеющий радоваться жизни, неуверенный в себе, с большим количеством комплексов и ограничений. Не умея реализовывать себя, он разрушает психику зарождающейся в ней завистью.

Важно донести ребенку то, что сравнивать и отождествлять себя с другими – неправильно. Ведь именно критерий «хуже-лучше» становится в главным в оценке действий и достижений. Нельзя не вспомнить слова церковных служителей: «Что сеем, то и жнем», «Где нет любви, там зависть».

И психологи, и служители церкви уверены, что необходимо искоренять в себе зависть, потому что она разъедает душу, как ржа разъедает железо. Именно ее разрушительный характер делает ее главным грехом, к тому же зависть не ходит одна: вместе с ней и властолюбие, «сребролюбие», преступления вплоть до убийства.

Свт. Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает завистника с навозным жуком, свиньей и даже демоном. По его утверждению, зависть – прямая вражда против Бога, благоволящего к тому или другому человеку. В этом смысле завистник даже хуже демонов: те вредят людям, завистник же желает зла себе подобным.

«Завидовать хуже, чем враждовать, – говорит святитель. – Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний – скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения».

Пример из жизни. Два человека претендует на место с хорошей зарплатой и перспективой карьерного роста. Если духовные запросы у этих людей низкие, а материальные потребности высокие, то, скорее всего, между ними возникнет конкуренция, а на ее фоне – явно или неявно выраженный конфликт.

Со стороны того, кто получит вожделенную должность, конфликт будет исчерпан, как только он займет кресло. А вот «неудачник», если он вообще склонен к зависти, конфликт усугубит еще сильнее и непременно впадет в этот грех – даже когда он найдет другую работу, он будет помнить, что вот этот негодный человек занял ЕГО место.

Зависть действительно напоминает безумие в самом что ни на есть медицинском смысле: навязчивое состояние. Один из способов избавиться от навязчивого состояния – попытаться его рационализировать.

Человек успешен – значит, через него прославляется Бог. Если этот человек твой ближний – значит, через него успешен и ты, и через тебя тоже прославляется Бог. Если этот человек твой недруг – значит, нужно стремиться сделать своим другом его – уже ради того, что через него прославляется Бог.

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин

Общее для всего Священного Предания мнение – именно из зависти ополчился змей на Еву. Именно зависть к уникальному статусу человека как образа и подобия Божьего заставила его приложить усилия к его низвержению. Более того, и праматерь Еву диавол провоцирует на зависть: «Будете как боги, знающие добро и зло». Вот зависть к этим несуществующим богам и толкает первую женщину на нарушение заповеди Божией. Так что, действительно, сатанинский порок.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин категорически утверждает, что своими силами зависть не побеждается. В ответ на добродетель завистник только озлобляется. Так, доброжелательность и услужливость Иосифа еще больше ожесточила его одиннадцать братьев. Когда он шел, чтобы накормить их в поле, они приняли решение убить брата – идея продать его в рабство стала уже смягчением их первоначального намерения…

Ветхозаветная история повторяется во все времена, пусть и без уголовщины. Во многих подростковых коллективах найдутся ребята, которые отличника, разъясняющего недалеким одноклассникам сложные задачи, обзовут «ботаном» – и хорошо если не подложат жвачку, а то и кнопку, на стул…

Отчаиваться не стоит. Преподобный Иоанн Кассиан дает универсальный совет: молиться.

«Чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением только этого зла (зависти) не истребил всего того, что в нас есть живого, что как бы воодушевляется жизненным действием Святого Духа, постоянно будем испрашивать помощи Божией, для которой нет ничего невозможного».

Свт. Василий Великий

Молитва – труд никак не менее тяжелый, чем, например, упражнения в посте. Далеко не всем он дается без должной тренировки, а битва с завистью необходима здесь и сейчас. Что делать?

Святитель Василий Великий дает два очень простых совета. Первый: осознать, что завидовать вообще нечему. Богатство, слава, почет и уважение – абсолютно земные вещи, которыми к тому же надо научиться правильно пользоваться.

«Недостойны еще нашего соревнования – богатый ради его богатства, властитель ради величия его сана, мудрый ради обилия в слове. Это – орудия добродетели для тех, которые пользуются ими хорошо, но в самом себе не заключают блаженства… А кто таков, кто не поражается мирским как чем-то великим, к тому никогда не может приблизиться зависть».

Второй совет – «сублимировать» свою зависть в творческое преображение самого себя, достижение многих добродетелей. Правда, эта рекомендация подходит для борьбы с особым видом зависти, связанном с честолюбием:

«Если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрение чем-либо мирским. Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие».

Если даже не касаться высоких добродетелей, то совет более чем практичен. Предположим, два молодых человека увлекаются игрой на гитаре. Один становится в своем городе рок-звездой, а другой так и играет на трех аккордах в переходе. Для второго проще всего начать завидовать успешному приятелю – сложнее, во-первых, прикинуть риски (Курт Кобейн, Джим Моррисон и Джимми Хендрикс были колоссально талантливы и бешено популярны, что не защитило их от уродливой и страшной смерти, а только стимулировали трагический конец), а во-вторых, выучить дополнительные аккорды и выйти за пределы полюбившегося перехода.

Постепенное, завязанное на тренировке и самодисциплине возрастание в профессионализме, может, и не вознесет на Олимп, но позволит развиваться, играть и сочинять музыку в свое удовольствие.

Свт. Феофан Затворник

Если противостоять завистнику добрым отношением довольно затруднительно, о чем прямо свидетельствует Священное Писание (приведенный выше пример Иосифа и его братьев, царь Саул, который продолжает завидовать Давиду и гнать его невзирая на его смирение…), то сам завистник может и должен преодолевать свою страсть через «не хочу» – именно изменением поведения по отношению к своей «жертве». Как бы тяжело ни было.

«Доброхоты, у которых чувства симпатии и сострадания преобладает над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти, и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, – тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и с Божией помощью, она совсем уляжется», – утверждает святитель Феофан Затворник.

Иными словами, когда сострадание и сочувствие ближнему войдет в привычку, места зависти не останется.

Почти хрестоматийный пример: одинокая молодая леди, съедаемая завистью к успешным «кумушкам», вдруг узнает, что у ее благополучной, замужней и богатой подруги муж – наркоман, и все благополучие показное. Если процесс зависти еще запущен не слишком сильно, завистница (возможно, вначале и не без злорадства) устремляется на помощь подруге… и в процессе совместного обзвона наркологических клиник, дружеских бесед и взаимных слез на кухне так проникается горем ближней, что о зависти больше и не вспоминает. Сострадание горю оказывается выше зависти к успеху.

Прп. Максим Исповедник

8Между прочим, у этого совета есть и другая сторона: по возможности, не надо давать повода к зависти. Если не хочешь, чтобы тебе завидовали, не кичись своим успехом, богатством, умом и счастьем.

«Не иначе можно успокоить его, разве скрывая то от него. Если же то для многих полезно, а ему печаль причиняет: то которую пренебречь сторону? Надобно стать на стороне полезного для многих; но по возможности не понебречь и о нем и не давать себе увлекаться коварством страсти, подавая помощь не страсти, а страждующему от оной», – рекомендует подход с рассуждением преподобный Максим Исповедник.

Он также отмечает, что самому избавляться от этой страсти следует по заповеди Апостола: «радоваться с радующимися и плакати с плачущими» (Рим.12:15).

Первое сложнее. Пожалеть несчастного – естественное движение души. Порадоваться чужому счастью – действие сознательное и продиктованное искренней любовью, когда к ближнему относишься по-настоящему как к самому себе. Только автор знаменитых «Сотниц о любви» мог дать такой совет.

Правда, иногда примеры его исполнения встречаются и в жизни. Одинокая женщина в стесненных жилищных условиях долго переживает, что у нее нет детей, работает с усыновителями, начинает радоваться за счастливых детишек и их новых родителей… А потом вдруг неожиданно обстоятельства складываются в ее пользу, и ей удается усыновить своего ребенка.

Свт. Григорий Богослов

Как мы видим, Отцы Церкви дают однообразные советы по борьбе с завистью: молись, радуйся за ближнего, возрастай в добродетели. Мастер-классов по преодолению зависти никто из учителей Церкви не проводит. Именно потому, что рождение этой страсти можно проследить из Библии, именно потому что она очевидно неизвинительная как прямое порождение диавола, основное оружие против нее – обличение.

Святитель Григорий Богослов считал, что зависть, как ни странно, не лишена справедливости – уже в этой жизни она наказывает грешника.

Отцы говорят, что у завистника становится иссохшим лицо, он дурно выглядит… В нашей жизни завистника легко узнать по поджатым губам и морщинам. Он недоволен жизнью, он всегда ворчит (в особенности на объект своей страсти). Скажу больше: многие заболевания, имеющие психосоматический характер, от панкреатита до астмы, обостряются именно у завистника. «Несправедливо, что другой успешнее меня!» – эта мысль поедает несчастного, не только его душу, но и тело.

Это дурная справедливость, адская. Одно только это должно отвращать человека от столь пагубной страсти.

«О, когда бы истребилась между людьми зависть, эта язва для одержимых ею, этот яд для страждущих от нее, эта одна из самых несправедливых и вместе справедливых страстей, – страсть несправедливая, потому что возмущает покой всех добрых, и справедливая, потому что сушит питающих ее!» – восклицает святитель Григорий.

Прп. Ефрем Сирин

В основе зависти лежит так называемый «агональный дух» – способность личности находиться в постоянной борьбе, соревновательности, соперничестве, агрессии. Агональность была характерной чертой античной культуры (оттуда большое количество игр и соревнований) и в совсем примитивной форме присутствует в современной жизни: соревноваться можно и в том, у кого круче айфон или моднее одежда.

Слово «агональность» – однокоренное к αγωνία (борьба). Этим словом мы называем предсмертное состояние, попытку организма бороться за выживание, последние судорожные вздохи. Это не совпадение – борьба за жизнь есть прямое следствие наличия в мире смерти. А смерть внесена в мир грехом и диаволом. Парадоксальным образом борьба, в природе являющаяся проявлением жизни, в мире человеческом сама по себе являет собой смерть.

Особенно это очевидно, когда некто «соревнуется» не в реальных жизненных ценностях, а во внешнем, выражающемся в примитивном «хочу быть круче». Так человек становится родней диаволу – одного с ним «агонального» духа.

«А кто уязвляется завистью и соперничеством, тот жалок, потому что он соучастник диавола, которым вошла в мир смерть (Прем. 2:24), – напоминает преподобный Ефрем Сирин. – В ком зависть и соперничество, тот всем противник, ибо не хочет, чтобы предпочтен был ему другой».

Тот же святой подчеркивает: завистник уже побежден, его мучает любая чужая радость, тогда как счастливец, избежавший этой страсти, рад успеху другого.

Пусть не покажется никому сравнение со смертью притянутым. Достаточно посмотреть даже не по сторонам, а внутрь себя.

«Почему у соседа новая квартира и машина, а я вкалываю с утра до ночи – и у меня ничего?» – негодует действительно работящий человек – и за этими мыслями не успевает жить. Вместо того чтобы потратить выходной на встречу с мамой, друзьями, любимой девушкой (не говоря уж о том, чтобы в церковь сходить) – он берет работу на дом, вкалывает еще больше, но ни квартиры, ни машины у него не появляется, а зависть ест все сильнее…

Прп. Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец еще официально не прославлен Церковью, но его труды и советы уже прочно вошли в сокровищницу Священного Предания. Для современного человека его рекомендации могут оказаться наиболее полезными.

Старец считал, что зависть просто смешна и преодолевается элементарным здравым смыслом.

«Человеку нужно чуть-чуть поработать головой, чтобы преодолеть зависть. Не требуется великих подвигов, потому что зависть – это душевная страсть».

Действительно, не нужно быть Эйнштейном, чтобы понимать: от того, что тебя съедает тоска по чужому «мерседесу», в твоем гараже не появится даже «тойота». Особенно если гаража у тебя тоже нет. Угонять чужой «мерседес» не только грешно, но и уголовно наказуемо, поэтому надо не завидовать, а работать. А если зарплата маленькая – довольствоваться велосипедом. Зато будут ноги здоровые.

Но самое главное, на что обращает внимание старец Паисий – зависть есть грех против одной из десяти заповедей. Даже самый нецерковный человек к Декалогу испытывает уважение если не на природном, то на культурном уровне. Убивать – преступно, молиться идолам – глупо, уводить супруга из семьи - аморально, воровать - отвратительно… Так вот, завидовать – тоже дурно.

«Если Бог сказал: «Не пожелай… всего, елика суть ближняго твоего», то как мы можем желать чего-то, что принадлежит другому? Что же, даже основных заповедей не будем соблюдать? Тогда наша жизнь превратится в ад».