» »

Опасная ситуация: ОБЖ. Опасные и чрезвычайные ситуации. Опасные ситуации природного характера. Какая опасность ждет нас в городе и поселке Опасные ситуации в городе обж

30.12.2023

Невероятные факты

Представьте себе, что вы оказались посреди паникующей толпы, вас захватили в заложники или на вас надвигается смерч.

Казалось бы, безвыходная ситуация , но выход всегда есть, если попытаться сохранять спокойствие и быстро реагировать.

Вот эти и другие угрожающие жизни ситуации , и советы, которые помогут вам выйти из них с минимальными потерями.


Правила поведения в опасных ситуациях

1. Давка


Попытайтесь оставаться на ногах – это ключ к выживанию. Как только вас собьют с ног, ваши шансы существенно уменьшаются.

В этом случае, если вы не можете сразу встать, примите защитную позу , подобрав ноги и прикрыв голову руками. Направьте голову в направлении движения толпы, чтобы вас не ударили и постарайтесь встать обратно на ноги.

В случае огня, нужно оставаться внизу, чтобы избежать дыма и дышать через влажную ткань.

2. Нападение собак


Сохраняйте спокойствие, попытайтесь не кричать, не смотреть в глаза собаке , не показывать страх или тревогу. Убедившись в вашей безопасности, она может потерять к вам интерес.

Не позволяйте собаке находиться позади вас. Если она начинает кружиться вокруг вас, что является признаком надвигающегося нападения, поворачивайтесь вместе с ней.

Если у вас с собой есть какой-то предмет, например, зонт , поместите его перед собой, чтобы казаться больше и лучше управлять своим пространством.

Во всех случаях помните, что нужно защищать лицо, грудь и горло . Держите руки в кулаках, чтобы защитить пальцы.


3. Авиакатастрофа


Во-первых, прежде чем сесть в самолет , одевайтесь соответствующе на случай аварийной ситуации. Джинсы и длинные рукава могут в какой-то степени защитить вас от ожогов и острых предметов.

Пассажиры в задней части самолета чаще выживают, чем в передней. Самым опасным временем являются первые 3 минуты после взлета и 8 минут перед приземлением . В это время лучше всего не снимать обуви, поднять столик, и обратить внимание на ближайшие выходы. Держите ручную кладь под сидением впереди, чтобы ноги не ударились об сиденье. Если удар неизбежен, примите правильное положение.


Первые 90 секунд после крушения важны. В это время нужно сохранять спокойствие и выбираться из самолета, как можно быстрее .

Опасные ситуации природного характера

4. Снежная лавина


Не пытайтесь ее перегнать. Лавина будет быстрее вас, даже если вы на лыжах. У вас гораздо больше шансов, если вы будете двигаться не прямо вниз, а по горизонтали .

Если это невозможно, закройте рот и поместите руки перед лицом, чтобы создать воздушный карман, который понадобиться вам, когда упадет снег.

Не пытайтесь кричать , так как это расходует нужный вам кислород. И наконец, можете помочиться (серьезно!), чтобы поисковые собаки легче вас нашли.

5. Поведение во время грозы


Попытайтесь найти низменное место и присядьте на корточки . Нужно находиться, как можно ниже, но чтобы ваше тело как можно меньше касалось земли.

Теперь прикройте уши . Если вы действительно оказались посреди грозы, гром может повредить барабанные перепонки.

6. Торнадо


Самое главное в этой ситуации - найти укрытие . Если вы не можете его найти, попытайтесь определить направление смерча.

Выбирайтесь из машины и бегите в противоположном направлении. Смерч может двигаться со скоростью до 100 км в час, поэтому стоит поторопиться. Если ничего не помогает, ложитесь на землю, прикройте голову и держитесь.

7. Большая волна


Лучше всего попытаться переплыть волну, пока она не разбилась. Если это невозможно, нужно вытянуть руки и ноги , чтобы распределить удар и удержать себя от глубокого погружения в воду.

Сделайте глубокий вдох и подождите, пока волнение не утихнет. Вас будет бросать из стороны в строну, но попробуйте сохранять ориентацию и не паникуйте. Постарайтесь вернуться на поверхность как можно быстрее, дышите и попытайтесь пересмотреть ситуацию, так как можете снова в нее попасть.

8. Падение с горного склона


Не старайтесь дотянуться до какой-то опоры, это вам не поможет. Прижмите подбородок к груди и постарайтесь использовать свои ноги в качестве тормозов.

9. Укус медузы


Постарайтесь быстрее добраться до берега и посыпать песок на остатки щупальцев медузы.

Как только они высохли, воспользуйтесь предметом, типа кредитной карты , чтобы счистить их одним движением. Не трите это место, так как это может привести к дальнейшему выпусканию токсинов в кожу.

Возникновение опасных ситуаций

10. Вы провалились под лед

Выбирайтесь в том же направлении, откуда вы пришли, так как вы знаете, что там лед смог вас выдержать.

Если рядом нет никого, кто мог бы вам помочь, вам придется использовать свои предплечья, чтобы вытолкнуть себя . Обопритесь широко расставленными руками о край льдины и подтянитесь, вытаскивая по очереди туловище и ноги.

Не становитесь на ноги, а ползите к берегу .

11. Заблудился в лесу: что делать


Используйте ветки и листья, чтобы вы могли вернуться по пройденному пути. Взберитесь на возвышенность , чтобы понять, сможете ли вы сориентироваться.

Теперь двигайтесь по спуску, пока не найдете реку или другую движущуюся массу воды. Следуйте в направлении потока , это обычно приводит к городу или деревне.

Если вы его не обнаруживаете, продолжайте двигаться прямо и ориентируйтесь по солнцу.

12. Машина упала в реку


Если вы случайно заехали в какой-то водоем, у вас есть примерно 90 секунд, прежде чем кабину полностью зальет водой. К сожалению, при погружении нижнего края двери, открыть ее становиться невозможным, поэтому нужно открыть окно и отстегнуть ремни безопасности . Если вы не можете открыть окна, попытаетесь выбить их ногами.

13. Действия при пожаре


Как правило, убивает людей не огонь, а дым. Нужно находиться как можно ниже , так как нагретые газы поднимаются вверх.

Оставайтесь возле стены и пройдите по ней, пока не найдете выход. Что бы вы не делали, старайтесь не вдыхать газ. Если чувствуете, что теряете сознание, ложитесь пластом на пол напротив двери. Это поможет пожарным легче вас найти.

14. Судорога в ноге: что делать


Судорога в воде может быть очень опасной. Первое, что нужно сделать – это перевернуться и плыть на спине , чтобы вода не попала в легкие. Затем растяните место, где возникла судорога, например, потянув стопу на себя , или подождите, пока она не пройдет.

15. Нога увязла в водорослях


Если это возможно, плывите на спине, как и в случае с судорогой. Если ваша голова находится под водой, постарайтесь не паниковать и сохраняйте кислород. С помощью руки спустите водоросли с ноги, пока не освободитесь.

Не пытайся активно двигаться , так как это может ухудшить ваше положение.

16. Что делать, если подавился


Если вы находитесь в общественном месте, лучше там и оставаться. В этом случае у вас больше шансов, что кто-то придет на помощь.

Если рядом никого нет, вам придется проделать прием Геймлиха самому. Это значит, что вам нужно совершить резкий удар по животу (между пупком и реберными дугами) об твердый предмет, например стул. Цель состоит в том, чтобы сжать воздух в диафрагме и вытолкнуть объект из горла.

17. Случай нападения в лифте


Самое худшее, что можно сделать и что часто жертва инстинктивно делает – это отодвигаться к дальней стене лифта.

Лучше всего находиться в углу возле двери рядом с панелью управления лифтом. По крайней мере, так вы лучше контролируете ситуацию.

18. Падение с высоты


Как бы ни была безнадежна эта ситуация, были случаи, когда люди выживали. Есть несколько факторов, которые повышают ваши шансы.

Во-первых, примите "положение прогнувшись " (известный в парашютизме термин). По сути, нужно вытянуться как можно сильнее, чтобы создать сопротивление.

Во-вторых, наметьте приземление , избегая бетонной поверхности (в идеале приземлиться в воду). Можно попробовать передвинуться вправо, например, опустив правое плечо и наоборот.

И наконец, расслабьтесь, согните колени, ступнями вперед и попытайтесь перекатиться. Так, по крайней мере, вы увеличите свои шансы на счастливый конец.

Опасные и чрезвычайные ситуации

19. Ядерный взрыв


В этой ситуации можно выжить, если вы находитесь вне радиуса ударной волны . Само собой, если есть предупредительные знаки, нужно найти укрытие, желательно под землей. Если вы находитесь в пораженной области, падайте на землю и закройте голову , как только увидите взрыв, так как может потребоваться до 30 секунд, чтобы ударная волна вас достигла.

Не смотрите на вспышку, это сразу вас ослепит. Если у вас есть хорошее укрытие, лучше всего сидеть там и ждать спасения.

20. Стрельба в школе и других помещениях


Американские исследования по случаям стрельбы в школе показали, что есть 4 фактора, которые увеличивают ваши шансы на выживание. Как бы банально это не звучало, но первое, что нужно сделать - это убежать (желательно зигзагом) .

Однако это не всегда возможно. Второе – это забаррикадировать дверь . Если вы создадите препятствие, вооруженный, скорее всего, не будет на это тратить свое время. Однако если он все-таки решит проникнуть, лучше всего притвориться мертвым . Для этого нужно сохранять спокойствие и контролировать свое дыхание. И четвертое, если ничего не помогло, используйте адреналин в своих целях и попытаетесь дать отпор.

21. Вас захватили в заложники


Если вы планируете сбежать, нужно делать это быстро. Важны первые несколько минут. Вокруг могут быть еще люди, но стоит быть острожным. Если шансы малы, можно усложнить свою ситуацию, и в этом случае лучше вести себя по правилам.

Наблюдайте за всем, что происходит и попытайтесь понять, почему вас похитили. Возможно, это поможет вам узнать, что планируют делать похитители.

Хотя многие заложники выживают, может потребоваться несколько лет, прежде чем придет спасение. Что бы ни произошло, не теряйте надежду и взвесьте весь риск и преимущество попыток к бегству.

22. Перекрестный огонь


Первое и самое очевидное – это попытаться ускользнуть. Если это невозможно и рядом нет никакого укрытия, ложитесь пластом на землю , положивв руки за голову (по крайней мере, это лучше, чем стоять, задрав руки над головой).

Постарайтесь оценить ситуацию и медленно отползите в безопасное место.

23. Заживо закопали в гробу


Как бы невероятно это не звучало, такие случаи уже были. Первое и самое важное - нужно перестать паниковать, накрыть лицо одеждой , так как предстоит грязная работа.

Вытяните руки и ноги вверх и, используя ноги (которые сильнее), толкайте. Молитесь, чтобы гроб оказался деревянным. В этом случае, вам нужно сделать пробоину .

Как только это произойдет, земля начнет сыпаться на вас (вот для чего нужно натянуть одежду на голову), и нужно ногами отталкивать ее к другому концу гроба.

При условии, что вы находитесь не очень глубоко, настает время прорыть себе дорогу к поверхности.

Занятие 1. Город как источник опасности

Учебные вопросы.

1. Особенности города как среды обитания.

2. Системы обеспечения безопасности города.

Цель.

а) знать:

источники и зоны опасности в современном городе;

службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове;

б) уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации.

Основное содержание занятия.

Отличия в условиях жизни горожанина и сельского жителя. Источники опасности в современном городе.

Для лучшего усвоения учащимися излагаемого материала целесообразно сопровождать его соответствующими примерами из художественной литературы, периодической печати, а также реально имевшими место в регионе.

Рассмотрев источники опасности в современном городе, предложите учащимся назвать службы, которые помогают людям справляться с чрезвычайными ситуациями. Говоря о системе безопасности города, необходимо подчеркнуть, что существуют службы городские и районные.

Телефоны городских служб безопасности надо знать наизусть:

Служба защиты от пожаров (пожарная охрана) 01

Служба охраны правопорядка (милиция) 02

Служба охраны здоровья (скорая помощь) 03

Служба газа 04

К районным коммунальным службам относятся: водообеспечение, электроснабжение, система газификации, дорожная служба. Кроме того, каждый район делится на микрорайоны, где при эксплуатационных управлениях действуют службы лифтов, службы по электросетям, теплосетям и канализационным сетям.

Очень важно, чтобы учащиеся в случаях аварии или опасной ситуации правильно запомнили порядок вызова соответствующей службы (схема 1).

Заключение.

Контрольные вопросы.

Какие опасные ситуации случаются в городских условиях? Почему в городе жить опаснее, чем в сельской местности? Чем отличается жизнь городского жителя от сельского? Как вы думаете, какие службы безопасности появились в городах первыми? Назовите городские и районные службы, куда необходимо обращаться в опасной ситуации. Как правильно сообщить о необходимой Вам помощи по телефону?

Практические задания.

Составьте со взрослыми карту опасностей района, где вы живете, отметив на ней улицы с оживленным движением, станции метро, крупные предприятия, ваши дом и школу, линии электропередач, коммунальные сооружения и пр. Укажите на этой карте путь своего движения из дома в школу и обратно, здания, где живут друзья, места переходов через улицы.

Составьте телефонный справочник с номерами телефонов аварийных служб города, микрорайона и другими необходимыми сведениям.

1. Рассматривая источники опасности в современном городе, целесообразно иметь в качестве наглядного пособия карту (схему) города (населенного пункта) с указанием потенциально опасных объектов и мест размещения служб безопасности.

2. Для выработки у школьников навыков по вызову служб безопасности желательно иметь несколько макетов телефонных аппаратов с тем, чтобы школьники могли практически потренироваться.

Занятие 2. Дом, в котором мы живем

Учебные вопросы.

1. Причины возникновения опасных ситуаций в жилище.

2. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище и источники их возникновения.

Цель. В конце занятия учащиеся должны знать:

об основных причинах возникновения опасных ситуаций в квартире;

о том, какие опасные ситуации возможны в квартире и каковы их источники.

Основное содержание занятия.

Основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире:

небрежность (незакрытый кран, не выключенный утюг, кипящий чайник, заливший газовую плиту);

неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами;

неосторожное обращение с огнем и химическими препаратами;

криминальные ситуации (взлом, ограбление). Причины возникновения опасных ситуаций следует излагать с использованием примеров из жизни.

Какие опасные ситуации случаются дома (в квартире)? Чаще всего - это:

пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем);

взрыв газа (утечка газа, невыключенная плита);

затопление (неисправный водопровод или включенная в сеть и оставленная без присмотра стиральная машина);

отравление (газом или химическими препаратами);

поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);

разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

Рассказав об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в доме, попросите учащихся привести примеры.

Заключение. Повторите основные положения занятия и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

По каким причинам могут возникнуть опасные ситуации в квартире? Какие правила безопасности вы будете соблюдать, уходя из дома?

Практическое задание.

Составьте вместе с взрослыми план вашей квартиры, отметив на нем расположение приборов и оборудования, которые могут стать источниками опасности (газовая или электрическая плита, теле- радио- и видеоаппаратура, выключатели и розетки, стиральная машина, настольные лампы, торшеры и т.п.).

Занятие 3. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

Учебные вопросы.

1. Поражающие факторы, причины и последствия пожаров.

2. Правила безопасного поведения при пожаре в доме, способы, эвакуации из горящего здания.

3. Первичные средства пожаротушения.

Цель. После изучения темы учащиеся должны:

а) знать:

об основных причинах и последствиях пожара;

об основных мерах пожарной безопасности в быту;

о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;

б) уметь:

правильно действовать в случае пожара в доме;

эвакуироваться из горящего здания;

пользоваться первичными средствами пожаротушения (пенными и углекислотными огнетушителями);

в) иметь представление:

об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей;

об огнестойкости строительных конструкций.

Основное содержание занятия:

Целесообразно рассмотреть первый учебный вопрос.

Основные пять поражающих факторов пожара, вредно воздействующих на людей, можно представить в виде схемы (схема 2).

Основные причины пожара в доме:

неосторожное обращение с огнем;

нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;

нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;

утечка бытового газа;

беспечность, небрежность и недисциплинированность при пользовании огнем;

неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

Обратите особое внимание на опасность, которую представляют собой хлопушки, петарды, бенгальские огни и фейерверки.

Объяснив основные причины возникновения пожаров в жилых зданиях, попросите учащихся рассказать о мерах по обеспечению пожарной безопасности в доме. Чем больше учащиеся дадут предложений, тем полнее удастся вместе с ними составить перечень основных правил пожарной безопасности:

не играть с открытым огнем (спичками, зажигалками, не жечь бумагу, не зажигать свечи и т.п.);

пользоваться только исправными электроприборами и электрооборудованием;

не оставлять без присмотра включенными электронагревательные приборы (утюг, электрический чайник, электроплитку, отопительные приборы и др.);

не пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином, растворителем, ацетоном, бытовыми аэрозолями и проч.);

не включать без необходимости газовые плиты и не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки;

соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими изделиями (петардами, бенгальскими огнями, хлопушками, фейерверками и т.п.);

устанавливая новогоднюю елку, не украшать ее игрушками из горючих материалов (бумаги, ваты, марли), не вешать на нее самодельные электрогирлянды и бенгальские огни. Не забывать отключить электрогирлянды, уходя из комнаты, где установлена елка.

Контрольные вопросы.

Назовите основные поражающие факторы, воздействующие на людей при пожаре? Перечислите причины пожаров в жилых и общественных зданиях? Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать в доме?

Затем целесообразно рассмотреть второй учебный вопрос этой темы.

Используя схему 3, попытайтесь вместе с учениками ответить, как себя должен вести человек, если в его доме (квартире) начался пожар.

Основное правило тушения огня следующее: накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь.

Особое внимание учащихся необходимо обратить на то, чего нельзя делать при пожаре:

тушить огонь до вызова пожарных (за это время может разгореться большой пожар);

пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух обжигает легкие, а дым очень токсичен);

спускаться с верхних этажей по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок, если в этом нет острой необходимости, ведь при отсутствии навыков падение почти всегда неизбежно;

выпрыгивать из окон (по статистике, начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен).

Ситуацию выхода из горящего или задымленного помещения рассмотрите с учащимися, используя схему 4.

Правила безопасного поведения в случае, если нельзя покинуть квартиру (эвакуироваться) во время пожара в доме, обсудите с учащимися, используя схему 5.

Что делать, если загорелся (взорвался) телевизор? Ответить на этот вопрос можно с помощью схемы 6.

Подчеркните при этом, что вода хорошо проводит электрический ток, потому заливать водой даже отключенный от электрической сети телевизор нельзя, так как большое остаточное емкостное напряжение может стать причиной электротравмы.

Излагая материал об огнестойкости зданий и сооружений, обязательно укажите, что распространение пожара в них во многом зависит от того, из какого строительного материала они сделаны. Используя рисунки в учебнике, поясните, в каких случаях огонь может распространяться через строительные конструкции.

Контрольные вопросы.

Что делать, если в вашей квартире начался пожар? Можно ли пытаться потушить огонь самостоятельно? Посмотрите на рисунок и выберите предметы, которые могут быть использованы для защиты при выходе из задымленного помещения. Как поступить, если здание покинуть невозможно? Какую опасность для здоровья человека представляет оставленный без присмотра включенный телевизор?

Практические задания.

Нарисуйте план этажа школы, на котором находится ваш класс, и путь эвакуации в случае пожара.

Представьте, что вам приходится выбираться из вашей квартиры в условиях сильного задымления или в темноте. Составьте путь эвакуации «вслепую», подробно описав все проходы, повороты, двери и т.п., выучите его наизусть.

Затем изучите со школьниками первичные средства пожаротушения.

В многоэтажных жилых, административных и производственных зданиях, в школах для тушения пожаров используют внутренние пожарные краны, которые состоят из:

Шкафчика;

крана с вентилем, к которому подключен пожарный рукав;

пожарного рукава с подсоединенным пожарным стволом;

пожарного ствола.

При обнаружении пожара следует открыть шкаф, взять ствол, который уже прикреплен к рукаву, и бежать с ним к очагу загорания; затем, положив его, быстро вернуться к крану, открыть вентиль, далее - возвратиться к стволу, взять его и направить струю на очаг пожара. Действовать надо навстречу огню, а не идти за ним следом.

Небольшие пожары (загорания) можно тушить с помощью огнетушителей. Познакомимся с некоторыми из них.

Огнетушители химические, пенные ОХП-10 предназначены для тушения очагов загорания различных веществ и материалов, за исключением электроустановок, находящихся под напряжением.

Для приведения огнетушителя марки ОХП-10 в действие необходимо:

поднести огнетушитель к очагу пожара;

прочистить спрыск шпилькой или иголкой;

поднять рукоятку и перекинуть до отказа на 180°;

перевернуть огнетушитель вверх дном и встряхнуть;

направить струю на очаг загорания.

Огнетушители углекислотные ОУ-2 используются для тушения загорании различных веществ, горение которых невозможно без доступа воздуха, и электроустановок, находящихся под напряжением.

Для приведения в действие огнетушителя марки ОУ-2 следует:

сорвать пломбу, выдернуть чеку;

направить раструб на пламя;

Нажать рычаг.

При тушении пожара огнетушителем такой марки нельзя:

держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз;

прикасаться оголенными частями тела к раструбу, так как температура на его поверхности может понижаться до -60 - -70°С;

при тушении электроустановок, находящихся под напряжением, подводить раструб ближе, чем на 1 м к электроустановке и пламени.

Контрольные вопросы.

Какие средства тушения пожара вам известны? Как ими правильно пользоваться? Назовите меры безопасности при применении углекислотного огнетушителя. Перечислите, что можно использовать в качестве подручных средств пожаротушения?

Практические задания.

Проведите дома со взрослыми маленькие учения по тушению загоревшегося (условно) телевизора, новогодней елки. Пусть вам сначала покажут, что надо делать, а потом сделайте это сами.

Есть ли в доме, где вы живете, средства пожаротушения? Какие? Вместе со взрослыми откройте внутренний пожарный кран. Посмотрите, как он укомплектован.

На занятиях по изучению правил пожарной безопасности больше внимания следует уделить:

Правильному практическому выполнению учащимися мер, обеспечивающих безопасный выход из горящего или задымленного помещения:

защищать глаза и органы дыхания;

передвигаться нагнувшись или ползком, накрывшись плотной, по возможности влажной тканью;

двигаясь по лестничной клетке, держаться за поручни или стены и дышать через влажный платок.

Обучению школьников правильной герметизации дверей с целью защиты от проникновения дыма.

Изучению устройства и правил пользования огнетушителями марок ОХП-10, ОУ-2 и внутренним пожарным краном.

Занятие 4. Затопление квартиры

Учебные вопросы.

1. Причины затопления жилища и последствия такой ситуации.

2. Правила поведения при затоплении жилища.

Цель. В конце занятия учащиеся должны:

а) знать:

основные причины затопления жилища и меры по его предотвращению;

правила поведения при затоплении жилища;

б) уметь правильно действовать в случае затопления жилища.

Основное содержание урока.

Порядок подачи воды в квартиру. Устройства, через которые она поступает для обеспечения бытовых потребностей (краны, смеситель, сливной бачок). Причины затопления.

Излагая правила поведения в случае затопления, можно воспользоваться схемой 7.

Чтобы не допустить затопления, не следует:

бросать посторонние предметы в канализационную систему;

засорять раковину бытовыми отходами;

допускать протечку труб и кранов.

Заключение. Повторите основные положения занятия и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

Почему случается затопление в квартире? Как от этого уберечься? Что нужно предпринять при затоплении?

Практические задания.

Попросите взрослых показать, где находятся в доме запорные вентили (краны) холодной и горячей воды, как ими пользоваться? Нарисуйте схему водоснабжения вашей квартиры, на которой укажите расположение труб с горячей и холодной водой, запорных кранов, смесителей и других устройств. Обозначьте места, где могут возникнуть протечки воды.

Узнайте телефоны служб, куда вам следует обратиться в случае затопления. Запишите их в ваш справочник аварийных телефонов.

Обсуждая с учащимися возможные источники затопления квартиры, целесообразно иметь в качестве наглядного пособия схему (план) квартиры, на которой показаны устройства систем водоснабжения, канализации, отопления (краны, вентили, трубы, батареи отопления и т.д.) и места, где нередко возникают протечки воды.

Обратите внимание учащихся на то, что очень важно знать, где расположены в квартире краны (вентили) отключения воды.

Занятие 5. Электричество.

Учебные вопросы.

1. Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими приборами и оборудованием.

2. Правила безопасности при пользовании электрическими приборами.

Цель.

а) знать:

почему опасно электричество и в чем это заключается;

как уберечь себя от поражения электрическим током;

б) иметь представление об электротравмах.

Основное содержание урока.

Электрическая энергия широко применяется в экономике и быту. С ее помощью производится освещение, отопление, водоснабжение и вентиляция жилых, производственных и административных помещений. Без нее встанут троллейбусы, трамваи, метро, автомобили, остановится железная дорога, не будут работать компьютеры, телевизоры.

Но наряду с этим электрическая энергия в некоторых случаях может представлять для жизни и здоровья человека опасность. Прикосновение к проводникам электрического тока часто заканчивается электротравмой или электрическим ударом. При электротравмах ток обычно проходит через тело человека, что, как правило, приводит к электрическому ожогу и сильному сокращению мышц, в результате которого могут произойти разрывы кровеносных сосудов, кожи, связок и даже вывихи суставов и переломы костей.

Более тяжелые и даже трагические последствия вызывает электрический удар. Например, играя в подвале или на чердаке дома, рядом с распределительными электрическими щитами или около электроподстанций, можно случайно, не заметив того, лишь на одно мгновение прикоснуться к проводам, оголенным металлическим частям арматуры, находящейся под напряжением. Этого будет достаточно, чтобы через тело прошел электрический ток, который вызовет судорожное сокращение мышц (электрический удар). И самым опасным могут быть потеря сознания, нарушение сердечной деятельности или дыхания, а самым трагическим - отсутствие дыхания и кровообращения, что называют - клинической смертью.

Чтобы уберечь себя от поражения электрическим током, запомните:

не прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу;

не использовать неисправные электроприборы;

не трогать включенный электроприбор мокрыми руками;

не играть вблизи электроподстанций, на чердаках и в подвалах, около электрощитов.

Заключение. Повторите основные положения занятия и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

Каким образом электрический ток может поразить человека? Как уберечься от поражения электрическим током? Какие бытовые электрические приборы есть у вас дома и умеете ли вы ими пользоваться?

Практическое задание.

Помогите взрослым заменить перегоревшую электролампочку в доме. Попросите их сначала показать, как это надо делать, соблюдая меры безопасности, а затем выполните операцию сами.

Давая учащимся домашнее задание, обратите их внимание на то, что необходимо знать, где находится общий электровыключатель или электрорубильник, который обесточивает электросеть во всей квартире.

Покажите учащимся, например на электропроводке от электроприбора, отключенного от сети, что и где нельзя трогать, чтобы не получить электротравму.

Занятие 6. Опасные вещества

Учебные вопросы.

1. Опасные вещества и степень их неблагоприятного воздействия на людей.

2. Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними.

Цель. По окончании занятия учащиеся должны:

а) знать:

в чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека;

какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления;

б) уметь:

правильно обращаться с опасными веществами;

грамотно действовать в случае появления запаха газа.

Основное содержание урока.

Опасные вещества в доме: средства бытовой химии, горючий (бытовой) газ, лекарства. Отравление продуктами питания.

Условно средства бытовой химии можно разделить на четыре группы:

безопасные (не имеют предупредительных надписей);

относительно безопасные (наносят вред только при попадании на определенные участки, например, в глаза);

огнеопасные (имеют предупредительные надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня);

ядовитые (с надписями «яд» или специальной маркировкой).

Спросите у школьников, какие средства бытовой химии применяются у них в доме, как они хранятся?

Объясните учащимся, что самое главное условие безопасности в отношении ядовитых химических веществ - не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых.

Меры безопасности при обращении со средствами бытовой химии.

Горючий (бытовой) газ. Опасность отравления газом.

Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа, придерживайтесь следующих правил:

не делайте уроки на кухне при включенном газе;

не открывайте максимально газовые краны;

не оставляйте включенную плиту без присмотра. Как правильно действовать при появлении запаха газа в квартире?

Излагая правила поведения в этом случае, можно воспользоваться схемой 8.

Обратите внимание учащихся на то, что при появлении запаха газа ни в коем случае нельзя включать свет, зажигать спички и свечи, пользоваться зажигалкой.

Далее расскажите о том, что существуют вещества, которые обычно считаются не просто полезными, а даже спасительными - это лекарства. Но многие из них, если их употреблять в большом количестве и не по назначению врача, способны вызвать сильнейшее отравление и даже смерть, особенно у ребенка.

К таким же результатам может привести и обычный градусник, применяемый для измерения температуры тела. Он содержит, как правило, ядовитое вещество -ртуть. Если термометр разбился и своевременно не приняты необходимые меры, то пары ртути могут вызвать отравление людей. Ртуть способна проникать в полы, мебель, домашние предметы, а обнаружить ее могут только специалисты санэпиднадзора или гражданской обороны.

Продукты питания. Отравиться можно не только вредными и ядовитыми веществами, но и очень часто -недоброкачественными продуктами питания. Наибольшую опасность представляют вареные сосиски, колбасы, сардельки и другие колбасные изделия. В теплое время года отравления случаются чаще, и обычно происходит это из-за неправильных условий хранения или отсутствия необходимой кулинарной обработки.

Чтобы избежать отравления, нужно соблюдать следующие правила:

не собирайте и не ешьте растения, грибы и ягоды, которые вам неизвестны;

не употребляйте продукты (особенно мясные и молочные), если срок их годности истек или от них идет неприятный запах и они, как вам кажется, подозрительны;

не пользуйтесь грязной посудой;

мойте руки перед едой всегда, где бы вы ни были.

Заключение. Повторите основные положения занятия и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы..

Назовите известные Вам правила обращения с опасными химическими веществами? Каковы правила пользования газовой плитой, газовой колонкой? Что надо делать, чтобы не отравиться пищевыми продуктами? Расскажите, что вы будете делать, если ваш друг (подруга) в отсутствие -взрослых почувствовал себя плохо? Есть предположение, что он (она) чем-то отравился (ась).

Практические задания.

Проведите дома со взрослыми ревизию опасных веществ, подготовьте их список, отметив, в чем состоит опасность каждого вещества.

Сделайте самодельные ярлыки для обозначения ядовитых веществ с надписями: «Лак», «Краска», «Ядовито», «Огнеопасно». Подумайте, как прикрепить их к флаконам, банкам и бутылкам.

Составьте с кем-либо из взрослых список продуктов

В теплое время года отравления случаются чаще, и обычно происходит это из-за неправильных условий хранения или отсутствия необходимой кулинарной обработки.

Занятие 7. Взрывы и их причины

Учебные вопросы.

1. Основные причины взрывов в жилых домах.

2. Правила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций.

Цель. По окончании занятия учащиеся должны:

а) знать, почему происходят взрывы в жилых зданиях и правила безопасного поведения в этих случаях;

б) уметь действовать при взрыве в квартире (доме).

Основное содержание занятия.

Причины и последствия взрывов. Опасность использования взрывчатых веществ и устройств.

Как себя вести, если произошел взрыв в вашей или соседней квартире, а вы находитесь в сознании?

Отключите электричество, газ, перекройте воду. Посмотрите: не пострадал ли кто-нибудь рядом с вами; кому из людей, находившихся вместе с вами в квартире, нужна помощь. Если работает телефон, то сообщите о случившемся по телефонам 01, 02 или 03. Не пытайтесь воспользоваться лестницей, а тем более лифтом, чтобы выйти на улицу, так как и лестница, и лифт могли оказаться серьезно поврежденными, а для вас это может стать очень опасным.

Покидать помещение следует только, если начался пожар или есть угроза обрушения конструкций здания.

Держитесь подальше от шкафов и застекленных перегородок. Есл1гесть возможность - спуститесь вниз по лестнице, в противном случае - устройтесь в надежном месте и ждите спасателей. Не паникуйте: спасатели придут к вам на помощь обязательно, надо только набраться терпения. Экономьте силы. Если вас завалило упавшей перегородкой или мебелью, попробуйте помочь себе сами. Подавайте сигналы (стучите по металлическим предметам, перекрытиям), чтобы вас услышали и обнаружили. Пытайтесь делать это при остановке работы спасательного оборудования («минуты тишины»). Если вы получили травмы, постарайтесь оказать себе посильную первую помощь: остановите кровотечение, устройтесь поудобней, уберите от себя острые, твердые предметы, укройтесь.

Заключение. Повторите основные положения занятия и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

Назовите причины взрывов в жилых домах. Приведите примеры известных вам случаев взрывов в жилых домах, их причины и последствия.

Занятие 8. Опасные ситуации на улице

Учебные вопросы.

1. Правила безопасности во время гололеда.

2. Правила безопасности при встрече с собакой.

3. Правила безопасности в толпе.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны знать правила безопасного поведения во время гололеда, при встрече с собакой и в толпе.

Основное содержание занятия.

Постарайтесь изложить материал об опасности гололеда, подключив к обсуждению весь класс. Попросите учащихся ответить на вопрос:

Что надо делать во время гололеда, чтобы избежать падения и травм?

Акцентируйте внимание учащихся на том, что, падая во время гололеда можно получить травму. По этому надо не только быть внимательным, но и учиться падать. Смягчить падение можно, лишь активно управляя им. В этот момент нужно сжаться, напрячь мускулы и, коснувшись земли, обязательно перекатиться.

Переходя к рассмотрению правил безопасности при встрече с собаками, укажите, что в последние годы стало популярным иметь собак, как охранников людей и жилья. Ввозят и разводят собак бойцовских, сторожевых пород, обладающих повышенной злобностью. Они могут стать опасными для людей. Так, в Англии после несчастного случая с питбультерьером (собака напала на ребенка и загрызла его), эту породу официально запретили. Серьезную опасность представляет появление в общественных местах собаки в сопровождении ребенка. Поэтому в некоторых населенных пунктах (в частности в Москве) приняты правила, запрещающие детям до 14 лет сопровождать собак. Что делать, если на вас напала собака?

Предложите учащимся такую ситуационную задачу:

Вы гуляете зимой рядом с парком, вдруг на вас выбегает с лаем большая собака. У вас в руках клюшка, сумка с коньками.

1. Замахнуться клюшкой и отогнать собаку.

2. Убежать от нее.

3. Закричать, отгоняя ее клюшкой, бросить в нее сумкой.

4. Упасть на землю.

5. Остановиться, повернувшись к собаке лицом в пол-оборота.

6. Подразнить собаку.

7. Громко позвать хозяина.

8. При подготовке собаки к прыжку упереться, закрыв горло и лицо согнутой в локте рукой.

9. Сохранять спокойствие.

10. Если собака вас укусила, надо промыть рану и обратиться к травмпункт по месту жительства.

11. При покусах узнать, где живет хозяин собаки, сделаны ли ей прививки от бешенства.

(5,9,7,8,11,10)

При рассмотрении опасностей, которые могут возникнуть во время пребывания на массовых мероприятиях с большим количеством людей, предложите учащимся решить следующую ситуационную задачу:

Вы с родителями пошли на футбольный матч. По окончании на выходе возникли давка и суматоха, к тому же отключилось освещение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала на землю сумка.

Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

1. Кричать, звать родителей.

2. Держаться в середине толпы и после прохода узких мест постараться выбраться из нее.

3. Попытаться растолкать людей и найти родителей.

4. Наклониться и поднять сумку.

5. Искать своих родителей после окончания сутолоки.

6. Забыть о сумке, собраться, застегнуть одежду.

7. Стремиться покинуть толпу, используя столб, тумбу, памятник.

8. Позвонить домой, сообщить, что все в порядке.

9. Обратиться в милицию и заявить о том, что вы потерялись.

(6, 2, 5, 8, 9)

Как уцелеть в толпе?

Если вы упали, следует немедленно защитить голову руками и встать! Это очень трудно, но может получиться: надо подтянуть к себе ноги, сгруппироваться и попытаться рывком встать. С колен подняться в плотной толпе вряд ли удастся - вас постоянно будут сбивать. Поэтому одной ногой надо упереться (полной подошвой) в землю и резко разогнуться, используя движение толпы.

Если подняться невозможно, сгруппируйтесь, прижав колени к груди и защитив голову руками.

Находясь в толпе, старайтесь придерживаться следующих правил:

избегать края толпы, уклоняться от стен, решеток, оград, витрин (особенно стеклянных!), набережной;

избегать всего неподвижного на пути - столбов, тумб, деревьев, стен, - иначе вас могут просто раздавить;

не цепляться ни за что руками - руки согните в локтях и прижмите к телу, а кисти рук сцепите в замок;

продумать заранее на концерте, стадионе, как вы будете выходить - стремитесь не оказаться у сцены или раздевалки; если паника все же началась, оцените обстановку и попытайтесь принять верное решение.

Если толпа плотная, но неподвижная, то, чтобы выбраться, начните импровизировать, сохраняя самообладание: притворитесь, например, больным, сумасшедшим, сделайте вид, что вас тошнит и т.п.

Заключение. Повторите основные положения занятия и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

Чем опасен гололед? Как лучше увеличить сцепление своей обуви со льдом? Как можно смягчить падение, поскользнувшись на льду? В каких случаях собака нападает на человека? Что необходимо предпринять, если вы увидели в подъезде оставленную без присмотра или бродячую собаку? Чем опасны толпа и паника? Что нужно учитывать, собираясь на стадион, в концертный зал или другие места массового скопления людей? Как следует вести себя в толпе, если возникла паника?

Практические задания.

Наклейте на подошву ботинок перед выходом на прогулку зимой кусок наждачной бумаги, пластыря или изоляционной ленты. Придумайте свой вариант для лучшего сцепления ботинок.

Потренируйтесь правильно падать. Сначала под руководством и в присутствии взрослых, затем - самостоятельно.

Предположим, что Вы собираетесь с родителями на праздничное массовое мероприятие. Вспомните о возможности возникновения паники. Продумайте, как Вы будете вести себя в толпе. Приготовьте и оденьте такие вещи, которые не будут стеснять ваших движений. Попытайтесь представить себе, что вы упали, и несколько раз проделайте те приемы, которые помогут вам встать в толпе.

Занятие 9. Современный транспорт - зона повышенной опасности

Учебные вопросы.

1. Основные причины транспортных происшествий.

2. Правила безопасного поведения в транспорте любого вида.

Цель. В конце занятия учащиеся должны:

а) знать основные причины транспортных происшествий и правила безопасного поведения при пользовании транспортом;

б) уметь правильно действовать в случае захвата транспортного средства террористами.

Основное содержание урока.

Занятие целесообразно начать с повторения пройденного в начальной школе материала по безопасности дорожного движения. Попросите учащихся вспомнить и рассказать об аварийных ситуациях на транспорте.

Основные причины транспортных аварий:

невнимательность участников дорожного движения;

невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств и пассажирами;

нарушение правил дорожного движения пешеходами;

поломка транспорта;

неудовлетворительное состояние проезжей части улиц и дорог;

плохие погодные условия.

Особенности современного транспорта: высокая скорость, огромная разрушительная сила из-за резкой остановки и столкновения, высокая пожароопасность.

Особенно опасно транспортное средство в следующих случаях:

во время посадки и высадки;

при экстренном торможении, особенно в сырую погоду и во время гололедецы;

во время движения на автомобиле, имеющем неисправности, при которых запрещена эксплуатация.

Сформулируйте основные правила безопасного поведения в любом транспортном средстве.

Что делать, если вы оказались заложником террористов? Разъяснить рекомендуемые действия в такой ситуации можно, используя схему 9.

Заключение. Повторите основные положения занятия и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

Расскажите о правилах безопасного поведения в транспортном средстве. Какие опасности могут возникнуть при посадке в транспортное средство и высадке из него? При торможении? Что может предпринять пассажир в аварийной ситуации? Как вести себя, если вы оказались заложником террористов?

В двадцатом веке с невероятной быстротой росли города и увеличивалось городское население, его даже иногда называют веком урбанизации (рис. 1).

В городе много развлечений, много интересного. Тут есть театр, кино, зоопарк, игровые площадки и многое другое. Но при этом город также таит в себе множество опасностей. Давайте поразмыслим, каких. Может казаться, что в городе гораздо безопаснее, чем, например, в пустыне, где человек рискует погибнуть от жажды, голода или ядовитых змей.

Но город таит в себе немало опасностей. Он, по сравнению с сельской местностью, дает определенные преимущества, но имеет также и недостатки.

Если сравнивать жизнь в селе и в городе, можно заметить множество различий. Например, благодаря физическому труду, сельские жители сильнее, меньшее влияние загрязняющих факторов обеспечивает им крепкое здоровье. Обычно сельские жители легче могут обеспечить себе пищу, поскольку сами выращивают овощи; могут согреться, собрав хворост в ближайшем лесу; при необходимости соорудить временное укрытие. В случае лишения некоторых благ цивилизации, как-то: газ, электричество, водопровод - сельским жителям легче справиться, чем людям в городе (рис. 2).

Рис. 2. Жители села меньше привязаны к коммуникациям ()

В здоровом теле - здоровый дух

Жители сел обычно имеют лучшую физическую форму, чем горожане. Это можно объяснить тем, что в городе большинство людей занимается умственным трудом, а школьники не желают посещать уроки физкультуры.

Но вы должны понимать, что спорт не только полезен для здоровья, но и когда-нибудь может спасти вам жизнь.

Например, Денис из Архангельска никогда не думал, что ему пригодятся его тренировки по легкой атлетике в повседневной жизни (рис. 3).

Рис. 3. Занятия спортом никогда не будут лишними ()

Возвращаясь поздно домой, парень проходил мимо подвыпившей компании. Молодые люди начали вести себя агрессивно по отношению к Денису и уже хотели ограбить школьника, но он, благодаря своей ловкости, выкрутился из их рук и смог убежать. Его преследователи были хуже подготовлены физически, поэтому парень остался невредим.

Мальчишки часто считают, что бегство является позором, но не стоит забывать о том, что лучший бой - это тот, который не состоялся. Особенно, если нападающих намного больше.

Горожане не владеют многими полезными навыками, которыми владеют селяне, ведь в городе они просто не нужны. У жителей города все находится под рукой: газ подается прямо в плиты, для того чтобы набрать воду, достаточно открыть кран; любые продукты питания можно купить в ближайшем супермаркете.

В городе много людей, но среди них не так много знакомых между собой, часто даже соседи не знают друг друга. В селе же все знают друг друга, знают, кто является асоциальным элементом. Если появляется какая-нибудь опасность, об этом мгновенно становится известно всем, то же касается и новых людей.

В городе жизнь намного динамичнее. Многим людям приходится добираться до работы час или два, для этого нужно использовать общественный транспорт или личное транспортное средство. Часто это вызывает у людей напряжение и усталость, возвращаться с работы приходится так же, что только усиливает стресс и негативно сказывается на поведении человека (рис. 4).

Рис. 4. Стычки между водителями приводят к стрессам ()

Дорога и опасность

Все вы знаете, что наибольшую опасность на дороге представляет собой неисправный транспорт и нерадивые водители. Вам с самого раннего возраста говорят о том, что играть рядом с проезжей частью опасно, что, прежде чем переходить дорогу, нужно посмотреть налево и направо.

Кроме машин, представляющих опасность, на дороге есть и другие опасности. Очень опасна дорога в зимнее время: из-за снегопадов видимость может ухудшаться. Опасен травмами гололед, который является частым явлением на наших дорогах (рис. 5). Поэтому зимой на дорогах нужно быть предельно осторожными как пешеходам, так и водителям.

Рис. 5. Гололед опасен травмами ()

Опасность на дороге также представляют открытые канализационные люки, выбоины на дороге (вы можете не заметить ее из-за непогоды и повредить ногу, или ваши родители могут въехать в выбоину и испортить автомобили или даже пострадать сами). Опасность представляют трамвайные пути, проходящие по дорогам, т. к. о них можно споткнуться и пострадать.

Сельский житель основную часть времени трудится рядом со своим домом, поэтому не испытывает тех неудобств, которые есть в городе. Также жизнь в селе более предсказуема, и, следовательно, спокойнее.

Развлечения, которыми изобилует город, происходят в вечернее время, поэтому людям приходится возвращаться домой в позднее время, что увеличивает риск встречи с криминальными элементами.

Здоровью горожан угрожает множество заводов и фабрик, расположенных в городах. Природные бедствия легко могут лишить горожан коммуникаций, отсутствие которых сильно усложняет жизнь. Да и аварии на разных коммунальных предприятиях угрожают жизни и здоровью жителей города (рис. 6). Град, дождь, гололед, пурга увеличивают количество дорожно-транспортных происшествий.

Рис. 6. Выбросы заводов вредны для здоровья ()

Многие из описанных проблем менее актуальны для жителей села, ведь они менее привязаны к коммуникациям. Тем не менее в селах есть свои проблемы. Гораздо чаще села страдают от природных явлений. Например, паводков, бурь, сильный град может лишить все село урожая (рис. 7). При чрезвычайных ситуациях спасателям труднее оказать помощь пострадавшим.

Рис. 7. Последствия непогоды для злаковых ()

Мощные катаклизмы могут стереть с лица земли целое поселение. Хотя особо опасные катаклизмы, как землетрясение или наводнения, могут нанести огромный урон городу, который особенно уязвим из-за густоты населения и плотной застройки.

Сравнив особенности жизни в городе и в селе, мы можем выделить основные опасности города и их причины:

Наличие множества коммуникаций и возможность аварий на них;

Люди со злыми намерениями и асоциальные элементы;

Обилие транспорта и его уязвимость в непогоду;

Загрязнение от заводов, фабрик и транспорта;

Необходимость часто находиться в местах массового скопления людей.

Подводя итог урока, можем сделать вывод, что и на горожан, и на жителей сел действуют все виды неблагоприятных факторов: техногенные, природные и социальные. Но сельские жители менее уязвимы к техногенным и социальным опасностям.

Научись полезным навыкам

Мы говорили, что сельские жители более приспособлены к жизни на природе и имеют множество полезных навыков. Вы тоже можете их получить.

Получить навыки по разжиганию костра на природе, научиться оборудовать ночлег в лесу, распознавать съедобные и несъедобные грибы и растения вас научат в кружке «Юный турист». Кроме того, это очень интересно, ведь, путешествуя даже по родным краям, вы откроете для себя много нового и интересного.

Также полезными будут знания, полученные на уроках ОБЖ и биологии, естествознания.

Рис. 8. Экранизация книги «Таинственный остров» ()

Вспомните героев приключенческих романов Жюля Верна (рис. 8), они выживали благодаря знаниям и умениям. Героям романа «Таинственный остров» очень пригодились обширные познания одного из героев в естествознании. Благодаря юному натуралисту герои знали, какие растения полезны, а какие ядовиты, и знали, на каких животных лучше охотиться.

Как говорят, знания за плечами не носить, поэтому старайтесь узнать как можно больше, знания и умения могут пригодиться вам как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.

конспект http://interneturok.ru/ru/school/obzh/5-klass

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

Под опасными понимаются факторы, приводящие к нарушению здоровья, различным травмам и даже к инвалидности. Данного рода свойством обладают системы, которые имеют химически, биологически и технически активные компоненты и условия, которые не соответствуют жизнедеятельности людей.

Если говорить о взрослом человеке, то его опасности могут подстерегать и на работе, и во время отдыха или путешествия, и на улице, и в транспорте, и даже дома. Для детей опасными факторами могут быть обстоятельства, возникшие по пути в школу либо во время урока, при игре дома (особенно ребенок он один).

Все вредные и опасные факторы создают вокруг человека разного рода ситуации, которые могут стать «катализаторами» несчастных случаев.

Интерпретация рассматриваемого понятия

Опасная ситуация – это такая неблагоприятная обстановка, внутри которой возникают опасные и вредные факторы различного происхождения, выступающие угрозой для жизни, здоровья человека, а также среды его обитания и имущества.

По ходу своей жизнедеятельности представитель человеческой расы может оказаться в эпицентре любой вредоносной обстановки (получить травму, заблудиться, стать жертвой нападения и прочее), когда требуется мобилизовать все имеющиеся силы, навыки и умения. Именно данного рода ситуация называется экстремальной (исключена либо ограничена помощь извне).

Согласно М.П. Фролову, С.В. Петрову, А.Т. Смирнову, Е.Н. Литвинову, экстремальноопасная ситуация – это совокупность данного рода обстоятельств, требующих для защиты здоровья, жизни человека максимально возможного напряжения всех имеющихся духовных и физических сил. Она появляется, к примеру, когда человек оказывается в ледяной воде, либо в эпицентре снежной бури, либо при пожаре.

В настоящее время стал популярен экстремальный спорт, где требуется проявить все имеющиеся навыки, умения, возможности, для того чтобы выжить в автономных, сверхтяжелых условиях существования.

Также к возможным экстремально опасным ситуациям себя готовят летчики-испытатели, спасатели, космонавты, моряки и др., чья профессия признана опасной.

Опасные и чрезвычайные ситуации: отличительные черты

Довольно часто на отдельной территории по причине природных явлений, экологических бедствий, социально опасных ситуаций, техногенных катастроф и аварий нарушаются требуемые для нормальной жизнедеятельности людей условия, появляется реальная угроза их здоровью, жизни, имуществу. Все это (ЧС). Они требуют определенных усилий от госструктур и населения в отношении предотвращения и ликвидации их последствий.

Чрезвычайно опасная ситуация бывает техногенного, биологического, природного, социально-криминального, военного, экологического характера.

ЧС природного характера – стихийные бедствия атмо-, гидро-, литосферного происхождения. Под техногенной их природой понимаются катастрофы, аварии, которые происходят в рамках техносферы и которые связаны с бытовой, производственной деятельностью человека, а также транспортом. Чрезвычайно опасные ситуации социального характера – обстоятельства, противоречащие российскому законодательству.

Биологические ЧС – заболевания населения, животных массового характера инфекционного происхождения (эпизотии, эпифитии, эпидемии). Военная чрезвычайно опасная ситуация – обстановка, которая приводит к применению оружия всевозможного типа против другого государства, населения. Сюда же можно отнести и подавление народной воли своего собственного государства.

Опасные ситуации природного характера: источники, причины

Очаг – опасный природный процесс либо явление. Возникновение опасных ситуаций данного рода происходит по следующим причинам:

  • землетрясение;
  • оползень;
  • сель;
  • эрозия;
  • лавина;
  • сильный ветер;
  • осадки;
  • морозы (заморозки);
  • гроза;
  • вулканическое извержение;
  • обвал;
  • карст;
  • цунами;
  • наводнение;
  • смерч;
  • засуха;
  • природный пожар;
  • туман.

Поражающие факторы вышеперечисленных явлений – угроза здоровью, жизни людей, а также сельскохозяйственных растений, животных, природной среды и экономически важных объектов. Однако не все опасные природные ситуации приводят к появлению ЧС (их учет не производится в местах, где человек не занят никакой деятельностью и не проживает). Они складываются исключительно при возникновении угрозы жизни, здоровью человека либо окружающей среды по причине появления рассматриваемых ситуаций.

Чрезвычайно опасные ситуации природного характера – стихийные бедствия (вредоносные обстоятельства геофизического, гидрологического, геологического, атмосферного и иного происхождения в масштабах, приводящих к катастрофе, которая характеризуется внезапным нарушением нормальной жизнедеятельности населения, уничтожением и разрушением материальных ценностей, гибелью и поражением людей, животных).

Классификация стихийных бедствий исходя из условий их возникновения

Их можно подразделить на следующие группы:

1. Метеорологические:

  • бури (сильные, протяженные воздушные потоки, движущиеся со скоростью свыше 20 м/с);
  • смерчи (атмосферные вихри, которые появляются в грозовом облаке и распространяются вниз, как правило, до самой земной поверхности, представляют собой темный облачный рукав либо хобот, имеющий диаметр, равный десяткам, сотням метров);
  • ураганы (атмосферные вихри больших размеров, движущиеся со скоростью ветра вплоть до 120 км/ч либо до 200 км/ч, если речь идет о приземном слое).

2. Геологические:

  • землетрясения (подземные колебания, толчки земной поверхности, которые появляются по причине внезапных разрывов и смещений в коре земли либо верхней мантии и протягиваются на значительные расстояния в качестве упругих колебаний);
  • снежные лавины (снежная масса, которая соскальзывает либо падает со склонов гор (круглых) и двигается со скоростью приблизительно 20 – 30 м/с).

3. Гидрологические (гидрометеорологические):

  • наводнение (затопление местности водой, образовавшейся по причине продолжительных ливней, снегопадов, ветрового нагона на побережье, сильного таяния снегов, которое причиняет материальный ущерб и наносит урон людскому здоровью или даже приводит к их гибели);
  • цунами (морские волны, которые возникают по причине сдвига вниз или вверх протяженных зон морского дна во время прибрежных и подводных землетрясений).

4. Массовые заболевания - инфекции (болезни, которые возникают по причине внедрения в макроорганизмы (животное, растение, человек) живого специфического инфекционного возбудителя: вируса, бактерии, грибка и пр.).

5. Природные пожары (бесконтрольное горение растительности, которое распространяется по лесу).

Техногенные ЧС: определение, критерии оценки их последствий

Чрезвычайно опасные ситуации техногенного характера – промышленные аварии, сопровождающиеся выбросом ОХВ; взрывы и пожары; транспортные аварии (автомобильные, морские, речные, железнодорожные).

Чрезвычайные происшествия делятся на следующие виды аварий:

  • с разрушением технических систем, транспортных средств, сооружений и без человеческих жертв;
  • катастрофы (разрушение всех вышеперечисленных средств и систем, а также гибель людей).

Критерии оценки последствий любого рода катастроф:

  • количество жертв;
  • количество раненых (ставших инвалидами, погибших от тяжелых ран);
  • отдаленные психические и физические последствия;
  • материальный ущерб;
  • общественное и индивидуальное потрясение;
  • экономические последствия.

Что может привести к возникновению данного рода ситуаций?

Причины опасных ситуаций (аварий) следующие:

  • просчеты в ходе проектирования современных зданий, недостаточный уровень их надежности;
  • строительные работы ненадлежащего качества либо отступление от проектного плана;
  • отсутствие четкого плана касаемо размещения производства;
  • серьезное нарушение техпроцесса ввиду недостаточности подготовки либо недисциплинированности, халатности персонала.

Отдельные аварии, катастрофы на транспорте и промышленных объектах могут сопровождаться выбросом ОХВ, радиоактивных веществ, взрывами, пожарами и пр.

Какие опасности подстерегают водителей на дорогах?

Каждый раз, когда водитель садится за руль своей машины, он должен помнить о том, что любое транспортное средство – источник повышенной опасности, в его руках жизнь и близких ему людей, находящихся с ним в машине, и других участников данного дорожного движения.

Можно выделить следующие опасные ситуации на дорогах (угрозы):

  • Лобового столкновения . В ситуации, когда движение встречного автомобиля происходит не по своей полосе, в первую очередь другому водителю необходимо плавно снизить скорость и подать сигнал нарушителю фарами либо звуковым сигналом. Далее если дорожная опасная ситуация усугубилась (появилась реальная опасность столкновения), рекомендуется сразу снизить скорость и увести автомобиль вправо.
  • Бокового столкновения . В данной обстановке следует применить экстремальное торможение и попытаться избежать аварии (дать «автомобилю-нарушителю» возможность проехать первым, несмотря на наличие преимущественного права на проезд). В случае когда экстремальное торможение не дает результата, необходимо резко ускориться, миновав тем самым место конфликта. При осуществлении данного маневра следует подать предупреждающий сигнал (звуковой или фарами). В ситуации, когда столкновения избежать невозможно, следует постараться перевести его из бокового в касательное (повернуть руль по направлению хода атакующего автомобиля).
  • Попутного столкновения. Оно чаще всего - результат неправильно установленной дистанции. Следует внимательно следить за передвижением находящегося впереди автомобиля, осуществлять опережающее наблюдение (заблаговременно определять изменения дорожной обстановки, которые могут заставить едущее впереди транспортное средство резко затормозить). Если наблюдается увеличение скорости, рекомендуется увеличить дистанцию. Торможение должно производиться плавно во избежание заноса, наезда идущего следом автомобиля, при этом не стоит забывать о своевременной подаче предупреждающего сигнала.

Это лишь некоторые опасные ситуации на дорогах.

Социальные ЧС

Процессы и явления данной направленности наполнены острыми, неразрешимыми противоречиями, катаклизмами, приобретающими в современное время глобальный характер. Социально опасная ситуация – вредоносная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине опасного социального процесса либо явления, повлекшего за собой человеческие жертвы либо ущерб их здоровью или окружающей среде, существенные материальные потери, нарушение условий нормальной жизнедеятельности людей.

Защита от них – профмероприятия, которые направлены на ликвидацию данного рода опасностей. Помимо этого, необходима соответствующая подготовка, позволяющая человеку адекватно реагировать в опасных ситуациях.

Можно выделить следующие социально опасные ситуации:

  • войны и связанные с ними конфликты;
  • ускоренный рост народонаселения;
  • недостаточное обеспечение всех людей требуемыми ресурсами, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности (пресная вода, источники энергии, продовольствием и пр.);
  • распространение наркотиков, опасных заболеваний;
  • неравномерность социального, экономического развития разных стран;
  • загрязнение природной среды;
  • негативные последствия научного развития, а также техники, информатизации;
  • рост преступности и экстремизма.

Разновидность рассматриваемых опасных ситуаций

Они бывают:

  • без прямого физического воздействия (шантаж, мошенничество и пр.);
  • с непосредственным физическим воздействием (убийство, террор, изнасилование и др.);
  • в виде общественных выступлений (беспорядки, революции, демонстрации и пр.).

Что делать при угрозе жизни?

Правила поведения в опасных ситуациях следующие:

  1. Давка . В первую очередь требуется по возможности оставаться на ногах. В случае когда нет возможности встать, следует принять защитную позу (подогнуть ноги, прикрыть руками голову, повернув ее в направлении движения толпы). Если возник пожар, требуется оставаться внизу, дышать через смоченную ткань.
  2. Снежная лавина . Требуется прикрыть рот руками, создавая при этом воздушный карман. Не следует кричать, так как в данной ситуации необходимо сохранять кислород. Рекомендовано оставаться в таком положении до прибытия поисковой группы.
  3. Смерч. В первую очередь необходимо найти укрытие. В ситуации когда это сделать невозможно, требуется по мере возможности установить его направление движения. Если в данного рода опасной ситуации есть транспортное средство, необходимо немедленно его покинуть и начать движение в обратном направлении от «воронки». При самом плохом раскладе требуется лечь на землю, прикрыть голову и как можно сильнее держаться за найденную опору.
  4. Падение со склона горы . Не следует пытаться дотянуться до опоры во избежание оползня. Требуется прижать подбородок к грудной клетке и стараться тормозить ногами.
  5. Уход под лед . Выбираться следует в том же направлении, где заходили. Если никого нет рядом, необходимо попытаться вытолкнуть себя, используя предплечья (расставить руки как можно шире и опереться на край льда, постепенно пытаться подтягиваться, выталкивая сначала туловище, а затем ноги, не вставая на них).
  6. Автомобиль оказался в реке . В среднем у человека есть полторы минуты до того момента, когда кабина полностью заполнится водой. Дверь открыть невозможно, поэтому следует как можно быстрее открыть окно (если потребуется, его выбить ногами) и высвободиться из ремня безопасности.
  7. Судорожный приступ в воде . Требуется сразу же перевернуться на спину и плыть к берегу. Далее необходимо потянуть место, которое свело судорогой, к примеру, потянуть на себя стопу.
  8. Если человек подавился . В ситуации, когда это произошло в общественном месте, требуется там и оставаться, так как увеличиваются шансы на помощь других. Если никого нет рядом, придется самостоятельно осуществить прием Геймлиха (осуществить резкий удар в живот, где-то между пупком и ребрами, используя при этом либо собственный кулак, либо любую твердую опору, к примеру, стул).
  9. Ядерный взрыв . Выжить можно, если человек находится за пределами радиуса ударной волны. Во-первых, следует найти укрытие, по возможности находящееся под землей. В ситуации, когда человек пребывает в пораженной местности, необходимо лечь на землю, закрыть голову не менее чем на полминуты. Запрещено смотреть на вспышку, так как она моментально ослепит.
  10. Захват в заложники . Попытаться сбежать следует в первые минуты. Если такой возможности нет, лучше всего соблюдать все озвученные правила. Необходимо постоянно наблюдать за происходящим и попытаться определить причину похищения. Предпринимать попытки к бегству следует только после тщательного взвешивания рисков и шансов.
  11. Нападение собак . Всегда требуется сохранять спокойствие (не кричать, не показывать страх, не смотреть в глаза животному). Не допускать того, чтобы собака оказалась за спиной (в ситуации, когда животное начинает двигаться по кругу, необходимо всегда находиться к ней лицом). Если в руках есть сторонний предмет, поместить его спереди от себя. Главное - защитить лицо, горло, грудь. Пальцы обязательно нужно сжать в кулак.
  12. Пребывание на улице в период грозы . Требуется отыскать низменное место, присесть на корточки (расположиться необходимо как можно ниже, но стараться не касаться земли). Обязательно следует прикрыть уши.
  13. Большая волна . Для начала требуется попытаться ее переплыть. В случае когда это невозможно, требуется вытянуть ноги и руки (распределить удар, удержать свое тело от погружения на глубину). Далее следует сделать глубокий вдох и задержать дыхание, пока не утихнет волнение. Следует как можно быстрее всплыть и продышаться.

На прошлом уроке мы говорили о специальных службах, защищающих население, и сигналах оповещения о беде, а также о том, как реагировать на сигналы об опасности. Сегодня мы поговорим о тех опасностях, которые подстерегают нас вблизи от наших жилищ.

В двадцатом веке с невероятной быстротой росли города и увеличивалось городское население, его даже иногда называют веком урбанизации (рис. 1).

Рис. 1. Буэнос-Айрес ()

В городе много развлечений, много интересного. Тут есть театр, кино, зоопарк, игровые площадки и многое другое. Но при этом город также таит в себе множество опасностей. Давайте поразмыслим, каких. Может казаться, что в городе гораздо безопаснее, чем, например, в пустыне, где человек рискует погибнуть от жажды, голода или ядовитых змей.

Но город таит в себе немало опасностей. Он, по сравнению с сельской местностью, дает определенные преимущества, но имеет также и недостатки.

Если сравнивать жизнь в селе и в городе, можно заметить множество различий. Например, благодаря физическому труду, сельские жители сильнее, меньшее влияние загрязняющих факторов обеспечивает им крепкое здоровье. Обычно сельские жители легче могут обеспечить себе пищу, поскольку сами выращивают овощи; могут согреться, собрав хворост в ближайшем лесу; при необходимости соорудить временное укрытие. В случае лишения некоторых благ цивилизации, как-то: газ, электричество, водопровод - сельским жителям легче справиться, чем людям в городе (рис. 2).

Рис. 2. Жители села меньше привязаны к коммуникациям ()

В здоровом теле - здоровый дух

Жители сел обычно имеют лучшую физическую форму, чем горожане. Это можно объяснить тем, что в городе большинство людей занимается умственным трудом, а школьники не желают посещать уроки физкультуры.

Но вы должны понимать, что спорт не только полезен для здоровья, но и когда-нибудь может спасти вам жизнь.

Например, Денис из Архангельска никогда не думал, что ему пригодятся его тренировки по легкой атлетике в повседневной жизни (рис. 3).

Рис. 3. Занятия спортом никогда не будут лишними ()

Возвращаясь поздно домой, парень проходил мимо подвыпившей компании. Молодые люди начали вести себя агрессивно по отношению к Денису и уже хотели ограбить школьника, но он, благодаря своей ловкости, выкрутился из их рук и смог убежать. Его преследователи были хуже подготовлены физически, поэтому парень остался невредим.

Мальчишки часто считают, что бегство является позором, но не стоит забывать о том, что лучший бой - это тот, который не состоялся. Особенно, если нападающих намного больше.

Горожане не владеют многими полезными навыками, которыми владеют селяне, ведь в городе они просто не нужны. У жителей города все находится под рукой: газ подается прямо в плиты, для того чтобы набрать воду, достаточно открыть кран; любые продукты питания можно купить в ближайшем супермаркете.

В городе много людей, но среди них не так много знакомых между собой, часто даже соседи не знают друг друга. В селе же все знают друг друга, знают, кто является асоциальным элементом. Если появляется какая-нибудь опасность, об этом мгновенно становится известно всем, то же касается и новых людей.

В городе жизнь намного динамичнее. Многим людям приходится добираться до работы час или два, для этого нужно использовать общественный транспорт или личное транспортное средство. Часто это вызывает у людей напряжение и усталость, возвращаться с работы приходится так же, что только усиливает стресс и негативно сказывается на поведении человека (рис. 4).

Рис. 4. Стычки между водителями приводят к стрессам ()

Дорога и опасность

Все вы знаете, что наибольшую опасность на дороге представляет собой неисправный транспорт и нерадивые водители. Вам с самого раннего возраста говорят о том, что играть рядом с проезжей частью опасно, что, прежде чем переходить дорогу, нужно посмотреть налево и направо.

Кроме машин, представляющих опасность, на дороге есть и другие опасности. Очень опасна дорога в зимнее время: из-за снегопадов видимость может ухудшаться. Опасен травмами гололед, который является частым явлением на наших дорогах (рис. 5). Поэтому зимой на дорогах нужно быть предельно осторожными как пешеходам, так и водителям.

Рис. 5. Гололед опасен травмами ()

Опасность на дороге также представляют открытые канализационные люки, выбоины на дороге (вы можете не заметить ее из-за непогоды и повредить ногу, или ваши родители могут въехать в выбоину и испортить автомобили или даже пострадать сами). Опасность представляют трамвайные пути, проходящие по дорогам, т. к. о них можно споткнуться и пострадать.

Сельский житель основную часть времени трудится рядом со своим домом, поэтому не испытывает тех неудобств, которые есть в городе. Также жизнь в селе более предсказуема, и, следовательно, спокойнее.

Развлечения, которыми изобилует город, происходят в вечернее время, поэтому людям приходится возвращаться домой в позднее время, что увеличивает риск встречи с криминальными элементами.

Здоровью горожан угрожает множество заводов и фабрик, расположенных в городах. Природные бедствия легко могут лишить горожан коммуникаций, отсутствие которых сильно усложняет жизнь. Да и аварии на разных коммунальных предприятиях угрожают жизни и здоровью жителей города (рис. 6). Град, дождь, гололед, пурга увеличивают количество дорожно-транспортных происшествий.

Рис. 6. Выбросы заводов вредны для здоровья ()

Многие из описанных проблем менее актуальны для жителей села, ведь они менее привязаны к коммуникациям. Тем не менее в селах есть свои проблемы. Гораздо чаще села страдают от природных явлений. Например, паводков, бурь, сильный град может лишить все село урожая (рис. 7). При чрезвычайных ситуациях спасателям труднее оказать помощь пострадавшим.

Рис. 7. Последствия непогоды для злаковых ()

Мощные катаклизмы могут стереть с лица земли целое поселение. Хотя особо опасные катаклизмы, как землетрясение или наводнения, могут нанести огромный урон городу, который особенно уязвим из-за густоты населения и плотной застройки.

Сравнив особенности жизни в городе и в селе, мы можем выделить основные опасности города и их причины:

Наличие множества коммуникаций и возможность аварий на них;

Люди со злыми намерениями и асоциальные элементы;

Обилие транспорта и его уязвимость в непогоду;

Загрязнение от заводов, фабрик и транспорта;

Необходимость часто находиться в местах массового скопления людей.

Подводя итог урока, можем сделать вывод, что и на горожан, и на жителей сел действуют все виды неблагоприятных факторов: техногенные, природные и социальные. Но сельские жители менее уязвимы к техногенным и социальным опасностям.

Научись полезным навыкам

Мы говорили, что сельские жители более приспособлены к жизни на природе и имеют множество полезных навыков. Вы тоже можете их получить.

Получить навыки по разжиганию костра на природе, научиться оборудовать ночлег в лесу, распознавать съедобные и несъедобные грибы и растения вас научат в кружке «Юный турист». Кроме того, это очень интересно, ведь, путешествуя даже по родным краям, вы откроете для себя много нового и интересного.

Также полезными будут знания, полученные на уроках ОБЖ и биологии, естествознания.

Рис. 8. Экранизация книги «Таинственный остров» ()

Вспомните героев приключенческих романов Жюля Верна (рис. 8), они выживали благодаря знаниям и умениям. Героям романа «Таинственный остров» очень пригодились обширные познания одного из героев в естествознании. Благодаря юному натуралисту герои знали, какие растения полезны, а какие ядовиты, и знали, на каких животных лучше охотиться.

Как говорят, знания за плечами не носить, поэтому старайтесь узнать как можно больше, знания и умения могут пригодиться вам как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил. Поляков В.В., Кузнецов М.И. и др., под ред. Латчука В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 160 с.
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 191 с.
  1. Vigivanie.com ().
  2. Video.yandex.ua ().
  3. Vetkaivi.ru ().

Домашнее задание

  1. Ответьте на вопросы на стр. 25. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил.
  2. Сделайте сравнительную таблицу жизни в селе и городе со всеми плюсами и минусами
  3. * Опишите идеальный город для жизни.