» »

Программа дополнительного образования по технической направленности «Все в наших руках. Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей Программа дополнительного образования технической направленности в школе

06.01.2024

Анна Никотина
Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Фиксики». Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ФИКСИКИ »

Направленность программы : научно-техническая

Возраст обучающихся : 6-7 лет

Срок реализации : 1 год

Составитель : Никотина А. А.

Москва, 2018 год

Пояснительная записка .

Программа «ФИКСИКИ » дополнительного образования дошкольников направлена на формирование научно- технических знаний приобщение к техническому творчеству. Уровень освоения программы - ознакомительный уровень. Программа создана для детей 6-7 лет; срок освоения программы 1 год ; Прогамма рассчитана на 2 занятия в неделю.

Согласно целевым ориентирам ФГОС ребенку необходимо в дошкольном учреждении овладеть основами, которые формируют предпосылки к учебной деятельности. В первую очередь важна инициатива и самостоятельность, когда ребенок способен выбирать себе род занятий и партнеров, умеет организовывать свою деятельность, умеет воплощать свои замыслы. Актуальность программы состоит в том , что для успешного обучения в школе, понимания учебного материала, обучение по программе «ФИКСИКИ » помогает сформировать у дошкольников следующие составляющих мышления :

элементарные мыслительные операции : анализ, синтез, сравнение, обобщение , выделение существенного и др. ;

Поэтому в процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развиваются уверенность в себе и своих силах, положительное отношение к себе и к другим, умение подчиняться нормам и правилам. Так же развивается воображение и творчество, крупная и мелкая моторика, любознательность и склонность к экспериментированию, наблюдению, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления. Программа «ФИКСИКИ » отвечает концепции модернизации российской системы образования, где подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей , способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, профессионального самоопределения детей и молодёжи.

Цель программы : формирование научно-технических знаний , развитие творческих, познавательных, изобретательских и профессиональных способностей через приобщение к техническому творчеству.

Задачи :

Обучающие :

Развивать познавательную компетентность у детей;

Развивать организаторскую компетентность.

Развивать умение пользоваться простейшими инструментами

Способствовать развитию конструкторской деятельности

Развивать твёрдость руки, технические навыки

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

Формировать потребность в самоорганизации, аккуратность

Трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность.

Развивающие :

Развивать логическое и техническое мышление;

Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;

Программа рассчитана на детей 6-7 лет, не требует предварительной подготовки. Продолжительность программы- 1 год обучения . Занятия проводятся 2 раза в неделю и проводятся группой по 10-12 человек и строятся на следующих принципах :

Доступность (учет возрастных и индивидуальных особенностей) ;

Поэтапность (последовательность) ;

Динамичность (от простого к сложному) .

Ожидаемые результаты к концу года у детей :

Сформируется интерес к творческой инженерно-технической деятельности;

Научатся оперировать графической информацией, представленной в виде графических изображений;

Научатся конструировать и моделировать объекты, опираясь на их графические изображения :

Повысится уровень активности и инициативности детей;

Повысится уровень готовности к обучению в школе : развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

2.1. Учебно – тематический план

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы : проведение открытых занятий.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы :

В основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Как основному методу обучения дошкольников, преимущество отдаётся игре, творчеству и экспериментированию. Особое внимание уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.

Методическое обеспечение программыпрограммы :

Конструкторы : ЛЕГО

Конструктор ТИКО : «Малыш» , «Фантазер» , «Шары» , «Школьник»

Конструктор ЗНАТОК (34 схемы)

Развивающая доска «Шестеренки» ,

Бумага, карандаши, наклейки

Альбомы схем и чертежей.

Список литературы :

В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

М. С. Аромштам, О. В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС» , 2004.

Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.

Для создания плоскостных конструкций

И. В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» . – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

И. В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

И. В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций» . – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

Золотарева А. В., Терещук М. Н. «Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ »/ / Москва, Аркти, 2013.

Габова М. А. «Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет»//Москва, Издательство Юрайт, 2017

Вахрушева Л. Н. «Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста» //Москва, Форум, 2012.

Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО»//Москва, Российский университет дружбы народов, 2013.

Венгер Л. А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» /Дошкольное воспитание 1982г. №3

Брофман В. В. «Архитектурная школа Папы Карло» - М., 2001

Никитин Б. П. «Ступеньки творчества» - Москва, Самокат, 2017

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» Принято Советом педагогов Утверждаю: МБДОУ «Детский сад.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Ейска муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бумага» Пояснительная записка. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир» Пояснительная записка. Во.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Абвгдейка» Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» Дополнительная общеобразовательная.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Автор программы:.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.1) Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка. «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.2) Тема: «Космос». 1. Рисование (цветной граттаж) «Космос». - Продолжать знакомить с новой техникой «граттаж». Учить аккуратно процарапывать.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Задорные ложкари» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Задорные ложкари" муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Веселая математика» Дорогие коллеги! Доброго времени суток всем. В каждом дошкольном учреждении есть бесплатные кружки, к которым мы воспитатели пишем программы.

Библиотека изображений:

Материалы этого тематического раздела помогут в разработке и оформлении рабочих программ в системе дополнительного образования детей. На этих страницах собраны готовые программы кружков различной направленности. Эти материалы часто снабжены комментариями педагогов, о непосредственном их применении на практике. Каждая из публикаций представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс какого-либо определённого направления. В том числе: опытно-экспериментального, художественно-эстетического, краеведческого и экологического, физкультурного и валеологического.

Составляйте только отличные рабочие программы, используя позитивный опыт коллег.

Содержится в разделах:
  • Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования

Показаны публикации 1-10 из 2177 .
Все разделы | Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 7-содержательный раздел (продолжение) Программа «Зернышко» включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых знаний к более сложным (расширение и усложнение знаний. Все блоки связаны между собой и предусматривают...

Продолжение дополнительной программы «Любознайки» 2.1. Тематическое планирование по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Блоки Кол-во занятий Диагностика (начало года) 1 Геометрические фигуры 10 Объемные фигуры 10 Величина 12 Ориентировка во времени 12 Ориентировка в пространстве 12 Количество и счет 12...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Любознайки»

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...» Содержание 1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы………………………………………………. 3 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………. 3 1.1.1. Цель и задачи реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы…………………………………………………. 4...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Программа работы кружка по ОБЖ «Азбука безопасности» во второй младшей группе Пояснительная записка Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблема безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель - подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде- природной, техногенной...

Программа дополнительного образования «Занимательное плетение» (бисероплетение) Фантазии полёт и рук творенье, С восторгом я держу в своих руках… Не знает, к счастью, красота старенья, Любовь к прекрасному живёт в веках. Зинаида Митрофановна Торопчина (Из книги Л.Божко «Бисер. Уроки мастерства») Пояснительная записка Бисероплетение известно с глубокой...

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического образования», в его содержание на всех уровнях включаются познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты. Каждый из...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты

1.2. Планируемые результаты освоения Программы  Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды, жизнью живых организмов и деятельностью человека. Делает элементарные выводы и умозаключения....

Рабочая программа кружковой работы «Азбука безопасности» Содержание 1.Целевой раздел: 1.1. Пояснительная записка……………………………………………………. 1.2. Цели и основные задачи …………………………………………………. 1.3. Образовательные задачи для детей средней группы 4-5 лет…………… 1.4. Возрастные особенности детей пятого года жизни……………………. 1.5. Планируемые...

Разделы: Работа с дошкольниками

Пояснительная записка

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

  1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
  2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
  3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

Представленная программа «ЛЕГО – мастер» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 5-7 лет. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.

Тематика дополнительного образования по LEGO-конструированию рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 1 раз в 2 недели, 18 занятий в год. Курс LEGO-конструирования является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению LEGO-конструирования с применением компьютерных технологий.

Актуальность

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Принципы построения программы

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Цель программы : создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.

Задачи: На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.

Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых по строек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними.Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

  • Совершенствование навыков классификации.
  • Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
  • Активизация памяти и внимания.
  • Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  • Развитие комбинаторных способностей.
  • Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  • Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
  • Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

Ожидаемый результат реализации программы:

  • Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  • Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

  • о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
  • о связи между формой конструкции и ее функциями.

Форма представления результатов

  • Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
  • Выставки по LEGO-конструированию;
  • Конкурсы, соревнования, фестивали.

Список литературы

  1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
  5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
  6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
  7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 49 г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края


УТВЕРЖДЕНО

Приказом заведующего

МБДОУ № 49 г. Амурска

«______» _______________ 2016 года

Рабочая программа

дополнительного образования

кружок «Занимательные кубики»

технической направленности

для детей младшего дошкольного возраста

с 3 до 4 лет

Составила воспитатель I квалификационной категории Гончарова Л.А.

Амурск

2016

Содержание

    Пояснительная записка

    Концепция

    Актуальность

    Новизна

    Цель

    Задачи

    Формы и режим занятий

    Норма проведения дополнительной образовательной программы

    Ожидаемый результат

    Педагогическая диагностика

    Преемственность

    Список литературы

    Пояснительная записка

    Концепция программы

Содержание программы кружка по технической направленности, знакомит детей младшего дошкольного возраста с конструированием, развивает личность дошкольника, его индивидуальность, творческий потенциал, основанных на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны взрослого. Программа нацеливает на естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творцам.

Программа строится так, чтобы в процессе деятельности у воспитанников сформировались такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность.

Постоянно поддерживаемый интерес у детей к занятиям и тщательно подобранному материалу позволяет добиваться значительного обучающего эффекта.

Кружок «Занимательные кубики» технической направленности – это система разнообразных занимательных игр-экспериментов, игр-фантазий, которые позволяют в увлекательной для дошкольников форме развивать их конструкторские способности, отрабатывать навыки и умения, совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно. В связи с этим учитываются три задачи: обучающая, коррекционная, развивающая.

    Актуальность программы

Статичность большинства предметов, окружающих ребёнка, и их жёсткая функциональная закреплённость служат существенным тормозом в развитии самостоятельного детского экспериментирования и творчества. Именно поэтому сейчас настойчиво и остро ставится вопрос о создании в образовательных организациях развивающей предметной среды, важным компонентом которой являются объекты (конструкторы, крупногабаритные модули и др.), позволяющие детям самим создавать пространственно-игровую среду, а также среду для других видов деятельности.

Продуктивная детская деятельность – деятельность ребёнка с целью получения продукта, например постройки, обладающего определёнными заданными качествами. Одним из основных видов является конструктивная деятельность.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Формирование конструирования строится на основе трёх взаимосвязанных составляющих: развитие самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом; развитие образного мышления и воображения; формирование обобщённых способов деятельности.

Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности: аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и т.п.

Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие конструкторских и художественных способностей детей.

    Новизна

Существуют программы по развитию конструктивного творчества дошкольников посещающих общеразвивающую группу, что способствует их психическому и личностному росту, а также помогает подготовиться к школьному обучению. Всё выше сказанное позволяет обобщить изученный материал в программу кружка технической направленности «Занимательные кубики». Также применение в работе ИКТ имеет игровую, наглядную направленность, что занимательно и интересно дошкольникам. Программа модифицирована и реализуется на основе пособия Коноваленко С.В. «Развитие конструктивной деятельности у дошкольников».

    Цель программы

Формировать способность воспитанников к самостоятельной деятельности в области конструктивного творчества; развивать воображение, фантазию, пространственное восприятие; воспитывать познавательный интерес.

    Задачи программы

    Формировать представления о конструируемых объектах и обобщённых способах конструирования.

    Развивать интерес к конструктивной деятельности; вызывать желание экспериментировать, творить, изобретать.

    Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

    Конструктивные особенности детей четвёртого года жизни

Дети четвёртого года жизни в процессе обучения могут уже различать и называть строительные детали, делать постройки путём комбинирования знакомых форм, знакомятся с зависимостью устойчивости деталей от их расположения на плоскости. Они уже могут располагать кирпичики, пластины вертикально по кругу, по четырёхугольнику, ставя их плотно, друг к другу или на определённом расстоянии, изменять постройки двумя способами, надстраивая их в высоту, длину. Основным методом обучения становится использование образца, его анализ. При этом дети научаются определять и называть, какие части есть у постройки, из каких деталей они сделаны, с чего начинать создавать постройку. В этом возрасте больше требований предъявляется к аккуратности и точности действий.

    Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 7 месяцев.

    Формы и режимы занятий

Занятия кружка с подгруппой детей, количеством 10 человек проводится 1 раз в неделю, их продолжительность составляет 15 минут.

В начале занятия проводится организационная игра 1-2 минуты для настроя детей. Дошкольники располагаются на ковре или за столами.

В самостоятельной деятельности используются такие методические приёмы, как наблюдение, рассматривание, ощупывание, прикладывание, прокатывание, сравнение. В процессе конструирования ребёнок экспериментирует с материалами, моделирует.

Планирование строится на смене деятельности детей. Включаются игры и упражнения на различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный и т.д. При таком подходе к обучению и развитию детей соблюдается охранительный режим работы, создаются условия для активной деятельности дошкольников.

    Норма поведения дополнительной образовательной программы

Таблица 1

    Ожидаемый результат

У детей сформируются умения:

Конструировать по условиям, темам, замыслу;

Использовать разнообразные конструкторы, как создавая из них конструкции по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои;

Выделять признаки деталей (цвет, форма, величина, пространственные ориентировки);

Анализировать образец постройки (умение обследовать объект, знакомство с объектом);

Преобразовывать конструкции (способы соединения и изменения конструкций);

Планировать этапы создания постройки (последовательность возведения постройки);

Обыгрывать постройки;

Обследовать образец, построенный по принципу: от общего к частям и от частей к общему;

Конструировать по собственному замыслу;

Преобразовывать образец в соответствии с заданными условиями.

    Педагогическая диагностика

Эффективность работы в значительной степени зависит от качественной психологической диагностики развития моторных и сенсорных функций, мнестической, интеллектуальной, мотивационно-потребностной сфер, а также индивидуально-личностных характеристик.

Диагностические задания должны соответствовать не только биологическому возрасту ребёнка, но и уровню его сенсомоторного, интеллектуального развития. Процесс обследования необходимо проводить в игровой форме. Дидактический материал должен располагаться в поле зрения ребёнка.

I . Исследование предпосылок конструктивной деятельности.

1. Оценка невербального интеллекта (доски Сегена)

Обследование восприятия формы

Пред началом обследования ребёнку показывают собранную доску Сегена, затем раскладывают на столе фигуры и предлагают положить каждую фигуру на своё место.

Критерии балльной оценки:

0 – хаотично располагает геометрические фигуры без формы;

1 – правильно соотносит две контрастные фигуры, но не называет их;

2 – правильно соотносит четыре фигуры, но затрудняется в их назывании;

3 – правильно соотносит все фигуры и называет две из них;

4 – правильно соотносит все и называет четыре фигуры;

5 – правильно соотносит и называет все 6 фигур (квадрат, круг, овал, треугольник, ромб, четырёхугольник).

2. Исследование восприятия цвета предметов

Для исследования восприятия цвета предметов на столе пред ребёнком располагаются доска, разделённая на четыре части в соответствии с основными цветами (красным, синим, жёлтым, зелёным) и цветные кубики синего, красного, жёлтого, зелёного, голубого, коричневого, розового, оранжевого цветов. Ребёнку предлагается подобрать цветные кубики и разложить каждый в «свой домик» по цвету.

Критерии бальной оценки:

    хаотично располагает кубики;

    правильно соотносит кубики одного или двух цветов;

    правильно соотносит кубики четырёх цветов, но путает их названия;

    правильно располагает на доске кубики, знает названия двух цветов

    правильно располагает кубики и называет их цвет;

    правильно располагает кубики, называет не только основные, но и оттеночные цвета.

3. Исследование восприятия величины предметов

Для исследования особенностей восприятия величины используются двух- и трёхсоставные матрёшки, пирамидки, мисочки, цилиндрики различной высоты и диаметра основания.

Критерии бальной оценки:

0 – хаотично манипулирует с двухсоставной матрёшкой;

1 – различает два контрастных по величине предмета и правильно называет их («большой» и «маленький»);

2 – собирает трёхсоставную матрёшку и правильно называет большую, маленькую и самую маленькую;

3 – правильно с первой попытки соотносит по диаметру с местом все цилиндрики, мисочки или плоские предметы;

4 – правильно с первой попытки соотносит цилиндрики по толщине, называет «самый толстый» и «самый тонкий»;

    правильно соотносит цилиндрики только по высоте или раскладывает палочки в порядке их возрастания.

4. Исследование гаптического восприятия

Исследование проводится в форме игры в «Чудесный мешочек» (Л.Н. Данилов, И.И. Мамайчук, Э.С. Калюжнюк, Н.В. Симонова и др.).

Набор для обследования включает объёмные деревянные предметы (яйцо, гриб, бутылка, кольцо, полусфера и т.д.), геометрические фигуры из одного материала (куб, квадрат, шар, круг и т.д.), набор предметов из различных материалов (металлический шар, пластмассовая бутылочка и т.д.).

Припроведении исследования фиксируются два параметра: используемые ребёнком способы обследования предмета и правильность их называния.

Критерии балльной оценки способа гаптического обследования:

0 – при первом соприкосновении с фигурой ребёнок постукивает ею по столу, перекладывает из руки в руку;

1 – держит фигуру неподвижно, не проводит никаких обследовательских действий;

2 – делает ощупывающие движения ладонью или всеми пальцами;

3 – указательным пальцем одной руки обводит фигуру по контуру, второй рукой её удерживает.

Критерии балльной оценки словесного обозначения предметов:

0 – не называет предмет или называет неправильно;

1 – правильно называет некоторые отдельные части фигуры;

2 – отождествляет фигуру со знакомыми в быту предметами;

3 – правильно называет найденную фигуру и её части.

    Преемственность

Программа кружка предполагает овладение детьми навыками конструктивного творчества, умением общаться со сверстниками, что является важным условием эмоционально-волевого развития детей, их успешного обучения в школе.

    Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Типы занятий:

    вводные;

    комбинированные;

    обобщающие.

Структура вводных занятий.

    Активизация имеющихся знаний детей (10-12 минут)

    Итог занятия (игры).

Структура комбинированных занятий.

    Организационный момент (1-2 минуты)

    Введение в тему (использование бесед, чтение художественных произведений) (2-3 минуты)

    Обобщение (моделирование и анализ заданных ситуаций, упражнения) (10-12 минут)

    Итог занятия (игры)

Структура обобщающих занятий.

    Организационный момент (1-2 минуты)

    Введение в тему (использование бесед, чтение художественных произведений) (2-3 минуты)

    Обобщение (мини-конкурсы) (10-12 минут)

    Итог занятия (игры).

Методы и приёмы:

    развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);

    упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);

    рассматривание чертежей, рисунков, фотографий;

    чтение художественных произведений;

    рассказ педагога и рассказы детей;

    беседы;

    моделирование и анализ заданных ситуаций;

    слушание музыки;

    пальчиковые гимнастики;

    мини-конкурсы.

Учебно-тематический план

«Эти волшебные кубики и кирпичики»

(вводное)

Предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с кубиками, кирпичиками, призмами (различать формы, называть их); подвести к пониманию функционального назначения материала - строить разнообразные конструкции; учить экспериментировать и самостоятельно открывать конструктивные свойства строительного материала; развивать воображение; побуждать соединять и размещать детали в пространстве разными способами; воспитывать интерес к конструктивной деятельности из строительного материала и желание строить простейшие модели реальных объектов.

Строительный материал: кубики, кирпичики, призмы

2.

« Лесенка и горка»

Продолжать учить детей ставить кубики друг на друга, приставляя их друг к другу; закрепить понятие пластина; побуждать обыгрывать постройку; закрепить знания названия цветов; воспитывать интерес конструированию.

Строительный материал: кубики, пластины, мелкие игрушки; схема постройки «Лесенка и горка»

3.

«Домик для колобка»

Продолжать учить детей создавать простейшую конструкцию, передовая представления о знакомых предметах; закрепить умение строить в нужной последовательности; воспитывать умение обыгрывать постройки.

Строительный материал: кубики, кирпичики, треугольная призма;

атрибуты к кукольному театру: «Колобок»

4.

«Ворота»

Продолжать учить детей ставить кирпичик вертикально, делать перекрытие; развивать умение дополнять постройку призмой или флажком; воспитывать самостоятельность.

Строительный материал: кирпичики разной длины, треугольная призма.

5.

«Изгородь вокруг домика»

Продолжать учить детей строить изгородь, плотно ставить кирпичики друг к другу, соединять ровно, ставить на длинную узкую сторону; продолжать учить выделять детали строительного материала: кубик, кирпичик, призма; развивать мышцы рук; внимание, память, глазомер; способствовать речевой активности детей; воспитывать взаимопомощь, сочувствие, любовь и бережное отношение к животным.

Набор игрушек «Домашние животные» (кошка, собака, коза, лошадь, корова, свинья, овца,); кукла Бабушки – Загадушки; строительный материал.

6.

«Строим ферму»

Закреплять умение детей замыкать пространство, ритмично располагать кирпичики на плоскости их узкой короткой стороной; чередовать их по цвету; развивать воображение, выбирать необходимые детали, сравнивать детали; развивать мышление, воображение, речь; воспитывать умение доводить до конца дело.

Строительный материал; игрушки: собака, кошка, корова, коза.

7.

«Заборчик для игрушек»

Закреплять умение детей строить заборчик, располагая кирпичики вертикально по кругу, ставя, их плотно друг к другу; развивать у детей желание сооружать постройки; воспитывать желание строить, обыгрывать постройки.

Строительный материал; игрушки.

8.

«Теремок для матрешки»

Продолжать учить детей делать постройки с перекрытиями, строить теремок, располагая кирпичики вертикально по четырехугольнику, ставя их плотно друг к другу; продолжать учить слушать объяснение воспитателя, понимать его, действовать по его просьбе, конструировать осмысленно; развивать моторику мышц рук, элементарное умение отражать в постройках представления о знакомых предметах; воспитывать желание доводить работу до конца, отзывчивость.

Матрешки; строительный материал на каждого ребенка: 11 кирпичиков, 2 призмы.

9.

«Мебель для зверей»

Закрепить знания предметов мебели и их назначения; познакомить с деталями: брусок, пластина; развивать мелкую моторику руки, внимание, зрительную память; воспитывать желание конструировать.

Иллюстрации и текст сказки «Теремок»; альбом «Мебель»; строительный материал: кубик, брусок, пластина; животные -

игрушки из сказки «Теремок».

10.

«Домик для куклы Маши»

Продолжать учить детей строить из кирпичиков домик, располагая их на широкую и узкую грани; развивать координацию руки и глаза; в оспитывать самостоятельность,

Строительный материал: кирпичики, треугольная призма.

11.

«Башня»

Побуждать детей строить башни разной высоты, используя конструктор; закреплять названия строительных деталей; воспитывать конструктивный интерес.

Строительный материал; схемы постройки башни.

12.

«Теремок для Снегурочки»

Продолжать детей учить устанавливать детали на узкую поверхность, делать перекрытия, украшать и обыгрывать постройку; развивать фантазию, конструктивное творчество; воспитывать желание обыгрывать постройки.

Иллюстрации Новогоднего праздника, новогодние загадки и стихотворения; строительный материал: кирпичики, кубики, треугольная призма

13.

«Дворцы волшебного города»

Продолжать учить детей сооружать постройки из строительного материала по условиям, предложенным воспитателем (высокие дома с перекрытиями), делать конструкцию прочной, выкладывать детали ровно, плотно прижимая, друг к другу, подбирать их по размеру; продолжать знакомить детей с конструктивными деталями; развивать творческие способности детей; формировать интерес к конструированию; воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Конверт с фотографиями разных красивых зданий; фотоаппарат; мелкие игрушки для оформления постройки (макеты деревьев, матрешки), четыре кубика, 11 кирпичиков, две призмы.

14.

«Горка для куклы Кати»

Продолжать детей учить строить горку, приставляя детали (кубики, призму, кирпичик) друг к другу, делать постройку устойчивой; учить различать и называть четыре основных цвета; развивать стремление к игровому общению, речевую активность, умение контактировать с взрослыми и сверстниками; воспитывать бережное отношение к конструктору.

Кукла; строительный материал на каждого ребенка: 3 кирпичика, 1 призма, 1 кубик.

15.

«Машина грузовая»

Продолжать учить детей сооружать постройки из строительного материала, делать её устойчивой, используя приемы приставления и накладывания; продолжать укреплять товарищеские отношения в группе; формировать умение сообща делать общее дело: сооружать грузовик из строительного материала; развивать воображение, речевую активность; воспитывать интерес к конструированию.

Грузовая машина; строительный материал на каждого ребенка: 1 большой кирпичик, 3 маленьких кирпичика, 1 кубик, 2 цилиндра.

16.

«Моя улица»

Продолжать учить детей строить многоэтажные дома, укрепляя основание постройки, украшать дополнительными деталями; развивать конструктивное творчество, фантазию, воспитывать самостоятельность.

Строительный материал: кубики, кирпичики, треугольная призма, пластина; иллюстрации на тему «Разные дома»; мелкие игрушки.

17.

«Загон для лошадок»

Побуждать детей строить, используя знакомые приемы соединения деталей, побуждать к самостоятельности; развивать глазомер, координацию движения; воспитывать интерес к сооружению различных конструкций.

Альбом «Домашние животные»; строительный материал; игрушки животных.

18.

«Разные домики»

Закреплять умение детей сооружать постройки по условию, используя имеющиеся навыки, украшать и обыгрывать их; развивать пространственное восприятие, память; воспитывать усидчивость.

Строительный материал; текст и иллюстрация к сказке В. Сутеева «Под грибом»; фигурки животных.

19.

«Танк»

Продолжать развивать у мение детей создавать несложную постройку по схеме; развивать зрительную память, пространственное восприятие; воспитывать самостоятельность.

Строительный материал; схема постройки танка; альбом «Военная техника».

20.

«Автомобиль едет по улице»

Побуждать строить дорогу и легковой автомобиль; развивать конструктивное творчество; воспитывать желание обыгрывать постройки.

Схема постройки машины; строительный материал: кубики, кирпичики, пластины, треугольная призма.

21.

«Дом для скворцов»

Продолжать развивать у мение по схеме строить постройку; закреплять в речи названия строительных деталей (кирпичик, пластина, треугольная призма); воспитывать желание помогать птицам.

Альбом «Перелетные птицы»; схема постройки скворечника; строительной материал.

22.

«Волшебная змейка»

Продолжать знакомить с деталями конструктора; закреплять умение соединять кирпичики; познакомить детей со способом построения изгибающейся змейки; развивать умение работать в коллективе; воспитывать усидчивость, мелкую моторику.

Игрушечная змейка, образец змейки, собранный воспитателем; чудесный мешочек; строительный материал: кирпичики, полукирпичики разного цвета, игрушка гном.

23.

«Домик - теремок»

Продолжать учить детей сооружать постройки из строительного материала, ставить кирпичики плотно друг к другу, делать постройку с перекрытиями; развивать элементарное умение отражать в постройках представление о знакомых предметах; развивать стремление к игровому и речевому общению, активизировать речевую деятельность (большой - маленький) кубик; развивать первые навыки драматизации; воспитывать желание обыгрывать постройку.

Мелкие игрушки; строительный материал на каждого ребенка: 8 кирпичиков, 1 пластина.

24.

«Автобус для зверят»

Продолжать учить детей сооружать постройку, приставлять детали и накладывать друг на друга, использовать различные детали конструктора, делать постройку устойчивой; развивать речевую активность; воспитывать желание обыгрывать постройку.

Мелкие игрушки: два зайца, собака; строительный материал на каждого ребенка: по 2 цилиндра, 2 пластины, 6-8 кирпичиков; макет дороги.

25.

«Гараж с воротами»

Продолжать учить детей выполнять постройку гаража посредством показа действий педагога; развивать зрительную память, кинестетическое восприятие посредством тактильно-двигательного обследования предмета; воспитывать у детей интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними.

Строительный материал: по 4 кирпичика, 1 пластина; грузовые машины; рисунок гаража; геометрические тела: кубик, треугольная призма, кирпичик; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

26.

«Мебель для медведей»

Продолжать учить детей строить постройку по образцу, преобразовывать её способом удлинения, различать и называть строительные детали; уточнить представление детей о предметах мебели и их назначении; закрепить знание детьми частей, из которых состоит мебель; учить описывать мебель, комнату; развивать стремление к игровому общению, развивать внимание, логическое мышление, речь, фантазию, самостоятельность; воспитывать желание строить, обыгрывать постройки.

Кукольная мебель; предметные картинки из серии «Мебель»; игрушка медведь; картинка с изображением медведей из сказки «Три медведя»; строительный материал.

27.

«Лодочка»

Учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию, повторяя за ним отдельные фразы, слова; закреплять навыки конструирования лодки из кирпичиков и призм; знания об основных цветах: красном, синем, желтом, зелёном; свойствах деревянных предметов - плавают, не тонут; развивать мышление, память; голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания звонко и тихо; воспитывать внимание, сосредоточенность, усидчивость, желание принимать активное участие в постройке.

Строительный материал; игрушка медведь; деревянные дощечки.

28.

Страна Строительная

(заключительное)

Продолжать учить детей экспериментировать и самостоятельно открывать конструктивные свойства строительного материала; развивать воображение; побуждать соединять и размещать детали в пространстве разными способами; воспитывать интерес к конструктивной деятельности из строительного материала и желание строить простейшие модели реальных объектов.

Строительный материал; мелкие игрушки; различные схемы.

    Список литературы

    Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. – СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.

    Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.: ил.

    Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с. – (Программа развития).

    Лиштван З.В. конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с., ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада.)

    Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа.

    Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 304 с. (Дошкольное образование).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

Пояснительная записка ………………………………………………………..4

Актуальность……………………………………………………………………...5

Практическая значимость………………………………………………………..5

Общая характеристика рабочей программы ….……………………………8

Содержание…………………………...…………………………………...……..10

Целевые ориентиры……………………………………………………………...11

Ценностные ориентиры содержания рабочей программы …………...…...….12

Основное содержание рабочей программы

Учебный план……………………………………………………………………14

Учебно-календарный план ………………………………………………….….15

Календарно-тематическое планирование……....................................................16

Формы контроля и планируемые результаты освоения рабочей программы………………………………………………………………………..21

Список литературы ……………………………………………………………22

ВВЕДЕНИЕ

Исходными документами для составления рабочей программы

дополнительного образования научно-технической направленности

«Клуб любознательных техников» для детей 5-6 лет явились:

    Федеральный закон «Об образовании в Российской

2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного

образования»;

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года);

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом и объяснить.

Ребёнок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки, особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, поделки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребёнок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом, он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.

Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются

навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребёнка. У

детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее

развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами

речи. Ловкие, точные движения рук дают ребёнку возможность

быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Актуальность

Актуальность данной программы в том, что объединение начального технического моделирования является наиболее удачной формой приобщения старших дошкольников к техническому творчеству, т.к. в условиях детского сада дети не могут удовлетворить в полной мере свои интересы в техническом творчестве. Данный кружок даёт возможность воспитанникам познакомиться с различными видами техники, приобрести начальные умения и навыки постройки и запуска моделей.

Практическая значимость

Программа кружка имеет научно - техническую

направленность, которая является стратегически важным

направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения.

Программа предполагает сделать политехнические науки ближе для

старших дошкольников, более доступными для понимания детей. Это

развивает в детях любознательность, стремление к познанию и

открытию нового. Тем самым закладывается основа интереса к

техническим наукам на этапе дошкольного образования.

Новизна данной программы заключается в использовании новых форм и видов занятий, современных образовательных технологий и методических материалов.

Одним из важных направлений государственной политики в сфере образования является поддержка и развитие детского научно-технического творчества. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное отношение к миру, интересующейся наукой.

В рабочей программе определены направления, которые учитывают требования ФГОС ДО:

Гуманизация воспитательного процесса;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

В план мероприятий рабочей программы включен разнообразный познавательный и развивающий материал по развитию пространственной ориентации; занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей. Знания о технике, доступные детям, не только удовлетворяют их любопытство, но и содержат большие развивающие возможности: способствуют обострению наблюдательности, восприятия; воображения, а значит, благотворно влияют на умственное развитие дошкольников.

Учитывая особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность на занятиях кружка используется художественная литература, загадки о технике, игры. Вызвать у дошкольников интерес к технике помогают проблемные ситуации, вопросы, игровые задания.

Наблюдения показывают, что к концу дошкольного возраста у многих детей интерес к технике носит устойчивый характер. Желание быстрее вырасти, малыши нередко связывают с мечтой водить машину, запускать в космос ракеты, водить корабли, самолеты, тракторы.

Дети мечтают, а мир техники становится им ближе благодаря игрушкам. Но одних игрушек для этого недостаточно. Нужны яркие впечатления от окружающей действительности, неотъемлемой частью которой являются средства радиотехники, электроники, автоматики. Помочь детям рассказать об этом в доступной и занимательной форме - цель кружка.

Следует иметь в виду, что техника - это неотъемлемая часть окружающего мира, в котором живёт ребёнок, формируется и от которого в определенной степени зависит, каким он станет.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

За основу данной программы взята книга И.И. Кобитина «Дошкольникам о технике».

Основная цель программы - пробудить в ребёнке интерес

исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям,

создание условий для развития интереса ребенка к техническим

наукам.

Цель мероприятий:

1.Ф ормировать у детей устойчивый интерес к конструированию техники.

2.Вооружение детей системой элементарных знаний о современной технике, истории её создания, развитие технического кругозора, зрительной памяти.

3.Воспитание интереса к технике и уважения к труду взрослых, бережного отношения к материалам, орудиям труда, приборам и другим предметам, развитие элементов экономического мышления, понимания трудовых процессов и их последовательности.

3.Психологическая и практическая подготовка детей к труду (формирование стремления выполнять любую работу, привитие навыков коллективной деятельности и культуры труда, воспитание социально активной личности).

Задачи:

Основными задачами кружка научно-технического кружка

« Клуб любознательных техников » являются:

образовательные:

Обучать приёмам опытно-исследовательской деятельности,

Учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи,

Планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат,

Формировать интерес к науке и технике ;

развивающие:

Развивать познавательный и исследовательский интерес, интерес к устройству окружающего мира,

- содействие развитию интереса к познанию науки и технике,

Развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора,

Пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции, принципе действия;

воспитательные:

Развитие коммуникативных навыков, воспитывать культуру совместной деятельности;

Воспитание творческой активности, настойчивости в достижении поставленной цели;

Воспитание чувства гражданственности, патриотизма.

Все указанные задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе. Однако в зависимости от уровня развития и подготовки детей они конкретизируются.

В плане мероприятий по развитию конструктивных способностей у детей 5-6 лет применяются следующие дидактические принципы построения работы.

Принцип систематичности и последовательности требует правильного определения объёма знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе, связи знаний с практической деятельностью детей. Принцип систематичности и последовательности предполагает также нахождение логических связей между техническими, природоведческими и обществоведческими знаниями, полученными ребёнком на разных ступенях воспитания и обучения.

Большое значение при ознакомлении детей с техникой имеет опора на принцип развивающего обучения , так как важно дать пищу для растущего ума, вызвать радость познания, поддержать активную заинтересованность. При этом необходимо правильно определить место информации о технике в общей системе знаний об окружающем мире, выделить наиболее значимые сведения не только с точки зрения умственного развития детей, но и игровой деятельности.

Принцип перспективности позволяет подготовить детей к усвоению сложного материала, предусмотреть развитие наиболее ценных в воспитательном отношении ролевых игр, сформировать общие игровые интересы. На реализацию принципа перспективности направлено тематическое планирование игровой деятельности, которое помогает найти оптимальные пути включения информации о технике.

Особенности психического развития детей дошкольного возраста требуют широкого использования наглядности . Безусловно, большое впечатление на детей оказывает непосредственное восприятие механизмов. Однако не всегда это возможно. Поэтому воспитатель широко использует технические игрушки, картинки и иллюстрации, фотографии.

Содержание

Перспективный план рабочей программы « Клуб любознательных техников » рассчитан на детей 5 – 6 лет. Срок её реализации 1 год.

Занятия разбиты по темам:

    Наземный транспорт;

    Водный транспорт;

    Воздушный транспорт.

Задания можно варьировать, включать игровые задания из дополнительного материала. Задания построены с учётом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приёмами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей.

На занятиях в кружке расширяются и закрепляются знания детей о назначении и функциях средств передвижения; дети учатся замечать зависимость внешнего вида и устройства машин от их назначения, группировать транспорт по среде передвижения: водный, воздушный, сухопутный (наземный и подземный), космический. Дети должны уметь объяснить, как следует вести себя на улице, в транспорте. Им уже доступны знания о трудовых действиях людей, работающих на транспорте и обслуживающих его.

Постепенно у детей накапливается чувственный опыт, формируются обобщенные понятия, умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости в общественном производстве.

Целевые ориентиры на этапе завершения.

В результате обучения в кружке дети должны получить:

- знания:

О материалах и инструментах;

О правилах безопасности труда;

О различных видах транспорта;

О видах бытовой техники;

- умения:

Приобретение навыков работы в коллективе;

Освоение навыков работы с ножницами, клеем;

Умение конструировать из бумаги, строительного материала;

Умение работать с бросовым и природным материалом.

Формы и методы проведения занятий

Основа занятий научно-технического кружка «Клуб любознательных техников» – в игровой форме дать детям первоначальные знания из различных областей науки и техники.

Методика работы по программе предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, исследовательской и трудовой деятельности.

На каждом занятии проводятся физкультминутки (дыхательные упражнения, упражнения для глазных мышц).

Формы работы: и гры, беседы, работа с экспериментальным материалом, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

Методы работы: индивидуальный, групповой, наглядный.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: проведение открытых занятий, выставок.

Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьями воспитанников. На протяжении всего периода обучения в кружке окружающие ребёнка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную, научную активность. Поэтому основной целью работы с родителями является вовлечение их в процесс развития интересов к науке и технике детей старшего дошкольного возраста.

Основные формы взаимодействия с родителями:

Анкетирование семей;

Открытые показы;

Родительские собрания ;

Круглые столы;

Памятки, папки-передвижки, консультации.

На программу отводится: 1год –36 занятий (с сентября по май). Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 25 -30 минут.

Ценностные ориентиры содержания программы

Данная программа направлена на развитие личности, мотивации и способностей детей в определенных образовательных областях:

    Социально – коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое.

Ценностными ориентирами содержания рабочей программы научно-технического кружка « Клуб любознательных техников» являются:

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора воспитанников;

Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной деятельности);

Создание условий для возникновения интереса к политехническим наукам;

Формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;

Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

При проведении занятий педагог в игровой форме знакомит детей с простейшими понятиями, вводит воспитанников в мир науки и техники.

Основная задача педагога - подвести ребёнка к идее, в которой он максимально реализуется как исследователь, получит новые полезные знания, умения и навыки, предложить ему придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебный план

Возраст: 5-6 лет

Периодичность: 1 раз в неделю

Наименование кружка

День недели

Итого

«Клуб любознательных техников»

Среда

В неделю

В месяц

В год

Учебно-календарный план

п/п

Тема

Количество часов

«Автобус»

«Трамвай»

«Троллейбус»

«Грузовая машина»

«Микроавтобус»

«Машина, машина, идёт гудит…»

«Машина для своего груза»

«Фургон и грузовик»

«Грузовики »

«Гараж»

«Коляска»

«Тележка»

«Летательный аппарат»

«Летит птица-небылица»

«Самолетик»

«Вертолет»

«Дом по улице идёт…»

«Легковые машины»

«Грузовые машины»

«Трейлер»

«Плывёт, плывёт кораблик…»

«Самолёт»

«Катер»

«Кораблики»

«Флот царя Салтана»

«Лодочка»

«В водной стихии…»

«Парусник»

«Корабль»

«Ракета»

«Летающая модель»

«Аэроплан»

«Космический корабль»

«Паровоз»

«Вагон»

«Поезд»

Учебно-тематическое планирование

п/п

Месяц

Тема

Вид деятельности

Цель

Кол-во часов

Сентябрь

«Автобус»

Аппликация

Научить детей составлять автобус из геометрических фигур. Закреплять представление о геометрических фигурах – квадрате, прямоугольнике, упражнять в умении правильно работать кистью и клеем.

«Трамвай»

Научить детей сооружать из строительного материала трамвай. Формировать умение рассматривать образец, выделять в нём части, определять, из каких деталей выполнен образец, сколько взять для постройки деталей. Закреплять умение делать несложное перекрытие.

«Троллейбус»

Конструиро-вание из бумаги

Научить детей конструировать из бумаги троллейбус, развивать умение детей наклеивать прямоугольники на опорную линию. Развивать память, глазомер, чёткость движения рук.

«Грузовая машина»

Конструиро-вание из строительного материала

Научить детей создавать постройку из строительного материала- грузовую машину.

Октябрь

«Микро-автобус»

Аппликация

Учить составлять композицию из геометрических форм, изображая автобус.

«Машина, машина идёт гудит…»

Аппликация

Учить детей создавать грузовую машину из геометрических фигур (прямоугольника). Учить детей срезать углы у прямоугольника и квадрата. Закреплять знание геометрических фигур.

«Машина для своего груза»

Продолжать учить строить машину для своего груза.

«Фургон и грузовик»

Конструирование из строительного материала

Научить заменять одни детали на другие, комбинировать их, определять способы действия.

Ноябрь

«Грузовики»

Аппликация

Учить составлять композицию из геометрических фигур, изображая грузовики.

«Гараж»

Конструирование из строительного материала

Учить детей сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки-машины, для которой она предназначается.

«Коляска»

Научить детей собирать коляску из бросового материала

«Тележка»

Конструирование из бросового материала

Научить детей собирать тележку из бросового материала

Декабрь

«Летательный аппарат»

Аппликация

Научить детей составлять изображение летательного аппарата из геометрических фигур (треугольников).

«Летит птица-небылица»

Конструирование из бумаги

Научить детей конструировать из бумаги авиалайнер.

«Самолётик»

Конструирование из бумаги

Научить детей конструировать из бумаги самолётик.

«Вертолёт»

Конструирование из бросового материала

Учить детей работать с новым материалом - пробкой; воспитывать интерес к применению разнообразного материала и умение экономно его использовать.

Январь

«Дом по улице идёт»

Аппликация+ конструирование из строительного материала

Закрепить умение детей сооружать постройки из строительного материала - автобус и собирать его из геометрических фигур.

«Легковые машинки»

Научить конструировать игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу.

«Грузовые машины»

Конструирование из спичечных коробков

Способствовать развитию навыков детей при конструировании игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу.

«Трейлер»

Конструирование из спичечных коробков

Продолжать учить конструировать игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу.

Февраль

«Плывёт, плывёт кораблик…»

Аппликация

Учить составлять композицию из геометрических форм, изображая кораблик.

«Самолёт»

Конструиро-вание из строительного материала

Научить детей строить самолёт, используя в качестве образцов рисунки - чертежи.

«Катер»

Конструирование из строительного материала

Научить детей строить из строительного материала катер.

«Кораблики»

Аппликация

Учить составлять композицию из геометрических фигур, изображая кораблик.

Март

«Флот царя Салтана»

Аппликация из ниток

Учить детей составлять изображение кораблей из ниток. Развивать творческие способности, воображение.

«Лодочка»

Аппликация из бумаги

Учит детей конструировать из бумаги лодку, складывая квадрат по диагонали, развивать мелкую моторику.

«В водной стихии…»

Конструирование из бумаги

Учить детей мастерить из бумаги пароход, складывая квадрат по диагонали, развивать мелкую моторику.

«Парусник»

Конструирование из природного материала

Способствовать умению детей собирать парусник из природного материала

Апрель

«Корабль»

Конструирование из бросового материала

Закреплять умение собирать игрушки из готовых частей (бросового материала-пакета из-под молока), подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу.

«Ракета»

Аппликация

Учить детей составлять изображение ракеты из полосок. Развивать творческие способности, воображение.

«Летающая модель»

Конструирование из бумаги

Научить детей конструировать из бумаги простейшую летающую модель

«Аэроплан»

Конструирование из бумаги

Научить детей конструировать из бумаги аэроплан

1

33

Май

«Космический корабль»

Конструирование из бумаги

Развивать представление детей в умении составлять композицию из геометрических фигур, изображая космический корабль.

1

34

«Паровоз»

Конструирование из бросового материала

Закреплять умение собирать игрушки из готовых частей (бросового материала), подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу.

1

35

«Вагон»

Конструирование из бросового материала

Научить детей изготовлять из различных по форме и размеру коробочек вагоны.

1

36

«Поезд»

Конструирование из бросового материала

Закреплять умение собирать игрушку - поезд из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу.

1

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Оценка достижений воспитанников осуществляется в форме устной оценки педагогом промежуточных и конечных результатов работы детей.

Входящий: определение первоначального уровня воспитанников (на

первом занятии в виде собеседования).

Промежуточный (тематический): осуществляется при помощи соревнований, конкурсов. Применяются «контрольные задания», составленные в форме, интересной для воспитанников. Они проводятся по окончании изучения каждой темы.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Итоговый: выставка детских работ, в которой принимают участие все воспитанники. Она позволяет не только оценить успешность воспитанников, но и приучает детей справедливо и объективно оценивать свою работу, работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Воспитывает в них стремление к самосовершенствованию.

Ожидаемые результаты выполнения программы:

- значительное повышение уровня знаний дошкольников в области политехнических наук;

- расширение и обогащение кругозора;

- развитие познавательного интереса;

- формирование интереса к познанию в мире науки и техники;

- развитие навыков безопасного экспериментирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Кобитин И.И. Дошкольникам о технике – М: «Просвещение»,1993.

    Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель» , 2004.

    Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию. - М., 2005г.

    Дыбина. О.В. Творим, изменяем, преобразуем: игры-занятия с дошкольниками. – М.: ИД «Сфера», 2015.

    Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. - М.Сфера, 2008.

    Киселева А. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004.

    Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1986.

    Куцакова Л. В.Конструирование и ручной труд в детском саду– М.: Просвещение 1990 .