» »

Правильный выбор квартиры – залог успешной жизни. Правильный выбор – залог успеха

26.09.2019

За плечами у нас, студентов направления «Журналистика», почти целый год обучения в Тихоокеанском государственном университете, в том числе и казавшаяся поначалу такой страшной первая сессия, которую мы успешно преодолели. В первые месяцы учебы у многих из нас возникало чувство если не разочарования, то, по крайней мере, неудовлетворенности. Почему? Ответ прост: из всех дисциплин, которые мы изучали в первом семестре, профильной оказалась лишь одна, поэтому многие из нас были не настроены на изучение математики, концепций современного естествознания, истории и мировых религий.

И вот, наконец, началось творчество: в марте на занятиях по одному из профильных предметов мы получили задание взять интервью у таких же, как и мы, первокурсников, но обучающихся на других факультетах и осваивающих иные специальности и направления, которых в ТОГУ, как выяснилось, более пяти десятков.

Это был повод сравнить собственные впечатления и ощущения с чужими, а заодно и завести новые знакомства. И еще - в случае, если интервью окажутся успешными, - не только получить оценки за практическую журналистскую работу, но и (к слову, это одно из главных желаний большинства первокурсников) опубликоваться в журнале «Мой университет». Правда, для этого нужно было найти действительно интересных собеседников, да еще и представляющих наиболее диковинные университетские специальности…

Какие профессиональные перспективы ждут студентов специальности «Нефтегазовое дело»? Своими мыслями и впечатлениями поделилась первокурсница Татьяна Днепровская (на снимке).

- Таня, почему твой выбор - нефть и газ?

Я мечтала стать инженером еще со школы, поэтому и выбрала «Нефтегазовое дело». Мне кажется, специалисты этого направления будут особо востребованы на рынке труда в будущем. Прежде всего, потому, что советские геологи оканчивали вузы 15 - 30 лет назад, а за это время в науке произошли кардинальные изменения: сегодня, чтобы ее развивать, нужны молодые инженеры со «свежими» знаниями в головах. Кроме того, такие специалисты нужны и в других странах. Долгое время СССР был закрытой страной, поэтому изучению английского языка в вузах не уделяли должного внимания. Но для современного специалиста владение английским на уровне «читаю и перевожу со словарем» считается недостаточным. Преподаватели ТОГУ понимают это и предоставляют нам, студентам, возможность совершенствовать свой иностранный язык за пределами России: университет предлагает участие в обменных программах с иностранными вузами-партнерами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Австрии, Германии, США, Швеции, Италии.

- А почему поступила именно в ТОГУ? Ты не жалеешь о своем выборе?

На самом деле, я планировала поступать совсем в другой вуз. Однако моя старшая сестра убедила меня подать подлинник аттестата именно в ТОГУ: она сама окончила «Нефтегазовое дело» в Политене и сейчас нисколько об этом не жалеет. Я довольна, что выбрала именно ТОГУ: на мой взгляд, здесь работают строгие, но толковые преподаватели, которые способны дать качественное техническое образование. Главное, не лениться и не оставлять ничего «на потом»: терпение и труд все перетрут.

С какими трудностями сталкиваешься при изучении специальности и как с ними справляешься?

Все предметы, которые я изучаю, сложные, но интересные. Мне, как девушке, даются с трудом физика и инженерная графика. Последняя требует выполнения огромного объема работы, на который порой не хватает терпения: к примеру, начертание какой-нибудь детали занимает не меньше двух часов. А вообще, если у меня что-то не получается, я знаю к кому обратиться: у нас дружная группа, и мы всегда стараемся друг другу помогать.

- Успешно сдала первую сессию? Сложно было?

У меня довольно неплохие результаты: в зачетке ни одной тройки - только 4 и 5. Самым тяжелым испытанием стал экзамен по физике. Впрочем, я уже упомянула, что у нас с Ньютоном иногда случаются разногласия (смеется).

А как ты представляешь специфику своей будущей работы? Каким видишь свое профессиональное будущее?

Специалист моего профиля занимается развитием нефтегазовой отрасли в современных экономических условиях: разрабатывает технологию добычи нефти и газа, управляет разработкой месторождений, мониторингом проектирования в нефтегазовом деле и т.д. Столько возможностей у выпускников моего профиля - всего не перечислишь!

Но я все же надеюсь, что через четыре года мне не придется ездить в тайгу и тундру и там участвовать в поисках месторождений нефти и газа. Очень хочется работать в организационно-управленческой сфере: стать главным инженером в иностранной компании. Кстати, русские специалисты нефтегазового дела сейчас востребованы за рубежом: в Канаде, Великобритании, США, в солнечной Бразилии (улыбается).

А как ты проводишь свободное время? Расскажи о своих увлечениях.

Свободного времени немного, но и его стараюсь не терять даром: люблю учиться новому. На сегодняшний день увлекаюсь дизайном ногтей. С удовольствие выделяю пару-тройку часов в неделю, чтобы нарисовать красивый узор на чьих-нибудь ногтях. Еще в мои ближайшие планы входит освоение искусства визажа. Во всем «виновата» моя женская слабость: люблю делать людей красивыми.

Какие советы дашь выпускникам общеобразовательных заведений при выборе профессии?

Во-первых, нужно хорошенько подумать, перед тем как выбирать специальность: будет ли она востребована через пять лет. И еще: мое ли это, не пропадет ли в будущем желание двигаться по выбранному пути? Не стоит ждать, пока родители все решат за тебя сами: как-никак учебе по «навязанной» специальности придется уделить от 4 до 6 лет вашей жизни. Очень жаль, но по некоторым данным 55 % выпускников поступают в вуз по воле старших. Зачастую после окончания вуза бывшие «студенты-невольники» не хотят работать по специальности и, в конце концов, делают вывод, что эти годы жизни прошли впустую. Во-вторых, выпускники, учите естественные и точные науки, особенно физику, математику и химию! Фундаментальные знания, полученные в школе, значительно облегчают жизнь студента специальности «Нефтегазовое дело». Проверено на своем опыте.

Беседовала Юлия Раитина

На большом перерыве передо мной стояла непростая задача: взять интервью у студента-первокурсника. Непростая потому, что я еще никогда не брал интервью вне соцсетей. Я очень нервничал, на все у меня оставалось примерно минут пятнадцать. Мой выбор пал на моего тезку - студента Факультета автоматизации и информационных технологий Георгия Овчаренко (на снимке), обучающегося по профилю бакалавриата «Безопасность информационных систем».


- Георгий, с чем связан твой выбор обучения? Чем для тебя интересна будущая профессия?
- Я выбрал «Безопасность информационных систем» исходя из своих интересов и возможностей. Увлекаюсь инновационными технологиями и отлично понимаю, каков потенциал этой профессии, ведь информационные технологии развиваются очень быстро.

- Что тебе было известно об этой специальности до поступления в университет? Насколько изменились твои знания и впечатления после поступления?

Если откровенно, все мои представления о данном направлении и профиле являли собой исключительно догадки, исходившие из ее названия. По правде говоря, я собирался идти в летное училище, но завалил медкомиссию. Вот и выбрал максимально близкую специальность. Со временем, в процессе обучения, она стала нравиться мне все больше, и сейчас я ощущаю себя нужным в ней.

Какие из предметов оказались наиболее интересными? Каковы твои первые впечатления от учебы в университете?

Наиболее интересны профессиональные предметы: «Программирование и основы алгоритмизации» (это такая особая программистская магия) и «Информатика». Первые впечатления от университета были неизгладимыми: начиная от внешнего вида вуза и заканчивая качеством предоставляемого обучения. И вообще ТОГУ кажется мне совершенно «другим миром» после школы. Чувствуется, что наступил важный период в жизни.

Легко или трудно сдал первую сессию?

Было бы значительно легче, если бы не моя природная лень! (смеется).

- Есть ли у тебя какое-нибудь хобби? Удается ли успешно совмещать свои увлечения с учебой?

У меня два хобби: фехтование и настольные игры. Совмещать их удается, но порой бывают такие моменты, когда приходится чем-то жертвовать. Например, когда на фехтовании выездные соревнования, приходится пропускать занятия, из-за чего вынужден сам изучать материал, что не всегда получается должным образом.

- Довольно необычные у тебя увлечения! Каким настольным играм отдаешь предпочтение? У меня в числе знакомых есть пара-тройка людей, которым очень нравится Warhammer 40000.

Да, Warhammer и я очень люблю. Мне также нравятся «Dungeons & Dragons», «Манчкин», «Игра Престолов», «Да, Темный Властелин» и «Ужас Аркхэма»…

До начала следующей пары оставалась всего пара минут, поэтому я был больше не вправе задерживать ни интервьюируемого студента, ни себя и озвучил последний вопрос:

- Что бы ты посоветовал, с учетом личного опыта, ученикам выпускных классов школ?

Выбрать себе профессию, которая точно очень их заинтересует, потому что если работать без удовольствия - это не принесет пользы ни тебе, ни окружающим.

Беседовал Георгий Пинчук

Тихоокеанский государственный университет - одно из крупнейших высших учебных заведений Дальнего Востока. Недаром сюда стремятся попасть не только хабаровские школьники, но и ребята из других городов России. Интересно, как наш вуз принимает иногородних ребят? Узнать подробности мне помог студент второго курса Инженерно-строительного факультета Евгений Тарасов (на снимке).

Я родился и вырос в городе Якутске Республики Саха (Якутия). В школе всегда старался хорошо учиться, принимал участие в физико-математических олимпиадах. В сумме, кстати, набрал наибольшее количество баллов среди всех участвующих. Мечтал получить высшее образование в городе Санкт-Петербурге. Но, к сожалению, некоторые жизненные обстоятельства заставили отказаться от этой мечты. Недолго думая, выбрал ТОГУ - очень известный в кругу школьников нашей республики университет.

Как интересно у тебя в столь юном возрасте складывается судьба! Тебе ведь только 17 лет. А помнишь день, когда впервые приехал в Хабаровск? Какие были ощущения?

Была глубокая ночь! 1 сентября 2012 года около часа ночи самолет приземлился в аэропорту Хабаровска. Помню, что очень долго ехал в общежитие на такси. На место прибыли лишь в четыре утра. Уже через несколько часов пошел на праздничную линейку в честь начала учебного года и заблудился в студгородке.

Как же тебя пустили в общежитие в четыре часа утра? Вахтерши у нас строгие! Проблем не было?

В том-то и дело, что в столь раннее время коменданта не было. А вахтерша была столь добра, что разрешила переночевать в спортивном зале общежития на матрасах (смеется). Мои земляки там уже расположились. Мы познакомились друг с другом, поэтому весело провели оставшееся время.

И сколько же было таких веселых ночей в спортзале?

Всего одна. Первая и последняя. Как только комендант появился на рабочем месте, нас всех сразу же распределили по комнатам.

- Что первое пришло в голову, когда очутился в своей обители? Одним словом.

Уют (отвечает, ни секунды не раздумывая).

Значит, твои ожидания оправдались?

Ах, если бы не сериал «Универ», благодаря которому у меня сложились немного другие представления о жизни в общежитии... Но все это уже развеялось, я привык, обустроился, спасибо соседям за все веселые моменты в нашей жизни.

Многие жалуются на жизнь в общежитии, а ты с такой улыбкой говоришь об этом. Значит, все не так плохо... Скажи, а ты сразу понял деление университета на правое, левое крыло и центр?

Что касается нахождения нужных аудиторий, терялся, конечно. Не мог найти подвал и 6-й этаж. Но всегда спасали добродушные уборщицы.

- А как на первом курсе обстояли дела с учебой и ориентированием в учебном корпусе ТОГУ?

Ооо! Первый семестр - это просто ужас! А еще 25 сентября я попал в больницу, из-за чего из моей учебной деятельности пришлось вычеркнуть целый месяц. Результат: первая сессия была закрыта на одни тройки. Обидно! Сейчас с учебой порядок, в зачетной книжке нет таких оценок.

Скажи, если бы не жизненные обстоятельства, благодаря которым ты сейчас здесь, какой выбор ты бы сделал? Питер? Или все-таки изменил бы решение?

Могу сказать одно… Я не жалею о своем выборе!

Вот этого я и ждала. Женя, ты молодец! Судьба то и дело подкидывает всевозможные сложности, но ты мужественно с ними справляешься. Наверное, у тебя есть жизненное кредо?

- «Судьба сама все творит». С этим выражением и живу. Оно мне помогает.

А может быть успех заключен в твоей фамилии? Тарасов - как тренер известного хоккеиста Валерия Харламова?

Нет, с Анатолием Владимировичем Тарасовым меня и мою семью ничего не связывает. Но я горжусь своей фамилией и нашей большой семьей Тарасовых.

Вот на этой душевной ноте мы с Евгением и завершили нашу беседу. На прощание он пожелал мне и всем своим друзьям и знакомым здоровья, счастья и успехов во всем. Да! ТОГУ есть кем и чем гордиться.

Беседовала Дарья Конкина

Факультет экономики и управления считается самым популярным в ТОГУ, о чем наглядно свидетельствует ежегодный абитуриентский конкурс. На его кафедрах готовят специалистов по разным направлениям, одним из которых является «Бизнес-информатика». Почему туда стоит поступать, и какая там учеба «на вкус», рассказала Валерия Беляева (на снимке), студентка второго курса ФЭУ.


- Лера, почему выбрала именно эту специальность? Она тебя чем-то зацепила?

Процесс выбора профессии был долгим. Технические специальности казались трудными, а просто экономика или менеджмент - бесполезными и скучными. Последние четыре года в школе я углубленно изучала информатику. А направление «Бизнес-информатика» напрямую связано именно с этим предметом. И как только узнала об этом, сразу поняла, что это мое. Ведь можно изучать программирование и информационные технологии в экономической сфере параллельно с экономическими науками.

- Знала об этой специальности до поступления в университет?

До поступления, если честно, было совсем непонятно, что это такое, и с чем его едят. Но это только увеличивало интерес, тем более многие знакомые моих родителей в один голос говорили, что это отличный выбор будущей профессии. Какое-то шестое чувство подсказывало мне, что «попала в десятку».

- А сейчас какие впечатления?

Спустя пару месяцев обучения стало понятно, что из нас готовят управленцев. Аббревиатура нашей группы - УБ, расшифровывается как управление бизнесом. А значит, зная экономику и имея в руках отличный гибкий инструмент в виде навыков программирования, можно создать собственный бизнес на любом уровне, в любой отрасли.

- Появились уже любимые предметы? Что заинтересовало в учебе?

Мне, как человеку увлеченному информатикой, было очень интересно познакомиться с новыми языками программирования: структурными (Pascal), объектно-ориентированными (C#) и мультипарадигмальными (Delphi). Этим мы и занимались на предмете «Объектно-ориентированный анализ и программирование». В первом семестре акцент был сделан именно на дисциплины, посвященные информационным технологиям. Поначалу меня расстраивало то, что я почти все это уже успела пройти в школе. Но во втором семестре акцент сместился. Стало больше экономических наук, мы начали все глубже погружаться в атмосферу своей специальности. На первом курсе университета ты каждый день открываешь для себя что-то новое. Учеба приобретает смысл, а ты - все больший азарт и желание учиться.

- Трудно было сдавать первую вузовскую сессию?

Она далась мне очень легко. Я ее практически и не заметила. Непонятно почему старшекурсники и преподаватели так пугают нас, первокурсников, этой сессией. Так что на вторую, которая уже не за горами, я настроена спокойно.

- А что бы ты посоветовала будущим абитуриентам?

Многие первокурсники заваливают свою первую сессию. Почему? Прогуливают учебу, теряют интерес к выбранной специальности из-за того, что не следуют своему изначальному желанию «кем стать, когда вырасту». Идут на поводу у родителей, у моды, поступают «туда, куда подружка пошла» и так далее. Но высшее образование - это больше, чем просто «корочка» диплома. Это одна из ступеней «лестницы в достойную жизнь». Поэтому советую старшеклассникам выбирать именно то, что им по душе, чтобы свои дальнейшие четыре года обучения можно было назвать интересной и веселой студенческой порой, а каждое утро приходить в Политен с улыбкой!

Беседовала Кристина Мягкова

Каждый год ТОГУ вновь оживает от потока студентов-первокурсников. Решительные и самоуверенные, они рвутся вперед, ломая преграды и с каждым днем все глубже погружаясь в мир Политена. Спустя четыре года многие из них станут высококвалифицированными специалистами и мастерами своего дела, а сейчас они заполняют лишь первые листы своей зачетки и книги жизни в университете. Что-то уже сделано, но многое лишь предстоит открыть для себя. Что же? Об этом мне и захотелось расспросить одного из них.

В сети моего любопытства попал Андрей Сероухов, обучающийся по направлению «Прикладная информатика» на Факультете экономики и управления. В ходе неформальной беседы за чашечкой горячего какао я задала ему несколько вопросов.

- Андрей, почему твой выбор пал на прикладную информатику? Чем именно она тебе интересна?

Желание стать программистом у меня отчетливо сформировалось в восьмом классе. Из-за неожиданной поломки компьютера пришлось попробовать себя в роли программиста-спасателя. Чуть поразмыслив, я начал возиться с дисками и проводками и вскоре смог его реанимировать. Через год я уже принялся писать свою первую программу и осознал, что мир программ - это интересное поле для творчества. Начав с азов, с помощью простого самоучителя, купленного в ларьке, я переходил к все более сложным вещам. Мир цифр и кодов увлек, стал раскрываться передо мной. То, что казалось очень сложным, стало простым и понятным. В нашем деле создать продвинутую, необычную, сложную программу - это победа. Сейчас к этому и стремлюсь.

Что тебе было известно об этой специальности до поступления? И как изменились твои знания и впечатления впоследствии?

Знал о будущей профессии, в принципе, все, так как перед этим немало времени провел в интернете в поисках нужной информации. В университете, если сравнивать со школой, учиться проще: преподаватели относятся снисходительней, они менее требовательны и настойчивы. Учиться новому или оставаться на прежнем уровне - личный выбор каждого.

Какие из предметов, которые ты начал изучать, более интересны и близки тебе? Каковы твои впечатления от учебы в ТОГУ?

Интересны такие предметы, как «Современные среды программирования», «Операционные среды и оболочки». Они - профильные, благодаря им мы углубляемся в практику программирования, узнаем о множестве интересных нюансов, подробностей и деталей выбранной нами профессии.

Если вспомнить первую сессию, могу подвести итог: экзамены были сданы удачно благодаря четырем бессонным ночам наедине с учебниками. Кроме того, я поступил правильно, хорошо зарекомендовав себя в самом начале семестра, - заработанный у преподавателей имиджевый капитал во время сессии работал на меня.

- Что можешь посоветовать с учетом личного опыта ученикам выпускных классов школ?

- «Следуй за мечтой!» - вот мой девиз. Считаю, что выпускники школ обязательно должны выбирать профессию по душе, искать в ней отражение своих интересов, увлечений, талантов. Но нужно взглянуть и с другой стороны, меркантильной, - подойти к выбору профессии с расчетом. Лучше, если ваша профессия будет востребованной на рынке труда, тогда поиск рабочего места не составит проблем. И, по-моему, не стоит пренебрегать мнением родителей, советую найти с ними компромисс.

- Андрей, а в какой профессии ты бы хотел себя еще попробовать?

А я уже пробую! Собираюсь создать свою музыкальную группу, быть в ней соло-гитаристом - эта мысль не дает мне покоя уже долгое время. Учиться играть на гитаре я начал еще пару лет назад, а в университете нашел друзей, которые близки мне по духу. Они подхватили идею и сейчас из несбыточной она превращается во вполне реальную. Возможно, скоро наша группа зажжет зал Политена. Например, на следующей Студвесне. А позже - как знать? - доберемся и до «Платинум Арены». Шутки шутками, но стремиться к высотам надо. А еще, думаю, из меня мог бы получиться неплохой повар-кондитер, выпекающий вкуснейшие шоколадные кексы и торты.

- Спасибо, Андрей, за интересную беседу. Надеюсь когда-нибудь попробовать и твою вкусную выпечку.

Беседовала Анастасия Кузнецова

Кем стать, если ты находишь искреннюю радость в изучении культуры другой страны, в общении с иностранцами? О своем выборе рассказал студент 1-го курса ТОГУ Роман Гуменный (на снимке).

- Почему ты выбрал направление бакалавриата «Зарубежное регионоведение»?

Еще в школе я заинтересовался культурой Китая, соседней с Россией страны. Думаю, произошло это на уроках истории, когда преподаватель затрагивала вопросы взаимоотношений двух государств. Я много читал об истории Поднебесной, особенно о ХХ веке. Именно этот интерес повлиял на выбор будущей профессии. Мне хотелось учиться на специальности, которая позволила бы мне изучать языки и культуру других стран, в первую очередь Китая. Путь к выбору был долгим: два года я перебирал различные варианты и остановился на зарубежном регионоведении. Сейчас я все больше узнаю о стране, которая когда-то вызвала во мне живой интерес. У каждой нации есть какие-то свои особенности в отношении к жизни, поведении, культуре и многом другом, вот такие отличительные черты китайцев мне и нравятся.

Мы живем на Дальнем Востоке и соседствуем с разными восточными странами. Многие вузы специализируются на подготовке кадров именно в этой сфере, но ты выбрал ТОГУ. Почему?

И этот выбор оказался непростым. Вариантов было несколько, но в итоге осталось только два: ТОГУ или ДВФУ во Владивостоке. Оба университета хорошие, у каждого есть свои достоинства, каждый может дать то, что я хочу. Решающую роль в выборе сыграло все-таки месторасположение вуза. Никого не хочу обидеть, но относительно спокойный Хабаровск мне нравится намного больше Владивостока, где много суеты. Более того, у меня возникло ощущение, что люди в Хабаровске проще в общении и отношении к жизни. И здесь много людей из родного мне Приморского края.

- Каким было самое первое впечатление о ТОГУ?

Впервые я посетил Политен с отцом, когда приехал подавать документы на поступление. Он меня просто поразил своими размерами!

- В чем видишь «плюсы» и «минусы» своей учебы?

Мы учим китайский язык не с первого курса - это первый и последний минус, который вижу в Политене, и то для некоторых он может стать плюсом. Но мне хотелось бы начать учить этот сложный язык с первого года, чтобы нарабатывать базу. Чем раньше, тем лучше, я думаю. Из плюсов, хочу сказать о предметах, которые преподают. В первую очередь о тех, которые связаны с моей специальностью. Например, мне очень нравится политическая география Китая. Мы изучаем особенности отдельных регионов Поднебесной, как экономические, так и политические. Большой плюс ТОГУ - яркая и творческая внеучебная деятельность, которой свободно могут заниматься все желающие студенты.

- Что скажешь о преподавателях?

Преподаватели очень нравятся. В школе учителя требовательные, и здесь, конечно, нам тоже не дают расслабляться. Но преподаватели в университете позволяют полностью раскрыться, с ними можно дискутировать. Очень запомнился преподаватель по предмету «Концепции современного естествознания» Бернард Борисович Авербух. Это человек старой закалки, он очень много рассказал не только по своему предмету, но и о мире, жизни и людях. Приятно знать, что рядом есть такие надежные и умные люди, к которым всегда можно подойти с интересующим вопросом и получить на него ответ.

- В ТОГУ много кружков и секций спортивного и творческого направлений. Чем-нибудь занимаешься?

Конечно! Очень люблю играть в КВН, и в будущем хотелось бы организовать свою команду. Еще я был в составе факультетской команды во время фестиваля «Первокурсник». С нами вместе выступали студенты из Китая, которые учатся в Политене. Благодаря им удалось занять третье место в конкурсе. Я до сих пор с ними общаюсь, это очень удобно делать, ведь мы живем в одном общежитии. Участвуем вместе с ними и в спортивных мероприятиях. Я с детства играю в баскетбол, и в ТОГУ принимал участие в межфакультетских соревнованиях. Мы заняли пока только четвертое место. Обидно.

- Ты упомянул, что живешь в общежитии. Это как-то повлияло на тебя?

Да, и очень сильно. Полгода живу отдельно от родителей, стал более самостоятельным. Например, теперь приходится самому себе готовить. Я делал это и раньше, но не так как здесь: дома мама помогала. Сейчас мне хочется испечь печенье, но я не знаю пропорций, и было бы здорово, если бы мне кто-нибудь показал, как это делается. Когда начинаешь жить самостоятельно, узнаешь много интересного не только о жизни, людях, но и о самом себе.

- Пожелай что-нибудь нашим читателям - будущим абитуриентам.

Желаю: если у вас есть интерес к чему-то, есть тяга что-то делать, то делайте! В Политене это будет не сложно.

Беседовала Дарья Махнова

Кто-то хочет стать летчиком, кто-то газовиком, а кому-то просто мольберт с карандашами подавай - и счастью нет предела. Екатерина Суховеева, студентка первого курса, рассказала мне о всех прелестях обучения на Факультете архитектуры и дизайна, поведав, какова там учеба, что называется, на вкус и цвет.

Екатерина, а почему ты поступила именно на архитектуру? Лично я немало слышал о том, как сложно учиться на этой специальности, знаю, как много парней из-за большой нагрузки и неуспеваемости уже ушли в армию...

У меня, к сожалению, нет суперистории о моем поступлении. Все просто. Колебалась недолго. Выбор пал на специальность «Архитектура», и я очень рада, что сейчас имею возможность обучаться этой профессии. Во-первых, это - творчество, возможность не только изучать инженерные науки, но и развивать фантазию, чувство прекрасного, воплощать свои идеи в проекты. Во-вторых, это - востребованная профессия, ведь хороших специалистов в этой области сейчас действительно ценят.

А после того, как уже подала документы, часто слышала, что это сложно, что надо много работать? Кто-нибудь пытался тебя отговорить?

Практически все так и говорили. Но сам знаешь, у кого-то больше сил, у кого-то меньше, кто-то ленивый, а кто-то наоборот. Старалась никого не слушать, но когда поступила, по правде говоря, думала, что будет не так трудно. От студентов много требуют. В течение семестра нужно сдать несколько проектов, и, помимо этого, есть еще и другие предметы, не по профилю специальности. Но я считаю это плюсом, потому что здесь хочешь - не хочешь, а будешь стараться организовать свое время. Тем более такой темп жизни входит в привычку, и, когда времени становится много, хочется его чем-то занять. Сейчас я часто устаю, но это приятная усталость, особенно когда сдаешь свою работу, получаешь результат и чувствуешь, что все было не зря.

- Какой-нибудь предмет уже «прорвался в твое сердце» и решил там остаться навсегда?

Пока нет. Я стараюсь их всех держать во «френд-зоне». Но мне везет - нелюбимых предметов нет. А если честно, нравятся больше все-таки дисциплины по специальности: архитектурное проектирование, рисунок, композиционное моделирование.

Наверное, один из самых непостижимых вопросов для студентов: «Как же сдать сессию успешно?». Как тебе это удалось?

Первая сессия прошла удачно, каких-то глобальных сложностей не было. А секрет, ребята, прост: подготовилась - сдала. Чего и вам желаю, и советую. А вторая сессия, очень надеюсь, не просто пройдет так же, а пролетит. Лето как-никак, хочется целый месяц тратить на летние прогулки по городу, а не на дорогу в ТОГУ с чертежами.

- Какие перспективы ожидают тебя в будущем? Какие надежды возлагаешь на него?

В будущем хотелось бы, конечно, не просто работать в коллективе и выполнять «штатные заказы», а воплощать проекты мирового масштаба! Но, по крайней мере, я думаю, если действительно выучиться профессии, интересная работа всегда найдется.

- Напоследок - пару слов ребятам, которые собираются поступать на ту же специальность.

Говорю вам сразу и по делу: «С первых дней организуйте свой новый режим, старайтесь не откладывать работу на потом, чтобы была возможность высыпаться по ночам. Не тратьте свое время попусту, потому что в период обучения оно вырастет в цене как евро! Ну и, конечно же, не прогуливайте».

Беседовал Никита Башунов.

Фотографии Дины Непомнящей, Александры Тенеткиной и представлены авторами интервью

Фотографии

Выбор профессии - выбор успешного жизненного пути

профессия выбор успешность

Мысль о том, что правильный выбор профессии - это залог успешности жизненного пути является достаточно очевидной. Чтобы наиболее ярко ее проиллюстрировать предлагаю воспользоваться методом от противного (есть такой метод в математике).

Допустим, что человек выбрал профессию, которая ему не подходит. Что тогда?

Казалось бы, ничего страшного - можно взять и поменять. Но на самом деле, это не совсем так. Большинство профессий требует наличия серьезной подготовки: нужно несколько лет учиться, потом минимум два-три года работать под чьим-то руководством, чтобы стать реальным специалистом. А когда тебе 25 лет или даже больше, у тебя есть семья и дети, родители уже не помогают, и ты вдруг надумал сменить профессию, то что? Необходимо ломать сложившийся уклад жизни, найти деньги, на которые ты будешь жить, учась, но не работая при этом. Возможно, потребуется переехать жить в другой город, где находится интересующий тебя ВУЗ. Это все очень и очень непросто. Поэтому получается - семь раз отмерь, а один раз - отрежь.

Если поменять профессию сложно, то может быть можно привыкнуть? Так на самом деле часто и происходит. Однако рассчитывать, что жизнь такого человека сложится успешно, практически не приходится и вот почему.

Допустим, что человек выбрал профессию, к которой у него нет способностей. Например, бухгалтер, который постоянно допускает ошибки, или парикмахер, который плохо стрижет. Такого специалиста постоянно будут осуждать или наказывать. Пострадает дело, да и самому человеку будет крайне некомфортно жить. Поэтому, чтобы достигнуть максимальных успехов, нужно выбирать профессию, с которой человек не просто может справиться, а к которой у него - талант!

Бывает так, что способности есть, а желания - нет. Взяв волю в кулак, конечно можно заставить себя делать практически что угодно, но сможем ли мы достичь при этом отличного результата? Вряд ли. Когда человек делает то, что ему не нравится, у него возникает стресс, желание не делать этого вообще. И вместо быстрого результата, достойного восхищения окружающих и радости от проделанной работы, получается что-то среднее, занявшее время дольше обычного и не принесшее особого удовлетворения. То есть, выбирая профессию, нужно стремиться к тому, чтобы будущая работа была по душе.

Но вот, казалось бы, выбрал человек профессию - ту, которая нравится и при этом неплохо получается. Достаточно ли этого? Не всегда. Важное значение имеет доход, который приносит работа и то, как он соотносится с потребностями человека. Тут, как говорится, комментарии излишни.

Вернемся же к теме эссе. Мы доказали, что неправильный выбор профессии (то есть не отвечающий возможностям и желаниям человека, не соответствующий его уровню материальных притязаний) влечет за собой такие последствия, которые успехом жизненного пути не назовешь.

А что же такое успешный жизненный путь? Пожалуй, сколько людей, столько и ответов на этот вопрос. Мне кажется, что это - жизнь, прожитая счастливо, если при этом человек принес максимальную пользу, которую он мог принести себе и обществу, и не причинил зла другим.

Если согласиться с этим определением, то определить слагаемые успешности жизни нам поможет пирамида Маслоу. Согласно данным этого ученого потребности человека делятся на базовые: в еде, жилище, безопасности, - и социальные: в признании, любви, самовыражении.

Еду, квартиру, одежду человек может купить либо получить от кого-либо безвозмездно. Второй вариант встречается редко: наследство, богатый муж (или жена), выигрыш в лотерею и т.п. Если для человека деньги неважны или он может получить все необходимое, не зарабатывая при этом сам, то выбор профессии для этого аспекта успешности в жизни большого значения не имеет. Однако, повторюсь, в реалиях нашей жизни рассчитывать на такой ход событий практически не приходится. Вывод - важно выбрать профессию, которая будет востребована (желательно, чтобы при этом спрос на специалистов превышал предложение) и будет приносить стабильный доход.

Работа, которую выполняют с любовью, с умением делать ее качественно обязательно принесет признание и уважение коллег, заказчиков, учеников и всего общества. Работа - это, конечно, не единственное, благодаря чему можно получить признание. Альтернативой может служить - успешное воспитание детей, красивый внешний вид, чистота и порядок в доме, да мало что еще. Но если учесть, что работе мы посвящаем большую часть жизни (в неделе 168 часов, из них порядка 60 мы спим, 50 часов занимает работа (с дорогой и обедом), на все остальное остается 58 часов), то становится понятно насколько важно получать признание в том, что ты делаешь, именно на работе.

Самовыражение, реализация творческого потенциала - это высшая ступень человеческого развития. Без самореализации, без раскрытия творческих способностей жизнь человека больше похожа на механическую, она бедна и неинтересна. Опять же, можно найти способ такой реализации и вне работы, например, в качестве хобби фотографировать, рисовать, заниматься спортом. Это все замечательно и очень нужно, но, если элемент творчества и самовыражения присутствует и в трудовой деятельности человека, то такой человек счастлив вдвойне.

Возвращаясь к нашему определению, нужно вспомнить о пользе. Успешный, счастливый жизненный путь - это не только удовольствие, но и тот вклад, который человек привнес в жизнь своих близких, друзей, общества, страны, а может быть и всего мира. Если человек пек вкусные булочки, ставил правильные диагнозы, писал хорошие стихи - значит, он принес этим пользу обществу, и жизнь его была успешной. Если люди в нашей стране будут выполнять работу с большой производительностью, качественно, максимально раскрывая заложенные в каждом способности, то и страна будет процветать, обеспечивая безопасные и комфортные условия проживания в ней. В противном случае, нам будет очень тяжело выдерживать конкуренцию с другими странами, и мы вынуждены будем довольствоваться минимумом благ, а то и вовсе подчиняться правилам других. Об этом, думаю, тоже не стоит забывать.

Жизнь обычного человека: дом - работа, работа - дом. Если оценить важность успешной работы в успешности жизненного пути, я бы определила ее значимость как 40-80% (40% - для женщин, 70% для мужчин, 80% - для бизнесменов), с учетом общественной составляющей и уделяемого ей времени. Соответственно, если ты на 50% неуспешен (неправильно выбрал профессию и ничего в ней не достиг, приносишь зло людям тем, что некачественно выполняешь работу, плюс какие-то неуспехи в других областях), то назвать такой жизненный пути успешным уже не получится.

В русском человеке загадочным образом сочетаются и Левша, и Емеля, а посему, если работа по душе - то и дело спорится, а если человек в работе не заинтересован - то и результата не будет.

Надеюсь, я Вас убедила, что правильный выбор профессии - залог счастливой, гармоничной, значимой жизни!

Жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу).

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

Так, девушка с детства мечтала поступить в юридическую академию и работать следователем. Желание исполнилось. Обучение в институте - сплошное удовольствие интересные предметы, предвкушение увлекательной и неординарной работы, да и милицейская форма ей к лицу. Ближе к окончанию академии девушку стали посещать мысли о создании семьи, рождении детей. Надо сказать, что без благополучной и гармоничной семьи свою жизнь она также не представляла. Однако профессия следователя предполагает ненормированный и напряжённый рабочий день, нередки ночные выезды, неотложные командировки. Естественно, что времени на семью не хватает. В такой ситуации неизбежно возникло противоречие между двумя жизненными целями. Конечно, это не означает, что все следователи, геологи, капитаны дальнего плавания вынуждены постоянно «разрываться» между работой и семьёй. Однако, выбирая профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности. Тогда он сможет найти компромисс, а в результате и «овцы будут целы, и волки сыты».

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера.

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Что влияет на выбор профессии.

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной

профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Ошибки выбора профессии

1. Выбор профессии “за компанию”

Часто человек не владеет необходимой информацией, не достаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой выбор. В такой ситуации осуществляется выбор профессии “за компанию”. Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение всё равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убеждён в его правильности. Однако существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам и способностям человека и уже через год-полтора учёбу в училище, колледже или ВУЗе возникает разочарование, недовольство, желание “начать всё с начала”. Возможна вероятность что, выбранная таким образом профессия, тебе не подойдёт. Однако следует помнить что профессия, которая нравится твоему другу может не понравится и не подойти тебе.

2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней.

Некоторые профессии со стороны кажутся очень привлекательными. Но очень часто человек не понимает, какую гигантскую подготовительную работу нужно проделать, чтобы достичь желаемого успеха.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание на её внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

3. Перенос отношения к человеку на саму профессию.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. И уже поступив на такую специальность, молодой человек мало помалу обнаруживает для себя, что его интерес был ошибочно принят за интерес к профессии.

4. Отождествление учебного предмета с профессией.

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого ещё не следует, что понравится связанная с ним работа. Одно дело – эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое – зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Главное помнить, что школьный предмет – то ещё не профессия. Интерес к нему не говорит о том, что понравится связанная с ним работа.

5. Выбор исключительно по признаку престижности.

Например, некоторые молодые люди выбирают экономическое образование, основываясь на этом признаке. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует специфических качеств характера – например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности, устойчивости к стрессам. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошёл изучать экономику не потому что чувствует интерес именно к такой деятельности, а потому что это “круто”. Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-либо деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для человека лично. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнёшь работать мода, скорее всего, изменится.

6. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.

“Говорят родители и друзья что мне медведь на ухо наступил – ну ничего вот увидят меня на эстраде, посмотрим что тогда скажут”. Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводят к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены не устранимые дефекты речи, то его попытка “бросить вызов” обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведёт к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности не предъявляющих столь жёстких требований к устной речи, этот человек мог бы добиться успеха.

Выбор профессии – дело, существенно влияющее на судьбу человека, и не очень умно совершать его “назло” кому-нибудь или чему-нибудь. 7. Недостаточный учёт своих способностей.

7. Недостаточный учёт своих способностей.

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались куда лучше.

8. Ориентация на мнение случайных людей.

Часто подростки при выборе профессии ориентируются на мнение людей имеющих весьма смутные представление о той профессии, к выбору которой они подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и её саму и человека.

07.07.2008 Правильный выбор - залог успеха

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования, направленного на помощь подростку в этом, отвечает общественным и личностным требованиям, делает эту проблему чрезвычайно актуальной.

Об этом мы говорим с Валентином Васильевичем Рыбалкой, доктором психологических наук, который считает, что самое главное в жизни - быть творческим и духовно развитым человеком.

Валентин Васильевич, как вы считаете, почему в последнее время выросла актуальность проблемы профориентации? Как изменились взгляды на ее задачу?

По обыкновению выбор профессии молодыми людьми происходит на основе внешней привлекательности, например, по уровню зарплаты, имиджа учреждения, престижности профессии, по примеру родителей, друзей и т.п. Но при этом часто игнорируются, пренебрегаются качества собственно личности. Последнее происходит потому, что человек, как правило, лучше знает объективную действительность (учебный предмет, свою одежду, рабочее место и т.д.), чем свои субъективные психологические свойства.

Спросите, например, у школьника, какой у него коэффициент интеллектуальности (IQ), тип темперамента или характера, структура интересов, смысл жизни и т.п., и в ответ вы услышите очень печальную и призрачную оценку самого себя. Вместе с тем большинство современных профессий являются очень сложными и также нуждаются в тщательном глубинном познании, и вдобавок их количество достигает тысяч. Поэтому так важно найти свой, "родной труд", как говорил еще в свое время Г.С.Сковорода. А неудачный выбор профессии приводит к неудовольствию собой, неэффективности работы, неудачной карьеры, безработице и, более того, - к страданиям от профессиональных болезней. А если прибавить к этому, что структура профессий стремительно изменяется, нужны еще и мобильность, гибкость, готовность к своевременному изменению специальности, то проблема выбора усложняется. Именно поэтому значительной части людей нужна профессиональная квалифицированная помощь в решении этой проблемы, которую осуществляет система профориентации.

Каким образом нужно работать с профориентатором, чтобы сделать правильный выбор относительно будущей профессии?

Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы нужно провести большую внутреннюю работу. Научно-исследовательская работа профориентатора должна содержать несколько важных этапов.

Первый этап - профинформационный. Он разрешает получить максимум информации о профессиях, их содержании, статусе на рынке работы, уровень необходимого образования, перспективы трудоустройства, возможности продолжения обучения. На данном этапе профориентатор ознакомляет молодого человека с професиограммами и психограммами разных профессий.

Второй этап - профдиагностика, которая имеет целью выявления мотивов, интересов, склонностей и способностей человека к овладению профессии.

Третий этап - профконсультирование, предусматривающее предоставление помощи в выборе профессии на основе сопоставления професиограмм и психограмм с данными психодиагностики юной личности и установление степени соответствия между профессией и ее качествами.

В процессе консультации может осуществляться переориентация абитуриента из случайно выбранной на другую профессию (специальность), однако окончательный выбор остается за ним.

Четвертый этап - профессиональная апробация, во время которой происходит знакомство учеников с рабочими местами, их техническим оснащением; определяются и проверяются способности будущего работника непосредственно в трудовой деятельности, способность выполнять операции в определенной последовательности; соотносятся ожидания молодых людей с реальными условиями трудовой деятельности; осуществляется оценка ими самыми своих возможностей усвоение выбранной профессии.

Нужно заметить, что некоторые профессии нуждаются в продолжительной и основательной подготовке, обучении - в вузах, колледжах, профессионально-технических учреждениях, курсах и т.п. Поэтому, чем раньше человек осознает, что профессия выбрана несоответственно, тем более пользы он получит для себя и не будет тратить время.

Проблема выбора профессии является чрезвычайно важной и непростой. Существует множество сугубо технологических вопросов выбора профессии, которые может решить лишь опытный специалист-профориентатор.

Итак, необходимым является комплексный подход к профориентационной работе, который дает возможность каждому ученику осознанно подойти к выбору профессии.

Благодарим Вас, Валентин Васильевич, за интересную беседу и чрезвычайно полезную информацию, которая пригодится тем, кто оказался перед важным выбором, от которого будет зависеть дальнейшая жизнь.

От себя хотим прибавить - уважаемые читатели, отнеситесь с максимальной ответственностью к своему выбору. Не дайте закоренелым стереотипам или мысли посторонних взбить Вас из правильного пути. Прислушайтесь к себе, изберите ту профессию, которая будет приносить Вам удовлетворение и ощущение внутренней гармонии, а материальное вознаграждение за такую работу не заставит на себя долго ждать. От чистого сердца желаем Вам успехов в самоопределении!

Перевод статьи Ульяны Лысак