» »

Великая Китайская стена (Great Wall of China). Великая Китайская стена. История и легенды Максимальная высота китайской стены

22.06.2020

Великую Китайскую стену еще называют "Длинной стеной". Длина ее составляет 10 тысяч ли, или более 20 тысяч километров, а чтобы достичь ее высоты, десяток человек должны встать друг другу на плечи… Ее сравнивают с извивающимся драконом, протянувшимся от самого Желтого моря до Тибетских гор. На земле нет больше ни одного подобного сооружения.

Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине

Начало строительства Великой Китайской стены

По официальной версии, строительство началось в период Воюющих царств (475-221 годы до нашей эры), при императоре Цинь Ши-Хуанди с целью защиты государства от набегов кочевников хунну, и продолжалось десять лет. Строило стену около двух миллионов человек, что тогда составляло пятую часть всего населения Китая. Среди них были люди самых разных сословий — рабы, крестьяне, солдаты… Руководил постройкой полководец Мэн Тянь.

Легенда гласит, что сам император проехал верхом на волшебной белой лошади, прокладывая маршрут будущего сооружения. И там, где его лошадь оступалась, потом возводили сторожевую башню… Но это всего лишь легенда. А вот история о споре между Мастером и чиновником выглядит куда более правдоподобно.

Дело в том, что для возведения такой громады требовались талантливые умельцы-строители. Их среди китайцев водилось предостаточно. Но один особенно отличался умом и смекалкой. Он был настолько искусен в своем деле, что мог точно вычислить, сколько необходимо для такой стройки кирпичей…

Императорский чиновник, однако, усомнился в способности Мастера и поставил условие. Если, мол, Мастер ошибется только на один кирпич, он сам установит этот кирпич на башне в честь умельца. А если ошибка выйдет на два кирпича, тут уж пусть пеняет на свою самонадеянность — последует суровое наказание…

Много камней и кирпича пошло на сооружение. Ведь, кроме стены, поднялись еще и сторожевые, воротные башни. На всем протяжении маршрута их насчитывалось около 25 тысяч. Так вот, на одной из этих башен, что находится близ знаменитого древнего Шелкового пути, можно увидеть кирпич, который, в отличие от других, заметно выдается из кладки. Говорят, это тот самый, что обещал положить Чиновник в честь искусного Мастера. Следовательно, тот избежал обещанного наказания.

Великая Китайская стена - самое длинное кладбище в мире

Но и без всяких наказаний при работах по возведению Стены погибло столько людей, что место это стали называть еще и "самым длинным кладбищем в мире". Весь маршрут строительства был устлан костьми погибших. Всего, говорят эксперты, их насчитывается около полумиллиона. Причиной были плохие условия труда.

По преданию, одного из этих несчастных пыталась спасти любящая жена. Она поспешила к нему с теплой одеждой на зиму. Узнав на месте о смерти мужа, Мэн — так звали женщину — горько заплакала, и от обильных слез ее часть стены обвалилась. И тут вмешался сам император. То ли он опасался, что от женских слез поползет вся Стена, то ли приглянулась ему прекрасная в своей печали вдова, — словом, он распорядился взять ее к себе во дворец.

И та вроде поначалу и согласилась, но оказалось, только для того, чтобы иметь возможность достойно похоронить мужа. А затем верная Мэн покончила с собой, бросившись в бурный поток… И сколько таких смертей еще случилось? Впрочем, разве ведется учет жертвам, когда вершатся великие государственные дела…

А в том, что такая "ограда" была объектом большой государственной важности, сомневаться не приходилось. По мнению историков, стена не столько охраняла великую "Поднебесную срединную империю" от кочевников, сколько стерегла самих китайцев, чтобы они не бежали из своего милого отечества… Говорят, самому великому китайскому путешественнику Сюань-цзан пришлось перелезать через стену, крадучись, среди ночи, под градом стрел пограничной охраны…

Великая Китайская стена (Китай) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Сложно найти более масштабное творение рук человеческих, чем Великая Китайская стена. Можно выделить разве что египетские пирамиды . И если сооружения в долине Гизы в основном сконцентрированы в одном месте, то стена, словно гигантский дракон, пролегает над пустынями, полями, горами и плато, растягиваясь более чем на 20 000 км с востока на запад Китая. Несмотря на практически нулевую эффективность в защите от захватчиков, она все равно стала символом мощи страны, неким барьером между Поднебесной и остальным миром. Сегодня увидеть этот символ ежегодно стремятся миллионы туристов, значительная часть из которых - жители КНР, считающие, что, если человек ни разу не был на стене, он не может быть настоящим китайцем.

Немного истории

Великая Китайская стена не стразу строилась. Это результат труда многих государств, существовавших на территории современной КНР. Возводить ее в 7 столетии начали правители государства Чу, а закончили в 1878 г. уже властители империи Цин. Основная же часть сооружения была построена 600 лет назад. Вплоть до 1980-х стену практически не ремонтировали, а в более-менее сохранном состоянии находился только сегмент Бадалин. Но благодаря масштабной программе реставрации сооружение удалось спасти, хотя многие участки по-прежнему в полуразрушенном состоянии.

Существует городская легенда о том, что Великую Китайскую стену можно увидеть из космоса. На самом деле, это не совсем верно. Стена действительно впечатляет, но в первую очередь своей длиной. Ширина же ее относительно небольшая, и остроты зрения просто не хватает, чтобы ее увидеть. А вот рассмотреть стену на качественном фотоснимке все-таки можно. На нем она похожа но тонкий ломаный волос.

Что посмотреть

Великая стена - конструкция не цельная. За 2700 лет существования многие ее участки превратились в руины, а то и вовсе были полностью разобраны. Поэтому подразумевается путешествие к определенным сегментам, чаще всего полностью восстановленным, размещенным неподалеку от крупных городов с развитой туристической инфраструктурой.

Мутяньюй - самый «прилизанный» 73-километровый участок, расположенный в 2 часах езды от Пекина . Тщательно отреставрированная стена с множеством сторожевых башен окружена потрясающими горными цепями. Здесь не так много народу, как на других сегментах, так что, если позволяет время, лучше отправляться именно сюда. По мнению многих туристов, архитектура тут более интересная, чем на сверхпопулярном участке Бадалине.

На Бадалине часто бывает не протолкнуться - это «благодаря» небольшому расстоянию от Пекина (80 км), развитой инфраструктуре (гостиницы, рестораны, фуникулер) и, конечно, прекрасным пейзажам.

Сыматай - один из немногих сегментов, сохранивших оригинальный внешний вид 14 века. На кирпичах, из которых сложена стена, указаны дата, когда они были уложены, и номер воинского подразделения, занимавшегося строительством. Это единственный участок, открытый в вечернее время.

Фишка сегмента Цзиньшаньлин - хорошо сохранившаяся оборонительная система с бойницами, часовыми башнями, воротами и огневыми точками.

Практическая информация

Самые популярные участки стены расположены в относительной близости от Пекина. Вот как до них можно добраться.

Мутяньюй. Прямо в аэропорту сесть в метро и доехать до станции «Дунчжимэнь». Оттуда по выходным в 7:00 и 8:30 к стене отправляется автобус № 867. В дороге он проводит 2-2,5 часа и выезжает обратно в Пекин в 14:00 и 16:00.

Бадалин. Автобус № 877 на Бадалин отходит от столичного автовокзала Дэшэнмэнь с 6:00. Также сюда можно доехать на туристическом автобусе Beijing Tourist Hub, курсирующем с южной оконечности площади Тяньаньмэнь . Билет стоит 100 CNY, дети ростом до 120 см едут бесплатно.

Сыматай. На пекинском вокзале Дунчжимэнь сесть на автобус № 980 до города Миюнь, а затем взять такси до стены (180 CNY туда-обратно). Общее время в пути - 2 часа.

Цзиньшаньлин. На метро доехать до вокзала Дунчжимэнь. Оттуда к стене в 8:00 уходит туристический автобус. Из Цзиньшаньлина он отправляется в 15:00. Билет 50 CNY, время в пути 2 часа. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Великая Китайская стена - одно из древнейших сооружений, сохранившихся до наших времён. Её строительство растянулось на много столетий, сопровождалось непомерными человеческими потерями и гигантскими материальными затратами. Сегодня этот легендарный архитектурный памятник, который некоторые даже называют восьмым чудом света, привлекает путешественников со всей планеты.

Какой китайский правитель начал строить Стену первым

Начало возведения Стены связывают с именем легендарного императора Цинь Шихуанди. Он сделал много важных вещей для становления цивилизации Китая. В III веке до н. э. Цинь Шихуанди смог объединить враждовавшие между собой несколько царств в единое образование. После объединения он приказал воздвигнуть высокую Стену на северных границах империи (если конкретней, это случилось в 215 году до н. э.). При этом непосредственное руководство процессом строительства должен был осуществлять полководец Мэн Тянь.

Строительство длилось около десяти лет и было сопряжено с большим числом трудностей. Серьёзной проблемой стало отсутствие какой бы то ни было инфраструктуры: дорог для подвоза стройматериалов не было, воды и пищи для людей, занятых в работах, тоже не хватало. Количество тех, кто имел отношение к строительству во времена Цинь Шихуанди, достигало, по оценкам исследователей, двух миллионов. Массово на это строительство переправляли солдатов, рабов, а затем и крестьян.

Условия труда (а это был, в основном, принудительный труд) были крайне жестокими, поэтому многие строители погибали прямо здесь. До нас дошли легенды о вмурованных трупах, о том, что якобы для укрепления конструкции использовался порошок из костей погибших, но это не подтверждается фактами и исследованиями.


Строительство Стены, несмотря на сложности, осуществлялось в высоком темпе

Популярна версия, что Стена предназначалась для предотвращения набегов племён, обитавших на землях севернее. В этом есть доля истины. Действительно, в это время китайские княжества подвергались атакам агрессивных племён хунну и других кочевников. Но серьёзной опасности они не представляли и справиться с развитыми в военном и культурном отношении китайцами не могли. А дальнейшие исторические события показали, что Стена - это в принципе не очень хороший способ остановить кочевников. Много веков спустя после смерти Цинь Шихуанди, когда в Китай пришли монголы, она не стала для них непреодолимым препятствием. Монголы нашли (или сделали сами) несколько брешей в Стене и просто прошли через них.

Главная цель создания Стены, вероятно, заключалась в том, чтобы ограничить дальнейшее расширение империи. Это кажется не совсем логичным, но только на первый взгляд. Новоиспечённому императору было необходимо сохранить свою территорию и при этом не допустить массового исхода подданных на север. Там китайцы могли бы перемешаться с кочевниками, перенять их кочевой образ жизни. А это в конечном счёте могло привести к новому раздроблению страны. То есть Стена имела своей целью закрепить империю в существующих границах и поспособствовать её консолидации.

Разумеется, Стену в любой момент могли использовать с целью перемещения войск и грузов. А система сигнальных вышек на Стене и возле неё обеспечивала быструю коммуникацию. Наступающих врагов можно было заранее увидеть издалека и быстро, разведя костёр, оповестить других об этом.

Стена во времена правления других династий

В период царствования династии Хань (206 год до н. э. - 220 год н. э.) Стену продлили в западном направлении до города-оазиса Дуньхуана. Дополнительно была создана специальная сеть сторожевых башен, тянущаяся ещё глубже в пустыню Гоби. Эти башни призваны были защитить торговцев от грабителей-кочевников. В годы империи Хань было восстановлено и возведено «с нуля» около 10000 километров Стены - это в два раза больше, чем построили при Цинь Шихуандзи.


Во времена царствования династии Тан (618–907 гг. н. э.) в качестве часовых на Стене, в чьи обязанности входило следить за окружающей местностью и при необходимости подавать сигнал тревоги, стали использовать не мужчин, а женщин. Считалось, что женщины более внимательны и относятся к возложенным на них обязанностям ответственнее.

Много усилий для улучшения Стены приложили представители правящей династии Цзинь (1115–1234 гг. н. э.) в XII столетии - они периодически мобилизовывали для строительных работ десятки и сотни тысяч людей.

Участки Великой Китайской стены, сохранившиеся до нынешних дней в приемлемом состоянии, были возведены преимущественно при династии Мин (1368–1644). В данную эпоху для строительства использовались глыбы из камня и кирпичи, что делало конструкцию ещё прочнее, чем прежде. А строительный раствор, как показывают исследования, древние мастера готовили из известняка с добавлением рисовой муки. Во многом благодаря этому необычному составу многие отрезки Стены не разрушились до сих пор.


При династии Мин Стена была серьёзно обновлена и модернизирована - это помогло многим её участкам сохраниться до наших дней

Поменялся и внешний облик Стены: верхняя её часть была снабжена бруствером с зубцами. В тех зонах, где фундамент уже был хлипким, его укрепили каменными блоками. Интересно, что ещё в начале двадцатого века жители Китая считали главным создателем Стены именно Вань-Ли.

За столетия правления династии Мин, строение протянулось от заставы Шаньхайгуань на побережье Бохайского залива (здесь один участок укреплений даже немного уходит в воду) до заставы Юймэньгуань, находящейся на границе современного района Синьцзян.


После воцарения в 1644 году маньчжурская династия Цин, сумевшая объединить под своим контролем Север и Юг Китая, вопрос о сохранности стены отошёл на задний план. Она потеряла значение как оборонительного сооружения и казалась новым правителям и многим их подданным чем-то бесполезным. Представители династии Цин относились к Стену с некоторым пренебрежением, в частности, из-за того, что сами в 1644 году легко преодолели её и вошли в Пекин, благодаря предательству генерала У Саньгая. В общем, ни у кого из них не было планов строить Стену дальше или восстанавливать какие-то участки.

За время царствования династии Цин Великая Стена практически разрушилась, так как за ней толком не ухаживали. Только небольшой её отрезок около Пекина - Бадалин - сохранялся в достойном виде. Этот отрезок использовался в качестве своеобразных парадных «столичных ворот».

Стена в XX веке

Лишь при Мао Цзэдуне на Стену снова обратили серьёзное внимание. Однажды, ещё в тридцатых годах XX века, Мао Цзэдун сказал, что тот, кто не был на Стене, не может считать себя молодцом (или, в другом варианте перевода, хорошим китайцем). Эти слова впоследствии стали очень популярной в народе поговоркой.


Но масштабные работы по восстановлению Стены начались только после 1949 года. Правда, в годы «культурной революции» эти работы были прерваны - наоборот, так называемые хунвэйбины (члены школьных и студенческих коммунистических отрядов), разбирали некоторые участки Стены и делали из полученных таким образом стройматериалов свинарники и другие «более полезные», по их мнению, объекты.

В семидесятых культурная революция закончилась, и вскоре очередным руководителем КНР стал Дэн Сяопин. При его поддержке в 1984 году была запущена программа по реставрированию Стены - её финансировали крупные компании и обычные люди. А ещё три года спустя Великую Китайскую стену включили в перечень ЮНЕСКО как объект мирового наследия.

Не так давно большое распространение имел миф о том, что Стену реально разглядеть с околоземной орбиты. Однако реальные свидетельства космонавтов опровергают это. Например, знаменитый американский космонавт Нил Армстронг в одном из интервью сказал, что в принципе не верит, что с орбиты можно рассмотреть хоть какое-нибудь искусственное сооружение. И добавил, что не знает ни одного парня, который сознался бы, что смог увидеть своими глазами, без специальных приспособлений, Великую Китайскую стену.


Особенности и размеры Стены

Если считать вместе с ответвлениями, созданными в различные периоды китайской истории, то длина Стены будет больше 21000 километров. Изначально этот объект походил на сеть или комплекс стен, которые зачастую даже не имели связи друг с другом. Позже их объединяли, укрепляли, сносили и строили заново, если была такая необходимость. Что касается высоты этого грандиозного сооружения, то она варьируется от 6 до 10 метров.

На внешней стороне стены можно увидеть простые прямоугольные зубцы - это ещё одна особенность данной конструкции.


Стоит сказать несколько слов и о башнях этой великолепной Стены. Здесь их несколько видов, они различаются по архитектурным параметрам. Наиболее распространены прямоугольные двухэтажные башни. И в верхней части таких башен обязательно располагаются бойницы.

Интересно, что некоторые башни были возведены китайскими мастерами ещё до строительства самой Стены. Такие башни зачастую меньше по ширине, чем основная конструкция, и места их расположения кажутся выбранными наобум. Башни же, которые возводились вместе со Стеной, почти всегда находятся в двухстах метрах друг от друга (это расстояние, которое не способна преодолеть выпущенная из лука стрела).


Что же касается сигнальных вышек, то они устраивались приблизительно через каждые десять километров. Это позволяло человеку на одной вышке увидеть костёр, зажжённый на другой, соседней вышке.

Кроме того, для въезда или входа в Стене было создано 12 больших ворот - с течением времени вокруг них выросли полноценные заставы.

Разумеется, существующий ландшафт не всегда способствовал лёгкому и быстрому возведению Стены: в определённых местах она идёт вдоль горной гряды, огибая хребты и отроги, поднимаясь на возвышенности и опускаясь в глубокие ущелья. В этом, кстати, проявляется уникальность и своеобразность описываемого сооружения - Стена очень гармонично вписана в окружающую среду.

Стена в нынешнее время

Сейчас самый востребованный участок Стены у туристов - это уже упомянутый Бадалин, находящийся неподалёку (примерно в семидесяти километрах) от Пекина. Он сохранился лучше, чем другие участки. Для туристов он стал доступен в 1957 году, с тех пор здесь постоянно проводятся экскурсии. До Бадалина сегодня можно добраться прямо из Пекина автобусным или железнодорожным экспрессом - это не займёт много времени.

На Олимпиаде 2008 года ворота Бадалина выполняли роль финиша для велогонщиков. А ещё в КНР каждый год устраивается марафон для бегунов, маршрут которого проходит через один из участков легендарной Стены.


На протяжении долгой истории строительства Стены происходило всякое. Например, строители порой поднимали бунты, так как не желали или не хотели больше работать. Кроме того, нередко стражники сами пропускали врага за Стену - из страха за свою жизнь или за взятку. То есть во многих случаях она и вправду была неэффективным защитным барьером.

Сегодня в КНР Стена, несмотря на все провалы, сложности и неудачи, возникавшие при её строительстве, считается символом стойкости и трудолюбия предков. Хотя среди обычных современных китайцев найдутся и те, кто относится к данному сооружению с подлинным уважением, и те, кто, не задумываясь, бросит мусор рядом с этой достопримечательности. При этом отмечено, что на экскурсии на Стену жители Китая ездят так же охотно, как и иностранцы.


К сожалению, время и капризы природы работает против этого архитектурного сооружения. Например, в 2012 году СМИ сообщали, что сильными дождями в Хэбэе полностью смыло 36-метровый отрезок Стены.

По оценкам экспертов, значительный сегмент Великой Китайской стены (буквально тысячи километров) будет разрушен до 2040 года. Прежде всего это угрожает отрезкам Стены в провинции Ганьсу - их состояние очень ветхое.

Документальный фильм телеканала Discovery «Взрывая историю. Великая Китайская стена»

Самое грандиозное на планете оборонительное сооружение – это Великая китайская стена, Восьмое чудо света. Это укрепление считается самым длинным и самым широким. До сих пор ведутся споры, сколько км китайская стена тянется. Об этом строении можно найти немало интересных фактов в литературе и в Интернете. Интерес вызывает даже его расположение – эта стена разделяет Китай на север и юг — край кочевников и край земледельцев.

История китайской стены

До появления Великой китайской стены в Китае было очень много разрозненных оборонительных сооружений от набегов кочевников. В третьем веке до нашей эры, когда начал править Цинь Шихуанди, маленькие царства и княжества объединились. И император решил строить одну большую стену.

Начали стену строить в 221 году до нашей эры. Есть легенда, что на строительство китайской стены бросили целую императорскую армию – около триста тысяч человек. Привлекли и крестьян. Сначала стена была в виде обычных земляных насыпей, а уже после их начали заменять кирпичом, камнем.

Кстати, это сооружение можно назвать самой длинной не только стеной, а и кладбищем. Ведь тут было похоронено очень много строителей – их закапывали в стену, и дальше строили конструкции прямо на костях.

С момента строительства стену не раз пытались разрушить, а потом восстановить. Современный вид это сооружение получило при династии Мин. С 1368 по 1644 года устанавливались строительные башни, вместо земляных насыпей клали кирпич, некоторые участки отстраивали заново.

О Китайской стене, которая считается самым длинным искусственным сооружением в мире, есть множество интересных фактов. Вот некоторые из них:

  • при укладке блоков из камня использовалась клейкая рисовая каша, в которую подмешивали гашеную известь;
  • ее строительство забрала жизни более миллионов человек;
  • эта стена есть в списке Всемирного Наследия ЮНЕСКО как одно из величайших исторических достопримечательностей;
  • в 2004 году Китайскую стену осмотрели более сорока миллионов иностранных туристов.

Больше всего споров ведется вокруг цифры, сколько км Великая китайская стена . Ранее считалось, что ее протяженность составляет 8,85 тысячи. Но потом оказалось, что археологи измеряли только те участки сооружения, которые были возведены в эпоху династии Мин.

А вот если говорить обо всей китайской стене, длина ее составляет 21,196 тысячи километра. Эти данные были озвучены сотрудниками Государственной администрации по делам культурного наследия. Исследования они начали еще в 2007 году, а о результатах заявили в 2012-м. Таким образом, длина китайской стены оказалась больше первоначальных данных на 12 тысяч километров.

Великая Китайская стена – грандиозное сооружение во всей истории человечества, которое выполняет оборонительную функцию. Причины к созданию такой масштабной постройки образовались еще задолго до начала долгого строительства. Многие княжества севера и вообще царства Китая сооружали защитные стены от набегов вражды и простых кочевников. Когда все царства и княжества объединились (3 век до н. э.), император по имени Цинь Шихуанди всеми силами Китая начал многовековое и трудное строительство Китайской стены.

Шаньхай-гуань – это город, в котором Великая Китайская стена начинается. Именно оттуда она тянется волнистыми изгибами, огибая более половины границ Центрального Китая. Ширина стены в среднем составляет 6 метров, а высота – около 10. В какой-то промежуток времени стену использовали даже как хорошую ровную дорогу. На некоторых участках стены расположены крепости и укрепления в качестве дополнений.

2450 метров – такова длина Китайской стены, хотя общая протяженность с учетом всех веток, изгибов и извилин составляет почти 5000 км. От таких больших и бесконечных размеров издавна складывается множество легенд, мифов и сказок, например, одна из самых распространённых это то, что стену можно узреть с Луны и с Марса. На самом деле, Китайскую стену видно только с орбиты и на спутниковых снимках.

По распространенной легенде на строительство стены была потрачена огромная императорская армия, а это около 300 000 человек. Кроме того, десятки тысяч крестьян были приняты и задействованы в строительстве, так как количество строителей убывало по разным причинам, и нужно было компенсировать это новыми людьми. К счастью, с «людским ресурсом» в Китае нет проблем по сегодняшний день.

Очень интересно само по себе географическое расположение стены: оно является символом, который делит страну на две части – север принадлежит кочевникам, а юг – землевладельцам.

Еще один интересный и трагический факт – это самое длинное и масштабное по количеству захоронений в мире кладбище. О том, сколько людей было похоронено и за время строительства, и за всё время в целом, история умалчивает. Но цифра, наверняка, невероятно крупная. Останки погибших находят даже в наши дни.

За время всего существования стены она была ни один раз восстановлена: её реконструкцией занимались с 14 по 16 век, а потом с 16 до 17. В этот момент были добавлены специальные сигнальные башни, которые позволяли оповестить о наступлении врага посредством огня и дыма (передавали от одной башне к другой).

Как средство обороны стена проявила себя очень плохо, ибо для крупного противника такая высота – не помеха. Поэтому охрана по большей части смотрела не на северную сторону, а на южную. Причина в том, что надо было следить за крестьянами, которые желали покинуть страну, избегая налогов.

Сегодня, в 21 веке, Великая Китайская стена – официально признанный символ своей страны, известный всему миру. Многие ее участки реконструированы в туристических целях. Одна часть стены проходит непосредственно рядом с Пекином, что является выигрышным вариантом, потому что именно в столицу пребывает самое большое количество туристов.