» »

Социальный педагог в школе. Специализации социального педагога Социальный педагог где учиться

05.01.2024

Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств - образования и комитетов по делам молодежи.
В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.
Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях».

В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.

Несмотря на то, что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:

Учреждения образования;
- учреждения комитетов по делам молодежи;
- учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);
- учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, центры помощи детям, оставшимися без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.); - учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, которые в России делают свои первые шаги, и др.).

В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.). Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д.

Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.).
Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно-государственный характер.

В государственных учреждениях деятельность специалиста, его должностные обязанности, а также заработная плата определяются едиными, общими для всех нормативными документами (квалификационной характеристикой; требованиями к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий; должностными окладами и ставками заработной платы, установленными государством).

В общественных или общественно-государственных учреждениях деятельность специалиста, его должность и заработная плата определяются нормативными документами, регулирующими деятельность данного учреждения (законом РФ «Об общественных объединениях», законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» , квалификационной характеристикой учреждения, уставом или положением учреждения, штатным расписанием, должностными окладами и ставками заработной платы, установленными учреждением).
Кроме того, в стране зарождается волонтерское движение, в рамках которого социальные педагоги оказывают помощь детям безвозмездно.

Изложенное выше показывает, что социально-педагогическая деятельность - многосторонняя и ответственная. Поэтому профессиональная подготовка социального педагога должна опираться на обширные, научно-обоснованные знания и постоянное самосовершенствование.



Сначала нужно разобраться, кто же такой социальный педагог. Для многих взрослых, социальный работник идентичен тому же воспитателю или классному руководителю в школе. Да, это верно, ведь именно классный руководитель решает вопросы по адаптации ребёнка в группе своих сверстников, помогает ему направить психическое развитие в нужное русло, если есть необходимость. Профессия социальный работник – это некая смесь воспитателя с тонким психиатром. Особенно высокий рост потребности данной профессии возник в начале 21 века, когда вырос процент детской преступности, увеличилось количество детей с нарушениями, отклонениями в психике, а также родители стали хуже относиться к своим детям из-за проблем с наркотиками и алкоголем.

Социальный педагог работает непосредственно с детьми: организует мероприятия, проводит воспитательные работы с трудными подростками, помогает родителям наладить контакт с взбунтовавшимся чадом и защищает права детей при любых обстоятельствах. Данная профессия подразумевает взаимодействие с органами милиции, психологами, воспитателями и даже судами (если дело доходит до этого).

Кто может стать социальным педагогом?

Чтобы стать социальным педагогом нужно иметь психолого-педагогическое образование и образование по специальности "социология". Но, даже если вы окончили институт с красным дипломом и рветесь работать, вы можете не преуспеть на этом поприще. Для такого вида деятельности нужно иметь:

Желание постоянно работать с детьми;

Огромное терпение (дети могут такие причуды выкидывать, что вы не поверите, пока не увидите);

Умение приспосабливаться к каждому ребёнку отдельно от коллектива;

Высокую наблюдательность, так как именно в мелочах кроется корень проблем;

Коммуникабельность;

Искреннее желание помочь каждому трудному ребёнку;

Чувство ответственности, так как порой именно от вас зависит дальнейшая судьба малыша;

Высокий уровень психической и эмоциональной устойчивости;

Оплата труда социальных педагогов

Заработная плата зависит от уровня квалификации социального педагога и бюджета организации.

Социальный педагог обязан уметь анализировать поведение и проблемы каждой личности, организовывать адаптацию новеньких детей в коллективе и комфортную обстановку для всей группы, консультировать родителей для устранения барьеров, недопонимания в семье, а также классных руководителей для их правильной работы с классом.

Назвать профессию социального педагога лёгкой, язык не поворачивается. Отдача должна быть огромной, а это достижимо только при огромной любви к детям. Спрос на специалистов в этой области никогда не упадёт, так как уровень жизни, к сожалению, пока что не растёт, а ведь именно он определяет с юных лет дальнейшее развитие личности. При правильном и своевременном вмешательстве социального педагога в развитие малыша возможно устранение всех затруднений ещё на стадии зарождения.

Возможно Вас заинтересуют.

Ранее этот государственный стандарт имел номер 031300 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Российской Федерации

В.Д. Шадриков

Номер государственной регистрации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 031300 Социальная педагогика

Квалификация социальный педагог

Вводится с момента утверждения

Москва 2000

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

031300 Социальная педагогика Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000г.

1.2. Квалификация выпускника – социальный педагог.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки социального педагога по специальности 031300 Социальная педагогика при очной форме обучения 5 лет.

Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию социальный педагог, должен быть подготовлен к формированию общей культуры личности и способствовать социализации обучающегося, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и социальных служб, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший квалификацию социальный педагог, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом

для решения социально-педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник по специальности 031300 Социальная педагогика подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа.

Виды профессиональной деятельности специалиста:

научно-методическая,

социально-педагогическая,

воспитательная,

культурно-просветительская,

коррекционно-развивающая,

управленческая.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника – социального педагога, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031300 Социальная педагогика Основная образовательная программа подготовки социального педагога разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки социального педагога, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. Основная образовательная программа подготовки социального педагога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Основная образовательная программа подготовки социального педагога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДПП – дисциплины предметной подготовки;

ФТД – факультативы.

Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки социального педагога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ социального педагога

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Федеральный компонент

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х

I - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра

I . Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство.

Становление индустриального общества в России: общее и особенное.

Общественная мысль и особенности общественного движения в России

XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современной процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические

школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления

гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса.

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации - основной закон государства.

Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки

. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики,

социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального

прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

Федеральный компонент

Математика и информатика

Аксиоматический метод, основные математические структуры, вероятность и статистика, математические модели, алгоритмы и языки программирования, стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности.

Концепции современного естествознания

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество; работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Технические средства и аудиовизуальные средства обучения

Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование.

Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая); звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий.

Интерактивные технологии обучения.

Национально-региональный (вузовский) компонент

Общепрофессиональные дисциплины

Федеральный компонент

Педагогика

Введение в профессию

Социальный педагог как педагогическая профессия, его роль и функции (организационная, прогностическая, предупредительно-профильная, социально-терапевтическая, организационно-коммуникабельная, охранно-защитная). Профессиональный портрет. Сфера деятельности социального педагога. Специализация в работе. Виды социальных институтов. Развитие современной системы служб социальной помощи населению.

Общие основы педагогики

Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс. Философские принципы воспитания и образования: антропологический, аксиологический, культурологический, гуманистический, синергетический, герменевтический. Естественная природа и социальная сущность человека. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Воспитание как социально организованный процесс интеграции человеческих ценностей. Воспитание как процесс целенаправленного развития личности. Цель воспитания – личность развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом. Взаимосвязь и иерархия общечеловеческих, конкретно-исторических и индивидуальных ценностей в воспитании и образовании. Образование как социокультурный феномен. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании. Концепции народности воспитания. Религиозно-философская мысль о цели и назначении воспитания и образования в обществе.

Теория и методика воспитания

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонифицикация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

Теория обучения

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.

Педагогические технологии

Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Основные педагогические технологии: адаптивные, развивающие, личностно-ориентированные, диалоговые, модульные, контекстные, информационные, уровневой дифференциации обучения, группового воздействия, суггестологии, мультимедиатехнологии, игротехники, технологии педагогического общения. Диагностика прогнозирования, гаморазвития и коррекции. Задачный подход как технологическая основа целостного педагогического процесса. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Виды педагогических задач. Технология конструирования педагогического процесса. Диагностирование, проектирование и планирование педагогического процесса. Технология организации развивающей деятельности (учебно-познавательной, ценностно-ориентированной, технической, спортивно-оздоровительной и др.). Технология педагогического воздействия на личность. Технология учета и анализа результатов функционирования педагогического процесса.

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. Норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей. Девиантное (отклоняющееся) поведение детей. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.

Психология

Общая психология

Психология как наука. Предмет психологии. Принципы психологии. Методология и методы психологии. Пространство психологии и условия работы в нем.

Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь.

Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельность и личность. Познавательная деятельность. Ведущая деятельность и психологический возраст. Деятельность и обучение. Способности и деятельность. Общение и деятельность.

Проблема личности в психологии. Теории личности. Человек и культура. Структура личности в различных психологических теориях. Типология личности.

Эмоции и чувства. Воля и произвольность. Когнитивная психология. Познание и отражение. Опосредствование в познавательной деятельности.

Ощущение и восприятие. Их свойства. Теории.

Мышление. Теории мышления. Виды мышления. Мыслительный образ. Творческое мышление. Мышление и обучение.

Образ в восприятии, мышлении и воображении. Творческое мышление и воображение. Методы исследования познавательных процессов.

Память. Теории памяти.

Внимание. Теории внимания. Виды внимания. Методы исследования внимания.

Педагогическая психология

Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологические основания. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология педагогического коллектива. Психологические основы организации педагогической деятельности.

Структура педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Основные понятия психологии воспитания.

Психологические механизмы формирования личности.

Психологические аспекты воспитательных технологий.

Основные понятия психологии обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения.

Психолого-педагогический практикум

Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирования образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические технологии и методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта. Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, профессиональной компетенции личности социального педагога.

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Предмет и содержание курса. Общие закономерности роста и развития организма. Анатомия и физиология нервной системы. Высшая нервная деятельность. Нейрофизиологические основы поведения человека. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. Гигиенические основы режима дня учащихся. Анатомия и физиология желез внутренней секреции. Анатомия, физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ.

Анатомия и физиология органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности крови. Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений. Анатомия, физиология и гигиена кожи ребенка. Гигиена одежды и обуви. Состояние здоровья детей и подростков.

Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного участка.

Основы медицинских знаний

Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы, их вызывающие. Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Физиологические пробы определения здоровья. Применение лекарственных средств. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики. Терминальные состояния. Реанимация.

Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных болезней.

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Человек и окружающая среда. Система “природа-человек”. Здоровье и факторы, его определяющие. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни. Этапы формирования здоровья. Психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний.

Безопасность жизнедеятельности

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Окружающий мир. Опасности, возникающие в повседневной жизни и безопасное поведение. Транспорт и его опасности. Экстремальные ситуации в природных и городских условиях. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

Гражданская оборона и ее задача. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрический контроль. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Средства и способы защиты.

Национальный региональный (вузовский) компонент

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

Дисциплины предметной подготовки

Федеральный компонент

Социальная педагогика

Социальное воспитание и социализация личности Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Взаимодействие в социальном воспитании. Жизнедеятельность институтов социального воспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания

.

История социальной педагогики

Истоки социально-педагогической мысли и практики. Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Социальное воспитание в античном мире. Проблемы социального воспитания в эпоху Средневековья. Идеи социальной педагогики в эпоху Возрождения. Развитие социального аспекта в воспитании в

XVIII веке. Социальная педагогика П. Наторпа. Теория и практика социального воспитания в России после Октябрьской революции (1917 г.). Педагогика среды. Развитие социально-педагогической практики в России в 20-30-е гг. Возрождение социальной педагогики (вторая половина ХХ в.).

Социальная политика

Основные направления социальной политики современной России. Нормативно-правовая база. Политика государства по защите здоровья населения; в области занятости населения; по обеспечению права граждан на образование; по защите интересов семьи; по защите детства; по защите интересов женщин; поддержке инвалидов. Обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания населения.

Управление системой социальной защиты детства

Социально-экономические меры, предпринимаемые в современной России по реализации Конвенции ООН “О правах ребенка”. Содержание и сущность социальной защиты детства. Права детей и основные законодательные и нормативные акты в области их социально-правовой защиты. Организационная структура социальной работы с детьми. Социальная служба семьи и охраны материнства. Миграция и проблемы социальной работы с детьми. Бродяжничество как социальная проблема.

Основы социальной работы

Социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность. Сущность и цели социальной работы.

Социальный работник как субъект помощи. Клиент как объект профессионального взаимодействия социального работника и индивида, имеющего проблему на уровне социальных, ментальных и психоментальных связей с обществом, группой или самим собой. Клиент как объект познания социального работника. Личностная проблема, ее истоки, субъективный характер, виды.

Социальная работа с семьей, молодежью, престарелыми, одинокими, безработными, мигрантами и другими группами лиц и населения.

Методы социальной работы: коммуникативная техника, правовой инструментарий, медико-социологические, социально-психологические и др. Технология социальной работы: диагностика, адаптация, реабилитация, обеспечение в старости, помощь, обслуживание, попечительство, консультирование, прогноз, инновации.

История образования и педагогической мысли

История образования и педагогической мысли как область научного знания. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире. Христианская педагогика и ее влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Педагогическая мысль эпохи Возрождения. Особенности воспитания и обучения в России до

XVIII в. Европейская педагогика эпохи Просвещения. Образование и педагогическая мысль в Европе в XIX в. Развитие русской педагогики во второй половине XVIII – начале ХХ вв. Зарубежная школа и педагогика в первой половине ХХ в. Развитие школы и педагогики в СССР. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Педагогическая антропология

Педагогическая антропология как междисциплинарная отрасль человековедения. Человек как предмет педагогической антропологии. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом. Вклад К.Д. Ушинского в формирование педагогической антропологии. Концепция человека в педагогической антропологии. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия. Категория развития человека в системе понятий педагогической антропологии. Возраст как категория педагогической антропологии. Взаимодействие человека и культуры. Значение субкультуры для развития человека. Педагогическая антропология и гуманизация образования.

Основы профориентологии

Цели и задачи профориентационной работы. Типология проблем в выборе профессий. Планирование и организация профориентационной работы в школе. Возрастные особенности профессионального самоопределения. Принципы организации и проведения профконсультации. Критерии успешности профессиональной деятельности. Классификация профессий. Современный мир профессий, тенденции в его развитии. Профессиография. Психофизиологические основы способностей. Типы профпланов. Условия успешного профессионального самоопределения. Этапы профессионализации.

Методика и технология работы социального педагога

Сущность понятий “методика”, “технология”, их иерархия, соподчиненность и взаимосвязь. Методика социально-педагогического взаимодействия в системе социальных служб. Методика диагностики ребенка и окружающей его микросреды. Технология педагогического разрешения конфликтов. Методика социальной профилактики, коррекция и реабилитация. Технология реабилитации воспитательной предметно-пространственной среды. Педагогические основы клубной деятельности и работы детских и молодежных объединений и движений. Социальная природа досуга. Основные направления и методики досуговой деятельности. Технология социального планирования и управления.

Методология и методы психолого-
педагогических исследований

Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования. Взаимосвязь предмета и метода. Классификация методов. Исследование и диагностика. Научное и практическое исследования. Исследовательские возможности различных методов. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Способы представления данных. Методы статистической обработки данных.

Эксперимент и его виды. Характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней. Психологические тесты и их виды. Технология создания и адаптации тестовых методик. Требования к процедуре тестирования. Опрос как метод получения социологической и психологической информации. Специфика анкетирования, интервью, беседы и группового опроса. Требования к процедуре опроса. Наблюдение и его исследовательские возможности. Меры повышения точности и надежности наблюдения. Развитие способностей к наблюдения. Психосемантические методики. Проективные методики. Метод экспертной оценки. Метод анализа результатов деятельности.

Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования.

Возрастная психология

Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки Исторический очерк. Категория развития. Теории психического развития. Источники, движущие силы и условия психического развития. Механизмы развития личности. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис. Проблема периодизации психического развития. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие сензитивности, возрастного кризиса. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации. Основные этапы психического развития человека. Психическое развитие в младенчестве. Психологические предпосылки перехода к раннему детству. Психическое развитие в раннем детстве. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Психологическая характеристика готовности к школе. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Психологические особенности подростка. Основные проблемы подросткового возраста. Психология ранней юности. Психология зрелых возрастов. Психология старости. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития. Методы развивающей работы психолога.

Социальная психология

Предмет и методы социальной психологии, основные области исследования, краткий исторический очерк. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии, основные парадигмы социальной психологии. Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Воздействие в процессе общения. Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликтов. Малая группа, основные параметры и социометрическая структура группы. Структура социальной власти в малой группе. Коммуникативная структура группы. Групповая совместимость. Проблема групповой сплоченности. Проблема принятия группового решения, эффективности групповой деятельности. Феномены межгруппового взаимодействия. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Модели развития групп. Эффективные способы управления малой группой. Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания. Социально-психологические аспекты этнопсихологии. Психология массовидных явлений. Социально-психологическая характеристика личности. Понятие социализации и адаптации. Психологические механизмы поведения личности. Содержание процесса социализации. Формирование и изменение социальных установок личности. Социально-психологическая диагностика и проблема прогнозирования социального поведения человека.

История психологии

Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Модели и методы историко-психологического познания. Генезис и становление представлений о психической реальности в античности и средневековье. Принципы развития и структурирования психологического знания. Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов. Концепция психической причинности. Становление естественнонаучной парадигмы в психологии. Разработка категориального аппарата и методологических принципов психологии. Методология и практика психологического эксперимента. Психология в эпоху открытого кризиса: проблема самоопределения науки. Научные школы в психологии. Проблема взаимодействия теоретического и прикладного исследования в психологии. Гуманистическая парадигма в психологии. Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ: проблема научного диалога. Перспективы развития психологии.

Основы психологии семьи и семейного консультирования

Сущность брака и семьи. Функции семьи (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, воспитательная, психотерапевтическая, сексуально-эротическая, первичного социального контроля). Особенности современной семьи, ее структура, динамика.

Семейные отношения: культура отношений в семье. психологический климат, психология интимных отношений, профилактика супружеских конфликтов, правовое регулирование семейных отношений.

Особенности детско-родительских отношений. Воспитание ребенка в семье: готовность молодых родителей к рождению ребенка, родительские установки и стили воспитания. Воспитание детей в разных типах семей, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей. Работа социального педагога с семьей.

Психолого-педагогическая диагностика

Краткий курс истории психолого-педагогической диагностики. Предмет, объект и задачи истории психолого-педагогической диагностики. Психолого-педагогические методы. Основные диагностические подходы. Классификация методик (тестов).

Этапы исследования. Психолого-педагогический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноста. Психолого-педагогический прогноз. Методология диагностики: понятие методики, понятие теста. Функции методик и тестов: выделение и измерение. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность. Стандартизованные и нестандартизованные психолого-педагогические диагностические методики.

Основные этапы обработки результатов. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала.

Профессионально-этические нормы работы психолога. Планирования психолого-педагогической работы, составления программ, постановка конкретных диагностических задач. Принципы профессионально-этического стандарта.

Основы психоконсультирования и психокоррекции

Теоретические основы психоконсультирования и психокоррекции. Цели и задачи психоконсультирования и психокоррекции. Структурные компоненты психологического консультирования. Сущность психокоррекционного процесса. Этапы и фазы консультирования. Техники и методы консультирования. Основные направления в современной психокоррекционной работе. Этика педагога-психолога. Групповые и индивидуальные формы работы. Основные психокоррекционные подходы и технологии. Психопрофилактика и ее основные принципы.

Дисциплины специализации

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

Факультативы

Военная подготовка

8884 ч.

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031300 Социальная педагогика Срок освоения основной образовательной программы подготовки социального педагога при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

теоретическое обучение, включая

научно-исследовательскую работу студентов,

практикумы, в том числе лабораторные 156 недель;

экзаменационные сессии 27 недель;

практики не менее 20 недель;

инструктивно-методический лагерь 1 неделя;

летняя педагогическая практика 8 недель

;

комплексная практика 4 недели;

социально-педагогическая практика 3 недели;

психолого-педагогическая практика 4 недели;

итоговая государственная аттестация, включая

подготовку и защиту выпускной

квалификационной работы не менее 8 недель;

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) не менее 38 недель.

Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки социального педагога по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031300 Социальная педагогика

Требования к разработке основной образовательной программы подготовки социального педагога

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки социального педагога на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

Часы, отводимые на дисциплины специализации, могут использоваться для углубления предметной подготовки.

При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;

формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из десяти базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: “Иностранный язык” (в объеме не менее 340 часов), “Физическая культура” (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или предметной подготовки, выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения могут

предусматриваться с учетом пожелания студентов;

осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин предметной подготовки;

устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля за их освоением студентами;

реализовывать основную образовательную программу подготовки социального педагога в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет

. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися, как правило, научно-методической деятельностью; преподаватели дисциплин

предметной подготовки должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

Требования к организации практик

Практика проводится в школах, детских садах, оздоровительно-воспитательных центрах, детских базах отдыха, учреждениях интернатного типа, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, педагогических училищах, колледжах. Все типы практики направлены на ознакомление студентов с важнейшими видами и средствами практической психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности с детьми, подростками и семьями. В результате прохождения практики студенты должны обладать представлениями и знаниями об основных социально-педагогических и психологических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи; иметь важнейшие практические навыки в различных видах социально-педагогической и психологической работы с ребенком, подростком и семьей. Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031300 Социальная педагогика

Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

Специалист должен знать:

государственный язык Российской Федерации – русский язык;

свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Специалист должен уметь:

отбирать адекватные социально-педагогическим задачам методы диагностики и прогнозировать последствия принятия педагогических решений;

стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений и социальных служб;

поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания.

Требования к итоговой государственной аттестации специалиста Общие требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация социального педагога включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности социального педагога к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе специалиста

Дипломная работа специалиста должна быть представлена в форме рукописи.

Требования к объему, содержанию и структуре дипломной работы определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 031300 Социальная педагогика и методических рекомендаций УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию.

Время, отводимое на подготовку и защиту квалификационной работы, составляет не менее восьми недель.

Требования к государственному экзамену социального педагога

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности
031300 Социальная педагогика определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности 031300 Социальная педагогика.

СОСТАВИТЕЛИ:

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании учебно-методического совета по

общей и социальной педагогике и психологии 24 ноября 1999 г., протокол № 6.

Председатель Совета УМО В.Л. Матросов

Заместитель председателя Совета УМО В.И. Жог

СОГЛАСОВАНО:

Управление образовательных программ

и стандартов высшего и среднего

профессионального образования Г.К. Шестаков

Начальник отдела педагогического образования В.Е. Иноземцева

Главный специалист И.Н.Чистова

Данная профессия появилась совсем недавно, а потому ее смысл понятен далеко не всем. Социальный педагог занимается созданием «правильных» условий для развития учащихся, защищает права детей, помогает наладить отношения семьи со школой, организует работу учителей, помогает повысить успеваемость детей и многое другое.

До нынешнего момента функции социального педагога отчасти выполнялись преподавателями или классными руководителями. В сложных или нестандартных случаях работали штатные или приглашенные психологи .

Места работы

В основном, должность социального педагога присутствует в:

  • школах;
  • детских садах;
  • социальных службах;
  • приютах и учреждениях, работающих с несовершеннолетними.

История профессии

Изменение жизни и экономики, развитие технологий, обострение социальных и политических противоречий создало необходимость менять устройство государственного воспитания и обучения детей. Профессия социального педагога появилась в России примерно в 2000-х годах и к нынешнему времени прижилась.

Отчасти эта профессия была создана, чтобы уменьшить рост преступности, количество неблагополучных детей и иные проблемы.

Обязанности социального педагога

Основными должностными обязанностями социального педагога являются:

  • анализ проблем учащихся для оказания им социальной помощи;
  • разработка программ адаптации учащихся к окружающим условиям;
  • консультирование детей, родителей и учителей.

В зависимости от специфики учреждения в обязанности социального педагога могут входить:

  • координация взаимодействия работников школы и привлеченных специалистов;
  • помощь в трудоустройстве учащихся;
  • проведение обучающих мероприятий для учителей.

Требования к социальному педагогу

Обычно требования к социальному педагогу таковы:

  • высшее профессиональное образование;
  • опыт методической работы;
  • знание законодательства, касающегося социальной сферы;
  • навыки организации и проведения мероприятий.

Как стать социальным педагогом

Стать социальным педагогом можно единственным способом — получить высшее образование, без которого на работу просто не возьмут. Дальнейшие шаги — либо трудоустройство по специальности, либо работа учителем в школе или воспитателем в детском саду и последующий рост в профессионализме и положении.

Образец резюме социального педагога

Зарплата социального педагога

Размер заработной платы социального педагога невелик, размер колеблется от 15 до 30 тысяч рублей в месяц. Приятным дополнением могут быть премии за выслугу лет и льготы для работников государственных предприятий.

Средняя зарплата социального педагога находится в районе 20 тысяч рублей в месяц и расти в ближайшие годы, скорее всего, не будет.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Современная научно-техническая академия (СНТА) и ряд её курсов по направлению « ».

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления « ».

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации « » и выдаёт диплом и сертификат.

Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению « » (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.

Довольно часто люди спрашивают, кто такой социальный педагог. Это тот вопрос, которые волнует многих молодых родителей и некоторых преподавателей. Ведь вроде бы учитель является таковым везде. Но при чем тут тогда "социальный"? Неужели данный сотрудник имеет какие-то определенные обязанности в школе, отличающие и выделяющие его из массы других преподавателей? Социальный педагог, можно сказать, для многих - вечная и непостижимая загадка. Только сегодня мы попытаемся приоткрыть завесу тайны и разобраться, что здесь к чему. То есть, поближе познакомимся с данной важной работой.

Кто такой

Разумеется, социальный педагог - это преподаватель. Причем преимущественно в школах. Но чем он отличается от обычного учителя? Многие полагают, что ничем. За исключением названия. Только на самом деле это совсем не так. Дело все в том, что социальный педагог в школе - это очень важный сотрудник. Почему?

Да потому что он, по идее, должен лучше разбираться в детском поведении и психологии, что помогает подобному сотруднику лучше организовывать занятия. Плюс ко всему, социальный педагог, по мнению некоторых директоров, должен заниматься мировоззрением и воспитанием учеников. И это правильно. Только вот разных задач у подобного работника очень много. И они, можно сказать, не ограничены. Давайте попытаемся с вами разобраться, в чем заключается работа социального педагога с детьми. Это не так уж и трудно, как может показаться на первый взгляд.

Социализация

Первый момент, который только можно предположить - это социальная помощь ученикам. Можно сказать, что социальный педагог - это в какой-то мере профессия, сочетающая в себе самого обычного учителя и психолога. Только обычно такой работник старается помочь ребятам в процессе социализации. И адаптации к новому месту учебы, если ребенок был переведен по каким-то причинам в другую школу.

Если честно, то деятельность социального педагога очень хорошо просматривается в детских садах и начальной школе. Там малышей обучают общаться со взрослыми, сверстниками, а также учат поведению в обществе. Без этого нельзя представить себе разумного человека.

Тем не менее это не единственная обязанность подобного работника. Их еще очень много. И не стоит путать психолога, учителя и социального педагога. Хотя все эти три профессии, интерпретированные в школе, очень схожи между собой. Особенно относительно некоторых образовательных моментов.

Адаптация

Как уже было сказано, социальный педагог иногда помогает адаптироваться новым ученикам в школе. И как раз адаптация (не только новеньких) - это еще одна обязанность подобного работника. Причем это распространяется и на сотрудников образовательного учреждения.

Также следует упомянуть, что социальный педагог в школе обязан разрабатывать концепции, помогающие поддерживать благоприятную обстановку на рабочем и учебном месте. Только на практике данный момент учитывается крайне редко. Или же воплотить его в жизнь удается далеко не всегда.

Основная проблема создания атмосферы, годной для обучения и работы - это общество. В каждом учебном заведении контактируют разные личности. И если принимать во внимание всех и каждого (как это следует делать), то найти "золотую середину" просто невозможно. Таким образом, создание благоприятной атмосферы в школе, а также помощь в адаптации сотрудникам учреждения, как правило, возлагают на плечи психологов. Или вообще "опускают" их.

Воспитание

Работа социального педагога включает в себя обязанности по воспитанию подрастающего поколения. То есть, вам придется формировать ценности и мировоззрение детей. Обычно данную задачу возлагают на детский садик или начальную школу, где на малышей еще очень легко влиять.

Тем не менее на деле данная тенденция также встречается крайне редко. Ведь зачастую работа социального педагога в школе заключается в "разруливании" споров между детьми и банальным проведением урока по тому или иному предмету. Но иногда таких сотрудников специально назначают классными руководителями - тут уже придется заниматься "воспитанием" школьников, независимо от ваших желаний.

Консультации

Крайне важный момент, который только может встречаться - это оказание и проведение консультаций. Инструкция (должностная) социального педагога включает в себя данный пункт. Причем помогать и консультировать придется по разным вопросам.

Например, давать советы учителям и помогать им правильно организовывать занятия таким образом, чтобы они оказались интересны ученикам. Или же присутствовать на родительских собраниях и вести беседы относительно поведения каждого ученика в целом. Кроме того, иногда придется заменять детского психолога. Особенно если речь идет о социализации и приспосабливании к новому месту учебы. Это не адаптация, а именно установление контакта с преподавателями и сверстниками. В подобной ситуации социальный педагог - это тот, кто должен проконсультировать ученика и дать ему советы по общению. Причем очень важно наблюдать за эмоциональным состоянием школьника в этот момент.

На деле получается обычно так, что социальные педагоги просто ведут занятия и присутствуют на родительских собраниях. Особенно когда у детей наблюдаются проблемы с поведением или оценками. В таких случаях преподаватели действительно готовы дать консультации и рекомендации. В большинстве случаев они оказываются действенными и эффективными.

Организация мероприятий

Если честно, то социальный педагог - это не только преподаватель. Это еще и хороший организатор. То есть, в обязанности такого сотрудника входит проведение и организация разных мероприятий. Например, праздничных.

Именно социальные педагоги должны заниматься поиском подходящего места проведения праздника, а также организовывать то или иное мероприятие. Разработка плана, продвижение идеи - все это обязанность нашего сегодняшнего сотрудника. Обычно с праздниками никаких проблем не возникает - достаточно провести опрос среди учителей, учеников и родителей, а затем подобрать максимально подходящее место.

Основная проблема организации мероприятий возникает тогда, когда они касаются образовательного процесса. То есть, социальный педагог обязан заботиться о проведении разных мероприятий по обучению и совершенствованию педагогов, а также учеников. Как правило, во внеурочное время. Хороший работник должен не только провести и организовать такое занятие, а еще и привлечь к нему "публику".

Трудоустройство

Также есть и еще одно очень специфичное дело, которое касается нашей сегодняшней профессии. Речь идет о помощи при трудоустройстве учеников. Методики социального педагога, как правило, должны помогать ребятам выбирать себе максимально подходящую профессию, а также удобное место для работы и построения карьерной лестницы.

Только вот на практике данную обязанность никто не соблюдает. Неужели сейчас можно представить себе ученика, который обратиться за помощью при трудоустройстве к социальному педагогу? Конечно же, нет. Таким образом, обычно поиск работы для школьника - это сугубо индивидуальная задача родителей и их детей, которая никоим образом не относится к социальным педагогам.

Но тут есть одно маленькое но. Зачастую такие сотрудники проводят специальные тесты на профориентацию. Результаты, в свою очередь, становятся очень хорошими помощниками и советчиками юным школьникам, служащими для выбора места работы. Можно сказать, современный социальный педагог в школе оказывает косвенную помощь ребятам в вопросе выбора профессии и поиска работы.

Анализ поведения

Социальный педагог - это не только учитель, совмещающий в себе навыки организатора и консультанта. Это еще и хороший аналитик. Он, как правило, должен следить за учениками и анализировать их поведение. В случае возникновения проблем - докладывать классному руководителю и родителям. И, разумеется, давать советы по устранению проблемы.

Данная обязанность на практике реализуется крайне редко. Ведь зачастую об отклонениях в поведении докладывают самые обычные учителя, которые проводят уроки в классах. Тем не менее профессиональный социальный педагог должен уметь вовремя начать "бить тревогу", а также правильно делать заключения относительно поведения ребенка. Очень хорошо в этом вопросе помогает психология.

Нужно ли

Вот мы и изучили с вами профессию социального педагога. Как видите, деятельность его крайне разнообразна, а ответственность - огромна. Поэтому приходится думать, стоит ли устраиваться на данную должность.

Однозначного ответа тут нет. Если у вас "душа лежит" к обучению детей и их воспитанию, то можете попробовать. Только будьте готовы к напряженному рабочему графику, а также нервной работе и маленькой зарплате. Как правило, социальные педагоги встречаются среди пожилых людей.

Молодые сотрудники не особо радуются данному месту работы. Можно сказать, со временем она начинает устаревать и теряет свою актуальность. В частности, из-за отсутствия профессиональных кадров. Оно и понятно - никто не станет специально учиться в вузе, чтобы потом зарабатывать копейки.