» »

От специалиста к бакалавру: в чем разница

22.09.2019

Вопрос: Добрый день! Я знаю, что похожие вопросы задавались, однако у меня очень спорная ситуация - очень надеюсь на ответ.
Я поступала в МГУ в 2007, когда ВУЗ еще не перешел на программу Болонской системы. Выпускаюсь в 2013 (специалитет). Хотела бы продолжать образование в магистратуре СПбГУ, но никак не могу понять, имею ли я право на бюджетное обучение.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
"дипломированный специалист" имеет право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение им второго высшего профессионального образования. Получение образования по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра рассматривается как получение второго высшего профессионального образования, если иное не установлено федеральными законами.
В октябре 2007 вступил в силу закон № 232-ФЗ, которым введены уровни ВПО. Таким образом, все принятые студенты до этого закона в принципе не могли быть приняты на уровневые программы специалиста. Я была принята в МГУ летом 2007-го, то есть ДО принятия этого закона. Поэтому, если я правильно понимаю, я имею право на бесплатное обучение в магистратуре. Это же мне подтверждает и наш ректорат. НО! С 2011 года МГУ выдаёт новые образцы дипломов, там слова "дипломированный" нет. При этом сам же МГУ по таким дипломам принимает в магистратуру на бюджет.
Значит ли это, что меня возьмут на бюджет только в МГУ, а СПбГУ меня с таким дипломом не примет?

Ответ проректора по учебной работе Лавриковой Марины Юрьевны:

Обращаем Ваше внимание на то, что прием на обучение в СПбГУ осуществляется не на факультеты, а на образовательные программы. В настоящее время СПбГУ не осуществляется прием на обучение по заочной форме. В соответствии с п.15 ст.108 «Закона об образовании в Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ, лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

Лица, успешно освоившие образовательные программы и получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», в соответствующих документах об образовании в графе «квалификация (степень)» имеют запись вида «Астроном» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «Астрономия»), «Химик» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «Химия»), «Географ» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «География») и т.д.

Лица, успешно освоившие образовательные программы и получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «специалист», в соответствующих документах об образовании в графе «квалификация (степень)» будут иметь запись «Специалист».

Поступление в вуз лиц, имеющих диплом, подтверждающий присвоение квалификации «специалист», для обучения по основной образовательнойпрограмме магистратуры на местах, финансируемых за счет средств федерального бюджета, является нарушением действующего законодательства Российской Федерации. При этом они могут получать образование на местах по договарам с оплатой стоимости обучения.

Прием заявлений об участии в конкурсе на основные образовательные программы магистратуры направления «Юриспруденция» и иных документов от поступающих, предоставляющих документы лично или через операторов почтовой связи общего пользования, начинается 20 июня 2014 года и завершается (для всех форм предоставления документов) 10 июля 2014 года. (п. 7.8 Правил приема в 2014 году, см. ссылку) Также, поступающие с 01 марта 2014 года до дня окончания срока приема документов на основные образовательные программы магистратуры в 2014 году (10 июля 2014 года) при подаче заявления об участии в конкурсе могут предоставить документы, в электронно-цифровой форме через официальный сайт СПбГУ. (см. ссылку)

Информация о стоимости обучения на 2014/2015 год будет опубликована на официальном сайте Приемной комиссии СПбГУ к 1 апреля 2014 года. С информацией о стоимости обучения по основным образовательным программам магистратуры в 2013/2014 учебном году Вы можете ознакомиться, перейдя по

Бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями профессионального высшего образования, отличающимися по содержанию и продолжительности обучения. Для освоения программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры - высшее образование. В отличие от программ бакалавриата и специалитета обучать по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации.

Б акалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования

В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

  • бакалавриат;
  • специалитет, магистратура.

При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

К освоению указанных программ допускаются лица, имеющие соответствующее образование. Так, для программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры - высшее образование любого уровня (ч. 2, 3 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

О собенности специалитета, бакалавриата и магистратуры

Специалитет - это привычная для РФ система образования. Специалистов готовят для профессиональной деятельности в отдельной отрасли. Срок получения первого высшего образования составляет, как правило, пять лет. Однако многие вузы перешли на болонскую (двухуровневую) систему образования, что предполагает подготовку и выпуск бакалавров и магистров (разд. IX Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р).

Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

Бакалавры могут продолжить обучение и получить степень магистра. При этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование, а степень магистра - как дальнейшую специализацию (ч. 3, 5, 6 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).

Существенное отличие между бакалавром, специалистом и магистром заключается в продолжительности обучения, которая устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами. Как правило, для получения диплома специалиста обучаются пять лет, диплома бакалавра - четыре года, диплома магистра - два года (ч. 4 ст. 11 Закона N 273-ФЗ; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1173; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N &43; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.08.2015 N 827).

Связанные вопросы

Что такое незаконченное и неполное высшее образование? >>>

Чем отличаются степени бакалавр, специалист и магистр?

Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (п. п. 2, 3 ч. 5 ст.10) определяет, что высшее образование в России делится на следующие уровни: бакалавриат и специалитет, а также магистратура.

В этой статье мы расскажем, чем отличаются бакалавр, специалист и магистр. Закон № 273-ФЗ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69) говорит, что обучение по программам каждого из этих уровней ведется отдельно по каждой программе. Другими словами, каждая программа - магистратуры, специалитета и бакалавриата – это отдельный вид программы профессионального образования.

Кто может получить образование по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета

Согласно Закона № 273-ФЗ (ч. 2 и 3 ст. 69), для получения образования по программе бакалавриата и специалитета необходимо иметь общее среднее образование. Допуск к программам магистратуры открывается для лиц, имеющих высшее образование любого уровня.

Образовательная программа специалитета

Специалитетом назвали стандартную программу высшего образования, которая сформировалась во времена СССР и имеет все особенности, характерные для высшего образования того времени. Так, срок обучения специалистов составляет пять лет и специалисты проходят подготовку к профессиональной деятельности в каждой отдельной отрасли хозяйства.

Если вуз перешел на болонскую систему, то диплом специалиста получат только те его выпускники, которые поступили на обучение до момента перехода. После этого момента вуз будет выпускать только бакалавров и магистров.

Образовательная программа бакалавриата и магистратуры

Первая ступень высшего образования в болонской системе называется бакалавриат. Студент, поступивший на обучение по этой программе, при выпуске из вуза получит квалификацию «бакалавр», которая будет указана в его дипломе.

Срок обучения по программе начального высшего образования (бакалавриат) составляет четыре года. Диплом бакалавра подтверждает высшее образование его владельца (см. Закон № 273-ФЗ, п. 2 ч. 5 ст. 10). Эта степень является базовым высшим образованием. Для получения специализации требуется следующая степень высшего образования – магистратура.

Следует уточнить, что лица со степенью бакалавра могут продолжить обучение в магистратуре любого вуза, в том числе и другого. При поступлении на магистратуру студент проходит конкурсный отбор.

Болонская система образования сильно отличается от системы, принятой в РФ в 80-е годы. По этой причине специалитет по своему уровню программы не равен бакалавриату, и так же не равен бакалавриату и последующей магистратуре. Разница между этими степенями видна даже по срокам обучения: если специалитете заканчивается за пять лет, то бакалавриат за четыре, а магистратура – за два, которые надо считать после четырех лет бакалавриата (Закон № 273-ФЗ, ч. 4 ст. 11).

Поскольку для получения диплома бакалавра необходимо проучиться всего четыре года, многие работодатели, учившиеся в свое время пять лет, считают, что бакалавры - это недоучившиеся специалисты. Однако степень бакалавра дает все основания для занятия должностей технических специалистов, а также для продолжения обучения до следующей ступени – степени магистра.

Бакалавр это высшее образование или нет (чем отличается от специалиста)?

Бакалавр - это высшее образование или нет ? Совсем недавно вопрос этот не волновал абитуриентов, поступающих в вузы нашей страны. Но настало время, и варианты высшего образования разнообразились: теперь есть и специалитет, и магистратура, и бакалавриат. Для обоснованного выбора нужно знать, чем отличается один вариант от другого и чем они выгодны для будущей жизни вчерашнего школьника.

Бакалавриат и магистратура - «иностранцы»

До 1996 года отечественные вузы вели только подготовку специалистов. За редким исключением, срок образовательной программы, по которой учились студенты, составлял 5 лет. Таким образом, существовал единственный уровень высшего образования - специалитет.

Основы для появления разных форматов «вышки» были заложены в 1996 году, когда в России был принят закон о «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно тогда началось реформирование образовательной системы в целях приведения ее к общеевропейским принципам.

Появилась степень бакалавра , были разработаны соответствующие программы и начался прием абитуриентов. Несмотря на то что бакалавриат допускает срок обучения от 4 до 6 лет, абсолютное большинство российских программ были ориентированы на четырехлетний период обучения.

Сокращение сроков обучения выглядело и заманчиво, и сомнительно, поэтому у поступающих в вузы возникло естественное недоверие и вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет ? Хотя по программам бакалавриата обучали в высших учебных заведениях, многие студенты все же считали этот уровень обучения чем-то сродни среднему профессиональному. Естественно, и престижность «корочек» бакалавра была несравнима с дипломом специалиста .

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию от 19.06.1999 года, и отечественные вузы открыли также магистратуру. Этот шаг еще более приблизил отечественную систему образования к европейской, однако выбор у студентов усложнился.

Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?

В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно - и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра ? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы - соответственно, удлиняется и срок обучения.

Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.

Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры ), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры ).

Такая последовательная система, перенимаемая отечественной практикой, сформировала мнение о меньшей престижности квалификации бакалавра.

Отчасти оно справедливо, поскольку, исходя из положения статьи 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, можно сделать вывод, что бакалавриат есть высшее образование I уровня из 3 существующих.

Но на самом деле разница между специалистом, бакалавром и магистром заключается не в качестве образования, а в целях его получения – бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности.

То есть действующая система образования позволяет абитуриенту выбрать тот формат и срок обучения, который будет для него удобнее. Но для чего тогда все еще существует специалитет и в чем его отличие?

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

Во-первых, сроком. Специалитет - это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат - заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это - виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.

Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, - это ориентация на практическую сторону обучения.

В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр » перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

И возможность поступить в аспирантуру - это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно - нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.

Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.

Специалист, бакалавр или магистр - какой диплом лучше?

На этот вопрос будущий студент должен ответить себе сам. Престижность «корочек» о высшем образовании в России постепенно уступает место пониманию того, что образование в первую очередь должно нести практическую пользу (а практичность - это главное, чем отличается бакалавриат от магистратуры

Различия между указанными участниками процесса закреплены в ст.57 и 58 Уголовно-процессуального кодекса. Как эксперты, так и специалисты обладают специальными знаниями, уровень которых подтверждён соответствующими документами. Они являются незаинтересованной стороной судебного разбирательства, а потому должны быть максимально объективными и беспристрастными.

Эксперт работает лишь с теми материалами, которые ему предоставлены лицом, назначившим экспертизу, и не может заниматься их самостоятельным сбором. За дачу заведомо ложного заключения предусмотрена уголовная ответственность. Специалист не занимается проведением экспертизы и лишь высказывает своё мнение. Он может быть привлечён к ответственности за разглашение информации, которая стала ему известна в силу профессиональной деятельности.

Для дачи ответов на поставленные вопросы эксперту необходимо проведение специальных исследований. Это касается судебно-медицинской, дактилоскопической, баллистической экспертизы. Специалист может высказать своё мнение без подготовки, используя собственные знания или обратившись к технической литературе. Его можно вызвать в процесс для разрешения отдельных вопросов, в то время как экспертизу можно только назначить.

Вопрос 54

Необходимость в назначении судебной экспертизы может возникнуть по делу практически любой категории. Потребность проведения судебной экспертизы того или иного рода, вида возникает в связи с необходимостью привлечения судом лица, обладающего необходимыми для решения дела специальными знаниями. Разумеется, судья, как и любое другое лицо, не имеет возможности владеть информацией по всем отраслям искусства, техники или науки, поэтому часто не имеет возможности самостоятельно провести оценку всех обстоятельств дела. В связи с чем, при возникновении у суда вопросов, решение которых требует применения специальных знаний, по делу назначается судебная экспертиза.

Назначение судебной экспертизы сопровождается вынесением определения суда с указанием в нем вопросов, на которые должен ответить судебный эксперт, и других данных, включая род или вид назначаемой экспертизы, наименование экспертного учреждения, сведения о суде и сторонах по делу, некоторые обстоятельства дела, перечень представленных эксперту на исследование материалов и объектов, срок проведения экспертизы, сторону, на которую судом была возложена обязанность по оплате, а также другие сведения и указания. При назначении экспертизы стороны могут ходатайствовать перед судом о постановке тех или иных вопросов, суд же определяет окончательный перечень вопросов, мотивировав при этом отклоненные им. Также у сторон имеется право ходатайствовать перед судом о назначении экспертизы в выбранном ими экспертном учреждении, судья же, соглашаясь с мнением какой-либо стороны по делу или нет, указывает наименование выбранного им экспертного учреждения. Обязанности мотивировать отклонение предложенного одной или обеими сторонами экспертных учреждений у суда не имеется. После вынесения определения суд отправляет его со всеми необходимыми экспертами материалами в адрес экспертного учреждения.

При получении судебно-экспертным учреждением определения о назначении экспертизы и представленных материалов, его руководитель поручает проведение экспертизы определенному эксперту или экспертам. Выбор руководителем эксперта обычно основан на загрузке экспертов данной области, сложности назначенной экспертизы, а также специфики поставленных задач. Нередки случаи, когда в определении суда указывается не только наименование выбранного им экспертного учреждения, но и Ф.И.О. конкретного эксперта. Тогда руководитель, при возможности, поручает проведение экспертизы именно ему. В случае невозможности привлечения указанного в определении эксперта, например, из-за большой загрузки, отпуска, длительной командировки, необладания им специальными знаниями в конкретной области (указан эксперт, который занимается другим видом экспертиз), руководитель предлагает суду другую кандидатуру эксперта и согласовывает с ним возможность его привлечения к проведению судебной экспертизы. Далее эксперт изучает определение и представленные материалы на возможность проведения исследования по поставленным вопросам, запрашиваю у суда при необходимости недостающие материалы или объекты. В случае возможности проведения назначенной экспертизы, экспертное учреждение связывается со стороной, на которую судом возложена обязанность по внесению оплаты за проведение экспертизы для осуществления данной функции.

По результатам произведенных действий, после получения всех необходимых материалов и оплаты экспертизы (или осуществления депонирования денежных средств на счет суда), эксперт приступает к проведению исследования, осуществляя при необходимости осмотр объекта экспертизы. В результате проведенного исследования составляется заключение эксперта, в котором отражается ход исследования, а также полученные в результате проведенного исследования выводы. Подготовленное заключение эксперта вместе с представленными материалами отправляется в суд, назначивший экспертизу. При этом важно отметить, что заключение не может быть передано стороне по делу, а также не могут быть сообщены стороне или другому лицу результаты экспертизы.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: критериями использования специальных знаний, а следовательно экспертизы в гражданском процессе являются: 1) норма права (материального или процессуального), содержащая специаль­ные элементы в определенной форме; 2) уровень развития науч­ных знаний, позволяющий использовать их для практических це­лей; 3) нали­чие объективной связи между способом применения определенных научных знаний и юридической целью их использования.

Ко всему прочему следует учесть, что требования гражданско-процессуальной формы предполагают формализацию критериев и определение форм использования спе­циальных знаний для достижения определенных юридических це­лей. Соответственно, такие критерии (основания), формы и цели должны быть опосредованы законодательно. Фактическое исполь­зование специальных знаний вне процессуальных правил не может иметь никаких юридических последствий, ибо любые общественные отношения в процессе существуют только в правовой фор­ме. Однако одного указания в норме права на возможность приме­нения специальных знаний недостаточно – необходимо опреде­лить их форму; в противном случае возникают проблемы в прак­тической реализации правового предписания, его системном тол­ковании.


Это также вспомогательный персонал. Его представители работают в заготовительных или обслуживающих цехах.

  • Служащие. Деятельность их носит в основном умственный характер. Итог их работы – это выявление управленческих проблем, формирование новых информационных потоков, принятие различных решений в сфере управления. Примером этой категории могут являться бухгалтеры, юристы, менеджеры. Служащие подразделяются еще на три категории. Это руководители самого предприятия или его подразделений. В эту группу входят также заместители руководителей. Это специалисты: инженеры, экономисты, бухгалтеры. Третья группа – это сами служащие (младший технический персонал, учетчики и делопроизводители).

Разница между специалистом и служащим

ОКПДТР состоит из двух разделов: классификатора профессий рабочих; классификатора должностей служащих, который содержит должности руководителей, специалистов и служащих. 33. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др.
В ОКПДТР профессии рабочих перечислены в разделе 1. К рабочим, в частности, относятся лица, занятые: 33.1. управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автоматических линий, автоматических приспособлений, а также непосредственно управлением или обслуживанием машин, механизмов, агрегатов и установок, если труд этих работников оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих; 33.2.

5. категории персонала

Li-Lu Беларусь, Минск #8 18 февраля 2010, 14:17 Ирина, есть должность «Секретарь». По категории должности она относится к «другим служащим» (код категории по ОКРБ — 3).Должность «Секретарь приемной руководителя» относится к категории «специалистов» (код категории — 2).Да, в квалификационных требованиях по ЕКСД (ЕТКС — это профессии рабочих) по должностям, относящимся к категории других служащих отсутствует требование о наличии специального образования: достаточно общего среднего образования и специальной подготовки по установленной программе.


Инфо

Тогда как для должностей, относящихся к категории специалистов минимальные требования среднее специальное образование. Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления…

Вход на сайт

ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДЯЩИХ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРОЕКТНЫХ, КОНСТРУКТОРСКИХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  • Главный конструктор проекта
  • Главный инженер проекта. Главный архитектор проекта
  • Главный ландшафтный архитектор проекта
  • Заведующий конструкторским отделом
  • Заведующий отделом (бюро) оформления проектных материалов
  • Заведующий чертежно-копировальным бюро
  • Начальник (руководитель) бригады (группы)
  • Главный специалист в основном отделе (архитектурно-планировочной мастерской)
  • Ведущий конструктор
  • Инженер-проектировщик
  • Архитектор
  • Ландшафтный архитектор
  • Техник-проектировщик
  • Чертежник-конструктор

Служащие профессии

Внимание

Есть люди, именующие себя специалистами, а есть те, которые предпочитают называть себя служащими. Чем могут заниматься те и другие? Содержание статьи

  • Определение
  • Сравнение
  • Таблица

Определение Термин «специалист» - очень емкий.


Под ним может пониматься человек, который хорошо разбирается в какой-либо области - в силу большого опыта или полученного образования. Есть и официальные определения термина. Например - если речь идет о квалификации «специалист», указываемой в дипломе после 5-летнего обучения в вузе.

Многие сотрудники российских офисов работают на должностях специалистов. При этом области их профессиональной деятельности могут быть самыми разными.

Есть специалисты по консалтингу, информационным технологиям, HR, финансовым вопросам. Крайне редко, однако, специалистами именуются рабочие и инженерные профессии.

Разве что неофициально.

Рабочие и служащие

  • Начальник отдела по связям с общественностью
  • Начальник отдела сбыта
  • Начальник отдела социального развития
  • Начальник отдела стандартизации
  • Начальник планово-экономического отдела
  • Начальник производственного отдела
  • Начальник ремонтного цеха
  • Начальник смены
  • Начальник технического отдела
  • Начальник финансового отдела
  • Начальник хозяйственного отдела
  • Начальник центральной заводской лаборатории
  • Начальник цеха (участка)
  • Начальник цеха опытного производства
  • Начальник юридического отдела
  • Производитель работ (прораб)
  • Руководитель группы по инвентаризации строений и сооружений
  • Управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком)

На какие категории делится персонал

Классификация персонала предприятия Персонал подразделяется на категории в зависимости от конкретных признаков. Рассмотрим их подробнее:

  • Имущественные отношения.


    Есть собственники (учредители) юридического субъекта. Они владеют долей предприятия, извлекают прибыль от его деятельности. Есть также наемные сотрудники.

  • Степень вовлечения в производственную деятельность. Производственный персонал вовлечен в деятельность напрямую, непроизводственный – опосредованно.
  • Место основной службы. Работники могут как состоять в штате предприятия, так и не состоять в нем.

Одни сотрудники отличаются от других по специфике своей деятельности, особенностям трудовых взаимоотношений с предприятиями.

Промышленно-производственный персонал

В промышленности заняты инженеры, конструкторы и проектировщики. Сферу услуг представляют IT-специалисты и менеджеры.

В сфере образования заняты учителя, преподаватели и аспиранты. В торговле работают кассиры и продавцы. Профессии, относящиеся к служащим Как сказано выше, профессии специалистов и служащих направлены на обеспечение функционирования государственного аппарата, оказание услуг населению и поддержание экономики.

Занятость характеризуется творческой и интеллектуальной, нефизической нагрузкой. Для работы требуется высокая квалификация, аналитический рационализаторский ум, эрудированность, подтвержденная дипломом ВУЗа.
Часто наличие диплома оказывается недостаточным и от соискателя требуется магистерская или аспирантская степень.

Чем отличаются специалисты от служащих

Для обеспечения жизнедеятельности страны требуется обеспечить стабильную работу всех отраслей. Это народное хозяйство, органы правопорядка, социально-культурная сфера, экологические и образовательные учреждения и политические организации. Чтобы организовать исполнение функций этих аппаратов работают специально нанятые служащие, кто к ним относится, список профессий представлен в этой статье. Они координируют социальные и финансовые процессы, занимаются вопросами правопорядка, здравоохранения и образования.

При исполнении рабочих обязанностей служащие должны соблюдать законодательные интересы тех, на чье обслуживание направлена их работа. Для этого требуется обеспечить квалификацию персонала, обеспечить средства для интеллектуального производства и регламентировать продукт услуг, а также определить рабочее время.

К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Должность в ОКПДТР, имеющая код категории 1, относится к руководителям.

К руководителям, в частности, относятся: директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, командиры, комиссары, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях; главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный металлург, главный сварщик, главный агроном, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный научный сотрудник, главный редактор; инспекторы государственные. К категории руководителей относятся также заместители по названным выше должностям. 35.

У директора самого филиала есть тоже секретарь приемной руководителя, у нее сегодня такие же вопросы возникли. Правда та секретарь руковдителя имеет только среднее образование и стаж у нее 20 лет, в планово-экономическом отделе ей сказали, что она может быть только служащей, т.к.

у нее нет высшего или среднего образования.

Кол-во работников около тысячи. Почему тогда ее пихают в служащие. Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления…

Леля Беларусь, Минск #7 18 февраля 2010, 14:15 Ирина, по сути Вас не должны были делать секретарем приемной руководителя, но раз у Вас в контракте именно СЕКРЕТАРЬ ПРИЕМНОЙ РУКОВОДИТЕЛЯ, то и оплата должна быть соответствующая (об этом я уже писала). По поводу секретаря в филиале — ситуация аналогичная с Вами. Раз назвали «Секретарь приемной руководителя», то платить надо соответственно.

Чем специалисты отличаются от служащих

Ирина Беларусь, Солигорск #3 18 февраля 2010, 13:37 Я работаю в гос. организации, на ТЭЦ от РУП «Минскэнерго» Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… Леля Беларусь, Минск #4 18 февраля 2010, 13:49 Ирина писал(а): Я работаю в гос. организации, на

ТЭЦ от РУП «Минскэнерго» в таком случае, Ирина, Вы не можете быть секретарем приемной руководителя — Вы не выполняете фактически функции предусмотренные по этой должнссоти. Ваша должность — это секретарь, т.е. служащий, и соответственно ничем не отличается от секретаря-машинистки.Руководителем считается директор филиала, а ваша мини-ТЭЦ всего лишь цех как и любой РЭС.

Начальник мини-ТЭЦ не является даже директором, а всего лишь начальник.Поэтому уточните как все-таки называется Ваша должность (как прописано в контракте) — я уверена что секретарь.

Ключевые слова : молодой специалист, опытный профессионал, качества человека

Многие путают слова «специалист» и «профессионал». Но если разобраться, так ли они похожи? Чтобы понять, кого надо называть профессионалом, а кого специалистом, нужно понять разницу между словами специальность и профессия . Казалось бы. Попробуем.

Со специалистом всё проще некуда. Закончил вуз, получил специальность. Всё. Стал специалистом. Есть кое-какая теория, кое-какие навыки в потенциале. Опыт необязателен. Как говорят в народе, это молодой специалист . Нулевой уровень.

Далее при помощи добавления прилагательных получаем более продвинутых специалистов. Есть опытный специалист – у него есть опыт, значит, он проработал по специальности несколько лет. Есть высококлассный специалист или специалист высокого уровня . Он получил статус человека, классно разбирающегося в каком-то аспекте совей специальности. А еще есть липовый спец – он с умным видом делает липу.

Что с профессионалом? По логике, профессионал – это тот, кто занимается чем-то в пределах своей профессии, дела. Присмотримся, используя этимологическую лупу:

Профессия – это слово из английского языка. Человек, называвший себя профессионалом, прилюдно объявлял какое-либо дело своей профессией. Глагол «profess» так и переводится – «открыто признавать».

Сегодня всё изменилось. Посмотрите на слова «киллер-профессионал» или «вор-профессионал». Есть еще профессиональные вымогатели и нищие. Что за бред? Пусть попробуют публично объявить о своих «делах». Их же сразу повяжут!

Если значение слова «профессионал» не вяжется со словами «киллер» и «вор», почему возникли такие словосочетания? Потому что значение слова «профессионал» изменилось. Теперь оно значит не столько «быть представителем профессии», сколько «делать дело без ошибок, на высшем уровне». А какое это дело, полезное или вредное, никого не волнует. То есть дело в данном случае не обязательно является социально «одобряемой» профессией. Вот так всё перевернулось с ног на голову.

В принципе, в этом и есть принципиальная разница между специалистом и профессионалом. Специалист ассоциируется только с работой в сфере деятельности, которой он обучался в университете и действует в рамках профессии, причем, как правило, на своём рабочем месте в одной организации.

Кстати, замечены случаи употребления в речи таких фраз, как «специалист-профессионал», что значит специалист, который выполняет свои обязанности без ошибок, беспредельно качественно.

Что касается профессионала, то в последнее время наблюдается тенденция называть профессионалом человека, который действует не столько в рамках профессии, работы, сколько совершает деятельность, которая приносит прибыль вообще . Получаешь много денег за то, что делаешь – называйся профессионалом! Прекрасно разбираешься в своей области, но не умеешь на этом заработать? Хоть тресни, профессионалом считаться не можешь.

Кроме этого профессионал более самостоятелен. Тот, кого называют профессионалом, всегда гораздо компетентнее специалиста в таких вопросах, как организация процессов и времени, коммуникация, управление финансами и деловая независимость. Грубо говоря, профессионал более самостоятелен и свободен, чем специалист, который, как правило, «прилипает» к организации и все вышеперечисленные «сложные» задачи оставляет решать руководству.

Вообще, слово «специалист» более понятно русскому человеку. Даже в словарях оно определено более четко, чем слово «профессионал». Загляните в словарь Ожегова, например. А слово «профессионал» как правило, определяется посредством слова «специалист» с добавлением отличительных признаков. Потому что это слово еще не до конца прижилось в русском языке. Поэтому пока его значение нестабильно.

Но подытожим.

Кто лучше работает? И профессионал, и специалист работают хорошо, только вот профессионал гораздо больше зарабатывает.

Кто компетентнее? В вопросах специальных тонкостей высококлассный специалист не уступает профессионалу. А вот в вопросах самостоятельности на уровне организации делового процесса профессионал выгодно отличается от специалиста.