» »

Встреча зимы эпитеты. Анализ стихотворения «Встреча зимы. И ковры расстилай

05.02.2024

В лесу заметней стала елка. Поздняя осень. Все то, что сияло и пело, в осенние скрылось леса. Сказочный чертог. Пустеет воздух, птиц не слышно боле. Уж небо осенью дышало. Осенний сюрприз. Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу. Нивы сжаты, рощи голы. Правила игры. Миновало лето, осень наступила. Разгулялась осень в мокрых долах. Ясным утром сентября хлеб молотят села. Осень. Солнечный блеск твой чудесный с нашей играет рекой.

«Стихотворения о весне» - Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…». Назовите фамилии поэтов и их произведения. Весна. Дождь. Читательская разминка. Листопад. Гори, солнце, ярче, лето будет жарче, а зима теплее, а весна милее. Найди лишнее слово. Какие слова связаны с темой «Весна». Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Весной». Подвести итог работы над разделом. Вставь пропущенное слово в четверостишие. О чём говорится в стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка».

«Стихи о цветах» - Всю жизнь цветы не оставляют нас. За тонкий запах лёгких лепестков зовут меня царицею цветов. Собрались мы, весело заводим хоровод. Цветы сопровождают нас всю жизнь. Белая ромашка. На лужайке росы стылые, не шелохнётся вода. Под лебяжий чистый голос, у озёрного мыска зацветает гладиолус. В синем поле холодные тени, белый иней в саду на заре. Взгляните на раскрывшийся пион с пунцовыми литыми лепестками.

«Стихи о природе 19 века» - Анализ стихотворения. Ямб. Лист золотой. Анализ стихотворения «Осень». Майков Аполлон Николаевич. Стихи о природе. Стихотворный размер. Анализ стихотворения «Встреча зимы». Опять незримые усилья. Лики природы в стихах русских поэтов 19 века. Иван Саввич Никитин. Афанасий Афанасьевич Фет. Русский поэт. Встреча зимы. Языковые средства. Сравнение. Эпитеты. Настоящая фамилия. Осень. Картины весны.

«Весна в стихах» - Весна. Времена года. Весенние воды. Что актуально в изображении весны. Александр Сергеевич Пушкин. Еще в полях белеет снег. Картины И.И.Левитана, И.С.Остроухова. Утро года в живописи, поэзии, музыке. С чего для вас начинается весна. Произведения искусства. Федор Иванович Тютчев.

«Стихи про осень» - В.Поленов. Праздник осенних настроений. Осень на реке Незнайке. Стаи птиц. Пётр Ильич Чайковский. Сухие листья. Пейзаж с хижиной. Золотая осень. Заунывный ветер. Яков Аким. А.С.Пушкин. Закружилась листва золотая. Осень. Пётр Ильич Чайковский. Буйные ветры. Первые строки стихотворения. Поздняя осень. Туча небо кроет. Ф.Тютчев. Федор Тютчев. Иван Бунин. Афанасий Фет. Осенние листья. Унылая пора.

Тема: Знакомство с произведением И.С. Никитина «Встреча зимы» Урок 16


Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.



Проверка домашнего задания

  • с. 66 – 67 – рисунок, выучить отрывок к рисунку


  • Белый снег. Белый мел.
  • Белый сахар тоже бел.
  • А вот белка не бела,
  • Белой даже не была.
  • - Какую картину вы представили?

Встреча зимы

Прочитайте словосочетание.

Что вы можете рассказать по этому поводу?


«Встреча зимы»

Никитин Иван Саввич

1. Как вы думаете, о чем мог написать нам Иван Сергеевич Никитин?


Словарно – лексическая работа ПРИ ЧТЕНИЕ ВЫДЕЛИ ПОДЧЕРКНУТУЮ БУКВУ

ПОУТР У ВЧЕРА ДОЖДЬ;

В П О ЛДЕНЬ ДОЖДЬ ПЕРЕСТАЛ;

НЕТ НИГДЕ ОБЛАЧК А ;

НАШЕЙ Р У СИ СВЯТОЙ


ПОДБЕРИ СИНОНИМ

Сумрачный -

раздолье -

хмельной -

ширь, простор

с давних пор, времен

сейчас, тотчас



Встреча зимы

  • Дождь стучал, туман вставал, веял холод, дождь перестал, начал падать снежок, замерзла река, снег блестит, смотрит лес, гостья зима, гуляй, строй мосты, ковры расстилай, мороз трещит, кровь горит, метель крутит, мутит, вьюга песни поёт.

Прочитайте ключевые слова. Уточните содержание стихотворения.

Прочитайте стихотворение. Подтвердились ли ваши предположения?


Угрюмый

Сумрачный

Осенний

Полото

Разноцветный

Безлюдный

Побелевший

Сдержанный

Православный

Разгул непогод

Незванный

Хмельный

Прочитайте слова.

Все слова вам понятны?


  • - читать надо медленно, вдумываясь в значение слов.
  • - после каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу,
  • - чётко и ясно проговаривать слова,
  • - постараться передать настроение автора и свои чувства.

  • с. 68 - 71

  • Какой поре посвящается стихотворение?
  • Какие части можно выделить?
  • Какие картины нарисовал поэт?
  • Почему людей радует первый снег?

Найдите строки

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал.

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, Бог знает о чём,

Плакал сумрачный лес


Найдите строки

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём


Найдите строки

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей,


Словно рад он чему,-

И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слёз


Найдите строки

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.


Найдите строки

Нам не стать привыкать,-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!


  • Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете?
  • Любил ли поэт русскую зиму?
  • Как автор относится к простым русским людям? к Родине?
  • Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?
  • Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

  • – Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
  • - Почему русский народ не боится зимы?
  • - Как вы понимаете три последних строки стихотворения?

КАРТИНА А. А. ПЛАСТОВА “ ПЕРВЫЙ СНЕГ ”

Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.

  • Каким увидели снег? Воздух? Небо? .
  • Что чувствуют дети?

Выделение образных выражений МЕТАФОРА, СРАВНЕНИЕ ИЛИ ЭПИТЕТ?

СРАВНЕНИЕ

1._________________________туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли слёз, растёт богатырь, что под бурями дуб.

2._________________________угрюмые небеса, воздух лёгок и чист, в чистом поле весна золотая,

Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой, безлюдный простор.

3._________________________плакал лес, начал падать снежок, замёрзла река, горят капли слёз, смотрит весело лес, мороз трещит, кровь горит, метель крутит и мутит, вьюга поёт.

ЭПИТЕТ

МЕТАФОРА


Подведение итогов урока

- С творчеством какого поэта познакомились на уроке?

- О чём стихи Ивана Никитина?



  • с. 68- 71- наизусть 5-6 строф Мини-сочинение «Первый снег»
  • с. 68- 71- наизусть 5-6 строф
  • Мини-сочинение «Первый снег»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с содержанием стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы»;
  • учить понимать настроение, мысли поэта;
  • формировать навыки выразительного чтения; воспитывать способность, желание увидеть в музыке, в картинах художников всю красоту зимней природы.

Оборудование : учебники; вырезанные из бумаги снежинки; картины художников: А. Пластов «Первый снег», К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»; музыкальная запись С. Прокофьева Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

С раннего детства нам запоминаются стихи о весенней, летней, зимней природе. Читая, их мы словно открываем, книгу природы. Давайте вспомним стихи о зимней природе, где природа оживает, где она нарисована в образах, близких к миру сказок и песен.

(Подготовленные дети читают стихи А. С. Пушкина)

Вы прослушали пушкинские строки, которые дали глубже понять и увидеть красоту зимней природы. А сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своём стихотворении И. С. Никитин. Мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства, музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. А поможет нам в этом маленькая снежинка.

II. Работа над темой урока


И на бумагу к поэту попала

1. Введение в тему

  • Прочитайте название стихотворения. (Стихотворение называется «Встреча зимы».)
  • Как вы думаете, о чём оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как её встречают.)
  • Ребята, а кто из вас любит это время года?
  • Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей. Они делятся своими впечатлениями.)

2. Чтение стихотворения учителем

(После чтения учитель выдерживает паузу.)

Встреча зимы

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над, землёю туман
Облаками вставал.

Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,

Словно рад он чему, -
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара -
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул -
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И крутит, и мутит, -
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:
«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки!..»

Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?

Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.

И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.

Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!

И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт -

Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;

Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!

3. Первичное понимание текста

– Понравилось вам стихотворение?
– Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения? (В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно, светло на душе...)

4. Самостоятельное чтение детьми стихотворения «жужжащим» чтением

5. Выборочное чтение

– Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины природы? (Да, это действительно так.)
– Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)
– Какой поре посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.)
– Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Ребята зачитывают эти строки. Первый снег закрывает грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво.)
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.)
– Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он её любил.)
– А как он относился к русским людям, к простому человеку? (Мы видим из стихотворения, что он любил и уважал русский народ.)(Зачитывают отрывки о мужичке, о маме.)
– Как понимаете слова «искони»? (Издавна, с незапамятных времён.)

6. Выразительное чтение в классе

III. Физкультминутка

Мы белые снежинки
Летим, летим, летим
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.

IV. Зима в картинах русских художниках

Маленькая снежинка с неба упала,
И на холст художнику попала

(Дети рассматривают картину А. Пластова «Первый снег»)

– Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Пластова.
– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать первые снежинки)

Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине Юона «Конец зимы»

На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.

Сам художник рассказывал об истории создания картины так «Было необычное утро, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник, – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и ярких теней на синем снегу».

Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.С.Никитина «Встреча зимы»

(На столах у ребят лежат вырезанные из бумаги снежинки, дети прекрепляют их под картины художников)

V. Зима в картинах русских композиторов

Маленькая снежинка с неба упала,
И на ноты к композитору попала.

(Звучит музыка советского композитора С. Прокофьева. В это время детям предлагается нарисовать красивую снежинку.)

Информация для детей: А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными по форме (от 8 до 40 форм). А всего люди насчитывают 246 различных форм снежинок. Но у всех шесть лучей.

VI. Итог урока

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– Завершая наше путешествие, я хочу, чтобы музыка зимы звучала в вашей душе и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения.

Тема урока: И.Никитин «Встреча зимы».
Цели урока: 1. познакомить со стихотворениями И.Никитина «Встреча зимы»;
2. способствовать развитию умений находить в тексте сравнения и эпитеты; видеть красоту природы; подбирать синонимы к словам.
3. воспитание любви к природе, к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: иллюстрации на тему зимы
Ход урока
I. Организационный момент.
Включайте лампочки-улыбки,
Дарите искорку добра,
Ведь очень часто не хватает
Кому-то лучика тепла!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Протяните свои ладошки ко мне так, как с доски потягивает ласковое солнышко свои добрые лучики, а я приму ваши улыбки и ваше желание работать на уроке. Я хочу, чтобы урок принес радость общения друг с другом. Чтобы этот урок пополнил ваши знания. Пожелаем друг другу успехов!
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала стихотворение «Встреча зимы».
Теперь прочитайте стихотворение русского поэта И. Никитина «Встреча зимы» и определите, какие эпитеты вам помогли представить себе то, о чём пишет автор.
Встреча зимы
И. Никитин
...На дворах и полях
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему...
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
снег лежит полотном - ак, матадай қар жатыр
просим милости к нам - қош келдіңіздер
безлюдный простор - елсіз дала
раздолье - кең дала
ковры расстилай- кілем жайып таста
 Произносим правильно: безлюдный, побелевших полей, из-под чёрных кудрей, здравствуй, ковры расстилай.
 Про¬читайте стихотворение. Подумайте, где надо сделать паузы, с какой интонацией прочитать.
 С помощью каких сравнений и эпитетов поэт описывает зиму?
 Как вы думаете, поэту нравится зима, он ей рад? Какие слова и выражения могут подтвердить ваш ответ?
 Какие песни севера будет петь зима?
 О каких мостах и коврах говорится в стихотворении?
IV.Словарная работа.
степь – дала
безлюдный простор – елсіз дала
раздолье – кең дала
Зимой степь очень красива. Она кажется безлюдной – только снег лежит полотном. В лесах и степях зиме раздолье – она любит простор.
V. Чтение стихотворения учениками.
– Читайте стихотворение медленно, так, как вы вглядываетесь в картины природы, которые изобразил поэт.
VI. Физминутка
Если холодно тебе, то делай
Если холодно тебе, то делай так
Если холодно зимой,
Если холодно в лесу
Если ты совсем замерз, то делай так.
(1- хлопки, 2- щеки, 3- перед грудью, 4- хлопки по коленям)
VII.Выполнить рисунки к стихотворению или коллаж «Здравствуй, гостья зима!..»
VIII. Итог урока.
– Какие чувства пробудил в вас урок?
– О чем заставил задуматься?
IX. Домашнее задание:
И. С. Никитина «Встреча зимы» стр 62, выучить наизусть

Скачать методички (классные уроки) для учителей по разным предметам: история, литература, физика. Как провести урок с учеником, вам поможет грамотно составленный план урока. Занятия по математике, литературе, физике, информатике, химии, психологии.

Цели:

  • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
  • продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
  • развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
  • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование : мультимедийная доска, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», рисунки, фотографии, графика, учащихся, раздаточный материал с напечатанными строфами, стихотворения, маркеры-выделители.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах:

– выразительное чтение всего произведения,
– чтение одной понравившейся строфы и представление рисунка (фотографии, графики) к этой строфе, пояснение причины выбора этого сюжета.

3. Постановка цели. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».

а) Орфоэпическая подготовка (Приложение 1 )

б) Словарно-лексическая работа

– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву: (Приложение 1 )

в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним: (Приложение 1 )

4. Первичное чтение текста подготовленными учащимися по смысловым отрывкам (3человека) и обмен впечатлениями о том, что представили.

5. Беседа по содержанию:

– Какой поре посвящено стихотворение?
– Какие части можно выделить?
– Какие картины нарисовал поэт?
– Почему людей радует первый снег?

6. Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией

– Каждый из вас сейчас получит карточку с напечатанной одной строфой.

Например:

Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам.
Песни севера петь
По лесам и степям.

Например:

Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам.

– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.

7. Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете?
– Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением)
– Как автор относится к простым русским людям? к Родине?
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?
– Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

8. Историческая справка

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
– Почему русский народ не боится зимы?
– Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?

9. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.
– Каким увидели снег? Воздух? Небо?
– Что чувствуют дети?

10 . Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения

б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.

11. Итог урока

– Что особенно понравилось в новом произведении? Что нового для себя узнали?

12. Домашнее задание

Дифференцировано: наизусть 5-6 строф из стихотворения или мини-сочинение «Первый снег» по картине А. А. Пластова.

Приложение 2

Мини-сочинения учащихся по произведению и картине, представленных на уроке

Лебедь Олег

Встреча зимы.
Заканчиваются последние дни осени. Часто идут дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый снежок.
Вся природа радуется приходу зимы. Русский мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт от удовольствия. Матери укладывают спать своих детей под песни вьюги. Пришла зима на земли святой Руси.

Субботина Марина

Наступила зима.
Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов были укрыты снежными шапками. Было морозно, и снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на пороге дома и с интересом смотрели, как падает первый снег. Им не хотелось уходить.
Брат и сестра долго любовались этой красотой.