» »

Хатха йога для начинающих: основы хатха йоги. Хатха-йога: мощный инструмент для саморазвития

13.10.2019

Йога как музыка - она никогда не кончается

Стинг

Х атха-йога - одно из наиболее распространённых направлений йогической традиции. Пожалуй, именно с неё и начинают знакомство с этой древней системой учений, основанной много веков, и даже тысячелетий, назад. Далеко не всем известно, что йога - это не только комплекс физических упражнений (асан), направленных на поддержание и коррекцию здоровья. Любая йога - это в первую очередь духовная практика, целью которой является просветление, слияние с Высшим, а путь к этому проходит через самопознание. Оно, в свою очередь, достигается через практику основных ступеней йоги.

Хотя хатха-йога и её направления занимают лидирующие места по популярности среди практикующих, некоторые считают хатха-йогу подготовительной фазой перед началом практики Раджа-йоги, т. е. её составной частью. И это небезосновательно. Сама же Раджа-йога - это один из четырех основных видов йоги, наряду с бхакти-йогой, карма-йогой и джнана-йогой. В XX веке хатха-йога завоевала себе признание во многих странах и, по сути, выделилась в самостоятельное направление. На её основании развилось множество других направлений, которые также используют методологию хатха-йоги.

Хатха-йога: описание черырех составляющих элементов

На начальных этапах занятий практика хатха-йоги заложит хорошую базу для дальнейшего продвижения в духовном и физическом самосовершенствовании. Неслучайно именно хатха-йога считается подготовительной системой, или первой частью, в практике Раджа-йоги. Это объясняется тем, что в хатха-йоге внимание уделяется первым четырем составляющим из аштанга-йоги, в то время как полностью восемь ступеней (элементов), включая четыре первые, представлены в Раджа-йоге.


Для того чтобы читатель ясней представлял, о чём здесь идёт речь, нужно обратиться к происхождению самого термина «аштанга». Он иногда ассоциируется с названием ещё одного направления внутри хатха-йоги, но на самом деле слово «аштанга», означающее "восемь", символизирует собой количество ступеней в практике Раджа-йоги. Четыре первоначальных уровня принадлежат Хатха-йоге:

  1. Яма это выполнение моральных устоев, таких как ахимса - принцип ненасилия, брахмачарья - аскеза, сатья - правдивость, и др. Всего их пять;
  2. Нияма также состоит из пяти правил, в большей степени направленных на внутреннее самосовершенствование и посвящение себя духовному;
  3. - это те самые статичные позы, о которых будет подробный разговор ниже;
  4. - различные практики дыхания. Они помогают контролировать и перенаправлять энергию в теле.

Чтобы обобщить вышеперечисленное, можно объединить практику ямы и ниямы в одно целое, как это обычно и делают. Так что у нас получится определённый свод жизненных правил, которых стоит придерживаться.

Асаны предназначены для гармоничного развития физического тела, а также могут служить хорошей основой для выполнения медитации. Ведь каждая асана, по сути, и предназначена для того, чтобы во время пребывания в ней ум переключился и «отошёл» от повседневных забот.

Это уже начало работы с энергиями. Но в отличие от асан здесь энергия перенаправляется не через смену и чередование поз, а посредством контроля за дыханием, его задержками.


До тех пор пока 4 первых элемента не освоены, лучше не переходить к Раджа-йоге, потому что для практики 4 высших элементов аштанги - пратьяхары (разотождествление чувств с внешними объектами, их отключение), дхараны (концентрация внимания), дхьяны (медитация в чистом виде) и самадхи (достижение просветления, растворение в Абсолюте и т. д.) - нужно полностью освоить первые 4 ступени. Если подойти неподготовленным к практикам 4 высших элементов, они не принесут ожидаемого результата. Телу и духу нужно пройти путь от ямы-ниямы, асан и пранаямы к высшим практикам медитации и самадхи.

Дело даже не в том, что через практику физическое и эмоциональное тела человека укрепляются, а в том, что, выполняя асаны, человек подключается к энергии Высшего. Во время практики йогических поз течение энергии в физическом теле изменяется, что также влияет и на духовный аспект - происходит преображение внутренней сущности человека, и даже её трансформация.

Интересно наблюдать, как ничего не подозревающий ученик начинает осваивать асаны, скажем, с целью улучшить здоровье, а к концу формального курса обучения настолько проникается философией йоги, что, вместо вереницы замысловатых поз, видит стройную систему, направленную в первую очередь на гармоничное развитие двух начал: физического и духовного.

Исполнение асан перестаёт быть самоцелью и воспринимается всё больше и больше как одно из средств, способствующих самопознанию.

Хатха-йога

На сегодняшний день хатха-йога наиболее популярный стиль йоги, который практикуется множеством людей разных возрастов и социальных групп во всем мире. Многие люди выбрали для себя, именно этот путь йоги, потому что здесь можно быстро заметить результаты – от улучшения здоровья и общего самочувствия до повышения стрессоустойчивости и раскрытия творческих способностей.

Но не верно думать, что раз хатха-йога настолько популярна, значит это – простой путь, идти по которому сможет каждый. Хатха-йога требует, в первую очередь, дисциплины и внутренней решимости, потому что результаты приходят в случае регулярной практики.

Так же существует ошибочное мнение, что хатха-йога – это только практика асан. На самом деле хатха-йога является целостной системой, в которую также входит правильное взаимодействие с обществом, режим питания, очистительные и дыхательные техники.

Ниже приведено описание составляющих хатха-йоги и основные направления, известные на сегодняшний день в России и за рубежом.

Говоря простым языком, хатха-йога – это учение о физической и психической гармонии, особое направление йоги, изначально возникшее в Индии и в 20 веке достигшее Запада. В буквальном переводе означает “усердное единение”.

Существует и другая трактовка термина ХаТха, где “ХА” обозначает ум, ментальную энергию, а “ТХА” – прану, жизненную силу. При этом “ХА” означает солнце и мужскую мантру, а “ТХА” – луну и женскую мантру.

Следует отметить, что хатха-йоге свойственна своеобразная дуальность: эта практика акцентирует опыт дополняющих друг друга противоположностей, таких как мужское/женское, движение/статика, вдох/выдох, сопротивление/расслабление.

Историческая справка

1. Хараппская цивилизация (3300-1300 до н.э.)долины реки Инд, одна из трёх наиболее древних цивилизаций наряду с древнеегипетской и шумерской даёт нам примеры использования асан.

2. Индская цивилизация Мохенджо-Даро (ок. 2600г до н.э.) так же была знакома с хатха йогой. Археологи обнаружили печати с изображением персонажей, сидящих в асанах. На основании этих открытий была выдвинута теория о том, что асаны существовали задолго до того, как были принесены на север Индии арийцами и, более того, являются доведическим феноменом.

3. Хатха-йога в Индии
Хатха-йога испытала тантрические и шиваистские влияния средневековой эпохи сидхов и натхов около 12 века н.э. и является подводящей практикой к духовному освобождению, сформулированному Раджа-йогой. Особую популярность Хатха-йога приобретает в 20 веке благодаря знаменитому индийскому йогину и философу Шри Тирумалаю Кришнамачарье и его ученикам Паттабхи Джойсу и Б.К.С. Айенгару, которые и распространят её на Запад.

4. Хатха-йога на Западе
Хатха-йога в западных странах в большинстве случаев представляет собой скорее практику физических упражнений. Очень популярна в Англии, США. Во Франции первая школа Хатха-йоги была открыта в 1945 году. В Россию йога проникла в 60-е годы, как средство эффективной подготовки космонавтов, в 70-е гг. преследовалась как инакомыслие, а в настоящее время интенсивно развивается.

Интересно, что с целью предотвращения попыток запросов авторских прав на некоторые асаны (в США, например, запатентованы более 200 асан) некоторых преподавателей-оппортунистов, Индия сегодня предоставляет документацию, описывающую более 1300 асан в Traditional Knowledge Digital Library, делая таким образом эту информацию достоянием общества.

На сегодняшний день Хатха-йога является самым популярным направлением на Западе. Это обусловлено наличием сравнительно простой и практической документацией по данному направлению. Действительно, основополагающие тексты Хатха-йоги достаточно полно освещают саму практику, её цели, средства их достижения.

Классические тексты Хатха-йоги

К классическим текстам Хатха-йоги относятся 3 трактата:

Хатха Йога Прадипика – буквально “Освещение хатха-йоги”. Текст написан Свами Сватмарамой примерно в 15 веке и является древнейшим уцелевшим письменным основанием практики хатха-йоги. Текст относится к индуистской философской школе и посвящён Шиве, который, согласно традиции индуизма, передал тайные знания о Хатха-йоге своей Божественной супруге Парвати. На русский язык переведено 4 главы. Первая описывает принципы Ямы (сдержанность в поведении) и Ниямы (соблюдаемые ограничения), вторая освещает практики внутреннего очищения – Шаткармы и Пранаямы, третья повествует о Мудрах и Бандхах, нади и энергии Кундалини, и, наконец, четвёртая посвящается Пратьяхаре, Дхаране, Дхьяне и Самадхи.

Гхеранда Самхита – самый энциклопедичный сборник наставлений по Хатха-йоге, который описывает путь семиступенчатой йоги и разнится с чтением Махариши Патанджали в заключительных текстах, описывающих Самадхи. Создан в 17 веке йогином Гхерандой.

Шива Самхита – древний санскритский текст по классической йоге и индуистскому оккультизму, написанный неизвестным автором от лица Шивы. Считается самым всесторонним трактатом о йоге.

Основные составляющие хатха-йоги

Шаткармы – техники для очищения тела. Причиной многих болезней является накопление токсинов в организме. Эти практики приводят к удалению отходов и загрязнений, помогают поддерживать здоровье и продвигаться в освоении техник йоги.

Яма, Нияма – морально-этический кодекса йоги. Эти заповеди, или этические принципы, носят универсальный характер. Следовать им необходимо любому человеку, независимо от пола и возраста, национальности. Несмотря на то, что они были сформулированы в древности их назначение в наше время чрезвычайно велико.

Асаны – это физические позы йоги. Благодаря напряжению и расслаблению мышц, мягкому массажу внутренних органов и тонизирующему воздействию на нервную систему, здоровье практикующего заметно улучшается. А многие заболевания (среди которых и так называемые «неизлечимые») могут быть значительно ослаблены и даже полностью устранены.

Пранаямы – дыхательные техники йоги и практика остановки дыхания, которые учат практикующего правильно дышать и развивают дыхательную мускулатуру. Варианты задержек дыхания расширяют кровеносные сосуды, улучшая кровообращение организма. Вследствие улучшения работы головного мозга, повышается концентрация внимания.

Мудры – это особые положения тела или частей тела (пальцы рук), которые вызывают физиологические, психические и умственные изменения в человеке.

Бандхи – представляют собой физические захваты (более детальное сокращение внутренних мышц), изменяющие внутреннее давление в организме, вследствие чего происходит перераспределение крови, активизация определённых желез внутренней секреции и праны.

Основные направления хатха-йоги

Аштанга-виньяса йога

Динамическое направление хатха-йоги. Где каждое статичное положение – асана – межуется с динамической связкой – виньясой. В практике используется специальное разогревающее дыхание – уджайи и концентрация на определённых частях тела – дришти.

Аштанга-виньяса йога
“If it doesn’t challenge you,
it doesn’t change you”

Аштанга-виньяса йога является одной из самых активных стилей хатха-йоги. Основатель данного стиля – Шри Паттабхи Джойс (26 июля 1915 – 18 мая 2009 г.г.), ученик Шри Кришнамачарьи, пандит, знаток вед и санскрита. Около 40 лет по наставлению махараджи Кришнамачарьи Джойс преподавал йогу в Университете санскрита в Майсоре, который он окончил, возглавив факультет йоги. Преемником его учения он оставил своего внука Шарату Рангасвами.

Основу метода Шри Паттабхи Джойса составляет сочетание учения его гуру, тибетских традиционных практик и знание древних священных текстов сутр.

«Аштанга» с санскрита означает «восьмиступенчатая» или «восемь основ». Включает в себя следующие восемь ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи.

«Виньяса» переводится как «дыхательно-двигательная система упражнений». Данный комплекс помогает синхронизировать движение в асане вместе с дыханием и удержанием замков (бандх). Такая техника способствует усилению жара в теле, потоотделения, соответственно, очищению организма от токсинов и шлаков на физическом уровне, на тонком плане происходит усиление концентрации внимания, формирует навык «присутствия здесь и сейчас», успокоение ума и очищение сознания. В результате упорной и регулярной практики укрепляются все группы мышц, увеличивается гибкость тела, повышается стрессоустойчивость, очищаются каналы энергетических потоков (нади), по которым прана (жизненная энергия) может подниматься вверх по сушумне (центральному каналу).

Таким образом, Аштанга-виньяса йога – это динамическая практика, состоящая из комплекса последовательных упражнений, связанных между собой динамическими виньясами, выполняемых вместе с уджайи-пранаямой, бандхами и концентрацией на определенных точках (дришти).

Существует 6 базовых уровней (предполагается, есть и 7-й). Считается, когда ученик достигает заметных успехов в практике, гуру открывает секреты, которые нельзя найти в общедоступной литературе. Каждый уровень содержит в себе асаны, которые делают вызов силе и крепости духа. Это является ключевым моментом в аштанга-йоге: Джойс считал, что йогу не надо подстраивать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, стремиться укреплять свой дух и развивать тело, развивая свое тело посредством усложнения асан по мере их освоения. «Подгонять традиционные, тысячелетние методики под ограниченные возможности учеников - значит снижать планку самого этого искусства», - считал Шри Паттабхи Джойс.

Укрепление тела, усиление концентрации внимания и соблюдение морального кодекса йогов (принципы ямы-ниямы) – это лишь первые ступени аштанга-йоги, готовящие практикующего йога к более высшей ступени – глубокой медитации, где конечной целью является достижение Абсолюта, слияние с Высшим, вечного блаженства, т.е. самадхи или Просветления.

Таким образом, аштанга-йога – это не просто активная и силовая практика с телом, но и комплексная работа на всех уровнях: физическом, ментальном и духовном.

Данный вид йоги рекомендуется для практикующих среднего и выше уровня подготовки, т.к. требует хорошей физической подготовки. Тем, кто перенес серьезные травмы или заболевания, а также испытывают трудности с концентрацией внимания рекомендуется начать практику с простых стилей йоги, например, йоги Айенгара.

Для того, чтобы стать сертифицированным учителем аштанга-йоги, нужно учиться 10 лет в Майсоре. По первым 5 базовым уровням сняты фильмы западных последователей Джойса: Дэвида Свэнсон, Ричарда Фриман, Тима Миллер, Лино Миелле, а также внука Паттабхи Джойса – Шарата Рангасвами.

Йога Айенгара

Одно из наиболее распространенных направлений хатха-йоги, статический стиль. Система создана Б. К. С. Айенгаром, современным учителем йоги из Индии, который разработал методику, адаптирующую асаны хатха-йоги для людей любого возраста и физического состояния. Это достигается за счет использования пропсов – различных приспособлений, например, специальных кирпичей, подушек, скамеек и т. п., с помощью которых можно облегчить и сделать более безопасным выполнение той или иной позы.

Йога Айенгара имеет терапевтическую направленность. Основное внимание уделяется выполнению статических поз – асан, которые выдерживаются учеником по несколько минут. Обучающиеся детально изучают работу асаны, представленных в программе, вплоть до работы каждой мышцы, что гарантирует безопасность практики. Занятия поделены на уровни по степени сложности. Инструкторы, преподающие йогу Айенгара, проходят строгую многоуровневую систему обучения и сертификации.

Йога Айенгара

Метод получил название по имени его основоположника – Беллур Кришнамачар Сундараджа (сокращенно Б.К.С.) Айенгара. Как и Паттабхи Джойс, Б.К.С. Айенгар был учеником Шри Тирумалаи Кришнамачарьи. И если Паттабхи Джойс продолжил практиковать и преподавать йогу в стиле своего учителя (стиль в дальнейшем получил название Аштанга-йога), то Айенгар, поняв, что этот метод подходит в основном молодым и здоровым людям, стал обращать больше внимания на травмобезопасность практики йоги и ее терапевтический эффект.

Йога Айенгара имеет следующие особенности:

Длительная фиксация асан с использованием различных приспособлений (ремни, одеяла, пропсы, скамейки, стулья, валики и пр.) для обеспечения максимального комфорта во время практики. По мере регулярной практики ученик будет осваивать все более сложные варианты асан.

Детальное объяснение преподавателем геометрической отстройки асан. Определение ровности тела является важнейшим приоритетом в практике йоги Айенгара и влияет, по мнению основателя метода, не только на физическое тело, но и на психо-эмоциональное состояние.

Метод Айенгара считается универсальным, т.к. подходит практически всем – независимо от возраста, состояния здоровья и пр. С помощью различных приспособлений человек любого уровня гибкости сможет выполнить асану. В данном методе уделяется большое внимание противопоказаниям для выполнения различных асан.

Отдельное внимание в системе йоги Айенгара отведено женской практике. Существует программа для женщин во время менструации и беременности, которую гуруджи разрабатывал с помощью своей ученицы и старшей дочери Гиты Айенгар.

Шивананда йога

Направление хатха-йоги, где используется комплекс из 12-ти основных асан. Практика проходит в медитативном режиме с относительно длительной фиксацией асан. Занятия включают практику пранаям, медитативные техники, мантры.

«Йога есть соединение, Однородность, Единство
и Тождественность с Богом (Брахманом)»
Шри Свами Шивананда.

Шивананда йога – это разновидность хатхи-йоги, объединяющая в себе ключевые моменты разных направлений йогического учения. Ее основоположник – Шри Свами Шивананда (8 сентября 1887 – 14 июля 1963гг.) – индуистский духовный учитель адвайта веданты, выходец из семьи преданных шиваитов, практикующий врач, автор более 200 книг.

Личность Шивананды наложила свой отпечаток на стиль йоги. Будучи выходцем из ортодоксальной семьи, Шивананда с самого детства отличался необыкновенной добротой, любовью к ближнему, высоким интеллектом наряду с религиозностью. На протяжении всей жизни он совершал бхакти-йогу – служение и преданность Богу, помогал больным и страждущим, основал множество благотворительных фондов, а также Лесную Академию йоги и веданты (1948 г.), где любой духовный искатель мог бесплатно познавать йогическое учение.

Для Шивананды практика йоги была не менее значима, чем служение. Регулярную практику он считал необходимым условием подготовкой тела для достижения Раджа-йоги (медитации).

Отличительная особенность стиля Шивананды – это мягкий релаксационный режим, акцент на расслабление, таким образом, происходит проработка асан на глубоком уровне сознания. В своем труде «Йога-терапия» Свами Шивананда изложил описание терапевтического воздействия асан на организм.

Шивананда йога – это последовательность 12 базовых асан: Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Матсьяасана, Пашчимоттанасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Ардха Матсиендрасана, Маюрасана, Падахастасана, Триконасана. В заключении шавасана.

Схематично выглядит следующим образом:

Основные асаны можно усложнить различными вариантами и дополнить в зависимости от степени подготовки.

В целом структура занятий выглядит следующим образом:

  • Релаксация в виде шавасаны (внутренняя настройка на занятие);
  • Пранаяма (капалапхати, анулома-вилома);
  • Сурья-намаскар (динамичная разминка);
  • Основные асаны (12 базовых);
  • Шавасана.

Шивананда йога базируется на 5 основных принципах:
1.Правильное исполнение асан.
2. Правильное дыхание. Пранаяма способствует накоплению жизненной энергии, благодаря которой человек обретает контроль над своим умом.
3. Правильное расслабление. Регулярное выполнение шавасаны помогает расслабиться физически и ментально.
4. Правильное питание. Пища должна быть саттвичной, вегетарианской, т.к. это способствует чистому воздействию на сознание, а также соблюдению одного из принципов ямы – ненасилие (ахимса).
5. Позитивное мышление (Веданта) и Медитация (Дхьяна).
Практика подходит всем независимо от возраста и уровня подготовки. Особенно рекомендуется делать практику Шивананды-йоги вечером, чтобы снять напряжение и усталость после рабочего дня.

Йога-терапия

Основной целью йога-терапии, как части практики хатха-йоги со смещенным акцентом, является восстановление здоровья. Отличительная особенность йога-терапии - это специальный подбор техник и режим их выполнения. Йога-терапия направлена, в первую очередь, на восстановление и поддержание здоровья. Занятия предназначены для людей, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сердечнососудистой, эндокринной и дыхательной системами, а так же заболевания внутренних органов. Из практики йога-терапии, часто исключены предельные асаны, сильные скручивания и прогибы позвоночника, что, при уже имеющихся нарушениях позвоночного столба, может значительно усугубить положение. Работа ведется в спокойном режиме: мягкое воздействие на позвоночник и суставы, активизация дополнительного притока крови к больным органам, детальная иннервация желез внутренней секреции. Все это исключает возможность получения травм и способствует мощному омоложению организма. Дыхательные техники (пранаяма) и медитативные практики, являющиеся обязательной частью класса, способствуют улучшению работы головного мозга, раскрытию творческого потенциала и искоренению истиной причины любого заболевания.

Хатха-йога - это популярное направление классической йоги. Именно на его основе появилось и развилось большинство современных направлений йоги. Само по себе слово «хатха» состоит из двух санскритских корней: «ха» - переводится как «солнце» и символизирует мужское начало и «тха» - переводится как «луна» и символизирует, соответственно, женское начало. Таким образом, данное направление йоги нацелено на гармоничное объединение двух начал и раскрытие в каждом человеке его потенциала. По другой трактовке «хатха» переводится как «исполненный силы». Так или иначе, хатха-йога - это интересная и очень полезная практика. Сегодня мы познакомимся с ней поближе. Давайте узнаем, насколько возможна и эффективна хатха-йога в домашних условиях.

Исторический экскурс

Как отдельное направление хатха-йога появилась в шестнадцатом веке. Фактически все то, что сегодня считается йогой, и есть хатха. Остальные же направления, такие как раджа-йога, джнана-йога и бхакти-йога, скорее, являются философскими, нежели физическими практиками. Первым мастером хатхи считают некого Сватвараму, который жил в XV и XVI веках в Индии. На основе известных на тот момент знаний и практик он написал работу «Хатха-йога Прадипика», в которой описал главные принципы йоги. Данный трактат по сей день обладает большим авторитетом.

Хатха-йога для начинающих: базовые принципы

С точки зрения хатха-йоги человек представляет собой энергетическую систему, состоящую из 13 каналов, по которым циркулирует 10 видов энергии. Таким образом, основная задача каждого человека, занимающегося данной практикой, - научиться правильно управлять этими каналами и видами энергии.

Вот из чего состоит хатха-йога:

Хатха-йога практикует упражнения, комплексно воздействующие на организм. Занимаясь данной практикой, можно замедлить процессы старения, повысить эластичность мышц и суставов, привести мышцы в тонус (а при необходимости и неплохо их проработать), похудеть и просто расслабить весь организм.

Суть занятий

Прежде чем приступить к занятиям, новичок должен осознать, что хатха-йога - это не просто комплекс физических упражнений, а способ изменить свою жизнь в лучшую сторону. В йоге тело и дух тесно связаны. Правильно воздействуя на физический аспект человека, можно добиться изменений внутренних процессов, переконструировать психику. Физическая оболочка отражает внутренний мир человека, поэтому, устраняя физические проблемы, можно избавиться от эфирных проблем и проработать свою чакральную систему.

Система хатха-йоги состоит из статических и динамических асан, которые способствуют развитию гибкости связок и суставов. Кроме того, асаны осуществляют массаж органов и стимулируют работу гормональных желез. Данная практика является эффективной как для начинающих йогов, так и для опытных. Это универсальный метод для очистки разума и тела. Хатха-йога - это больше чем гимнастика, ведь она не только поправляет здоровье и внешний вид, но и оздоровляет психику.

Важно отметить, что приступать к пранаяме стоит лишь тем, кто уже освоил все асаны. А начинать медитацию можно, лишь освоив пранаяму.

Мармы

На теле каждого человека есть мармы - особо чувствительные участки, которые отвечают за циркуляцию энергии. Если они повреждены, начинаются нарушения циркуляции, которые влекут за собой болезни, порой очень даже тяжелые. Основными мармами человека являются: макушка, челюсти, глаза, затылок, шея, спина, плечи, предплечья, кисти, грудная клетка, солнечное сплетение, живот, бедра, колени, голени и ступни. В процессе занятий хатха-йогой необходимо концентрировать свое внимание именно на этих участках. Если возникают болезненные ощущения в мармах, их нужно постараться расслабить. Важно следить за правильным дыханием. Часто именно благодаря дыханию можно избавить себя от неприятных ощущений.

Комплекс для начинающих исключает серьезные нагрузки на мышцы, суставы и связки. Каждая асана предполагает задержку в одной позе на определенное время (в среднем 30 секунд). Итак, рассмотрим примерный комплекс асан, который может включать в себя хатха-йога для начинающих в домашних условиях. Упражнения незамысловатые, но при правильном выполнении очень эффективные.

Поза горы, или тадасана

Это основа всех стоячих поз. Она помогает развить устойчивость и спокойствие. Выполняется очень просто: станьте ровно, сомкнув стопы и вытянув руки вдоль туловища. Тело должно быть полностью прямым, но расслабленным. Теперь нужно почувствовать каждую клетку своего тела и представить, что стопы держатся за землю подобно корням могущественного дерева. Дыхание должно быть абсолютно свободным.

Урдхва-хастасана

Это также простая поза, которая вытекает из предыдущей. На выдохе нужно поднять руки над головой и сложить ладони вместе. Затем стоит потянуться вверх и постараться почувствовать, как растягивается позвоночник. Смотреть при этом нужно вперед или же вверх. Задержавшись в вытянутом положении на несколько секунд, можно опуститься. Делать упражнение нужно три раза.

Триконасана - вытянутый треугольник

Из двух предыдущих упражнений может показаться, что хатха-йога для начинающих вовсе не сложна. Но это не совсем так. Постепенно переходим к более сложным асанам. Триконасана считается основной позой, оказывающей тонизирующий эффект на мышцы ног. Она способствует повышению уровня контроля над телом.

Для начала нужно стать, расставив ноги на ширину около метра. Затем руки вытягиваются в стороны и поворачиваются ладонями к полу. Теперь нужно повернуть обе стопы вправо: правую на 90, а левую на 45 градусов. Осталось лишь глубоко вдохнуть и с выдохом нагнутся вправо так, чтобы правая ладонь оказалась на полу около внешнего края стопы. Если не можете дотянуться до пола, можно остановить руку на подъеме стопы. Левая рука при этом тянется вверх, расширяя грудную клетку. Взгляд нужно сфокусировать на левой ладони. Простояв в таком положении 20-30 секунд, нужно повторить асану на другую сторону.

Парсваконасана - горизонт

Данная поза укрепляет мышцы ног и придает им гибкость. Исходное положение: стоя, ноги на ширине, приблизительно равной длине ноги, руки вытянуты в сторону. Теперь нужно повернуть стопы вправо: одну на 90, а вторую приблизительно на 60 градусов. Затем левая нога остается ровной, а правая сгибается в колене на 90 градусов. При этом правая ладонь ставится справа от стопы. Грудь разворачивается влево, а левая рука тянется вдоль туловища, прикоснувшись к уху плечом. Взгляд должен быть направлен вверх, как будто через плечо. Это же действие делается на левую сторону. Время выполнения 30-60 секунд.

Вирабхадрасана - воин

Данная асана укрепляет мускулы поясницы и ног, а также тонизирует органы брюшной полости и восстанавливает подвижность коленей. С теоретической точки зрения асана выполняется довольно просто: нужно стать на одну ногу, а вторую вытянуть назад таким образом, чтобы она создавала с телом одну линию, параллельную полу. Продолжать эту линию должны руки. В таком положении нужно простоять столько, сколько получится, стараясь сохранять внутреннее спокойствие.

Вирасана - герой (сидя между пятками)

Это сидячая поза, которая отлично расслабляет и растягивает спину. Выполняется она следующим образом. Для начала нужно сесть на колени и пятки. Из этого положения пятки разводятся в стороны таким образом, чтобы ягодицы и подъемы ног коснулись пола. Затем следует с помощью рук развести икроножные мышцы по сторонам, чтобы в коленном суставе не создавалось избыточного давления. Осталось лишь выпрямить спину, положить руки на колени и расслабиться. В данном положении нужно сидеть как можно дольше.

Сукхасана - сидя со скрещенными ногами

Данная поза позволяет отдохнуть и расслабиться. Иногда ее используют для медитации. Для этой асаны применяют специальную подставку или просто сложенное одеяло, на край которого нужно садиться. Сев, нужно вытянуть ноги перед собой, согнуть их в коленях и положить таким образом, чтобы левая стопа оказалась под правым коленом, и наоборот. Стопы следует приблизить к тазу (не вплотную) и расслабить таким образом, чтобы их внешняя сторона мягко лежала на полу. Спина ровная, руки располагаются на бедрах ладонями вверх или на коленях, ладонями вниз. В этой позе можно сидеть столько, сколько вам нужно для расслабления. Периодически стоит менять ноги местами.

Шавасана - труп

Несмотря на не совсем приятное название, данная поза позволяет успокоиться и расслабиться. Выполняется асана лежа на спине. Тело и ноги должны быть вытянутыми, а руки - расслабленными. Они лежат вдоль туловища. С глубоким вдохом нужно напрячь мышцы всего тела. Не расслабляясь, следует осуществить несколько дыхательных циклов, а затем расслабиться. В этой стадии упражнения можно немного развести ноги и руки.

Когда данный комплекс будет приносить вам спокойствие и удовлетворение, а его асаны будут выполняться с легкостью, можно переходить к более сложным позам. Изучать йогу рекомендуется без спешки, но с энтузиазмом.

В случае если вы не уверены в своем здоровье, прежде чем приступить к занятиям йогой, стоит проконсультироваться с врачом. Йога противопоказана людям с заболеваниями крови, черепно-мозговыми травмами, повреждениями позвоночника, инфекционными заболеваниями, психическими расстройствами и злокачественными новообразованиями.

Если, выполняя упражнения, вы чувствуете дискомфорт или даже боль, не стоит думать о том, что вам не подходит хатха-йога. Асаны воздействуют на разные участки тела, поэтому их тяжесть зависит от физиологических особенностей каждого человека. Сложную асану можно на время отложить, заменив на простую. А если вы не можете дотянуться рукой до пола, воспользуйтесь опорами. На первых порах не стоит задерживаться в каждой позе слишком долго. Время выполнения асан стоит увеличивать постепенно. Чтобы эффект был полноценным, стоит уделять одинаковое внимание обоим сторонам тела. А чтобы результат и вовсе превзошел все ваши ожидания, к хатха-йоге стоит подходить комплексно - уделять внимание стоит не только упражнениям, но и здоровому питанию, а также контролю сознания. А немного позже можно будет перейти и к медитации.

Вот такая она - хатха-йога для начинающих. Уроки профессионалов помогут вам быстрее освоить асаны, но при желании это можно сделать и в домашних условиях.

Хатха-йога – это древнее учение, духовная практика, направление йоги, родиной которого является загадочная во всех отношениях Индия. Легенды гласят, что сам Шива передал тайные знания хатха-йоги своей супруге Парвати, поэтому к этому учению можно относиться как к божественному дару.

Матсьендранатх и его ученик Горакшанатх считаются теми, кто придал хатха-йоге именно те особенности, которые мы можем наблюдать и сегодня. Они систематизировали практики работы с сознанием и телом, а Горакшанатх является автором текстов об этой практике.

Это направление йоги провозглашает единение духовного и физического. Располагая особыми практиками, оно позволяет достичь гармонии этих двух аспектов.

В чем особенность хатха-йоги

Уже само слово «хатха» несет особый смысл. Существует несколько толкований. «Хатха» с санскрита переводится как «интенсивность», «усилие», йога – «единение», «союз», «слияние» . Фактически, хатха-йога – это принудительное слияние. Но слияние чего?

Некоторые исследователи видят в слове «хатха» отдельные слоги, которые по отдельности не обладают собственными значениями. Но вместе они образуют гармоничное единение. «Ха» – это ментальная энергия, мужская мантра, Солнце, Шива. «Тха» – сила жизни, женская мантра, Луна, Шакти. Итак, «хатха» – это союз мужского и женского, объединение двух энергий, являющихся источником всего живого.

Данная индийская духовная практика считается частью раджа-йоги, являющейся путем развития духовных способностей. Хатха-йога в составе раджа-йоги необходима именно для подготовки тела для постижения духовной стороны личности.

Главное в хатха-йоге – поддержание здоровья суставов и позвоночника, развитие гибкости тела. Особенно показаны занятия йогой тем, кто вынужден регулярно испытывать умственные нагрузки, занимается интеллектуальным трудом, учебой.

Помимо классических асан и техник данное направление йоги располагает уникальными упражнениями, направленными на массаж внутренних органов и стимуляцию гормональных желез . Не секрет, что гормоны оказывают влияние на эмоциональное состояние человека.

Дисбаланс, возникающий в гормональной системе, способен привести не только к негативному восприятию мира и самого себя, но и серьезным проблемам со здоровьем. В том числе, по мнению йогов, подавляющее большинство недугов – это результат неправильного распределения в организме жизненной энергии . Практикуя асаны хатха-йоги, восстанавливается правильное течение праны.

Отзывы тех, кто практикует хатха-йогу, свидетельствуют о том, что после таких занятий уходит не только ощущение телесной усталости, но и психологической, от которой избавиться гораздо сложнее. Асаны, пранаямы и медитативные техники помогают избавиться от напряжения и стрессового состояния, укрепить нервную систему.

Практики

Практика хатха-йоги базируется на таких составляющих:

  1. Пранаямы – специальные дыхательные упражнения, цель которых заключается в том, чтобы научить человека эмоциональному самоконтролю . В процессе выполнения пранаямы также осуществляется массаж внутренних органов. .
  2. Асаны – выполнение упражнений в специальных позах в сочетании с особыми техниками дыхания и концентрацией внимания . Хатха-йога заключается в практике статических упражнений, которые могут выполняться на вдохе, выдохе или задержке дыхания. Асаны не следует делать на грани своих физических сил. Наоборот, они должны расслаблять, умиротворять. Важно, чтобы не возникало никакого дискомфорта. Появление приятных ощущений во время асан – показатель того, что прана по телу циркулирует правильно.
  3. Медитация. Ее главная цель – прислушаться к себе, сбросить все «лишнее», напускное . В процессе релаксации происходит физическое и психологическое расслабление, энергия направляется на духовное совершенствование человека.
  4. Шаткармы – упражнения и способы хатха-йоги, позволяющие очистить внутренние органы . Шаткармы – это общее название для очистительных практик. Перевести с санскрита можно как «шесть действий». Действительно, методика располагает шестью практиками очищения организма:
  • – техники для очищения пищеварительного тракта;
  • – тонизирование и промывание толстого кишечника;
  • – специальные техники массирования области живота с целью укрепления органов брюшной полости;
  • – очищение и промывание носовых проходов;
  • – набор их трех несложных техник, позволяющих очистить переднюю долю головного мозга;
  • – укрепление оптических нервов и глаз, улучшение зрения, развитие внимательности с помощью техники пристального созерцания объекта.
  1. Правильное питание. В йоге этому аспекту уделено отдельное внимание. Чтобы быть здоровым и довольным жизнью, достаточно есть простую натуральную пищу и не переедать.

Практика хатха-йоги позволяет достичь разных целей: пробуждение Кундалини – особой энергии, сконцентрированной у основания позвоночника; восстановление или поддержание здоровья, долголетие; осознание своего высшего Я (атмана); достижение гармонии внешнего и внутреннего, состояния просветления (самадхи).

Традиционная хатха-йога в древнейшем «Хатха-йога-прадипика»

«Хатха-йога-прадипика » – один из классических текстов о хатха-йоге . Написан на санскрите приблизительно в XV веке Свами Сватмарамой, являющимся идейным последователем Горакшантха, основавшим Натха-сампрадайю – философское учение, объединяющее людей, почитающих Шиву.

«Хатха-йога-прадипика» вобрал в себя цикл ранних текстов и добавления йоги Сватмарамы.

Текст включает в себя 382 строфы и четыре основные главы:

  • Первая глава посвящена асанам, рекомендациям по питанию и родословной преемственности. Ограничениям, которые необходимо соблюдать (ниямы), отведено 67 шлок, а правилам сдержанности в поведении и поступках (ямы) – по одной шлоке на каждую.
  • Шлока – это эпический стихотворный размер, применяемый в древнеиндийских санскритских текстах. Состоит из двустишия, в каждой строчке – по 16 слогов.
  • Вторая глава включает в себя 78 шлок, посвященных шаткарме (техникам очищения организма) и пранаяме (дыхательным техникам).
  • Третья глава в 130 шлоках повествует об энергии Кундалини; каналах, по которым движется прана; бандхах и мудрах.
  • Посредством 114 шлок четвертая глава описывает способы концентрации ума, успокоения сознания, достижения просветления.

Преимущество хатха-йоги в том, что ее можно практиковать в любом возрасте, так как она практически не имеет противопоказаний.

Освоив техники йоги, можно научиться полноценно релаксировать, достигать взаимопонимания с окружающим миром и самим собой, избавиться от разных недугов. Ведь проповедуя хатха-йогу, вы начинаете понимать, в чем сила физического и психологического расслабления, спокойствия и гармонии.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Общеизвестно, что название «йога» применимо к любому занятию, направленному на достижение гармонии и согласия с собой. Однако именно хатха-йогу считают начальной ступенью на пути познания своих возможностей и внутренних потоков энергии.

Первый мастер

Хатха-йога имеет богатую историю, которая корнями своими уходит в глубокую древность и насчитывает несколько тысячелетий. Считается, что первым мастером хатха-йоги был легендарный Сватварама , который жил в Индии еще на рубеже XV и XVI веков.

Большой интерес представляет название «хатха-йога». Оно состоит из слога «ха», что в переводе с санскрита означает «активная энергия, вдох». Вместе с тем, другая часть – слово «тха» ? в переводе с того же санскрита означает «луна». Этимология раскрывает перед нами главную задачу хатха-йоги , которая заключается в достижении баланса между луной и солнцем, расслаблением и активностью.

Другими словами, занятия хатха-йогой помогают человеку становиться жизнерадостным и бодрым, но не напряженным; спокойным и созерцательным, но не ленивым и апатичным.

Знаменитый йог Рамачарака, живший в 1862?1932 годах, в беседах со своими последователями обращал их внимание на то, что заниматься хатха-йогой, игнорируя при этом ее философский подтекст, нельзя. Иначе говоря, здоровье ради здоровья не является целью практики хатха-йоги.

Система хатха-йоги

Система хатха-йоги состоит из четырех основных групп активных практик. Это: мудра, шаткрийя, пранаяма, асана . Занятия требуют от человек четкого следования заповедям, помогающим человеку попасть на новый уровень духовной чистоты. Достижение единства с Высшим требует от человека соблюдения строгой дисциплины.

В практике хатха-йоги акцент сделан на выполнении, главным образом, статических поз, позволяющем поддерживать здоровье позвоночника и суставов. При этом уникальной особенностью йоги является стимулирующее воздействие на гормональные железы, а также массаж внутренних органов. Физические упражнения здесь дополняются методиками очищения внутренних органов и правильным питанием.