» »

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души? Учение православной церкви о безсмертии души

23.09.2019

«Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои; душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4)

История вопроса

Эти лжеучения также уходят своими корнями во времена Эдемского сада. Автор и вдохновитель идеи о бессмертии души - сатана. В книге Быт. 3:4 мы читаем, что он сказал через уста змея нашим прародителям Адаму и Еве: «…нет, не умрете». Это был прямой вызов Богу, Который до этого предупредил Адама, что, вкусив от дерева познания добра и зла, он обречет себя на смерть. Сатана посеял сомнение в словах Бога, недоверие Богу. Он хотел войти в доверие к Адаму и Еве, показать себя их другом и благодетелем. Христос назвал дьявола отцом лжи, т. к. он первым во Вселенной стал на этот путь. Выражение «…отец лжи» (Ин. 8:44) очень точно характеризует характер дьявола. Он породил ложь во Вселенной, ложь стала сутью его естества, все его действия глубоко лживы и коварны. Так как он - отец лжи, то она в его исполнении очень изощренная, часто ее почти невозможно отличить от правды.

Будучи опытным психологом, сатана разработал план искушения первых людей.

Прежде всего, необходимо было посеять в их сердцах недоверие к Богу, Его любви к людям, Его слову. «…И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). На первый взгляд, безобидный вопрос тонко подтолкнул Еву к сомнению в подлинности Божьего слова.

Ева ответила, что Бог предупредил их о последствиях вкушения плодов - их ждет смерть.

Посеяв сомнение в слове Бога, сатана разрушает вторую преграду в сердце Евы - страх перед последствиями, утверждая, что никакой смерти не наступит, просто Бог не желает, чтобы они познавали мир, совершенствовались, Он, якобы, не говорит им всю правду, желает: их запугать.

Сатана тонко убедил Еву в безнаказанности, так как по его словам, никакой смерти нет. Идея о бессмертии сыграла решающую роль в искушении Евы.

Но так как Адам и Ева впоследствии убедились в том, что смерть реальна, сатана прибегнул к новой лжи, посеяв в людях веру в то, что, хотя тело и тленно, бессмертна душа - особая субстанция, якобы присущая человеку, покидающая тело во время его смерти и живущая вечно. Не имеющее никакого обоснования в, Слове Божьем учение прочно вошло в религиозные верования различных народов.

В древности настолько верили в бессмертие души, что у некоторых народов в гробницах вместе с царями хоронили также красивых девушек, жен, чтобы в потустороннем мире души правителей ни в чем не имели нужды. Это варварство основано на вере в бессмертие души.

Лжеучение проникает в Израиль

После вавилонского плена вера в бессмертную душу вошла и в сознание народа Божия. Эта вера еще более укрепилась после оккупации Иудеи греками во времена Антиоха (175-164) и в результате дальнейшей эллинизации населения Палестины. Эллинистический, т. е. греко-язычный мир того времени находился под влиянием философии Платона, который утверждал, что наш материальный мир есть отражение более возвышенного мира идей. Таким образом, все земное, материальное, несовершенно - вечна только душа - некая субстанция из мира идей, приходящая в мир материи, соединяющаяся с телом, чтобы побудить его совершенствоваться. Понимание души как самостоятельной вечной субстанции, способной существовать вне тела, прочно вошло во все языческие культы, а также в христианство с III в. по Р. Хр. в связи с притоком в него греков, римлян, германцев и т. д., которые принесли с собой языческие верования, греческую философию , римскую иерархическую лестницу.

Лжеучение проникает в христианство

Вера в бессмертную душу прочно вошла во многие христианские конфессии и породила учение об аде и рае. По этому учению души умерших праведников попадают в рай - некое место во вселенной, где в присутствии Бога живут счастливо и беззаботно.

Души же грешников попадают в другое место, где правит сатана, где царят вечные муки, - ад.

Учение о вечных муках

Учение о вечных муках напрочь отвергает любовь Божию, показывает Его жестоким, так как Он позволяет сатане и его ангелам вечно мучить грешников в аду. Такого Бога могло создать только языческое воображение, в котором Богу приписывались человеческие свойства, а так как человеку древности зачастую присущи жестокость, чувство мести и т. д., то эти свойства получали и языческие боги. Христианство первых веков приняло эту небиблейскую доктрину, которая полностью противоречит сути Евангелия Иисуса Христа, Который явил на земле Отца Небесного. Иисус был исполнен любви, милости, сострадания к грешникам. Даже Иуду Христос продолжал любить так же, как и остальных учеников; когда Иуда предавал Христа целованием, то Иисус и тогда назвал его другом. Иисус, распинаемый на кресте, молил Отца о милости и прощении к палачам. Насколько не соответствует образ Иисуса понятию о Боге, предусмотревшем бесконечные адские муки!

Учение об аде

Учение об аде сформировалось в учениях иудейских раввинов после вавилонского плена, где иудеи находились под влиянием языческих представлений вавилонян. Греческое слово «гадес», которое так же, как и еврейское «шеол» означает могилу, находят на надгробиях в Малой Азии.

У раввинов ко времени Иисуса сформировалось учение о том, что ад - подземный мир, в котором сохраняются души всех людей праведных и неправедных до дня Воскресения. У ворот ада якобы стоит архангел, который отделяет праведников от не-праведников, последних он направляет к месту мучений в неугасимом огне, а первых к месту света, названному «лоном Авраама», где праведники блаженствуют, созерцая мучения нечестивых. В несколько измененном виде учение об аде вошло в раннехристианскую церковь и окончательно было принято на соборе в 533 году по Р. Хр.

Учение об аде не имеет библейского подтверждения, т. к. утверждает, что вечными муками руководит сатана, но в Священном Писании говорится о Божьем суде над сатаной: «…и Я извлеку из Среды твоей огонь, который и пожрет тебя; и Я превращу тебя в пепел на земле пред глазами всех, видящих тебя, все знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом; и не будет тебя вовеки» (Иез. 28:18, 19).

Таким образом, сатана будет уничтожен раз и навсегда. Так же будут уничтожены и те, кто последовали за сатаной: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской, и вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный, и ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откр. 20:7-9).

Великий любящий наш Бог никогда не хотел не то чтобы вечно мучить грешников, но даже смерти их. «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11).

Непонятно, как Бог, Который за то, чтобы грешники покаялись и имели жизнь вечную, отдал Собственного Сына, вдруг начинает их ненавидеть после смерти и для чего-то допускает и бесконечные, жестокие муки. Для чего Богу, Который есть любовь, создавшему такой прекрасный, светлый мир, понадобилось создать также и место бесконечных мук и страданий? Это нелогичное, страшное, изуверское учение возможно и живет только потому, что люди верят в бессмертную душу. А так как бессмертная душа грешника не может жить в раю, то для нее придумали вечные муки в аду.

Учение о чистилище

Католическая церковь, столкнувшись с проблемой объяснения жестокого и бессмысленного учения о вечных муках в аду, видоизменила его, добавив учение о чистилище.

Согласно католическому вероучению - чистилище - промежуточное место между раем и адом, где душа грешника, не получившего прощения в земной жизни, но не отягощенная смертными грехами, прежде, чем получить доступ в рай, горит в очищающем огне. Это испытание католические богословы понимают по-разному. Одни трактуют огонь чистилища как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а срок пребывания ее там сокращен «добрыми делами» в память умершего и оставшихся на земле родных и близких. Под «добрыми делами» понимаются молитвы, мессы и материальные пожертвования в пользу церкви. Учение о чистилище, введенное папой Григорием I (590-602), было окончательно оформлено католическим богословом Фомой Аквинским (1225-1274) как догмат. Догмат о чистилище был принят флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентским собором. Православная и протестантские церкви отвергают учение о чистилище.

На этот компромисс католическая церковь пошла, чтобы хоть как-то оправдать муки в аду, т. е. у грешника есть шанс, очистив свою душу в чистилище, все же попасть в рай.

Но и этот догмат не имеет никакого подтверждения в Библии, так как человек будет судим по делам, совершенным при жизни. «Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12).

Множество отцов церкви, богословов посвятили всю свою жизнь доказательству и обоснованию учения о бессмертии души, так как нет никакого библейского указания на чистилище.

Библейское понимание души

Библия указывает на различное понятие слова «душа». Первый раз это слово встречается в книге Бытие: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Таким образом, душа - это весь человек, состоящий из праха земного (материальное тело), в которое Господь вдохнул жизнь.

Человек не был создан безусловно бессмертным. Мы читаем, что Господь сказал Адаму: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:17).

Возможность бессмертия человек получал только в результате питания от дерева жизни: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей; и не взял также от дерева жизни и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 2:22).

Перед этим Господь сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Таким образом, после смерти человека уже нет, и души уже нет, ибо сказано: «…душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4).

В Библии смерть - это сон: «Сказав это, говорит им потом: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Ин. 11:11-13).

Все умершие спят в могилах в ожидании пришествия Иисуса: «Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28,29).

Слово «душа» в Библии имеет еще одно понятие: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его…» (Лев. 17:14). Слово «душа» также означает нервный центр человека, источник переживаний, эмоций: «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно: будьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26:38).

Библия дает нам знания об истинном Господе, Который предлагает всем людям принять Его как Личного Спасителя, соединиться с Ним узами веры, познать Его любовь.

Библия говорит, что Бог желает очистить Вселенную от греха и порождаемого им зла. Бог желает раз и навсегда покончить со злом. Поэтому Господь предлагает всем людям покаяться, очиститься от грехов кровью Иисуса, но так как Господь раз и навсегда уничтожит грех, то, к сожалению, с грехами погибнут и люди, не расставшиеся с ними. Об этом говорится у апостола Петра: «Не медлит Господь с исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долго терпит нас, не желая, чтобы, кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут» стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят, …впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:9, 10, 13).

Таким образом, во Вселенной наступит день, когда все зло и его носители будут уничтожены вместе с грешной землей раз и навсегда. Для тех же, кто очистился от греха. Господь сотворит новое небо и новую землю, о которой сказано: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши, ибо слова сии истинны и верны» (Откр. 21:3-5).

Смысл христианства в том, что люди имеют бессмертную душу. А значит земной жизнью наша жизнь не ограничивается. Но сатана посеял обман в души людей, что ваша жизнь здесь и сейчас. Ад и рай это сказки... В общем бери от жизни всё, а надоест такая жизнь, можно её и прервать.
Библия много раз говорит о бессмертной душе. Например Иисус отвечая садукеям в Марка 12:26-27 говорит: "А о мертвых , что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых . Итак, вы весьма заблуждаетесь." Бог явившийся Моисею, называет себя Богом людей, умерших сотни лет назад. При этом Христос даёт ясно понять, что эти люди живы для Бога.
В трёх евангелиях Марка 9, Луки 9 и Матфея 17 описано преображение Христа и как явились и беседовали с ним Моисй и Илия . Если нет бессмертной души, тело их умерло, воскресения ещё не было как это могло быть? Никак.
Обещание Христа распятому разбойнику "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ." (Лук.23:43). Прямо говорит о том, что этот человек сразу после смерти будет с Иисусом. "Ныне" не после воскресения, а "ныне". В тот же день. Что то же невозможно при отрицании души.
Известная притча о богаче и Лазаре в Луки 16:19-31 явно противоречит ереси, что ада нет и души нет. Для того, что бы обойти это место и как то назвать своё учение библейским придуман "ход конём". Типа это всё аллегория, не было ни богача, ни Лазаря. Давайте рассмотрим:
1) Автор данной книги имел определенную цель при написании:
"Это рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен."
(Лук.1:3-4)
Можно ли узнать "твердое основание" из намёков? Нет. Значит Лука передавал те истины, в которых был уверен "по тщательном исследовании"
2) Эта притча не говорит о конкретных людях. Да, но и сказки Христос не рассказывал. В притче о благоразумном рабе, например, тоже нет конкретного лица. Однако Рассел сумел прочитать свою фамилию между строк. Почему я вспомнил Рассела? В интерпретации СИ это место звучит так: "Иисус рассказал притчу не имеющую ни чего общего с действительностью. Нет ни богача, ни Лазаря, ни ада, ни рая. Они оказывается даже не умерли. А скрежет зубов означает озлобленность фарисеев на Христа." Смотри 1)
Притча написана для иллюстрации того, что ожидает человека в зависимости от его поведения. Эти люди умерли и на земле были их могилы. Иначе как "Пошли Лазаря"? Богач понял почему он попал туда, но исправить не может ничего. Вот и рвётся предупредить братьев.
3) Контекст: в Новом Завете 7 раз говорится "там будет плач и скрежет зубов ". 4 раза упоминается "ад ". И "озеро огненное " 4 раза. А также много говорится о душе.
Подменять ясные библейские истины многословными не логичными цепочками не приводит к познанию Бога. А вот чтение и изучение Библии- единственное средство против лжеучений.

P.S.
"Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ."
Это и происходит. Не смотря на

По учению Православной Церкви, человек "состоит из невещественной и разумной души и вещественного тела" /1, с.21/. Такое представление основано на словах Священного Писания (Быт.2:7; Иов.13:13-14; Пс.15:9-10;62:2; Матф. 10: 28; 1Кор.6:20). Тело по своей природе вещественно, материально: оно создано Творцом из "праха земного" (Быт.2:7; 3:19), т.е. из тех же веществ, что и остальной видимый мир. Душа человека относится к миру невидимому и, подобно ангелам, "духовна": это то самое "дыхание жизни", которое "вдунул Господь Бог в лицо человека" (Быт.2:7). В отношении понятий "душа" и "дух" в богословии существуют две точки зрения: 1) выше рассмотренная дихотомия, и 2) трихотомия, согласно которой человек есть дух, душа и тело /2, с.70-71/. Оба подхода основаны на словах Священного Писания, где слово "дух" употребляется либо как синоним "души" (Еккл.12:7; Лук.1:46- 47; Иак.2:26), либо как высшая, к Богу направленная сила "души" (1Кор.2:14-15; 3:1,3; 1Фес.5:23; Евр. 4:12). В таком понимании (а именно такое и следует из слов Библии) противоречия между дихотомией и трихотомией нет: допустимы оба рассмотрения - в зависимости от того, на чем хочет сосредоточить свое внимание автор.

Одним из центральных положений Православной Веры является догмат о бессмертии души человека . Составляя вместе с телом единое целое - человека - в его земной жизни, в момент смерти душа отделяется от тела. Последнее истлевает, распадается на атомы, которые затем входят в состав других материальных объектов. В физическом мире все время происходит круговорот материи, переход одних ее форм в другие при сохранении общего ее количества (закон сохранения материи), определенного Творцом при его создании. Отсюда следует, что индивидуальные телесные особенности человека исчезают после его физической смерти. Сохраняется ли память о них? Безусловно. И не только в мыслях и воображении людей, общавшихся с данным человеком при его жизни, но в мировом арсенале памяти Всеведущего Бога. Что же касается души человека, то, отделившись от тела, она продолжает жить, но уже в других условиях. Так что человек со времени его телесной смерти до времени Второго пришествия Христова сохраняет свою личность , подобно бесплотным духам, только в бессмертной душе. После всеобщего Воскресения и страшного Суда для праведников наступит "жизнь будущего века" - их души будут в новых нетленных телах (1Кор.15:42-44). Таким образом, из Откровения следует, что жизнь человеческой души вне тела - явление временное . Другой вывод, который также следует из Св. Писания, - приоритет души над телом : телесные повреждения не влияют на личность человека, также и при смерти тела личность сохраняется, ее определяет состояние души. Оба вывода являются следствием того, что человек создан по образу и подобию Божию (Быт.1:26-27). Это значит, что те свойства, которые Бог имеет в абсолюте, в некоторой степени имеет также и человек. Эти свойства, по учению святых Отцов /4, с.267-330/, относятся не к телу, а к богоподобной душе человека: Бог есть Дух, и душа человека есть вместилище духа; Бог вечный, и душа человека бессмертна /4, с.327-328/.

Надо сказать, что вера в бессмертие души присуща не только христианству, но вообще любой религии: все религии так или иначе представляют жизнь после смерти, причем жизнь данной, конкретной личности; именно это отличает религиозное мировоззрение от нерелигиозного. Религия, по самому определению своему, есть связь (на личностном уровне) человека с Богом /5, с.16/. Эта связь нерасторжима, она продолжается и после телесной смерти человека - вот тот фундамент, на котором зиждется вера в бессмертие души /6, с.406/. Именно вера является наиболее сильным аргументом в пользу постулата о бессмертии души человека. Без этой веры земная жизнь его теряет всякий смысл /7, с.42-48/. "Для чего любить, верить, надеяться, страдать, стремиться, страшиться? Умирают люди, умирают народы, - умрет и планета наша" /7, с.43/, - так рассуждает атеист, и перед ним как логическое следствие встает альтернатива: либо покончить с этой бессмысленной жизнью (самоубийство), либо эпикурейство с его приземленной моралью. Только вера в Личного Бога и в бессмертие личности человека делают его жизнь осмысленной и полноценной: без этого любая его деятельность "под солнцем" (т.е. в этом мире) - "суета и томление духа" (Еккл. 2:11), и сам он, не обращенный к Богу, подобен животному (Еккл.3:18).

Теперь приведем так называемые "доказательства" бессмертия души . Их можно разбить на две группы: 1) слова Божественного Откровения ; 2) логические аргументы . Сначала обратимся к Священному Писанию.

1) В ветхозаветные времена как иудеи, так и многие из язычников твердо верили, что душа любого человека после его телесной смерти нисходит во ад (преисподнюю, геенну). Так патриарх Иаков, оплакивая сына своего праведного Иосифа, сказал: "С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю" (Быт. 37:35). Ад был местом нахождения душ не только грешников, но и ветхозаветных святых (Быт.25:8; 35:29; 49:29). Правда, для них Бог определил особое место (состояние) - "лоно Авраама", о чем говорит притча о богатом и Лазаре (Лук.16:22-26). И все же ад - место тяжелое для души, ибо там она лишена возможности общения с Богом (Пс.87:6, 12-13; Сир.17:24; Вар.2:17). Что говорит Ветхий Завет о бессмертии души? В книге Екклесиаст можно прочесть: "...отходит человек в вечный дом свой , и готовы окружить его на улице плакальщицы" (Еккл.12:5-7); в другой книге упоминается о "вечном упокоении " (Сир.46:22). В скорбной молитве Товит просит Господа, чтобы Он освободил его от тяготы жизни "в обитель вечную " (Тов.3:6). Что под этим подразумевается? Вечное пребывание во аде? Нет, вечная жизнь души после телесной смерти. В Ветхом Завете много пророческих мест о Спасителе, в частности, о том, что Он Своею крестною смертью победит ад (Ос.13:14), выведет оттуда праведников (Пс.15:10, 29:4; Дан.3:88; Иона.2:7); имеются и прямые указания на воскресение мертвых для вечной жизни праведников и вечного поругания и посрамления грешников (Дан.12:2-3; 2Макк.7:9,36; Тов.13:14; Прем.5:15). Все приведенные места говорят о вере в бессмертие души человека.

В Новом Завете эта истина изложена еще яснее. "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова", - приводя эти слова из Ветхого Завета (Исх.3:6), Спаситель пояснил: "Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Матф.22:32; Мар.12:27). Очень важное добавление к этим словам находим мы у евангелиста Луки: "ибо у Него все живы " (Лук.20:38), что прямо указывает на бессмертие души. Ушедшие в загробный мир сохраняются как личности, живут сознательной жизнью. Об этом говорит притча о богатом и Лазаре (Лук.16:22-31), а также обращенные к иудеям слова Христа: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался" (Иоан.8:56). Насколько драгоценнее бессмертная душа по сравнению с тленным телом, показывают следующие слова Спасителя: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Матф.10:28). Как же должен человек относиться к своей душе? Спаситель говорит об этом так: "любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную " (Иоан.12:25). Апостолы также смотрели на земную жизнь человека как на временную, называя тело "храминой", или "хижиной", в которой обитает душа (2Пет.1:14; 2Кор.5:1); когда "эта хижина разрушится", т.е. наступит телесная смерть, душа перейдет в "жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный" (2Кор.5:1). Это - аллегорическое выражение истины бессмертия души. Но как согласовать эту истину с утверждением апостола Павла, что бессмертен один только Бог (1Тим.6,16)? Святые Отцы так отвечают на этот вопрос: Бог и только Он бессмертен по естеству , а бесплотные духи и души человеческие "не имеют бессмертия сами по себе", но бессмертны по благодати Божией , "ибо сие - быть бессмертными - от Бога им дано" /10, с.454/.

2) Рассмотрим теперь логические аргументы в пользу бессмертия души /6, с.404-427/.

а) Прежде всего - непосредственное чувство бессмертия , присущее каждому человеку /7, с.57-59/: смерть воспринимается им как нечто ужасное, ненормальное. Прекрасно понимая умом, что смерть для него неизбежна, человек испытывает страх перед нею. Даже Христос по человечеству Своему страшился смерти (Матф.26:39). Этот аргумент можно отнести к психологическому доказательству бессмертия души.

б) Теологическое доказательство. Оно выводится из свойств Божиих: "если Бог есть Живое, Личное Существо, и если Ему присущи такие свойства, в силу которых Он, как Существо всеблагое, - хочет, как Существо всемогущее, - может, как Существо безусловно правосудное, - должен даровать нам бессмертие, то этого достаточно, чтобы иметь непоколебимое убеждение в истине бессмертия души. Аргумент: "Жив Бог - жива душа моя " - для верующего сознания самый сильный аргумент /6, с.407/. Но для людей, отрицающих личного Бога (пантеизм, атеизм), - это не доказательство.

в) Философское доказательство . Оно основано на свойствах самой души. Душа есть духовная субстанция, т.е. простая реальная сущность, имеющая признаки единства и постоянства. Уже Платон в своем "Федоне" говорил, что разлагается только сложное, простое же неразрушимо. Лейбниц (17-28 в.) этот вывод прилагает к монадам: как простая сущность, монада не подлежит уничтожению естественным путем (сама собой) /6, с.408-409; 7, с.59/. Душа может господствовать над телом, может действовать вопреки инстинктам. Все это указывает на то, что душа "есть самостоятельная духовная сила, отличная от тела... и продолжающая свое существования после отделения от него" /6, с.409/.

г) Телеологическое доказательство . Земная жизнь человека как личности имеет цель, и "не в том только, чтобы выполнить назначение природы (подобно цветку),.. но чтобы он как личное существо достигал полноты личного духовного совершенства и стал в должное отношение к Вечному Личному Богу" /6, с.427/. Эта цель имеет смысл только в перспективе вечной жизни со Христом.

д) Нравственное доказательство . Человеку присущ нравственный закон, вложенный в его природу Самим Творцом. Этот закон, как высший двигатель и указатель праведной, богоугодной жизни, является безусловным. Даже язычники, не имевшие, в отличие от иудеев, Синайского законодательства, делают законное по природе, потому что нравственный закон от создания первых людей находится в их сердцах и охраняется совестью (Рим.2:14-15). Тем не менее, в земной жизни мы видим повсеместное нарушение этого закона: праведники страдают, зло торжествует. Отсюда следует, что для безусловного выполнения этого закона нужно принять положение о загробной жизни, о праведном воздаянии бессмертной душе /7, с.73-77/.

Таково христианское учение о бессмертии души. Его разделяют все святые Отцы и учители Церкви (литературу по этому вопросу можно найти, например, в /11, с.452/). В заключение приведем слова митрополита Московского Платона (Левшина): "Если допустить, что после смерти ни для кого не будет никакой справедливости, то погибнут все законы, разрушатся все общества, погаснет сила совести, будет презренна добродетель и подымут главу свою порок и злодейство; уничтожится святая вера, и все тайны благочестия должны будут превратиться в басню. Ешь, пей, веселись, а когда не на что, грабь, похищай, попирай совесть - после смерти ничего не будет. Итак, вы, зараженные этим смертоносным мнением люди, хотите, чтобы благочестивые государи прекратили свои святейшие подвиги; судьи не ободряли бы себя надеждой небесного воздаяния за свои труды; воины, кровью своею защищающие веру и отечество, не ожидали бы венцов неувядаемой славы... - хотите вы, чтобы весь свет обратился в некий первородный хаос. Но "знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет" (Пс.1:6)" /12, с.588/. Эти слова, произнесенные более двухсот лет тому назад, хотелось бы напомнить нашим современникам.

Литература

1) Православное исповедание веры кафолической и апостольской Церкви Восточной.// В книге: Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995.

2) Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч.III. М. 1997.

3) Иеромонах Иларион (Алфеев). Таинство Веры. Введение в Православное догматическое богословие. Москва-Клин. 1996.

4) В. Серебреников. Христианское учение об образе Божием.// В книге: Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности. СПб. 1892, с.267-330.

5) И.М. Андреев. Православно-христианская апологетика. Джорданвилль. 1965.

6) Н.П. Рождественский. Курс основного богословия. Т.I. СПб. 1893.

7) Е. Тихомиров. Загробная жизнь, или последняя участь человека. Репр. изд. СПб. 1995.

8) Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Иоанна // В книге: Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие. СПб. 2000.

9) Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Святое Евангелие от Иоанна с толкованием. М. 1996.

10) Св. Феофан Затворник. Толкование посланий апостола Павла. Пастырские послания. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1995.

11) Макарий, архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие. Т.I. СПб. 1868.

12) Настольная книга священнослужителя. Т.7. М. 1994.

Там, где слово "дух" употребляется как самостоятельное понятие, безотносительно к душе человека, то это либо Святой Дух, либо служебные духи.

Злые же воскреснут для вечного осуждения (Иоан.5:29). Каковы будут их тела, Священное Писание не говорит.

Сохранятся ли индивидуальные телесные особенности в новых телах? Современные богословы, большое внимание уделяющие "телесной составляющей" человека, отвечают на этот вопрос положительно, находя подтверждение своим мыслям в словах св. Григория Нисского: "В душе и после разлучения с телом остаются некоторые знаки...соединения" /3, с.70/.

Реинкарнация (переход души из одного тела в другое), растворение личности (нирванна) - это представления нерелигиозные: поэтому индуизм, пантеизм, буддизм в строгом смысле нельзя считать религиями.

Здесь имеется в виду неуместное угождение прихотям и страстям своей души, любовь к ней и привязанность к земной жизни большие, чем любовь к Богу /8, с.540-541; 9, с.461-462/.

Это следует из того, что все мироздание и человек в том числе, тварно, оно сотворено Богом "из ничего" (2Макк.8:28), поэтому само по себе может только распасться.

Платон, а затем Декарт, Локк (17 век) относили веру в бессмертие души к врожденным идеям человека.

November 25th, 2014

В нашем обществе очень распространена вера в бессмертие души. Большинство людей, даже неверующих в Бога или являющихся номинальными христианами, крещенными когда-то во младенчестве, убеждены, что есть внутри некая субстанция - душа, и она, в отличии от тела, бессмертна. Именно это часто побуждает неверующих людей к каким-то религиозным действиям, как правило, связанным с покойниками: ставят свечки, заказывают отпевание, ходят к бабкам и экстрасенсам. На вере в бессмертие души у неверующего человека, по сути язычника, основана вера в приведения, призраки и пр.

Вообще мысль о бессмертии души – мысль довольно древняя. В диалоге «Федон» Платон приводит четыре доказательства бессмертия души: «Если бы всё, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мёртвым и вновь не оживало, - разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла?» Христианство формировалось как синтез библейской и эллинистической мысли, поэтому, вполне возможно, что платоновский взгляд на душу мог проникнуть и в христианство. Например, у Ориген говорит о предсуществовании душ, что вполне укладывается в платоновский взгляд на данные вещи. Правда позднее церковь осудила веру в предсуществование на одном из соборов.

Где в Писании мы можем увидеть учение о бессмертии души? Разве есть такой догмат? Какое – то согласие отцов или авторитетное суждение одного из учителей Церкви по этому вопросу? Я не находил. Хотя вполне может найтись какое-то частное суждение какого-нибудь св. отца, которое будет в таком платоновском ключе, но у нас нет никаких оснований считать это за церковное учение и церковный догмат.

Вообще, само выражение «бессмертие души» взято из нехристианского взгляда на человека. Христианство все-таки говорит не о душе, а о человеке. Да, в христианстве есть представление о душе, о посмертной участи души, но душа лишь часть человека. Весь человек – это душа и тело! Вот это совершенный абсурд для платонизма. «Тело - темница души». Думать о бессмертии тела или человека – это ересь и бессмыслица в понимании Платона.

Христианство же говорит… о воскресении тела! «Тело – храм души», - считает апостол Павел в противовес Платону. Поэтому очень странно говорить о «бессмертии души», христианин может и должен говорить о бессмертии человека! Но человек бессмертен не по своей природе. Это принципиально важно понимать. Человек смертен по своей природе. Потому что он тварен, все тварное смертно. Бессмертен только Бог! Но человек может стать бессмертным не по природе, а по благодати, по свободному дару Бога! Человек должен захотеть и согласиться стать бессмертным! Но он может не захотеть и не согласиться.

Вот что Писание говорит о смерти.
Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. (Иак.1:15)
Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили. (Рим.5:12)
Что же, если смерть перешла во всех человеков, то что, она разве не коснулась души? Разве душа – это не часть человека? Если Христос спасает нас от смерти Своей Смертью, то это значит, что все в нас было смертно.
Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:2)
Неужели это возмездие не касается души?
Последний же враг истребится - смерть. (1Кор.15:26)
Зачем смерть называть врагом, если душа все-равно бессмертна?

Я читал аргументы православных апологетов бессмертия души, которые ссылались на Писание, например, на притчу о богаче и Лазаре. Но притча о богаче и Лазаре несколько не говорит о бессмертии души, она говорит о посмертной жизни души. Мы, православные, верим, что после смерти тела остается еще жизнь души, что есть некое промежуточное состояние между смертью тела и вторым Пришествием, Воскресением которого мы ожидаем. Именно поэтому мы молимся за усопших, вступаем в молитвенное общение со святыми. Да, согласно православной точке зрения, они сейчас пребывают в неком бестелесном состоянии. Но мы понимаем, что это временное и также несовершенное состояние. Потому что человек – это душа и тело. Именно поэтому мы ожидаем Пришествия Христа, когда душа и тело снова соединяться, когда умершие восстанут из могил. Православие в отличие от протестантизма верит, что со смертью тела продолжается какое-то осмысленное существование души человека. Но опять так повторюсь, что это состояние временное и промежуточное, это еще состояние непреображенного мира. Именно поэтому мы «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века».

Известный православный богослов протопресвитер Иоанн Мейнедорф в «Введении в святоотеческое богословие» пишет.
«В писаниях св. Феофила мы находим интересное обсуждение вопроса о бессмертии души, правда, не на очень высоком богословском уровне. Феофил пытался найти общий язык с платониками, считавшими, что душа заключена в человеческом теле, как в тюрьме. После смерти тела бессмертная душа вырывается на свободу. В наше время распространено именно такое платоническое понимание: тело смертно, а душа бессмертна. В христианском же учении телу не приписывается какая то особая "смертность", и основное противопоставление проводится не между материей и духом, а между Творцом и тварью. Библейская мысль вообще не проводит четкого различия между плотью и духом. Именно такую интуицию мы находим у св. Феофила: «Он (человек) сотворен по природе ни смертным, ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом: если же, наоборот, сотворил бы его смертным, то сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его... способным и к тому, и к другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог сделал человека свободным и самовластным. ("Послание Феофила к Автолику", 11, 27)
Таким образом, Феофил утверждает, что по природе бессмертен один лишь Бог, для человека же выбор смерти или вечной нетленной жизни зависит от него самого. В этом заключается истинно христианское определение человека, как свободного существа, в отличие от платонического учения, согласно которому человек по определению связан уже самим фактом своего материального бытия».

Как мы видим и святоотеческой мысли, которая хотя и испытала сильное влияние платонизма и неоплатонизма, не свойственна мысль о бессмертии души. Бессмертен Бог. Тварь смертна. Все что создано из праха в прах и возвратиться, если не соединиться с Богом и не получит бессмертие и вечную жизнь, как дар от Бога.

Завершить хотелось бы цитатой из труда известного православного богослова митрополита Иоанна (Зизиуласа).
«Душа не является бессмертной по своей природе, потому что она не вечная, но тварная. Следовательно, она тоже подвержена участи творения, если предоставлена сама себе. Мы можем, конечно, говорить о бессмертии души, которое не по природе, но "по благодати", однако это возможно только, если будет допущено логическое противоречие. Тот факт, что душа может быть бессмертной "по благодати", логически не позволяет нам говорить, что она ЯВЛЯЕТСЯ бессмертной, поскольку факт, что она сотворена, означает, что она не бессмертна по своей природе. Фактически если мы признаем, что душа может быть бессмертной по благодати, тем самым мы косвенно утверждаем, что она не такова по своей природе. Действительно, бессмертие по благодати мыслимо, как мы увидим, но зачем ограничивать его только душой? Бессмертие по благодати, когда и где оно торжествует, касается тела и материального мира в целом настолько же, насколько и души. Говорить о бессмертии только касательно души - и только души, - даже по благодати, есть безумие: это означало бы целенаправленно приписывать душе качества (то есть природные качества) бессмертия. Но Бог не хочет, чтобы были спасены только души, - возможно, именно в этом стоит подоплека идеи бессмертии души, - Он хочет также спасения и сохранения тел и мира в целом. Поэтому если есть бессмертие по благодати - а оно есть, - то не будем ограничивать его душой, потому что обожение касается всего творения, включая материальный мир". (Митрополит Иоанн Зизиулас. "Общение и инаковость" Москва, БИИ, 2012).

Мне вот что непонятно:

Я читал аргументы православных апологетов бессмертия души, которые ссылались на Писание, например, на притчу о богаче и Лазаре. Но притча о богаче и Лазаре несколько не говорит о бессмертии души, она говорит о посмертной жизни души. Да, согласно православной точке зрения, они сейчас пребывают в неком бестелесном состоянии. Но мы понимаем, что это временное и также несовершенное состояние. Потому что человек – это душа и тело. Именно поэтому мы ожидаем Пришествия Христа, когда душа и тело снова соединяться, когда умершие восстанут из могил. Православие в отличие от протестантизма верит, что со смертью тела продолжается какое-то осмысленное существование души человека. Но опять так повторюсь, что это состояние временное и промежуточное, это еще состояние непреображенного мира. Именно поэтому мы «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века».
Т.е., если я правильно понял, жизнь за гробом до всеобщего воскресения из мёртвых не оспаривается ("со смертью тела продолжается какое-то осмысленное существование души человека"). Если так, то о чём вообще спор? Зачем говорить про несовместимость идеи бессмертия души с христианством и т.п., вызывая лишь ненужные обвинения в том, что якобы "о. Георгий в бессмертие луши не верит"? Ведь вряд ли кто всерьёз будет спорить со всем остальным - с тем, например, что это состояние сугубо временное и, так скажем, неполноценное? Я своими ушами аж в 1994-м году слышал от о. Андрея Кураева на его лекции со ссылкой, кажется, на Ефрема Сирина нечто вроде "души между смертью и воскресением ожидают своих вожделенных тел". В общем, на мой взгляд, очень неудачные слова выбраны для передачи вполне здравых и бесспорных вещей...
Михаил, мне кажется, что Саша просто не там акцент сделал в своей статье. Как я понимаю, она написана против типичного, "обывательского" представления о том, что будет в эсхатоне.

Да нет, я не думаю, что всё так просто. Если бы было так - достаточно было бы говорить, как любимый мной и Сашей Н.Т.Райт: жизнью после смерти всё не кончается - есть ещё "жизнь после жизни после смерти", т.е. воскресение мертвых и жизнь будущего века. У Райта это всё хорошо расписано, и, по-моему, Александр об этом писал не раз. Но зачем говорить, например, что "Христианство и бессмертная душа - понятия не совместимые. [...] А если душа бессмертна, то и воскресения нет." (это, правда, не Александр сказал, а mikha_el , перепостивший его статью, но он именно такой вывод делает из его слов) и подобные резкости, звучащие как минимум неудачно, а то и просто провокационно?

Зачем, например (это уже сам Александр делает, а не его эпигоны) противопоставлять бессмертие души и посмертную жизнь души? Зачем говорить "Человек должен захотеть и согласиться стать бессмертным! Но он может не захотеть и не согласиться" или "Все что создано из праха в прах и возвратиться, если не соединиться с Богом и не получит бессмертие и вечную жизнь, как дар от Бога" - т.е., как я понимаю, проводится идея смертности души, что уже имеет большие проблемы со святоотеческим Преданием: учил ли кто из Отцов такому и можно ли эту смертность вывести из Писания? Кстати, Райт, насколько я его читал, о "смертности души" тоже ничего не говорит.

Пожалуй, можно согласиться с тем, что жизнью в Себе обладает только Бог - все остальные имеют источник жизни не в себе, а в Боге (это настолько очевидно, что с таким утверждением никто и спорить не будет). Проблема, на мой взгляд, возникает если из этого определённые выводы делаются - например, чтобы обойти проблему вечных мук: так как душа имеет жизнь не в самой себе, а в Боге, по причастности к Нему, то когда эта причастность теряется, душа теряет жизнь. Проще говоря, в эсхатоне кого Бог спас - те имеют Жизнь Вечную, а кого нет и кто уходит "в тьму внешнюю", те умирают без остатка (м.б. не сразу). В общем, как у адвентистов получается: душа умирает, а такое представление уже, как было сказано, с православным Преданием совмещается плохо. Ну или пусть будут приведены аргументы, что совмещаются - например, что кто-то из Отцов так говорил и это не осуждено.

Хотя, возможно, и тут есть доля истины, но именно что доля: когда окончательно уходит причастность Богу, жизнь уходит, и существование души (о жизни в полном смысле тут говорить не приходится - это именно существование, а не жизнь) становится процессом "асимптотического умирания", тления. Собственно библейское "огнь не угасает и червь не умирает" - это как раз метафора тления (хотя, разумеется, есть и другая метафора, скорее всего ей не противоречащая, а дополняющая её - для тех, кто в эсхатоне не соединился с Богом, не оказался "прозрачным" для Его Света, этот Свет становится жгущим огнём подобно тому, как свет проходит через стекло, не нагревая его, но нагревает чёрное тело) . Если бы речь шла о таком вот "асимптотическом умирании", то спора бы тоже не было.

Тут даже дальше можно пойти, применив другую метафору (дарю идею, что называется) - правда, это уже не будет столь бесспорным: подобно тому, как в общей теории относительности при падении в чёрную дыру этот процесс для внешнего наблюдателя представляется бесконечным, а для самого тела - конечным (более того: внешний наблюдатель не увидит не только самого падения на центр, но с его точки зрения тело бесконечно приближается к горизонту событий дыры, но пересечения этого горизонта он никогда не увидит), так и "асимптотическое умирание" может представляться извне как вечно длящееся (тот самый неумирающий червь и неугасающий огонь), а а с точки зрения самой выброшенной в "тьму внешнюю" души она "уже умерла". Но тут уже мы в область гаданий вступаем, так что далеко не факт, что такая метафора корректна.

Но в любом случае тут нужны оговорки подобные тем, что сделал я ("асимптотическое умирание"). Без них, на мой взгляд, идея полностью неприемлема.

Вы сами то читаете, что пишите? Душа "бессмертна", но можно ее погубить согласно Мат. 10:28 - это как? Числа 23:10 или Судей 16:30 где говориться о смерти души? Надеюсь, Вы найдете вразумительный ответ и осмелитесь ответить хотя бы по почте.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Словом душа в славянской и русской Синодальной Библии переведено еврейское нефеш (в греческой Библии –психе ; в Вульгате – анима ). Все эти слова этимологически близки, поскольку связывают жизнь человека с образом дыхания. Слово «душа» в Священном Писании употребляется в нескольких значениях: 1. Как духовное начало, богоподобная сущность. В этом значении понятие это синонимично понятию дух (евр. руах ): «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его»; Еккл.12:7). В том же значении, в каком понятие дух употребляется в процитированном стихе, понятие душа , используется в 48-м псалме: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс.48:16). Душа неразрушима и бессмертна: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:10-11). В этом же значении говорит Господь Иисус Христос: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Люди могут убить тело, но не могут, если бы даже захотели, умерщвлять душу, лишить ее жизни. Господь же может ее погубить в геенне , т.е. поместить в место вечных мук. Когда в новозаветных священных книгах говорится об избавлении души от смерти, то имеется ввиду не физическая смерть, не уничтожение души, а потеря вечной жизни, томление в аде. Только жизнь с Богом может быть названа жизнью в точном значении этого слова. «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр.20:14). 2. Слово душа в Библии нередко означает орган чувств. В этом значении оно тождественно понятию сердце . Поэтому говорится, что душа любит (Песн.3:1-2), страдает (Быт.42:21), проявляет желания (Мих.7:1), томится (Пс.83:3), веселится (Пс.85:4), утешается: «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою» (Пс.93:19). 3. Часто священные писатели словом душа называют живого человека, т.е. человека в целом: «Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ» (Быт.46:26); «Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!» (Числ.23:10). Поэтому говорится, что душа жаждет, голодает, насыщается пищей: «Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден» (Притч.6:30); «И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет» (Ис.29:8). В этом смысле 3-м смысле и говорится о смерти души (человека): «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу [и пролить] кровь невинную!» (Вт.27:25), истребить ее: «истребится душа та из народа своего» (Лев.7:20). В книге Судей то же говориться о смерти человека: «И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (16:30).

Приведенные нами значения слова душа является общепринятой точкой зрения библейской науки. Можно открыть любую специальную энциклопедию или словарь. Письмо, на которое мы отвечаем, ценно тем, что оно ярко иллюстрирует опасность буквализма при чтении Священного Писания. Читающий Библию должен обращать внимание не только на отдельные стихи, но и на контекст. Это важнейшее правило экзегетики. Иначе легко можно ошибиться.