» »

Что такое воскресение мертвых в православии. Всеобщее воскресение мертвых

23.09.2019

Догмат о всеобщем воскресении — один из тех христианских догматов, которые наиболее трудны для рационального восприятия. Всевластие смерти, ее неумолимость и непоправимость представляются настолько очевидным фактом, что учение о воскресении может показаться противоречащим самой реальности. Разложение и исчезновение тела после физической смерти, как кажется, не оставляет никаких надежд на его последующее восстановление. К тому же учение о воскресении тела противоречит большинству философских теорий, существовавших в дохристианскую эпоху, в частности греческой философии, которая в качестве величайшего блага рассматривала освобождение от тела, переход в чисто духовное, ноуменальное состояние.

Уже апостольская проповедь выявила радикальное расхождение между античной мыслью и зарождавшимся христианством именно в этом пункте. Книга Деяний содержит рассказ о проповеди апостола Павла в Ареопаге, — проповеди, которая началась весьма удачно, сопровождалась цитатами из античных поэтов и могла бы оказаться вполне убедительной для афинских сенаторов, если бы Павел не начал говорить о воскресении. Как отмечается в Деяниях, услышав о воскресении мертвых, одни начали насмехаться, а другие сказали: Об этом послушаем тебя в другое время. Павлу пришлось покинуть собрание (Деян 17, 32-33). За проповедь «Иисуса и воскресения» афиняне прозвали Павла «суесловом» (см.: Деян 17,18).

Между тем, учение о всеобщем воскресении является сердцевиной христианской эсхатологии. Без этого учения христианство теряет смысл, так же как без веры в воскресение Христа, по словам апостола Павла, тщетной оказывается христианская проповедь (см.: 1 Кор 15,12-14).

Христианское учение о воскресении мертвых основано прежде всего на факте воскресения Христа, на словах Христа о воскресении и на апостольской проповеди. Однако уже в Ветхом Завете присутствуют многочисленные пророчества о воскресении мертвых. В книге пророка Исаии говорится: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис 26, 19). Характерно, что речь, как и в христианской традиции, идет именно о телесном воскресении, причем это воскресение рассматривается в нравственном аспекте — как воздаяние за дела, совершенные при жизни: Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззакония, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих (Ис 26, 21).

Тема воздаяния доминирует и в описании воскресения мертвых у пророка Даниила: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан 12, 2). Воскресение мертвых, согласно Даниилу, произойдет к концу времени и времен и полувремени (Дан 12, 7). Этому событию будет предшествовать время тяжкое, которого не бывало с тех пор, как существуют люди (Дан 12,1). При всеобщем воскресении разумные будут сиять, как светила на тверди (Дан 12, з), многие очистятся, убелятся и переплавлены, будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют (Дан 12, 10).

Наиболее яркое пророчество о воскресении мертвых в Ветхом Завете содержится в книге Иезекииля — это пророчество читается в Православной Церкви за богослужением в Великую Субботу:

Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне». Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху... и вошел в них дух, и они ожили и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии — весь лом Израилев (Иез 37, 1-8; 10-11).

В этом пророчестве, как и в книге Даниила, воскресение мертвых представлено как воскресение народа израильского. Это дало повод некоторым толкователям воспринимать пророчество как аллегорическое описание восстановления политического могущества израильского народа. Однако в христианской традиции пророчество Иезекииля было однозначно воспринято как относящееся к всеобщему воскресению, которое наступит после Второго Пришествия Христа. Если Иезекииль говорит о воскресении только дома Израилева, то это объясняется лишь тем, что вся Библия обращена к израильскому народу и повествует об истории и судьбе этого народа, как бы оставляя за кадром судьбы других народов.Однако в христианской традиции Библия воспринимается как имеющая отношение к судьбе всего человечества, и пророчествам о народе израильском придается универсальный смысл.

О том, что вера в воскресение мертвых и вечную жизнь была широко распространена в израильском народе в дохристианскую эпоху, свидетельствует содержащееся во 2-й книге Маккавейской описание мученичества семи братьев и их матери, отказавшихся повиноваться повелению языческого царя и нарушать законы отеческие. Один из братьев, умирая, говорит царю: Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной. Другой на требование отдать руки на отсечение протянул их, говоря: От Неба я получил их и за законы Его не жалею их, надеясь получить их опять. Еще один из братьев говорит: Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит. Укрепляя своих детей, мать говорила им: Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите себя за Его законы. Все семеро, подвергшись жестоким мучениям, были казнены. После сыновей скончалась и мать (2 Мак 7, 1-41).

В Евангелиях о воскресении мертвых упоминается несколько раз. В одной из бесед с иудеями, приведенных в Евангелии от Иоанна, Христос говорит о Своем Втором Пришествии, всеобщем воскресении и Страшном Суде:

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин 5, 25-29).

Во времена Иисуса Христа вера в воскресение мертвых была широко распространена в еврейском народе. Об этом свидетельствуют, в частности, слова Марфы, сестры умершего Лазаря: Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день (Ин 11, 24). Что же касается учителей народа израильского, то в их среде существовало два противоположных взгляда на воскресение мертвых: его признавали фарисеи, но не признавали саддукеи — немногочисленная секта, появившаяся в эпоху Хасмонеев (II в. до Р.Х.) и включавшая некоторых представителей аристократии и левитского священства Евангелие от Матфея содержит рассказ о том как саддукеи, приступив к Иисусу, спрашивали, чьей женой окажется в воскресении женщина, которая была замужем за семью братьями. На это Христос ответил: Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф 22, 29-32).

Книга Деяний упоминает о том, что саддукеи противились и проповеди апостолов, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют... воскресение из мертвых (Деян 4, 2). Когда апостол Павел был вызван в синедрион, он, узнав, что там присутствуют как фарисеи, так и саддукеи, сказал: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Эти слова апостола вызвали распрю между фарисеями и саддукеями; в конце концов, поскольку раздор усиливался, тысяченачальнику пришлось увести Павла из синедриона (Деян 23, 6-10).

Апостол Павел был первым христианским богословом, который придал учению о воскресении мертвых вид системы: все последующее развитие христианского учения о воскресении покоится на тех основаниях, которые были заложены Павлом. Воскресение мертвых, по учению апостола, наступит при Втором Пришествии Христа:

...Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним... Потому что Сам Господь при возвещении, при голосе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Госполом будем (1 Фес 4, 14-17).

С наибольшей полнотой учение о воскресении мертвых раскрыто апостолом в 1-м Послании к Коринфянам. Здесь он прежде всего увязывает воскресение мертвых с воскресением Христовым, ставя одно событие в прямую зависимость от другого:

Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают, ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.(1 Кор. 15, 14, 19, 20).

Воскресение всего человечества с той же очевидностью следует из воскресения Христова, как смерть всех людей — из смерти Адама. При Втором Пришествии будет исправлено то, что было нарушено грехопадением Адама:

...Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его... Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор 15, 20-23, 47-49).

В доказательство правильности веры в воскресение мертвых апостол Павел ссылается на христианскую крещальную практику, а также и на собственный опыт исповедничества, который, с его точки зрения, был бы бессмысленным, если бы не было воскресения мертвых:

...Что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? Я каждый лень умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем. По рассужлению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем! (1 Кор 15, 29-32).

Выражение «крестящиеся для мертвых» заставляет некоторых комментаторов полагать, что в древней Церкви существовала практика крещения умерших, которых при совершении Таинства замещал кто-либо из живых. Тертуллиан в связи с этим упоминает о «замещающем крещении», которое «принесет пользу другой плоти в надежде на воскресение», но не уточняет, в чем состояло это замещающее крещение. Иоанн Златоуст упоминает о существовании обряда «крещения для мертвых» в гностической секте Маркиона: когда в этой секте умирает оглашенный, под его кровать якобы ложится крещеный, который при совершении крещения над умершим из-под кровати отвечает за него. Такой обряд Златоуст считает «весьма смешным». По мнению Златоуста, слова апостола Павла о крещении для мертвых следует понимать в контексте слов крещаль-ного символа: «Верую в воскресение мертвых». Крещение для мертвых есть не что иное, как исповедание веры в телесное воскресение мертвых, ибо «если нет воскресения, то для чего ты и крестишься для мертвых, то есть тел? Ведь при крещении ты веруешь воскресению мертвого тела — тому, что оно уже не останется мертвым».

Возможно и иное толкование: крещение для мертвых — это крещение, совершенное с мыслью о воссоединении с родственниками, умершими в лоне Церкви, либо крещение в память о том или ином почившем христианине.

Апостол Павел подробно разбирает вопрос о природе тела, в котором воскреснут мертвые. Это тело, по учению апостола, будет духовным, нетленным и бессмертным. Отвечая на вопрос о том, как воскреснут мертвые и в каком теле придут, апостол обращается к образу зерна, которое не оживет, если не умрет. Этому зерну Бог дает такое тело, какое хочет, каждому семени свое тело. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Как подчеркивает апостол, тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор 15, 35-53).

В Послании к Филиппийцам апостол Павел говорит, что при Втором Пришествии Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп з, 21). Иными словами, тела воскресших людей будут подобны прославленному телу Христа, то есть Его телу после воскресения из мертвых. Это тело, согласно евангельским свидетельствам, имело лишь некоторое сходство с земным телом Христа, в силу чего воскресшего Христа узнавали не столько по внешности, сколько по голосу или жесту. Мария Магдалина, увидев воскресшего Христа, приняла Его за садовника и узнала Его только после того, как Он обратился к ней по имени (см.: Ин 20, 11-16). Ученики, встретившие Иисуса на пути в Эммаус, не узнали Его ни по внешнему виду, ни по голосу, а узнали только когда Он на их глазах преломил хлеб (см.: Лк 24, 13-35). Воскресший Иисус проходил через запертые двери; в то же время на Его теле сохранялись следы ран от гвоздей и копья (см.: Ин 20, 25-27). Как подчеркивает Иоанн Златоуст, явления Христа ученикам в течение сорока дней «имели целью известить нас и показать нам, какими удивительными будут наши тела после воскресения. Тело, которое воскреснет, не будет нуждаться ни в крове, ни в одежде. Как пречистое тело Господа вознеслось во время Божественного вознесения, так и наше, которое будет единосущно ему, будет вознесено на облаках».

В послеапостольский век тема воскресения мертвых продолжает играть ведущую роль в проповеди христианских авторов и апологетов. В основе этой проповеди лежит учение, сформулированное апостолом Павлом, однако это учение в трудах церковных писателей II—IV веков подверглось существенной разработке и детализации.

Климент Римский уделяет большое внимание теме воскресения в 1-м Послании к Коринфянам. Доказательство всеобщего воскресения Климент усматривает в жизни природы:

Рассмотрим, возлюбленные, как Господь постоянно показывает нам будущее воскресение, начатком которого Он сделал Господа Иисуса Христа, воскресив Его из мертвых. Посмотрим, возлюбленные, на воскресение, совершающееся во всякое время. День и ночь представляют нам воскресение: ночь отходит ко сну — встает день; проходит день — настает ночь. Посмотрим на плоды земные, каким образом происходит сеяние зерен. Вышел сеятель, бросил их в землю, и брошенные семена, которые падали на землю сухие и голые, сгнивают: но после из этого разрушения великая сила Промысла Господня воскрешает их, и из одного зерна возращает многие и производит плод (1 Кор 15, 35-38).

В свидетельство всеобщего воскресения Климент приводит заимствованное у Геродота сказание о птице феникс. Это же сказание впоследствии использует Тертуллиан и многие позднейшие христианские писатели, для которых феникс становится символом воскресения к новой жизни.

Христианский апологет II века Иустин Философ, говоря о воскресении мертвых, настаивает на том, что души будут соединены с теми же телами, какими они обладали при жизни. Именно в учении о воскресении тела Иустин видит подлинную новизну христианства и отличие эсхатологического учения Христа от учения античных философов:

...Рассматривая основания, заключающиеся в мире, мы не находим невозможным восстановление плоти. С другой стороны, Спаситель во всем Евангелии показывает сохранение новой плоти. После этого зачем нам принимать противное вере и гибельное учение и безрассудно обращаться вспять, когда услышим, что душа бессмертна, а тело тленно и неспособно к тому, чтобы снова ожить? Это и прежде познания истины слышали мы от Пифагора и Платона. Если бы то же говорил Спаситель и возвещал спасение одной только души, то что нового Он принес бы нам сверх Пифагора и Платона, со всем хором их? А теперь Он пришел благове-ствовать новую и неслыханную надежду. Подлинно новое и неслыханное дело то, что Бог обещает не соблюсти нетленному нетление, но даровать нетление тленному.

Другой христианский апологет того же периода, Афинагор Афинский, рассуждая на ту же тему, делает акцент на неразрывной связи между душой и телом в человеке. По его мнению, блаженство души, отделенной от тела, не может быть подлинным назначением человека, ибо человек состоит из обеих частей. Существование души без тела является неполным и временным, а из этого следует, что «непременно должно быть воскресение тел, умерших и совершенно разрушившихся, и вторичное существование тех же людей; ибо естественный закон определяет цель ни для человека вообще и ни для кое-кого из людей, но для тех самых, которые провели эту жизнь, а они не могут опять существовать как те же люди, если те же самые тела не будут возвращены тем же самым душам».

Разложение тела после смерти человека, с точки зрения Афи-нагора, не является препятствием для восстановления этого тела. Ибо Бог «не может не знать, куда поступает каждая частица по разрушении тел и какая из стихий приняла каждую частицу, разрушившуюся и соединившуюся со сродным себе». Даже если тело человека было растерзано зверями, уточняет апологет, Творцу не затруднительно извлечь тела из зверей и «присоединить опять к собственным членам и их составам», вне зависимости от того, поступило ли тело в одно животное, или во многих, или из одного в другое, или же разрушилось и разложилось вместе с теми животными, которые его поглотили.

Столь же подчеркнутый натурализм в описании всеобщего воскресения мы находим в трактате Тертуллиана «О воскресении плоти», где автор подробно разбирает христианское учение о воскресении, полемизируя с античными представлениями о посмертной судьбе человека. Трактат начинается словами: «Воскресение мертвых — упование христиан. Благодаря ему мы — верующие».

В свойственной ему яркой риторической манере Тертуллиан доказывает телесный характер воскресения мертвых. По словам Тертуллиана, «плоть и кровь воскреснут в своем свойстве», хотя это и будут преображенные и измененные плоть и кровь. Воскреснет «именно то тело, которое было посеяно», то есть то, которое по смерти человека оказалось в земле. Как и Климент Римский, Тертуллиан видит доказательство воскресения плоти в круговороте природы:

Все сотворенное восстанавливается. Все, что ты встретил, уже было, все, что ты потерял, вернется. Все повторяется, все возвращается к своему состоянию, ибо прежде исчезло; все начинается, ибо прежде прекратилось. Все кончается именно для того, чтобы вновь быть, все погибает ради своего сохранения. Итак, весь этот порядок круговращения свидетельствует о воскресении мертвых... И если действительно все воскресает для человека и для его пользы и, воскресая для человека, воскресает, конечно, и для плоти, — то может ли быть, что плоть, ради которой и для пользы которой не погибает ничто, сама целиком погибает?

Отвечая на вопрос о том, восстанут ли люди в том виде, в каком умерли, то есть, например, слепыми, хромыми или расслабленными, Тертуллиан доказывает, что «если плоть будет восстановлена из разложения, то тем более избавится и от увечья». Телесные повреждения, разъясняет Тертуллиан, суть нечто привходящее, случайное, а здоровье — природное свойство человека. Даже если повреждение происходит в материнской утробе, изначальное здоровое состояние предшествует всякому повреждению. Отсюда Тертуллиан делает следующий вывод: «Как Бог дает жизнь, так и возвращает ее. Какими мы получаем жизнь, такими же принимаем ее вновь. Мы платим долг природе, а не насилию, возрождаясь в том виде, как появляемся на свет, а не в том, в каком страдаем. Если Бог не воскрешает людей невредимыми, значит, Он не воскрешает мертвых».

Вслед за Евангелием (См.: Мф 22, 30) Тертуллиан говорит о том, что воскресшие люди будут подобны Ангелам. Однако, по его мнению, это вовсе не означает, что они лишатся тел. Приняв ангельский облик, люди не будут зависеть от «обычаев плоти», их плоть станет одухотворенной, но при этом останется плотью. Плоть человека — это невеста Христова, которая будет в воскресении возвращена Христу.

Значит, плоть воскреснет, и воскреснет всякая, и та же самая, и нисколько не поврежденная. Она повсюду сохраняется Богом с помощью вернейшего Посредника между Богом и людьми — Иисуса Христа (1 Тим 2, 5), Который возвратит человеку Бога, Богу — человека, плоти — дух, а духу — плоть. Ибо Он уже заключил меж ними союз в Своем Лице, уже приготовил невесту жениху и жениха — невесте. Но даже если кто-то станет утверждать, что невеста — это душа, то плоть все равно последует за ней, хотя бы как приданое. Душа — не блудница, чтобы жених принимал ее нагой. У нее есть наряды и свои собственные украшения — плоть, которая сопутствует ей, как молочная сестра. Но истинная невеста — плоть, которая и во Христе Иисусе обрела через Его Кровь своего Жениха в Духе.

В III—IV веках заочная полемика по вопросу о природе воскресших тел развернулась между Оригеном и святителем Мефо-дием Патарским. В писаниях Оригена встречается мнение о том, что тела воскресших людей будут нематериальными, духовными и эфирными, подобными телам Ангелов. По учению Оригена, материальные тела людей в сравнении с новыми, духовными телами, в которых они воскреснут, подобны зерну в сравнении с проросшим из него колосом.

Однако святитель Мефодий, полемизируя с Оригеном, отвергает мнение о том, что материальные тела будут уничтожены и что природа воскресших людей будет подобна природе Ангелов, даже если Христос и говорит, что в воскресении святые будут как Ангелы на небесах (см.: Мк 12, 25; Мф 22, 30). Слова Христа, по мнению Мефодия (совпадающему с мнением Тертуллиана), надо понимать не в том смысле, что в воскресении святые лишатся тел, а в том смысле, что состояние блаженства святых будет подобно состоянию Ангелов.

По словам Мефодия, Бог сотворил человека как единое существо из души и тела и конечной целью существования человека является не совлечение тела, а спасение вместе с телом:

...Нельзя допустить, будто Бог, создав человека плохим или сделав ошибку при его устроении, вздумал сделать его впоследствии Ангелом, раскаявшись, подобно самым плохим художникам; или будто сначала Он хотел сотворить Ангела, но, не имея сил для этого, создал человека. Это нелепо. Почему же Он сотворил человека, а не Ангела, если хотел, чтобы человек был Ангелом, а не человеком? Потому ли, что не мог? Это богохульно. Или отложил лучшее до будущего и сделал худшее? Это нелепо. Он не ошибается в творении прекрасного, не откладывает, не чувствует бессилия, но, как хочет и когда хочет, имеет возможность сделать, так как Он есть сила. Поэтому желая, чтобы был человек, Он в начале и сотворил человека. Если же Он когда чего желает, то желает прекрасного, прекрасное же есть человек, а человеком называется существо, составленное из души и тела, то, следовательно, человек будет существовать не без тела, а с телом... Ибо Бог создал человека, говорит Премудрость, для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (Прем 2, 23). Следовательно, тело не уничтожится, потому что человек состоит из души и тела.

В IV веке большое внимание теме воскресения мертвых уделяет святитель Григорий Нисский. В трактате «Об устроении человека» он разбирает те же аргументы против воскресения тел, которые рассматривал Тертуллиан. По его словам, противники воскресения мертвых «указывают на уничтожение древних мертвецов, на остатки обращенных в пепел огнем, а сверх этого представляют еще в слове плотоядных животных: рыбу, которая, приняв в собственное свое тело плоть потерпевшего кораблекрушение, сама также сделалась пищей людей и посредством пищеварения перешла в состав евшего». На это Григорий отвечает, что, даже если тело человека пожрано хищными птицами или зверями и смешалось с их плотью, даже если оно прошло через зубы рыб или сгорело в огне и было превращено в пар и пепел, все равно материальная субстанция тела сохраняется. Все в материальном мире, разлагаясь на составные части, переходит в сродное им, «и не только земля по Божию слову разлагается в землю, но и воздух, и влажность переходят в сродное им, и совершается перехождение в сродное всего, что в нас». Для Бога же не составляет труда с точностью отыскать те частицы, которые необходимы для восстановления человеческого тела.

Каков «механизм» воссоединения души с телом при всеобщем воскресении и каким образом души узнают свойственные им тела? Отвечая на этот вопрос, Григорий выдвигает мнение о взаимном естественном влечении души и тела, — влечении, которое не прекращается даже после смерти:

Поскольку душа естественной какой-то дружбой и любовью была расположена к сожителю — телу, то хранится тайно в душе какая-то дружеская связь и знакомство вследствие срастворения со свойственным, как бы от каких-то наложенных природой знаков, по которым остается в ней неслитная общность, отличающая свою собственность. Поэтому когда душа снова повлечет к себе сродное и собственно ей принадлежащее, тогда какое, скажи мне, затруднение воспретит Божественной силе произвести соединение сродного, спешащего к своей собственности по некоему неизъяснимому влечению природы? А что в душе и по отрешении от тела остаются некоторые знаки нашего соединения, это показывает разговор в аду, из которого видно, что хотя тела преданы были гробу, Лазарь был узнан, так и богатый не оказался неизвестным.

Каждое тело имеет свой «эйдос», облик, который остается, подобно оттиску печати, в душе даже после разлучения с телом. В момент всеобщего воскресения душа опознает этот эйдос и воссоединится со своим телом. При этом разрозненные частицы, из которых состояла материальная субстанция тела, воссоединятся одна с другой, подобно тому как воссоединяются шарики разлившейся ртути. Как подчеркивает святитель Нисский, «если только последует Божие повеление соответственным частям самим собою присоединиться к тем, которые им свои, то Обновляющему естество не будет в этом никакого затруднения».

В диалоге «О душе и воскресении» Григорий Нисский говорит о том, что «тело у нас и теперь составлено, и вновь составится из мировых стихий», причем «для той же души составится снова то же тело, сочетаемое из тех же стихий». Это учение Григорий противопоставляет античному учению о перевоплощении, переходе из одного тела в другое. В то же время он подчеркивает, что материя воскресшего тела будет отличаться от грубой материи земного тела: «Ибо увидишь телесное это покрывало, разрушенное теперь смертью, снова сотканным из того же, но не в этом грубом и тяжелом составе, а так, что нить сложится в нечто легчайшее и воздушное. Поэтому любимое останется при тебе, но восстановится снова к лучшей и более вожделенной красоте».

По словам Григория, «воскресение есть восстановление нашего естества в первоначальное состояние». Первозданное естество человека не было подвержено ни старению, ни болезням: все сие «вторглось к нам вместе с появлением порока». Сделавшись страстным, человеческое естество встретилось с необходимыми последствиями страстной жизни, но, возвратившись к бесстрастной жизни, не будет подвержено последствиям порока. Плотское совокупление, зачатие, рождение, питание, смена возрастов, старость, болезнь и смерть — все это является последствием грехопадения. В будущей же жизни «последует некое другое состояние», лишенное всех перечисленных признаков страстного естества. Это состояние Нисский святитель называет «духовным и бесстрастным».

Сходное понимание природы воскресшего тела содержится у Иоанна Златоуста. По его словам, тела людей сначала сгниют, но потом восстанут и будут гораздо лучше нынешних, «перейдут в лучшее состояние», причем «каждый получит собственное, а не чужое тело». У воскресшего человека «тело остается, исчезает же смертность и тленность, когда оно облекается в бессмертие и нетление». Златоуст настойчиво доказывает, что, как Христос воскрес не в другом теле, но в том же самом, только измененном, так и люди воскреснут в своих же телах, но обновленных и преображенных.

Существует, по учению Златоуста, различие между телом и тлением: первое останется, второе упразднится. Именно освобожденное от тления тело будет бессмертным:

Иное — тело, и иное — смерть; иное — тело, и иное тление; ни тело — не тление; ни тление — не тело; тело, правда, тленно, однако тело не есть тление; тело смертно, тем не менее тело не есть смерть; но тело было делом Божиим, а тление и смерть введены грехом... Тело есть среднее между тлением и нетлением. Оно снимает с себя тление и облекается в нетление; свергает с себя то, что получило от греха, и приобретает то, что даровала благодать Божия... Грядущая жизнь уничтожает и истребляет не тело, а приставшее к нему тление и смерть... Тело и на самом деле тягостно, обременительно и грубо, но не по собственному естеству, а от приставшей к нему позднее смертности; само же тело не есть тленно, но нетленно.

Для всемогущества Божия нет никаких преград, и потому для Бога не невозможно воссоздать тела, подвергшиеся разложению:

И не говори мне: как тело может опять восстать и сделаться нетленным? Когда действует сила Божия, то «как» не должно иметь места... Что труднее — сотворить ли из земли плоть, жилы, кожу, кости, нервы, вены, артерии, органические и простые тела, глаза, уши, ноздри, ноги, руки и каждому из этих членов сообщить и особенную и общую деятельность или подвергшееся тлению сделать бессмертным?..

По словам Златоуста, отрицание воскресения тела есть отрицание воскресения вообще: «если не воскреснет тело, то не воскреснет человек, потому что человек есть не только душа, но душа и тело». Если воскреснет только душа, то человек воскреснет не всецело, а лишь наполовину. К тому же «в отношении к душе собственно нельзя и говорить о воскресении, так как воскресение свойственно умершему и разложившемуся, а разлагается не душа, но тело». Златоуст подчеркивает, что воскресение будет всеобщим: воскреснет «и эллин, и иудеи, и еретик, и всякий человек, пришедший в этот мир».

Если воскресение будет для всех вообще — для благочестивых и нечестивых, злых и добрых, — то не получится ли, что язычники, нечестивцы и идолопоклонники насладятся той же честью, что и христиане? На этот вопрос Златоуст отвечает так: «Тела грешников действительно восстанут нетленными и бессмертными, но эта честь будет для них средством к наказанию и мучению: они восстанут нетленными для того, чтобы постоянно гореть, потому что если тот огонь неугасим, то для него нужны и тела, никогда не уничтожаемые». Это и будет то воскресение осуждения, о котором Христос говорит в Евангелии (Ин 5, 29).

Преподобный Ефрем Сирин, рассуждая о всеобщем воскресении, подчеркивает, что при воскресении мертвых все умершие в младенчестве и даже в утробе матери воскреснут «взрослыми»:

Кто поглощен морем, кого пожрали дикие звери, кого расклевали птицы, кто сгорел в огне, в самое короткое время все пробудятся, восстанут и явятся. Кто умер во чреве матери, того сделает совершеннолетним то же мгновение, которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, мать которого умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает мать свою, а она узнает свое дитя... Равными воскресит Творец сынов Адамовых, как сотворил их равными, так равными же пробудит и от смерти. В воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни там будут высокие и славные, и одни уподобятся свету, другие — тьме.

В «Духовных беседах» Макария Египетского мы находим интересные рассуждения о природе воскресших тел. Отвечая на вопрос о том, все ли члены будут воскрешены, Макарий говорит о том, что при всеобщем воскресении все преложится в свет и огонь, однако тело сохранит свою природу и каждый человек сохранит свои личные черты:

Богу ничто не трудно. Таково и обетование Его. Но человеческой немощи и человеческому рассудку кажется это как бы невозможным. Как Бог, взяв прах и землю, устроил как бы иное какое-то естество, именно естество телесное, неподобное земле, и сотворил многие роды естеств, как-то: волосы, кожу, кости и жилы; и каким образом игла, брошенная в огонь, переменяет цвет и превращается в огонь, между тем как естество железа не уничтожается, но остается тем же, — так и в воскресение все члены будут воскрешены, и, по написанному, волос не погибнет (Ак 21, 18), и все сделается световидным, все погрузится и преложится в свет и в огонь, но не разрешится и не сделается огнем, так чтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые. Ибо Петр остается Петром, и Павел — Павлом, и Филипп — Филиппом; каждый, исполнившись Духа, пребывает в собственном своем естестве и существе.

Приведенные свидетельства из Священного Писания и сочинений христианских авторов II—IV веков показывают, что восточно-христианская традиция вполне единодушна в понимании всеобщего воскресения. Она утверждает, что воскресение охватит всех людей, вне зависимости от вероисповедания, национальности, нравственного состояния, но только для одних это будет «воскресение жизни», а для других — «воскресение осуждения». Воскрешены будут тела людей, однако эти тела приобретут новые свойства — нетление и бессмертие. Тело воскресшего человека освободится от всех последствий тления, от всех увечий и несовершенств. Оно будет светлым, легким и духовным, подобным телу Христа после Его воскресения.

В воскресении мертвых, по учению Православной Церкви, будет участвовать не только все человечество, но и вся природа, весь сотворенный космос. Это учение основано на словах апостола Павла об участии всей твари В славе воскресшего человека:

...Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих: потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим 8, 18-23).

Согласно этому учению, природа страдает вместе с человеком, но и воскреснет и преобразится она в тот момент, когда воскреснут и преобразятся тела людей. Судьба природы и мироздания неотделима от судьбы человека: таков смысл новозаветного эсхатологического учения. После Второго Пришествия Христа мир и природа не исчезнут, но преложатся в новое небо и новую землю (Откр 21, 1). По словам Кирилла Иерусалимского, мы ожидаем воскресения не только для самих себя, но и для неба. А блаженный Августин учит, что «мир этот прейдет», но «не в смысле полного уничтожения, а вследствие изменения вещей». Как и воскресшие тела людей, природа и космос станут духовными и нетленными.

Догмат о воскресении мертвых имеет глубокое духовно-нрав-ственное значение. С точки зрения многих отцов Церкви, этот догмат открывает ту эсхатологическую перспективу, в свете которой обретает смысл христианский нравственный закон. Григорий Нисский считает, что вне догмата о воскресении мертвых теряет силу не только христианская нравственность, но и вообще всякая нравственность и всякий аскетизм:

Ради чего стараются и мудрствуют люди, пренебрегающие удовольствиями чрева, любящие воздержание, позволяющие себе только кратковременный сон, вступающие в борьбу с холодом и зноем? Скажем им словами Павла: Станем есть и пить, ибо завтра умрем! (1 Кор 15, 32). Если нет воскресения, а смерть есть предел жизни, тогда оставь обвинения и порицания, предоставь беспрепятственную власть человекоубийце: пусть прелюбодей разрушает брак; пусть любостяжатель роскошествует за счет своих противников; никто пусть не останавливает ругающегося; пусть клятвопреступник постоянно клянется, ибо смерть ожидает и того, кто соблюдает клятвы; пусть иной лжет сколько желает, потому что нет никакого плода от истины; пусть никто не помогает бедным, ибо милосердие останется без награды. Такие рассуждения производят в душе беспорядок хуже потопа, они изгоняют всякую целомудренную мысль и поощряют всякий безумный и разбойничий замысел. Ибо если нет воскресения, нет и Суда; если же отвергается Суд, вместе с ним отвергается страх Божий. А где не уцеломудривает страх, там ликует диавол.

— Воскресение по Ветхому и Новому Завету

Вера в воскресение тел существовала уже во время Ветхого Завета, как свидетельствует книга Маккавейская : "Царь мира воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной (2 Макк 7,9) . ...умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит (2 Макк 7,14) ". (Ср. 992)

Но во время Иисуса Христа не все веровали в воскресение. "Фарисеи и многие другие современники Господа чаяли воскресения. Иисус этому учит твердо. Саддукеям, отрицающим воскресение, Он отвечает: "Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная писаний, ни силы Божией"? (Мк 12,24) . Вера в воскресение основана на вере в Бога, Который "не есть Бог мертвых, но Бог живых" (Мк 12,27) . 993)

— В оскресение тела (плоти)

Воскресение состоит в том, что благодаря воскресшему Христу мы получим наше, но совсем преобразованное тело. "Воскресение плоти" означает, что "будет не только жизнь бессмертной души, но и что наши "смертные тела" (Рим 8,11) вновь оживут." (Катехизис Католической Церкви, 990)

"Смертью душа разлучается с телом, но в воскресении Бог вернет жизнь нетленной нашему преображенному телу, соединяя его с нашей душой. Так же, как Христос воскрес и живет вовеки, все мы воскреснем в последний день." (Катехизис Католической Церкви, 1016)

— Нельзя смешивать воскресение с бессмертием души

Многие верующие ошибочно смешивают бессмертие души с воскресением плоти. Думая или говоря о воскресении умерших, они часто думают или говорят о бессмертии души. По их неправильному мнению окончательной судьбой человека является вечное существование - духовным образом - одной лишь бессмертной души, отлученной навсегда от тела.

Это неправильно. Нельзя отождествлять телесное воскресение с бессмертием души. Воскресение в точном смысле относится не к души, но к плоти. "Плоть есть ось спасения". Мы веруем в Бога Творца плоти; мы веруем в Слово, ставшее плотью, чтобы искупить плоть; мы веруем в воскресение плоти, завершение творения и искупления плоти." (Катехизис Католической Церкви, 1015)

— Воскресение осужденных

Восстанут ли из мертвых осужденные?

После смерти существует только бессмертная душа спасенных или осужденных людей. Однако все умершие воскреснут: как спасенные, так и осужденные. После воскресения все спасенные и осужденные будут вечно существовать как телесно-духовные существа. По словам Спасителя, "наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творящие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин 5,28-29; ср. Деян 24,15: ср. Катехизис Католической Церкви, 998)

— Достоинство человеческого тела

В чем заключается достоинство человеческого тела?

Достоинство человека - как души, так и его тела - особенно потому, что эти два элементы призваны к вечному существованию и жизни. Душа никогда не умирает, даже и после смерти человеческого тела, оно же будет воскрешено Христом в последний день земной истории.

"В ожидании этого дня тело и душа верующего уже участвуют в достоинстве "принадлежать Христу"; отсюда следует требование уважения к своему телу, но также и к телу ближнего, в особенности когда он страдает; Тело же (...) для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? (...) ...и вы не свои. (...) Посему прославляйте Бога и в телах ваших (Кор 6,13-15. 19-20) . " (Катехизис Католической Церкви, 1004)

НОВОЕ ТЕЛО ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ

— Тело после воскресения

Каково будет наше тело после воскресения?

"Мы веруем в истинное воскресение той плоти, которую теперь имеем". Однако сеется в гроб тело тленное, восстает нетленное, "тело духовное" (1 Кор 15,44)". (Катехизис Католической Церкви, 1017)

Верующий человек хотели бы знать, как воскреснут мертвые. "Это "как" превосходит наше воображение и наше разумение; оно доступно только в вере." Нам невозможно точно определить, каково будет у нас тело после воскресения, но оно будут отличаться от сегодняшнего.

Св. Павел учат: "Но скажет кто-нибудь: "как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?" Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное иди другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое, тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человека, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное." (1 Кор 15, 35-44)

— Тело спасенных будет сообразно славному телу воскресшего Христа

"Христос воскрес в Своей плоти: "Посмотрите на руки Мои и на Ноги Мои: это Я Сам" (Лк 24,39) ; но Он не вернулся к земной жизни. Так же и в Нем "все воскреснут в той плоти, которую теперь имеют", но это "уничиженное тело (...) будет сообразно славному телу Его" (Флп 3,21) , восстанет "тело духовное" (1 Кор 15,44) " (Катехизис Католической Церкви, 999)

Св. Павел выясняет, что спасенные будут похожими на воскресшего Христа потому, что их воскресение будет участием в жизни восставшего из мертвых Господа. "Так и написано: "первый человек Адам стал душею живущею"; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба (Христос). Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия..." (1 Кор 15, 45-50) .

— Когда люди "из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить" (Мк 20, 12)

Спаситель сказал, что жизнь после воскресения будут отличаться от нынешней. «Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.» (Мк 20, 12-27)

СУЩЕСТВОВАНИЕ ОТ СМЕРТИ ДО ВОСКРЕСЕНИЯ

Какова судьба души до воскресения тела?

— Существование человека не прекращается после смерти до воскресения тела

Воскресение в "последний день" (ср. Ин 6,54) нельзя понимать тем образом, что существование человека прекращается после его смерти до второго пришествия Христа во славе. Это не происходит, так как у каждого человека есть бессмертная душа, которая не уничтожается, когда он умирает.

"В смерти - разлучении души и плоти - плоть человека впадает в тление, в то время как душа идет навстречу Богу, продолжая пребывать в ожидании того, что соединится со своей прославленной плотью. Бог в Своем всемогуществе окончательно вернет нашим телам нетленную жизнь, соединив их с нашими душами, силой воскресения Иисуса." (Катехизис Католической Церкви, 997) "Мы твердо верим, и в этом наше упование, что, как Христос воистину воскрес из мертвых и живет вечно, так и праведники после своей смерти будут вечно жить со Христом воскресшим и Он воскресит их в последний день. " (Катехизис Католической Церкви, 989)

Прежде чем воскреснет плоть, душа после смерти уже радуется на небе, страдает в аду или очищается в чистилище.

Как следует понимать, что человек не потеряет свое тождество ни после смерти, ни после воскресения?

— Я буду всегда собой

Ни после смерти, ни после воскресения мы не потеряем наше "я" ни нашу тождественность. После смерти, когда будет жить только наша бессмертная и нематериальная душа, мы останемся теми же самыми лицами, которыми были во время земной жизни.

Так же получить через воскресение другое тело не обозначает превратиться в какое-то иное существо. Ведь детское тело отличается от тела взрослого человека, однако и ребенок а потом взрослый есть то же самое существо. Хотя мысли и чувства ребенка другие чем у взрослого, все-таки они являются одним лицом. Мы веруем, что Пресвятая Дева на небе есть та же самая Мария, которая жила на нашем свете.

ОЖИВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕЙ В КОНЦЕ ВЕКОВ

Кто воскресит мое тело?

— Воскресение - исключительное дело Пресвятой Троицы

Спаситель сказал: "Я есмь воскресение и жизнь" (Ин 11,25) "Он уже теперь дает знамение и залог этого, возвращая жизнь некоторым умершим и возвещая тем самым Свое воскресение, которое, однако, будет иного порядка. Об этом уникальном событии Он говорит как о "знамении Ионы пророка" (Мф 12,39), о знамении храма: Он возвещает свое воскресение на третий день после смерти." (Катехизис Католической Церкви, 994)

Все же воскресение будет не только делом Христа, но и всей Пресвятой Троицы. "Как Христово воскресение, так и наше будет делом Пресвятой Троицы" (Катехизис Католической Церкви, 989). Это дело чрезвычайно. "нашей веры в Бога Отца, Сына и Духа Святого и в Его творческое, спасительное и освящающее действие, находит свою наивысшую точку в провозглашении воскресения мертвых в конце времени и жизни вечной." (Катехизис Католической Церкви, 988) Благодаря Всемогущей Пресвятой Троице смертная плоть, воскреснет к жизни вечной.

— День нашего телесного воскресения

Когда Бог воскресит мое тело?

Воскресение совершится "в последний день" (Ин 6,39-40.44. 54; 11,24) ; "при конце света". Второе пришествие Христа во славе, называемое «парусией», будет днем нашего воскресения. (Ср. Катехизис Католической Церкви, 1001). "Когда же явится Христос, жизнь наша - учит св. Павел - тогда и вы явитесь с Ним во славе" (Кол 3,4; ср. 1 Фее 4,16) . "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим 8, 11) .

Св. Павел свидетельствует: "Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, тая через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под, ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть. Потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда ж Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем:" (1 Кор 15,20-28)

— Смерть духовная и духовное воскресение

Воскресение в точном смысле обозначает оживление Пресвятой Троицей человеческого тела новой жизнью в день пришествия Христа во славе. Все-таки существует также духовная смерть и духовное воскресение, которое осуществляется в таинстве крещения.

— Участие в смерти и воскресении Христа

"Если правда, что Христос воскресит нас "в последний день", правда и то, что в некотором смысле мы уже воскресли со Христом. Действительно, благодаря Духу Святому христианская жизнь на земле отныне есть участие в смерти и воскресении Христа: Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (...)" (Катехизис Католической Церкви, 1002)

Новая жизнь и новое поведение

"Сочетавшись со Христом во крещении, верующие уже реально участвуют в небесной жизни воскресшего Христа, но эта жизнь по-прежнему "сокрыта со Христом в Боге" (Кол 3,3) . "...и нас (...) воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф 2,6) . "

Сущностью этого духовного воскресения является участие в жизни воскресшего Христа и новое поведение, основанное на совершенной любви к Богу и ближнему. " Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол 2,12; 3,1) .

ЕВХАРИСТИЯ И НАШЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Какая связь существует между Евхаристией и нашем будущем воскресением?

— "Я воскрешу его в последний день." (Ин 6, 54)

Иисус Христос воскресит в последний день тех, кто веровал в Него, кто ел Тело Его и пил Кровь Его. "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день." (Ин 6, 54) (Ср. Катехизис Католической Церкви, 994) .

— Мы также "явимся с Ним во славе" (Кол 3,4)

Когда мы причащаемся, воскресший и живущий во славе Христос соединяет нас совершенно с Собой. Благодаря этому соединению мы становимся похожими на Него: сейчас духовно, а в последний день истории - и физически, так как явимся с Ним во славе воскресения. "Питаемые Его Телом в Евхаристии, мы уже принадлежим к Телу Христа. Когда мы воскреснем в последний день, мы также "явимся с Ним во славе" (Кол 3,4) ." (Катехизис Католической Церкви, 1003)

— Предвкушение преображения нашего тела Христом

Наше "участие в Евхаристии уже дает нам предвкушение преображения нашего тела Христом: Так же, как хлеб, исшедший от земли, благодаря призывайте Бога, перестает быть обычным хлебом, но становится Евхаристией, составленной из двух сущностей, земной и небесной, - так и тела наши, которые участвуют в Евхаристии, больше не тленны, ибо имеют надежду на воскресение." (Катехизис Католической Церкви, 1000)

Воскресение мертвых

Нет истины более ясной, более упорно отстаиваемой в Библии, чем та: что будущее существование людей полностью зависит от воскресения мертвых или от преображения, не увидев смерти. Надеждой Павла о будущем существовании было воскресение из мертвых. Говоря о своих усилиях приобрести Христа, он сказал: «чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Фил. 3:10, 11). «За чаяние воскресения мертвых» он должен был отвечать перед синедрионом (Деян. 23:6); и потом, когда он говорил в свою защиту перед Феликсом, заявил, что его единственной надеждой было воскресение из мертвых: «имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают». Снова и снова Павел выражает свою надежду на будущую жизнь.

Павел не единственный из писателей Библии, учащий об этом. Воскресение мертвых – это последняя надежда Иова. См. Иов 14:14, 15; 17:13-15; 19:23-27. Давид говорит: «Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня» (Пс. 17:20). И еще «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:15). И что же еще можно сказать? Не хватит времени, чтобы рассказать о надежде Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иосифа, Михея и всех пророков и апостолов, наших отцов Авраама, Исаака и Иакова. И сам Иисус заявил, что это было воскресение из мертвых, когда Бог говорил: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Более того, Христос всегда указывал ученикам на воскресение из мертвых, благодаря которому они могли получить награду, которую Он обещал. В Евангелии от Иоанна 6:39-54 мы видим, что Спаситель не менее четырех раз дает обетование в будущее тем, кто верит в Него, как завершение их веры в то, что «Я воскрешу его в последний день» . И в Евангелии от Луки 14:13, 14 мы читаем: «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных».

Павел, однако, по этому поводу дает нам простой и логичный довод, который не оставляет учению о бессмертии души ни частицы основания, за которую можно было бы зацепиться. Пятнадцатая глава 1 послания к Коринфянам полностью посвящена доказательству воскресения из мертвых. Апостол сначала доказывает свидетельствами сотен живых свидетелей, которые видели Иисуса после Его воскресения, что Христос действительно воскрес из мертвых. Еще там говорится о тех, кто сказал «нет воскресения мертвых», и в опровержение этой идеи, он представляет три аргумента, которые полностью исключают учение о бессмертии души из любого места какого-либо христианского учения.

1. В стихе 16 его предпосылкой является: «ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес». Затем, из этого вытекает логический вывод: «то вера ваша тщетна» , и далее: «вы еще во грехах ваших». «Если мертвые не воскресают» , - второй вывод из стиха 18: «Поэтому и умершие во Христе погибли» . Ничто не может быть яснее, чем то, что это утверждение и учение о бессмертии души не могут быть истинными одновременно. Если душа бессмертна, удерживается, то человек не может погибнуть. Таким образом, его существование никак не зависит от воскресения мертвых. Разве не предполагается теми, кто считают, душу бессмертной, что все, кто прожил в этом мире в вере Христовой, отправляются на небеса и наслаждаются Его блаженствами? – Без сомнений. Если следовать этому принципу, можно подумать, что все они «погибли» , если нет воскресения? Нуждаются ли они в воскресении? Разве без воскресения их небеса могут допустить? По этой теории это так и есть. Далее, это так выглядит, что никто из них не погиб, хотя воскресения никогда не будет

Против этой теории выступает Слово Божье, что «если мертвые не воскресают…поэтому и умершие во Христе погибли». Эти слова истинны. Отсюда следует, что если нет воскресения из мертвых, значит нет никакой надежды у тех, кто когда-либо умер или, кто должен умереть.

Но Бог заверяет всех людей, что они будут иметь будущую жизнь, и уверенность заключается в том, "что Он воскресил Его [Христа] из мертвых" (Евр. 9:27; Деяния 17:31) KJV. Воскресение Христа – это данное Богом обещание о том, что будет воскресение мертвых: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» и «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» . Поэтому, от силы воскресения из мертвых, а не бессмертия души будет зависеть дальнейшая участь, будь то праведных или неправедных.

2. Во-вторых, апостол в этой связи говорит в стихе 32: «По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза (какое мне преимущество, прим. пер.), если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» В настоящее время не может быть лучше комментария на этот отрывок, чем комментарий Адама Кларка: «Я считаю, что распространенный метод толкования этого текста является ошибочным. Я предлагаю его прочитать таким образом: «По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, а разве это преимущество для меня? Если нет воскресения, станем, есть и пить, ибо завтра умрем!» То, что апостол говорит здесь, является систематическим и закономерным выводом. Если нет воскресения, значит, не может быть и суда – нет государственных наград и наказаний. Зачем тогда нести свои кресты и постоянно дисциплинировать себя? Давайте есть, и пить и от всего этого получать удовольствие, ибо завтра мы умрем, и придет конец навсегда".

Это – суть толкования и простой комментарий к словам апостола. Как мы видим, в этом и есть смысл аргументации Павла и мнение всей Библии по этому поводу. Но, если душа бессмертна, ни комментарий д-ра Кларка, ни аргументы Павла не имеют смысла. Ибо, если душа бессмертна, как может быть, что мы умираем и не «придет конец навсегда» , не зависимо от того, есть воскресение или его нет. При этом совершенно ясно, что учение о бессмертии души сводит на нет простые утверждения Священного Писания и, следовательно, ложно.

Эта точка зрения в полной мере объясняет вопрос, который д-р Кларк представляет на обсуждение в своем замечании в завершении комментариев на 1-е Коринфянам, он говорит: «Одного замечания я не могу не сделать: учение о воскресении представляло гораздо большее значение среди первых христиан, чем сейчас! Как это? Апостолы непрестанно настаивали на учении о воскресении и наставляли последователей Бога через это учение, быть усердными, послушными и жизнерадостными. А их последователи редко упоминают это!… Нет учения Евангелия, на котором делается упор в большей степени, и нет учения в современной системе проповедования подвергающегося большему пренебрежению!»

Из восклицаний доктора и его вопроса: «Как это?» кажется, что он удивлен. Так и должно быть. Это действительно удивительно, но так и должно быть. Это достаточно легко объяснить. Дело в том, что учение о бессмертии души стало настолько всепроникающим «в современной системе проповедования», что не осталось места для учения о воскресении мертвых.

Если учение о бессмертии души верно, то учение о воскресении мертвых, должно быть, не имеет значения. Если учение о бессмертии души истинно, значит вся нужда в акцентировании Евангелия на учении о воскресении мертвых уничтожено. И, хотя «Апостолы непрестанно настаивали на этом» учении о воскресении мертвых и, все же «Это – учение Евангелия, на котором делается упор в меньшей степени», посредством коварного и обманчивого влияния учения о бессмертии души, проповедники настоящего времени «редко упоминают это» и в настоящей системе проповедования действительно «нет учения, подвергающегося большему пренебрежению», больше ничего не нужно, чтобы показать более ясно, чем это делает непримиримое противоречие между истиной Божьей и учением о бессмертии души.

3. Третье утверждение находится в 36-м стихе: , чтобы «скорее оживить» . То, что Павел говорит «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» , сказано непосредственно о человеке и его воскресении и видно из стихов 42-44, «сеется в тлении» и т. д.

Сейчас учение о бессмертии души заключается в том, что тело на самом деле не имеет жизни, это не настоящий человек, но, что душа является настоящим, живым и разумным человеком, который единолично обладает жизнью. Другими словами, тело – это только дом, в котором живет настоящий человек. На самом деле, «Я», душа, обитает в теле и смерть – это просто отделение души от тела. Смерть разрушает дом и отпускает на свободу его обитателя. Согласно этому учению, нет такого понятия, как смерть, поэтому тело на самом деле не имеет жизни, следовательно, не умирает, а душа – настоящий человек – бессмертна и не может умереть, поэтому нет на самом деле такого понятия, как смерть. Если это, правда, что нет такого понятия как смерть, аналогичным образом не существует такого понятия, как воскресение мертвых.

Из утверждения апостола: «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» , следует, что, раз тело не имеет жизни, то не умирает и не может быть оживлено (воскрешено из мертвых), и раз душа не умирает, значит, нет такого понятия, как воскресение мертвых.

Поэтому, оказалось, что доказательство учения о бессмертии души совершенно подрывает учение о воскресении мертвых. Но, воскресение мертвых – библейское учение и это – весьма Божья истина. Итак, ясно, что учение о бессмертии души является подрыванием истины Божьей, следовательно, ложью, обманом и разрушением.

митр.
  • протопр.
  • прот.
  • свт.
  • прот.
  • свт.
  • блаженный
  • свт.
  • А. Сороковиков
  • Воскресе́ние мёртвых – восстановление физических тел людей в новом состоянии, имеющее наступить со вторым пришествием . Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока ().

    Прологом воскресения мертвых является воскресение – Богочеловека Иисуса Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем последующим Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям.

    В тоже время искупительное дело Богочеловека не отменило человеческой . Человек добровольно принимает или отвергает подвиг Богочеловека, добровольно следует путем , покаяния и очищения от , или продолжает развивать свои страсти, вступая во вражду с . Принимая подвиг Богочеловека, христианин призывается в чем-то повторить Его жизнь – соумереть со Христом, добровольно распять свои страсти и похоти в этом мире, преобразиться исполнением евангельских заповедей. Для подвизающегося христианина воскресение окажется «воскресением жизни» – такой человек на суд не приходит, ибо перешел от смерти в жизнь (). Что же касается отвергнувшего Бога человека, то для него также наступит воскресение, но как «воскресение осуждения» ().

    Таким образом, в воскресение мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте – человеческие души соединяться с человеческими телами. Однако грешники будут отчуждены от Бога отсутствием собственной решительной воли к добру. Бог действительно будет во всех, «но только в Он будет пребывать «милостиво», а в нечестивых – «немилостиво»», – говорит св. .

    Бог Своей Силой воскресит мертвых нетленными, а тело воскресшего будет нетленно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питии. По словам св. апостола Павла: «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» ().

    «Какое же это «уничиженное тело», которое Господь преобразит сообразно телу славы Своей?», – спрашивает св. . – Очевидно, что тело, которое есть , падающая на землю и уничижаемая. Преображение же ее (состоит в том), что она, смертная и тленная, сделается бессмертною и нетленною, не по своей собственной сущности, но по действию Господа, могущего смертное облечь в бессмертное и тленное в нетление». Следуя св. , истолковывающему те же слова апостола, Господь «в день воскресения нашего «преобразит тело унижения нашего», которое внутри в преисподней (в могиле) становится прахом ничтожным, – «и соделает» его «сообразным телу славы Своей», то есть бессмертной жизни, коею облек Он «по силе могущества Своего, дабы мог Он подчинить Себе все». Св. учит, что по воскресении «спасенные получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье». Св. , следуя Св. Писанию, говорит о преображенном теле праведников в символах света: «…Каковы будут воскресшие из мертвых? Послушай Самого Господа твоего, Который говорит: «тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их» (). Нужно ли мне упоминать о блеске солнечном? Так как верующие должны преобразиться сообразно с светлостью Самого Христа Господа, как свидетельствует апостол Павел: «наше житие», говорит он, «на небесах есть, отонуду же и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» (), – то преобразится, без сомнения, эта смертная плоть сообразно со светлостию Христа, смертное облечется в бессмертие, посеянное в немощи потом восстанет в силе (ср. )». Св. также считает тела воскресших праведников светоносными, указывая, что они будут сопричастны нетварному сиянию, которым блистала на Фаворе плоть Господа: «Как тело Господа, когда взошел Он на гору и преобразился в Божескую славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава была тогда распростерта на теле Христовом и воссияла, точно так же и во святых сущая внутри сила Христова в оный день будет преизливаться вовне – на тела их, потому что еще ныне умом своим причащаются они от Его сущности и естества».

    По учению свв. Отцов, тела нераскаянных грешников не станут телами Божественной славы, какими будут обладать праведники. Тела нераскаянных грешников будут отражать гнездящиеся в них страсти, воссоздавать внутренний мир преступников Божественных заповедей, будут внушать отвращение. По слову блаженного Феодорита, достойные небес облекутся небесной славою, а недостойные, имеющие в помышлениях лишь земное, «примут одеяние, соответственное произволению».

    Свт. Иоанн Златоуст замечает: «Смерть… у нас двоякая; потому и воскресение должно быть двоякое. Мы, умершие двоякой смертью, воскресаем и двояким воскресением. Одним мы воскресли пока от греха, ибо погреблись вместе с Ним в крещении и восстали вместе с Ним чрез крещение. Это одно воскресение - освобождение от грехов; а второе воскресение - воскресение тела».«Воскресение души - это ее соединение с Жизнью, Которая есть Христос», - пишет прп. - «как тело мертвое, если не воспримет и не сольется с душою неким образом неслиянно, не бывает и не именуется живым и жить не может, так и душа не может жить сама по себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, Который воистину есть Жизнь Вечная».

    Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определённо раскрыта в Священном Писании. Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и все праведном. Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мёртвых:”Истино, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут” (Иоан.5,25)

    “Не дивитесь сему; ибо наступает время в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения”(Иоан.5,28-29). Спаситель подтверждал проповедь о воскресении Таинством Причащения:” Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную.

    Я воскрешу его в последний день”(6,54). Апостол Павел говорит:”Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут”(1Кор.15, 20, 21, 22).

    После открытия врат Ада Иисусом Христом и своим Воскресением из мёртвых в первый вторник после пасхальной недели святая Церковь разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел – они будут духовны- нетленны и бессмертны.

    Апостол Павел говорит: “сеется тело душевное, восстанет тело духовное… не все мы умрём, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся”(1Кор.15, 44, 51, 52). В этот день полагается творить поминание усопших, и этот день в христианстве называется “Радоницей”.

    В церкви продолжаются пасхальные песнопения и после проведения литургии в этот день в храме совершается вселенская панихида. Издревле в этот день посещают могилы своих ближних родных, поминают их и вкушают. Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так особенно на Священном Предании. Вся тайна воскресения мертвых всегда перед глазами нашими но мы не всегда видим. Она видимо нам представляется в природе и утверждает нашу веру, и обличает наше маловерие.

    Воскресение мёртвых последует одновременно со вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа и состоит в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. Пророк Исайя говорил: ”Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!

    Воспрянете и торжествуйте, поверженные в прах: ибо роса Твоя-роса растений, и земля извергнет мертвецов” (Исайя 26,19.) Пророк Изекель созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, человеческими. Из этих костей, по Божьему слову, изрекаемому Сыном человеческим, образовались суставы человеческие и, может быть, тем же самым способом, как было при первобытном сотворении человека, потом оживотворит их Дух.

    По слову Господню, изреченному пророком, сначала произошло движение в костях, стали соединяться кость с костью, каждая в свое место; потом связались жилами, облеклись плотью и покрылись кожей; наконец, по вторичному таковому же гласу Божию, произнесённому Сыном человеческим, вошел в них дух жизни, – и все ожили, стали на ногах своих, и составили великое множество народа (глава 37, 1-10. Изекеля).

    Неверующим на их вопрос о воскресении мертвы, Иисус Христос сказал: “заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мёртвых не читали ли вы речённого вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мёртвых, но живых”(Матвея.22,29,31,32). Сам Господь Иисус Христос сказал:”Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лук. 20, 38).

    О цели своего пришествия на землю Иисус Христос указывает так:”Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан. 3, 15-16). Изменения последуют в телесном, духовном плане и весь видимый мир изменится, из тленного обратится в нетленный. О состоянии душ людей после смерти описывается в Евангелии от Луки глава 16 стих 19-31. Так, души праведных находятся в ожидании вечного блаженства, а души грешников находятся в ожидании вечных мук. Состоянии души умершего определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека.

    Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов земных и начинается время воздаяния. Но так как частный суд есть не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже.

    А некоторые могут быть избавлены от страданий при помощи молитвы Церкви, и принесения за них безкровной жертвы Тела и Крови Христовой. Для этой цели и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое всегда совершалось с самых времён апостольских.

    Святой апостол Иоан говорит:”Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь”(Иоан. 5, 16) О необходимости развития духовного пространства и молитве за грешное начальство которое нас угнетает пишет в своем послании к епископу Тимофею Святой апостол Павел:”

    И так, преждевсего прошу совершать молитвы, прощения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет чтобы все люди спаслись и достигли познания истины”(Тим. 2, 1-4).

    О праведниках Святой апостол Иаков говорит:”признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника”(Иак. 5, 16). О цели жизни на земле писал в своем послании христианам Святой апостол Павел:” а живём ли- для Господа живём, умираем ли – для господа умираем, и потому живём ли или умираем, всегда Господнии” (послание к Рим. 14, 8).

    Через пророка Осию Господь сказал:”От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Адъ! где твоя победа? раскаяния в том не будет у меня” (ос. 13, 14). Иисус Христос в Евангелии от Иоана говорит:” Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода” (Иоан. 12, 24). Так, праведным определением Божьим, и нашему бренному телу, как семени, суждено сначала умереть и истлеть, а потом опять воскреснуть. Для написания статьи использовался материал из Закона Божьего.