» »

Какие есть скороговорки для детей. Лучшие скороговорки для развития речи и дикции

10.10.2019

Обучение детей процесс сложный и трудоёмкий, к тому же в нём обязательно должны присутствовать игровые моменты и возможность чередования процесса постижения знаний и отдыха. Скороговорки на русском языке являются одним из способов учиться с удовольствием.

Польза скороговорок

Согласно словарю – это ритмичный, несложный и шуточный текст, собранный из таких слов, чтобы произносить их быстро было затруднительно. Относится этот вербальный жанр к народному творчеству.

Разучивание и проговаривание таких фраз и стишков помогает активному обучению в приятной игровой форме, это способствует:

Причём делать это можно с юмором, ведь многие скороговорки имеют шуточный смысл. Специалисты по детскому развитию рекомендуют совмещать разучивание этих коротких фраз с подвижными играми. Вот несколько сценариев:

  • можно попросить малыша ритмично ударять по мячу во время проговаривания текста;
  • отбивать ритм ладошками;
  • показывать пантомимы на героев и события в тексте.

Скороговорки проговаривают в медленном ритме, со средней скоростью, в быстром ритме и очень быстром. Обязательно нужно следить, чтобы ребёнок выговаривал все слоги, не глотал окончания и чётко разделял слова .

Дети, как правило, очень эмоциональны, их психика только учится справляться с волнами чувств, поэтому рассказывая или отвечая на вопросы родителей, они иногда спешат, не полностью проговаривают слова или же теряют нить разговора. Разучивание скороговорок способствует концентрации, осмысленному чтению, умению анализировать короткий текст, находить параллели и выстраивать ассоциации. Ребёнку обязательно пригодятся все перечисленные навыки в последующем обучении в школе, да и в повседневной жизни.

Если малыш научится переключаться с одного осознанного действия на другое, концентрироваться на определённом действии или предмете, то уже с детства у него улучшится усидчивость и запустится формирование волевых процессов.

Кроме того, речь очень важный инструмент социализации. Правильная речь помогает донести свои мысли и установить контакт с другими людьми. Такой навык, закладываемый в детстве, сформирует определённое мировоззрение у ребёнка.

Есть несколько типов восприятия мира:

  1. я плохой - мир плохой;
  2. я плохой - мир хороший;
  3. я хороший - мир плохой;
  4. я хороший - мир хороший.

Психологи считают, что одна из таких картин мира формируется с самого детства под влиянием родителей, близкого окружения, а потом и посторонних людей. Со временем человек осознанно может изменить своё отношение к миру и пересмотреть интерпретацию отношения окружающих к нему.

Пересматривать свои суждения сложнее, чем формировать их изначально более адекватными и соответствующими реальной жизни. В детском возрасте и происходит закладка многих шаблонов и установок.

Если малыш получает одобрение от родителей при обучении, то приходит важное для него понимает собственной ценности . Примерно к восьми годам, при контактах с другими детьми самооценка такого ребёнка будет более адекватной, появится уверенность в себе. При таком положении дел ему легче признавать свои ошибки. Если знаний недостаточно, он менее конфликтен и стремится их получить, вместо того, чтобы обороняться или проявлять агрессию.

Обучение воспринимается не как повинность, а как игра, приятная и интересна, если с детства ребёнок усвоил лёгкость от самого процесса постижения знаний. Самооценка очень важна для общения и способности дружить и достигать целей.

Виды скороговорок

Скороговорки, которые помогают проработать трудные звуки, известны давно. Условно можно разделить скороговорки на такие виды:

  • На одну букву.
  • Смешные стихи.
  • Народные.

Скороговорки с определённой буквой

Хорошая дикция, правильное произношение, большой запас слов и умение ими пользоваться, навыки, которые нужно развивать не только дикторам, ораторам или преподавателям. В современном мире общение и умение коммуницировать становится всё более важным навыком. Поэтому скороговорки на русском языке помогут сформировать красивую и правильную речь ребёнка, которая будет способствовать развитию и успешной реализации в разных сферах жизни.

На букву Б :

Белые бараны били в барабаны.

На букву К :

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

На букву Р :

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Скороговорки стихи

Детям 7-8 лет можно давать стишки более длинные. Такие упражнения помогут развивать память , а также концентрировать внимание и задерживать его на длинных предложениях, с чем иногда возникают проблемы при обучении в школе. Можно подобрать картинку или целый визуальный ряд вместе с ребёнком, это поможет развить фантазию и творческие способности малыша. К тому же формируя ассоциативный ряд, процесс запоминания происходит легче и быстрее. А находить картинки, которые соответствовали бы темам скороговорок может стать занимательной и весёлой игрой.

Примера таких стихов приведены ниже.

Грачиха говорит грачу:

- Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!

Карасёнку раз карась Подарил раскраску.

И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка – Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Народные

Скороговорки, дошедшие до нас из глубины веков, передают самобытность языка . Динамика изменений в современном мире оказывает влияние на речь, приводит и к появлению новых слов, и к утрате редко употребляемых. Разучивая наследие нашего богатого и прекрасного языка можно передавать народные традиции, чтобы не прерывалась связь поколений.

Примеры скороговорок на старый лад приведены ниже.

Архип осип. Осип охрип.

На мели мы налима лениво ловили, меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня?

От топота копыт пыль по полю летит.

Привила при изучении

Многие считают, что проговаривать скороговорки нужно только быстро. Специалисты рекомендуют определённую последовательность при обучении:

  1. Прочесть медленно, чтобы проговорить все буквы и слоги.
  2. Осмыслить содержание, чтобы легче запомнить смысловую часть фразы или стиха.
  3. Проговорить сначала медленно, затем пару раз в среднем темпе, чтобы запомнить последовательность слов.
  4. Контролировать дыхание при произношении в разных темпах.
  5. Проговорить несколько раз подряд в очень быстром темпе.

Для детей 6-7 лет такая схема может занять два дня, важно, чтобы ребёнок не уставал. Создайте ребёнку комфорт при обучении, делайте паузы и хвалите не только за результаты, но и за сам процесс. Малыш будет рад, что его поощряют, даже если у него не получается воспроизводить фразы правильно ни первого, ни со второго раза.

Скороговорки при всей своей простоте могут стать прекрасным инструментом для улучшения дикции , лёгкого и полезного общения, улучшению понимания между родителями и детьми. Главное, регулярность занятий на первых порах, повторение для восстановления навыка и хорошее настроение от времени проведённого с малышом.

На дворе трава, на траве дрова, на дровах братва.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.

У Карла кораллы. У Клары кларнет.
Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
У Карла кораллов нет, у Клары кларнета нет.

У того, кто не банкрот полон банкомат банкнот,
у того же, кто банкрот в банкомате нет банкнот.

Из-под пригорка, из-под выподверта зайчик приподвыподвернулся.

Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.

Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить стать;
Наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Забыл Панкрат Кондратов домкрат,
а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
И ждёт на тракте трактор домкрат.

Захар сахар запасал.
Закрома им заполнял.
Захаровы закрома засахарены сполна.

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.
Жили-были три японки: Циби, Циби-Дриби, Циби-Дриби-Дримпомпони.
Вот женился Як на Циби, Як-Цин-Драк на Циби-Дриби, Як-Цин-Драк-Циндрони - на Циби-Дриби-Дримпомпони.
Родились: у Циби Шах, у Циби-Дриби Шах-Шарах, у Циби-Дриби-Дримпомпони Шах-Шарах-Шарони.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Почему-то простолюдину просто по-людски поступать преступно,
А по-простецки - прощается.

Промежуточное упрощение упрощает построение.

Проще простого просто перестать простое употреблять.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговошившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Повторите три раза «Пароль Орёл» или «Пакет под попкорн».

Колпак на колпаке,
И под колпаком колпак.

Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.

До того заврался, что аж врунометр взорвался.

«Наша река широка как Ока. Как как Ока? Да так - как Ока широка наша река.»)

Пиджак с подвыподвертом.

Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по колоколовски. Надо колпак переколпаковать и перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и перевыколоколовать.

Купи кипу пик - повторите 10 раз подряд.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.

Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.

Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.

В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений

Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.

Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные. Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно.

Польза скороговорок

Главная польза скороговорок заключается в том, что они способствуют развитию речевого аппарата. В результате маленький человечек начинает говорить более понятно, выразительно и чётко. Однако это не единственный плюс подобных упражнений.

Как это ни парадоксально, но скороговорки учат детей говорить более медленно, проговаривая окончания слов. Действительно, в большинстве случаев ребёнку нужно не только быстро повторить фразу, но и чётко проговорить все слоги, иначе получится бессмыслица. Благодаря этому дети и учатся «не съедать» концовки слов.

Скороговорки хорошо развивают память. Ведь малышам приходится их заучивать. Более того, произнося скороговорку, ребёнок осмысливает сказанное, а также сопоставляет между собой различные словосочетания. А это тоже очень хороший навык.

Помимо этого, в процессе изучения скороговорок ребёнок привыкает слушать других людей. Ведь очень сложно понять скороговорку, если не концентрировать внимание на сказанном. Этот навык очень пригодиться будущим школьникам, чтобы быть собранным, слушать и понимать учителя.

Ну, и наконец, игра со скороговорками – это просто весело. Очень забавно слышать свои и чужие ошибки в путь и труднопроизносимых, но достаточно простых по смыслу фразах. Такое времяпрепровождение в формате родитель + ребёнок будет очень полезным для будущих взаимоотношений.

Ну и наконец, играть со скороговорками можно где угодно: дома, по дороге в садик и даже в дальней поездке. Уместно будет такое развлечение и на любом детском празднике. Дошколята, да и школьники, с удовольствием втягиваются в подобные забавы.

Как правильно работать со скороговорками

Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.

Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.

Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.

Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:

  1. Выучить скороговорку . Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки. Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.
  2. Правильная артикуляция . После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу. Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.
  3. Шептание . Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.
  4. Медленное повторение . Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.
  5. Интонационные изменения . Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.
  6. Непосредственно скороговорка . И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.

Работа над отдельными звуками

Скороговорки бывают разные, но все они имеют одну цель – отработку какого-либо конкретного звука. Конечно, если ребёнку надо поработать над дикцией, то работать можно с любыми произведения данного вида народного творчества.

Однако при выявлении проблем в произношении какого-то определённого звука, упор нужно делать на него. Кстати, скороговорки могут быть полезны и при работе с произношением при изучении иностранного языка. К счастью, подобные речевые забавы до сих пор «в ходу» не только у русского народа.

Скороговорки для развития речи детей от 4 до 12 лет

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте большинство детей испытывает проблемы с произношением звуков [р], [л] и [л’], а также с шипящими [ш] и [с]. Поэтому наиболее подходящими скороговорками для этого возраста являются:

Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Коля колья колет. Поля поле полет.

Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

На горе Арарат растет крупный виноград.

На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора.

Проворонила ворона воронёнка.

У мыши в норке сыра корка.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Для детей 5-6 лет

Обычно в 5-6 лет дети достаточно хорошо справляются со всеми звуками. Однако над дикцией большинства из них надо поработать. А в этом помогут такие скороговорки:

Баран буян залез в бурьян.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Купила бабуся бусы Марусе.

Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

Оса боса и без пояса.

Петр Петрович, по прозванью Перепелович, приручил перепелку. Перепелка принесла Петру Петровичу Перепеловичу перепелят.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Для детей 7-8 лет

В принципе, скороговорки для детей старшего возраста тоже в большей степени рассчитаны на совершенствование дикции. Единственное их отличие – увеличение сложности:

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Ёжик ёжится у ёлки: укололся об иголки. Ёлка ёжится, дрожа: укололась об ежа.

Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Мила мыла мишку мылом. Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло. Мила мишку не домыла.

По дороге топал Топаль, Топаль топал в Севастополь. Ну а рядом топал Сева, Топаль справа, Сева слева.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.

Саша шапкой шишку сшиб.

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка стащили три тонких картонки в потёмках.

Для детей 9-10 лет

Если для дошколят и совсем младших школьников используются простые и чаще всего короткие стишки. То школьникам постарше можно предложить выучить и проговорить сложные и забавные словосочетания или практически полноценные стихотворения:

Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Отвечает ему попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Граф Тото играет в лото,

А графиня Тото знает про то,

Что Граф Тото играет в лото,

Если бы граф Тото знал про то,

Что графиня Тото знает про то,

Что граф Тото играет в лото,

То б граф Тото никогда бы в жизни

Не играл бы в лото.

Ежели вы не жили возле ежевичника,

Но ежели вы жили возле земляничника,

То значит, земляничное варенье вам привычное

И вовсе не привычное варенье ежевичное.

Ежели вы жили возле ежевичника,

То значит, ежевичное варенье вам привычное,

И вовсе не привычное варенье земляничное.

Но ежели вы жили возле ежевичника,

И ежели вы жили возле земляничника,

И ежели вы времени на лес не пожалели,

То значит, преотличное варенье ежевичное,

Варенье земляничное вы ежедневно ели.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Нет абрикоса, кокоса, редиса,

Палтуса, уксуса, кваса и риса,

Компаса нет, баркаса и троса,

Термоса, пресса, индуса-матроса,

Баса нет, вкуса, веса и спроса,

Нет интереса – нет и вопроса.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.

Триста тридцать три корабля лавировали, лавировали, да и не вылавировали.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться,

Уж уж от ужаса стал уже,

Не ешь ужица ужа-мужа,

Без ужа-мужа будет хуже.

Четыре черненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно четко.

Четыре черных коня чёрту совсем не чета в четвёртый четверг ноября.

Для детей 10-12 лет

Для тренировки ребят ещё более старшего возраста можно вводить скороговорки, состоящие из абстрактных понятий:

Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,

И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.

Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,

Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.

Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,

У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах,

У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони.

Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны: Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.

Короткие скороговорки

Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются короткие скороговорки. Их легко запомнить и весело повторять. Вот только несколько примеров подобных разговорных упражнений:

А мне не до недомогания.

Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы?

Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

Клара-краля кралась к Ларе.

Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Осип охрип, а Архип осип.

По семеро в сани уселись сами.

Смешные скороговорки

Разучивая скороговорки, не стоит забывать и об их развлекательной функции. Даже взрослым порой забавно произносить некоторые труднопроизносимые фольклорные присказки:

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.

Либретто «Риголетто».

Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

Скор оговор ки для детей на букву Р

Одним из самых сложных звуков для детей, да и для некоторых взрослых, является [р]. Наверное, именно поэтому скороговорки с этим звуком являются наиболее известными и популярными:

Бородатый барабашка барабанит в барабан.

Бравый корнет взошёл на корвет, корнет с корвета шлёт всем привет.

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

Как на утренней на зорьке

Два Петра и три Федорки

Соревнуются с Егоркой

Говорить скороговоркой.

Круглов и Круглова крутили, крутили круглыми кружками круглые гири.

Подорожник по дороге

Собирал прохожий строгий.

Выбирал себе прохожий

Подорожник подороже.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

И последний совет родителям. Прежде чем бежать к логопеду, выберете время, отложите свои дела, оторвитесь от компьютеров / планшетов и позанимайтесь с ребёнком самостоятельно. Ведь малышу гораздо интереснее проводить время с папой и мамой.

Видео — детские скороговорки «Повтори»

Скороговорки для детей 10 лет. Ребенку 10 лет

Скороговорки

Раз, два, три, четыре, посчитаем дыры в сыре, если в сыре много дыр, значит, вкусным будет сыр.

Галка села на забор,
Грач завёл с ней разговор.

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться,
Уж уж от ужаса стал уже,
Не ешь ужица ужа-мужа, без ужа-мужа будет хуже.

Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.

Четыре чёрных коня чёрту совсем не чета в четвёртый четверг ноября.

Смешно с шестом и с мешком идёт дед пешком.

Катя каталась в коньках на катке,
Кружился кружевной клатч.

Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, всё таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

Андрей Воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек.

По дороге топал Топаль,
Топаль топал в Севастополь.
Ну а рядом топал Сева,
Топаль справа, Сева слева.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Минута, минуя, сменяет иную.

Говорит попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Макака коалу в какао макала.

Расчувствовавшаяся Василиса расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Жужжит над жимолостью жук. Тяжелый на жуке кожух.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.

Мила мыла мишку мылом,
Мила мыло уронила,
Уронила Мила мыло,
Мила мишку не домыла.

Ты меня на не меня не меняй.

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть,
И смешно спешат старушки
Сушик Сашиных поесть.

Мышонку шепчет мышь:
«Ты что не спишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише.»

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил,
А этот король на корову копил.

Худ едет на гору,
Худ едет под гору;
Худ худу бает:
Ты худ, я худ;
Сядь худ на худ;
Погоняй худ худом,
Железным прутом.

Есть Кирилл присел, да кисель кисел.

На горе Егорка ел скороговорку.

Маша шила шилом машину.

Разухабистая воробьиха, слабохарактерная барсучиха и бархатистая бобриха барахтались в двухраструбном воздухозаборнике хлебокомбината Хабаровска.

Смешные скороговорки для детей

Скороговорки - это ритмичный, простой, часто шуточный текст, который строится на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Народ придумывал скороговорки для забавы детям, для развития их речи. И это, действительно, полезная забава. Используя скороговорки для развития дикции, в игровой форме, можно исправить некоторые дефекты речи детей. Смешные скороговорки для детей можно использовать, как считалочки. Попробуйте вместе с детьми придумать смешные скороговорки, это совсем не сложно.

СКОРОГОВОРКИ :

Саша кушал кашу.

Кашу кушал Саша.

Саша, кушай не спеша,

Наша каша хороша.

Красный краб кричит «УРА!». Резать торт пришла пора.

Грянул гром - гроза в разгаре.

Когда спешу, я ем лапшу.

Доем лапшу и поспешу.

Ну вот, опять всех насмешу.

Брат сестре твердит три дня.

Скоро праздник у меня.

Третий день рожденья.

Будем есть варенье.

Триста тридцать три коробки,

А в коробке по три пробки.

Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту.

Четыре черепашки учились пить из чашки

Чашку чая заварили на четыре поделили.

У Пашки в кармашке букашки и бумажки.

Снова Грека через реку перебраться захотел,

Краб, притихший, словно рыба, под корягою сидел.

Глупый Грека руку в реку сунул, не подумавши.

Цапнул краб за руку Греку, насмеялся от души.

Дети любят скороговорки, так что, выучите несколько наизусть и применяйте их как можно чаще. Скороговорки можно произносить с разной скоростью: медленной, умеренной, быстрой и очень быстрой. Чтобы речь малыша развивалась правильно, нужно следить за четкостью и чистотой произношения звуков. Скороговорки для детей можно превратить в игру:

1. Пусть ребёнок ритмично отбивает мяч от пола или стены и проговорит скороговорку. Можно играть в паре с другом. По очереди произнося строчку из скороговорки.
2. Проговаривать скороговорку можно, хлопая в ритм ладошками.
3. Посоревнуйтесь, кто больше сможет быстро проговорить скороговорку и не сбиться (взрослый может поддаваться).

  • Стихи на английском языке
  • День святого Миколая. Вірші на Свято Миколая.
  • Стихи для детей. Анатолий Форов.
  • СКОРОГОВОРУШКИ
  • Стихи на английском языке. Про Папу

Скороговорки для детей

На дворе - трава,
На траве - дрова,
Не руби дрова:
На траве двора.

***
Три свиристели еле свистели на ели.

***
Купили каракатице кружевное платьице
Ходит каракaтицa, хвастается платьицем.

***
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

***
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

***
Летел на болото носатый удод.
Глядел на удода усатый Федот.
Покуда не сел на болото удод,
Стоял и глядел на удода Федот.

***
Собирал Олег орешки, а Алёша сыроежки.

***
Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл - на валторне,
На арфе - Алла,
А на рояле Лара играла.

***
Из соседнего колодца целый день водица льется.

***
На гармошке громко
Заиграл Ерёмка.

***
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.

***
Дубовый стол стоит столбом,
В него баран уперся лбом.
Хотя не жаль барану лба,
Но лбом не сбить ему столба.

***
В сарае у Нюры разные куры:
Три черных – Чернушки,
Две пестрых - Пеструшки.

***
Продаются на рынке рыжики в корзинке.
Грузди, сыроежки продаются в тележке.

***
Корова Буренка ругает теленка:
«Зачем за овражком бодался с барашком?»

***
Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту еж:
Ты мне спинку не потрешь?
***
Стеша спешила, рубашку шила,
Да поспешила - рукав не пришила.

***
Из яслей вернулась Лена
Лена маме по колено.
***
Повтори без запинки:
«На осинке росинки
Засверкали утром
Перламутром»

Сейчас в мире новых компьютерных технологий, появилась масса развлечений для взрослых и детей. Множество художественных и мультипликационных фильмов, детских каналов на различную тематику, компьютерных игр. Ребёнка можно оставить на целый день около телевизора или дать ему в руки планшет и он будет занят, не мешая родителям заниматься домашней работой.

Результат – минимальное общение с ребёнком, слабое речевое развитие, замкнутость, необщительность. А ведь не секрет, что для развития ребёнка необходимо общение с родными и близкими, сверстниками. Будущее малыша зависит от многих факторов, в том числе и коммуникабельности. Умение общаться с людьми способствует выстраиванию отношений с окружающими людьми.

На развитие речи благотворно влияет частое общение , прежде всего с мамой, беседы, словесные игры, разучивание стихов, детских песенок, потешек, скороговорок. Соблюдая данные требования, ребёнок будет правильно развиваться и осваивать необходимые навыки:

  • правильно выстраивать предложения;
  • Разговаривать размеренной речью;
  • улучшается дикция;
  • говорить спокойным голосом, без выкриков;
  • быстро учиться читать.

Формируется чёткая и красивая речь

Но не стоит забывать что развитие каждого ребёнка индивидуально, и подход должен быть особенный, также учитывается фактор наследственности.

Примерная таблица усвоения звуков русского языка детьми по годам:

Если усвоение отдельных звуков русской речи у ребёнка не совпадает с данными в таблице не спешите расстраиваться, так как это приблизительные данные, а период формирование речи у каждого свой.

Но если в 6 лет ребёнок не выговаривает какие-то звуки, это повод обратится к логопеду.

Однако это не значит что всю ответственность можно переложить на плечи логопеда, в надежде что он все исправит, работа должна быть совместная с родителями. Желательно проводить занятия в игровой форме. При помощи словесных игр, скороговорок.

Детские скороговорки для развития речи

Детские скороговорки - это рифмованные, обычно простые по произношению стишки, с повторением каких-то звуков, которые требуют чёткого выговаривания, что осложняет быстрое произношение. Сначала их выучивают медленно, с чётким выговариванием трудных слов, но в процессе тренировки постепенно увеличивается скорость произношения. Придуманные ещё в старину для лёгкого обучения детей родной речи. В народе их называли чистоговорками. Делятся на народные и современные, детские и взрослые.

При помощи скороговорок:

  • формируется артикуляционный аппарат;
  • выстраивается правильная речь;
  • Устраняются речевые дефекты;
  • развивается фонематический слух.

Необязательно ждать пока ребёнок начнёт хорошо говорить. С самого раннего возраста можно во время игры проговаривать скороговорки, чистоговорки. Чтоб ребёнок слушал различные звуки, словосочетания, учился их различать и запоминал правильное произношение. Вот так развивается фонематический слух, что очень важно при формировании речи и чёткой дикции.

Детям очень нравится играть со скороговорками, занятия в игровой форме проходят интереснее, веселее и материал лучше усваивается. Причём стихотворная форма легко запоминается, что способствует развитию памяти.

Их очень любят использовать в своей практике логопеды,

  • Не требуйте от ребёнка проговорить все сразу, и в быстром темпе.
  • Наберитесь терпения, оно вам понадобится.
  • Ваше занятие не должно длиться дольше 10 минут.
  • А тренироваться в столь интересной игровой форме можно сколько вам угодно. Только не переусердствуйте, чтоб не исчезло желание.

И ваши усилия будут вознаграждены.

Скороговорки на букву [Р] и [Л]

Одни из самых важных, это скороговорки на букву [Р] и [Л] .

Очень много детей, которые долго не выговаривают эти согласные. При помощи этой методики можно избавиться от такого дефекта.

Сначала можно размяться на лёгких чистоговорках:

После можно перейти и к главной части занятия, к скороговоркам на букву [р] для детей:

Скороговорки для первого класса на букву [р]

На букву [Л] :

Для формирования шипящих звуков [Ч] , [Ш], [Щ]:

Смешные скороговорки для детей

Весёлые скороговорки очень нравятся детям. Особенно когда они используются в игровой форме, а также с картинками, различными иллюстрациями. На таких занятиях не только развивается речь. А ещё и воображение, формируется память. Смешные стишки с весёлым смыслом поднимают настроение, вызывают положительные эмоции, что также благотворно влияет на психологическое развитие ребёнка.

В форме загадок

Скороговорки бывают в форме загадок, что тоже очень нравится детям, легко запоминаются, с удовольствием загадывают их друг другу. Тренируют речь, и способствуют развиватию логического мышления.

Сложные скороговорки для 7–8 лет

Длинные и тяжело выговариваемые логопедические стишки, нужно выучивать наизусть и тренироваться в выговаривании, пока не будет получаться без запинания. Не спешите сразу пытаться выговорить всю от начала до конца, медленно, трудные места можно повторить несколько раз, пока не получится правильное произношение. После постепенно увеличивайте скорость.

Необходимы такие скороговорки для улучшения дикции. Помогает обрести навыки спокойной не тараторящей речи.

Для каждого возраста своя сложность построения стишка, для малышей используются несложные звуки, обычно без таких как [Р] [Л] и [Ф] [В].

Для детей 7–8 лет используются все звуки в любых сочетаниях.

Скороговорки для 1 класса

На букву [Р ]

Скороговорки для 2 класса

Игры со скороговорками

Очень весело и эффективно проходит занятие в игровой форме. В игре ребёнок чувствует себя раскрепощённым, не зажимается, обучение сопровождается позитивными эмоциями, и яркими впечатлениями.

  1. Предложите ребёнку игру «Обезьянка», Взрослый проговаривает скороговорку, малыш повторяет. Можно усложнить эмоциями. Повторять грустно, радостно, сердито, удивлённо. Такая игра проходит очень весело. Способствует развитию мимики и фантазии, а также творческого мышления.
  2. Можно во время занятия взять мяч и во время чтения скороговорки перекидывать его из руки в руку.
  3. Общая игра «Кто быстрей». Первый читает скороговорку медленно, после увеличивает темп, пока не запнётся. Так, по очереди проговаривает каждый играющий, увеличивая темп. Кто скажет быстрее всех тот и победил.
  4. Игра называется «Испорченный телефон». Играющие делятся на две команды, игроки своих команд садятся друг за дружкой. Ведущие дают две трудновыговариваемые скороговорки, капитанам команд. По сигналу капитаны проговаривают логопедическую рифмовку на ухо рядом сидящему, и так информация должна дойти до последнего в команде, а он должен будет правильно произнести вслух. Та команда побеждает, в которой будет самое верное произношение скороговорки.
  5. Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий раздаёт по скороговорке каждому, одинаковые по сложности. И по очереди каждый должен выйти на шаг вперёд, проговорить скороговорку три раза. Если три раза проговорил и не запнулся, остаёшься на месте. Если, наоборот, шаг назад. Выигрывает тот, кто оказался впереди всех.
  6. Музыкальная игра «Проговаривай и пой». Необходимо под определённую чистоговорку подобрать какую-то мелодию из знакомой песни и пропеть её.

Такие занятия можно проводить каждый день, и уже через месяц будет виден результат. Звуки, как [р], [л], [ш], трудно ставятся, наберитесь терпения. Если же, на протяжении долгого времени нет изменений в лучшую сторону, стоит обратиться к логопеду. Во многих садах и школах, работает логопед, который может заниматься с ребёнком после занятий. Помните правильная и красивая речь показатель культуры и воспитания.