» »

Если иисус сын божий то кто бог. Кто Такой Сын Божий. Иисус – Бог или не Бог

23.09.2019

“Одно из самых главных различий между кошкой и ложью то, что у кошки только девять жизней.”

Марк Твен, Календарь Простофили Вильсона

Сын Божий, сын Давида или сын человеческий? Иисус называется “сыном Давида” четырнадцать раз в Новом Завете, начиная с самого первого стиха (Матфей 1:1). Евангелие от Луки отмечает сорок одно поколение между Иисусом и Давидом, а от Матфия – двадцать восемь. Иисус, дальний потомок, чисто метафорически может называться “сыном Давида”. Но как тогда нам понимать именование “сын Божий”?

“Трилемма” – обычное предположение христианских миссионеров, заявляющее, что “Иисус был или сумасшедшим, или лгуном, или сыном Божьм, как он утверждал.” Аргумента ради давайте согласимся, что Иисус не был ни сумасшедшим, ни лгуном. Давайте также согласимся, что он был точно тем, кем он утверждал. Но кем же в точности он был? Иисус назвал себя “сыном человеческим” часто, последовательно, возможно даже решительно, но где он называл себя “сыном Божьим?”

Давайте приостановимся. Во-первых, что означает “сын Божий”? Ни одна законная христианская секта не предполагает, что Бог взял жену и имел ребёнка, и уж тем более никто не думает, что Бог породил ребёнка через человеческую мать вне брака. Кроме того, предположение, будто бы Бог физически спаривался с элементом Его создания, отдающее богохульством древнегреческой мифологии, пока что находится вне пределов религиозной терпимости.

Без рационального объяснения, доступного в пределах убеждений христианской доктрины, единственное средство для понимания этого вопроса: создание ещё одной относящейся к доктрине тайны. Вот тогда-то мусульманин и вспоминает этот вопрос, изложенный в Коране:

“Он – Первосоздатель небес и земли. Как может быть у Него сын, если у Него нет супруги? Он сотворил всякую вещь и ведает обо всем сущем.?” (Коран 6:101)

…в то время, как другие кричат: “Но Бог может всё!” Однако, исламское мировоззрение таково, что Всевышний не делает ничего не соответсвующего Его Святости. Согласно исламской доктрины, характер Бога является неотлемемой частью Его сущности и согласуется с Его величеством.

Итак, что же означает “сын Божий”? И если Иисус Христос имеет столь исключительные права, почему в Библии сказано: “...ибо Я – Отец Израилю, и Ефрем – первенец Мой” (Иеремия 31:9) и “...Израиль есть сын Мой, первенец Мой” (Исход 4:22)? Взяв из контекста Послания к Римлянам 8:14, читаемое как “Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии,” многие учёные заключают, что “Сын Божий” является чистой метафорой и, как со словом christos , не подразумевает исключительность. В конце концов, Оксфордский Словарь Иудаизма подтверждает, что в еврейской идиоме “Сын Божий” является явно метафорическим, ссылаясь на то, что “сын Божий” – термин, иногда встречающийся в еврейской литературе, библейской и постбиблейской, но нигде не подразумевается физическое происхождение от Божества.” Библейский словарь Хастинга комментирует:

В семитских языках “сыновство” – концепция, несколько свободно используемая, для обозначения морали, а не физических или метафизических отношений. Таким образом “сыновья дьявола” (Jg 19:22 и т.д.) – злые мужчины, не потомки дьявола; и в Новом Завете “дети свадьбы” являются свадебными гостями. Так что “сын Божий” – человек, или даже люди, которые отражают характер Бога. Есть небольшое свидетельство, что название это использовалось в еврейских кругах Мессии, а сыновние отношения, подразумевающие больше, чем моральные отношения, будут противоречить иудейскому единобожию.

В любом случае, кандидаты в “сыновья Божии” начинаются с Адама, согласно Луке 3:38: “...Адамов (сын) Божий.”

Тем, кто опровергает цитированием Матфея 3:17 (“И се, глас с небес глаголющий: сие есть сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение “) скажем, что что Библия описывает много людей, включая Израиля и Адама, как “сыновей Божиих.”Как во II Царств 7:13- 14, так и в I Паралипоменоне, говорится: “Он (Соломон) построит дом имени Моему и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет мне сыном.”

Целые нации упоминаются как сыновья, или дети Бога. Примеры включают:

Бытие 6:2, “Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих…”

Бытие 6:4, “В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим…”

Второзаконие 14:1, “Вы сыны Господа Бога вашего.”

Иов 1:6, “И был день, когда пришли сыны Божии предстать перед ГОСПОДА…”

Иов 2:1, “Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред ГОСПОДА…”

Иов 38:7, “При общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости?”

Филиппийцам 2:15, “Чтобы быть вам неукоризненными и чистыми, чадами Божьими непорочными среди строптивого и развращённого народа…”

1 Посл. Иоанна 3:1-2, “Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими... Возлюбленные! Мы теперь дети Божии…”

В Евангелии от Матфея 5:9 Иисус говорит: “Блаженны миротврцы, ибо они наречены будут сынами Божьими.” И далее, в 5:45, предписывает своим последователям достигать благородных черт характера: “да будьте сынами Отца вашего небесного.” Не исключительно его Отца, но их Отца… Hastings, James. Dictionary of The Bible . p. 143.

СПРАВОЧНЫЙ ЛИСТ

ВЕЕЛЬЗЕВУЛ
(Евр. баалзевув) идол или божество Аккаронское, охранявшее от мух. В Новом Завете это одно из имен начальника злых духов, князя бесовского, которого Сам Господь называет сатаною.

ЗНАМЕНИЕ
Евр. "от" или "нес". Знамение - залог или доказательство для утверждения завета, или же свидетельство о чем-либо грядущем (Быт.9:12-17; 17:11; Исх.3:12; Ис.7:14), сверхъестественное явление (Лук.21:11), чудо, как печать божественного посольства, могущества и власти (Исх.4:8-9; Map.8:11). Небесными знамениями назывались также движения и различные положения планет, по которым языческие звездочеты якобы читали божественные откровения (Иер.10:2).

ХУЛА
То, что порочит кого-нибудь, что-нибудь, осуждение, порицание.

ЗАЕМ
Как единственный Собственник всей занимаемой евреями земли, Иегова условием пользования землею предписал им давать взаймы своим бедным братьям и каждый седьмой год все не покрытые займы прощать (Втор.15:1). Если брали что в залог, то должны были делать это с милосердием, руководствуясь любовью (Исх.22:26-27). На нуждающихся братьев нельзя было налагать роста (Исх.22:25; Лев.25:36) и требовать проценты за деньги, за хлеб или за что-либо другое (Втор.23:19). В том же духе запечатлевает и Иисус в сердцах Своих учеников эту заповедь: давать взаймы, не ожидая получить обратно; эта заповедь действительна даже по отношению к врагам (Лук.6:34), что противоположно закону (Втор.23:20), который разрешал давать деньги в рост чужеземцам.

ДИНАРИЙ
Самой обыкновенной монетой был римский динарий. В Евангелии говорится о 200 динариях (Мар.6:37) и о 2-х динариях (Лук.10:35).
Серебряный динарий с портретом императора Тиберия 14-37 г. н. э.

Этот динарий соответствовал греческой драхме (т.е. горсть). В Матф.20:2 динарий составлял поденную плату работника. По Тациту, динарий был ежедневной платой солдату во времена Тиверия. Сравн. Откр.6:6 "Хиникс (около литра) пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий" - цена припасов во время дороговизны. Римский динарий в то время был самой распространенной монетой, и долгое время он являлся мерой определения ценностей. Динарий начал чеканиться в 3-ем столетии до Р.Х. с изображением римской богини, украшенной шлемом. Затем римляне стали помещать на динарий изображение кесаря с надписью.

АЛАВАСТР
(Матф.26:7; Марк.14:3; Лук.7:37) - род белого, мелкозернистого, плотного камня из породы гипса, из которого изготовлялись различные изделия. Название свое получил от алебастровой горы и города Алебастрон в Фивах, в Египте. В древности из него делали вазы, урны, и многое другое.
Чаще всего алебастровые сосуды употребляли для хранения благовонных масел, и использовали для этого алебастровые бутылки с длинным горлышком, которое запечатывали воском, или глиной.
Выражение (Map.14:3) - "разбивши сосуд" (алебастровый), по-видимому, означает только то, что женщина, пришедшая в дом Симонов с алебастровым сосудом мира драгоценного, который возлила на голову Спасителя, открыла или распечатала его. Так как миро, содержавшееся в подобных сосудах, иногда было слишком дорого, то подобные сосуды не откупоривались, но должны были испускать благоухание через свои пористые стенки. И, может быть, именно вследствие этого некоторыми и был сделан упрек женщине, которая в благоговейной любви к Господу, открыла или распечатала свой сосуд и возлила на Его голову всю драгоценную жидкость, благоухания которой хватило бы на многие годы.

ЕХИДНА

Ядовитая змея, величиной около 12 футов и более. Укус ее очень опасен и в большинстве случаев оканчивается скорой и неизбежной смертью. Так что в древности смотрели на укус ехидны, как на особое наказание Божие (Деян.28:1-6). Не удивительно, что жители острова Мелит сочли апостола Павла за Бога, когда увидели, что ехидна, повисшая на его руке, не причинила ему вреда. Посему-то ехидна всегда представляется образом того, что по природе своей причиняет вред и погибель, и называют ее именем людей коварных, злых и безбожных. Отсюда слова, обращенные к фарисеям и саддукеям:
"Порождения ехиднины" (Матф.З;7; Лук.3:7).
Это самое сильное выражение обличения людей злых и нечестивых.

МИРО
Особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Ветхом Завете оно, по велению Божию, составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного, касии, елея или оливкового масла.
"И сделай из сего миро масть для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания" (Исх.30:23-25).
Миром помазывались не только священники, но и пророки, цари.

Обратимся к размышлениям о Христе как о Сыне Божием. В этих словах также заключена великая тайна. Именно они порождают неимоверное разномыслие. Человек либо принимает Христа как Сына Божия, либо, если он этого сделать не в состоянии, у него неизбежно возникают другие, самые различные предположения.

Что такое Сын Божий? В Священном Писании эти слова употребляются в различных смыслах, поэтому и христиане понимали их тоже по-разному. То или иное восприятие этого словосочетания делает человека или православным, или еретиком.

Нередко под ересью подразумевается все что угодно, например: обычай креститься двумя, тремя или пятью перстами справа налево или слева направо и многое-многое другое… Но изначально понятие «православие» возникло в связи с различным пониманием тайны Божия сыновства. Именно это – мерило и главный критерий нашего православия!

Иногда в Священном Писании сыновьями Божиими называются Ангелы, например:

И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. (Иов. 1:6).

В другом случае, когда в Вавилоне за отказ поклониться истукану, воздвигнутому великим Навуходоносором, в огненную печь бросили трех отроков – Ананию, Азарию и Мисаила, обнаружилось, что в печи находились не три, а четыре человека, и вид четвертого подобен Сыну Божьему (Дан. 3: 92).

Конечно же, рассуждая о «Сыне Божьем», халдеи вовсе не имели в виду «единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородна-го, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша». Они лишь выражали свое изумление перед чем-то поразительным, неслыханном, из ряда вон выходящим, тем более что поклонение духам и ангелам вообще было присуще язычеству.

Сам Господь говорит: Я сказал, вы – боги. И сыны Всевышнего – все вы (Пс. 81: 6). Речь в данном случае идет не об Ангелах, а о судьях, причем далеко не всегда праведных… Израильские цари тоже назывались сынами Божиими. Мессия в иудейском понимании означал царя, Сына Божия. Когда Нафанаил скажет: Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин. 1: 49), он не будет вкладывать в эти слова тот смысл, который сегодня подразумевается православными. Нафанаил имел в виду лишь некую исключительную личность, некоего избранника и посланника Божия, Который пришел в мир, чтобы исполнить какое-то Божественное предначертание. Впрочем, и весь избранный Богом израильский народ называется так же. У пророка Осии говорится:

Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего (Ос. 11: 1).

Таким образом, слова «Сын Божий» в дохристианские времена воспринимались далеко не так, как сегодня, и, читая Святое Евангелие, мы должны это учитывать.

А что же Сам Христос? О Своем бого-сыновстве Он говорит очень мало и весьма осторожно. Публично, практически, не говорит вообще. Возникает закономерный вопрос: почему? Ведь пришедшему в этот мир Спасителю не составило бы труда сотворить такое чудо, которое вынудило бы людей признать Его Сыном Божиим. Но какой в этом был бы смысл? Никакого, ведь Христос пришел для того, чтобы спасти нас. Он стал Человеком, чтобы, как говорит святой Афанасий Великий (ок. 298–373), люди стали богами, то есть, чтобы они приобщились к Божественной природе.

Господь хочет быть узнанным. Он не говорит о Себе: «Я – Сын Божий», Он ждет, когда так Его назовут люди. Человек сам должен прийти к истине, в противном случае это будет вынужденным признанием, которое не глубоко, от которого легко можно отказаться. Еще и поэтому Иисус предпочитает говорить притчами. Не стоит думать, что, даже отправившись за Христом, Его ученики сразу же уверовали в Отца и Сына и Святого Духа, в Сына, Единосущного Отцу и нераздельного с Ним. Они пошли за Господом, откликнувшись на зов своих сердец. Еще очень не скоро, далеко не сразу даже двенадцать апостолов осознают, Кем Он является на самом деле. Прозрение придет к ним постепенно…

Отцы Церкви полагают, что первым по-настоящему узнал Его Петр. Одни иудеи говорили, будто в Иисусе воплотился – Илья, другие – Иеремия или кто-то еще из древних пророков. Учитель спросил:

А вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16: 15–16).

Святые отцы считают, что здесь Петр прозрел во Христе действительно Сына Божия в том значении, в котором Он исповедуется в «Символе Веры», поэтому исповедание Петра и есть исповедание Церкви. Это – камень, на котором выстроена Церковь Божия.

Обратимся к православному пониманию Богосыновства Христа. С одной стороны, все мы – сыновья и дочери Божии по благодати, а Христос – Сын Божий по Существу. В этом заключается качественное различие.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1: 14).

Слово «Единородный» означает, что второго, третьего и четвертого Сына нет. Нас же, детей Божиих, много, и после каждого останутся потомки. Люди жили до нас, будут жить и после, но если говорится о Единородном Сыне, то речь идет явно не о богосыновстве по благодати, а о богосыновстве по существу.

Апостол Павел называет Христа еще и первородным между многими братьями (Рим. 8: 29). Здесь речь идет о Его человеческой природе. Как человек, Он – Первенец, первородный между многими братьями , по Божеству же Господь единороден. Он – Первый и Единственный Божий Сын.

О чем еще говорит нам Священное Писание в этой связи?

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную [престола] величия на высоте (Евр. 1:3).

Слава Божия предполагает сияние, так же, как, например, солнцу присущ свет, энергия, единосущная самому солнцу. Если о Сыне говорится как о Сиянии славы Отца, это означает, что Он по природе Своей единосущен Отцу.

Теперь уже невозможно с точностью определить, что именно имел в виду апостол Павел под словом «ипостась», используя его в Послании к Евреям. Это слово по-разному понималось и святыми отцами. Только к концу IV столетия окончательно сложится то понимание ипостаси, которого мы придерживаемся сейчас, когда говорим об Отце, Сыне и Святом Духе. Изначально же это слово не воспринималось однозначно. Интересно обратиться к его прямому, буквальному смыслу. «Ипостась» – слово греческое. Приставка υπό означает «под». Есть, например, дьякон, а есть иподьякон – служитель, стоящий ниже дьякона по церковной иерархии. Иподьяконами называют прислужников на богослужениях, совершаемых епископами. А отаок; – это «статика». В качестве однокоренных слов можно привести, например, «иконостас». То есть ипостась – это в буквальном смысле «подставка». Подставка, на которую что-то ставят.

Всегда опасно, а зачастую и грешно говорить о Боге – Ему следует поклоняться. Выдающийся теолог, епископ и учитель Церкви, святой Иларий Пиктавийский (ок. 315–367), который за свою твердую позицию в борьбе с арианской ересью, отрицавшей божественность Христа, был назван «Афанасием Запада», писал: «Только злоба еретиков заставляет нас говорить о Боге, чтобы отметать неверные, ложные представления».

Употребляя слово «ипостась» по отношению к Господу, мы имеем в виду то, на чем может базироваться вся полнота Божества. Ипостась Отца – это Бог, ипостась Сына – тоже Бог и ипостась Святого Духа – это Бог. Ведь один и тот же предмет, установленный разные основания, все равно останется самим собой. Так и здесь: Бог может пребывать в ипостаси Отца, в ипостаси Сына и в ипостаси Духа Святого. При этом неизменной сохраняется вся полнота Божества – никакого рассечения на три части не происходит, существо Божие остается единым.

Ну, а на что может опираться вся полнота Божества? Все мы тоже можем в определенном смысле служить «подставкой» для Бога. Мы можем содержать в себе Господа, а Господь может опираться на нас в Своем Промысле. Он волен избрать нас для того, чтобы мы исполняли Его волю, занимаясь каким-то конкретным делом. В таких случаях мы становимся своего рода «Божиими подставками», впрочем, «подставками» чрезвычайно убогими, никак не могущими вместить в себя всю полноту Божества.

Лишь значительно позже слово «ипостась» будет соотнесено с латинским словом persona – «личность». Мы говорим о трех «лицах» Божества, но при этом должны отдавать себе отчет в том, насколько ущербными сравнениями вынуждены пользоваться. Ведь в этом случае очень легко вообразить некую троичность, совершенно не относящуюся к Господу. Всей Вселенной не дано вместить Бога, а вот во Христе Он вместиться может, потому что Он – единородный Сын, Сиянье славы, ипостась Бога, равная первой ипостаси – Отчей.

Новый Завет говорит о «Слове», или «Логосе». Евангелие от Иоанна начинается так:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1:1).

Ранние отцы Церкви гораздо чаще пользовались понятием «Слово», нежели словом «Сын». Такое предпочтение объяснимо: ведь если речь идет о Сыне, то невольно напрашиваются мысли о том, что когда-то Он был рожден, а следовательно, до этого не существовал. Такие представления приводили христиан к ересям. Понятие «Слово» намного тоньше. Как ум порождает Слово, так и Отец, по мнению святых отцов, порождает Сына. Христос, Сын Божий, является Словом Отца. Он – выражение того, что сокрыто в Отце.

В определенном смысле можно сказать, что об Отце мы вообще ничего не знаем. Отец – это вечная тайна. Отец – сокровенье Сына, а Сын – это явленное Отца, Слово Отца. Впрочем, следует заранее четко уяснить: не существует сравнений, которые можно было бы применить к Божеству. Отцы Церкви подчеркивали: все, что они говорят о Боге, – это уже не Бог, а всего лишь их представления о Нем. Не случайно из-за отождествления истинного Бога с нашим крайне ограниченным пониманием то и дело возникали ереси, вспыхивала злоба, множились раздоры…

Существо Божие абсолютно непостижимо, так же как абсолютно непостижимо и Богосыновство Христа. Однако непостижимые сущности проявляются в ощущаемых энергиях, и мы можем составить себе некое представление о Боге, выразив его даже той несовершенной речью, теми скудными словами, которыми владеем.

Итак, «Слово», «Логос» – это источник учения, источник знания. Иногда «Слово» соотносят с понятием «смысл». Вообще, существует немало различных интерпретаций. Например, в одном из переводов Евангелия от Иоанна мы читаем: «В начале была Музыка. Музыка была у Бога, и Музыка была Бог». Конечно, этот текст нельзя признать полноценным переводом, но в любом случае перед нами – очень интересное осмысление. Исполненная музыка, так же как и произнесенное слово, – это, прежде всего, звучание. И Сын – это есть звучание Отца, звучание предвечной Тишины, характеризующееся гармоничным благозвучием. В этом смысле слово «Логос» вполне может переводиться и как «Музыка». Как Слово рождается в молчании, так и музыка возникает в тишине.

Еще апостол Павел именует Христа Божией силой:

Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1:24).

Слово «Сила» в данном случае употребляется в очень глубоком смысле. Человек тоже обладает определенной силой – нравственной, умственной и физической. Сама по себе сила – не личностна. Церковь будет возражать, если кто-либо решит представлять Сына Божия в качестве некоей безликой силы Отца. Перед нами – именно личностная Сила.

Не случайно апостол пишет о Христе – Божией Премудрости. Иудейское слово так же как и греческое Σοφία, по-русски означает «мудрость», «знание», «мастерство». Создается ощущение, что премудрость даже теснее соотносится с душой, нежели Слово. Слово уже вырвалось наружу, а премудрость по-прежнему пребывает в ее недрах…

В XIX столетии в трудах великого философа и поэта Владимира Соловьева (1853–1900) возникло учение о Софии, которое позже было развито в работах отца Павла Флоренского и протоиерея Сергия Булгакова (1871–1944).

Они рассматривали Софию не как Отца, не как Сына и не как Духа Святого. У Флоренского есть размышления о «Софии тварной» и «Софии нетварной», а Булгаков размышляет об «ипостаси неипостасной», вводя, по сути, практически четвертую ипостась Божию. В этом случае получается, что Бога и Его творение разделяет некое промежуточное «Нечто», ведь «София нетварная» – это Божий замысел о творении, а «София тварная» – Божий замысел в своем осуществлении.

В свое время мне было очень сложно читать эти работы. Я досадовал на себя за непонятливость и очень обрадовался, встретившись позже с книгой Владимира Лосского (1903–1958) «Спор о Софии». В ней автор показал всю несостоятельность этого утонченно-изощренного философского учения. Полагаю, что Ангел Хранитель сохранил меня от того, чтобы воспринять его.

Ничего промежуточного между Богом и тварью нет и размывать эту границу нельзя. Софиология низводит христианство к языческому мировоззрению. Согласно учению святых отцов, «София» – это не какая-то «Ипостась неипостасная», а Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий.

Начало учения о Премудрости Божией заложено еще в Ветхом Завете. В восьмой главе Притчей Соломона удивительно описывается «София», «Премудрость». Она Сама говорит о Себе, как о «художнице Божией», бывшей при творении мира. Причем речь идет именно о личностной, персонифицированной Премудрости:

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.

Иисус Христос Бог или сын Божий?

  1. Иисус Христу - Бог, товарищ, и.. . еврей.
  2. Сам себя он называл Сыном Бога
  3. Говорят, видели, как возносился. Но мы понимаем, как чудеса происходят. Вон МММ, как работало, так и работает. Мифологичен данный собирательный образ.
  4. О том что апостолы знали о троичности Бога свидетельствуют многие строки Св. Писания. Приведу некоторые из них, читайте внимательно: 2 Кор. 13:13" Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь". Разве написал бы так ап. Павел бывший Гал. 1:14" неумеренным ревнителем отеческих моих преданий". Точно также св. евангелист Матфей не поставил бы в один ряд с именем Отца имя Сына и Св. Духа Мф. 28:19" Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа". Апостол Фома сказал Христу, явившемуся после Своего Воскресения Ин. 20:28 Господь мой и Бог мой! Разве могли они так смело называть обычного человека Богом. Вспомним слова прор. Исаии Ис. 44:6 " Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога". Как же тогда Христа его ученики называли Богом?
    А как вам слова Св. Писания: Ин. 10:30 Я и Отец - одно. Ин. 14:9 Видевший Меня видел Отца. Апостол Павел свидетельствует о Христе: Кол. 2:9 в Нем обитает вся полнота Божества телесно. Кто из творений Божиих может сказать о себе, что в нем обитает вся полнота Божества? Никто. Даже высшие Архангелы. Ничто сотворенное не может вместить и понести всю полноту Божества. Если же во Христе она пребывает, то это может означать только одно: Христос есть Истинный Бог. Вот еще пример Ин. 1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И далее Евангелист Иоанн повествует Ин. 1:14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Это подтверждает то, что Бог - Слово (Христос) был прежде бытия мира видимого. Это кстати подтверждают следующие слова Христа Ин. 17:5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
    Быт. 19:24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. Кто эти два Господа.
    Евр. 11:3 Верою познам, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
    Вспомним стих Пс. 81:6-7 Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. Или Ин. 1:12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. Однако во всех этих случаях речь идет об усыновлении Богу по Благодати, а не о природном сыновстве, не о равенстве по сущности. Но Христос назван Сыном Божиим по единой Божественной сущности и назван в Библии Единородным 1 Ин. 4:9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. Христос есть Сын Божий в принципиально другом смысле, чем Ангелы и праведники. Об этом и говорит ап. Павел Евр. 1:5 кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?
    А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. (2Пет. 3:3-7) Здесь говорится о том же Слове, что и в Ин. 1:16
  5. 1Иоанна 5: 5 " Кто побеждает мир, как не тот, кто верит, что Иисус- Сын Бога? "
  6. Господь сказал Мне: Ты Сын Мой;
    Я ныне родил Тебя; (Пс. 2; 7)

    И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын
    Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
    (Евангелие от Матфея 3: 17)

    То, что рождается.., естественно происходит из порождающей природы; то, что творится.., созидается вне, как нечто чуждое. (Св. Кирилл Александрийский)

    Рождение Сына - это действие естества. Творение, напротив, есть действие хотения и воли. (Преп. Иоанн Дамаскин)

    Рождение Сына есть скорее состояние внутрибожественной жизни, нежели действие или акт
    - В Рождении - тождество природ, в Творении - их различие.
    - Слово есть рождение Отца и рождение сущности и из сущности, собственное рождение сущности. Ибо всякое рождение из сущности, и рождаемое всегда единосущно рождающему, в этом основная и отличительная черта рождения, его своеобразие в отличие от других способов происхождения и прежде всего от творения. Творение всегда совершается либо из некоего предсуществующего материала, либо из ничего; и сотворенное всегда остается внешним для творящего или созидающего, на него не похожим, ему не подобным, иносущным.
    - Ибо нельзя временными определениями означать вечного и неизменного Бога, Сущего, всегда пребывающего с Отцом Сына. Эта вечность и совечность и означаеть, что Сын есть рождение, а не творение. Если рождение, то из сущности, и потому единосущное. Что происходит от кого-либо по естеству, то есть истинное рождение, естественное рождение. Рождение совершается по природе, а не по воле, не по хотению Необходимость Божественного рождения не означает принудительности или непроизвольности.
    (Св. Афанасий Великий)

    Единосущная Святая Троица создала человека по образу и подобию Своему: "Господь сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26)". И как у человека не может родиться муравей, но рождается человек, также от Бога не может родиться всякая тварь, ни ангел (ибо и ангел это тоже творение Его), ни человек, но Единосущный, Собезначальный и Совечный Бог. Человек хочет дышать - дышит, хочет идти идет, также подобно и рождение Сына от Бога Отца.

  7. Бог
    Об этом говорит Библия:
    http://azbyka.ru/knigi/pravoslavno_dogmaticheskoe_bogoslovie_makarija_33-all.shtml
  8. 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
    Откр. 18-19:17-18, 11-16.
    13 Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие". 16 На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих".
    Ин. 1:14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины.
    Рим. 9:5 ..их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
    1Тим. 3:16 И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
    . 8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. 9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
    Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. (Иоан. 13:12-14)
    На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее. (Иоан. 8:57-59)
    Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. (Иоан. 10:30-33)
  9. Сын божий который нс знания. Иудеи его убили из-зм того что нарушал их планы
  10. по Библии: Слово, Сын, Мессия
  11. Иисус сын Бога. (сын президента не президент.)
  12. Христос есть Сын Бога, а значит по природе Бог. Это настолько же естественно для Него, насколько для сына человеческого естественно быть человеком. В послании к Евреям, первой главе сказано, что Он наследовал у Отца "имя". Это куда больше, нежели некий набор звуков или букв, которыми мы привыкли определять наши имена. Имя здесь - это сама природа. Он наследовал у Отца Его Божественную природу. И это произошло тогда, когда Он родился от Него в предвечности. Писание не сообщает нам деталей этого события. Но сам факт достаточно очевиден по одному только имени Христа. Сын Бога живого. Единородный Сын - то есть, имеющий такую же природу, что и Его Отец. Иисус равен Отцу в славе и величии. Только равный Богу мог искупить наше беззаконие и спасти нас от гибели.
  13. Христос Бог. и на земле он был Богом. богом и человеком одновременно
  14. Иисус Христос сын человеческий.
  15. Он сам себе и сын, и отец если Евангелиям верить. 🙂
  16. Сказал Господь Моему Господу. Господь сказал-это Иегова. а моему Господу-это Христу-нашему Богу, Посреднику поэтому. что напрямую Бог не может нас посетить из за нашей греховности и Его святости.
  17. Когда был на земле, был полубогом, сейчас уже он бог.
  18. одна из основ христианства - бога нельзя увидить и пощупать.... потому Иисус всего лишь контакное лицо и не более.... и их таких пачка
  19. Что он о себе говорил: сын Бога. Это пророк Бога. Богом его называть это оскорбление. Иисусу это не нравится.
  20. И то и другое. Если Он обрел СВОЙСТВА Творца, то стал Богом
Спрашивает Иван
Отвечает Александр Дулгер, 08.03.2010


Мир Вам, брат Иван!

Ваш вопрос, Иисус Бог или Сын Божий, неправильно поставлен с точки зрения логики. Он равнозначен вопросу - Иисус Бог или Бог?

Давайте прибегнем к человеческому сравнению. Кто может родиться от лягушки? Лягушка, пресмыкающееся. Кто может родиться от птицы? Птица. Кто может от человека? Только человек. И никак иначе. В человеческом языке слово "сын" подразумевает того, кто имеет такую же природу как и отец. От человека не родится птица, а от лягушки млекопитающее. Кто же может родится от Бога? Только Бог, имеющий такую же божественную природу. Сын и отец по своей природе всегда равны. Они могут быть не равны по возрасту, по богатству, по власти, по авторитету, но по природе они равны всегда.
Я конечно же не хочу сказать, что Христос был когда-то рожден. Это просто пример из нашего с вами материального мира. Поэтому в Писаниях Христос и назван Сын Божий, чтобы подчеркнуть Его природу равную Богу Отцу.

В Писаниях сказано: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил." ()

Слово "единородный" в греческом оригинале означает единственный в своем роде, уникальный. "Сущий в недре Отчем" означает особую близость с Отцом. Этим подчеркивается Его отличие от "сынов Всевышнего" () и "сынов Божьих" ( , ), которые являются творением и применительно к которым эти имена даны просто чтобы подчеркнуть их образ и подобие Творцу.

Кстати, в некоторых древних рукописях этого евангелия этот текст звучит так: "Бога не видел никто никогда; Единородный Бог (гр.ориг. "тэос"), сущий в недре Отчем, Он явил." Какой вариант был в оригинале нам не известно. Оба варианта используются в современных переводах.

Теперь, обратимся к интересующему Вас тексту:
"Он же (Иисус) сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. " ()

Здесь Иисус не отвергает свою божественность, а подчеркивает свое мессианство. Если юноша признал в нем необычно доброго и благого человека, как никто другой, то это может означать только то, что перед ним Мессия - Сын Божий, посланный Богом на землю открыть всем Его благость.

Поэтому в приведенном выше тексте () и сказано "Он явил". Явил что? Благость и любовь Божию людям.

Иисус неоднократно подчеркивал, что Он ничего не делает Сам от Себя, по своей воле или по своему разумению. Придя на землю и воплотившись в человеческой плоти Христос смирил себя, сокрыл Свою божественность и всецело действовал по воле Небесного Отца.

"Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу ;
но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя , быв послушным даже до смерти, и смерти крестной." ()

"Я...ничего не делаю от Себя , но как научил Меня Отец Мой, так и говорю." ()

"Я ничего не могу творить Сам от Себя ." ()

"Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним." ()

Христос Иисус мог бы учить людей, противостоять греху, исцелять и делать добрые дела Своей божественной силой и под руководством Своей божественной природы. Но тогда Он не был бы пример для нас. У нас не было бы шанса повторить Его дела. Поэтому Он добровольно смирил (умалил) Свою божественную природу и во всем жил как обычный человек, полагаясь на силу молитвы, на веру в Божьи обетования из Писаний и на водительство Святого Духа, который руководил Его добрыми делами, как об этом и сказано в .

В этом смысле Его ответ "Никто не благ, как только один Бог" отражает Его зависимость от Святого Духа в служении людям добрыми делами, то есть в благости.

PS: Для ясного понимания, хотелось бы отметить, что от рождения Иисус был святым (см.). Он от рождения имел доброе и чистое сердце, не испорченное грехом. Его желание добра людям от рождения было частью Его характера и Его личности. Если говорить о мотивах Его поступков, Он не нуждался в побуждении к добру свыше, как иногда нуждаемся мы. Но Он нуждался в силе свыше, чтобы творить добрые дела: исцелять, учить, воскрешать, итп., а также нуждался в водительстве Святого Духа, чтобы знать: как, когда, где и для кого это делать.

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Иисус Христос, Его жизнь":

27 окт Согласно Библии, Бог есть Дух, а не плоть. Почему же все христиане утверждают, что Иисус Христос, который родился человеком, а значит являлся плотью, является Богом (Эдуард)