» »

Царствие божие силою берется. Толкования на Мф

23.09.2019

Человек с тонкой шеей сказал:

– Значит, жизнь победила смерть неизвестным для меня способом.

(В черновике приписка: жизнь победила смерть, где именительный падеж, а где винительный?).

Даниил Хармс. Сундук.

Двусмысленные выражения всегда привлекают наше внимание, ибо дают немалый простор для фантазии. «Джон любит рисовать своих моделей без одежды». Кто в данном случае без одежды? «Посещение родственников может оказаться таким скучным». Кто в данном случае кого посещает? «Брега Арагвы и Куры узрели русские шатры». Кто кого узрел?

Наш сегодняшний стих это яркий пример библейской амфиболии - неясности выражения, возникающей в результате ряда причин стилистического порядка.

Формулировка вопроса и возможные варианты толкования.

Фраза «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12) может на самом деле иметь три значения:

  1. Царство небесное подвергается насилию со стороны своих врагов. Эти недруги прилагают силу для того, чтобы схватить, похитить, взять в плен Царство Божье.
  2. Царство небесное само прокладывает себе дорогу с помощью силы. И люди могут в него войти, только если приложат значительные усилия.
  3. Царство небесное можно взять только силой. И только тот, кто приложит к этому все усилия, получит право на обладание Царством.

Выбранное решение вопроса

Нам представляется маловероятным, что речь в 12 стихе идет о врагах Евангелия и о нападках на Царство Божье со стороны врагов, хотя полностью исключать такого прочтения этих слов нельзя.

Нам также кажется, что третий вариант поощряет тавтологию. Царство можно взять силой, и употребляющие усилия хватают его, - в таком прочтении первая и вторая часть абсолютно одинаковы, говорят об одном и том же. Маловероятно, чтобы Христос прибегал к такой ненужной тавтологии или использовал тут неуместный параллелизм. Существуют и другие причины, почему нам кажется, что это прочтение нелогично. О них мы скажем ниже.

Мы считаем, что наиболее приемлемым будет толкование №2. Царство Божье само по себе сильная штука. Оно одолевает сопротивление этого мира, и в то же время, чтобы овладеть Царством, войти в него, человеку требуется приложить значительные усилия.

Тут уместна аналогия с дикой лошадью. Она и сама сильна, она бежит, невзирая на препятствия, но чтобы оседлать ее, нужны особые усилия.

А пока давайте порассуждаем о том, что подвигло нас выбрать вариант толкования №2.

Принцип исторической преемственности

Надо признаться, что этот принцип хорошо показывает неистинность толкования №1, а не свидетельствует в пользу толкования №2.

Скорее всего, отцы привыкли понимать этот текст в значении толкования №3. Судите сами:

Одни проповедуют Христа, и другие признают, от одних Он рождается, и другие Его любят. Свои Его отвергают, чужие принимают, близкие преследуют, обнимают враги. К наследству устремляются усыновленные, семья отвергает. Сыновья отказываются от завещания, рабы признают. Итак, Царство Небесное силой берется, и прилагающие силы похищают его, потому что слава Израиля, заслуженная отцами, возвещенная пророками, представленная Христом, захватывается и похищается верой язычников.

Иларий Пиктавийский (ок. 315-367), Комментарий на Евангелие от Матфея

Тот, кто проходит предварительное обучение, приступая к начаткам слов Иисуса и шествуя путем, который начинающим представляется каменистым и трудным, захватывает Царство Небесное силой - силой терпения. Ибо силою берется употреблено здесь не в действительном, а страдательном значении.

Ориген, Фрагменты 22:42

Как видите, Ориген усматривает в глаголе Βιαζεται страдательный залог (по форме тут действительный и страдательный залоги совпадают). Поэтому ранние отцы Церкви (к ним можно присовокупить и Иоанна Златоуста) явно против 1 толкования. Но только Ориген явно за третье толкование. Остальные вообще не рассматривают залог глагола Βιαζεται.

…желающие войти в Царство Небесное должны подвизаться войти, это Царство берется святыми усилиями, «я» должно быть отвергнуто, наклонности, устремления, характер и настрой нашего ума должны измениться; необходимо преодолеть много суровых испытаний, к порочной природе надо прилагать насилие; мы должны бежать, бороться, превозмогать, пребывать в борении, и всего этого будет еще достаточно мало, для того чтобы получить такую награду и преодолеть все препятствия на пути, как извне, так и изнутри. Употребляющие усилие восхищают его. Кто заинтересован в великом спасении, тот стремится к нему горячо, соглашается на любые условия, не думает, что эти условия излишне суровы, не отступает, пока не обретет благословения, Быт. 32:26. Тот, кто сделал свой выбор, должен прилагать усилие. Царство Небесное никогда не предназначалось для того, чтобы потакать праздности несерьезных людей, его назначение – утешать утружденных. О, как хотелось бы видеть больше таких, которые не с гневным усердием отталкивают других от Царства Небесного, но со святым рвением проталкиваются сами к нему.

Эти загадочные слова толкуют по-разному, в зависимости от интерпретации греческого глагола «биазетаи», который может значить и «берет силой» (активный залог), и «испытывает насилие» (пассивный залог). Первое более вероятно, так как в других произведениях греческой словесности почти всегда — активный залог.

Принцип грамматики, лексического анализа и аналогии Писания.

Βιαζεται - это глагол настоящего времени, 3 лица, единственного числа. По форме невозможно определить: действительный ли это залог или страдательный.

В подобной форме этот глагол встречается только еще один раз в Новом Завете, в параллельном тексте у Лук. 16:16, но уже во второй половине фразы: …Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. (Лук.16:16) По-гречески буквально не «входит», а всякий в него силой прорывается. Здесь явно активный (действительный) залог. На это указывает наличие субъекта (всякий) в сочетании с предлогом εις (в). Невозможно эту фразу перевести как: «Всякий испытал на себе сильное действие Царства», - так как тогда не понятна конструкция «в него». Можно было бы ожидать «от него» «с его стороны» и т.д., но не «в него».

Но первая часть фразы у Луки никак не поддерживает идеи о том, что Царство Божье испытывает на себе силу грешников. У Луки Царство Божье благовествуемо. То есть весть о Царстве шествует победно. Это вообще главная мысль писаний Луки (и Евангелия и Деяний) - показать победное шествие учения Христа, Евангелия, разрушающего все преграды: заговоры иудеев, смерть, страх учеников, препятствия со стороны римских властей, зависть лжепророков и т.д.

Мысль и у Луки и у Матфея должна быть сходной, хотя она и выражена разными словами.

Здесь не тавтология и не параллелизм, а противопоставление: Царство Небесное само по себе достаточно сильно, чтобы продвигаться вперед, поэтому всякий, кто хочет в него войти, должен употребить усилие. Иначе за Царством не угнаться!

Сравнение фраз у Матфея и Луки приводит нас к выводу о том, что верным все же является толкование №2, а не №3.

Принцип литературного контекста и авторского замысла

Но, кроме того, не следует забывать, в каком контексте прозвучала наша фраза. Это гимн истинному величию Божьего служителя.

Иисус на примере личности Иоанна Крестителя показывает Своим ученикам, что служитель Божий может быть подлинно велик. Этому посвящена вся речь, записанная в Матф.11:7-15

Христос описывает ученикам признаки подлинного величия служителя.

  • Это и великий характер, который характеризуется твердостью веры (что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?) и силой самоотречения (Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды?)
  • Это и великая верность призванию (готовность быть у Господа на посылках, служа Ему в качестве ангела)
  • Это и готовность в совершенстве сыграть свою роль (даже в одежде и меню скопировать служение пророка Илии)
  • Это и великая судьба, выраженная в способности способствовать величию других. (Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его)
  • Это и великое умение способствовать проповеди Слова и ПОБЕДЕ над миром (От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его… ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна… Кто имеет уши слышать, да слышит!)

Другими словами, жизнь Иоанна Крестителя - это и есть прекрасная иллюстрация того, как властно действует Царство Божье, благовествуемое грешникам (толпы людей покаялись от проповеди Иоанна), и это же иллюстрация тех самых затраченных усилий - великой верности Христу, исполнения Его воли даже до тюремного заключения и смерти.

Принцип исследования исторического контекста

Вполне вероятно, что на это высказывание Иисуса Христа сильно повлияла деятельность мятежников зелотов.

Идея о насильственном установлении Царства Божьего витала тогда в воздухе. Даже среди Апостолов был свой зелот.

Иисуса постоянно хотели взять и сделать царем (Иоан.6:15), вероятно многие ожидали, что Иисус отомстит за заключение Своего кузена Иоанна Крестителя под стражу.

Очень многие желали насильственного свержения гнета римлян и установления мессианского царства.

Иисус же объясняет, что Царство Небесное само по себе - очень сильная штука. Даже без зелотских мечей весть о Царстве пробьет себе дорогу. А вместо того, чтобы тратить силы на убийство и политический мятеж, лучше употребить усилия на то, чтобы схватить стремительно проносящееся Царство.

Принцип ясности Писания

Этот принцип мы используем для того, чтобы доказать, что усилия, которых требует тут Христос, ничего общего не имеют с усилиями по достижению собственной праведности.

Господь тут вообще не говорит о спасении при помощи собственных усилий. Он лишь предупреждает о том, что если не быть верным Господу, не слышать ушами, то можно это самое Царство теми же самыми ушами запросто прохлопать.

Возьмите пример от Иоанна - он был верен Богу, и вы будьте верны! Иначе не успеете даже ухватиться за стремительно уходящий в горизонт поезд Царства Небесного.

Вывод.

Не хлопайте ушами. Ушами нужно слушать. Иоанн Креститель и подобные ему верные служители Божьи двигают Царство вперед. Поспевайте за ними и вы… А то, не дай Бог, опоздаете!

Свт. Иоанн Златоуст

Хотя Христос был рожден и от жены, но не так, как Иоанн, потому что был не простой человек, и родился не так, как обыкновенно рождаются люди, но необыкновенным и чудным рождением.

Какую связь имеют эти слова с тем, что сказано было прежде? Великую, и весьма тесную. Спаситель заставляет и понуждает ими слушателей Своих к вере в Него, и вместе подтверждает то, что сказал прежде о Иоанне. В самом деле, если до Иоанна все исполнилось, то значит – Я грядущий.

Ибо все , – говорит, – пророки и закон прорекли до Иоанна . Пророки, следовательно, не перестали бы являться, если бы не пришел Я. Итак, не простирайте своих надежд вдаль и не ожидайте другого (Мессии). Что Я – грядущий, это видно как из того, что перестали являться пророки, так и из того, что с каждым днем возрастает вера в Меня; она сделалась столь ясною и очевидною, что многие восхищают ее. Но кто же, скажешь ты, восхитил ее? Все те, кто приходит ко Мне с усердием.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

От дней же Иоанна Крестителя доныне

Однако народ не верит Иоанну, дела Христа не почитаются, будущий крест был соблазном. Пророчество уже прекращается, закон уже исполняется, всякая проповедь уже сдерживается, дух Илии уже предпосылается в голосе Иоанна. Одни проповедуют Христа, и другие признают, от одних Он рождается, и другие Его любят. Свои Его отвергают, чужие принимают, близкие преследуют, обнимают враги. К наследству устремляются усыновленные, семья отвергает. Сыновья отказываются от завещания, рабы признают. Итак, Царство Небесное силой берется, и прилагающие силы похищают его , потому что слава Израиля, заслуженная отцами, возвещенная пророками, представленная Христом, захватывается и похищается верой язычников.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прп. Антоний Великий

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Вопрос . Что повелевает Господь, когда говорит: «От дней Иоанна Крестителя и доселе Царствие Небесное силой берется, и употребляющие силу его захватывают »? Мы знаем, что всякий захватчик достоин суда и проклятия; как мы будем понимать сказанное Господом?

Ответ . Иоанн пришел прежде того дня, проповедуя людям Царствие Небесное, и когда пришел Спаситель, то те, кто без колебаний и воистину веровал, те великой аскезой и страданиями превзошли установления природы, и перешли телом к бесстрастию и, перелетев через запинания тела, умертвили телесные похоти, ходя в добродетели по узкому и болезненному пути. Они сами себя понуждают, совершая подвиг для венка вышнего призвания, как сказал святой Апостол.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 196.

Прп. Исидор Пелусиот

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Почему царствие небесное нудится ?

Награды выше всякого человеческого достоинства и с великим избытком превосходят воздаяние, какое следовало бы за труды (так как недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18) , - сказал сосуд избран (Деян. 9:15)), и ими как бы делается принуждение немощи естества. Посему и сказано: царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е. Какие же это нуждницы ? Это люди, которые тело свое принуждают к постам, к целомудрию, к какой-либо иной добродетели, подчиняют его законам духа, делают его вспоможением и побуждением к добродетели.

Письма. Книга III.

Прп. Исихий Иерусалимский

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Впрочем и те, которые нуждением некиим воздерживают себя от греха делом, блаженны пред Богом, Ангелами и человеками: потому что нудящие себя суть восхитители Царствия Небеснаго (Мф. 11:12) .

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Прп. Серафим Саровский

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Слово Божие недаром говорит: Внутрь вас есть Царствие Божие (Лк. 17:20) и нуждно есть оно, и нуждницы е восхищают . То есть те люди, которые, несмотря и на узы греховные, связавшие их и не допускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи прийти к Нему, Спасителю нашему, с совершенным покаянием на истязание с Ним, презирая всю крепость этих греховных связок, нудятся расторгнутъ узы их, такие люди являются потом действительно перед лице Божие паче снега убеленными (см. Пс. 50:9) Его благодатию.

Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.

Прав. Иоанн Кронштадтский

От дний Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Отчего Царство Небесное , царство мира и радости, силою берется, и только употребляющие усилие восхищают его ? Оттого, что в нас много внутреннего, природного зла, которое нужно искоренять и которое, как змея, которую хотят убить, противится и уязвляет нас; что есть сильный враг Царствия Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас свое царство, царство греха, мрака, смущения, скорби и тесноты. Не удивляйся же, что к Царству света нужно всегда идти напролом.

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его . Эти слова надобно относить и к Святым Тайнам Тела и Крови. Так как с ними мы принимаем в себя Царствие Божие, то без нужды, без усилий нельзя принять их достойно, а нужно испытать борьбу внутреннюю пред принятием их: враг постоянно, безотвязно старается похитить из сердца нашего веру в Святые Тайны, чтобы мы приняли их в суд себе, потому что все, что не по вере, грех (Рим. 14,23) . Означенные слова надобно отнести также и ко всем прочим тайнам, ко всем молитвам, к добрым мыслям, желаниям и поступкам.

Верно слово Спасителя, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его . Чтобы делать добро, я постоянно должен бороться с своим сердцем, которое всегда готово склонить меня ко злу: добро всегда с нуждою достигается, а зло сделать всегда легко, только опусти руки. Сердце наше – источник зла, по словам Спасителя.

Царство Небесное силою берется . Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия.

Дневник. Том II. 1857-1858.

На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая; сила Божия, сила благодати и сила диавола, сила лукавая и всепагубная. Человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один – животворный, о коем Господь говорит: Я пришел низвесть огонь «на землю» (Лк. 12:49) ; а другой – огонь палящий и сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собою, чтобы возбуждать в себе огонь Божий, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу свою всякими грехами. Вот у тебя нет чистоты сердца – это большая потеря, надо приобресть ее; нет сочувствия к ближнему в его скорби, беде, несчастии, бедствии, болезни – перемени себя, будь сочувствующим; не имеешь усердия к молитве, к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия – претвори себя, развей духовный вкус, духовный слух, чтобы с любовию слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Если горд – смирись, если жаден к пище и питию – будь воздержан и т.д. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро – привлекает к себе своею нравственною красотою, миром душевным, свободою духовной; добро привлекает обетование вечной жизни за победу над страстями: «Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем… » (Откр. 3:21) . «Царствие Небесное », то есть святость и чистота, правота, воздержание, молитва, целомудрие, любовь к Богу и ближнему – «силою берется », то есть силою благодатной помощи Божией и собственным усердием, и «употребляющие усилие» приобретают его. Плоть противится духу (Гал. 5:17) , то есть всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим ради Бога и спасения души и ради блага ближних. Человек поставлен в этой жизни между двух течений: добра и зла, между двух огней: огня Божиего, животворящего, и огня дьявольского – палящего и мучающего. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти и обучение, усвоение всякой добродетели. Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или «с духами злобы поднебесной» (Еф. 6:12) , борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощию Божией, ибо без Бога не до порога. И от Бога даны нам все Божественные силы к животу и благочестию, надо только не лениться использовать их. – Хотите научиться восхищать силою Царство Небесное? – Поучитесь у святых, как они подвизались, как они употребляли над собою всякое усилие; какое у них было самоотвержение, какое беспристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям; какое имели воздержание, какое усердие к Богу, какую молитву всегдашнюю, какой труд, какое смирение, незлобие, послушание, терпение, милосердие к ближнему. И как верою они дошли до Царствия Божия! Никто из них не посрамился; все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство и находятся вне всякого страха потерять приобретенное Царствие Небесное. Подражайте и вы им, каждый по силе своей; читайте, слушайте Слово Божие, вникайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни – и получите вечное спасение. Ведь вы трудитесь же все так или иначе для земли, для земного благоденствия; потрудитесь же особенно для получения вечной жизни; «ищите прежде Царства Божия и правды, Его, и сия вся», все земные блага «приложатся вам» (Мф. 6:33) . Аминь.

Последний дневник (1908 год).

Царство Небесное нудится – и царство сатанинское нудится, то есть грех непрестанно нудит нас следовать его похотям, да еще с наглостью, с силою, с ожесточением; борись с ним непрестанно: не будешь бороться – грех совсем одолеет, а Царство Божие ослабеет.

Дневник. Том X. 1866–1867.

Блж. Иероним Стридонский

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется (vim patitur = претерпевает насилие), и употребляющие усилие восхищают его

Если, - как мы выше сказали, - первый Иоанн провозгласил необходимость покаяния народам, говоря: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2) , то, следовательно, с этого времени Царство Небесное претерпевает насилие (vim patitur), т. е. приобретается силой, и употребляющие усилие похищают его. Действительно, великое усилие обнаруживается в том, что мы рождены на земле, а стремимся к месту на небе и овладеваем через подвиги добродетели тем, чего не получили от природы.

Блж. Феофилакт Болгарский

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

По-видимому, это не стоит в связи с тем, что сказано раньше, но в действительности не так. Обрати внимание: сказав Своим слушателям о Себе, что Он больше Иоанна, Христос возбуждает в них веру в Себя, показывая, что многие восхищают Царство Небесное, то есть веру в Него. Это дело требует большого напряжения: какие усилия нужны, чтобы оставить отца и мать и пренебречь своей душой!

Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген

Ст. 12-13 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна

Дни Иоанна и Иисуса следует понимать не в смысле времени, а в смысле состояния души слушателя божественного Писания. Слово же «ныне» относится к дням Иисуса, которые псалом описывает следующим образом: Воссияет во дни его правда и множество мира, доколе не престанет (Пс. 71:7) . Тот, кто проходит предварительное обучение, приступая к начаткам слов Иисуса и шествуя путем, который начинающим представляется каменистым и трудным, захватывает Царство Небесное силой - силой терпения. Ибо силою берется употреблено здесь не в действительном, а страдательном значении. Если же совершенное Слово, приняв того, кто ожидает свободы под началом закона и пророков, которые [для него своего рода] детоводители и домоправители, вручает ему отеческое наследство, то справедливо сказано: закон и пророки до Иоанна .

Фрагменты.

Евфимий Зигабен

От дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е

Златоуст говорит, что Царством Небесным назвал здесь веру в Себя, как залог Царства Небесного, т.е. наслаждения небесных благ. Нудится , т.е. насильно восхищается людьми, когда они делают насилие над самими собою и побеждают нужду собственных страстей или тиранию неверия. Поясняя это, присоединил: нуждницы восхищают е . Такое похвальное насилие началось, говорит, со дней проповеди Иоанна, провозгласившего народу: покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3:2) . Сказал это Христос, как для похвалы Иоанну, как бы положившему начало спасению людей, – так и для побуждения слушателей употребить подобное же усилие над самими собою.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

(Лк. 16:16) . Трудные для объяснения стихи 12-15 служат связью меж 11 и 16. Под “днями Иоанна Крестителя” имеется в виду время выступления его на проповедь. Слова “Царство Небесное” употреблены здесь, очевидно, в смысле “Царство Божие”, учрежденное Спасителем на земле. Златоуст толкует этот стих так: “Спаситель заставляет и понуждает ими (т.е. этими словами) слушателей Своих к вере в Него, и вместе подтверждает то, что сказал прежде о Иоанне. В самом деле, если до Иоанна все исполнилось, то, значит, - Я грядущий. Ибо все, говорит, пророки и закон прорекли до Иоанна. Пророки, следовательно, не перестали бы являться, если бы не пришел Я. Итак, не простирайте своих надежд вдаль и не ожидайте другого (Мессии). Что Я - грядущий, это видно как из того, что перестали являться пророки, так и из того, что с каждым днем возрастает вера в Меня; она сделалась столь ясною и очевидною, что многие восхищают ее. Но кто же, скажешь ты, восхитил ее? Все те, кто приходят ко Мне с усердием”.

Толковая Библия.

Спрашивает Антон
Отвечает Александра Ланц, 31.10.2010


Мир вам, Антон!

Стих, о котором вы спрашиваете, действительно, трудный. Давайте попробуем рассмотреть его на фоне других текстов Библии?

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

Смерть и воскресение Иисуса Мессии стало началом этого нового завета, нового этапа.

«Закон и пророки *были до Иоанна» , т.е. они руководили вами до начала проповеди Иоанна Крестителя.

«а с сего времени, *т.е. с момента начала деятельности Иоанна, реальный приход Царствия Божия благовествуется» , значит, благовествуется возможность принять такую силу, что здесь на земле ты сможешь жить по законам Небесного Царствия. Ведь Иисус так и жил – по законам Своего Царствия!

Если до Иоанна люди спасались верою в то, что говорили Закон и пророки, то теперь они спасаются только личными взаимоотношениями со Спасителем, потому что прощение грехов СОВЕРШИЛОСЬ на Голгофском кресте и теперь настало время, о котором сказано: «все сами будут знать Меня, от малого до большого..., потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более»

Теперь человек, желающий спасения, должен прикладывать все усилия для того, чтобы обрести эту связь, ЭТО знание и оставаться в нем постоянно. Этот человек теперь должен так научиться стоять против искушений, что лучше умрёт, чем согрешит.

Голгофский крест – это гарантия того, что люди могут реально перестать грешить , что каждый человек может реально получать от Бога необходимую силу и научение для того, чтобы всё более уподобляться Иисусу, Который, обитая на нашей преданной проклятию земле, ни разу не согрешил.

Но это ВОЙНА не на жизнь, а на смерть... вашего ветхого, плотского человека, истлевающего во лжи, похотениях, гордыне, противлении. Понимаете? Война против всего тёмного, что в тебе есть, это постоянное сражение за то, чтобы почитать себя мёртвым для греха и живым для Бога. Не с другими людьми война, а с самим собой, со своими дурными привычками и унаследованной от падших родителей склонностью ко злу.

Поэтому Иисус и говорит о том, что теперь только тот, кто реально напрягает все силы, может войти в Царствие Небесное.

»

«с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него ».

Вы, наверное, знаете, об учении, которое утверждает, что вошедший во Христа, находящийся во Христе, может больше особо ни о чём не беспокоиться, потому что Христос спас его(её), поэтому просто ходи в церковь, делай то-то и то-то, а что ты делаешь, когда никто не видит, - это неважно, ты ведь всё равно уже спасён. Гибельная ложь!

Тот, кто реально вошел во Христа, прекрасно понимает, как страшно грех ранит Спасителя и самого человека, и прекрасно понимает, что Христос спасает человека ОТ грехов, чтобы человек НЕ грешил.

Христос хочет сделать нас такими, что мы даже думать плохо не будем о людях, не говоря уже о том, чтобы учиться убивать их. Он хочет сделать нас такими, что мы, глядя на человека, будем видеть в нём(ней) не предмет удовлетворения наших желаний, а возлюбленное дитя Божие. Он хочет сделать нас такими, что в нашем сердце даже не возникнет ни тени желания солгать, но мы будем мудрыми и честными и любящими по отношению ко всем.

Но для того, чтобы Христос Божий мог исполнить всё это над нами, мы должны прилагать все усилия для того, чтобы постоянно держать тяжеленную бронированную дверь нашего сердца открытой для Него . Если вы думаете, что это легко, то вы скорее всего никогда ещё не пытались это сделать. Для тех, кто пребывает в этом состоянии, звучат слова, которые потрясают душу:

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь , войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его » ().

Кто может теперь, после проповеди Иоанна Крестителя, войти в Царствие Христа?

Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,

Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.

Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.

Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

Вот почему Иисус честно предупредил всех желающих спасения: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ».

С любовью в Том, Кто учит нас побеждать,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

«Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя»- сказал Иисус Христос. Это он Иоанн возвестил приход Иисуса на землю и «Приближении ЦН». Он говорил о Том, кто сам дарует царство и ЖВ. «Верующий в Сына имеет ЖВ». Уже тогда, царство приблизилось, но не наступило. Почему? Царь и Царство было отвергнуты, оба были отвергнуты: Иоанн убит Иродом, а царь – распят религиозными людьми. А что если бы все пошло по-иному ? Если бы Израиль принял своего царя, наступило бы тысячелетнее царство. Языческие народы тоже бы вошли в Него. Но Отец Небесный знал, что Его отвергнут, потому Агнец Божий был заклан прежде создания мира. А теперь «ЦН силою берется и прилагающий усилия восхищает его» (Мт.10:12) «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мт. 11:12). И. Креститель находился в тюрьме, услышав молву об Иисусе Христе, посылает к Нему двух своих учеников с вопросом: «Ты ли Тот, который должен придти, или ожидать нам другого?». (13). Что, Иоанн не был знаком с Иисусом и не знал, что Он есть мессия Израиля? Ведь Иоанн еще при крещении узнал Иисуса. Он был Его предтечей. Он видел отверстое небо и уже сидящего там Иисуса, увидев Его издалека, на Иордане сказав: «Вот идет Агнец Божий, который берет грех мира на Себя…» Итак, это Он или нам ожидать другого? Почему возник в Иоанна такой странный вопрос? На это есть несколько объяснений: 1) тюремные условия давили на него и вывели из равновесия. Иоанн засомневался: «Он ли Христос?». Но, не очень это подходит к Иоанну, проповедь которого была «секирой при корне». Он никогда ничего не страшился. Он пришел в образе Ильи - громовержца. 2) Иоанн это сделал, ибо хотел, чтоб Иисус освободил его из тюрьмы. И действительно Иисус мог освободить Иоанна сверх - естественным образом, как это сделал Он Петру и Силе. Но в Господа был другой план. 3) Этим поступком он пытался исправить неведение своих учеников, которые больше почитали Иоанна, нежели Христа. (Тертуллиан). Иоанн Креститель не был изменчивым человеком, он не колебался в своей вере, как трость колеблется, переходя от одного мнения к другому. Он был непоколебимым и твердым в своем уповании. Тюрьма не сломила его, он не поменял своего мнения об Иисусе. Иоанн не потакал своим чувствам, не носил шелка, а ходил в грубой одежде с верблюжьей шерсти. Он предпочитал жить не в царском дворце, а в пустыне. (Мт.3:3 и 4). Он не ел царских яства и не пил вина, питался акридами и диким медом. Христос представляет Иоанна, как своего предтечу, который приготовил пред Ним путь (Мт10:11) Иоанн был утренней звездой, которая предшествовала солнцу Праведности. Христос даже не ставит его наравне с другими пророками, но ставит его выше остальных, назвав его самим большим пророком. (11:9). «Что ходили смотреть вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка». (11:8,9) Как проповедовал Иоанн? Он вначале разбивал человеческие грехи, обличал, говоря: «порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева.., (3:7), а после этого проповедовал им Христа. Вначале он разливал «уксус закона», а потом лил «вино Евангелия». Он проповедовал не для того, чтобы понравиться слушателям, как сегодня модно, чтобы никого не задеть, а чтобы принести им пользу. Спросите школьников 2-3 класса «Кто лучший учитель в школе?». Тот, кто придя в класс, говорит: «Идите играть, сегодня занятий не будет». Я забыла авторучку дома –говорит учительница. Иоанн был горячим и сияющим светом, горел в вере и сиял в своей жизни . Слушая его люди, каялись и устремлялись в небеса. К нему шли толпами. Главная мысль здесь «Царство небесное силою берется..». Слова «Царство небесное»- здесь означает небесную славу Иисуса. Места, где восседает Бог. Здесь оно сравнивается с крепостью, которую можно взять только штурмом. «Землю наследуют кроткие, а небеса наследуют употребляющие усилия». (Мт.5:5). Это означает, что не достаточно принять крещение и просидеть в собрании два часа в воскресение. Нет, друзья мои, этого не достаточно, небеса могут быть взяты только усилием. «Небесная крепость берется штурмом. За небо нужно бороться. Мы же знаем, что духовная война в духовном мире не прекращается ни на одну минуту. Нашим полководцем в этой войне является Христос, Евангелие - наше знамя, милость Божья – наша духовная артиллерия, небеса нужно брать штурмом - усилием. Хотя небеса даются нам даром, «Ибо благодатью вы спасены…», тем не менее, мы должны сражаться за них. Потому, что есть враг, который мешает этому. Писание говорит: «Все что может рука твоя делать, по силам делай». (Еккл. 9:10). Наш труд – велик, наше время – коротко, наш Господин торопит. Потому мы должны бодрствовать, трезвиться, торопиться, мобилизовав все силы души, так как это вопрос жизни или смерти. Сила и усилие, которое мы должны применять исключает: самоистязание, рвение без знания истины, излишнюю суету, кровавое насилие, кровопускание или аскетический образ жизни. Этим занимаются арабы, последователи пророка Мухамеда. Мы не должны разрушать свое тело, свою темницу, куда Господь поместил нашу душу, но оставаться в ней, пока через смерть Бог не выпустит ее оттуда. Какие средства нам даны для завоевания Царства небесного? В Еф.6:10-18 Павел подробно описывает их: пояс – ремень, шлем, броня праведности, обувь благовестия, щит веры, Слово Божье и молитва. «Итак, станьте смирно, препояшьте чресла ваши ИСТИНОЮ и облекшись в броню праведности. Мы возьмем слово истина. Истина – мы должны быть смелыми воинами в борьбе за истину. Пилат спросил Иисуса «Что есть истина»? Истиной является СЛОВО Божье, которое так и называется словом истины . Слово Божье так согласуется с истиной как солнечные часы с солнцем. Истина исходит от того, кто назван Ветхим днями (Дан.7:9). Истина непогрешима, ибо исходит от Бога. Она сравнивается со звездой, которая ведет ко Христу. Она сравнивается с серебром, очищенным семь раз (Пс.11:7). На лице истины нет ни одного пятнышка, она издает только приятное благоухание святости. Она победоносна. «Тогда воспламенённые небеса разрушатся» (2Птр.3:12). Но никогда не разрушится истина, потому что пришла с небес. Она является семенем нового рождения, Бог возрождает нас не через чудеса и пророчества, а словом истины (Иак.1:18). Истина освящает: «Освяти их истиною Твоею» (Ин.17:17) Истина производит благодать, она питает нас и оставляет на нас отпечаток своей святости. Она обладает свойством отражать и излучать Божий свет, она - зеркало отражающее наше духовное состояние. Каково оно сегодня, не дремлем ли мы духовно? Истина делает на с свободными, освобождая нас от уз греха и возводит в положение наследников Божьих (Рим. 8:11), царей и священников. Арфа и лира не могли дать утешения Давиду, истина делала это. (Пс.118:50). Истина это противоядие от греха. Люди так много грешат и обманывают друг друга, ибо не знают и не любят истину. Истина является основным гарантом нашей веры. Еще издревле говорилось Бог есть праведность и истина» Вт32:4,а пророк Иеремия говорит «Господь бог есть истина». Бог истинен и Он истина. Истину можно сравнить с Капитолием в Риме, с башней Давида в Иерусалиме, которые защищают лучше, чем все сухопутные и военно-морские силы России. Потому, что истина – это армия царства Божия здесь на земле для всех нас. Это сила для победы над врагом. Не надейся, мой друг, на свою силу и не ищи её в чем – то другом. Бог есть истина и нет в Нем никакой лжи.

Божье Царство усилием берется!

Для Бога нет ничего незначительного, даже если ты просто вознес молитву за близкого, это уже преуспевание в деле Господнем. Бог желает, чтобы мы были преуспевающими людьми в Его деле. У Господа знание и мудрость, сила и власть. Главный успех, к которому призвал нас Бог, это радость и мир в сердце. Иисус как то сказал: Ибо какая выгода человеку весь мир приобрести и повредить душе своей? Ибо что даст человек в обмен за душу свою? (от Марка 8:36,37)

Мы счастливые люди, в нас живет Дух Святой! Мы наполнены любовью, надо просто войти в это. Не важно какие именно духовные дисциплины ты практикуешь – это однозначно не будет тщетно.

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом . (1 Коринфянам 15:58)

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие овладевают им… (от Матфея 11:12)

Кто прилагает усилия, тот входит в Царство и обладает Им. Мы призваны жить в Божьем Царстве уже здесь на этой земле, которая тоже Господня. Если ты будешь прилагать усилия, то войдешь в Царство, а в Нем есть все, что тебе необходимо.

Ибо много званных, но мало избранных. (от Матфея 22:14)

Бог избирает из тех, кто приходит к Нему, кто открывает для Него свое сердце. Тебе важно понять, что ты не случайно читаешь это, Бог предузнал, предопределил и избрал тебя. Твое сердце угодно Богу! Бог нелицеприятный, Он не смотрит на твою плоть, Он смотрит гораздо глубже, внутрь тебя, на твое сердце и именно это драгоценно в Его очах! В этом мире все быстротечно, все меняется и ты просто не угонишься за тенденциями и мнениями. На самом деле тебе это и не нужно, ведь Бог уже сотворил тебя очень красивым и внутри и снаружи, Он сотворил тебя по Своему образу и подобию! И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма … (Бытие 1:31)

Нам необходимо осознать все величие Божье и понять, что сам Бог наш Отец. Бог, который сотворил вселенную, все, что мы видим и не видим, наш Отец. Сила, творчество, желание и способности изучать, познавать – все это от Него. Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Римлянам 8:32) Бог может дать тебе все, в чем ты нуждаешься.

Бог наделил тебя великим даром – мечтать. Всё, что ты можешь вообразить - реально! (Пабло Пикассо)

Ты можешь достигнуть всего, что сможешь вообразить, но есть один очень важный момент, Иисус об этом говорит: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (от Иоанна 15:5)

Без Бога невозможно попасть в самую цель! Часто в жизни мы вроде попадаем в цель, но не в десятку, результат вроде не плохой, но хотелось бы лучше. Не забывай, у тебя есть Отец, который может все! Его Словом держится все во вселенной! Неужели ты думаешь, что Бог, отдавший Сына на страдания, не позаботится о тебе, ради которого сделал это? Бог знает тебя и все о тебе лучше, чем ты сам!

Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. (от Матфея 7:11)

Бог дает тебе благо и тебе нужно в этом утвердиться. Важно познать истину — соединиться с Иисусом. Только так ты станешь свободным от всего, что угнетает тебя. Ты освобожден от рабства греха и смерти. Ты живешь в законе Духа и жизни – это свобода от любого угнетения или мучения.

Тебе нужно держаться за Него и тогда все вокруг тебя будет устроено, никто и ничто не сможет навредить тебе. Бог наш Отец, Он заботиться о нас, но мы сами можем отпустить Его руку и Он не станет нас удерживать. Бог велик и Он уважает твой выбор, Он дает тебе возможность решать самому, что делать и как поступать.

Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу. (Книга Иисуса Навина 24:15)

Бог задает вопрос, хочешь ли ты служить Ему и насколько ты серьезен в своем намерении. .. никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. (от Луки 6:9)

Сегодня Бог ищет верных, потому что такому человеку можно доверять. …в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; (от Матфея 25:23)

Кто в малом не верен, не сможет быть верным во многом. Царство Божье усилием берется и всякий, кто прилагает усилие восхищает Его. Усилие – это твердое непоколебимое намерение, ты остаешься верным этому, несмотря ни на какие обстоятельства.

Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. (Филиппийцам 4:6,7)

Во Христе нет недостатка, в Нем есть все. В первую очередь тебе нужно пребывать во Христе.

За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали… (1 Фес 4:1)

Во Христе ответы на любые вопросы.

Самая большая ценность сегодня это не деньги, это время. И самый страшный вопрос, которым можно задаться в конце жизни: «Для чего я жил?»

Если ты будешь преуспевать в Боге, ты не будешь разочарован! Твой труд пред Господом никогда не будет тщетен. Твоя награда может настигнуть тебя уже здесь, на этой земле. Бог не заставит ждать воздаяния за преуспевание в Нем. Преуспевание выражается в состоянии твоей души – это мир, радость, любовь, покой.

Божье Царство берется усилием! Отделяй себя для Бога! Преуспевай в деле Господнем! Преуспевай в познании Бога и Он откроет тебе что-то новое, чего ты еще не знаешь.