» »

Как выгнать воздух из отопления. Как выгнать воздушную пробку из системы отопления Как выдавить воздушную пробку из системы отопления

26.06.2019

Даже идеально смонтированные трубы и радиаторы не исключают появления множественных пробок! Решить эту проблему можно только одним путём – через своевременное стравливание (удаление) накопившегося кислорода.

Методы устранения

Способ ликвидации пробки будет зависеть от того, по какому принципу функционирует отопление.

Если циркуляция происходит естественным образом, поможет расширительный бачок. В такой системе трубы находятся под уклоном, обеспечивающим транспортировку воды. Подающий трубопровод крепится с подъёмом к бачку, установленному в верхней точке или на чердаке. Это так называемая верхняя разводка.

При нагревании теплоносителя воздух естественным образом перемещается в расширительный бачок (если он, действительно, находится в верхней точке). При несоблюдении уклона возможна закупорка батарей!

Если бак открыт (крышка не прилегает плотно), воздух свободно выделяется в атмосферу. Например, на дачах часто используют для этих целей подручные изделия вроде старой железной бочки или выварки.

Для герметичной конструкции необходимо установить кран или автоматический клапан. Втрое решение будет оптимальным – воздухоотвод избавит систему от пузырьков кислорода в автоматическом режиме.

Также существуют системы с нижней подачей и естественной циркуляцией. В них пробки удаляются точно так же, как в отоплении, оснащённом циркуляционным насосом.

Если циркуляция осуществляется принудительно , необходимо заранее позаботиться об установке воздухосборника. Ещё на этапе монтажа системы он встраивается в наивысшей точке трубопровода. При этом трубы укладываются с наклоном в противоположную сторону, чтобы обеспечить правильную работу воздухосборника.

Для удаления скопившегося кислорода достаточно провернуть кран, установленный в этой точке.

Чего следует избегать?

Чтобы снизить частоту образования пробок хозяевам следует придерживаться элементарных правил:

  • система устанавливается с правильным уклоном труб;
  • обеспечивается достаточное давление, чтобы уровень теплоносителя не понижался;
  • после окончания ремонтных работ, сопровождавшихся остановкой котла, производится удаление пузырьков кислорода;
  • подача воды осуществляется медленно с одновременным стравливанием накопившегося воздуха через краны, размещённые на батареях;
  • производится своевременная проверка воздухоотводов, фитингов, сварочных швов на предмет герметичности и выполняется своевременное устранение разгерметизации системы;
  • исключается неправильное подключение тёплых полов (трубы размещаются на правильном уровне относительно всего отопления);
  • обязательно устанавливаются воздухоотводы (лучше, если их будет несколько).

Всё это исключит неприятные ситуации, когда батареи прогреваются наполовину, циркуляционный насос и трубы издают посторонние шумы, а автономный котёл перегревается.

Как обнаружить пробку?

Самый примитивный и распространённый способ – это простукивание молотком или разводным ключом. Исследуется вся батарея целиком. Пустота, заполненная кислородом, отзывается на удар звонким звуком. Для сравнения можно постучать по трубам, полностью наполненным водой, чтобы понять разницу.

Ещё один способ – это ощупывание руками. В правильно работающем радиаторе нет холодных секций или участков! Вся поверхность прогрета равномерно. Если есть прохладные зоны, циркуляция нарушена.

Правда, причина не всегда кроется в скоплении воздуха. В батарее могут собраться частицы ржавчины или накипи. В этом случае поможет лишь полный слив и промывка системы с последующим заполнением чистой водой.

Что нужно учесть?

Навести порядок в автономном отоплении гораздо проще, чем в центральном. Владельцы частных домов могут без всяких опасений промывать систему и продувать её для устранения загрязнений.

А в условиях городской квартиры любые самостоятельные действия возможны только при наличии кранов Маевского или любых других приспособлений для отвода скопившегося воздуха.

Если таких устройств нет, придётся прибегнуть к помощи сантехника. Известны случаи, когда этот специалист простым ударом молотка выгонял образовавшийся воздушный пузырь.

Если краны уже установлены на батареи, алгоритм действий выглядит следующим образом:

  • хозяева определяют приблизительное место скопления воздуха;
  • при помощи отвёртки или специального ключа открывают близлежащий кран;
  • включают подпитку и стравливают воздух (прибывающая вода вытесняет пробку).

При этом необходимо следить, чтобы теплоноситель поступал в трубы и батареи медленно. Это исключит образование новых газовых пузырьков.

Самыми уязвимыми являются алюминиевые радиаторы. Этот материал легко вступает в химические реакции с теплоносителем, что повышает скорость образования пузырьков воздуха. Такая система требует регулярного стравливания излишков кислорода.

Чтобы избежать проблем, необходимо заменить все батареи из алюминия более качественными, устойчивыми к коррозии радиаторами. Установка воздухоотводов – обязательное условие.

Проблема возникновения воздушных пробок в системах отопления стара как мир, и избежать ее зачастую не получается даже при использовании сверхгерметичных пластиковых труб, и досконально выверенных инженерных проектов. Особенно остро неприятность дает о себе знать в начале отопительного сезона, и о ней знают не понаслышке многие жители верхних этажей, до которых тепло может вообще не доходить, либо доходить, но в неполном объеме. Иногда бывает так, что в некоторых квартирах нижняя часть батареи нагревается до нужной температуры, а верхняя — остается холодной. Все это, как правило, является следствием появления избыточного воздуха в трубах, который занимает собой рабочее пространство, но не обладает достаточной теплопроводностью для обеспечения обогрева. Как выгнать воздушную пробку из системы отопления , и как обнаружить ее местонахождение — разберемся прямо сейчас.

Почему появляется воздух в отопительной системе?

Прежде всего необходимо понять, каким образом воздушные пробки вообще могут появляться в, казалось бы, совершенно герметичной и замкнутой системе отопления. Причин у этого явления может быть несколько:

  • нарушение целостности трубопровода в ходе ремонтных работ (например, при монтаже/демонтаже радиаторов отопления, замене старых труб на новые и т.д.);
  • ошибки, допущенные при проектировании и монтаже системы отопления (в частности — несоблюдение уклона магистралей, от которого напрямую зависит стабильность работы всей системы);
  • слишком низкое давление в трубопроводе (из-за того, что вода заполняет собой не все рабочее пространство, освободившееся место сразу же занимает воздух);
  • несоблюдение правил при сезонном наполнении системы отопления (если в начале отопительного сезона трубы быстро заполнить теплой, и тем более — горячей водой, возникновение воздушных пробок неизбежно);
  • слишком быстрый нагрев воды (резкое повышение температуры в трубопроводе приводит к выделению избыточного воздуха, который поднимается вверх и заполняет собой все пустоты);
  • плохая герметизация трубопровода (наличие даже небольшой течи ведет к попаданию в систему вредоносного воздуха);
  • неисправные воздухозаборные устройства;
  • подключение к отоплению «теплого пола», который очень часто становится причиной разбалансировки всей системы.

С основными причинами возникновения воздушных пробок мы разобрались, и пришло время выяснить, какие методы борьбы с ними существуют в современной практике.

Способы удаления воздушных пробок

Несмотря на большое разнообразие возможных причин проблемы (описанных выше), подходить к ее решению нужно исходя из того, какая разновидность циркуляции теплоносителя имеет место в данной конкретной системе отопления: естественная или принудительная.

Читайте также:

При естественной циркуляции вода движется по трубопроводу сверху вниз, под действием силы тяжести. При возникновении воздушных пробок, удалять их можно посредством автовоздушника в верхней разводке труб, который находится в самой высокой точке системы. В таких случаях прокладку подающего трубопровода обычно производят с подъемом к баку, чтобы в дальнейшем подобные проблемы не имели места.

Принудительная циркуляция подразумевает подачу теплоносителя снизу-вверх с помощью насосной установки. Пузырьки воздуха, поднимаясь вверх, достигают высшей точки системы и удаляются с помощью воздухоотводчика. Для дополнительного стравливания кислорода в верхних точках системы устанавливают специальные воздушные краны. При таком виде циркуляции теплоносителя трубы необходимо прокладывать с небольшим уклоном для более быстрого опорожнения системы в конце отопительного сезона и во время проведения ремонтных работ.

Виды воздухоотводчиков и места их установки

Самый лучший способ борьбы с воздушными пробками — установка воздухоотводчиков на разных участках отопительной системы. Эти приспособления бывают ручного и автоматического типа.

Отмечу, что если система отопления у вас теплые стены или теплые полы, автовоздушники устанавливаются в коллекторы отопления.

Ручные воздухоотводчики, которые также часто называют кранами Маевского, целесообразно применять для устранения локальных воздушных пробок. Устанавливаются они, как правило, на торцевой части радиаторов отопления. Осуществить сброс лишнего воздуха с помощью крана Маевского можно либо вручную, либо с помощью таких инструментов как отвертка и разводной ключ (в зависимости от того, какой тип крана имеет место). Данный тип воздухоотводчиков хорошо себя зарекомендовал на протяжении многих десятилетий, и до сих пор используется в квартирах многоэтажных домов.

Читайте также:

Автоматические воздухоотводчики не требуют вмешательства человека, и стравливают воздух самостоятельно. Обычно их устанавливают в отопительных системах закрытого типа, как в вертикальном, так и в горизонтальном положении, на разных, удаленных друг от друга участках трубопровода. К сожалению, данные приспособления очень чувствительны к загрязнению воды, и их приходится применять одновременно с водными фильтрами — достаточно дорогостоящими и неудобными в эксплуатации.

Используя автовоздушники, можно легко устранять те или иные проблемы в отопительной системе. Так, температурные перепады свидетельствуют о наличии воздуха в радиаторах отопления, падение давления воды — о нарушении герметизации, а частое стравливание воздуха — об увеличении расхода теплоносителя.

Почему нужно ставить специальный воздухоотводчик в гелиосистему?

Определение места образования пробки и ее удаление

Как выгнать воздух из системы отопления , не зная где именно «засела» воздушная пробка? На практике это хотя и возможно, но трудновыполнимо, и гораздо проще сначала определить местонахождение скопившегося воздуха в трубопроводе, а уже потом — ликвидировать его доступными способами.

О наличии избыточного кислорода в трубах могут свидетельствовать следующие факторы:

  • недостаточный или неравномерный нагрев радиаторов;
  • посторонние звуки из труб (бульканье, свист, шум воды и т.д.).

Если пробка находится в радиаторе, ее можно легко «простучать» с помощью молотка или любого другого инструмента. Звук в месте ее залегания будет более звонким и «пустым» в сравнении с участками, заполненными водой. Конечно этот способ применим только к системам отопления сделанным из металлических труб и чугунных радиаторов. В таком случае нужно приоткрыть кран Маевского в верхней части батареи, предварительно подставив под него пустую емкость. Воздух постепенно выйдет из системы, и после того, как из крана потечет вода, его нужно закрыть.

Правильно установленная отопительная система обеспечивает комфортное проживание жильцов дома. Однако даже исправное оборудование подчас дает сбои. Причиной неполадок может стать воздух в системе отопления, который способен вызвать неестественные шумы и понизить эффективность работы оборудования, а в некоторых случаях – стать причиной его полной неработоспособности.

Влияние воздуха на отопительную систему

Функционирование отопительной системы базируется на циркуляции разогретой воды с отдачей части тепла в батареи для обогрева помещения. Если во внутреннюю часть системы попадает воздух (процесс называется завоздушиванием), происходит нарушение циркуляции теплового носителя. На завоздушивание система откликается следующим образом:

  1. При циркуляции теплоносителя отчетливо слышны шумы, которые не только создают дискомфорт жильцам, но и являются симптомом вибрации трубопровода, а также люфтов в соединениях. В некоторых случаях вибрации заканчиваются разрушением сварных соединений с очевидными неприятными последствиями.
  2. В контурах происходит образование воздушных пробок. Особенно часто это случается в нежилых помещениях, где отсутствует регулярный контроль над температурой. Результат возникновения пробок – размораживание системы.
  3. Ухудшением циркуляции или полное ее прекращение. В условиях замедленной циркуляции эффективность системы падает, а расход топлива растет.
  4. Развитием коррозийных процессов как следствия проникновения воздуха во внутренние металлические детали. Результатом коррозии становится сокращения эксплуатационных сроков оборудования.

Причины появления воздуха

Логично звучит вопрос: каким образом оказывается воздух в системе отопления, если она полностью герметичная?

Причин этого явления может быть множество:

  1. Повышенное давление. В составе воды имеется не только магний и кальций, но и кислород. Объем кислорода зависит от уровня давления в системе. При повышающемся давлении концентрация кислорода в воде возрастает.
  2. Нарушение требований по уклонам труб во время монтажных работ.
  3. Некорректное заполнение трубопровода, приводящее к завоздушиванию. Вода должна подаваться медленно с одновременной откачкой воздуха из батарей, так как? в противном случае неизбежно возникновение пузырьков, которые вызывают завоздушивание системы отопления. Общее правило: чем больше у системы ответвлений, тем медленнее должно происходить ее наполнение.
  4. Диффузия. Данное явление представляет собой процесс, в ходе которого осуществляется способность молекул одного вещества проникать между молекулами другого. В описываемом случае имеется в виду проникновение кислородных молекул между молекулами полипропилена или полиэтилена. Чтобы воспрепятствовать диффузии, используются специальные покрытия, наносимые на материал труб.
  5. Недостаточная плотность соединения между элементами системы.
  6. Неисправность или отсутствие воздухоотводчиков.
  7. Осуществление ремонтных работ, в ходе которых произошла разгерметизация.
  8. Коррозийные процессы, приводящие к нарушению герметичности оборудования.

Приведенные выше факторы не исчерпывают причины, которые вызывают завоздушивание системы отопления, однако являются наиболее распространенными.

Предотвращение завоздушивания

Установка воздухоотводчиков

Отводчики воздуха устанавливаются в таких проблемных местах, как изгибы труб или верхние точки нахождения трубопроводов.

Заполнение оборудования водой

Холодная вода подается снизу вверх. В момент заполнения должны быть открытыми все имеющиеся краны, за исключением тех, которые предназначены для спуска воды. В результате описываемых действий вода выдавливает воздух из труб.

Важно! Подавать воду нужно медленно и очень плавно, так как резкое наполнение приведет к возникновению воздушных пузырей. Когда вода начнет течь из крана, его перекрывают, и вода поднимается выше до тех пор, пока не заполнится вся система.

Удаление из системы воздуха

Чтобы оперативно развоздушить систему отопления, необходимо разыскать место скопления излишков воздуха. Сделать это можно с помощью простукивания трубопровода и батарей. Если звук удара глухой, воздух в этом месте отсутствует, а если звонкий – имеется пробка. Если открыть кран Маевского на такой батарее, послышится шипение исходящего воздуха. Когда шипение прекратится и из крана пойдет вода, стравливание воздуха можно заканчивать.

Иногда удаление воздуха из системы отопления может понадобиться и в ходе эксплуатации отопительной системы. Если циркуляция теплового носителя осуществляется естественным образом, он отводится через расширительный бачок, находящийся в верхней точке системы. Если разводка верхняя, подающая труба направлена к расширителю под углом. Если же речь идет о нижнем типе разводки, то отвод воздуха производится так же, как и в случае с системами принудительного нагнетания теплоносителя.

Принудительная циркуляция предполагает наличие воздухозаборника, который находится вверху трубопровода и предназначен для уменьшения давления воздуха. Подающая труба устанавливается под углом к направлению циркуляции воды. В результате пузырьки воздуха накапливаются именно в воздухоприемниках, после отводятся с помощью специальных кранов. Также можно использовать автоматические воздухоотводчики, установленные на нескольких участках отопительной системы.

Разновидности воздухоотводчиков

Существует два вида воздухоотводчиков:

  1. Ручные. К моделям этого типа относятся краны Маевского. Устройство, устанавливаемое на торцевой части радиатора, позволяет удалить скопления воздуха.
  2. Автоматические. Такие воздухоотводчики работают без вмешательства человека, что значительно упрощает процесс развоздушивания системы.

Ручные воздухоотводчики

Отвод воздуха с помощью подобных устройств широко распространен в старых многоквартирных зданиях. В таких домах обычно используется нижняя разводка трубопроводов, из-за чего нередко происходит нарушение циркуляции теплового носителя. Происходит это в результате завоздушивания верхней части отопительной сети.

Чтобы решить проблему, придумано устройство (кран Маевского), позволяющее отводить воздух из проблемной части системы. Кран монтируется на любую батарею и управляется вручную с помощью отвертки или ключа.

Краны Маевского не лишены недостатков:

  1. Удаление воздуха должно осуществляться всеми жильцами по отдельности. Проблема решается установкой запорной арматуры в верхней точке системы. Таким образом, стравливанием занимается эксплуатационная организация дома, а не отдельные жильцы.
  2. Устройства отличаются небольшими габаритами, а потому не слишком производительны. Такие краны могут применяться лишь для удаления небольших локальных пробок.

Еще один вариант того, как спустить воздух из батареи стравливания воздуха – сепаратор. Это устройство, в отличие от крана Маевского, не удаляет воздух из верхней части сети, а отводит его непосредственно из жидкости. Воздушные сепараторы обычно сочетаются с сепараторами шлама. Последние используются для очистки теплоносителя от песчинок, окалин и ржавчины. Особенно полезен этот тандем в сильно разветвленной отопительной системе.

Автоматические воздухоотводчики

Автоматические устройства устанавливаются как по вертикали, так и по горизонтали. Принцип их функционирования состоит в реакции особого поплавка на давление жидкости. Когда воздух накапливается, поплавок опускается до уровня жидкости и открывает клапан, соединяющий систему с внешней средой. При этом воздух выдавливается наружу водой. В результате подъема уровня воды поднимается и поплавок, закрывающий клапан. Таким образом, стартует новый цикл работы устройства.

За счет автоматического клапана подобные устройства обладают высокой производительностью. Недостатком же автоматики является чувствительность к механическим включениям в жидкости. Примеси накапливаются на игле клапана, результатом чего становится неполное закрывание механизма, что, в свою очередь, приводит к протечкам в корпусе. Поэтому использование автоматики оправдано только в комплексе с очистительными фильтрами.

Стабильная работа отопительной системы обеспечивает комфорт проживания в доме. Поэтому удалять излишки воздуха нужно на регулярной основе.

Как спустить воздух из радиатора отопления? Каждый год этим вопросом задаются замерзающие владельцы квартир и частных домов. Проблема холодных и шумных батарей типична для начала отопительного сезона, причем казусы происходят даже с идеально смонтированными системами. Рассказываем, как устранить неприятность и провести профилактику завоздушивания.

Признаки скопления воздуха в радиаторах

Выявить завоздушенные батареи довольно просто. О скоплении газа говорят следующие симптомы:

  • явное снижение теплоотдачи (стояки горячие, а радиаторы не прогреваются);
  • треск, шум, журчание в системе;
  • снижение давления в трубах;
  • увеличение расхода топлива (при индивидуальном отоплении);
  • протечка теплоносителя;
  • прекращение движения жидкости в системе (при естественной циркуляции).

Воздух в радиаторе отопления грозит не только понижением температуры в помещении, но и более серьезными проблемами. Стальные батареи окисляются, покрываются ржавчиной и выходят из строя. Трубы и узкие места заиливаются и требуют промывки или замены.

Воздушная пробка – частая причина охлаждения радиаторов

Завоздушенность системы отопления может привести к поломке циркуляционного насоса. При нормальных условиях подшипники скольжения постоянно находятся в водной среде. При образовании газовых пробок они подвергаются «сухому трению», которое провоцирует выделение большого количества тепла. Излишний нагрев способен повредить скользящие кольца и вывести вал из строя.

Причины завоздушивания отопительной системы

Прежде чем разбираться, как удалить воздушную пробку из системы отопления, стоит определить причину ее образования. К самым распространенным факторам относятся:

  • проведение монтажных либо ремонтных работ;
  • некорректное направление либо угол уклона магистрали;
  • низкое давление, в результате которого пустоты заполняются воздухом;
  • естественное газообразование при сильном нагревании воды;
  • неправильное заполнение системы после монтажа или простоя;
  • нарушение герметичности стыков;
  • подключение системы водяного «теплого пола», расположенного ниже уровня радиаторов;
  • внутренняя коррозия труб;
  • слишком высокая скорость теплоносителя;
  • неисправность воздухозаборных устройств.

Важно! В алюминиевых радиаторах, установленных в многоэтажных домах, воздушные пробки встречаются чаще. Материал вступает в химическую реакцию с теплоносителем, в результате чего образуется много газов. В этом случае батареи лучше заменить на биметаллические, стальные либо чугунные. Временной мерой может стать монтаж автоматических воздухоотводчиков.

Кран Маевского входит в монтажные комплекты для радиаторов

Виды воздухоотводчиков

Для контроля загазованности радиаторов в квартирах и частных домах используются ручные либо автоматические клапаны сброса воздуха из системы отопления. Остановимся на каждом из них подробно.

Игольчатый радиаторный воздушный клапан состоит из корпуса и винта конической формы. Все детали плотно пригнаны друг к другу, что исключает протекание теплоносителя. Воздух из радиатора отопления стравливается через небольшое отверстие в боковой зоне. Кран Маевского можно открыть специальным ключом (идет в комплекте) либо отверткой. Некоторые модели откручиваются вручную.

В современных биметаллических, стальных и алюминиевых радиаторах предусмотрены отверстия для монтажа клапанов. Краны Маевского устанавливаются так, чтобы воздухоотводная трубочка находилась на противоположной от стены стороне и смотрела вниз.

Удаление воздуха при помощи крана Маевского

Важно! В системе с чугунными радиаторами целесообразно использовать автоматические воздухоотводчики, которые соответствуют особенностям материала.

Чтобы выпустить воздух из батареи отопления, соблюдайте следующую последовательность:

  • Подготовьте ключ (отвертку), емкость для воды и сухую тряпку.
  • Если в системе есть насос, отключите его на время проведения работы.
  • Подставьте емкость под кран и осторожно поверните его против часовой стрелки.
  • Из радиатора начнет выходить поток воздуха, он может быть смешан с грязью или ржавчиной.
  • Дождитесь, пока из отверстия не потечет вода, и перекройте кран.

Важно! Если качество теплоносителя оставляет желать лучшего, рекомендуется установить дополнительные отсекающие клапаны. Они монтируются до крана Маевского и защищают его от засоров.

Автоматический воздухоотводчик

Автоматический воздушный клапан для отопления самостоятельно выпускает скопившийся в радиаторе газ. Воздухоотводчик состоит из латунного корпуса, поплавка, шарнирного рычага и собственно клапана. От утечки воды оберегает запорный колпачок, от внешних загрязнений – подпружинная защита.

Система работает следующим образом:

  • В отсутствие воздуха поплавок фиксирует выпускной клапан в закрытом состоянии.
  • По мере скопления газа поплавок опускается, открывая клапан.
  • Воздух покидает камеру, и система возвращается к исходному виду.

Важно! Автоматические модели оснащены разъемами для восьмигранного ключа или отвертки. Эти формы позволяют открыть клапан в ручном режиме, если автоматика выйдет из строя.

Сепаратор воздуха

Сепараторы – сложные устройства, предназначенные для автономных отопительных систем. Принцип их действия заключается в заборе воздуха из воды, конвертации его в пузыри и последующем удалении. Чаще всего аппарат комбинируется с сепаратором шлама, улавливающим примеси грязи, ржавчины и песка.

Конструктивно система представляет металлический цилиндр с воздухоотводом вверху и вентилем для сброса шлама внизу. Внутри конструкции установлена металлическая сетка, создающая вихревые потоки. При прохождении сквозь трубку в теплоносителе образуются пузырьки, которые поднимаются вверх и выходят через воздухоотвод. Осевшую грязь удаляют через нижний сливной кран.

Устройство сепаратора воздуха и шлама

Удаление воздушной пробки в частном доме

Выгнать воздушную пробку из автономной системы отопления немного сложнее:

  • Определите ее локализацию. На проблемное место указывают журчащие шумы и холодные участки магистрали.
  • Продвиньтесь вверх по трубе до ближайшего клапана.
  • Приоткройте кран подпитки и постепенно стравите воздух.

Если стандартный способ не помогает, можно поднять давление и температуру теплоносителя. В большинстве случаев пробка сдвигается, и ее получается выпустить через разъемное соединение. Работать в таких условиях нужно аккуратно – велик риск обжечься горячей водой или паром.

Важно! Если в системе не предусмотрены разъемные стыки, придется сливать воду или ее часть и вновь заполнять магистраль.

Водяной пол, запитанный от радиатора, может привести к завоздушиванию всей системы

Система с естественной циркуляцией

При верхней разводке труб воздух из системы отопления можно удалить через расширительный бачок:

  • Присоедините к патрубку перелива длинный шланг и выведите его на улицу.
  • Отключите группу безопасности котла (если она есть).
  • Откройте кран подпитки примерно на 1/3 – напор должен быть небольшим.
  • Дождитесь, пока из шланга потечет вода, и перекройте подпиточный кран.
  • Обойдите все радиаторы и спустите из них воздух с помощью кранов Маевского.
  • Медленно откройте арматуру, отсекающую котел. Автоматически клапан группы безопасности будет издавать шипящий звук в процессе заполнения котла.
  • Добавьте в систему воду – уровень в баке должен составлять 2/3 от общего объема.
  • Включите котел и проверьте степень прогрева радиаторов.
  • При необходимости повторите развоздушивание батарей.
  • Наблюдайте за работой отопления и уровнем воды в расширительном бачке в течение недели.

Важно! Если открыть кран подпитки на полную мощность, высокое водопроводное давление принесет много растворенного кислорода. Это только усилит завоздушивание системы отопления.

Система с принудительной циркуляцией

Чтобы убрать воздушную пробку из системы отопления с нижней разводкой или принудительной циркуляцией, потребуется два человека. Один будет заполнять трубопровод и следить за показаниями манометра, второй – сбрасывать воздух из радиаторов, когда давление поднимется до 2 Бар. По достижении этой отметки подачу воды необходимо прекратить. При стравливании воздуха через краны Маевского давление в системе будет падать, в эти моменты нужно открывать водопроводный кран.

Важно! В закрытой отопительной системе роль автоматического воздухоотводчика выполняет мембрана расширительного бака. Под давлением газовая пробка выходит в атмосферу, а ее место занимает теплоноситель.

Следите за давлением в автономной системе отопления

Профилактика завоздушивания

Развоздушивание системы отопления – крайний метод. Чтобы он не вошел в привычку, необходимо принимать профилактические меры:

  • Спускайте воздух во время заполнения/дозаправки магистрали.
  • Во время отопительного сезона регулярно проверяйте давление в трубах.
  • Несколько раз в год тщательно осматривайте радиаторы и трубопроводы на предмет протечек.
  • Контролируйте расход топлива и потребление теплоносителя.
  • Не проводите ремонт самостоятельно, если не обладаете необходимыми навыками.

Основной причиной появления воздуха в радиаторах служат ошибки на этапе проектирования автономной системы. При разработке плана необходимо разработать многоступенчатую схему, включающую:

  • автоматический клапан на котле;
  • воздухоотвод на каждом коллекторе и стояке;
  • кран Маевского на каждом радиаторе.

Чтобы не решать в экстренном порядке вопрос с завоздушенными батареями, стоит «на берегу» позаботиться о правильном монтаже отопления, установке автоматических или ручных клапанов и регулярном обслуживании системы. Теплой вам зимы!

Видео: как стравить воздух из автономной системы, не сливая воду

Зачастую в первые дни после начала функционирования отопительной системы обнаруживается, что некоторые батареи работают не в полную силу. Причиной этого может быть завоздушенность элементов. Решение данной проблемы в многоквартирных домах – задача работников ЖЭКов. Но далеко не всегда они ее выполняют добросовестно. А в частных домовладениях устранение неполадок полностью ложится на плечи хозяев. Рассмотрим, как спустить воздух из батареи самостоятельно.

Прежде чем выяснить, как спустить воздух из системы отопления, разберемся, почему он там скапливается. Основные причины:

  • проведение ремонтных работ – во время разбора/сбора элементов в них неизбежно попадает воздух;
  • неправильный запуск системы отопления в многоквартирном доме – по нормативам трубы должны заполняться водой медленно с одновременным стравливанием лишнего воздуха;
  • неплотное прилегание частей системы или плохая герметизация стыков – теплоноситель незаметно вытекает и испаряется, а извне втягивается воздух;
  • пониженное давление в трубопроводе, приводящее к образованию пустот и их заполнению воздухом;
  • повышенное количество кислорода в теплоносителе – в воде всегда присутствуют пузырьки газа, но если их слишком много, то могут образовываться воздушные пробки;
  • неправильное подключение системы теплого пола – расположение веток на разной высоте;
  • некорректная работа или отсутствие воздухоотводчика на батарее.

Кроме того, к скоплению воздуха может привести низкое качество радиатора. отличаются доступной ценой и высокой теплопроводностью. Но металл активно вступает в реакцию с водой, в результате которой выделяется газ водород. Проблему быстрой коррозии частично решает пленка, которой покрывается изнутри алюминий, но она со временем исчезает. Более надежный, долговечный и дорогостоящий вариант – биметаллические батареи, в которых алюминий совмещен со сталью, не поддающейся воздействию воды.

Как правило, с проблемой, как развоздушить батареи, сталкиваются жители последних этажей в многоквартирных домах. При нагревании кислород, растворенный в воде, поднимается вверх, формируя пробки. В частных домах с открытой системой отопления пузырьки воздуха свободно выходят через расширительный бак в верхней точке системы, поэтому воздух обычно не скапливается, за исключением некоторых случаев.

Признаки воздушной пробки и ее вред

Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:

  • температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
  • батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
  • слышны шипящие и булькающие звуки.

Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:

  • снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
  • повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
  • ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
  • выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».

Совет: Обнаружить скопление воздуха можно, постучав по батарее металлическим предметом. В зоне пробки звук будет более высоким и звонким, чем в части, наполненной водой.

Как выпустить воздух из батареи?

Ответ на вопрос, как спустить воздух из , зависит от типа установленного на нем воздухоотводчика. Эти устройства необходимы для облегчения удаления лишнего газа из системы. Их стоит монтировать в тех зонах, где есть риск образования пробок, либо, что еще удобнее, – на каждой батарее. Возможные варианты:

  • (ручной регулятор);
  • автоматическая (поплавковая) система.

Кроме того, на батарее может быть установлен водоразборный кран либо заглушка.

Кран Маевского

Кран Маевского представляет собой запорный клапан игольчатого типа. Он монтируется в торце радиатора вверху. Если необходимо спустить воздух, его следует открутить с помощью специального ключа, который можно купить в хозяйственном магазине, или обычной отвертки. Некоторые модели оснащаются пластиковой рукояткой, для их открытия не нужны инструменты.


Этапы работы по удалению воздуха:

  1. Поставить под запорный клапан емкость для сбора теплоносителя.
  2. Плавно открутить кран Маевского. При этом начнет выходить воздух, что будет сопровождаться шипением. Необходимо дождаться вытекания равномерной струйки воды – это признак устранения пробки. Обычно на это требуется 5-7 минут.
  3. Закрыть клапан.

В процессе развоздушивания вода может начать выходить под давлением, брызгая в разные стороны. Следует положить ветошь на воздухоотводчик, чтобы жидкость впитывалась в нее и плавно стекала в емкость. Стоит учитывать, что вода может быть достаточно горячей, важно избегать ее попадания на кожу.

Важно: Перед открытием крана Маевского не нужно перекрывать весь стояк отопительной магистрали или дожидаться остывания теплоносителя. Эти действия не только являются лишними, но и снижают эффективность развоздушивания из-за падения давления в системе отопления.

Автоматический воздухоотводчик

Если установлен автоматический воздухоотводчик, то вопрос, как правильно спустить воздух из батареи, не возникает. Это устройство, которое может иметь прямую или угловую конструкцию, работает в автономном режиме. Оно монтируется на радиатор строго вертикально или горизонтально.

Автоматический воздухоотводчик оснащен поплавком, который герметично закрывает клапан при условии достаточного уровня воды в системе. Как только в батарее скапливается воздух, поплавок опускается, отверстие открывается, и газ выходит. То есть развоздушивание происходит без участия человека.


Недостатком такого прибора для отвода воздуха является восприимчивость к качеству воды. Наличие примесей в теплоносителе приводит к скорой поломке механизма. В связи с этим следует использовать фильтры. Кроме того, нужно периодически заменять уплотнительное кольцо и чистить иглу клапана. В противном случае вода может начать подтекать.

Заглушка

Непростая задача – выпустить воздух из батареи отопления, если воздухоотводчик отсутствует, а вместо него установлена заглушка. Перед началом работы следует перекрыть доступ теплоносителя к радиатору.

Современные секционные батареи оснащаются верхними заглушками. Полностью снимать фитинг не нужно. Достаточно осторожно медленно провернуть его, сделав несколько оборотов, и дождаться, пока воздух выйдет. Предварительно все смежные поверхности стоит защитить тряпками.

Развоздушить старый чугунный радиатор сложнее, так как обычно заглушка на нем надежно зафиксирована паклей и краской. Алгоритм действий:

  1. Нанести на место соединения фитинга и батареи немного растворителя. Подождать 10-20 минут.
  2. Поставить под отверстие ведро. Положить тряпки на полу.
  3. С помощью разводного ключа открутить заглушку (неполностью), чтобы начал выходить воздух.
  4. Обмотать резьбу уплотнительным материалом и закрутить заглушку.

Важно делать все аккуратно. Если не перекрыть воду и снять фитинг полностью, то из отверстия польется горячая вода под давлением.

Определить, что воздушная пробка устранена, можно, оценив температуру батарей. Секции, которые раньше были холодными, должны потеплеть.

Кран

На многих старых батареях стоят обычные водоразборные краны. При откручивании вентиля из отверстия начинает течь вода, а вместе с ней выходит накопившийся воздух. Может потребоваться слить несколько ведер жидкости, чтобы убрать весь лишний газ.

Для облегчения работы, желательно использовать длинный гибкий шлаг: один конец присоединить к крану, а второй – опустить в унитаз. Вентиль необходимо открывать максимально, чтобы обеспечить высокую скорость вытекания воды.

Частный дом

При возникновении воздушной пробки в нужно не только работать с каждой батареей в отдельности, но и производить удаление из всей системы в целом. Процедура может несколько отличаться в зависимости от того, используется система отопления с открытым или закрытым . Но в целом она сводится к тому, что и батарей выпускается воздух с помощью одного из описанных выше способов.

Воздушные пробки снижают эффективность работы отопительных систем и повышают риск поломок. Удалить лишний воздух из радиатора можно самостоятельно. Проще всего это сделать, если установлен ручной воздухоотводчик. В дальнейшем важно выяснить причину возникновения проблемы и устранить ее. В сложных ситуациях лучше обращаться к сотрудникам жилищно-эксплуатационных контор.

При первом столкновении с проблемой, как стравить воздух из батарей отопления, видео помогут вам избежать ошибок.