» »

Подробности убийства настоятеля монастыря в Переславле: убийца оттащил от окна раненого игумена, когда тот хотел позвать помощь

23.09.2019

27-летний Александр Шулешов оказался вовсе не послушником, а трудником. Сегодня он задержан Главным следственным управлением СК России по делу об убийстве настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря, что в Переславле-Залесском, игумена Даниила (Максима Соколова).

Следствие и ранее заявляло о том, что к данному преступлению может быть причастен Шулешов, который 7 июля покинул территорию монастыря.

Следователи в рамках дела допросили послушников и служителей монастыря, провели обыски в кельях и назначили необходимые экспертизы.

Тело настоятеля монастыря было обнаружено в пятницу. Убийца нанес ему более десяти ножевых ран.

Подозреваемый оказался бывшим осужденным. Своего дома у него не было. В монастыре он был трудником, а не послушником, то есть просто работал в монастыре и не собирался принимать монашеский постриг.

Накануне дня убийства он пришел к игумену и просил его отпустить на побывку к друзьям на два дня. Но ему было отказано. Даниил опасался, что Александр встретится со своими бывшими друзьями, выпьет и может взяться за старое. В день убийства Александр в спешном порядке покинул монастырь.

Игумен Даниил - замечательный человек, очень тихий, скромный, трудолюбивый, молитвенник. Я даже представить не могу, у кого могла подняться на него рука, - говорит пресс-секретарь Переславской епархии отец Андрей. - В какой-то корыстный мотив у нас никто не верит. Свято-Троицкий Данилов монастырь совсем небогатый. Там недостаток во всем. Нужны и средства, и трудники. Монастырь был основан в 1508 году. После революции, в 1923 году обитель закрыли, монастырь перешел в ведение музея. Верующим его вернули в 1995 году. И только недавно на средства благотворителей восстановили.

Братия там на самом деле немногочисленная, - говорит тезка пресс-секретаря, друг убитого, настоятель прихода Сретенского храма отец Андрей (Уфимцев). - Ныне почивший игумен и два иеромонаха. Плюс не больше 10 трудников. Ну и, конечно, монастырю помогали прихожане. Службы там проводятся каждый день...

В миру игумена Даниила звали Максим Соколов, родом из Подмосковья. После школы закончил военное училище, активно занимался спортом. Потом служил, работал пожарным. А в 1996 году пришел в монастырь. Ведь как люди выбирают монашеский путь? Господь попечение окажет, а какие-то вехи человек уже сам ставит. Отец Даниил сначала был послушником, потом принял постриг, был благочинным Свято-Троицкого Данилова монастыря, а последние годы - его игуменом. Его трудами и была восстановлена обитель. Его молитвы были в числе тех первых молитв, которые прозвучали в монастырских стенах после возвращения святыни Церкви.

Теперь будет трудником на лесоповале. Там много хуже, чем в монастыре.

& ***САМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ ПОСТЫ*** &

«Отец Даниил не дал ему благословения на встречу со старыми знакомыми»

Такой драмы в православной церкви не случалось уже давно. В собственной келье был найден убитым настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря, что в Переславле-Залесском, игумен Даниил (Максим Соколов). Эксперты обнаружили на теле 42-летнего священнослужителя более десяти ножевых ран. Следствие объявило в розыск трудника этой же обители.

О том, что могло стать причиной трагедии, и как отбираются послушники в монастыре, мы поговорили со священниками Переславской епархии.

Утром настоятель не появился на литургии. Иеромонахи сразу же насторожились. Ранее игумен Даниил поднимался к утренней службе, даже когда сильно болел, с высокой температурой. Заподозрив неладное, они поспешили к нему в келью и увидели страшную картину. Небольшая комнатка была залита кровью.

Очевидцы вспомнили, что накануне к настоятелю обратился с просьбой один из трудников, который работал на кухне (трудники отличаются от послушников тем, что просто работают в монастыре, а послушники готовятся принять монашеский постриг). Бывший осужденный, отбывший срок в колонии, 36-летний Александр, хотел отлучиться из монастыря на два дня домой. Пришел за благословением. Но игумен Даниил ему отказал, так как опасался, что послушник может встретиться со своими бывшими друзьями, напиться и совершить новое преступление.

Утром выяснилось, что Александр покинул монастырь, по всей видимости, в срочном порядке, потому что в комнате остались нетронутыми его личные вещи.

Послушники вспомнили, что бывший зэк был родом из Нижнего Новгорода. Там его сейчас в первую очередь и ищут правоохранители.

А в монастыре продолжают работать следователи и криминалисты. Также в обитель прибывают монахи, которые хорошо знали убитого настоятеля.

Игумен Даниил - замечательный человек, очень тихий, скромный, трудолюбивый, молитвенник. Я даже представить не могу, у кого могла подняться на него рука, - говорит пресс-секретарь Переславской епархии отец Андрей. - В какой-то корыстный мотив у нас никто не верит. Свято-Троицкий Данилов монастырь совсем небогатый. Там недостаток во всем. Нужны и средства, и трудники. Монастырь был основан в 1508 году. После революции, в 1923 году обитель закрыли, монастырь перешел в ведение музея. Верующим его вернули в 1995 году. И только недавно на средства благотворителей восстановили.

Братия там на самом деле немногочисленная, - говорит тезка пресс-секретаря, друг убитого, настоятель прихода Сретенского храма отец Андрей (Уфимцев). - Ныне почивший игумен и два иеромонаха. Плюс не больше 10 трудников. Ну и, конечно, монастырю помогали прихожане. Службы там проводятся каждый день...

В миру игумена Даниила звали Максим Соколов, родом из Подмосковья. После школы закончил военное училище, активно занимался спортом. Потом служил, работал пожарным. А в 1996 году пришел в монастырь. Ведь как люди выбирают монашеский путь? Господь попечение окажет, а какие-то вехи человек уже сам ставит. Отец Даниил сначала был послушником, потом принял постриг, был благочинным Свято-Троицкого Данилова монастыря, а последние годы - его игуменом. Его трудами и была восстановлена обитель. Его молитвы были в числе тех первых молитв, которые прозвучали в монастырских стенах после возвращения святыни Церкви.

- Как в монастырь попадают трудники и послушники? - спрашиваю пресс-секретаря Переславской епархии.

Люди приходят к игумену монастыря, он пишет прошение на имя архиерея, и уже епископ Переславский и Угличский, владыка Федор дает благословение - принимать или не принимать человека на работу в монастырь.

Очень многие люди приходят с зоны, их после освобождения никуда не берут на работу, они стараются к храму прибиться. Надежды у них ни на кого нет, вот и просят помощи у приходских священников, в монастырях. Многие из бывших осужденных встают на путь исправления. Путь спасения ведь всем открыт. А как им воспользоваться, зависит уже от самого человека.

А разбойники есть и среди святых. Первый разбойник вошел в рай на кресте.

- Бывает, что кому-то отказывают?

Архиерей не разрешает брать кого-то без документов.

Священники говорят, что жить в монастыре - это большой труд, как духовный, так и телесный, поэтому не каждый в монастыре и остается.

Кого-то с улицы работать в монастырь вряд ли возьмут, нужны рекомендации, - говорит в свою очередь отец Андрей (Уфимцев). - Потом за трудником наблюдают, решают, стоит его оставлять в монастыре или нет.

- Ночью на территорию монастыря могут проникнуть посторонние?

Когда заканчивается вечернее богослужение, монастырь полностью закрывается. Здесь высокие стены, большие железные ворота.

- В кельях у монахов есть замки?

Пока не постучишься, не прочитаешь молитву, тебе никто не откроет. В кельях на дверях есть защелки...

Отпевать игумена, отца Даниила будут 9 июля в его родном Свято-Троицкого Даниловом монастыре.

Уже сейчас в монастырь прибывает очень много народа. По усопшему священнику постоянно читают Евангелие, - говорит отец Андрей (Уфимцев). - Отпевать его будет владыка. Похоронят отца Даниила за алтарем Троицкого собора.

СК по Ярославской области между тем возбудил уголовное дело по статье «Убийство». Местонахождение беглого послушника устанавливается.

Познакомились мы с отцом Даниилом давно, в 2000-м или 2001 году. Случайно, если, конечно, что-нибудь бывает случайно в этом мире. На Даниловском кладбище в Москве. Мы пришли помянуть схимонахиню Даниилу (Мачкину), отслужить на ее могилке панихиду.

Схимонахиня Даниила, в миру Прасковья Емельяновна Мачкина, почила о Господе в 1999 году. Была она живой даниловской легендой. Пришла в московский Данилов монастырь в начале 1920-х годов, совсем юной девушкой, с мамой. Отстояв огромную очередь, исповедалась у даниловского духовника иеромонаха Серафима (будущего архимандрита, в схиме Даниила) и осталась его духовным чадом на всю жизнь. Была активной прихожанкой, помогала даниловской братии в ссылках, ездила в лагерь к настоятелю Данилова архиепископу Феодору (Поздеевскому). В 1932 году владыка несколько месяцев тайно жил в доме Мачкиных под Каширой, набираясь сил после многочисленных тюрем, лагерей и ссылок. В 1937 году, когда почти вся даниловская братия была расстреляна, Паню еще не арестовали – посадили позже, во время войны, в 1942-м. Дали 5 лет, которые она отбыла в лагере в Свердловске. Потом не прописывали обратно в Москву, скиталась по друзьям и знакомым. Трудилась всю жизнь в храмах. В 60-е годы духовник постриг ее в монашество – Прасковья стала монахиней Параскевой. Но так уж ведется в обители князя Даниила, что все даниловские стремятся принять постриг с именем любимого святого князя: есть предположение, что архиепископ Феодор успел принять постриг в великую схиму с именем Даниил, отец Серафим незадолго перед смертью стал схиархимандритом Даниилом. И монахиня Параскева за два месяца до кончины стала схимонахиней Даниилой. Было ей тогда почти 95 лет.

И вот к матушке Данииле мы пришли на могилу на Даниловском кладбище. Мы – это три редактора издательства «Даниловский благовестник» и младшая сестра схимонахини – Антонина Емельяновна. Был теплый солнечный осенний день, еще не опала ярко желтая листва, на кладбище было пусто и проникновенно тихо. Мы-то собрались, а вот даниловский иеромонах, который должен был отслужить панихиду, не смог прийти. Мы постояли на могиле, помолились и пошли в кладбищенский Свято-Духовский храм поискать священника. Но в храме свободного батюшки тоже не было, и мы потихоньку побрели к выходу. И вдруг видим – навстречу нам по центральной аллее кладбища идет монах. Мы радостно бросились к нему, спросили – священник ли он? Он ответил, что иеромонах. Мы наперебой начали рассказывать ему, что нам нужно отслужить панихиду, что не пришел наш батюшка. Но иеромонах извинился и сказал, что не может, что он проездом в Москве, что торопится, что пришел на могилу старца Аристоклия (тогда мощи старца еще не перенесли на Афонское подворье) и должен сразу бежать на вокзал. Батюшка был совсем еще молодой (ему тогда было лет 27–28), очень серьезный и немногословный. Продолжая все-таки его уговаривать, я сказала: «Батюшка! Это была монахиня, схимонахиня Даниила!» Батюшка быстро и внимательно посмотрел на меня (до этого он все время по-монашески смотрел вниз перед собою) и вдруг согласился. В храме священнику дали облачение, и мы вернулись к матушкиной могиле.


Батюшка отслужил панихиду, неспешно, спокойно, просто, но в то же время торжественно. И вообще, весь его облик, манера держаться и как он служил – во всем было что-то по-настоящему монашеское. Хорошо пел. Антонина Емельяновна была очень довольна и все повторяла, что он служил совсем как прежние даниловские монахи, пел, как они, таким же даниловским распевом, и вообще, что он «настоящего прежнего даниловского духа». И только после панихиды мы спросили его имя. Он, слегка улыбнувшись, сказал: «Даниил». И нам сразу стало понятно, почему он так неожиданно согласился – монах Даниил не мог не отслужить панихиды по монахине Данииле. «Вы в честь князя Даниила?» – «Нет, в честь преподобного Даниила Переяславского. Из Данилова монастыря, но из Переславля-Залесского». Все равно Даниил! Оба Даниила – и князь, и преподобный – в честь преподобного Даниила столпника! И вообще, как тесно переплелись в этой истории и святые Даниилы, и их обители, и названные в их честь монахи! У святых тоже есть какие-то свои особые связи между собой, дружбы друг с другом...

Отец Даниил ни о какой плате не хотел даже слушать. Антонина Емельяновна с большим трудом уговорила его взять испеченных ею пирожков – помянуть матушку Даниилу. Мы звали его после могилы старца Аристоклия зайти на наши маленькие поминки, в издательство, но он не пришел.

После этой панихиды я вписала отца Данила в свой синодик и обязательно молилась о нем как о благодетеле. До Переславля-Залесского доехать долго не удавалось, но помнила, что там есть монах «настоящего даниловского духа», как сказала Антонина Емельяновна. Через несколько лет одна моя подруга по московскому Данилову монастырю купила дом под Переславлем и стала ходить и в тот Данилов. Я передавала поклоны отцу Даниилу, просила молитв. Однажды была там на службе, когда еще только реставрировали Троицкий собор с его неимоверными по силе росписями из Апокалипсиса. Отец Даниил нам их показал после службы. Через какое-то время их всех, братию во главе с настоятелем, в том числе и отца Даниила, перевели восстанавливать далекий Успенский Адрианово-Пошехонский монастырь на самом севере Ярославской области . Через три года отца Даниила одного вернули обратно в Данилов. Там он и был единственным иеромонахом, а потом игуменом обители до самой своей мученической кончины…

Служил отец Даниил и в монастыре также просто, спокойно и сосредоточенно. Воскресная, праздничная да и будничные Литургии могли быть у него очень длинными. Потому что батюшка очень подолгу исповедовал. Постоянные прихожане исповедовались быстро, они уже все прошли у него свои «генеральные» исповеди, поэтому спокойно сидели на лавочках и ждали Причастия. А вот если в храме появлялся новый человек, то отец Даниил исповедовал, как сейчас говорят, «по полной программе». Батюшка не довольствовался несколькими часто механически перечисленными человеком грехами – отец Даниил задавал вопросы, причем вопросы очень серьезные. Батюшка не жалел ни сил, ни времени – исповедь могла длиться час и больше. Он старался, чтобы человек на этой своей исповеди наиболее очистился от самых стыдных и мерзких своих грехов, о которых говорить особенно тяжело, и сам человек может многие годы не решаться их исповедовать. А отец Даниил помогал ему от них избавиться. Батюшка советовал хоть раз исповедаться по вопросам на исповеди из дореволюционного Требника. После исповеди у отца Даниила люди отходили какими-то посерьезневшими, сосредоточенными, как бы заглянувшими в себя, в свои греховные глубины, в которые до этого заглядывать боялись. Часто заплаканными. И всегда – посветлевшими.

Была такая исповедь и у меня. Батюшка очень помог мне. Я буду всегда ему благодарна.

Батюшку убили в день Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – 7 июля 2016 года. Перед литургией отец Даниил выходил из своей кельи на службу, а его уже поджидали у дверей, сразу нанесли удар ножом в шею, затащили в келью и там дальше резали, кололи – нанесли более 10 ударов ножом. Судя по всему, пытались отрезать голову. В руки уже замученному батюшке, говорят, вложили Требник. В это время в храме стояли люди. Ждали, когда придет отец Даниил и начнется служба – батюшка никогда не опаздывал и всегда приходил, даже тяжело больной. На аналое лежала икона – «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи»…

В убийстве сразу обвинили трудника монастыря, якобы бывшего зэка, которого в монастырь взял сам отец Даниил. Об этом трубили на телевидении, в газетах и интернете. Мол, вот, что в монастырях творится – сами набирают всяких уголовников, сами и виноваты. Потом выяснилось, что трудник тут ни при чем, но об этом уже никто не трубит. И вообще об этом больше никто не пишет и не требует разобраться, найти и наказать убийц…

На отпевании игумена Даниила один из священников сказал: «Какой кончины Господь сподобил отца Даниила! Как первых христиан! Мученической! Нам бы так!»

Упокой, Господи, душу убиенного игумена Даниила и его святыми молитвами помилуй нас!

Татьяна Петрова

Страшная весть о трагической кончине настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском игумена Даниила (Соколова) пришла 7 июля. Его жизнь после принятия монашества была связана с восстановлением из руин этой древней святыни. «Избрав монашеский путь, отец Даниил пришел подвизаться в полюбившуюся его сердцу Троицкую Данилову обитель. Его трудами восстанавливался монастырь, его молитвы были в числе тех первых молитв, которые прозвучали в монастырских стенах после возвращения святыни Церкви», - вспоминает о нем митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. Следственные органы сейчас ищут преступника, поднявшего руку на священнослужителя, нам же остается молиться об отце Данииле и вспоминать его. Своим рассказом о почившем батюшке поделился ключарь Владимирского кафедрального собора Переславля-Залесского протоиерей Андрей Кульков .

Есть у военных такой термин - «второй номер». После игумена Иоанна (ныне владыки) в Даниловском монастыре таким незаменимым «вторым» был для меня отец Даниил. Вспоминаю отпевание моего отца, монаха Матфея, постриженного перед смертью по благословению владыки Михея. Отпевание моей мамы. Вижу военный уазик и где-то всегда рядом - братскую руку отца Даниила. Или вот понадобилось привезти в наш дом какую-то мебель. Тащим этот диван из монастырского «бычка» вместе с о. Даниилом, смеемся, что в деревенском доме нестандартные узкие двери. Или просто встретились где-то случайно. При каждой встрече расплываемся в улыбках, пара слов, пара шуток, как условный знак «свой-свой»… Вроде и нет человека с тобой напрямую рядом, а он рядом, пусть и вторым планом. Если мы и говорили, то мало, вскользь. Ясно, что главное не в словах. Это когда ты с человеком, что называется, «на одной волне». Это если человек молится. Если он доброго Духа. А отец Даниил таковым и был. С ним и помолчать было хорошо, не тягостно. Он был свой…

Если б меня спросили, кого из близких мне священников вскоре заберет Господь, менее всего я подумал бы про отца Даниила (впрочем, как и про отца Олега Колмакова). А если бы меня спросили, кого я считаю наиболее достойным священником из монашествующих в своем окружении, я бы, не задумываясь, назвал игумена Даниила. Значит, действительно Господь выбирает среди лучших…

Я не знаю, каким должен быть монах, но если бы принял монашество, я взял бы себе за идеал отца Даниила. Я старался бы вести себя так, как вел себя он: чураться не людей, но господствующего среди них греха, бояться не тишины, в которой живет Бог, но пустоты, в которую облекают себя люди, чтобы изолировать себя от Бога. Бояться Бога, а не сиюминутных и суетных своих страхований. И малодушие свое и трусость не выдавать за смирение!

Я знаю, что для каких-то выводов нужно, чтобы прошло время. Но для меня вполне очевидно, что от нас ушел светлый и Божий человек, ушел, чтобы молиться за нас, грешных. Его мученическая кровь взывает к нашей христианской совести и свидетельствует о том, что зло давно уже и глубоко вторглось в наши пределы и пора уже проводить полную духовную мобилизацию. Куда еще отступать?! Или кого еще отдадим на заклание?!

Тело настоятеля 7 июля обнаружили монахи, которые пошли к нему в келью, чтобы узнать, почему он не появился на утренней литургии. По словам очевидцев, вся комната была буквально залита кровью.

«Послушник, обнаруживший тело, оповестил церковные власти о происшествии и вызвал полицию», — рассказывает один из монастырских работников.

«По факту произошедшего следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ (убийство)», — сообщили «Газете.Ru» в СК по Ярославской области.

По словам официального представителя ведомства, в настоящее время на месте происшествия работают следователи и криминалисты. Они проводят осмотр места происшествия, выполняются необходимые мероприятия, направленные на установление лица, совершившего преступление.

Как сообщили «Газете.Ru» источники в правоохранительных органах,

у следствия уже появился подозреваемый — это 36-летний Александр Ш., уроженец Нижнего Новгорода. Мужчина был послушником и проживал на территории монастыря.

Сразу после преступления он исчез.

«Сейчас Александр Ш. объявлен в розыск, проводятся оперативно-разыскные мероприятия для установления его местонахождения и поимки», — рассказывает собеседник.

По версии следствия, убийство могло быть совершено на почве неприязни или из корыстных побуждений. Впрочем, церковные власти сомневаются, что мотивом убийства могло стать ограбление. «Монастырь слишком малочислен и беден, чтобы предполагать, что настоятель был убит ради наживы», — заявляют в Переславской епархии.

По словам епархиального пресс-секретаря отца Андрея, окружение игумена не может поверить, что кто-то мог поднять руку на игумена Даниила. «Невозможно представить, что кто-то мог даже угрожать ему.

Это самый тихий из всех батюшек, самый скромный. Невинный, молчаливый батюшка»,

— сообщил он РИА «Новости».

Похороны игумена пройдут в субботу, 9 июля. «Завтра будет божественная литургия в Даниловском монастыре, а после нее отпевание отца Даниила», — сообщил отец Андрей. По его словам, вопрос о том, кто возглавит монастырь, будет решаться позже.

Свои соболезнования епископу Переславскому и Угличскому Феодору по поводу трагической гибели настоятеля уже выразил митрополит Красноярский и Ачинский, глава Красноярской митрополии Пантелеимон. «Трудами отца Даниила восстанавливался монастырь, его молитвы были в числе тех первых молитв, которые прозвучали в монастырских стенах после возвращения святыни церкви... Свое послушание отец Даниил нес с любовью и смирением», — говорится в сообщении Пантелеимона.

Сам епископ Переславский и Угличский Феодор ранее обратился к клирикам епархии, прихожанам монастыря, родным и близким погибшего настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря игумена Даниила (Соколова) со словами глубокого соболезнования, сообщает пресс-служба епархии.