» »

"Булгария", теплоход. Крушение теплохода «Булгария» в Куйбышевском водохранилище. "Булгария", теплоход: крушение судна

27.09.2019

Трагедия теплохода «Александр Суворов»: как в «мясорубке» на Волге погибли 176 человек

Поздним летним вечером 5 июня 1983 года жизнь на борту теплохода «Александр Суворов» текла своим чередом. Кто-то после ужина уже спал в своих каютах, но большинство пассажиров собрались на верхней палубе гордости советского речного флота. В разгаре были традиционные круизные развлечения - кино и танцы. Солнце уже зашло, и в глубоких сумерках практически никто не обратил внимания на происходящее за бортом. В 22:45 «Суворов» на полном ходу врезался в мост, пересекавший Волгу в районе Ульяновска. Пролет моста буквально срезал ходовую рубку и кинозал, перемалывая всех находящихся там. Onliner.by рассказывает о крупнейшей катастрофе в истории речного флота СССР.

Сейчас варианты проведения отпуска ограничены лишь фантазией человека и его финансовыми возможностями. В Советском Союзе даже в самые тучные его годы все было несколько сложнее. Для абсолютного большинства граждан страны отдых был возможен лишь в ее пределах, но, к счастью, размеры государства позволяли выбрать формат по вкусу. Самым популярным, конечно, был ежегодный визит на море: для счастливчиков - в санаторий, для остальных - с палаткой «дикарем». Люди, активные душой и телом, предпочитали самостоятельные походы: горные и водные, пешеходные и на лодках. Кто-то путешествовал турпоездами по стране, кто-то вскапывал грядки на даче, кто-то предпочитал тихую охоту на рыбу в компании друзей, костра, гитары и бутылочки-другой. Но самым привлекательным видом отдыха оставались круизы.

Круизы были универсальны. С одной стороны, это был отдых на воде с возможностью загорать и купаться в море или реке, с другой - путешествие на теплоходе гарантировало постоянную смену впечатлений от все новых городов по его маршруту. Наконец, корабль предоставлял все развлекательные возможности гостиницы или санатория: бары, рестораны, дискотеки и кино.





Отпуск в круизе был, наверное, самым труднодоступным для простого советского человека видом организованного отдыха. В масштабах огромной страны пассажирский туристический флот был относительно невелик, хотя и постоянно развивался, особенно начиная с 1970-х годов, когда благодаря притоку в СССР нефтедолларов государство смогло начать масштабную программу обновления, размещая десятки заказов на зарубежных верфях.

Одним из этапов этого проекта стало строительство на верфи Slovenske lodenice в чехословацком городе Комарно серии из девяти речных теплоходов, предназначенных исключительно для туристических круизов. По первому судну, переданному советскому заказчику в 1976 году, этот тип кораблей получил название «Валериан Куйбышев», но неофициально за свой характерный облик с удлиненным корпусом и острым носом их прозвали «крокодилы». Одним из кораблей серии и стал теплоход «Александр Суворов», поступивший в Волжское пароходство в 1981 году.

Теплоход «Климент Ворошилов», один из девяти аналогичных судов серии «Валериан Куйбышев»

Спустя год, в 1982-м, «Суворова» передали из Горького (сейчас Нижний Новгород) в Волго-Донское пароходство на замену ушедшему на Дальний Восток теплоходу «30 лет ГДР» и начали эксплуатировать на линии Ростов-на-Дону - Москва. В свой очередной круиз по этому маршруту корабль вышел в начале июня 1983 года. На борту находилось 50 членов экипажа, 35 человек обслуживающего персонала и 330 туристов, в основном донбасских шахтеров, премированных путевками в дефицитное путешествие за ударный труд. По отдельным данным, теплоход перевозил и некоторое количество неучтенных пассажиров, родственников и знакомых экипажа.

«Александр Суворов» не был самым роскошным судном советского речного флота (на нем, например, не было бассейна, как на теплоходах «Антон Чехов» и «Лев Толстой»), но все же уровень предлагаемого комфорта был несопоставим с прежними советскими реалиями. Все пассажирские каюты на корабле были полулюксами (то есть с собственными санузлами). На борту имелись два ресторана, бар, читальный и музыкальный салоны. На верхней («солнечной») палубе размещались солярий, танцплощадка и специальная надстройка, в которой находился кинозал.



Верхняя палуба теплохода «Александр Суворов»





Кинозал теплохода «Александр Суворов»

Именно на этой открытой палубе вечером 5 июня и собралось большинство пассажиров. Ужин уже закончился, и наступило время традиционных развлечений. Теплоход как раз проходил Ульяновск, крупный город и родину Ленина. В кинозале должен был быть разыгран аукцион, после чего планировали показать старый, но от того не менее интересный детектив «Возвращение „Святого Луки“». Работала и танцплощадка. Для находившихся в отпуске шахтеров и членов их семей все это было достаточным поводом отложить сон, несмотря на довольно позднее время. Шел одиннадцатый час вечера.

Здесь же, на верхней палубе находилась и ходовая рубка. В 20:00 на дежурство заступил старший помощник капитана Евгений Митенков. Капитан корабля Владимир Клейменов спал в своей каюте, его смена наступала лишь в полночь. Непосредственно у штурвала стоял рулевой Уваров. Именно этим двум морякам, Митенкову и Уварову, суждено было совершить ошибку, погубившую почти две сотни человек.

Теплоход «Александр Суворов»

В Ульяновске Волгу пересекал Императорский мост. Это двухкилометровой длины сооружение построили в 1916 году, а с 1950-х переправа совмещала в себе один путь железной дороги и две автомобильные полосы. В большинстве мостов судоходные пролеты размещались ближе к центру конструкции, но не в ульяновском. В данном случае высота моста снижалась к левому берегу Волги, а судоходным пролетом являлся третий, ближний к правому берегу реки. Митенков прекрасно знал это, он минимум 18 раз проходил мост только на «Александре Суворове». Однако вместо того, чтобы, как обычно, пройти через третий пролет, он направляет переполненный людьми теплоход в шестой, который был значительно ниже корабля.







В 22:45 пассажиры, находившиеся в своих каютах, услышали глухой гул и скрежет. Многие даже не поняли, что же только что произошло. Поднявшись по трапам, они увидели страшную, совершенно непередаваемую картину. Лестницы наверх были залиты кровью, сама открытая палуба представляла собой кошмарное зрелище из металлических обломков, бревен, перемешанных с кусками тел людей, которые считаные минуты назад еще наслаждались июньским вечером.

Шедший на полном ходу (около 25 км/ч) теплоход врезался в шестой пролет моста. Металлические фермы как ножом срезали ходовую рубку и расположенный за ней кинозал. Все находившиеся там и на открытой танцплощадке пассажиры и члены экипажа попали в настоящую мясорубку. «Александр Суворов» продолжал по инерции идти вперед, а смятые пролетом надстройки, не проходившие под его габарит, двигались в обратном направлении, перемалывая людей, разрывая их на части.

«Александр Суворов» во время следственного эксперимента после катастрофы

Одновременно с теплоходом по железнодорожной части моста проходил грузовой поезд. Столкновение с кораблем сдвинуло пролет на 40 сантиметров, и 11 вагонов из 53 сошли с рельсов, некоторые из них перевернулись. На искалеченных пассажиров, оставшихся на изуродованной верхней палубе, полетели бревна, посыпались зерно и уголь. С рельсов сошла и цистерна с бензином - и лишь чудом, запутавшись в металлических конструкциях пролета, не упала вниз. Можно лишь представить, каких масштабов достигла бы трагедия, если бы цистерна все-таки упала вниз и взорвалась. Скорее всего, на борту «Александра Суворова» не выжил бы никто.

Поврежденный мост

Но и без этого катастрофа была ужасающей. В общей сложности погибло 176 пассажиров и членов экипажа. Тела, точнее, их части, продолжали находить на берегах Волги и в самой реке еще около месяца. Пострадавшими были переполнены ульяновские больницы, у большинства были рваные раны, ампутированы конечности. Ситуация усугублялась еще и тем, что выжившие были засыпаны углем и зерном с проходившего по мосту грузового состава.

Въезд в Ульяновск был немедленно ограничен, но количество жертв было таково, что замолчать случившееся не получилось. Спустя два дня, 7 июня 1983 года, ТАСС выпустило традиционно короткое и крайне сухое сообщение: «От Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР. 5 июня с. г. на Волге, вблизи г. Ульяновска, произошла авария пассажирского теплохода „Александр Суворов“, повлекшая за собой человеческие жертвы. Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших».

Для расследования катастрофы в город прибыла правительственная комиссия во главе с первым заместителем Совета министров СССР и членом Политбюро ЦК КПСС Гейдаром Алиевым. По Ульяновску ползли слухи о диверсии, о том, что экипаж был пьян, однако все, как это часто бывает в подобных случаях, оказалось проще. Остатки ходовой рубки с телами старшего помощника Митенкова и рулевого Уварова подняли со дна Волги. Экспертиза показала, что они были трезвы. Их же в конечном счете и обвинили в произошедшем.

Пунктиром отмечены уничтоженные при столкновении надстройки верхней палубы

Как мог Митенков, неоднократно проходивший Императорский мост, так ошибиться в выборе пролета? Согласно выводам комиссии, свою роль сыграл целый ряд факторов. Во-первых, мост в это фактически уже ночное время был не освещен сигнальными огнями. Во-вторых, именно на шестом пролете стояла будка путевого обходчика, которую находившиеся в рубке «Александра Суворова» моряки могли принять за сигнальный щит, обозначавший судопроходный пролет. В условиях плохой видимости и, судя по всему, утраты концентрации Митенков и Уваров могли отвлечься, потеряв ориентацию в сумерках, забыв об особенностях моста в этом городе, где судопроходный пролет смещен к правому берегу, а не расположен по центру сооружения. Результатом халатности стала гибель 176 человек.

Повреждения кормовой части

Виновным в утрате дисциплины в рядах экипажа был признан и капитан «Суворова» Владимир Клейменов. Он выжил: во время столкновения его выбросило из собственной каюты, после чего спасатели обнаружили его в воде у одной из опор моста. Несмотря на то, что его смена начиналась лишь в полночь и он имел право на отдых перед ней, Клейменова осудили на десять лет лишения свободы, из которых он отсидел около шести, а в 1988-м был освобожден по состоянию здоровья. Стресс, моральные переживания и полученный срок сделали его последней жертвой трагедии. В 1990-м, спустя всего год после освобождения Клейменов умер от сердечного приступа.

Капитан Клейменов

А вот пострадавший теплоход, как ни странно, катастрофу пережил. После всех следственных экспериментов его отбуксировали в Ростовскую область, а затем на Дунай, где на Измаильском судоремонтном заводе специалисты, прибывшие с чехословацкой верфи в Комарно, полностью восстановили его. На корабле вновь появились ходовая рубка, кинозал, дымовые трубы, о случившемся больше ничего не напоминало. Его даже не переименовали, как было принято в подобных случаях. После ремонта «Александр Суворов» вновь вернулся в Волжское пароходство и уже в 1984-м, спустя год после катастрофы вышел в свою очередную навигацию. Теплоход до сих пор успешно работает на различных волжских круизах.

Двухпалубный теплоход (дизель-электроход) «Булгария » был построен в 1955 году на верфи Národný Podnik Škoda Komárno (сейчас Slovenské lodenice Komárno a.s. ) в Комарно (Чехословакия, сейчас - Словакия) по проекту 785 во второй серии.

С момента постройки теплоход носил имя Украина , в феврале 2010 года был переименован в честь Волжской Булгарии - древнего государства на территории современного Татарстана. До 1962 года принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству (ВОРП), порт приписки - Горький, затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время - ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“», генеральный директор - Валерий Незнакин, крупнейший акционер - Михаил Антонов), порт приписки - Чайковский.

В 2000-2010 годах арендаторами теплохода были «Казанская судоходная компания», «Водафлот», «Волгатур». Затем теплоход был арендован ООО «Бриз» (генеральный директор - Валерий Незнакин, которым в июне 2011 года теплоход был сдан в субаренду казанскому ООО «АргоРечТур» (директор - Светлана Инякина), которое имело плохую деловую репутацию и не входило в Единый реестр туроператоров, что означает отсутствие прав организовывать перевозки.

Продажей билетов на круизы на теплоходе для разных туроператоров в последние годы занималась казанская фирма «ИнтурВолга». Пассажиры отдельно, как правило, не страховались, в том числе и в потерпевшем крушение рейсе, но входили в программу обязательного страхования на транспорте (с компенсацией родственникам 120 МРОТ, или 519 тыс. руб) в случае смерти, а также обычного медстрахования по полисам ОМС. Сам теплоход не был застрахован.

Теплоход ходил по водохранилищам и крупным озёрам бассейна реки Волги (в том числе по Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.

В ночь с 4 на 5 сентября 2008 года, находясь на отстоечном пассажирском рейде, судно вышло за его границу и село на мель всем корпусом недалеко от речного порта Казани (1311-й км Волги). Через 2 часа вызванный буксир-толкач снял судно с мели, и оно благополучно вернулось в речной порт.

Крушение и последующие события

Теплоход «Булгария», совершавший круиз по маршруту Казань - Болгар - Казань, 10 июля 2011 года затонул в Волге в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана.

Согласно отчёту «Ространснадзора», «Около 12:25 10 июля судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент д/э „Булгария“ входил в левый поворот. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт.» В результате угол крена составил 9 градусов. «При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом „на ветер“. Для этого рули были положены на 15T влево». В результате крен увеличился и суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. За последующие 5-7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло.

Два судна - сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66» прошли мимо плотов с пассажирами и экипажем теплохода «Булгария». Первым судном, пришедшим на помощь терпящим бедствие, являлся круизный теплоход «Арабелла», экипажем которого и была проведена спасательная операция. На борту теплохода «Арабелла» выжившим была оказана первая медицинская помощь, предоставлены еда, горячее питье и сухая одежда. Несколько тяжело пострадавших были отправлены в Казань на «Метеоре».

На протяжении нескольких дней со дня трагедии продолжалась операция по подъёму теплохода «Булгария» со дна Куйбышевского водохранилища и по поиску тел погибших. В район крушения были стянуты значительные силы МЧС России, Министерства транспорта России, МВД России, Минздравсоцразвития и коммерческих структур, в том числе Севзапканат (была разработана уникальная оснастка для подъёма теплохода). В итоге теплоход «Булгария» был поднят и транспортирован в ближайший судоремонтный завод в Куйбышевском затоне. Параллельно были обнаружены все тела погибших.

По окончательным данным, из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79. Гибель остальных 122 человек подтверждена. Среди погибших и капитан теплохода «Булгария» Александр Островский.

Следственным комитетом Российской Федерации в связи с крушением теплохода «Булгария» было возбуждено несколько уголовных дел, а также привлечён к уголовной ответственности целый ряд должностных лиц:

  • 10.07.2011 года возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 263 УК РФ по факту затопления теплохода «Булгария».
  • 12.07.2011 года возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 238 УК РФ в отношении Светланы Инякиной (директора ООО «АргоРечТур» - субарендатора теплохода «Булгария») и Якова Ивашова (Эксперта Речного регистра, выдавшего разрешение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 г.).
  • 18.07.2011 года было возбуждено два уголовных дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 270 УК РФ в отношении капитанов Юрия Тучина (сухогруз «Арбат») и Александра Егорова (толкач «Дунайский 66»). При этом Юрий Тучин стал первым из должностных лиц, осужденных по уголовным делам, связанным с крушением теплохода «Булгария» (см. события 26 декабря 2011 года).
  • 15.08.2011 года возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ в отношении Ирека Тимергазеева (Начальника отдела Ространснадзора) и Владислава Семенова (Инспектора Ространснадзора).
  • В отношении выжившего в катастрофе старшего помощника капитана теплохода «Булгария» Рамиля Хаметова было возбужденно уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена).

В итоге, на стадии предварительного расследования все уголовные дела (за исключением уголовных дел возбуждённых в отношении капитанов Ю. Тучина и А. Егорова) были объединены в одно производство, а окончательные обвинения и статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, вмененные обвиняемым, уточнены.

Приговором Московского районного суда города Казани от 03-07 июля 2014 года все фигуранаты уголовного дела признаны виновными в инкриминируемых им преступлениях (кроме С. Инякиной, которая была оправдана по излишне вмененной ст. 263 УК РФ). Подробнее в разделе суд.

Все фигуранты упомянутых уголовных дел, за исключением двух капитанов, не оказавших помощь терпящим бедствие и старшего помощника капитана теплохода «Булгария» Рамиля Хаметова, были помещены под стражу.

Несколько ведомств представили общественности свои заключения по результатам проверок по факту крушения теплохода «Булгария» (см. раздел Итоги расследования)

Крушение теплохода «Булгария» имело большой общественный резонанс в России и остальном мире, что в свою очередь стало причиной начала массовых проверок в отрасли речного флота, в органах Речного регистра и Ространснадзора. Именно авария «Булгарии» активизировала процесс принятия закона об обязательном страховании ответственности перевозчика.

Память

В течение нескольких дней после крушения теплохода «Булгария» многие жители Казани приходили в Казанский речной порт, где был сооружен стихийный народный мемориал, состоящий из тысяч мягких игрушек, цветов и горящих свечей.

10 июля 2012 года на берегу Волги возле села Сюкеево Камско-Устьинского района напротив места, где затонул теплоход «Булгария», открыт мемориал в память о жертвах этой трагедии. Комплекс включает в себя стену памяти и центральную площадь, а также часовню и мечеть. Стена памяти сделана из монолитного бетона, облицованного гранитом. На ней изображен затонувший теплоход «Булгария» и золотыми буквами выбиты имена 122 погибших.

На месте крушения установлен буй. Проплывающие мимо суда должны давать длинный звуковой сигнал (гудок), тем самым отдавая дань памяти погибшим на теплоходе.

Родители пятилетнего Кирилла Чернова, погибшего при крушении теплохода «Булгария», объявили, что на компенсационные средства возведут детский городок вблизи посёлка Красногорский Республики Марий Эл.

В июле 2013 года часть родственников жертв катастрофы обратилась к президенту Татарстана с просьбой оставить в качестве памятника также и подлежащий утилизации теплоход.

В этот день, 5.06.1983 года теплоход "Александр Суворов" на полном ходу врезался в Ульяновский мост.
В результате катастрофы погибло не менее 176 человек, большинство из которых женщины. Некоторые эксперты до сих пор считают, что это был теракт...

«Александр Суворов» — круизный четырёхпалубный самоходный теплоход проекта 92-016 (тип «Валериан Куйбышев»), относится к самым крупным советским речным пассажирским судам. Он был построен в городе Комарно, Чехословакия, в 1981 году.


Теплоход "Александр Суворов". Ростовская набережная. Весна 1983 года. Фото А. Чеботарёва.

5 июня 1983 года теплоход шел по маршруту туристического круиза Ростов-на-Дону — Москва. Во время ужина по радио поздравили с днём рождения шеф-повара ресторана. К этому поздравлению присоединились и отдыхающие. После этого большинство пассажиров перешли на верхнюю палубу, где были танцы, и в кинозал теплохода, в котором показывали отечественный детектив «Похищение «Святого Луки».

В 21:40 «Александр Суворов» на полном ходу врезался под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу. В течение 15—20 секунд рубка со всем оборудованием, кинозал, трубы, шлюпбалки были снесены.

Скорость теплохода перед столкновением составляла 25 км/час, то есть была близка к максимальной. После столкновения у теплохода заглохли двигатели по причине смятия выхлопных труб, но теплоход по инерции прошёл за мостом ещё около 300 м.

Из-за аварии пролётное строение железнодорожного моста было смещено на 40 см. В это время по мосту следовал грузовой поезд со скоростью 70 км/ч, массой 3 300 тонн, в составе 53 вагонов, 11 из которых сошли с рельсов. Часть вагонов опрокинулись, их груз (уголь, зерно, бревна) частично попали на теплоход. В фермах моста застряла цистерна с топливом и только чудом она не рухнула на теплоход и не взорвалась.

Число погибших, по разным данным, составило не менее 176 человек. Неопределённость связана с тем, что во время рейса «Александр Суворов» был перегружен. Помимо 330 пассажиров, на его борту находились 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала. Также на теплоходе находились знакомые и родственники членов экипажа.

Большое число жертв объясняется тем, что в момент столкновения большая часть пассажиров находилась в кинозале и на танцплощадке на верхней палубе, полностью уничтоженной столкновением с фермой моста.

Слева капитан судна В.В.Клеймёнов.

Воспоминания участника событий...

"Сразу после ужина Владимир Петрович П. пошел в каюту с женой. Около половины одиннадцатого она сказала: «Пойдем наверх, рядом город, а мы его не увидим...» Он отмахнулся, не захотелось. Она ушла. Больше он её живой не видел...
Он ощутил удар. Теплоход замедлял движение. Владимир Петрович выскочил из каюты и бросился наверх по трапам, Перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул. Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, пошел вверх. Увидел ужасное. Горы окровавленных шевелящихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у неё не было, но она дышала еще и смотрела на него безумным взглядом. Отчетливо произнесла: «Скажите маме, что я жива...» И тут же умерла." (С) «Комсомольская правда»,16.05.98.

Ещё в течение месяца после трагедии вплоть до Куйбышева (Самара) к берегу прибивало обезображенные тела. На ульяновских предприятиях были мобилизованы рабочие, собирались отряды студентов, которые работали в больницах и на транспорте.

Жертв могло быть и больше. Многие оставшиеся после катастрофы пассажиры прыгали в воду с целью спастись. Пострадавших доставляли в ульяновские больницы, благодаря своевременному оповещению лечащего персонала и приезду врачей из близлежащих больниц удалось спасти много пассажиров.

В том же году эксперты пришли к мнению, что к катастрофе привели следующие причины: халатность первого штурмана Евгения Митенкова, халатность рулевого, отсутствие сигнальных огней на мосту в тёмное время суток, на шестом пролёте, через который такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролёт.

Штурман визуально засомневался сможет ли судно войти под пролет и запросил размеры пролета у диспетчера Ульяновского речного порта, на что получил ответ: «13,8». Запросив повторно, он получил тот же ответ и сказал: «Совсем плохо!» Штурман визуально видел, что габарит меньше, но, получив от диспетчера правильную цифру габарита пролёта в 13,8 метров, при котором теплоход проходит, продолжил движение. Вероятно штурман решил, что виной темное время суток и визуальные эффекты зрения. То, что теплоход идёт не в свой пролёт, заметил и охранник на мосту. Он попытался привлечь внимание вахтенных звуками выстрелов, но это оказалось бесполезным. Теплоход на полном ходу врезался в мост. Штурман Евгений Митенков погиб в катастрофе.

Многие даже сейчас считают что это был теракт. Не заметить, что судно идет не в тот пролет практически невозможно, нужно быть полным идиотом или в стельку пьяным. Штурман и рулевой были опытными и проходили сотни подобных мостов. Береговые диспетчерские службы даже пустили предупредительные ракеты и не заметить их было сложно. Теракт рассматривался и следствием, но доказать ничего не смогли. Ряд экспертов считают что рулевого и штурмана заставили изменить курс, а затем убили.

Рубка не была снесена. Но когда мертвого штурмана вытащили из нее у него было разбито лицо, на лице имелась ножевая рана, был выбит зуб и разбиты губы. Странно и то что корабль не снизил ход у моста, это обычное дело.

После суда капитан судна Владимир Клеймёнов был осуждён на 10 лет лишения свободы, поскольку суд признал, что он не смог обеспечить дисциплины на судне, хотя во время столкновения с мостом он не присутствовал на капитанском мостике.

После трагедии судно было восстановлено. Вообще этому судну с именем великого полководца не везет. Не моряк Суворов.... 30 мая 2008 года теплоход следовал по каналу имени Москвы от Северного речного порта Москвы в Тверь. При прохождении шлюза судно коснулось его бортом, в результате этого вышло из строя рулевое управление. В результате полученных повреждений теплоход не смог продолжить движение... к счастью, все пассажиры отделались легким испугом.

Инфа и фото (С) интернет

"Булгария" — речной круизный двухпалубный дизель‑электроход проекта 785 (словацкое обозначение OL800, osobna lod 800) был построен в 1955 году на судоверфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в городе Комарно (Чехословакия, с 1993 года — Словакия).

Длина судна — 80,2 метра, ширина — 14 метров, осадка — 1.9 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 (дизельный четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный) мощностью 400 лошадиных сил каждый. Корабль был рассчитан на 140 пассажиров , максимальная пассажировместимость составляла 233 человека.
Дизель‑электроход имел класс Речного регистра "О" (Внутренние водные пути, реки и водохранилища, ограничение по силе ветра не свыше семи баллов).
Первоначально корабль имел, кроме одно-, двух- и четырехместных кают, также шести- и восьмиместные, но в процессе эксплуатации каюты большой вместимости были переоборудованы .
На судне были два ресторана, бар, музыкальный салон, открытый солярий, медицинский пункт.

При постройке дизель‑электроход получил название "Украина", в феврале 2010 года был переименован в "Булгарию" в честь Волжской Булгарии.

До 1962 года судно принадлежало Волжскому пароходству (порт приписки — Горький, ныне Нижний Новгород), затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время — ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство").
В 1986 году корабль использовался как плавучая гостиница для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной Чернобыльской АЭС. После окончания работ "Украину" ("Булгария") в числе других наименее зараженных судов вернули в эксплуатацию.
До 2003 года судно эксплуатировалось в Перми различными турфирмами. В 2003 году "Камское речное пароходство" по экономическим причинам отказалось от использования дизель‑электрохода, и несколько лет в законсервированном виде он стоял в доке. В 2006 году корабль прошел доковый ремонт, в 2007 году его вновь спустили на воду.
Каждый год, начиная с 2007-го, у теплохода был новый арендатор .

В 2011 году корабль был арендован ООО "Бриз", которым в июне 2011 года сдан в субаренду казанской компании ООО "АргоРечТур" (Татарстан).
Судно бассейна реки Волги (в том числе по реке Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.
Срок эксплуатации дизель‑электроходов типа "Булгарии" не превышает 20 лет, более длительная эксплуатация корабля возможна только при условии постоянного ремонта и модернизации.

9 июля 2011 года дизель‑электроход "Булгария" вышел из Казани в город Болгар в двухдневный круиз выходного дня. У судна был крен на правый борт и неработающий правый двигатель. Маршрут круиза проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. На борту находился 201 человек, из которых 147 человек — пассажиры.

10 июля 2011 года начавшаяся гроза со шквалистым ветром , возвращавшийся из Болгар в Казань, на правый бок.
Несмотря на усилия капитана и экипажа, судно не смогло противостоять стихии и в считанные минуты в трех километрах от берега в районе села Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана на глубине 20 метров.

Теплоход не дотянул до спасительной мели, к которой вел судно капитан, примерно 50 метров. Сигнал бедствия с "Булгарии" подать не успели, так как радиорубка была практически сразу же затоплена.

Из 201 человека, находившегося на борту, спаслись только 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах, уцелевших плавсредствах и просто в воде рядом с ними.
Через некоторое время после крушения теплохода мимо спасшихся пассажиров прошло два грузовых судна — сухогруз "Арбат" и баржа с толкачом "Дунайский‑66", капитаны которых не остановились, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.
Спасшиеся после крушения "Булгарии" продержались в воде около двух часов, пока на помощь не подошел теплоход "Арабелла", который и спас оставшихся в живых людей.
Сразу после крушения началась поисково‑спасательная операция, которая продолжалась 16 суток.

25 октября 2011 года теплоход "Булгария" как вещественное доказательство по делу о кораблекрушении — Камскому речному пароходству. Корабль с помощью толкачей был отбуксирован на мелководье у поселка Куйбышевский Затон.

За неоказание помощи терпящим бедствие сухогруза "Арбат" Юрий Тучин и буксира "Дунайский‑66" Александр Егоров, которые, находясь в районе крушения "Булгарии", по мнению суда, не оказали всей необходимой помощи тонущим людям. Капитанам назначено наказание в виде штрафов — 130 тысяч рублей и 190 тысяч рублей соответственно.

10 июля 2012 года в годовщину трагедии на высоком берегу Волги в селе Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана в память о погибших на теплоходе "Булгария". Он состоит из часовенной церкви, мечети и стены памяти с именами погибших пассажиров и членов экипажа "Булгарии" на центральной площади комплекса. В темное время суток с начала и до окончания периода судоходства осуществляется подсветка мемориала.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Эта трагедия, сучившаяся 34 года назад на Волге в районе Ульяновска, унесла жизни свыше 170 человек. Злой рок словно преследовал теплоход «Александр Суворов» – спустя четверть века после того жуткого происшествия судно вновь потерпело крушение.

Как и почему все произошло

Четырехпалубнику «Александр Суворов», самому крупному на тот момент речному пассажирскому судну Светского Союза, на день крушения исполнилось всего два года, теплоход по заказу Волго-Донского речного пароходства сделали в Чехословакии. В тот роковой июньский день 1983 года «Суворов» совершал по Волге туристический маршрут от Ростов-на-Дону до Москвы.

В десятом часу вечера 5 июня теплоход на почти максимальной скорости протаранил не предназначенный для судоходства пролет Ульяновского моста, серьезно повредив конструкцию самого надречного инженерного сооружения. Теплоход двигался со скоростью 25 км/ч (для такого судна она почти максимальная). В результате столкновения полностью снесло рубку, кинозал, срезало дымовые трубы. Несмотря на заглохшие двигатели, «Суворов» после аварии «на автомате» преодолел порядка 300 метров.

Текст переговоров штурмана «Александра Суворова» Евгения Митенкова с Ульяновским речным портом говорит о том, что Митенков проявил преступную халатность (к слову, за нее штурман заплатил и своей жизнью): габариты судна явно не соответствовали тому пролету, через который теплоход шел. Явную и не менее преступную беспечность продемонстрировал также рулевой судна. Кроме того, к моменту крушения уже стемнело, а на мосту не было соответствующих сигнальных огней. Будку путевого обходчика, стоявшую на роковом пролете, в темноте очевидно приняли за сигнальный щит, который в таких случаях показывает, что теплоход может проходить в этом месте под мостом.

Жуткие последствия крушения

Столкновение произошло в тот момент, когда по мосту двигался товарняк в составе 53 вагонов. После удара 11 из них сошли с рельсов. Поезд перевозил древесину, уголь, зерно. Из опрокинувшихся вагонов все это полетело на теплоход. Застрявшая в фермах цистерна с горючим едва не рухнула на «Суворов».

Вместе с экипажем, обслуживающим персоналом, их родственниками и знакомыми, пассажирами на «Александре Суворове» находилось свыше 400 человек. Из них погибли более 170 (до сих пор называются разное количество жертв). Был теплый летний вечер, многие отдыхающие смотрели кино или веселились на танцплощадке на верхней палубе. И кинозал, и танцпол при крушении снесло. Очевидцы вспоминают, что по трапам, ведущим на верхнюю палубу, лились ручьи крови, а зрелище, которое открывалось при взгляде на место трагедии, было неописуемо из-за чудовищности открывавшейся картины – сплошное кровавое месиво из шевелящихся человеческих тел.

Многие пассажиры после крушения прыгали за борт. Персонал ульяновских больниц экстренно подняли по тревоге, и помощь медиков спасла многие жизни «суворовцев».

Штурман погиб, сердце капитана не выдержало

Находившийся в рубке штурман «Александра Суворова» Евгений Митенков погиб. Капитану Владимиру Клейменову дали 10 лет тюрьмы. Ему 5 июня надо было выходить на дежурство в 24 часа, и поэтому капитан в момент крушения находился у себя в каюте. Из отмеренного судом срока Клейменов отсидел немногим больше половины, его досрочно освободили из-за гипертонии. Спустя 7 лет после той страшной ночи сердце капитана не выдержало.

Поскольку в советское время о катастрофе было мало что известно, ходили слухи, что столкновение «Суворова» с мостом спланировали западные спецслужбы, якобы снимки теплохода после аварии, попавшие впоследствии в зарубежные СМИ, были сделаны со спутника. Но реального подтверждения этим домыслам нет, они легко опровергаются при внимательном изучении опубликованных на сегодняшний день документов – фото делались для следственного эксперимента советскими правоохранительными органами.

Юзом к шлюзу

Теплоход восстановили, и он до сих пор на ходу. Девять лет назад с ним приключилась еще одна авария – «Александр Суворов» с почти 300 пассажирами на борту в канале имени Москвы бортом задел шлюз. Вышла из строя система управления судна, движение теплохода застопорилось. На этот раз пострадавших не было.

Источник: Катастрофа теплохода «Александр Суворов»: самое страшное крушение на Волге
© Русская Семерка russian7.ru

=================================================

За тридцать с лишним лет я так и не забыла эту трагедию. Большинство посетителей сайта - молодые люди "до 30", которые, возможно, и не знают о том трагическом событии. Но и "за 30", даже "за 40" о нём вряд ли помнят по причине малолетнего возраста.

За несколько лет до происшествия я, с целью подработки помимо основной работы в КБ, закончила курсы экскурсоводов. Получив "корочки", стала по выходным дням работать с туристами, прибывающими в наш волжский город на теплоходах. Это сейчас туризм по Волге значительно сократился, в то время прибывали теплоходы один за другим, часто причаливая один к другому из-за того, что не было свободного причала. Туристы выходили на набережную, минуя иногда 2-3 теплохода. Групп много, экскурсоводов мало.

Я перед тем памятным событием ушла в декретный отпуск, была свободна от основной работы, здоровье позволяло активно включиться в экскурсионную деятельность.

Теперь о грустном… в один из дней по расписанию я проводила экскурсию с группой туристов с того самого рейса теплохода "Александр Суворов", когда он направлялся вверх по Волге. Ничего особенного, обычная экскурсия.

И вдруг, спустя несколько дней - ошеломляющее известие о трагедии, произошедшей в Ульяновске… В тот день я собиралась на очередную встречу с туристами другого теплохода. Я была психологически раздавлена новостью об этой трагедии, плюс - жара за 30 градусов. Из памяти никак не выбросить лица тех туристов, которых ещё совсем недавно я знакомила с достопримечательностями нашего города… Хотелось думать, что именно с "моими" туристами беда не случилась, хотя это было слабым утешением.

Дольше обычного прождала троллейбус, к очередной группе туристов задерживаться было нельзя, поэтому пришлось пробежать немного в своём "интересном" положении. Вижу столпившуюся у причала "бесхозную" группу туристов, несусь к ним, и… (до сих пор вспоминаю с ужасом!) громко спрашиваю: "Это теплоход Александр Суворов? Вы туристы с Александра Суворова?". Люди от меня молча шарахаются, но я всё не понимаю - почему, повторяю свой вопрос. Наконец, одна женщина, схватив меня за руку, вразумила… Я отдышалась, привела себя в порядок, подхожу к ожидающей группе, представляюсь им. Группа отказывается идти со мной на экскурсию, требует другого экскурсовода. Мои извинения, объяснения и пр. не помогли. Думаю, какой-то ужас охватил людей от одного вида растрёпанной, пузатой, запыхавшейся, по предположению - невменяемой женщины, которая искала туристов с только что потерпевшего крушение теплохода под Ульяновским мостом.

Я не могла настаивать, зашла к тур.операторам внутри реч. вокзала и попросила замены для меня другой группы, а тех, напуганных туристов взяла другая девушка, которая ждала группу с ещё не прибывшего теплохода.

Первое время меня долго мучали все эти воспоминания (и о трагедии, и о моей внезапной "невменяемости", испугавшей туристов, которые и без того находились под впечатлением от случившегося...

Рождение сына и связанные с этим хлопоты заставили меня прекратить свою тур. деятельность, со временем я вспоминала о трагедии и о моём ужасном конфузе всё реже, потом и совсем забывать стала...

Не знаю - зачем написала об этом сегодня, прочитав статью о том трагическом событии. Всё вспомнилось, будто случилось вчера.