» »

Что такое Троица Святая? Церковь Святой Троицы. Иконы Святой Троицы. Бог - Троица: Отец, Сын и Дух Святой

15.10.2019
Ему являлась Святая Троица

30 августа (12 сентября по "новому стилю") 1533 года. Преставление прп. Александра Свирского Чудотворца

Преподобный Александр Свирский Мастерская Александрова Свирского монастыря. Середина XVI в.

Преподобный Александр Свирский (15.6.1448-30.8.1533) - редчайшее явление в сонме русских святых. Он родился в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, напротив Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мір ради спасения своей души.

Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на "северный Афон". Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 г. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец; преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. Стефан постригся с именем Сергий, а мать - с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове доселе сохраняется узкая и сырая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек. Сохранилась и ископанная преподобным Александром для самого себя могила.

Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на нем же возможеши спастися». Великий свет указал ему место на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это было в 1485 г. Там он нашел «бор красен зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человек прежде живяше». Хижину свою Преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На полверсты от него находится озеро Святое, отделенное от него Стремниной горой. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь даже не хлебом, «а зелием зде растущим».

Скит подвижника был по воле Божией сначала обнаружен дворянином Андреем Завалишиным при преследовании оленя на охоте, а через него это святое место стало потом известно и многим людям. Обитель стала возрастать, а слава о даре прозорливости и врачевания недугов телесных и духовных, данном ее настоятелю, облетела вскоре все окрестные земли. Народ православный еще при жизни почитал Александра Свирского как святого.

На 23-м году поселения преподобного в пустыни, в 1507 г., большой свет явился в его храме и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною "паче солнца". Из уст их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти » . Мало кому из людей являлась Вся Св. Троица - чудо это редчайшее в человеческой истории.

По Божию повелению прп. Александр построил на этом месте часовню, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.

За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезною. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила Преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом безплотных сил небесных. Преподобный пал лицем на землю пред величеством Славы Ея, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.

За год до кончины своей Преподобный, призвав к себе всю братию и объявив им, что скоро наступит время преставления его от временной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них во игумена. Затем до самой кончины не переставал поучать свою братию богоугодному житию.

Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 г. 85-ти лет от рождения и, согласно предсмертному завещанию его, погребен был в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря. В 1547 г. он был причислен к лику святых. В 1641 г. мощи его были обретены совершенно нетленными: «Лице преподобного казалось не мертвым, как у других людей, как бы живым, показывая его душевную чистоту и награду, полученную им от Бога», - говорится в описании. Святые мощи были положены в присланный Государем Михаилом Феодоровичем серебрянный ковчег.

Все паломники, имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали обильно исцеления: слепые прозревали, расслабленные укреплялись в членах, страдавшие другими болезнями получали совершенное выздоровление, из бесноватых прогонялись демоны, бездетным подавалось чадородие.

Удивительная особенность мощей прп. Александра - их совершенное нетление - защитило их в годину жидобольшевицких гонений после революции. Когда стали разорять храмы (монастырь прп. Александра Свирского был превращен в концлагерь "Свирьлаг") и надругаться над мощами святых, большевики не посмели ничего сделать с прп. Александром, приняв мощи за свежий человеческий труп, "выдаваемый за мощи". Для разоблачения подделки и опровержения древности мощей в декабре 1918 г. Президиум Исполкома Северной области (под председательством Зиновьева) создал «врачебную комиссию со специалистом химиком»; гроб с телом отвезли «на судебно-медицинскую экспертизу» в Лодейное Поле, затем в Петроград в ведение Наркомздрава, а потом забыли о нем. Врачи тоже об этом позаботились и сохранили мощи в анатомическом музее Военно-медицинской Академии без их регистрации под видом "анатомического препарата".

Там святые мощи после долгих поисков и были обретены в 1997 г. Утверждают, что преподобный приветствовал искателей сильным мироточением. Мощи были вновь открыты для поклонения в переданном тогда же Церкви Свято-Троицком Александра Свирского монастыре 30 июля 1998 г. - в этот день отмечается их второе обретение. Возобновились и чудесные исцеления у великой святыни.

В монастыре, который из "Свирьлага" поочередно превращался в инвалидный дом, детдом, техникум, совхоз, в последние годы размещалась психиатрическая больница. Несмотря на царившую там мерзость запустения, иноки в скором времени восстановили храмы и братские корпуса на щедрые пожертвования многочисленных паломников.

«Дивный во Святых Своих Всеблагий Бог наш, прославляющий Угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволил и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как великое светило, положить в Церкви Своей, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами».

7 сильных молитв ко Пресвятой Троице

4.4 (88.67%) 30 голос.

Молитва на праздник Святой Троицы

«Во имя Отца-Бога, Сына и Духа Святаго молим о всепрощении и помиловании в день светлый и праздничный. Трижды Единый Отец наш небесный, возносим слова радости в этот праздничный день, находимся в доме Твоем и кланяемся образам в надежде на наставление и избавление от болезней и грехов, наши души отягощающих. Провозглашаем веру истинную да передаем из уст в уста слова благодарности за жизни наши в добре и милости Твоей. Молимся за каждого на земле живущего, под Твоим взором обитающего. Благослови, Господи, на жизнь праведную в милости и благости. Дай нам, Боже, прожить ее в почитании Тебя да в воспитании детей по заветам Твоим неоспоримым и единственно праведным.
Аминь.»

Молитва святой Троице об исполнении желания

«Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.»

Молитва Пресвятой Троице о здравии и исцелении

«О премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельной Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнею одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и примерные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.

Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя). Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.»

Молитва Пресвятой Троице от курения

«О премилосердный Боже, Отче, Сыне и Святьш Душе, в Нераздельней Троице покланяемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесные; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твой и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю нашему. Аминь.»

Молитва Пресвятой святой Троице о помощи

«Пресвятая в веках Троица Небесная, помилуй нас, грешных. Господи, очисти души наши от грехов и сквернословия, прости нам беззакония, нами творимые, да направи светом Божьим на путь праведный и безгрешный. Молим о прощении и помиловании Тебя, Трижды Единый Правитель и Властитель душ наших. Аминь.»

Молитва Пресвятой Троице, творение Марка монаха

«Всемогущая и Животворящая Святая Троица и Начало света, всё творение, то, что в мире сем и превыше мира, по единой благости изведшая из небытия и промышляющая о нем, и сохраняющая, и, кроме прочих Твоих неизреченных благодеяний к роду земному, покаяние до смерти ради немощи плоти нам даровавшая! Не оставь нас, несчастных, умереть в наших злых делах, и да не будем посмешищем начальнику зла, и завистнику, и губителю; ибо видишь Ты, Милосердный, и то, как сильны козни и вражда его против нас, и какова наша страстность, и слабость, и небрежение. Но неоскудевающие Твои благодеяния соверши над нами, молим мы, на всякий день и час прогневляющие Тебя нарушением Твоих священных и животворящих заповедей. Итак, все согрешения наши, во всей нашей прошлой жизни и до нынешнего часа в делах, или словах, или помышлениях отпусти и прости. Удостой же нас оставшуюся жизнь окончить в покаянии, и сокрушении, и соблюдении святых Твоих повелений. Если же мы, прельстившись наслаждениями, многообразно согрешили, или провели время, соблазнившись мерзкими пожеланиями, бесполезными и вредными; если, движимые гневом и яростью неразумной, какого-либо брата нашего оскорбили, или из-за языка нашего опутаны были сетями неизбежными, неправыми и крепкими; если каким-либо из чувств наших, или всеми ими, вольно или невольно, в ведении или в неведении, в увлечении или преднамеренно преткнулись безумно; если же злыми и суетными помыслами совесть осквернили; или если каким-либо другим образом согрешили, понуждаемые склонностью и привычкой к злу, прости нам и отпусти всё, Всещедрый, Преблагой и Многомилостивый, и даруй нам на будущее бодрость и силу, чтобы творить волю Твою, добрую, и благоугодную, и совершенную, чтобы от ночного и мрачного зла изменившись световидным покаянием и, как днём поступая благообразно, мы, недостойные, очищенными явились Твоему человеколюбию, воспевая Тебя и величая вовеки. Аминь.»

Многие из нас выросли в обстановке атеизма при Советском Союзе. Многие – в условиях массового «увлечения» религией, когда толпы людей повалили в церкви на Пасхальные, например, праздники. Но к истинной вере пришли и продолжают идти далеко не все. Не хочу сказать единицы, но было бы очень неплохо, если бы больше людей устремили свой взгляд в сторону , чем и является Бог.

Долго я не могла понять, кто такой Святой Дух из Святой Троицы. С Богом-Отцом и Богом-Сыном, казалось более-менее ясно, а вот третий персонаж был для меня непонятным и загадочным. Как-то в разговоре с коллегами я высказалась о своих сомнениях. На что последовал полушуточный/полусерьёзный ответ: тебе задание – выяснить и объяснить нам. Тогда у меня и в мыслях не было, что Вселенная услышит наш разговор и направит меня в нужное русло, чтобы узнать истину.

Просторы интернета, как и вообще информационная система, очень огромны, но есть Высшая Сила, направляющая нашу руку. Не стоит утверждать обратное, даже если это невозможно увидеть глазами и понять разумом. Мир устроен очень мудро и гораздо сложнее, чем нам кажется. Думаю, именно поэтому ко мне попала книга, из которой я почерпнула много полезной и нужной информации. Эта книга называется «Божественная система» Владимира Попова. Не буду пересказывать её смысл, но кому интересна тема устройства мироздания и каким путём можно облегчить свои мытарства и страдания, при желании сможет отыскать её и приобрести.

Так вот, Бог-Сын – это и самая известная личность в истории человечества Иисус Христос, и одновременно Бог Проявленный или материальный мир. То, что мы видим, слышим, чувствуем и ощущаем. В том числе и мы сами. Вот почему говорится, что Бог создал нас по образу и подобию своему.

Святой Дух – это Бог Непроявленный , или энергий. То, что мы не можем увидеть или потрогать руками. Но он столь же реален, как и материя. Это обратная сторона привычного для нас материального мира. Ведь для того, чтобы тело ожило, необходимо «вдохнуть» в него жизнь.

Эти две реальности существуют одновременно, и в совокупности образуют единый, общий мир, или Бог-Отец, Единый Бог . Отсюда же идёт и нашего мира, проявляющаяся в единстве и противоположности понятий.

Две реальности

Всем нам даётся тело, одно-единственное, в которое мы приходим в этот мир, и которое покидаем, уходя в мир иной. Тело – наш дом, дом для души или того, чем мы являемся. Хотя мы являемся и телом, и , и нашими убеждениями, мыслями и ролями одновременно. Мы можем всем этим управлять, и в то же время тело живёт как бы само по себе, когда мы увлечены раздумьями или на автомате выполняем какие-то действия. А работой сердца и дыханием могут управлять вообще единицы, путём длительных и упорных тренировок.

К материальному миру мы привыкли с детства. Мы видим наших родителей, окружающих людей. Видим горы, поля, равнины. Ступаем по твёрдому асфальту и мягкой траве. Засыпаем в тёплой постели, перемещаемся в пространстве при помощи транспортных средств. Дома, улицы, города, машины и компьютеры стали неотъемлемой частью нас самих. Это наш мир – видите, слышите, ощущаете?

Мы углубились в материальное настолько, что о другой стороне жизни просто забыли. А оно настолько связано, что прибавляя в одном, однозначно истощается второе. И это второе есть невидимый мир энергий. Вот почему так распространена сейчас нехватка энергии у людей. Нарушена гармония, к которой каждый из нас стремится, сознательно или подсознательно.

Незнание законов не освобождает от ответственности. Это утверждение верно и в случае тонких материй. Мы ещё только в самом начале пути познания этой части нашего мира. Но даже и то, что уже давно известно человечеству, забыто, отброшено, растоптано.. Как вы думаете, откуда появляется Зло? Любое зло – это недостаток . Также как и тьма – просто отсутствие света. Даже маленькая искра способна победить тьму. Также и улыбка способна на маленькое чудо. Любое Великое начинается с малого.

Почему-то многим из нас кажется, что Бог – это старичок, сидящий на облаке. Но это также верно, как плоская Земля на трёх слонах или китах. Единый Бог – это всё, что окружает нас, это и есть сам мир, видимый и невидимый. В том числе и мы сами – составляющая часть Бога. Мы неотделимы от него. Мы как клеточки в едином организме. Кажется, что каждый сам по себе, но это лишь . Помогая другим, мы улучшаем свой же мир, разрушая кого-то, мы отравляем своё же существование.

Это очень важно понять. Чтобы изменить то, что люди уже натворили. Не стоит обвинять кого-то или что-то. Это глупо и бесполезно. Обратите свой взор в себя, начните с себя. Сумейте разглядеть в себе Божественное начало. Почувствуйте себя частью огромного Единого Бога. Если вам это удастся, считайте это огромным прорывом. А затем сделайте следующий шаг – пошлите любовь всему этому, то есть Богу. А это и есть главная цель в жизни каждого человека – научиться любить. Это было бы очень легко, если бы не было так сложно…

В заключение хочу высказать ещё одну мысль.

Параллельные миры совсем рядом – мир насекомых, микроорганизмов, мир галактик и атомов. Все они могут лишь догадываться о нашем с вами существовании. А могут и даже не догадываться. Но от этого ничего не меняется – мы продолжаем жить.

____________________________________________________________________________________

Хотите верьте, хотите нет...

Пожалуй, все знают, что такое Святая Троица. Под этим понятием имеют в виду триединого Бога – Отца, Сына и Святого Духа (ее иногда обозначают Св. Троица). Но что же это означает – иными словами, как может единый Бог проявляться сразу в трех лицах?

Подробный ответ на этот вопрос, комментарий представителя церкви из первых уст – все это можно найти в материале.

Триединство – это основное представление христианской религии о Боге. Оно означает, что Бог имеет три лица (иногда их еще называют ипостаси):

  • Бог Отец;
  • Бог Сын (Иисус Христос);
  • Бог Святой Дух.

Эти лица появляются в истории человечества последовательно, одно за другим – сначала Отец сотворил небо и землю и все, что на них. Затем Сын пришел спасти грешное человечество. А на пятидесятый день после его физической смерти на землю сошел Дух Святой. Это означает наступление благодатного времени, когда каждый человек может получить прощение и спасение путем искреннего раскаяния в молитве.

При этом в действительности все три лица имеют единую природу и существуют без начала и без конца. Интересно, что определенный намек на это можно увидеть на самой первой странице Библии.

В книге Бытие (глава 1) поэтапно описывается процесс сотворения мира. Всем известна фраза «И сказал Бог… и стало так». Сначала появился свет, затем суша, океаны, растительность, животные. Наконец, наступил день шестой – дошла очередь до человека.

И на этом месте внимательный читатель легко заметит своеобразный сюрприз:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Как же так? До этого момента Бог ни к кому не обращался, он просто отдавал приказы и создавал небо и землю, а также живых существ. Когда же речь пошла о сотворении человека, Бог явно к кому-то обращается.

Вот оно – первое упоминание о Троице Библии: даже на основе этого места, можно понять, что она означает (как в православии, так и вообще в христианском вероучении).

Пресвятая Троица – это и есть Бог, который существует без начала и без конца. Однако многим людям до сих пор трудно понять, что такое Троица в православии и в христианстве вообще.


Иными словами – как может быть такое, что три лица представляют единого Бога? В этом нет никакой вины человека – голос разума зачастую доминирует над верой и желает получать только конкретные, четкие ответы: 1 день, 2 килограмма, 3 километра и т.п.

Представление о триединстве Бога никак не укладывается в логические рамки. Ведь математика – точная наука, которая говорит о том, что один – это один, а три – это три. Но в том и дело, что вера – это не математика.

Более того – природа Бога и его силы во многом остаются великой тайной для человека. К слову сказать, в науке есть и собственные «большие» загадки – например, откуда произошло человечество, для какой цели оно появилось на земле. Если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, то откроем один любопытный факт: вопросов в ней куда больше, чем ответов.

Причем речь идет не только о важных задачах, но даже о бытовых, повседневных делах. Порой даже самое простое действие наводит на человека некоторую оторопь. Что же говорить о загадках Вселенной, а тем более – о тайнах, связанных с ее Создателем?

Да, Бог един, но в то же время он проявляется в трех лицах. Впрочем, даже на нашей планете мы можем найти немало примеров, которые по крайней мере хорошо иллюстрируют эту аналогию. Например, вода может быть и паром, и льдом, и жидкостью – причем это единственное вещество, которое в земных условиях способно находиться сразу в 3 состояниях. И в то же время вода остается водой, природа ее едина.

А вот другой пример – радуга с ее бесконечным количеством тонов и полутонов. «Разобрать» ее на части до сих пор не удавалось никому, но ведь это и не требуется: только сочетание цветов можно признать радугой. А по отдельности каждый из них – не более, чем оттенок того или иного тона.


И таких примеров можно приводить еще очень много. Но суть их одинаковая: единая природа вещей, и в то же время – разное их проявление. Значит, Святая Троица – это единый Бог, проявляющийся в трех лицах.

Поэтому на вопрос о том, что такое Святая Троица в православии или вообще в христианстве, можно ответить очень коротко: это и есть Бог.

Что такое значит Святая Троица в православии: ответ священника

Подробный видеокомментарий священника о том, кто такая Святая Троица, и что такое означает Пресвятая Троица в христианстве, можно увидеть здесь.

История и значение праздника Пресвятой Троицы

В честь Святой Троицы отмечается одноименный праздник. Его традиционно встречают на 50 день после Пасхи (т.е. он тоже всегда выпадает на воскресенье).

Интересно, что само слово «Троица» появилось после написания Библии и даже после земной жизни Христа – оно было введено в оборот древнегреческим священнослужителем Феофилом Антиохийским еще в 2 веке нашей эры. А представление о триединстве Бога зародилось еще раньше – ему положило начало история, случившаяся ровно через 50 дней после воскресения Иисуса.

Еще при жизни Спаситель обещал, что после его смерти на землю обязательно сойдет Святой Дух. Скорее всего, тогда люди не вполне поняли его слова. Затем прошло довольно много событий – драматичных и праздничных. Сначала, как известно, Господь вошел в Иерусалим (в этот день мы празднуем Вербное воскресенье), затем умер и воскрес (праздник Пасхи), а спустя 40 дней ушел на небо (Вознесение).

И вот на пятидесятый день несколько апостолов, учеников Иисуса собираются вместе в одном доме в Иерусалиме. В Библии на этот счет написано довольно красиво (Деяния 1:14):

Все они были единодушно вместе.

Эти люди собрались потому, что они последовали за Христом. Ждали ли они исполнения пророчества о Святом Духе или нет – но в этот момент случилось настоящее чудо.

В небе послышался очень сильный шум, как будто гром или, как мы сказали бы сегодня, гул низко летящего самолета. Однако никто не испугался этого. И вдруг в какой-то момент над головой каждого апостола загорелся язычок пламени. Одновременно с этим собравшиеся начали говорить на разных языках, которые действительно использовали многие окрестные народы того времени.


Это чудо повергло всех жителей Иерусалима в шок, и они даже посчитали, что ученики Христа просто пьяны. Однако на самом деле последователи Иисуса исполнились Духа Святого. Они сразу пошли проповедовать его слово и учить все народы, как, впрочем, и повелевал Господь.

Вот и получается, что в день Пятидесятницы на землю сошел учитель, покровитель людей и одновременно помощник Бога, а вместе с тем – его третье лицо. И все это – Святой Дух.

Вот почему Троицу нередко называют Духов день (хотя на самом деле он отмечается не в воскресенье Пятидесятницы, а на следующий день – в понедельник). Интересно, что Троица отмечается все три дня (воскресенье, понедельник и вторник, причем основные торжества проходят в первые два из них).

Кто такая Святая Троица для нас?

Что же значит сошествие Духа Святого для нас? Иными словами – что же такое входит в понятие Святая Троица?

Безусловно, это и есть сам триединый Бог. Человеку, возможно, будет непросто осознать это чистой логикой, но поверить в эту истину вполне возможно, если правильно настроить свое сердце. Троица – это проявление Бога во всей его полноте, а также определенный образ, который символизирует исполнение божественного замысла для человечества.

Очень коротко его можно описать так: Отец сотворил небо и землю, Сын спас всех людей от греха и даровал спасение, а Святой Дух положил начало времени божественной благодати.

Вот почему именно в день появления Святого Духа отмечается Святая Троица, что означает проявление Бога во всех трех его лицах. Каждый верующий теперь может обращаться к нему напрямую и просить в молитве о прощении, успокоении и восполнении своих нужд. Интересно, что до этого момента люди обращались к своим богам только через жертвоприношения животных и специальные обряды, сопровождавшие это мероприятие.


Вот почему Пресвятая Троица олицетворяет отношение Бога, его любовь и милость к каждому человеку. Несмотря на грешную природу, каждый из нас вправе не только взывать о прощении, но и о спасении. В той же книге Деяний написано (2:21):

Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Вот он – вечный и бесценный дар спасения, который приходит с небес. Благодаря исполненной миссии каждого члена Святой Троицы этот дар сегодня может получить любой из нас. Достаточно только желания и хотя бы немного веры.

Троица. Иконы

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева - это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.


Троицкие храмы на Руси

Один из первых храмов на Руси был посвящен Троице. Его построила княгиня Ольга на своей родине, в Пскове. Деревянный храм, возведенный в X веке, простоял около 200 лет. Второй храм был каменным. По преданию, его заложил в 1138 году святой благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил). В XIV веке свод храма обрушился и на его основании возвели новый собор. Но до нашего времени и он не сохранился - сильно пострадал в 1609 году во время пожара. До настоящего времени сохранился четвертый собор, построенный на том же месте и по-прежнему носящий название Свято-Троицкого.

Собор Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, построен на месте Троицкого храма, возле которого стояло еще семь деревянных церквей - в память казанских побед освящены они были во имя тех праздников и памятей святых, когда происходили решающие сражения. В 1555-61 гг. на месте этих храмов был построен один каменный - девятипрестольный. Центральный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а один из приделов посвятили Троице. До XVII века собор так и носил народное название Троицкого.

Пресвятой Троице посвящен и самый знаменитый русский монастырь - Троице-Сергиева Лавра . Поселившись на Маковце в 1337 году, преподобный Сергий построил деревянный храм во имя Святой Троицы . В 1422 году на месте прежнего деревянного храма ученик преподобного Сергия, игумен Никон, заложил каменный Троицкий собор. При его строительстве были обретены мощи преподобного Сергия. Расписывали собор знаменитые мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса был написан знаменитый образ Троицы ветхозаветной.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Марков монастырь в Витебске. Основание Маркова монастыря предположительно относится к XIV–XV векам. Существует легенда об основателе монастыря - некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь существовал до 1576 года, после был упразднен, а Троицкий храм превращен в приходской. Монастырь возобновлен в 1633 году князем Львом Огинским, в 1920 году закрыт. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор - один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества). Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена. Это единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел - в честь св. Сергия Радонежского. Монастырь возрожден в 2000 году.

В честь святой Троицы был основан Свято-Троицкий (Тройчанский) монастырь в г. Слуцке (Белоруссия). Время основания Свято-Троицкого монастыря неизвестно. Первое упоминание о нем датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 года при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 году было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза (ум. 1599 г.), будущий киевский митрополит. При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 года бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий (? - начало 1570-х г.). В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она возникает в XVIII веке. В Первую Мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель, архимандрит Афанасий Вечерко, выслан. 21 февраля 1930 года монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-е годы. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 году на месте обители установлен памятный крест.

В 1414 году на берегу реки Нурмы, неподалеку от ее впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области был основан Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Основателем обители являлся ученик преподобного Сергия Радонежского - Павел Обнорский (1317–1429 гг.). В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505–1516 годы). В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников. Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920–30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен РПЦ в 1994 году.

Во имя святой Троицы освящен Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь. Расположен в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. По преданию, обитель была основана в 1385 году святителем Стефаном Пермским (1340-е гг. - 1396 гг.) с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. Но данное сооружение просуществовало недолго. По местным легендам, Ульяновский монастырь был назван в честь девушки Ульянии, которая, не желая попасть в руки врагу, решила утопиться в реке. Напротив этого места был построен монастырь. В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, находились в Национальном музее Республики Коми. В 1994 году монастырь был передан РПЦ.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите (ок. 1283/ 1288 - 1340/1341 гг.) и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским (ум. 325/326 гг.), результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. В этот период происходит бурное развитие монастыря. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. На территории обители долгие годы располагался музей, часть экспозиции которого находится там и ныне. В 2005 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был основан Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь. Расположен на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Основан в XIV веке Стефаном Махрищским (ум. 14 июля 1406 г.) как мужской монастырь. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.

Во имя святой Троицы в 1520 году был основан Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Основал обитель преподобный Антоний Сийский (1477–1556 гг.). В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас - в РГАДА). Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. В 1992 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был освящен монастырь в Астрахани. История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирила, повелел ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий». К 1573 году игуменом Кирилом были выстроены: «храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трех саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня». Все постройки были деревянные. Ко времени кончины игумена Кирила в 1576 году им было выстроено в монастыре еще два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы. В 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящен был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом святителя Николы Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В советские годы в обители было устроено архивохранилище, а святыни были преданы поруганию.

Во имя Троицы основан монастырь в г. Муроме Владимирской области. Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643 год) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов - на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI–XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века. Открыт в 1991 году. Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезенные из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.

Также во имя святой Троицы освящен Александро-Свирский монастырь, Зеленецкий-Троицкий монастырь, Клопский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, Белопесоцкий и Троицкий Болдин монастыри, монастыри в Казани, Свияжске, Калязине, Переславле-Залесском, Тюмени, Чебоксарах и других городах.

В честь святой Троицы основаны обители в Сербии, Грузии, Греции, Палестине, Финляндии, Швеции.

В честь Троицы освящен храм в Великом Новгороде. Храм датируется 1365 годом. Построен по заказу новгородских купцов, торговавших с Югрой (Приуральем). Наибольший ущерб церковь Троицы получила во время Великой Отечественной войны. Наряду с другими памятниками новгородского зодчества была отреставрирована в 1975–1978 годах, хотя фактически работы продолжаются до сих пор.

Также в честь Троицы освящена церковь Духова монастыря в Великом Новгороде. Церковь Троицы с трапезной палатой построена около 1557 года по заказу игумена Ионы. Она расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже - трапезная и келарская. Церковь серьезно пострадала во время шведской оккупации 1611–1617 гг., а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году.

Во имя Троицы Живоначальной освящен храм в Москве - в Полях. Впервые упомянут в 1493 году в Воскресенской летописи. В 1565 году была построена каменная церковь. В 1639 году рядом с каменным Троицким храмом с приделами Николы Чудотворца и Бориса и Глеба, выстроенным боярином М. М. Салтыковым (двоюродный брат царя Михаила Федоровича), был выстроен деревянный храм в честь Сергия Радонежского. Церковь Троицы была разрушена в 1934 году. Быстрота сноса не позволила провести детальное исследование памятника архитектуры. На ее месте был разбит сквер, на место трапезной был поставлен памятник первопечатнику Ивану Федорову.

Во имя Троицы освящен храм в Никитниках (Москва). Еще в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты (ум ок. 372 г.). В 1620-е годы она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628–1651 годы был сооружен новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631–1634 и 1653 годах. Южный придел храма был посвящен Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В 1920 году храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1991 храм вернули РПЦ.

Жуковцы Винницкой области. Белокриницкие приходы в Румынии в , с. Пашкань (Румыния) и г. Васлуй также отмечают храмовый праздник.

Община Русской Древлеправославной Церкви в (Румыния) отмечает сегодня храмовый праздник.

Много и поморских храмов посвящены Святой Троице: в